Моя новая игра - обзор настольной игры "Битва за галактику" (Race for the Galaxy). «Race for the Galaxy»: путеводитель по миру игры

Считается чуть ли не эталоном карточного экономического симулятора. Правила с кучей нюансов, которые требуют вдумчивого вникания в течение пары партий, напряженное противостояние без ярко выраженного конфликта, шикарное оформление, космическая тематика... Что еще нужно любителям научной фантастики и игр, в которых надо шевелить мозгами?!

Однако достаточно высокий порог вхождения может стать и препятствием для освоения этой замечательной игры. Давайте подробнее разберем фазы игрового хода, чтобы первая партия не стала камнем преткновения!

Что делать будем?

Все начинается с выбора стартового мира. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, что сильно влияет на выбор стратегии дальнейшего развития.

В настольной игре «Борьба за галактику» каждый раунд делится на 5 фаз.

Фаза исследования позволяет добрать карты, среди которых могут быть новые миры, технологии - в общем, все, что пригодится будущему властелину галактики. При этом поиск бывает двух видов. Вы можете просмотреть 7 карт, а оставить себе одну - самую лучшую, либо оставить 2 карты из 3 просмотренных. Стоит принимать решение по ситуации. В первом случае у вас больше выбора и есть шанс заполучить максимально хороший ресурс. Во втором выбор небогат, зато и добычи больше - пригодится, когда нужно срочно сделать хоть что-нибудь.

Фаза разработки внедряет новые технологии в ваши миры. Конечно, не бесплатно - за любое научное исследование нужно чем-то пожертвовать. Ну, не жизнью, и ладно. В настольно игре «Борьба за галактику» карты являются универсальным инструментом - это и ресурс, и деньги. За разработку технологии придется заплатить, сбросив с руки от 1 до 6 карт. Технологии приносят победные очки

Фаза освоения - это как раз захват новых миров для расширения вашей будущей галактической империи. Может осуществляться опять же за деньги, если мир еще не заселен. А может и силой, если он обитаем и настроен не слишком-то дружелюбно. Готовьтесь к космическим сражениям! Ну или воспользуйтесь услугами Дипломата, который сумеет найти бескровный компромисс. Да, так можно было. В новых мирах вы будете производить или накапливать различные товары.

Кроме того, многие карты миров и технологий обладают определенными способностями, которые дают игроку бонусы. Например, можно взять карту из колоды сразу после внедрения разработки или просматривать большее количество карт при исследовании.

Фаза потребления нужна для использования товаров, производимых в ваших колониях. Товары сбрасываются, а взамен приобретаются победные очки или добираются карты.

Название фазы производства говорит само за себя. В ней вы производите товары разных типов, в зависимости от того, какие миры у вас уже освоены. Для этого нужно просто положить любую карту с руки на карту своего мира - теперь она будет считаться товаром. В каждом мире может производиться только один товар.

Динамические фазы

Самое интересное в настольной игре «Борьба за галактику» то, что набор фаз от раунда к раунду может меняться. У каждого игрока есть одинаковый пул карт действий. Перед началом хода все игроки в закрытую выбирают свое действие, а затем одновременно открывают карты. В раунде играются только выбранные фазы. Например, это может быть исследование, освоение и производство. При этом несколько игроков могут выбрать одну и ту же фазу, но она все равно играется только 1 за ход.

Выбирая определенную фазу, игрок получает преимущество. Так, в фазе исследования можно воспользоваться одним из двух видов поиска, в зависимости от выложенной карты действия: просмотреть 7 карт и взять 1 или просмотреть 3 карты и взять 2. Если в этом раунде вы не выбрали исследование, но это сделал противник, вы тоже играете эту фазу, но выбирается всего лишь 1 карту из 2 просмотренных. А в фазах разработки и освоения преимущество позволяет заплатить на 1 карту меньше.

Кто самый влиятельный в нашей галактике?

Игра заканчивается, когда кто-то из игроков выложит в свой сектор 12 карт миров и технологий (товары при этом не учитываются) либо заберет последний жетон победного очка.

Правила настольной игры «Борьба за галактику» действительно сложно запомнить с первого раза и ничего не перепутать. Однако стоит сыграть несколько партий и распробовать разные стратегии, и эта игра будет иметь все шансы на первое место в вашем рейтинге любимых стратегий!

Человечество расселилось по множеству планет, которые затем пошли своими собственными путями развития. Кто-то развивал промышленность, кто-то культуру и искусство, кто-то туризм... Кто-то «встал на тропу войны», а кто-то взялся совершенствовать саму человеческую природу путём генетических экспериментов. Постепенно людям перестало хватать места, но тут был изобретён гипердвигатель, и каждый сложившийся к тому времени мир начал свою политику галактической колонизации.

В её процессе были обнаружены артефакты и планеты древних галактических рас. Открыватели изучили их и поставили себе на службу. Были сделаны и собственные открытия, как генетические, так и технологические. Естественным образом это привело к тому, что активность вышедшего на галактический простор человечества резко усилилась. Появились целые империи — и, конечно, не обошлось без появления тех, кто этими империями остался недоволен!

Политические амбиции в сочетании с технологическим ростом привели к обострению отношений между галактическими государствами, которые были когда-то единым человечеством. Взрывная экспансия привела к тому, что уже и целой Галактики стало казаться мало. Начались пограничные конфликты, некоторые из которых носили откровенно политический характер, а некоторые были простыми рейдерскими захватами из чисто хищнических соображений...

История игры

«Борьба за галактику»: оригинальное и русское издания, а также три дополнения

После шумного успеха настольной игры «Пуэрто-Рико» (случившегося в 2002 году) было решено выпустить её карточную версию. В основе должна была лежать механика выбора ролей, каждая из которых давала некоторый бонус выбравшему её игроку.

Проекты такой игры разрабатывались несколькими дизайнерами, а итоговое предпочтение было довольно предсказуемо отдано версии от Андреаса Зейферта (автора самогó «Пуэрто-Рико» ), пошедшей в тираж под названием «Сан-Хуан» (2004). И вся эта история могла бы остаться незначительным эпизодом настольно-игрового бизнеса, если бы в ней не участвовал Томас Леманн — малоизвестный и не очень успешный автор.

Хотя его проект был отвергнут, Том не стал унывать. Взяв из него некоторые идеи, он объединил их со своими более старыми идеями из «Битвы за звёзды» («Duel for Stars» — коллекционно-карточная игра космической тематики, которую Леманн разрабатывал в 1990-е годы, и которая тоже не была опубликована). Так родилась Race for the Galaxy , вышедшая в 2007 году... и оказавшаяся заметно успешнее «Сан-Хуана» !

В последующие три года вышли три дополнения к игре, а Том перестал быть малоизвестным и не очень успешным. 2009 год ознаменовался двумя примечательными событиями: игра была локализована (под названием «Борьба за Галактику» ), а издательство Rio Grande Games дало официальное разрешение на выпуск компьютерной версии игры с использованием оригинального оформления.

Суть игры

Как нетрудно понять из игровой легенды, речь идёт о построении несколькими игроками своих собственных галактических государств. Каждый начинает с одного-единственного стартового мира, который даёт преимущество в той или иной области.

Старушка-Земля, к примеру, давно перестала что-то производить и превратилась в этакую смесь торгового центра и галактической биржи. Воинственные жители Новой Спарты не любят ни работать, ни торговать, зато являются большими специалистами по военной части. Населению системы, чья звезда вот-вот превратится в сверхновую, добровольцы помогут колонизировать любую подходящую для житья планету, не считаясь ни с какими усилиями и затратами...

В игре есть два вида карт, которые делятся на миры и технологии. Названия эти немного условны: например, гигантский боевой корабль Древних Рас вполне пригоден для заселения и относится к мирам, а технологиями считаются и организации (хотя бы институт изучения тех же Древних Рас), и отдельные специалисты (например, дипломат-переговорщик).

В свою очередь, среди миров можно найти планеты с производственными мощностями и запасами ресурсов. То, что на них производится или добывается, может быть продано и/или израсходовано на различные потребности государства. При условии, конечно, что государство имеет торговые возможности или эти самые потребности.

Некоторые карты — как миры, так и технологии — несут на себе ключевые слова, обозначающие их отношения к тем или иным распространённым в фантастике реалиям: TERRAFORMING (преобразование планет), UPLIFT (привет от Дэвида Бринна и его знаменитой серии про Возвышение), IMPERIUM/REBEL (имперцы и повстанцы — ну как же не вспомнить «Звёздные Войны» ?) и т.п. Такие карты могут по законам жанра взаимодействовать между собой: имперцы воюют с повстанцами, генетически выведенные солдаты помогают воевать, на преобразованных планетах облегчается добыча полезных ископаемых...

Вообще, взаимодействие карт и их эффектов является основой игры. Оно может быть очень сложным (особенно при использовании расширений)... но мало разыграть карты на стол — нужно ещё заставить построенные цепочки эффектов работать!

Жизненный цикл галактических государств состоит из нескольких фаз — до шести (точнее, пяти с половиной) в каждом раунде. Каждый игрок сам выбирает, чтó ему нужнее в данный момент, берёт соответствующую карточку из специального комплекта, и кладёт её в середину стола. После того, как все сделали свой выбор, карточки переворачиваются, и выясняются фазы, которые будут сыграны на сей раз.

Ключевой момент: все открывшиеся фазы будут иметь место для всех игроков (за одним исключением, о нём чуть ниже), но каждый игрок будет иметь небольшой бонус к выбранной им фазе. Давайте посмотрим, какие возможности и бонусы тут есть (фазы всегда срабатывают в указанном порядке, в скобках указаны их названия из официальной локализации):

  1. EXPLORE («поиск») — добирание карт в руку. Для выбравшего игрока возможны два бонуса: либо искать глубже, либо оставить себе больше.
  2. DEVELOP («улучшение») — розыгрыш на стол карт технологий. Выбравший игрок разыгрывает дешевле.
  3. SETTLE («освоение») — розыгрыш на стол карт миров. Выбравший игрок в конце фазы добирает карту из колоды. Особый случай представляют военные миры: чтобы освоить их, нужно иметь соответствующую военную мощь («натиск»)… а при игре с дополнениями можно попробовать завоевать чужой мир!
  4. TRADE («торговля») — строго говоря, не является отдельной фазой. Она играется только теми, кто её выбрал. Каждый такой игрок может продать один из своих ресурсов за несколько карт. Остальные ресурсы (если есть) потребляются (см. следующую фазу).
  5. CONSUME («потребление») — игроки обменивают имеющиеся у них ресурсы на победные очки и карты. Обмен производится согласно возможностям, которые им предоставляют ранее разыгранные на стол карты. Выбравший игрок получает больше победных очков.
  6. PRODUCE («производство») — на мирах с производственными возможностями появляются ресурсы, доступные для продажи и потребления. Выбравший игрок может на одном из своих миров «найти полезные ископаемые».

Важно помнить, что любая из разыгранных на стол карт может менять для своего хозяина условия отыгрыша любой из фаз! Например, есть карты, позволяющие продавать дороже. Есть карты, позволяющие «улучшаться» дешевле... ну, и так далее.

Игра заканчивается, когда выполняется хотя бы одно из двух условий: либо кто-то разыграл у себя на стол 12 или более карт, либо опустошился «банк победных очков» (его размер зависит от числа играющих). Очки — как набранные при потреблении специальными жетонами, так и указанные на разыгранных картах — определяют победителя.

Когда играют всего два человека, то отслеживать шаги оппонента проще. Поэтому для двоих предусмотрен специальный вариант дуэльной игры, усложнённый по сравнению с обычным: на каждом ходу можно заявить не одну фазу, а сразу две. Грамотно действуя и подлаживаясь под чужие действия, можно развиться очень быстро! Если же играют более чем двое, то уследить за всеми, конечно, становится проблематично. Но, с другой стороны, больше игроков — больше заявленных фаз, так что динамика игры не страдает.

Следует отметить, что используемые в Race for the Galaxy карты несут на себе множество условных значков-пиктограмм, показывающих бонусы к игровым фазам. Их обилие и разнообразие могут отпугнуть новичка, но поддаваться панике не стоит: система обозначений продумана чрезвычайно грамотно и усваивается очень быстро. Нестандартные эффекты к тому же дублируются текстом.

Базовая игра

Основа игры (собственно, Race for the Galaxy , локализованной в 2009 году) предназначена для 2-4 игроков и как нельзя лучше подходит для первого знакомства и обучения. Из всех вариантов, которые можно построить при помощи дополнений, «база» является наименее конфликтной (если здесь уместно это слово) и сáмой, скажем так, простой.

Но для знакомства с игровой механикой основа подходит идеально. Здесь есть все возможности по построению и эксплуатации цепочек эффектов, а обозначения на картах покрывают почти все мыслимые в игре ситуации, так что их можно без проблем освоить и привыкнуть к ним.

Основа тем более хороша для обучения, что некоторые входящие в комплект карты специально помечены как «учебные стартовые наборы». Дать их новичкам — и первые два-три хода будут достаточно очевидны; за эти ходы новички более-менее освоятся с игровым процессом, а дальше можно продолжить уже по-настоящему.

Сразу можно и нужно заметить, что дополнениями к игре нельзя пользоваться без базового набора. Они лишь расширяют игру, но не дают возможности строить игровой набор «с нуля». Заметим также, что на данный момент ни одно из дополнений пока не локализовано.

Первое дополнение. «The Gathering Storm»

Перевести название этого дополнения не так-то просто. По основному смыслу оно означает собирающуюся грянуть бурю, однако имеется и некоторый намёк на второй смысл — резкое усиление хватательной активности. На российских сайтах (интернет-магазины и т.п.) первое дополнение чаще всего упоминается под названием «Тучи сгущаются» .

Оно вполне точно передаёт идею: по игровой легенде человечество ещё не дошло до военных конфликтов, однако уже активно начинает готовиться к ним. Резко усиливаются производственные мощности, которые работают на гонку вооружений, а обнаруженные при исследованиях артефакты и технологии Древних Рас вовсю привлекаются для военных целей. На политической арене новоявленные галактические государства начинают меряться рейтингами...

Главное нововведение заключается в игровых целях. В комплект входит несколько жетонов, из которых перед началом партии выбирается некоторое подмножество. Эти жетоны объявляют задачи для игроков, и выполнение каждой приносит победные очки.

Задачи делятся на две категории: «приоритеты» и «превосходства». Первые требуют сделать что-то раньше всех других игроков (например, первым набрать у себя бонусы ко всем игровым фазам); вторые предлагают иметь что-то в количествах, бóльших, чем у других (например, больше всех — и не менее четырёх — производящих миров). Жетон «превосходства», кстати, может перейти к другому игроку, если тот превзошёл текущего владельца по требуемому показателю!

Разумеется, дополнение содержит новые карты, которые приводят игровой процесс в соответствие легенде. А ещё в коробочке можно найти добавочные стартовые миры и карты выбора фаз, делающие возможным игру впятером, бланковые карты для реализации собственных задумок, и — самое необычное — набор материалов для соло-игры против «робота» с хитро и умно устроенным алгоритмом действий (описание которого занимает немалую часть буклета правил).

Второе дополнение. «Rebel vs Imperium»

Человечество делает следующий шаг в своём галактическом развитии: у отдельных правителей возрастают аппетиты и появляются имперские амбиции. В ответ появляются «борцы за свободу»... и глядя на всё это, кое-кто тоже не прочь отхватить планету-другую у соседа. Была бы соответствующая армия.

Основным новшеством второго дополнения являются захваты, позволяющие присвоить себе чужой мир. Правда, захватнических карт пока мало (всего три, одна из которых одноразовая — военные конфликты ещё являются редкостью), но эта возможность уже сейчас может решить исход партии. Особенно если производить захват грамотно, так, чтобы в случае успеха оказалась выполненной какая-то из игровых целей.

Остаться в стороне от конфликтов пока ещё можно. Достаточно не связываться ни с Империей, ни с повстанцами (т.е., не разыгрывать на стол соответствующие карты) и не лезть в гонку вооружений (т.е., поддерживать свою военную мощь нулевой или отрицательной). Можно и вовсе играть с запрещёнными захватами (в правилах автор рекомендует применять такой запрет через раз в каждой второй партии). Но в целом это дополнение придаёт игре ярко выраженный агрессивный характер, и любителям мирного сосуществования оно, скорее всего, не понравится.

Если же вы любитель агрессии, то специально для вас правила предлагают сценарий «Повстанцы против Империи». Он играется вдвоём, и каждый игрок олицетворяет одну из противостоящих сторон. Стартовые миры соответствующим образом заданы изначально, а к начальной раздаче добавляются имперские и повстанческие карты агрессии. Далее цитата: «Захваты разрешены. Удачи вам!»

Поскольку военная мощь становится очень значимым фактором, в комплект дополнения включены счётные линейки, на которых каждый игрок может откладывать её специальными маркерами: желательно, чтобы все видели, кто насколько силён.

Комплект также включает карты для шестого игрока (хотя игра вшестером — уже сомнительная идея), новые жетоны целей, материалы для адаптации соло-игры... ну и, конечно же, дополнительные карты.

Кстати, увеличение колоды (а она с двумя дополнениями становится заметно толще) привело к небольшой добавке в правила. Теперь в начале игры каждый получает не один стартовый мир, а два: военный и гражданский. Глядя на пришедшие в руку карты, нужно выбрать один из них и оставить, а другой сбросить.

Вторым дополнением можно пользоваться в отсутствие первого, хотя автор и не рекомендует это — придётся отказаться от игры с целями.

Третье дополнение. «The Brink of War»

«На грани войны» ... именно здесь по игровой легенде находится человечество в третьем по счёту расширении. Сам Том Леманн писал, что представлял себе ситуацию, примерно соответствующую осени-зиме 1939 года: великие державы вовсю решали свои политические задачи, и по Европе уже полыхали локальные конфликты... но газеты рассуждали о «странной войне», и никто — почти никто — не осознавал, что это начало войны мировой.

Да, конфликты всё ещё носят локальный характер, и их не так чтобы очень много — но уже больше, заметно больше, чем было прежде! Если раньше агрессивные карты позволяли захватывать только военные миры, то теперь уже и гражданские планеты могут подвергнуться агрессии. Если раньше захваты чужих планет позволяли себе лишь повстанцы и имперцы, то теперь уже любой галактический правитель при наличии сильной армии может попытаться проводить такую политику. Наконец, если раньше агрессоры именно захватывали чужие миры, то теперь появились технологии, позволяющие их безжалостно уничтожать. Да-да, в игре появилась самая настоящая Звезда Смерти!

С другой стороны, на политической арене существуют и противоположные тенденции: в третьем дополнении есть возможность строить свою стратегию на отрицательной военной мощи, и даже блокировать чужие захваты — причём направленные против любого игрока.

Но самым главным новшеством является новый игровой ресурс, называемый галактическим престижем. Здесь проще всего предоставить слово автору:

«Престиж представляет собой нечто вроде сравнительного авторитета империй отдельных игроков и зарабатывается либо игрой на стол особых карт, либо через некоторые способности по ходу игры. С помощью других способностей престиж можно обращать в возможности захвата чужих миров, получение определённых выгод, либо просто конвертировать его в карты на руку и/или победные очки. Кроме того, престиж в каждом раунде даёт бонус тому игроку, у кого он больше всех, а в конце игры он конвертируется 1:1 в победные очки».

Кстати, символы престижа на картах появились ещё в предыдущем дополнении — тогда правилами предлагалось игнорировать их до поры до времени.

Каждому игроку полагается теперь особая «суперкарта». Используя её, он может либо получить «супербонус» к одной из фаз, либо просмотреть колоду в поисках нужной ему карты (всего для такого «глубокого поиска» доступно девять категорий карт на выбор)... но сделать это можно лишь однажды за всю игру. Как видно, автор в курсе проблемы роста колоды и предоставляет игрокам средства борьбы с ней.

Соответственно, в комплект входят жетоны для игры с престижем, новые игровые цели, материалы для расширения соло-игры, «суперкарты» для игроков и новые игровые карты (включая несколько стартовых миров с чрезвычайно интересными возможностями!).

Для использования третьего дополнения обязательно требуются оба предыдущих — на сей раз это заявлено категорически и без всяких оговорок.

Игровые аксессуары

Настоятельно рекомендуется одеть в протекторы хотя бы карты выбора фаз, полагающиеся каждому игроку — они постоянно берутся в руки, перебираются и кладутся на стол. Один комплект на каждого игрока включает в себя девять карт (семь из них нужны всегда, две требуются только в дуэльной игре), и ещё одна добавляется третьим дополнением.

Все карты имеют размер 63×88 мм, стандартный для большинства коллекционных карточных игр.

Базовая игра содержит 150 карт (114 основных, в том числе 5 стартовых миров; кроме того, 4 комплекта по 9 карт для четырёх игроков). Первое дополнение содержит 49 карт (1 подменная; 22 игровых, включая 4 стартовых мира; комплект из 9 карт для пятого игрока; 17 бланковых карт). Второе дополнение содержит 54 карты (1 подменная; 44 игровых, включая 3 стартовых мира; комплект из 9 карт для шестого игрока). Третье дополнение содержит 55 карт (1 подменная; 48 игровых, включая 4 стартовых мира; 6 карт однократного применения для шести игроков).

Некоторые предпочитают подсчитывать победные очки в самом конце игры, а кое-кто любит вести счёт прямо по ходу партии (чтобы постоянно видеть лидеров и отстающих — правилами это не запрещается). Если вы принадлежите к последним, то вам понадобится какое-то приспособление типа счётной дорожки с фишками по числу игроков.

Полный игровой комплект с картами, одетыми в протекторы, удобно и комфортно размещается в коробке любого из дополнений, что очень практично при переноске.

Компьютерное воплощение

Келдон Джонс написал компьютерную версию игры, которая была официально одобрена издателем Rio Grande Games , хотя сама по себе и не носит официального статуса. Игра распространяется бесплатно и доступна для скачивания по адресу .

Текущая (на данный момент) версия 0.7.5 реализует все три дополнения, в ней есть как игра против искусственного интеллекта, так и против живых оппонентов по сети (требуется соединение с сервером, игра «через локалку» невозможна).

Имейте в виду, что искусственный интеллект очень силён, и выиграть у него весьма трудно. Установок уровня сложности пока что, к сожалению, не предусмотрено.

Что же до Всегалактической переписи, то она, как это у нас заведено, съела кучу денег и не сообщила никому ничего нового — кроме того факта, что на каждого жителя Галактики приходится в среднем 2,4 ноги и по 1 одомашненной гиене. Поскольку это явно не соответствует действительности, результаты переписи были от греха подальше отправлены в мусорную корзину.

Дуглас Адамс, «Автостопом по Галактике»

Давным-давно в одной далекой-далекой галактике... шла гонка космических масштабов.

Несколько земных колоний решили побороться за господство над Галактикой. Но о войне между ними речи не шло. У кого на нее найдется время, когда вокруг столько неосвоенных миров и столько неизученных технологий? Флот пришельцев разгромить еще можно, или там мир у мятежников отбить, но воевать цивилизациями — ни-ни! К галактическому господству решили идти другим путем: через высокие темпы производства, передовые разработки и удовлетворение всех мыслимых потребностей населения.

Карты звездного неба

Наполнения в коробке — всего ничего: общая колода карт, четыре колоды фаз и жетоны очков победы. Однако из этих компонентов складывается сложный и интересный игровой процесс.

Каждый игрок начинает карьеру командиром одной из колоний Земли. Какой именно — определяется картой стартового мира. Помимо этого, все располагают идентичным набором фаз и небольшим запасом случайных карт в руке. Выкладывая на стол карты, обозначающие улучшения и планеты, и получая новые карты из колоды, игрок должен заработать как можно больше очков победы. Карты же, будучи выложенными, не лежат пассивно на столе, а становятся частью единого механизма: выполняют разные хитрые функции и активно взаимодействуют, принося еще больше очков и карт.

Выходит эдакий коллективный пасьянс на космическую тему и с весьма мудреными правилами. Каждый игрок возводит Величайшую Галактическую Империю (Федерацию, Республику — нужное подчеркнуть) на своей части стола и напрямую на других воздействовать не способен. Если кто-то выкладывает на стол двенадцатую карту или забирает последний жетон очков победы, значит, игра уже в шаге от конца. Еще ход — и будут посчитаны очки победы. Тот, у кого их окажется больше, станет победителем.

Часто опоздать с выведением одной карты достаточно, чтобы упустить победу из рук. Такая она — гонка за Галактику.

Мирная экспансия...

Не покупайтесь на неудачный перевод названия в локализации, это действительно гонка, а не борьба. Отсутствие прямого взаимодействия и акцент на саморазвитии не делает игру скучной, ведь в ней есть система фаз.

Каждый игрок в начале хода откладывает «втемную» одну из карт фаз, выбирая ее из шести основных типов:

Поиск — игроки берут несколько карт из колоды и оставляют себе по одной.

Улучшение — все могут ввести по одному улучшению.

Освоение — все могут ввести по одной планете.

Торговля — один товар с планеты можно обменять на карты.

Потребление — все товары обмениваются на жетоны победных очков.

Производство — планеты производят товары, которых бывает четыре типа.

Когда игроки сделают свой выбор, фазы одновременно вскрываются и формируют текущий ход. Для всех игроков он будет состоять только из тех фаз , что были вскрыты. При этом каждый получает плюс в той фазе, которую выбрал. Например, больший ассортимент карт при Поиске, скидка в фазе Улучшения и удвоенная отдача от Потребления. Этот момент наиболее интересен — ведь именно в нем игроки взаимодействуют. Они могут стараться выбирать те фазы, что принесут остальным меньше пользы.

Можно и нужно выбирать свою фазу исходя из того, что предположительно выберут другие. И наконец, высший пилотаж: не выбрать ту фазу, которой от вас ждут, и тем самым испортить ожидающим стратегию.


Интересной игру делает также обилие путей к победе.

Высокое производство и потребление;

Активные завоевания «нейтральных» миров;

Узкая специализация (например, на улучшениях);

Опора на дорогие улучшения, приносящие переменное количество очков победы.

Последние имеют список условий, выполнение которых дает очки победы. Например, Галактическая империя приносит их за захваченные миры мятежников. И, так как карты приходят случайные, собрать полный комплект для какой-то одной стратегии маловероятно. Поэтому пути победы обычно комбинируются. Вообще, победить, опираясь на единичные полезные карты, непросто. Успех приносят удачные их сочетания. Очень часто несколько карт в связке способны принести куда больше пользы, чем десяток вразнобой.

Неисследованные рукава Галактики

А точнее, дополнения к игре, пока не локализованные в России:

RftG: The Gathering Storm — появился одиночный режим игры, сражение с ИИ-алгоритмом и материалы для пятого игрока. Наиболее существенное нововведение — карточки задач развития и приоритетов , за которые могут побороться все игроки.

RftG: Rebel vs. Imperium — добавились материалы для шестого игрока, расширился запас задач развития и приоритетов. Самое интересное новшество — появились карты захвата миров у других игроков. Сильно баланс они не меняют, но делают игру более напряженной и интересной.

RftG: The Brink of War — введена механика очков престижа . Самой престижной империи дается плюс каждый ход, вдобавок очки позволяют совершать некоторые дополнительные действия. Старые механики были расширены. Например, стал возможен не только захват, но и уничтожение планет в стиле Звезды Смерти.

...под дулами корабельных орудий

Игра хороша, недаром крупнейший зарубежный сайт о настольных играх boardgamegeek.com поставил ее на двенадцатое место среди более чем шести тысяч оцененных им игр. Тут есть увлекательный игровой процесс, богатство возможностей, неповторимость каждой партии, компактность игровых компонентов, неплохие иллюстрации. Присутствует атмосфера космического развития. Правда, ее несколько портит слабая локализация, где многие термины переведены без понимания контекста. Например, перевод термина «Uplift » как «Рассвет » явно неудачен, поскольку обозначает биотехнологическую помощь от высокоразвитой цивилизации, а вовсе не самостоятельный прогресс, как можно подумать по переводу.

Серьезный минус у игры один — ее довольно сложно освоить. Первая причина тому — использование на картах преимущественно пиктограмм вместо текста. На самом деле они очень информативны и удобны, но прежде их нужно все запомнить и осмыслить. Первые несколько партий для новичка проходят «впотьмах». Непонятно, какой эффект дает та или иная карта, как она сочетается с другими и что с ней вообще можно сделать.

Вторая причина — в игре очень много возможностей, среди которых легко запутаться. В игре есть шпаргалки, где расписаны все фазы, пиктограммы и многие свойства карт, но помогают они не всегда. Следует быть морально готовым к тому, что первые партии пройдут тяжело.

Однако после того, как правила и карты будут изучены, а пиктограммы запомнены, перед игроками откроется интересная и небанальная игра. Здесь все решает не столько удача и талант досадить противнику, сколько умение верно расставлять приоритеты, комбинировать разнородные эффекты и быстро перестраивать свою стратегию в соответствии с изменениями обстановки. Проще говоря, множество часов интересного и умного времяпрепровождения четверым игрокам обеспечены!


Зарубежное название : Race for The Galaxy: The Gathering Storm
Издатель : Rio Grand Games
Геймдизайнеры : Thomas Lehmann
Сайт : http://riograndegames.com/
Тип:
Число игроков (и оптимальное): 1-5 (2-3)
Сложность освоения: высокая
Время подготовки: 5-15 минут
Время партии: до 1 часа

История первого дополнения к игре "Борьба за Галактику" повествует о начале сложного периода для космических цивилизаций. Технология гипердвигателя распространилась, и все больше рас оказываются вовлечено в гонку технологий. Старые народы, отщепенцы и беженцы с погибающих миров расселяются по Галактике в поисках лучшей жизни. Ученые делают первые шаги в изучении исчезнувших Предтечей. А в это время Империя набирается сил для решающего удара по мятежникам...

«Надвигающаяся буря» сделана в нестандартном для дополнений стиле. Вместо того чтобы просто добавить пачку новых карт и сделать все хорошее еще лучше, она вводит в игру две новые механики - задачи развития и искусственного оппонента. Также появляется несколько приятных мелочей, например, карты для пятого игрока и режим драфта.
(Те, кто не знаком с базовой игрой Race for the Galaxy , могут прочитать про нее .
)

ACHIEVEMENT UNLOCKED

Первое серьезное нововведение — жетоны задач превосходства и достижения . Задачи достижения требуют выполнить свои условия раньше всех . Например, «Галактический статус» (на фото первый жетон в нижнем ряду) достается тому, кто первым построит улучшение ценой 6.
Задачи превосходства требуют не только выполнения своих условия, но и удержания первенства по ним . Так жетон «Лидер производства» (на фото третий жетон в верхнем ряду) забирает первый, кто выложит на стол четвертый производственный мир. Но жетон может сменить владельца, если у кого-то миров окажется еще больше. В конце игры жетоны приносят очки хозяевам, 3 за достижения и 5 за превосходство. Эта механика налаживает активное взаимодействие между игроками и усложняет выбор правильной стратегии, ведь в каждой игре задачи будут разные.

ВОССТАНИЕ МАШИН

Второе крупное нововедение — появление в игре одиночного режима . Игрок может сразиться против злого и бездушного Робота , действия которого задаются картонным планшетом с кучей фишек и парой специальных кубиков. Действия картонного ИИ определяются не только случайностью, но также его стартовым миром и действиями игрока . Как и человек, он исследует, заселяет и улучшает все подряд. Однако Робот делает это в особом, упрощенном варианте. В итоге игра строится вокруг правильного выбора своих фаз — они не должны принести Роботу пользы больше, чем вам. А ошибок он не прощает. Выбрали «Улучшение» чтобы выложить какую-нибудь малополезную карту? Порадуйтесь за Робота, ведь он сейчас купит улучшение на 9 победных очков! Поэтому победить его на высоком уровне очень сложно.
Слава роботам!

СКРЫТАЯ УГРОЗА

Собственно новых карт добавилось не много. Во-первых, расширился запас стартовых миров. «Обреченный мир» (D oomed W orld) может быть брошен для заселения мира получше (как «Колонизационный корабль» из базовой игры) и открывает много интересных стратегий. А «Поврежденная фабрика Предтечей » (Damaged Alien Factory ) способна производить ценнейшие товары с первого же хода! Но есть и недостаток — для производства она требует сброса карты.


Наконец, появились улучшение ценой 6, раскрывающие не задействованные в базовой игре темы. Робко дебютируют «Повелители Империи » (Imperium Lords ), которые помогают военным стратегиям и отлично взаимодействуют с другими картами Империи. Но таковых, увы, пока совсем немного. «Гильдия терраформинга » (Terraforming Guild ) такого недостатка лишена, так как построена на эффективном использовании миров накопления. А их хватает всегда. Наконец, появляется первая в игре карта, использующая значки хромосомы (они встречаются на зеленых uplift -мирах из базовой игры) — «Тайная лаборатория Возвышения» ( Clandestine Uplift Lab ) . Но настоящий расцвет этой механики еще впереди.

ИТОГ

Надвигающаяся буря не слишком усложняет базовую игру, но поднимает взаимодействие игроков на новый уровень, а также вводит занятный одиночный режим. Идеи «Надвигающей бури» не будут забыты: каждое последующие дополнение принесет как новые жетоны для Робота , так и новые задачи достижения/превосходства .

Тов. tielestr опубликовал в своём живом журнале замечательный обзор Гонки за галактику . Замечательный — потому что в обзоре этом непосредственно про игру написано не так уж много, а вот о том, какая она — очень даже немало.

Итак, как и обещал, выкладываю мой краткий обзор настольной игры Race for the Galaxy (Борьба за Галактику). Эта фантастическая неколлекционная карточная игра для 2-4 участников посвящена развитию галактических федераций и империй на скорость. Разработана Томом Леманом и была впервые издана в 2007 году. Получила пять наград, как лучшая карточная настольная игра. В России локализована компанией Смарт и стоит порядка 750 рублей. В комплектацию игры входит 150 карт, памятки игроков, правила и 28 жетонов очков победы.

Цель игры заключается в создании самого успешного межзвездного государства, путем развития науки, производства, экономики и колонизации других миров. Каждый игрок занимается своим государством, и непосредственные столкновения между игроками невозможны. По форме это напоминает коллективный пасьянс, а по сути — что-то вроде Master of Orion.

Игровой процесс организован следующим образом: В игре есть пять фаз, соответствующих разным этапам развития: Поиск (получение и выбор карт), Улучшение (внедрение карт улучшений), Освоение (колонизация/захват миров), Потребление (товары потребляются, т.е. обмениваются на очки победы) и Производство (планеты производят товары).

Фазы — это для настолок типично, не правда ли? Но соль в том, что в данном случае фазы непостоянны . У каждого игрока есть набор из 7 карт фаз (карты Поиска и Потребления имеют две разновидности) и в начале хода каждый игрок выбирают одну фазу в закрытую. А затем все игроки одновременно вскрываются и начинают выполнять те фазы, что были кем-то выбраны ! При этом каждому игроку дается бонус в той фазе, которую выбрал лично он. Например, бонус фазы Улучшения — снижение стоимости этих самых улучшений, а бонус Освоения — взятие карты в момент выкладывания на свой стол нового мира.

Используемых карт в игре всего два вида, не считая фаз — это планеты и улучшения. Планеты производят и потребляют товары четырех видов (Предметы искусства, Генные материалы, Редкие элементы и Технологии пришельцев ), и делятся на мирные и воинственные. В первые надо вкладываться (в качестве платы выступают карты с руки), вторые надо присоединять силой (для чего нужны боевые улучшения и планеты, например Космический Десант и Новая Спарта).

Улучшения… чего только не делают. Но, как правило, сами по себе они ничто и наиболее эффективно работают в сочетаниях с другими картами. Особняком стоят улучшения с наивысшей стоимостью (6), такие как Галактическая Империя, Новая Экономика или Шахтерская Лига. Эти карты не просто эффективны сами по себе, но и в конце игры приносят очков победы тем больше, чем больше выполнено прописанных условий. К примеру, Галактическая Империя дает очки победы за захваченные военные миры и особенно много очков за миры Мятежников.

Все карты в игре достаточно сбалансированы, разнообразны и любят синергию. А отсюда следует вывод — просто выкладывать хорошие сами по себе карты — это плохая идея. Надо сразу же определить для себя какой-то план развития и пытаться воплотить его в жизнь, не забывая, однако, корректировать его в зависимости от приходящих карт.

Характерная особенность игры — огромный поток идущих через руку карт. Они массово приходят, массово сбрасываются (т.к. карты в руке выступают еще и в качестве игровой валюты), а на стол попадают лишь единицы. Задача игроков состоит в том, чтобы из этого многообразия выбрать наиболее подходящие, хорошо сочетающиеся карты и собрать свой механизм победы. Цель игры — набрать как можно больше очков победы, которые приносят миры и улучшения, и которые даются в виде жетонов за потребленные товары. При этом сочетание 5-6 нескольких хорошо подобранных миров и улучшений может дать очков больше, чем наобум набранные 10 разнородных карт.

Как видите, в сущности все довольно просто. Пожалуй, единственный сложный момент в игре — это пиктограммы. Большая часть информации карт зашифрована в значках, которые, кстати, отлично подходят под антураж фантастической игры. Из таких вот ромбиков, кружочков и стрелок состоит типичный интерфейс инопланетного звездолета в кино. =)

И так, с механикой игры в общих чертах разобрались. Перейдем к изложению достоинств игры:

1) Интеллектуальность . Победа здесь зависит от умения верно расставлять приоритеты, думать наперед и подстраиваться под сложившуюся обстановку. Влияние фактора случайности на победу очень маленькое.

2) Быстрота . Игра проходит очень быстро благодаря одновременности действий игроков. Если все хорошо знают правила и обозначения, игра проходит за какие-то 30-40 минут. И эти минуты будут очень насыщены на события, потому что ждать никого не приходится.

3) Атмосферность . В игре неплохие иллюстрации в стиле научной фантастике 80-ых и огромное количество отсылок к популярным фантастическим фильмам и сюжетам. Начиная Уничтоженным миром ("Не делайте этого, Альдераан мирная планета!") и заканчивая Миром специй ("Кто контролирует пряность - тот контролирует Вселенную") Играя в Гонку, вполне можно представлять себе процесс становления своей империи, с помощью воображения компенсируя условности игры.

4) Разнообразие . В этой игре не получается играть каждый раз по одной схеме. Карт много, и из них лишь какая-то часть отходит игроку с тем, чтобы стать основой его стратегии. Каждая партия не похожа не предыдущую и несет в себе новые комбинации и решения.

5) Компактность . Игра без коробки по размерам как две колоды MTG, но может обеспечить интересное времяпрепровождение четверым человекам. Такую настолку всегда можно брать собой, в отличии от тяжеловесных игр вроде RoboRally.

Недостатков у игра совсем не много, но первый недостаток для некоторых может показаться весьма существенным:

1) Минимальное взаимодействие . Здесь игроки не могут непосредственно влиять друг на друга. Единственный момент взаимодействия — это выбор фаз, в котором нужно выбрать свою фазу так, чтобы она принесла не слишком много пользы остальным. В остальное же время каждый игрок сидит в своем уголке галактики, не трогая других.

Ради справедливости, однако, надо заметить, что этот недостаток был выправлен в двух последующих дополнениях. Первое из них, The Gathering Storm, ввело конкуренцию в виде борьбы за жетоны Превосходства и Задач Развития. Второе дополнение, Rebels VS. Imperium, добавило прямые столкновения — возможность захватывать миры других игроков.

2) Слабая локализация . В русской версии халтурно сработали переводчики. Например, как вам перевод «Terraformed world» как «Мир терраформинга» ? Смысл здесь полностью поменялся и перестал соответствовать свойствам и изображению карты. Многие термины переведены без знания контекста (Uplift — Расцвет), а некоторые — просто неудачно (Development — Улучшение).

Просмотров