Презентация на тему кожа пограничник организма. Презентация по окружающему миру на тему " Кожа – «пограничник» организма" (4 класс)

«Кожа – «пограничник» организма»

Цель:

Формировать понятие о строении и функционировании тела человека.

Задачи:

Создать условия для формирования у учащихся понятия о коже человека как о наружном покрове тела, её свойствах, строении, функциях и их взаимосвязях.

Развивать умения проводить самонаблюдения и осуществлять гигиенические навыки по уходу за кожей, профилактике повреждений и оказании первой помощи при нарушении её целостности.

Воспитывать аккуратность и бережное отношение к своему организму и здоровью.

Оборудование : карточки-опоры по строению кожи, лупы, калька, листы - инструкции для шести групп.

Структура урока.

I. Организационный момент (~1 мин.).

II. Актуализация знаний и постановка проблемы (~3 мин.).

1. Интеллектуальная разминка.

2. Проблемная ситуация.

III. Совместное открытие знаний (~27 мин.).

1. Работа с учебником.

Физкульминутка (~2 мин.).

2. Практическая работа.

3. Работа в группах.

IV. Самостоятельное применение знаний (~4 мин.).

V. Подведение итогов работы (~2 мин.).

VI. Рефлексия деятельности (~1 мин.).

VII. Домашнее задание (~1 мин.).

Ход урока

I. Организационный момент.

– Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок.

Мы живём в родном краю.

Всех я вас приветствую!

II. Актуализация знаний и постановка проблемы (~4 мин.).

1. Интеллектуальная разминка.

– Ребята, наверное, каждый из вас хочет быть сильным и здоровым. А как вы понимаете термин «здоровье»? (Дети высказывают свои мнения.) (Это состояние нашего организма.)


– Здоровье – одна из самых главных ценностей человека. Недаром в народе говорят: здоровье дороже золота. Для того, чтобы человек был полностью здоров, необходимо, чтобы все системы органов его организма исправно работали.

– Какие системы органов различают у человека? (Опорно-двигательная, органы пищеварения, органы дыхания, органы выделения, органы кровообращения, органы размножения, органы чувств.)

– Какие органы относятся к органам чувств? (Глаза, нос, язык, уши, покровные органы (кожа и слизистая оболочка).

– Какую роль в организме играет покровная ткань? (Покровная ткань выполняет две функции: защитную и осязательную. Защитную функцию, так как препятствует вторжению различных вредных воздействий во внутреннюю среду организма. Осязательная функция помогает вовремя заметить и предотвратить опасность вторжения во внутреннюю среду организма посторонних предметов и явлений.)

– Какие покровы защищают тело животных: земноводных, пресмыкающихся, птиц и зверей? (Хитиновый покров членистоногих и роговая чешуя пресмыкающихся защищают своих обладателей от механических повреждений и высыхания. Перья птиц и зверей, кроме того, защищают их от потери тепла и перегрева во время сильной жары. Огромная роль кожи в процессах газообмена земноводных связана с её барьерной функцией.)

2. Проблемная ситуация.

– Человек, у которого в результате ожога поражена большая площадь кожи, может погибнуть, если не удастся пересадить живую кожу. Почему? (Дети выдвигают гипотезы.) (Попадают различные микробы на внутренние органы.)

– Попробуйте сформулировать нашу задачу на уроке. (Будем разбираться, что же такое кожа, почему она так важна для человека.)

III. Совместное открытие знаний.

1. Работа с учебником.

– Откройте учебник на с.7 и прочитайте название параграфа. Как вы его понимаете? (Читают название.)


(Выдвигают версии.) (Пограничник – это человек, который служит на охране границ страны и следит за тем, чтобы никто не смог проникнуть на её территорию. Наверное, кожа в нашем организме тоже следит за тем, чтобы никто не проник в наш организм. Она защищает внутренние органы от попадания в неё различных микробов.)

– Толщина кожи всего 2 миллиметра, но при её сильном увеличении (примерно в 50 раз) можно рассмотреть её строение.

– Как же устроена кожа, чтобы выполнять такую важную роль. Рассмотрите рисунок на с.7 (Дети рассматривают, как устроена кожа.)

– Сколько слоёв кожи и какие выделены? (Кожа состоит из нескольких слоёв живых клеток:

o наружный;

o внутренний;

o жировой.

На рисунке выделены:

o наружный слой кожи из мёртвых клеток;

o внутренний слой;

o жировые клетки;

o кровеносные сосуды.

(По мере озвучивания на доску вывешиваются аналогичные карточки.)

– Прочитайте диалог наших героев Лены и Миши. Определите роль наружного слоя кожи.


Какова роль наружного слоя? (Защищает живые клетки всего организма.)


– Что располагается во внутреннем слое? (Волосяная сумка, корень волоса, сальная железа, потовая железа.)

Физкультминутка.

2. Практическая работа.

– Давайте на практике определим, какая у нас кожа? Пользуйтесь при ответе словами, написанными на доске. (На доске даны слова для справок: гладкая, неподвижная, эластичная, упругая, холодная, ровная, твёрдая, мягкая, имеет рисунок, имеет складки. В список включены «лишние» слова, которые для описания свойств кожи не подходят.)

1. Оттяните пальцами кожу на кисти руки и отпустите. Что происходит с кожей? Почему? Какая кожа? (На доске даны слова для справок: гладкая, неподвижная, эластичная, упругая, холодная, ровная, твёрдая, мягкая, имеет рисунок, имеет складки.) (Кожа имеет рисунок, хорошо растягивается, сжимается и принимает первоначальную форму. Она мягкая и эластичная.)

2. Рассмотрите кожу через лупу. Что вы видите? (Поверхность кожи неровная, имеются складки, на поверхности видны отверстия. Они называются поры.)

– Каково назначение пор? (Через них кожа дышит, через поры выделяются жир и пот.)

3. Рассмотрите кожу на кончиках пальцев. Что вы заметили? (На них есть бороздки.)

– В результате наблюдений было установлено, что рисунок из бороздок на пальцах – папиллярный рисунок – у каждого человека свой. Он образуется на коже ещё до рождения младенца и сохраняется всю жизнь. Это наблюдение широко используется в криминалистике, когда для доказательства совершённого преступления сравнивают отпечатки пальцев предполагаемого преступника.

4. Проведите по лбу пальцем и прижмите палец к кальке. Что осталось на ней? (Пятно жира, который выделяется через поры. Жир выступает как смазка, поэтому наша кожа остаётся мягкой и эластичной.)

5. Имея такое строение и свойства, какую же роль выполняет кожа? Найдите ответ в учебнике и выполните задание 1 на с.8. (Работа в парах постоянного состава.)



– С какой ещё ролью справляется наша кожа? (Сохраняет постоянную температуру тела – терморегуляция.)

– Учёные подсчитали, что если бы организм человека не имел такой системы регуляции, то за 12 часов температура крови дошла бы до точки кипения.

(Кожа является органом осязания.)

– Почему кожу называют нашей природной одеждой? (Кожа и одежда выполняют похожие функции: предохраняют и защищают наш организм.)

VI. Рефлексия деятельности.

(Даю оценку работы детей на уроке.)

– Если вы считаете, что на уроке вы получили жизненно необходимые знания и умения, то похлопайте, а если считаете наоборот, то не делайте хлопки.

VII. Домашнее задание.

– Дома вы перечитаете материал §2, ответите на вопросы со звёздочкой на с.10, выполните задания на с.12(на выбор).


Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Обсуждение творческих вопросов прошлого урока (интеллектуальная разминка).

– Человек, у которого в результате ожога поражена большая площадь кожи, может погибнуть, если не удастся пересадить ему живую кожу. Почему?

Высказывают гипотезы:

Кожа защищает наш организм, дышит, выделяет вредные вещества. Человек погибает, потому что нарушаются эти процессы.

– Прочитайте диалог Лены и Миши на с. 12. О чём они рассуждают? Какой у вас возникает вопрос?

– Как могут мёртвые клетки защитить наш организм?

– О чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О коже.)

– Какие знания нам пригодятся?

1. Из каких частей состоит организм животного? человека?

2. Как называется наименьшая часть живого организма?

3. Какую роль в организме играет покровная ткань? у каких организмов

она имеется?

4. Чем отличаются покровы земноводных, пресмыкающихся, птиц и зверей?

5. Какова роль перьев и шерсти в жизни птиц и зверей?

– Давайте составим план работы на основе этих вопросов.

План

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

–Какое умение формировали?

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

1. Беседа.

– Давайте ознакомимся со строением кожи. Рассмотрите рис. на с. 12.

– Сколько и какие слои кожи выделены? (Два слоя, наружный и внутренний, и жировая ткань.)

– Какова роль наружного слоя? (Он защищает клетки внутреннего слоя.)

– Что располагается во внутреннем слое? (Живые клетки. В этом слое располагаются: волосяная сумка и волос, сальная и потовая железы, нервные окончания.)

– Что мы встречаем во всех слоях кожи? Почему? (Кровеносные сосуды – по ним

передаются питательные вещества и кислород; нервные окончания – они воспринимают различные ощущения.)

2. Практическая работа.

– Давайте определим, какая у нас кожа. Для этого проведём наблюдение: оттяните пальцами кожу на кисти (руке) и отпустите, сожмите и отпустите. Что

происходит с кожей? Почему?

Выполняют работу. (Кожа мягкая, эластичная, хорошо растягивается, сжимается и принимает первоначальную форму.)

3. Работа с учебником.

– Вы ознакомились со строением и свойствами кожи. Какую же роль она выполняет? Рассмотрите рисунки и выполните задания на с. 13, 14.

(Кожа защищает организм от трения, ударов, проникновения вредных веществ или микроорганизмов, высыхания.)

– Как мы ответим на вопрос урока? (Мёртвые клетки наружного слоя кожи защищают живые клетки внутреннего слоя, которые выполняют очень важную роль в организме.)

– Как вы понимаете название темы урока: «Кожа – “пограничник” организма»?

(Кожа защищает организм от проникновения в него вредных веществ и микробов, через кожу выделяются лишние соли и вода.)

– Кто быстрее найдёт правильный ответ на этот вопрос? (Работа с текстом учебника на с. 14. )

– Как кожа предохраняет наш организм от перегрева? (Кожа сохраняет постоянной температуру тела: работают потовые железы, при испарении пота организм охлаждается.)

– Зачем нам нужны волосы и ногти? (Волосы защищают от перегрева и переохлаждения, ногти защищают чувствительные кончики пальцев.)

– Что слепым заменяет зрение? (Кожа – орган осязания. В её внутреннем слое есть чувствительные нервные окончания, которые воспринимают все неровности поверхности.)

– Какой был уровень задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика)

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

1. Работа в учебнике.

1. Обсуждение вопросов 1–4 на с. 15 (в случае затруднения рекомендуется работа с учебником).

Важно обратить внимание на вопрос 3 – обсуждение гигиенических правил ухода за кожей. Можно предложить ребятам разработать памятку по уходу за кожей.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Выполнение заданий из рабочей тетради.

Возможные ответы на задания рабочей тетради.

При выполнении задания 1 учащиеся должны найти ошибку в подписях к рисунку: перепутаны обозначения кровеносного сосуда и нерва, потовой и сальной желёз.

В задании 2 даётся «разумный совет» чаще мыть руки , чтобы уменьшить количество болезнетворных микробов.

Задание 3 также посвящено гигиене. Ребята самостоятельно записывают «разумный совет»: «Надо промыть рану, смазать кожу вокруг неё йодом или зелёнкой, чтобы убить микробов, и забинтовать пораненное место».

В задании 4 школьники должны отметить знаком «+» левый верхний и правый нижний рисунки (в жару потовые железы выводят на поверхность кожи избыток воды, та испаряется, и тем самым организм охлаждается).

При выполнении задания 5 учащиеся должны подчеркнуть слова детский крем , вазелин .

Задание 6* посвящено загару. Должна получиться следующая фраза: «На солнце кожа темнеет от загара , что делает кожу менее прозрачной. Зимой, при недостатке солнца, загар исчезает».

В задании 7 необходимо соединить изображение по-летнему одетого Миши с правым рисунком с расширившимися сосудами под кожей, изображение Миши зимой – с левым рисунком. Текст с правильно вставленными словами должен выглядеть следующим образом:

«В жару кожа краснеет. Расположенные под кожей кровеносные сосуды расширяются и наполняются кровью. Кровь отдаёт лишнее тепло, и организм охлаждается . На холоде происходит всё наоборот. Кожа белеет, так как её сосуды сужаются . Кровь не отдаёт лишнее тепло, и организм согревается ».

V . Итог урока.

– Обмен мнениями по результатам выполнения заданий.

– Почему кожу называют нашей природной одеждой?

– Кожа – это природный покров, который защищает наш организм от воздействия внешней среды. То же самое делает одежда.

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

Как настоящие медики мы должны знать о болезнях кожи и заниматься профилактикой здорового образа жизни.

Гигиена кожи.

Мы уже знаем, что через поры на поверхность кожи выделяется пот и жир, а к ним легко прилипает пыль и грязь.

Что происходит с кожей? Как нужно поступать в таких случаях?

Кожу очень важно мыть, т.к. на грязной коже поселяется много микробов, которые могут вызвать болезни кожи и всего организма человека. На 1 см грязной кожи насчитывается до 40 тыс. микробов.

Как часто нужно мыть руки? А как часто нужно мыть все тело?

Правила ухода за кожей.

(Зачитываются заранее подготовленным учеником):

Не реже одного раза в неделю мой все тело горячей водой с мылом.

Ежедневно умывайся утром и вечером.

Мой руки после всякого загрязнения.

После мытья вытирай кожу насухо.

Разумно закаливай тело купанием, обливанием, обтиранием, прогулками.

Если кожа сухая или потрескалась, то смажь ее кремом или глицерином.

Царапины или мелкие порезы смажь йодом или зеленкой.

Если появились зуд или гнойники, то их немедленно нужно показать взрослым и по мере необходимости обратиться к доктору.

Болезни кожи.

Какие вы знаете болезни кожи? (дополняются учителем).

Давайте все вместе составим памятку об оказании первой помощи при некоторых заболеваний кожи.

Ожоги . Кожа настолько необходима человеку, что если половина всей поверхности тела сильно обожжена, то человек может погибнуть. Поэтому вы понимаете важность осторожного обращения с огнем.

Сыпь . Может появиться на коже в результате различных заболеваний (аллергия, ветряная оспа, корь и др.).

Воспаление . Иногда микробы проникают в организм или царапину на коже. В результате появляется прыщик или гнойник.

Солнечный ожог . Загар – замечательная вещь, если соблюдать меру и не стараться загореть дочерна за один день.

Послушайте, что произошло с Таней из стихотворения С.Маршака “Как девочка Таня загорала”.

Забыла Таня про обед
С друзьями не играет –
Ей до подруг и дела нет:
Лежит и загорает.

Она мечтает загореть
Чтоб черным стало тело –
Все будут на тебя смотреть,
Когда ты загорела.

Какой-то в плавках старичок
Ей крикнул: “Эй, косичка!
Ты в этом деле новичок,
Смотри, сгоришь как спичка!”

Она пример не хочет брать
С тех, кто дает советы.
- Оставьте, буду загорать!
Вот все ее ответы.

Пусть мне лежать уже невмочь,
Но я с песка ни шагу.
Я не уйду отсюда прочь
И под навес не лягу!

Лежала Таня, время шло.
Народу меньше стало.
Не так уже и солнце жгло,
А Таня все лежала.

Здесь даже трудно описать
Все муки и страданья
Когда пришлось ее спасать
Всем прочим в назиданье.

Теперь ей платье не надеть.
И посудите сами
Она должна весь день сидеть
А не лежать часами.

Проходит мимо детвора
И шепчет то и дело:
- А эта девочка вчера
почти совсем сгорела!

Какой вывод сделаете? Ответ учащихся:

Чрезмерное долгое пребывание на солнце может привести к ожогу кожи.

Оказание первой помощи при ожогах и порезах.

В жизни часто приходится сталкиваться с различными травмами. Наиболее частыми бывают травмы кожи (ушибы, порезы). Важна правильно оказать первую помощь. Используйте при ответе средства гигиены, которые вам представлены.

Для чего необходимо обрабатывать рану йодом?

Что бывает при сильном морозе?

Оказание первой помощи при обморожении.

При обморожении какую нужно оказать помощь?

2 1 2 3 1

1. Работа в учебнике.

Вопросы на с. 11.

2. Работа в рабочей тетради.

Задания из рабочей тетради на выбор.

Задание 1 предлагает условно поделить известные школьникам органы тела человека на три группы. К органам, совершающим разнообразную работу, относится большинство органов опорно-двигательной системы, с помощью которых мы выполняем полезные действия (ходим, работаем руками). При этом мы тратим энергию. К органам первой группы можно отнести, прежде всего, руки и ноги. Затраченную энергию позволяют восстановить органы пищеварительной системы, т.е. желудок , кишечник , печень и др. (восстанавливают запас питательных веществ), дыхательной системы, т.е. лёгкие (восстанавливают оптимальное содержание кислорода), кровеносной системы, т.е. сердце , сосуды (доставляют клеткам все необходимые им вещества и уносят отходы), выделительной системы, т.е. почки (извлекают из крови лишнюю воду и вредные вещества). Наконец, к органам, управляющим организмом, следует отнести нервную систему, т.е. головной и спинной мозг , нервы .

К ним относятся также органы внутренней секреции, о которых школьники пока ещё могут ничего не знать.

В задании 2 в левый столбец ребята вписывают те органы, которыми они могут управлять. Это руки и ноги , а также голова , глаза , язык , зубы и т.п.

Учителю следует иметь в виду, что мы можем также до некоторой степени управлять работой части органов выделения (сознательное выведение мочи из организма) и пищеварения (выведение каловых масс за счёт расслабления сфинктера прямой кишки). Несколько особняком стоит дыхательная система. Мы можем управлять межребёрными мышцами и диафрагмой и увеличивать частоту дыхания, но дыхание в обычном режиме осуществляется и без нашего участия, поскольку им управляет дыхательный центр, расположенный в головном мозге.

В правый столбец ребята записывают те органы, которыми мы не можем управлять. Это, прежде всего, органы кровеносной, дыхательной, пищеварительной и выделительной систем: сердце , сосуды , желудок , печень, кишечник, почки , лёгкие – большинство органов, расположенных внутри тела.

В задании 3 ученикам предлагается сравнить два предыдущих задания (если они выполнялись разными группами учащихся, то сравнение производят на этапе подведения итога). При этом можно сделать несколько выводов:

1) органы, восстанавливающие истраченные силы, как правило, действуют самостоятельно, независимо от нашей воли;

2) органами, совершающими разнообразную работу, мы, как правило,

можем управлять по своему желанию.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Выполнение проверочной работы.

Возможные ответы на задания проверочной работы № 1.

Вариант 1 .

    Необходимый уровень. Мозг относится к органам нервной системы; глаза – к органам чувств; сосуды – к органам кровообращения; позвоночник – к опорно-двигательным органам.

Повышенный уровень. В руке находятся органы чувств, опорно-двигательной и нервной систем, органы кровообращения.

Максимальный уровень . В голове находятся органы пищеварения, дыхания, чувств, опорно-двигательной и нервной систем, органы кровообращения.

    Необходимый уровень. Удаляют углекислый газ – органы дыхания; переваривают пищу – органы пищеварения; очищают кровь – органы выделения; продолжают род – органы размножения.

Повышенный уровень. Рост, размножение, дыхание, подвижность, неспособность превращать минеральные вещества в органические.

3. Повышенный уровень. От простуды пострадают органы дыхания; от наркотиков – нервная система; от слишком громкой музыки – органы чувств.

Вариант 2 .

    Необходимый уровень. Лёгкие относятся к органам дыхания; желудок – к органам пищеварения; почки – к органам выделения; сердце – к органам кровообращения.

Повышенный уровень. В ноге находятся органы чувств, опорно-двигательной и нервной систем, органы кровообращения.

Максимальный уровень . В туловище находятся органы дыхания, выделения, размножения, чувств, опорно-двигательной и нервной систем, органы кровообращения.

    Необходимый уровень . Позволяют воспринимать окружающий мир –органы чувств; позволяют принимать решения – органы нервной системы; доставляют питательные вещества к клеткам – органы кровообращения; создают опору телу – опорно-двигательные органы.

Повышенный уровень. Рост, размножение, дыхание.

3. Повышенный уровень . От переедания – органы кровообращения (можно считать верным ответ – органы пищеварения); от курения – органы дыхания; от падения с дерева – опорно-двигательная система.

Просмотров