Участие граждан в политической жизни презентация 9. Презентация - Урок обществознания «Участие граждан в политической жизни

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Музыкально-эстетический лицей им. А.Г. Шнитке »

Тема:

Методическая разработка

открытого урока по технологии в 8 классе

(45 мин.)

Куликова Антонина Викторовна

учитель технологии

первой квалификационной категории

Г. Энгельс

Занятие №22 Раздел: «Современное производство и профессиональное образование»

(«Технология. Обслуживающий труд» под редакцией Симоненко В.Д. 2010 г.)

Тема: Пути получения профессионального образования

Цели:

    Образовательная:

Ознакомить учащихся с ролью профессий в жизни человека, профессиональными качествами личности; - научить искать информацию о получении профессии и образования, о предложениях на региональном рынке труда;

    Развивающая:

- научить развивать способности к взаимодействию в микрогруппах в процессе выполнения поисковых заданий; - развивать речь, память, познавательный интерес обучающихся для реализации поиска пути получения профессии и образования; - развивать коммуникативные навыки (умение работать в группах/парах), навыки публичного выступления;

    Воспитательная:

- с одействовать в ходе урока формированию интереса к исследовательской работе по необходимой теме; - воспитывать позитивное отношение к жизни.

Тип и вид урока: образовательно-познавательный - урок освоения новых знаний.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный.

Формы организации: индивидуально-фронтальная, парная, групповая.

Дидактический материал и оборудование: компьютер, проектор, презентация по теме занятия, тесты для работы в группах и парами.

Технологическая карта урока

Куликова Антонина Викторовна – учитель технологии

МБОУ «Музыкально-эстетический лицей им. А.Г. Шнитке»

8 класс

п/п

Этапы урока

Частная задача этапа

Планируемые результаты

Средства, методы обучения и воспитания, формы организации учебной деятельности, методы и формы организации контроля, способы оценивания

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Предметные

УУД

Организационный этап

Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.

Выявление направления деятельности

Организация своего рабочего места в соответствии требованиями задания урока

Личностные: саморегуляция

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

Метод: словесно-иллюстративный

Средства ИКТ

Учитель приветствует учащихся, проводит осмотр внешнего вида, организацию рабочего места, наличие учебных и рабочих принадлежностей, дидактических и вспомогательных пособий. По журналу проверяет явку учащихся на занятие.

Вступительное слово учителя. Определение темы и цели урока.

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку

Учащиеся с помощью просмотра видеоряда определяют тему урока.

Актуализация прежних знаний

Формирование понимания у учащихся связи выполнения домашнего задания с предстоящей работой.

Оценивание учащимися важности знаний роли профессии в жизни человека и общества.

Личностные: саморегуляцияРегулятивные: контролируют правильность ответов учащихся

Метод: беседа, опрос.

Метод контроля, взаимоконтроль.

Форма: индивидуальная.

Средства: компьютерная презентация

Начинается с обобщающей беседы учителя с учащимися. Классу задаются вопросы: 1.Какую роль играет выбор профессии в жизни человека?

2.Кто и что может оказать влияние на выбор профессии?

Учитель слушает и проводит беседу по уточнению и конкретизации действий

Учащиеся отвечают на вопр осы учителя, формулируют выводы наблюдений, озвучивают понятия, высказывают свои предложения.

Изучение нового материала

Ознакомить с типичными ошибками при выборе профессии, медицинскими противопоказаниями.

Формирование знаний о получении образования, предложениях на региональном рынке труда - при выборе профессии и образования.

Осознанное восприятие нового материала.

Личностные: саморегуляцияРегулятивные овладевают знаниями, которые необходимы при выборе профессии.

Метод: словесный (иллюстративный)

Средства: компьютерная презентация.

Основные понятия, изучаемые на занятиях.

Учитель объясняет основные понятия, изучаемые на занятии, используя презентацию «Виды профессий».

Наблюдают, задают вопросы и отвечают на вопросы учителя, формулируют выводы наблюдений, озвучивают понятия, высказывают свои предложения, сравнивают.

Закрепление нового материала

Закрепление полученных знаний и умений при поиске информации и применение ее на практике при защите презентаций.

Анализ информации и реализация ее на практике,

Личностные: умение работать над презентацией, развитие трудолюбия и ответственности за свою и коллективную деятельность

Регулятивные: умение составить план, последовательность действий в составление презентации

Познавательные: умение выделять необходимую информацию;

Метод: беседа, опрос.

Метод контроля, проблемные вопросы, взаимоконтроль.

Форма: групповая.

Средства: компьютерная презентация учащихся.

Образовательные интернет ресурсы. Википедия

Предлагает учащимся рассказать о своих будущих профессиях.

на вопросы, консультирует, контролирует и корректирует учащихся

Учащиеся группами рассказывают о профессиях и пути получения образования, используя свои презентации (заготовка презентаций о профессиях были домашним заданием)

Контроль

Подведение итогов, оценка результатов,

домашнее задание

Способность ученика полученные знания реализовать в жизни

Личностные:осознание своих возможностей Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействие в группах Познавательные: умение анализировать и выделять, формулировать свою задачу, адекватно относится к оценке учителя, одноклассников

Метод: словесный, опрос.

Метод контроля -тестирование,

Форма: фронтальная.

Следит за

уровнем сформированности презентации и владения ИКТ;

компетентности учащихся.

Осмысление и применение полученных знаний на практике. Выполнение теста.

Рефлексия

Оценка результатов

учащихся

Владение формами деятельности, соответствующими культуре труда

Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку

Регулятивные:

построение логической цепочки рассуждений и доказательств.

Познавательные: умение выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления

Тестирование Экспресс – диагностика «Темпераментная структура личности»

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроках

Называют основные аспекты нового материала

Домашнее задание

Организовать самостоятельную деятельность к следующему уроку.

Осознанное восприятие материала.

Акцентирует внимание на поиск новой информации.

Называют основные аспекты нового задания.

Таблица контроля знаний

Путь к профессии принято называть «образовательной траекторией». Она может быть прямой, когда человек после школы сразу начинает учиться той специальности, по которой в дальнейшем и работает. Но очень часто она бывает и с поворотами, порой довольно крутыми. Вот наиболее типичные варианты пути к профессии:

ü Школа – вуз или техникум – работа по полученной специальности (это прямая образовательная траектория).

ü Школа – среднее специальное учебное заведение – вуз (поступление на второй-третий курс) – место работы.

ü Школа – место работы (с обучением непосредственно на производстве) – продолжение обучения (колледж, техникум или вуз) – другое место работы.

Первый серьезный выбор стоит перед молодыми людьми, закончившими 9 классов школы(получившими так называемое «неполное среднее образование»). Куда идти дальше – в десятый класс, в среднее специальное учебное заведение или сразу работать?

Обычно те, кто нацелен на получение высшего образования, продолжают учиться в старших классах, где углубленно изучаются предметы, которые понадобятся им для поступления в высшее учебное заведение.

Те, кто выбирает среднее специальное образование, могут получить его сразу после 9 класса (тогда длительность обучения составляет обычно 3-4 года, и параллельно с получением профессии изучается школьная программа 10-11 классов) либо закончить старшие классы общеобразовательной школы и поступить в техникум или колледж, обучаясь там по более короткой программе (1-2 года). По уровню получаемой подготовки и по суммарной длительности обучения эти пути примерно равнозначны. И в том и в другом случае после получения профессии можно работать или продолжить образование в вузе. После 9 класса можно пройти краткосрочное обучение несложной профессии и приступить к работе. Но поступить в вуз могут только те, у кого есть свидетельство о среднем образование, которое можно получить экстерном или в вечерней школе, сдав соответствующие экзамены.

Уровни профессионального образования

В соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации», образование в нашей стране делится на общее и профессиональное.

Разные учебные заведения дают возможность получить разные уровни профессионального образования.

Уровни образования и типы образовательных учреждений

Общее образование включает три ступени: начальное общее (1-4 классы), основное общее (9 классов) и полное общее, которое раньше называлось просто средним (11 классов).

Основное общее образование является обязательным. Оно соответствует 9 классам школьного обучения. Человек, который успешно сдал ОГЭ (Обязательный государственный экзамен) и получил свидетельство об окончании основного общего образования, может выбирать - продолжать общее образование, т.е. пойти в 10 класс, или начинать образование профессиональное, т.е. поступать в учреждения начального или среднего профессионального образования.

Профессиональное образование в России имеет три уровня в порядке повышения квалификации - начальное, среднее и высшее. И все эти ступени призваны решить одну главную задачу - дать человеку профессию.

Начальное и среднее профессиональное образование

Среди молодых людей много тех, кто хочет быстрее получить профессию и начать работать, а не тратить еще несколько лет после школы на изучение новых учебных предметов.

Начальное профессиональное образование дает возможность стать квалифицированным работником практически по любой профессии исполнительского класса. Напомним, что данный класс профессий связан с работой по образцу, точным следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем. Как было сказано выше, для того чтобы получить начальное профессиональное образование, достаточно иметь, как правило, основное общее (9 классов), хотя в некоторых случаях, по отдельным профессиям - необходимо полное общее. Обычно начальное профессиональное образование можно получить в течение 1-2 лет.

В учреждениях начального профессионального образования готовят не только рабочих. Для приобретения квалификации здесь необходимы углубленные общие и специальные знания, иной уровень профессионального мышления. Учащиеся так же сдают зачеты и экзамены, пишут курсовые работы. Выпускники способны самостоятельно осваивать новые технологии и виды работ, расти профессионально.

Среднее профессиональное образование можно получить в училищах и техникумах, на курсах дополнительного образования, где обучают «массовым профессиям» - бухгалтер, водитель, швея, официант, пользователь компьютера и др. Обучение на рабочих местах также вполне может обеспечить профессией и трудоустройством. Способ подготовки мало отличается от дополнительного образования - показ, тренинг, воспроизведение, но требования строже, продолжительность и интенсивность обучения выше.

Среднее профессиональное образование позволяет стать специалистом среднего звена по большинству профессий исполнительского или творческого класса. Среднее профессиональное образование можно получить, имея основное общее, полное общее или начальное профессиональное образование. При этом, если человек уже имеет полное общее или начальное профессиональное образование, то получить среднее профессиональное он может по сокращенным ускоренным программам. В большинстве случаев имеется возможность получить среднее профессиональное образование в течение 2-3 лет.

В настоящее время динамично развивается полиграфия, бытовое обслуживание, строительство, производство товаров и продуктов питания, приборостроение. Спросом на рынке труда пользуются станочники, фрезеровщики, токари высоких разрядов.

Главное преимущество среднего специального образования – это возможность получить профессию и приступить к работе, обретя самостоятельность, существенно (на 3-4 года) быстрее, чем при получении высшего образования. Среднее специальное образование бывает обычно более практикоориентированным: ученики сразу начинают приобретать конкретные трудовые навыки, которые потом используют в работе, имеют много возможностей для практики непосредственно на производстве. Кроме того, такое образование обычно доступнее и по финансовым соображениям, и с точки зрения того, что предъявляет меньше требований к предварительной подготовке обучающихся, а потому в учебные заведения такого уровня легче поступить.

Высшее профессиональное образование позволяет стать специалистом по любой профессии творческого класса на основе имеющегося полного общего или среднего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование в России можно получить в институтах, академиях и университетах. По статистике в России около 1 180 высших учебных заведений (735 из них имеют государственный статус) и более 1 730 филиалов (1138 имеют государственный статус).

Высшие учебные заведения могут иметь филиалы, факультеты, кафедры, подготовительные отделения, научно-исследовательские лаборатории, аспирантуру, докторантуру, учебные подразделения профессионального образования, опытные хозяйства, учебные театры и другие подразделения.

В Российской Федерации в 2011 году введено двухуровневое высшее образование: бакалавриат и магистратура. В 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу , направленному на формирование единого европейского образовательного процесса.

Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, переходу к образованию высокого качества, востребованному на рынке труда. Оно открывает возможности для участия российских вузов в европейских проектах, а студентам и преподавателям – в академических обменах с университетами европейских стран. Таким образом, студентам предоставляется возможность получать образование не только в том вузе, в который они поступили, но и отдельные семестры или курсы проходить в других российских и европейских вузах.

В медицинских, инженерных и военных вузах существовует специалитет, который позволяет получить: квалификацию (степень) «дипломированный специалист». Срок обучения – 5 - 5,5 лет (на базе среднего (полного) общего образования и на базе среднего профессионального образования). Специалитет – традиционная форма российского высшего образования.

При наличии начального или среднего профессионального образования высшее профессиональное образование можно получить по сокращенным ускоренным программам.

В соответствии с установленными уровнями этапы получения высшего образования можно представить следующим образом:


Рисунок 6. Уровни высшего образования.

Основное преимущество высшего образования – его направленность на общее интеллектуальное развитие, формирование культуры, профессионального и общего мировоззрения. Университеты готовят научные и научно-педагогические кадры, будущих академиков и профессоров. Университетское образование имеет свои особенности. Во-первых, студент с младших курсов занимается научной работой. Во-вторых, учебный план в университете более индивидуален. В-третьих, практикуются междисциплинарные курсы, формирующие научное мировоззрение, расширяющие кругозор.

Карьерных перспектив у выпускников вузов больше, чем у тех, кто не получил высшее образование. Оно необходимо для ряда профессий, но существует немало видов деятельности, для которых оно избыточно.

Кроме того, высшее образование предъявляет повышенные требования к психологически особенностям человека – трудно ожидать, что ленивый, недисциплинированный и несамостоятельный ученик станет хорошим студентом.

Кроме традиционных очной и заочной форм обучения, существуют дистанционная форма обучения и экстернат. Дистанционное образование стало возможным благодаря использованию интернет-технологий. Обучение может быть асинхронным и синхронным. При асинхронном методе студент сам определяет темп полученной информации. Синхронное обучение предполагает обучение в режиме реального времени. В него входит:

ü работа с базами данных или учебными компакт-дисками в компьютерных классах институтов или дома,

ü общение с преподавателем через электронные средства связи,

ü отслеживание в реальном времени выполнения заданий.

Дистанционное обучение эффективно в деятельности, связанной с разработкой и использованием программного и аппаратного обеспечения естественнонаучных дисциплин.

Экстернат представляет собой государственную аттестацию лиц, самостоятельно изучающих дисциплины в соответствии с программой. Экстерн, успешно прошедший аттестацию, получает диплом государственного образца об окончании соответствующего учебного заведения с присвоением соответствующей квалификации и указанием В 2014 году в Республике Тыва стартовал проект «В каждой семье – не менее одного ребенка с высшим образованием». Его инициатором выступил Глава республики Шолбан Кара-оол. В нашей республике по ряду причин меньший процент людей с высшим образованием, чем в среднем по стране.

Тува – республика особая. Более 85% ее жителей – коренное население, тувинцы. Основная часть из них сельские жители. По статистике, из общего числа работающих только у 20-22% высшее образование. Примерно половина населения республики слабо владеют русским языком, а это создает дополнительные трудности в получении высшего образования.

Реализация губернаторского проекта «В каждой семье – не менее одного ребенка с высшим образованием» стало приоритетным направлением Министерства образования и науки Тувы на ближайшие несколько лет.

«Дорожная карта», утвержденная распоряжением Правительства республики от 3 июня 2014 года, рассчитана на период до 2020 года. Главное внимание в ней уделяется формированию у выпускников общеобразовательных школ и их родителей личностной мотивации на получение высшего образования и создание условий для ее реализации.

При этом особое внимание обращено на поступление в вузы детей из малообеспеченных и неблагополучных семей и поддержку способных и одаренных детей, подготовку их к поступлению в высшие учебные заведения и дальнейшее сопровождение.

Количество выпускников общеобразовательных учреждений республики в 2014 году составило 3 319 человек. Из этого числа 2 284 ребенка, или 67 процентов, - из семей, где нет детей с высшим образованием, в том числе 289 – из малообеспеченных и неблагополучных семей. Согласно «дорожной карте» поступление в образовательные организации высшего профессионального образования в 2014 году необходимо было обеспечить для 1000 выпускников из семей, не имеющих детей с высшим образованием, или для 45 процентов детей. В вузы России поступили в рамках губернаторского проекта 1 269 выпускников, или 55,6 процента от выпускников данной категории.

Мониторинг профессиональных намерений, проведенный в конце прошлого года среди 2 880 выпускников школ 2015 года, показал, что желание продолжить образование в вузах имеется у 2 037 учащихся.

Ш. Кара-оол отметил: «Задача, стоящая перед нами, значительно шире и не ограничивается только образовательной функцией. Это - будущее социальное благополучие семей, повышение конкурентоспособности наших детей. Учитывая сохранение в республике традиционно крепких семейных отношений, каждый ребенок, получивший высшее образование, востребованную специальность и нашедший свое место в жизни, обязательно постарается вывести своих родственников на новый образовательный и социальный уровень».


28 урок. Пути получения профессии .

Образование - это то, что большинство получает,
многие передают и лишь немногие имеют.
К. Краус

Выбор способа получения профессии в первую очередь зависит от характера самой профессии. Как ни странно, до сих пор встречаются молодые люди, убежденные, что профессия экономиста, психолога, врача не требует высшего образования. Возможно, свою роль играют посулы многих учебных заведений, которые за смехотворно короткий срок обещают оделить вас дипломом университета или академии, да еще международной. Кто из вас хочет попасть под нож хирурга, учившегося заочно, по ускоренной программе, да еще сдававшего экзамены за деньги? А жить в доме, спроектированном архитектором-недоучкой?

Прежде чем рассмотреть пути получения профессионального образования, уточним выбор с помощью «Матрицы профессионального выбора» .

Рассмотрите предложенные ниже варианты предметов труда и видов деятельности и отметьте самые привлекательные для себя (1-2 варианта).

1. Какой предмет труда тебя привлекает?


  1. Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели, сотрудники и т.д.)

  2. Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования)

  3. Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)

  4. Техника (механизмы, станки, здания, конструкции приборы, машины)

  5. Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.)

  6. Животные и растения (дикие, домашние, декоративные и т.д.)

  7. Изделия и продукты (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства, хлеб, мясо, молоко, плоды, овощи, фрукты и т.д.)

  8. Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения и т.д.)

2. Какой вид деятельности тебя привлекает?


  1. Управление (руководство чьей-то деятельностью)

  2. Обслуживание (оказание различных услуг)

  3. Образование (воспитание, обучение, формирование личности)

  4. Оздоровление (профилактика и лечение)

  5. Конструирование (проектирование деталей и объектов)

  6. Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)

  7. Защита (охрана от враждебных действий)

  8. Контроль (проверка и наблюдение)
Выбранные вами предмет труда и вид деятельности - это те параметры, которые помогут уточнить направление, в котором следует искать будущую профессию.

Рассмотрите «Матрицу профессионального выбора» (страница на блоге или откройте по ссылке). http://metodkabi.net.ru/img/matrica.jpg

В ее клетках на пересечении предмета труда и вида деятельности указаны направления и специализация высшего профессионального образования.

^ Пользуясь Матрицей профессионального выбора, выпишите названия направлений и специальностей, которые считаете самыми подходящими для вас.

Поиск профессии по направлениям сужает поле выбора. Направления можно сравнить с ветвями, на которых висят грозди ягод - группы профессий. Во-вторых, в учебных заведениях принято готовить специалистов не по конкретной профессии, а по направлению или специализации.

^ Среднее специальное образование

Профессиональное обучение дают не только училища и техникумы, но и курсы, студии, центры. Они обучают «массовым профессиям» - бухгалтер, водитель, швея, официант, пользователь компьютера и др. Обучение на рабочем месте также позволяет получить профессию и трудоустроиться. Способ подготовки мало отличается от дополнительного образования - показ, тренинг, повторение, но требования строже, продолжительность и интенсивность обучения выше.

Специалистов рабочих профессий готовят в училищах. Однако для приобретения квалификации здесь уже необходимы углубленные общие и специальные знания, иной уровень профессионального мышления. В учебном плане таких учебных заведений десятка два предметов, а также курсовые работы, зачеты и экзамены. Уровень их подготовки позволяет осваивать новые виды работы, расти профессионально, следить за новыми технологиями. Специалистов для выполнения более сложной работы, в том числе для управления рабочими коллективами, готовят техникумы, где уровень подготовки, объем и интенсивность самостоятельной работы выше. Сроки обучения в этом случае увеличиваются, а прием проводится по результатам вступительных экзаменов. В дополнение к классно-урочной системе преподавания могут быть лекции, семинары, лабораторные работы. От учащихся техникумов на работе ждут самостоятельности в принятии решений, способности руководить рабочим коллективом.

В настоящее время динамично развивается полиграфия, бытовое обслуживание, строительство, производство товаров и продуктов питания, приборостроение. Спросом на рынке труда пользуются станочники, фрезеровщики, токари высоких разрядов.

^ Высшее образование

Получить высшее образование в России стало намного легче, чем несколько лет назад. В настоящее время в России существует более тысячи высших учебных заведений и около трех тысяч их филиалов. Правда, уровень обучения в них не всегда соответствует громким названиям.

И все-таки наша государственная система образования остается самой эффективной в мире. Это хорошо понимают за рубежом, поэтому иностранные фирмы устроили настоящую «охоту за головами» лучших студентов. Сейчас в США 50% физиков и химиков и 30% математиков - выходцы из России.

Специалистов с высшим образованием готовят высшие учебные заведения - институты, университеты, академии.

Институты ведут подготовку по массовым профессиям и специальностям (инженеры, врачи, учителя, экономисты, менеджеры, юристы, психологи и др.). Высшее образование предполагает, что специалист способен решать сложные задачи самостоятельно, то есть думать, искать оптимальные решения и ответственно их принимать. Высшее образование позволяет самостоятельно отбирать необходимую информацию, создавать новые технологии, генерировать нестандартные идеи.

Содержание любого высшего образования состоит из трех частей: углубленное общее образование, включающее известные школьные предметы, «основы наук» (математика, физика, химия, графика, технология, литература); общекультурное образование (история культуры, философия, социология, педагогика, информатика); специальное образование (конструирование автомобилей, кардиология, поэзия эпохи Возрождения). Понятно, что набор учебных дисциплин определяется профилем вуза, особенностями специализации. По многим учебным дисциплинам студенты выполняют курсовые работы и проекты, научно-исследовательские работы, проходят практику.

Объем и интенсивность самостоятельной работы студента растут от семестра к семестру. Осваивать чужое знание, перерабатывать его, рационально использовать - здесь одного запоминания, выучивания, повторения недостаточно. Необходимо управлять своим образованием.

Завершается высшее образование созданием интеллектуального продукта - дипломных работ или проектов, высокое качество которых наилучшим образом характеризует профессиональную квалификацию. Умный работодатель обязательно спросит о теме дипломной работы.

Университеты готовят научные и научно-педагогические кадры, будущих академиков и профессоров. Университетское образование имеет отличия. Во-первых, студент с младших курсов занимается научной работой. Во-вторых, учебный план в университете более индивидуален. В-третьих, практикуются междисциплинарные курсы, формирующие научное мировоззрение, расширяющие кругозор. Выпускник университета - универсальный специалист.

^ Творческие вузы (художественные, театральные, литературные, кинематографические, музыкальные) готовят уникальных специалистов, которыми могут стать далеко не все - нужен талант. Еще до вступительных экзаменов нужно выдержать творческий конкурс: спеть, сыграть, нарисовать, слепить, сочинить, прочитать. Подготовиться к такому конкурсу можно в системе дополнительного образования и самообразования (секции, студии, клубы, центры детского творчества).

Качественное образование дает преимущества на рынке труда в том случае, если оно базируется на профессиональных интересах, склонностях и способностях и подкреплено хотя бы небольшим, но успешным опытом работы.

Спрос на профессии постоянно меняется, его трудно прогнозировать. Век некоторых профессий недолог – 5-15 лет. Затем они умирают или изменяются. Поэтому ценность специалиста возрастает, если он владеет несколькими смежными профессиями. Работодатели отдают предпочтение человеку, прошедшему несколько ступеней карьерной лестницы, имеющему не только знания, но и практические навыки, которые можно получить только в работе.

Задание:


  • Пользуясь Матрицей профессионального выбора, выпишите названия направлений и специальностей, которые считаете самыми подходящими для вас

  • Найдите в справочниках учебные заведения, в которых готовят специалистов по выбранным вами направлениям обучения и запишите их, это поможет вам выбрать подходящий вариант.

Участие граждан в политической жизни

Учитель истории и обществознания МОУ ООШ с.Катаево Линейцева Л.М.


Подумайте :

  • Может ли рядовой гражданин влиять на политику?
  • Кто может участвовать в управлении делами государства?
  • Зачем людям нужны политические свободы?

Мнения:

Исследователи общественного мнения предложили ответить на вопрос: «Что нужно для того, чтобы лично вы активнее участвовали в общественной и политической деятельности?» Больше всего было таких ответов: «Уверенность в том, что эта деятельность принесёт положительный результат»; «Стремление помочь людям, в том числе попавшим в тяжёлую ситуацию»; «Стремление защитить нарушенные права свои, своих близких»; «Возможность повлиять на действия власти, на принятие важных решений».


Конституция РФ статья 32:

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.


Выборы и референдумы

Управление государством требует всестороннего знания положения в стране, высокого профессионализма в принятии законов. Поэтому граждане поручают эту работу своим представителям в законодательных органах. Гражданам принадлежит право решать, кто именно будет представлять их интересы в процессе законотворческой деятельности. Такое решение они принимают на выборах . Голосуя за ту или иную партию, того или иного кандидата, избиратели отдают предпочтение предвыборным заявлениям, программам, которые наиболее соответствуют их интересам. Таким образом, они определяют направленность законодательной деятельности высших должностных лиц.


Избирательное право

Всеобщее . Это означает, что оно принадлежит всем гражданам, достигшим 18 лет, независимо от их социального положения, пола, национальности, вероисповедания, образования, места жительства


Избирательное право

Равное: каждый избиратель имеет лишь один голос.


Избирательное право

Прямое: Президента, депутатов Государственной Думы и законодательных органов субъектов РФ граждане избирают непосредственно. Президент РФ избирается сроком на 6 лет, Государственная Дума – сроком на 5 лет.


Избирательное право

Выборы в нашей стране проводятся путём тайного голосования: волеизъявление избирателя происходит в специальных кабинетах, и другим лицам неизвестно, за кого этот избиратель проголосовал.


  • Каждый гражданин, согласно Конституции РФ, имеет право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Исключение установлено для тех лиц, которые не могут участвовать в выборах. Правда, возрастной ценз для избрания в органы власти может быть более высоким (21 год – для избрания депутатом Государственной Думы и 35 лет , а также проживание в Российской Федерации не менее 10 ле т – для избрания Президентом РФ). Это право означает, что каждый гражданин может стать кандидатом на избрание, но граждане по своей воле выберут из числа кандидатов наиболее достойных.

Референдум

Непосредственное участие в

управлении делами государства

граждане принимают и на референдуме.

по проектам законов и другим вопросам

государственного значения. Ныне существующая Конституция РФ была принята на

При проведении референдума

действуют те же принципы, что и при выборах депутатов. Выборы и референдумы – это наиболее массовая форма участия граждан в управлении делами государства.


Государственная служба – это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. На государственной службе находятся должностные лица (государственные служащие), занимающие должности в центральном и местом аппарате государственного управления, в судебном аппарате и некоторых других органах.


  • Граждане РФ имеют право на равный доступ к государственной службе. Каждый гражданин может занимать любую государственную должность без ограничений. На основе конкурсов и требований к профессиональной подготовке, определённого порядок назначения на государственные должности.

Граждане России имеют также право участвовать в осуществлении, или, как говорят юристы, в отправлении, правосудия. Это право может быть реализовано путём занятия должностей в суде (при наличии соответствующего образования, стажа работы и т. п.), а также путём участия в правосудии в качестве присяжного заседателя.


ОБРАЩЕНИЕ В ОРГАНЫ ВЛАСТИ

Существуют и другие пути и способы побудить власти оперативно реагировать на экономические, социальные, политические потребности граждан. Один из таких способов – право обращаться лично, а также направлять коллективные обращения в государственные органы местного самоуправления. Это может быть жалоба, заявление, предложение. Законы Российской Федерации устанавливают жёсткие сроки для решения вопросов, поднятых в обращениях граждан. Государственные служащие, нарушающие их, допускающие волокиту, могут быть привлечены к административной ответственности.


Пути влияния на власть

Воздействовать на политику государственной власти граждане могут также через общественные объединения, политические партии, используя свободу собраний, свободу слова для заявления о своих требованиях к властям или для поддержки тех или иных политических решений.

К числу важнейших прав и свобод человека и гражданина принадлежит свобода собраний, митингов, демонстраций.


Значение свободы слова

В международных документах о правах человека провозглашается: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их». Никто не имеет права препятствовать человеку придерживаться своих мнений. Каждый вправе свободно выражать своё мнение. Человек может искать, получать и распространять информацию и идеи устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения. Причём он может делать это независимо от государственных границ.

Документ. Из статьи 29 Конституции Российской Федерации:

« 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова…

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».


Любая политическая деятельность может осуществляться лишь в рамках законов и демократических традиций. Однако некоторые лица, а также общественные и религиозные объединения или средства массовой информации нарушают установленные правила, прибегают в своей деятельности к крайним мерам, создающим угрозу для общества, государства, граждан. Такого рода действия принято называть экстремистскими (от лат. extremus – крайний).


К ним в нашей стране относят подготовку и совершение действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий, создание незаконных вооружённых формирований и осуществление террористической деятельности, возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти, а также по мотивам вражды в отношении какой-либо социальной группы и др.


  • Для противодействия экстремизму необходимо сотрудничество граждан с государственными органами, общественными и религиозными объединениями в защите гражданских прав и свобод, поддержании законности и порядка.

Политика – дело каждого?

В большинстве стран Европы, как показали исследования, интересующихся и не проявляющих интерес к политике примерно равное количество. Исследования, проведённые в нашей стране, также показывают, что интерес проявляют 48% опрошенных, заявляют, что не интересуются, 50%, а 2% затруднились ответить. При этом меньший интерес проявляют наиболее молодые и самые пожилые граждане, более высокий – средние возрастные группы.


Необходимые условия для участия в политической жизни

  • интерес и желание
  • определённые знания
  • применение знаний

Убеждения и политические взгляды человека, знания и умения, опыт его участия в общественной жизни характеризуют его политическую культуру.


Слайд 1

Участие граждан в политической жизни

Слайд 2

1. Политический процесс. 2. Политическое участие. 3. Политическая культура.
ПЛАН

Слайд 3

Политический процесс – это цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов. Политический процесс включает совокупность действий реализующих свои политические цели и интересы индивидов, групп, политических институтов, которые в конечном счёте обеспечивают формирование, функционирование и изменение политической системы.

Слайд 4

Субъекты политического процесса
Государство
Социальные, этнические, конфессиональные группы
Политические институты
Граждане как индивиды
Граждане как совокупность избирателей (электорат)

Слайд 5

Классификация политических процессов

Слайд 6

Главная задача субъектов различных политических процессов – реализовать свои интересы и требования посредством принимаемых государством управленческих решений

Слайд 7

Стадии политического процесса
Содержание: формируется круг проблем, которые необходимо решать политическими средствами. Участники: формальные и неформальные объединения политиков, экспертов, политические партии, государственные органы и должностные лица
Подготовительный этап

Слайд 8

Слайд 9

Содержание: принятые решения облекаются в правовую форму, определяется их адрес и круг лиц, организаций, ответственных за их исполнение. Осуществляются административные мероприятия для воплощения в жизнь принятых решений. Участники: органы власти различного уровня, правоохранительные органы, социальные группы, политическая оппозиция
Этап реализации политических решений
Стадии политического процесса

Слайд 10

Политическое участие – это действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Слайд 11

Виды политического участия
Разовое участие
Участие «по совместительству»
Профессиональное участие

Слайд 12

Формы политического участия
Участие в выборах депутатов парламента, главы государства, участие в референдумах
Профессиональная политическая деятельность

Слайд 13

Формы политического участия
Активное участие в предвыборных кампаниях
Членство в политических партиях
Обращение в органы государственной власти

Слайд 14

Формы политического участия
Участие в органах местного самоуправления
Абсентеизм
Политический протест

Слайд 15

«Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства»
Конституция РФ, статья 32.

Слайд 16

1. Непосредственно участвовать в формировании органов власти (право избирать и быть избранным) право каждого гражданина, достигшего 18 лет прямым голосованием определять, кто будет президентом России, какая партия будет занимать ведущее положение в Государственной Думе Выборы – процесс избрания путём голосования депутатов, должностных лиц, членов организации

Слайд 17

2. Непосредственное участие в принятии важнейших государственных решений - право каждого гражданина вместе с другими гражданами непосредственно решать важнейшие вопросы жизни через референдум –всенародное голосование граждан по наиболее важным вопросам государственного значения.
12 декабря 1993 г.

Слайд 18

3. Непосредственное участие в обсуждении актуальных вопросов государственной политики Использование свободы слова, собраний, ассоциаций, для того, чтобы выступая при обсуждении актуальных общественных проблем в печати, на собраниях, в общественно-политических организациях заявлять о своей позиции, способствовать формированию общественного мнения.

Слайд 19

4. Влиять на позицию депутатов, избранных гражданами, чтобы они при принятии законов представляли интересы своих избирателей. Через встречи с депутатами, письма в их адрес с требованиями выполнения предвыборных программ, учёта интересов избирателей в законотворческой деятельности

Слайд 20

5. Согласно Конституции граждане РФ имеют право на равный доступ к государственной службе. Каждый может занимать любую государственную должность без ограничения. Но не каждый желающий может занимать любую государственную должность. Почему? Государственная служба – это профессиональная деятельность по обеспечению полномочий государственных органов

Слайд 21

6. Обращения и письма граждан в органы власти. - в форме жалобы, т.е обращение гражданина с требованием о восстановлении права, нарушенного действием (или бездействием) отдельных лиц, организаций, органов государства или самоуправления - заявления - предложения, в котором ставятся вопросы об улучшении деятельности государственного органа, о способах решения той или иной проблемы. Законы РФ устанавливают жёсткие сроки для решения вопросов, поднятых в обращениях.

Слайд 22

7. Участие граждан в деятельности политических партий, общественных организаций, движений, используя свободу слова, собраний для заявления своих требований к власти или для поддержания тех или иных политических решений. 8. Прямые действия граждан, участие в мирных собраниях, митингах, демонстрациях, уличных шествиях и т.д. - митинги – массовое собрание по поводу злободневных, преимущественно политических вопросов, действий каких-либо политических сил. Какие существуют ограничения свободы собраний и митингов? Какой порядок – разрешительный или уведомительный полнее отвечает соблюдению прав и свобод граждан?

Слайд 23

Задание на дом:
§ 24 (п.1,2 выписать дополнения) П.3 разобрать самостоятельно (записи произвольные) Повторить: §20-23.

Просмотров