Роль игры в процессе развития познавательного интереса. Познавательный интерес выражен в своем развитии различными состояниями

Развитие познавательного интереса старших дошкольников средствами дидактических игр

1.3 Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса старших дошкольников

Старший дошкольный возраст (5 - 7 лет) характеризуется бурным развитием и перестройкой в работе, как физиологических систем организма ребенка, так и психическом развитии: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

А. Н. Леонтьев называл дошкольный возраст периодом первоначального склада личности. Он отмечал: «в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание» .

Закономерности психического развития детей дошкольного возраста изучали многие отечественные и зарубежные ученые, их исследования являются методологической основой нашей работы. Среди которых Л. С. Выготский, Дж. Гилфорд, О. М. Дьяченко, З. М. Истомина, Т. В. Кудрявцев, А. Н. Леонтьев, Н. С. Лейтес, Н. Н. Поддьяков, С. Л. Рубинштейн, Э. П. Торренс, Е. В. Филиппова, Д. Б. Эльконин и многие другие.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности; возникает новый (опосредованный) тип мотивации - основа произвольного поведения. Ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе .

Этот период дошкольного детства характеризуется, завершающим этапом в общем развитии детей, когда в свои первые семь лет ребёнок проходит через три основных периода развития (период младенчества, раннее детство, дошкольное детство), каждый из которых характеризуется определённым шагом навстречу общечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать мир. В старшем дошкольном возрасте закладывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка, происходит активное формирование основ символической функции сознания, развитие сенсорных и особенно, интеллектуальных способностей. К концу периода ребёнок начинает ставить себя на место другого человека, смотреть на происходящее с позиции других и понимать мотивы их действий, самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия.

Кроме того, следует не забывать, что период старшего дошкольного возраста, напрямую связан с подготовкой к поступлению в школу. Он является, по признанию специалистов всего мира, периодом стремительного физического и психического развития ребёнка, активного формирования физических и психических качеств, так необходимых человеку в течение всей последующей жизни, в том числе периодом активного формирования познавательного интереса как залога успешного процесса обучения.

По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, оно выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Дошкольник начинает ставить перед собой новые познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Он прибегает к своего рода «экспериментам для выяснения интересующих его вопросов, наблюдает явления, рассуждает и делает выводы» .

Именно поэтому так важно способствовать активному развитию познавательного интереса старших дошкольников, способствовать его устойчивости. Это особо ценно, поскольку, как указывает ряд исследователей, среди которых Н. Г. Белоус, Л. И. Божович, Н. И. Непомнящая, Л. С. Славина, А. А. Смоленцева, А. А. Столяр, Т. В. Тарунтаева, Г. И. Щукина, система обучения, сложившаяся в детских дошкольных учреждениях, недостаточно ориентирована на развитие умственных способностей и познавательных интересов детей. Это приводит к потере интереса, безразличному отношению к учению и отрицательно влияет на весь ход развития ребенка.

Важнейшее значение в психическом и интеллектуальном развитии старшего дошкольника все еще имеет игра, что в свою очередь подтверждают Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и многие другие.

Большое значение и роль игры отмечали В. Гюго, Л. Н. Толстой, определяя ее особенности и черты. Глубокие суждения о природе детских игр, о праве детей на игру и ее роли как мощного средства воспитания принадлежат А. М. Горькому, И. М. Сеченову, К. Д. Ушинскому. Они расценивали игру как «труд, творчество». Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, «педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение» .

Интересы старших дошкольников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний. Интерес к впечатляющим фактам, к описанию явлений природы, событий общественной жизни, истории, наблюдения рождают интерес к языковым формам. В то же время практические действия в ещё большей мере расширяют интересы, развивающие кругозор, побуждают всматриваться в причины явлений окружающего мира.

Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизвести их в своих действиях. Отображая в своих играх жизнь окружающих людей, их различные поступки и различные виды их трудовой деятельности, дети получают возможность более глубоко понять, более глубоко прочувствовать окружающее. Правильное понимание изображаемых событий, правильное выполнение соответствующих действий получают в игре постоянное, систематическое подкрепление благодаря одобрению детского коллектива достижению соответствующего игрового результата, положительной оценке воспитателя. Всё это создаёт благоприятные условия для образования и закрепления у детей новых временных связей .

Игра является формой учебно-воспитательной деятельности, имитирующей те или иные практические ситуации; игра является одним из средств формирования познавательного интереса, способствует умственному развитию .

В ходе игровой программы общая игровая линия развивается по восходящей, то есть напряжение и интерес возрастают. Огромная роль в характере игры, в ее эмоциональной насыщенности принадлежит ведущему. Он должен обладать обаянием, чувством юмора и доброжелательностью, иметь организаторские, актерские, режиссерские способности и творческое воображение. Здесь очень важна игровая технология. Игровая технология - направление по выявлению культурных, социально - психологических, педагогических закономерностей, принципов с целью определения выработки и использования в игровой деятельности ребенка и взрослого или ребенка - эффективных игровых моделей общения.

Игра дает ребенку положительные эмоции, в ней ребенок проживает какие - то определенные периоды как будто бы взрослой жизни, приобретает навыки, подражая взрослым.

Ребенок играет как в дошкольный период, так и с приходом в школу. Но в учебной деятельности, а также в старшем дошкольном возрасте преобладают иные игры - дидактические.

Дидактическая игра - это «дитя труда», важнейшее средство умственного и нравственного воспитания детей. Дидактические игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, вызывают у детей глубокое удовлетворение, создают радостное рабочее настроение, облегчают процесс усвоения знаний .

В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Её авторами являются известные психологи: Л. А. Венгер, А. П. Усова, В. Н. Аванесова и т. д. В последнее время ученые называют такие игры развивающими, а не дидактическими, как принято в традиционной педагогике. В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось два направления использования игры в воспитании детей: для всестороннего гармонического развития и в узкодидактических целях.

При подборе дидактических игр необходимо помнить о том, что они должны :

а) содействовать полноценному, всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыту общения со сверстниками и взрослыми;

б) прививать интерес к учебным занятиям и изучаемому материалу;

в) формировать умения и навыки учебной деятельности;

г) помочь ребенку овладеть умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать.

Основные педагогические возможности дидактических игр связаны с формированием у учащихся познавательной активности и ценностных отношений, расширением, углублением и творческим применением результатов предшествующего обучения. Высокий мотивационный потенциал дидактических игр обеспечивает вовлеченность детей в процесс деятельности. Прежде чем предложить игру ребенку, воспитатель знакомится с инструкцией к ней. Не менее важно продумать образовательную цель игры, а также ее воспитательные и развивающие возможности. После этого он определяет время проведения игры на занятии в соответствии с тем, на каком этапе она будет проведена. Затем устанавливает, как будут играть дети - индивидуально или в группе, а также способ проверки результатов и подведения итогов.

Исходя из всего вышесказанного, дидактическая игра должна обязательно иметь свою определенную структуру и включать в себя основные структурные компоненты. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: «игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование и результат» .

Игровой замысел - первый структурный компонент дидактической игры, выражен, как правило, в ее названии.

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе занятия.

Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются определенными правилами, способствуют формированию познавательного интереса учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения поставленных целей.

Основой дидактической игры, которая пронизывает собой структурные компоненты, является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной на занятии.

Оборудование дидактической игры включает в себя оборудование занятия. Это наличие технических средств обучения, кинопозитивов, диафильмов и т. д. Сюда также относятся различные средства наглядности: таблицы, модели, дидактические раздаточные материалы.

Любая дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом, придает занятию законченность.

При организации дидактической игры необходимо придерживаться следующих условий :

1. Правила дидактической игры должны быть простыми, точно сформулированными, а содержание предлагаемого материала - доступно пониманию старших дошкольников.

2. Дидактическая игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности детей.

3. Дидактический материал, используемый во время дидактической игры, должен быть удобен в использовании, иначе дидактическая игра не даст должного эффекта.

4. При проведении дидактической игры связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за ее результатами со стороны всего коллектива дошкольников или выбранных лиц. Учет результатов соревнования должен быть открытым, ясным и справедливым.

5. Каждый ребенок должен быть активным участником в такой игре.

6. В процессе дидактической игры дошкольники должны грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, краткой.

7. Дидактическую игру нужно закончить тогда, когда будет получен необходимый результат.

При организации любой дидактической игры воспитателю необходимо знать и ее структуру и условия проведения.

Кроме того, важно помнить, что дидактические игры делятся на индивидуальные, где игрой занят один человек и групповые, где в игре задействовано несколько индивидов; предметные, где включены в игровую деятельность, какие - либо предметы (лото, домино и т. д.), предметно - словесные, словесные, сюжетные, где игра разворачивается по определенному сценарию, воспроизводя сюжет в основных деталях, ролевые, где поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя и игры с правилами, которые регулируются определенной системой правил поведения их участников.

Для создания игровой атмосферы воспитателю необходимо помнить о некоторых важных моментах :

Во - первых, исключить порицание и критику во время игры. Воспитателю следует показать, что достичь цели можно различными, более или менее продуктивными путями. Что не может быть «правильных» и «неправильных», «лучших» и «плохих» путей, а обстановка во время игры должна быть доброжелательной и спокойной.

Во - вторых, воспитатель должен играть двойную роль. С одной стороны, достаточно часто непосредственно вступать в игру вместе с воспитанниками, исполнять свою роль, а с другой стороны, оставаться объективным наблюдателем того, что происходит, и нести ответственность за развитие процесса взаимодействия.

Так же воспитатель должен определять выбор разыгрываемых ситуаций и их сложность, ориентируясь на возраст обучаемых, их организаторские способности и уровень познавательных возможностей. Необходимо подбирать не лишком трудоемкие игры, которые можно впоследствии использовать систематически.

Разнообразя процесс воспитания и обучения, игры, таким образом, побуждают детей к активной деятельности. Они помогают сделать любой материал и деятельность более увлекательными, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний.

Подбирая игры к занятию, важно учесть сложности и в то же время доступность детям. При ее организации нужно опираться на опыт и знания детей, ставить перед ними конкретные задачи, четко объяснять правила, постепенно усложняя задачу.

Важно использовать игры не только развивающие психические познавательные процессы (то есть способствующие развитию внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления), но и формирующие социокультурную компетенцию, картину предметного мира, развивающие эмоционально - эстетические переживания.

Правильное включение игр в процесс развития, помогает скорректировать работу по формированию познавательных интересов старших дошкольников, сделать ее более эффективной и продуктивной. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах занятий, но следует только помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать «чувство меры», иначе они утомят детей и потеряют свежесть эмоционального воздействия. Только учитывая все вышеуказанные особенности использования дидактических игр, как средств развития познавательного интереса старших дошкольников формируется активная учебно-познавательная деятельность.

Таким образом, анализ информации позволяет нам сделать основополагающие выводы о том, старший дошкольный возраст является периодом активного формирования физических и психических качеств, в том числе периодом активного формирования познавательного интереса как залога успешного процесса обучения и развития в целом.

Закономерности психического развития детей дошкольного возраста изучали Л. С. Выготский, Дж. Гилфорд, О. М. Дьяченко, З. М. Истомина, Т. В. Кудрявцев, А. Н. Леонтьев, Н. С. Лейтес, Н. Н. Поддьяков, С. Л. Рубинштейн, Э. П. Торренс, Е. В. Филиппова, Д. Б. Эльконин и т. д.

Способствование активному развитию познавательного интереса старших дошкольников, его устойчивости - особо важный и актуальный вопрос.

Важнейшее значение в психическом и интеллектуальном развитии старшего дошкольника все еще имеет игра (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский и т. д.).

Дидактическая игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизвести их в своих действиях, она является одним из наиболее продуктивных средств формирования познавательного интереса, способствует умственному развитию. Правильное включение игр в процесс развития, помогает скорректировать работу по формированию познавательных интересов старших дошкольников, сделать ее более эффективной.

Дидактическая игра в системе развития познавательных процессов младших школьников

В школе у детей формируются психологические предпосылки теоретического сознания, меняются мотивы поведения, открываются новые источники развития познавательных и нравственных сил...

Дидактическая игра и учебная деятельность младших школьников

Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой...

Дидактическая игра как важное средство воспитания умственной активности учащихся

Дидактическая игра является игровой формой обуче-ния, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой...

Дидактическая игра как средство умственного развития

Дидактическая игра как средство умственной активности

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, которая начинает формироваться уже в раннем возрасте на основе предметной деятельности. А вместе с ней формируется общение, появляются зачатки труда...

Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Использование дидактических игр при формировании математических представлений у дошкольников

Игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша...

Использование элементов занимательности и игры при изучении состава слова в начальных классах

Интерес - потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по усвоению окружающего предметного содержания, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане. /Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1987.- 334 с.

3. Баев, И.М. Играем на уроках русского языка [Текст] /И.М.Баев. - М.:Просвещение, 1989.- С.113.

4. Барташникова И.А. Учись играя [Текст] / И.А. Барташникова, А.А.Барташников. - Харьков, 1997.- С.45.

5. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я [Текст] / М.А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 272 с.

6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]/Л.И. Божович.-М.:Педагогика, 1997. - М.: Просвещение,- С.324.

7. Брунер Дж. Психология познания [Текст]/Д. Брунер. – М.: Просвещение, 1977.- С.423.

8. Венгер В.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст]/В.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1986.- С.80.

9. Возрастная и педагогическая психология//Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984 – С.446.

10. Выготский Л.С. Психология познания [Текст]/Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1977.- С.127.

11. Газман О.С. В школу - с игрой [Текст] /О.С. Газман. - М.: Просвещение, 1991.- 334 .

12. Галицын В.Б. Познавательная активность дошкольников [Текст] / В.Б. Галицын// Советская педагогика. -1991. -№ 3.- С.23.

13. Грачева Н.В. Педагогические условия активизации познавательной направленности дошкольников [Текст]/Н.В. Грачева. – Киров, 2003.- С.55.

14. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения [Текст] /А.Ю. Дейкина.- М.: Просвещение, 2002.- С.345.

15. Денисенко, Н. Формирование познавательного отношения к учебной задаче (в подготовительной группе) [Текст]/Н.Денисенко// Дошкольное воспитание. -1991. -№ 3.- С.18.

16. Ермолаева, М.В. Психолого-педагогическая практика в системе образования [Текст]/М.В. Ермолаева, А.Е. Захарова, Л.И. Калинина, С.И. Наумова. – М.:Просвещение, 1998.-336 с.

17. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности [Текст]/И.А.Зайцева. – Ноябрьск, 2005.- С.12-24.

18. Занъко С.Ф.. Игра и ученье [Текст] /С.Ф. Занько. - М.:Просвещение, 1992.- 226 с.

19. Костаева Т.В. К вопросу об исследовании устойчивого познавательного интереса учащихся [Текст]/ Т.В. Костаева // Педагогика сотрудничества: проблемы образования молодежи. – Вып.5. – Саратов: Изд-во Саратовского пединститута, 1998.- С.28.

20. Кулюткин Ю. Н. Мотивация познавательной деятельности [Текст] /Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. - М.:Просвещение, 1972.-С.55.

21. Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта. Соч. т.V. [Текст] /А.С. Макаренко. - М.:Просвещение, 1958.- С.69.

22. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя [Текст] /А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.

23. Минкин Е.М. От игры к знаниям [Текст] /Е.М. Минкин. - М.:Просвещение, 1983.- С.254.

24. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н.Г.Морозова // Психология и педагогика.-1979.- №2.- С. 5.

25. Мухина В.С. Возрастная психология [Текст]/В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1998.- С.228.

26. Немов Р.С. Психология / В 3-х кн. [Текст]/Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 1995.- 324с.

27. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко.- М.: Просвещение, 2003.- С.337.

28. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии// Учебное пособие.- М.: Просвещение, 1988.- С.456с.

29. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии [Текст] / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: РПА, 1996.- С.80.

30. Савина, Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учеб. пособие к спецкурсу [Текст] / Ф.К.Савина. - Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1989. - 67с.

31. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.- 432 с.

32. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология [Текст]/Н.Ф.Талызин. – М.: Просвещение, 1999.- С.224.

33. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]/Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 227 с.

34. Ушаков, Н.Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах [Текст] /Н.Н.Ушаков. – М. – Просвещение, 1986. – 83 с.

35. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя [Текст] /Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – М.: Просвещение, 1999.- С.175.

36. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие [Текст]/И.Ф. Харламов. М.: Юристь, 1997. – 512 с.

37. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] /Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. -С. 97.

38. Щукина Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся [Текст] /Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1971. - 358 с.

39. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] /Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1988. - 208 с.

40. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст]/Г.И. Щукина.- М.: Просвещение, 1988.- С.334.

41. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] /Г.И. Щукина. – М.:Просвещение, 1971.- С.175.

42. Элъконин, Д.Б. Психология игры [Текст] /Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1979.- С.25.

Игра, как средство эффективного развития познавательного интереса младших школьников

Игра – вечный спутник детства, «вечный двигатель» творчества,активной деятельности, самопознания и самовыражения.

У истоков разработки теории игры стояли такие учёные, как: Е.А.Аркин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и другие. Известный учитель-новатор Ш.А. Амонашвили через игру вводит ребёнка в сложнейший мир познания.

Что же такое игра?

ИГРА – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре, как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. У детей дошкольного возраста игра является ведущим типом деятельности.

Приход ребёнка в школу означает вступление в новый возрастной этап – младшего школьного возраста и в новую ведущую деятельность – учебную.

Значит ли это, что ведущая деятельность дошкольного возраста (игровая) перестаёт быть для него желанной?

Нет, игра остаётся очень важной деятельностью. Именно она помогает сформироваться новой ведущей деятельности – учебной.

Г.И. Щукина в своей книге « Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся» отмечает следующие функциональные возможности игры как одного из видов деятельности в обучении:

Игра содействует развитию познавательных сил учащихся;

Стимулирует творческие процессы их деятельности

Способствует разрядке напряжённости, снимает утомление;

Создаёт благоприятную атмосферу учебной деятельности, оживляет учебную деятельность;

Содействует развитию интереса к учению.

Но необходимо помнить, что не всякая игра является обучающей. Для того, чтобы игра стала методом обучения, необходимо соблюдение ряда условий:

1.Учебная задача должна совпадать с игрой.

2.Наличие учебной задачи не должно « задавить» игровую задачу, необходимо сохранить игровую ситуацию.

3. Одиночная игра не даёт никакого эффекта обучения, должна быть построена система игр с постепенно усложняющейся учебной задачей.

Таким образом, из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно - воспитательным процессом.

Дидактические игры относятся к виду «игр по правилам»,в число которых входят игры подвижные и связанные с музыкой. Именно они являются ярким примером синтеза различных видов педагогического воздействия на учеников: интеллектуального, нравственного и эмоционального.

Дидактические игры состоят из обязательных элементов: игрового замысла, дидактической задачи, игрового действия и правил.

Игровой замысел и игровое действие делают дидактическую игру привлекательным, желанным и эмоциональным видом деятельности. Игровой замысел бывает выражен в самом названии игры и в игровой задаче, путем решения которой дети начинают понимать практическое применение полученных ими знаний. Игровой замысел определяет характер игрового действия, а игровое действие даёт возможность детям учиться в тот момент, когда они играют.

Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Результаты игры всегда бывают очевидными, конкретными и наглядными. Соблюдение правил обязывает детей самостоятельно выполнять игровые действия, и вместе с этим у них вырабатывается критерий для оценки поведения своих одноклассников и своего собственного.

Работа над дидактической задачей требует активизации всей психической деятельности ребёнка. Развиваются познавательные процессы, мышление, память, воображение. Усовершенствуется умственная деятельность, включающая в себя проведение различных операций в их единстве. Внимание становится более целенаправленным, устойчивым, и у учащегося появляется умение правильно его распределять. Стимулируется развитие познавательных способностей, наблюдательности, сообразительности и любознательности. У детей начинает появляться волевое сдерживающее начало. Соблюдение правил, являющееся результатом возникшего у детей интереса к игре, помогает воспитанию важных нравственно – волевых качеств, таких, как организованность, сдержанность, доброжелательность, честность и т. д. .В процессе занятий дидактической игры формируются умения работать самостоятельно, осуществлять контроль и самоконтроль, согласовывать свои действия и соподчинять их.

Единой классификации игр нет. Данная классификация дидактических игр не отражает всего их разнообразия, тем не менее она позволяет ориентироваться в обилии и игр.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ

ИГРЫ


по характеру познавательной деятельности

по наличию игрового материала

по степени активности детей

по числу участников

по времени

1.ознакомление с окружающим миром

2.развитие речи

3.развитие математического представления

1.игры требуют от детей исполнительной деятельности;

2.требующие воспроизведения действий;

3.с помощью которой дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними;

4. в которые включены элементы поиска и творчества

1.игры с игрушками;

2.демонстрационно – наглядные

3.настольно – печатные

Словесные

Предметно – словесные

1.без участия взрослого

2. с участием взрослого

а) консультанта;

б) руководителя

1.индивидуальные

2. групповые

3.коллективные

1. игры- миниатюры

2.игры- эпизоды

3.игры- занятия

Таким образом, работая над темой творческого отчёта, я пришла к выводу, что подбирая и проводя игры с младшими школьниками, необходимо опираться на следующие принципы:

Учебная задача должна совпадать с игрой.

Система игр должна быть с постепенно усложняющейся учебной задачей.

Приведём примеры. В первом классе по математике есть тема: « Сравнение предметов по размеру». Дети поступившие в школу, как правило, не имеют чётких представлений о размерах предметов. При сравнении предметов они заменяют такие признаки предметов, как узкий, короткий, тонкий, словом « маленький», толстый – словом « широкий», тонкий – словом « большой».

Сравнение предметов по размеру – важнейшее умение, необходимое для измерения величины и для решения задач. Сравнение предметов по размеру легче осуществлять на примере сопоставления двух одинаковых предметов отличающихся размером. В дальнейшем дети смогут сравнивать предметы, отличающиеся разными признаками. Указанные выше признаки дети осознают глубже с помощью игр.

Игра «Что изменилось».

Эту игру я использую на уроке объяснения нового материала. Цель её: научить учащихся называть признаки предметов, связанных со сравнением предметов по размеру.

Средства обучения: толстая и тонкая тетради, широкая и узкая ленты, длинный и короткий карандаш и др.

«закройте глаза, - убираю один из предметов. – Откройте! Скажите, что изменилось?»

Открыв глаза дети определяют, какого предмета не хватает. В ответе они должны чётко указать признак величины спрятанного предмета. Например: « Не хватает толстой книжки»,« убрали длинную ленту» и т.д.

В дальнейшем убираю не один предмет, а два или три. Затем прячут предметы поочерёдно сами дети.

На уроке закрепления по этой же теме была проведена игра «Найди то, что спрятано». Её цель: обучение детей самостоятельному названию предметов и сравнению их.

Средства обучения: широкая и узкая ленты, длинный и короткие пояса, толстая и тонкая книги, глубокая и мелкая тарелки.

Почему обруч остановился у шкафа? Наверное, там что-то спрятано? Дети достают спрятанные предметы, называют и показывают их. Далее игра проводится аналогично.

В процессе обучения детей чрезвычайно важно, чтобы каждый ребёнок сам выполнял игровое действие по сравнению размеров предмета. С этой целью проводится следующая игра.

«Построим домики и посадим деревья».

Дидактическая цель: обобщение и систематизация количественных и пространственных представлений у детей, обучение их сравнению предметов по разным признакам.

Средства обучения: 14 полосок из цветной бумаги для строительства домиков и проведения дороги, 7 треугольников зелёного цвета для ёлок, 2 трафарета грибов (1гриб с большой шляпкой на толстой ножке и 1 гриб с маленькой шляпкой на тонкой ножке).

Содержание игры. Предлагаю ученику на магнитной доске, другим на своих столах построить (выложить из полосок бумаги) сначала высокий дом, потом – низкий. Около высокого дома к низкому провести дорогу двумя зелёными полосками бумаги. Эта дорога расширяется около высокого дома и становится уже около низкого домика. Около высокой ёлки расположить гриб с большой шляпкой на толстой ножке, около низкого дерева _ небольшой гриб на тонкой ножке

(смотри рисунок)



Игра проводится и проверяется поэтапно.

В дальнейшем проводятся словесные игры, цель которых состоит в том, чтобы включить в активный словарь учащихся термины, связанные со сравнением предметов по размеру. Например: игры «Концовка», « Наоборот», « По ягоды- по грибы» и другие.

Учитывая возрастные особенности детей и их подготовку, подбираю игры по характеру познавательной деятельности учащихся.

В самом начале это игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу. Например « Составим узор», « Составим слово».

Затем игры, требующие воспроизведение действий. Эти игры направлены на формирование навыков, По математике это «Математическая рыбалка», «Лучший лётчик; по русскому языку

« Какие звуки живут в домиках», «Добавь слог», «Цепочка», «Телеграф» и другие.

Приведённые выше игры направлены на репродуктивный характер деятельности учащихся. Помочь учащимся выйти на конструктивный и творческий уровни деятельности призваны;

Игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними (например «Цепочка», « Математическая эстафета», «Языковая эстафета», «Составление круговых примеров» и многие другие)

И игры, в которые включены элементы поиска и творчества. Это «Угадай загадки Буратино»,

«Определи курс движения самолёта», «Напиши стихотворение по заданным рифмам», составление и разгадывание шарад, ребусов и т.д.

Интересна игра «Фантазеры» Для проведения этой игры необходимо заранее отпечатать рассказ, чтобы на каждом столе был один экземпляр. Хороши для этой цели рассказы Л.Н.Толстого, они малы по размеру и ценны в воспитательном отношении.

Текст делится на две части и разрезается. На каждом столе две половинки одного рассказа. По просьбе учителя дети берут половинку, которая досталась. Задание: прочитать про себя; догадаться, у кого начало, у кого конец. Потом все слушаем чтение начала вслух. Дети, у которых напечатано начало, получают задание придумать конец. Все слушаем их рассказы (4 -5 человек), затем ученик у которого напечатан конец, читает его вслух, сравниваем творчество детей с истинным концом.

В следующем рассказе дети меняются ролями: у кого было начало, тот получает конец.

Кроме того, такая работа даёт большие возможности для подготовки детей начальной школы к комплексному анализу текста.

Индивидуальные игры помогают мне организовать работу с слабыми учениками. Например: «Забей гол в ворота», « Наборщик» и другие.

В другом случае я организую игру слабого ученика в паре с сильным, который помогает выполнить игровое действие.

При проведении игры я стараюсь создать ситуацию ожидания, загадочности, стараюсь, чтобы все ученики чувствовали себя свободно, непринуждённо, испытывали удовлетворение от сознания своей и самостоятельности.

Постоянно находясь в игровой среде, созданной учителем, дети обычно стремятся продлить удовольствие, организуя самостоятельные сюжетно- ролевые игры.

Для развития воображения – процесса, необходимого для результативности обучения, особенно важна игровая деятельность, которую строит сам её участник, при этом руководство со стороны взрослого может быть принято, а может быть и отвергнуто, ели оно навязывается.

Один из главных элементов такой игровой деятельности - креативность, творческое начало: ребёнок сам распоряжается взятой на себя ролью, устанавливает правила игры и взаимоотношения с партнёрами, развёртывает сюжет игры и заканчивает её тоже по своему решению.

Каждый учебный предмет располагает условиями для организации ролевой, театрализованной, сюжетной игры. Именно эти игры устанавливают преемственность между ведущими деятельностями смежных периодов возрастного развития.

Я провела такие ролевые игры, как «Лесное собрание», «Встреча гостей», «Праздник 8 Марта» и другие.

Таким образом, представленные игры являются результатом моих поисков, размышлений, моей работы. Благодаря таким дидактическим играм идёт развитие умственных способностей учащихся, развивается воображение память, мышление, внимание, речь. Учащиеся сами заняты, работают их руки, чувства, мысль; у ребят развивается чувство ответственности, воспитывается дисциплина, характер, воля. При игре ребята не так быстро утомляются, поддерживается интерес в течение всего урока.

Просмотров