Внимая ужасам войны размер. Анализ стихотворения н.а.некрасова «внимая ужасам войны…» методическая разработка по литературе на тему

«Внимая ужасам войны» - стихотворение, которое никогда не «постареет». В нем нет описаний сражения, но психологическая характеристика тыла поражает воображение читателя. Школьники изучают его в 8 классе. Предлагаем узнать о стихотворении больше, используя краткий анализ «Внимая ужасам войны» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в последние годы Крымской войны под впечатлением от «Севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого. Исследовали называют разные даты создания стихов: 1855 г. и 1856 г.

Тема стихотворения – материнская любовь и скорбь матери по убитому на войне сыном.

Композиция – Стихотворение Н. Некрасова условно можно поделить на две смысловые части: рассуждение о друге и жене героев, погибших на войне и рассказ о материнских слезах. На строфы текст произведения не делится.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, в стихотворении представлены все виды рифмовки.

Метафоры «она до гроба помнить будет» (о душе), «кровавая нива» .

Эпитеты «лицемерные дела» , «святые, искренние слезы», «бедные матери», «плакучая ива» .

Сравнения «им не забыть своих детей…, как не поднять плакучей иве своих поникнувших ветвей».

История создания

История создания анализируемого произведения связана с Крымской войной, хоть сам Некрасов не был ее участником. На службе пребывал Л. Н. Толстой. Молодой писатель, впечатленный кровавыми событиям, написал «Севастопольские рассказы», которые были опубликованы в 1855 г. Некоторые главы произведений Л. Толстой читал Некрасову еще до публикации. Рассказы, правдиво изображающие войну, впечатлили поэта. Вскоре из-под его пера появились стихи «Внимая ужасам войны».

Но не только этот факт подтолкнул к созданию произведения. Отец Николая Алексеевича был помещиком и военным. Его крестьян часто забирали на службу и далеко не все солдаты возвращались домой, ведь в то время Россия участвовала во многих кровавых битвах. Таким образом, Некрасов с детства знал, что такое материнское горе.

Тема

В произведении раскрывается военная тема, но автор описывает не кровавые битвы, а закулисье сражений. В центре стихотворения несколько образов: герой-солдат, его жена, друг и мать. О них рассуждает лирический герой, поэтому строки написаны от первого лица. Зная историю написания произведения, можно утверждать, что лирический герой сливается с автором.

В первых стихах лирический герой признается, что, представляя ужасы кровавых событий, он не жалеет ни павших на войне, ни их друзей, ни жен. Свою позицию он аргументирует тем, что друг и жена быстро забывают погибшего. Их лирический герой противопоставляет «душе», которая до смерти будет хранить память о солдате. Это душа матери.

Лирического героя до глубины души поражают материнские слезы, ведь они искренние. Таких слез больше не отыскать в мире. Они еще раз подтверждают, что матери никогда не забывают детей, которых забрала у них война. В последних строках мать сравнивается с плакучей ивой.

В контексте указанной темы реализуется вечная идея. Автор утверждает, что нет любви сильнее и искреннее, чем материнская.

Николай Алексеевич настолько тонко раскрыл проблемы материнской любви и сущности кровавых событий, что произведение оставило след не только в литературе, но и в музыке: к нему обращались многие композиторы XIX-XX вв.

Композиция

Композиция стихотворения проста. В нем условно можно выделить две смысловые части: рассуждение о друге и жене героев, погибших на войне и рассказ о материнских слезах. На строфы текст произведения не делится.

Жанр

Жанр произведения - элегия, так как автор с горечью и разочарованием говорит о друге и жене погибшего, жалеет его мать. Стихотворный размер - четырехстопный ямб. Н. Некрасов использовал все виды рифмовки: перекрестную АВАВ, параллельную ААВВ и кольцевую АВВА.

Средства выразительности

В тексте произведения автор использует средства выразительности. Их не очень много, но это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи. Также при помощи них создается образ лирического героя, воспроизводятся его чувства и эмоции.

Преобладают в стихотворении эпитеты : ««лицемерные дела» , «святые, искренние слезы», «бедные матери», «плакучая ива» . Метафоры придают чувствам и эмоциям - выразительности: «она до гроба помнить будет» (о душе), «кровавая нива» . В последних строках использовано сравнение , которое позволяет автору провести параллель между человеком и природой: «им не забыть своих детей…, как не поднять плакучей иве своих поникнувших ветвей».

В некоторых строфах эмоциональный фон создается при помощи аллите-рации например, например скорбь подчеркивается словами с согласным «с»: «святые, искренние слезы» .

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 23.

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы.

Н. А. Некрасов

Лирика Н. А. Некрасова проникнута удивитель-ной, глубокой теплотой и нежностью. Его стихи, час-то печальные, своей мелодичностью напоминают на-родные песни, повествующие о жизни простого чело-века, о его радостях и горестях, счастье и страданиях. Многие произведения поэта не ограничиваются рам-ками своего времени, темы их востребованы и по сей день. К таким можно отнести и стихотворение «Вни-мая ужасам войны...». Сменяют друг друга века, годы, а психология людская остается неизменной. 150 лет тому назад было написано это стихотворение, но человечество так и не вняло тому, о чем ведет речь поэт. Некрасов создал это произведение, находясь под впечатлением событий Крымской войны, обороны Се-вастополя.

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя...

Поэт употребляет устаревшее слово «внимать», что означает « воспринимать и слухом, и зрением». Это слово поражает своей емкостью. Оно одновременно вбирает в себя лексический смысл глаголов «слы-шать» и «видеть». В этом проявляется удивительная чуткость поэта, который видит самую суть события.

Да, война, даже самая священная, всегда ужасна, всегда несет с собой смерть и разрушения, горем при-ходит в каждый дом. Война — это страдания и не только для тех, кто воюет и погибает, но и для близ-ких им людей. Горюют жена и друг, но ни с чем не-сравнимо горе матери, потерявшей сына.

Увы! Утешится жена,

И друга лучший друг забудет,

Но где-то есть душа одна -

Она до гроба помнить будет! Искренние, выстраданные слезы матери поэт на-зывает «святыми», противопоставляя их «лицемер-ной» «пошлости» и прозаическим делам повседнев-ной жизни. Все в мире проходит, лишь материнская память вечна.

Глубокие народные корни имеет сопоставление женщины, оплакивающей своего ребенка с образом плакучей ивы:

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей... Ведь ива, прозванная в народе плакучей, олицетво-ряет символ вечной печали, скорби.

Образно и использованное автором выражение «кровавая нива». «Нива» — хлебное поле, сочетаясь со словом «кровавая», приобретает значение, обрат-ное первоначальному. Хлеб в представлении людей всегда является источником жизни. В стихотворении же перед глазами встает нива, породившая смерть, — поле, усеянное трупами.

Стихотворение «Внимая ужасам войны...» отлича-ет своеобразное композиционное построение: оно не разделено на строфы, что создает впечатление текста, написанного «на одном дыхании», в единении чувств и мыслей. Важно и то, что стихотворение подается от первого лица, что воспринимается как тихое повест-вование, исполненное грусти, когда рассказчик обра-щается непосредственно к каждому слушающему его.

И, наверное, все, кто читает это лирическое стихо-творение, проникаются мыслью о жестокой бессмыс-ленности войн, отнимающей у людей самое дорогое в жизни.

Сам Николай Алексеевич Некрасов на войне не был. Вопреки воле отца он отказался от карьеры военного.

Свои мысли и отношение к жизни писатель излагал на литературном поле боя. Те чувства, которые вызывали у него рассказы очевидцев, находили своё отражение в личных произведениях.

Эти произведения не описывали поле боя, но в не меньшей степени отражали страдания народа. А стихотворение, «Внимая ужасам войны» написано так, что оно останется актуальным для любого времени, сколько бы лет ни прошло с момента его написания.

История написания стихотворения

До сегодняшнего дня остаётся открытым вопрос, в каком коду было написано произведение. Большинство литераторов склонны относить его к 1855 году. Но многие считают, что это 1856 год, в котором сразу же и увидело оно свет в журнале «Современник».

В это время шла Крымская война и многие представители русского дворянства принимали в ней участие. Так находился на передовой, молодой талантливый автор, Лев Николаевич Толстой. Несмотря на ужасы и тяготы осады, командуя батареей, он находил время для написания своих рассказов.

Находясь в Севастополе достаточно длительное время, с ноября 1854 по август 1855, молодой Лев Николаевич успел написать три рассказа о своих впечатлениях. Он их объединил в один цикл «Севастопольские рассказы». Эти рассказы были быстро напечатаны в «Современнике» и имели небывалый успех. Можно сказать, что Толстой освятил и показал все ужасы, как военный корреспондент. Но корреспондент не лишённый литературного таланта.

Конечно не только впечатления от «Севастопольских рассказов» помогло родиться небольшому, но такому сильному произведению, как «Внимая ужасам войны».

Николай Алексеевич имел своё мнение о солдатской судьбе. Отец его был военным. Сам он провёл своё детство вблизи с крестьянскими семьями и знал, что из их имения постоянно забирали солдат на службу. Законодательно отдавать долг отечеству мужчины должны были 25 лет. Ведь Россия постоянно принимала участие в военных компаниях. И далеко не все возвращались домой.

Когда Некрасов писал свой отзыв на третий рассказ Льва Толстого «Севастополь в августе 1855 года», он выразился так: «И сколько слез будет пролито и уже льется теперь над бедным Володею! Бедные, бедные старушки, затерянные в неведомых уголках обширной Руси, несчастные матери героев, погибших в славной обороне!..»

Так, под влиянием напряжённой военной обстановки, появилось это стихотворение.

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя...
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна -
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы -
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей...

Анализ стихотворения

Этот стих Некрасов написал от первого лица. Рассказчик будто обращается к читателям, как к друзьям, просто и понятно. Осуждая войну, он невольно призывает сопереживать всем, кого коснулась это тема. И особое место отведено матерям.

Как правило, основную мысль стихотворения поэт вкладывает в его название. Когда названия нет, в литературе принято называть стих по его первой строчке.

Очень часто поэты нарочно не дают своим произведениям названий, будто оставляя возможность читателю самому определиться с выбором. В данном случае первая строчка универсальна, и невозможно более точно и быстро погрузить читателя в небольшой рассказ об ужасах войны. Вероятно, поэтому Николай Алексеевич не стал давать стиху название.

Стих берёт за живое с первого слова. «Внимая» - значит, ощущая всеми возможными способами: слухом, зрением, мыслями, проникновением в самую суть. «Ужасы войны» - каждая новая жертва - это чья-то жизнь. Жизнь русского героя и защитника.

Страдают от потерь не только боевые расчёты, страдают все, кто знал погибшего героя. Товарищи по оружию, для которых военное братство было делом чести. Страдают близкие героя: жена, дети, другие родственники.

Неслучайно после четвёртой строчки поэт ставит многоточие. Рассказчик будто предлагает продолжить список возможных родственников и друзей, включая самого героя.

Это настоящее философское раздумье. Писатель не обвиняет никого в том, что со временем люди забудут о постигшем их горе - так устроен человек.

Товарищ воин и сам смотрит смерти в лицо каждый день.

Не служивый друг опечалится, но каждодневная суета сотрёт в его памяти портрет бывшего товарища.

Жена, конечно, будет горевать по-своему. Вероятно, вспоминать то время, которое когда-то объединило их в семью. Но каждодневные заботы о доме, о детях постепенно будут размывать образ любимого.

Дети могут вовсе не помнить своего отца, могут им гордиться.

И вот на фоне этих размытых горестей, поэт ярко рисует нераскрытый образ души, которая будет всё помнить до гроба. Рассказчик пока не говорит о ком идёт речь, но читателю и так всё становится понятно.

Автор подбирает слова, которые не могут оставить равнодушными. «Святые, искренние слёзы» - слёзы, которыми матери оплакивают своих сыновей, пропитывают глубокой скорбью всё повествование. Эти слёзы не выставляются на всеобщее обозрение. Писатель их «подсмотрел». Мать никогда не оправится от горя, которое выпало ей, «как не поднять плакучей иве своих поникнувших ветвей». Такое фольклорное сравнение легко раскрывает замысел поэта. Ива всегда ассоциируется у русских с печалью, отчаянием, тоской, удручением. И Некрасов, как русский человек очень удачно взял это сравнение.

Крайне необычную метафору использует автор, в конце произведения: «кровавая нива». Обычно слово «нива» ассоциируется с созиданием, возрождением. Ведь нива - это плодородная земля, заботливо возделанная хлеборобом. Нива - это большое поле, которое позволяет человеку кормиться. А кровавая нива - это тоже огромное поле, только образ у него не созидательный, а разрушительный. Поле, усеянное не хлебом, а трупами - вот что рисует рассказчик в воображении читателя.

Основная мысль произведения

Основная идея - это протест против войны, протест против смерти и людского горя. Это призыв к миру и гуманизму.

Именно поэтому стихотворение написанное более 160 лет назад остаётся актуальным. Мы все сочувствуем родственникам, потерявшим своих близких в любых военных действиях.

Какой бы священной ни была война, она несёт горе и слёзы, и самые горькие слёзы - это слёзы матери, для которой её сын-герой остаётся просто ребёнком. Именно та, которая даёт жизнь, как никто понимает её ценность.

Через сочувствие к матери должно появиться желание действовать против военных действий, насилия, произвола, террора.

Жизнь стихотворения в наше время

Многие талантливые композиторы были вдохновлены проникновенными стихами «Внимая ужасам войны», и в разное время создавали песни и романсы. Одним из первых был русский композитор Цезарь Антонович Кюи.

Стихи, сильные по содержанию, написаны таким образом, что имеют особую напевность. Этому способствует и четырёхстопный ямб, и чередование рифмы мужской и женской.

Некоторые филармонические хоровые капеллы любят исполнять это произведение.

Чтобы убедиться в том, что стих живёт полной жизнью достаточно обратиться к интернету. «Внимая ужасам войны» читают малыши, молодёжь, взрослые, пенсионеры, простые чтецы и народные артисты.

Часто этот стих можно услышать в концертных программах, посвящённых дню победы или памяти о героях. Как правило, читают его тихим проникновенным голосом, на фоне спокойной лирической музыки.

И каждое такое прочтение - это дань таланту великого поэта, Николаю Алексеевичу Некрасову, который создал шедевр, способный затронуть самые тонкие струны человеческой души.


Николай Алексеевич Некрасов

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя…
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна —
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мир подсмотрел
Святые, искренние слезы —
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…

Исторически так сложилось, что Россия на протяжении всей своей истории постоянно принимала участие в различных военных компаниях. Однако честь отечества защищали не столько именитые полководцы, сколько обычные крестьяне. Даже после отмены крепостного права срок солдатской службы составлял 25 лет. Это означало, что молодой парень, призванный в солдаты, возвращался домой уже стариком. Если, конечно, ему удавалось выжить в смертельной схватке с очередным внешним врагом русской державы.

Николай Некрасов родился уже после того, как Россия одержала победу над французами в 1812 году. Однако даже из его родового имения постоянно забирали крестьян на военную службу. Многие из них так и не вернулись домой, оставшись лежать в кавказских степях. С самого детства поэт видел, сколько горя семьям приносили известия о том, что на очередной войне погиб отец, сын или же брат. Однако будущий поэт понимал, что время лечит, и с такой потерей вскоре смиряются практически все, кроме матерей, для которых гибель собственного ребенка является одним из самых страшных и горьких испытаний.

В 1855 году под впечатлением от очередной поездки в родное имение Николая Некрасов написал стихотворение «Внимая ужасам войны…», в котором попытался морально поддержать всех матерей, которые по воле рока лишились своих сыновей. Рассуждая на тему жизни и смерти, поэт пишет о том, что «при каждой новой жертве боя мне жаль не друга, не жены, мне жаль не самого героя».

Автор подчеркивает, что какой бы глубокой ни была душевная рана, рано или поздно она все равно затянется. Вдова найдет утешение в повседневных хлопотах, дети вырастут с мыслью о том, что их отец не зря отдал свою жизнь за родину. Однако матери погибших солдат никогда не смогут справиться со своим всепоглощающим горем и смириться с такой утратой. «Она до гроба не забудет!», — отмечает поэт, подчеркивая, что слезы матери, потерявшей на войне сына, являются «святыми» и «искренними». Таким женщинам никогда не оправиться от удара, который они получили от судьбы, «как не поднять плакучей иве своих поникнувших ветвей».

Несмотря на то, что это стихотворение было написано полтора века назад, оно не утратило актуальность и в наши дни. Вряд ли Некрасов мог предположить, что даже в 21 веке Россия по-прежнему будет воевать. Однако он знал наверняка, что единственными людьми, которые будут всегда помнить погибших воинов, являются их старенькие матери, для которых их сыновья всегда останутся самыми лучшими.

Просмотров