Кгб и мода: как жили и чем кончили звезды подиума ссср. Самые известные манекенщицы Советского Союза (10 фото)

Профессии «модель» в советские времена не существовало, поэтому девушек, ходивших по подиуму, называли «демонстраторами одежды» или «манекенщицами». Но в реальности в модели были и самого высшего уровня. Советская манекенщица Галина Миловская была как раз из этой касты, но жизнь ее на Родине не сложилась. Зато она с успехом реализовала себя на Западе.

Начало пути

Родилась Галина Миловская в столице СССР - Москве, в небогатой семье. Ее и сестер растила одна мама, отец умер, когда Гале было 13 лет. Девушка мечтала стать актрисой, тем более внешние данные у нее были вполне достойными: высокая, тоненькая блондинка, с тонкими чертами лица и огромными глазами, она воплощала современный идеал женской красоты. Галина успешно выдержала экзамены и поступила в театральное училище им. Б. Щукина. Учиться было интересно, только вот денег постоянно не хватало, стипендия была всего 30 рублей. Подружка в училище рассказала Галине, что во Всесоюзном институте ассортимента легкой промышленности можно подработать в качестве демонстратора одежды. Миловская пришла туда и была встречена на «ура». При росте в 170 см и весе 42 кг она идеально подходила под современные модельные стандарты, а ее типаж внешности делал ее похожей на сверхмодную западную манекенщицу Твигги. Галину приняли на работу в отдел перспективы моды, и она начала осваивать новую профессию. Тогда никаких курсов для манекенщиц не было, и девочки сами учились ходить по подиуму, вырабатывали модельную походку. Галя довольно быстро научилась премудростям и стала востребованной манекенщицей.

Исторический контекст

В те времена, когда Галина Миловская решила стать манекенщицей, в СССР эта профессия, мягко говоря, была совсем не престижной. Во времена брежневского застоя общественность уделяла большое внимание морали советских граждан. Обнажение тела (открытые колени, декольте, даже совсем невинное) рассматривалось, как оскорбление общественного вкуса. Женщина должна была воплощать в себе черты работницы, примерной матери и добропорядочной жены, ни о какой женственности, а уж тем более сексуальности и речи не могло быть. Ханжеская советская мораль считала, что женская привлекательность и ее демонстрация унижает достоинство советских гражданок. Также общество зорко следило за патриотическими настроениями населения. Любое неуважительное отношение к символам жестко наказывалось. За политический анекдот можно было попасть в тюрьму, а за недостойное обращение с портретами вождей - потерять работу. На фоне такого насаждаемого патриотизма всякое восхищение западной культурой и образом жизни воспринимались как оскорбление советского строя. Запад был врагом, и его можно было только ругать, нельзя было его хвалить и поощрять насаждение западных ценностей в советском обществе. За общение с иностранцами уже не сажали в тюрьму, как при Сталине, но брали человека на заметку и пристально присматривались к его поведению. Удушающая обстановка приводила к тому, что многие свободолюбивые граждане и просто люди широких взглядов под любыми предлогами покидали страну. Эмиграция воспринималась многими представителями творческой интеллигенции, как освобождение.

Карьера модели

На этом историческом фоне Галина Миловская (манекенщица) выбирает не совсем правильный, с точки зрения власти и морали, образ жизни. В новой профессии она вполне состоялась. Она много работала, демонстрируя одежду Московского дома моделей. Постепенно она становится известной в своих кругах, ее называли «русской Твигги». В 1967 году она среди немногих тщательно отобранных демонстраторов участвует в единственном в СССР Международном фестивале моды. Это событие собрало немало иностранных журналистов и фотографов, они приехали в том числе в поиске новых лиц. Одной из находок стала Галя Миловская, ее образ запомнился ведущему фотографу журнала «Вог».

История знаменитого фото

Через два года после Фестиваля моды фотограф Андре де Роне приезжает в Москву, чтобы провести фотосессию для журнала «Вог» и своей моделью он видел только Миловскую. Журнал провел большую подготовительную работу и получил невиданные разрешения на съемках в Кремля и на Красной площади. Галина Миловская рассказывала, что съемки в сокровищнице происходили под наблюдением 17 автоматчиков. Ей дали в руки жезл Екатерины Великой и величайший алмаз «Шах». Под эту съемку «Вог» выделил 8 полос журнала. Миловская при этом не получила за работу ни копейки, весь гонорар был отправлен в государственную казну. Самой знаменитой же стала фотография, на которой Галина сидит, раздвинув ноги, на фоне Кремля и мавзолея.

Конфликт с властью

Этот кадр привел в бешенство чиновников. Галину вызвал «на ковер» министр легкой промышленности, который буквально орал на нее в нецензурных выражениях, обвиняя ее в оскорблении самого святого - Ленина. «Ты бы еще голой по Красной площади прошлась», - кричал он. Так, Галина Миловская, биография которой на 100% зависела от чиновников, потеряла подработку в иностранных журналах. Несмотря на попытки ее начальницы списать все на ее «несмышленость», ей запретили сниматься за рубежом. Но на этом неприятности не закончились. Ее руководители из училища каким-то странным образом попали на показ купальников, в котором принимала участие Галя. Они заявили, что она настолько морально пала, что не может претендовать на звание советской актрисы - из училища ее исключили.

История с боди-артом

Последним гвоздем в гроб карьеры стало скандальное для СССР событие с экспериментами в боди-арте. Галина Миловская, манекенщица, стала моделью для художника Анатолия Брусиловского. Он организовал мероприятие для своего знакомого, фотографа из Кайо Марио Гаррубба из итальянского журнала «Эспрессо» яркую фотосессию. У себя дома он собрал нескольких друзей, пригласил Галю в качестве модели и сделал на ее обнаженном теле красивую роспись в виде цветов, бабочек и птиц. Фотограф снял весь этот процесс и напечатал в своем журнале. Скандальность самой акции с обнаженным телом была усилена тем, что под фото художника была напечатана запрещенная в СССР поэма «Теркин на том свете» В. Твардовского. Все это привело в бешенство советскую власть и Миловской перекрыли весь кислород. Ей категорически не давали работать, несмотря на то, что с Запада ей приходили очень выгодные предложения. Так, владелица очень крупного модельного агентства Эйлин Форд сделала немало для того, чтобы подписать с Миловской контракт, она даже добилась того, чтобы в СССР было направлено письмо от президента Никсона. Но советская власть не дала возможности Галине поработать.

Эмиграция

Модель Галина Миловская была вынуждена начать думать об отъезде из страны. Ее эмиграция не была политической, она не раз подчеркивала, что в ее действиях никогда не было никакой антисоветчины, что она просто участвовала в интересных арт-событиях и ни в коем случае не боролась с системой. Организовать отъезд помог А. Брусиловский, он смог сделать ей вызов в Израиль. 14 апреля 1974 года она вылетает в Рим, где ее уже ждала Эйлин Форд. Она устроила участие Галины в конкурсе Галину преследовали фотографы, они удивлялись тому, что она ни разу не улыбнулась. Она тяжело переживала отъезд, думая о судьбе родни.

Карьера на Западе

Галина Миловская смогла встроиться в западный модельный бизнес. Она обосновалась в Лондоне, снималась для многих европейских журналов, часто бывала в Париже. Она не стала топ-моделью, но на достойную жизнь могла себе заработать. В это время она знакомилась с множеством людей, училась новому образу жизни, но всегда оставалась русской девушкой. Независимо от ее желания, ее карьера все-таки приобретала политический оттенок, ее даже называли «Солженицын в юбке».

Замужество

На одной из встреч в Париже Галина знакомится с банкиром Жан-Полем Дессертином. Уже через 15 минут он сделал ей предложение, и она приняла его. На следующий день пара расписалась в мэрии и уже более 30 лет они вместе. Галина Миловская, дата рождения которой (1949 год) является тщательно охраняемой ею тайной, считает своим новым днем рождения момент отъезда из СССР, когда она смогла в одно мгновение изменить всю свою жизнь. У пары родилась дочь, которая сегодня является одним из ведущих специалистов-этнологов по Гвинее.

Новая жизнь

Выйдя замуж, Галина отказалась от карьеры модели, она решила, наконец, получить образование. Она поступила в Сорбонну на факультет кинорежиссуры. Она состоялась в этой профессии, сняв несколько документальных фильмов, в том числе «Момент, когда приходят воспоминания» о жителях дома престарелых и «Эти безумные русские» о русских художниках-авангардистах, вынужденных покинуть родину в 70-х годах 20 века. И сегодня она снимает репортажи и небольшие сюжеты о русском искусстве на Западе.

Даже в годы советской власти, благодаря связям мужа, Миловской удавалось трижды посетить Родину в составе официальных делегаций. После перестройки она может регулярно встречаться с родственниками и бывать в России. Она даже представляла свой фильм на Ленинградском фестивале. Галина Миловская сейчас - успешная, самодостаточная женщина со счастливой судьбой.

При этом самых известных русских красавиц знали и ценили на Западе, но на родине работа в «модельном» бизнесе (хотя тогда такого понятия не было) нередко создавала им проблемы. Рассказываем, как сложилась жизнь самых известных манекенщиц СССР.

Валентина Яшина

Первая настоящая советская звездная манекенщица, она начала карьеру еще в 50-х. На подиум выходила до 65 лет. Так что бабушки-модели - это совсем не современное изобретение.

В профессию Яшина пришла из оперетты. Окончив училище, она уехала с первым мужем в Ригу, но громкий роман с партнером по «Сильве» поставил крест на сцене и браке. Чтобы не сидеть на шее у родителей, она решила попробовать себя в роли модели. И практически сразу поняла, что именно это ее призвание, и стала одной из прим Дома моделей на два десятилетия.


После прихода молодого поколения она не впала в депрессию, а продолжала работать, пусть и не на первых ролях. Удачно сложилась и личная жизнь. Ее всегда окружали поклонники, самым известным из которых был Иосиф Кобзон. Ее муж, Николай Малахов, был обеспеченным человеком, но после того, как он умер в 1991 году, сын и внук быстро прогуляли оставленные им средства, и Валентина Яшина умерла в одиночестве и бедности.

Регина Збарская

Одна из самых известных в мире советских моделей. Ее карьера началась в хрущевскую оттепель, она участвовала в знаменитом первом заграничном показе Дома моделей одежды на Кузнецком. Тогда коллекция Веры Араловой произвела фурор, но не меньшего восхищения удостоились манекенщицы, которых советская делегация привезла с собой.


Збарская привлекла внимание западной и совершенно несоветской красотой. В прессе ее называли «самым красивым оружием Кремля». Она активно ездила по всему миру, снималась у известных фотографов. Однако в конце 1960-х ее муж, известный художник Лев Збарский, ушел к Марианне Вертинской, а затем к Людмиле Максаковой.


Пережив депрессию и лечение в психиатрической больнице, Регина снова вернулась на подиум, однако прежней славы было уже не вернуть. Тем не менее, Збарская продолжала работать, пока не влюбилась в югославского журналиста. Увы, этот роман оказался для нее роковым. Журналист опубликовал книгу «Сто ночей с Региной Збарской», в которой рассказал о том, что Збарская работает на КГБ и была любовницей чуть ли не всего ЦК.

После этого работать она смогла только уборщицей в том самом Доме моделей, в котором когда-то блистала. Неудовлетворенность жизнью и неустойчивое психическое состояние привели Регину к самоубийству.

Мила Романовская

Образ яркой блондинки в платье «Россия» в конце 60-х для многих в мире стал символом СССР. Изначально наряд готовили для Збарской, но именно на Романовской он производил на аудиторию самое ошеломляющее впечатление. На главном событии советского мира моды времен застоя - Московском международном фестивале моды, прошедшем в 1968 году в Лужниках, - она стала неофициальной «Мисс СССР» по мнению иностранных гостей. И она первая совершила удачный рывок Запад.


Романовская попала на подиум случайно: однажды ее просто попросили подменить подругу, и она оказалась настолько гармоничной в этом амплуа, что тут же получила предложение о постоянной работе. Сначала в Ленинграде, а потом и в Москве она быстро вышла на первые роли, даже потеснив признанную приму - Збарскую. Вот только за этот успех пришлось заплатить разрушенным первым браком.


Романовская недолго оставалась одна, вскоре она выходит замуж за художника Юрия Купера и неожиданно в 1972 году вместе с ним эмигрирует в Израиль. Очень скоро она оказалась в Лондоне, где много работала. Топ-моделью не стала, но востребована была. Пять лет ее рабочий график был настолько насыщенным, что не было «окна» даже на встречу с мужем, с которым в результате тоже развелась.

Впрочем, свое новое счастье Романовская нашла практически сразу. Возвращаясь в Англию, она встретила в самолете обаятельного лондонского бизнесмена. Сейчас сама ведет бизнес и много путешествует.

Галина Миловская

«Советская Твигги» и самая скандальная модель СССР. Ее звезда взошла в 1968 году, когда молодую манекенщицу ВИАЛЕГПРОМа (Всесоюзного института ассортимента лёгкой промышленности и культуры одежды) заметили иностранные фотографы.


Произошло это также на Московском международном фестивале моды. Вслед за этим ее пригласили на съемки для журнала «Vogue». Тогда в Москву приезжал фотограф Арно де Роне. С собой он привез целую коллекцию одежды, которую и предполагалось снять на ком-нибудь из русских моделей на фоне московских достопримечательностей. По уровню организации этот проект считается беспрецедентным до сих пор. Дело не в том, что было получено разрешение на съемку на Красной площади, хотя по советским временам одно это казалось совершенно невероятным. Проводить фотосессию разрешили даже в Оружейной палате Московского Кремля. А кроме того, для съемки разрешили использовать подлинные драгоценности, хранящиеся в музее. Галина позировала с жезлом Екатерины II и алмазом «Шах», который Россия получила в свое время от Ирана в качестве компенсации за смерть Грибоедова.

Миловская до этого относилась к работе модели всего лишь как к интересному приработку на время учебы в Щукинском театральном училище. Предложение известного фотографа открывало для нее совершенно другой мир.



К сожалению, для Миловской фотографии Арно де Роне обернулись катастрофой. На фотографиях, которые были сделаны на Красной площади, Галина Миловская сидела на брусчатке спиной к Мавзолею и портретам коммунистических лидеров, развешанным на Кремлевской стене по случаю праздника. Девушку изгнали с подиума и училища. Вскоре после этого она эмигрировала из СССР.



Карьера Миловской на Западе не сложилась, хотя ее достаточно долго продолжали снимать, но в топовые модели она не пробилась. Зато она удачно вышла замуж за банкира, закончила Сорбонну и стала довольно известным режиссером-документалистом.

Татьяна Михалкова (Соловьева)

Хотя карьера Татьяны Михалковой (Соловьевой) была короткой - всего пять лет, - она успела стать одной из самых ярких манекенщиц Дома моделей. Интересно, что ее профессия в те годы была настолько непрестижной, что ее знаменитый супруг Никита Михалков долгое время предпочитал представлять жену как переводчицу.



Главного советского кутюрье Вячеслава Зайцева привлек в первую очередь ее классический славянский типаж. Ей доставались многие наряды, в которых требовалось подчеркнуть национальные корни советской моды.


Сложно сказать, как сложилась бы ее карьера, но в 1972 году она познакомилась с начинающим кинорежиссером Михалковым. Она не стала сразу уходить с работы. Даже будучи беременной первым ребенком участвовала в показах. Но когда стало известно, что будет второй, окончательно покинула подиум. Сама модель однажды призналась, что муж поставил ее перед выбором: либо он, либо работа манекенщицей. И даже собрал чемодан.

Леокадия Миронова

Советская модель, которую сравнивали с Одри Хепберн. Ей одной из первых начали предлагать солидные контракты на Западе, хотя она долгое время была невыездной из-за репрессированного отца.



Сегодня Миронова больше известна благодаря тому, что первой начала рассказывать о неприятных моментах мира моды: низких зарплатах, несправедливом отношении и больших партийных начальниках, которые могли потребовать близости. Собственно, с одним из таких начальников ей пришлось столкнуться самой, и за отказ она дорого заплатила. Ее отстранили от работы, полтора года она никуда не могла устроиться, пока ее не взяли в Дом моделей в Химках.


Сейчас Миронова давно на пенсии, она никогда не была замужем, живет в «хрущевке», но все равно изредка принимает участие в показах. Каждое ее появление на подиуме всегда сопровождается аплодисментами.

Елена Метелкина

Настоящая слава к пришла после выхода культового фантастического фильма «Через тернии к звёздам». Его создатели, Ричард Викторов и Кир Булычев, все никак не могли найти девушку на роль инопланетянки и тут им на глаза попался журнал мод с моделью с необычной, неземной внешностью. После выхода фильма в прокат Метелкина стала звездой.



Надо сказать, что до фильма ее карьера была довольно рядовой. Она не поступила в Щукинское училище и ВГИК и пошла устраиваться манекенщицей. В Дом моделей ее тоже не взяли, тогда она легко устроилась демонстратором одежды в ГУМ.



После звездной роли в кино Метелкина вышла замуж и стала одной из моделей Вячеслава Зайцева. Увы, на этом белая полоса в ее жизни закончилась. Муж оказался аферистом, из-за интриг которого Метелкина чуть не лишилась квартиры, мать заболела, а отец покончил с собой. Кинокарьера тоже не сложилась, а неурядицы выдавили ее и с подиума. Чтобы выжить, Елена работала секретарем, воспитателем в коррекционном интернате, продавщицей в обувном магазине, менеджером на курсах иностранных языков.

Татьяна Чапыгина

Ее можно было увидеть практически во всех модных журналах, она регулярно мелькала на страницах «Работницы» и «Крестьянки». Может быть, вокруг нее не крутились толпы фотографов с Запада, но в СССР именно она была самой востребованной моделью.



Как и многие советские манекенщицы, Чапыгина даже не задумывалась о карьере на подиуме. Она закончила медицинский, но работать врачом не захотела и устроилась на санэпидемстанцию. Из чистого любопытства пошла на пробы в Дом моделей, и там ее увидел Вячеслав Зайцев. Два года она работала только внутри страны, потом пробилась в состав «прим», которые представляли СССР в мире. Дальше ее карьера развивалась спокойно и без скандалов, наверное, именно поэтому ее сейчас редко вспоминают на ток-шоу.


Ушла из Дома моделей в 37 лет почти сразу после свадьбы. Будущий муж впервые увидел ее на показе, дождался его окончания и пригласил в кафе. Сейчас она домохозяйка, изредка дает интервью и до сих пор выходит на подиум во время «Недели моды» в Москве.

Фото на превью: Советские манекенщицы в Лондоне в 1961 г.


В 60-е годы в западном мире бушует культурная революция. Америка уже несколько лет сходит с ума от Пресли, а в Европе начинается битломания. Вся прекрасная половина человечества оголяет до неприличия изящные ножки, мужчины начинают отращивать волосы, одежда пестрит необычно яркими красками и приобретает вызывающие формы. Взрыв культурной революции на Западе настолько сильный, что его отголосок проникает даже за железный занавес.
К этому времени лишь небольшая часть населения нашей страны имела реальное представление о том, что происходило в мире моды там - за рубежом. Для большей части страны само понятие мода вообще не существовало. Конечно же, прошедшие в Москве Международный фестиваль молодежи и студентов в 1957 году и первый показ Дома Мод Кристиана Диора в 1959-м внесли свежую струю в жизнь советских людей, но, к сожалению, “в живую” принять участие в этих событиях довелось лишь немногим гражданам СССР, остальным же пришлось знакомиться с ними через страницы газет и радиопередачи, которые в то время были насквозь идеологически политизированы. Но даже небольшой горстки очевидцев и стоявшей на улице хрущевской оттепели уже было достаточно для того, чтобы в нашей стране стали говорить о том, что было забыто на несколько лет. В нашей стране снова стали говорить о моде. Желание красиво выглядеть существовало в человеке всегда, особенно это имеет отношение к женщинам. Несмотря на то время, в котором они живут, несмотря на социальный строй, статус и прочие факторы, женщины всегда мечтали быть обворожительными. К сожалению, в начале 60-х годов у рядовой советской женщины не было и десятой доли тех возможностей преобразиться, которые были у западных красавиц. Легкая промышленность СССР словно продолжала штамповать одежду для воинов Красной Армии руководствуясь лишь Госпланом: много, одинаково и безвкусно. Естественно, что взяться хорошей одежде на прилавках советской торговли было нереально. К тому же, сама мода и культура хорошо одеваться не приветствовалась официальной идеологией, а наиболее активные модники - стиляги преследовались уголовно по статье 58 УК за антисоветскую деятельность.

Все модные вещицы и журналы могли попадать в нашу страну только незаконно из-за границы и лишь благодаря немногочисленным загранкомандировкам дипломатов, летчикам дальней авиации и морякам. Очень редко в магазинах “выбрасывали” продукцию дружественных социалистических стран Восточной Европы, за которой моментально выстраивались многометровые очереди. Такую одежду продавали чуть ли не штучно - “отпускали по одному изделию в руки” и называли страшным словом “дефицит”. Дефицитом в Советском государстве была не столько модная одежда, сколько красивая и беззаботная жизнь в целом.
В те годы нашей стране было свойственно экспортировать на Запад не только природные ресурсы, но и образ счастливого человека, живущего в социалистической стране. Для большего правдоподобия советские чиновники организовывало открытые выставки достижений народного хозяйства, в том числе, и показы моды. На Кузнецком мосту существовал мифический экспериментальный цех, где создавались пусть не громкие, но шедевры моды, которым рукоплескали в 1962 году Париж, а год спустя и Рио де Жанейро. Проводились и полузакрытые показы мод, по подиуму которых дефилировали манекенщицы того времени такие как Янина Черепкова, Мила Романовская, Лилиана Баскакова, Регина Збарская, Галина Миловская .

Неизвестно точно благодаря или вопреки кому, но мировые тенденции моды в начале 60-х начинают проникать тонкими ручейками и в нашу страну. В 61-м году советские женщины впервые “знакомятся” со шпильками. Такое название получила элегантная женская обувь на высоком тонком каблуке, достигавшим в основании мизерные 6×6 или 5×5 миллиметров.

Ходить на шпильках было неудобно, они оставляли глубокие следы в свежем асфальте, из-за попадания модных каблуков в прорезь между ступеньками останавливались экскалаторы метро, но женщины упорно продолжали обувать именно остроконечные шпильки.

Наверное, не было более сексуальной униформы для женщины в 60-е годы, чем черный обтягивающий свитер, узкая юбка и обязательно шпилька. Даже зимой, даже на работу и обязательно на свидание девушки бегали на шпильках, чтобы быть блистательными и модными. Это была одна из первых жертв красоте, на которую добровольно согласились женщины 60-х годов. Кстати, некогда ультрасовременная шпилька со временем не только не вышла из моды, но и превратилась в классику.

60-е годы запомнились всему миру моды и социалистическим модницам , в том числе, умопомешательством на почве всего искусственного. Новые ткани и новые названия: нейлон, лайкра, кримплен, винил, дралон и прочие “-лоны”, “-ланы”,”-лены”. Одежда из новых видов ткани считалась удобной и практичной. Она не мялась, легко чистилась и стиралась. И самое главное - она была дешевой.

Начиная с 62-го года советские граждане впервые знакомятся с темно-синими итальянскими плащами Болонья. У итальянцев этот материал использовался для рабочей одежды .

Нас же он покорил своей новизной и тем, что в сложенном виде одежда из такого материала почти не занимала место.

В массовом сознании советских людей складывалось убеждение, что каждый уважающий себя человек должен иметь плащ Болонью. В Советском Союзе болоньевый психоз продлился целое десятилетие и породил такое немыслимое понятие во всем мире как летнее пальто. Со временем производство дождевиков, протекающих по швам и одновременно служащих парником в любую погоду, освоила и отечественная легкая промышленность.

Сейчас в это поверить трудно, но в 60-е годы настал период, когда натуральный мех, для большинства населения недоступный и недосягаемый, стал казаться скучным, недемократичным и “замшелым”. Мода на искусственные шубы и мехазахватила абсолютно всех, даже людей имеющих возможность покупать вещи из натурального меха. Буквально на несколько лет все советские модницы облачились в шубы из искусственной норки, а мужчины стали носить шапки из искусственного каракуля. Мода на искусственный мех закончилась также внезапно, как и началась, а очередные трофеи моды пополнили ряды вечно растущих гардеробных.

В 64-м году в СССР получают распространение нейлоновые рубашки. В отличие от устаревшего хлопка, крепкий и модный нейлон казался абсолютным материалом. Рубашки из нейлона не мялись, легко стирались и, вообще, казались вечными. Самыми шикарными считалась белые нейлоновые рубашки. Типичный портрет модного молодого человека 60-х - темные брюки-дудочки, белая нейлоновая рубашка и зализанные к верху волосы.

В 67-м году увидела свет одежда из нового синтетического материала - кримплена. Одежда из кримплена не мнется, ее не нужно гладить, достаточно выстирать, высушить, аккуратно развесив, и можно вещь носить снова. Существенный недостаток - электростатичность. Кримплен может искрить, трещать и липнуть к телу. С электростатичностью боролись освоив производство жидкостей-антистатиков.

Со временем под кримплен с тиснением начинали выпускать толстые шерстяные пальтовые ткани.

Появившись в конце 60-х, мини мгновенно завоевало титул самой модной женской одежды на целое десятилетие. Там где это было возможно (в школах и техникумах) блюстители морали и председатели комсомольских ячеек по утрам измеряли длину юбок и расстояние от коленок до юбок линейками и при несоответствии отправляли учениц домой переодеваться. Короткая длина юбки порицалась, высмеивалась, запрещалась, но все было бесполезно. Буквально за пару лет, под натиском красоты оголившихся женских ножек пали запреты на длину юбок и женщины более старшего возраста могли позволить себе одеть мини. Мода на короткие юбченки, так быстро покорившая столицу и большие города, в отдаленные уголочки нашей страны доходила иногда с многолетним опозданием. Бывало, что молодая студентка, возвращающаяся на каникулы домой в сельскую местность могла быть не только высмеяна своими односельчанами, но и получить взбучку от строгих родителей.

В конце 60-х появилось еще одно бедствие на голову консерваторов моды. Абсолютно модным и относительно неприличным явлением становится женский брючный костюм.

Крой первых костюмов, как правило, не сложный - жакет прямой или слегка приталенный, брюки прямые или слегка расклешенные, большие металлические пуговицы, воротник “Собачьи уши”. Вместе с костюмом носили тупоносые туфли с толстыми и не очень высокими каблуками. Во всем этом наряде женщина выглядела этаким “матросиком”.

Женский брючный костюм в СССР - это начало эмансипации. Носить брюки, не смотря на моду, осуждалось обществом как публичное женское курение. И ношение этого костюма было как вызов, как дерзость. Исполкомы запрещали появление в брюках, например, в клубах. Женщину в брюках могли не пустить в ресторан, как до этого не пускали в мини юбке. Исключением были прибалтийские республики, славившиеся своей лояльностью к прозападным тенденциям в моде и к женским брюкам в частности.

Поскольку в конце 60-х промышленный трикотаж безнадежно отставал от возросших запросов советских граждан, то наиболее умелая половина женского населения обратилась к науке “две изнаноночные - две лицевых”:

“Вяжем сами” становится чуть ли не самым популярным разделом в разных изданиях. Курсы кройки и шитьяпосещают и девочки и бабушки, иногда там можно увидеть и мужчин.


В 1965-м году произошло событие, о котором просто нельзя не упомянуть. Во Всесоюзный дом моделей пришел работать Вячеслав Зайцев.

Художник-модельер Вячеслав Михайлович Зайцев и знаменитая манекенщица Регина Збарская. 1963 год


Художник-модельер Вячеслав Зайцев и манекенщица Регина Збарская обсуждают новые модели. 1966 год

Это был первый мужчина в только зарождающемся советском модном бизнесе. Талантливый художник, нестандартный дизайнер, интересующийся современными западными модными тенденциями. Ему удалось воплотить прогрессивные идеи западной моды в оригинальном стиле, адаптированном под существующую действительность. Зайцев стал первым и главным модельером в СССР. У него стали одеваться наши звезды. Многие образы, созданные им в конце 60-х пережили не одно десятилетие.

Сегодня стать моделью мечтает чуть ли не каждая вторая девушка. В советские же времена профессия манекенщицы не то что не была престижной, а считалась почти неприличной и при этом скудно оплачивалась. Демонстраторы одежды получали по ставке максимум 76 рублей — как рабочие пятого разряда.

При этом самых известных русских красавиц знали и ценили на Западе, но на родине работа в «модельном» бизнесе (хотя тогда такого понятия не было) нередко создавала им проблемы. Из этого выпуска вы узнаете о судьбе самых ярких манекенщиц Советского Союза.


Регина Збарская

Ее имя стало синонимом понятия «советская манекенщица», хотя долгое время о трагической судьбе Регины знали только близкие ей люди. Все изменил ряд публикаций, которые появились в прессе уже после развала СССР. О Збарской заговорили, но до сих пор ее имя больше окутано мифами, чем овеяно реальным фактами.

Неизвестно точно место ее рождения — то ли Ленинград, то ли Вологда, нет точных данных о родителях. Поговаривали, что Збарская была связана с КГБ, ей приписывали романы с влиятельными мужчинами и чуть ли не шпионскую деятельность. Но те, кто действительно был знаком с Региной, говорят однозначно: все это неправда.

Единственным мужем знойной красавицы был художник Лев Збарский, но отношения не сложились: супруг ушел от Регины сначала к актрисе Марианне Вертинской, затем — к Людмиле Максаковой. Збарский умер в 2016 году в Америке, а Регина после его ухода так и не смогла прийти в себя: в 1987 году она покончила с собой, выпив снотворное.

Регину Збарскую называли «русской Софи Лорен»: образ знойной итальянки с пышной стрижкой «паж» придумал для нее Вячеслав Зайцев. Южная красота Регины пользовалась популярностью в Советском Союзе: темноволосые и темноглазые девушки на фоне стандартной славянской внешности казались экзотикой. Но иностранцы относились к Регине сдержанно, предпочитая приглашать для съемок — если, конечно, удавалось добиться на них разрешения властей — голубоглазых блондинок.


Мила Романовская

Полный антипод и давняя соперница Збарской — Мила Романовская. Нежная утонченная блондинка, Мила была похожа на Твигги. Именно с этой знаменитой британкой ее не раз сравнивали, сохранилось даже фото Романовской а-ля Твигги, с пышными накладными ресницами, в круглых очках, с зачесанными назад волосами.

Карьера Романовской начиналась в Ленинграде, затем она перевелась в Московской дом моды. Здесь-то и возник спор о том, кто является первой красавицей большой страны — она или Регина. Мила победила: именно ей доверили демонстрировать платье «Россия» модельера Татьяны Осьмеркиной на международной выставке легкой промышленности в Монреале. Алый наряд, расшитый по горловине золотыми пайетками, запомнился надолго и даже вошел в учебники истории моды.

Ее фото охотно публиковали на Западе, например в журнале Life, называя Романовскую Snegurochka. Судьба Милы сложилась в целом счастливо. Она успела родить дочь Настю от первого мужа, с которым познакомилась во время учебы во ВГИКе. Затем развелась, закрутила яркий роман с Андреем Мироновым, вновь вышла замуж за художника Юрия Купера. С ним она эмигрировала сначала в Израиль, потом в Европу. Третьим мужем Романовской стал британский бизнесмен Дуглас Эдвардс.


Галина Миловская

Ее также называли «русской Твигги» — типаж худенькой девушки-сорванца был чрезвычайно популярен. Миловская стала первой в истории СССР моделью, которой разрешили позировать для зарубежных фотографов. Съемку для журнала Vogue организовал француз Арно де Роне. Документы подписывал лично председатель совета министров Косыгин, а списку локаций и уровню организации этого фотосета и сейчас мог бы позавидовать любой продюсер глянца: Галина Миловская демонстрировала одежду не только на Красной площади, но и в Оружейной палате и Алмазном фонде. Аксессуарами на той съемке стали скипетр Екатерины II и легендарный алмаз «Шах».

Впрочем, вскоре разразился скандал: один из снимков, на котором Миловская сидит на брусчатке самой главной площади страны спиной к Мавзолею, признали в СССР аморальным, девушке стали намекать на отъезд из страны. Поначалу эмиграция казалась Гале трагедией, но на деле обернулась большим успехом: на Западе Миловская сотрудничала с агентством Ford, ходила на показах и снималась для глянца, а потом и вовсе сменила профессию, став режиссером-документалистом. Личная жизнь Галины Миловской сложилась удачно: в браке с французским банкиром Жан-Полем Дессертино она прожила 30 лет.


Лека Миронова

Лека (сокращенное от Леокадия) Миронова — модель Вячеслава Зайцева, которая до сих пор снимается в различных фотосессиях и принимает участие в телевизионных программах. Леке есть что рассказать и показать: в свои годы выглядит она великолепно, а воспоминаний, связанных с работой, хватит на толстую книгу мемуаров. Миронова делится нелицеприятными подробностями: признается, что ее подруги и коллеги часто были вынуждены уступать домогательствам сильных мира сего, в то время как она нашла в себе смелость отказать высокопоставленному ухажеру и жестоко поплатилась за это.

В молодости Леку сравнивали с Одри Хепберн за стройность, точеный профиль и безупречный стиль. Его она сохранила до глубокой старости и сейчас охотно делится секретами красоты: это обычный детский крем для увлажнения кожи, красное вино вместо тоника и маска для волос с яичным желтком. Ну и разумеется — всегда держать спину ровно и не сутулиться!


Татьяна Михалкова (Соловьева)

Супругу известного режиссера Никиты Михалкова привыкли видеть достойной матерью большого семейства, и уже мало кто помнит ее стройной юной девушкой. А между тем в юности Татьяна более пяти лет выходила на подиум и снималась для советских модных журналов. Ее тоже сравнивали с хрупкой Твигги, а Слава Зайцев окрестил Татьяну боттичеллиевской девушкой.

Шептались, что работу манекенщицы девушке помогло получить смелое мини — худсовет единогласно восхитился красотой ног претендентки. Подруги в шутку называли Татьяну «Институточкой» — у нее в отличие от других манекенщиц было престижное высшее образование, полученное в институте им. Мориса Тореза.

Правда, сменив фамилию с девичьей Соловьева на Михалкову, Татьяна была вынуждена расстаться с профессией: Никита Сергеевич довольно резко заявил ей, что воспитывать детей должна мама и никаких нянь он не потерпит. В последний раз на подиум Татьяна выходила на седьмом месяце беременности, нося под сердцем свою старшую дочь Анну, а затем полностью окунулась в быт и воспитание наследников. Когда дети немного подросли, Татьяна Михалкова создала и возглавила благотворительный фонд «Русский силуэт», который помогает начинающим модельерам.


Елена Метелкина

Ее знают благодаря ролям в фильмах «Гостья из будущего» и «Через тернии к звездам». Амплуа Метелкиной — женщина будущего, инопланетянка. Огромные неземные глаза, хрупкая фигура и совершенно нетипичная для того времени внешность приковывали внимание к Елене. В ее фильмографии — шесть киноработ, причем последняя датирована 2011 годом, хотя актерского образования у Елены нет, по первой профессии она библиотекарь.

Взлет Метелкиной относится к эре, когда популярность профессии манекенщицы уже пошла на спад и вот-вот должно было появиться новое поколение — уже профессиональных моделей, скроенных по западному образцу. Елена работала в основном в демонстрационном зале ГУМа, снималась для советских модных журналов с выкройками и советами по вязанию. После краха Союза ушла из профессии и, как и многие, была вынуждена приспосабливаться к новой действительности.

В ее биографии много крутых поворотов, в том числе и криминальная история с убийством бизнесмена Ивана Кивелиди, секретаршей которого она была. Метелкина не пострадала по случайности, ее сменщица-секретарша погибла вместе с шефом. Сейчас Елена время от времени появляется на телевидении и дает интервью, но большую часть своего времени посвящает пению в церковном хоре в одном из храмов Москвы.


Татьяна Чапыгина

Эту девушку идеальной классической внешности в СССР знала в лицо, наверное, каждая домохозяйка. Чапыгина была очень востребованной моделью и помимо участия в показах много снималась для журналов, демонстрируя тенденции очередного сезона в изданиях, которые предлагали советским женщинам самостоятельно сшить или связать модную одежду. Тогда имена моделей в прессе не упоминались: подписывали только автора очередного платья и фотографа, его запечатлевшего, а информация о девушках, представлявших стильные образы, оставалась закрытой. Тем не менее карьера Татьяны Чапыгиной складывалась удачно: ей удалось избежать скандалов, соперничества с коллегами и другого негатива. Из профессии она ушла на взлете, выйдя замуж.


Румия Руми Рей

Ее звали только по имени или по некогда данному подругами прозвищу — Шахиня. Внешность у Румии была очень яркой и сразу притягивала взгляд. Взять ее на работу предложил Вячеслав Зайцев — на одном из просмотров он запал на яркую красоту Румии и вскоре сделал ее своей любимой моделью.

Ее типаж называли «женщиной будущего», а сама Румия прославилась благодаря не только красоте, но и своему характеру. Он, по ее собственному признанию, был не сахар, девушка часто спорила с коллегами, нарушала принятые порядки, но в ее бунтарстве было нечто привлекательное. В зрелые годы Румия сохранила стройную фигуру и яркую внешность. Она до сих пор поддерживает дружеские отношения с Вячеславом Зайцевым и выглядит, что называется, на все сто.


Евгения Куракина

Евгения Куракина — сотрудница Ленинградского дома моды, девушка с аристократической фамилией — выступала в амплуа «грустный подросток». Евгению много снимали зарубежные фотографы, причем для работы с девушкой они специально приезжали в Северную столицу, чтобы запечатлеть красоту Жени на фоне местных достопримечательностей. Манекенщица потом сетовала, что большую часть этих снимков она так и не увидела, ведь они предназначались для публикации за рубежом. Правда, в архиве самой Евгении хранится множество самых разных фото, снятых в 60-х и 70-х годах прошлого века, которые она иногда предоставляет для тематических выставок. Судьба Евгении сложилась счастливо — она вышла замуж и уехала жить в Германию.

Шестидесятые годы - это время революции в моде, в музыке, само сознание человека перевернулось с ног на голову. Консервативные послевоенные 50-е сменились эпохой Битлов. Под громкую музыку на улицы вышли дерзкие привлекательные девушки в мини-юбках с ярким макияжем и невероятными прическами на голове. Как и у каждого времени, у 60-х были свои героини и иконы стиля, женщины, которым подражали в манере одеваться, в прическе и макияже. В этой статье мы расскажем о моделях 60-х годов.

Ее настоящее имя Лесли Хорнби. Известная на весь мир модель, актриса и певица из Великобритании. Свой псевдоним «Твигги» она получила за невероятную худобу (в переводе с английского twig- тростинка, twiggy – тоненькая). Родилась будущая модель в пригороде Лондона в 1949 году.

В 16 лет стала лицом салона красоты. В 17 «Daily Express» признал ее лицом года. Работала с культовыми фотографами 60-х: Хельмутом Ньютоном и Сесилом Битоном. Ее называют первой супермоделью в истории модного бизнеса. В 67-68 годах компания Mattel даже выпускала Барби- Твигги. Она положила начало моде на очень худое, детское тело, что вызвало волну анорексии, девушки хотели быть похожими на нее.

Ее стиль – это коктейль из рок-н-ролла, культуры хиппи, атрибутики панка. Она как ребенок, как большая кукла. Короткие юбки на ней смотрелись не вызывающе, а очень мило, будто на школьнице. Твигги сделала мальчишескую стрижку невероятно популярной, на фоне сложных «Вавилонов» и «Баббет» это выглядело более чем оригинально. В макияже она делала основной акцент на свои огромные глаза, стараясь визуально увеличить их еще больше. Твигги очень густо красила ресницы тушью, прокрашивая даже нижние реснички, так, что они практически слипались, создавая абсолютно кукольное впечатление. Подвижную складку века она подчеркивала темным тоном, что делало глаза просто огромными. При этом брови и губы были максимально естественными, а нежная фарфоровая кожа выступала фоном для яркого макияжа глаз.

Немецкая модель Верушка - на самом деле голубых кровей, она является урожденной графиней Верой Готлиб Анной фон Лендорф. В их владениях в годы Второй Мировой войны устраивали встречи нацистов, но, впоследствии, ее отец предстал перед военным судом и был казнен, а маленькая Вера с мамой и сестрами и братьями оказалась в концлагере, где семье изменили фамилию.

Первый серьезный контракт Вершуки- модели был с американским агентством «Ford Models», в которое ее пригласили, когда она переехала для работы в Париж. После чего она уезжает работать в Америку, но вскоре приезжает оттуда ни с чем. Возвратившись на родину, в Мюнхен она становится известной, снявшись в небольшом эпизоде легендарной картины Антониони «Фотоувеличение». Как большую модель ее открыл фотограф Франко Рубартелли, сделав серию авангардных снимков. После чего она работала с великим провокатором Сальвадором Дали. За время своей карьеры она снялась для, более чем, 800 обложек журналов!

Опыт работы с Дали не прошел бесследно для формирования ее стиля. Он был очень неожиданным и авангардным даже для революционной моды 60-х. Встретив художника Хольгера Трюча, Верушка обрела не только мужа в его лице, но и соратника в творчестве, вместе с которым они создавали бодиарт-шедевры. Мы можем любоваться гениальными фотографиями, где Верушка становится частью природы или архитектуры, сливаясь с окружающим ее пейзажем. Интересно то, что в жизни она отдавала предпочтение черному цвету в одежде, который выступал как обрамление для ее тела, ставшего настоящим полотном для картин ее мужа.

Джин Шримптон

Британская модель Джин Шримптон родилась в разгар войны в 1942 году, в Бакингемшире. В 17 лет она встретила режиссера Саема Эндфилда, который и открыл ей дорогу в большой модельный бизнес. Она поступила в школу моделей и очень скоро смотрела с обложек таких монстров глянца как Harper`s Bazaar" и Vogue. Как и в судьбе многих моделей, в ее жизни очень важной и судьбоносной оказалась встреча с фотографом Дэвидом Бэйли, который сделал ее безумно популярной.

Ее называли самой красивой моделью за всю историю. Она действительно была хороша, все ее параметры – идеальны, большие глаза, густые волосы, легкая походка. Также она имела звание и «самой высокооплачиваемой модели». Джин очень любила мини- юбки и сделала их невероятно модными.

Ее лицо было признано эталоном красоты. Она практически всю свою модельную карьеру эксплуатировала образ «испуганной лани», как его называли многие. Ее очаровательная челка, высокий начес делали черты лица еще более миловидными. Поднятые в вечном удивлении брови делали лицо еще моложе, получалась такая вот немного капризная, но очень красивая кукла Джин.

Мариса Беренсон

Дочь американского дипломата Мариса Беренсон с детства привыкла жить красиво. Она родилась в семье обеспеченной и знаменитой. Любовь к моде ей была передана оп наследству – ее бабушка Эльза Скиапарелли, художница и модельер, выбравшая сюрреализм как средство выражения своих мыслей.

Начало ее карьеры было очень громким, она практически сразу попала на обложки журналов «Vogue» и «Time». Но быть просто моделью ей, рожденной в такой известной семье, было мало, и она стала реализовывать себя как актриса. Свою карьеру Мариса снялась в большом количестве фильмов. Жизнь Маррисы оборвалась трагично – она была пассажиркой одного из самолетов, захваченных 11 сентября 2001 года.

Ее образ, всплывающий в памяти, это, прежде всего, грива волос, обрамляющих красивое лицо. Ее бездонные глаза всегда с «немного слишком» накрашенными ресницами были ее визитной карточкой. Она умела очень искусно подать классические вещи и одновременно выглядеть в абсолютно авангардных нарядах так, будто в них родилась - это настоящий дар модели. Ее musthave в макияже - это цветные - тени, подводки, туши и накладные ресницы.

Необычная внешность модели запоминается с первого взгляда. Густая прямая челка как у маленьких пони, огромные глаза, фарфоровая кожа с россыпью веснушек и пухлые губы, которые она любила подчеркнуть блеском нежных оттенков. Подумать только, она была той девушкой, о которой пели Битлы и Эрик Клептон. Конечно же, все хотели быть на нее похожими. Она многое заимствовала у хиппи, в стиле одежды, прически, макияжа, носила цветочные принты, летящие платья, заплетала свои золотые волосы в косички, носила смешные круглые очки.

Следите за fashion блогом от FACE nicobaggio, мы расскажем вам самые интересные вещи об истории моды и макияжа, вспомним о самых красивых и влиятельных женщинах в модной индустрии, расскажем о мужчинах, создающих красоту.

Просмотров