Рггу история создания. Российский государственный гуманитарный университетфгбоу во рггу

РГГУ является одним из престижных вузов страны. Располагается он в столице России. В стенах образовательного учреждения знания получают около 10 тысяч московских студентов. Примерно 20 тысяч человек учатся в филиалах Российского государственного гуманитарного университета, расположенных в 52 городах страны. Об РГГУ отзывы оставляют положительные, ведь здесь есть все необходимое для получения качественного высшего образования.

Об университете

Датой создания РГГУ считают 27 марта 1991 года. Именно в этот день вышло соответствующее постановление Совета министров РСФСР. Однако история высшего учебного заведения начинается гораздо раньше. Дело в том, что РГГУ был основан на базе Московского государственного историко-архивного института, который создали 3 сентября 1930 года как Институт архивоведения.

За годы своего существования Российский государственный гуманитарный университет добился хороших результатов. Он вошел в десятку ведущих вузов страны. Достичь успехов удалось благодаря преподавателям. Именно они обеспечивают высокое качество образовательного процесса. Также стоит отметить, что в учреждении созданы наилучшие условия для обучения. Все аудитории прекрасно оборудованы.

Структура РГГУ

В составе Российского государственного университета работают научно-учебные институты. Вот некоторые из них и функционирующие в их составе факультеты:

  • Институт управления, экономики и права (экономический и юридический факультеты, факультет управления, отделение международных отношений).
  • Историко-архивный институт, входящий в РГГУ (факультеты - архивного дела, документоведения и технотронных архивов, истории, политологии и права, отделение международных отношений и зарубежного регионоведения, отделение краеведения и историко-культурного туризма).
  • Институт психологии (факультет психологии, факультет психолого-педагогического образования).
  • теоретической и прикладной лингвистики).
  • Институт массмедиа (факультет журналистики).
  • Институт филологии и истории (отделение переводоведения и практики перевода, историко-филологический факультет, отделение литературы, театра и кино).
  • Институт информационных наук и технологий безопасности (факультет информационных систем и безопасности).
  • Институт постсоветских и межрегиональных исследований.
  • Институт восточных культур и античности.

В РГГУ приемная комиссия также указывает, что существуют общеуниверситетские факультеты:

  • истории искусства;
  • философский;
  • социологический.

Бакалавриат, магистратура и аспирантура

РГГУ приглашает выпускников школ и других образовательных учреждений на обучение по программам бакалавриата. Зачисление осуществляется по результатам ЕГЭ или по итогам вступительных экзаменов, проводимых в стенах РГГУ. Проходные баллы на разных специальностях отличаются и каждый год пересматриваются.

Благодаря обучению студенты получают общую профессиональную подготовку по выбранному направлению. По окончании бакалавриата им выдается диплом бакалавра. Этот документ подтверждает получение высшего образования.

Приемная комиссия приглашает выпускников бакалавриата продолжить обучение на магистратуре. У части студентов есть возможность поступить на бюджетные места. В РГГУ проходные баллы - 30 баллов на каждом из испытаний. При обучении на магистратуре студенты большую часть работы выполняют самостоятельно. Они делают множество заданий, принимают участие в научно-исследовательских семинарах, работают над проектом диссертации. После окончания магистратуры студенты могут поступить в аспирантуру.

Студенческая жизнь

У студентов РГГУ жизнь очень насыщенная. Они не только получают знания, но и принимают участие в различных спортивных и творческих мероприятиях. В университете регулярно проводятся соревнования по футболу, баскетболу, волейболу, настольному теннису, боулингу. Активно развиваются сборные по плаванию, легкой атлетике, каратэ.

В РГГУ (Москва) работает несколько клубов. Один из них - клуб интеллектуального творчества. В нем студенты играют в различные игры («Своя игра», «Что? Где? Когда?»), учатся работать в команде. В университете также есть гитарный клуб, где все желающие проходят обучение по классу акустической и электрогитары.

Гуманитарный колледж РГГУ

Структурным подразделением образовательного учреждения является гуманитарный колледж. Он функционирует с 2006 года. Для поступления в колледж девушки и юноши сдают экзамены. Самые лучшие абитуриенты зачисляются в колледж. Обучение может длиться от 2 до 4 лет. Срок зависит от выбранной специальности. По окончании обучения выпускники получают диплом с присвоением квалификации.

Как свидетельствуют отзывы, качество образования является довольно высоким. К учебному процессу привлечены вузовские преподаватели, большинство из которых являются профессорами, докторами, кандидатами наук. Также стоит отметить, что студенты колледжа имеют доступ к библиотеке Российского государственного гуманитарного университета.

Филиалы университета

Заявления на поступление в РГГУ приемная комиссия принимает не только от московских абитуриентов. В этом университете мечтают учиться и люди из других городов. Многие из них приезжают в Москву, чтобы получить престижное высшее образование. Иногородним студентам университет предоставляет общежитие.

Некоторым людям, желающим учиться в РГГУ, необязательно ехать в Москву, ведь филиалы этого вуза располагаются во многих российских городах:

  • Санкт-Петербург.
  • Астрахань.
  • Великий Новгород.
  • Тольятти.
  • Красноярск.
  • Волгоград.
  • Элиста.
  • Ярославль.
  • Калининград и др.

Студенты Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) провели в самом центре Москвы флэш-моб в знак протеста против выселения РГГУ из зданий на улице Никольская.

Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) был создан на базе Московского государственного историко‑архивного института постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 1991 года.

В своей деятельности Университет опирается на опыт двух уникальных российских учебных заведений ‑ Московского народного университета имени А.Л. Шанявского (здание университета Шанявского ‑ часть главного здания РГГУ) и Московского государственного историко‑архивного института.

В РГГУ представлены все уровни образования: довузовское, среднее профессиональное, высшее, второе высшее, аспирантура, докторантура.

В структуру РГГУ входят девять учебных институтов (историко‑архивный; экономики, управления и права; психологии им. Л. С. Выготского; массмедиа; лингвистики; информационных наук и технологий безопасности; филологии и истории; восточных культур и античности; новых образовательных технологий), 11 факультетов, 65 кафедр. Кроме того, здесь действуют: Центр довузовского образования, пять международных учебно‑научных центров, Учебный художественный музей, созданный совместно с Государственным музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Научная библиотека, Центр комплектования библиотек вузов РФ иностранной литературой, Центр консервации документов библиотек вузов РФ, Учебно‑научный центр «История науки и новые технологии образования» и т.д.

В РГГУ обучаются более 10 тысяч студентов в головном подразделении и около 20 тысяч ‑ в филиалах. Профессорско‑преподавательский состав университета насчитывает почти 500 штатных преподавателей и около 200 совместителей, специалистов из учреждений РАН, вузов Москвы и других научных учреждений. В РГГУ работают 27 академиков, семь членов‑корреспондентов РАН, 115 профессоров и докторов, 310 кандидатов наук.

РГГУ ведет обучение студентов по профессиональным образовательным программам 22 специальностей и 12 направлений подготовки, в том числе востоковедения, религиоведения, истории, политологии, историко‑архивоведения, музеологии, менеджмента, мировой экономики, философии, филологии, психологии, интеллектуальных систем и журналистики. В аспирантуре РГГУ обучаются около 300 аспирантов по 36 специальностям. В вузе есть докторантура, работают 11 специализированных диссертационных советов, пять из них - по защите докторских диссертаций.

Ректор РГГУ ‑ Ефим Иосифович Пивовар (избран тайным голосованием и утвержден 15 марта 2006 года университетской конференцией РГГУ).

Историко‑архивный институт РГГУ располагается в доме 15 на улице Никольская. Здание привлекает внимание своеобразной архитектурой в стиле русской готики - оно было построено в 1810‑1814 годах архитектором И. Мироновским для Синодальной типографии. Здание украшают два шпиля. На фасаде находятся солнечные часы, а над ними помещены барельефные изображения Льва и Единорога, символов царской власти и могущества. Это - герб Государева Печатного двора, заимствованный с личной печати Ивана Грозного. На здании типографии он появился не случайно: на этом месте в 16 веке находился Государев Печатный Двор. Здесь в 1564 году Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем была выпущена первая русская печатная книга «Апостол», а в 1703 году мастера Печатного двора издали первую русскую газету «Ведомости».

Метро

05 Новослободская 09 Менделеевская 05 Белорусская

02 Белорусская

Росси́йский госуда́рственный гуманита́рный университе́т (РГГУ) - один из ведущих гуманитарных вузов России в сфере гуманитарных и социальных направлений , высшее учебное заведение в Москве .

История [ | ]

Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) был организован в марте 1991 года на базе .

Другим компонентом, влившимся в состав РГГУ, стал Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского - одно из наиболее прогрессивных дореволюционных высших учебных заведений, открытое для людей всех сословий и полов (существовал с по 1919 годы). С по 1932 год университет Шанявского был реорганизован в «Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова ». С по 1939 год этот же ВУЗ был переименован в Высший коммунистический сельскохозяйственный университет, с по 1991 год носил название Высшая партийная школа при ЦК КПСС .

Таким образом, в качестве основного новый университет занял историческое здание университета Шанявского на Миусской площади, став преемником Высшей партийной школы. Здание Историко-архивного института на Никольской улице также стало равноправной частью территориальной структуры университета.

В середине 2010-х годов выяснилось, что в бюджете вуза образовалась «дыра» в 238 млн руб., в связи с чем началось сокращение численности преподавательских кадров . 16 сентября 2016 из Института психологии массово уволились 12 сотрудников из-за планов нового ректора вуза Евгения Ивахненко оптимизировать штат и увеличить нагрузку на преподавателей . В вузе распространилась практика внедрения годовых контрактов с преподавателями, а нагрузка на ставку преподавателя достигла 900 часов в год (и 600 часов внеаудиторной работы) .

С сентября 2017 года пост и.о. ректора, сменившего Е.Н. Ивахненко, занимает А. Б. Безбородов , взявший курс на повышение позиций вуза в рейтинге высших учебных заведений России. Была отменена повсеместная практика годичных контрактов с преподавателями, произошло уменьшение нагрузки на профессорско-преподавательский состав. Приказом Министра науки и высшего образования Российской Федерации в сентябре 2018 года назначен ректором РГГУ .

В 2018 году согласно рейтингу RAEX РГГУ вошел в топ-10 вузов в сфере «Гуманитарные и социальные направления». Одним из критериев стала кооперация вузов с ведущими мировыми образовательными организациями, в данной сфере РГГУ продемонстрировал уверенные лидирующие позиции .

Обучение [ | ]

РГГУ ведёт обучение студентов по 39 профессиональным образовательным программам бакалавриата и 28 направлениям магистратуры , в том числе: документоведение и архивоведение, международные отношения , востоковедение и африканистика , культурология , религиоведение , история , социология , политология , искусствоведение , музеология , менеджмент , туризм , реклама и связи с общественностью, экономика , философия , филология , психология , интеллектуальные системы в гуманитарной сфере, журналистика и многие другие.

В РГГУ обучаются более 15 тыс. студентов. Профессорско-преподавательский состав университета насчитывает более 600 штатных преподавателей и около 200 совместителей, специалистов из учреждений РАН, вузов Москвы и других научных учреждений как отечественных, так и приглашенных специалистов из-за рубежа. В РГГУ работают более 70 академиков и членов-корреспондентов российских и иностранных академий, более 200 профессоров и докторов , свыше 500 кандидатов наук .

Кроме того действует 3 общеуниверситетских факультета (социологический, философский, истории искусства), 7 общеуниверситетских кафедр, 8 общеуниверситетских учебно-научных и научных центров, 17 международных учебно-научных центров .

Также в РГГУ действуют Институт дополнительного образования, Гуманитарный колледж, учебный художественный музей, созданный совместно с Государственным музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина , научная библиотека, центр комплектования библиотек вузов РФ иностранной литературой, центр консервации документов библиотек вузов РФ.

Историко-архивный институт

Историко-архивный институт РГГУ (ИАИ РГГУ) - структурное подразделение в составе РГГУ, правопреемник Московского историко-архивного института (МГИАИ), основанного в 1930 году . Директор - д-р ист. наук, профессор А. Б. Безбородов . В составе института действуют: факультет архивного дела; факультет документоведения и технотронных архивов; факультет истории, политологии и права РГГУ, в том числе Учебно-научный Мезоамериканский центр им. Ю. В. Кнорозова; факультете международных отношений и зарубежного регионоведения, высшая школа документоведения и архивоведения.

Институт экономики, управления и права

Основная статья:

Институт информационных наук и технологий безопасности

Состоит из факультета информационных систем и безопасности (ФИСБ).

Институт филологии и истории

В составе института действуют: Историко-филологический факультет; Отделение переводоведения и практики перевода; Отделение литературы, театра и кино.

Институт восточных культур и античности

В составе института действуют: Центр сравнительного изучения культур Востока и Запада; Центр компаративистики ; Центр антиковедения; Центр восточной и эллинистической археологии; Центр древневосточных исследований; Мемориальный кабинет-библиотекa академика B. Н. Топорова ; а также 5 кафедр.

Институт новых образовательных технологий

В составе института действуют: Учебно-научный центр по разработке информационно-образовательных проектов; Учебно-научный центр перспективных медиа-технологий; Центр сетевого вещания, обслуживания и информационнай поддержки комплекса мультимедийных классов; учебно-научная лаборатория развивающих технологий; лаборатория системной интеграции образовательного пространства; лаборатория по проблемам информатики, мехатроники и сенсорики; лаборатория технических средств обучения.

Русская антропологическая школа

Учебно-научный институт «Русская антропологическая школа» образован в 2003 году на базе семинара «Когнитивные проблемы антропологии». РАШ - этап реализации плана академика Вячеслава Всеволодовича Иванова создать учебно-научную структуру, интегрирующую разные гуманитарные науки и смежные с ними дисциплины логико-математического и биологического знания.

Отделение социокультурных исследований

Создано в 2013 г., руководитель отделения - Галина Ивановна Зверева . В состав отделения входят кафедра истории и теории культуры, учебно-научный центр социокультурных проектов и школа неформального гуманитарного образования «Культурное измерение». Подготовка бакалавров по направлениям «Культура России», «Культура Европы», «Культура массовых коммуникаций», а также магистров по программам «Культура медиа» и «Культурология XX в.». Среди преподавателей ОСКИ - О. В. Гавришина, К. Ю. Ерусалимский, И. В. Кондаков, О. В. Мороз, Е. И. Нестерова, А. А. Олейников, Е. Е. Савицкий, И. Г. Яковенко. ОСКИ проводит ежегодно в середине апреля конференцию «Современные методы изучения культуры».

Общеуниверситетские факультеты

Общеуниверситетские кафедры

  • Кафедра стран постсоветского зарубежья
  • Кафедра истории науки
  • Кафедра иностранных языков
  • Кафедра прикладных иностранных языков "Международные специализации"
  • Кафедра физического воспитания
  • Группа Гражданской обороны
Общеуниверситетские учебно-научные и научные центры
  • Центр изучения религий
  • Учебно-научный центр социальной антропологии
  • Центр «Общество историков русской философии им. В. В. Зеньковского»
  • Центр изучения культуры народов Сибири
  • Учебно-научный центр визуальной антропологии и эгоистории
  • Научно-образовательный центр когнитивных программ и технологий
  • Учебно-научный центр типологии и семиотики фольклора
  • Учебно-научный институт русской истории
Международные учебно-научные центры Филиалы

Ректоры [ | ]

Выпускники [ | ]

РГГУ является партнёром программы «Российские интеллектуальные ресурсы», поэтому ежегодно университет заканчивает большое количество выпускников, которые потом идут на работу в ведущие российские и зарубежные компании, а также в государственное управление. Из выпускников РГГУ можно выделить такие известные личности, как: Тина Канделаки , Максим Галкин , Андрей Малахов , Иван Алексеев (Noize MC) , Дмитрий Борисов , Людмила Алябьева, Петр Осипов, Юрий Ландер , Александр Малкин, Давид Белозеров и другие.

Критика [ | ]

Диссертационный совет по экономической теории в РГГУ неоднократно упоминается в расследованиях «Диссернета » о «плагиате в научной работе»: «Наш любимый экспертный совет - по экономической теории. Вот некоторые из его экспертов. Учёный секретарь этого ЭС, директор института экономики и права РГГУ Надежда Ивановна Архипова - член диссовета № 212.198.01. Только у нас на сервере есть 54 фальшивых диссертации, защищенных в этом диссовете. Сама Надежда Ивановна участвовала в „многоцветных“ защитах соискателя Ю. В. Мусарского и доцента РГГУ Л. И. Бадренковой» . По оценке «Диссернета», в данном диссертационном совете произошло 50 «липовых» защит .

В 2014 году в РГГУ состоялся круглый стол по проблемам плагиата в науке. Согласно докладу Сергея Пархоменко , в диссовете Д 212.198.01 по экономическим наукам в РГГУ работала «фабрика диссертаций профессора Федора Стерликова», производившая диссертации, содержащие плагиат. В числе плагиаторов в докладе также был упомянут заведующий кафедрой маркетинга и рекламы РГГУ, профессор Д. А. Шевченко . В вузе была создана комиссия по антиплагиату, рассматривающая диссертации бывших и действующих сотрудников РГГУ, которая была ликвидирована при ректоре Евгении Ивахненко .

В мае 2015 года преподаватели РГГУ написали открытое письмо ректору Е. И. Пивовару, в котором подвергли критике унизительную, по их мнению, практику заключения годичных контрактов с преподавателями, по которой преподаватели не получают зарплату за летние месяцы. Также в письме критикуется отсутствие морального осуждения и необходимой административной реакции по защищённым в РГГУ диссертациям, содержащим массовый плагиат. Всего письмо подписали 105 человек, в том числе 74 научных сотрудника РГГУ и 3 академика РАН . Встреча преподавателей с ректором 27 мая закончилась отказом ректора отвечать на вопросы преподавателей и его досрочным уходом со встречи .

Николай Белов, работавший с бывшим ректором Юрием Афанасьевым с 1988 года до его последнего дня, в том числе много лет как помощник ректора, резко критикует нынешнее руководство вуза. По его словам, университет превратился в рыхлый конгломерат структур, библиотека существует непонятно как, а первоклассное издательство уничтожено. Преподавателям задерживают зарплаты, чего не было даже «в лихие девяностые». По новому Уставу, выборы превратились «в откровенный фарс»: учёный совет, избирающий ректора, фактически формирует нынешний и. о. ректора. Белов также отмечает, что Устав вуза могла изменить лишь Конференция РГГУ, которой не было. Поскольку Устав был все-таки изменён, этот факт подпадает под статью 292 Уголовного кодекса («Служебный подлог») .

Преподаватель об университете

Екатерина Дмитриева
доцент кафедры сравнительной истории литератур ИФИ РГГУ, старший научный сотрудник ИМЛИ РАН

«Российский государственный гуманитарный университет, созданный в начале 1990-х на базе Историко-архивного института как паллиатив (а может быть, даже и конкурент) МГУ в области гуманитарного образования, кажется, и до сих пор продолжает быть таковым. Конечно, иных — из тех, кто в те же самые 1990-е создали славу РГГУ, — уж нет, но есть многие другие, чьи имена радостно узнаются, стоит открыть на сайте список преподавателей. А главное — есть атмосфера свободного поиска, в равной степени важная и для студента, и для преподавателя. Недавно в гостях я случайно услышала мнение об университете, которое, как оказывается, стало теперь почти что расхожим. МГУ — для поиска профессии, РГГУ — для поиска себя в профессии. Думаю, что это верно по двум причинам: наличие большого количества научных центров, получивших уже статус институтов, и, как мне кажется, очень важная для студентов истфила, где я сама преподаю, возможность получения двойной специализации, слависта и западника, предполагающая знание разных языков и культур, а главное — оставляющая свободу выбора».

Специальности с самым высоким проходным баллом в 2012 году

Зарубежное регионоведение

Самое популярное направление на последних вступительных экзаменах. Зарубежное регионоведение преподается на отделении международных отношений и зарубежного регионоведения в Историко-архивном институте. Большое внимание там уделяется иностранным языкам и тесному сотрудничеству с учебными центрами тех стран, исследованиями которых занимаются студенты. Есть возможность стажировок за границей.

Международные отношения

Международные отношения, что называется, тренд, и не только в РГГУ, конечно. Из года в год на это направление сохраняется устойчивый спрос. Студентам — помимо общепрофессиональных предметов — предстоит изучать как гуманитарные и социально-экономические дисциплины, так и математику, информатику и даже естествознание.

Самая дорогая специальность

Международные отношения

Международные отношения лидируют как в списках с высоким проходным баллом, так и в списках дорогих специальностей. Оно и понятно: практику студенты могут проходить в МИДе, Государственной думе, в посольствах зарубежных стран или налоговой службе.

Журналистика

На факультете журналистики есть непосредственно кафедра журналистики, кафедра телевизионных, радио- и интернет-технологий и кафедра литературной критики. Есть мнение, что в РГГУ стараются уделять большое внимание практической составляющей профессии.

Самая таинственная специальность

Специалист по работе с технотронным документальным наследием

Этому учат на кафедре аудиовизуальных документов и архивов, сокращенно — АДА. Выпускники этой кафедры — «профессионалы с необходимыми навыками создания, хранения и распространения кино-, фото-, фоно- и видеоинформации».

Знаменитые преподаватели

Андрей Малахов
преподаватель кафедры журналистики

Ведет спецсеминар «Ведение ток-шоу на современном телевидении».

Знаменитые выпускники

Иван Алексеев (Noize MC)

Факультет информатики

Филипп Дзядко

Историко-филологический факультет

Тина Канделаки

Факультет международных отношений

Эдвард Радзинский

Историко-архивный институт

Максим Галкин

Факультет лингвистики

Сергей Минаев

Историко-архивный институт

3 важные новости последних лет


В июне 2012 года на телеканале «Россия-1» показали сюжет, в котором журналисты рассказали о нарушениях при приеме студентов и фактах взяточничества. В РГГУ вроде бы провели внутреннюю проверку и сказали, что те преподаватели, которые упомянуты в сюжете, уже не работают в вузе.

Осенью 2010 года здание РГГУ на Миусской минировали каждую среду на протяжении нескольких недель. Злоумышленники найдены так и не были.


В марте 2011 года в структуре Центра новейшей русской литературы Института филологии и истории РГГУ была создана Учебно-научная лаборатория им. Д.А.Пригова. Лаборатория организует лекции и учебные курсы, посвященные Пригову, формирует электронный архив его произведений, проводит «Приговские чтения» и поддерживает исследование его творчества.

Библиотека

Чуть ли не единственная структура РГГУ, к которой, как говорят студенты, сложно придраться. Очень большой фонд, который даже филологам на младших курсах позволяет справиться с программой без помощи «Ленинки». Систематизированный электронный каталог, медиатека и даже отдел редких книг, где попадаются вещи вроде переписки Карамзина с Лафатером.

Главное место тусовки

Это, конечно, внутренний дворик, образованный зданиями главного корпуса РГГУ. Здесь есть вайфай, посажены деревья, стоят скамейки, а на весну и лето открывают веранду и окошко кафетерия. Здесь же находится курилка — довольно неприятная застекленная комната с кафе-автоматом, но без вентиляции.

Столовая

Как рассказывают студенты, несколько лет назад с их любимой столовой случился ребрендинг и вместо прекрасных куриных бульонов за 30 рублей теперь предлагают, например, «Цезарь» с пожелтевшими листьями. Теперь полноценный обед в студенческой столовой обходится как несколько бизнес-ланчей. Многие студенты в перерывах бегают в близлежащие заведения вроде «Двух палочек» или «Хлеба насущного», «Азбуки вкуса» или «Магнолии». Все, кому это не удается, вынуждены за один поход в столовую оставлять там всю свою стипендию. В ней три зала: маленький для преподавателей и сотрудников и два больших для студентов — шестиметровые потолки, огромные окна и стойки с йогуртами, кофе, свежевыжатыми соками, бутербродами и булочками.

Студенты об университете

Тоня Крупнова
Историко-филологический факультет, 5 курс

«Когда я в девятом классе решила стать историком, родители сразу сказали: «Значит, пойдешь в РГГУ». К концу школы мои интересы несколько изменились, и в результате я попала на филологию Историко-филологического института. И не прогадала. Моими преподавателями стали самые видные ученые-гуманитарии, а одногруппниками — самые талантливые люди, каких только можно представить. У РГГУ, как и у любого большого вуза, объединяющего много разных специальностей, есть свои сильные и слабые стороны. Именно гуманитарные специальности, в силу исторически сложившихся обстоятельств, составляют основную гордость и ценность университета. Историко-архивный институт, история искусств и, наконец, мой Историко-филологический институт — именно они стоят того, чтобы идти в РГГУ. Не уверена, что то же самое можно сказать про экономику или менеджмент — за ними надо идти в профильные вузы, а не к нам. Правда, у меня есть ощущение, что в РГГУ слишком много лишнего и слишком не на то делают акценты. Стоило бы поддержать гуманитарные специальности — именно они сделали вузу имя. Вместо этого — урезают зарплаты, и преподаватели, что понятно, уходят работать в другие университеты. Если все будет продолжаться в том же духе, то я не уверена, что РГГУ сможет удержать позиции крупнейшего гуманитарного вуза страны».

Дима Перевозчиков
Институт лингвистики, 4 курс

«Мне сложно говорить про весь РГГУ в целом: судя по моим друзьям с других факультетов, единственное, что есть общего у всех, — это бардак в расписании, когда, например, в понедельник может оказаться пять пар подряд, а во вторник — одна, и обязательно в середине дня. Про свой факультет — Институт лингвистики — могу сказать, что у нас практически вся учеба устроена так, что в итоге знания получает тот, кто сам к этому всерьез стремится: если кому-то лингвистика неинтересна, то можно так и продержаться до пятого курса, ни во что особенно не вдаваясь; добиться того, чтобы тебя отчислили, довольно сложно. При этом если ты действительно хочешь чему-то научиться, то для этого тоже есть все условия. То есть все лекции и семинары работают, в некотором смысле, как первая ступень — а дальше уже надо самому предпринять какое-то хотя бы изначальное усилие в нужную сторону: подойти к лектору, задать вопросы, взять книги в библиотеке, записаться на спецкурс».

Настя Каменева
Историко-филологический факультет, 3 курс

«Я не знаю, как описывать РГГУ. Да, это неудобное расписание, проблемы с наличием свободных аудиторий, зачастую — общая атмосфера легкого безумия. Сессия, незаметно начинающаяся еще в середине семестра и необязательно заканчивающаяся с его концом. Невообразимые названия точек доступа вайфая, потайные локации по всей территории. Спустя какое-то время перестаешь удивляться вообще чему-либо и начинаешь относиться к своему университету одновременно с иронией и нежностью. Впрочем, если говорить серьезно, в РГГУ действительно есть возможность получить достойное образование. Много сильных кафедр, к примеру, кафедра германской филологии ИФИ РГГУ, где я изучаю немецкий язык и связанные с ним дисциплины. Много отличных преподавателей, ради занятий с которыми можно потерпеть неудобства в расписании. С большинством из них у студентов складываются теплые отношения, и, наверное, это самое ценное».

Из РГГУ уволились сразу три проректора:

  • Дмитрий Бак, курировавший научную работу (в январе он возглавил Литературный музей - и именно это стало поводом для его ухода из университета),
  • Андрей Николаев, проректор по финансово-экономической деятельности, и
  • Валерий Минаев, первый проректор по учебной работе, не принимавший участия в работе группы.

На май 2013 года у РГГУ нет ни проректора по финансам, ни проректора по науке, зато есть два проректора по учебной работе - как пояснил Пивовар, один занимается студентами-бюджетниками, а другой - студентами платных отделений. Финансово-экономическая деятельность поделена между двумя проректорами, а наукой теперь ведает сам ректор.

«Если это можно считать последствиями работы комиссии, то это единственные ее последствия. Никаких других не было, что для меня странно, поскольку это было официальное мероприятие, возглавляемое ректором и санкционированное министерством», - говорит Неклюдов, подчеркивая, что не было никакой публичной критики предложений, разработанных рабочей группой - ни на сайте РГГУ, ни на заседании Ученого совета. «С моей точки зрения, здесь РГГУ упустил очень хороший шанс», - заключает профессор.

Максим Кронгауз в марте 2013 года в интервью «Афише» высказался более определенно и пессимистично.

«Комиссия по оптимизации, в которой я участвовал, разработала программу, которая не будет выполнена, а два проректора, работавшие в ее составе, уже покинули свои места. Стало очевидно, что неэффективность министерства выше неэффективности университета. А более неэффективная структура не может оптимизировать менее неэффективную», - рассказал он .

Вскоре в РГГУ был создан новый Наблюдательный совет, в который вошли:

  • руководитель Федерального архивного агентства Андрей Артизов,
  • академик Юрий Пивоваров,
  • директор Пушкинского музея Ирина Антонова,
  • директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян,
  • директор ФИРО Александр Асмолов,
  • директор института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков,
  • вице-мэр Москвы Леонид Печатников,
  • ректор общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Илларион,
  • ректор МГИМО Анатолий Торкунов,
  • Наталья Солженицына и другие.

По словам источника «Ленты.ру» в РГГУ, этот совет вместе с ректоратом занимается разработкой некоей новой миссии РГГУ. Неклюдов, впрочем, полагает, что создание миссии - это вовсе не то, чем должен заниматься подобный Наблюдательный совет (видимо, учитывая, что большая часть его членов не работает в университете).

Пивовар на заседании Ученого совета 29 марта 2013 года, вскоре после создания Наблюдательного совета, рассказал, что новый орган займется «координацией деятельности и анализа усилий университета по оптимизации научного, образовательного и управленческого процесса в РГГУ». Упомянул ректор на этом заседании и программный документ, на этот раз - под названием «Миссия РГГУ сегодня и завтра» (этот документ «должен стать квинтэссенцией развития нашего университета на ближайший период», а само название вуза, по словам Пивовара, «всегда отражало его суть: каждое слово в нашем названии наполнено глубоким смыслом и каждое слово должно работать»). Документ, обещал Пивовар, будет опубликован для обсуждения Ученым советом и сотрудниками университета «в ближайшее время».

Недостаток финансирования

Недостатки российской политики в области образования - а именно «нелегальность» науки в стенах университета - тоже касается всех вузов, не обладающих особым статусом (подобно, например, Высшей школе экономики). С самого начала в РГГУ пытались объединить науку и преподавание, но это никак не было формализовано, отмечает Николай Гринцер.

Ставки сотрудников вузов состоят из часов учебной нагрузки, при этом в ней, как правило, учитываются только аудиторные часы: ни подготовка к лекциям, ни проверка домашних работ, ни, тем более, написание статей и монографий в большинстве вузов никак не учитывается. РГГУ, как и ВШЭ, впрочем, выплачивает надбавки за публикации, но в 2013 году их объем, как и объем финансирования научных грантов, значительно снизился - отчасти за счет сокращения министерством целевого финансирования программы стратегического развития университета.

В ряде вузов, впрочем, выделяют по 40 часов на статью и по 400 часов на монографию - время, недостаточное для написания достойной работы. При этом от сотрудников министерство - а значит, и руководство вуза - требует и статей, публикуемых в рецензируемых журналах, в том числе зарубежных, и защит диссертаций, и других форм «контролируемой» научной работы. В РГГУ, по заверению ректора Пивовара и начальника Учебного управления РГГУ Любови Солянкиной, учебная нагрузка составляет 700 часов в год для большинства кафедр, 500 - для учебных научных центров и 550 - для кафедр древних и восточных языков. Данная нагрузка, введенная приказом 2013 года, говорят сотрудники РГГУ, существенно превышает предусмотренную ранее и практически не оставляет времени для полноценной научной работы, что с большой долей вероятности приведет к снижению качества преподавания.

Но даже если нагрузка останется более щадящей, она все равно не позволит учитывать - а тем более дополнительно оплачивать - научную работу, которая по изначальному замыслу должна была быть в РГГУ не менее значимой, чем работа преподавательская.

«Пока университет имел возможность доплачивать [сотрудникам] из внебюджетных средств, это как-то компенсировалось. Как только эти возможности, по всей видимости, закончились, стала видна суровая правда», - комментирует сложившуюся ситуацию Сергей Неклюдов.

Укрупнение групп

В 2013 году одновременно с увольнением совместителей из-за нехватки денег появилась тенденция к укрупнению групп - нельзя открывать профиль бакалавриата меньше, чем на 12 человек, что совершенно бессмысленно для редких специальностей: древних и восточных языков, славистики, новейшей русской литературы, религиоведения, теоретической лингвистики и многих других, которыми славится РГГУ. В совокупности с «временным увольнением» совместителей и возможным увеличением нагрузки, «оптимизация» превращается в формальное сокращение, укрупнение, а в результате усреднение и снижения качества образования, поясняет «Ленте.ру» сотрудник университета.

2012: ВУЗ "с признаками неэффективности"

В 2012 году по результатам мониторинга Минобрнауки РГГУ не смог достичь (.pdf) порогового значения по четырем из пяти показателей:

  • объем научной деятельности составил 32,5 тысячи рублей на сотрудника взамен необходимых 95 тысяч,
  • процент выпускников-иностранцев - 2,3 взамен 3,
  • доходы в расчете на сотрудника - 856,6 тысячи рублей взамен 1500 тысяч,
  • а площадь - 8 квадратных метров на студента взамен 13.

Только средний балл ЕГЭ абитуриентов, в итоге выбравших РГГУ, превысил минимум в 63 балла и составил 69 баллов.

В итоге университет попал в число вузов, нуждающихся в оптимизации, и должен к следующему мониторингу показать, что он на нее способен.

Впрочем, вскоре после публикации результатов мониторинга ректор РГГУ Ефим Пивовар рассказал на заседании Ученого совета университета, что при мониторинге использовались показатели 2011-го года, а в 2012 году в вузе все было намного лучше:

  • и средний балл ЕГЭ - 75,65 балла,
  • и научная работа - 99,2 тысячи рублей,
  • и выпусников-иностранцев - 2,7 процента,
  • и доход вуза - 1520,4 тысячи рублей,
  • и площадь на студента - 10,5 квадратных метров.

Исходя из этих данных, только по двум параметрам из пяти РГГУ не достигает минимума, установленного Минобрнауки - а вузы с такими показателями «признаков неэффективности» не имеют. При этом в докладе Пивовара приводятся данные и за 2011 год, и за 2012 год - и даже данные за 2011-й не совпадают с теми, которые приведены в официальных бумагах Минобрнауки.

Известие о том, что РГГУ признан вузом «с признаками неэффективности», оказалось неожиданным для всего научного сообщества - не только в России , но и в мире. В защиту одного из главных гуманитарных вузов страны высказались выпускники и партнеры университета из самых разных государств: Австрии, Венгрии, Франции , Германии , Японии и других. Однако критерии, используемые в мониторинге Минобрнауки, никак не учитывают репутацию вуза в глазах ученого сообщества. Вместо этого чиновники считают объем научной деятельности (выражаемый в тысячах рублей, а не в публикациях), процент выпускников-иностранцев, среднюю площадь помещений на одного студента, средний балл ЕГЭ поступивших абитуриентов и доходы вуза.

29 ноября 2012 года, почти месяц спустя после публикации результатов мониторинга, в РГГУ прошло заседание Ученого совета, посвященное сложившейся ситуации. Ректор университета Ефим Иосифович Пивовар сообщил, что руководство вуза намерено оптимизировать его работу, чтобы впредь избавить РГГУ от эпитета «неэффективный». Выработкой предложений, по словам Пивовара, должны были заняться специальные комиссии. В частности, Пивовар рассказал Ученому совету о создании «Рабочей группы по оптимизации работы университета» (соответствующий приказ ректора датируется 22 ноября). Как рассказал «Ленте.ру» один из членов рабочей группы, профессор Сергей Неклюдов, возглавил ее сам Пивовар.

Заместителями главы рабочей группы по оптимизации стали проректоры Дмитрий Бак и Андрей Николаев, а членами группы, помимо Неклюдова, - директор Института лингвистики Максим Кронгауз и декан Института филологии и истории Павел Шкаренков. Со стороны Минобрауки с рабочей группой сотрудничал заместитель министра Игорь Федюкин, а в качестве внешних экспертов-консультантов (опять же, по рекомендации министерства) в работе группы участвовали Исак Фрумин (Институт образования НИУ ВШЭ), Артем Шадрин (Минэкономразвития), Владимир Зуев (НИУ ВШЭ), Сергей Гуриев (РЭШ) и Андрей Волков (школа управления «Сколково»). Кроме того, в совещаниях по оптимизации вуза участвовали заместитель директора Института восточных культур и античности Николай Гринцер, декан факультета истории искусств и директор Музейного центра Ирина Баканова, директор Института психологии имени Выготского Елена Кравцова и другие сотрудники РГГУ.

Рабочая группа за пару месяцев интенсивной деятельности разработала как общую миссию университета, так и «дорожную карту» - конкретные предложения о том, как реформировать РГГУ. И Минобрнауки , и внешние эксперты решили, что «наиболее сильным фрагментом университета является его чисто гуманитарная академическая, научная исследовательская составляющая и та педагогическая часть, которая связана с ней», - и члены рабочей группы с этим согласились. Предложения были к 20-м числам января направлены в Минобрнауки, хотя и не в виде официально оформленных бумаг. Программа, подготовленная рабочей группой, получила в ведомстве устное одобрение, рассказал «Ленте.ру» источник в университете.

Одним из главных предложений рабочей группы было разделение университета на два кластера: академически-исследовательскую часть, в которую вошли бы научные центры, институты и факультеты, имеющие значительные научные программы, и вторую часть, охватывающую практические специальности.

«В миссию были заложены довольно серьезные амбиции: обращенность, с одной стороны, к стране, намерение быть центральным гуманитарным вузом России - учитывая репутацию РГГУ, еще пока остающуюся, это видимо не безнадежно, - и, с другой стороны, поворот к Москве: открытие лекционных площадок в центре города, которое бы имело большое культурное значение для Москвы », - рассказывает Неклюдов. Были надежды получить на эту программу финансирование как со стороны Минобрнауки, так и со стороны города.

Помимо этого, рабочая группа предложила наладить партнерство с ведущими мировыми центрами, что повысило бы академическую мобильность студентов, сформировать вместе с РАН и международными партнерами несколько фундаментальных программ и проектов по гуманитарному направлению, развернуть образовательную программу бакалавриата по типу Liberal Arts, создать международные и авторские магистратуры, реорганизовать систему управления и финансирования в университете (в том числе, разработать такую систему оплаты труда, которая позволила бы стимулировать сочетание преподавательской и исследовательской деятельности) и разработать «городской университетский кампус» в центре Москвы. Значимые научные и образовательный результаты, по мнению авторов этих предложений, можно было ожидать в течение 3-5 лет.

Источник «Ленты.ру» в университете добавляет, что программа предлагала определенный вектор развития РГГУ, во многом отличавшийся от прежнего и потому, по всей видимости, неприемлемый для нынешнего руководства университета. Вскоре после передачи программы в Минобрнауки, в самом начале февраля, «Большой город» со ссылкой на два источника - в ведомстве и в РГГУ - написал о скорой отставке Пивовара как о решенном деле.

«Он стал обращаться за помощью и к непосредственному учредителю, и к разного рода высокопоставленным чиновникам, и неформальным кураторам вуза. Это в итоге и привело к конфликту. В любом случае, его работа в последние годы была признана неэффективной, он потерял доверие и популярность в своем коллективе», - утверждала газета.

Однако Пивовар, как рассказал «Ленте.ру» источник в университете, задействовал «достаточно высокие структуры» и остался на своем посту, а в устных выступлениях дезавуировал предложения рабочей группы. В итоге ректор «замкнул почти все управление на себя лично», говорит собеседник «Ленты.ру».

Шесть рабочих групп и ФСО

Никаких данных о работе группы, в которую входил Неклюдов, опубликовано не было. Однако еще 25 декабря 2012 года на сайте РГГУ появился документ под названием «О программе оптимизации деятельности РГГУ» (в качестве его автора значится ректорат). В нем говорится, что шесть (!) рабочих групп, созданных университетом, разработали проект реформы. Кто именно входил в состав этих рабочих групп и как они соотносятся с рабочей группой, в которую вошел Неклюдов (и название которой, в общем-то, не предполагает наличие еще пяти таких же точно групп), «Ленте.ру» выяснить не удалось. Неклюдов, к примеру, об их существовании ничего не знает, но отмечает, что содержание проекта реформы никак не противоречит предложениям, разработанным с его участием.

Документ, выложенный на сайте, предполагает закрепление за РГГУ статуса «ведущего отечественного научно-образовательного центра», для чего вузу необходимо выполнить ряд задач - войти в число международных лидеров по исследованиям и прикладным разработкам, создать вокруг университета сообщество исследователей-гуманитариев, расширить международное сотрудничество и не только. Для достижения этих целей, в свою очередь, авторы реформы предлагали привести социально-экономические учебные программы в соответствие с гуманитарным профилем вуза, чтобы достичь баланса между «брендовыми» и «коммерческими» специальностями, позволить сотрудникам выбирать учебный или научный профиль и создать наблюдательные советы для привлечения дополнительных средств.

О судьбе этих предложений, как и о судьбе предложений, в январе отданных ректору и в Минобрнауки группой, в которую входил Неклюдов, ничего неизвестно.

Зато известно о том, что одновременно с разработкой программы руководство РГГУ стало заключать разнообразные соглашения со структурами, близкими к российской власти. Сайт университета в январе-феврале пестрил сообщениями о различных формах такого сотрудничества, договорах и благодарностях в адрес РГГУ. Вуз успел:

  • создать совместную программу с Федеральной службой охраны под названием «Кремль-9»,
  • заключить договор о стратегическом сотрудничестве с Росмолодежью и
  • получить благодарность от митрополита Волоколамского Иллариона.

Разработав предложения и направив их ректору и министерству, члены рабочей группы не получили никакого ответа, а сама программа пока что не была реализована. «Что потом происходило, я не понимаю», - говорит Неклюдов.

Кончились деньги

Отсутствие денег и возможности нормально учитывать исследовательскую деятельность сотрудников мешали РГГУ на протяжении всего его существования, однако до публикации результатов мониторинга вузов никто даже не пытался провести системные изменения в университете. При этом одновременно к проблемам, вскрытым мониторингом, добавились финансовые трудности: осенью 2012 года внезапно оказалось, что у вуза закончились деньги.

«Я, как и подавляющее большинство сотрудников университета, не знаю, как это получилось, потому что на заседаниях Ученого совета мы обычно получали довольно обнадеживающие отчеты по поводу наших финансовых дел, а потом вдруг оказалось, что денег катастрофически мало», - говорит Неклюдов.

Из-за этого вузу пришлось временно уволить совместителей - специалистов в той или иной области, читающих один-два специализированных курса в семестр, что играет важнейшую роль в бакалаврских и магистерских программах. Им пообещали новый годичный контракт - при наличии нагрузки - в сентябре 2013 годв, но до сентября ситуация в РГГУ еще может несколько раз измениться, а работники образования вынуждены планировать свой будущий учебный год еще летом. Перенести же нагрузку совместителей на штатных сотрудников невозможно - просто потому, что не может один человек одинаково хорошо разбираться, например, в современной философии и фольклоре майя.

Философия в РГГУ чуть было вообще не лишилась бюджетных мест в бакалавриате: сначала Минобрнауки , ссылаясь на «неэффективность» вуза и низкий балл ЕГЭ, выделило 15 мест в магистратуру - и ноль в бакалавриат. Прекращение бюджетного набора в бакалавриат означало бы постепенную гибель философского факультета РГГУ (финансирование вуза в России напрямую зависит от количества студентов: чем их меньше, тем меньше вуз получает денег), но в итоге министерство изменило свое решение и выделило 10 мест для бакалавров, сократив число магистров до пяти.

Кризис гуманитарного образования в России

Гуманитарные науки все эти годы в принципе не в почете у чиновников: единственный заместитель Ливанова с чисто гуманитарным образованием, историк Игорь Федюкин, подал в отставку, а его теперь уже бывший коллега Александр Климов, ответственный за политику в сфере высшего образования, искренне считает, что из гуманитариев нужно делать «движки в развитии экономики», развивая в первую очередь такие перспективные направления, как телевидение и гуманитарная инженерия (что подразумевается под последним, Климов не уточняет). При предыдущем министре

2003: Попытка поддержки университета со стороны "Юкос"

Объединить в должной мере науку и преподавание не удалось из-за недостатка финансирования и непоследовательной политики государства в области университетского образования.

От недостатка финансирования в это время страдают почти все российские государственные высшие учебные заведения - кроме, пожалуй, федеральных и национальных исследовательских университетов (но этих двух категорий и не существовало до 2006 года).

В начале 2000-х годов РГГУ пытался преодолеть финансовые трудности с помощью нефтедобывающей компании «ЮКОС». Один из руководителей компании, Леонид Невзлин, в 2003 году даже успел занять пост ректора РГГУ, вытеснив Афанасьева на почетный, но не руководящий пост президента. Однако против «ЮКОСа» и его главы Михаила Ходорковского в том же году завели уголовное дело, и эксперимент с привлечением крупного бизнеса в университетскую науку и образование пришлось поспешно свернуть.

«Идея того, что РГГУ когда-то был оплотом Ходорковского (хотя это совершенно не так, потому что он попросту ничего не успел там сделать), в глазах высокого начальства существует, как ни странно, до сих пор», - рассказал в 2013 году «Ленте.ру» сотрудник университета.

1991: Создание университета на базе МГИАИ

РГГУ был создан в 1991 году на базе Московского государственного историко-архивного института (МГИАИ). В течение первых десяти с лишним лет его ректором был Юрий Афанасьев, до того пять лет работавший на посту ректора МГИАИ.

В числе первых в новом университете были созданы:

  • Институт восточных культур (впоследствии - восточных культур и античности, ИВКА),
  • Институт высших гуманитарных исследований (ИВГИ) и
  • Институт филологии и истории.

Предполагалось, что в новом вузе будут объединены наука и преподавание, и в РГГУ пришли многие сотрудники Академии наук. Впрочем, в ИВГИ, впоследствии получившем имя одного из наиболее важных ученых в истории института - филолога, специалиста по поэтике мифа и сказки Елеазара Мелетинского, в большей степени развивалась наука, а на истфиле - преподавание.

По мнению заместителя директора ИВКА Николая Гринцера, органичного сочетания академической науки и высокого уровня преподавания удалось добиться в его институте, где накопился опыт параллельного и сравнительного исследования классических культур Востока и Запада. Значимые научные школы существуют на том же истфиле, в Институте лингвистики, на философском факультете и в некоторых других подразделениях университета.

Мелетинский - не единственный ученый с мировым именем, работавший в РГГУ в первые годы после его создания. В университете трудились также:

  • филолог-классик и стиховед Михаил Гаспаров,
  • историк культуры и философ Сергей Аверинцев,
  • историк, специалист по допетровской Руси Сигурд Шмидт,
  • культуролог и философ Георгий Кнабе,
  • критик и литературовед Галина Белая,
  • филолог, специалист по литературе Древней Индии Павел Гринцер,
  • лингвист Сергей Старостин,
  • филолог и один из основателей русского структурализма Владимир Топоров и другие.

Затем в РГГУ появились и более практические и коммерческие специальности, например, Институт экономики, управления и права с его отделением международных отношений, которое в 2012 году оказалось в центре коррупционного скандала.

Просмотров