Виды валютно-обменных операций уполномоченных банков и требования к их осуществлению. Валютно-обменные операции Порядок проведения валютно обменных операций

Уполномоченные банки для осуществления валютно-обменных операций могут открывать обменные пункты. Порядок их открытия и функционирования регламентируется Инструкцией ЦБ России от 28 апреля 2004 г. N 113-И «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц».

Открытие обменного пункта возможно только после прохождения процедуры регистрации в соответствии с Инструкцией Банка России от 14 января 2004 года N 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций",

В обменных пунктах осуществляются следующие виды операций с наличной валютой и чеками:

1. Покупка наличной иностранной валюты за наличную валюту Российской Федерации.

2. Продажа наличной иностранной валюты за наличную валюту Российской Федерации.

3. Продажа наличной иностранной валюты одного иностранного государства (группы государств) за наличную иностранную валюту другого иностранного государства (группы государств) (конверсия).

4. Размен денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) на денежные знаки (денежный знак) того же иностранного государства (группы государств).

5. Замена поврежденного денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) на неповрежденный денежный знак (денежные знаки) того же иностранного государства (группы государств).

6. Замена поврежденного денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) на неповрежденный денежный знак (денежные знаки) другого иностранного государства (группы государств).

7. Покупка поврежденного денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) за наличную валюту Российской Федерации.

8. Прием денежных знаков иностранных государств (группы государств) и денежных знаков Банка России, вызывающих сомнение в их подлинности, для направления на экспертизу.

9. Покупка чеков за наличную валюту Российской Федерации.

10. Покупка чеков за наличную иностранную валюту.

11. Продажа чеков за наличную валюту Российской Федерации.

12. Продажа чеков за наличную иностранную валюту.

13. Оплата чеков наличной валютой Российской Федерации.

14. Оплата чеков наличной иностранной валютой.

15. Прием для направления на инкассо наличной иностранной валюты и чеков.


16. Прием наличной иностранной валюты для зачисления на счета с использованием платежных карт.

17. Прием наличной валюты Российской Федерации для зачисления на счета с использованием платежных карт.

18. Выдача наличной иностранной валюты со счетов с использованием платежных карт.

19. Выдача наличной валюты Российской Федерации со счетов с использованием платежных карт.

20. Покупка чеков с зачислением средств на счета физических лиц в иностранной валюте.

21. Покупка чеков с зачислением средств на счета физических лиц в валюте Российской Федерации.

22. Продажа чеков за счет средств на счетах физических лиц в иностранной валюте.

23. Продажа чеков за счет средств на счетах физических лиц в валюте Российской Федерации.

24. Прием наличной иностранной валюты для осуществления перевода из Российской Федерации по поручению физического лица без открытия банковского счета (за исключением почтовых переводов).

25. Прием наличной валюты Российской Федерации для осуществления перевода из Российской Федерации по поручению физического лица без открытия банковского счета (за исключением почтовых переводов).

26. Выплаты наличной иностранной валюты по переводам в Российскую Федерацию без открытия банковского счета в пользу физического лица.

27. Выплаты наличной валюты Российской Федерации по переводам в Российскую Федерацию без открытия банковского счета в пользу физического лица.

28. Прием денежных знаков иностранных государств (группы государств), вызывающих сомнение в их подлинности, для проверки их подлинности.

29. Прием поврежденных денежных знаков иностранных государств (группы государств) для зачисления на счета физических лиц.

30. Прием наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц в иностранной валюте.

31. Прием наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц в валюте Российской Федерации.

32. Прием наличной валюты Российской Федерации для зачисления на счета физических лиц в иностранной валюте.

33. Выдача наличной иностранной валюты со счетов физических лиц в иностранной валюте.

34. Выдача наличной иностранной валюты со счетов физических лиц в валюте Российской Федерации.

35. Выдача наличной валюты Российской Федерации со счетов физических лиц в иностранной валюте.

Операции с наличной валютой и чеками осуществляются обменным пунктом только с той иностранной валютой, курс которой устанавливается Банком России по отношению к валюте Российской Федерации. При этом перечень иностранных валют, с которыми уполномоченный банк осуществляет указанные операции, определяется уполномоченным банком самостоятельно.

Операции с наличной валютой и чеками осуществляются в присутствии физического лица.

Обменные пункты при осуществлении операций с наличной валютой и чеками обязаны идентифицировать физическое лицо, находящееся на обслуживании в обменном пункте, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма".

В соответствии с законодательством Российской Федерации документами, удостоверяющими личность, являются:

1. Паспорт гражданина Российской Федерации - для граждан Российской Федерации.

2. Общегражданский заграничный паспорт - для граждан Российской Федерации.

3. Паспорт моряка - для граждан Российской Федерации.

4. Удостоверение личности военнослужащего или военный билет - для военнослужащих Российской Федерации.

5. Иные документы, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации документами, удостоверяющими личность, - для граждан Российской Федерации.

6. Паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность, - для иностранных граждан.

7. Вид на жительство в Российской Федерации - для лиц без гражданства, если они постоянно проживают на территории Российской Федерации.

8. Документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, - для лиц без гражданства.

9. Разрешение на временное проживание - для лиц без гражданства.

10. Вид на жительство - для лиц без гражданства.

11. Свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании лица беженцем, выданное дипломатическим или консульским учреждением Российской Федерации либо постом иммиграционного контроля или территориальным органом федеральной исполнительной власти по миграционной службе, - для беженцев.

12. Удостоверение беженца - для беженцев.

Кроме того операции с наличной валютой и чеками могут осуществляться при предъявлении физическим лицом кассовому работнику обменного пункта водительского удостоверения.

Инструкцией допускается совершение операции с наличной валютой и чеками физического лица, являющегося представителем другого физического лица и действующим от его имени. Для этого представитель физического лица должен предъявить кассовому работнику обменного пункта документ, удостоверяющий его личность, и доверенность. заверенную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Началом осуществления операции с наличной валютой и чеками считается момент передачи физическим лицом кассовому работнику обменного пункта наличной валюты, чеков, платежных карт, необходимых для осуществления операции, а также одного из документов, идентифицирующих личность. Указанные действия рассматриваются как согласие физического лица на условия осуществления операции с наличной валютой и чеками.

Приняв от физического лица денежные знаки иностранного государства или чеки, кассовый работник обменного пункта с помощью справочных материалов, технических средств, а также оперативной информации Банка России определяет, являются ли принятые денежные знаки иностранного государства средством платежа на соответствующей территории, а также подлинность указанных денежных и чеков. При этом кассовому работнику обменного пункта и физическому лицу должна обеспечиваться возможность общения и визуального контроля приема и пересчета денежной наличности и чеков.

При осуществлении операций с наличной валютой и чеками обменные пункты осуществляют контроль за платежеспособностью и подлинностью денежных знаков Банка России в порядке, установленном Банком России.

Во время осуществления операции с наличной валютой и чеками кассовый работник обменного пункта заполняет электронный Реестр операций с наличной валютой и чеками по установленной форме.

Кассовый работник обменного пункта ведет один Реестр операций с наличной валютой и чеками по всем видам операций, совершаемым в течение рабочего дня обменного пункта.

По окончании рабочего дня обменного пункта, при смене кассового работника обменного пункта, при изменении курсов иностранных валют и кросс-курсов, а также при смене календарной даты кассовый работник обменного пункта подсчитывает итоговые данные по сумме полученных и выданных наличной валюты и чеков в разрезе видов операций, наименований наличной иностранной валюты и чеков, распечатывает текущий Реестр операций с наличной валютой и чеками, проставляет свою подпись на текущем Реестре. Затем открывается новый Реестр операций с наличной валютой и чеками. Реестр операций с наличной валютой и чеками направляется в кассовые документы.

Окончанием осуществления операции с наличной валютой и чеками считается передача кассовым работником физическому лицу наличной валюты, чеков, платежных карт и документов,

Кассовый работник обменного пункта обязан выдать физическому лицу по его просьбе вместе с наличной валютой, чеками, платежной картой документ, подтверждающий проведение операции.

В случае выявления кассовым работником обменного пункта денежного знака или чека иностранного государства, вызывающего сомнение в его подлинности (имеющего признаки подделки), такой денежный знак физическому лицу не возвращается. При этом кассовый работник обменного пункта обязан проинформировать физическое лицо о том, что денежный знак вызывает сомнение в его подлинности (имеет признаки подделки). Указанный денежный знак передается для направления на экспертизу в порядке, установленном Банком России, или сотрудникам территориальных органов внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае выявления кассовым работником обменного пункта у принятых денежных знаков иностранного государства и чеков повреждений, значительно изменяющих их внешний вид, возможность проведения операций определяется в соответствии с указаниями иностранного банка, принимающего на инкассо денежные знаки иностранных государств и чеки, или уполномоченного банка, являющегося посредником при направлении указанных валютных ценностей на инкассо в иностранный банк (далее - инкассирующий банк). При отсутствии таких указаний поврежденный денежный знак иностранного государства и чек принимаются с согласия физического лица на инкассо.

Не допускается выдача физическим лицам денежных знаков иностранных государств и чеков, имеющих производственный брак, повреждения или дефекты, которые могут служить причиной отказов от их приема другими уполномоченными банками.

В случае обнаружения в полученной наличной валюте денежных знаков и чеков, указанных в настоящем пункте, претензии физического лица к кассовому работнику обменного пункта принимаются сразу после их получения. Замена таких денежных знаков и чеков считается продолжением той же операции с наличной валютой и чеками и производится обменным пунктом без взимания комиссионного вознаграждения.

Уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) может взимать с физического лица комиссионное вознаграждение за осуществление операций с наличной валютой и чеками, в соответствии с тарифами, которые устанавливаются уполномоченным банком (филиалом уполномоченного банка) самостоятельно и утверждаются руководителем уполномоченного банка (филиала уполномоченного банка) и скрепляются оттиском круглой печати уполномоченного банка (филиала уполномоченного банка).

Уполномоченный банк не вправе взимать комиссионное вознаграждение или какую-либо иную плату с физических лиц за оформление и выдачу документа.

Курсы иностранных валют и кросс-курсы устанавливаются и изменяются приказом уполномоченного банка.

Допускается изменение курсов иностранных валют и кросс-курсов в течение операционного дня с обязательным оформлением каждого изменения соответствующим приказом.

Курс покупки поврежденных денежных знаков иностранных государств за наличную валюту Российской Федерации устанавливается уполномоченным банком.

Уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) не имеет права при осуществлении операций с наличной валютой и чеками устанавливать:

ограничения по достоинству (номиналу) и годам эмиссии денежных знаков иностранных государств (группы государств), находящихся в обращении;

ограничения по сумме покупаемой (принимаемой) и продаваемой (выдаваемой) наличной иностранной валюты, за исключением монеты иностранных государств, и ограничения, обусловленные имеющимися у кассового работника обменного пункта фактическими остатками в наличной валюте Российской Федерации и в наличной иностранной валюте;

разные курсы иностранных валют в зависимости от достоинства (номинала) денежных знаков иностранных государств.

Уполномоченный банк не вправе при осуществлении операций с наличной валютой и чеками устанавливать ограничения по достоинству (номиналу) и годам эмиссии денежных знаков Банка России, находящихся в обращении, по сумме покупаемой (принимаемой) и продаваемой (выдаваемой) наличной валюты Российской Федерации.

Запрещается в течение операционного дня осуществлять операции только по покупке или только по продаже наличной иностранной валюты за наличную валюту Российской Федерации, за исключением случаев израсходования кассовым работником обменного пункта авансов наличной валюты.

Уполномоченный банк может самостоятельно определять необходимость подкрепления обменного пункта на начало операционного дня авансом в наличной иностранной валюте, спрос на которую является незначительным.

В случае, если уполномоченный банк не обеспечил обменный пункт авансом в наличной иностранной валюте, спрос на которую является незначительным, обменный пункт вправе осуществлять операции с наличной валютой и чеками с данной иностранной валютой в пределах ее поступления от физических лиц.

Обменные пункты обязаны принимать на инкассо выводимые из обращения денежные знаки иностранных государств до объявленного банком-эмитентом дня их окончательного вывода из обращения. Прием на инкассо денежных знаков осуществляется на основании письменного заявления физического лица.

Порядок совершения уполномоченными банками валютно-обменных операций с физическими лицами (резидентами и нерезидентами), а также порядок учета таких операций установлен Инструкцией Банка России от 28 апреля 2004 г. № 113-И «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц»1.

Местом совершения банком валютно-обменных операций является обменный пункт.

Физические лица участвуют в валютных операциях посредством операций в обменных пунктах.

Банк России устанавливает порядок открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядок осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц.

В обменных пунктах осуществляются следующие виды операций с наличной валютой и чеками:

– покупка и продажа наличной иностранной валюты за наличную валюту российской федерации или за наличную иностранную валюту другого иностранного государства (группы государств) (конверсия);

– размен денежного знака (денежных знаков);

– замена поврежденного денежного знака (денежных знаков);

– покупка поврежденного денежного знака;

– прием денежных знаков иностранных государств (группы государств) и денежных знаков банка России на экспертизу;

– покупка и продажа чеков за наличную валюту российской федерации и иностранную валюту;

– оплата чеков наличной валютой российской федерации и иностранной валютой;

– прием для направления на инкассо наличной иностранной валюты, валюты российской федерации и чеков для зачисления на счета с использованием платежных карт;

– выдача наличной иностранной валюты и валюты российской федерации со счетов с использованием платежных карт.

Для совершения указанных операций банк должен открыть и зарегистрировать обменный пункт в территориальном подразделении Банка России. Банк обязан уведомить об открытии обменного пункта главное территориальное управление Банка России. Курсы обмена валют устанавливаются банками самостоятельно. Обменный пункт может совершать сделки только с валютой, котируемой Банком России.

Законом снимается требование об идентификации личности при купле-продаже иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте. То есть, иными словами, при покупке или продаже валюты предъявление паспорта не требуется. Однако «сведения, идентифицирующие личность, могут быть внесены в документы, оформляемые при купле-продаже физическим лицом наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, по просьбе самого физического лица».

Однако, на основании Инструкции ЦБ РФ от 28 апреля 2004 г. № 113-И обменные пункты при осуществлении операций с наличной валютой и чеками обязаны идентифицировать физическое лицо, находящееся на обслуживании в обменном пункте, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма». В соответствии с законодательством Российской Федерации документами, удостоверяющими личность, являются: паспорт гражданина Российской Федерации – для граждан Российской Федерации, общегражданский заграничный паспорт – для граждан Российской Федерации, паспорт моряка – для граждан Российской Федерации, удостоверение личности военнослужащего или военный билет – для военнослужащих Российской Федерации, иные документы, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации документами, удостоверяющими личность, – для граждан Российской Федерации, паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность, – для иностранных граждан, вид на жительство в Российской Федерации – для лиц без гражданства, если они постоянно проживают на территории Российской Федерации, документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, – для лиц без гражданства, разрешение на временное проживание – для лиц без гражданства, вид на жительство – для лиц без гражданства, иные документы, предусмотренные федеральными законами или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства, – для лиц без гражданства. Налицо законодательная коллизия.

В настоящее время идентификация личности для рынка обращения валюты не является значимой. Это требование было актуальным для периода формирования рыночных отношений, чтобы сократить возможность спекуляций. Тогда валютный рынок был плохо развит, представлен узким кругом участников, и небольшая группа лиц могла осуществлять операции, которые дестабилизировали бы рынок. Сегодняшняя ситуация на валютном рынке сильно отличается.

Вместе с тем, сейчас активизировалась и приобрела антитеррористический характер борьба с отмыванием преступных доходов, в рамках которой Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ) требует осуществлять меры по идентификации личности.

Физические лица вправе без ограничений открывать счета в иностранной валюте в банках, расположенных на территории государств, которые являются членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Членами вышеназванных организаций являются практически все наиболее развитые страны. При этом, однако, необходимо в течение месяца с момента открытия счета уведомить об этом российские налоговые органы (ст. 12).

Также резидент физическое лицо может вывезти из страны до 10 тысяч долларов США (или эквивалентную сумму в другой валюте) без разрешений. Сумма иностранной валюты свыше 3 тысяч долларов США подлежит обязательному декларированию на таможне. Отметим, что ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется без ограничений.

Деятельность обменного пункта банка регламентируется Инструкцией ЦБР №113-И.

При совершении обменных операций, которые требуют длительного времени (например, прием валюты на инкассо или на экспертизу), клиенты, кроме Справки о проведении операции, получают на руки квитанцию, в которой отражаются реквизиты банкноты и данные ее владельца. Эта квитанция понадобится, когда придет время получать денежные средства (возмещение) по принятым у Вас ранее банкнотам. Операция приема на инкассо и на экспертизу занимает до 1 месяца, а иногда несколько дольше. Следует помнить, что на инкассо принимаются банкноты, утратившие признаки платежности (поврежденные, разорванные, обожженные и т.п.), а на экспертизу - банкноты, подлинность которых требует проверки уже экспертами Центрального банка России.

Основной документ, которым руководствуются банки при совершении операций с наличной иностранной валютой, - инструкция Центрального Банка России "О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации". Эта инструкция позволяет банкам самостоятельно устанавливать курсы покупки и продажи наличной иностранной валюты.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Основными направлениями валютного контроля являются:
а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами валютного контроля и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.
Контроль за совершением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.
Правительство Российской Федерации обеспечивает разграничение функций и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти в области валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.
Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля в пределах их компетенции и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля.

Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.
Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:
а) осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;
б) проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.
Органы валютного контроля определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.


Вологодский филиал Банка Москвы начал функционировать в апреле 2001 г., укомплектован профессиональным коллективом.
С первых дней своей работы филиал проводит активную клиентскую политику. Сегодня филиал участвует в реализации проектов в различных отраслях экономики Вологодской области - машиностроении, строительстве, транспорте, деревообрабатывающей промышленности, жилищно-коммунальном секторе, в торговле.
Основной принцип клиентской политики - удовлетворение разнообразных потребностей в банковских услугах корпоративных клиентов и частных лиц, их высококачественное комплексное обслуживание. Это обеспечивается за счет внедрения новых банковских продуктов, применения разнообразных финансовых и расчетных схем, новых технологий.

ОАО « Банк Москвы» входит в пятерку крупнейших финансовых структур России по величине активов и собственного капитала. Чистая прибыль ОАО « Банка Москвы» по международным стандартам финансовой отчетности за 2005 год составила 85 млн. долл., активы - 2,7 млрд. долл., собственный капитал банка - 278 млн. долл., кредитный портфель - 1,5 млрд. долл.
ОАО «Банк Москвы» на сегодняшний день уверенно входит в пятерку крупнейших финансовых структур России. Впрочем, рост никогда не был для Банка самоцелью, а сейчас в особенности. Ближайшая цель - повышение качества услуг.

Банк обладает следующими видами лицензий.

Генеральная лицензия на осуществлении банковых операций.

Лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление:

а) Брокерской деятельности, включая операции с физическими лицами;

б) Дилерской деятельности;

в) Деятельности по управлению ценными бумагами;

г) Депозитарной деятельности.

Вологодский Филиал Банка Москвы, являясь структурным подразделением ОАО “ММБ Банка Москвы” осуществляет деятельность на основании Положения о филиале.

Организационное устройство филиала Банка Москвы соответствует общепринятой схеме управления филиалом коммерческого банка (рис.1.1.)

Филиал имеет отдельный баланс, входящий в состав общего баланса Банка.

Кредитные ресурсы филиала формируются за счет:

Финансовых средств, передаваемых Банком;

Средства юридических и физических лиц, находящихся на счетах и во вкладах;

Кредитов, полученных от других банков;

Других привлеченных ресурсов.


Рисунок 1.1. Организационная структура управления Краснодарским филиалом Банка Москвы

Валютный отдел – осуществляет учет купли-продажи валюты и валютных ценностей, ведение дел по экспортно-импортным операциям предприятий-участников внешнеэкономической деятельности, контроль за покупкой валюты, перевозку валютных ценностей по территории России, хранение валютных ценностей в подразделениях банка.

При создании, филиал был наделен финансовыми средствами в размере 1 000 000 (миллион) рублей.

Филиал осуществляет выполнения операций и сделок в соответствии с лимитами устанавливаемыми Банком.

Банк устанавливает тарифы по операциям и сделкам осуществляемых Филиалом.

Директор Филиала на основе и в рамках полномочий, определенных доверенностью:

Совершает от имени Банка определенных операций и представляет интерес Банка;

Распоряжается имуществом и средствами Филиала, заключает хозяйственные договоры и контракты;

Осуществляет руководство деятельностью Филиала;

Издает приказы и указания, обязательные для всех работников Филиала;

Открывать счет Филиала в ЦБ РФ и КБ имеет право первой подписи;

Принимает и увольняет работников;

Введение 3

1.Теоретические основы валютного регулирования в Российской Федерации 5

1.1.Понятие и сущность валютного регулирования 5

1.2. Функции валютного законодательства 6

1.3. Валютно-обменные операции 8

1.4. Валютный контроль 10

2.Организация валютно-обменных операций в Вологодском филиале Банка Москвы 13

2.1. Общая характеристика Банка Москвы 13

2.2. Валютно-обменные операции Банка Москвы 18

3. Совершенствование валютно-обменных операций банка Москвы 21

Заключение 22

Список использованной литературы 24

ПРИЛОЖЕНИЯ 27

Введение

Валютный обмен - обмен валюты одной страны на валюту другой по определенному курсу.

Валютно-обменные операции присутствуют в банке как обязательный элемент продуктового ряда, предлагаемого частным лицам наряду с пластиковыми картами, денежными переводами и другими банковскими продуктами. Как показывает мировая практика, от 40 % до 65 % своего дохода банки зарабатывают на валютно-обменных операциях, поэтому постоянное расширение и совершенствование валютных операций, является важнейшим условием функционирования банковской системы страны в целом.

В нашей стране вопросы, связанные с изучением сущности и техники проведения валютных операций приобретают огромное теоретическое и практическое значение. Это связано с необходимостью дальнейшего развития внешнеэкономической деятельности нашей страны, со становлением конвертируемости рубля, с бурным развитием банковской системы в стране и появлением новых банков, получивших лицензии на осуществление валютных операций и делающих первые шаги в освоении валютного рынка, создающегося внутри страны, и международного валютного рынка, а также это связано со всем курсом реформ, проводимых в нашей стране. Знание техники проведения валютных операций на рынке позволяет банкам и участникам внешнеторговых сделок страховаться от валютных рисков, избегать необоснованных потерь иностранной валюты, получать дополнительную прибыль на спекулятивной игре и разнице курсов. Все это призвано помочь банкам РФ в освоении международного валютного рынка.

Несмотря на длительную историю валютно-обменных отношений, не существует единой валютной политики для всех банков. Каждый банк формирует свою собственную валютно-обменную политику, учитывая, экономические политические, географические, организационные и иные факторы, оказывающие влияние на его деятельность. Поэтому изучение проблемы и совершенствования системы валютного обмена в работе банка будет всегда актуальным.

Объектом исследования данной работы является Вологодский филиал Банка Москвы.

Предметом исследования - валютно-обменная политика банка.

Целью работы является анализ валютно-обменных операций банка и разработка мероприятий по их совершенствованию.

  1. Теоретические основы валютного регулирования в Российской Федерации

    1. 1.1.Понятие и сущность валютного регулирования

Можно определить валютное регулирование как, деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций.

Валютное правовое регулирование осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном. Нормативно-правовое регулирование состоит в создании (разработке и утверждении) правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные с валютой. Индивидуально-правовое регулирование - это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращении валютных правоотношений.

Основы организации и осуществление валютного регулирования определены Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Более детальное регулирование частных вопросов, связанных с валютными отношениями, осуществляется в других законодательных иных нормативных актах, в том числе и ведомственных (однако имеющих общее значение).

Согласно ст.1 п.9 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютные операции:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации;

1.2. Функции валютного законодательства

Правовые нормы, определяющие порядок совершения валютных операций, выполняют две основные функции - регулирующую и контрольную.

Регулирующая функция валютного законодательства сводится. В первую очередь, к определению объема прав и обязанностей лиц, участвующих в совершении валютных операций, под которыми понимаются:

    операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте

    ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей

    осуществление международных денежных переводов

Основной же целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций 1 .

Особым направлением валютного контроля является контроль за соблюдением валютного законодательства при осуществлении внешнеторговой деятельности - предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них 2 .

В соответствии со ст.10 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютный контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется по следующим основным направлениям:

    определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий

    проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации

    проверка обоснованности платежей в валюте

    проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям

Для реализации поставленных задач было начато формирование механизмы валютного контроля за внешне-торговой деятельностью. Под которыми понимается совокупность специальных институтов, органов, лиц, участвующих в процессе валютного контроля (субъективная составляющая), а так же набор форм и методов контрольной деятельности (функциональная составляющая).

1.3. Валютно-обменные операции

Валютно-обменные операции (операции с наличной иностранной валютой) - одна из самых популярных услуг банков России, предоставляемых населению. Иностранную валюту в нашей стране традиционно используют в качестве накопления денежных средств, пытаясь защитить себя от растущей инфляции и постоянно "убегающих" цен. Кому из нас не знакома ситуация, когда, получив зарплату, мы планируем свои расходы на будущий месяц, а затем идем в банк, чтобы купить 10, 50 или 100 долларов и отложить их на отпуск, накопить деньги на какую-нибудь крупную покупку. Или наоборот, после крупных покупок, чтобы "дотянуть" до зарплаты, несем в банк 10-20 долларов, чтобы обменять их на рубли. Статистика утверждает, что мы тратим на покупку валюты около половины свободных денежных средств, которые остаются у нас после оплаты коммунальных услуг и приобретения различных товаров повседневного спроса.

В настоящее время, кроме долларов США и евро, банки совершают операции со швейцарскими франками и английскими фунтами стерлингов. Для повышения уровня обслуживания своих клиентов банк планирует в этом году расширить перечень валют и дополнить его пользующимися спросом у населения японскими йенами и валютами скандинавских стран.

Что же такое валютно-обменные операции? Самые известные и наиболее популярные - покупка и продажа наличной валюты. Вместе с тем, не все знают, что в отделениях банка можно произвести размен банкнот иностранных государств, продать, заменить или сдать на инкассо неплатежные (изношенные, поврежденные и даже выведенные из обращения) купюры, а также сдать на экспертизу банкноты, подлинность которых у Вас вызывает сомнение. Покупка, продажа и прием банкнот на экспертизу совершаются или бесплатно или за определенное вознаграждение. За другие операции банком взимается комиссионное вознаграждение в размере от 5% до 8% от обмениваемой суммы.

При совершении обменных операций, которые требуют длительного времени (например, прием валюты на инкассо или на экспертизу), клиенты, кроме Справки о проведении операции, получают на руки квитанцию, в которой отражаются реквизиты банкноты и данные ее владельца. Эта квитанция понадобится, когда придет время получать денежные средства (возмещение) по принятым у Вас ранее банкнотам. Операция приема на инкассо и на экспертизу занимает до 1 месяца, а иногда несколько дольше. Следует помнить, что на инкассо принимаются банкноты, утратившие признаки платежности (поврежденные, разорванные, обожженные и т.п.), а на экспертизу - банкноты, подлинность которых требует проверки уже экспертами Центрального банка России.

Просмотров