Презентация древние египетские иероглифы и пирамиды. Презентация, раздаточный материал к уроку "письменность древнего египта"

Урок №7. Конспект ФГОС к уроку на тему: Письменность и знания древних

египтян.

Цель:

Сформировать представление учащихся с историей возникновения письменности, раскрыть особенности древнеегипетского письма;

Развивать умение работать с историческими источниками, анализировать, обобщать и делать выводы;

- воспитывать любознательность, интерес к историческому прошлому и уважительное отношение к прошлому.

Планируемые результаты:

Предметные :

Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Познавательные УУД: Выделяют и формируют познавательную цель. Выбирают

знаково символические выполняют операции со знаками и символами. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Личностные УУД: Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.

Регулятивные УУД: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Выделяют и осознают то,

что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Коммуникативные УУД: С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: Компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал, презентация.

Технология: Критического мышления.

Этапы урока; Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Мотивационный этап. Стадия вызова.

1.орг момент: цель: настроить на урок, создать

атмосферу

сотрудничества.

2. Погружение в тему: подвести к актуализации, проверка д\з

цель: повторить изученное и создать

ситуацию затруднения.

Приветствие

Определить термин:

1.Река в Сев. Вост. Африке?

2. Высокий тростник?

3.Огромный треугольник образовавший рукав реки?

4.Кто возле фараона занимал самое почётное положение?

5. Кто вёл учёт населения?

6. Как наз. приспособление для

полива полей?

7. Египетское чудо света

8. царь Египта

9.Священные письмена? – ситуация затруднения.

Дети слушают пожелания учителя отвечают на

вопросы.

Все ученики работают над

повторением, с затруднением на новый материал.

Записывают формулировку.

(Знаки для письма и чтения в Древнем Египте называются иероглифами.)

2 этап. Этап целеполагания

Определение темы:

Постановка целей и задач урока.

Составить логическую цепочку:

Иероглиф- письменность- знания- египтяне.

Тема урока: Письменность и знания древних египтян.

Определите цели урока:

(по ключевым словам)

Узнать...

Отличать…

Запомнить…

Составляют логическую цепочку, сами определяют тему урока.

Сами определяют цели и задачи урока.

3 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (Осмысления) Домашнее Задание.

Открытие нового знания

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Прием ПРИЁМ «Пометки на полях» (Инсерт).

Вспомните: когда вы пришли в школу, то чему, каким действиям, вас обучали в первую очередь? (Читать, писать и считать). Давайте поближе познакомимся с древнеегипетской письменностью.

Многие слова изображались рисунками. Некоторые рисунки могли обозначать и слова, и отдельные звуки. Например: изображение закрытого рта – это и слово “рот” и звук “р”; изображение дома – это и слово “дом”, и сочетание “дм”. В египетском письме не было гласных букв . Давайте подумаем, чем это было неудобно. Например, у нас есть иероглиф “СЛ” – какие слова он может обозначать? (Село, сало, сила, осел, если, сел, соло).Это мог быть значок-определитель, который не читался, а только подсказывал, о чем идет речь. Например, иероглиф, напоминающий яму с водой (иероглиф воспроизводится на доске) , обозначал в одном случае слово “колодец”, в другом – сочетание двух согласных “хм”, а в третьем тот же знак не читался, а лишь подсказывал, что речь в тексте идет о воде - прудах, болотах и т.п.

Долгое время никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочесть египетские тексты. Почему было так сложно расшифровать египетскую письменность? (Один и тот же иероглиф мог обозначать и звук, и целое слово, и быть определителем-подсказкой). Лишь в начале ХIХ века этот секрет был раскрыт французским ученымФрансуа Шампольоном . В 1799 году французские солдаты под командованием Наполеона высадились в Египте и около города Розетты нашли огромную каменную плиту с надписью на двух языках: греческом и египетском. По приказу Наполеона эту плиту перевезли во Францию. Многие ученые пытались разгадать эти надписи, но безуспешно. Это удалось сделать Франсуа Шампольону только через 23 года после того, как была найдена эта плита.

Как же Франсуа Шампольон прочел египетские надписи? Давайте проделаем тот самый путь, по которому шел великий ученый.

Он предположил, что иероглифы, заключенные в рамку (так называемый картуш), означают имя какого-нибудь фараона (см. Рисунок 1). Знаток многих древних языков, Шампольон установил, что два последних знака означают звук “с”. Предшествующий иероглиф он также знал – это был звук “м”. Оставалось разгадать самый первый значок. Что он означает? (Солнце). Вспомните, как у древних египтян назывался бог Солнца (Ра). Что получается? Имя какого фараона напоминает вам это слово? (Рамсес)

Ребята, а давайте и мы с вами попробуем написать зашифрованное письмо. У вас на столе есть таблицы с иероглифами. . Вы можете воспользоваться ими или придумать свои. Зарисовываем свое зашифрованное предложение на отдельный листочек и предлагаем соседу по парте расшифровать его значение. (Работа в парах. Чтение вслух понравившихся предложений.)

Интересные у вас получились письма.

Трудно ли было составлять их?

В чем заключалась самая большая трудность?

В чем трудность?

Как вы думаете, все ли египтяне умели писать и читать?

А кто умел?

Прочитайте информационный текст в учебнике стр.61 п.12 пункт 1, отметьте на полях специальными знаками информацию.

Использование текста для составления опорного конспекта

1. Что такое иероглиф?

2.Сколько иероглифов в египетском письме?

3.Есть ли гласные звуки?

4.Легко ли выучить иероглифы?

Иероглифы – священные письмена, их 750, гласные нет, трудно выучить, кто выучил - мудрец.

Раздаточный материал (составить любое

предложение на тему: Египет иероглифами).

сделайте пометки на полях:

« V » - это мне известно;

«-» - думал иначе

«?» - это мне непонятно, есть

вопросы

«+» - новое

Проверяют себя по эталону.

ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ

Цель: знать, как изготовить папирус.

Домашнее задание

    На чем писали иероглифы?

    Слайды.

    Свиток, папирус.

Объяснение учителя, задают вопросы.

4 этап. Первичное закрепление. Самопроверка.

Цель этапа:

Привести полученные знания в систему

Мини-тест Закончи предложение

1. Священные письмена - это…

2.Кто разгадал тайну иероглифов…

3. Были ли гласные звуки в иероглифах?

4. На чем писали в Древнем Египте?

5. Сколько иероглифов было в египетской письменности?

Работают все.

Эталон

Слайд

5 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Подведение итогов урока.

Записать в тетради

Сегодня на уроке я…

Узнал(а)…

Понял(а)…

Продолжить предложение.























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Данный урок является первым в цикле уроков по теме “Художественная культура Древнего Египта”.

Возраст: 4–5 классы

Продолжительность занятия: 45–60 мин.

Цель занятия: познакомить учащихся с художественной культурой Древнего Египта, показать ее своеобразие, изучить древнеегипетскую письменность – иероглифы, научить работать с необычной бумагой, напоминающей по фактуре папирус, с калькой, выполнить работу, используя полученные знания об иероглифах – “Мое имя”.

Задачи:

– учить работать с необычной бумагой, акварелью, графическими материалами;

– научить пользоваться цветом как средством художественной выразительности, окрашивать изображение в пределах сложного контура;

– развивать наблюдательность и творческое мышление;

– формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому;

– воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, интерес к искусству и культуре Древнего Египта.

Материалы и оборудование: бумага для акварели А4, или сделанная заранее папирусная бумага, калька, простые карандаши, акварель, кисти, фломастеры, черная гелевая ручка, распечатанный алфавит, иллюстрации, плакаты с темой урока, компьютер с оборудованием для просмотра слайдов, с возможностью воспроизводить звук.

Литературный ряд: стихотворение “Иероглифы” Олега Тарутина.

Музыкальный ряд: египетская музыка.

Зрительный ряд: иллюстрации, плакаты с темой урока, электронная презентация “Художественная культура Древнего Египта. Иероглифы. Египетское письмо”.

План занятия

  1. Организационный момент, постановка цели урока.
  2. Теоретическая часть урока. Знакомство учащихся с новой темой.
  3. Практическая часть урока. Выполнение подготовительных упражнений.
  4. Выполнение творческой работы.
  5. Подведение итогов урока.

Организационный момент. Подготовить презентацию, включить египетскую музыку для создания настроения. (Слайд 1, слайд 2)

– Здравствуйте ребята! Сегодня мы отправимся с вами в путешествие и побываем в древнем государстве Северо-Восточной Африки, которое расположено в нижнем течении одной из самых величайших рек планеты реки – Нил. Кто знает это государство?

– Древний Египет!

– Верно, поэтому сегодня на уроке мы познакомимся с удивительной, полной загадок и чудес стране, одной из первых цивилизаций, отдалённой от нас несколькими тысячелетиями.

Слайд 3 демонстрирует карту мира, на которой мы можем увидеть расположение Египта относительно России.

Слайды 4, 5 наглядно знакомит с картой Древнего Египта и удивительной культурой этой древнейшей цивилизации.

Теоретическая часть урока. Знакомство учащихся с новой темой.

В Египте очень много удивительных архитектурных сооружений гигантских размеров – храмы, пирамиды, они сохранились до нашего времени, но большая их часть развалена.

Стены этих сооружений покрыты высеченными или нарисованными краской письменами, древнейшие из которых относятся к IV тысячелетию до н.э. Эти письмена получили название – иероглифы. (Слайд 6)

– А как вы думаете, древние иероглифы могли быть прапрапрадедушками наших букв?

– Верно, а как же такое возможно? Давайте внимательно посмотрим на экран (Слайд 7).

Идея алфавита появилась в Древнем Египте – но это были не просто буквы, а символы или рисунки, увидели алфавит Египтян древние финикийцы, а у них заимствовали алфавит древние греки, а, как известно греческий алфавит лег в основу многих азбук, напр., латинской – а наши буквы произошли от древнегреческих! И вот проследив такой длинный, далекий путь, мы видим – что древнеегипетские иероглифы прапрапра нашего алфавита!

– Писать в Древнем Египте умели не все, профессия писца считалась очень почетной. В Древнем Египте слово “писец” означало не только “писарь” или “переписчик”, но и “образованный человек”! (Слайд 8)

Теперь, когда мы уже немного познакомились с письменностью Древнего Египта, давайте попробуем стать настоящими “писцами”, что значит “образованными” египтянами.

Первое, что нам надо знать – иероглифы можно разделить на группы, давайте посмотрим, например на какие (Слайд 9).

3. Практическая часть урока. Выполнение подготовительных упражнений. Выполнение творческой работы.

Смотрите! К нам попало послание древнего египтянина! (Слайд 10) Что же тут такое написано!? Давайте разбираться!

Мы уже знаем, что писали египтяне иероглифами, что их можно разделить на группы, и писали не просто люди, а образованные люди! Но пока мы не познакомимся поближе с самими иероглифами, мы так и не сможем расшифровать послание! Давайте знакомиться!

Выполнение упражнений.

Перед вами лежат листы с изображением древних египетских иероглифов, прежде чем попытаться их перевести на русские буквы, давайте их изобразим! Чтобы изобразить их как можно вернее нам поможет листик кальки! Он просвечивает и позволяет нам наложить его на любое изображение и перерисовать его! У вас есть карандаши, фломастеры, а самые смелые и отважные – могут обвести не просто карандашом, но и затем раскрасить акварелью!

Не спешите, знакомиться с иероглифами мы будем с каждым по очереди: (Слайды 11 - 15)

Итак, первый иероглиф – очень простой – символизирует он воду, помните ли вы, что в Африке есть одна из самых длинных рек в мире – Нил, протекает она через Египет!?

У реки растет камыш – египтяне изобразили и его иероглифами! Обратите внимание, есть “одна метелка камыша”, а есть две, для нас сейчас это не имеет особого значения.

В Египте обитают – коршуны, совы, перепелочки, рогатые змеи! Давайте по очереди изобразим иероглифы, символизирующие египетских птиц и змей.

Самые-самые быстрые, кто перевел и изобразил на кальке красивые египетские символы, берет листочек с более подробными изображениями и других иероглифов, изучает значение латинских и русских букв (Слайд 16) . Остальные нас догоняют и также начинают внимательно изучать другие египетские иероглифы!

Вот, наконец, мы и познакомились с египетскими иероглифами! Теперь мы знаем, что иероглифы можно разделить на группы, что каждый иероглиф обязательно связан с окружением Древнего Египтянина (природа, животные, птицы, постройки). Можно смело сказать, что мы стали “образованными” египтянами!

– Но как же послание!? Забыли уже про него!? Давайте теперь все вместе попробуем расшифровать, отгадать, перевести! Какие молодцы! Как все смело начали разгадывать! А кто-нибудь подумал, а как правильно читать послание!??? С какой стороны начинать? Слева направо или справа налево?!

Давайте посмотрим на экран, я вам подскажу! (Слайд 17) Египтяне писали и справа налево, и слева направо, и даже сверху вниз! А вот чтобы понять, откуда начинать читать – нам подсказывают направления руки, направления голов животных – в какую сторону повернуты головы, с той стороны и начинаем читать!

– Так что же написали древние египтяне в своем послании?

– “Здравствуйте! Как дела?”

– Молодцы, все легко справились!

Выполнение творческой работы.

– Теперь самое главное! Вряд ли древние египтяне писали иероглифы на кальке! Нет, нет! У них была особая бумага – папирус! Для изготовления папируса использовалось одноимённое водно-болотное растение, похожее на нашу осоку. (Слайд 20)

Перед вами почти самые настоящие листы папируса! Вы уже стали настоящими писцами, и я думаю, что вам без труда составит написать свое имя иероглифами сверху вниз! Давайте попробуем! А кто справится с заданием быстрее всех – можете ответить древним египтянам

на их послание! Желаю удачи! (Слайды 21 – 22)

(Листы папируса необходимо подготовить заранее. Например, один из способов изготовления – папирус можно сделать из обычного чистого листа, из книжной страницы, из старой газеты – да из чего угодно! Для этого вам понадобится всего лишь чайный пакетик. Возьмите лист, скомкайте его как следует, опустите в заваренный черный чай и вешайте сушить! После того, как лист просохнет, необходимо прогладить ваш папирус).

4. Подведение итогов урока.

Выставка работ, краткий анализ, вопросы по теме урока.

Сегодня мы познакомились с иероглифами Древнего Египта, мы написали свои имена сложными символами и знаками, и теперь можем показать друг другу, как же выглядят ваши имена благодаря письменности древних образованных египтян.

И теперь вы можете писать друг друга секретные сообщения.

В заключение, давайте вместе прочтем чудесное стихотворение Олега Тарутина “Иероглифы”:

На плите, на саркофаге,
На папирусной бумаге
И на всем, что видит взгляд,
Иероглифы пестрят.
Рыбы, звери, птицы, точки,
Загогулины, кружочки...
Все знакомое почти,
А попробуй-ка, прочти!
Вот в квадрате лев скучает –
Что же это означает?
Цапля гордая стоит –
Что она в себе таит?
Буква это или сразу
Вся египетская фраза?
Может, кончилась строка
Возле рыбы и цветка?
Овладеть бы вдруг случайно
Нам египетскою тайной!
Чтоб никто другой не смог
Разгадать секретных строк.
В иероглифах без риска
Я б писал тебе записку:
Рыба, взятая в кружок,
Цапля с клюшкой и конёк.
Ну а ты бы понял сразу
Зашифрованную фразу,
Пообедал бы скорей
И пошел играть в хоккей!

Слайд 2

«Иероглиф» греческого происхождения «Hieros» -«священный» «Glipho» - «вырезаю», «врезаю» «Cвященные письмена, вырезанные на камне»

Слайд 3

Обелиск, покрытый иероглифами. Храм Амона-Ра в Луксоре. XIII в. до н. э. Интерьер гробницы египетских зубоврачевателей. Древний Египет. V династия. 2.000 лет до н. э. Иероглифы «клык» и «глаз» внизу справа Письменность в Египте возникла примерно к началу I династии (т.е., во второй половине IV тысячелетия до н.э.) и не изменялась несколько тысячелетий.

Слайд 4

Египетские иероглифы с картушами имениРамсеса II в храме г. Луксор (периодНовое царство)

Слайд 5

Первоначальная стадия письменности - пиктографическое (рисуночное) письмо петроглифы

Слайд 6

Следующим шагом было создание идеографического (смыслового) письма. Далее появляются звуковые знаки, «алфавитные».

Слайд 7

Египтяне писали по методу ребуса, соединяя в письме звуковые и идеографические знаки. Египетские иероглифы на сосуде. Лувр Система египетской письменности, построена на игнорировании гласных. То есть гласные не прописывали, но при чтении учитывали.

Слайд 8

Принцип чтения иероглифов: 1) Обычно читаются справа налево; 2) сверху вниз (никогда не читались снизу вверх); 3) изображения людей, животных, птиц, всегда повернуты лицом к началу строки; 4) встроке верхний знак имеет первенство перед нижним.

Слайд 9

Иератическое письмо - от греческого слова «иератикос» - «жреческий». Употреблялся в священных текстах. Демотическое письмо. от греческого «демос» - «народ»). Применяли в деловой и бытовой переписке. В Египте, помимо иероглифической письменности, существовало еще с два способа записи: Фрагмент папируса, 12 век до н. э. Договор 6 веку до н.э. - написан на папирусе

Слайд 10

Василий Григорьевич Барский (1701-1747) – русский путешественник, побывал в Египте в 1727 и 1730 гг. Египетский обелиск, известный под названием «Игла Клеопатры», был возведен в Гелиополе по приказу Тутмоса III. Интерес европейских путешественников к египетским древностям

Слайд 11

Известковая плита, найдена в гробнице Рамзеса II (1279- 1213 гг. до н.э.) в Абидосе, с именами семи египетских царей, каждое из которых заключено в картуш: (слева направо) Аменхотеп II Тутмос IV Аменхотеп III Хоремхеб Рамзес I Сети I Рамзес II. Картуш - овальная рамка, в которую включена группа иероглифов

Слайд 12

Слайд 13

«Розеттский камень» Хранится в Британском музее, Лондон. 196 год до н. э. В 1799 г. В г. Рашид (недалеко от Александрии) был обнаружен «Розеттский камень». Именно с него началась успешная расшифровка египетских иероглифов.

Слайд 14

греческий алфавит (54 строки) иероглифы иератические и демотические письмена (32 строки)

Слайд 15

Томас Юнг - установил значение пяти знаков.

Слайд 16

Жан Франсуа Шампольон (1790-1832) - французский ученый-лингвист. Сумел правильно осмыслить и блестяще разрешитьсложнейшую научную проблему по расшифровке иероглифов. Изучал коптский язык, который был очень похож на язык древних египтян.

Просмотров