Конспект урока по русскому языку «Склонение имен существительных. Открытый урок по русскому языку

Открытый урок по русскому языку.

Тема: «Склонение имен существительных (урок-обобщение)».

1. Ф.И.О.(полностью): Бородина Татьяна Юрьевна

2. Место проведения:ГБОУ ООШ №28

3.Дата проведения:19.11.2015г.

4. Должность: учитель начальных классов

5. Предмет: русский язык

6. Класс : 4

7. Тема: « Склонение имён существительных»

8. Базовый учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык. 4 класс» (1 часть)

9. Тип урока: урок-обобщение

10. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая

11. Цели:

    Обобщение знаний о падежах имён существительных;

    Совершенствование умений определять падеж имён существительных.

Предметные УУД:

    1. Умение различать падежи по их признакам;

  1. Определение роли имен существительных в предложении;

Личностные УУД:

    1. Развитие творческой деятельности.

      Воспитывать интерес к предмету, чувство взаимопомощи, аккуратность при выполнении письменных работ.

Регулятивные УУД:

      1. Умение ставить цели, задачи, достигать их.

        Развитие умственной деятельности (выполнять операции анализа, синтеза способность наблюдать, делать выводы, строить план своего ответа);

Коммуникативные УУД:

1. Умение работать в паре.

2. Развивать речь учащихся

12. Оборудование и реквизиты:

    Компьютер;

    ЭОР ( , интерактивные задания)

    Экран;

    Проектор;

    Карточки с названием падежей;

    Индивидуальные задания;

Ход урока

1. Организационный момент

Ну, ребята, чур, молчок.
Начинается урок.
Тихо сели – раз, два, три…
А урок наш, сейчас
Науке посвящается,
Что грамматикой у нас
С любовью называется.


Записали число, классная работа.

2. Каллиграфическая минутка

У: Ребята, скажите, с чего у нас обычно начинается урок?

Д: С каллиграфической минутки. Мы будем писать букву Е е , так как она будет нам встречаться, практически во всех соединениях. В этой цепочке заглавная Е , строчная е чередуются с одной линией с петлёй вверху, затем с двумя линиями, затем стремя такими линиями.

Запишем цепочку в предложенной последовательности.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

3. Постановка целей и задач урока


- Послушайте стихотворение и сформулируйте тему нашего урока: (ЭОР № 4, слайд 2) .

Воскликнул Именительный:
«Мой именинник, тот,
Который изумительно
Науку познаёт!»

Того, - сказал Родительный:
«Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть себе пальто».

Тому, - ответил Дательный,-
Плохое имя дам,
Кто не любит старательно
Уроки делать сам.

Того, - сказал Винительный, -
Я буду обвинять,
Кто книжку вразумительно
Не может прочитать.

С тем, - заявил Творительный,
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.

О том, - сказал Предложный,-
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.

Так, какая же тема нашего урока? (ЭОР № 4, слайд 3)

Д: «Склонение имен существительных. Урок-обобщение»

У: Да, правильно. Сегодня мы обобщим знания о падежах. Какие задачи вы поставите перед собой на данный урок? (ЭОР № 4, слайд 4)

    Повторить названия падежей, повторить вопросы каждого падежа;

    Совершенствовать навык определения падежей имён существительных;

    Повторить окончания имён существительных в данном падеже;

    Совершенствовать навыки в определении падежей имён существительных;

    Развивать навыки грамотного письма.

4. Теоретическая работа
- Итак, что же такое склонение?

Д. - Изменение окончаний имён существительных по падежам называется склонением. (ЭОР № 4, слайд 5)

Склонение какой части речи мы с вами определяем, давайте еще раз вспомним?

(ЭОР №1. Интерактивное задание на нахождении ошибки в определении имени существительного).

Молодцы ребята. Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.

Сколько склонений в русском языке? (ЭОР № 4, слайд 6)

Д. - В русском языке 3 склонения. (ЭОР № 4, слайд 7), 1-е- имена существительные ж.р., и существительные м.р. с окончаниями – а-, -я-, (Например: дядя, грамматика);
2-е - имена существительные м.р. с нулевым окончанием и имена существительные с.р.
(Например: урок, утро) ; 3-е - имена существительные ж. р. с нулевым окончанием (Например: местность)

Выполним с вами задание на определение склонения имен существительных.

(ЭОР № 2. Интерактивное задание на определение склонения имен существительных)

- Сколько падежей в русском языке? (ЭОР № 4, слайд 8)

Д. – У слова есть шесть падежей.

У.- Давайте запишем их с вопросами и со словами – помощниками в свои тетради.
(щелчки после каждой строчки)

Именительный (есть) кто? что?
Родительный
(нет) кого? чего?
Дательный
(дам) кому? чему?
Винительный
(вижу) кого? что?
Творительный
(доволен) кем? чем?

Предложный (думаю) о ком? о чём?

Взаимопроверка.

Поменяйтесь тетрадями и проверяем правильность написания падежей и их вопросов.

Хорошо, справились с заданием.

(Дети по очереди рассказывают стихотворение о падежах в специально подготовленных костюмах и шапках с названиями падежей) (ЭОР № 4, слайд 9)

1. Я – именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто. (ЭОР № 4, слайд 10)

2. А я – падеж родительный
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? – и вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И с, и до, и у, и из –
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.

3. Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу . (ЭОР № 4, слайд 11)

4. А я – винительный падеж
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.

5. А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Творите! – Чем?
Творите! – С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам перед, под и над
В любой момент я очень рад. (ЭОР № 4, слайд 12)

6. А я –падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет о, и в, и при –
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять?

5. Физкульт.минутка

6. Закрепление пройденного материала

От теории переходим к практике. Сейчас вам будет предложено несколько заданий, которые будут усложняться от этапа к этапу. Работая, будьте внимательны. Чтобы проверить, готовы ли вы к работе, предлагаю устную разминку. Я буду читать стихотворение «Приключение зелёного листа», а вам нужно определить падеж слова – лист. Ответ показывайте с помощью карточек с падежами. Итак, начали… (ЭОР № 4, слайд 13)

Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова у зелёного листа.
Ветер нёс его и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг к – зелёному листу!
Лапой – хвать зелёный лист…
Дескать, поиграем.

Ветер вновь с листом зелёным…
Закружил над старым клёном,
Но шалун уже устал
И ко мне в тетрадь упал.
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном.

Молодцы! Я вижу, вы справились с этим заданием и включились в работу. 5.

7. Самостоятельная работа по вариантам (на карточках) (ЭОР № 4, слайд 14)

Вставьте пропущенные буквы, укажите падеж:

Бр…дил по л…су,

ч…десная п…года,

прячутся под б…рёзами,

всп…минали о лете.

    Прол…тала над лесом,

    был на …кскурсии,

    вырастают из гр…бницы,

    шли по тр…пинке.

Ресурсы федеральных образовательных порталов, предназначенные для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации

Интерактивное задание

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Инновацион-ные учебные материалы

Фрагмент

Презентация: «Склонение имен существительных»,

19 слайдов

Инновацион-ные учебные материалы

Конспект урока
по теме: «Склонение имён существительных»

1. Ф.И.О. Оскреткова Э.И.

2. Класс 4В

3. Тема: «Склонение имён существительных»

4. Тип урока: урок новых знаний

5. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая

6. Необходимое оборудование: дидактический материал.

Цель урока: дать понятие о склонении имён существительных.

Задачи:

обучающи е:

  • формировать представление о склонении имён существительных;
  • учить распознавать падежи имён существительных по вопросам;
  • склонять имена существительные;

развивающие:

  • развивать речь учащихся, умственную деятельность (выполнять операции анализа, синтеза, способность наблюдать, делать выводы, строить план своего ответа);

воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету;
  • чувство взаимопомощи;
  • аккуратность при выполнении письменных работ.

предметные:

  • умение определять тип изученных орфограмм, объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами, осуществлять взаимоконтроль при проверке письменной работы;
  • первоначальное представление о склонении имен существительных; названиях падежей и падежных вопросах;
  • умение изменять имена существительные по падежам;

метапредметные:

  • умение формулировать цели своей деятельности;
  • умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  • развитие мышления, внимания через такие мыслительные операции, как анализ и синтез.

личностные:

  • коммуникативные навыки, умение слушать и слышать.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Начинается урок.

Он пойдёт, конечно, впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку пять!

Открываем тетради, садимся правильно. Прочитайте дату и вид работы.

Запишите без ошибок.

2. Минутка чистописания.

Чтобы узнать, какие буквы будем писать на минутке чистописания, давайте прочитаем слова и назовём безударные гласные.

П. года, п. нал, п. льто, п. сок, п. суда, с.бака, пш. ница.

Какие же буквы будем писать?

А, о, е.

3. Словарная работа .

Вернёмся к нашим словам. Что у них общего?

Все они словарные и являются именами существительными.

Докажите, что это имена существительные.

Какое слово можно назвать лишним и почему?

Собака – это одушевлённое существительное, а все остальные имена существительные неодушевлённые.

Составим предложение с данным словом.

Например: Во дворе гуляет злая собака

Найдем грамматическую основу. Определим части речи.

4. Актуализация опорных знаний.

1. Фронтальный опрос.

Какой раздел русского языка мы изучаем?

Имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашем языке – имя существительное. Имена существительные появились в речи в числе первых слов.

Вы уже много знаете об имени существительном, и я предлагаю вам вспомнить все, что мы знаем об этой части речи.

Какие слова называются именами существительными?

Какими бывают имена существительные?

Как изменяются имена существительные?

Сегодня мы с вами дополним знания об имени существительном, познакомимся с очень интересным явлением в русском языке. А поможет нам такое упражнение. Прочитайте запись на карточках:

Друг - это человек, который всё поймёт и поможет. Друга не забудешь через годы. Другу доверишь любую тайну. Я уважаю своего друга. Я горжусь другом. Многие мечтают о настоящем друге.

(?) друг

(?)друга

(?)другу

(?) друга

(?)другом

(?) о друге

Что объединяет эти записи? Выпишите из каждого предложения слово «друг» с вопросом, на который оно отвечает. Выделите окончания в его формах.

Запись на доске: кто? друг кого? друга

Кого? друга кем? другом

Кому? другу о ком? о друге

Скажите, что менялось в существительном «друг»? Почему изменялась форма слова и его окончание? Для чего же существительные в тексте изменяют свою форму?

Чтобы правильно употребляться в речи.

Такое изменение формы имени существительного называется склонением или изменением по падежам. Так какая же тема нашего урока?

«Склонение имён существительных».

Сегодня на уроке вы будете учиться изменять имена существительные по падежам или склонять их.

Вы научитесь не только склонять (изменять по вопросам) существительные, но и определять падеж имён существительных в предложениях.

4. Изучение нового материала.

Слово «сосна» в упражнении 6 раз изменила свое окончание.

В русском языке 6 падежей и каждый имеет свое название:

1.Именительный

2.Родительный

3.Дательный

4.Винительный

5.Творительный

6.Предложный

В других языках мира иначе: в немецком-4, а у финнов-15. Ваша задача - выучить и понять свои 6, чтобы говорить и писать грамотно, красиво.

Существительные разных падежей отвечают на разные вопросы. Сейчас вы послушаете стихи, в которых каждый падеж рассказывает о себе. И в этих стихах прозвучат вопросы, на которые отвечают существительные в том или ином падеже.

У слова есть 6 падежей,

6 верных маленьких друзей.


Именительный. Он – начинающий падеж,
Вопросы – КТО? и ЧТО?
В нём – мама, папа, слон, манеж,
И школа, и пальто.
.
Родительный. Вопросы: Нет КОГО? ЧЕГО?
Нет у меня братишки
И корабля – ни одного,
И Винни-Пуха-мишки...
.
Дательный. Это яблоко, скажите,
Я отдам КОМУ? ЧЕМУ?
Может, кукле? Или Вите?
… Лучше я себе возьму...
.
Винительный. Ой, в игрушках – кавардак!
Не пойму я сам никак:
Обвинить КОГО? и ЧТО?
Ленку? Кубики? Лото?
.
Творительный. Хочу я песни сочинять.
С КЕМ? С ЧЕМ мне ноты изучать?
С сестрёнкой? А писать... пером
Или цветным карандашом?
.
Предложный. Я думаю О КОМ? О ЧЁМ?
О Даше, о глаголах.
Верней, я думаю о том,
Как надоела школа…
.
Зато теперь все падежи
Я заучил напамять.
Друзья попросят - "Подскажи!" -
Скажу - "Учите сами!"

Тип урока: изучение нового материала. При подготовке к уроку были учтены программные требования по работе над определением склонения имён существительных, орфограммой "непроверяемые написания"; по развитию письменной и устной речи, орфографической зоркости; особенности учебной деятельности; психологические особенности младших школьников. Выбранный ход урока логичен и наиболее оптимален. Во время организационного момента обучающиеся настроились на продуктивную работу. При проведении словарной работы закрепили написание словарных слов. С помощью включенного в урок игрового элемента, была создана проблемная ситуация, для решения которой обучающимися был составлен алгоритм действий, по которому они впоследствии работали. В конце урока была проведена разноуровневая самостоятельная работа для контроля полученных знаний. Для рационального использования времени, лучшего восприятия учебного материала, побуждения интереса к русскому языку. подготовлена презентация по теме урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Три склонения имён существительных.

Цель. Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду; развивать орфографическую зоркость, связную речь, мышление, внимание, познавательный интерес; воспитывать трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь.

Оборудование: блоки обратной связи, презентация к уроку, карточки с разноуровневыми заданиями.

Ход урока.

1. Организационный момент.

– Проверьте рабочие места, настройтесь на рабочий лад.

2. Оформление рабочей записи.

– Откройте тетради, запишите число, «классная работа».

3. Минутка чистописания.

– Написание каких букв мы будем сегодня отрабатывать?

(Строчные буквы в, л, т, д)

– Назовите соединения.

(Нижнее, верхнее, нижнее)

– Обратите внимание на высоту букв по отношению к строке. Назовите лишнюю букву.

(л – непарная согласная, т – обозначает глухой звук)

4. Словарная работа.

–Переходим к повторению словарных слов.

4.1. Устная работа.

– Покажите пропущенную букву.

д…орога

л…сица

г…зета

х…зяйство

л…пата

4.2. Письменная работа.

– Определите слово по его лексическому значению, запишите, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

1. Приём пищи в середине дня.

(Обед)

2. Растение семейства бобовых с круглыми семенами-зёрнами.

(Горох)

3. Одна из четырёх сторон света противоположная югу.

(Север)

4. Многолетнее травянистое растение, дающее сладкие ягоды красного цвета.

(Земляника)

5. Пространство между рядами домов для прохода и проезда.

(Улица)

Взаимопроверка.

«5» - нет ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

«2» - 3 и более ошибок

– Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Кто не справился с работой? Какую работу нужно выполнить?

– Мы будем продолжать работу на следующих уроках. И я думаю, вскоре все ребята будут писать словарные слова без ошибок.

5. Сообщение цели урока.

– Какой частью речи являются записанные слова?

(Имя существительное)

– Найдите имена существительные в предложении.

Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.

(Автобус, по улице, Кирова, по площади, Свободы)

– Определите падеж существительных по улице , по площади .

(Дательный падеж)

– Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом? Вот на этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке.

6. Работа по теме урока.

Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь.

– Прочитайте слова, найдите общее.

(Существительные в единственном числе, в именительном падеже)

– Разделите существительные на группы, ориентируясь на указания.

– Назовите существительные женского рода с окончаниями –а, –я.

(Вода, земля)

– Назовите существительные мужского рода с окончаниями –а, –я.

(Юра, Витя)

– Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода.

(Стол, конь)

– Выделите в них окончания.

– Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания.

(Окно, море)

– Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов?

(Существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце)

Сущ. ж. р. Сущ. м. р. Сущ. м. р. Сущ. ср. р. Сущ. ж. р.

вода Юра конь окно степь

земля Витя стол море дочь

/__________________________/ /__________________________/ /__________/

1 склонение 2 склонение 3 склонение

– По каким признакам мы сгруппировали существительные?

(По роду и окончанию)

– С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.

– Сделайте вывод, какие существительные относятся к первому склонению, ко второму склонению, и к третьему склонению.

Вывод: К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, –я в именительном падеже.

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о, –е в именительном падеже.

К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.

7. Работа с правилом .

– Проверим, правильно ли мы рассуждаем. Откройте учебник на странице 88. Прочитайте правило.

– Кто попробует рассказать правило наизусть?

8. Составление алгоритма действий при определении склонения имени существительного.

– Как определить склонение имени существительного в именительном падеже?

Алгоритм

действий при определении склонения имени существительного

Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:

  1. Определить род.
  2. Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.
  3. По роду и по окончанию определить склонение.

Образец рассуждения.

Тетрадь – она, моя – существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное тетрадь третьего склонения.

9. Физминутка.

– Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1скл., вы должны присесть, руки вперёд. Если это существительное 2 скл. – наклон вперёд, руки должны достать носочки. Если 3 скл. – подпрыгнуть.

1. Кто ни в жару, ни в стужу

Не снимает шубу?

(Баран)

2. Кто на ветке шишки грыз,

И бросал объедки вниз?

(Белка)

3. В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

(Поезд)

4. Закружу, заверчу,

В небеса улечу.

(Вертолёт)

5. Ящик на коленях пляшет –

То поёт, то горько плачет.

(Гармонь)

6. Никого не обижает,

А её все толкают.

(Дверь)

7. Много рук, а нога одна.

(Дерево)

8. Колюч, да не ёж.

(Ёрш)

9. Шесть ног без копыт,

Летит – жужжит,

Упадёт – землю роет.

(Жук)

10. По земле ползёт,

А к себе не подпускает.

(Змея)

11. Закутан ребёнок в сто пелёнок.

(Капуста)

12. Над домами и дорожками

Висит кусок лепёшки.

(Луна)

10. Работа с учебником. Упражнение 166.

– Прочитайте задание к упражнению.

(Первичное чтение «про себя», вторично читает ученик)

– Какие задания мы должны выполнить?

(Определить падеж каждого существительного. Написать существительные в три столбика по склонениям)

9 существительных у доски, 9 существительных с комментированием, 10 существительных самостоятельно.

Проверка. Прочитайте существительные первого склонения. Прочитайте существительные второго склонения. Прочитайте существительные третьего склонения.

11. Разноуровневая самостоятельная работа.

– Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь.

Уровень 1.

Спиши существительные. Укажи склонение.

Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.

Уровень 2.

Выпиши существительные 3 склонения.

Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.

Уровень 3.

Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.

Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.

12. Итог урока.

– Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах по улице, по площади разные окончания?

(Существительное улица первого склонения, существительное площадь третьего склонения)

– С какой целью необходимо научиться узнавать склонение существительных?

(Чтобы правильно писать окончание существительного)

– Это мы изучим на следующих уроках.

13. Оценки.

14. Домашнее задание.

Упр. 168 стр. 89. Выучить три склонения имён существительных.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Три склонения имен существительных

д...рога л...сица г...зета х...зяйство л...пата о о о и а

«5» - нет ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки «2» - 3 и более ошибок Взаимопроверка. Обед, город, север, земляника, улица.

Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы. Д.п Д.п.

Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь. вода земля Юра Витя конь стол окно море степь дочь Сущ. ж.р. Сущ. м.р. Сущ. м.р. Сущ. ж.р. Сущ. ср.р. 1 склонение 3 склонение 2 склонение

Ко второму склонению относятся К первому склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями –А, -Я в именительном падеже. имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –О, -Е в именительном падеже. имена существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже. К третьему склонению относятся

Алгоритм действий при определении склонения имени существительного Чтобы определить склонение имени существительного, нужно: Определить род. Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа. По роду и по окончанию определить склонение. Образец рассуждения. Тетрадь – она, моя – существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание, значит существительное тетрадь третьего склонения.

Физминутка. БАРАН БЕЛКА ПОЕЗД ВЕРТОЛЕТ ГАРМОНЬ ДВЕРЬ ДЕРЕВО ЁРШ ЖУК ЗМЕЯ ЛУНА

Работа с учебником

зима весна минута птица река яблоня пустыняулица сеялка лето час год день карандаш перо снегирь дрозд озеро дерево железо поле осень ночь тетрадь сирень новость опасность площадь 1 склонение 2 склонение 3 склонение

Самостоятельная работа

1 уровень Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь. 2 скл. 3 скл. 3 скл. 3 скл. 2 скл. 1 скл. 1 скл. 2 скл. 2 скл. 2 скл. 2 уровень Жизнь, печь, дочь, степь, морковь, тетрадь, лошадь, лень, боль, площадь. 3 уровень Отец - папа, деревня - село, торжество - праздник, везение - удача, чародей - волшебник, зной - жара. 2 скл. 1 скл. 1 скл. 1 скл. 2 скл. 2 скл. 2 скл. 2 скл. 2 скл. 2 скл. 2 скл. 1 скл.

по улице по площади Д.П. Д.П.

Упр. 168 стр. 89. Выучить три склонения имён существительных Домашнее задание.

Молодцы! Спасибо за урок!


Класс: 4

Предлагаю вашему вниманию урок, проведенный средствами субъективизации (учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 4 класс, часть 1). Напомню, что субъективизация – это включение учащихся в творческую деятельность, становление младшего школьника как субъекта обучения. Это отражено и в новых стандартах, по которым обучаются учащиеся начальной школы.

Ход урока

Урок начинается с мобилизующего этапа. Он в данном случае представляет собой логическое упражнение.

Учитель: Егор, Саша, Роман вели беседу о чертах характера человека: о доброте, скромности, зависти. Егор рассказывал о доброте, Саша не о зависти. Определите, о чём поведал каждый из мальчиков?

Дети повторяют текст упражнения по памяти и доказывают правильность своих суждений.

Ученик: Егор, Саша, Роман вели беседу о чертах характера человека: о доброте, скромности, зависти. Егор рассказывал о доброте, Саша не о зависти. Значит, Егор рассказывал о доброте, Саша о скромности, а Роман о зависти.

Учитель: Подумайте, слова какой части речи преобладают в тексте логического упражнения?

Ученик: В тексте логического упражнения больше всего имен существительных.

Учитель: Расскажите, что такое имя существительное?

Ученик: Имя существительное – это часть речи. Имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?

Учитель: Назовите грамматические признаки имени существительного

Ученик: Имя существительное бывает одушевленное и неодушевленное, собственное и нарицательное. Имена существительные бывают мужского, среднего и женского родов. Имена существительные изменяются по числам, они бывают в единственном и во множествен ном числе. Имя существительное изменяется по падежам. В русском языке шесть падежейУчащиеся не просто называют грамматические признаки имени существительного, но и подтверждают свои ответы примерами.

Учитель: Как иначе можно назвать изменение имен существительных по падежам?

Ученик: Изменение имен существительных по падежам называется склонением.

Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока, опираясь на мой последний вопрос и ваш ответ на него. Обратите внимание, что в названии темы урока три слова.

Ученик: Я думаю, что тема сегодняшнего урока “Склонение имён существительных”

Учитель: Отталкиваясь от темы, используя опорные слова. Поставьте перед собой цель урока:

На доске слова:

повторить …
узнать …

Ученик: Сегодня на уроке мы должны повторить, что знаем об имени существительном и узнать о склонении имен существительных.

II.Актуализация знаний, постановка проблемного вопросы.

Учитель: Начиная работу над темой урока, давайте еще раз вспомним, что такое склонение?

(Учащиеся формулируют правило)

Учитель: Определите падеж имен существительных из текста логического упражнения, которые обозначают черты характера человека.

Ученик: Поведали (о чем?) о доброте, о зависти, о скромности. Эти существительные стоят в Предложном падеже.

Учитель: Запишите названное словосочетание в тетрадь, выделите окончания имен существительных. Одинаковое или разное окончание имеют записанные имена существительные в Предложном падеже? Подумайте, почему?

(Учащиеся высказывают свои предположения или молчат. Так как не знают ответа)

Учитель: Ответ на этот вопрос вы найдете в течении урока. А сейчас продолжим нашу работу.

III. Работа над новым материалом

На доске запись (слова записаны на карточках):

Красота, героизм, смелость, папа, воля, эгоизм, терпение, жадность, мужество, дядя, честность

Учитель: Прочитайте слова на доске и подумайте. Что их объединяет?

Ученик: Эти слова являются именами существительными в единственном числе, в Именительном падеже.

Учитель: Назовите существительные женского рода с окончанием -а , -я .

(Учащиеся называют, а учитель передвигает карточки со словами, объединяя их в группы по склонениям.)

Учитель: Назовите существительные мужского рода с окончанием -а , . Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода. Назовите в них окончания. Определите род и назовите окончание у оставшихся имен существительных. По каким признакам мы группировали имена существительные?

Ученик: Имена существительные мы группировали по роду и окончанию.

Учитель: С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают 1.2, 3 склонения.

В ходе работы описанной выше, на доске появляется запись.

Учитель: Существительные какого рода и с каким окончанием относятся к первому склонению? Какие существительные относятся ко второму склонению? Какие существительные относятся к третьему склонению? Как определить склонение имен существительных в И.п. ед. числа? Подумайте, как определить склонение имен существительных в другом падеже, кроме И.п.? Обобщите наши рассуждения по плану, который вам дан на карточках. Работая в парах, составьте связный рассказ из ответов на поставленные вопросы.

Учитель: Вспомните текст логического упражнения и назовите имена существительные, которые можно отнести к 1 склонению, ко 2 склонению, к 3 склонению?

Ученик: К 1 склонению мы отнесем имена существительные из логического упражнения: беседа – ж.р., окончание ; Саша – м.р., окончание ; доброта – ж.р. ,окончание ;

Аналогично строится ответ и о существительных 2 и 3 склонения.

Учитель: Так почему имена существительные, которые вы записали в тетрадь в Предложном падеже имеют разные окончания?

Ученик: Эти имена существительные разного склонения. Доброта – это существительное 1-го склонения, а скромность и зависть – 3-го склонения. Поэтому в Предложном падеже они имеют разные окончания.

IV. Закрепление изученного материала

На доске: (можно на карточках или на слайде)

* Героизм, терпение, удача
* Отзывчивость, легкомыслие, равнодушие
* Похвальба, человек, правда
* Глупость, сила, вежливость

Учитель: Прочитайте цепочки, запишите их, исключив лишнее слово в каждой по нескольким признакам одновременно.

(Учащиеся выполняют работу с комментированием в тетради.)

Учитель: Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3-му склонению?

(2–3 ученика формулируют правило, используя ранее составленную схему на доске)

Учитель: Назовите орфограмму, которая в записанных словах встречается один раз.

Ученик: Один раз встречается орфограмма – парная согласная по звонкости-глухости в корне слова легкомыслие.

Учитель: Вспомните текст логического упражнения. в нем вы найдете новое словарное слово.

Это имя существительное. В нем 3 слога, 6 букв. Из них 3 гласных и 3 согласных. Ударение падает на второй слог.

(Оно обозначает в тексте логического упражнения, что вели мальчики)

Учащиеся называют слово, доказывают обоснованность своего выбора.

Учитель: Объясните лексическое значение слова беседа.

Объясните орфографическое написание слова беседа (карточка со словом прикрепляется на доску ).

Назовите грамматические признаки слова беседа.

Ученик: Это имя существительное. Неодушевленное, нарицательное, женского рода. в ед.числе, в И.п., 1 склонения.

На доске (можно на слайде):

Беседа дорогу коротает, а песня – работу.
В умной беседе быть мудрость прикупить.
Хорошая беседа не хуже обеда.

Учитель: Прочитайте пословицы, объясните их смысл.

Запишите ту. в которой нет существительных 2-го и 3-го склонения. Разберите ее по частям речи. Найдите в записанной пословице слово, в корне и суффиксе которого одинаковое количество букв, но разное количество звуков. Объясните почему?

V. Итог урока

Учитель: Подумайте. о чём вели беседу мальчики из логического упражнения? Посмотрите на слова, которые помогли нам изучить новый материал (схема на доске ). Какие из них вы смогли бы выделить и почему? Подберите к существительному папа слова, которые бы отражали положительные черты характера мужчины, главы семьи.

Учитель: О чем говорили сегодня на уроке? Что нового узнали?

Какие имена существительные относятся к 1 склонению, ко 2 склонению к 3 склонению?

Урок подошел к концу. Прикрепите смайлик около одного из слов, расположенных на доске, которое обозначает черту характера особенно важную для вас у вашего друга.

Урок был очень интересным для детей, воспитывающим. На душе учителя была радость и удовлетворение. А на лицах детей – улыбки.

Русский язык. Урок открытия нового знания. Открытый урок. 4 класс.

Тема урока «Склонение имен существительных».

Цели:

1. Дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе.

2. Учить различать склонение имен существительных и подбирать соответствующие имена существительные.

3. Развивать логическое мышление на основе выполнения логических операций (анализ – синтез, классификация), наблюдательность.

4. Воспитывать познавательный интерес, умение общаться, сотрудничать.

Формирование УУД:

  1. Личностных УУД:

а) Самоопроделения на этапе решения учебной проблемы (при определении цели работы, которую будут выполнять)

б) Смыслообразования на этапе постановки учебной задачи (при установке связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)

2. Регулятивных УУД:

а) Развитие целеполагания на этапе постановки учебной задачи (при соотнесении того, что уже известно, и каких знаний еще не хватает для решения учебной задачи)

б) Развитие планирования и осознания своего способа деятельности на этапе составления памятки (при составлении памятки)

в) Развитие самоконтроля на этапе овладения способом действия (при выполнении упражнения, сравнивая свой способ действия с памяткой)

г) Рефлексия на этапах постановки учебной задачи (при осознании того, что известно, и что ученик еще не знает), при подведении итогов (при рефлексивной оценке)

3. Познавательных УУД:

Общеучебных УД:

а) Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить

б) Самостоятельное создание алгоритмов деятельности (при составлении памятки)

в) Развитие знаково-символических действий на этапе открытия нового знания

Логических УД:

Развитие логического мышления при обработке логических операций:

а) Анализа объектов с целью выделения признаков

б) Синтеза как составления целого из частей

в) Классификация объектов (при разделении слов на группы)

г) Выбор оснований и критериев сравнения

д) Построение логической цепи рассуждения при составлении памятки

е) Выдвижение гипотез и их обоснование

ж) Доказательство

Постановка и решение проблемы:

а) Формулирование проблемы на этапе постановки учебной задачи

б) Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на этапах открытия нового знания и включения нового знания в систему знаний.

4. Коммуникативных УУД:

а) Планирование учебного сотрудничества (определение цели, способов взаимодействия)

б) Постановка вопросов (сотрудничество в поиске и сборе информации)

в) Управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий

г) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

  1. Самоопределение к деятельности.

Цели: - включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне;

Сообщение содержательной области.

Ребята, сегодня на уроке вы будете выполнять различные задания, работая в группах (класс разбит на 5 групп).Сегодня на уроке мы продолжим изучать имя существительное, как часть речи. Не следует забывать, что писать надо грамотно и красиво. А чтобы урок прошел удачно, я желаю вам успеха. И для начала мы вспомним основные правила работы в группе.

  1. Актуализация знаний и мотивация.

Цели: - активизировать мышление, память, внимание;

Повторить знания о падежах имен существительных, изученные орфограммы.

На доске записано предложение:

Втобу.. едет (по)ул..це Садовой и (по)площ..ди Московской.

Прочитайте предложение, объясните правописание орфограмм.

Спишите предложение аккуратно, соблюдая все соединения и вставляя пропущенные буквы. Пропущенные буквы подчеркните.

На предыдущих уроках мы с вами говорили об изменении имен существительных по падежам. А как определить падеж имени существительного?

По вопросу от главного слова в словосочетании.

Вернемся к нашему предложению. Найдите грамматическую основу предложения.

  1. Постановка учебной задачи.

Цели: - выявление места и причины затруднения;

Постановка цели рока.

– Определите падежи имен существительных в этом предложении и выделите их окончания.

Автобус. И.п.- это главный член предложения – подлежащее.

Едет (по чему?) по улице. Д.п.

Едет (по чему?) по площади. Д.п.

Какие слова употреблены в одинаковых падежах?

По улице, по площади (в Д.п.)

Почему же слова по улице и по площади употреблены в одном падеже и с одним и тем же предлогом, а окончания у них разные?

Хотите узнать? Ну, тогда на этот вопрос сегодня на уроке нам и предстоит ответить.

  1. Открытие детьми нового знания.

Цели: _ в ходе выполнения работы в группах определить количество склонения в русском языке и выяснить, какие существительные относятся к каждому склонению;

Формулирование темы урока.

Раздаю карточки со словами.

1 группа: земля, страна.

2 группа: стол, конь.

3 группа: любовь, степь, рожь.

4 группа: Илья, слуга.

5 группа: зерно, копьё.

Чем объединены все слова?

Это имена существительные, ед.ч.

Просклоняйте их письменно в тетради, выделите окончания.

Сравните в своей группе окончания существительных, которые вы просклоняли. Что общего у всех существительных?

У разных существительных в одинаковых падежах окончания повторяются.

Определите род вашего существительного и окончание в начальной форме.

Давайте, сравним окончания существительных.

На доске появляется таблица, по ходу склонения слов детьми:

И.п. Ж.р. –а, -я, М.р. –а, -я, М.р. -, Ср.р. –о, -е, Ж.р. -

Р.п. –ы, -и, -и, -и, -а,-я, -а, -я, -и

Д.п. –е, -е, -е, -е, -у,-ю, -у, -ю, -и

В.п. –у, ю, -у, -ю, -,-я, -о, -е, -

Т.п. –ой,-ёй, -ой,-ей, -ом,-ём, -ом,-ём, -ю

П.п. –е, -е, -е, -е, -е, -е, -е, -и

При склонении имен существительных вы увидели сходства в окончаниях. Где вы обнаружили эти сходства?

Ж.р. и м.р. с –а, -я; М.р. - и ср.р. –о, -е; Ж.р. -.

Сколько можно выделить групп существительных по сходству окончаний? Обсудите в группе.

Три.

Какие существительные вы отнесете в первую группу?

Ж.р.и м.р. с –а,-я.

Во вторую?

М.р.с - и ср.р.с –о,-е.

В третью?

Ж.р.с -.

Сколько же склонений существительных есть в русском языке?

Три.

По сходству своих падежных окончаний при склонении все имена существительные распределяются по трем группам: 1, 2 и 3-е склонение. У каждого склонения своя группа окончаний. Мы это с вами заметили, составив таблицу окончаний.

Таким образом, к 1 склонению относятся существительные ед.ч. ж.р. и м.р. с –а, -я; ко 2 склонению – существительные м.р. с - и ср.р. с –о, -е; и к 3 склонению – существительные ж.р. с -.

На доске появляются таблички склонений.

1 скл.: 2 скл.: 3 скл.:

М.р., ж.р. –а, -я. М.р. -, ср.р. –о, -е. Ж.р. -.

Что нового вы узнали?

Имена существительные бывают 1, 2 и 3 склонения. К 1 склонению относятся существительные ж.р. и м.р. с –а,-я; ко 2 склонению – м.р. с - и ср.р. с –о,-е; к 3 склонению – ж.р. с -.

Сформулируйте в группах тему нашего урока.

Склонение имен существительных. Три склонения имен существительных.

Работа с правилом в учебнике.

А теперь давайте проверим все наши предположения о склонениях имен существительных. Откройте учебник на с.88. Прочитайте правило.

Какие существительные относятся к 1 склонению?

М.р. и ж.р. с –а, -я.

Ко 2 склонению?

М.р. с - и ср.р. с –о, -е.

К 3 склонению?

Ж.р. с -.

Составление памятки.

А как тогда определить к какому склонению относится имя существительное? Обсудите в группах.

Нужно определить род, выделить окончание, по роду и окончанию определить склонение.

На доске появляется памятка.

  1. Определи род.
  2. Выдели окончание.
  3. Определи склонение.

луна третьего склонения, потому что оно женского рода. Согласны со мной? Почему?

Нет, потому что у существительного луна окончание –а, а оно в 1 склонении.

Я утверждаю, что существительное снег 1 склонения, потому что оно мужского рода. Согласны со мной? Почему?

Нет, потому что в этом слове нулевое окончание, а оно у существительных м.р. в 1 склонении окончание –а.

Я утверждаю, что существительное пень 3 склонения, потому что у него нулевое окончание. Согласны со мной? Почему?

Нет, потому что это существительное мужского рода, а к третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием.

Значит, сколько мы должны выполнить условий, чтобы правильно определить склонение существительных?

Два, определить род и выделить окончание, по роду и окончанию определить склонение.

  1. Первичное закрепление.

Цели: - усвоить новый способ действия.

А сейчас вы с этим потренируетесь. Возьмите задание из конверта 1.

Определи склонение имен существительных, подпиши склонение над каждым существительным в карточке:

Дорога, библи..тека, аллея, колектив, хозяйство, комбайн, самолет, жилище, морковь, тетрадь, погода, ягода.

Как вы будете рассуждать, выполняя это задание?

Поработайте с заданием по цепочке в группе, комментируя ваши действия.

Фронтальная проверка задания.

Что же нужно сделать, чтобы правильно определить склонение имени существительного в именительном падеже?

Определить род, выделить окончание, по роду и по окончанию определить склонение.

Какие же существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

К 1 – м.р. и ж.р. с –а, -я; ко 2 – м.р. с - и ср.р. с –о, -е; к 3 – ж.р. с -.

Физкультминутка.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цели: - индивидуальная рефлексия достижения цели;

Создание ситуации успеха.

Работа по учебнику с.88 упр.166.

Самопроверка. Если согласны, рядом со словом ставьте +, не согласны -. Кто получил только плюсы?

(Эталон на обратной стороне доски)

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: - включение «открытия» в систему знаний.

На партах лежат листочки, сейчас вы будете работать в них все вместе. Запишите в 3 столбика по 3 существительных 1 склонения, 2 и 3. Каждый должен назвать хотя бы одно существительное нужного склонения, и доказать какое это склонение.

Фронтальная проверка.

Игра « Не подведи своих». Я читаю существительные, каждой группе записать существительные определенного склонения. У доски тоже работают ученики. Определите род, выделите окончания.

Дверь, молоко, собака, погода, жизнь, поле, дочь, камень, помощь, поляна, берег, звезда, дедушка, седло, метель.

Проверим, кто из ребят у доски писал существительные 1, 2, а кто 3 склонения? Как вы определили? Проверьте себя.

  1. Рефлексия деятельности.

Цель: - самооценка результатов деятельности.

Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему же в словах по улице и по площади окончания разные?

Существительное улица – 1 склонения, а существительное площадь – 3 склонения, поэтому окончания разные.

Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

Какое задание наиболее понравилось?

Что показалось трудным?

Домашнее задание.

Упр.169. Прочитайте задание. Как же вы будете определять склонение существительных?

По роду и окончанию.


Просмотров