Элон Маск: биография, личная жизнь, карьера, состояние. Elon Musk

Говорят, что природа отдыхает на потомках талантливых людей, однако в случае с изобретателем, бизнесменом и политиком Илоном Маском это утверждение можно считать исключением из правил. Сын блестящего инженера и успешной модели, он добился в своей жизни гораздо больше, чем его родители, и сегодня по праву считается не только одним из , но и, пожалуй, самым успешным человеком в мире. Он не перестает эпатировать публику своим поведением и заявлениями, но даже курение сигарет с марихуаной в прямом телевизионном эфире сходит этому человеку с рук - у богатых свои причуды.

От шуттера до электронной платежной системы


Родился Илон Маск 28 июня 1971 года в Претории, он был первым ребенком в семье, но не мог похвастаться тем, что родители уделяют ему много внимания. Младшие брат и сестра появились на свет один за другим, поэтому отец и мать были заняты ими, а не старшим ребенком. Неудивительно, что его лучшими друзьями стали книги. К тому же Илон обладал феноменальной памятью и мог легко воспроизвести прочитанный текст слово в слово спустя месяцы. В школе он был объектом зависти и насмешек, над ним часто издевались одноклассники и даже избивали подростка, считая, что он слишком высокомерен.

На свое десятилетие подросток получил в подарок компьютер, и с тех пор из школьного эрудита превратился в замкнутого и нелюдимого человека. Его увлечением стало программирование, и через два года он уже написал свою первую программу, а вскоре создал игру - шуттер Blastar. Ее он продал за 500 долларов, а вырученные средства вложил в акции фармацевтической компании. Именно тогда, как считает сам Маск, на свет родился предприниматель. После развода родителей подросток вскоре завил, что намерен жить с отцом, у которого научился работать не только головой, но и руками. Ремонт бытовой техники, создание необычных гаджетов стали новым увлечением Илона. К тому времени он уже успел заработать на акциях приличную сумму и однажды завил, что улетает в Канаду. Благодаря помощи родственников он смог окончить в этой стране школу и поступил в университет, но был разочарован уровнем подготовки. Через несколько лет молодой человек перевелся в Стенфорд, однако вскоре оставил учебу. Сегодня Илон Маск является единственным в мире миллиардером, у которого нет высшего образования.

Молодой человек справедливо рассудил, что на учебу у него нет времени, так как все его мысли занимала идея создать электронную платежную систему. Чтобы она не была банком в прямом смысле слова, но при этом позволяла делать покупки, не выходя из дома. В итоге появилась компания X.com и одноименная платежная система, а затем Илон Маск создал PayPal. Спустя три года молодой предприниматель выпустил акции платежной системы и разместил их на , заработав свой первый миллион.

Сотрудничество с НАСА? А почему бы и нет!


Сфера увлечений и интересов Илона Маска постоянно меняется, что является стимулом для создания новых проектов и компаний. В 2002 году этого человека вдохновила мечта сделать космос туристическим объектом, и тогда он создал компанию SpaceX. Сам Маск признался, что попросту увлекся фантастическими романами, но идею организовать коммерческие космические рейсы не оставил. Пока же технические и интеллектуальные мощности компании SpaceX используются НАСА: Маск подписал с правительственным агентством контракт почти на 2 миллиарда долларов, пообещав, что поможет вывести на орбиту ракеты-носители. Правда, сам предприниматель рискует лишиться не только этих денег, но и доступа к секретным программам НАСА, так как его эпатажное поведение вызывает у ВВС США серьезные опасения относительно благонадежности человека, которому доверены государственные тайны.

Илон Маск также является учредителем нескольких других компаний. Среди них - Tesla, которая занимается разработкой и производством электромобилей. Еще один фантастический проект предпринимателя - Neuralink. Илон Маск задался целью создать человека-компьютер, разработав интерфейсы, которые смогли бы заменять поврежденные органы. Идея не нова, но пока еще никому не удавалось добиться значительных результатов в ее реализации. Кроме этого, Илон Маск строит тоннели по всему миру, занимается развитием энергетической отрасли и очень много времени уделяет благотворительности. Его фонд Musk Foundation вкладывает деньги в развитие искусственного интеллекта, помогая , которые проводят исследования в данном направлении. До недавнего времени сам Маск являлся учредителем такого исследовательского бюро под названием OpenAI однако из-за разногласий с советом директоров вынужден был его покинуть.

Любитель техники и красивых девушек


Сегодня состояние Илона Маска превышает 21 млрд. долларов. Сумма внушительная, и ее миллиардер тратит, как душе угодно. Ему нравятся самолеты, поэтому начал их коллекционировать. То же самое касается необычных . Правда, все предметы коллекций так или иначе связаны с кинематографом. Например, в 2003 году он приобрел на аукционе машину-субмарину, которая использовалась в съемках одного из фильмов о приключениях агента Джеймса Бонда.

Кинематограф является еще одной страстью Илона Маска. Правда, играть на съемочной площадке он предпочитает самого себя. Так было с фильмом «Железный человек», сериалом «Теория большого взрыва» и комедией «Почему он?». Кроме этого, Маску интересен процесс озвучивания фильмов, и некоторые герои говорят его голосом.

Но, пожалуй, самой большой страстью маска являются красивые девушки. После двух попыток создании семьи бизнесмен решил, что пора бы уж пожить в свое удовольствие. Периодически его видят в обществе красивых и известных девушек - актрис, певиц и супермоделей. Но какие именно отношения связывают Маска с каждой из них, он предпочитает прессе не сообщать.

Гений, баловень судьбы или сумасшедший?

Имея , Илон Маск постоянно утверждает, что хочет быть полезен обществу. Одно время он являлся экономическим советником президента Дональда Трампа и был признан одним из самых влиятельных людей в мире. Титулы и награды, между тем, уже не способны повлиять на тот факт, что многие считают Маска сумасшедшим, так как этот человек пренебрегает условностями, которые ему навязывает высший свет. Кто-то называет его баловнем судьбы, кто-то - гением, но большинство американцев сходятся во мнении, что без этого человека жизнь была бы намного скучнее и прозаичнее.

Илон Рив Маск – канадско-американский миллиардер, изобретатель и филантроп. Родился 28 июня 1971 года в ЮАР, позже переехал в Канаду, а затем в США.

Это идеальное воплощение казалось бы уже давно утерянной американской мечты: прибыв в США с несколькими долларами в кармане, он стал миллиардером.

Получил высшее образование и степень бакалавра в физике и экономике.

Сделал своё состояние на создании и развитии множества инновационных компаний (X.com, PayPal, SpaceX, Tesla Motors и т.д.). Занимается активной предпринимательской и филантропической деятельностью, содержит политическое лобби в Конгрессе США, много читает, снимается в художественных фильмах («Железный человек 2», «Мачете убивает» и т.д).

Стал прообразом персонажа Тони Старка в фильме Железный человек. Дважды женат, имеет пятерых сыновей от первого брака. Журнал Esquire включил Маска в список 75 самых влиятельных людей 21 века.

От редактора: удивительный человек. Готовя его биографию мы столкнулись со множеством противоречивых мнений: для одних он гений, для других пиарщик прожирающий бюджетные деньги. Не оставляет равнодушным. Мечтатель, который воплощает в реальность смелые и для большинства несбыточные мечты. Удивительный человек.

Основные достижения

Илон Маск известен прежде всего как успешный бизнесмен и инноватор. Практически все его проекты высоко рентабельны, принесли ему существенный доход и широкую популярность.

Первой его компанией была Zip2, которую он основал вместе с братом на деньги своего отца (20 тыс. долларов). Компания занималась развитием сети Интернет для индустрии СМИ, заключила контракты с популярными газетными изданиями The New York Times и Chicago Tribune, и уже через 4 года была продана за огромную сумму около 350 миллионов долларов, с которой Маску досталось около 22 млн.

Буквально через месяц Маск становится сооснователем компании X.COM, занимающейся онлайн-платежами. Через год его компания объединяется с компанией Confinity и берёт название . В 2002 году компания будет продана по цене полтора миллиарда долларов, а доля Маска составила около 170 млн.долларов.

Есть легенда, что после продажи PayPal Маск приезжал в Россиию с тем, чтобы финансировать создание частной космической компании на базе российских наработок. Но ни один чиновник не счёл его идею серьёзной. Пробы в Москве несколько дней, он купил несколько книг Циалковского и решил что создать ракету можно и самостоятельно. Принципы то известны. Не знаю, правдива ли эта легенда, но…

В 2001 году Маск занялся космической отраслью, создав концепцию «Оазиса на Марсе» — поселения на Марсе, которое должно выращивать еду на «Красной Планете» и самостоятельно обеспечивать свои нужды. По его словам, это было сделано для того, чтобы привлечь внимание общественности к изучению космического пространства.

В 2002 году он основал компанию «Space Exploration Technologies» или «Space X», вложив в неё сто миллионов долларов. Компания занималась развитием и производством ракетных носителей, и на протяжении семи лет разрабатывала семейство ракетных носителей «Falcon», создав космический аппарат «Dragon».

В сентябре 2009 года ракета Falcon 1 стала первым частным ракетоносителем, выведшим спутник на орбиту Земли. В 2006 году компания Space X заключила контракт с NASA на 1,6 млрд. долларов а также получила значительные правительственные заказы.

В 2011 году Маск заявил, что надеется отправить людей на колонизацию Марса через 10-20 лет и создать там первую колонию.

В 2004 году Маск также инвестировал в компанию Tesla Motors, занимающуюся разработкой и производством электромобилей. Бизнесмен вошёл в совет директоров, став председателем совета. Брал активное участие в разработке продукта компании — спорткара Roaster, получившего широкую популярность, а самому Маску за разработку экологически чистого автомобиля была присвоена престижная «зелёная» премия «Global Green».

Финансовая гибкость и упорство Маска, его последующие вложения в проект, позволили компании пережить финансовый кризис 2008 года, при этом пополнив модельный ряд компании новыми успешными моделями (Model S, Model X и др.). Прибыль компании растёт изо дня в день, насчитывая многие десятки миллионов долларов в год.

Маск также инвестировал свои средства в компанию SolarCity (производство частных электростанций для домохозяйств и организаций), а также вложил средства в проект Hyperloop, который, по его замыслу, способен стать основой для транспортной системой будущего. Hyperloop позволит развивать скорость пассажирских капсул более тысячи километров в час, на расстояние до полторы тысячи километров.

Секреты успеха Илона Маска

Маск считает, что причиной его успеха является его критический разум, бегство от шаблонности и стереотипов мышления, бесконечный энтузиазм и энергия. «Я всегда критически подходил к тому, что говорили мне родители. Никогда не верил им на слово и всегда спрашивал «почему?» Затем пытался понять смысл и логику их ответа»

Также, по мнению предпринимателя, нужно быть погружённым в дело полностью, без каких-либо отвлекающих факторов. Только полная отдача, семь дней в неделю без перерывов, полная сосредоточенность на деле – именно такой перфекционизм является одним из корней успеха личности.

Главным препятствием в инновационной деятельности Маск видит в склонности людей к аналогиям. Поэтому, вместо того, чтобы делать что-то качественно новое, люди стараются улучшить старое. Бизнесмен призывает выкинуть все ограничения и рамки стереотипов, и начать строить концепции и проекты с нуля, с самых азов. Только так можно создать исключительные и первоклассные вещи.

Мнение: секрет успеха Маска в материально технической базе США и в огромных ресурсах, которые правительство ему предоставляет. Чудес не бывает. Инновации стоят очень дорого. Нужны кадры, не только инженеры, но и менеджеры, юристы, финансисты. Посмотрите на попытки в других странах создавать инновационную продукцию, например те же электромобили: там где нет базы — эта идея проваливается.

Цитаты Илона Маска

  • Я хотел бы умереть с мыслью, что человечество имеет блестящее будущее
  • Я думаю, что люди сегодня как-то уж слишком увлеклись всяким там Интернетом, финансами и правом. Это — одна из причин, почему у нас мало инноваций.
  • Может быть, в детстве я читал слишком много комиксов. Там ведь всегда пытаются спасти мир. Там все выглядело так, что каждый должен попытаться улучшить этот мир, по-другому просто быть не может.
  • Единственное, что следует делать — это содействовать общему просвещению человечества.
  • Я действительно люблю компьютерные игры, но если я создам самые крутые игры — как это повлияет на земные дела, на мир в целом?
  • Мне нравится воплощать в жизнь технологии, которые, по моим представлениям, важны для будущего и приносят какую-то пользу.
  • Пока мы выбрасываем ракеты и корабли, мы не осваиваем космос по-настоящему.
  • Я как самурай — скорее умру, чем сдамся.

Идеи и цели Элона Маска

Маск : хочет спасти род человеческий от добровольного или случайного уничтожения.

Идея сделать человечество межпланетным видом зародилась у Маска уже очень давно. И в первую очередь речь идет о заселении Марса. В головном офисе SpaceX на входе висит воодушевляющая картина с двумя состояниями Марса — текущим и планируемым:

И если обратить внимание, все его нынешние проекты подчинены этой цели. Чтобы добраться до Марса, нужно сделать космические полеты на порядок дешевле, чем они стоят сейчас — это успешно реализует SpaceX. На Марсе нет подходящего топлива — поэтому там пригодятся электромобили, которые будут заряжаться от солнечных батарей (и таких станций, где любой владелец автомобиля Тесла может бесплатно зарядить свой автомобиль, уже сотни по всей территории США).

И это не пустое выбрасывание денег — все три компании приносят прибыль, они коммерчески успешны и стоят на переднем крае технологий.

  • Zip2 и PayPal
  • Tesla Motors
  • SolarCity
  • SpaceX
  • Hyperloop

Компьютерная отрасль дала путевку в жизнь десяткам харизматичных личностей, сумевших создать нечто революционное и заработать на этом невероятное количество денег. Если бы существовал рейтинг таких людей, то первый номер принадлежал бы Биллу Гейтсу , второй - Стиву Джобсу . А вот третьего места, несмотря на большое количество претендентов, больше всего заслуживает малоизвестный в наших широтах предприниматель-миллиардер Элон Маск. Почему? Потому что деньги, заработанные на компьютерных технологиях, он вложил в проекты, способные изменить наш мир сильнее, чем его изменили майкрософты с айфонами вместе взятые.

Forbes оценивает состояние Маска в $2,4 миллиарда. Маск не только бизнесмен, но и инженер: он лично участвует в проектировании дизайна электромобилей и космических кораблей. В свободное от работы время он ездит на дорогих машинах, женится на сексуальных британских актрисах и становится прототипом для героя Роберта Дауни-младшего в «Железном человеке». По всем параметрам Маск скорее напоминает персонажа комиксов, нежели реального человека.

Тем не менее за медийным образом супергероя скрывается один из самых успешных серийных бизнесменов мира. Маск стал вторым предпринимателем в истории Кремниевой долины, которому удалось основать три компании стоимостью больше $1 млрд. – PayPal, SpaceX и Tesla (первым был Джим Кларк). Более того, в эпоху, когда «лучшие умы человечества придумывают, как заставить людей кликать на рекламу», Маск посвятил себя космосу и альтернативной энергетике. Он играет по каким-то другим правилам и делает это крайне успешно. Как у него это получается?

История Успеха, Биография Элона Маска

Элон Маск родился 28 июня 1971 года в Южной Африке. Его семья была смешанной. Отец, южноафриканец, был инженером. А мать, канадка, – диетологом. Детство Маска прошло в Южной Африке. В возрасте 10 лет у него появился первый компьютер. Элон сразу проявил интерес к программированию, которому обучался самостоятельно. В возрасте 12 лет он заработал $500, продав игру Blastar (шутер в духе Space Invaders), которую он сам спрограммировал.

Биографии выдающихся лиц, как правило, содержат эпизоды, в которых герой говорит себе: «Да, я это сделаю», что позже приводит его к ошеломительному успеху. В биографии Элона Маска таких эпизодов было как минимум два. Первое решение Маск принял еще в 17 лет. После окончания школы в Претории, он решил оставить дом и без поддержки родителей, эмигрировать из ЮАР в США. Но сразу в США Элон не попал.

В 1989 году он перебрался в Канаду, к родственникам его матери. Получив гражданство, Элон Маск отправляется в Монреаль, где на первых порах, соглашается на любую работу и почти год балансирует на грани нищеты. Вскоре он поступает в Королевский университет в Онтарио, где знакомится с будущей матерью пятерых своих сыновей (двойняшек и тройняшек) Жюстин. Там он проучился два года, после чего его мечта сбылась – в 1992 году Маск отправился в США.

В Америку он переехал, получив стипендию на обучение в университете Пенсильвании. На следующий год он получил степень бакалавра в области бизнеса, но решил задержаться в университете еще на один год для получения степени бакалавра в области физики.

Когда у Элона Маска началась подростковая депрессия, он начал активно поглощать философскую и религиозную литературу. Но самые ценные уроки, по его словам, он в итоге вынес из книги Дугласа Адамса «Автостопом по Галактике». «Она научила меня, что самое сложное – это придумать правильные вопросы. Как только тебе это удалось, все остальное получается очень просто» , – рассказывает Маск журналу Businessweek. На эти размышления его навел эпизод, в котором гигантский суперкомпьютер после нескольких миллионов лет размышлений отвечает на «главный вопрос Жизни, Вселенной и Всего Остального» бессмысленным числом 42.

«Я пришел к выводу, что мы должны стремиться расширять пределы человеческого сознания, чтобы научиться задавать правильные вопросы» , – говорит Маск. Свой вопрос он придумал уже давно: «Когда я учился в колледже, я постоянно размышлял о том, что больше всего в будущем повлияет на судьбу человечества?» Маск решил, что это будут интернет, переход на возобновляемые источники энергии и переселение людей на другие планеты. Он решил попытаться внести свой вклад в каждое из этих направлений. Но сначала ему нужны были деньги.

Zip2 и PayPal

Второе, самое важное и судьбоносное решение в своей жизни Элон Маск принял летом 1995 года. Он как раз закончил обучение в университете Пенсильвании и поступил в аспирантуру Стенфордского университета для продолжения обучения в области прикладной физики и материаловедения. Однако всего через два дня бросил науку и вместо разработки конденсаторов вместе с братом Кимбалом, находясь в столице Кремниевой долины Пало-Альто, создал свою первую компьютерную компанию Zip2.

«Я работал с утра до ночи. Жил в том же складе, где снимал офис, а принимать душ ходил в раздевалки местного стадиона. Зато я сэкономил на аренде квартиры, и в первые два самых трудных года удержал компанию на плаву.»

На тот момент интернет переживал период бурного развития, однако еще никому не удавалось заработать тут серьезные деньги. Компания Маска смогла это сделать одной из первых: она создала платформу, с помощью которой газеты (в том числе и такие авторитетные, как New York Times) могли предлагать своим клиентам дополнительные коммерческие сервисы.

Через четыре года, в 1999-м, крупнейший в те годы поисковик AltaVista купил Zip2 за $307 млн. наличными и $34 млн. ценными бумагами. Эта сделка установила рекорд по продаже компании «за кеш». Часть вырученных денег ($20 млн.) Маск тут же спустил на люксовые покупки - спорткара McLaren F1 и частного самолета.

Маск начинает осваивать набирающие популярность электронные платежи, а его новым бизнесом на рубеже веков становится стартап X.com. В марте 2000 года X.com на паритетных началах сливается с компанией-конкурентом Confinity Питера Тиля и Макса Левчина, офис которой находится на той же улице в Пало-Альто. Так на свет появляется одна из ведущих платежных систем современности - PayPal. Это сейчас есть огромный выбор для оплаты в интернете, а тогда это была альтернатива оплате банковской картой.

Между командами двух стартапов поначалу возникают разногласия по стратегии и менеджменту, но на динамике развития компании это никак не сказывается. Маск участвует в разработке новой бизнес-модели, проводит удачную вирусную маркетинговую кампанию, аудитория сервиса стремительно растет, и в 2002 году все завершается логичной покупкой системы интернет-аукционом eBay за $1,5 млрд. Так у Элона Маска появилось достаточно средств (основатель X.com получил за свою долю $180 млн.) для других своих увлечений - космонавтики и альтернативных источников энергии. Можно сказать, что на этом он распрощался с интернетом!

«Я не хочу быть дедушкой, который не умеет проверять свою электронную почту. Но я вряд ли в будущем сделаю новый интернет-бизнес. Мне кажется, что мне следует направить свои усилия на создание вещей, которые позитивно могут сказаться на будущем человечества.»

Tesla Motors

Tesla Motors в 2003 году придумали инженеры-предприниматели Мартин Эберхард и Марк Тэппенинг. Компания с самого начала позиционировала себя как первого серийного производителя электромобилей, ее основатели мечтали избавить потребителей от привязки к сырьевой конъюнктуре - миссия вполне в духе Маска.

Разбогатевший на продаже PayPal бизнесмен появился в проекте в феврале 2004 года, возглавив раунд инвестиций в стартап с личным вкладом $70 млн. Он стал председателем совета директоров и на первых порах не брал на себя оперативного руководства компанией. Маск участвовал в проектировании дебютной модели спорткара Roadster, созданной на базе британского Lotus: лоббировал применение в конструкции кузова композитных материалов, разрабатывал модуль батарей и даже детали дизайна вроде передних фар. К 2006 году проект получил хорошую прессу, Маск стал лауреатом престижной экологической премии Global Green (награду ему вручал лично Михаил Горбачев), а в пул инвесторов Tesla вошли «отцы Google» Ларри Пейдж и Сергей Брин . Совокупная сумма привлеченных в проект средств перевалила за $100 млн.

Однако в 2007 году, когда был запланирован запуск конвейерного производства Roadster, в жизни Маска началась черная полоса. Просчеты менеджмента привели к тому, что отпускная стоимость электрокара оказалась практически вдвое выше изначально заложенной в проект - $92000. К тому же гендиректор компании Мартин Эберхард допустил стратегический просчет: его концепция трансмиссии для Tesla Roadster оказалась неэффективной, и выпуск машины пришлось отложить более чем на год.

В кризисной ситуации Элон Маска проявил необходимые на тот момент менеджерские качества: способность безжалостно выбрасывать за борт всех, кто по каким-то причинам мешает проекту. Маск без малейших сантиментов уволил Эберхарда и еще нескольких «отцов-основателей», а спустя какое-то время после этой зачистки сам стал у руля компании. Эберхард подал на него в суд, но дело было улажено во внесудебном порядке, причем настолько эффективно, что практически никакие подробности конфликта не просочились на публику.

На пороге кризиса Элон Маска продолжил энергично «резать косты»: сокращать сотрудников, требовать снижения цен от поставщиков, закрывать офисы и т.д. В итоге Roadster увидел свет в 2008 году с незначительным - менее чем на $20000 - повышением цены в чеке.

В самый сложный момент (параллельно бизнесмен начал громкий бракоразводный процесс с супругой Жюстин, которая не скупилась на критику в адрес отца пятерых своих сыновей в интервью СМИ и личном блоге - за недостаток внимания и домашнюю тиранию) Маск вложил в Tesla последние накопления в $20 млн. (он выручил средства на поглощении корпорацией Dell за $120 млн. разработчика софта Everdream, акционером которого являлся Маск), продал ради спасения проекта любимый McLaren F1 и все-таки уберег автопроизводителя от банкротства. Он даже давал заказчикам личные гарантии возврата средств в случае провала инициативы.

Вскоре дела пошли на лад, что особенно впечатляло на фоне стагнирующего традиционного автопрома. $50 млн. в Tesla инвестировал немецкий концерн Daimler, Минэнерго США санкционировало включение проекта в пул инновационных транспортных компаний - получателей льготного процентного займа. Tesla от государства перепало почти полмиллиарда долларов. Впоследствии скептики критиковали власти за решение поддержать компанию Маска, продукция которой до сих пор ориентирована исключительно на состоятельных покупателей.

Слово «электромобиль», зачастую вызывает ассоциации с чем-то медленным и неповоротливым, но в случае с Tesla Motors это не так. Ее машины быстры и похожи по внешнему виду на роскошные спорткары. Впрочем, в планах есть и создание более простых моделей. Специалисты Tesla Motors сотрудничают с компаниями Daimler и Toyota. Так называемые «гибриды», автомобили этих компаний, оборудованные как электромотором, так и двигателем внутреннего сгорания, используют технологии компании Элона Маска. В 2007 году вице-председатель General Motors Боб Лутц назвал Tesla главной причиной решения автогиганта начать разработку электромобиля Chevy Volt: «Если какой-то стартап из Кремниевой долины смог решить это уравнение, то никто больше не смеет мне говорить, что оно нерешаемо» .

«Tesla Motors названа в честь Николы Теслы, поскольку мы используем некоторые его изобретения. Этот парень совершенно точно достоин большего признания обществом. Однако, если честно, мне всегда больше нравился Томас Эдисон, потому что в отличие от Теслы он смог вывести свои изобретения на массовый рынок и сделать их доступными для всего человечества. Тесла в этом провалился.»

В 2010 году Tesla проводит первое с 1956 года автомобильное IPO в США, когда на биржу вышел Ford. Компания, несмотря на десятилетие убыточной работы, размещается на NASDAQ по верхней планке диапазона в $17 за акцию и привлекает более $225 млн. Лучшего времени для IPO, действительно, было не найти. Нефтяное пятно, которое по вине компании BP покрывает внушительную часть Мексиканского залива, продолжает расти, и поднять в это время вопрос о переходе на новые виды топлива кажется более чем логичным. Сегодня одна бумага Tesla стоит $147, а капитализация автопроизводителя приближается к $18 млрд.

Главным драйвером финансовых успехов Tesla стал люксовый седан Model S с зарядом батарей на 426 км, ярким дизайном и уникальными скоростными характеристиками (разгон до 96 км/ч за 3,9 с). Модель была запущена в серийное производство летом прошлого года по цене от $69900 и удостоилась оценки в 99 из 100 баллов в рейтинге Consumer Reports.

На презентации Model S Маск безапелляционно заявил, что через двадцать лет больше половины произведенных автомобилей будут полностью электрическими: «Я уверен, что так и будет. Готов поставить на это деньги» . Желающих заключить подобное пари найдется достаточно. Даже по самым оптимистичным подсчетам аналитиков, прогноз Маска никак не может сбыться. Но основателя и CEO Tesla это вряд ли смущает: приукрашивая реальность, он ее меняет.

Дело в том, что, по мнению Маска, мир стал слишком зависим от нефти. Эта зависимость привела к изменению климата и перманентной геополитической напряженности. Отказ от двигателей внутреннего сгорания в пользу электричества сможет изменить ситуацию. Поэтому для него Tesla Motors не просто бизнес.

Подогревать интерес к проекту Маск продолжил, устроив медиасражение с обозревателем The New York Times Джоном Бродером из-за критического тест-драйва Model S. Надо сказать, что все эти рекламные трюки принесли свои плоды. Так, за первое полугодие 2013 года электрокар продан в количестве 10500 экземпляров, и предложение до сих пор не поспевает за спросом.

На подходе - выпуск кроссовера Model X и бурное развитие сети станций подзарядки Supercharger. Tesla планирует покрыть «розетками» транспортные артерии с высоким трафиком по всей территории США, а в 2014 году начать и зарубежную экспансию.

SolarCity

Провайдер технологий SolarCity по формальным критериям не совсем проект Маска. В этот стартап он в 2003 году инвестировал $10 млн., вырученных от продажи PayPal. Основателями проекта являются кузены бизнесмена Линдон и Питер Райвы.

SolarCity устанавливает модульные частные солнечные электростанции мощностью в несколько киловатт - идеальное решение для домохозяйств и некрупных организаций. При этом компания не продает продукт, а отдает его клиентам в долгосрочный лизинг с горизонтом 20 лет. Покупатель платит не за саму станцию, а исключительно за энергию, которую та вырабатывает. Сделки финансируют сторонние кредиторы (к примеру, Google), которые за поддержку «зеленой» экономики получают налоговые льготы.

В мае-июне 2008 года были созданы фотоэлектрические установки для обеспечения электроэнергией серверов и офиса eBay, а также для компании British Motors. Также в 2008 году компания начала выпускать программное обеспечение, которое способствует более рациональному использованию электроэнергии в жилых домах, благодаря этому конечные потребители стали меньше платить за электроэнергию, а нагрузки на сети уменьшились.

Концепция SolarCity экономична, экологична и абсолютно совпадает с принципами Маска. Компания, в частности, строит батареи для станций подзарядки электрокаров Tesla. Проект уже состоит из нескольких десятков сервисных центров в США и пользуется ажиотажных спросом у энергопотребителей: в очередь за домашними солнечными станциями люди записываются за несколько месяцев.

Впрочем, лидерство в отрасли не спасает SolarCity от критики: солнечная электроэнергетика никогда не превратится в эффективную бизнес-модель, а в сегменте слишком высокая конкуренция, чтобы удерживать приемлемый потолок цен, рассуждают скептики. Тем не менее, с момента IPO в декабре 2012 года стоимость акций SolarCity подскочила с $8 до $38, а на майском пике достигала $52.

Маск остается основным акционером компании, капитализация которой приближается к $3 млрд. Именно его уверенность в перспективах проекта аналитики называют главным фактором феноменального рыночного успеха компании, до сих пор работающей в убыток ($23,9 млн. во втором квартале 2013 года). Если основатель SpaceX и Tesla делает ставку на технологию, значит у той есть действительно хорошие шансы, чтобы выстрелить, - такое явление на Уолл-стрит уже окрестили «эффектом Маска».

SpaceX

Элон Маск задумался о создании ракетостроительной компании еще на рубеже веков. Им завладела амбициозная мысль создать платформу для многократных путешествий человека на другие планеты. Ближайшей точкой должен стать Марс, решил изобретатель.

«Я был очарован перспективой колонизации Марса и стал учредителем проекта Mars Oasis. Цель – создать на этой планете автоматизированные парники, которые в перспективе могли бы стать инкубатором для самоподдерживающийся экосистемы. И все было хорошо, если бы не огромная цена доставки парников на Марс. Я даже попытался купить ракеты в России и провел переговоры с русскими чиновниками, но друзья объяснили: эта сделка попахивает таким криминалом, что в глазах спецслужб я рискую превратиться во второго бен Ладена. И я подумал: стоп, а почему бы мне не создать свою ракету?»

Как только позволили обстоятельства (eBay купил PayPal), бизнесмен в 2002 году основал Space Exploration Technologies Company, или просто SpaceX. В проект он вложил более $100 млн. Стоимость предложений на рынке - от $15 млн. за ракету в России до $65 млн. в США - предприниматель счел кратно завышенной.

По его подсчетам выходило, что совокупно все детали, необходимые для строительства космического носителя, стоили всего 2% от цены запуска в Штатах. Это возмутило Маска. Корень проблемы он видел в бюрократизации космической отрасли, низкой конкурентоспособности крупных корпораций и их лоббистских усилиях по недопущению на рынок новых игроков.

Маск был уверен, что издержки создания и запуска ракет можно сократить в десять раз. Но вначале ему потребовалось переформулировать цель космических полетов. Главной миссией SpaceX, уверяет Маск, является не доставка астронавтов и грузов на орбиту, а колонизация других планет. Если ты хочешь переселить часть человечества с Земли на какой-нибудь спутник Юпитера, ты, черт возьми, должен придумать способ, как сделать это экономно.

SpaceX начинает проектировать ракету Falcon 1. На разработку уходят четыре года и сотни миллионов долларов частных инвестиций (одним из первых проект Маска поддержал его бывший деловой партнер Питер Тиль, а Маск сохранил за собой две трети долей SpaceX). В итоге ракета и три вида жидкостных двигателей - Merlin, Kestrel и Draco - были созданы «с нуля» без всякого вмешательства государства. В 2006 году на SpaceX обратили внимание в NASA. Агентство сначала заключило с компанией несколько контрактов на тестовые пуски Falcon 1.

«Моя цель – создать не просто ракету, а надежную ракету и по доступной цене. Меня много раз предупреждали: если снижать затраты, то тем самым уменьшается и надежность. На мой взгляд, это в корне неверно. Вот спортивная «феррари» – это очень дорогой автомобиль, но скорее всего «феррари» сломается на первой же грунтовой дороге. И, напротив, самая дешевая «хонда» может надежно работать несколько лет, и вы будете уверены, что у нее не отвалится колесо в первой же канаве. То же с ракетами. Главное – не торопиться.»

Первые три пуска в 2006-2008 годах при этом получились провальными (третий и вовсе закончился казусом - прах исполнителя роли Скотти в культовом сай-фай сериале Star Trek Джеймса Дуана ракета вместо космоса «захоронила» в океанских глубинах). С четвертой попытки ракета стартует успешно - это обходится в $7 млн. С пятой - отправляет на орбиту малайзийский спутник. Впечатленное NASA заключает с SpaceX контракт на 12 миссий по отправке груза к МКС на $1,6 млрд.

«Мы используем те технологии, которые просто невозможно представить себе в арсенале государственных институтов. К примеру, наша компания нуждалась в теодолите, который используется для выравнивания ракеты, и вместо покупки нового я предложил поискать на eBay. Мы и нашли – прекрасный работающий теодолит, сэкономив около 25 тысяч долларов.»

Компания обновляет свой флагманский продукт, и модернизированная Falcon 9 сначала просто выводит на орбиту грузовик разработки SpaceX - Dragon, а 22 мая 2012 года первой в истории частного космоса отправляет корабль к МКС. В октябре Dragon успешно доставил на станцию полтонны полезного груза, а в перспективе должен вмещать экипажи из семи астронавтов. Общий пакет заказов от государственных и коммерческих структур на 50 запусков ракет SpaceX на сегодня составляет около $4 млрд., по консервативной оценке, стоимость компании составляет около $2,5 млрд.

Но Маск не спешит с IPO. Для него все достижения SpaceX - лишь подготовка к осуществлению главной мечты - экспедиции на Марс. До конца своей жизни миллиардер хочет стать пионером-колонизатором Красной планеты. Для этого в рамках SpaceX ведутся разработки проекта Mars Colonial Transporter (MCP). Инженеры Маска трудятся над инновационными ракетными двигателями и космическими кораблями для доставки людей с Земли на Марс (на базе Falcon может быть создана ракета Grasshoper, умеющая приземляться вертикально, а второе поколение Dragon технически уже способно добираться до Марса, уверяет Маск).

По мнению 42-летнего бизнесмена, через 10-20 лет фантастика может стать реальностью. «Я бы хотел умереть на Марсе. Только не разбившись о поверхность планеты» , - шутит миллиардер.

На примере Элона Маска можно проследить путь человека, воплотившего детские мечты, ведь многие люди в детстве хотели полететь в космос, и в скором времени это можно будет осуществить, ведь бизнес пришёл в космонавтику, а от этого выиграют очень многие, ведь космический туризм в скором времени станет реальностью, в том числе и благодаря Элону Маску.

«SpaceX хочет быть компанией, которая сможет поспособствовать переселению людей на другие планеты, поскольку, я думаю, это самая грандиозная цель, которая может стоять перед жизнью. И хотя никогда нельзя забывать о более приземленных вещах, очень полезно иметь такой своеобразный Святой Грааль, поиск которого становится долгосрочной целью и главным источником вдохновения.»

Маск - требовательный перфекционист и педант в технической сфере. Его образование в области физики помогает видеть объективные истины и отделять их от эмоциональных оценок и спекулятивных прогнозов. Он просто мыслит масштабно. Например, он задумывается о средстве общественного транспорта под названием «гиперпетля». Этот электрический сверхзвуковой аппарат должен доставлять людей из Лос Анжелеса в Сан Франциско (350 миль) за 30 минут.

Hyperloop

Планами создания «Петли» Маск впервые поделился с журналистами в сентябре 2012 года. Тогда он не привел технических спецификаций проекта, ограничившись туманным термином «пятый вид транспорта» (после железной дороги, авиации, автотранспорта и судоходства). «Это будет кое-что, что никогда не будет попадать в катастрофы, будет минимум вдвое быстрее самолета, будет питаться солнечной энергией и отправляться в путь не по расписанию, а ровно в тот момент, когда нужно вам» , говорил бизнесмен в интервью Bloomberg .

Со своими разработками Маск намеревался выйти напрямую на губернатора Калифорнии Джерри Брауна и президента США Барака Обаму. Hyperloop, по его мнению, должен стать альтернативой планам властей по прокладке между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом скоростной железнодорожной магистрали стоимостью под $70 млрд. (а с учетом издержек сумма может вырасти и до $100 млрд., уверен бизнесмен). «Они предлагают Калифорнии самый медленный поезд-экспресс с самым высоким показателем строительных затрат на милю пути. Это неправильные рекорды» , – негодовал предприниматель.

12 августа 2013 года «Петля» обзавелась 57-страничной презентацией концепта. Речь, как выяснилось, идет о замкнутой надземной магистрали в форме стальной трубы (точнее, двух параллельных труб, соединенных в конечных точках маршрута), внутри которой почти со скоростью звука в условиях пониженного давления (для уменьшения сопротивления воздуха) перемещается герметичная алюминиевая капсула на аэродинамической подушке. «Разгоняет» конструкцию электромагнитный импульс. Сама капсула пропускает воздух через полость в носовой части и выбрасывает через «сопла» на желобах нижней панели, образуя воздушную прослойку, - схожая технология применяется в поездах на магнитной подушке.

«Большая труба» будет состоять из 100-метровых отрезков, которые будут подняты на пилонах на высоту 20 метров (опоры необходимо строить на расстоянии 45-90 метров друг от друга). Потребности проекта в электроэнергии смогут на 100% удовлетворять солнечные батареи, размещенные вдоль всего маршрута. Как нельзя кстати пришлась синергия с другими проектами Маска: двигатели и электронную «начинку» капсулы могут унаследовать от Tesla Motors, в солнечной энергетике лучше всех понимают инженеры SolarCity, а SpaceX поделится с «Петлей» сплавами для производства транспорта, испытанными в космосе.

Внутри транспортного челнока смогут разместиться до 28 человек (если повысить бюджет проекта с $6 млрд. до $10 млрд., конструкция Hyperloop позволит перевозить по три автомобиля в одной капсуле). Расстояние между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом в 600 км «Петля» будет преодолевать за 35 минут в комфортных для человека условиях (как выражается Маск, «будет суперуютно и тихо, никакой турбулентности»). Стартовый толчок капсулы для пассажиров будет сравним с разгоном самолета по взлетной полосе. Около 70 челноков на линии смогут курсировать с минимальным интервалом в 30 секунд (безопасная дистанция между капсулами – примерно 8 км). Инвестиции должны окупиться за 20 лет при условии стоимости билета на инновационный транспорт $20 и перевозке за этот срок 7,4 млн. пассажиров в каждую сторону.

Первая «Петля» примерно повторит маршрут калифорнийской автомагистрали Interstate-5.

Маск обещает пассажирам беспрецедентный уровень безопасности. «Hyperloop не свалится с небес и не сойдет с рельсов» , - заверил изобретатель. Инженеры из команды проекта учли возможность экстренного торможения при разгерметизации капсулы и даже предложили мостостроительные антисейсмические решения в конструкции пилонов для нивелирования риска разрушения землетрясением.

Рациональным решением «Петля» станет для крупных городов, расположенных на расстоянии не более 1500 км друг от друга. Для дальних дистанций больше подходит авиация, верит изобретатель.

Маск предупредил: сам он пока не готов посвятить достаточное количество времени «Петле» (ему и так «чертовски тяжело» справляться одновременно с управлением SpaceX, Tesla и SpaceX), хотя в любом случае остается инвестором и согласен профинансировать создание прототипа. Все инженерные изыскания своей команды предприниматель на условиях open source разрешил довести до ума любым энтузиастам, гарантировав посильную поддержку. Если смельчаков-инвесторов в ближайшее время не найдется, через несколько лет к реализации проекта вернется Tesla. «Я не боюсь что-то потерять на Hyperloop в финансовом плане, просто было бы круто сделать новый вид транспорта» , - резюмировал миллиардер.

Технологически в «Петле» нет никаких прорывных решений: все компоненты изобретения уже эксплуатируются в других проектах, и это всерьез повышает шансы Hyperloop на «материализацию»: детище Маска выгодно отличается от многочисленных аналогов вроде «вакуумного» поезда RAND Corporation, вот уже несколько десятилетий ходящего в концептах.

«Я всегда первым делом думаю о том, являются ли наши знания о чем-то правдой. Может быть, есть какое-то другое объяснение? Я делал это с первых классов школы. Я всегда все оспаривал. Это доводило родителей до бешенства. Я никогда им не верил и всегда требовал отвечать на вопрос «почему?». Затем я пытался понять, имеет ли смысл их ответ.»

Главным препятствием на пути к истинным инновациям, по мнению Маска, является привычка людей мыслить аналогиями. В результате в большинстве случаев они просто пытаются сделать что-то лучше, вместо того чтобы создавать что-то новое. Маск думает принципиально иначе: «В физике есть понятие основополагающих принципов. Ты препарируешь реальность до ее фундаментальных оснований. И начинаешь выстраивать аргументацию оттуда. Это требует больших ментальных усилий» .

«Думать о компании во сне и наяву – семь дней в неделю и без перерывов. Всегда оставаться максимально сосредоточенным на создании восхитительных продуктов будущего. Это именно то, что нужно делать на старте.»

«Нужно быть готовым к тому, что компания может развалиться в любую минуту. Основать стартап – это как есть стекло и смотреть в бездну, так как предчувствие неудачи никогда вас не оставит.»

Маску всего сорок два года, и уходить на заслуженный отдых он не планирует. А в мире хватает задач, за которые стоило бы взяться человеку с миллиардом долларов в кармане, умеющему воплощать в реальность самые фантастические идеи.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Элона Маска называют человеком-легендой и XX века. Он буквально фонтанирует идеями, которые затем успешно претворяет в жизнь. PayPal, Tesla, SpaceX, Solar Citi, Hiperloop ― его стартапы. Его имя популярно не меньше, чем имя ― иконы айтишников.

Неудивительно, что он послужил прообразом главного героя «Железного человека» ― , гения, миллиардера, плейбоя и филантропа. Во второй части фильма Элон Маск появляется в эпизодической роли, где играет самого себя ― друга Тони Старка. В 2015 г. Маск принял участие в озвучке «Симпсонов»: он также озвучил самого себя ― Элона Маска, приехавшего в Спрингфилд, чтобы модернизировать АЭС.

Гениальные идеи Элона Маска, воплощенные в жизнь, приносят ему немалый доход. В 2015 г. его собственный капитал, по версии Forbes, достиг 12,3 млрд долларов.

«Если бы мне сказали ничего не делать, а только отдыхать, я бы сошел с ума», - Элон Маск.

Когда-то он считал, что ему хватило бы тех денег, которые нужно заплатить за жилье и еду. В юности, когда он только приехал в , чтобы начать самостоятельную жизнь, он брался за разную работу и старался выжить на 1 доллар в день, при этом не заболев цингой.

Сейчас к вопросу денег он относится иначе. «Оказалось, что деньги имеют большое значение, особенно если вы ставите перед собой огромные цели», ― говорит он и большую часть вырученных от продажи своих компаний деньги вкладывает в новые стартапы.

«Я читаю книги»

Ответил Элон Маск на вопрос, откуда берутся его бесконечные идеи. С самого детства он любит и, конечно же, отдает предпочтение научной фантастике. Среди любимых ― серия фантастических романов Дугласа Адамса «Автостопом по Галактике». А самые любимые писатели ― А. Азимов и Дж. Толкиен.

В числе книг, которые, как он говорит, изменили его самого, «Властелин колец» Толкиена, «Эйнштейн. Его жизнь и Вселенная» и « » Уолтера Айзексона, цикл «Основание» Айзека Азимова, «Конструкции, или Почему не ломаются вещи» Дж. Гордона, «От нуля к единице. Как создать стартап, который изменит будущее» Питера Тиля, «Торговцы сомнением» Н. Орестеса и Э. Конвея, «Луна ― суровая хозяйка» Р. Ханлайна, «Последнее изобретение человечества» Джеймса Баррата.

История компании началась с того, что М. Эберхард задумал создать экономичную и экологичную машину, которая бы не нуждалась в заправке. Тем более что были ужесточены требования к автомобилям, загрязняющим воздух. Ни один производитель не мог предложить альтернативу автомобилям, ездящим на бензине.

Эберхард сумел заинтересовать проектом людей, у которых были деньги на его развитие. Одним из них был Элон Маск, который к тому же интересовался «зелеными» технологиями. Кроме него, проект проинвестировали основатели и .

В компанию никто не верил, и некоторое время ее считали убыточной. И действительно, компании довелось пережить трудные времена, когда вследствие просчетов менеджмента отпускная цена превысила заложенную в проекте. Часть офисов была закрыта, а их сотрудники уволены. Самому же Маску пришлось расстаться со своим любимцем ― спортивным автомобилем .

Трудный период переживает не только компания. Он наступил и в личной жизни Маска: он разводится с женой и матерью своих детей Джастин. (Правда, чтобы в 2010 г. жениться на британской актрисе Талуле Райли. Через 2 года они разведутся, с тем чтобы в 2013 г. опять вступить в брак. В начале 2015 г. пара снова подаст на развод, и Маск должен будет выплатить Райли 16 млн долларов «поддержки». Но развод не состоится, примирение наступит …до марта 2016-го. Как будет развиваться ситуация дальше, неизвестно. Похоже, что фильм «Привычка жениться» ― это про них.)

Но вернемся к нашим электрокарам. Благодаря мерам, принятым Элоном Маском, с 2013 г. компания стала прибыльной и оставила своих конкурентов ― Chevrole и далеко позади. Первый электрокар ― Tesla Roadster компания выпустила в 2016 г. Она производила его вплоть до 2012 г. и выпустила 2 с половиной тысячи этих моделей.

Модель Tesla Model S, которую представила компания в 2009 г., завоевала множество наград и получила широкое признание. А министерство транспорта США назвало электрокар в числе наиболее безопасных автомобилей. Его серийный выпуск начался в 2012 г.

Продажи Tesla год от года росли, объявились и новые инвесторы, поверившие в компанию. Понравилась автолюбителям и новая, усовершенствованная модель Tesla Model Х, представленная в 2012 г. В марте 2016 г. была анонсирована Tesla Model 3. Ее стоимость ― примерно 35 тыс. долларов.

Кроме автомобилей, компания занимается строительством завода, который будет производить аккумуляторы для заправки электрокаров, а на всей территории США открываются станции, где можно будет бесплатно зарядить или заменить аккумулятор.

Имя Элона Маска стало широко известным именно благодаря этому стартапу.

Solar City

Еще один проект, в котором участвует Элон Маск - энергетическая компания Solar City, которая была основана в 2006 г. его двоюродными братьями. Она занимается производством солнечных панелей и стала мировым лидером в этой области. Кроме того, ее сотрудники активно продвигают свой продукт в разные сферы жизни. Заправочные станции для электрокаров Tesla - их работа.

Маск - главный инвестор компании, он вложил в этот стартап 10 млн долларов. Он же возглавил и ее совет директоров.

Фантастический Hyperloop

Элон Маск - главный инвестор еще одного стартапа - Hyperloop, который называют транспортом будущего или калифорнийской петлей. С его помощью люди смогут за короткое время преодолевать большие расстояния. Планируется, что расстояние в 550 км между и пассажиры преодолеют за полчаса. Стоимость билета составит примерно 30 долларов.

Суть изобретения заключается в том, что по трубе с низким давлением, установленной на эстакаде, будут передвигаться транспортные капсулы с пассажирами. Вместимость одной капсулы - 28 человек.

О создании проекта Маск уведомил в 2012 г., заявив, что новый вид транспорта «будет быстрее самолета, питаться солнечной энергией и не будет попадать в катастрофы». Интересно и то, что человек не будет зависеть от расписания - капсулы будут курсировать регулярно, поэтому отправиться в путешествие можно будет в любое удобное для пассажира время.

Многие с недоверчивостью отнеслись к этому проекту, объявив его фантастическим. Но ведь и все стартапы Маска поначалу казались из области фантастики. Сам же он представил этот проект в 2013 г., подробно изложив все технические тонкости на 57 страницах.

В работах будут участвовать компании Tesla, SpaceX и SolarCity - это удешевит их стоимость, ведь зачем изобретать велосипед при наличии уже оправдавших себя технических решений.

Интернет - для всех

Еще один проект, над которым работает Маск - это создание глобальной системы спутникового Интернета. Его цель - сделать Интернет доступным для самых отдаленных уголков планеты. 700 спутников весом 113 кг каждый, которые будут выведены на орбиту, словно сеть, окутают Землю и обеспечат бесплатный доступ к глобальной сети всем желающим, в какой бы точке Земли они не находились.

Ad Astra ― К звездам

Стоит заметить, что детство Элона Маска было далеко не безоблачным, и у него были все шансы стать закомплексованным неудачником. Причиной тому ― сложные отношения со сверстниками, которые почему-то выбрали его «мальчиком для битья». Однажды его побили так, что он на неделю угодил в больницу. Школьные годы, когда за ним гонялись банды подростков, чтобы избить, он вспоминает с содроганием. Дома же все было не менее ужасно до тех пор, пока родители не расстались. Его «спасли» книги, уносившие его из реального мира в мир фантастики.

Сейчас Элон Маск вспоминает, что его период взросления был очень трудным. Наверно, это одна из причин, почему он отдал своих пятерых сыновей от первого брака в школу, которую создал сам. Это небольшая школа ―включая детей Маска, в момент создания в ней было всего 14 человек. Называется она Ad Astra, и в ней применяется принципиально новый подход к обучению: нет деления на классы, учитываются личные интересы каждого ребенка, отдается предпочтение практическим занятием. Элон говорит, что дети ходят в нее с удовольствием, а во время каникул не могут дождаться, когда начнутся занятия. Пока школа открыта как экспериментальная.

«Мне не нужно работать с точки зрения стандартной жизни, ― говорит Элон Маск, ― но я работаю. Я работаю каждый день без выходных, и я несколько лет ».

Просмотров