Еврейские праздники в октябре. Праздник Пурим - что это? Еврейский праздник Пурим

в синагогах, отмечают дни рождения и дни памяти умерших родственников, проставляют даты на официальных и коммерческих документах. Календарь является лунно-солнечным, благодаря этому, каждая календарная дата всегда приходится не только на один и тот же сезон года, но и на одну и ту же фазу луны. Месяцы начинаются только в новолуние, как и еврейский Новый год. Еврейская Пасха — всегда в полнолуние в начале весны.

Источник информации:

  • ru.wikipedia.org — статья о еврейском календаре.

Более полную информамцию о еврейском календаре можно найти, перейдя по следующим ссылкам:

  • mjcc.ru — устройство еврейского календаря;
  • originweb.info — статья о еврейском календаре на научно-образовательном портале;
  • istok.ru — конвертер еврейских дат и калькулятор галахического времени.

Календарь еврейских праздников на 2011 (5771/5772) — 2015 (5775/5776) года с описанием сущности каждого из них и того, как их традиционно отмечают.

  • Ту би-Шват (Новый год деревьев)

Пятнадцатый день месяца шват. В этот день, называемый Новым годом деревьев, в Израиле обычно заканчивается сезон дождей и природа возрождается. Праздник отмечается посадкой деревьев, а праздничная трапеза состоит из фруктов и злаков, произрастающих на Земле Обетованной. Это — финики, оливы, виноград, гранаты и т.д. Отмечая Новый год деревьев, евреи вспоминают сказанное в Торе о фруктовых деревьях: нельзя не только срубать, но ломать их, ибо они дают плоды человеку. У человека много общего с деревом. Так же как и дерево, человек держится своими корнями. Именно корни, хотя они и не видны, дают силу дереву и человеку. Истинная вера подобна корням: она интимна и никогда не выставляется напоказ. Крона дерева — как жизнь человека, плоды дерева — как дети, плоть от плоти. Дерево естественно уподобить человеку, но его естественно уподобить и целому народу. Прекрасно древо еврейства. Вместе с иными деревьями оно образует сад человечества. Ту би-Шват широко отмечают не только израильтяне, но и евреи Америки. Особой популярностью этот праздник пользуется среди сторонников природоохранных организаций.

Пурим — праздник в память о чудесном спасении евреев от жестокого замысла Амана, советника персидского царя Ахашвероша (Артаксеркса). Персидский царь, избрав красавицу Эстер (Есфирь) — племяницу еврея Мордехая, сделал ее царицей. Когда Мордехай узнал, что советник царя Аман задумал истребить евреев Персии, он велел Эстер заставить царя отменить указ. Эстер устроила пир в честь царя. Растроганный царь пообещал выполнить любую волю Эстер. Она рассказала царю про замысел его советника, и Аман был повешан. А царем был издан указ, разрешающий евреям давать отпор каждому, посягнувшему на их жизнь и имущество. Пурим приходится на 14 адара, а в Иерусалиме и других старинных городах он празднуется на день позже. На утренней службе в синагоге в этот день читается свиток Эстер, а вечером на улицах и площадях устраиваются карнавальные шествия и шуточные представления — пуримшпили. Одна из важнейших традиций Пурима — Мишлоах Манот, когда друзьям посылают подарки. На Пурим предписывается оказывать благотворительность всем: «Кто бы ни протянул руку за милостыней в Пурим, — ему необходимо подать». Пурим — праздник безудержного веселья и карнавала. В Пурим можно то, чего нельзя в другие дни. Это единственный день в году, когда еврею не просто разрешается, но даже и предписывается выпить сверх меры. Это предписание кажется довольно странным: ведь отношение к пьянству всегда было в еврейском мире традиционно отрицательным. Между тем в этот день надо выпить так, «чтобы не отличать благословение Мордехаю от проклятия Аману». А чтобы не отличить благословение от проклятия, Амана от Мордехая, — это надо постараться, и выпить для этого надо действительно много.

  • Пейсах (Песах)

Величайшим событием еврейской истории стал Исход из Египта. Повсеместно евреи отмечают его праздником Пейсах в месяце нисане. В эти дни евреи собираются за пасхальным столом и проводят сейдер (седер) — пасхальную церемонию, вспоминают историю, полную лишений, страданий, ибо сказано, что «в каждом поколении человек должен чувствовать себя так, как будто это он вышел из Египта», то есть пережить заново, обдумать и прочувствовать переход в состояние свободы. В этот день ни один еврей не должен чувствовать себя забытым и покинутым. Пейсах должен соблюсти достойно каждый. Традиция предписывает помогать нуждающимся деньгами и продуктами. Каждая еврейская семья должна дать или получить помощь.

  • День памяти

День памяти — национальный день траура по 14 тысячам евреев, павших в войнах Израиля и отдавших жизнь за его существование. Отмечается 4 ияра.

  • День независимости Израиля

14 мая 1948 года (5 ияра) в 16:00 Давид Бен-Гурион на заседании в Тель-Авивском Музее зачитал Декларацию независимости нового государства, получившего официальное название — Мединат Исраэль (государство Израиль). С тех пор 5 ияра отмечается День рождения еврейского государства — дома для всех евреев, где бы они ни находились. В Израиле праздник отмечается торжественными приемами и военным парадом.

  • Шавуот

Шавуот — праздник Дарования Торы (празднуется 6 сивана). Великое событие на горе Синай, когда Бог дает израильтянам Десять заповедей, отмечается евреями во время праздника Шавуот (Пятидесятница). Каждый человек, достигший религиозного совершеннолетия, повторяет для себя принятие Завета. В Шавуот читают книгу Рут (Руфь), в которой наряду с жизнеописанием семьи Элимелеха, присутствуют эпизоды жатвы, что говорит о сельскохозяйственных признаках этого праздника, помимо социально-исторических. Начало праздника совпадает с периодом жатвы ячменя и сбора первых плодов. В это время синагоги украшены цветами.

  • 9 Ава

В этот день произошло много трагических событий. Помимо прочих бед, в этот день были разрушены Первый и Второй Храм. Именно поэтому 9 ава отмечают постом и трауром. Согласно традиции, корнем несчастий этого дня считается история, произошедшая в первый год странствований евреев по пустыне уже после заключения союза со Всевышнем на горе Синай. послал разведчиков в Страну Обетованную. Вернувшись, они рассказали об увиденном: о стране, текущей молоком и медом, о прекрасных плодах этой земли. Однако посланцы не были рады — они были подавлены. Они чувствовали себя ничтожными и бессильными по сравнению с людьми, заселявшими обещанную землю. Народ не решился войти в страну, предназначенную ему Всевышним. Это было как раз в ночь на девятое ава.

  • (буквально «голова года»)

Праздник отмечается в честь сотворения мира и приходится на первый день месяца тишрей. В эти дни, учит еврейская традиция, Бог размышляет о бренности человеческой жизни, кому — жить, а кому — умереть. Молитвенные службы в эти дни должны повлиять на решение Бога. Искренняя вера в то, что Бог желает всем добра и благополучия превращает этот день в праздник. Праздник Рош ха-Шана символизирует начало нового года и завершение года уходящего. В это время евреям предписано проанализировать свои поступки за весь предшествующий год и подготовиться к начинающемуся году. Размышляя о будущем, евреи просят мира, согласия, здоровья. Звук (бараньего рога) призывает: «Очнитесь те, кто дремлет, кто тратит отпущенные годы бессмысленно. Обозрите души свои и добрыми сделайте дела ваши». Любой человек хочет, чтобы начинающийся год был для него хорошим, «сладким». Вот почему в этот день на стол подается много блюд, символизирующих пожелание «полного», счастливого года. В зависимости от местных традиций эти блюда могут меняться, но почти повсюду в еврейских семьях подают:

  • рыбу — символ плодородия;
  • голову (баранью или рыбную) — чтобы быть «во главе», а не в хвосте;
  • морковь кружочками — по форме и по цвету она должна напоминать золотые монеты, богатство;
  • круглую сладкую халу с изюмом — чтобы год был полным, здоровым;
  • овощи и фрукты — в знак надежды на обильный урожай;
  • яблоки и мед — кусочек яблока, обмакнув его в мед, съедают в начале трапезы сразу после халы, «чтобы год был сладким и счастливым».
    • (Судный день)

    Йом-Кипур — день суда, когда Бог, анализируя поступки людей, решает их судьбу (10 тишрея). В молитвах человек просит у Бога прощения за все свои грехи в делах и мыслях. Но в Йом-Кипур прощаются грехи только против Всевішнего. Грехи против людей «Йом-Кипур не искупает, пока не ублаготворишь своего соседа». Поэтому еврейская традиция предписывает начать покаяние задолго до праздника. Последняя трапеза перед праздником состоит из легкого обеда с куриным бульоном. В Судный день не едят и не пьют от заката солнца до вечера следующего дня. Служба в Йом-Кипур длится с утра до ночи с короткими перерывами. Талмуд считает Йом-Кипур счастливым днем, так как после него люди испытывают истинное духовное очищение. Сразу по окончании Йом-Кипура принято готовиться к празднику Суккот.

    • (Праздник кущей)

    В Торе сказано: «В шалашах живите семь дней, …чтобы знали поколения ваши, что в шалашах я поселил сынов Израиля, когда вывел их из земли Египетской». И сегодня в городах Израиля строят импровизированные шалаши (сукки), разжигают костры. В Торе сказано: «И возьмите себе в первый день плод этрога (цитрусового дерева), ветви пальмовые, отростки мирта и верб речных и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней». На седьмой день праздника синагогу обходят семь раз. Во время праздничного обхода синагоги каждый несет свой набор «арбаа миним» (четырех видов растений). Во время молитвы в синагоге произносятся благословения над этрогом, лулавом (пальмовая ветвь). Звучат слова благодарности Господу Богу за силы, здоровье, возможность трудиться на своей земле, создавая материальные условия для процветания. Но материальное не должно затмить духовное. Чтобы подчеркнуть тщетность накопления богатства, Тора велит еврею переселиться в сукку — шалаш, именно тогда, когда становится холодно и начинаются дожди. Суккот длится семь дней (15-21 тишрея). Шмини ацерес, непосредственно примыкающий к Суккоту, добавляет к празднику еще один день. В Шмини ацерес начинают молиться о дожде в Стране Израиля.

    Ханука — праздник свечей, которые зажигают в честь чуда, происшедшего при освящении Храма после победы Иуды Маккавея над войсками селевкидского царя Антиоха в 164 г. до н.э. Масло, необходимое для зажигания храмового светильника — Меноры, было осквернено врагами. Евреи нашли лишь один кувшин чистого оливкового масла, которого должно было хватить на сутки, но светильник горел 8 дней. В память об этом счастливом событии Ханука и празднуется 8 дней , начиная с 25 дня месяца Кислева. В первый день праздника зажигают одну свечу, во второй — две и т.д., и пока в последний вечер не зажигаются восемь свечей. Подсвечник (ханукию) ставят на подоконник в знак верности иудаизму. Еврейская мудрость гласит: «Немного света достаточно для того, чтобы рассеять большую тьму».

    Источники и дополнительная информация:

    • odra.ru — календарь еврейских праздников 2010-2012 гг.;

    Является то, что все даты устанавливаются в зависимости от Торы, кроме того календарь основан на определенных вычислениях, которые также соответствуют требованиям Торы. Так начало каждого месяца у них совпадает с новолунием, а его продолжительность составляет 29-30 суток.

    Еврейский новый год 2016

    Интересный факт заключается в том, что в Израиле не один, а целых 4 Новых года, при этом стоит отметить, что ни один из них не отмечается первого января. Это обусловлено тем, что еще до рассеяния еврейского народа существовало 4 годичных цикла, которые зависели от определенных дат, отсюда и 4 Новых года — 1 нисана, 1 элула, 15 швата (Ту би-шват) и 1 тишрея Рош а-Шана.

    1 Нисана в 2016 году отмечают 9 апреля — начинается весной и предназначен для отсчета правления всех Царей в Израиле. На самом деле Нисан в Израиле это месяц. Еще одной особенностью Израиля является то, что даже если Царь начинал свое правление за месяц до Ниссана, то уже с первого числа начинался второй год его царствования. В этот новый год особенно не отмечают праздник, а готовятся к самой важной дате в еврейском календаре — 14 нисана празднику Песах, то есть Пасхе.

    1 Элула в 2016 году припадает на 4 сентября — обычно отмечается летом в августе или осенью в сентябре. Элул — это также название месяца. Этот Новый год посвящен одному из важнейших обычаев Израиля — отделение десятой части скота, который был рожден в течение текущего года. Стоит отметить, что скот, который был рожден в прошлом году было запрещено включать в десятину, а животные должны быть «чистые» (к «чистым» животным относятся — волы, овцы, козы, олень, серна, буйвол, лань, зубр, антилопа, горный баран).

    Ту би-шват в 2016 году отмечается 25 января — этот новый год отмечают в месяце шват 15 числа. В Библии сказано, что необходимо отделять от урожая плодов десятую часть и жертвовать её священникам, левитам, беднякам и нуждающимся. По традиции в Израиле в этот Новый год принято всей семьей посадить хотя бы одно дерево. А на столе в Ту би-шват обязательно должно быть как минимум семь видов плодов.

    Рош а-Шана в 2016 году начинается 2 октября, а заканчивается 4 октября — отмечается 1 тишрея и считается главным среди 4 Новых годов. Именно он предназначен для исчисления лет, а также считается днем сотворения мира. Согласно мнению иудеев, это день, когда Господь решает судьбы людей. Евреи верят, что Бог добр и милосерден, поэтому он будет проявлять милость и сострадание. Как и у нас, принято дарить подарки, устраивать праздничный ужин и поздравлять с Новым годом. Если Рош а-Шана припадает не на субботу, то в этот праздник трубят в шофар, как символ того, что Господь царствует над всей Землей.

    Еврейская Пасха (Песах) в 2016 году

    Это один из самых главных праздников в Израиле. отмечают семь дней с 15 нисана по 21 нисана. Это период, когда Моисей вывел народ из Египетского рабства. Праздник начинается уже 14 нисана вечером, когда вся семья собирается за праздничным столом. В этот вечер принято читать Агаду — историю о том, как Моисей вывел Израиль из Египта. Уже со следующего дня начинается праздничная неделя, когда принято молиться, размышлять о Боге и освобождать себя от рутинной работы. Все семь дней в основном предприятия не работают, а у остальных рабочий день длится только до полудня.

    Йом Кипур в 2016 году

    Отмечается в десятый день месяца тишрей и является символом судного дня. В этот праздник согласно Торе необходимо анализировать и рассуждать о своих поступках авесь год. Еще накануне Йом-Кипур евреи устраивают богатую семейную трапезу, посе чего наступает строгий пост до самого окончания Судного дня. Каждый старается посетить синагогу. Как и в многие праздники, в Йом-Кипур запрещено работать, поэтому все предприятия и учреждения закрыты, а улицы города зачастую пустуют. Праздник заканчивается тем, что при заходе солнца каждый еврей должен произнести завершающую молитву.

    Пурим в 2016 году

    Пурим отмечается 14 адара и посвящен спасению еврейского народа от гнета в Персидском царстве. Пурим переводится как жребий и именно посредством жребия советником Ахашвероша (царя Персии) был определен день, когда необходимо истребить всех евреев. Однако, к счастью, женой царя как раз оказалась еврейка (Есфирь), которая впоследствии и уговорила царя изменить решение по поводу Израильского народа. В этот день у евреев принято показывать представления, которые повествуют историю о подвиге Есфирь, а на улицах продают гоменташи — треугольнички, внутри которых джем, также устраивается богатый пир и все обмениваются разнообразными угощениями.

    Суккот в 2016 году

    Суккот еще называют праздником кущей и его начало приходится на 15 число месяца тишрей. Длится он всю неделю и является напоминанием о скитании по Синайской пустыне. Изначально было принято всю неделю жить в так называемых шалашах или как их еще называют сукках. Однако сегодня этот обычай так не исполняется. Во время праздника, как и раньше, можно увидеть шалаши во дворах и на балконах, но там мало кто проводит всю неделю. Зачастую израильтяне всю неделю устраивают праздничную семейную трапезу в этих шалашах. А перед праздником в городах можно встретить специальные базары, где продают украшения для сукки, пальмовые ветви, устройства для построения шалаша и так далее.

    Шавуот в 2016 году

    Шавуот отмечается 6 сивана и является напоминаем о даровании Господом десяти заповедей на горе Синай. А также к этому празднику созревает урожай. Именно поэтому в Шавуот принято украшать дома фруктами, зелеными ветвями и цветами. Родители отправляют детей в школу и в сады в венках и с полными корзинами различных плодов. А в синагогах читают священное писание и молятся Богу.

    День Независимости Израиля в 2016 году

    Это также можно отнести к главным праздникам в стране и отмечается в ближайшие к 5 ияра вторник, среду или четверг. В День Независимости Израиля принято устраивать шумные парады и шествия, иногда с военной техникой. В синагогах произносят праздничные молитвы, а на улицах можно насладиться вечерними концертами с танцами, интересными номерами и фейерверками.

    Ханука в 2016 году

    Праздничные дни в Израиле в 2016 году. Еврейские праздники в 2016 году

    Израильские праздники в 2016 году
    Праздник День недели Дата
    Ту-Бишват

    Еврейский праздник, отмечаемый в 15-й день еврейского месяца шват. Его также называют «Рош ха-Шана ла’Иланот», буквально «Новый Год деревьев». Деревья, увидев, что Бог даровал людям праздник Нового года, преисполнились зависти и попросили Его, чтобы и им был установлен такой же день

    понедельник 25 января 2016 года
    Канун праздника среда 23 марта 2016 года
    Пурим

    Пурим – это праздник спасения евреев от рук врагов в дни персидского царя Ахашвероша (Артаксеркса), праздник избавления от злодея Амана, замыслившего уничтожить весь еврейский народ

    четверг 24 марта 2016 года
    Канун праздника Песах пятница 22 апреля 2016 года
    Песах. Пасха суббота — суббота 23 апреля – 30 апреля 2016 года
    День памяти. Йом Ха-Зикарон. Государственный день траура, в честь павших служб безопасности Израиля и жертв террора среда 11 мая 2016 года
    День независимости. Йом ха-Ацмаут. Главный государственный праздник , отмечаемый в память о провозглашении Государства Израиль 14 мая 1948 года четверг 12 мая 2016 года
    Песах – Шени. Песах-Шени учит тому, что нельзя отчаиваться, все можно исправить, нет ничего непоправимого воскресенье 22 мая 2016 года
    Лаг – Баомер . Лаг-Баомер — это праздничный день еврейского календаря, отмечающий годовщину кончины великого мудреца и каббалиста рабби Шимона бар Йохая. В этот день устраивают пикники и прочие увеселения, жгут костры и стреляют из лука четверг 26 мая 2016 года
    Канун праздника Шавуот суббота 11 июня 2016 года
    Шавуот . Еврейский праздник, дарование евреям Торы на горе Синай при выходе из Египта. Праздник Шавуот отмечается в честь Синайского Откровения. В этот день в 2448 году от сотворения мира (1312 г. до н.э.) Всевышний даровал евреям Тору и Десять Заповедей — морально-этическую основу всей человеческой цивилизации воскресенье -понедельник 12 июня 2016 года -13 июня 2016 года
    Три недели траура. Три недели в году, в период » между постами 17 Тамуза и 9 Ава — справляется траур по разрушенному Храму и по изгнанию — физическому и духовному — в котором мы до сих пор находимся 23 июля – 14 августа 2016 года
    Пятнадцатое Ава. Входит в число двух величайших праздников года, но при этом никакого особого ритуала для него нет пятница 19 августа 2016 года
    Канун праздника Рош — Ашана воскресенье 2 октября 2016 года
    Рош – Ашана. Еврейский Новый год (Рош ха-Шана Рош ха-Шана)- день, начинающий отсчет еврейского нового года. Это праздник для всех иудеев, который отмечается ими в честь сотворения мира понедельник- вторник 3 октября — 4 октября 2016 года
    Канун праздника Йом — Кипур вторник 11 октября 2016 года
    Йом — Кипур (День Искупления) . Самый важный праздник в иудаизме, день поста, покаяния и отпущения грехов. Йом-Кипур завершает «десять дней раскаяния», начинающиеся в Судный День — Рош-Ашана. В Йом-Кипур утверждается приговор, вынесенный каждому на предстоящий год среда 12 октября 2016 года
    Канун праздника Суккот воскресенье 16 октября 2016 года
    Суккот. Один из главных праздников Израиля. По традиции следует выходить из дома и жить в сукке (шатре, куще), вспоминая о блуждании евреев по Синайской пустыни. Праздника Суккот называется “Время нашей радости” понедельник- воскресенье 17 октября — 23 октября 2016 года
    Канун праздника Шмини – Ацерет и Симхат — Тора воскресенье 23 октября 2016 года
    Шмини – Ацерет и Симхат – Тора. Праздник Симхат-Тора отмечает завершение цикла чтений недельных глав Торы в течение года. В этот день читается заключительная часть Торы и опять начинается чтение её первой главы понедельник- вторник 24 октября — 25 октября 2016 года
    Канун праздника Ханука суббота 24 декабря 2016 года
    Ханука. Еврейский праздник, в память об очищении Храма, освящении жертвенника и возобновлении храмовой службы Маккавеями. Ханука — это праздник, который отмечает победу света над тьмой, чистоты и искренности — над конформизмом и приспособленчеством, духовности — над сугубым материализмом воскресенье — воскресенье 1 января 2017 года

    Песах (с 15 по 21 нисана) - еврейская Пасха

    Песах - центральный иудейский праздник в память об Исходе из Египта . Начинается на 15-й день весеннего месяца нисан. В Израиле Песах - семидневный праздник , первый и последний дни которого - полноценные праздники и нерабочие дни. Промежуточные дни называются словами холь а-мозд («праздничные будни»). За пределами Израиля праздник длится 8 дней, из которых первые два и заключительные два - полноценные праздники.
    Слово песах (пасха ) означает "прохождение мимо". Праздник получил такое название в память о том, как ангел смерти проходил мимо домов иудеев, поражая только египетских первенцев. Чтобы ангел мог отличить еврейские дома от египетских, каждой еврейской семье было велено заколоть ягненка и его кровью помазать косяки дверей. Только после смерти всех египетских первенцев фараон позволил евреям покинуть Египет. В основе Песаха лежат два наиболее архаичных сельскохозяйственных праздника: праздник нового приплода скота, когда приносился в жертву однолетний ягненок, и праздник первой жатвы (сбор урожая ячменя), когда уничтожался старый хлеб и из пресного теста выпекался новый - маца. Впоследствии эти праздники были объединены. Кульминационным моментом Песаха является вечерняя трапеза, седер («порядок»), которая устраивается в первую и во вторую ночь праздника. Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (по книге Агада) и едят особые символические блюда. Остальные дни Песаха предназначенные для разного рода праздничных занятий. Как правило, в эти дни не работают и не решают деловых вопросов (хотя, в принципе, это и не запрещается). Не выполняют и домашнюю работу - стирку, уборку дома и т.д. Приготовление пищи, естественно, дозволяется. А освободившееся время используют для более глубокого изучения Торы. Проводят больше времени с семьей. Ходят в гости. Путешествуют по земле Израиля. Те, кто не живет в Иерусалиме, стараются посетить этот единственный в своем роде город.
    На основании предписаний Торы в праздник Песах каждый должен был совершить паломничество в Иерусалимский Храм и там на второй день праздника принести в жертву ягненка и сноп ячменя. В седьмой день Песаха евреи празднуют окончательное освобождение. В синагоге во время пасхального богослужения читается Песнь Песней, отражающая земледельческие истоки праздника. Этот день завершает торжества праздника Песах и считается нерабочим. Он отмечается в радостной атмосфере, с пением и танцами. В полночь в синагогах и в религиозных учебных заведениях устраивается церемония "разделения морских вод". А в семьях с наступлением вечера делают разделение между праздничным днем и буднями. Выпивают последний символический бокал вина и после произносят: В будущем году - в Иерусалиме!

    Иудейский праздник Пурим празднуют 14 и 15 числа месяца Адара по еврейскому календарю — в 2019 году праздник выпадает на 20 и 21 марта, но, как и все иудейские праздники он начинается накануне с заходом солнца.

    Самый веселый еврейский праздник установлен в память о чудесном спасении евреев в Персидском царстве более 2400 лет назад, в период правления царя Ахашвероша (Артаксеркс), получивший название от древнеперсидского слова "pur" — "жребий".

    Пурим — первый всенародный праздник, установленный не Торой, а постановлением мудрецов, и не входит в число церковных. История возникновения праздника довольно подробно описана в одной из ветхозаветных книг.

    Свиток Эстер

    Пурим начали праздновать еще до нашей эры — история появления праздника описана в "Мегилат Эстер" (Свиток Эстер). Его также называют "Книга Есфирь".

    В те далекие времена Персидской империей правил царь Ахашверош, который женился на красавице еврейке по имени Эстер (Есфирь), скрывшей от него свое происхождение.

    © photo: Sputnik / Дмитрий Донской

    Правой рукой царя был визирь Аман, которого все боялись и преклоняли перед ним колени. Только Мордехай — родственник и воспитатель царицы Эстер, который служил при дворе царя, не оказывал Аману такого "почтения".

    Горя желанием избавиться от неугодного ему придворного, Аман уговорил Ахашвероша истребить всех евреев в империи. Царь, недолго думая, подписал указ, не подозревая о том, что его жена тоже была еврейкой.

    Тем временем коварный Аман бросил жребий о том, когда осуществить задуманное, который выпал на 14-й день Адара. Узнав о грозящей беде, царица Эстер и Мордехай распорядились собрать всех евреев, чтобы вместе поститься, молиться и учить детей Торе и любви к Богу.

    Еврейские мудрецы считают, что именно тогда, Бог перевернул жребий и разрушил коварные замыслы визиря. По завершению трехдневного поста царица рассказала венценосному супругу о своем происхождении и попросила пощадить свой народ.

    Царь разгневался на Амана, задумавшего погубить евреев, а значит и его жену. И в определенный жребием день казнь постигла не евреев, а коварного сановника и его сыновей.

    В то время царские указы нельзя было отменить, поэтому Ахашверош издал другой, который давал право евреям, подвергающимся агрессии, защитить себя и свое имущество любыми средствами.

    Дни Пурима

    Согласно свитку Эстер, евреи Персии уничтожали своих врагов 12 и 13 Адара, а 14-го — отпраздновали свою победу и избавление, то есть Пурим.

    © photo: Sputnik / Георгий Куролесин

    В столице Персидской империи — Сузы (Шушан), борьба продолжалось еще один день, а празднование победы состоялось 15 Адара. Поэтому 15 Адара называется Шушан Пурим и празднуется в городах Израиля, которые при Иешуа бин Нуне (Иисус Навин, предводитель израильских племен в период завоевания Ханаана, сподвижник Моисея) были обнесены крепостной стеной, как Сузы (Иерусалим, Тверия и другие).

    В тех городах, о которых точно неизвестно, были ли они обнесены стеной в те далекие времена, обычаи Пурима исполняются два дня — 14 и 15 Адара.

    В еврейские високосные годы, когда к году добавляется дополнительный месяц — Адар шени (второй Адар), Пурим празднуется в этом месяце, так как по талмудической традиции именно тогда произошли описанные события.

    А в те годы, когда 15 Адара приходится на субботу, жители городов, окруженных стеной празднуют "Пурим мешулаш" (тройной Пурим), который празднуют с пятницы 14 Адара до воскресенья 16 Адара.

    Пост Эстер

    Празднику предшествует пост, который называют пост Эстер. Он установлен в память о том посте, который объявили Мордехай и Эстер, когда царь Ахашверош издал свой указ об уничтожении евреев.

    Пост Эстер, как и все другие посты, предназначен для того, чтобы люди проанализировали свою жизнь и раскаивались в своих проступках.

    Ведь Свиток Эстер рассказывает не только о радости евреев по поводу их неожиданного спасения, но и об их страхе и скорби в минуту великой опасности.

    И поскольку невозможно в один день соединить два противоположных настроения, еврейские мудрецы как бы разделили Пурим на две части: 13-е — день поста и молитв, а 14-е — день веселья и пира.

    Пурим начинается с окончанием поста Эстер. Это малый праздник, то есть в этот день разрешено работать.

    Заповеди

    Пурим начинается и заканчивается чтением Свитка Эстер, повествующего об истории Пурима. Для чтения Свитка все евреи собираются в синагогах. Принято, чтобы Свиток был рукописный, однако за неимением такового допускается чтение по печатному изданию.

    По заповеди, прослушать чтение Мегилат Эстер евреи обязаны в Пурим дважды: при наступлении праздника, вечером, после "Маарива" (вечерняя молитва), и утром — после "Шахарит" (утренняя молитва). Перед чтением произносятся три благословения, после чтения — одно.

    Слушать чтение Свитка Эстер женщины должны наравне с мужчинами, так как они тоже имеют отношение к чуду избавления от Амана.

    Чтение Свитка не похоже на обычную службу в синагоге. Все собравшиеся внимательно слушают чтеца и при упоминании имени коварного Амана, все громко свистят, топают ногами и трещат специальными пуримскими трещотками — граггерами. Таким образом выражают презрение и ненависть к страшному злодею.

    Важнейшие заповеди Пурима — угощение друзей и пожертвования бедным. В праздник каждый еврей обязан послать подарок, состоящий как минимум из двух вкусностей, которые можно сразу съесть или выпить, хотя бы одному близкому человеку. Этот обычай называется "мишлоах манот" — "посылка яств".

    Заповедь о подарках бедным (можно дать деньги, еду или что-либо, чему бедняк будет рад) является более важной, чем "посылка яств". Считается, что тот, кто заботится о бедняках, вдовах и сиротах, уподобляется Всевышнему. В этот день пожертвование необходимо подать не менее двум нуждающимся.

    © photo: Sputnik / Руслан Кривобок

    "Мишлоах манот" мужчины посылают мужчинам, а женщины — женщинам. Но подарки бедным женщина имеет право раздавать как женщинам, так и мужчинам.

    Традиции

    Праздник Пурим, смысл которого сосредоточен не на духовности, а на будничных, материальных делах, занимает особое место в иудаизме. В Пурим запрещены пост и траур и предписан веселый пир.

    Несмотря на то, что после вечернего чтения Свитка евреи устраивают праздничную трапезу, основной пир начинается днем, после утреннего чтения, на котором должно быть много еды, вина и радости.

    Пир начинают вскоре после полудня и продолжают до ночи. Утреннее время между чтением Свитка и пиром используют для того, чтобы послать угощения и раздать пожертвования бедным.

    Традиционным угощением в праздник являются сладкие треугольные пирожки, которые называют "уши Амана". Пирожки пекут с маком, орехами, сухофруктами и вареньем.

    Это один из немногих праздников, когда евреям разрешено употреблять крепкие напитки сверх меры. Еврейские мудрецы говорили: "Должен человек напиться в Пурим до того, чтобы не отличать слова "проклят Аман" от слов "благословен Мордехай"".

    В Пурим устраивают театрализованные представления, которые называется Пуримшпиль, карнавальные шествия, костюмированные балы и маскарады, которые призваны напоминать о том, что под маской случайных стечений обстоятельств скрывается божественный замысел. В средние века во время таких представлений люди сжигали чучело Амана.

    Наиболее яркий парад происходит в Тель-Авиве, где все происходит под громкую музыку лучших ди-джеев, а люди одеты в самые невообразимые костюмы.

    В Пурим мужчинам разрешено даже переодеваться в женское платье и наоборот, что в обычной ситуации категорически запрещено.

    На улицах города можно встретить большое количество детей с трещотками. Считается, что в этот праздник можно шуметь, греметь, кричать и радоваться в честь спасения всего еврейского рода от гибели.

    Материал подготовлен на основе открытых источников.

    Просмотров