Т 72 модернизированный. Отечественное оружие и военная техника

На вооружении многих стран мира находится большое количество устаревших танков Т-72 различных модификаций. Эти танки не соответствуют современным требованиям по показателям защиты, подвижности и огневой мощи. Существует большое число предложений по модернизации Т-72 от различных разработчиков во многих странах, например Т-72М2 "Модерна" (Словакия), Т-72М4CZ (Чехия), Т-72АГ (Украина) и другие. Но большинство из предложенных вариантов модернизации отличаются достаточно высокой сложностью и высокой стоимостью.

Модернизация Т-72АГ предусматривает замену штатного двигателя мощностью 780 и 840 л.с. двигателем серии 6ТД мощностью 1000- 1200 л.с. Такая модернизация требует достаточно серьезных переделок кормовой части корпуса танка и имеет высокую стоимость из-за цены нового двигателя 6ТД.

В результате наиболее оптимальным и экономически привлекательным вариантом модернизации Т-72 стала установка модернизированного двигателя 5ТДФМА мощностью 1050 л.с. с сохранением штатной системы охлаждения и без значительных доработок корпуса танка. Компактные размеры двигателя позволили разместить в МТО вспомогательную силовую установку ЭА - 10-2 мощностью 10 кВт при часовом рас ходе топлива 3,8 кг/ч. Такой вариант был впервые изготовлен на харьковском БТРЗ №115 совместно с ХКБД. Впоследствии серийная модернизация осуществляется на киевском ремонтно-механическом заводе (7 БТРЗ). Наряду с новым МТО на танке так же была существенно усилена защита.


1,2, 3 - На фото видно хорошее перекрытие башни блоками динамической защиты "Нож". Ближний контейнер к люку водителя выполнен откидным для обеспечения удобства вождения с открытым люком. Тем не менее, сохранение старого ИК-прожектора справа от пушки не позволило создать идеального прикрытия башни современной динамической защитой.

Ходовая часть танка Т-72Б осталась без изменений, за исключением установки более совершенной гусеницы от танка Т-80УД/Оплот с обрезиненной беговой дорожкой. Огневая мощь танка возросла благодаря возможности применения современных управляемых ракет «Комбат».


1 - на танке по просьбе заказчика вместо зенитного пулемета НСВ-Т установлен пулемет ДШК-М, для унификации с существующим у заказчика парком танков Т-55; 2 - внешнее отличие Т-72УА1 в перенесенном выхлопе с левого борта на правый; 3 - изменение кормовой части Т-72УА1 по сравнению с Т-72Б


1- Дизель 5ТДФМА-1 мощностью 1050 л.с. с промежуточным редуктором; 2 - Доработанный корпус вентилятора с установкой специально спрофилированных ребер; 3 - ВСУ ; 4 - вид на МТО.

На модернизированном тмнке проведена доработка корпуса вентилятора путём установки в него специально профилированных рёбер. Данное конструкторское решение позволило увеличить в два раза КПД центробежного вентилятора, что обеспечило увеличение расхода воздуха на 20% при той же потребляемой мощности. Учитывая, что удельная теплоотдача в охлаждающую жидкость и масло двухтактного дизеля 5ТДФМА-1 на 30% меньше, чем у четырёхтактного дизеля В46-6, увеличение расхода воздуха вентилятора позволило при сохранении штатных радиаторов танка Т-72 обеспечить работу дизеля без снижения мощности до температуры окружающего воздуха +55 0 С. Благодаря сохранению штатной вентиляторной системы охлаждения удалось значительно уменьшить стоимость модернизации, несмотря на ее ряд недостатков по сравнению с эжекционной системой охлаждения.



Компоновочное размещение узлов и систем силовой установки с 5ТДФМА-1

1 - основной дизель (ОД); 2 - коробка передач; 3 - бортовая передача; 4 - ведущее колесо; 5 - компрессор высокого давления; 6 - компрессор; 7 - патрубок; 8 - жаровые трубы; 9 - воздухоочиститель; 10 - маслобак ОД; 11 - стартер-генератор ОД; 12 - маслобак системы гидроуправления и смазки передачи; 13 - стартер-генератор ВСУ; 14 - ВСУ; 15 - дизельВСУ; 16 - подогреватель; 17,19,20 - трубы; 18 - эжекционный клапан; 21 - труба выпускная; 22 - турбина ОД; 23 - система охлаждения; 24 -конический редуктор; 25 - направляющие ребра; 26 - центробежный вентилятор; 27 - корпус вентилятора; 28 - рессора; 29 - передача ОД

Существенную модернизацию претерпела и защита танка. Вместо устаревшей ДЗ установлена современная высокоэффективная динамическая защита на основе устройств ХСЧКВ применяемых в комплексах «Нож» и «Дуплет».
Хотя на КП «донецкий завод химических изделий» и ведет выпуск устройств 4С22, более требовательные заказчики выбирают современные устройства ХСЧКВ имеющие в 1,5-2,5 раза большую эффективность.

Кроме модернизации подвижности танк Т-72УА1 получил глубокую модернизацию защиты с заменой устаревшего навесного комплекса динамической защиты «Контакт» на современный «Нож» разработанный БЦКТ «Микротек». На башне устройства ХСЧКВ размещены в новых модулях разработанные БЦКТ "Микротек". На лобовых и бортовых участках корпуса устройства ХСЧКВ устанавливаются в доработанные штатные контейнеры навесного комплекса ДЗ. На бортах корпуса сохранена старая схема установки контейнеров, применяющаяся на Т-72Б с креплением непосредственно на резинометаллические экраны. Подобное решение объясняется ограниченными финансовыми возможностями заказчика.


В целом модернизация Т-72Б с установкой нового МТО с двухтактным двигателем 5ТДФМА-1 и современной динамической защитой «Нож» дает большие перспективы для дальнейшего совершенствования обширного парка устаревших танков этого типа во многих странах мира. Особенно модернизация актуальна для стран с теплым климатом, где штатные двигатели танков Т-72 и его модификаций типа В-46, В-84, В-92 испытывают значительное снижение мощности.

Дополнительные источники по установке 5ТДФА-1 на танк Т-72 и Т-55:

  1. С.А. Алёхин, канд. техн. наук, В.В. Салтовский, инж., В.И. Прокопович, инж. СИЛОВАЯУСТАНОВКАДЛЯ БРОНЕТЕХНИКИ
  2. Вакуленко В.В., Зарянов В.А., Горожанин Ю.Г., Жменько Р.В., Кузьминский В.А.,Чучмарь И.Д. МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ПОДВИЖНОСТИ ТАНКА Т-72 ПРИ ЕГО МОДЕРНИЗАЦИИ
  3. С.А. Алёхин, канд. техн. наук, Г.К. Попов, инж., В.В. Салтовский, инж. ПЕРСПЕКТИВНАЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА НАЗЕМНОГОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Т-72Б3 — российский основной боевой танк семейства Т-72. Модификация разработана в качестве дешёвой альтернативы Т-90А до получения российской армией танков нового поколения. Представляет собой сравнительно простую модернизацию танка Т-72Б.

Средства наблюдения и связи

На танк установлен многоканальный прицел «Сосна-У» разработки белорусского предприятия «Пеленг». ВСУО оставлен прицел ТПД-К1 комплекса 1А40 с танка Т-72Б. Прицел командира танка - ТКН-3МК, представляющий собой модернизацию советского прицела ТКН-3 с системой «Дубль» и ЭОП 2-го поколения. Система связи состоит из радиостанции УКВ диапазона Р-168-25У-2 «Акведук». В её состав включены 2 приемопередатчика. Обеспечивает открытую, маскированную или засекреченную радиосвязь. Производится Рязанским радиозаводом с 2005 года.

Ходовая и двигатель

Гусеничные траки традиционные для семейства Т-72, заменены на новые с параллельным шарниром для улучшения эксплуатационных характеристик и увеличения ресурса. В танк устанавливается четырёхтактные V-образные 12-цилиндровые многотопливные дизельные двигатели с жидкостным охлаждением В-84-1 мощностью 840 л. с. с удельной мощностью 18,88 л. с./т., прошедшие капитальный ремонт.

Вооружение

Орудие представляет собой 125-мм гладкоствольную пушку 2А46М-5. Пушка получила улучшенные подкалиберные снаряды типа «Свинец». Зенитная пулемётная установка лишилась дистанционного управления и переведена в ручной режим.

Оценка проекта

В совокупности, из новшеств только белорусский прицел «Сосна-У» и современные цифровые системы связи, всё остальное 30-летней давности от базовой модели. Нет приёмников ГЛОНАСС для определения экипажем местоположения танка. Вместо новых двигателей В-92С2 (1000 л. с.), стоят моторы В-84-1 мощностью 840 л. с. после капитального ремонта. По информации ГАБТУ, установка старых двигателей в танки произошла из-за позднего заключения контракта с «Уралвагонзаводом». Вместо современной динамической защиты «Реликт», стоит старый «Контакт-5». Т-72М1, предназначенный для Алжира по той же цене, оснащён гораздо лучше. В российском варианте модернизации электроника сильно отстаёт от современных танков.

В будущем возможно оснащение СУО «Калина», которая устанавливается на танк Т-90СМ и двигателя В-93 мощностью 1130 л.с

Технические характеристики

Видео

Даже в заокеанских рейтингах Леопард-2 нередко опережает американский Абрамс М1А2. У военных экспертов, разумеется, есть основания выводить немецкую машину на первое место. Но к званию «лучший танк мира» надо относиться с долей здорового скепсиса. Взгляните на башню Леопарда-2, зенитный пулемет вам ничего не напоминает? Все правильно, это МG3A1 - прямой потомок, точнее адаптированный под современный патрон MG-42 времен Второй мировой войны. Понимаю, весьма удачная «машинка», но не для третьего же тысячелетия! Лишь совсем недавно на танках бундесвера пулемет-легенду стали заменять на современный Heckler & Koch MG5 или дистанционно управляемый модуль со «стволом» 12,7 мм.

В животном мире крупная кошка леопард относится к роду пантер, так же как и тигр. Забавно - в немецкой бронетехнике легко прослеживаются эти звериные родовые черты. Леопард-2, как и танки вермахта времен Второй мировой, отличается вертикальной установкой бронелистов. Рациональных углов наклона брони на корпусе и на башне минимум, особенно на ранних модификациях. Мало того, громадный Леопард переразмерен в ширину и достаточно тяжел - типичные «тигриные» проблемы, затрудняющие транспортировку по железной дороге.

Получается, немцы с завидным упорством наступают на те же грабли? Не во всем. Во время войны с СССР были у машин кошачьего племени проблемы с ресурсом, мощностью двигателей и, главное, немцы не смогли наладить ремонт своих сложных танков в полевых условиях. Так вот, пробег Леопарда-2 до капитального ремонта составляет 10 тысяч километров. Силовая установка - турбодизель мощностью 1500 л.с., объединенный в единый блок с гидромеханической трансмиссией. Помимо высокой энерговооруженности такое техническое решение дает еще хорошую ремонтопригодность - силовую установку в сборе даже в полевых условиях можно поменять за 35 минут. Отличный показатель!

Есть у танка и другие плюсы. Леопард-2 обладает приемлемой подвижностью. Вооружение мощное: 120-мм гладкоствольная пушка Rheinmetall с современными боеприпасами и два пулемета. Орудие стабилизировано в двух плоскостях. А вот автомата заряжания не предусмотрено. Поэтому в обитаемой башне танка находятся 3 человека: командир, наводчик и заряжающий. И это не все - в корме башни расположена часть боекомплекта. Ниша, где лежат снаряды, оборудована вышибными панелями. Считается, что при попадании снаряда в «пороховой погреб» такой конструкции у людей выше шансы уцелеть (кстати, остальной боеприпас и топливо хорошо изолированы от экипажа). Минус один - неимоверный размер башни и сопутствующий этому вес.

А после того, как плоская маска пушки (начиная с модификации 2А5) уступила место модернизированному варианту с рациональными углами наклона брони, пришлось электрогидравлический привод башни менять на электрический. И все равно, скорость поворота башни не фигурирует в числе главных добродетелей Леопарда-2. Зато танк оборудован прекрасным цейссовским прицелом, эффективной системой управления огнем, тепловизорными камерами, обеспечивающими круговой обзор всем членам экипажа, системой пожаротушения, многослойной броней, подбитой с внутренней стороны противоосколочными матами.

Леопард-2 стоит на вооружении с 1979 года и относится к танкам третьего поколения. За годы эксплуатации его не раз улучшали, переоснащали и даже подвергали «фейслифтингу». Наиболее свежие и актуальные модификации 2А5, 2А6, 2А7+. Последняя анонсирована в 2010 году и, скорее всего, радикальных улучшений в дальнейшем не будет - модернизационный потенциал танка на этом исчерпан.

Наследник тридцатьчетверки

Наш T-72 меньше, ниже и существенно легче Леопарда-2. Принят на вооружение в 1973 году и являет собой почти идеальный пример простого и, главное, массового танка. За годы производства неоднократно модернизировался. Последняя версия под индексом Т-72Б3 принята на вооружение в 2011 году и на сегодняшний день успела обрасти рядом дополнительных улучшений 2014 и 2016 года. Для чего возятся с танком старого образца? Насыщение армии боевыми машинами четвертого поколения -дело не одного дня и даже года. Лучший способ сохранять боеспособность бронетанковых войск в переходный период - подтягивать к современным требованиям машину с хорошим модернизационным потенциалом.

В сравнении с «немцем» отечественный танк - воплощение совсем другой концепции: низкий силуэт, мощное вооружение на компактном и маневренном шасси. Российская гладкоствольная пушка 2А46М-5 калибром 125 миллиметров, пожалуй, даст фору леопардовской. Это самая свежая модернизация орудия 2А46М с улучшенной на 20 процентов кучностью и уменьшенным в 1,7 раза рассеиванием при стрельбе с ходу. Автомат заряжания доработан под новые бронебойные подкалиберные снаряды Свинец 1,2.

Вот здесь требуется отступление. Благодаря автомату заряжания в башне только два человека - командир и наводчик. Значит, башня меньше и легче, чем в немецкой боевой машине. Добавьте сюда округлую форму, оптимальную для рикошета вражеских снарядов, хорошее бронирование, динамическую защиту (на ранних модификациях Контакт-5, на поздних - Реликт) и зенитный пулемет калибром 12,7 мм. Таким образом, по части «верхов» Т-72БЗ как минимум не хуже Леопарда. И это при том, что для достижения достойной огневой силы на нашем танке не пришлось городить огромную «мансарду» с электроприводом.

С цейссовскими прицелами и зарубежной электроникой тягаться, конечно, трудно. Но модернизация значительно улучшила оснащение нашего танка. Он получил новый прицел наводчика Сосна-У с тепловизионным каналом, автомат сопровождения цели, современный цифровой баллистический вычислитель, дисплейный комплекс механика-водителя с камерой заднего обзора. На самых свежих модификациях появился и панорамный стабилизированный прицел командира.

К сожалению, вживление нового оборудования не обошлось без досадных ляпов, связанных с эргономикой и удобством использования. Но в целом точность стрельбы как с места, так и в движении стала лучше, приборы наведения надежно работают при любой погоде и в любое время суток. Да и дальность стрельбы на уровне лучших мировых образцов. Будем считать, что в плане оптики и электроники с Леопардом у Т-72Б3 свежих модификаций наметился паритет.

Защита нашей машины во многом даже лучше, чем у немецкой. Меньший вес Т-72Б3 означает не «жиже» броня, а суммарно меньший объем защищаемого пространства (сам танк не такой слоноподобный). Система пожаротушения на нашем танке тоже есть. Вот с динамической защитой до последнего времени дело обстояло хуже - комплекс Контакт-5 откровенно устарел. Ситуацию исправила защита Реликт, которую устанавливают на свежие модификации Т-72Б3. Особенно хороши бортовые панели с интегрированными модулями динамической защиты и решетчатыми экранами, укрывающими моторно-трансмиссионное отделение. Мало того, в составе штатных принадлежностей танка есть дополнительные модули и экраны для установки на башню вместо ящиков ЗИП.

И, наконец, . Займемся забавной математикой. Удельная мощность Леопарда-2 с 1500-сильным двигателем составляет 23,8 л.с. на тонну. Т-72Б3 ранних образцов со старым добрым дизелем В-84-1 мощностью 840 лошадей имел показатель 18,3. Заметное отставание! Последние модификации машины оснащают новым двигателем В-92С2Ф мощностью 1130 л.с., что дает удельную мощность 24,5 л.с./т. В таких случаях принято говорить - догнали и обогнали.

А теперь картина в целом. В общем, Леопард-2 и T-72Б3 равные соперники, несмотря на разные концепции и не младенческий возраст конструкции. Трудно предсказать, кто окажется сильнее при очной встрече - у каждого есть свои достоинства и недостатки. Но, как водится, при равенстве сил успех боевого применения больше зависит от уменья больших командиров и конкретных экипажей толково распорядиться имеющейся матчастью.

Что касается успеха коммерческого, то оба танка стоят на вооружении множества стран. Но соотношение «цена-качество» явно за нашей машиной. За все время производства Леопарда-2 разных модификаций сделано чуть меньше 3,5 тысяч экземпляров. Тираж Т-72 - около 30 тысяч!

Характеристики танков России и Германии

Т-72Б3

Leopard 2А6

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Длина/ширина/высота 6860/3460/2226 мм
Дорожный просвет 490 мм
Экипаж 3 чел.
Масса 46000 кг
Максимальная скорость 65 км/ч
Запас хода по шоссе 500–700 км

Наличие в более чем тридцати странах мира около десятка тысяч танков типа Т-72, а также огромный модернизационный потенциал машины подталкивает многие конструкторские бюро к разработке программ модернизации этого танка. В России такие программы разработаны в нижнетагильском УКБТМ. Высокую активность в разработке и реализации программ модернизации Т-72 проявляют также компании Украины и Израиля. Немало программ разработано в Чехии, Словакии, Польше и даже в ЮАР.

Реализация комплексных программ модернизации, согласованных с компанией разработчиком, обеспечивает значительное повышение боевых характеристик машин, выводя модернизированные Т-72 на один уровень с танками последних западных разработок. Другие же программы, предполагающие замену на танках отдельных приборов прицеливания, агрегатов силовой установки, установку систем навигации, как правило, позволяют незначительно повысить лишь отдельные показатели боевой эффективности, и то не всегда. Известны случаи, когда после установки на Т-72 новейших автоматизированных систем управления огнем (АСУО) итальянской разработки, показатели точности стрельбы стали ниже, чем на базовом варианте машины. Это происходит ввиду того, что часто разработчики таких АСУО не имеют полного комплекта технической документации для обеспечения сопряжения СУО с приводами наведения и стабилизации оружия комплекса вооружения танка. В результате ошибки стрельбы, возникающие при наводке оружия в цель не уменьшаются, а только увеличиваются.

В Республике Беларусь в настоящее время утвержден новый облик белорусского танка, который стал результатом осуществления программы модернизации танка Т-72Б разработанной специалистами 140 БТРЗ совместно с инженерами ОАО «Пеленг». Эти предприятия еще с советских времен занимались производством капитального ремонта машин типа Т-72 и разработкой систем управления огнем для всех танков советской и российской разработки.

Предполагается, что в ходе модернизации находящегося на вооружении танка Т-72Б будут улучшены и выведены на более высокий уровень огневая мощь, защищенность и командная управляемость. Для этого на машину устанавливаются современные системы управления огнем, средства связи и навигации. В частности вместо ППН 1К13-49 в танке Т-72Б устанавливается разработанный ОАО «Пеленг» прицельный комплекс «Сосна-У», который также успешно используется и при модернизации российских танков Т-72Б и Т-90. Многоканальный прицельный комплекс «Сосна-У» объединяет в себе визирный оптический канал, тепловизионный канал, лазерный дальномерный канал и лазерный канал управления комплекса управляемого вооружения. Кроме того, в состав новой высокоавтоматизированной СУО модернизированного в Беларуси танка Т-72Б включены баллистический вычислитель и автомат сопровождения цели. Штатный прицельный комплекс 1А40-1 теперь выполняет роль дублирующего прицельного приспособления.

Установленная на танке в ходе модернизации современная СУО с многоканальным прицелом позволяет обнаружить цель и вести огонь по ней как наводчику-оператору, так и командиру танка из основного оружия всеми типами боеприпасов. В том числе и управляемой ракетой с места и с ходу, днем и ночью, на дальность до пяти километров. А наличие автомата сопровождения цели значительно повышает вероятность попадания при стрельбе по движущимся целям и с ходу.

Для повышения защищенности танка реализуется комплекс мер, включающий в себя установку новых броневых модулей, автоматической системы постановки аэрозольных завес.

На прошедшей в столице Казахстана в мае 2012 г. были продемонстрированы еще две модернизации танка Т-72 – одна разработанная украинскими инженерами киевского танкоремонтного завода, вторая – израильскими и казахскими специалистами.

Украинская модернизация танка представлялась под наименованием Т-72UA4. Машина имеет усовершенствованный прицельно-наблюдательный комплекс командира с зенитной пулеметной установкой закрытого типа позаимствованный от танка Т-80УД, выпускавшегося в середине 80-х гг. на заводе им. Малышева в г. Харькове. Командир получил в свое распоряжение комбинированный прицел ТКН-4С со стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости, с помощью которого имеет возможность ведения прицельного огня из зенитного пулемета по наземным целям с ходу. Судя по тому, что в составе СУО модернизированного Т-72UA4 поменялся только ночной прицел (вместо ТПН1-49 установлен ТПН4), возможность ведения огня из основного оружия танка с места командира отсутствует. Основным прибором прицеливания наводчика остался прицельный комплекс 1А40-1 ТПД-К1. Комплекс управляемого ракетного вооружения отсутствует.

Главной особенностью этого танка является модернизированная силовая установка с турбопоршневым двухтактным дизелем 5ТДФМА-1 мощностью 1050 л.с. при сохраненной оригинальной вентиляторной системе охлаждения, существенным образом улучшающая характеристики подвижности модернизированного танка.

Также на Т-72UA4 повышены показатели защищенности машины за счет установки комплекса оптико-электронного противодействия «Варта», включающего в себя систему постановки завес и станцию оптико-электронных помех, являющиеся аналогами российской системы оптико-электронного подавления «Штора-1». Элементы навесной динамической защиты корпуса «Контакт-1» остались без изменений.

Вообще-то странно, почему в Казахстан украинские разработчики привезли именно эту модернизацию Т-72 – Т-72UA4? Вряд ли она может составить достойную конкуренцию казахстанской модернизации Т-72, не говоря о российской. Машина имеет практически худшую огневую мощь по сравнению со штатным Т-72Б, состоящим на вооружении армии Казахстана. Странно, тем более, что Украина годом ранее в Нижнем Тагиле демонстрировала более продвинутую версию модернизации Т-72 – Т-72АГ.

На Т-72АГ СУО идентична той, что установлена на танке Т-90 (прицельный комплекс наводчика 1Г46, ночной прицельный комплекс ТПН4-49, командирский прицельный комплекс ПНК-4Г, возможность дублированного управления огнем с места командира танка, баллистический вычислитель, стабилизатор оружия 2Э42М), имеется комплекс управляемого ракетного вооружения 9К119 с управляемой ракетой «Комбат».

Силовая установка такая же, как и на Т-72UA4 – с турбопоршневым двухтактным дизелем 5ТДФМА-1 мощностью 1050 л.с. Однако на Т-72АГ установлена еще и вспомогательная силовая установка ЭА-10 мощностью 10 кВт.

Комплекс средств защиты танка Т-72АГ включает в себя такой же, как и на Т-72UA4 комплекс оптико-электронного противодействия «Варта», новый комплекс встроенной динамической защиты «Нож», систему защиты от напалма, новую быстродействующую противопожарную систему.

Для повышения работоспособности экипажа, особенно в боевых условиях, машина оснащена системой кондиционирования воздуха.

По-своему интересен проект модернизации танка Т-72 – Т-72KZ «Шыгыс» (восток), разработанных казахскими, израильскими и турецкими инженерами.

По схеме модернизации Т-72KZ близок к печально известному грузинскому варианту T-72 SIM-I, которые так и не смогли показать каких бы то преимуществ перед штатными российскими Т-72А и Т-72Б во время войны в Южной Осетии в 2008 г., но внешне отличающийся установкой новых элементов динамической защиты на башню и лобовую деталь корпуса. Борта корпуса прикрыты резинотканевыми и усилены дополнительными решетчатыми экранами. Однако противокумулятивные решетки на бортах никаким образом должным образом работать не будут, поскольку установлены вплотную к резинотканевому экрану.

При модернизации танк Т-72KZ «Шыгыс» сохранил свой штатный 840-сильный двигатель В-84 танка Т-72Б, которого вполне хватает для обеспечения достаточной подвижности машины такой весовой категории (первоначально предполагалась установка на модернизируемые в Казахстане танки Т-72 финские дизели Wartsila). Показатели подвижности ночью повышены за счет установки тепловизионного прибора механика-водителя (аналогичного применяемому на разработанном в Турции варианте модернизации танка Leopard 2), обеспечивающего дальность видения ночью, а также в сложных условиях видимости (туман, снег, пыль, дым и т.д.) до 400 м. Установка на штатную гусеницу Т-72 с последовательным РМШ асфальтоходных башмаков снижает и без того невысокие показатели проходимости старой гусеницы.

Для повышения огневых возможностей на танке установлена новая система управления огнем с использованием новых приборов прицеливания и наблюдения производства турецкой компании Aselsan. СУО включает в себя комбинированный круглосуточный прицел наводчика с тепловизионным каналом с дублированием «картинки» с него на месте командира танка, а также баллистический вычислитель. Это обеспечило возможность ведения прицельного огня с места командира танка в режиме «Дубль». Однако, модернизированный в Казахстане вариант Т-72 потерял такое огневое преимущество, как возможность стрельбы управляемой ракетой. Стабилизатор оружия остался прежним – 2Э28М.

Что значительно повышено на казахско-израильско-турецком варианте модернизации Т-72, так это показатели командной управляемости. Они повышены за счет установки на машину навигационной системы, новых цифровых средств связи, системы управления подразделением в бою на основе бортового компьютера BMS, способной интегрироваться в автоматизированную систему управления войсками тактического звена.

В качестве навигационной системы на Т-72KZ «Шыгыс» используется израильская навигационная система Azimuth Comet с характерной удлиненной антенной приемника GPS на кормовой части башни (как и на грузинских танках Т-72 SIM-I), при этом дополненную приемником ГЛОНАСС. Системы радиосвязи включают израильские двухблочную УКВ радиостанцию CNR-990 и цифровую систему внутренней связи VIC-500 разработки компании Tadiran.

Для обеспечения работы возросшего количества потребителей электроэнергии на машине установлена вспомогательная силовая установка израильского производства мощностью 7,5 кВт.

Официально в модернизации Т-72KZ «Шыгыс» принимали участие пять компаний, все казахские или совместные: «Единый центр внедрения систем управления вооружением» (разработка концепции, выработка ТЗ), «Семей Инжениринг» (производство ремонта, установка ДЗ), «Казахстан Аселсан Инжениринг» (СУО, прибор ночного видения механика-водителя), «Казахстанско-израильское совместное предприятие «Delta IT» (системы связи, навигации, управления подразделениями в бою, энергоснабжения), «811 Авторемонтный завод КИ» (производство и установка гусениц с асфальтоходами).

Как бы ни были привлекательны программы модернизации танка Т-72, разработанные зарубежными коллегами, наиболее современным вариантом модернизации этого танка стал вариант, разработанный в Уральском КБ Транспортного машиностроения (УКБТМ) – колыбели Т-72. К модернизации машины в этом КБ подошли комплексно.

На модернизированном танке удалось существенно повысить: огневую мощь (точность и дальность действительной стрельбы), защищённость, подвижность и командную управляемость. Кроме того, значительно улучшены эксплуатационные характеристики модернизированной машины.

Повышение огневой мощи обеспечено за счёт внедрения новой СУО, установки новой 125-мм гладкоствольной пушки 2А46М-5, применения новых более могущественных боеприпасов и ЗПУ закрытого типа с дистанционным управлением.

Усовершенствованная 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-5 вместе с доработанным автоматом заряжания под применение нового бронебойно-подкалиберного выстрела, обеспечивает стрельбу всеми новейшими образцами 125-мм выстрелов повышенного могущества.

СУО модернизированного танка Т-72 стала автоматизированной с цифровым баллистическим вычислителем и системой контроля изгиба ствола. Даже по сравнению с пушкой 2А46М точность стрельбы из пушки 2А46М-5 повысилась на 15-20%, а суммарное рассеивание при стрельбе сходу понизилось в 1,7 раза.

В состав СУО модернизированного Т-72 включен многоканальный (оптический, тепловизионный, лазерные дальномерный и управления ракетой каналы) прицел наводчика «Сосна-У» с независимой стабилизацией поля зрения в двух плоскостях. Новый прицел обеспечивает эффективное поражение целей на дальностях свыше 3000 м днем и ночью, а также в условиях плохой видимости (пыль, туман, снег и т.д.). Появилась возможность ведения огня управляемой ракетой в ночных условиях и сходу.

С целью обеспечения высокой эффективности стрельбы из танка с ходу на машину установлен новый стабилизатор вооружения 2Э42-4 с электромашинным усилителем. Помимо повышения точности стрельбы, такой стабилизатор еще снижает пожароопасность из-за отсутствия гидравлических приводов с высоким давлением пожароопасной рабочей жидкостью.

Новая ЗПУ позволяет командиру танка вести прицельную стрельбу из зенитного 12,7-мм пулемета «КОРД» (НСВТ-12,7) с использованием приводов дистанционного управления по воздушным, а в стабилизированном режиме – по наземным целям, оставаясь под надежной защитой брони. Это также повышает живучесть танка на поле боя, особенно в сложных условиях боя (в городе, в лесу, в горах) за счет своевременного подавления или уничтожения танкоопасной живой силы.

По желанию заказчика возможно размещение на модернизированном танке Т-72 ЗПУ открытого типа с ручным наведением.

Значительно повышена защита танка за счет установки новой ДЗ «Реликт» модульного типа. Она имеет ряд преимуществ по противодействию современным противотанковым боеприпасам по сравнению с комплексами ДЗ, применявшимися ранее. Для защиты бортовых и кормовой проекций танк комплектуется специальными экранами с элементами ДЗ и решетчатыми экранами. Решетчатые экраны обеспечивают разрушение БЧ попадающих в них кумулятивных боеприпасов снижая вероятность пробития ими брони на 70-100%.

Для защиты от противотанковых мин с магнитными взрывателями на модернизированном танке Т-72 устанавливается система электромагнитной защиты (СЭМЗ), обеспечивающей преждевременный подрыв таких мин.

Маскировочный комплект «Накидка», очередное «ноу-хау» российских разработчиков, делает танк практически неуязвимым при попытке его поражения современными средствами высокоточного оружия западного производства. Вероятность и дальность обнаружения танка оснащенного «Накидкой» средствами обнаружения современного высокоточного оружия в радиолокационном диапазоне обнаружения снижется в 6 и более раз. В ИК диапазоне вероятность обнаружения и захвата инфракрасными ГСН танка в «Накидке» снижается в 2-3 раза.

На модернизированном Т-72 установлена автоматизированная система постановки завес комплекса оптико-электронного подавления «Штора-1». Она обеспечивает защиту боевой машины от высокоточного оружия с полуактивной лазерной ГСН, предупреждение экипажа о лазерном облучении танка (при замере дальности лазерными дальномерами и подсветке лазерными целеуказателями). Система осуществляет постановку многоспектральных аэрозольных завес, скрывающих положение танка и ослепляющих системы управления противотанковых комплексов и другого высокоточного оружия.

С целью повышения подвижности машины на танк установлен многотопливный дизель В-92С2 мощностью 1000 л.с. и усовершенствованная система охлаждения.

Доработаны узлы ходовой части. Машина получила новые гусеницы с траками с параллельным резинометаллическим шарниром, обеспечивающие ей лучшее сцепление с грунтом и хорошую управляемость. Усилены, а также повышена жесткость амортизаторов, усилены бортовые коробки передач.

Командная управляемость повышена за счёт оснащения танка новой УКВ радиостанцией Р-168-25УЕ-2, аппаратурой внутренней связи и коммутации Р-168 АВСК-У и комбинированной (спутниковой и одометрической) навигационной аппаратурой.

Таким образом, разработанная в России программа модернизации танка Т-72 является наиболее отработанным и сбалансированным вариантом повышения боевых свойств танков типа Т-72. При этом в зависимости от пожеланий заказчиков, на машине могут быть осуществлены не все сразу доработки, а только часть их, по выбору, что может расширить круг потенциальных клиентов. При этом необходимо учесть, что программа модернизации Т-72 разработанная российскими конструкторами учитывает все нюансы конструкции машины и не ограничивается полумерами, предлагаемыми многими зарубежными разработчиками.

Еще одну модернизацию танка Т-72Б представили на прошедшей в июне – июле 2012 г. в подмосковном Жуковском специалисты компании «Оборонсервис». В результате проведенной компанией модернизации повышены огневая мощь и командная управляемость танка.

Огневая мощь повышена за счет установки нового прицельного комплекса наводчика и панорамного многоканального прицельного комплекса командира. По всей видимости, усовершенствованы и другие элементы системы управления огнем (СУО). Понятно одно – командир получил возможность эффективного онаружения целей днем и ночью, а также ведения прицельного огня из основного и дополнительного оружия всеми видами боеприпасов, включая управляемую ракету, днем и ночью, с места и с ходу.

Командная управляемость повышена за счет установки нового комплекса средств связи и системы топографического ориентирования «Трона» использующую GPS/ГЛОНАСС и инерциальную подсистемы, разработанную на Ковровском электромеханическом заводе «КЭМЗ», установки новых цифровых средств связи, автоматизированной системы управления войсками тактического звена.

В целом, если рассмотреть предлагаемые в настоящее время на мировом рынке программы модернизации танка Т-72, только российскими инженерами разработаны и реализованы наиболее взвешенные, комплексные и отвечающие современным требованиям боя программы.

Сравнительные ТТХ танков Т-72Б и модернизированного Т-72


Параметр

Т-72 модернизированный

Боевая масса, т

не более 46

Пушка, марка

Калибр, мм

Зенитная пулемётная установка

открытого типа

закрытого типа с дистанционным управлением

Модульная ДЗ

«Контакт-V»

«Реликт»

Автоматизированная система постановки завес

Система электромагнитной
Защиты

Дневной прицел

Прицельный комплекс 1А40-1

Многоканальный прицел наводчика «Сосна-У» с визирным и ТПВ-каналами, лазерным дальномером и лазерными каналом управления ракетой

Ночной прицел

ППН 1К13-49 электронно-оптический монокулярный перископический

Дальность обнаружения и распознавания цели типа «танк» ночью, м

не менее 3300

Режим дублированного управления вооружением с места командира

Прицел-дублёр

прицел-дальномер
ТПД-К1

Баллистический вычислитель

электронный цифровой с комплектом датчиков

Автомат сопровождения цели

электронный цифровой с обработкой видеоизображения от ТПВ-канала прицела «Сосна-У»

Информационный канал управления ракетой

входит в состав ППН 1К13-49

входит в состав многоканального прицела наводчика «Сосна-У»

Максимальная дальность стрельбы управляемой ракетой, м

до 4000
(днем, с места)

до 5000
(днём и ночью, с места и
с ходу)

Радиостанция, марка

Наличие заранее подготовленных частот

Режим технического
Маскирования

Режим ППРЧ (программная перестройка рабочей частоты)

Скорость передачи и приёма цифровой информации, бит/с

цифрового канала связи нет

Навигационная аппаратура, тип

комбинированная (GPS и одометрическая)

Аппаратура внутренней связи и коммутации, марка

Р-168 АВСК-Б

Словесная разборчивость, %

Максимальное число абонентов, подключаемых в сеть внутренней связи

Двигатель, марка

Мощность, л.с.

Удельная мощность, л.с./т

не менее 21,8

Максимальная скорость
по шоссе, км/ч

Просмотров