От чего спасает христос. Божий план спасения человечества, или почему Иисуса Христа называют Спасителем и Искупителем

Дорогая душа, читающая эти строки! Ты можешь в это верить, можешь не верить, это твоя воля. Ни человек, ни Бог не может воздействовать на твою волю. Но все, что здесь написано, это исследование Библии, а Библия – это истина. И какое бы решение не принял человек: следовать этой истине или нет, духовные законы от этого не изменятся. Мы верим в действие физических законов, и если мы послушны им, то они действуют нам во благо, но если мы их проигнорируем, они уничтожат нас. Точно также и с духовными законами: если мы им подчинимся, то они будут служить нам во благо, если нет, то мы обречены на погибель. Пусть Господь даст тебе мудрость поразмышлять над этой темой, и иметь представление, что сделал лично для тебя Иисус Христос. Принять тебе эту истину, или отвергнуть. Да благословит тебя Господь!

Очень часто мы, пребывая в общении с верующими, слушая проповеди Евангелия, слышим такие выражения: «Иисус спас нас, пролил за нас Свою Кровь, стал за нас нашим искуплением и дал нам прощение грехов». Я уверен, что многие, слушая эти Библейские термины, не понимают их сути, а иногда эти слова так часто звучат, что мы им не придаем особого значения и не задумываемся о глубине и важности каждого из этих выражений.

Библия называет Иисуса Христа Спасителем. Следовательно, человечество, Спасителем, которого Он является, нуждается в спасении. В спасении от чего? Давайте вместе с вами рассмотрим этот вопрос.

Когда мы читаем 1-ю и 2-ю главы Бытия, где описывается процесс сотворения мира Богом, мы видим, что все, что Бог сотворил, оно было сотворено для благословения: «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что [это] хорошо. И благословил их Бог». (Быт.1:21,22). «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог». (Быт.1:27). И когда Бог подитожил Свою работу, Он сказал:«хорошо весьма». Для кого хорошо? Для человека. Потому что Он сказал человеку: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». (Быт.1:28).

И, когда человек все это выполнял, то есть делал так, как это запланировал в его жизни Бог, то человеку было прекрасно жить. Он жил в благословении. Адам имел прекрасные отношения с Богом, как у сына и Отца, и Бог щедро благословил Адама. У него все было: достаток в доме, хорошая счастливая семья, крепкое здоровье, хорошее занятие, увлечение, мир и покой на сердце. Он никогда ни о чем не переживал, всегда был сытым, и, самое главное, он каждый день в прохладе дня общался со своим любимым Отцом. Вот именно такой, Бог представлял Себе жизнь человека, когда творил его. До 3-й главы Бытия мы не найдем слова «прощение», потому что его еще не существовало в природе, так как не было еще греха, не было за что прощать.

В 3-й главе Книги Бытие , когда на арену выходит диавол, человек допускает в свою жизнь грех. Грех – это действие человека, которое идет в разрез с волей Бога. В сущности человек сделал то, о чем попросил его диавол, и преступил повеления Бога, и стал преступником Божьей заповеди. Он в свой дух, который был от Бога, впустил то, что было от духа нечистого, от духа сатаны. И этот дух навел на человека проклятия: болезни, смерть, порабощение одного человека другим, всевозможное неустройство во всех сферах жизни, нищета, одиночество, тяжелый труд, сложные отношения с людьми, раздражительность, ссоры и т.д. . То есть, все то, что было создано Богом для человека, чтобы тот жил счастливой жизнью и наслаждался ею, все это перечеркнуто человеком одним действием, которое называется «грех», и которое несет множество проблем в жизнь человека, и которое называется одним словом «проклятие». Проклятие свидетельствует о присутствии духа нечистого в жизни человека, который создает все эти проблемы.

С момента грехопадения человека, Бог создал закон греха и смерти:«Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». (Рим.8:2). Другими словами это закон можно назвать «законом преступления и наказания». Когда не было преступления, то не было нужды и в наказании. После того, как человек преступил Божье повеление и согрешил, Бог вводит наказание. Этот духовный закон действует точно так же, как и любой физический закон, например, закон земного притяжения. И от того, верит ли человек в существование этого духовного закона, или не верит, действие этого закона не прекратится.

Основными составляющими закона греха и смерти является два фактора: 1) «Возмездие за грех - смерть». (Рим.6:23). 2). «Прощения не бывает без пролития крови» (Евр9/22)

Это духовный закон. Сделанное человеком преступление повелений Божьих влечет за собой наказание. И абсолютно не важно, узнает ли об этом грехе кто-то из людей или нет. Никто и ничто не сможет скрыться от глаз Господних: «Ибо очи Господа обозревают всю землю». (2Пар.16:9). Возмездие за грех обязательно совершиться и это может произойти в любой форме и в любое время. Потому что это закон, который Бог не отменял. Подумайте, может ли Бог отменить закон земного притяжения? Представьте себе, что может случиться, если такое произойдет, хотя бы в течении 5-ти минут? Хаос и трагедии!

Для того, чтобы более доступно донести свою мысль, авторы, писавшие Библию по вдохновению Духа Святого, применяли образ «стрелы». Например, Давид пишет: «Не убоишься ужасов в ночи и стрелы, летящей днем» , Павел пишет: «А наипаче возьмите щит веры, которым сможете угасить все раскаленные стрелы лукавого». Чтобы доступнее изложить свою мысль, я тоже использую этот образ.

Итак, если говорить образно, то грех, совершенный человеком, - это стрела, выпущенная этим человеком в самого себя. Стрела летит какое-то время, набирает силы и скорости, и возвращается к этому человеку, поражая его. Эта стрела несет в себе огромную разрушительную силу: на разрушение здоровья, на разрушение отношений в семье, на разрушение достатка в доме, одним словом, на разрушение благословений в твоей жизни.

Что же делать? Неужели ситуация настолько безнадежна для человека, что в ней нет выхода? Исходя из выше сказанного, человечество, унаследовавшее греховную природу от Адама, чтобы не быть полностью истребленным через сделанный им грех, нуждается в искуплении и прощении грехов, то есть в защите от этих разрушительных стел. Искупление и прощение грехов, исходящее от Бога, может произойти только после того, как человек осознает свою вину и покается в содеянном грехе. Что может остановить камень, брошенный нами, чтобы он не долетел до земли? 1) Или прекращение действия закона земного притяжения, 2) Или подставленная кем-то рука, которая примет на себя этот камень. И, так как Бог не может отменить закон земного притяжения, то остается второе – чтобы кто-то подставил свою руку и принял на себя этот камень. Что может остановить действие наказания после сделанного нами греха? То есть, что может остановить разрушительную стрелу, летящую в нас, после сделанного нами греха? 1) Или прекращение действия закона греха и смерти, то есть закона «преступления и наказания»; 2) Или чтобы кто-то принял эту стрелу на себя. И так как Бог не может отменить установленный Им закон, то остается второе – чтобы кто-то принял эту стрелу на себя.

В Писании написано: «Прощения не бывает без пролития крови» (Евр9/22). Это духовный закон. Поэтому в Ветхом Завете Бог дал постановление людям через Моисея, чтобы люди во искупление своих грехов приносили в жертву животных. Это Божье постановление описывается в Книге Левитов 5/1-13. Если он виновен в чем-нибудь из сих, и исповедается, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех свой, которым он согрешил, жертву повинности из мелкого скота, овцу или козу, за грех, и очистит его священник от греха его. (Лев.5:5-7).

«И покропит кровью сей жертвы за грех на стену жертвенника, а остальную кровь выцедит к подножию жертвенника: это жертва за грех; а другую употребит во всесожжение по установлению; и так очистит его священник от греха его, которым он согрешил, и прощено будет ему».(Лев.5:9,10).

В зависимости от тяжести греха, Бог устанавливал какое животное приносить в жертву (Левит 4). Человек приходил с животным во дворы скинии к священнику становился перед жертвенником, возлагал свои руки на голову животного, исповедовал свой грех перед священником, каялся в этом грехе. После этого священник приносил в жертву животное, кровью этого животного он кропил жертвенник, затем входил в скинию и возносил ходатайственную молитву пред Богом за этого человека. В результате, пролитая кровь животного освящала человека от греха, и всякий грех ему прощался, и у человека восстанавливались отношения с Богом, его жизнь начиналась с чистого листа. Он снова вошел в благословение Божье. Таким образом совершился духовный закон: 1). «Прощения не бывает без пролития крови» (Евр9/22). 2). «Возмездие за грех - смерть». (Рим.6:23).

За сделанный человеком грех, наказание приняли животные. Животные своей смертью искупали своих хозяев. Животное, приносимое в жертву, становилось ИСКУПЛЕНИЕМ для человека за его грех. Таково действие закона «греха и смерти»: «Возмездие за грех - смерть». (Рим.6:23).

Итак, что происходило в духовном мире в результате проведения вышеописанных действий? Человек, совершивший грех, этим саамы он выпускает стрелу, которая летит с разрушительной силой к нему самому. Эта стрела может к нему возвратиться через день, через год, а то и через 10 лет. Когда человек осознает свою виновность и кается в содеянном грехе, то согласно Божьему постановлению, эта стрела поражает животное, которое человек приносит в жертву за грех, для искупления себя от поражения, потому что стрела эта не может зависнуть в воздухе, она выпущена и имеет конечную цель – на поражение, на пролитие крови, на смерть. Это - закон! После этого человек получает прощение. В Книге Левит 4 и 5 главах описан порядок приношение жертв в зависимости от тяжести греха, и после каждого жертвоприношения Бог говорит: «И прощено будет ему!»

Все это было в Ветхом Завете. А что же произошло в Новом Завете?

Само слово «завет» подразумевает договорные отношения двух сторон. Во времена Моисея Бог составил соглашение, состоящее из 10-ти заповедей, и огласил эти заповеди всему народу. Моисей окропил кровью животных эти заповеди и весь народ. Этим самым он поставил печать, как подтверждающую законность и достоверность этого завета. «Моисей, взяв половину крови, влил в чаши, а [другою] половиною окропил жертвенник, и взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны. И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих». (Исх.24:6-8),

«Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ, говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог. Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные. Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения». (Евр.9:19-22).

Так был заключен первый завет Бога с человеком, который называется Ветхим Заветом. Цель этого завета была – восстановить разорванные Адамом отношения Бога с человеком на основании исполнения человеком определенных Богом заповедей. И, если человек не исполняет какую либо из заповедей, то эти отношения разрываются: Бог человека не благословляет, человек живет в грехах, то есть в проклятии.

Исполнить этот закон человек был не в силах по причине своей греховной человеческой природы. Если человек исполнял 9 заповедей, а не исполнял хоть какую-то одну самую незначительную заповедь, он был под проклятием, как не исполняющий весь закон. «Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона». (Гал.3:10) . Человечество погибало в своих грехах.

И вот для спасения человечества Бог посылает Своего Сына, Иисуса Христа:

Неверующему человеку странно слышать в настоящее, мирное время о потребности человека в спасении. От чего спасаться? Мирное небо, сытная жизнь. И почему Иисуса Христа называют Спасителем? Трудно объяснить скептику, что спасаться нужно от грехов своих, от тех стрел, которые находятся сейчас в полете и направлены на тебя, и их цель – на поражение, на разрушение.

В Псалме 72 Асаф пишет: «Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем! А я – едва не пошатнулись ноги мои… - я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых…». Иногда люди верующие, видя благоденствие людей, которые живут безнравственно, соблазняются на них и задают вопрос Богу: «Почему так? Я служу Тебе Господь, чистым сердцем, и в жизни сталкиваюсь со многими трудностями, а этот нечестивец, процветает?». В этом же Псалме 72/16,17 Асаф сам себе отвечает: «Думал я как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божье, и не уразумел конца их». Одним словом, они процветают, потому что стрелы еще не долетели. Но не долететь они не могут, потому что Бог не отменил Свой духовный закон греха и смерти для безбожников, так же, как Он не может отменить закон земного притяжения.

Бог, видя недееспособность Ветхого Завета, решает установить с человеком новые отношения, основанные не на исполнении закона, а на отношении любви, как у отца и сына. Для этого Бог посылает Своего Сына Иисуса Христа на землю. Об Иисусе Христе написано:

1). Иисус Христос есть Сын Божий.

2). Иисус Христос имел славу Отца на небесах прежде сотворения мира. «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира». (Иоан.17:5).

3). Иисус Христос является образом Бога невидимого, и Он сотворил все видимое и невидимое: «Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое » (Кол1/12-16)

«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего , чрез Которого и веки сотворил». (Евр.1:1,2)

4). Иисус Христос, Сын Божий, воплотился через Деву Марию, стал человеком, быв рожден ею от Духа Святого: «Но кАнгел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». (Матф.1:20,21).

Свое земное служение Иисус Христос начал, когда на Него сошел Дух Святой на Иордане во время крещение Иоанном Крестителем. «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю». (Иоан.1:29-31).

Иоанн Креститель назван Иисусом Христом величайшим пророком:«Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя». (Лук.7:28). Иоанн Креститель не совершил никакого чуда, и его земное служение было не длительным. Почему он является величайшим из пророков? Потому что он явил людям Мессию. Он сказал величайшую проповедь, когда либо звучащую: «Вот Агнец Божий, Который берет грех мира». Почему Иоанн называет Иисуса Христа Агнцем Божьим? Подобно тому, как в Ветхом Завете люди за совершенный грех приносили в жертву агнцев, для искупления своих грехов, так Иисус Христос стал этим Агнцем, Который взял грех всего мира на Себя.

3.5 года Иисус учит Своих учеников условиям Завета, подтверждая Свои слова чудесами и знамениями. В этом Завете Иисус говорит: «Я являюсь твоим искуплением. Отныне не требуется от тебя приносить в жертву животных за твой грех. Ибо те разрушительные стрелы, которые были направлены против тебя, в наказание за твой грех, в момент твоего покаяния и признания Меня твоим Господом и Спасителем, Я беру на Себя. Ты освобождаешься от наказания». И в тот самый момент, когда человек осознает свой грех, когда кается в своих грехах и сожалеет о содеянном, и признает Иисуса Христа своим Господом и Спасителем, в этот самый момент в духовном мире происходит искупление Иисусом Христом этого человека от его грехов, и он верою получает спасение. Его отношения с Богом возобновлены, он получает духовное рождение через Духа Святого, он живет в благословении Божьем, удалившись от проклятия. Его жизнь начинается с чистого листа. Он приобрел вечную жизнь через принятие жертвы Иисуса Христа.

Человек искуплен Кровью Иисуса Христа и получает прощение. Он прощен! Его стрелы к нему уже не долетят, он свободен. И так как«прощение не бывает без пролития крови» (Евр9/22) , то Иисус Христос этот Новый завет закрепил Своей Кровью, пролитой на Голгофском кресте. Это печать, подкрепляющая достоверность Его слов, Его обетований, Его учения.

Итак, мы исследовали, что Иисус Христос есть наше искупление. Он был принесен в жертву за наши грехи. Он спас нас от гибели, которая была неизбежна за наши грехи, Он дал нам жизнь вечную. Он заключил с нами Новый Завет (договор), и закрепил Его Своею Кровью.

А что же в этом Завете, в этом договоре требуется от другой стороны, от нас людей?

Только верить Ему, любить Его, доверяться Ему. Так как сын любит отца. Так любит, что боится его огорчить своим поведением. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Иоан.3:16). А что является печатью со стороны человека, уверовавшего в Иисуса Христа, и заключившего с Ним завет? Это искреннее покаяние и, как следствие этого, - принятие водного крещения, которое является обещание Богу чистой совести: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа». (1Пет.3:21).

«Кто будет веровать и креститься (то, есть заключить с Богом завет через водное крещение), спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». (Мар.16:16).

Иисус Христос говорил многим людям, которых приводили к Нему для исцеления, такие слова: «Прощаются тебе грехи твои», и после этих слов человек получал исцеление. Иисус видел не саму проблему, а корень проблемы, а этот корень имел не физический характер, а духовный. Иисус видел, что человек болен не от простуды, а от того, что его поразила «стрела», выпущенная в него, в результате совершенного им греха. Фарисеи, слыша эти слова, говорили: «Какое Он имеет право прощать грех? Он богохульствует!» Но Иисус имел власть прощать, то есть освобождать этого человека от власти греха, и от болезни, потому что Он взял этот грех, и это наказание за грех, на Себя. Он направил на Себя стрелу, разрушившую жизнь этого человека, и освободил его от наказания: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас». (Ис.53:5,6).

Недавно мне пришел следующий вопрос по электронной почте: «В последнее время все чаще мучаюсь: от чего спас нас Христос? Я не чувствую, что Он спас или спасает меня. Я не понимаю, от какой клятвы Христос нас искупил. Если все равно мы грешим, все равно в болезни, земля в терниях (простите, не могу точно цитировать), — от чего же спас нас Христос?

До Его пришествия ветхозаветные праведники жили согласно Богу, грешники грешили, и после Воскресения Христова ничего не изменилось: есть люди, которые соблюдают заповеди, и есть, которые их нарушают.

Как Он искупил нас от первородного греха, если мы все же признаём, что все младенцы имеют первородный грех?

Если Христос исправил нашу природу, почему же до сих пор есть ужасные люди?

Что Его жертва дала людям?

От кого Христос нас искупил???

Я не понимаю, я не могу просто верить, потому что я не понимаю, как Иисус Христос меня искупил, от кого Он меня искупил, почему проклятия, наложенные в Ветхом Завете (в болезни родите, в поте лица будешь есть хлеб и так далее) не были сняты с нас. Очень прошу вас помочь мне понять это!!!»

И вслед за этим, пока я собирался сесть и обстоятельно ответить, мой кум тоже прислал вопрос, очень похожий:

«Хочу задать вопрос, но прежде ход мыслей, приведший к вопросу:

1. Природа ветхого человека была изменена грехом Адама, эта природа больна и ущербна.

2. Христос, как Боговоплощение, соединив в себе божественное и человеческое начало, принес Себя в жертву за ВСЕХ людей, обновив, исправив, таким образом естество человека.

3. Высшим показателем исправления природы человека и одновременно подтверждением Божественности Христа стало Его преодоление смерти через Воскресение.

Вопрос: если Христос исправил природу человека, даже преодолел смерть — почему природа людей осталась по-прежнему ущербной? Почему мы и далее должны выдавливать из себя первородный грех Адама? Почему Христос своей жертвой не исправил человеческую природу НАВСЕГДА, а лишь показал путь и цель, причем недостижимую на практике?! Какой смысл был в жертве Христа, если все осталось по-прежнему?»

Вопросы очень важные, потому что от понимания их во многом зависит наше понимание христианства вообще. Попробую изложить некоторые тезисы, а насколько это получится - судить читателю. Во всяком случае, не воспринимайте то, что написано ниже, окончательным словом по данному вопросу. Это всего лишь попытка выразить простыми словами то, о чем написано очень много богословской литературы.

1. Ветхий и Новый Заветы - не два разных завета, но одно целое. Оба они описывают историю отношений Бога с человеком, точнее, Божий план спасения человека. То, что Бог задумал еще во времена Авраама (или даже сразу после падения человека, или даже до его сотворения - ведь Бог всеведущ) - это исполнилось в Иисусе Христе. То, что Бог пообещал Аврааму, он исполнил в Иисусе. Единая история продолжается. Поэтому не нужно рассматривать время «до» и «после» воплощения Сына Божия как две принципиально разные эпохи по отношению ко всему миру. Они разные по отношению к тем, кто уверовал. Но внешне — да, люди так же продолжают грешить и смерть так же, как и раньше, продолжает господствовать над людьми. Но это не всё. Этим не исчерпывается мир.

2. Спасение - очень сильное слово, означающее такую помощь, без которой просто не выжить. Когда мы говорим «спасение» — это не значит избавиться от насморка. Спастись - это вроде как выжить во время кораблекрушения в открытом море. Когда мы применяем слово «спасение» к нашей вере, мы тем самым говорим, что Бог через Иисуса спас нашу жизнь. От чего спас - прежде всего от смерти.

3. Как спас? Восприняв нашу природу, то есть став полноценно человеком таким же, как мы, то есть со всеми последствиями грехопадения. Скажем так, зараженную смертностью. Как мы знаем, Иисус умер на Кресте и воскрес - «ради нас и ради нашего спасения», как говорим в Символе веры. Божий дар спасения - совершенно свободный и не навязчивый. Христос не исправил автоматически поврежденную грехом человеческую природу во всех людях. Он сделал это в Самом Себе. Его плоть, воскресшая из мертвых - это начало «нового творения», то есть начало того будущего качества жизни, в котором смерть побеждена и больше не владеет людьми. Мы не можем изменить нашу природу, пока сами не умрем и не воскреснем, однако уже сейчас мы можем принимать в себя «залог» будущего воскресение - Тело и Кровь воскресшего из мертвых Иисуса Христа: именно это и совершается при Причащении.

4. Обратим внимание, что путь к Воскресению лежит через Крест. Иисус воскрес - но чтобы воскреснуть, надо сначала умереть. Так и наш путь к полноте Жизни, то есть к жизни вечной, бессмертной, в обновленном и исправленном от последствий грехопадения теле, лежит через смерть. Смерть остается нашим «последним врагом», как пишет апостол Павел, и этот враг будет окончательно побежден при том явлении, которое мы называем «вторым пришествием Христа», которого ждём - когда Бог будет явлен как всё наполняющий, и Его присутствие будет ощутимо восприниматься всеми нами. Христос искупил нас, поэтому смерть не поработит нас навеки, но отпустит, и мы вновь вернемся к жизни в обновленных телах.

5. Бог никому не навязывает спасения, но не хочет и ничьей погибели. Ответ веры со стороны человека - ответ совершенно свободный. Вера потому и называется верой, что ее невозможно вызвать принудительно. В одних и тех же обстоятельствах жизни одни видят действие Божьей заботы, другие считают это просто случайностью, совпадением. Кто-то борется с грехом, кто-то порабощается им. И это нормально в том смысле, что Бог никому не навязывается. Бог не упраздняет свободную волю человека. Внешне всё остается так же, о чем писал уже апостол Петр, передавая слова сетующих: «Где обетования пришествия Его (Спасителя)? Ибо с тех пор, как начали умирать отцы, от начала творения, все остается так же» (2 Пет. 3:3). Апостол Петр объясняет это тем, что Бог «долготерпит» нас, желая чтобы как можно больше человек успели прийти к вере.

Итак, почему наша природа, которая в нас самих, осталась по-прежнему ущербной? Потому что она еще не прошла через обновление от Бога, возможное при воскресении.

Показал ли Иисус путь и цель, недостижимые на практике? Нет! Как раз очень достижимые, только окончательного результата надо ждать в перспективе воскресения. Но и «предварительные» результаты тоже возможны и достижимы - тому свидетельство жизни святых и всех, кто всерьез воспринимает веру и путь Христов.

Какой смысл был в жертве Христа? Как поясняет святитель Григорий Богослов, чтобы наша человеческая природа была освящена человеческой природой Бога - воспринятой при воплощении, исцеленной, обновленной и прославленной при воскресении. Чтобы вера в единого истинного Бога не осталась достоянием узкого круга одного народа, но распространилась по всему миру. Бог приглашает все народы, всех людей войти в семью Завета и принять веру Царства Божия.

Я понимаю, что все, написанное выше - это слабая попытка описать словами ту реальность, которая познается верой. Чтобы понять это не только логикой, но и, что называется, сердцем, надо жить так, как заповедал Иисус Христос и апостолы. Читайте Писание, особенно Евангелия и послания апостолов, но также и Ветхий Завет - потому что полноценно понять Новый Завет можно только, зная историю того, что было раньше. Ветхий Завет - не значит отживший или обветшалый, но - завет древний или первый. Многие принципы жизни, открытые в древности, остаются актуальными и для нас. А дальше - мы ждем Христа и откровения славы Его. Произойти это может когда угодно, и причем точно знаем, что это случится внезапно. Не антихриста мы ждем, потому что и так уже много антихристов было и есть в мире, но ждем явления во славе нашего Господа. И если вся наша жизнь связана с Ним, тогда, как пишет апостол Павел, мы «страдаем со Христом, чтобы с Ним и прославиться». Еще раз повторю: нас ждет воскресение. Но путь к нему ведет через крест.

Кто имеет что добавить по этому вопросу или рассказать более понятными словами - буду рад. Пишите в комментарии, а если ответ более развернутый - то присылайте на почту (адрес в самом низу страницы).

Христа называют Спасителем, но если поинтересоваться, от чего Он спасает и зачем, то, в лучшем случае, вам скажут, что от греха. Но какого именно греха, кого и почему – с этим уже трудности.

Схожие сложности с пониманием были и у современников Христа. За несколько дней до своей крестной смерти Христос входил в Иерусалим. Народ ликовал: перед ним стелили одежды, клали пальмовые ветви. Народ встречал своего спасителя. Но уже через три дня эти же самые люди кричали Пилату «распни его!». Отчего такая перемена?

Эти два вопроса – одного поля ягоды.

Во втором случае разгадка была чуть более проста. Израиль, находящийся в оккупации Римской империей и считавший себя богоизбранным народом, жил в ожидании прихода Мессии, как окончательного освободителя, и появление Христа говорило им о том, что, по всей видимости, эти времена настали.

Слухи о Христе и его чудесах уже несколько лет ходили по всему Израилю. Он исцелял больных, давал пищу голодным, ходил по воде и даже воскрешал мертвых. Финальное событие, которое произошло накануне входа в Иерусалим, – воскрешение Лазаря, который до этого четыре дня пролежал в гробу и чье тело уже имело характерный запах. Слух об этом быстро разнесся по всей округе. Логично предположить, что раз Он способен сделать такое, то уж тем более Ему будет под силу прогнать захватчиков и сделать израильское царство самым могущественным на земле. А также везде установить справедливость, наказать обидчиков, исцелить всех больных и т.п.

Но вопреки ожиданиям жители Иерусалима услышали от Христа лишь проповеди и призывы к покаянию. Он не взял власть в свои руки, и даже не пытался. После чего многих постигло разочарование. Вместо надежды на славу народа, изгнание врагов и земные блага они получили увещевания. В противовес словам Христа «Мое царство не от мира сего » Ин. 18:36, люди ждали от него каких-то благ здесь и сейчас, не понимая, что «мир лежит во зле » 1 Ин. 5:19. Им нужно было, чтобы Христос навел порядок вокруг, а Он пришел, чтобы навести порядок внутри каждого в отдельности.

Возвращаясь к первому вопросу, стоит напомнить слова Христа об Иоанне Крестителе: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его » Мф. 11:11. Другими словами, самый праведный из людей на тот момент – Иоанн Креститель, оказался недостаточно свят для того, чтобы вселиться в небесные обители. Он не был готов принять все блага от Бога. А насколько мы далеки от Иоанна? Мы осуждаем других (вместо того чтобы разобраться или подсказать), раздражаемся, обманываем (пусть и по мелочам), часто жестокосердны, не готовы жертвовать своим удобством ради ближнего и т.д. А если спросить каждого из нас, что он о себе думает, то ответ, зачастую, будет простым – я нормальный, но . Другими словами, мы еще и не видим за собой ничего плохого, а если вдруг случайно что-то подметим, то первым делом состряпаем такую гору оправданий, что себя не только сделаем праведниками, но и пострадавших от наших действий – виноватыми.

Но когда человек начнет замечать за собой это все, станет сам себе противен, объявит борьбу всему своему нутру, осуждающему, завидующему, сквернословящему, разражающемуся, и повоюет с ним не один год, тогда придет понимание. Понимание того, максимум, на что он способен, это натренировать себя правильно реагировать в тех или иных ситуациях, но свое нутро он изменить не может. И вот тогда ему понадобится тот, кто сможет его исцелить. Тот, Кто может все, и Который ради этого и пришел. Ведь если человек не изменится, то он любой рай превратит в то место, где мы сейчас живем.

А если вам просто не хватает на новый мерседес, или, наоборот, в «холодильнике мышь повесилась», то «просите и дано будет вам » Матф. 7:7. Но Христос не за это на крест пошел.

Другой и очень существенной проблемой христьянской религии, ее ортодоксии, является недоумение, естественно возникающее в человеке, когда он слышит от священника или читает в какой-либо почитаемой христьянами книге слова Христос-Спаситель, Иисус, невинный и непорочный, пострадавший за грехи наши, или грехи человеческие, или грехи мира, или освободивший нас от грехов , или очистивший нас, или очистивший весь мир...

То, что исторический Иисус-Христос, вел чистую жизнь и был человеком, свободным от грехов, как мы их обычно понимаем, мало у кого вызывает сомнение (хотя такие люди и имеются, но об их гипотезах не место говорить в этой главе). Поведение самого Иисуса скорее всего можно назвать примерным, и оно две тысячи лет и являлось таким примером для многих христьян и не христьян, слышавшим об Иисусе. Оно являлось часто недостижимым эталлоном, которому с трудом стремились подражать многие святые. Однако, кого же спас Иисус? Даже ближайшие его ученики не были спасены от ошибки предательства своего Учителя во время его ареста и перед распятием. Иуда греховно позарился на выгоды, политические и экономические и просто сдал Спасителя представителям традиционной ортодоксии. Петр, из человеческого страха и слабости, трижды отрекся от Спасителя. Другие апостолы разбежались, попрятались, не посмели даже присутствовать при Его казни, а позже не верили Марие, говорившей им о реальном воскресении Учителя, которое тот всем им и предвещал заранее. Не значит ли, что даже тогда Спаситель не упас их (самых близких к Нему людей!) от греха, т.е. слабостей человеческих, ошибок и даже преступлений? И это даже когда Спаситель принял страдания оскорблений, самого ареста, непосредственного предательства Иуды, избиения и глумления при допросе... А если нам скажут, что само страдание на кресте избавило апостолов от грехов, то как же быть с их неверием в воскресение и после распятия, с их несогласиями и раздорами даже годы после? Как быть с неисчислимыми расколами в церкви Христовой? Грех - это ошибочное (неистинное) действие, буть то мысль, слово или поступок. Не очевидно ли, что ни до, ни во время, ни после казни Иисус не уберег даже своих ближайших последователей от хотя бы некоторых таких ошибок? Неменьше можно рассказать о последующих в веках миллионах грехов всех прочих последователей этого учения. Не очевидно ли, что сам факт провозглашения ими своей веры в Иисуса и его учение, верности обоим, не спас их от ошибок, иногда самых отвратительных и постыдных? Что же значит тогда слово спаситель ? Каково его содержание? Как это относится к пространственно-временной жизни человеческой, которую-то все время подчеркивают учителя этой ортодоксии. Есть ли вообще понятие греха за пределами этой пространственно-временной сферы, в которой-то едва ли возможно даже помыслить какие-либо изменения, а следовательно и определения (как грех, праведность...)? От чего же и кого же Он спас ? Что и в каком объеме предотвратил? Понимают ли священники, что они говорят? Несет ли эта доктрина Спасителя , пострадавшего за грехии человеческие , и Искупившего их , какое-то смысловое значение? Если да, то какое?

Спросим: Может они имеют ввиду спасение человечества от страданий - ведь при жизни Иисус исцелял различные болезни многих (но далеко не всех людей) и т.д.? Однако не страдает ли Его мать и ученики, когда Он принимает незаслуженные муки? Не сострадаем ли и все мы, читая и слыша о тех ужасах и несправедливостях? Многие христьяне до сих пор плачут, вспоминая ту историю. Не имеем ли мы и почти повседневно множество болей, страхов, беспокойств, а порой даже и сильнейших мук на протяжении всей нашей жизни от рождения и до смерти. Для многих несчастных муки их жизней сравнимы с теми муками на кресте, но только длятся они часто дольше. Многие после Иисуса Христа медленно умирают от страшных болезней, многих пытают-терзают другие люди, часто объявляющие себя христьянами, многих жесточайшим образом убивают, многих оскорбляют и пытаются лишить чести. Не очевидно ли, что и от страданий Иисус не спас человечество на протяжении веков? От чего же и кого же спас людей Спаситель ?

Может священники имеют ввиду будущее обещанное спасение некоторых после конца света ? Если так то, свидетельствовать они могут только об обещании, но не осуществлении оного. А мы знаем, что от слова до дела часто большое расстояние. Кроме того, спасены, как они говорят будут не все, а некоторые: грешники будут гореть вечным огнем и т.д. А так как мы видели, что многих, если не всех, христьян Иисус от греха не освободил, т.е. они продолжают грешить в течение всей своей жизни, на протяжении всего периода после распятия Иисуса, то напрашивается вывод-вопрос: Много ли будет спасенных даже и после Страшного Суда? Какое же тогда значение имеет термин Спаситель всего мира ? Спаситель человечества? От многих грехов Иисус нас не уберег, грешники должны платить за свои грехи? Может христьяне надеются, что Иисус опять простит им непрекращающиеся ошибки, еще и еще искупая в будущем их своими новыми страданиями? Может они молятся об этом и об этих страданиях своего любимого Бога, которому говорят, что служат, а значит и служат-то Его страданию? Но, какой же тогда смысл имеет утверждение, что грешники будут страдать, а праведники будут блаженствовать? И кто тогда назовется праведником, не тот ли, кто грешит и молится о том чтобы Иисус простил ему грехи, т.е. сам пострадал за него еще и еще? Потому что, кто не молится Иисусу, тот обычно уже автоматически признан ими грешником и обреченным, ведь только через Иисуса (по их утверждению) и спастись то можно, т.е. миллиарды других людей, веровавших по-своему, даже если они вели и очень порядочную жизнь, без поклонения Иисусу все попадут в гиенну - ведь только Он (Иисус-личность) есть дверь , идущие которой спасутся .

Я всегда недоумевал, как это христьяне себе представляют эту дверь в личностном Иисусе-Христе. В каком месте этой личности они видят такой проход, в который собираются устремиться, броском оторвавшись от неверных , не признающих личности Иисуса, как единственного спасителя, но жиувущих, даже часто и не ведая того, по слову Иисуса, т.е. в любви и правде, в моральном отношении к ближнему и в почитании Бога, но только через свою систему символов? Ведь в сознании ортодоксов-христьян почитать Иегову, назвав Его как-то иначе, например Х, это значит сотворить себе кумира, быть проклятым язычником и т.д., и т.п. Все те “проклятые” Богопочитатели, непременно присуждены христьянскими священниками (еще до Божьего Суда) к гиенне. Они, как правило очень уверены в своем суде, а основанием для этого считают фразы вроде: Христос и церковь едины , (чуть не сказал народ и партия едины. Простите, уж очень похоже!) И тут очевидно не спас их Спаситель ни от гордыни, ни от отсутствия сострадания, ни от неспосбности понимать единства за маской множественности, ни от нарушения Его же заповеди: Не судите ! От чего же их спас Спаситель ?

Образ совершения Господом Иисусом Христом нашего спасения

В Св. Писании о спасении говорится двояким образом. С одной стороны, о спасении говорится как о событии, уже совершившемся и от нас независящем: «Вы спасены, и сие не от вас, Божий дар » (Еф.2,8).

С другой, утверждается необходимость для человека трудиться для достижения спасения: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение » (Флп.1,12).

Таким образом, Св. Писание различает истину уже совершившегося спасения и истину необходимости совершения спасения каждым верующим, то есть личного усвоения открытого для нас во Христе спасения. Это значит, что спасение предполагает соработничество Бога и человека: «Ибо мы соработники у Бога » (1 Кор.3,9).

Само понятие «спасение» имеет две стороны: объективную и субъективную. Объективная сторона - это все то, что сделано для нашего спасения Богом и является для нас даром, потому что сами мы не могли бы сделать этого при всем желании. Субъективная сторона - это те усилия, которые нам необходимо приложить для того, чтобы этим даром воспользоваться. В христианском богословии объективная сторона спасения называется Искуплением.

Согласно «Пространному Катихизису», Господь совершил спасение наше «учением Своим, жизнию Своею, смертию Своею и воскресением ».

1) Прежде всего было необходимо сообщить человечеству полноту знания о Боге и научить праведной жизни по воле Божией. Учение Иисуса Христа есть «Евангелие Царства Божия (Мк.1,14), или иначе, учение о спасении и блаженстве, то самое, которое и теперь преподается в Православной Церкви. Учение Христово бывает для нас спасительным, когда мы «принимаем его всем сердцем, и поступаем согласно нему» (Пространный катихизис).

2) Господь Иисус Христос не только преподал Своим ученикам совершенное учение, но и явил пример Своей жизни, сделавшись для христиан идеалом духовно-нравственного совершенства на все времена. Жизнь Иисуса Христа бывает для нас спасительной, «когда мы ей подражаем. Ибо Он говорит: «Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет (Ин.12,26)» .

Однако для спасения недостаточно одного только учения Господа Иисуса Христа и примера Его личной жизни. Вид здорового человека и пример здорового образа жизни сами по себе не могут исцелить тяжело больного. Для спасения грешного человечества необходима особая Божественная помощь, состоящая в обновляющем воздействии на человеческое естество, его возрождение.

В западном (католическом и протестантском) богословии господствует представление о том, что суть Искупления состоит в том, что Своей крестной жертвой Господь Иисус Христос «уплатил» Богу Отцу долг, который тяготел над человеческим родом после грехопадения Адама. Однако, грех в православном понимании - это не сколько преступление или оскорбление Бога в юридическом смысле, а прежде всего, болезнь человеческой природы, ее повреждение. Поэтому спасение мыслится св. отцами, в первую очередь, как освобождение от болезни, исцеление и преображение человеческого естества. Сщмч. Ириней Лионский сформулировал фундаментальный сотериологический принцип православного богословия, согласно которому Бог «сделался Тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что есть Он «. Цель пришествия Христа в мир - соединить человека с Богом таким образом, чтобы каждый из нас мог стать «причастником Божеского естества » (2 Пет. 1,4), достичь обожения во Христе.

Грехопадение людей состояло в преслушании: Адам нарушил Божественную заповедь, и это привело к рассогласованию воли человеческой с волей Божией. Искупление означает обратное движение, возвращение в то состояние, из которого выпал Адам, что возможно только на пути абсолютного послушания Богу. Путь послушания, который должен был пройти Господь по Своему человечеству, предполагал принятие всех последствий нашей падшести вплоть до смерти и богооставленности. Принимая все эти бремена, Господь Иисус Христос являет Своей жизнью, что человеческое естество даже при наличии «безгрешных страстей» способно быть чистым, т.е. свободным от греха нравственного. Все искушения, которые влекут человека ко греху, Господь отвергает, побеждая их не только силою Своего Божества, но и при участии Своей человеческой воли, свободно и без колебаний подчиняющейся воле Божественной. По словам св. Иоанна Дамаскина, Христос « врачует наше непослушание принятием того, что подобно нам и от нас, и делается для нас примером послушания…». Это нетление человеческой воли Христа (т.е. пребывание только в добре, в воле Божией) закрепляется позже нетлением естества , то есть воскресением.

Спасение человечества во Христе не могло совершиться автоматически, с устранением человеческой свободы. Спасение предполагает изменение образа бытия человеческой природы, но такое изменение не может быть навязано человеку извне, помимо его собственного свободного выбора. Праведность, не являющаяся плодом сознательного выбора, не имеет перед Богом никакой нравственной ценности. В результате искупительного подвига Христа для каждого человека открыт путь к стяжанию свободы и нетления, которым обладал Христос по своему человеческому естеству. Эта цель достигается через жизнь во Христе, требующую со стороны человека постоянного усилия воли.

Царство Небесное, даруемое Христом тому, кто верует в Него, есть нечто гораздо большее, чем первозданный рай; это «нетленное, нескверное и неувядающее наследие», по словам апостола Петра (1 Пет. 1:4), это «третье небо», о котором апостол Павел не смог ничего сказать, потому что «неизреченные глаголы», звучащие там, превосходят всякое человеческое слово (2 Кор. 12:2-4). Воплощение Христа и Его искупительный подвиг имеют для человека большее значение, чем даже само сотворение человека. С момента боговоплощения наша история как бы начинается заново: человек вновь оказывается лицом к лицу с Богом, столь же близким, а может быть — еще более близким, чем в первые минуты существования людей. Христос вводит человека в «новый рай» — Церковь, где Он царствует и человек царствует вместе с Ним.

На кого распространяется действие искупительной жертвы Христа? Евангельское слово отвечает: на всех уверовавших во Христа («кто будет веровать и крестится, спасен будет»; Мр. 16:16). Вера во Христа делает нас детьми Божьими, родившимися от Бога (Ин. 1:12-13). Через веру, Крещение и жизнь в Церкви мы становимся сонаследниками Царства Божьего, освобождаемся от всех последствий грехопадения, воскресаем вместе со Христом и приобщаемся жизни вечной.

Таким образом, подобно тому, как древний («ветхий») Адам стал прародителем по плоти всего человечества, так новый Адам – Христос становится родоначальником по духу всех людей, кто воспользуется плодами Его искупительного подвига.

Просмотров