Угон ту 134 1983 год грузия. Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофыв ссср и россии

То, что было в действительности в 1983 году при попытке угона самолета в г. Тбилиси. Рассказываю, как очевидец: Я работала в штабе Тбилисского авиаотряда, конец рабочего дня, собираемся домой, как вдруг новость: попытка угона самолета. Причем дерзкая, наглая, и уже с жертвами. Все в ужасе, кто такие, какие требования?

Через некоторое время выясняется, что группа "золотой молодежи", поборники свободы, под видом свадебного мероприятия протащили на борт самолета музыкальные инструменты с оружием внутри. Протащили через международный сектор аэропорта Тбилиси, воспользовавшись личным знакомством с руководством этого отдела. При подлете к Батуми вооруженные преступники вошли в кабину пилотов и без предупреждения выстрелили в пилота-инструктора и бортмеханика, после чего потребовали от командира сдать оружие и изменить маршрут на Стамбул.

Если кто знает устройство кабины самолета Ту-134, то штурман там сидел в носовой части самолета, задернутый шторкой, услышав выстрелы в кабине, он не раздумывая достал свой револьвер и разрядил его в того, кто стоял с пистолетом. Один из молодых уродов был убит на месте, второй выскочил из кабины, выстрелил и убил одну из бортпроводниц, летчикам удалось задраить двери и развернуть самолет на Тбилиси. В аэропорт сообщили о случившемся. Несмотря на весь кошмар, летчики посадили самолет, его сразу окружили. С угонщиками стали вести переговоры, убеждая их прекратить бессмысленную бойню и освободить людей, которых они объявили своими заложниками.

Всю ночь они продержали людей в салоне, не позволяя даже выйти в туалет. Это был настоящий террористический акт, они так же, как в Беслане, издевались над людьми, заставив их ходить в туалет на своих же креслах. Один из бандитов застрелился, как только понял, что вся их затея накрылась медным тазом.

В конце концов, поняв бесполезность всей своей акции, уроды сдались. Погибшие были и среди пассажиров. Потом угонщиков судили. Суд был долгий, подробный и справедливый. Они натворили много беды и заслужили того наказания, которое получили. Горе понесли в нашем авиационном отряде, погибли наши друзья, знакомые, остались сиротами их дети, и пусть сегодня ни одна тварь не романтизирует это и не пытается выставить борьбой с режимом.

Это все равно, что оправдать банды Басаева в Беслане, в Буденновске, Норд-Ост! Если эти ублюдки были деточками прогнившей грузинской элиты, это совершенно не придает преступлению романтики и оправдания. Штурмана, сорвавшего своим выстрелом планы угонщиков, представили к награде и званию "Герой Советского Союза"! Много написала, извините, но перевернуло всю душу. Вот нашла подробности того, что эти "свободолюбивые сволочи" творили с людьми на борту: "Эти ребята... (дальше много букв!)

Специально послушала сегодня запись "Культурного шока" с Резо Гигинеишвили (на "Эхе Москвы"). Ведущая - Ксения Ларина. Обсуждали фильм Резо "Заложники".
1. Когда начинаешь набирать адрес "ech..." на неправильном регистре, получаешь "уср..." Вот, спроста это или как? Случайны ли такие совпадения? Одно могу утверждать наверняка: замечаешь такие глупости не случайно.
2. Фильм называется "Заложники". За 42 минуты эфира собственно о заложниках говорили минуты полторы. Ибо фильм не о них.
3. Оба двое собеседника - "этостранины". Один как минимум два раза за эфир произнес конструкцию типа "в этой стране", одна - не менее двух раз пропустила "эту страну" мимо ушей.
4. За время эфира ни разу не прозвучали слова "ублюдки", "подонки", "уроды", нелюди" и т.п. Зато прозвучало следующее (вырвано из контекста!):
- А ребята… Извините, я так говорю (Ларина)
- ...они были привлекательные люди, когда поднялись на борт самолета (Резо)
- ...существует огромное количество деталей, в которые нужно вникать, которые надо изучать (Резо)
- А человек, которому шестнадцать, он максималист… И так или иначе мы должны признать, что ограниченные определенные права и свободы. У него возникает какая-то совершенно иная реальность и иное представление, что его кто-то ждет, если он из этой страны выедет. (Резо)
- Потому что нельзя существовать в этом общественном договоре людям, до которых доходят звуки, я не знаю, Beatles, они все стремятся к каким-то запрещенным вещам. Поэтому это уже совершенно извращенное сознание. И к сожалению, в этих условиях искусственных ограничений это приводит к ужасающим результатам. (Резо)
...
Думаю, достаточно.
Факты:
* Завен Шарбатян (проверяющий), не заметив ничего подозрительного, открыл дверь кабины. В него выпустили пять пуль.
* Когда Валю Крутикову (проводницу) мертвую нашли, то волосы на голове повыдергивали. Вся в крови, без волос, лежала. А Ире Химич (проводница) голову рукояткой пистолета пробили.
* Пассажирам не давали воды и не пускали в туалет, говоря: это вам уже не нужно, вы все равно умрете.
...
Думаю, достаточно.
Главная мысль:
- Но так или иначе нужно понимать, что это художественное произведение. (с)
А я вот не понимаю, (запиканное матЭти террористы - практически мои ровесники. Я прекрасно знаю, в какой стране мы тогда жили. Кто-то жил, а кто-то бесился с жиру.

Не хер называть ублюдочных террористов "ребятами".

Не хер устраивать им химчистку. Изобретать оправдания тем, на ком кровь невинных. Ах, это они "Битлз" недослушали. Называть фильм "Заложники" и после этого обсуждать тонкие душевные переживания и особенности психики убийц. Специально уточнять, что "они, перед тем как поднимаются на борт, выпивают какие-то таблетки и очень много пьют алкоголя в самолете"

35 лет назад группа представителей влиятельных грузинских семей - так называемая «золотая молодежь» — предприняла попытку угона самолета Ту-134, выполнявшего рейс Тбилиси - Ленинград с остановками в Батуми и Киеве. Захватчики, которых после совершенного ими поступка окрестили в советской прессе террористами, ставили своей целью побег за границу. Имея родителей из мира творческой богемы, многие из злоумышленников уже бывали в других странах и в принципе могли реализовать свой план менее экстравагантным путем. Однако, как было установлено на следствии, молодыми людьми двигала жажда славы.

Примером для них послужила история литовцев Бразинскасов, которые в 1970 году осуществили успешный угон самолета Ан-24 в Турцию.

Подобные акции случались в СССР и раньше, однако неизменно оканчивались неудачей преступников. Так, в 1954 году членами экипажа была сорвана попытка угона Ли-2, следовавшего маршрутом Ленинград - Таллин, в Финляндию. В 1958-м атаке вновь подвергся самолет Эстонской объединенной авиационной эскадрильи, следовавший аналогичным маршрутом. В том же году два скрывавшихся от преследования бандита проникли на аэродром поселка Нижние Кресты в Якутии и попытались увести Ан-2 в США.

В 1961 году трое молодых армян — актер, слесарь-инструментальщик и фарцовщик — попытались бежать на Як-12М в Турцию, где, будучи убежденными противниками советского строя, планировали рассказать о репрессиях. Инцидент окончился катастрофой воздушного судна. Один несостоявшийся угонщик погиб, по двум другим информацию засекретили, — их либо расстреляли, или же осудили на длительные сроки.

С 1964 по 1983 годы, не считая случая Бразинскасов, в Советском Союзе были зафиксированы 43 известных ЧП с попыткой угона самолета.

Инциденты приняли такую массовость, что с 1973-го угон стал квалифицироваться как самостоятельный вид преступления.

В одном только 1983-м, еще до рассматриваемого эпизода, состоялись три подобные попытки - в январе, мае и июле. Одна из них практически получилась: литовскому пилоту удалось перелететь на сельскохозяйственном Ан-2 на шведский остров Готланд, где он попросил политического убежища. Самолет, правда, власти Швеции вернули в СССР.

Чаще всего задачей советских угонщиков было посадить воздушное судно в одной из сопредельных стран - Финляндии или Турции. Это государство выбрали и грузины, рассчитывавшие напасть на экипаж в тот момент, когда самолет на подлете к Батуми окажется на самом близком расстоянии к турецкой границе.

В этот курортный город, по легенде, должны были отправиться в свадебное путешествие вступившие накануне в брак 21-летний сын известного кинорежиссера - Герман и 19-летняя студентка третьего курса архитектурного факультета Академии художеств Тинатин Петвиашвили, отец которой был известным физиком и работал в Москве.

Лидером заговора выступил художник киностудии «Грузия-фильм» Иосиф Церетели. В группу также входили ординатор кафедры госпитальной хирургии Тбилисского медицинского института Каха Ивериели, его брат Паата, студент Давид Микаберидзе и самый старший преступник - 32-летний безработный наркоман Григорий Табидзе, на которого остальные участники рассчитывали как на решительного и отчаянного человека. В процессе подготовки к атаке злоумышленники просмотрели учебный фильм «Набат», снятый в 1983 году в качестве инструкции для экипажа и пассажиров в том, как действовать при попытке захвата самолета.

Вероятно, члены банды могли знать и о результатах попыток своих «предшественников».

Как выяснили позже следователи, «золотую молодежь» заразил идеей угона самолета священник Теймураз Чихладзе, который намеревался спрятать оружие под своей рясой, но в последний момент не полетел с остальными. Зато преступникам удалось завербовать сотрудницу тбилисского аэропорта Анну Варсимашвили, которая гуляла на свадьбе Кобахидзе и Петвиашвили, а на следующий день не стала проверять багаж своих друзей - так террористы пронесли на борт два пистолета, два револьвера и ручные гранаты, которые, впрочем, вопреки мнению угонщиков оказались учебными.

В 15:43 18 ноября 1983 года Ту-134 вылетел из столицы Грузинской ССР. Изначально преступники готовились захватить Як-40, однако немногочисленных пассажиров рейса Тбилиси - Батуми было решено пересадить на рейс до Ленинграда. На момент нападения Ту-134 эксплуатировался на протяжении 10,5 лет.

Бандиты начали атаку в 16:13, когда, по их расчетам, самолет должен был находиться в наиболее приближенной к Турции точке. На самом же деле экипаж выполнял команду по возвращению в аэропорт из-за сильного ветра.

Взяв в заложники стюардессу Валентину Крутикову, угонщикам удалось ворваться в кабину пилотов. Началась стрельба, в результате которой погиб бортмеханик Анзор Чедия и получил тяжелые ранения, приведшие чуть позже к смерти, проверяющий Завен Шарбатян. Ответный огонь открыл 29-летний штурман , который находился за шторкой и не был сразу обнаружен преступниками. Этот член экипажа застрелил наркомана Табидзе и тяжело ранил Церетели. Вооруженное сопротивление оказал и капитан воздушного корабля Ахматгер Гардапхадзе, попавший в братьев Ивериели.

«Мажоры» не ожидали силового ответа и после ранения своих товарищей растерялись. Штурману и командиру удалось отбить атаку и закрыть бронированную дверь.

Одновременно с событиями в кабине остальные участники нападения приступили к расправе над теми пассажирами, которые, на их взгляд, могли быть сотрудниками .

Взбешенные потерей контроля над экипажем бандиты открыли беспорядочную стрельбу, ранив еще несколько человек. В 17:20 Гардапхадзе и Гасоян посадили лайнер в Тбилиси. В аэропорту был введен оперативный план «Набат». Самолет оцепили военные. Для контроля над проведением операции по освобождению заложников на место ЧП прибыл первый секретарь ЦК грузинской компартии Эдуард и другие руководители республики.

Обстановка накалялась. Один из пассажиров смог выбраться из самолета: он побежал по ВПП, отчаянно махая руками, из-за чего был принят за террориста. Военные открыли по нему огонь. Автоматные очереди прошлись и по фюзеляжу.

Чтобы убедить преступников сдаться, в аэропорт доставили их родителей. Однако переговоры не получились. Захватчики настаивали на дозаправке и вылете в Турцию, в противном случае угрожая расстреливать по заложнику каждые пять минут или взорвать весь самолет. В течение 14 часов пассажирам запрещалось есть, пить и пользоваться туалетом. Между тем у некоторых участников группы начали сдавать нервы. Понимая безвыходность ситуации и неминуемый арест, Микаберидзе покончил с собой.

Вечером из Москвы прилетели бойцы «Альфы» во главе с генералом Геннадием Зайцевым. Шеварднадзе категорически настаивал на штурме. Было решено, что одну группу поведет майор Михаил , вторую - лично генерал, который должен был на веревке подняться на нос самолета, залезть в кабину и, открыв дверь, выйти в салон. «Альфисты» залегли на крыльях Ту-134. Все ждали приказа к началу операции.

Чтобы дезориентировать преступников, перед штурмом выключили прожекторы, а затем бросили свето-шумовые гранаты. Команда атаковать террористов поступила в 6:55 19 ноября.

Группе Зайцева помешал труп террориста, заблокировавший дверь в кабину со стороны салона. Открыть ее удалось только с третьей попытки. Остальные бойцы уже проникли в самолет. Внезапно закричала женщина, в которой сначала не признали террористку. Прижимая к груди пакет с гранатами, Петвиашвили угрожала взорвать судно. «Альфисты» стремительно обезвредили студентку, сковав ее руки наручниками. Еще один бандит сидел неподалеку, прижимая руку к раненой шее. Третий лежал на полу и пытался притвориться мертвым, но его подвел дрогнувший под светом фонарика глаз. Оставшихся двоих взяли при попытке достать из чемодана гранаты.

Штурм длился, по разным данным, от четырех до восьми минут. Пострадавших при работе «альфистов» не оказалось. Всего же жертвами террористов стали пять человек — двое пилотов, бортпроводница и двое пассажиров. Еще десять человек получили ранения различной степени тяжести.

Разбирательства произошедшего длились девять месяцев. Главарь террористов Церетели умер в при невыясненных обстоятельствах. Выживших после ранений братьев Ивериели, а также Кобахидзе и подбившего «мажоров» на угон священника Чихладзе приговорили к расстрелу. Президиум Верховного Совета Грузии отклонил их просьбу о помиловании. Противники Шеварднадзе позже обвиняли политика в чрезмерной жестокости. Якобы из-за срыва переговоров ему требовалось реабилитироваться перед Москвой решительными действиями. Сам Шеварднадзе не был доволен проведением операции и не любил вспоминать о ней в своих интервью.

Признанную пособницей бандитов дежурную аэропорта Варсимашвили осудили на три года условно, а Петвиашвили дали 14 лет. При установившемся после распада СССР режиме Звиада Гамсахурдия девушку амнистировали. По некоторым сведениям, сейчас она проживает на Кипре.

Оказавшим эффективное сопротивление командиру Гардапхадзе и штурману Гасояну были присвоены звания Героев СССР. Изрешеченный пулями Ту-134 списали.

В 2017 году состоялась премьера фильма «Заложники», снятого режиссером по мотивам событий 18-19 ноября 1983 года. Картина вызвала неоднозначные отклики, в том числе, среди участников операции по освобождению. Так, бывший командир «Альфы» Головатов рассказывал о различиях между показанным в кино и произошедшим в реальной жизни.

«В фильме показано, как наша группа бежит по полю со стремянками, это неверно: мы с 4:00 лежали рядом с самолетом и слушали, что внутри, — рассказывал офицер « ». - Орал ребенок. Террористы были вне себя, угрожали его убить. Мы вошли: на борту кровь, нечистоты, трупы. Вывели террористов, потом первым вынесли ребенка. В фильме показано, что мы ведем задержанных коридором позора, их бьют — это неправда, на летном поле их тут же сажали в машины и отправляли в СИЗО. Мы спасли им жизнь: после штурма толпа грузин в пять тысяч человек, за сутки собравшаяся возле аэропорта, смяла кордон армейцев, смяла милицейское оцепление, и ее остановили только наши бойцы — выстрелами из боевого оружия в воздух».

Экипаж 347 лётного отряда, выполнявший рейс №6833 Тбилиси – Батуми – Киев –Ленинград, произвел взлет в а/п Тбилиси в 15:43. В связи с уменьшением пассажиропотока на рейс были оформлены также пассажиры предыдущего рейса Тбилиси-Батуми, который по плану выполнялся на Як-40. Самолет был на предпосадочной прямой аэропорта Батуми, выпустив шасси, когда диспетчер получил сообщение об усилении бокового ветра, не соответствовавшего его минимуму. КВС принял решение возвращаться на запасной аэродром в Тбилиси. В 16:13 находившаяся среди пассажиров группа террористов из 7 человек, вооружённых огнестрельным оружием и гранатами, начала захват самолёта. Угрожая оружием, двое террористов заставили бортпроводницу постучать условным стуком и добиться открытия двери пилотской кабины. В открывшего её проверяющего преступники произвели 5 выстрелов. Ворвавшись в кабину, террористы потребовали от экипажа изменить курс и лететь в Турцию. В ответ на вопрос бортмеханика «Что вы хотите?» преступники, не дав ему договорить, произвели в него три выстрела в упор. В условиях чрезвычайной ситуации штурман и КВС-инструктор вынуждены были открыть ответный огонь. С целью сбить с ног преступников по указанию КВС-инструктора КВС-стажёр, перейдя на ручное управление, резко бросал самолёт по курсу и по высоте. Величина перегрузок составила до +3.15/-0.6 ед. В результате перестрелки один из нападавших был убит и двое ранены, также были легко ранены оба КВС. Принятыми членами экипажа мерами была предотвращена угроза занятия террористами кабины пилотов. В ответ террористы устроили стрельбу в салоне, убив двоих и ранив 6 пассажиров, издевались над бортпроводницами.
Командир ВС включил сигнал «Бедствие» и доложил о случившемся диспетчеру Тбилисского РЦ ЕС УВД. Несмотря на неоднократные вызовы членов экипажа по СПУ террористами, угрожавшими взорвать самолёт, если тот не приземлится в Турции, пилотам удалось дезориентировать их и, пользуясь наступившей темнотой и плохой погодой, в 17:20 совершить посадку в а/п Тбилиси. Открыв люк и увидев, что самолёт приземлился на советской территории, один из террористов убил бортпроводницу и застрелился сам. Сидевший рядом с люком молодой военнослужащий, увидев это, выпрыгнул через крыло на перрон и побежал от самолёта. Приняв его за террориста, оцепление открыло огонь, думая, что убегает террорист. Очереди прошлись и по самолёту, всего он получил 63 пулевых попадания, был ранен КВС-стажёр и выведена из строя радиостанция.
Оставшиеся в живых члены кабинного экипажа покинули кабину через форточку. Под видом технического обслуживания и дозаправки было слито топливо и обесточен самолёт. После многочасовых безуспешных переговоров в 6:55 19 ноября самолёт был взят штурмом сотрудниками спецподразделения «А» 7-го управления КГБ СССР. Штурм длился 4 минуты, никто не пострадал.
Всего в результате попытки захвата самолёта погибли 7 человек: 3 члена экипажа, 2 пассажира и 2 террориста; были ранены 12 человек (3 члена экипажа, 7 пассажиров и 2 террориста). Самолёт был списан из-за полученных повреждений конструкции в процессе выполнения маневров с превышением допустимых перегрузок и пулевых попаданий.

Террористическая атака на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 кардинально изменила отношение к воздушному пиратству. Захват самолетов на словах осуждался и ранее, но порой различные страны позволяли себе делить террористов на «хороших» и «плохих». Действия «хороших» оправдывали протестом против тирании и безвыходностью ситуации.

Да и сегодня нет-нет, да и проскакивают попытки задним числом обелить тех, кто угонял самолеты и использовал пассажиров и экипаж в качестве заложников. Оправдания находят даже тем, кто при этом, не задумываясь, отнимал человеческие жизни...

Новые времена и «золотые дети»

В 1983 году Советский Союз пытался начать жить по-новому. Пришедший к власти Юрий Андропов , бывший председатель КГБ СССР, объявил войну коррупционерам и расхитителям социалистической собственности, не останавливаясь перед самыми жесткими мерами. Да и рядовым гражданам напомнили о дисциплине — тот, кто в рабочее время попадался проверяющим, к примеру, в кинотеатре, рисковал получить очень серьезные проблемы.

Многие жители Грузинской ССР, республики огромных кепок-«аэродромов», вина, фруктов и вечного праздника, не любили слово «дисциплина». За тихие времена Леонида Брежнева Грузия расцвела и разбогатела, причем обогащение определенной категории граждан происходило, как бы это помягче сказать, за рамками социалистической законности.

Но сыновья и дочери республиканской элиты, «золотая молодежь» советских времен, мыслила иначе. Ту самую власть, которая обеспечила благами родителей и их самих, они воспринимали как помеху их беззаботному существованию. Их манил огнями Запад, воспринимавшийся как настоящий рай.

Попасть в этот рай молодые люди решили эффектно, так, чтобы о них заговорил весь мир.

Свадьба по плану

16 ноября 1983 года в Тбилиси шумно отмечали свадьбу. 19-летняя Тинатин Петвиашвили , студентка 3-го курса архитектурного факультета Академии художеств, выходила замуж за 21-летнего Гегу Кобахидзе , актера студии «Грузия-фильм». Невеста приходилась близкой родственницей секретарю ЦК Компартии Грузии, а отцом жениха был кинорежиссер Михаил Кобахидзе .

Высокопоставленные гости праздника не догадывались, что свадьба — это составная часть плана, который должен был позволить молодоженам и их сообщникам оказаться на Западе.

На свадьбу были приглашена сотрудница депутатского зала Тбилисского аэропорта, которая спустя два дня должна были помочь жениху и невесте, отправляющимся в свадебное путешествие, пронести на борт самолета вещи без досмотра.

В этих вещах были не кокетливые наряды Тинатин, а оружие, боеприпасы и гранаты.

Заговор отца Теймураза

Эта страшная история началась со... священника. Размышления священнослужителя Теймураза Чихладзе были далеки от мыслей о Боге и душе. С молодыми прихожанами, детьми грузинской элиты, он обсуждал свободную жизни за пределами Советского Союза. Святой отец, однако, считал, что просто уехать не получится — необходимо угнать самолет.

Вокруг Теймураза Чихладзе сложилась группа единомышленников. Священник, став идейным вдохновителем, «техническую сторону дела» представил другим.

Настоящим лидером группы стал 25-летний Сосо (Иосиф) Церетели , художник студии «Грузия—фильм», сын члена-корреспондента АН Грузинской ССР, профессора Тбилисского государственного университета Константина Церетели .

Помимо молодоженов, о которых уже было сказано выше, в группу вошли 26-летний Каха Ивериели , ординатор кафедры госпитальной хирургии Тбилисского медицинского института, его брат, 30-летний Паата Ивериели , тоже врач, выпускник Московского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Отец братьев Ивериели, Важа , был уважаемым человеком, профессором медицины.

Еще один член группы — 25-летний Давид Микаберидзе , студент 4-го курса Тбилисской академии художеств. Его отец, Ражден Микаберидзе , был управляющий строительным трестом «Интуриста».

32-летний Григорий Табидзе казался в группе «белой вороной». За плечами у него уже было три судимости, он нигде не работал и не учился, но тоже имел влиятельного отца — Теймураз Табидзе был директором проектного бюро Госкомпрофтехобразования.

Подготовка

Готовились к угону тщательно — достали оружие и боеприпасы, в доме Кобахидзе проводили тренировки по стрельбе из пистолета. Благодаря своим связям, они попали даже на закрытый показ фильма «Набат» — картины, снятой по заказу министерства гражданской авиации СССР, и рассказывающей как раз о действиях различных служб при захвате самолета. Будущие угонщики учились противостоять спецслужбам.

Идейный вдохновитель захвата Теймураз Чихладзе в день, когда группа решила действовать, оказался в стороне. У священника появилась возможность выехать из страны по церковной линии, и он несколько раз откладывал угон. В итоге Церетели решили, что они обойдутся и без святого отца.

18 ноября 1983 года семь участников группы в аэропорту Тбилиси зарегистрировались на рейс до Батуми. Благодаря помощи работницы аэропорта, оружие пронесли на борт. Это были пистолеты и гранаты. Причем заговорщиков обманули, им добыли учебные гранаты. Но никто из преступников об этом не знал, полагая, что боеприпасы настоящие и собираясь пустить их в ход.

Тут, однако, все пошло несколько не так, как планировали угонщики. Из-за малого количества пассажиров тех, кто летел в Батуми, посадили не на отдельный Як-40, а на Ту-134, следовавший по маршруту Тбилиси — Батуми — Киев — Ленинград.

Первая кровь

Самолет вылетел из Тбилиси в 15:43. Угонщики планировали начать действовать перед снижением в Батуми, поскольку это была самая близкая точка к советско-турецкой границе. Однако из-за сильного бокового ветра диспетчер дал команду экипажу возвращаться на запасной в Тбилиси, о чем воздушные пираты не знали.

В тот момент, когда самолет сделал разворот, в кабину пилотов постучали.

Рейс этот был не совсем обычный. Летчик Станислав Габараев выполнял первый полет в качестве командира воздушного судна. Рядом был инструктор Ахматгер Гардапхадзе , а также проверяющий Завен Шарбатян , заместитель начальника лётно-штурманского отдела Грузинского управления гражданской авиации.

Шарбатян посмотрел в глазок двери, и увидел лицо второй бортпроводницы Валентины Крутиковой . Он не заметил, что у девушки разбита голова.

В салоне в этот момент уже царил настоящий ад. Угонщики, посчитавшие, что разворот и есть начало посадки в Батуми, начали действовать. Стюардессам Валентине Крутиковой и Ирине Химич нанесли несколько ударов по голове, взяв в заложники.

Пока одни террористы двинулись к кабине пилотов, другие стали выискивать на борту сотрудников службы безопасности. На самом деле их не было на рейсе, но преступники «для подстраховки» убили одного пассажира, двух тяжело ранили.

«Берите курс на Турцию! Иначе мы всех вас перестреляем!»

Завен Шарбатян, не заметив ничего подозрительного, открыл дверь кабины. В него выпустили пять пуль. Мужчина вскрикнул и упал за кресло. Ворвавшиеся в кабину Кахи Ивериели и Гия Табидзе кричали: «Самолет захвачен! Берите курс на Турцию! Иначе мы всех вас перестреляем!»

Бортинженер Анзор Чедия попытался заговорить с террористами, объяснить им, что полет в Турцию невозможен, но в ответ прозвучали новые выстрелы.

После того, как в 1970 году отец и сын Бразинскасы совершил угон самолета в Турцию, убив 19-летнюю стюардессу Надю Курченко , экипажи советских самолетов стали вооружать пистолетами.

В экипаже Ту-134 пистолеты были у троих летчиков, но действовать смог лишь один — штурман Владимир Гасоян . Место штурмана было закрыто шторкой, и преступники его просто не заметили. Когда прозвучали выстрелы в Чедию, Владимир достал свой пистолет, и открыл ответный огонь.

В тесной кабине самолета шел настоящий бой. Бортинженер Анзор Чедия погиб на месте, но и бандиты понесли потери — пуля Владимира Гасояна поставила точку в биографии Гии Табидзе.

Сражение на борту

На помощь Гасояну пришел Ахматгер Гардапхадзе, также открывший огонь. Находившийся за штурвалом Станислав Габараев пошел на отчаянный шаг — стал выполнять фигуры высшего пилотажа. Была опасность, что Ту-134 не выдержит перегрузок, но самолет справился. Благодаря маневрам пилота, бандитов физически отбросило в глубину салона. Летчикам удалось закрыть дверь в кабину, и сообщить на землю о нападении.

Ситуация была ужасающая. Пилоты не знали точно, что происходит в салоне, но понимали, что пассажиры и стюардессы в руках бандитов, готовых на все. Один из террористов был уничтожен, но и экипаж потерял двоих. На руках у товарищей умирал раненый Завен Шарбатян. Слабеющей рукой он достал из кармана деньги и документы, протянув их Гардапхадзе: «Передай жене».

Когда самолет стал снижаться в Тбилиси, стюардесса Ирина Химич передала по внутренней связи: «Командир, летите в Турцию, они взорвут самолет! Достали гранаты!» Гардапхадзе ответил, что они уже садятся в Турции. Было пасмурно, шел дождь, и какое-то время захватчиков удавалось вводить в заблуждение.

«Над бортпроводницами, как звери, измывались»

В это время в Москве по тревоге была поднята группа «А» КГБ СССР — спецподразделение «Альфа». Но спецназу нужно было время, а его у оказавшихся в заложниках людей практически не было.

Штурман Владимир Гасоян о том, что творилось в салоне, узнал позже: «Убили двух пассажиров — Соломония и Абовяна , над бортпроводницами, как звери, измывались. Когда Валю Крутикову мертвую нашли, то волосы на голове повыдергивали. Вся в крови, без волос, лежала. А Ире Химич голову рукояткой пистолета пробили. Вот такие „борцы за свободу“. Когда мы уже садились, слышали крики бортпроводниц — бандиты издевались над ними».

Когда бандиты поняли, что они все еще на территории СССР, они потребовали немедленно заправить самолет, и лететь в Турцию. Начались переговоры, которые растянулись на несколько часов. Чрезвычайный штаб возглавил лично первый секретарь ЦК Компартии Грузии Эдуард Шеварднадзе , прекрасно отдавший себе отчет в том, что эти события могут поставить крест на его карьере. Тем более, когда стало известно, что угонщики — отпрыски грузинской элиты.

Привезли в аэропорт родственников террористов, но их увещевания и уговоры не помогли. Тем временем из пилотской кабины удалось эвакуировать членов экипажа. Выпускать Ту-134 из аэропорта Тбилиси не собирались ни при каких обстоятельствах.

«Альфа» сработала без потерь

Прибывшая в Тбилиси «Альфа» проводила срочные тренировки на другом Ту-134. Шеварднадзе сообщил командиру «Альфы» Геннадию Зайцеву — только что проведенные обыски в домах угонщиков показали, что они вели стрелковую подготовку и имели большой запас оружия. Это означало, что в ходе штурма преступники могут расправиться с десятками людей. А ведь в салоне было 50 пассажиров, не считая самих террористов. Нужно было действовать ювелирно.

Обстановка была накалена до предела. Террористы заявили — они будут каждый час убивать по три человека, пока не вылетят в Турцию. Пассажирам не давали воды и не пускали в туалет, говоря: это вам уже не нужно, вы все равно умрете.

В 6:55 утра 19 ноября штурмовые группы «Альфы» ворвались в самолет. Любопытно, что кто-то все-таки успел предупредить преступников — из их переговоров стало понятно, что они знают о прибытии «московских коммандос». Знание это не помогло: использовав светошумовые гранаты, спецназовцы без потерь обезвредили захватчиков. Давид Микаберидзе, поняв, что «райской жизни на Западе» не будет, покончил с собой. Остальных угонщиков взяли живьем.

Они хотели пойти путем Бразаускасов

Террористами были убиты три члена экипажа — Анзор Чедия, Завен Шарбатян и Валентина Крутикова — и два пассажира. Еще десять человек были ранены. Бортпроводница Ирина Химич стала инвалидом.

На суде террористам задали прямой вопрос: «Вы — дети высокопоставленных родителей. Что стоило вам приобрести турпутевки в Турцию, куда вы и так беспрепятственно летали, чтобы спустить родительские деньги в казино? Купили бы путевки и на этот раз, чтобы спокойно, без шума попросить в заграничных райских кущах политическое убежище!»

«Если бы мы таким путем сбежали за границу, нас бы приняли за простых эмигрантов. Чего стоят наши фамилии, влияние и деньги наших родителей там, за границей? Вот когда отец и сын Бразаускасы улетели с шумом, со стрельбой, стюардессу Надю Курченко убили, так их там в почетные академики приняли, невольниками совести нарекли, из Турции в США переправили. Чем мы хуже?..», — таков был ответ.

Западные «правозащитники» и отечественные диссиденты, хором находившие оправдание подонкам Бразаускасам, породили трагедию ноября 1983 года.

Приговор — расстрел

Грузинская «золотая молодежь» сотворила такое, что даже все связи влиятельных родственников не могли спасти участников угона от сурового наказания. Сосо Церетели при неясных обстоятельствах умер в следственном изоляторе.

Верховный суд Грузинской ССР в августе 1984 года приговорил к смертной казни Каху и Паату Ивериели, а также Гегу Кобахидзе. Смертный приговор вынесли и идейному вдохновителю — Теймуразу Чихладзе. Президиум Верховного Совета Грузинской ССР отклонил просьбу приговорённых к исключительной мере наказания о помиловании, приговор был приведён в исполнение 3 октября 1984 года.

Тинатин Петвиашвили, которую спецназовцы обезвредили в тот момент, когда она намеревалась подорвать себя гранатами, приговорили к 14 годам лишения свободы. Сотрудница Тбилисского аэропорта, которая помогла пройти террористам на борт без досмотра, получила три года лишения свободы условно.

6 февраля 1984 года за мужество и героизм, проявленные при задержании особо опасных преступников, указом Президиума Верховного Совета СССР командиру экипажа Ахматгеру Гардапхадзе и штурману Владимиру Гасояну было присвоено звание Героя Советского Союза.

В авиагородке Тбилиси был установлен памятный знак в честь погибших членов экипажа Ту-134.

Оправдания нет и не будет

В период распада СССР это знак был осквернен вандалами. Новый президент Грузии Звиад Гамсахурдиа в 1991 году амнистировал Тинатин Петвиашвили.

Над летчиками, остановившими террористов, стали сгущаться тучи. Их обвиняли в том, что они действовали в сговоре с КГБ и убили «грузинских патриотов». Впрочем, после возвращения к власти в Грузии Эдуарда Шеварднадзе эти разговоры поутихли.

Желающих оплакать горькую судьбу грузинской «золотой молодежи» и сегодня немало. Как водится, вспоминать о погибших членах экипажа, убитых пассажирах, искалеченных жизнях тех, кто стал инвалидом, плакальщики не желают.

Просмотров