Первые трансатлантические кабели — когда они появились и как работали? Телекоммуникационное право. История

Современный мир связан электронной почтой и Интернетом, телефоном и факсом и все это идет не только через спутник. Пять из каждых шести звонков и сообщений идут по проводной магистрали.

Глубоко на дне океанов лежат множество многожильных кабелей, толщина одной жилы с человеческий волос, они называются оптоволокном и миллионы километров таких кабелей проложены по изломанному морскому дну. Эти кабели странным образом привлекают голодных акул, а результат - повреждение мировой паутины.

Когда нарушаются линии, вызывают одно из самых продвинутых кораблей и судов мира «Atlantic Guardian». Без него наш опутанный проводами мир не смог бы существовать. Его экипаж ответственен за обслуживание 40 кабельных магистралей между Англией и Нью-Джерси, Ньюфаундлендом и Францией, Рок-Айлендом и Испанией. Скорость и надежность - отличительные черты этого судна, независимо от степени волнения Атлантики. Миллионы долларов теряются из-за простоя сети, и команда испытывает огромное психологическое давление во время выполнения заданий.

Кабельное судно было построено на верфи «Vander Giessen Yards» в Роттердаме Голландия в 2001 году, и принадлежит компании «Global Marine Systems». Его функцией является прокладка и дальнейшее обслуживание оптоволоконных линий связи. Стоимость проекта 50 миллионов долларов. Это судно не боится волн Северной Атлантики.

На мелководье кабель повреждается рыболовецкими судами, которые тянут трал или другие снасти. Кроме этого большие корабли бросают якорь там, где не должны этого делать и тоже наносят повреждения кабелю. Подводные течения, проливы и отливы вызывают перетирания, которые, со временем, рвут кабель. Судно оборудовано двумя азиподами, что дает возможность с легкостью маневрировать в пространстве, кроме этого им даже приятно управлять. Практически ничего не изменилось за несколько десятилетий, только лишь оболочка и начинки кабеля.

Кабель поднимают при помощи кранов, лебедок и блоков. Это может показаться самой обычной операцией, но это не так. Судно прибывает в ориентировочную точку повреждения, по координатам, полученным со спутника. Затем выпускает "мягкий крюк" и цепляет кабель со дна. Потом вниз опускается режущий крюк, пока корабль идет вдоль кабеля, его острые лезвия разрезают его, так как дефектный кабель нельзя поднять без разреза. После разреза судно перемещается, чтобы снова зацепить за одну сторону разрезанного кабеля и поднять его на борт. Подняв кабель, его закрепляют и тестировуют, чтобы убедится в исправности от места поломки. Конец кабеля запечатывают и выбрасывают за борт, закрепив буй, чтобы было легче найти. Другую сторону кабеля сматывают и проверяют, находя повреждение. В момент проведения каждой операции, судно автоматически подруливается, оставаясь на месте в заданной точке, благодаря спутниковой системе навигации (GPS), установленной на судне. В комплексе это единая система датчиков и рулей корабля, позволяющая судну сохранять устойчивость во время волнения или двигаться в заданном направлении. Все это контролируется компьютером. На борту есть и робот с дистанционным управлением «Atlas-1». Он способен двигаться на гусеничном ходу по морскому дну со скоростью 4 км/ч, отыскивать и откапывать кабель, а затем посылать на борт изображение высокого разрешения для принятия решения. Робот «Atlas-1» оснащен набором инструментов, различных камер и фонарей – это «глаза» пилота на морском дне.

На судне есть место со специализированными условиями и оборудованием, где спаивают микроскопические жилы оптоволоконного кабеля. Людей, которые там работают, называют «скоросшивателями», хотя на устранение повреждений им необходимо около суток. После всего этого кабель соединяется в муфту и тестируется между двумя узловыми станциями. Если тест передачи данных проходит успешно, кабель с особой осторожностью снова опускают в воду. Использование робота позволяет зарывать кабель на дне океана. Он подаёт мощную струю, которая формирует траншею. А уже в эту траншею затем опускается кабель.
Пока ещё не разработаны беспилотные аппараты для ремонта кабеля, всегда найдется тяжелая, но такая полезная работа для кабельного судна «Atlantic Guardian».

Технические данные кабельного судна «Atlantic Guardian» :
Длина - 120 м;
Ширина - 18 м;
Водоизмещение - 3250 тонн;
Силовая установка - дизель-электрическая, мощность 9656 л. с.;
Скорость - 15 узлов;
Автономность - 50 суток;

Принято думать, что мировая информационная паутина — это нечто неосязаемое. И отчасти это так. Атмосфера планеты за последнюю сотню лет превратилась из банальной смеси азота и кислорода в густой бульон из радиоволн. Но не стоит заблуждаться — каждый бит информации, прежде чем стать эфирным электромагнитным излучением, обязательно проделывает неблизкий путь по проводам, большая часть которых проложена по океанскому дну.

Попытки соединить континенты проводами начались в первые же годы после изобретения самого телеграфа. В 1840 году английский профессор Уитстон представил на рассмотрение парламента проект прокладки подводного кабеля от Дувра к французскому берегу, но не получил согласия законодателей и, соответственно, денег.

Через два года изобретатель наиболее распространенной версии телеграфа Сэмюэл Морзе связал кабелем берега бухты Нью-Йорка и передал по нему сообщение. Тогда же он предсказал, что через недолгое время телеграф свяжет Старый Свет с Новым. Через десятилетие после этого компания братьев Джона и Джекоба Бреттов запустила телеграфное сообщение между Англией и Францией, проложив одножильный медный провод, одетый в гуттаперчу и стальную оплетку, под водами Ла-Манша.


Nexans Skaggerak — специализированное судно, построенное в 1976 году новрежской компанией Øgreys Mekaniske Verksted для подводной прокладки силовых кабелей и шлангопроводов. В марте 2010 года модернизирован в ремонтных доках Cammell Laird в Биркенхеде, Англия. Судно было распилено поперек, и между двумя его половинками была вварена дополнительная секция длиной 12.5 метра. Также на Skagerrak установили новую поворотную платформу. Справа на фото — силовой кабель, предназначенный для укладки в море, поступает с берега по специальному транспортеру, исключающему слишком резкие перегибы, и складируется в специальном отсеке, цилиндрической формы. Современный подводный силовой кабель может иметь диаметр порядка 100 мм. Метр такой «ниточки» вполне может потянуть на пару десятков килограмм, поэтому немудрено, что для контроля укладки требуются несколько дюжих рабочих. Снизу на фото — поворотная платформа, установленная на Skagerrak, имеет диаметр 29 метров и полезную нагрузку 7000 тонн, при объеме 2000 кубометров.

Человеком, соединившим мгновенной связью Старый и Новый Свет, стал американский предприниматель Сайрус Филд, основавший в 1854 году «Нью-Йоркско-Ньюфаундлендскую и Лондонскую телеграфную компанию». Вице-президентом стал известный нам Сэмюэл Морзе. Укладка кабеля началась в 1857 году при содействии правительств США и Великобритании, предоставивших для использования в роли кабелеукладчиков военные корабли: пароходофрегат «Ниагара» и парусно-паровой линкор «Агамемнон». На дно Атлантики было уложено 620 км кабеля, после чего он оборвался.

Следующая попытка была предпринята через год — «Ниагара» и «Агамемнон», соединив концы кабеля посередине океана, отправились в разные стороны. После нескольких обрывов корабли вернулись в Ирландию для пополнения запасов. Следующий старт — в июле того же года — принес успех, на который уже мало кто надеялся. Но… телеграф проработал около месяца и замолчал.


Неутомимый Филд вернулся к своей затее в 1865 году, зафрахтовав в качестве кабелеукладчика крупнейшее судно той поры — «Грейт Истерн». С него на дно было уложено три четверти линии, когда 2 августа кабель вновь оборвался и ушел на дно. Наконец, в 1866 году телеграфная линия пересекла Атлантику, а в самом начале прошлого века — безбрежный Тихий океан.

Вплоть до 30-х годов XX века главной проблемой межконтинентальных коммуникаций было низкое качество изоляции. Основными материалами для ее изготовления служили натуральные полимеры каучук и гуттаперча, сверху кабель обвивался броней из стальной проволоки, а на прибрежных участках броня иногда делалась двухслойной для защиты от якорей и рыбацких снастей.


Возможность мгновенной передачи данных на тысячи километров сейчас воспринимается как должное — уже полторы сотни лет никто не удивляется. Но за очевидностью стоят немаленькие технологические ухищрения. Всемирная Сеть — это не только пропускная способность и протяженность, но еще масса и объем. Чтобы убедится в этом достаточно поглядеть на барабан, в котором хранится свернутый кабель. Размеры этой «катушки» вполне соответствуют масштабам решаемых задач. Современный кабельный барабан на специализированном судне — это тысячи тонн и кубометров плюс специальные системы для укладки кабеля и его размотки. А барабанов таких на флагманах «проводного флота» — по три-четыре. Конструкция должна обеспечить намотку, размотку и хранение кабеля без перегибов, сильных нагрузок и прочего экстрима. Именно с этим связан большой диаметр «катушки» — современные подводные провода не рассчитаны на сколь-нибудь серьезный изгиб, поэтому сворачивать моток слишком туго нельзя — сломается.

Сегодняшние оптоволоконные кабели имеют многоуровневую защиту от едкой морской воды и механических повреждений. Пучок передающих волокон «плавает» в гелевом гидрофобном наполнителе внутри медной или алюминиевой трубки, покрытой слоем эластичного поликарбоната и алюминиевым экраном. Следующий слой- скрученная стальная проволока, обернутая майларовой лентой. Снаружи кабель одет в полиэтиленовую «рубашку». Другой вариант — кабель с профилированным несущим сердечником. В такой схеме до восьми оптических пар помещаются внутри каждого из шести экструдированных в полиэтиленовом шнуре каналов, заполненных гелем. Пары защищены навитой майларовой лентой, медным экраном и толстой полиэтиленовой оплеткой. В центре шнура проложена толстая стальная проволока для придания кабелю жесткости. Гарантия на подводные кабели связи — не менее 25 лет.

Откуда разматывают интернет

Первая попытка использовать подводный кабель для передачи сигнала — тогда еще не телеграфного — была предпринята в России в 1812 году П. Шиллингом для подрыва с берега морских мин, снабженных электрическим запалом.
Первая попытка проложить телеграфный кабель под водой была предпринята в 1839 году в Индии. Восточно-Индийская телеграфная компания проложила кабель по дну реки Хугли, неподалеку от Калькутты. К сожалению, данные об использовании линии до нас не дошли.
Первый трансатлантический кабель, проложенный между в 1858 году, прослужил всего около месяца. Кабели 1865−66 гг служили без ремонта около пяти лет, а ряд секций кабеля 1873 года (Ирландия — Ньюфаундленд) — около девяноста лет.
К 1900 году в мире было проложено 1750 подводных телеграфных линий общей протяженностью около 300 тысяч километров. Первая телефонная линия через Атлантику была уложена в 1956 году.
Самый длинный подводный силовой кабель проложен по дну Северного моря между г. Эемсхавен (Нидерланды) и Феда (Норвегия). Длина линии NorNed — 580 км, она рассчитана на 700 МВт. Эксплуатация началась в мае 2008 года.
Длина линии Unity, соединившей в 2010 году Японию (город Чикура) с западным побережьем США (Лос-Анжелес) по дну Тихого океана, составляет 10 тыс. км, пропускная способность — 7.68 Тбит/с.

Высоковольтные магистрали, связывающие с Большой землей острова, нефтяные платформы и ветряные электростанции, защищены еще лучше коммуникационных. Проводниками обычно служат три медные жилы, каждая из которых экранирована полупроводниковой лентой и толстым слоем изолятора из сшитого полиэтилена. Поверх изолятора проложен еще один экран, навита водонепроницаемая лента. Снаружи каждая токопроводящая жила закрыта герметичной свинцовой оболочкой и антикоррозионной полиэтиленовой оплеткой. Если в качестве основного изолятора используется этиленпропиленовая резина (ЭПР), свинцовый слой зачастую не используется в целях облегчения конструкции. В состав современного силового кабеля обязательно включается как минимум одна оптоволоконная пара для передачи данных. Проводники и оптоволокно заливаются полипропиленом или полиэтиленом, покрываются лентой-усилителем, полимерной оплеткой, броней из стальной проволоки и еще одним слоем из полиэтиленовой пряжи толщиной не менее 4 мм. Как правило, такие кабели служат верой и правдой десятки лет. Быстрое развитие морской ветроэнергетики и нефтегазодобычи привело к тому, что в настоящее время все имеющиеся на планете восемь заводов по производству подводного силового кабеля работают на пределе мощности. И спрос на их продукцию только растет.


Итальянский кабелеукладчик Gliulio Verne

Дело техники

Итак, мировой спрос на трафик просто сумасшедший — по данным агентства Telegeography, с 2007 года он растет на 100% в год. Подводные линии электропередач разрастаются вместе с альтернативной энергетикой. Отличный кабель у нас имеется. Остается только соединить им острова и континенты.

Создание подводной кабельной системы — сложнейшая операция, выполняемая профессионалами экстра-класса в экстремальных условиях с хирургической точностью. Первым делом выявляется оптимальный маршрут. С помощью специальных судов, оснащенных гидролокаторами бокового обзора, подводными аппаратами с дистанционным управлением и акустическими профилометрами Доплера, океанологи исследуют участки дна, на которые вскоре ляжет нить. Тщательно фиксируются и анализируются высотный профиль маршрута, состав донного грунта, сейсмическая активность зоны, наличие и характер течений, естественных и искусственных препятствий в коридоре прокладки. По полученным данным составляется конфигурация линии и технологическая карта прокладки. На критически важные точки маршрута выставляются бакены, оснащенные GPS-передатчиками и радиомаяками. Лишь после этого в дело вступают суда-кабелеукладчики.


Cable Innovator водоизмещением 10557 тонн — самое большое в мире судно, созданное для прокладки оптического кабеля. Построено в 1995 году на финских верфях Kvaerner Masa, принадлежит компании Global Marine Systems. Три 17-метровых барабана могут вместить по 2333 тонны кабеля каждый. 60 дней корабль с экипажем в восемь десятков человек может функционировать в режиме полной автономности, разматывая кабельную линию на скорости до 6.6 узлов (чуть больше 12 км/ч).

Серьезных различий между кабельными судами для прокладки силовых и коммуникационных линий нет. Разница лишь в специфической оснастке. Кроме того, «силовики» обычно работают в прибрежных районах, а оптику тянут на тысячи километров в открытом море. Самые большие и производительные в мире суда, специализирующиеся на высоковольтных магистралях, — норвежский укладчик Skagerrak, принадлежащий компании Nexans, и Giulio Verne итальянской корпорации Prysmian Group. Cable Innovator из флотилии Global Marine Systems водоизмещением 10557 т не имеет равных среди «связистов» — он может взять на борт 8500 км оптического кабеля. Крупнейшие флотилии кабельных судов базируются в Тихом океане — восемь судов трудятся на американскую компанию SubCom и столько же на ее японского конкурента NEC. Характерные особенности кабелеукладчиков — малая рабочая осадка, не превышающая 10 м, обязательное оснащение системами динамического позиционирования и гидроакустической ориентации, а также чрезвычайно чувствительные движители, позволяющие регулировать скорость с аптекарской точностью. Современный кабелеукладчик оснащен многошкивной кабельной машиной-лебедкой, развивающей тягу до 50 т, спускающей кабель в воду со скоростью порядка 1,5 км/ч. Кроме того, на борту имеются краны для погружения и подъема подводных аппаратов, устройства для сращивания и резки, водолазное оборудование и многое другое.


Схематическая карта первого трансатлантического кабеля, проложенного по дну летом 1858 года. Из-за несовершенства конструкции, плохой изоляции и использования слишком большого напряжения для передачи, линия связи тогда проработала всего около месяца, причем качество и, соответственно, скорость связи все время были ниже всякой критики. 1 сентября 1858 года через Атлантику было передано последнее сообщение, после чего континенты вновь оказались разъединенными. К 1861 году в различных частях света были проложены около 20 тысяч километров подводного кабеля, но в рабочем состоянии было не более четверти из них. Америка и Европа были окончательно соединены телеграфом 27 июля 1866 года, после чего связь уже никогда не прерывалась более, чем на несколько часов.

Аренда такого чуда техники тянет примерно на $100000 в сутки, тем не менее спрос превышает предложение. К примеру, кабелеукладчик Tyco Resolute компании SubCom, цилиндрические ангары которого вмещают 2500 км оптического кабеля, обеспечен работой на несколько лет вперед. То же можно сказать и о Skagerrak. Да и остальные не сидят без работы: рыболовные снасти, корабельные якоря, оползни и землетрясения, повреждающие подводные магистрали, держат эскадру кабельных судов в постоянной боевой готовности. Зафиксированы случаи разрыва кабеля из-за укусов акул и даже хищения десятков километров силовых линий пиратами. Только в Атлантике выполняется до 50 ремонтных операций в год. Но это дело техники…


На дно

Укладка любого кабеля начинается с суши. Эту ювелирную операцию обычно проводит команда опытных водолазов. Кабелеукладчик подходит к берегу поближе, встает по заданному курсу и стравливает на воду требуемый отрезок «нитки», соединенный с вытяжным тросом, предварительно заведенным с берега через врытую в грунт длинную трубу. В ходе этой операции вытравленный кабель висит на поплавках во избежание критических перегибов и спутывания. Процесс вывода троса и кабеля на соединительный щиток контролируется визуально посредством телекамер — починить этот отрезок линии впоследствии будет гораздо сложнее, чем какой-либо другой. Проверка целостности кабеля подачей сигнала (или напряжения, если он силовой) происходит во время укладки в постоянном режиме. Если все в норме — труба замуровывается со стороны моря, из нее откачивается вода, а вместо нее внутрь подается антикоррозийная смесь ингибиторов, биоцидов, убивающих водные бактерии, и раскислителя, поглощающего кислород. Береговая укладка, несмотря на кажущуюся простоту, — самый долгий этап работ. Команде Бьорна Ладегаарда, инженера компании Nexans, понадобилось целых три недели, чтобы в январе этого года подцепить к сети силовую ветку на пляжах Майорки на участке всего около 500 м!


В открытом море все проще, но и там свои трудности. Рельеф морского дна редко бывает достаточно удобным для так называемой свободной укладки, когда «нитка» опускается прямо на грунт. Так, силовую магистраль между Испанией и Балеарами пришлось зарывать на участке 283 км, в том числе на глубинах более километра. Еще 23 км были вырублены в скале!

В подводных дебрях незаменимые помощники инженеров — глубоководные аппараты с дистанционным управлением через шланг-кабель. Специалисты компании Nexans имеют в своем распоряжении три машины. Маленький и юркий CapTrack с комплексом датчиков, трансмиттером GPS, мощными прожекторами и телекамерами предназначен для оперативного мониторинга и точной укладки «нитки» на дно. На участках с экстремально сложным рельефом используется подводный бульдозер Spider с дополнительным «вооружением» в виде буровой головки, водометов и мощного насоса. Рука-манипулятор Spider может оснащаться целой кучей жутких инструментов, предназначенных для разрушения. Большую же часть работы на маршрутах выполняет траншейная машина Capjet со своим плугом-водометом. Вскрытый грунт постоянно откачивается насосом из полутораметровой траншеи и подается за корму Capjet, засыпая уложенный кабель.


Когда на пути прокладки оказываются более серьезные препятствия, инженеры используют арочные системы перехода. Кабель в специальном рукаве подвешивается на заякоренных герметичных стальных баллонах, наполненных воздухом. При наличии «попутных» трубопроводов кабель закрепляется на них специальными клипсами. Если через трубы приходится «перешагивать», применяются бетонные мостики или защитные рукава, укладываемые в нужном месте подводными аппаратами. В зонах с устойчивыми донными течениями кабель, как и любое цилиндрическое тело, подвергается разрушительному воздействию вихревых вибраций. Постепенно эти незаметные глазу высокочастотные колебания разрушают даже железобетонные балки. Для борьбы с этой бедой «нитка» одевается в пластиковое спиралевидное «оперение». Чтобы предотвратить перетирание изоляции о скалистый грунт, используются мягкие полиуретановые маты или ленточные протекторы. Все операции по удлинению, разветвлению кабеля, установке на него усилителей и контрольной аппаратуры производятся на судне непосредственно перед укладкой данного участка на дно. На финише маршрута кабелеукладчик повторяет операцию по выводу магистрали на берег. После этого линия тестируется и запускается в эксплуатацию.

А не проще ли запустить на орбиту пару спутников, спросите вы? Не проще. Скорости не те — мегабиты в секунду для XXI века уже не годятся. Да и гигабиты — тоже. Подводные терабиты совсем другое дело…

Правда это или нет, но рассказывают, как некая дама, услышав, что между Европой и Америкой проложили телеграфный кабель, больше всего изумилась вот чему: каким-таким образом телеграммы, пройдя сквозь воды Атлантики, остаются… сухими?

Впрочем, следует извинить такую наивность, ведь в ту пору для многих людей теле¬граф еще оставался диковинкой. Но стоит только поближе познакомиться с обстоятельствами, при которых осуществлялся этот проект, и даже мы с вами, живущие в XXI столетии, удивимся. Правда, совсем другому…

Технические средства, которыми располагали авторы проекта, были еще весьма несовершенными. Множество разнообразных проблем пришлось разрешать буквально на ходу, проявляя чудеса изобретательности. Сами работы по прокладке кабеля потребовали огромного, титанического труда. Да к тому же людей, решивших связать телеграфной линией два континента, преследовало прямо-таки фантастическое, фатальное невезение; словно злая судьба нарочно вставляла палки в колеса!

Но, несмотря на все превратности, строители сумели довести свое дело до конца, и проведение телеграфной линии между двумя континентами стало для своего времени огромным достижением, даже своего рода техническим подвигом. И приобретенный при этом бесценный опыт дал возможность уже много легче и проще установить подводную телеграфную связь между другими материками.

Прежде всего надо было изготовить специальный, хорошо изолированный и защищенный от разъедающего действия морской воды подводный телеграфный кабель. Над такой проблемой, напомним, задумывался еще П. Л. Шиллинг. Что использовать в качестве защитного материала? В 40-х годах XIX века из сока некоторых тропических растений научились получать гуттаперчу — вязкое 12-Техннк Ш эластичное вещество. Опыты немецкого изобретателя Вернера Сименса показали, что гуттаперча — замечательный изолятор. Сам же Вернер быстро спроектировал и построил специальную машину, способную покрывать провода оболочкой из гуттаперчи.

А в 1850 году другой изобретатель, Джон Брет, впервые изготовил специальный подводный телеграфный кабель. Он состоял из двух медных проволок диаметром 2 миллиметра, закрытых толстым гуттаперчевым слоем. Но такой кабель оказался несовершенным: медная проволока легко ломалась. Это показала первая же попытка связать телеграфом Англию и Францию.

А эта задача была крайне насущной. Ведь в то время, когда все европейские страны уже установили между собой телеграфную связь, островная Англия оставалась как бы на отшибе. Хоть и невелик пролив Ла-Манш, а по воздуху над ним телеграфный провод все равно не протянешь.

Правда, сам кабель проложить по дну Ла- Манша удалось без особых технических проблем. Сделал это тот же Джон Брет. Специально особым образом оборудовали судно «Голиаф » — погрузили на него огромную катушку с намотанными километрами кабеля. Заранее наметили предстоящий путь. Перед «Голиафом», показывая дорогу, шел военный корабль «Вигдеон». Уже через несколько часов кабельное судно достигло французского берега. Все это время с его борта шел обмен телеграфными сообщениями с береговой станцией в Англии. Но вскоре связь прекратилась: где- то на дне произошел обрыв кабеля…

Однако уже на следующий год телеграф надежно связал Англию с материком. Теперь по дну Ла-Манша был проложен новый кабель, более совершенный. Медных проволочек стало четыре, каждая в гуттаперчевой оболочке. Для прочности они были свиты в один канат с пятью круглыми просмоленными пеньковыми шнурами. Вдобавок кабель был обмотан двумя слоями пеньковых веревок, которые, в свою очередь, были перевиты десятью железными оцинкованными проволоками.

Такой кабель, разумеется, был несравненно толще и тяжелее, чем первый. Зато оказался работоспособным и надежным. Именно его вслед за тем с успехом использовали на подводных телеграфных линиях между Англией и Ирландией, Англией и Голландией, Швецией и Норвегией…

А в 1857 году пришел черед и трансатлантического телеграфного кабеля. Человека, решившего осуществить такой проект, звали Сайрес Филд. Джона Брета он пригласил сотрудничать в своем проекте.

В отличие от Брета был Филд не изобретателем и конструктором, а предпринимателем. Не скрывал того, что в первую очередь его интересуют коммерческие цели. Передавать телеграммы через океан — дорогое удовольствие, но необходимое многим, поэтому среди акционеров были крупнейшие банки и частные лица, в том числе и знаменитый английский писатель Уильям Теккерей. Трансатлантический кабель должен был принести огромные прибыли основанной Филдом «Компании по постройке и эксплуатации телеграфа».

По счастью, Сайрес Филд оказался человеком поразительно целеустремленным, наделенным железной волей, характером, мужеством, неспособным к унынию, не умеющим сдаваться, продолжающим борьбу даже тогда, когда кажется, что все уже потеряно. Будь на его месте кто-то другой, наверняка в какой- нибудь тяжелый момент он опустил бы руки, и проект был бы отложен на неопределенное время. Филд же — честь и хвала ему — сумел преодолеть все трудности. Сейчас мы убедимся, сколько же их выпало на его долю!

Трансатлантический телеграфный кабель состоял из 7 медных проволочек в гуттаперчевой оболочке. Они были обложены просмоленной пенькой и снаружи обвиты 18 шнурами из железных проволок. Казалось бы, все предусмотрено, но увы: многокилометровый кабель изготовили довольно быстро, всего за 4 месяца, и такая поспешность привела к тому, что он во многих местах имел брак. К сожалению, выяснилось это не на суше, а уже в океане.

Кабель повели в Атлантику от ирландского берега, работа началась 6 августа 1857 года. Корабли, несущие огромные катушки с кабелем, и вспомогательные суда провожали толпы репортеров. Поначалу все складывалось по плану: каждый час на океанское дно ложилось 2 километра кабеля, флотилия все дальше уходила в океан.

Но вскоре кабель оборвался; конец, соскочив со спускового колеса, ушел в глубину. Правда, его удалось поднять с помощью специального крюка-кошки и срастить обрыв. Но 5 дней спустя, в 300 милях от берега, кабель во время непогоды снова оборвался. На этот раз его уже не смогли извлечь и оставили на дне. Сайрес Филд, скрепя сердце, отдал приказ повернуть корабли назад. Первая неудача…

Перед новой попыткой весь кабель был тщательно осмотрен, места, которые казались ненадежными, вырезали и срастили каждый проводок заново. Разумеется, это потребовало поистине титанического труда.

Летом 1858 года флотилия Филда снова вышла в Атлантику. Теперь план был другой: начать прокладку кабеля как раз на середине океана. Соединив его концы, два корабля разошлись в разные стороны. Один двигался к Ирландии, другой — к Ньюфаундленду…

К середине августа противоположные берега океана и в самом деле были соединены телеграфной линией. 16 августа в Нью-Йорк пришла поздравительная телеграмма английской королевы Виктории. Казалось бы, победа уже одержана. И в Англии, и в Америке начались по этому поводу грандиозные торжества…

Однако в самом их разгаре в работе трансатлантического телеграфа проявились неисправности. Сигналы становились все более сбивчивыми. Наконец 1 сентября линия замолкла окончательно. Где-то на дне Атлантики сказалось повреждение кабеля, которое никак теперь не исправить. Снова неудача!

Пережитое разочарование было ни с чем не сравнимым. Компания, основанная Сайресом Филдом, лопнула, как мыльный пузырь. Пострадали многие люди, рискнувшие своим капиталом. Незадачливому предпринимателю пришлось даже какое-то время скрываться от их гнева. И в течение долгих 7 лет никто больше не заговаривал о новой попытке проложить телеграфную линию по дну океана. К тому же в Америке вскоре началась война между Севером и Югом.

Однако в 1865 году, едва только война окончилась, мир снова услышал о Сайресе Филде. Оказывается, за это время он провел опыты с новым кабелем, более совершенным. Вдобавок ему удалось вновь собрать капитал, заинтересовав новых акционеров. Как ни в чем ни бывало, Филд по-прежнему готов был добиваться намеченной цели.

На этот раз к работам приспособили огромный пароход «Грейт-Истерн », способный без труда поднять на борт весь груз кабеля. 23 июля 1865 он вышел в Атлантику от европейского берега. Но опять-таки почти сразу же начались злоключения.

Уже на следующий день в части кабеля обнаружилась неполадка: железная наружная оболочка контачила с внутренними медными проводами из-за повреждения гуттаперчевого изоляционного слоя. Часть кабеля пришлось вырезать и концы срастить. Позже такая же история повторялась еще несколько раз.

Но все это оказалось лишь досадными мелочами по сравнению с другими невзгодами. Во время штормов кабель несколько раз обрывался и уходил на дно. Его искали, находили, поднимали на поверхность. Но однажды конец кабеля так и не удалось найти. Пришлось и «Грейт-Истерну» ни с чем возвращаться в Англию.

И все-таки удача уже ждала неутомимого, несгибаемого Сайреса Филда. Права на организацию трансатлантического телеграфного сообщения приобрела новая компания. По ее заказу был изготовлен новый кабель, а на «Грейт-Истерн» установили специально сконструированные машины для его укладки. Они были снабжены динамометрами, показывающими силу натяжения кабеля в любой момент. Это позволяло заранее предвидеть возможный обрыв и предотвращать его. 7 июля 1866 года началась очередная попытка. 27 июля уже без всяких приключений «Грейт-Истерн» достиг американского берега. Трансатлантический телеграф заработал!

А дальше — больше. Огромный пароход снова вышел в океан, и вскоре… был обнаружен конец кабеля, потерянного во время предыдущей попытки. Его срастили с новым, и вскоре Европу и Америку соединяли уже сразу две исправные телеграфные линии. Энергия, воля, настойчивость Сайреса Филда, умение увлечь за собой других людей преодолели все преграды.

Просмотров