Презентация на тему сперанский реформатор или преобразователь. Реформаторская деятельность сперанского

Внешняя политика

в 1801-1812 гг.

Повторение


1) война со Швецией за побережье Балтийского моря

2) присоединение Камчатки и Приморья

3) поддержка национально-освободительной войны польского народа

4) возвращение исконно русских земель, отторгнутых в Смутное время


Указать одно из направлений внешней политики России в начале XIX века

1) участие в разделах Польши

2) возвращение смоленских земель

3) завоевание выхода в Азовское море

4) борьба с Турцией за Балканы и с Ираном за Закавказье


Какое событие привело к распаду третьей антифранцузской коалиции?

битва под Фридландом

битва под Аустерлицем

битва при Ватерлоо

битва под Лейпцигом


Против какой страны Наполеон установил континентальную блокаду?

ТУРЦИИ

ШВЕЦИИ

АНГЛИИ

ПРУССИИ


Что было результатом заключения Тильзитского мира?

1) Франция отказалась от всех завоеваний

2) была создана четвёртая антифранцузская коалиция

3) Россия вынуждена была признать все завоевания Наполеона

4) было создано герцогство Варшавское в составе Российской импери и


По условиям Тильзитского договора Россия:

1) несла большие территориальные потери

2) присоединялась к континентальной блокаде

3) приобретала Бессарабию

4) должна была непременно начать войну против Франции


В каком году Бессарабия стала частью России?

1801 г.

1807 г.

1803 г.

1812 г.

1813 г.


Найти соответствие:

РУССКО-ТУРЕЦКАЯ

ВОЙНА

ГЮЛИСТАНСКИЙ

ДОГОВОР

ФРИДРИХСГАМСКИЙ

РУССКО-ИРАНСКАЯ

ДОГОВОР

ВОЙНА

БУХАРЕСТСКИЙ

РУССКО-ШВЕ ДСКАЯ

ВОЙНА

ДОГОВОР


СПАСИБО

за усвоенный

материал!


Реформаторская

деятельность

М.М.Сперанского

8 класс


«Правление, доселе самодержавное, поставить и учредить на непременном законе…»

М.М.Сперанский


ПЛАН

1. Личность М.М.Сперанского.

2. Проект политической реформы.

3. Экономические планы.

4. Отставка М.М.Сперанского.


Вспомните:

  • Почему первый период царствования Александра I Пушкин охарактеризовал как “дней александровых прекрасное начало”?
  • Для чего был создан “Негласный комитет”? Кто входил в этот комитет?
  • Перечислите первые указы Александра I. Какие из них вы считаете главными?
  • Перечислите меры,которые были приняты Александром для смягчения крепостного права. Эффективны ли были эти меры?
  • Охарактеризуйте систему центрального управления Российской империи в начале XIX века.

Личность М.М.Сперанского

  • М.М. Сперанский родился в 1772 г. в семье священника.
  • Окончив Духовную академию стал секретарем у Б.Куракина.
  • 1803-1807 г директор департамента МВД
  • 1807 г. - статс-секретарь императора Александра I
  • 1808 г. - заместитель министра юстиции.
  • 1812 г уволен с государственной службы и сослан в Нижний Новгород, а затем в Пермь.
  • 1819 г. Сперанский становится генерал-губернатором Сибири.

Стр.19

М.М.Сперанский


Встреча Александра I и Наполеона в Эрфурте

в октябре 1808 года.

  • Наполеон о М.М.Сперанском: “Не угодно ли вам будет, государь, - спросил он Александра , - променять этого человека на какое-нибудь королевство?”
  • Бонапарт считал Сперанского «единственной светлой головой в России». За толковое участие в переговорах Наполеон подарил Сперанскому табакерку с бриллиантами.

«Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России» (цель: введение конституционной монархии)

1803 г.

1809 г.

Проект политической реформы

«Введение к уложению

государственных законов».

Стр.20-22


«Введение к уложению государственных

законов». (1809 г.)

I. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ

Законосовещательный

орган власти

Государственный Совет

Судебная власть

Законодатель-

ная власть

Гос. Дума

Цель реформы:

ограничение абсолютизма

Исполнительная

Министерства


Установление трёх основных сословий

Политические права

Гражданские права

Избирательное право для имущих сословий

ДВОРЯНСТВО

«СРЕДНЕЕ СОСТОЯНИЕ»

«НАРОД РАБОЧИЙ»


1811 г., введён единый регламент деятельности министерств

Реализация проектов

Сперанского

Рассматривает законопроекты и отчёты министерств

1810 г., создан Государственный совет

Проект не принят

1811 г., подготовлен проект Уложения Сената


Расходы превысили доходы в 2 раза = инфляцию. План оздоровления экономики Сперанского предусматривал: прекращение выпуска ассигнаций; резкое сокращение государственных расходов; объявление ассигнаций государственным долгом и постепенный их выкуп у населения; введение налога на помещичьи имения; проведение внутренних займов у населения; введение дополнительных налогов на крестьян; введение нового таможенного тарифа. " width="640"

Участие в континентальной блокаде ухудшило экономическое положение России. = Расходы превысили доходы в 2 раза = инфляцию.

План оздоровления экономики Сперанского предусматривал:

  • прекращение выпуска ассигнаций;
  • резкое сокращение государственных расходов;
  • объявление ассигнаций государственным долгом и постепенный их выкуп у населения;
  • введение налога на помещичьи имения;
  • проведение внутренних займов у населения;
  • введение дополнительных налогов на крестьян;
  • введение нового таможенного тарифа.

Но и этот план не был осуществлён, а вина за экономические трудности пала на М.М.Сперанского.

Идеолог,

  • Деятельность Госсекретаря подверглась резкой критике дворянства. Её возглавил Н.М. Карамзин - идеолог консервативного течения.
  • Александр воспринимал эту критику на свой счёт, и после обвинения Сперанского в симпатиях к французским порядкам, вынужден был в 1812 г. отправить его в отстав-ку, сначала в Нижний Новгород, затем в Пермь.

Консерватизм

Стр.24

Н.М.Карамзин

В чём причины негативного отношения к деятельности Сперанского?

Работа с док. на стр.23


В каком году был принят данный указ?

«К утверждению и распространению единообразия и порядка в государственном управлении, признали мы нужным установлению Государственного совета дать образование, свойственное пространству и величию нашей империи»

  • В 1801 г. 3) в 1807 г.
  • В 1803 г. 4) в 1810 г.

Государственный совет стал:

1) законодательным органом власти

2) исполнительным органом власти

3) законосовещательным органом власти

4) парламентским органом власти


Каково главное положение политической реформы М.М.Сперанского?

1) реализация принципа разделения властей

2) введение республиканской формы правления

3) сохранение абсолютизма


Конечная цель реформаторского проекта:

1) ликвидация монархии

2) установление республики

3) ограничение самодержавия

4) введение всеобщего избирательного права


«Когда в 1803-м году Вашему Величеству угодно было поручить мне через графа Кочубея, в начальстве коего я тогда служил, составить план образования судебных и правительственных мест в Империи, я принял сие поручение с радостию и исполнил его с усердием».

М.М.Сперанский


Сторонников идеи сохранения традиций, преемственности в жизни общества, идеализирующих прошлое и отстаивающих постепенное развитие, называют

1) либералами

2) консерваторами

3) реформаторами

4) реакционерами


В 1812 г. Сперанский:

1) получил пост канцлера

3) подвергся аресту

4) был удостоен графского титула


Указать принцип образования ряда

  • Наведение порядка в подготовке законов, рассмотрение отчётов министерств, предложения по распределению расходов
  • Дворянство, «среднее состояние», «народ рабочий»

Задачи

Государственного совета

Сословия по проекту М.Сперанского


Задание на дом

  • Вопросы и задания на стр.22-23
  • Повторить § 2

Всем спасибо

за работу на уроке!

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Существует мнение, что эти реформы могли бы принципиально изменить Россию, направить ее по более благоприятному историческому пути. Почему нереализованные проекты реформ заслужили столь высокую оценку? Отвечали ли предложенные реформы потребностям и состоянию тогдашней России? Почему реализовать реформы не удалось?

3 слайд

Описание слайда:

Михаил Михайлович Сперанский Что вы можете предположить о происхождении, воспитании и социальном положении этого человека? М.М. Сперанский в 1790-х гг.

4 слайд

Описание слайда:

Михаил Михайлович Сперанский Родился в 1772 г. в семье сельского священника. Учился во Владимирской духовной семинарии. В 1788 г. переведен в столичную Александро-Невскую семинарию. По окончании – преподаватель семинарии, затем секретарь князя А.Б. Куракина. В 1797 г. – в канцелярии генерал-прокурора Сената, титулярный советник (9-й ранг). В 1801 г. – действительный статский советник (4-й ранг). С 1803 г. – директор департамента МВД. С 1807 г. – фактически личный секретарь императора. М.М. Сперанский в 1790-х гг. Чем необычна биография М.М. Сперанского?

5 слайд

Описание слайда:

Сословная структура населения России по проекту М.М. Сперанского Дворянство Среднее состояние Народ рабочий Крепостные крестьяне, прислуга, мастеровые, наемные работники Чиновники, купцы, мещане, государственные крестьяне Неприкосновенность личности, презумпция невиновности, равенство перед законом, судебная защита, право на жилище, владение и распоряжение имуществом, заключение сделок. Гражданские права? Какие права называются гражданскими? Что принципиально менялось в России с предоставлением гражданских прав всему населению?

6 слайд

Описание слайда:

Сословная структура населения России по проекту М.М. Сперанского Дворянство Среднее состояние Народ рабочий Право участия в выборах, т.е. избирать и быть избранным в органы власти Политические права На основе имущественного ценза На основе имущественного ценза? Кому предоставлялись политические права? Какие права называются политическими?

7 слайд

Описание слайда:

Система власти и управления в Российской империи (по проекту М.М. Сперанского) Державная власть государя Государственный совет Правительствующий Сенат и министерства Государственная дума Судебный Сенат Губернское управление Окружное управление Волостное управление Губернская дума Окружная дума Волостная дума Избиратели: владельцы недвижимости Губернский суд Окружной суд Волостной суд

8 слайд

Описание слайда:

Какой принцип был положен в основу предложенного М.М. Сперанским проекта структуры государственных органов? Кем впервые был предложен этот принцип? В какой стране этот принцип был впервые реализован на практике? Какую цель преследует организация власти в соответствии с этим принципом? Когда попытка частично реализовать этот принцип впервые предпринималась в России? Как изменилось понимание данного принципа у российских реформаторов по сравнению с западными? ?

9 слайд

Описание слайда:

Полномочия органов власти по проекту М.М. Сперанского Император Право законодательной инициативы Право утверждать законы Полнота исполнительной власти «В России вся исполнительная власть должна принадлежать власти державной» «Никакой закон не может иметь своего совершения без утверждения державной власти» «Предложение закона должно предоставить исключительно правительству»

10 слайд

Описание слайда:

Полномочия органов власти по проекту М.М. Сперанского Государственная Дума Принятие законов «Никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы» Михаил Михайлович Сперанский Император Александр I

11 слайд

Описание слайда:

Полномочия органов власти по проекту М.М. Сперанского Государственный Совет Назначается императором Связующее звено между монархом и государственными органами «В порядке государственных установлений Совет представляет сословие, в коем все действия части законодательной, судной и исполнительной в главных их отношениях соединяются и через него восходят к державной власти и от нее изливаются»

12 слайд

Описание слайда:

Алексей Андреевич Аракчеев А.А. Аракчеев – сын бедного провинциального дворянина. Карьеру сделал в гатчинских войсках наследника – Павла Петровича. При Павле I – комендант Петербурга, главный инспектор артиллерии, граф. Девиз на гербе: «Без лести предан!» С 1799 г. – в отставке. С 1803 г. – вновь инспектор артиллерии. В 1807 г. получил право издавать высочайшие повеления, приравненные к именным указам императора. С 1808 г. – военный министр. В армии нелюбим за жестокость и патологическую трусость на поле боя.

13 слайд

Слайд 1

Тема 3
Реформаторская деятельность М.М. Сперанского

Слайд 2

План:
Начало деятельности М.М. Сперанского. Проект политической реформы: замыслы и результаты. Отставка М.М. Сперанского: причины и последствия.

Слайд 3


Вернуть авторитет, утраченный после Тильзита, Александр I решил с помощью нового витка реформаторской деятельности. С охлаждением царя к членам Негласного комитета возникла потребность в новых лицах, которые, однако, должны были продолжить прежнее направление реформ.
Михаил Михайлович Сперанский
Император быстро нашел человека, который отвечал этим требованиям. Им стал М. М. Сперанский.

Слайд 4

1. Начало деятельности М.М. Сперанского.
Документ Современники о М.М. Сперанском «Обладая очень счастливыми дарованиями, привлекательною наружностью и при том в высшей степени искусством, лестью, уступчивостью соглашаться со всеми мнениями лиц высших, уступавших ему в дарованиях, ему удалось быстро пройти по первым ступеням служебной лестницы, отодвигая в сторону сослуживцев, причем не было недостатка с его стороны в различных всякого рода интригах... В его власти было если не вполне достичь желаемой цели, то, по крайней мере, положить прочное к тому основание, именно тем, чтобы основательно и правильно постигнуть значение общественных учреждений. Сперанский в состоянии был бы это сделать, если бы >ту большую заслугу не принес в жертву своему стремлению к новшествам, своему пустому тщеславию все переделать». Из «Записок» барона Г. А. Розенкампфа

Слайд 5

1. Начало деятельности М.М. Сперанского.
«Странная личность, которая иногда возвышает нас, а подчас дает нам чувствовать нашу зависимость... Сперанский имеет громадную власть; он удивительно умен и хитер, но так же самолюбив, как и невежествен; жаждущий того, что дает только внешний вид счастья, он не способен постигнуть того блага, которое ведет к спокойствию души. Он боится быть понятым и потому надевает на себя тысячу масок: иногда он гражданин и хороший подданный, иногда ярый фрондер, употребляющий все усилия, чтобы убедить публику в своих талантах и не обнаруживающий своих сил...» Барон Густав Армфельд Задание к документам. Какие качества Сперанского выделяют авторы высказываний? При ответе учтите, что и Г.А. Розенкампф, и Г. Армфельд были злейшими врагами М.М. Сперанского.

Слайд 6


Первый проект политических преобразований Сперанский предложил царю еще в 1803 г. в «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». Он ставил вопрос о необходимости осторожного введения в стране конституционной монархии и предотвращении таким образом для России «французского революционного кошмара». Однако лишь после Тильзитского мира царь поручил ему составить проект всеобъемлющей реформы государственного управления. Такой проект был готов к октябрю 1809 г. Им стало «Введение к уложению государственных законов».

Слайд 7

2. Проект политической реформы: замыслы и результаты.
Проект реформы государственного устройства России М. М. Сперанского «Введение к уложению государственных законов» (1809 г.)
Цели:
Сохранить самодержавие
Модернизировать государственное управление
Положить начало конституционного процесса в России
Предотвратить возможность революционных потрясений в России

Слайд 8

2. Проект политической реформы: замыслы и результаты.

Слайд 9

2. Проект политической реформы: замыслы и результаты.
Основные принципы:
Разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти
Ответственность исполнительной власти перед законом
Выборность распорядительных и исполнительных органов власти
Независимость судебной власти, гласное судопроизводство и суд присяжных

Слайд 10

2. Проект политической реформы: замыслы и результаты.
Новые органы в системе высшего государственного управления:
Государственная дума- представительный орган для обсуждения законопроектов и заслушивания отчетов министров
Государственный совет (1810 -1906 гг.) Состав назначает Император (координирует действия законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти

Слайд 11

2. Проект политической реформы: замыслы и результаты.

Слайд 12

2. Проект политической реформы: замыслы и результаты.

Слайд 13

2. Проект политической реформы: замыслы и результаты.
Основные принципы:
Политические права должны были принадлежать представителям «свободных» (первых двух) сословий; однако третье сословие получало общие гражданские права (главным среди них было положение о том, что «никто не может быть наказан без судебного приговора») и могло по мере накопления собственности и капитала перейти во второе сословие; первое сословие сохраняло и особые права (покупать имения с крепостными и т. п.);
Избирательное право получали лишь лица, обладавшие движимым и недвижимым имуществом (т. е. представители первых двух сословий);

Слайд 14

2. Проект политической реформы: замыслы и результаты.
Выборы в Государственную думу предполагались четырехступенчатыми (вначале проходили выборы в волостные думы, затем депутаты этих органов избирали членов окружных дум, те, в свою очередь, - депутатов губернских дум. И лишь губернские думы выбирали депутатов Государственной думы).
Руководить работой Думы должен был назначаемый царем канцлер.
Основные принципы:

Слайд 15

2. Проект политической реформы: замыслы и результаты.
Осуществление проекта Сперанского должно было стать важным шагом на пути реформ. Этот план со временем получил бы развитие в других преобразованиях. Конечную цель реформатор видел в ограничении самодержавной власти царя и ликвидации крепостного права. Александр I в целом одобрил проект Сперанского. Однако его следовало претворять в жизнь постепенно, не вызывая потрясений в обществе. С учетом этого царь решил вначале дать ход наиболее «безобидной» части реформы.
1 января 1810 г. был обнародован манифест о создании Государственного совета. Его главной задачей было наведение порядка в подготовке и принятии законов. Все их проекты теперь должны были рассматриваться только через Государственный совет.

Слайд 16

2. Проект политической реформы: замыслы и результаты.
В 1811 г. по инициативе М.М. Сперанского была осуществлена реорганизация министерств. Упразднялось министерство коммерции, функции которого распределялись между министерствами финансов и внутренних дел. Было создано министерство полиции. На правах министерств стали действовать ведомства государственного контроля, духовных дел, иностранных вероисповеданий и путей сообщения. Были более четко определены состав и функции министерств, пределы власти министров и их ответственность.
Проведенные в 1810 - 1811 гг. преобразования, а также стремление предоставить крепостным гражданские права вызвали такую бурю негодования среди высших чиновников и большинства дворян, что Александр был вынужден прекратить осуществление реформ: слишком свежа была в памяти судьба отца.

Слайд 17


Сперанский по поручению императора разрабатывал и проекты экономических реформ. Они предусматривали ограничение расходов государства и некоторое увеличение налогов, которое затрагивало дворянство. Противодействие реформам в этих условиях стало носить открытый характер. К критике правительства присоединились такие авторитетные люди, как, например, Н. М. Карамзин - один из идеологов консерватизма.
Александр прекрасно понимал, что резкая критика Сперанского, по существу, направлена в его собственный адрес. Сперанского обвиняли даже в предательстве за его симпатии к порядкам во Франции, которые он якобы хотел ввести в России в угоду Наполеону. Царь более не мог сдерживать волну критики и принял решение об отставке Сперанского.

Слайд 18

3. Отставка М.М. Сперанского: причины и последствия.
Не последнюю роль здесь сыграло намерение императора объединить общество накануне приближающейся войны с Наполеоном. В марте 1812 г. Сперанский был выслан в Нижний Новгород, а затем в Пермь. Однако, учитывая административные способности М.М. Сперанского (в 1816-1820 гг.- губернатор Пензы и генерал-губернатор Сибири), в 1821 г. император вернул его в Петербург и ввел в состав Государственного совета.
Несмотря на то что реформы Сперанского не задевали основ феодально-самодержавного строя, практически реализованы они почти так и не были. В то же время реформаторские поиски Сперанского составили ту основу, на которой в дальнейшем вырабатывались новые проекты преобразований.

Слайд 19

3. Отставка М.М. Сперанского: причины и последствия.
Отношение к проекту М.М. Сперанского выразил писатель и историк Н.М. Карамзин в «Записке о древней и новой России»: «Реформы повредят России, так как они представляют угрозу для исконных устоев страны».

Слайд 2

План урока

  1. Личность М.М. Сперанского;
  2. Проект политической реформы;
  3. Экономические планы;
  4. Отставка М.М. Сперанского.
  • Слайд 3

    Задание на урок

    Докажите,что реформы М.М. Сперанского действительно могли привести к ограничению абсолютизма в России?

    Слайд 4

    Личность М.М. Сперанского

    После Тильзита Александр I решил восстановить утраченный авторитет, продолжив реформы.
    В этот период при нем возвысился М.М. Сперанский. Он родился в 1772 г. в семье священника. Окончив Духовную академия, стал секретарем у Б. Куракина.
    Его деловые качества заметили в «Негласном комитете» и в 1806 г. он стал Статс-секретарем императора.

    М.М.Сперанский

    Слайд 5

    Проект политической реформы

    Получив задание составить проект реформ, Сперанский подготовил его в к. 1809 г. «Введение к уложению государственных законов предусматривало:

    • разделение властей,
    • создание Гос.Думы,
    • передача исполнительной власти министерствам,
    • создание Гос.Совета-сове- щательного органа,
    • передача судебных функ-ций Сенату,
    • многоступенчатые выборы,
    • установление 3-х основных сословий:
      • Дворянство,
      • «Среднее состояние» - купцы, мещане, гос.крестьяне.
      • «Народ рабочий» - крепостные,рабочие,слуги.
    • политические права для 1-го и 2-го сословий,
    • гражданские права для 3-го сословия,
    • избирательное право для имущих сословий.

    Цель реформы-ограничение абсолютизма.

    Ю. Хмелецкий. Романовы.Александр I.

    Слайд 6

    В 1810 г. был создан Гос.Совет,который должен был рассматривать все законопроекты и рассматривать отчеты министерств. Сперанский был назначен госсекретерем.
    В 1811 г. вводится единый регламент деятельности министерств.
    В 1811 г. был подготовлен проект Уложения Сената, он делился на Правительствующий (местное самоуправление), и Судебный. Но этот проект не был принят.

    М.М. Сперанский в 1812 г.

    Слайд 7

    Экономические планы

    Участие России в континентальной блокаде резко ухудшило экономическое положение. Расходы превысили доходы в 2 раза.Выпуск ассигнаций вызвал инфляцию.
    План оздоровления экономики Сперанского предусматривал: прекращение выпуска ассигнаций,

    Г. Мясоедов. Косцы.

    Слайд 8

    • резкое сокращение государственных расходов,
    • объявление ассигнаций гос.долгом и постепенный их выкуп у населения,
    • введение налога на помещичьи имения,
    • проведение внутренних займов у населения,
    • введение дополнительных налогов на крестьян,
    • введение нового таможенного тарифа,

    Но и этот план не был осуществлен, а вина за экономические трудности пала на Сперанского.

    А. Венецианов. На пашне. Весна

    Слайд 9

    Отставка М.М.Сперанского.

    Деятельность Госсекретаря подверглась рез-кой критике дворянства. Её возглавил Н.М. Карамзин - идеолог консервативного течения.
    Александр воспринимал эту критику на свой счет, и после обвинения Сперанского в симпатиях к французским порядкам, вынужден был в 1812 г. отправить его в отстав-ку,сначала в Н.Новгород,затем в Пермь.

    Н.М.Карамзин

    Посмотреть все слайды

  • Просмотров