Скрытые фигуры что написано в конце фильма. “Скрытые фигуры”: очередная толерантная история

  • Помимо продюсирования фильма Фаррел Уильямс также курировал создание музыки к фильму и отбор песен для его саундтрека.
  • В это фильме вновь воссоединились Октавия Спенсер и Кевин Костнер, которые ранее играли вместе в фильме «Черное и белое» (2014).
  • Махершала Али и Жанель Моне ранее вместе снимались в фильме «Лунный свет» (2016). Оба фильма были в номинации «лучший фильм» 89-й премии «Оскар», в конечном итоге награду получил фильм «Лунный свет» (2016).
  • В фильме есть сцена, в которой Джон Гленн просит, чтобы Кэтрин Джонсон перепроверила все цифры по его миссии, и если она подтвердит, что цифры верны, то он полетит. Такой момент был на самом деле, только Гленн просил о проверке цифр за несколько недель до старта, а не перед самым запуском на мысе Канаверал.
  • Когда Тараджи П. Хенсон утвердили на главную роль, она отправилась на встречу с реальной Кэтрин Джонсон, которой на тот момент было 98 лет, чтобы обсудить с ней персонажа, которого Хенсон предстояло сыграть. Из их беседы Хенсон выяснила, что Джонсон окончила школу в 14 лет, а колледж в 18. И несмотря на свой преклонный возраст смогла сохранить поразительную ясность ума. В последствии, когда Джонсон увидела фильм, она выразила свое искреннее одобрение того, как Хенсон изобразила ее, а кроме того ее сильно удивило то, что кто-то вообще захотел снять фильм о ее жизни.
  • Кэтрин Джонсон на самом деле не сталкивалась лично с проблемами с туалетными комнатами. Такая ситуация была не с Джонсон, а с Мэри Джексон. Она описала свое возмущение по поводу сложившейся ситуации коллеге, и в результате ее перевели в команду, работавшую с аэродинамической трубой. Джонсон изначально даже не знала о том, что в восточном крыле были туалеты только для белых. Она просто пользовалась уборными, на которых не было никаких пометок, и так продолжалось многие годы до того момента, как стали поступать жалобы.
  • Одним из проявлений дискриминации, которое ощутила на себе Кэтрин, стало то, что коллеги попросили ее использовать отдельный кофейник. Когда в фильме показывают столик с кофейником, хорошо видно название кофе - Chock Full o"Nuts. Использование этого бренда в контексте сегрегации является исторически верным. В 1957 году Chock Full o"Nuts стала одной из первых крупных компаний Нью-Йорка, которая сделал чернокожего вице-президентом компании. Мужчина, которого они наняли на эту должность, был Джеки Робинсон – бывший легендарный бейсболист, который также известен тем, что стал первым чернокожим игроком в Главной лиге бейсбола.
  • Для создания определенного настроения в различных сценах, была проведена работа с цветом. В помещениях NASA все было выполнено в холодных тонах – белый, серый, серебристый, а в офисе Эла Харрисона и в домах главных героинь цвета наоборот были сделаны теплыми.
  • Сцены дома у Дороти Вон, где женщины играют в карты и танцуют, снимались в историческом месте в Атланте, в доме, где встречались борцы за гражданские права – Ральф Абернати и Мартин Лютер Кинг.
  • В сцене, в которой Пол (Джим Парсонс) разговаривает с инженерами NASA о необходимости очень точных расчетов, для возвращения астронавта с орбиты, среди инженеров стоит Марк Армстронг, сын астронавта Нила Армстронга – первого человека, ступившего на Луну в ходе экспедиции корабля «Аполлон-11». Актер Кен Штрунк пригласил Марка Армстронга, чтобы он сыграл эпизодическую роль в этой сцене.
  • Несколько контрольных панелей в центре управления полетами были взяты из реквизита фильма «Аполлон 13» (1995). Эти же панели были модифицированы для использования в таких фильмах как «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть I» (2014) и «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть II» (2015).
  • На 89-й церемонии вручения премии «Оскар» перед объявлением победителя в номинации «лучший документальный фильм» Тараджи П. Хенсон, Октавия Спенсер и Жанель Моне пригласили на сцену 98-летнюю Кэтрин Джонсон. Весь зал аплодировал ей стоя.
  • Персонажи Пола Стаффорда (Джим Парсонс) и Вивьен Митчел (Кирстен Данст) не были основаны на реальных людях. Они представляют собой собирательные образы, передающие пренебрежительное отношение к людям с другим цветом кожи, которое было характерно для части сотрудников NASA в те времена.
  • У Кэтрин Джонсон действительно были дети на момент брака с Джимом Джонсоном, только они тогда уже были подросткового возраста.
  • В действительности Джон Гленн был намного старше на момент запуска, чем он показан в фильме. Запуск произошел в январе 1962 года, тогда Гленну был почти 41 год. Актеру же, который его сыграл, Глену Пауэллу, было 27 лет во время съемок.
  • Это уже второй раз, когда Тараджи П. Хенсон и Махершала Али сыграли двух влюбленных. Впервые это было в фильме «Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008).
  • Сценаристка фильма Эллисон Шредер выросла рядом с мысом Канаверал. Ее бабушка и дедушка работали в NASA, а сама она, когда еще была подростком, стажировалась в NASA.
  • Октавия Спенсер ранее снималась с Джимом Парсонсом в 5 эпизоде 2 сезона сериала «Теория большого взрыва» (2007) (эпизод назывался «Альтернатива Евклида»). Спенсер играла сотрудника департамента автотранспорта.
  • В этом фильме у Октавии Спенсер и Кирстен Данст много совместных сцен. Обе актрисы ранее снимались в фильме «Человек-паук» (2002), но там у них не было общих сцен, а Спенсер играла лишь эпизодическую роль.
  • Тед Мелфи был одним из претендентов на режиссерское кресло в фильме «Человек-паук: Возвращение домой» (2017), однако в итоге снял свою кандидатуру, чтобы заняться фильмом «Скрытые фигуры» (2016).
  • Среди рассматривавшихся на главные роли актрис были Опра Уинфри и Виола Дэвис.
  • Это самый успешный проект с участием Кирстен Данст по сборам в США после франшизы «Человек-паук».
  • Это третий фильм Кевина Костнера, так или иначе захватывающий тему администрации Кеннеди. Первые два были «Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе» (1991) и «Тринадцать дней» (2000).
  • Это уже третий раз, когда Октавия Спенсер снялась в фильме с одной из актрис из кинофраншизы «Человек-паук». В фильме «Прислуга» (2011) она играла с Брайс Даллас Ховард и Эммой Стоун. Обе актрисы исполняли роль Гвен Стэйси: Ховард в фильме «Человек-паук 3: Враг в отражении» (2007), а Стоун в фильмах «Новый Человек-паук» (2012) и «Новый Человек-паук: Высокое напряжение» (2014). В фильме «Скрытые фигуры» (2016) Спенсер сыграла с Кирстен Данст, которая исполняла роль Мэри Джейн Уотсон в оригинальной трилогии о Человеке-пауке.
  • Ошибки в фильме

  • Когда по телевидению говорят об орбитальном полете Юрия Гагарина, время полета объявляют в стандарте UTC (всемирное координированное время). Этот стандарт был изобретен только в 1961 году, и тогда еще не получил название UTC.
  • В некоторых сценах в Лэнгли на крыше хорошо видна современная спутниковая антенна.
  • Когда не заводится автомобиль Chevrolet 1957 года, Дороти берет отвертку и замыкает что-то в верхней части двигателя, предположительно аккумулятор. Отвертку действительно использовали для того, чтобы замкнуть контакты и запустить стартер, но находились они у этой машины не в верхней части двигателя, а справа внизу.
  • Пока Мэри (Жанель Моне) наблюдает за полетом Джона Гленна на экране в витрине магазина за ее спиной можно заметить вывеску магазина мороженого «Cream». Такие магазины появились только в 2012 году.
  • В те времена употребления табака было распространенным явлением в офисах инженеров и на собраниях. Однако в фильме это не отражено.
  • Патрульный приезжает, чтобы сопроводить женщин в город, на машине Ford Galaxie 1964 года. Однако эти события происходят в 1961 году.
  • На инструкции к компьютеру IBM 7090 изображен несоответствующий тому времени логотип компании. Так логотип у компании IBM появился только в 1972 году.
  • На автомобилях в фильме можно заметить несоответствующие тому времени номера штата Вирджиния. На номерах этого штата в 1961 году буквы были черные и угловатые, а сам номер состоял обычно из 6 цифр, разделенных черточкой посередине. В фильме же на номерах синие шрифты, которые стали использовать только в начале 1990-х.
  • В сцене в начале фильма Кэтрин Джонсон в школе решает в уме задачку по умножению. Затем учитель проверят ее результаты на электронном калькуляторе. Электронные калькуляторы начали продавать только в середине 1970-х.
  • В одной из сцен, разворачивающейся в 1961 году, показывают оборудование IBM, которое стоит на поддонах и обмотано стрейч-пленкой. Такую пленку начали использовать для этих целей только в 1970-х годах.
  • В одной из сцен персонажи фильма пользуются пишущей машинкой IBM Selectric, которая впервые была представлена только в июле 1961 года.
  • Несколько машин в сценах на парковке NASA не меняют своего положения несмотря на то, что по сюжету проходят недели и даже месяцы.
  • В оригинальной версии фильма Пол несколько раз использует выражение «spot on» (в точку). Однако это выражение не было распространенным в 1960-х. Более подходящим термином для того времени было выражение «right on».
  • В кадрах мыса Канаверал и Космического центра Кеннеди видна подъездная дорога к стартовому комплексу 39 (LC 39). На самом деле строительство этого комплекса началось только в 1962 году, поэтому ни дороги, ни здания вертикальной сборки во время описываемых в фильме событий быть не могло.
  • У всех персонажей, которые носят очки, под определенным углом становится заметно, что линзы приобретают светло-фиолетовый оттенок. Это признак того, что на стеклах есть просветляющее покрытие, которые в 1961 году еще не наносили на линзы очков.
  • Четырехдверный темно-синий Chevrolet 1962 года можно заметить на парковке NASA и на церковном пикнике, однако события фильма в этих моментах происходят в 1961 году.
  • Телефонный провод, который использует Джон Гленн, это усиленный кабель с защитой от вандализма – таких кабелей еще не было в 1961 году.
  • В сценах, когда Кэтрин посещает демонстрацию, видны плакаты с именами и Никсона и Кеннеди, хотя выборы прошли в 1960 году, и Кеннеди уже стал президентом.
  • В офисе Эла Харрисона на полке стоят две модели самолетов – C-130 и C-5 Galaxy. C-130 уже производился в то время, но у него не было подобной раскраски, а C-5 Galaxy был спроектирован только в 1964 году.
  • В некоторых сценах фильма появляется черно-белый автомобиль Plymouth 1959 года. У него можно заметить очень большие диски, низкопрофильные шины и дисковые тормоза, которые используются в современных рестомодах.
  • В сцене в 1961 году на парковке NASA можно заметить Chevrolet Impala 1962 года, Chevrolet Nova 1962 года, зеленый Mercury Comet 1963 года и даже Mercedes-Benz 280, выпускавшийся в период с 1968 по 1973.
  • Среди новых телевизоров на витрине магазина можно заметить модель Muntz 1951-1952 года, которая вышла за 10 лет до описываемых в фильме событий.
  • В одной из сцен фильма мужчина подходит к принтеру, и в этот момент слышен звук матричного принтера. Однако в кадре показывают принтер IBM 716, который звучит совершенно по-другому.
  • За исключением персонажа Кевина Костнера у большинства мужчин стрижки не соответствуют тому времени, в котором разворачиваются события фильма.
  • Когда на несколько секунд показывают руки Кэтрин, когда она печатает отчет, можно заметить обручальное кольцо, однако по сюжету она и Джим обручились лишь спустя несколько месяцев после этой сцены.
  • Перфокарты, которые подготавливают для компьютера IBM 7090 не проткнуты. Но, когда их начинают загружать, это уже исправлено.
  • На встрече в Пентагоне Кэтрин записывает расчеты на доске. В один момент она начинает писать число 530, как 350, замечает это и сразу вносит изменения. В следующих кадрах, когда она отходит от доски, все цифры правильные, но не видно никаких следов того, что она вносила исправления.
  • Когда Кэтрин застает своих дочерей дерущимися в спальне, она утихомиривает их. Затем они расползаются по кроватям, и пижама на одной из дочерей меняет положение при смене кадра – она то сидит ровно, то сдвинута на бок.
  • В одной сцене, когда Кэтрин разговаривает с тремя своими дочерями в кровати, положение их рук при смене кадра резко меняется.
  • Ближе к концу фильма, когда Кэтрин разговаривает с Элом Харрисоном в диспетчерской, в разных кадрах ее ожерелье надето то поверх одежды, то под ней.
  • На карте Африки в главном зале Республика Мозамбик отмечена черным значком, как город, а не как страна.
  • В одной из сцен о компьютере IBM 7090 говорят, что он может выполнять 24 000 операций в секунду. На самом деле этот компьютер мог выполнять 100 000 операций с плавающей точкой в секунду.
  • Когда у героинь ломается машина, Дороти говорит, что стартер сломался. Однако при работающем двигателе сломанный стартер не привел бы к остановке автомобиля. Далее она говорит, что нужно просто обойти стартер, замыкает что-то под капотом, после чего двигатель запускается. Однако это невозможно. При неисправном стартере, чтобы двигатель завелся автомобиль пришлось бы толкать.
  • В фильме говорится о том, что Гленн должен был совершить семь полных оборотов по орбите, однако из-за проблем с теплозащитным экраном количество полных оборотов уменьшили до трех. В действительности изначально было запланировано всего три полных оборота. Кроме того, изменение плана полета свело бы на нет все предварительные расчеты, а также поменялась бы зона посадки, но обо всем этом в фильме ничего не говорится.
  • Корабль Джона Гленна совершает движение по орбите носом вперед, тогда как на самом деле он двигался теплозащитным экраном вперед.
  • В начале фильма показывают советскую ракету, которая доставляет собаку Лайку в космос. В верхней части ракеты видно капсулу «Восток». На самом деле Лайка летала в капсуле «Спутник». Капсула «Восток» использовалась только для пилотируемых полетов.
  • Когда Джона Гленна везут к стартовой площадке, его сопровождают две полицейские машины. Впереди едет патрульная машина со знаком штата Вирджиния, это та же самая машина, которая была в первой сцене фильма, однако стартовая площадка находится в штате Флорида.
  • В сцене с неудачным запуском явно использовались кадры взрыва шаттла «Челленджер».
  • Во время полетов Алана Шепарда и Гаса Гриссома показывают глобальную карту, на которой отслеживается их перемещение. Однако ни один из них не отдалялся от мыса на расстояние, превышающее 320 километров.
  • В сценах, в которых показывают работающий компьютер IBM 7090, у него не горят маленькие круглые огоньки на вертикальной панели. Мерцание этих огней является индикатором того, что компьютер работает.
  • Когда показывают полет Алана Шепарда в космосе, на фоне видна маленькая удаляющаяся Земля. В действительности Шепард совершал суборбитальный полет, и его космический корабль никогда не отдалялся на такое большое расстояние от Земли.
  • В первой сцене фильма, когда полицейские приезжают на машине, чтобы расследовать пропажу автомобиля, подразумевается, что они приезжают на патрульной машине штата Вирджиния. Однако полицейские машины этого штата никогда не были черно-белыми. Они были сине-серыми. Кроме того, форма полицейских не соответствует форме полиции Вирджинии того времени.
  • В одной из сцен модель компьютера называют «семьдесят-девяносто». На самом деле IBM 7090 называли «семь-ноль-девяносто», потому что это была транзисторная версия модели 709.
  • Персонаж Махершала Али – полковник национальной гвардии, что означает, что он отслужил в армии примерно 15-17 лет. Но несмотря на это, на его униформе отмечен только его ранг и скрещенные пушки полевой артиллерии. Также там должны быть значки с его именем и подразделением. Также отсутствуют какие-либо квалификационные значки, включая Значок боевого пехотинца и Значок пехотинца с повышенной подготовкой.
  • Когда Джон Гленн готовится к полету, он появляется в «белом зале» без шлема и просит обновленных данных по расчетам. Во времена космической программы «Меркурий» на астронавтов один раз надевали космический костюм вместе со шлемом в ангаре 14, затем костюм проверяли на герметичность, и после этого астронавт не снимал шлем и в «белом зале» он должен был быть в нем.
  • Во время запуска корабля с Джоном Гленном говорится об отсечке маршевого двигателя, при этом показываются кадры отсоединения стартовых двигателей.
  • В одной из сцен Мэри Джексон говорит о том, что судья окончил Университет Джорджа Мейсона, однако этот университет начал свою работу лишь в 1965 году. Судя по акценту, судья родом из восточной части Вирджинии и более вероятно, что он бы посещал такие учебные заведения как Университет Вирджинии или же Колледж Вильгельма и Марии.
  • В середине фильма репортер по телевидению говорит о том, что это важный исторический момент для мыса Канаверал и в оригинальной версии фильма произносит фразу «Freedom 7 will be launched into space at an altitude of about 116 miles an hour» (Космический корабль Freedom 7 поднимется в космос на высоту около 116 миль в час). Очевидно актер оговорился и речь шла только о высоте, и не имелась в виду скорость.
  • Во время сцены в церкви у полковника Джима Джонсона фуражка рядового. Поскольку он является полевым офицером, его фуражка должна выглядеть по-другому – с золотым подбородочным ремнем и другими отличительными особенностями.
  • Когда доставляют компьютер IBM, выясняется, что он не пролезает через дверь. Тогда рабочие начинают ломать стены, при этом компьютер стоит рядом в коридоре. На самом деле никто не стал бы ломать стены рядом с новым компьютером, поскольку пыль от штукатурки привела бы его в негодность.
  • По положению рычага передач можно заметить, что Дороти на самом деле стоит, когда показывают, что она едет на своем Chevrolet 1957 года. А в некоторых кадрах, когда она едет на полной скорости, рычаг находится в положении второй передачи.
  • В штате Вирджиния у машин всегда были номерные знаки и спереди, и сзади. В фильме у героинь номерные знаки только сзади.
  • На задней стенке компьютера IBM 7090 можно заметить розетку 110В. Наличие этой розетки говорит о том, что компьютер был вероятно взят в Музее компьютерной истории, где и ее и добавили, чтобы запитать дисплеи.
  • Кэтрин Джонсон - это блестящий гений математики НАСА, которая работала над космической программой с ее первых дней, начиная с 1950-х годов. Многие из первых миссий НАСА стали возможными только благодаря бесстрашным не имеющим аналогов расчетам Джонсон.

    Кэтрин до сих пор живет в Хэмптоне, штат Виржиния, где она и будет отмечать свой 98-й день рождения в конце этого месяца. Давайте узнаем истинную историю ее невероятной жизни.

    Семейная атмосфера

    Джонсон не раз говорила в интервью, что в детстве очень любила считать. Ее отец установил премию для образования и настоял на том, чтобы все четверо детей в семье пошли в колледж, работая сверхурочно, чтобы платить за него. Джонсон говорит, что такая атмосфера в семье имела решающее значение для ее успеха. Она всегда была окружена людьми, которые хотели чему-то научиться. И ей также нравилось учиться.

    Учеба

    Кэтрин окончила среднюю школу в 14 лет и колледж в 18. Директор ее средней школы посеял первые семена для будущей карьеры девушки в космосе - он проводил ее домой после школы и показал созвездия в небе. Уже в коллеже преподавательница, которая была другом семьи и знала способности девочки к математике, предложила Кэтрин учиться в ее классе. Позже ее наставником стал доктор Уильям Шифлин Клейтор, который предложил ей попробовать стать математиком-исследователем. Он начал вести классы, которые, как он знал, были необходимы Кэтрин для достижения успеха, в том числе и тот, где Кэтрин была единственной ученицей. На протяжении всего своего образования девушка смогла достичь успеха потому, чтобы любила задавать вопросы, даже когда учителя пытались ее игнорировать.

    После окончания учебы Джонсон стала преподавать математику, а затем вышла замуж и завела детей. К преподаванию она вернулась, когда заболел муж. Спустя несколько лет он умер от рака, и в 1959 году оно снова вышла замуж. Но вернемся к науке.

    Начало сотрудничества с НАСА

    Джонсон начала работать с НАСА в 1963 году. В то время эта организация называлась Национальным консультативным комитетом по аэронавтике, так как еще не существовало космической программы. Джонсон выпало работать в научно-исследовательском центре Лэнгли в Виржинии. Это был центр исследования самолетов, и его можно назвать предшественником Космического центра имени Джонсон в Хьюстоне.

    В то время агентство нанимало талантливых математиков, чтобы те делали расчеты и приводили в действие работу более престижных инженеров. Джонсон работала в основном вручную, заполняя большие таблицы со сложными расчетами.
    Ее первым заданием было обрабатывать данные черных ящиков из разбившихся самолетов. «У нас была миссия, и мы трудились над ее реализацией. Для нас было очень важно правильно выполнять работу», - сказала она в интервью 2011 года.

    Причиной начала работы над ракетами стали ее бесконечное любопытство и талант. Ее приняли в мужскую команду для работы над исследовательскими полетами на временной основе. Однако Джонсон была настолько хороша в этом, что ее решили не отправлять обратно.

    В порядке исключения

    Когда запустили космическую программу, Джонсон только начала работать с ребятами, и затем они должны были проходить инструктажи. Кэтрин также попросила разрешения поехать. И хотя женщины обычно не допускались на подобные заседания, ради нее сделали исключение.

    Джонсон имела некоторый опыт работы с вычислительными машинами еще до того, как присоединилась к НАСА, поэтому она была подготовлена к использованию технологий. В то время в НАСА не могли полностью полагаться на электронные калькуляторы, в частности, когда были необходимы расчеты, касающиеся жизни и смерти, когда начали строить космическую программу. Прежде чем Джонсон начали доверять, она показала свой талант в работе с техникой, а также точность проверки данных вручную.

    Особенности работы

    Во время Второй мировой войны НАСА и остальная часть оборонной промышленности были вынуждены нанимать афроамериканцев, поэтому появились чернокожие и белые женщины-математики, работающие в агентстве отдельной группой. Джонсон говорит, что ее команда была лучшей.
    Инженеры мужчины предпочитали работать с чернокожими девушками-математиками, поскольку они считали, что их способности лучше, чем у белых. С одной стороны, все они были в колледже, говорит Джонсон, в то время как лишь немногие чернокожие девушки имели такую возможность.

    Хотя в то время женщины с уникальными математическими возможностями не получали такого же уважения, как мужчины-инженеры, это никогда не тревожило Джонсон. «Девушки способны делать все то же, что и мужчины.
    Но иногда они проявляют намного больше фантазии, чем сильный пол, - сказала Джонсон в своем интервью 2011 года. - Мужчины не обращают внимания на мелкие детали. Они не заинтересованы в том, как вы делаете свою работу. Главное - вовремя предоставлять им необходимую информацию».
    Джонсон работала в тесном сотрудничестве с Дороти Воган и Мэри Джексон, которые были экстраординарными учеными в своей сфере.

    Дороти Вогон была математиком и главой Вычислительного блока на протяжении десяти лет. Позже она стала программистом. Что касается Джонсон, ее работы стали подкреплением многих из наиболее важных проектов НАСА.

    Космические программы

    В 1961 году на основании работы Джонсон Алан Шепард смог выйти в космос и стал первым американцем, который это сделал. Джонсон рассчитала траекторию его капсулы с момента запуска и до посадки. Если бы она ошиблась, в лучшем случае в НАСА бы не знали, где нужно забрать его.

    Уже на раннем этапе, когда в НАСА начали планировать спустить капсулу в определенном месте, необходимо было вычислить, когда начинать эту миссию. Джонсон вызвалась сделать эти расчеты. Ей сказали, где он должен был опуститься на Землю, и она смогла определить, где должна была начаться миссия. Подобные расчеты были сильной стороной Джонсон.

    В то время в разработке была миссия «Меркурий», в ходе которой Джон Глен должен был стать первым человеком на орбите Земли. В НАСА уже начали использовать электронные калькуляторы, но все по-прежнему с подозрением относились к новой технике. Поэтому Глен настоял на том, чтобы Джонс проверила все расчеты, сделанные калькулятором. «Если она скажет, что расчеты верны, я приму их», - сказал он агентству.

    Миссия «Аполлон»

    Джонсон использовала свой необычный талант и для расчетов посадки на Луну миссии «Аполлон-11» в 1969 году. «Все были обеспокоены тем, смогут ли астронавты туда попасть, - сказала Джонсон в интервью. - И все были обеспокоены также их возвращением».

    Было невероятное количество факторов, которые следовало учитывать: вращение Земли, расположение спутника, время, когда астронавты достигнут Луны, когда смогут на нее высадиться. Все это было очень запутанным, но возможным. Миссия шла по плану.

    Она делала расчеты не только для того, чтобы убедиться, что все идет по плану. Когда что-то в миссии шло не так, Джонсон также вмешивалась. В 1970 году «Аполлон-13», который был отправлен на Луну, пострадал от взрывов двух кислородных баллонов.
    Джонсон была одним из математиков, которые помогали вычислить безопасный путь обратно на Землю. Эта работа стала основой системы, которая требует только одного наблюдения за звездой, совпадающей с бортовой картой звездного неба для космонавтов, чтобы определить точное местонахождение.

    Отставка

    Джонсон вышла в отставку в 1986 году, но ее огромный вклад в космическую программу привлек общественное внимание только в последние несколько лет. Она была первой, кто признал, что наука является совместным предприятием. «Мы всегда работали как команда, и никогда не воспринимали это как достижение отдельного человека», - сказала она в своем интервью.

    В прошлом году президент Обама вручил Джонсон Президентскую медаль Свободы - самую престижную награду, доступную для гражданских лиц.

    На протяжении почти всей истории человечества женщин отговаривали, разубеждали и даже запрещали им заниматься научной деятельностью, а особенно математикой. Однако некоторые упорно продолжали заниматься самообучением наперекор традициям.

    Изменившие мир достижения этих 15 известных женщин-математиков дали нам более чистые и эффективные больницы, статистические графики, основы для компьютерного программирования и подготовку первого космического полета.

    Гипатия Александрийская была первой известной нам женщиной, преподававшей математику. Ее отец Теон Александрийский был знаменитым математиком в Александрии, он известен комментариями относительно работ Евклида и Птолемея. Теон сначала преподавал математику и астрономию своей дочери сам, а затем послал ее в Афины изучать работы Платона и Аристотеля. Гипатия сотрудничала с отцом, писала собственные комментарии и читала лекции по математике, астрономии и философии.

    Эмили дю Шатле (1706-1749)

    Эмили дю Шатле родилась в Париже. Мать думала, что интерес дочери к математике неприличен, отец же поддерживал любовь дочери к наукам. Девушка первоначально использовала математические навыки и таланты, чтобы играть в карты на деньги, которые затем тратила на покупку книг по математике и лабораторного оборудования.

    Ее муж часто путешествовал, что предоставляло Эмили достаточно времени на изучение математики и написание научных статей (а также на интрижку с Вольтером). С 1745 года и до самой своей смерти дю Шатле работала над переводом работ Исаака Ньютона. Она даже добавила к ним свои собственные комментарии.

    Софи Жермен (1776-1831)

    Ей было только 13, когда она развила активный интерес к математике; ответственность за это можно возложить на Французскую революцию. Поскольку вокруг ее дома бушевала борьба, Жермен не могла исследовать улицы Парижа, вместо этого она исследовала библиотеку своего отца, самостоятельно изучая латинский и греческий, а также читала уважаемые математические труды.

    Так как возможности получения образования у женщин были ограничены, Жермен тайно училась в Политехнической школе, используя имя зарегистрированного студента. Это работало до тех пор, пока учителя не заметили необъяснимое улучшение математических навыков студента.

    Жермен известна, прежде всего, своей работой над Последней теоремой Ферма, которая, как полагали в то время, была одной из самых сложных математических задач.

    Мэри Сомервилль (1780-1872)

    Когда в 16 лет Мэри Сомервилль столкнулась с алгебраическим символом в случайной загадке, она начала бредить математикой и стала самостоятельно изучать ее. Ее родители страшно переживали из-за склонностей дочери, ведь в то время была популярна теория о том, что изучение сложных предметов могло повредить психическому здоровью женщины. Но Сомервилль продолжала учиться.

    Она переписывалась с Уильямом Уоллесом, преподавателем математики в Эдинбургском университете, и решала математические задачи на различных конкурсах, завоевав серебряный приз в 1811 году. Ее перевод и комментарии к Астрономической механике сделали ее почетным членом Королевского астрономического общества.

    Ада Лавлейс (1815-1852)

    Лавлейс родилась во время короткого брака поэта Джорджа Гордона Байрона и Анабеллы Уэнтуорт. Ее мать не хотела, чтобы девочка выросла поэтессой, как ее отец, и поощряла ее интерес к математике и музыке. В подростковом возрасте Ада начала переписываться с Чарльзом Беббиджем, преподавателем математики в Кембридже. В то время Беббидж работал над своими идеями для создания вычислительной машины, предшественника компьютера.

    Примечания и советы Ады Лавлейс включают алгоритм вычисления последовательности чисел, которая формирует основание для работы современного компьютера. Это был первый алгоритм, созданный исключительно для машины. Именно поэтому Лавлейс принято считать первым в мире программистом.

    Флоренс Найтингейл (1820-1910)

    Флоренс Найтингейл известна прежде всего как медсестра и социальный реформатор, но ее менее известный вклад в науку продолжает спасать жизни. Стараясь изучить и повысить коэффициенты выживаемости пациентов больниц и военных госпиталей, Найтингейл стала статистиком.

    Числа и показания, которые она собрала, продемонстрировали, что отсутствие санитарии было основной причиной высокого уровня смертности. Были приняты соответствующие меры, и больницы стали безопаснее.

    Флоренс Найтингейл также проектировала диаграммы, которые просто и доступно представляли собранную статистику. Работа Флоренс Найтингейл помогла обозначить область возможного использования прикладной статистики.

    Мэри Картрайт (1900-1998)

    Она была первой женщиной, получившей Медаль Сильвестра за математическое исследование, и была первой женщиной, ставшей президентом Лондонского математического общества.

    В 1919 году она была одной из пяти женщин, изучающих математику в Оксфордском университете. Позже Картрайт получила докторскую степень в области философии и опубликовала свое исследование в «Математическом журнале».

    Дороти Джонсон Вон (1910-2008)

    Возможность космического полета изучалась в НАСА группой математически одаренных женщин, которых называли «компьютерами в юбках». Дороти Джонсон Вон была одной из них.

    После работы учителем математики Вон устроилась на работу в НАСА в 1943 году. В 1949-м она получила повышение и стала руководителем особой группы, работающей в области компьютерных вычислений. Эта группа полностью состояла из чернокожих женщин - выдающихся математиков.

    Марджори Ли Браун (1914-1979)

    Она стала одной из первых чернокожих женщин, которые получили звание доктора философских и математических наук. На пути к званию уважаемого педагога и выдающегося математика Браун не единожды преодолевала расовую и половую дискриминацию ХХ века.

    Браун преподавала математику в Колледже Северной Каролины, где в 1951 году ее назначили деканом математического факультета. Частично благодаря ее работе колледж стал домом Института национального научного фонда среднего математического образования.

    Джулия Робинсон (1919-1985)

    Робинсон окончила среднуюю школу с отличием и поступила в Беркли, где вышла замуж за доцента по имени Рафаэль Робинсон.

    Из-за болезни у нее не могло быть детей, и она посвятила свою жизнь математике, получив докторскую степень в 1948 году. В 1975 году Робинсон стала первой женщиной-математиком, избранной в Национальную академию наук. Она также стала первой женщиной-президентом Американского математического общества.

    Кэтрин Джонсон (род. в 1918)

    Когда Кэтрин Джонсон захотела изучать математику, она столкнулась с большим препятствием. Город Уайт-Сульфур-Спрингс в Западной Вирджинии, где она жила, не позволял темнокожим студентам получать образование после восьми классов школы. Ее отец перевез свою семью за 120 миль, чтобы она могла учиться в средней школе в другом городе. Будучи уникально одаренной, Джонсон окончила школу в возрасте 14 лет.

    Она устроилась на работу в НАСА и стала одним из «компьютеров в юбках». Ее знание аналитической геометрии привело к ее назначению в группу, состоящую исключительно из мужчин, где она помогла вычислить траекторию первого полета Алана Шепарда в космос.

    Мэри Джексон (1921-2005)

    Мэри Джексон окончила с отличием среднюю школу и получила научную степень в области математики и физики в Хэмптонском институте. Она была принята в НАСА в качестве математика и со временем получила работу космического инженера, специализирующегося на аэродинамике.

    Она работала с бортинженерами НАСА и неоднократно получала повышения. После трех десятилетий работы в НАСА Джексон достигла звания главного инженера. После этого она приняла решение сосредоточиться на усилиях по продвижению карьерного роста женщин и представителей меньшинств.

    Кристин Дарден (род. в 1942)

    Кристин Дарден является математиком, аналитиком и аэронавигационным инженером с 25-летней карьерой в НАСА. Дарден исследовала звуковые удары и связанные с ними ударные волны.

    Она стала одной из первых женщин, получивших звание космических инженеров в Лэнгли. Дарден является автором компьютерной программы, измеряющей силу звуковых ударов. После получения докторской степени в машиностроении она стала лидером Sonic Boom Group в НАСА.

    Марьям Мирзахани (род. в 1977)

    Марьям является весьма уважаемым математиком. В 2014 году она стала первой женщиной, удостоенной престижной Филдсовской медали и премии, и первым лауреатом из Ирана. Она специализируется в симплектической геометрии - неэвклидовой геометрии, которая раньше исследовала понятия пространства и времени. Марьям Мирзахани в настоящее время преподает математику в Стэнфордском университете.

    В 1960-е годы первые американские астронавты Алан Шепард, Гас Гриссом, Джон Гленн отправились в космос. Книга Марго Ли Шеттерли "Невидимые цифры. История афроамериканских женщин, которые помогли выиграть космическую гонку" и фильм “Скрытые фигуры”, снятый по мотивам книги, отдают дань сотрудницам, чьи заслуги оставались по сей день в тени. За кулисами громких побед остался труд “людей- компьютеров”, которые вручную производили вычисления орбитальных траекторий в Национальном управлении по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА).

    В 1935 году НАСА впервые наняло 5 женщин в качестве “компьютеров”. Необходимо было решать задачи и вручную производить вычисления, без использования калькуляторов или компьютеров, которые в то время казались . Во время Второй Мировой Войны появился большой спрос на летательные аппараты, в то же время не хватало мужчин из-за того, что многие отправились на фронт. Были нужны .

    В это время общественный деятель А. Филип Рэндольф боролся за предоставление рабочих мест евреям, афроамериканцам, мексиканцам, полякам - группам, подвергавшимся дискриминации. В 1941 году Президент США Франклин Рузвельт подписал Исполнительное Распоряжение 8802 (Executive Order 8802), которое запрещало дискриминацию работников в оборонной отрасли или на государственной службе на основе их цвета кожи, расы, вероисповедания, национального происхождения (хотя в нем не указан пол). И спустя полгода НАСА начало нанимать афроамериканок с университетской степенью.

    Люди-компьютеры вовсе не были нововведением. В 19 веке женщины трудились в качестве компьютеров в Университете Гарварда и анализировали изображения звезд. Они внесли огромный вклад в историю астрономии - Вильямина Флеминг участвовала в разработке единой системы обозначения звёзд и каталогизировала 10 000 звёзд и других объектов. Энни Джамп Кэннон изобрела спектральную классификацию, которую мы используем и по сей день (от холодных к горячим телам: O, B, A, F, G, K, M). Дава Собель в книге “Стеклянная вселенная” писала о том, что эти женщины ничем не уступали мужчинам в умственных способностях, при этом условия работы у них были хуже.

    “Компьютеры” работали в лаборатории аэронавтики им. Лэнгли (Langley Memorial Aeronautical Laboratory) в Вирджинии. Несмотря на то, что афроамериканки выполняли ту же работу, что и белые женщины и мужчины, они находились в сегрегированном Западном крыле. “Эти женщины были дотошными и аккуратными, и им можно было мало платить” - говорил историк НАСА Билл Барри . Этим женщинам часто приходилось пересдавать курсы, которые они уже проходили в колледже, а также их не рассматривали на повышение по службе в НАСА.

    Но с годами компьютеры стали инженерами, руководителями, и с помощью их работы стало возможным отправить Джона Гленна в орбитальный космический полет в 1962 году.

    Фильм “Скрытые фигуры” основан на реальных событиях и рассказывает о судьбе трех девушек Мэри Джексон, Кэтрин Джонсон и Дороти Вогэн - афроамериканках, которые работали компьютерами в Западном крыле Лэнгли.

    Кэтрин Джонсон

    (родилась в 1918 г.)

    С детства Кэтрин демонстрировала незаурядные умственные способности - в 14 лет она окончила среднюю школу, а в 18 лет получила высшее образование. В 1938 году она стала одной из трех афроамериканских студентов (и единственной женщиной), которые поступили в Государственный Колледж Западной Виргинии. В 1953 году она приступила к работе в НАСА, где впоследствии проработала 33 года. Ее первым большим заданием было произведение расчетов для ставшего историческим полета Алана Шепарда в 1961 году.

    Джонсон и ее команда работали над тем, чтобы детально проследить путь Freedom 7 с момента взлета до посадки. Он был разработан как баллистический полет - в этом был похож на пулю из пушки с капсулой, поднимающейся и падающей по большой параболе. Несмотря на то, что полет считался относительно несложным, это был огромный успех, и НАСА немедленно начало подготовку к первой орбитальной миссии Америки.

    Фильм в основном фокусируется на орбитальном полете Джона Гленна, и многие детали, несмотря на голливудский сценарий, исторически верны. Например, Гленн не совсем доверял вычислительным машинам, и просил, чтобы Джонсон перепроверила и подтвердила траекторию и точки входа: “Пусть девушка проверит цифры. Если она скажет, что с цифрами все в порядке, я готов лететь!”

    В 2015 году в возрасте 97 лет Кэтрин получила Президентскую медаль за свободу, самую высокую гражданскую награду в США.

    Мэри Джексон

    (1921-2005)

    Получив образование по двум специальностям - математике и , Мэри работала учительницей, и в то время это считалось достойной карьерой для многих женщин с высшим образованием. Потому что большинство женщин сидели дома с детьми или выполняли низкооплачиваемую работу. В 1951 году ее приняли в НАСА. В обязанности входило извлечение соответствующих данных из экспериментов и летных испытаний.

    Через несколько лет Мэри стала ассистентом старшего инженера по аэронавтике Казимира Чернецки , который впоследствии уговорил ее стать инженером. Чтобы получить квалификацию, Мэри пришлось ходить на вечерние курсы в сегрегированной школе Hampton High School. Ей пришлось подать прошение в городской совет, чтобы получить право обучаться наравне с белыми студентами. В 1955 году Джексон стала первой женщиной- инженером НАСА.

    Помимо выполнения должностных обязанностей, Кэтрин поддерживала своих коллег в стремлении к успеху в карьере, ведь иногда женщинам не хватало уверенности в себе либо требовалось дополнительное образование. Согласно биографии на сайте НАСА, Мэри вдохновила многих продвинуться по службе.

    Дороти Вогэн

    (1910-2008)

    В НАСА Дороти была уважаемым математиком, программистом FORTRAN и первым руководителем афроамериканкой. Ее карьера началась в качестве учительницы математики, а в 1943 году во время Второй Мировой Войны Дороти присоединилась к лаборатории Лэнгли на временную должность. Но благодаря Исполнительному Распоряжению 8802 о запрете на дискриминацию, Дороти посчастливилось остаться к НАСА, так как был высокий спрос на специалистов, которые могли обрабатывать информацию. Но цветные женщины работали отдельно от своих белых коллег, первыми руководителями тоже были белые женщины. После того, когда Дороти стала руководителем, она оценивала карьерный рост и прибавку к зарплате своих подчиненных на основе заслуг. Вогэн стала экспертом по программированию FORTRAN, внесла вклад в запуск ракеты-носителя для запуска спутника Scout, совмещая работу с воспитанием шестерых детей.

    По словам писательницы Марго Ли Шеттерли, эти женщины проделывали такую работу, которую до них не делала не то что ни одна афроамериканка, а вообще, никто на этой планете. Отец Шэттерли работал в НАСА, поэтому для нее не было ничего необычного в том, что женщины внесли большой вклад в развитие покорения космоса. Для написания книги Марго Ли брала интервью у Кэтрин Джонсон и других сотрудниц. Они были очень удивлены желанием писательницы рассказать эту историю, потому что не считали, что кому-то это будет интересно. Книга и фильм вдохновляют на то, чтобы как можно больше женщин не боялись следовать за своими мечтами и помнили: у гениальности нет расы, у силы нет пола, у мужества нет границ.

    Картина повествует о том, как накануне триумфа советских конкурентов работники американской космической отрасли лихорадочно старались нагнать и перегнать рвущиеся вперед и вверх Советы. Да только вот, как пел в свое время один чрезвычайно популярный ныне российский поп-певец, что-то все не то, а и непонятно что.

    Это, впрочем, совсем не удивительно: принимая во внимание общий интеллектуальный уровень сотрудников агентства, находящихся под руководством справедливого, но тоже недалекого Эла Харрисона (Кевин Костнер), им запуск не то что ракет в космос - трамвая по маршруту из двух остановок нельзя доверить. Особенно ярко это иллюстрирует персонаж Джима Парсонса - научный сотрудник, который в основном сидит с таким видом, будто ждет привычного закадрового смеха, а в остальное время просто тупит или сосредоточенно хмурится.

    Но, как говорится, все меняется, когда приходят они - три бойкие негритянки (Тараджи П. Хенсон, Жанель Монэ, Октавия Спенсер), занимающие скромные технические должности. Только эта веселая, энергичная и очень-очень умная троица способна спасти несчастную шарашку от полного фиаско. Они и нужную цифру со скоростью калькулятора высчитают, и со сложным новейшим суперкомпьютером поладят (стащив нужный учебник из библиотеки - просто так негритянкам книги не выдают, даже очень-очень умным и работающим в NASA), и вообще весь зашедший в тупик звездный проект на своих хрупких спинах вытащат.

    Они, скорее всего, и СССР бы обскакать смогли - да расизм, на шовинизм помноженный, помешал. Сами посудите - ну какое первенство в космосе, когда единственному сотруднику в отделе, способному думать, приходится бегать под бодрую музычку в туалет на другой конец города? То-то и оно.

    Под стать карикатурному отображению в фильме весьма мрачной темы сегрегации в США - и его кульминация. Ей становится торжественное уничтожение "расистской" таблички на двери туалета, ставшее результатом внезапного осознания Харрисона, что КПД одной чернокожей сотрудницы выше производительности всех его белых подчиненных вместе взятых. И орудующий ломом начальник в этот момент выглядит - и явно ощущает себя - Авраамом Линкольном, ни больше ни меньше. Все это делается с такой убийственно серьезной миной, что комический эффект моментально утраивается.

    Фильм, как заявлено, основан на реальных событиях, и дисклеймеры перед финальными титрами служат тому подтверждением. Понятно, что дыма без огня не бывает, и вклад талантливых, но угнетаемых несправедливым обществом дам в развитие американской астронавтики наверняка достоин всеобщего восхищения. А позорная для США страница истории (которую до конца перевернуть так и не удалось), вне всяких сомнений, требует всестороннего изучения.

    Только "прогрессивная общественность", очертя голову

    Просмотров