Кружок по биологии «Занимательная биология» рабочая программа по биологии на тему. Бесплатный тест скорости печати Кружок юный биолог для ребенка 10 лет

КЮБЗ – научно-исследовательский кружок, созданный в 1924 году для подготовки молодых зоологов, проведения научных наблюдений за животными зоопарка и помощи зоопарку.
И сейчас, спустя 90 лет, ребята в КЮБЗе ведут научную работу, наблюдают за животными, помогают зоопарку, выезжают на природу.

За годы работы кружка его членами были почти 2000 человек, среди которых 9 академиков, 40 профессоров, около 100 докторов и более 200 кандидатов наук. Среди выпускников КЮБЗа известные деятели культуры – писатели, художники, скульпторы.

Работа КЮБЗа состоит из:

- Лекций , которые читают «старые» КЮБЗовцы, известные ученые, сотрудники зоопарка, руководители кружка. Лекции охватывают широкий спектр биологических дисциплин: зоологию позвоночных и беспозвоночных, ботанику, цитологию, зоогеографию, методики исследований и разные практические занятия. Расписание лекций составляется каждый год с учетом интересов КЮБЗовцев.
- Собраний кружка , на которых члены кружка делают доклады, рассказывают о проделанной работе, о поездках, принимают новых членов в кружок и решают орг. вопросы.
- Самостоятельной работы в зоопарке. Все члены КЮБЗа ведут научные наблюдения за животными зоопарка и пишут исследовательские работы.
- Выездов на природу. Проводятся по выходным (примерно раз в две недели в Подмосковье), на школьных каникулах (в заповедники) и летом (месячная экспедиция в заповедник).
- Помощи зоопарку (члены кружка участвуют в субботниках, привозят из леса шишки, мох и т.д).

В КЮБЗе самоуправление. Работу кружка организует Бюро, выбираемое из активных школьников, все спорные вопросы решаются на общем собрании. Участвует в жизни кружка и КЮБЗовцы-студенты, поддерживается тесная связь с кюбзовцами старших поколений.

В КЮБЗ принимают школьников с 6 класса (возможны исключения), интересующихся биологией, желающих изучать животных зоопарка и природу Подмосковья, России. Кружок бесплатный. КЮБЗовцы бесплатно проходят на территорию зоопарка.

Занятия в нашем кружке проходят:
По средам (лекции) – 17.00-19.00
По воскресеньям - (собрания) – 11.00-13.00

Первый раз прийти в кружок можно в любой из этих дней в течение всего учебного года.


БИОЛОГИЧЕСКИЙ КРУЖОК ДАРВИНОВСКОГО МУЗЕЯ "ВООП"
(общая информация о кружке, главная страница раздела)

Биологический кружок Дарвиновского музея ("ВООП") - один из старейших кружков Москвы и России в целом. Он был организован в 1950 году замечательным натуралистом-биологом Петром Петровичем Смолиным и существовал под его руководством до 1975 года (см. раздел История кружка). После смерти Петра Петровича и до настоящего времени кружок ведут его ученики. В 2010 году кружку исполнилось 60 лет (см. ).

"ВООП" -историческое самоназвание кружка, связанное с тем, что в первые годы работы он входил в юношескую секцию Всероссийского общества охраны природы. В настоящее время кружок существует на базе Дарвиновского музея г. Москвы. Кружок ВООП не является, в обычном смысле, школьным биологическим кружком, а представляет собой неформальное объединение экологов и биологов разного возраста. Работу кружка с 1975 года координирует Екатерина Сергеевна Преображенская - кандидат биологических наук, научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова (ИПЭЭ) РАН (см. раздел Контакты).

В состав учебной группы кружка входят школьники начиная с 7 класса (а наиболее упорные - начиная с 6 и даже с 5) и студенты - по 3-й курс включительно. Основное направление работы кружка - научно-исследовательская работа в природе (см. раздел Гостю кружка).

Основные принципы работы кружка были сформулированы в свое время еще Петром Петровичем Смолиным. Их три .

Первый принцип - "природный компонент " (или "ближе к природе ") - подразумевает проведение основной части работы в условиях естественной природы, во время выездов и экспедиций. Этот момент очень важен в настоящее время, когда значительная часть детей лишена нормального контакта с природой. Такое отсутствие контакта, кроме незнания, вызывает страх: "лес - это место, где с тобой что-то может случиться". Незнание естественной природы и боязнь ее с большим трудом преодолеваются лишь во взрослом состоянии.

Второй принцип - "исследовательский подход ". Для того, чтобы узнать природу и научиться общаться с ней, в ней необходимо что-то делать. Причем, деятельность должна подразумевать общение именно с природными объектами, а не с другими людьми на фоне природы (туризм). Опять же, знания о природе должны проистекать от самой природы, а не только от источника информации, для которого она служит фоном (экскурсовода). Одним из самых естественных путей получения навыков общения с природой служит учебно-исследовательская работа (все дети по натуре исследователи). Все участники биологического кружка Дарвиновского музея подготавливают и защищают исследовательские работы, служащие основанием для приема в основной состав кружка (см. список исследовательских работ-проектов , выполненных кружковцами).

Третий принцип - "общественный момент " (по формулировке Петра Петровича) - подразумевает обучение и работу в составе разновозрастных групп , когда "старшие" кружковцы (как школьники, так и студенты, и выпускники) исполняют роль инструкторов, преподавателей и руководителей работ для "младших" по отношению к ним. Это позволяет эффективно организовать учебную и исследовательскую работу практически без участия официальных педагогов и руководителей.

Работа кружка складывается из лекций и семинарских занятий (3 раза в неделю по вторникам, средам и четвергам - для ребят с разным уровнем подготовки), воскресных выездов в лес (2 раза в месяц) и экспедиций (обязательно - каждые каникулы, в том числе, около 2 месяцев летней полевой практики)(см. раздел Экспедиции и выезды).

Вторники проходят всегда в музее с 17.30 до 20 часов; по средам могут быть как занятия в музее , так и различные экскурсии . Лекции и практические занятия проводят учёные и студенты. Эти занятия служат для того, чтобы расширить кругозор и получить общие представления для дальнейшей самостоятельной работы. Занятия в Москве включают, в основном, зоологию и ботанику, а также, экологию и связанные с ней дисциплины. Такие «лабораторные» дисциплины, как цитология, генетика, биохимия и молекулярная биология затрагиваются лишь попутно и в очень небольшом объёме.

Выезды и экспедиции - основная форма работы кружка; без них всё остальное теряет смысл. Кружковцы ездят в лес по воскресеньям, обычно два раза в месяц, с утра или с ночевкой (в теплое время - в лесу, зимой - в помещениях). Для работы во время каникул у кружка есть своя база в Костромской области, на реке Унжа (600 км от Москвы). Кроме того, проводятся экспедиции и в другие районы, в основном в заповедники . Чаще всего ребята выезжают в заповедник «Брянский лес», Керженский заповедник (Нижегородская область), заповедник «Калужские засеки», «Большая Кокшага» (Марийская республика); бывают и более дальние поездки - в Башкирию (Башкирский заповедник), на Белое море (Кандалакшский заповедник, Соловецкие острова) и другие.

У биологического кружка Дарвиновского музея есть несколько традиционных направлений работы, в которых обычно рано или поздно принимает участие большинство кружковцев. Это - проведение зимних учётов птиц в лесах разных районов России (см. информацию о программе Евроазиатских Рождественских учетах птиц), проведение геоботанических и почвенных исследований на Костромской станции ИПЭЭ РАН .

Ежегодно в кружке выполняется около десятка самостоятельных учебно-исследовательских тем (см. раздел Исследовательские работы). Многие из них высоко оцениваются на различных конкурсах московского и всероссийского уровней. Значительная часть кружковцев становится профессиональными биологами - в настоящее время более 30 выпускников кружка учится в различных биологических вузах.

По традиции запись в биологический кружок Дарвиновского музея не проводится . На занятиях могут присутствовать все желающие. Те, кто приходит в первый раз - гости кружка. После третьего раза гости превращаются в посетителей (см. раздел Гостю кружка).

Для того чтобы перейти из группы посетителей в состав основного кружка , надо принимать участие в выездах и исследовательской работе. Как правило, вначале стажёры помогают вести исследования и в ходе этого знакомятся с методиками и объектом работы. Тот, кто принял участие в полевых исследованиях в качестве помощника или начал подготовку к самостоятельной исследовательской деятельности, становится кандидатом в основной состав кружка. Чтобы стать членом основного состава кружка надо выполнить и защитить самостоятельную работу. Для этого надо выбрать тему, ознакомиться с литературой, сформулировать задачу, собрать материал, обработать его. Конечно, всё это делается с помощью старших кружковцев или «начальства». Только после того, как кружковец сделает доклад по своей работе и ответит на вопросы по выбранной специальности, он становится настоящим членом кружка. «Судьями» в этом служат старшие кружковцы.

Работа кружка не так сложна, как это на первый взгляд может показаться. Приходите в музей (см. раздел Контакты), приглядитесь, мы Вас не торопим. Подумайте - любите ли Вы лес? Хотите ли вести самостоятельные исследования? Не боитесь ли промочить ноги, замерзнуть, заблудиться, ночевать у костра? Если любите, хотите и не боитесь - значит, Вы с нами!

Опыт работы биологического кружка Дарвиновского музея возможно использовать и распространять в двух основных направлениях.

Во-первых, при создании полевых центров экологического образования школьников. Такие центры могут быть организованы как в качестве самостоятельных учебных единиц (например Полевой Центр "Экосистема"), так и при различных особо охраняемых природных территориях - национальных парках, заповедниках . Необходимо, чтобы курс обучения "экологии в природе" в таких учебных центрах стал обязательным компонентом школьного образования.

Во-вторых - при проведении программ мониторинга и научных исследований, в первую очередь на особо охраняемых природных территориях . Опыт кружка показывает, что такие программы могут проводиться в значительной степени за счет "волонтерских групп" исследователей - в первую очередь школьников и студентов, если эти группы соответствующим образом обучены и организованы (например Программа Рождественских учетов птиц). Такое совмещение учебной и исследовательской работы традиционно для значительного числа старых российских заповедников; необходимо поддерживать и расширять его.

Хроника кружка

просп. Мира, 119, ВДНХ, павильон 26

«Лаборатория Дуремара» и другие интригующие кружки

Научной лабораторией биологии Политехнического музея, которая располагается в Культурном центре ЗИЛ, руководит звезда научпопа, «карманный ученый» издательства «Розовый жираф», лектор «Прямой речи» Илья Колмановский. Открыты кружки для школьников любого возраста: первоклассники в «Лаборатории Дуремара» выращивают дрозофил, наблюдают за улитками и тараканами, учатся работать с микроскопом, дети постарше занимаются ботаникой и изучают поведение крыс, старшеклассники постигают азы медицины. Занятия продают блоками по 10 уроков за 8000 рублей. Озаботиться покупкой нужно сильно заранее - желающих, как правило, гораздо больше, чем мест в группе.

добавить в избранное

Вавилова, 57

Работа над научными проектами и экспедиции

Историческое название биологического кружка Дарвиновского музея - ВООП. В первые годы работы он входил в юношескую секцию Всероссийского общества охраны природы. Это один из старейших кружков Москвы и России - организован натуралистом-биологом Петром Смолиным в 1950 году. Кружок представляет собой неформальное объединение экологов и биологов разного возраста - от учеников 5-го класса до студентов-третьекурсников. Занятия включают в себя и лекционную часть, и работу над собственными научными проектами, и экскурсии, и экспедиции на каникулах. У кружка есть своя база в Костромской области. Занятия бесплатные.

добавить в избранное

Б.Никитская, 2

Занятия в Москве и выезды в тайгу и субтропики

Кружок юных натуралистов Зоологического музея МГУ работает по авторской программе его руководителя, научного сотрудника музея Евгения Дунаева. Программа рассчитана на учеников 7–11 классов и студентов младших курсов. Каждый год кружок проводит практики: в Подмосковье, в тайге, на севере Карелии, в субтропиках горного Крыма или в астраханских пустынях. Кружковцы ведут учебно-исследовательские полевые работы и участвуют в биологических олимпиадах. Занятия бесплатные, но для поступления нужно пройти собеседование и продемонстрировать заинтересованность в предмете.

добавить в избранное

Б.Грузинская, 1

Два кружка - для старших и младших

КЮБЗ, кружок юного биолога зоопарка, - самое известное юннатское объединение России и, вероятно, самый старый биологический кружок в Москве (скоро ему исполнится 100 лет). Принимают школьников начиная с 7-го класса. Занятия идут в форме лекций и семинаров, дети занимаются самостоятельной научной деятельностью, помогают в зоопарке и принимают участие в обширной полевой работе: это и короткие подмосковные выезды, и настоящие экспедиции. Занятия бесплатные.
Те, кто еще не дорос до КЮБЗ, могут заниматься в кружке «Манулята», названного в честь талисмана Московского зоопарка - кота манула. Сюда принимают детей с 7 лет. Занятия проходят раз в неделю. Сначала преподаватель читает лекцию, после все отправляются на тематическую экскурсию по зоопарку (совершенно пустому в это время суток), потом идут в лабораторию или в живой уголок: трогать куриц, полоза, черепах, крыс и морских свинок. В теплое время года выезжают на натуру: учатся различать голоса птиц, собирают насекомых. Стоимость полугодия - 4500 рублей.

добавить в избранное

Ленинские Горы, 1, стр. 12

Энтомология и еще десяток самых разных кружков

От энтомологии до эмбриологии, от микологии до ботаники. В основном в кружки принимают учеников начиная с 8-го класса, но в некоторые берут и пятиклассников. Попасть в самые популярные из них непросто. Например, в кружок «Юные исследователи природы» («ЮИП») запись на этот учебный год даже не открывалась - мест нет. Занятия бесплатные.

добавить в избранное

Кременчугская, 13

Биологические кружки и семейный клуб натуралистов

В школе «Интеллектуал» работает несколько кружков биологической направленности. В один - «Мир вокруг нас» - приглашают детей c 5 лет. Здесь они учатся наблюдать за природой, ставят опыты, ухаживают за обитателями живого уголка, рисуют и общаются. 4 занятия в нем стоят 2500 рублей. В другом - «Вершки и корешки» - младшим школьникам рассказывают историю взаимоотношений человека и прирученных им растений. Кто первым стал выращивать апельсины, горох, капусту? Из чего и как делают манку, курагу и веники? Как варили какао индейцы? Примерно так выглядят темы занятий. Также при школе открыты кружки «Физиология человека и животных», «Нейробиология», «Актуальные вопросы биологии» для старшеклассников и «Юный натуралист». Хотя последний скорее семейный клуб, где учат пользоваться определителями грибов, растений и животных и несколько раз в месяц совершают семейные выезды на природу.

добавить в избранное

26 Бакинских Комиссаров, 3, корп. 5

Вечерняя биологическая школа

Биологическое отделение школы №1543 - одно из лучших профильных в Москве, и поступить туда непросто. Но для учеников 7-х классов здесь работает Вечерняя биологическая школа, обучение в которой можно рассматривать и как подготовку к поступлению в гимназию, и как отличный биологический кружок. В учебном плане на текущий год 22 занятия, каждое из которых посвящено определенной теме: «Приматы», «Клетки и генетический код», «Законы Менделя», «Наследственность и пол», «Строение и работа головного мозга человека», «Биосфера» и др. Начать обучение можно в любой момент без предварительной записи.
Занятия проводятся параллельно в МГУ и в гимназии №1543, посещать можно любое из этих мест. Все занятия бесплатные.

Рабочая программа факультатива по биологии

«Юные исследователи живой природы».

Мухамадиевой Розалии Авхадиевны

Программа рассчитана на 70 часов занятий за год (2 часа в неделю).

Кружок проводится для учащихся 6-8 классов. В связи с сокращением учебным часов по биологии в 6 классе учащиеся испытывают потребность в дополнительных занятиях по биологии именно практико-ориентированной направленности, у многих учащихся есть потребность в углублении и расширении знаний о живой природе. Программа кружка ориентирована на учащихся среднего звена, так как именно в этом возрасте закладываются знания о многообразии живых организмов, о их значении в природе и в жизни человека. В связи с тем, что у нас не преподаётся учебный предмет «Экология», на занятиях будут рассматриваться и экологические вопросы, которые направлены не только на изучение экологических взаимоотношений в природе, но и на воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе.

Раздел 1. Основные принципы биологии – 2 часа.

Раздел 2. Самые простые организмы – 2 часа.

Раздел 3. Истинноядерные организмы – эукариоты. – 3 часа.

Раздел 4. Самые простые и древние растения – водоросли. – 2 часа.

Раздел 5. Растения без цветков. – 3 часа.

Раздел 6. Цветковые растения. - 5 часов.

Раздел 7. Животные, состоящие из одной клетки.- 1 час.

Раздел 8. Первые многоклеточные животные. Симметрия тела. 2 часа.

Раздел 9. Самые простые трёхслойные животные. – 6 часов.

Раздел 10. Мягкотелые. – 2 часа.

Раздел 11. Наши отдалённые родственники – первые вторичноротые. 4 часа.

Раздел 12. Рыбы – жители воды. - 2 часа.

Раздел 13. Вышедшие на сушу. Первые земноводные. – 2 часа.

Раздел 14. Бывшие владыки Земли – рептилии. – 2часа.

Раздел 15. Покорители воздуха – птицы. – 4 часа.

Раздел 16. Цари природы – млекопитающие. – 2 часа.

Раздел 17. Мир млекопитающих. – 8 часов.

Раздел 18. Человек – венец эволюции. – 6 часов.

Раздел 19. Анатомия, физиология и гигиена человека. 12 часов.

Цели и задачи кружка:

Углубление и расширение знаний о многообразии форм и уровней живых организмов.

Повышение познавательного интереса к предмету, способствовать профориентации учащихся

Развивать практические умения учащихся работать с биологическими объектами, приборами, выполнять лабораторные работы, проводить эксперименты.

Способствовать решению задач экологического воспитания учащихся, воспитания бережного отношения к окружающей природе.

Расширять знания учащихся о собственном организме, о методах сохранения здоровья, обеспечивать гигиеническое воспитание школьников, способствовать воспитанию здорового образа жизни.

Способствовать формированию взглядов о единстве живой материи

Тематическое планирование занятий факультатива «Юные исследователи живой природы»

Тема занятия

Форма работы

Оборудование

Раздел 1. Основные принципы биологии

Свойства и уровни организации живых организмов как биологических систем.

Беседа, демонстрация

Клетка – основа жизни: пределы сложности жизни.

Беседа, демонстрация

Раздел 2. Самые простые организмы.

Царство Вирусы.

Беседа, демонстрация

Надцарство Прокариоты.

Беседа, демонстрация

Раздел 3. Истинноядерные организмы – эукариоты.

Отличие эукариот от прокариот.

Практическая работа «Изучение эукариотической клетки».

Модели клетки, микроскопы, микропрепараты

Царство грибов. Высшие и низшие грибы.

Практическая работа «Съедобные и ядовитые грибы нашей местности»

Симбиотические организмы - лишайники

Беседа, демонстрация

Раздел 4. Самые простые и древние растения – водоросли.

Признаки царства Растений.

Практическая работа «Изучение строения клеток водорослей»

Низшие растения – водоросли. Отделы водорослей.

Практическая работа «Изучение внешнего строения и микроско-пического строения водорослей» .

Раздел 5. Растения без цветков.

Высшие растения. Основные органы высших растений

Практическая работа «Изучение тканей растений»

макеты микроскопы, микропрепараты

Беседа, демонстрация

Папоротникообразные.

Практическая работа

«Изучение размножения и развития папоротника»

макеты микроскопы, микропрепараты

Практическая работа

«Изучение размножения и развития сосны»

макеты микроскопы, микропрепараты

Раздел 6. Цветковые растения.

Отдел Покрытосеменные и (цветковые) растения

Беседа, демонстрация

Основные органы Цветковых: корень, стебель, лист.

Беседа, демонстрация

макеты микроскопы, микропрепараты

Основные органы Цветковых: цветок, семя, плод.

Практическая работа «Изучение различных типов плодов цветковых»

макеты микроскопы, микропрепараты

Семейства класса Двудольные цветковые.

Таблицы, модели цветков и плодов,

гербарий

Семейства класса Однодольные цветковые

Практическая работа «Определение семейства растения»

Макеты, модели цветков и плодов, .гербарий

Раздел 7. Животные, состоящие из одной клетки.

Простейшие.

Практическая работа «Изучение строения Эвглены зелёной»

макеты микроскопы, микропрепараты

Раздел 8. Первые многоклеточные животные. Симметрия тела.

Низшие многоклеточные животные: происхождение.

Беседа, демонстрация

Губки. Кишечнополостные.

Беседа, демонстрация

Практическая работа «Изучение строения гидры»

макеты микроскопы, микропрепараты

Раздел 9. Самые простые трёхслойные животные

Тип плоские черви.

Беседа, демонстрация

Нематоды и Кольчецы. Вторичная полость тела.

Беседа, демонстрация

Тип Членистоногие. Раки.

Практическая работа «Изучение внешнего строения рака»

Раздаточный материал по внешнему строению рака

Беседа, демонстрация

Насекомые. Отряды насекомых.

Беседа, демонстрация

Макеты коллекция насекомых

Общественные насекомые. Многообразие, образ жизни.

Беседа, демонстрация

Практическая работа «Изучение строения челюсти пчелы»

Макеты коллекция насекомых

микроскопы, микропрепараты

Раздел 10. Мягкотелые.

Тип Моллюски: брюхоногие.

Беседа, демонстрация

Препараты моллюсков

Двустворчатые и Головоногие моллюски.

Беседа, демонстрация

Макеты препараты моллюсков

Раздел 11. Наши отдалённые родственники – первые вторичноротые.

Тип Иглокожие. Морские звёзды, лилии, ежи.

Беседа, демонстрация

Скелеты иглокожих

Полухордовые – Кишечнодышащие и Крыложаберные.

Беседа, демонстрация

Тип Хордовые. Подтипы Личиночно-хордовые и Бесчерепные.

Беседа, демонстрация

Подтип Позвоночные (черепные). Класс Круглоротые.

Беседа, демонстрация

Раздел 12. Рыбы – жители воды.

Хрящёвые рыбы: акулы, скаты.

Беседа, демонстрация

Костистые рыбы.

Беседа, демонстрация

Раздел 13. Вышедшие на сушу. Первые земноводные.

Беседа, демонстрация

Макеты раздаточный материал по скелету рыб

Происхождение амниот.

Беседа, демонстрация

Раздел 14. Бывшие владыки Земли – рептилии.

Рептилии – первые настоящие наземные животные. Архозавры.

Беседа, демонстрация

Многообразие рептилий: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы.

Беседа, демонстрация

Раздел 15. Покорители воздуха – птицы.

Класс Птиц: происхождение, основные признаки.

Беседа, демонстрация, практическая работа «Изучение приспособлений к полёту в скелете птиц»

Макеты раздаточный материал по скелету голубя

Нелетающие птицы.

Беседа, демонстрация

Килевые птицы: отряды.

Беседа, демонстрация

Экологические группы птиц

Беседа, демонстрация

Раздел 16. Цари природы – млекопитающие.

Класс Млекопитающие: происхождение, основные признаки.

Беседа, демонстрация

Макеты раздаточный материал по скелету крысы

Строение млекопитающих

практическая работа «Изучение приспособлений к экологическим условиям

в скелете млекопитающих»

Таблицы, макеты

раздаточный материал по скелету млекопитающих

Раздел 17. Мир Млекопитающих.2 часа.

Первозвери

Беседа, демонстрация

Сумчатые

Беседа, демонстрация

Плацентарные. Отряд Насекомоядные.

Беседа, демонстрация

скелет крота

Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные

Беседа, демонстрация

Хищники. Приматы.

Беседа, демонстрация

Хоботные. Непарнокопытные.

Беседа, демонстрация

Парнокопытные.

Беседа, демонстрация

Вторичноводные млекопитающие: сирены, ластоногие, китообразные.

Беседа, демонстрация

Раздел 18.Человек – венец эволюции.

Место человека в системе живой природы.

Беседа, демонстрация

Сходство и различия человека и животных

Беседа, демонстрация

Происхождение вида Человек разумный. Предки человека и человекообразных обезьян

Беседа, демонстрация

Древнейшие люди.

Беседа, демонстрация

Макеты модели черепа предков человека

Неандертальцы. Кроманьонцы.

Беседа, демонстрация

Макеты модели черепа предков

Расы человечества. Единство рас.

Беседа, демонстрация

Рад Раздел 19. Анатомия, физиология и гигиена человека.

Клеточное строение организма человека. Гистология. Ткани человека.

Практическая работа «Изучение микроскопического строения клеток крови, тканей человека»

Макеты микроскопы, микропрепараты

Основные органы и системы органов.

Практическая работа «Изучение расположения внутренних органов человека на модели »

Макеты модель человека «Расположение внутренних органов»

Опора и движение. Гиподинамия. Роль движения в формировании скелета и мышц.

Беседа, демонстрация практическая работа «Изучение приспособлений к прямохождению и трудовой деятельности в скелете человека»

Макеты модель скелета человека

Внутренняя среда организма.

Беседа, демонстрация

практическая работа «Изучение клеток крови человека»

Макеты микроскопы, микропрепараты

Зачем нам нужен кислород? Транспорт газов и других веществ в организме.

Беседа, демонстрация

Пищеварение. Питательные вещества. Витамины.

Беседа, демонстрация

Макеты микроскопы, микропрепараты

Выделение. Теплорегуляция.

Беседа, демонстрация

Нейрогуморальная регуляция организма человека

Беседа, демонстрация

Рост и развитие человека. Влияние факторов окружающей среды.

Беседа, демонстрация

Гигиена человека. Здоровый образ жизни.

Беседа, демонстрация

Глобальные экологические проблемы человечества

Беседа, демонстрация

Таблицы, диски.

Литература.

1. Медников Б.М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994

2.Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия,1986.

3.Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.

4. Одум Ю. Экология.Т. 1-2. М.: Мир,1992

5. Быховский и др. Биология: Животные. М.: Просвещение, 1997.

6. Шпинар З.В. История жизни на Земле. Прага: Атрия, 1977.

Интернет-ресурсы для ученика.

Просмотров