Занятие по экологии грибная сказка старшая группа. Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему: «Грибы

Конспект НОД в средней группе по теме: «Ах, грибы, грибочки»

Комова Любовь Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №90», город Череповец.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: «Ах, грибы, грибочки». Данный материал будет полезен воспитателям детей 5-го года жизни ДОУ.


Цель: Знакомство с грибами.
Задачи:
Образовательные: Расширять знания детей о грибах(названии, месте произрастания, строении);учить различать съедобные и несъедобные грибы.
Развивающие: Развивать активный словарь детей (названия грибов)
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, дружелюбие.
Материалы и оборудование:
Корзина с грибами, закрытая платочком
Аудио запись «Звуки леса»
Шапочки съедобных грибов по количеству детей
Белочка (би-ба-бо)
Муляжи грибов (белый гриб, подберезовик, подосиновик, лисички, мухомор, бледная поганка)
Образовательные области:
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Предварительная работа:
1. Чтение В. Катаева «Грибы», В. Сутеев «Под грибом»
2. Рассматривание альбома с иллюстрациями «Грибы»
Ход:
Воспитатель вносит в группу корзинку, закрытую платочком. Привлекает внимание детей.

Воспитатель: Дети, посмотрите что у меня в руках! Хотите узнать, что там?
Дети: Да!
Воспитатель: Летом он в лесу растет,
Сам в корзинку не идет.
Ему нужно поклониться,
Ножку срезать, не лениться,
Шляпку снимет он тогда,
Из него вкусна еда.
Что под шляпкою растет,
Сам в корзинку не идет?
Дети: Гриб.
Воспитатель убирает платочек, показывает детям грибы.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, откуда же эти грибы?
Дети: (предположения детей)
Воспитатель: Где растут грибы?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Я предлагаю отправиться в лес и узнать, кто отправил нам такой подарок.
Дети соглашаются.
Воспитатель включает аудио запись «Звуки леса»
Воспитатель:
Мы идем сегодня в лес. Дети идут по кругу
В том лесу полно чудес!
Дождь вчера в лесу прошел – Встряхивают кистями
Это очень хорошо. Хлопают в ладоши
Будем мы грибы искать Приставляют ладонь ко лбу
И в корзинку собирать. Приседают, собирают грибы
Вот сидят маслята Показывают рукой вправо
На пеньке – опята. Показывают рукой влево
Ну, а ты, мухомор, Грозят пальчиком.
Украшай осенний бор.
Добрый лес, старый лес. Дети идут по кругу
Полон сказочных чудес!
Мы идём гулять сейчас
И зовём с собою вас!
Воспитатель: Вот мы и в лесу. Посмотрите, сколько вокруг грибов. Давайте рассмотрим поближе.
Дети рассаживаются на коврике (на полянке).
Слайд №1 Белый гриб


Воспитатель: У пригорка на дорожке
Гриб стоит на толстой ножке.
От дождя немного влажный,
Белый гриб – большой и важный.
Воспитатель: Этот гриб называется – белый гриб. У него есть ножка и шляпка. (Показывает) Какого цвета у гриба шляпка?
Дети: Шляпка коричневая.
Воспитатель: Какого цвета у гриба ножка?
Дети: Ножка белая.
Воспитатель: У белого гриба ножка очень толстая и крепкая. Если этот гриб разрезать, то в середине он будет белого цвета. Отсюда и название этого гриба. Белый гриб считают царем грибов (главным в лесу). Потому, что он самый большой гриб в лесу и ценный (вкусный). Его очень любят грибники. А кто такие грибники?
Дети: Люди, которые собирают грибы.
Слайд №2 Подосиновик


Воспитатель: До чего же хороши
В красных шляпках крепыши!
Я их рано поутру
Под осиной соберу.
Этот гриб называется подосиновик. Растет он под осиной, поэтому так и называется – подосиновик.
Воспитатель: Что есть у подосиновика?
Дети: Ножка и шляпка.
Воспитатель : Какого цвета шляпка?
Дети: Шляпка красная.
Воспитатель: А ножка?
Дети: Ножка белая с черными.
Слайд №3 Подберезовик


Воспитатель: Перед нами еще один гриб.
Воспитатель: Это подберезовик. Как вы думаете, почему он так называется?
Дети: Растет под березой.
Воспитатель: Под берёзой впереди –
Подберёзовик, гляди,
На высокой стройной ножке…
Ножка в крапинках немножко!
Чем он отличается от подосиновика?
Дети: Шляпкой. У подберезовика шляпка коричневая.
Слайд №4 Лисички


Воспитатель: Вот красавицы лисички.
Очень дружные сестрички.
Им укрыться не легко.
Видно очень далеко.
Воспитатель: Кто скажет, почему эти грибы так называются?
Дети: Они рыжие, как лисички.
Воспитатель: Дети, какие грибы мы встретили на полянке?
Дети: Лисички, подберезовик, подосиновик, белый гриб.
Воспитатель: Все эти грибы можно есть, готовить из них разные блюда(жарить, сушить, варить грибной суп). Поэтому всех их можно назвать съедобными.
Проводится подвижная игра «Грибник и грибы»
По считалке выбирается грибник, остальные дети грибы(надевают на голову шапочку с изображением гриба)
Воспитатель: Вот поляночка лесная,
Здесь съедобные грибы.
Всех в игру я приглашаю,
Мы играем, водишь ты!
Грибы растут на полянке, по сигналу воспитателя «Грибник идет», дети разбегаются, грибник ловит. Игра проводиться несколько раз.
После игра дети садятся по местам.

Появляется белка.
Белочка: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуй, белочка!
Белочка: Что же вы делаете в лесу?
Дети: Хотим узнать, кто нам отправил в подарок корзину грибов.
Белочка :Это я. Летом в лесу много грибов. Но нужно быть осторожными, кроме съедобных грибов в лесу растут и несъедобные.
Воспитатель: Белочка, давай познакомим детей с несъедобными грибами.
Слайд №5 Мухомор


Воспитатель: Этот гриб в лесу растет
Не клади его ты в рот!
Он совсем не сладкий
Крапинки на шляпке
Красный, словно помидор
Несъедобный мухомор!
Посмотрите, как выглядит мухомор.
Дети: Белая ножка, красная шляпка с белыми точками.
Воспитатель: Он красивый и яркий, но очень опасный, потому что ядовитый. Ни в коем случае его нельзя трогать руками и даже пинать ногами.
Слайд №5 Бледная поганка


Воспитатель: Вот еще один ядовитый для человека гриб.
Бледнолицые поганки
Бродят стаей по полянке.
С ними я играть не буду.
Обойду и позабуду.
Почему нужно обходить эти грибы стороной?
Дети: Они ядовитые, несъедобные, их нельзя трогать.
Воспитатель: Никогда не ешьте
Незнакомых ягод…
И грибы - поганки
В рот тащить не надо:
Голова закружится,
Заболит живот,
И от отравления
Доктор не спасёт.
Воспитатель: С какими грибами мы познакомились?
Дети: Съедобными и несъедобными.
Дидактическая игра «Собери грибы»
На полянке разложены муляжи знакомых грибов, дети собирают только съедобные.
Белочка: Посмотрите, сколько грибов на полянке! Дети, помогите мне собрать съедобные грибы.
Воспитатель: Находить грибы не сложно.
Брать их нужно осторожно.
Хорошо их надо знать,
Что б поганок не набрать.
После того как дети собрали грибы, воспитатель спрашивает у каждого какой гриб он нашел.
Воспитатель: Как можно назвать все грибы, которые мы собрали?
Дети: Съедобные грибы.
Воспитатель: Какие грибы остались на полянке?
Дети: Несъедобные, ядовитые.
Воспитатель: Давайте назовем их.
Дети: Мухомор, бледная поганка.
Воспитатель: Наигрались мы с грибами,
А теперь пора нам к маме.
Дети благодарят белку и возвращаются в группу.

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме «Лес. Грибы»

(Первый год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:

Закрепление представ­лений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме « Грибы» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, ли­сичка, мухомор, опенок, сыроежка, собирать, заготавливать, пря­таться, висеть, ядовитый, съедобный, ароматный, мягкий, гладкий). Совершенствование грамматического строя речи, учить состав­лять описательные рассказы; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов-антонимов; закрепить употребление предлогов; закрепить словарь по теме.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Наборное полотно, картинки с изображением осенних примет, корзинка с плоскостными изображениями грибов, плоскостные изображения корзинок, картинки с изображением грибов, тетради, цветные карандаши.

I . Организационный момент

1 . Логопед раздает детям по одной картинке с изображением осени.

– Сядет тот, кто назовет осеннюю примету.

II . Основная часть. 2. Чтение стихотворения:

«Чух-чух-чух»,

Мчится поезд во весь дух.

Паровоз пыхтит, -

«Тороплюсь», - гудит:

3. Дидактическая игра «Сбор грибов»

Дети «приезжают» в лес.

Какое сейчас время года?

– Какой месяц?

– Какой сегодня день?

– Какая погода?

– Сколько много грибов в лесу, давайте их соберем.

Дети собирают грибы (по очереди снимают грибы с ковролина)

4. Рассказ логопеда о грибах.

Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. У грибов есть шляпка и ножка. Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). Что значит «съедобные»?

БЕЛЫЙ ГРИБ - шляпка коричневая, круглая, ножка тол­стая.

В глухом бору стоять привык

На толстой крепкой ножке я.

Найти попробуйте меня.

ПОДБЕРЕЗОВИК - растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.

Подберезовик хорош.

На опавший лист похож.

ПОДОСИНОВИК - с красной шляпой, ножка высокая.

В красной шляпке, словно гном,

Я под осиной выбрал дом.

ЛИСИЧКИ - желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая.

Лисички рассыпались

Желтою стайкой,

Как будто погнались

За солнечным зайкой.

ОПЯТА - грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями».

Опята букетом

Стоят на пеньке.

Найдется им место

В твоем кузовке.

СЫРОЕЖКИ - шляпки могут быть красного, желтого, зеле­ного и других цветов, ножки белые, грибы хрупкие.

В шляпках модных, симпатичных,

Яркий праздничный наряд…

Сыроежками нас кличут,

Но сырыми не едят.

МУХОМОР - самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку.

Возле леса на опушке, украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый мухомор.

Шляпка красная, в горошек,

Воротник на тонкой ножке.

Этот гриб красив на вид,

Но опасен, ядовит.

БЛЕДНАЯ ПОГАНКА - смертельно ядовитый гриб. Ножка длинная, у корня находится мешочек, из которого гриб растет, воротничок, шляпка круглая, неровная, по цвету бледная.

Я не привыкла нравиться,

Кто съест меня - отравится.

5. Физкультминутка «За грибами»

Все зверушки на опушке Идут по кругу, взявшись за руки.

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, Скачут вприсядку,

Рыжики срывали. Срывают «грибы».

Лисичка бежала, Бегут, собирают «грибы».

Лисички собирала.

Скакали зайчатки, Скачут, срывают «грибы»

Искали опятки.

Медведь проходил, Идут вразвалку,

Мухомор раздавил. топают правой ногой.

6. Упражнение «Что за гриб?»

– Как называется этот гриб?

– Где он растет?

– Под каким деревом?

– Срежем откуда?

– Положим куда?

7. Игра с мячом «Большой – маленький»

В лесу растут большие грибы и маленькие.

Большой мухомор – маленький мухоморчик

белый гриб – беленький грибок сыроежка – сыроежечка

подберёзовик – подберезовичек поганка – поганочка

подосиновик – подосиновичек

8. Игра «Сколько грибов собрали?»

– В лесу много…

– Мы собрали много … ? (Подосиновиков, опят, сыроежек и т.д.)

– В корзинку не положили…?

9. Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,

Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

10. Упражнение «Четвертый лишний»

Логопед выставляет на наборное полотно три картинки с изображением грибов и одну картинку с изображением ягоды. Предлагает назвать детям что лишнее и почему.

11. Работа в тетрадях (раскрашивание грибов)

12. «Доскажи словечко»

Возле леса на опушке, Вдоль лесных дорожек

Украшая темный бор, Много белых ножек.

Вырос пестрый, как петрушка, В шляпках разноцветных,

Ядовитый… Издали заметных.

Собирай, не мешкай,

Посмотрите-ка, ребятки: Это…

Тут лисички, там – опятки.

Цели:

Познакомить детей с грибами: маслятами, опятами.
Учить детей различать съедобные и ядовитые грибы.
Словарь: масленок, опенок, белый гриб, серенький, кузовок.
Познакомить детей со сказкой, пословицами и загадками о грибах.
Развивать мышление детей, мелкую моторику.
Воспитывать у детей бережное, не потребительское отношение к природе. Познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибов.

Оборудование:

Картинки и фотографии грибов, силуэтные изображения грибов съедобных и ядовитых.

Ход занятия:

Загадка про гриб

Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает – повезло!

Отгадали загадку? (Ответы детей). Это гриб. Какие слова загадки подсказали вам отгадку? (Ответы детей). По грибы всякий ходит – и старый и малый. У нас в Крыму немало всяких разных грибов. Вот сегодня мы с ними и познакомимся.

Грибные года в Крыму, к сожалению, не все. А потому, что климат у нас особенный: недостаток влаги, засухи, редкие дожди по осени. Почему же не нравится грибам крымский климат? (Ответы детей). Недаром и в пословицах сказано: «Будет дождь – будет и гриб», «Начнется дождик редкий – готовь кузовок крепкий». А в какое время года бывает больше всего грибов? (Ответы детей). И про то пословица имеется: «Весна красна цветами, а осень – грибами».

Оказывается, деревья и грибы с давних времен дружат. Попробуйте сами определить, под каким деревом растут грибы подберезовики? А подосиновики? А дубовики? А буковики? (Ответы детей).

Так какие же грибы можно найти в наших лесах. А вот такие.
Это маслята. (Показ картинок). Уж до того дружные ребята, что целыми семьями из земли лезут. Маслята – сосновые детки. Это значит, что расти они любят под какими деревьями? (Ответы детей). Под соснами. Но, почему же названии эти грибы маслятами? Да потому, что шляпка у них блестящая и липкая, как бы маслом смазана. Взгляните, на этой картинке к шляпкам маслят прилипли и травинка и хвоинка. Очень вкусные грибочки маслята.

А это опята. (Показ картинок). По картинке сразу можно догадаться где любят расти опята. Где? (Ответы детей). Верно, на пеньках. Слово «опенок» происходит от слова «пень». С одного пенька целую корзинку опят можно насобирать.

А у этих грибов несколько названий. (Показ картинок). В книжках они называются – серые рядовки. А люди зовут их просто – мышата или серенькие. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Ну а этот гриб, считается начальником среди всех грибов. (Показ картинок). Названий у него несколько: белый гриб, боровик, медвежатник. Очень уж вкусен этот гриб, потому и считается грибным начальником. Причем, не только люди оценили его вкус. Кто из лесных жителей не прочь полакомиться грибами? (Ответы детей). Кроме птиц и зверей, есть еще насекомые – большие любители грибов: слизняки и грибные мушки. Мушки эти откладывают свои яички в ножку гриба, яички превратятся в личинок, а те начнут выедать мякоть гриба и доберутся до шляпки. Тогда станет гриб трухлявым, никому не нужным.

А сейчас вставайте и выходите на коврик – мы отправляемся к медведю в бор за грибами и ягодами. Подвижная игра «У медведя во бору». Выбирается лов – «медведь», который садится на корточки с одной стороны игровой площадки. Остальные дети становятся в шеренгу на противоположном конце площадки и на слова « у медведя во бору грибы ягоды беру» идут в сторону «медведя», наклоняясь, как бы собирая грибы и ягоды. Когда заканчиваются последние слова «а медведь сидит и на нас рычит», лов-«медведь» с рычанием встает и ловит убегающих детей.

Сбор грибов называют «тихой охотой». Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости – уважайте хозяев леса: растительный и животный лесной народ. Как правильно вести себя в лесу? (Ответы детей). Не шумите, не мусорьте, не топчите, не срывайте грибы с корнем. На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту – с ножами. Зачем, знаете? (Ответы детей). Грибы нужно не срывать, а срезать. А для чего? (Ответы детей). Чтобы не вырвать грибницу – корни грибов. Без грибницы не бывать новым грибам.

Кто из вас ходил в лес собирать грибы? (Ответы детей). Помните, что «не каждый гриб в кузовок кладут», а почему? Есть грибы ядовитые? Почему же они ядовитые? (Ответы детей). Есть в них яд, который может вызвать отравление. Собирать грибы нужно только хорошо известные вам. А про тех, кто ядовитые грибы в кузовок кладет, говорят: «Ходить в лесу – видеть смерть на носу». Самый опасный гриб в крымских лесах – бледная поганка. Посмотрите на нее и хорошенько запомните. (Показ картинок). Напомните мне, обитают ли в Крыму ядовитые змеи? Как называется эта ядовитая змея? (Ответы детей). Так вот, яд степной гадюки совсем слабенький по сравнению с сильнейшим ядом бледной поганки.

А вот загадка про еще один ядовитый гриб:

Загадка про мухомор

Похож этот гриб на божью коровку,
Да пятнышки не те.

Конечно, это мухомор. Не правда ли, красавец? Алый кафтан, белые крапинки. «Мухомор красен, да для здоровья опасен». Но не спешите сшибать мухоморы ногами и топтать их. Вы видели, как после дождей взрослые работники нашего сада, выкапывали и уничтожали ядовитые грибы на нашей территории. Для чего они это делали? Какие меры предосторожности предпринимали? (Ответы детей). Но это в городе, в детском саду, там, где хозяева дети и взрослые. А в лесу мухомор – гриб нужный. Для человека ядовит, а лесным обитателям сгодится. Олени жадно ищут мухоморы и съедают их. Улитки и слизняки прогрызают в шляпках мухоморов дырки. Белки даже сушат их на зиму. В лечебных целях. Люди, кстати, тоже уже научились использовать мухоморы как лекарство от некоторых серьезных болезней.

Дидактическая игра «Кузовок»

А сейчас игра «Кузовок». Мы сегодня много раз употребляли это слово. А как вы его понимаете? (Ответы детей). Вот так выглядит кузовок. (Показ).
Ваша задача: сходить в лесок и наполнить кузовок. Будьте внимательны! Не трогайте ядовитые грибы! Принесите из лесу только по одному съедобному грибу и назовите его. Дети идут на ковер и собирают силуэты грибов (маслята, опята, белые, серенькие). Затем кладут в кузовок и называют. После того, как все грибы окажутся в кузовке, рассматриваются оставшиеся на ковре. Дети объясняют, почему не взяли эти грибы и как они называются.

Все грибы долго перечислять. Богаты наши леса, и делятся охотно с нами своими богатствами. Ведите себя в лесу скромно и вежливо, тогда одарит он и вас, и для других останется.

А сейчас мы приготовим печенье грибочки. Тесто мы сделали заранее, осталось только вырезать формочками-грибочками из теста печенье, уложить его на смазанный маслом противень и поставить в духовку.

А пока печенье выпекается, послушайте сказку Т. Николаева «Замечательный зонтик» про приключения колобка.

Сказка «Замечательный зонтик»

Подарила Бабушка Колобку зонтик. Замечательный зонтик. Сверху – белый в разноцветную горошину. Изнутри – зеленый в белую ромашку.

Пошел Колобок в лес. Конечно, с зонтиком. Вдруг кто знакомый встретится – будет чем похвастаться. Взял Колобок еще корзинку с бабушкиными пирожками. Душистыми, румяными, яблочными. Кто же в дальнюю прогулку отправляется с пустыми руками?

Идет Колобок, вертит над собой зонтик. А птицы вокруг поют, заливаются. «Наверное о зонтике поют, восхищаются», - думает Колобок. Заяц мимо пробежал, да так быстро! «Видно, от удивления, -- думает Колобок. – Вот бы еще Волка встретить, а то и Лису…»

Размечтался Колобок и не слышит, что ветер поднялся, листвой зашумел. И не видит, что появилось в небе облачко. Другое, третье… И вот уже ни синего неба, ни ясного солнышка. Потемнело. И – забарабанил дождь по листьям, по траве, по цветам. А у Колобка – зонтик! Траве мокро – Колобку сухо. Птицы и звери попрятались, а Колобку дождь нипочем.
Замечательный зонтик! Но летний дождь короток. И вот уже снова запели птицы, засияло солнышко. Протянулась над тропинкой веселая радуга. Засмеялся Колобок и – трах-бабах! – сам в одну сторону, корзинка в другую, а зонтик вообще неизвестно куда покатился. Вскочил Колобок сердитый: кто ему ножку подставил?! Смотрит, а прямо на тропинке камень – не камень, пенек – не пенек, а что-то круглое, коричневое. Вот тебе раз! Никогда тут ничего такого не было. «Вот найду корзинку и зонтик. разберусь», - подумал Колобок. И принялся искать. Уж как он траву раздвигал, уж как под кустами ползал! И ни того, ни другого. Что делать? Присел Колобок на камень-пенек. Задумался. И вдруг почувствовал, будто его кто-то поднимает. Попробовал встать – нет земли под ногами. Ой, новая беда! А тут еще кто-то рядом покряхтывает, вздыхает.

Кто это вздыхает тут?

Я, белый гриб Боровик, Боровик-колосовик. Тяжело мне тебя поднимать, вот я и вздыхаю. Ну да ничего, мы, грибы. народ сильный!

Гриб-Боровик Колобку знаком. С Бабушкой собирал. Потом сушил. Суп из боровиков! А вот почему колосовик?

Ранний я. Летний. Вместе с пшеничным колосом созреваю, потому и колосовик. А быстро вырос, потому что дождь хороший прошел. А грибам только того и надо.

Боровик-колосовик еще что-то говорил, да Колобок уже его не слышал – зонтик увидел. Золотистый, с бахромкой по краю. Но что это? Рядом еще зонтик, Еще. Малиновые, желтые, лиловые, даже красный в белую горошину!

Скатился Колобок на землю – и к зонтикам. А какой из них его – забыл. «Возьму-ка красный в белую горошину», думает.

Я не зонтик. Я – гриб-Мухомор. А это моя соседка – Бледная поганка. Ты нас не трогай. Мы – ядовитые!

И мы не зонтики! – закричали остальные. – Мы сестрички – разноцветные Сыроежки. А мы – летние Опенки! А я – Шампиньон. Всех нас смело можешь класть в корзинку, на жаркое.

Но нет у Колобка ни корзинки, ни зонтика. Опечалился Колобок. Вдруг откуда-то слышит тонкий голосок:

А я зонтик. Пестрый зонтик. Съедобный.

Подбежал Колобок к зонтику: светло-коричневый, в махрушках, как в лохмотьях. А его-то был новенький. Махнул Колобок рукой и сел на траву. Горевать. На зеленую траву в белую ромашку. Поднял голову. Что это?! Да это же его зонтик повис на ветке! Обрадовался Колобок. Найти бы еще корзинку! А ее и искать не надо. Стоит она рядом на соседней полянке. На блюдце. Белое блюдце…на ножке! Поглядел Колобок: вся полянка в блюдцах – белых, розовых, золотых, рыжих. Блюдцах на ножках. Но теперь-то его не обманешь. Хитрые грибы блюдцами прикинулись. Снял Колобок корзинку с белого блюдца и слышит:
- Верно. Не блюдце я, а гриб – Груздь настоящий. Нас на засолку бери. Мы – самые вкусные!
- Нет, мы! – закричали рыжие грибы-блюдца. – Нас, Рыжиков, хоть соли, хоть жарь.
- И что спорят? – засмеялись маленькие розовые блюдечки. – Вкусней нас, Волнушек, нет.
Тут из-под куста показалась круглая красная шапочка: «Не слушай ты их, собирай только нас, Подосиновиков!».
Слушал- слушал Колобок и решил взять всех по одному, а то корзинки не хватит. И стал собирать грибы-пеньки, грибы-зонтики, грибы-блюдца. А бабушкин зонтик тут же превратился в палку-искалку, которой легко раздвигать густую траву. А потом зонтик стал палкой-таскалкой, на которой было удобно нести полную корзинку через плечо.
Вот каким замечательным оказался бабушкин зонтик! Ведь если бы его Бабушка не подарила, если бы Колобок не пошел этим зонтиком хвастаться, никакой истории бы не случилось. Вот так.

Вопросы:

1. Только ли осенью растут грибы? А когда еще?
2. Почему так быстро вырос белый гриб боровик?
3. Почему белый гриб зовут боровик-колосовик?
4. Какие еще съедобные грибы повстречал в лесу Колобок?
5. Какие ядовитые грибы повстречались Колобку?
6. Как используют грибы в пищу?
7. Почему нельзя рвать грибы с корнем?
8. Почему нельзя в лесу уничтожать ядовитые грибы?

После занятия можно выполнить лепку, аппликацию, ручной труд на тему «Грибы». Рассмотреть стенды о съедобных и ядовитых грибах Крыма. Провести конкурс загадок о грибах.

Загадки о грибах

Может быть, вы не поверите мне,
Но я увидала грибы на сосне.
Разве грибы на деревьях растут?
Что-то совсем непонятное тут…
Надеты на ветки маслята, опята…
Кто же их на зиму сушит, ребята?
(Белка)

Стоит лепешка
На одной ножке.
Кто не пройдет,
Всяк поклон отдает.
(Гриб)

Весь Антошка –
Шляпка да ножка.
Дождь пойдет –
Он подрастет.
(Гриб)

Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три – и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду.

Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В березовой роще.
(Подберезовик)

У кого одна нога,
Да и та без башмака?
(У гриба)

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту –
Зовусь я?
(Подосиновик)

Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
(Гриб)

Нет грибов дружней, чем эти, -
Знают взрослые и дети –
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.

Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный.

Марычева Анна Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 156"
Населённый пункт: город Иваново
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Конспект НОД в старшей группе по теме "Грибы"
Дата публикации: 07.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект НОД в старшей группе по теме "Грибы".

Цель: создать условия для развития и закрепления представлений детей о грибах,

особенностях внешнего вида, местах произрастания.

Задачи:

Образовательные:

Дать представление о грибнице; научить различать съедобные и ядовитые грибы;

расширить и активизировать словарный запас по теме.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, изобразительная.

Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением,

отгадывание загадок, слушание звуков природы, ответы на вопросы в ходе беседы.

Оборудование и средства: игрушка – ворона; картинки с грибами, картинка- схема гриба,

осенние листочки из цветного картона с загадками, аудиозапись «Осенний лес»,

магнитофон

Словарная работа:

грибница, грибники

Методические приёмы: создание игровой ситуации, беседа, отгадывание загадок,

пальчиковая игра, дидактическая игра, сюрпризный момент.

Предварительная работа: чтение стихов, отгадывание загадок

о грибах, беседа о дарах

леса, о приметах осени, рассматривание иллюстраций.

Ход занятий:

1. Орг.момент (дети сидят за столами)

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в группу гостья прилетела (показывает ворону). Вы

ее узнали?

Дети: Да, это Ворона!

Воспитатель : Умную Ворону из леса прислал ежик, он передал вам, ребята, вот это

письмо на листочке. С какого дерева упал этот листок? Узнали?

Дети : Да, с клена, это кленовый лист!

Воспитатель : Молодцы, правильно! Ворона говорит, что Ежик собирает припасы на им

зиму. Но он переживает, что зима будет длинная и снежная, и собранных запасов ему

может не хватить. Поэтому, он просит вас, ребята, ему помочь.

Давайте посмотрим, что же на листочке написано. Ежик загадал нам загадку. Когда мы ее

отгадаем, то узнаем, что он любит больше всего собирать в лесу? (загадка на кленовом

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки

Встала шляпка из травы-

Нет под шляпкой головы? (Гриб).

Воспитатель : Правильно, молодцы! Ворона говорит, что совсем ничего не знает про

грибы. Давайте, ребята, расскажем ей о грибах и поможем Ежику собрать припасы на

2 часть(основная)

Воспитатель : Грибы- это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов

(вывешивается на доску схема гриба).Что есть у грибов?(дети отвечают, что есть

ножка и шляпка). Правильно, ножка, шляпка, а так же есть часть, которую мы с вами не

видим глазами, и находится она под землей - это корни-ниточки, которые называются

грибница. Через корни- ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества.

Людей, которые идут в лес за грибами называют грибниками. Настоящие грибники

берегут лес и никогда не дергают грибы из земли с корнем, так можно повредить

грибницу, тогда не вырастут на этот месте маленькие грибочки. Гриб нужно аккуратно

срезать ножом.

Скажите пожалуйста, а где растут грибы? (ответы детей)

Да, действительно, грибы растут в лесу, на полянках, на опушках, под деревьями, в траве,

и даже на старых пнях.

А какие бывают грибы?(ответы детей, съедобные и несъедобные, ядовитые)

Какие грибы называют съедобными?(те, которые можно кушать: варить, жарить,

- Какие грибы называют несъедобными?( ядовитые, те которые кушать нельзя)

Давайте ребята покажем вороне грибы, расскажем о них и назовем съедобные и

несъедобные грибы. Для этого нам с вами нужно отгадать загадки.

Воспитатель:

Загадка 1.

Крепкий, плотный очень статный,

В шляпке бурой и нарядной.

Это гордость всех лесов

Настоящий царь грибов (белый гриб)

(изображение белого грибы вывешивается на магнитную доску)

Белый гриб или боровик растет в сосновом и еловом лесу, шляпка у него мясистая,

упругая, коричневая. Ножка толстая, белая.

Загадка 2.

Под березой старичок,

на нем бурый колпачок,

и пиджак с пестринкой, а

сапожки с глинкой (подберезовик)

(изображение вывешивается на магнитную доску)

Загадка 3.

Я в красной шапочке расту

среди корней осиновых

Меня увидишь за версту

Зовусь я...(подосиновик) (изображение вывешивается на магнитную доску)

У подосиновика и подберезовика длинная ножка и шляпка коричневого или красноватого

цвета. (как опавшие осенние листья, в которых грибы прячутся)

3.Динамическая пауза (физкультминутка)

А сейчас ребятки, вставайте, подходите ко мне, беритесь за руки, и пойдем мы по

извилистой дорожке в лес и посмотрим какие еще грибы нам встретятся. (звучит

аудиозапись "Осенний лес"):

Мы идем в осенний лес,

А в лесу полно чудес

Дождь вчера в лесу прошел(встряхиваем кистями)

Это очень хорошо(хлопаем в ладоши)

Будем мы грибы искать(приставляем ладонь ко лбу)

и в корзину собирать(приседаем и собираем грибы)

Вот сидят маслята(показываем рукой вправо)

На пеньке опята (показываем рукой влево)

Ну а ты, мухомор,(грозят пальцем)

Украшай осенний бор! (после дети возвращаются на свои места)

Вот нам с вами в лесу встретились и опята, и маслята. Давайте вернемся на свои места и

посмотрим, какие же еще грибы растут в лесу.

Загадка 4.

В мягкой травке на опушке

всюду рыженькие ушки

Золотистые сестрички

Называются (лисички) (изображение вывешивается на магнитную доску)

Загадка 5.

Нет грибов дружней,

Знают взрослые и дети

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу (опята) (изображение вывешивается на магнитную доску)

Растут опята большими семьями на пеньках

Загадка 6.

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый как петрушка,

Ядовитый...(Мухомор)

Шляпка красная в горошек,

Воротник на тонкой ножке,

Этот гриб красив на вид,

Но опасен, ядовит.

Воспитатель : Когда мухомор состарится, края его шляпки загнутся кверху, и он

превратиться в блюдечко. Пройдет дождь, и в блюдечке останется вода, не простая-

ядовитая. Напьется этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его мухомор.

А какой еще ядовитый гриб вы знаете?(ответы детей, бледная поганка)

Средь лесов, полей, болот

Ядовитый гриб растет

В бледной шляпке, с тонкой ножкой

Класть нельзя его в лукошко

Гриб опасный, гриб обманка

Это Бледная поганка.

(у этого гриба тонкая ножка, и бледно-серая шляпка, запах у нее неприятный)

Воспитатель : Молодцы, ребята, все грибы вы знаете. А давайте теперь, те грибы, которые

съедобные, отметим зелеными кружочками, а те, которые несъедобные, отметим красными

кружочками, так как красный цвет - сигнал опасности, чтобы видно было сразу, где нас с

вами поджидает опасность(дети по очереди выходят к доске и прикрепляют

соответствующие кружочки на изображения грибов).

Теперь вы ребята и наша гостья знаете, какие грибы съедобные, а какие ядовитые. И

можем помочь Ежику собрать припасы на зиму. Для этого я приглашаю вас к столу, мы в

вами соберем "Корзину грибов для ежика"(дети подходят к столу)

Только сначала расскажем Умной Вороне о правилах сбора грибов:

1. Научитесь отличать ядовитые грибы от съедобных. Если вы заметили ядовитый гриб, не

срывайте его, не срезайте ножом. не сбивайте палкой. Лучше обойдите стороной. Кстати,

некоторые ядовитые грибы, опасные для здоровья людей, излечивают от болезней зверей и

2. Собирайте только те грибы, которые вам хорошо знакомы. Никогда не срезайте

незнакомые грибы

3. Не кладите в корзину червивые и старые грибы(в них образуются ядовитые вещества,

этими грибами можно отравиться.

4. Никогда не собирайте грибы в городских скверах, в парках, близ дорог(грибы как губки

вписывают в себя все вредные вещества, которые накапливаются в почве, содержатся в

5. Для того, чтобы на следующий год на этом месте опять выросли грибы, грибы нужно не

рвать, а аккуратно срезать ножом.

Покажем Умной Вороне, как мы умеем играть нашими пальчиками

(пальчиковая гимнастика)

Топ-топ пять шагов (дети указательными и средними пальцами "идут" по столу)

В туесочке пять грибов(показывают растопыренные пальчики)

Мухомор красный-гриб опасный А второй лисичка- рыжая сестричка

Третий гриб -волнушка розовое ушко.

А четвертый гриб-сморчок.

Пятый гриб белый, ешь его смело. (на каждое название гриба загибают по очереди

пальцы на обеих руках, начиная с больших)

Выполнение коллективной аппликации по теме "Грибы" в обрывной технике.

Воспитатель : Вот и готова наша корзина с грибами для ежика. Давайте ребята попросим

Умную ворону, передать для него эту корзину. Ворона говорит, что Ежик будет очень рад,

а нам с вами Ворона говорит спасибо, что теперь она знает много о грибах.

Итог:

Вы ребята большие молодцы, справились со всеми заданиями. Понравилось ли вам

занятие? О чем мы сегодня с вами узнали? (ответы детей)

Занятие № 2

Тема: «Грибная сказка».

Программные задачи.

Образовательные : расширять знания детей о съедобных и несъедобных грибах; познакомить с другим названием белого гриба – боровик; формировать представления о правилах сбора грибов; объяснить значение для лесного сообщества несъедобных для человека грибов.

Развивающие : развивать наблюдательность, связную речь; умение отгадывать загадки, находить изображение необходимых ответов; различать, называть и описывать съедобные и несъедобные грибы

В оспитательные : воспитывать любовь и бережное отношение к лесу и его дарам.

Оборудование: игрушка – Колобок, наглядно-дидактическая картина «Лес», плоскостная корзина с прорезями, трафареты грибов: боровик, подосиновик, подберезовик, масленок, опята, сыроежка, мухомор и бледная поганка; картинки с изображением грибов.

Предварительная работа: беседа о грибах; чтение стихотворения Е. Трутневой «Грибы», экологической сказки Е. В. Шикова «Гриб»; рассматривание тематического альбома «Грибы».

1. Воспитатель загадывает загадку:

Стоит Трошка на одной ножке,

Его ищут, а он молчит. (Гриб).

Ребята, а вы собирали когда-нибудь грибы в лесу? А какие съедобные грибы вы знаете?

Сегодня на занятие к нам пришел наш знакомый Колобок, и принес новую историю, которая с ним приключилась в лесу, да необычную, а грибную.

Ч тение сказки Т. Николаевой «Замечательный зонтик»

«Подарила бабушка Колобку зонтик. Замечательный зонтик. Сверху – белый в разноцветную горошину. Изнутри – зеленый в белую ромашку. Пошел Колобок в лес. Вдруг кто знакомый встретится – будет, чем похвастаться. Взял Колобок еще корзинку с бабушкиными пирожками. Душистыми, румяными. Кто же в дальнюю прогулку отправляется с пустыми руками? Идет Колобок, вертит над собою зонтик. А птицы вокруг поют, заливаются.

Наверное, о зонтике поют, восхищаются, – думает Колобок. Заяц мимо пробежал, да так быстро!

Видно от удивления, – думает Колобок, – вот бы еще Волка встретить, а то и Лису…

Размечтался Колобок и не заметил, как потемнело. И забарабанил дождь по листьям, по траве, по цветам. А у Колобка – зонтик! Траве мокро, а Колобку – сухо. Но дождь быстро кончился, и вот уже снова запели птицы, засияло солнышко. Протянулась над тропинкой веселая радуга. Засмотрелся Колобок и трах-бабах! – сам в одну сторону, корзинка в другую, а зонтик вообще неизвестно куда покатился. Вскочил Колобок сердитый: кто ему ножку подставил? Смотрит, а прямо на тропинке лежит камень – не камень, пенек – не пенек, а что-то круглое, коричневое. Вот тебе раз! Никогда тут ничего такого не было.

Вот найду корзинку и зонтик, тогда и разберусь, – подумал Колобок. И принялся искать, но так ничего и не нашел. Что делать?

Присел Колобок на камень-пенек и задумался. И вдруг почувствовал, что его будто кто-то поднимает. Попробовал встать – нет земли под ногами. А тут еще кто-то рядом покряхтывает, вздыхает.

Кто это вздыхает тут?

Это я, гриб-Боровик. Тяжело мне тебя поднимать, вот я и вздыхаю. Ну да ничего, мы грибы, народ сильный!

Гриб-Боровик Колобку знаком. С бабушкой собирал. Потом сушил. А суп из боровиков какой вкусный!

Быстро я вырос, – говорит Боровик, – это потому, что дождь хороший прошел. А грибам только того и надо.

Боровик еще что-то говорил, да Колобок его уже не слушал – зонтик увидел. Золотистый, с бахромой по краю. Но что это? Рядом еще зонтики. Малиновые, желтые, даже красный в белую горошину! Скатился Колобок на землю и к зонтикам. А какой из них его – забыл.

Возьму-ка красный в белую горошину, – думает.

Я не зонтик. Я – гриб – Мухомор. А это моя соседка – Бледная Поганка . Ты нас не трогай, мы ядовитые!

И мы не зонтики! – закричали остальные, – мы сестрички, разноцветные Сыроежки .

А мы - Опенки ! А я – Масленок ! Смело можешь класть нас в корзинку, на жаркое!

Но нет у Колобка ни корзинки, ни зонтика. Опечалился Колобок, махнул рукой и сел на траву горевать. Поднял голову – что это? Небо над ним в белую ромашку. Да это же его зонтик повис на ветке! Обрадовался Колобок. Найти бы еще корзинку! А ее и искать не надо. Стоит рядом она на соседней полянке. Огляделся Колобок: вся полянка в рыжих блюдцах на ножках. Но теперь-то его не обманешь. Хитрые грибы блюдцами прикинулись. Взял Колобок корзинку и слышит:

Верно. Не блюдца мы, а грибы-Лисички , такие же хитрые, любим под листочками прятаться. Мы – самые вкусные!

Нет, мы! – закричали из-под березки грибы на серых ножках с коричневой шляпкой, – нас – Подберезовиков вкуснее нет! Хоть соли, хоть жарь!

Тут из-под осинок показалась круглая красная шапочка:

Не слушай ты их, собирай только нас – Подосиновиков !

Слушал-слушал Колобок и решил взять всех по одному, а то корзинки не хватит. И стал собирать грибы-пеньки, грибы-зонтики, грибы-блюдца. А бабушкин зонтик тут же превратил в палку-искалку, которой легко раздвигать густую траву. А потом зонтик стал палкой-таскалкой, на которой было удобно нести полную корзинку. Вот каким замечательным оказался бабушкин зонтик! Ведь если бы его бабушка не подарила бы, и Колобок не пошел бы хвастаться, никакой истории бы не случилось. Вот так!»

Вопросы:

Что подарила Колобку Бабушка? Зачем Колобок пошел в лес? (Погулять и показать свой н овый зонтик )

На кого сел Колобок вместо пенька?

Опишите гриб-Боровик. Почему он так называется?

Какие грибы, похожие на зонтики затем увидел Колобок?

Опишите Мухомор и Бледную поганку. Почему они так называются?

А какие съедобные грибы встретились Колобку? Опишите Сыроежку, Опенки, Масленки. Почему они так называются?

С какими съедобными грибами познакомился Колобок на соседней полянке? Опишите Лисички, Подберезовики, Подосиновики. Почему они так называются?

Чем закончилась история про Колобка?

Ф изминутка.

Детский сад шагает в лес

Там полным-полно чудес:

Вот осинка на ветру ветками качает,

Бурый мишка детвору весело встречает.

А там с правой стороны, прямо у дорожки

Белый гриб стоит-молчит на толстенной ножке.

Вот болото на пути, надо нам его пройти.

На лесной опушке прыгают лягушки.

Погуляла детвора, в детский сад идти пора.

2. Воспитатель: – Ребята, а мы сейчас с вами тоже будем собирать грибы вот в эту большую и красивую корзину. А кто знает, как надо правильно собирать грибы? (Ответы ).

Правило первое : Грибы нельзя выдергивать из земли – это наносит вред грибнице, и тогда на этом месте грибы больше не вырастут. Их надо очень осторожно срезать ножом. Если гриб оказался червивым, надо его разломать на несколько частей и разбросать в разные стороны. Его семена-споры прорастут, и будет больше грибов.

Есть у грибов другой «враг» – машины, автобусы и другой транспорт, которые выбрасывают в воздух вредные газы и могут «заразить» ими грибы.

П равило вто р ое : Нельзя собирать грибы около дорог.

Правило третье: Незнакомые и несъедобные грибы собирать нельзя! Но сбивать их ногами и топтать их тоже не надо – они пригодятся животным и птицам.

Ну вот, мы с вами знаем все правила, теперь можно смело отправляться в лес за грибами.

3. Дидактическая игра «Положи грибок в кузовок».

Изображение грибов стоят на картине «Лес». Воспитатель читает загадку. Тот, кто правильно отгадает о каком грибе идет речь, назовет его и найдет на картине, тот съедобные грибы вставляет в прорези корзинки, а нёсъедобные оставляет в лесу. Побеждает тот, кто угадает больше грибов.

Воспитатель заканчивает занятие стихотворением С. Погореловского

Солнце прячется в тумане,

Лес дремучий до свиданья!

Защитил ты нас от зноя,

Напоил живой водою,

Дал здоровья, свежих сил

И гостинцем угостил.

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем.

Добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес!

Просмотров