Алексей Горбылев - Когти невидимок. Подлинное оружие и снаряжение ниндзя

Оружие (буки) и снаряжение (нинки) ниндзя составляют один из важнейших элементов культуры ночных воинов. Именно эти приспособления делали возможным совершение многих поступков, казавшихся непосвященным современникам сверхъестественными и чудесными. Так рождались предания и легенды, из которых в массовом сознании складывался фантастический образ лазутчика, способного становиться невидимым, ходить по воде, летать по небу, превращаться в диких животных, проходить сквозь стены…

Неудивительно, что описание оружия и снаряжения традиционно занимает одно из главных мест в большинстве книг по нин-дзюцу. Исследователи единодушно сходятся в том, что конструкторы ниндзя во многом опередили свое время. Действительно, в арсенале воинов ночи есть немало видов вооружения и снаряжения, которые могут поразить воображение. Это и ракетные установки (Да-да! Автор не сошел с ума и ничего не придумывает!), и многоствольные ружья, и разборные лодки и многое-многое другое. Огромный интерес у широкой публики вызывают «дома привидений» — так называемые «шпионские усадьбы» ниндзя-ясики, на протяжении столетий служившие жилищами для «воинов ночи».

Однако, несмотря на громадный интерес большой аудитории, в западном мире до сих пор нет практически ни одной серьезной работы по вооружению и снаряжению ниндзя, в которой оно было бы описано по реально сохранившимся образцам, либо по характеристикам этих предметов в дошедших до наших дней старинных источниках. В результате реальные исторические данные заменяются собственным вымыслом, рассчитанным на полную неосведомленность читателя.

В книгах псевдознатоков нин-дзюцу то и дело встречаются описания таких видов оружия как сай, тонфа и нунтяку (см., например, Гвоздев С.А., Кривоносов И.В. Ниндзя: тайны демонов ночи. Минск, «Современное слово», 1997), которые, в действительности, японскими «невидимками» никогда не использовались. Приводятся размеры оружия, не имеющие ничего общего с реальностью. Например, один автор пишет, что длина лезвия «короткого» «шпионского меча» доходила до 70 см! То и дело встречаются совершенно нелепые интерпретации функций того или иного снаряжения. Так, некий «сэнсэй Джэй» (а вслед за ним В.Н. Попенко) указывает, например, что сэ-кихицу — это кусок камня, которым ниндзя выцарапывали донесения на камнях и деревьях. Между тем, нужно лишь заглянуть в словарь японского языка, чтобы узнать, что «сэкихицу» это самый обьгчный карандашный грифель.

Некоторые авторы приписывают средневековым «невидимкам» использование таких средств, которых просто не могло быть в их распоряжении вследствие конкретных исторических причин. Например, американцы Ал Вейсс и Том Филбин рассказывают в своей книге о «ночных воинах», что «смертоносный яд можно найти в листьях обычных помидоров… Поешьте их, и у вас появятся сердечные проблемы, а в конце концов, наступит остановка сердца. Можно смело утверждать, что немало врагов ниндзя отправилось на тот свет, наевшись листьев томатов. Их можно было просто подмешать в салат, и, если жертва не знала об их смертоносном потенциале, они выглядели совершенно безобидными, и человек съедал их целиком, прежде чем понимал всю опасность для своей жизни». Вполне вероятно, что листья помидоров могут оказывать столь разрушительное воздействие на работу сердца — сам автор проверкой этого факта не занимался. Однако родиной томатов является Америка. До XX века их в стране Восходящего Солнца не выращивали. Как же, в таком случае, ниндзя могли готовить из помидоров свои смертоносные салаты? Кстати, овощные салаты с зеленью вообще отсутствуют в традиционной японской кухне.

На фоне всеобщего незнания, которое демонстрируют как «специалисты», так и рядовые любители, порой рождаются совершенно фантастические «учебники «нин-дзютсу» или «нин-джицу», написанные не на основе старинных трактатов самих ниндзя или наставлений, полученных от живого носителя традиции, а путем компиляции изданных в СССР учебников по войсковой разведке, саперному делу, маскировке. Таковы знаменитые «шедевры» В.Н. Попенко, вызывающие гомерический хохот у всех, кто хоть немного знаком с японской традицией военного искусства, но, вместе с тем, пользующиеся значительным успехом у тех читателей, которые бедны интеллектом.

Можно выделить три группы источников информации, которыми пользовался автор при работе над данной книгой.

Во-первых, это наставления, написанные самими ниндзя. Основную часть информации автор позаимствовал из трех важнейших текстов такого рода. Это «Нинпидэн» («Секретное наставление по нин-дзюцу», 1560 г.), «Бансэнсюкай» («Десять тысяч рек собираются в море», 1676 г.) и «Сёнинки» («Писание об истинном нин-дзюцу», 1681 г.). Помимо них, автор использовал ряд других старинных текстов.

Вторую группу источников составляют работы современных японских историков. Среди них в первую очередь надо отметить две прекрасные книги. Это «Хиссё-но хэйхо. Нин-дзюцуно кэнкю» («Всепобеждающее военное искусство. Исследования нин-дзюцу». Токио, 1972) Нава Юмио и «Нинпо. Соно хидэн то дзицурэй» («Нинпо. Его секреты и практические примеры», Токио, 1995) Окусэ Хэйситиро,

Третьим источником информации послужили собственные наблюдения автора, сделанные во время посещения музеев нин-дзюцу в городах Ига Уэно и Конан, музеев монастыря Нэгородэра, замка сёгунов Токугава в г. Киото Нидзёдзё и ряда других в исторических местах, так или иначе связанных с историей нин-дзюцу.

Использование этих аутентичных и надежных источников позволило сильно расширить поле исследования. Впервые в западной литературе даются точные описания десятков видов мин, бомб, зажигательных стрел, ракет, воровского инструмента, рецепты калорийных и жаждоутолящих пилюль, ядов, лекарственных средств, домов ниндзя.

Иллюстрации для книги также подбирались из надежных источников, причем предпочтение отдавалось рисункам из старинных наставлений по нин-дзюцу и другим бу-дзюцу. Многие рисунки были заимствованы из авторитетной работы Сасамы Ёсихисы «Нихон будо дзитэн» («Энциклопедия по японским будо». Токио, 1982). Часть иллюстраций основывается на фотографиях, сделанных автором во время посещений исторических мест нин-дзюцу. Нужно также подчеркнуть специфическую квалификацию художников, знакомых с военной историей Японии и боевыми искусствами отнюдь не понаслышке и приложивших весь свой опьгг и знания для того, чтобы сделать иллюстрации максимально точными.

Надеюсь, что эта книга станет подарком для подлинных поклонников нин-дзюцу и всех тех, кто интересуется военной историей и боевыми искусствами Японии и Востока.

В заключение автор хотел бы высказать свою огромную признательность и благодарность всем, кто помог делом и советом в работе над этой книгой: наставнику школы Катори Синто-рю Сергею Семенчуку, кандидату исторических наук

Константину Асмолову, зарубежным коллегам: профессору Стивену Тёрнбуллу, Дону Роли, Джеффри Мюллеру, а также сотрудникам музея «Ниндзя-ясики» г. Ига Уэно и музея «Кога-рю ниндзя-ясики» г. Конан за предоставленную возможность сделать фотографии различных устройств, приспособлений и оружия ниндзя. Отдельное слово искренней благодарности хотелось бы высказать замечательным художникам Алексею Астафьеву и Андрею Иванову за их титанический, поистине подвижнический бескорыстный труд.

Алексей Горбылёв

МАСКИРОВОЧНЫЙ КОСТЮМ И ДОСПЕХИ НИНДЗЯ

Работая над этой книгой, я просмотрел несколько десятков западных и русскоязычных работ по нин-дзюцу, но нигде не смог найти хоть сколько-нибудь подробного описания маскировочного костюма ниндзя (синоби-сёдзоку). А продающиеся на Западе «синоби-сёдзоку» никакого отношения к средневековым японским лазутчикам не имеют.

О том, что представлял собой настоящий маскировочный костюм ниндзя, мы можем судить по образцам одежды, хранящимся в музеях нин-дзюцу в Японии, и по реконструкциям японских историков, среди которых нужно особо выделить Наву Юмио.

СИНОБИ-СЁДЗОКУ — «МАСКИРОВОЧНЫЙ КОСТЮМ СИНОБИ»

Условия работы ниндзя предъявляли жесткие требования к специальному костюму, который позволял бы шпиону «растворяться во тьме», не сковывал движений и был приспособлен для переноски всех необходимых инструментов и приспособлений. Дошедшие до наших дней образцы синоби-сёдзоку (или синоби-но фукусо) демонстрируют весьма удачное решение этих задач (рис. 1).


Маскировочный костюм синоби-сёдзоку состоял из куртки (уваги) с поясом (додзимэ), специальных брюк (игабакама), маски (дзукин), скрывающей лицо, ручных накладок-перчаток (тэкко), ножных обмоток (кяхан, или асимаки), мягких тапочек-носков с особым отделением для большого пальца (таби), сандалий (варадзи) и верхней куртки (уваппари).

Брюки-хакама ниндзя отчасти походили на современные брюки для верховой езды: широкие вверху, они имели зауженную голень. Сделано это было для того, чтобы при ходьбе штанины не цеплялись за кусты, и чтобы их можно было использовать вместе с доспехами гусоку.

Разновидность хакама, которую использовали ниндзя из кланов Ига и Кога, издревле называлась ига-бакама — «хакама из Ига». Изначально такие брюки, внешне напоминающие японские женские рабочие шаровары-момпэ, надевали крестьяне из Ига и Кога для работы на полях. Штанины ига-бакама (в отличие от некоторых других видов хакама) были отдельными друг от друга и сшивались вместе лишь в верхней части таким образом, чтобы правая штанина была глубоко запахнута за левую. При этом в паховой области оставалась дыра, но правильный запах штанин позволял ниндзя садиться «в шпагат» без выставления нижнего белья на всеобщее обозрение. Такая конструкция брюк позволяла ниндзя справлять нужду, не снимая брюк, а только немного распустив шнурок, связывавший накладывающиеся друг на друга части.

Спинка брюк кроилась более длинной, чем передняя часть. Поэтому даже при глубоком наклоне вперед лазутчик не чувствовал никакого неудобства. Как и во всех настоящих хакама, сзади у ига-бакама имеется дощечка, накладывающаяся на спину. С внутренней стороны за ней в «шпионском» варианте делался длинный узкий потайной кармашек.

Верхнее кимоно ниндзя — уваги (японцы обычно носили по несколько кимоно, но на нижнем нательном кимоно мы не останавливаемся, так как в нем ничего «шпионского» нет) представляло собой модель ханкирэ — «полуразрезное». Оно было относительно коротким, длиной от затылочной части воротника до подола около 80 см. Рукава уваги делались довольно широкими. В нижней их части, также как и в популярной модели верхнего кимоно периода Гэнроку (1688-1704) время наивысшего культурного расцвета при сёгунах Токугава), делались объемные карманы. Чтобы широкие рукава не мешали при ходьбе по кустарникам, их подворачивали, а устье рукава стягивали шнурами (согласно Нава Юмио, к каждому рукаву крепилось по четыре шнурка).

В уваги традиционно делали пять потайных кармашков. Два длинных узких кармашка пришивали с тыльной стороны обоих отворотов. По традиции, карман с правой стороны был глубоким, а с левой — мелким. В правый карман ниндзя засовывали полотенце сандзяку-тэнугуи, а в левый — пилу косикоро, которую можно было использовать для перепиливания тюремных решеток, перерезания пут или как кинжал в рукопашной схватке.

Большой потайной карман пришивался по диагонали с левой стороны, против сердца. В него помещали медное зеркало. Оно защищало сердце от укола мечом или копьем. Кроме того, зеркалом можно было пускать солнечные зайчики и ослеплять противника, наблюдать за его действиями находясь к нему спиной и т. д.

Еще два больших потайных кармана находятся снаружи на спине чуть выше ягодиц. Так как одежда в этом месте никак не сковывала движения, карманы делали очень большими, мешкообразными. При носке данное место закрыто брюками хакама, и добраться до этих карманов, не снимая брюк, можно, только просунув руку в разрез между ногами.

Ниндзя надевали куртку уваги, поверх нее натягивали брюки-хакама и скрепляли всю конструкцию кушаком додзимэ. Додзимэ был довольно длинным, он позволял охватить туловище дважды и завязывался на животе. Но главной особенностью «шпионского» кушака было то, что внутрь него в том месте, которое приходилось на живот, в качестве сердечника обычно вставляли восьмислойную железную цепь (намбан хатидзю кусари). Она защищала пояс от перерезания мечом, что для ниндзя имело значение колоссальное. А то хорош был бы «демон», которому удирать надо, а у него брюки спадают!

Тэкко — ручные накладки, прикрывавшие тыльную сторону руки, — и кяхан (рис. 2) — ножные обмотки — снизу и сверху стягивались шнурками. И в тэкко, и в кяхан делали длинные узкие кармашки, в которые можно было спрятать бодзё-сюрикэн или пилу ко-сикоро .


Помимо своего прямого оружейного назначения, эти пруты и пластины из стали высочайшего качества защищали ноги и руки от порезов мечом.

Костюм ниндзя дополняли традиционные японские носки-тапочки таби q отделенным большим пальцем (рис. 3).


Некоторые авторы представляют их каким-то особым «ниндзевским» изобретением, но это — совершенная ерунда, так как таби — часть повседневной одежды всех японцев от мала до велика. Однако «шпионские» таби имели некоторые отличия. Так, на них не было застежек, присущих обычным образцам. В варианте ниндзя их заменяли шнурки, затягивавшиеся на лодыжках. Шпионские таби имели толстую кожаную подошву с прослойкой шелковой ваты, гасившей звук шагов и обеспечивавшей нужное сцепление при карабкании по стене, и стеганый подъем с тонкой прослойкой такой же ваты.

Синоби-варадзи (рис. 4) — походные сандалии ниндзя — также отличались от обычных. Их плели не из соломы, а из хлопчатобумажной нити или бычьей кожи, что делало их чрезвычайно прочными.


Для еще большего повышения прочности, а также на тот случай, если ниндзя вдруг наступит на «каштан» или оступится в волчью яму, в подошву вплетали конские либо женские волосы, а также укрепляли ее корой дерева мокугэ. Для этого кору сначала вымачивали в воде, потом расплющивали деревянным молоточком, пропитывали жиром черепахи и небольшими кусочками подшивали к подошве. В результате даже меч или копье не могли ее проткнуть.

Интересно, что похожие по конструкции варадзи вплоть до второй мировой войны имели широкое хождение на территории бывшего княжества Огаки Тода, только там вместо коры к подошве, подобно чешуе, пришивали металлические пластиночки. Назывались они «канэ-но варадзи» — «железные варадзи».

Обычные соломенные варадзи сидят на ноге неплотно и то и дело ездят взад-вперед. Если в повседневной жизни на это почти не обращают внимание, то во время далекого путешествия на своих двоих человеку очень быстро раскрывается истинное значение такого «пустячка»: слишком сильно у горе-путешественника болят ноги. Для предотвращения болтанки сандалий, ниндзя пришивали к пяткам своих «носков» таби по два тоненьких металлических изогнутых зубчика, впивавшихся в подошву обуви и называвшихся варадзи-симэгу — «держатели варадзи» (рис. 5).


Чтобы не скользить в варадзи по льду (а кожаные синоби-варадзи отнюдь не способствовали устойчивости в этих условиях), ниндзя использовали специальные приспособления, называвшиеся «субэри-домэ». Субэри-домэ представляли собой металлические пластины шириной около 1 см с несколькими шипами, привязывавшиеся поперек подошвы и обеспечивавшие надежное сцепление с поверхностью. Впрочем, ничего особенно специфического в этом приспособлении нет. Аналогичными штуками пользуются все, кому нужно прочно стоять на скользкой поверхности: альпинисты и футболисты, легкоатлеты и просто рядовые граждане, не питающие пристрастия к акробатическим трюкам в гололед.

Свои лица ниндзя скрывали под тряпичной маской дзукин (рис. 6).


Об ее конструкции единого мнения нет. Так, Нава Юмио утверждает, что это была просто длинная — до 180 см — узкая — около 24 см — полоса ткани. Ее можно было использовать не только как маску, но и как веревку для подтягивания товарища на стену, связывания пленника, как жгут для перевязки конечности выше раны, в качестве респиратора в дымных помещениях, как фильтр для очистки воды и т. д. В качестве маски ленту использовали следующим образом: накладывали серединой на макушку, связывали вместе концы под подбородком, заворачивали их в сторону затылка, закрывали лицевую часть и связывали концы на затылке. В результате открытыми оставались лишь глаза. Все остальные детали были надежно скрыты под тряпкой. Иногда под дзукин прятали тонкий кинжал.

Однако и в музее нин-дзюцу школы Ига-рю в Ига Уэно, и в музее нин-дзюцу школы Кога-рю в г. Конан представлены различные варианты капюшонов. Простейший вариант капюшона представлял собой колпак из плотной ткани, затягивавшийся на шее шнуром или тесемкой. В музее ниндзя в г. Конан можно увидеть также образец колпака с пришитым прямоугольником из ткани, предназначенным специально для лучшего сокрытия лица лазутчика (рис. 7).


Во время тайного проникновения во вражеский замок ниндзя поверх своего костюма синоби-сёдзоку надевал одну или две накидки уваппари, похожих на парадную накидку самураев хаори, или куртку хаори с кармашками в нижних частях рукавов. Именно эти предметы одежды можно быстро надевать и снимать, что было очень важно для шпиона. В случае обнаружения лазутчик мог моментально выскользнуть из кольца стражников, сбросив верхнюю куртку или моментально соорудив «двойника» для приманки и отвлечения преследователей (уловка амэторино дзюцу).

Некоторые образцы верхней одежды ниндзя имели очень длинные рукавные карманы-тамото — до 3 метров! В этом случае к внешней стороне левого отворота пришивался шнурок, которым подвязывали карман-тамото, когда им не пользовались.

Снаружи и с изнанки верхняя одежда имела разные цвета. С наружной стороны все элементы маскировочного костюма и снаряжения ниндзя: куртка и брюки, лицевая маска дзукин, полотенце сандзяку-тэнугуи, кошка кагинава и т. д. окрашивались в желтовато-коричневый цвет разных оттенков. Японские авторы называют с десяток разных цветов, но для всех них в русском языке нет эквивалента. Впрочем, речь идет о цветах, представляющих собой различные оттенки красновато-коричневого, пепельного или темно-серого цвета. Костюмы именно таких цветов позволяли «воинам ночи» совершенно растворяться в ночной мгле. Черный же цвет, который сплошь и рядом используют «ниндзя» в популярных боевиках, средневековых «невидимок» привлекал мало, так как абсолютно черный костюм резко выделяется в ночной мгле.

С изнанки костюмы красили в желтый, голубой или белый цвет.

Очевидно, что цвет наружной стороны и изнанки определялся конкретной ситуацией. Например, летней ночью следовало орудовать в костюме цвета хурмы, а зимой на снегу, на фоне стены или ограды, выкрашенной в белый цвет, на белом песке или гальке — в синоби-сёдзоку белого цвета.

Все одеяние ниндзя было мешковатым. Сглаживая контуры тела, оно помогало шпиону «раствориться» в сумраке замковых переходов и проскользнуть под самым носом охранника.

Несколько слов нужно сказать о нижнем белье ниндзя, которое, строго говоря, к синоби-сёдзоку отнести нельзя. Как и все японцы, ниндзя носили набедренную повязку симооби (фундоси), заменявшую трусы. Как правило, использовался такой вариант симооби как эттю — набедренная повязка со специальными тесемками (рис. 8).


Как и у всех японских военных, она была белого цвета и изготавливалась из хлопчатобумажной ткани. Симооби имела длину около 170 см и ширину около 30 см. К обоим концам повязки пришивались тесемки. Один конец повязки загибали и подшивали таким образом, чтобы в образовавшуюся петельку можно было пропустить тонкую тесемку длиной около 1 м, которую обвязывали вокруг шеи. К другому концу накрепко пришивалась более широкая тесемка длиной около 140 см, затягивавшаяся на поясе. Шейная тесемка имела ширину около 1 см, а поясная — около 1,5 см.

Надевали такую набедренную повязку следующим образом. Сначала шейную тесемку завязывали вокруг шеи так, чтобы узел оказался сзади, а сама полоса ткани спустилась вниз. Повязку пропускали между ног, загибали вверх, чтобы прикрыть ягодицы, и завязывали пришитую поперек ткани тесемку на животе.

Иногда ниндзя использовали симооби без шейной тесемки. Тогда ее делали на 60 см длиннее и разрезали этот кусок на две тесемки, которые обвивали шею и завязыва

лись на задней стороне. Столь простой вариант набедренной повязки (существовали и другие виды симооби), позволял легко справлять нужду, не снимая одежды. Кроме того, такую повязку можно одеть быстрее, чем обычную.

Полностью в костюм синоби-сёдзоку облачались следующим образом. Сначала ниндзя надевал набедренную повязку симооби, затем обматывал живот куском отбеленной хлопчатобумажной ткани длиной около 10 метров. Надевал нательную куртку кимоно из тонкой ткани, а поверх нее разрезную куртку уваги. Натягивал брюки ига-бакама. Обувал «носки» таби и сандалии варадзи. Обматывал ноги обмотками кяхан и натягивал на руки тэкко. Подворачивал рукавные карманы (тамото) куртки и стягивал их шнуром. Затягивал пояс додзимэ. Повязывал лицевую маску дзу-кин. Засовывал за пояс меч и кунай. С правого бока подвешивал мешочек со всякой мелочью, кошку кагинава , бамбуковую трубку с «каштанами»-;шсн внутри. Раскладывал необходимые мелочи по десятку карманов, разбросанных по всей одежде. Теперь ниндзя был готов к ночной операции (рис. 9).


Хотя сегодня многие считают синоби-сёдзоку характерным костюмом средневековых шпионов, на самом деле не все так просто. Дело в том, что в старинных наставлениях по нин-дзюцу мы нигде не найдем описаний синоби-сёдзоку.

Интересно проследить эволюцию изображений ниндзя. По мнению английского историка Стивена Тёрнбулла, самые старые изображения ниндзя содержатся в книге «Ходзё годайки» («Сказание о пяти поколениях дома Ходзё»), опубликованной в 1659 году. В ней есть несколько рисунков, показывающих раппа Фума во главе со знаменитым Фумой Котаро и их врагов, лазутчиков-куса Такэды Кацуёри (рис. 10).


Однако и те, и другие облачены отнюдь не в специальные маскировочные костюмы, а в стандартные одеяния рядовых пехотинцев асигару. И только через сто с лишним лет в осакском издании 1802 года повести «Эхон тайко ки» («Иллюстрированная повесть о тайко [Хидэёси]») мы обнаруживаем первое изображение ниндзя в синоби-сёдзоку (его можно найти в книге «Путь невидимых» на с. 367). Из этого можно сделать несколько выводов. Во-первых, костюмы синоби-сёдзоку использовали далеко не все ниндзя, а может быть только «невидимки» из Ига и Кога. Во-вторых, существует вероятность того, что такие костюмы вообще появились лишь в середине эпохи Токугава.

КАВАРИ-ГОРОМО — «ПЕРЕМЕННОЕ ОДЕЯНИЕ»

Действуя в обличье горожанина или сельского жителя, ниндзя использовали куртку кавари-горомо — разновидность описанной выше верхней куртки уваппари (рис. 11).


В наставлениях по нин-дзюцу упоминается даже особое искусство использования переменчивой одежды — кавари-горомо-но дзюцу.

Пользуясь своей замечательной одеждой, окрашенной снаружи и с изнанки в разные цвета, ниндзя мог мгновенно переменить свой облик, вывернув накидку наизнанку, несколько изменив стиль прически, добавив хромоты и т. д.

Если тебя раскрыли враги и бросились за тобой в погоню, лучше быть одетым в куртку яркого, привлекающего внимание цвета. Тогда будет возможно, на мгновение оторвавшись от противника, сбросить ее с себя и напялить на каменный фонарь, статую, дерево, столб, чтобы на несколько секунд отвлечь взимание преследователей, а самому с помощью маскировочного костюма раствориться в ночной мгле.

Нава Юмио утверждает, что при прыжках с большой высоты «ночные демоны» использовали куртку уваппари вместо парашюта. Для этого куртку снимали, захватывали руками концы рукавов и растягивали на максимальную ширину, среднюю часть подола зажимали в зубах, а руки поднимали вверх и в стороны. Уваппари надувалась ветром как парус и значительно ослабляла удар о землю в момент приземления.

Если же времени, чтобы скинуть куртку, у ниндзя не было, он просто захватывал руками углы подола, максимально разводил их в стороны и поднимал высоко над головой, так что у него над плечами вырастал небольшой треугольный парус, который, тем не менее, значительно снижал риск получения травмы при прыжке с большой высоты.

АМИГАСА — «СОЛОМЕННАЯ ШЛЯПА»

Дополняла костюм ниндзя, действовавшего в чужом обличье на глазах у врага, плетеная из соломы шляпа амигаса, устроенная так, что ее владелец прекрасно видит все вокруг, в то время как окружающие не могут видеть его лицо (рис. 12).

Такие шляпы имели широкое хождение по всей Японии. Поэтому человек с амигасой на голове не

привлекал к себе особого внимания. Кроме того, под амигасой можно было спрятать секретное донесение, потайное оружие и даже складной походный лук табиюми. Известны образцы амигасы с прикрепленным изнутри «под козырьком» массивным дугоообразным лезвием, превращающим шляпу в гигантский сюрикэн, способный запросто срубить молоденькое деревцо или отделить голову от туловища врага.

НАГАБУКУРО — «ДЛИННЫЙ МЕШОК»

При знакомстве с длиннющим списком различных приспособлений, использовавшихся ниндзя в разных ситуациях, возникает законный вопрос: а как же они таскали с собой весь этот скарб?

Давайте представим себе ниндзя, отправляющегося на задание. На левом боку за пояс у него заткнут «шпионский» меч синоби-гатана. Рядом с ним виднеется оо-кунай. С правой стороны за поясом торчит толстая бамбуковая трубка с хиси, а рядом с ней кожаный мешочек с сюрикэнами, дымовыми бомбочками, компасом, нитью с грузилом. За пазухой угольком внутри. На спине с правой стороны заткнута за пояс веревка с надежным крюком кагинава. А где же все остальное? Все остальное — различные нинки и порох, яды и лекарства, провизия — запрятано в заплечный мешок нагабукуро (рис. 13).


Нагабукуро ниндзя носили на спине по диагонали так, что он спускался от левого плеча к правому боку. Точно также носили свои заплечные мешки японские солдаты уже в XX веке. Нагабукуро изготавливали из полосы прочной парусины шириной в 90 см и длиной около 190 см, окрашенной в темно-коричневый цвет. Он представлял собой простую тряпичную трубу, к которой снаружи на равном расстоянии друг от друга и от концов пришивали две тесемки того же цвета. Тесемки затягивали и в средний отсек помещали различные нинки, а концы перевязывали узлом на груди.

ДОСПЕХИ НИНДЗЯ

Сразу нужно оговориться, что никаких особых, «шпионских» доспехов не существовало. Во время сражения ниндзя использовал либо кольчугу, либо облегченный вариант доспеха пехотинца татами-гусоку.

Полный кольчужный доспех (кусари-катабира) состоял из кольчужной рубахи, нарукавников, защищавших руки от локтя до кистей рук, поножей и шлема, прикрывавшего не только голову, но и шею с подбородком и оставлявшего открытыми лишь глаза бойца (рис. 14).


Такую кольчугу можно было надевать под верхнюю куртку уваппари.

Доспехи татами-гусоку изготавливали из кожи, на которую нашивали прямоугольные (карутагину) или шестиугольные (кикко) железные пластины (рис. 15-17).




Такими доспехами, защищавшими бойца лишь спереди, феодальные князья снабжали рядовых пехотинцев самого низшего ранга.

Шлем, входивший в комплект, представлял собой кожаную каску, покрытую такими же пластинами, естественно, без всяких рогов, которые в разведке стали бы ужасной помехой, без конца цепляясь за ветки и кусты. Возможно, именно поэтому в традиционных районах проживания кланов ниндзя, в провинции Ига и в Сайга в провинции Кии использовались каски без рогов и других украшений, лишь усеянные небольшими шипами (рис. 18-19).



И кольчугу, и доспехи татами-гусоку, использовавшиеся ниндзя, можно увидеть в музее нин-дзюцу в городе Ига Уэно, который предположительно использовали ниндзя. Особенно много таких щитов обнаружено на севере равнины Канто в районе Титибу. Щит тэцу-но камэ был круглым, с четырьмя толстыми шнурами, прикрепленными к четырем крючкам на тыльной стороне. Особенность тэцу-но камэ состоит в том, что его можно носить не только на руке, но и на спине, продев руки под веревочные перевязи. Закинув такой щит за спину, ниндзя мог смело удирать от врага, не обращая большого внимания на пальбу — толщина тэцу-но камэ такова, что его не могут пробить ни стрелы, ни пули мушкетов. Прикрывшись таким щитом, ниндзя ложился ничком на землю, превращаясь в гигантскую черепаху, и преспокойно подползал к вражеским позициям. При этом пули и стрелы рикошетили от щита, имевшего сферическую форму, словно снаряды от лобовой брони танка. А поджав под себя руки и ноги и собравшись в комок или забравшись в ямку, ниндзя превращался в подобие маленького дота.

Другой вид щита описан в книге Донна Дрэгера «Нин-дзюцу» (Токио, 1977), который рассказывает: «Те воины, которые пытались поразить ниндзя из огнестрельного оружия, часто становились в тупик, когда он ловко прятался за толстым многослойным кожаным щитом нэрукава-ита (букв, «доска из дубленой кожи»). Если пули его и пробивали, то уже не могли нанести человеку серьезного ущерба».

Мы расскажем в нашей статье о японских ниндзя. Нет, речь пойдет не о знаменитых мультяшных черепашках и не о шустрых героях, летающих в черных одеждах по воздуху и махающих сверкающими мечами направо и налево. Наш рассказ - о реально существовавших когда-то людях.

Ниндзя - это кто?

В существовали огромные секретные кланы воинов-наемников, основной функцией которых был шпионаж. Их называли синоби, или ниндзя. Эти слова имеют несколько значений:

  • тот, кто скрывается, прячется;
  • терпеть, переносить;
  • убийца;
  • разведчик, шпион;
  • лесной демон;
  • тройной человек.

Из многочисленных легенд известно, что ниндзя еще с детства обучались мастерскому и тактике рукопашного боя. Но перво-наперво они постигали искусство добывать и выведывать военную информацию. Эти люди были жестоки, хитры, бесстрашны и обладали поистине сверхъестественной ловкостью и выносливостью.

Лесные демоны, наемные убийцы должны были уметь появляться внезапно и так же внезапно исчезать, владеть медицинскими познаниями, тайнами иглоукалывания и траволечения. Они были способны долгие часы находиться под водой, вдыхая воздух через соломинку; умели взбираться по отвесным скалам и прекрасно ориентироваться в любой местности; обладали тонким обонянием, чутким звериным слухом и острым зрением, позволяющим им видеть даже в темноте. Они не были сверхлюдьми, нет, все перечисленные умения достигались путем тяжелых длительных тренировок.

Абсолютное большинство синоби были выходцами из крестьянских семей. К первым общинам ниндзя могли примкнуть посторонние люди: воины, охотники и даже бандиты. Впоследствии для того чтобы стать ниндзя, нужно было родиться в том или ином клане. Общинные поселения синоби располагались в труднодоступных районах, часто в горной местности, и тщательно маскировались. Эти люди могли появляться в любых селениях и городах под видом обычных жителей, и никто не мог заподозрить в них жестоких убийц.

В современном кинематографе синоби часто романтизируют. Но следует помнить, что ниндзя - это наемники, которые предлагали свои услуги - убийц, террористов, диверсантов и шпионов - правителям многочисленных феодальных кланов, воюющих между собой. Они исполняли приказы тех, кто им больше платит. Кстати, вопреки расхожему мнению, летать они все-таки не умели, что, конечно же, не умаляет их остальных многочисленных талантов.

Тактика ведения боя

Боевые искусства ниндзя не являются их оригинальным изобретением. Для боев с применением оружия эти воины использовали стили будо:

  • со-дзюцу;
  • бо-дзюцу;
  • кэн-дзюцу;
  • сюрикэн-дзюцу и пр.

В рукопашном бою предпочитали пользоваться приемами дзю-дзюцу. Эти воины адаптировали под себя различные стили боя, имевшиеся на то время в Японии.

Однако они внесли ряд характерных дополнений и изменений в классические самурайские боевые искусства:

  • Ниндзя делали упор на внезапность, ошеломление противника.
  • Всегда практиковали нападения из засады, ночью, сзади и т. д.
  • Делали упор на приемы удушения, как на более бесшумные.
  • Предпочитали вести бой в условиях ограниченного пространства (в небольших комнатах, узких коридорах, среди кустарника или бамбука).
  • Применяли больше ударов, чем в классическом самурайском дзю-дзюцу.

Кланы и школы ниндзя

Абсолютно все шпионы ниндзя были непревзойденными воинами, обладающими навыками, позволяющими им скрытно попасть в любое помещение, уничтожить врага и столь же незаметно исчезнуть. Однако каждый воин принадлежал к какому-либо клану или школе ниндзя, коих было множество:

  • Ига. Этот клан был наиболее известным и обладал большим влиянием. Прославился в том числе и своими оружейными изобретениями. В это сообщество входили школы: Момоти, Хаттори и Фудзибаяси.
  • Кога. Был вторым по влиянию кланом после Ига. Его члены специализировались на использовании различных взрывчатых веществ.
  • Клан Кисю.
  • Сада.
  • Нэгоро. Клан воинов-монахов из монастыря Нэгоро-дзи.
  • Синто.
  • Сайга или Сайка. Представители клана специализировались на оружейной стрельбе.
  • Сирай.
  • Синто.
  • Попис.
  • Хакуун. Основателем школы был отшельник Хакуун Доси. Позже из этой школы выделились еще несколько: и Готон дзюхо-рю.

Одежда ниндзя

В представлении современного человека японский ниндзя - это воин в обтягивающем черном костюме. Именно такой образ растиражирован в популярных фильмах и в беллетристике.

С действительностью это не имеет ничего общего. Костюмы ночных шпионов и убийц были в темно-серой, а также коричневой гамме желтоватых или красноватых оттенков. Именно такие цвета помогали надежно раствориться во мгле ночи, в то время как абсолютно черная одежда не давала подобной маскировки.

Костюмы воинов были достаточно свободными и имели мешковатые очертания. В светлое время суток ниндзя носили обычную одежду - это позволяло не выделяться в толпе.

Воинские доспехи

Особым преимуществом синоби были мобильность и быстрота, возможно, поэтому они никогда не облачались в доспехи полностью. Во время кровавых сражений бойцы защищали свое тело при помощи легкой кольчуги. В редких случаях использовался защитный комплект, в который входили следующие доспехи ниндзя:

  • Кольчужная рубаха.
  • Ручные нарукавники (от локтя до кистей рук).
  • Шлем, защищавший не только голову, но также область шеи с подбородком.
  • Поверх кольчуги обычно надевалась верхняя куртка уваппари.

Бойцы самого нижнего ранга были оснащены легкими доспехами татами-гусоку, состоящими из кусков кожи, на которую были нашиты железные пластины. Подобное обмундирование защищало ниндзя только спереди.

Очень интересно то, как воины использовали щиты тэцу-но камэ. Их держали не только на руке, но и закидывали за спину, продевая руки под перевязи. При отступлении ниндзя могли спокойно подставлять врагу спину, которую надежно прикрывал такой щит. Толщина тэцу-но камэ была такова, что его не могли пробить ни пули, ни стрелы.

Еще одно достоинство щита ниндзя - его сферическая форма. Воин мог лечь на землю и, закинув щит на спину, подползать к позициям врага. Пули рикошетили от железной сферы, как от танковой брони. Забравшись в ямку или сгруппировавшись, поджав под себя ноги, боец мог превратиться в подобие неуязвимого живого дота.

Снаряжение воинов-шпионов

Обязательное снаряжение ниндзя состояло из шести следующих предметов:

  • Кагинава (длинная веревка с крюком). При помощи этого приспособления синоби могли взбираться на высокую стену либо без труда преодолеть забор. В случае необходимости этот предмет мог использоваться и в качестве эффективного оружия.
  • Амигаса (крестьянская плетеная шляпа). Ниндзя - это невидимки. Такой головной убор давал возможность видеть все, что происходит вокруг, и в то же время надежно закрывал лицо от чужих глаз.
  • Сэкихицу (мелок, грифель, карандаш) и ядатэ (пенал с тушью и кистью). При помощи сэкихицу ниндзя мог сделать какую-либо отметку или что-то записать. Для этих же целей использовались кисть и тушь. Кроме того, в пенале шпиона могло быть спрятано оружие в виде небольшого острого клинка.
  • Кусури (дорожная аптечка воина или набор снадобий). Все помещалось в маленькую сумочку, которую ниндзя привязывал к поясу.
  • Сандзяку тэнугуи (метровое полотенце). Этот предмет использовался по-разному в различных ситуациях: в едком дыму - как защитная маска, в стане врага - как маска маскировочная, как веревка для связывания недруга, как жгут при кровотечении и т. д.
  • Утидакэ (трубочка-контейнер из бамбука). Ниндзя носили в ней тлеющие угли, чтобы в случае необходимости можно было быстро добыть огонь. Это можно назвать аналогом современной зажигалки.

Брали с собой бойцы и другие предметы. Какие именно - зависело от задания или ситуации. Это мог быть набор отмычек для замков, лестницы, плавсредства и прочее.

Специальное холодное оружие

Воины-невидимки разработали целый арсенал различных средств для убийства.

Холодное оружие ниндзя:

  • Сюрикэн. Эти небольшие металлические звезды с шипами или острыми лезвиями вместо лучей всегда присутствовали в карманах ниндзя. Их использовали в качестве метательного оружия.
  • Кусаригама. Приделанная к рукоятке цепь, на конце которой закреплены коса или серп. Грозное и достаточно массивное оружие, которое было очень легко замаскировать под сельскохозяйственный инструмент.
  • Макибиси. Специальные шипы, с помощью которых можно было остановить пеший или конный отряд.

Использование ядов

Для достижения своих целей безжалостные убийцы не брезговали ничем. Например, ими широко применялись различные ядовитые вещества для умерщвления противника.

Яды ниндзя делились на 3 категории:

  • Мгновенного действия.
  • Действующие через какой-то небольшой временной промежуток (ликорис, мышьяк).
  • С отстроченным действием или медленнодействующие. Эти яды обычно изготовлялись из зеленого чая особого сорта или внутренностей животных.

Интересен один из способов отравления, который часто использовали наемные убийцы: капли яда скатывались в ухо или рот спящей жертвы по свешенной сверху нити. Каждый клан обладал собственными секретами приготовления отравы.

Владение огнестрельным оружием

В Японии огнестрельное оружие появилось лишь с прибытием туда европейцев. Долгое время оно было слишком редким и очень дорогим - это особенности средневековой Японии. Владеть подобной роскошью могли только богатые вельможи. Тем не менее у ниндзя не было недостатка в таком виде вооружения.

Они были чрезвычайно искусны во владении мушкетами и ружьями и преуспели в снайперской стрельбе, попадая точно в цель даже с расстояния в 600 м.

Благодаря своей изобретательности синоби начали использовать оружейный порох весьма интересным образом: сюрикэн, снабженный пороховым зарядом, забрасывался на соломенную крышу, начинался пожар, что заставляло охранников переключиться с преследования ниндзя на тушение огня.

Женщины-ниндзя

Бытует легенда, что женщины не могли быть ниндзя. Это не так. Слабому полу тоже нашлось место в рядах воинов-шпионов. Девушки-ниндзя назывались куноити. Их обучение проводилось по другой программе, нежели подготовка мужчин.

Деятельность дам была больше связана с применением ядов, а также с использованием мужских слабостей врагов. Хотя при невозможности уйти от ближнего боя куноити тоже могли сражаться. Женщины-ниндзя - это всегда прекрасные актрисы, умевшие долгие годы играть определенные роли: гейш, проституток или служанок.

В Средневековье гейши в Японии пользовались почетом и уважением. Они были вхожи в дома большинства знатных вельмож. Девушки-ниндзя, притворявшиеся гейшами, иногда использовали в качестве орудия убийства спицу из своей прически или кольцо с потайным ядовитым шипом.

Имена, оставшиеся в истории

Японские ниндзя не старались стать известными, их задача была прямо противоположной: скрыться и остаться неузнанными. Однако история сохранила имена некоторых из них. Вот они:

  1. Отомо-но Сайдзин - этот человек считается одним из первых ниндзя. Он служил соглядатаем для своего хозяина - принца Сетоку Тайси.
  2. Такоя. Жил в 7 веке. Его главной специализацией были теракты.
  3. Унифунэ Дзиннай. Этот ниндзя, отличавшийся очень маленьким ростом, однажды проник во двор врага через канализацию и ждал противника, сидя в выгребной яме, несколько дней. Как только кто-либо заходил, он с головой прятался в нечистоты. Когда хозяин дворца вернулся, Унифунэ Диннай проткнул его копьем и ушел от преследования через тот же канализационный канал.

Современная культура и ниндзя

Истории о бесшумных отважных воинах-шпионах стали одним из излюбленных сюжетов современного кинематографа. Первый фильм о синоби был снят в Японии еще в 1915 году. Это было немое кино, носившее название "Легенда о чудовищной мыши", затем на экраны вышел фильм, посвященный одному из самых знаменитых бойцов, чье имя сохранилось в истории: "Призрачный герой Ниндзюцу-Горо". С тех пор кинорежиссеры и сценаристы постоянно возвращаются к этой теме.

Современным людям невозможно забыть о ниндзя. В нынешней культуре их образы прижились и мелькают не только в кино, но и в мультфильмах ("Черепашки-ниндзя"), компьютерных играх, повестях и романах. Кроме того, молодежь играет в ролевые игры, примеряя на себя роли бойцов, а маленькие дети с удовольствием надевают костюмы ниндзя, которые продаются в магазинах.

Заключение

В наши дни существует настоящая мода на ниндзя-тематику. Остается порадоваться, что главным аспектом такого увлечения является восхищение ловкостью, силой и смелостью синоби, а не их беспредельной жестокостью и умение убивать.

(忍び装束) – «стандартный» маскировочный костюм ниндзя, как он описан в старинных трактатах и книгах современных историков-исследователей состоит из:

Куртки (уваги 上着),
- пояса (додзимэ 銅締め),
- специальных брюк (игабакама 伊賀袴),
- капюшона-маски (фукумэн 覆面 (маска) и дзукин 頭巾(капюшон)),
- накладок-перчаток (тэкко 手甲),
- ножных обмоток (асимаки 足巻き),
- носков (таби 足袋),
- и сандалей (варадзи 草鞋)
- и, иногда, верхней куртки (уваппари 上っ張り)

Куртка доги или уваги (на фото под цифрой 1) имела форму стандартной куртки в знакомом нам «стиле кимоно » (на самом деле, их существует довольно много видов), но бывшая чуть короче и имевшая разрезы не только по бокам, но и сзади. Рукава ниндзя обычно были свободными и, как и во многих фасонах этого вида одежды, использовались как карманы (имея прорези в подмышках). Однако, при влезании на стены, деревья или пролезании в узкие отверстия и лазы они подворачивались и подвязывались специальными шнурками (на уровне бицепсов и запястий), или заправлялись под специальные ручные обмотки (тэмаки ), выполненные из одного куска материи трапециевидной формы и имевшие крючки и завязки (см. следующее фото), или перчатки-накладки (тэкко ), чем-то напоминающие «бухгалтерские налокотники» - их чаще носили под рукавом. Иногда тэкко были кольчужными (кусари-тэкко ), в стиле японской кольчуги – т.е. с нашитыми поверх ткани металлическими колечками, но чаще дополнительной защитой для рук служили бо-сюрикэн , скрытые в кармане, пришитом изнутри тэкко . На куртке имелись многочисленные карманы (см. на фото вверху под цифрой 2), предназначенные для переноски оружия и инструментов.


Куртка синоби ("ханкири доги" - полуразрезной фасон кимоно).
Красной линией показан карман рукава. Также видны рукавные подвязки и разрезы в подмышках

В правый карман на отвороте спереди ниндзя прятал обычно сандзяку тэнугуи, а в левый – пилу ко-сикоро.

Нава Юмио вкладывает в левый отворотный карман куртки миниатюрную пилу ко-сикоро (фото из книги "Дзукай какуси буки хякка")

В большой карман слева помещали медное зеркало или сякэн (далеко не лишняя защита сердца от укола мечом или попадания стрелы), а в правый – бумагу.

Куртка заправлялась в штаны, которые называются игабакама или « из Ига » и чаще всего представляли собой традиционные, очень широкие вверху и немного сужающиеся книзу от колен штаны с пришитыми поясными завязками и чуть завышенной спинкой, которые носили крестьяне из областей Ига и Кога . Штаны также имеют завязки под коленями и на голенях для сужения штанин книзу. Сзади изнутри на спинке игабакама , где, по традиции японцев, расположена небольшая плоская дощечка на уровне поясницы, имеелся еще один карман, в котором ниндзя носил или несколько бо-сюрикэн , или малую пилу – косикоро . Асимаки имели карман для скрытого ношения малого оружия или инструментов, также выполнявшие дополнительную защитную функцию (на первом фото вверху под цифрой 3). Пояс ниндзя (синобиоби или додзимэ) имел длину от 250 до 300 см и был несколько шире обычного. Иногда для большей крепости он имел тонкую, но прочную, вшитую внутрь цепь. Такой пояс не только невозможно было перерезать, но и весьма эффективно использовать как оружие или подручное средство, например, для устройства петлевого насеста где-нибудь в кроне дерева для более комфортного наблюдения за врагом.

Нава Юмио демонстрирует, как ниндзя прятал малый кунай (ко-кунай) или миниатюрную пилу (ко-сикоро)
в заднем кармане, расположенном горизонтально на поясе игабакама (фото из книги Юмио Нава "Дзукай какуси буки хякка")
Ножные обмотки (кяхан или асимаки).
На фото видно расположение кармана, в котором мог располагаться или ко-кунай, или небольшой нож, или бо-сюрикэн

Хотя сейчас мы видим ночные костюмы ниндзя в основном насыщенного чёрного цвета, на самом деле, как считается, синоби-сёдзоку таким не был, а был скорее коричневого или тёмно-бурого (ржавого) цвета. Дело в том, что чисто чёрный костюм очень выделяется на сероватом фоне ночного окружения. Процесс окрашивания ткани, при котором использовался танин (яп. сухо , дающий чёрно-коричневый цвет) и кровь животных (дающий красновато-бурый цвет), назывался суходзомэ . Самое интересное, что помимо чисто маскировочных функций, такой цвет и состав краски, по убеждению ниндзя , давал возможность обеззараживать грязную воду, при фильтрации ее сквозь ткань костюма. Кроме такого цвета, костюм ниндзя мог быть серовато-чёрным (как бы вылинявшим от стирки – этот цвет мы можем наблюдать в костюмах учеников большинства современных серьёзных нинпо додзё, так как уже после двух-трёх стирок идеально чёрный ги приобретает серовато-чёрную окраску), серого, коричневого, бурого, грязно-жёлтого и т.п. цветов, так как эти цвета гораздо лучше скрывают человека ночью в переменном освещении, чем чисто чёрный костюм, годный только для безлунных ночей и очень тёмных помещений. Естественно, зимой костюм ниндзя был белым или грязно-белым. По-видимому, никаких стандартов в этом вопросе особо не существовало – использовалась такая окраска, которая наиболее подходила к местности, в которой собирался действовать ниндзя . Встречается также описание «двухцветного» костюма ниндзя, имеющего тёмную окраску снаружи и белую с изнанки.

Синоби-таби (носки ниндзя ) немного отличаются от стандартных вариантов японских носков. Во-первых, они не имеют застёжек-крючков с задней стороны, а надеваются как бахилы и затягиваются шнурком; а во-вторых, их подошва шилась из кожи, а не хлопка и подбивалась ватой. Такое устройство вполне объяснимо с точки зрения тайной деятельности – бесшумное перемещение и хорошее сцепление с поверхностью стены или дерева, на которое карабкается ниндзя , предварительно сняв свои варадзи . Японские историки считают, что и варадзи ниндзя (синоби-варадзи ) также отличалось от общепринятых образцов. Они плелись не из соломы, а из хлопковых нитей, вперемежку с конским или человеческим волосом или даже нарезанной на тонкие полоски бычьей кожи, после чего обрабатывались специальным дубильным раствором и укреплялись со стороны подошвы кусочками древесной коры, также специально обработанной. В результате такого кропотливого процесса ниндзя получал обычные с виду, но не прорезаемые и даже не прокалываемые сандалии-лапти, устойчивые к стиранию и служащие намного дольше обычных соломенных образцов.


Теперь поговорим о пресловутой «маске ниндзя». Собственно маска – фукумэн – бывает двух видов и представляет собой или длинное, до 210 см, полотенце-башлык шириной около 25 см, или два куска ткани, длиной около 90 см и 45 см. Первый фукумэн одевался следующим образом: середину полосы клали сверху на голову и подвязывали под подбородком (наподобие женского головного платка). Затем заворачивали оба конца ткани назад и, прикрыв лицо, завязывали оба конца на затылке. Помимо масок-обмоток, ниндзя использовали и обычный капюшон-колпак – дзукин . Он представляет из себя колпак округлой формы из плотной ткани, завязывающийся на шее специальным шнурком или завязками.

Иногда ниндзя для переноски своих вещей и инструментов использовали заплечный «вещь-мешок», который называется нагабукуро 長嚢 (на первом фото вверху под цифрой 7). Он изготавливался из куска прочной ткани 90 см шириной и около 2 м длиной, окрашенной в тёмный цвет и сшитый в форме длинной трубы, по обеим сторонам которой пришиты шнурки. Положив необходимое в мешок, затянув и связав шнурки между собой, ниндзя одевал нагабукуро на спину по диагонали наподобие солдатской «скатки» и отправлялся в путь.

Пользовались ниндзя и доспехами, предпочитая их складные и облегчённые варианты, а также кольчуги. Кусари-катабира 鎖帷子 – кольчужный доспех (на первом фото вверху под цифрой 8) - представлял собой рубаху, нарукавники, поножи и шлем, надевавшийся как маска или капюшон и защищавший не только голову но и шею и нижнюю часть лица. Японская кольчуга представляет собой плотную тканевую основу, на которую пришиты металлические колечки. Поэтому такой доспех практически не издаёт посторонних звуков, что было особенно важно для ниндзя , предпочитавших, в силу их деятельности, особо не шуметь и одевавших под свой маскировочный костюм.



Сохранившиеся доспехи ниндзя, предназначенные для скрытого ношения под синоби-сёдзоку(из частной коллекции)

Приведённая выше информация взята с сайта Будзинкан Украина сибу додзё и является сокращённым вариантом главы из книги «От ниндзюцу к нинпо: основы Будзинкан тайдзюцу» автора Валерия Момоты.

Для человека, практикующего нюндзюцу: здесь на сайте, в разделе "Покупки", можно купить ниндзюцу синоби-сёдзоку или его . Также в наличии есть обувь для занятий ниндзюцу - .

Ниндзя зарываются в землю , фрагмент из фильма "Ниндзя в логове дракона"(Long zhi ren zhe; Ninja In The Dragon):

В книгах, посвященных искусству ниндзюцу, можно увидеть описания огромного количества типов холодного боевого оружия ниндзя – всевозможных мечей, серпов, алебард, трубок, сюрикенов и т.д.

Но с исторической точки зрения специфическим холодным оружием ниндзя, которое использовали лишь «воины ночи» являлись всего пара десятков видов военных предметов, которые были незаметны и использовались скрытно. Остальное в такой же мере применялось самураями и бандитами.

Виды холодного оружия синоби

Меч ниндзя (ниндзя – то, гатана) – короткий изогнутый меч с металлической рукоятью, опутанный черными полосками кожи. О мече ниндзя под влиянием боевиков сложилось большое количество заблуждений. Ниндзя–то был не прямым, а слегка изогнутым и не носился за спиной, как показано в фильмах. Во избежание привлечения внимания к наемному убийце на лезвии, ножнах и рукояти отсутствовали узоры, орнамент и драгоценности. Зачастую ножны меча (сая) делали длиннее, чем лезвие и в пустое пространство клали небольшие вещи, которые могли помочь синоби в сложной ситуации – сюрикены, отравляющие порошки, документы.

Ашико – острые металлические когти, которые надевались на ступни и помогали с высокой скоростью взбираться на деревья и стены. Также использовались в качестве оружия – ими можно было нанести тяжкие повреждения.

Шуко – подобно ашико применялся для лазания по деревьям и преодоления высоких укреплений.

Какуте – оружие женщины–ниндзя. Представляло собой кольцо с заостренными выступами, на которые наносился яд.

Кама – боевое оружие в виде серпа, с рукоятью длиной 45 см и закрепленным перпендикулярно к ней лезвием изогнутой формы. Зачастую применялось в качестве парного оружия.

Кусари-гама – кама, к которой крепилась цепь с грузом на другом конце. С помощью цепи производился перехват оружия врага и выбрасывание лезвия на расстояние длины цепи с последующим возвращением камы в руки ниндзя.

Кагинава – кошка на веревке или цепи большой длины. Использовалась для преодоления стен.

Киёкетсу-шоге – веревка с привязанным на одном конце ножом, а на другом – рукояткой в виде обруча.

Нагината – японская алебарда с пятнадцатисантиметровым лезвием. Нагинату часто носили монахи-воины сохеи, ниндзя использовали ее, если хотели замаскироваться под них.

Неко-те – металлические, иногда отравленные когти, которые надевались на пальцы. В основном, применялись женщинами – синоби куноичи для повреждения глаз соперника.

Саи – японский трезубец, представляющий собой острый круглый или многогранный шестидесятисантиметровый стержень, с заточенными гардами.

Шобо – острый металлический стержень, который присоединялся к среднему пальцу с помощью специального кольца.

Сюрикен – тонкая заточенная металлическая пластина, которая использовалась, в основном, для остановки врага. Иногда на концы сюрикена наносился яд, но ниндзя с отравленным сюрикеном по неосторожности мог ранить сам себя и умереть от своего же яда.

Метательные стрелки – заостренные стержни длиной 10-15 см, носились скрытно в специальном колчане на руке.

Тэссэн - веер металлическими заточенными спицами. Часто использовался в качестве небольшого щита.

Фукия, фукибари – духовая трубка 5-30 сантиметров длиной. С помощью нее ниндзя мог стрелять отравленными иглами.

Оружие ниндзя видео

В видео перечислены наиболее интересные предметы из арсенала синоби.

Просмотров