Наука химия темы по химии. Какую роль играет химия в жизни человека и зачем она нужна

Значение химии в жизни человека трудно переоценить. Приведём фундаментальные области, в которых химия оказывает своё созидательное воздействие на жизнь людей.

1. Возникновение и развитие жизни человека не возможно без химии. Именно химические процессы, многие тайны которых учёные ещё не раскрыли, ответственны за тот гигантский переход от неживой материи к простейшим одноклеточным, и далее к вершине современного эволюционного процесса - человеку.

2. Большинство материальных потребностей, возникающих в жизни человека, обслуживается природной химией или получает удовлетворение в результате использования в производстве химических процессов.

3. Даже возвышенные и гуманистические устремления людей в своей основе опираются на химию человеческого организма, и, в частности, сильно зависят от химических процессов в мозге человека.

Конечно же, всё богатство и разнообразие жизни нельзя свести только к химии. Но наряду с физикой и психологией, химия как наука, представляет собой определяющий фактор развития человеческой цивилизации.

Химия жизни

Насколько сейчас известно, наша планета образовалась приблизительно 4.6 миллиарда лет назад, а простейшие ферментирующие одноклеточные формы жизни существуют 3.5 миллиарда лет. Уже 3.1 миллиарда лет они могли бы использовать фотосинтез, но геологические данные об окислительном состоянии осадочных отложений железа указывают, что атмосфера Земли приобрела окислительный характер лишь 1.8-1.4 миллиарда лет назад. Многоклеточные формы жизни, которые, по-видимому, зависели от изобилия энергии, возможного только при дыхании кислородом, появились На Земле приблизительно от миллиарда до 700 миллионов лет назад, и именно в то время наметился путь дальнейшей эволюции высших организмов. Наиболее революционным шагом, после зарождения самой жизни, было использование внеземного источника энергии, Солнца. В конечном итоге, именно это превратило жалкие ростки жизни, которые использовали случайно встречающиеся природные молекулы с большой свободной энергией, в огромную силу, способную преобразовать поверхность планеты и даже выйти за её пределы.

В настоящее время учёные придерживаются точки зрения, что зарождение жизни на Земле происходило в восстановительной атмосфере, которая состояла из аммиака, метана, воды и диоксида углерода, но не содержала свободного кислорода.
Первые живые организмы получали энергию, разлагая молекулы небиологического происхождения с большой свободной энергией на меньшие молекулы без их окисления. Предполагается, что на ранней стадии существования Земли она имела восстановительную атмосферу, состоящую из таких газов как водород, метан, вода, аммиак и сероводород, но содержащую очень мало свободного кислорода или вообще его не имевшего. Свободный кислород разрушал бы органические соединения быстрее, чем они могли синтезироваться в результате естественно протекающих процессов (под воздействием электрического разряда, ультрафиолетового излучения, теплоты или естественной радиоактивности). В этих восстановительных условиях органические молекулы, которые образовались небиологическими способами, не могли разрушаться в результате окисления, как это происходит в наше время, а продолжали накапливаться в течении тысячелетий, до тех пор, пока, наконец, не появились компактные локализованные образования из химических веществ, которые можно уже считать живыми организмами.
Появившиеся живые организмы могли поддерживать существование за счёт разрушения естественно образующихся органических соединений, поглощая их энергию. Но если бы это был единственный источник энергии, то жизнь на нашей планете была бы крайне ограниченной. К счастью, около 3 миллиардов лет назад появились важные соединения металлов с порфиринами, и это открыло путь к использованию совершенно нового источника энергии – солнечного света. Первым шагом, который поднял жизнь на Земле над ролью простого потребителя органических соединений, было включение в неё процессов координационной химии.

По-видимому, перестройка явилась побочным следствием появления нового способа запасания энергии – фотосинтеза*, – который давал его обладателям огромное преимущество над простыми ферментативными поглотителями энергии. Организмы, в которых развилось это новое свойство, могли использовать энергию солнечного света для синтеза своих собственных энергоёмких молекул и уже не зависеть от того, что находится среди их окружения. Они стали предшественниками всех зелёных растений.
Сегодня все живые организмы можно подразделить на две категории: те, которые способны изготовлять свою собственную пищу при помощи солнечного света, и те, которые не имеют такой возможности. Скорее всего, и родственные ей бактерии сегодня являются живыми ископаемыми, потомками тех древних способных к ферментации анаэробов, которые отступили в редкие анаэробные области мира, когда атмосфера в целом накопила большие количества свободного кислорода и приобрела окислительный характер. Поскольку организмы второй категории существуют за счёт поедаемых ими организмов первой категории, накопление энергии посредством фотосинтеза является источником движущей силы для всего живущего на Земле.

Общая реакция фотосинтеза в зелёных растениях обратна реакции сгорания глюкозы и проходит с поглощением значительного количества энергии.

6 CO2 + 6 H2 O --> C6 H12 O6 + 6 O2

Вода расщепляется на элементы, что создаёт источник атомов водорода для восстановления углекислого газа в глюкозу, а нежелательный газообразный кислород выделяется в атмосферу. Энергия, необходимая для осуществления этого в высшей степени несамопроизвольного процесса, обеспечивается солнечным светом. В наиболее древних формах бактериального фотосинтеза в качестве источника восстановительного водорода использовалась не вода, а сероводород, органические вещества или сам газообразный водород, но лёгкая доступность воды сделала этот источник наиболее удобным, и в настоящее время он используется всеми водорослями и зелёными растениями. Простейшими организмами, в которых осуществляется фотосинтез с высвобождением кислорода, являются сине-зелёные водоросли. Их правильнее обозначать современным названием цианобактерии, поскольку это, в самом деле бактерии, научившиеся добывать собственную пищу из углекислого газа, воды и солнечного света.

К сожалению, фотосинтез приводит к высвобождению опасного побочного продукта, кислорода. Кислород был не только бесполезен для ранних организмов, он конкурировал с ними, окисляя естественно образующиеся органические соединения прежде, чем они могли быть окислены в процессе метаболизма этими организмами. Кислород представлял собой гораздо более эффективный «пожиратель» энергоёмких соединений, чем живая материя. Ещё хуже было то, что слой озона, который постепенно образовывался из кислорода в верхней части атмосферы, преграждал доступ ультрафиолетовому излучению Солнца и ещё более замедлял естественный синтез органических соединений. Со всех современных точек зрения, появление свободного кислорода в атмосфере представляло собой угрозу для жизни.
Но, как часто случается, жизнь сумела обойти это препятствие и даже обратила его в преимущество. Отходами жизнедеятельности первичных простейших организмов были такие соединения, как молочная кислота и этанол. Эти вещества намного менее энергоёмки по сравнению с сахарами, но они способны высвобождать большое количество энергии, если полностью окисляются до СО2 и Н2 О. В результате эволюции возникли живые организмы, способные «фиксировать» опасный кислород в виде Н2 О и СО2, а взамен получать энергию сгорания того, что прежде было их отходами. Преимущества сжигания пищи с помощью кислорода оказались столь велики, что подавляющее большинство форм жизни – растения и животные – пользуются в настоящее время кислородным дыханием.

Когда появились новые источники энергии, возникла новая проблема, связанная уже не с получением пищи или кислорода, а с транспортировкой кислорода в надлежащее место организма. Малые организмы могли обходиться простой диффузией газов через содержащиеся в них жидкости, но этого недостаточно для многоклеточных существ. Так перед эволюцией возникла очередная преграда.
Выход из тупика в третий раз оказался возможен благодаря процессам координационной химии. Появились такие молекулы, состоящие из железа, порфирина и белка, в которых железо могло связывать молекулу кислорода, не окисляясь при этом. Кислород просто переносится в различные участки организма, чтобы высвободиться при надлежащих условиях – кислотности и недостатке кислорода. Одна из таких молекул, гемоглобин, переносит О2 в крови, а другая, миоглобин, получает и запасает (хранит) кислород в мышечных тканях до тех пор, пока он не понадобится в химических процессах. В результате появления миоглобина и гемоглобина были сняты ограничения на размеры живых организмов. Это привело к появлению разнообразных многоклеточных, и, в конечном итоге, человека.

* Фотосинтез – это процесс преобразования энергии света в энергию химической связи получающихся веществ.

** Метаболизм – расщепление богатых энергией веществ и извлечение их энергии.

Химия как зеркало жизни человека.

Оглянитесь вокруг, и Вы увидите, что жизнь современного человека невозможна без химии. Мы используем химию при производстве пищевых продуктов. Мы передвигаемся на автомобилях, металл, резина и пластик которых сделаны с использованием химических процессов. Мы используем духи, туалетную воду, мыло и дезодоранты, производство которых немыслимо без химии. Есть даже мнение, что самое возвышенное чувство человека, любовь, это набор определённых химических реакций в организме.
Такой подход к рассмотрению роли химии в жизни человека, является, на мой взгляд, упрощённым, и я предлагаю Вам его углубить и расширить, перейдя в совершенно новую плоскость оценки химии и её влияния на человеческое общество.

Относительно недавно человек понял, что сознательное подражание природе в технике может дать великолепный результат. Скопировав крыло птицы, мы создали самолёт. Рассмотрев способ передвижения червя, получили гусеницы трактора. Внимательнее приглядевшись к движениям кожи дельфинов и акул, смогли значительно увеличить скорость торпеды, при её движении в воде. Таких примеров можно привести ещё много, а ещё больше их станет, если мы чаще будем применять этот подход.

А что же химия? Неужели она, являясь на самом деле более «тонкой» и глубокой наукой, по сравнению с механикой макрообъектов, не даст нам никаких намёков и подсказок, рассмотрев которые, человек сделал бы очередной шаг в своём развитии. Оказывается, такие подсказки есть, просто их никто ещё не пытался найти и использовать. И оказалось, что эти подсказки касаются более высокой области, чем даваемые механикой.

Мир людей богат и разнообразен, но всё же поведение каждого человека в отдельности, и устойчивых человеческих групп или общностей, можно свести к определённому набору качеств. И здесь мы можем провести аналогию между атомом и человеком. Действительно, хотя количество различных атомов и ограничено, они могут располагаться в молекулах совершенно различными способами и на самом деле взаимодействовать по-разному, в зависимости от того, с чем приходится вступать в реакцию. Таков и человек.

Теперь дадим сравнение свойств атома (с точки зрения химии) и человека (с точки зрения человеческих взаимоотношений).

Самыми активными являются атомы щелочных металлов. Их отталкивающая защита из электронов мала и слаба, но зато они могут взаимодействовать практически со всеми химическими элементами. Человек такого типа, тоже может прекрасно общаться и уживаться с другими людьми. Но он потеряет при этом свою индивидуальность. Ведь и щелочные металлы не встречаются в чистом виде в природе, а находятся только в виде соединений.

С другой стороны инертные газа создают вокруг себя непреодолимый барьер из восьми электронов, и надо создать особые условия, чтобы заставить их вступить в реакцию. Так и люди. Отгораживаясь от всего мира, человек или общество, теряет способность к изменениям и к развитию, потому что взаимодействие – это взаимное действие. В его процессе изменяются обе стороны.

И наконец, идеал мира химических элементов – углерод. В этом элементе гармонично сочетаются защищённость (4 электрона) и открытость (4 вакансии). Причём распределение электронов может достаточно легко изменяться, не требуя больших энергетических затрат. Углерод способен образовать двойные и тройные связи, взаимодействуя с себе подобными.

В поисках идеала человека мы должны использовать эту информацию. Проявляя в своём поведении разумный компромисс между отстаиванием своих интересов (защита) и учётом мнения оппонента, изменяя слегка свои подходы к решению проблем, как атом углерода в процессе реакций изменяет расположение своих электронов и вакансий, мы продвинемся в деле получения результатов значительно дальше, чем, если бы сохраняли свою позицию неизменной.

С учётом того, что такой подход может быть применён большим количеством людей, то они, как одинаковые атомы углерода, смогут образовать прочные (двойные и тройные) связи. Тоже самое можно сказать и в отношении человеческих общностей (небольших групп, общественных объединений и целых государств).

Развивая эту мысль можно предположить, что наиболее перспективным путём развития человечества является направление, при котором в обществе будет существовать большое разнообразие взглядов и мнений, будет разрешено законом значительное количество способов действия, но большинство людей будет обладать универсальностью, способностью понимать других людей и взаимодействовать с ними, схожей с универсальность атома углерода. При таких условиях жизнь общества будет гармоничной и стабильной.

Пример водорода, в этом вопросе также очень показателен. Сократите сферу своего влияния (или уменьшите область своих запросов) и Вы, подобно атому водорода, сможете взаимодействовать и объединяться со значительно большим числом людей (элементов).

Итак, резюмируя всё выше сказанное, отметим, что химия в жизни человека может стать путеводной звездой для гармоничного развития всего человеческого общества.

Прикладные вопросы влияния химии на развитие жизни человека.

В предыдущей главе мы осветили философский подход к оценке химии в жизни человека. Это был, так сказать общий взгляд. Здесь же мы рассмотрим роль химии и её влияние на жизнь человека с позиций стратегии.

Если принять за главную цель существования человеческой цивилизации её гармоничное и всестороннее развитие, особенно в интеллектуальных вопросах, то встаёт вопрос, что на этом пути может сделать химия. Изучая поведение людей и особенно влияние на их поведение того, чем они питаются, можно сделать однозначное заключение. В натуральной здоровой пище содержатся вещества, которые могут не только повысить физическую отдачу организма, но и стимулировать его мозговую деятельность. Поэтому, применяя такую пищу в нужное время в нужных количествах, мы могли бы ускорить развитие человеческой цивилизации, не затрачивая на это больше ресурсов, чем сейчас. Такой подход является новой социальной инновацией, а, следовательно, роль химии в жизни человека возрастёт еще больше.

Необходимо провести крупномасштабные научные исследования в этой области и применить их результаты в повседневной жизни. Ведь даже такое социальное зло, как алкоголизм можно победить, грамотно используя «пищевой вопрос» в отношении страдающих этим недугом людей.

Скажу даже больше. Применение такого подхода в вопросах питания, находящихся в заключении людей, однозначно способно снизить уровень рецидива преступлений.

Этот же метод можно применить и к планированию рождаемости.

Конечно, в каждой из предложенных областей, мы не должны посягать на свободу выбора человека. Но учитывая, что - мы то, что мы едим – применение вышеупомянутых стратегий является вполне обоснованной альтернативой современным способам.

А теперь о самой, на мой взгляд, решающей старатегии, которую необходимо внедрить. Эта страница является частью сайта посвящённого общей теории взаимодействий, новой альтернативной теории. Химические процессы, да и само строение атомов, в этой теории показаны простым человеческим языком и с применением анимации, сравните это взгляды с теми, которые Вы встречали в учебниках. И сделайте совй выбор. Возможно, он будет не в пользу общей теории взаимодействий, но одно можно сказать точно. Химия предстанет перед Вами как интересная, без разрывов и несоответствий во взглядах, без необоснованных постулатов, наука, в которой нет границ для творчества. Вы можете используя общую теорию взаимодействий понять многие, очень туманно объяснённые вопросы. Причём описания, сделанные мною Вам даже не придётся запоминать, они сами зафиксируются в вашей памяти, потому что просты и непротиворечивы. Правда сдавать на экзамене Вам придётся нечто другое.

В данном разделе вы можете подобрать интересные темы проектов по химии . Руководителю стоит обратить внимание на уровень сложности той или иной темы и её сопоставление с уровнем знаний ученика. Исследовательский процесс подразумевает консультации учителя и подбор им литературы.

Рекомендуем внимательно выбирать интересные темы исследовательских работ по химии учащимся 7, 8, 9, 10 и 11 класса и определять подходящую для себя тему по сложности, интересу и собственным увлечениям.

Также, вы можете подобрать актуальную тему проекта по химии менее сложного уровня, расширить или обобщить ее в дальнейшем.

Представленные школьникам темы исследовательских работ по химии носят актуальный характер и подразумевают проведение исследований и изучения новой более углубленной информации по предмету. В дальнейшем, полученные знания можно применить на уроках химии, а также брать за основу в последующих исследованиях. По ссылкам вы можете найти темы исследований по предмету химия для учеников старшей школы.

Данные темы исследовательских проектов по химии будут интересны ученикам 7, 8, 9, 10 и 11 класса, увлекающимся химией, проведением различных интересных опытов и экспериментов, которые желают узнать и понять, найти ответы на интересующие их вопросы в процессе увлекательных исследований.

Приведенные ниже темы отсортированы по алфавиту, они являются примерными и базовыми для использования в исследовательской деятельности обучающихся по предмету химия.

Темы исследовательских работ по химии

Примерные темы исследовательских проектов по химии:


Автомагистраль, снег, почва, растения.
Автомобиль как источник химического загрязнения атмосферы.
Автомобильное топливо и его применение.
Агрономия. Эффект минеральных удобрений.
Азот в пище, воде и организме человека.
Азот и его соединения
Азот как биогенный элемент.
Акварельные краски. Их состав и изготовление.
Аквариум как химико-биологический объект исследования.
Активированный уголь. Явление адсорбции.
Актиноиды: взгляд из прошлого в будущее.
Алмаз - аллотропная модификация углерода.
Алмазы. Искусственный и естественный рост.
Алхимия: мифы и реальность.
Алюминий - металл XX века.
Алюминий и его сварка.
Алюминий на кухне: опасный враг или верный помощник?
Алюминий. Сплавы алюминия.
Анализ качества родниковой воды.
Анализ лекарственных препаратов.
Анализ прохладительных напитков.
Анализ содержания аскорбиновой кислоты в некоторых сортах смородины.
Анализ чипсов.
Аномалии воды.
Антибиотики.
Антисептики.
Антропогенное влияние сточных вод на воды родника.
Аромат здоровья.
Ароматерапия как способ профилактики простудных заболеваний.
Ароматерапия.
Ароматизаторы на основе сложных эфиров.
Ароматические масла - бесценный дар природы.
Ароматические эфирные масла и их использование.
Ароматы, запахи, флюиды.
Аскорбиновая кислота: свойства, физиологическое действие, содержание и динамика накопления в растениях.
Аспирин - друг или враг?
Аспирин - польза или вред.
Аспирин как консервант.
Аспирин: за и против.
Аэрозоли и их применение в медицинской практике.
Белки - основа жизни.
Белки и их значение в питании человека.
Белки и их питательная ценность.
Белки как природные биополимеры.
Бензапирен - химико-экологическая проблема современности.
Биогенная классификация химических элементов.
Биологически активные вещества. Витамины.
Биологически активные добавки: профанация или польза?
Биороль витаминов.
Благородные газы.
Бумага и ее свойства.
Бутерброд с йодом, или Вся правда о соли.
Была бы жизнь на Земле без существования железа?
Бытовые фильтры для очистки водопроводной воды и способ их регенерации.
В мире кислот.
В мире коррозии металлов.
В мире полимеров.
В удивительном мире кристаллов.
В чём вкус хлеба?
Важнейший показатель экологического состояния почвы - рН.
Великая тайна воды.
Великий ученый М.В. Ломоносов.
Великобритания в жизни и деятельности Д.И. Менделеева.

Темы проектов по химии (продолжение)

Примерные темы исследовательских работ по химии:


Виды химической связи.
Витамин С и его значение.
Витамины в жизни человека.
Витамины и витаминная недостаточность.
Витамины и здоровье человека.
Витамины как основа жизнедеятельности живых организмов.
Вклад Д.И. Менделеева в развитие агрохимии, его значение для современного сельского хозяйства.
Вклад Д.И. Менделеева в развитие нефтяной промышленности.
Вклад М.В. Ломоносова в развитие химии как науки.
Влияние автомобильного транспорта на степень загрязнения воздуха.
Влияние металлов на женский организм.
Вода – вещество номер один.
Вода - вещество привычное и необычное.
Вода - основа жизни.
Вода удивительная и удивляющая.
Вода: смерть или жизнь? Исследование качества воды в водоемах и водопроводе.
Водород в промышленности, получение и формы сбыта.
Водородный показатель в нашей жизни.
Воздух - природная смесь газов.
Воздух, которым мы дышим.
Воздух-невидимка.
Все тайны янтаря.
Выделение винной кислоты из исследуемого сорта винограда.
Выращивание в домашних условиях монокристаллов из насыщенного раствора солей и квасцов.
Выращивание кристалла в домашних условиях.
Выращивание кристаллов в домашней лаборатории.
Выращивание кристаллов при различных внешних условиях.
Газированная вода - вред или польза.
Газированные напитки – яд малыми дозами.
Газированные напитки в жизни подростка.
Газированные напитки: польза или вред?
Газировка. Вкусно! Полезно?
Глютамат натрия - причина пищевой наркомании.
Горный хрусталь - символ скромности и чистоты помыслов.
Да здравствует мыло душистое!
Декоративная косметика и ее влияние на кожу.
Грани яркой натуры. Д.И. Менделеев.
Детское питание.
Диетический заменитель сахара аспартам - токсичное вещество.
Для чего нужен йод?
Добавки, красители и консерванты в пищевых продуктах.
Домашняя аптечка.
Дюжина пряностей глазами химика.
Есть, или не есть - вот в чем вопрос!?
Жевательная резинка. Миф и реальность.
Жевательная резинка: польза или вред?
Железо - элемент цивилизации и жизни.
Железо и его соединения.
Железо и здоровье человека.
Железо и окружающая среда.
Жесткость воды: актуальные аспекты.
Живопись и химия.
Жидкие средства для мытья посуды.
Жизненная ценность мёда.
Жизнь без глютена.
Жиры: вред и польза.
Защитные свойства зубных паст.
Знаки на пищевых упаковках.


Знаменитые напитки. Плюсы и минусы напитков «Пепси» и «Кока-Кола», «Спрайт» и «Фанта».
Зубные пасты
Из жизни полиэтиленового пакета.
Из чего состоит одежда. Волокна.
Изучаем силикаты.
Изучение свойств шампуней.
Изучение секретов приготовления клея.
Изучение состава и свойств минеральной воды.
Изучение состава мороженого.
Изучение способности и динамики накопления тяжелых металлов лекарственными растениями (на примере одного вида лекарственных растений).
Изучение характеристик мороженого как продукта питания.
Индексы пищевых добавок.
Индикаторы в быту.
Индикаторы вокруг нас.
Индикаторы. Применение индикаторов. Природные индикаторы.
Инертные газы.
Искусственные жиры - угроза здоровью.
Использование дафний для определения пороговых значений ионов тяжелых металлов.
Использование дрожжей в пищевой промышленности.
Исследование pH-растворов некоторых сортов мыла, шампуней и стиральных порошков.
Исследование влияния жевательной резинки на организм человека.
Исследование жесткости воды и способов ее снижения.
Исследование качества воды в городе и пригороде.
Исследование свойств аспирина и изучение его влияния на организм человека.
Исследование свойств серной кислоты.
Исследование уровня коррозии памятников города.
Исследование физико-химических свойств молока разных производителей, имеющих экологический сертификат.
Исследование физико-химических свойств натуральных соков разных производителей.
Исследование химического состава воды для определения эффективности применения фильтра «Барьер-4».
Исследование химического состава местных глин.
История возникновения шоколада.
Йод в продуктах питания и влияние его на организм человека.
Йод в продуктах питания и его влияние на организм человека.
Как определить качество мёда.
Какое мороженое вкуснее?
Кальций и его соединения в организме человека.
Катализ и катализаторы.
Каша - здоровье наше.
Кварц и его применение.
Кислотность рН-среды и здоровье человека.
Кислотные дожди.
Кислотный дождь и его влияние на экологию.
Кислоты и щёлочи в быту.
Клюква - северный лимон?
Колбаса - это вкусно и полезно?!
Количественное определение ртути в энергосберегающих лампочках.
Коррозия металлов и способы ее предупреждения.
Кофе в нашей жизни.
Кофеин и его влияние на здоровье людей.
Красители и продукты питания.
Кремний и его свойства.
Кумыс - национальный напиток казахов.
Кумыс и его целебные свойства
Лекарства и яды в древности.
Лекарственные растения.
Лекарство или яд?
Майонез - знакомый незнакомец!
Менделеев и Нобелевская премия.


Металлы – элементы жизни.
Металлы в жизни человека.
Металлы в искусстве.
Металлы в космосе.
Металлы в организме человека.
Металлы древности.
Металлы и сплавы, их свойства и применение в радиоэлектронной аппаратуре.
Металлы на теле человека.
Металлы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.
Металлы-биогены.
Микроэлементы в организме
Микроэлементы: зло или благо?
Минеральные вещества.
Мир воды. Тайны водопроводной, секреты минеральной.
Мир пластмасс.
Мир стекла.
Молоко: за и против.
Молочные продукты.
Мы живем в мире полимеров.
Мыло: вчера, сегодня, завтра.
Мыло: друг или враг?
Мыло: история и свойства.
Мыльная история.
Наличие в продуктах питания йода и его биологическая роль.
Напиток «Кока-кола»: новые вопросы старой проблемы.
Нефть и нефтепродукты.
Обнаружение содержания воды в бензине.
Определение в шоколаде жиров, углеводов и белков.
Определение ионов свинца в травянистой растительности парков города.
Определение йода в йодированной поваренной соли.
Определение количества витамина С в лимоне.
Определение примесей в водопроводной воде.
Определение физико-химических показателей молока.
Органические яды и противоядия.
Осторожно - пиво!
Пектин и его влияние на организм человека.
Перекись водорода.
Периодическая система Д.И. Менделеева как основа научного мировоззрения.
Пищевые добавки дольше сохраняют свежесть хлеба.
Поваренная соль - всего лишь приправа?
Поваренная соль - кристаллы жизни или белая смерть?
Поваренная соль – минерал необычайной важности.
Почему гибнут каштаны в промышленном районе города.
Почему овощи и фрукты кислые?
Применение хлорофилла в синтезе акриламидных гидрогелей.
Проблема йодного дефицита.
Проблема утилизации. Переработка отходов.
Пряности глазами химика.
Психоактивные вещества в повседневной жизни человека.
Растворимое смертное (яды).
Рецепты красоты.
Роль слюны в формировании и поддержании кариесрезистентности зубной эмали.
Сахар и сахарозаменители: за и против.
Сборник стихотворений «Химия и жизнь».
Секреты белозубой улыбки.
Сера и ее соединения.
Синтетические высокомолекулярные соединения (ВМС).
Синтетические моющие средства для стиральных автоматических машин.
Синтетические моющие средства и их свойства.
Сода: знакомая и незнакомая.
Содержание нитратов в питьевых и столово-минеральных водах.
Сок как источник аскорбиновой кислоты.


Состав воздуха и его загрязненность.
Состав и свойства зубных паст.
Состав и свойства растительных масел.
Состав моющих средств.
Состав чая.
Состояние атмосферных осадков на пришкольном участке и за чертой города.
Средства для мытья посуды.
Стиральные порошки: обзор и сравнительная характеристика.
Стоит ли есть пуд соли?
Тихая сила ядов.
Удивительные "серебряные" реакции.
Фосфор, его свойства и аллотропные изменения.
Химический анализ водопроводной воды в моей школе на определение органолептических показателей, содержания хлорид-ионов и ионов железа.
Химический анализ воды в речке.
Химия – союзник медицины.
Химия красок.
Химия кремния и его соединений.
Химия марганца и его соединений.
Химия меди и ее соединений.
Хлорирование воды: прогнозы и факты.
Чего боится белок?
Чернобыль. Это не должно повториться.
Чипсы: вред или польза?
Чипсы: лакомство или яд?
Чипсы: польза или вред?
Что мы знаем о шампуне?
Что нужно знать о пищевых добавках.
Что полезнее - чай или кофе?
"Что скрывается за буквой "Е"?
Что содержится в чашке чая?
Что такое кислотные дожди и как они образуются?
Что такое нефть и как она появилась на Земле?
Что такое сахар и откуда он берется.
Что у нас в солонке и в сахарнице?
Чугун и его сварка.
Чудеса из стекла.
Шелк натуральный и искусственный.
Шоколад - пища богов.
Шоколад: вред или польза?
Шоколад: лакомство или лекарство?
Экологическая безопасность в быту.
Экологические проблемы космического пространства.
Экспертиза качества мёда и способы его фальсификации.
Экспертиза органолептических свойств пшеничного хлеба.
Элемент номер один.
Энергетические напитки - напитки нового поколения.
Энергосберегающие лампы и экологический кризис.
Эти вкусные опасные чипсы.
Я - на диете!
Янтарь - волшебные слезы дерева.

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Киселевский педагогический колледж

Химия в стихах

(сборник стихов по химии для обучающихся и преподавателей химии, авт.- сост. Т. А. Манышева)

Сборник включает стихи по основным темам общей, неорганической и органической химии, изучаемым в общеобразовательных и других учебных заведениях. Это пособие может быть рекомендовано тем, кто изучает и любит химию и преподавателям химии.

Насильное обучение не может быть твёрдым,

Но то, что с радостью и весельем входит,

Крепко западает в души внимающим.

Василий Великий

В настоящее время идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Общие тенденции развития образования - это не только значительное расширение сферы компетенций обучающихся, но и повышение их культуры, максимальное развитие способностей, творческого потенциала и индивидуальности, формирование у них гуманистической системы ценностей, а также сохранение и укрепление здоровья.

В последние годы большинство обучающихся все чаще относят химию к числу нелюбимых и трудных предметов, так как, прежде всего не могут усвоить тот минимум сведений, без которых невозможно понять предмет. Желание каждого преподавателя - привить любовь и интерес к предмету, добиться максимально высокого уровня понимания и знаний, заботиться о здоровье обучающихся и о собственном здоровье, выстраивая бесконфликтные, доброжелательные отношения. Этому способ способствует создание лирического эмоционального настроя с помощью художественного слова.

Выразительность и яркость художественного слова позволяет разнообразить и оживить изложение сухого химического материала, вызвать интерес к теме и предмету в целом, активизировать ассоциативную память, способствует эстетическому воспитанию, а также снимает напряжение и усталость. Удачно подобранная рифма или сравнение помогают легче понять и запомнить состав вещества, то или иное свойство изучаемых элементов, соединений и происходящих с ними явлений.

Произведения художественной литературы, совершенствуя образное мышление обучающихся, могут оказать благотворное влияние на развитие их воображения, способность высказывать оригинальные идеи, то есть тех качеств, которые необходимы для научного творчества. В этой связи уместно привести слова известного советского химика А.Е. Арбузова: "Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии, с картинами живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области..."

Современный преподаватель должен быть разносторонним человеком. Ему не чужда лирика. Чувствуя увлеченность преподавателя, и обучающиеся увлекаются, приобщаются к художественному творчеству: начинают писать стихи, рассказы, сказки, сочинять загадки. И постепенно из не любимого и трудного химия переходит в ранг интересных, занимательных и доступных пониманию предметов.

Методика использования художественных произведений может быть разнообразной. Если отрывок содержит описание химического явления, то его целесообразно зачитать для иллюстрации изучаемого материала. Можно поступить и иначе: зачитав фрагмент из художественного произведения, спросить обучающихся: о каком химическом явлении идет речь в цитируемом тексте? Какая химическая реакция соответствует данному описанию? Как составить уравнение реакции? Сопровождение демонстрационного эксперимента стихами позволяет легче понять и запомнить условия и признаки реакций, характерные свойства веществ.

В настоящий сборник включены стихи выдающихся учёных-химиков: М. В. Ломоносова и Н. А. Морозова, известных поэтов: С. Щипачёва, Л. Мартынова, В. Шаламова, Е. Ефимовского и др., обучающихся и преподавателей различных учебных заведений, студентов Киселёвского педагогического колледжа. Стихи неизвестных составителю авторов отмечены * .

Сборник состоит из трёх разделов. Раздел I посвящён науке химии. Его открывает стихотворение студентки Киселёвского педагогического колледжа А. Черновой "Наука "Химия". Во II разделе раскрываются основные химические понятия, такие как электроотрицательность, степень окисления, аллотропия, электролиты, скорость химических реакций и др.

Раздел III - о химических элементах и веществах - посвящён периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, неметаллам, металлам (в порядке возрастания номера групп элементов) и их соединениям, а так же и органической химии. Некоторые стихи сопровождаются соответствующими формулами и уравнениями для лучшего понимания и запоминания.

Сборник может быть использован обучающимися общеобразовательных и других учреждений, а также учителями, как на уроках, так и во внеклассной работе для формирования и развития интереса к химии.

Наука "Химия"

Наука есть химия - волшебный предмет,

На любой из вопросов даст вам ответ.

Расскажет, откуда взялось вещество,

Состоит из чего, и получится что.

Узнаете вы достиженья ученых

И значение в чём их.

А уравненья и опыты сделайте вместе,

Ведь это серьёзно и так интересно!

Наука "Химия" всегда быть должна,

Она загадочна, но очень важна!

Услышится вам звук "химических лир",

И откроется в химию удивительный мир!

А. Чернова

Гидролиз

Соединениям некоторым характерно

Ну, например, солям,

Такое свойство: реагировать с водой,

Порой без внешних признаков,

Но непременно в ней разлагаться -

Здесь секрет простой.

Пословица в народе век бытует:

"Где тонко, там и рвётся",

Так и здесь: гидролиз там идёт,

Где компонент лишь слабый существует,

Ему с водой взаимодействовать -

Большая честь!

Компанию из букв " К " запомни:

Коль слабый к атион -

Идет гидролиз по нему,

И к атионы водорода образуясь,

Дают в растворе к ислую среду.

А если слабый анион появится в растворе,

Водой он вмиг же будет атакован,

И в результате их труда

От гидроксид-ионов

Щелочная явится среда.

Т. А. Манышева

***

Восстановитель – это тот, кто электроны отдаёт.

Сам отдаёт грабителю, злодею – окислителю!

Е.С. Ножко

Щелочные металлы

Вот металлы щелочные, Li, Na, K, Rb, Cs, Fr

Почему их так зовут? 2Ме + 2Н 2 О = 2МеОН + Н 2

Потому, что и они, и их оксиды Ме 2 О + Н 2 О = 2МеОН

Щёлочи в реакциях с водой дают. щёлочь

Нет на свете их активней

Средь металлов остальных.

В чем причина?

Электрон на внешнем слое

Лишь один у них. ns 1

C легкостью его теряя,

Окисляются везде:

В воздухе и чистом кислороде, Ме 0 - е - = Ме +1 окисление

И в азоте, в водороде, восстановитель

В галогенах и кислотах,

И в простой воде.

С возрастанием номера Ме Z Me R a

Растет активность их, Li св-ва

А степень окисления Na

Во всех соединениях K

Лишь плюс один у них. Rb

Лёгкие, пластичные, Fr

Режутся легко.

Страшно энергичные,

Брать нельзя рукой!

Их немного усмиряют,

В керосин всех погружая,

А легчайший литий

В вазелине скрытен.

Т. А. Манышева

Изомерия

Явление изомерии изучая,

Я вам, друзья, хочу сказать,

Для органических веществ

Оно так актуально,

Что надо нам его понять!

Насколько же природа многолика,

Что в формуле одной она дала

Нам множество веществ различных,

Своей структурой необычных,

А потому и свойствами отличных,

За это ей и похвала!

А вся причина - в углероде,

Что может цепи он давать

Неразветвленные и разветвленные,

Предельные и непредельные,

Открытые иль в циклы их

Способен замыкать.

Валентности своей при том не нарушая,

И оставаясь верным четырём,

Он создаёт нам мир

Живой, многообразный -

Согласно Бутлерову все мы в нём живём.

И нет предела в этом мире

И для природы, и профессоров.

Творят они в своих лабораториях

Бессчётное количество веществ,

Что органическими мы зовём.

Т. А. Манышева

Кузбасс - судьба моя

Кузбасс - шахтёрский край!

Край химиков и металлургов,

Могуч, суров, красив собой!

Тебя дано мне было выбрать,

Чтоб жизнь свою навек связать с тобой.

Окончив институт, по доброй воле

Приехала сюда из Подмосковья я.

Здесь начинала трудовой свой путь я в школе,

Здесь создалась семья моя.

Сменив чудесную природу

На непривычный взору моему пейзаж,

По уголку родному тосковала

И плакала, порой, не раз.

Порой, от стужи лютой замерзая

Иль утомившись от безудержной жары,

Умом и сердцем понимала,

Что значит слово гордое "сибиряки!"

Здоровье богатырское заключено в нём,

Сплав воли, мужества и доброты,

Металла стойкость,

Сердца жар, что, словно уголь раскалённый,

Гостеприимство русское и широта души.

"Некоренная я, но сибирячка!" -

Могу теперь сказать так про себя.

Земля Кузнецкая родной мне стала,

Ею горжусь, душой любя!

Горжусь масштабами её заводов,

Несметными запасами угля

И химией большой, к которой

Пусть немного, но всё-таки причастна я!

Т. А. Манышева

Предисловие.......................................................................................6

Раздел I. О науке химии....................................................................9

Наука "Химия"...................................................................................9

Гимн химии........................................................................................9

Гимн химиков..................................................................................10

Любовь химика................................................................................11

Раздел II. Основные понятия химии..............................................13

Электроотрицательность.................................................................13

Степень окисления...........................................................................14

Аллотропия.......................................................................................14

Электролиты.....................................................................................16

Правила протекания реакций ионного обмена.............................18

Электрон...........................................................................................18

Принцип Ле-Шателье......................................................................20

Скорость химических реакций.......................................................21

Гидролиз...........................................................................................22

Окраска индикаторов в различных средах....................................24

Раздел III. О химических элементах и веществах........................26

Читая Менделеева............................................................................26

Периодический закон......................................................................26

Периодическая система химических элементов...........................33

Химические элементы на защите Родины.....................................33

Известно: химия наука о веществах...............................................34

Храм природы..................................................................................36

Неметаллы........................................................................................36

Простые вещества - неметаллы......................................................36

Водород.............................................................................................37

Хоровые загадки..............................................................................38

Просто вода......................................................................................39

Дистиллированная вода..................................................................40

Свойства воды..................................................................................41

Свойства кислот...............................................................................47

Бор.....................................................................................................48

Парад элементов. IV группа...........................................................48

Углерод.............................................................................................49

Горючий уголь.................................................................................51

Оксиды углерода..............................................................................51

Поэма о минералах (отрывок)........................................................53

Братья карбонаты.............................................................................53

Кремний............................................................................................54

Элементы IVА группы....................................................................54

Письмо о пользе Стекла..................................................................56

Стекло и цемент...............................................................................62

Парад элементов. V группа.............................................................62

Азот...................................................................................................63

Басня "Спор".....................................................................................65

Аммиак..............................................................................................66

Фосфор..............................................................................................67

Мышьяк.............................................................................................69

Парад элементов. VI группа...........................................................69

Кислород...........................................................................................69

Открытие кислорода........................................................................73

Если исчезнет кислород..................................................................74

Кислород и водород.........................................................................75

Оксиды..............................................................................................75

Сера...................................................................................................78

Парад элементов. VII группа..........................................................80

Семейство солеродов.......................................................................80

Галогены...........................................................................................81

Фтор...................................................................................................83

Хлор...................................................................................................84

Йод.....................................................................................................85

Парад элементов. VIII группа. Инертные газы.............................85

Металлы............................................................................................87

Семь металлов создал свет... ..........................................................87

Металл - это точность... ..................................................................87

Электрохимический ряд напряжений металлов...........................88

Щелочные металлы.........................................................................90

Парад элементов. I группа..............................................................91

Литий.................................................................................................92

Натрий...............................................................................................92

Медь..................................................................................................94

Золото................................................................................................97

Парад элементов. II группа.............................................................97

Бериллий...........................................................................................98

Магний..............................................................................................98

Парад элементов. III группа............................................................99

Алюминий......................................................................................100

Олово...............................................................................................100

Парад элементов. VIIIгруппа........................................................101

Железо.............................................................................................102

Красная кровяная соль..................................................................106

Основания.......................................................................................107

Получение и свойства амфотерных гидроксидов.......................108

Гидроксиды....................................................................................110

Органическая химия......................................................................111

Считалочка.....................................................................................111

Классы органических соединений...............................................112

Изомерия.........................................................................................113

Радикалы... Радикалы....................................................................115

Каучу - "слёзы дерева"..................................................................116

Макинтош.......................................................................................117

Этанол - алкоголь...........................................................................119

Кислоты..........................................................................................120

Муравьиная кислота......................................................................123

Портрет уксусной кислоты...........................................................125

Гимн сложным эфирам..................................................................126

О нитроглицерине..........................................................................126

Ода пластмассам............................................................................127

Двадцатый век стал веком полимеров... .....................................128

Кузбасс - судьба моя......................................................................128

Я долг гражданский свой..............................................................130

Список литературы........................................................................131


Работа в классах с углубленным изучением гуманитарных предметов: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, хореография, требует от педагогов естественнонаучного цикла внедрения нетрадиционных форм уроков и занятий. В целях повышения интереса к обучению, образного восприятия изучаемого материала педагоги обращаются к художественному слову. Работа на уроках и внеклассных занятиях с использованием художественной и научно-популярной литературы служит прочному освоению учащимися основ химии, ознакомлению их с ролью химии в жизни человека. Помимо вопросов, непосредственно связанных с содержанием произведения художественной литературы, следует рассматривать вопросы, побуждающие учащихся использовать изучаемый материал по химии.

Курс: литература ихимия.

Класс: 8 класс.

Учебно-методическое обеспечение:

  • Произведения художественной литературы.
  • Набор химического оборудования для демонстрационных опытов.
  • Набор химического оборудования для лабораторных опытов.

Время реализации занятия: 40 мин.

Цель урока: расширить и обобщить знания об основных понятиях химии, химических реакциях, химической символике, применяемых не только в области точных, но и в сфере гуманитарных наук, в частности в литературе.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Расширение и обобщение знаний об основных понятиях химии, химических реакциях и химической символике, используемых в текстах художественной литературы.

Развивающие:

  • Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей самостоятельного приобретения и применения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями.

Воспитательные:

  • Воспитание отношения к химии и литературе как одним из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.

Проблемные вопросы:

  1. Есть ли точки соприкосновения между литературой и химией?
  2. В чем проявляется химизация поэзии?
  3. Как и для чего авторы используют знания химических явлений в прозе?
  4. Допускают ли авторы художественных произведений неточности при описании химических процессов?

Тип урока: урок углубления, обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Формы обучения:

  • фронтальная экспериментальная работа;
  • индивидуальная работа;
  • групповая работа.

Оборудование:

  • ПК и видеопроектор;
  • оборудование для экспериментальных работ.

Методы: проблемно-эвристические.

  • Эвристическая беседа.

Ход урока

Этапы урока

Временная реализация

1. Организационный момент, приветствие, знакомство с темой, мотивация, целеполагание – постановка проблемного вопроса “Есть ли точки соприкосновения между литературой и химией?” 2 мин
2. Постановка и решение проблемного вопроса 2 “Химизация поэзии”: 9 мин
2.1. Постановка проблемного вопроса “Химизация поэзии” 1 мин
2.2. (Слайд 2-6) Химизация поэзии 18-20 вв. Обсуждение и анализ поэтических строк 2 мин
2.3. Выступление учащихся: выразительное чтение стихов и их анализ 6 мин
3.Постановка и решение проблемного вопроса 3 “Химия в прозе”: 21 мин
3.1 Постановка проблемного вопроса 3 1 мин
3.2. (Слайд 7) Отрывок из произведения В.Ф. Одоевского “Мороз Иванович”. Выразительное чтение отрывка из литературного источника учащимся 1 мин
3.3. Анализ химических процессов, описанных в отрывке (фронтальная беседа с учащимися, усвоение нового понятия “адсорбция”) 2 мин
3.4. “Экспертиза” описанных в отрывке химических явлений. Демонстрация опыта учащимися – фильтрование загрязненной воды 2 мин
3.5. Коллективное обсуждение результатов опыта 1 мин
3.6. (Слайд 8) Отрывок из произведения М. Митчел “Клеопатра” Выразительное чтение отрывка из литературного источника учащимся 1 мин
3.7. Анализ химических процессов, описанных в отрывке (фронтальная беседа с учащимися) 2 мин
3.8. “Экспертиза” описанных в отрывке химических явлений. Демонстрация опыта учащимся – горение спирта и “тушение” горящего спирта водой и накрыванием плотным материалом 2 мин
3.9. Коллективное обсуждение результатов опыта 2 мин
3.10. (Слайд 9) Отрывок из произведения Р.Хагарта “Унесенные ветром” Выразительное чтение отрывка из литературного источника учащимся 1 мин
3.11. Анализ химических процессов, описанных в отрывке (фронтальная беседа с учащимися) 2 мин
3.12. “Экспертиза” описанных в отрывке химических явлений. Лабораторные опыты с мелом и яичной скорлупой. 2 мин
3.13. Коллективное обсуждение результатов опыта 2 мин
4. Постановка и решение проблемного вопроса 4 Допускают ли авторы художественных произведений неточности при описании химических процессов? 4 мин
4.1. (Слайд 10-11) Отрывки из стихов И.Сельвинского и А.Ахматовой 2 мин
4.2. Анализ высказываний, требующие соответствующих пояснений и исправлений. 2 мин
Подведение итогов урока. 4 мин
Рефлексия. 2 мин
Домашнее задание 2 мин

Ход урока

1. Организационный этап.

Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.

Учитель химии: Химию называют “индустрией чудесных превращений”. Она повсюду: одежда, пища, самолеты, заводы, машины… А книги (Слайд №2) с самого детства – наши лучшие друзья. Казалось бы, химия и литература – совершенно разные предметы, и соприкосновения найти невозможно. Мы постараемся ответить на этот вопрос в ходе нашего маленького исследования. Объектом нашего исследования являются произведения русской и зарубежной литературы, в которых присутствуют описания химических веществ и их превращений, что делает стихи и прозу более яркими, образными, колоритными, позволяя читателю иметь полное представление о каких-либо событиях. “Нельзя объять необъятное”, – считал один литературный герой. Мы согласимся с ним и из целого океана, именуемого Литературой, мы возьмем для исследования лишь его маленький ручеек – отрывки из произведений художественной литературы. Мы проанализируем отрывки из произведений, дадим им экспертную оценку с точки зрения химии и докажем экспериментально описанные химические процессы.

2. Постановка и решение проблемного вопроса 2 “Химизация поэзии”:

Учитель литературы: Находясь в кабинете химии, физики и в кабинете литературы мы видим портрет М.В.Ломоносова. Без преувеличения можно сказать, что М.В.Ломоносов был ученым – в поэзии и искусстве, поэтом и художником– в науке. В его знаменитой “Оде на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года” – проходит целое аллегорическое шествие наук. М.В. Ломоносов представлял пользу, величие и значение каждой области знания. Ученый хотел видеть Россию образованной, великой державой. В своих стихах он выступает поборником просвещения и разума. Прославление наук, уверенность в том, что человеческий разум способен на все, – важнейшая черта миросозерцания М.В. Ломоносова. Он верил:

Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать

Химизация поэзии началась с освоения химического языка, названий химических элементов и веществ, в первую очередь металлов. (Слайды№3-№7 учитель читает строки из стихотворений и просит учащихся ответить на вопрос: “О каких химических терминах идет речь в поэтических строках”)

Учащиеся отвечают.

Учитель литературы: Ученица прочитает и проанализирует стихотворение “Молюсь оконному лучу…” А.Ахматовой, другой учащийся анализирует стихотворение О.Мандельштама “Я к губам подношу эту зелень…”. Они выбрали эти произведения для того, чтобы показать, как авторы используют химические термины для усиления образности повествования.

Учащиеся читают стихи и делают анализ стихотворения

3. Постановка и решение познавательной задачи 3 “Химия в прозе”.

Учитель литературы: Богаты описаниями химических терминов и химических процессов художественные произведении в прозе. (Слайд №8 учащийся читает строки из книги В.Ф. Одоевского “Мороз Иванович”)

Учитель химии: Давайте рассмотрим представленные из отрывка произведения процессы с точки зрения химика. Какой процесс описан в эпизоде? Какие вещества можно разделить методом фильтрования? Что называют фильтратом? Можно ли таким способом разделить воду и растворенные в ней вещества? Для чего Рукодельница использовала уголь при фильтровании воды?

Учащиеся отвечают

Учитель химии: Активированный уголь (древесный уголь) обладает удивительным свойством – поглощать частицы других веществ из растворов и газов. Это свойство угля используют в медицине в виде лекарственного препарата, при очистке воды на водоочистных сооружениях, в противогазах. Химики назвали это явление адсорбцией. После того как мы дали экспертную оценку явлению, описанному В.Ф. Одоевским докажем экспериментально описанные химические процессы.

Учащиеся демонстрируют опыт по очистке воды методом фильтрования и комментируют свои действия. Идет коллективное обсуждение результатов под руководством учителя.

Учитель литературы: В книге М. Митчел “Унесенные ветром” описана сцена пожара (Слайд №9 учащийся читает строки из книги)

Учитель химии: Давайте рассмотрим представленные из отрывка произведения процессы с точки зрения химика. Какой химический процесс описан в эпизоде? Что представляет собой реакция горения? Какие условия необходимо соблюдать для того, чтобы остановить или замедлить процесс горения? Права ли была Скарлет, выполняя свои действия при тушении огня в доме?

Учащиеся отвечают

Учитель химии: Продемонстрируем на опыте способы тушения огня.

Учащиеся демонстрируют опыт по тушению пламени, идет коллективное обсуждение результатов под руководством учителя.

Учитель литературы: В романе Г.Р. Хаггарда “Клеопатра” есть следующие строки (Слайд №10 учащийся читает строки из книги)

Учитель химии: Давайте рассмотрим представленные из отрывка произведения процессы с точки зрения химика. Из какого материала образован жемчуг? Какие природные материалы образованы из этого же вещества? Какую химическую реакцию провела Клеопатра в описанном эпизоде? Можно ли провести реакцию других природных карбонатов с кислотой?

Учащиеся проводят лабораторные опыты с мелом и яичной скорлупой, идет коллективное обсуждение результатов под руководством учителя. Учитель просит учащихся записать уравнение соответствующей реакции в тетради и через некоторое время просит сверить написанное уравнение с образцом (Слайд№11)

4. Постановка и решение проблемного вопроса 4 “Допускают ли авторы художественных произведений неточности при описании химических процессов?”

Учитель химии: В чем химическая “ошибка” автора?

Учащиеся отвечают.

Учитель литературы: В стихотворении А. Ахматовой тоже есть “ошибка”, но как точно подмечена разница в динамике разрушения стали и мрамора. (Слайд №13 учитель читает строки из стихотворения).

Учащиеся отвечают.

5. Общие выводы

Учитель литературы: Химия для писателей и поэтов всегда представлялась предметом романтическим. Эта особенность химии побуждала многих писателей и поэтов включать в свои произведения образы, навеянные размышлениями о веществе и его превращениях. Надеемся, что художественное слово на уроке химии создало у вас положительный эмоциональный настрой. И что мы смогли ответить на наш главный проблемный вопрос “Есть ли точки соприкосновения между литературой и химией?”

Учащиеся отвечают и высказывают свою точку зрения, соглашаясь с тем. что существуют точки соприкосновения между такими предметами как литература и химия.

Учитель литературы: Мы думаем, что, читая художественное или поэтическое произведение, вы с интересом будете находить связь столь разных наук химии и литературы. Домашнее задание – представить отрывки из прочитанных вами произведений, отражающие взаимосвязь химии и литературы.

Учитель химии предлагает учащимся заполнить рефлексивную карточку, ответить на вопросы: Что было самым интересным и необычным на уроке? Что нового узнал для себя лично?

Список использованной художественной литературы на уроке:

  1. М.В. Ломоносов. “Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года”.
  2. А.Н. Радищев (стихи).
  3. М.Ю. Лермонтов (стихи).
  4. С.Есенин (стихи).
  5. В.В.Маяковский (стихи).
  6. А.Ахматова (стихи).
  7. О.Мандельштам (стихи).
  8. И.Сильвинский (стихи).
  9. В.Ф. Одоевский. Сказка “Мороз Иванович”.
  10. М. Митчел. Роман “Унесенные ветром”.
  11. Г.Р. Хаггард. Роман “Клеопатра”.

Химия находит применение в различных отраслях деятельности человека – медицине, сельском хозяйстве, производстве керамических изделий, лаков, красок, автомобильной, текстильной, металлургической и других отраслях промышленности. В повседневной жизни человека химия нашла отражение прежде всего в различных предметах бытовой химии (моющие и дезинфицирующие средства, средства по уходу за мебелью, стеклянными и зеркальными поверхностями и т.д.), лекарственных препаратах, косметических средствах, различных изделиях из пластмасс, красках, клеях, средствах для борьбы с насекомыми, удобрениями и т.д. Этот список можно продолжать практически бесконечно, рассмотрим лишь некоторые его пункты.

Предметы бытовой химии

Из предметов бытовой химии первое место по масштабам производства и применения занимают моющие средства, среди которых наиболее популярны различные мыла, стиральные порошки и жидкие моющие средства (шампуни и гели).

Мыла представляют собой смеси солей (калиевые или натриевые) жирных ненасыщенных кислот (стеариновая, пальмитиновая и др.), причем натриевые соли образуют твердые мыла, а калиевые – жидкие.

Мыла получают по реакции гидролиза жиров в присутствии щелочей (омыление). Рассмотрим получение мыла на примере омыления тристеарина (триглицерид стеариновой кислоты):

где C 17 H 35 COONa и есть мыло – натриевая соль стеариновой кислоты (стеарат натрия).

Получение мыла возможно и с использованием в качестве сырья алкилсульфатов (соли сложных эфиров высших спиртов и серной кислоты):

R-CH 2 -OH + H 2 SO 4 = R-CH 2 -O-SO 2 –OH (сложный эфир серной кислоты) + H 2 O

R-CH 2 -O-SO 2 –OH + NaOH = R-CH 2 -O-SO 2 –ONa (мыло – алкилсульфат натрия) + H 2 O

В зависимости от сферы применения выделяют хозяйственные, косметические (жидкие и твердые) мыла, а также мыло ручной работы. В мыло дополнительно можно ввести различные ароматизаторы, красители или отдушки.

Синтетические моющие средства (стиральные порошки, гели, пасты, шампуни) представляют собой сложные по химическому составу смеси нескольких компонентов, главной составляющей частью которых являются поверхностно-активные вещества (ПАВ). Среди ПАВов выделяют ионогенные (анионные, катионные, амфотерные) и неионогенные ПАВ. Для производства синтетических моющих средств обычно применяют иногенные анионные ПАВы, представляющие собой алкилсульфаты, аминосульфаты, сульфосукцинаты и др. соединения, которые диссоциируют на ионы в водном растворе.

Порошкообразные моющие средства обычно содержат различные добавки для устранения жировых загрязнений. Чаще всего это кальцинированная или питьевая соду, фосфаты натрия.

К некоторым порошками добавляют химические отбеливатели — органические и неорганические соединения, при разложении которых происходит выделение активного кислорода или хлора. Иногда, в качестве отбеливающих добавок используют ферменты, которые за счет быстрого процесса расщепления белка хорошо удаляют загрязнения органического происхождения.

Изделия из полимеров

Полимеры- высокомолекулярные соединения, макромолекулы которых, состоят из «мономерных звеньев» — молекул неорганических или органических веществ, соединённых соединенных между собой химическими или координационными связями.

Изделия из полимеров нашли широкое применение в повседневной жизни человечества – это всевозможные бытовые принадлежности — кухонная утварь, предметы для ванной комнаты, приборы хозяйственного и бытового назначения, емкости, для хранения, упаковочные материалы и т.д. Волокна полимеров применяются для изготовления разнообразных тканей, трикотажа, чулочно-носочных изделий, искусственного меха гардин, ковров, обивочных материалов для мебели и автомашин. Из синтетического каучук производят резинотехнические изделия (сапоги, галоши, кеды, коврики, подошвы для обуви и т.д.).

Среди множества полимерных материалов широко используют полиэтилен, полипропилен, поливинлхлорид, тефлон, полиакрилат и пенопласт.

Среди изделий из полиэтилена наибольшую известность в быту получили полиэтиленовая плёнка, всевозможная тара (бутылки, банки, ящики, канистры и т.д.), трубы для канализации, дренажа, водо-, газоснабжения, броня, теплоизоляторы, термоклей и т.д. Всю эту продукцию производят из полиэтилена, получаемого двумя способами – при высоком (1) и низком давлении (2):



ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Полипропилен – полимер, полученный полимеризацией пропилена в присутствии катализаторов (например, смесь TiCl 4 и AlR 3):

n CH 2 =CH(CH 3) → [-CH 2 -CH(CH 3)-] n

Широкое применение этот материал нашел в производстве упаковочных материалов, предметов домашнего обихода, нетканых материалов, одноразовых шприцов, в строительстве для вибро- и шумоизоляции межэтажных перекрытий в системах «плавающий пол».

Поливинилхлорид (ПВХ) – полимер, полученный суспензионной или эмульсионной полимеризацией винилхлорида, а также полимеризацией в массе:

Применяется для электроизоляции проводов и кабелей, производства листов, труб, пленок для натяжных потолков, искусственных кож, линолеума, профилей для изготовления окон и дверей.

Поливинилхлорид используют как уплотнитель в бытовых холодильниках, вместо относительно сложных механических затворов. Из ПВХ также делают презервативы для людей с аллергией на латекс.

Косметические средства

Основные продукты косметической химии – это всевозможные кремы, лосьоны, маски для лица, волос и тела, духи, туалетная вода, краски для волос, туши, лаки для волос и ногтей и т.д. В состав косметических средств входят вещества, которые содержатся в тканях, для которых предназначены эти средства. Так, в косметические препараты по уходу за ногтями, кожей и волосами входят аминокислоты, пептиды, жиры, масла, углеводы и витамины, т.е. вещества, необходимые для жизни клеток, составляющих эти ткани.

Помимо веществ, получаемых из природного сырья (например, всевозможные растительные экстракты) в производстве косметических средств широко используют синтетические виды сырья, которые получают путем химического (чаще органического) синтеза. Вещества, полученные таким путем, характеризуются высокой степенью чистоты.

Основные виды сырья для производства косметических средств естественные и синтетические животные (куриный, норковый, свиной) и растительные (хлопковое, льняное, касторовое масло) жиры, масла и воски, углеводороды, ПАВы, витамины и стабилизаторы.

Просмотров