Как правильно совершать поклоны. Поклоны на богослужении

В 2001 году проходил Всероссийский регентский съезд, восстановивший традицию, прерванную в 1916 г. Наряду с важными клиросными и уставными проблемами, рассматривался вопрос и о поклонах в храме за богослужением.
В храме все должно быть "по чину и благообразно", где самовольным ошибочным мнениям не место.
Начну краткий обзор этой темы.
Поклоны существуют трех видов:
МАЛЫЕ (метания) с крестным знамением и без оного
ПОЯСНЫЕ
ЗЕМНЫЕ

МАЛЫЙ ПОКЛОН С КРЕСТНЫМ ЗНАМЕНИЕМ
-применяются во всех случаях выражения молитвенного чувства и обращения. Например, при прохождении мимо алтаря, храма, на прошении ектиний, при пении "Аллилуиа", "Святый Боже", когда слова молитвословий побуждают к этому ("поклонимся", "припадем", "Помолимся").

МАЛЫЙ ПОКЛОН БЕЗ КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЯ
1. Когда кадят молящихся (причем, поклон - ПОСЛЕ, а не во время каждения: в то время, когда дьякон или священник Вас кадит - Вы стоите прямо); осеняют их свечами; когда благословляют рукой или крестом (последнее про крест для меня - новость).
2. Когда священнослужитель совершает каждение всего храма. При этом лицом к нему поворачиваются только те молящиеся, мимо которых проходит кадящий. И тем более не поворачиваются к алтарю спиной.
3. При возглашении
- ГЛАВЫ ВАША ГОСПОДЕВИ ПРИКЛОНИТЕ
- МИР ВСЕМ
- БЛАГОСЛОВЕНИЕ ГОСПОДНЕ НА ВАС...
- БЛАГОДАТЬ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА...
4. На Херувимской песне на великом входе при возглашении: ВСЕХ ВАС ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН.... (при этом священник крестообразно осеняет предстоящий народ Святой Чашей). Я в этот момент молюсь в себе: Помяни мя, Господи, во Царствии Своем! Помяни мя, Владыко, во Царствии Своем! Помяни мя, Святый, во Царствии Своем!
5. Во время чтения Евангелия (стоит прямо, с наклоненной головой, как бы слушая Самого Иисуса Христа).
6. При пасхальном приветствии кадящего с крестом иерея при словах:
- ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Отвечая:
- ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ БЕЗ ПОКЛОНА
1. При чтении Символа веры на словах:
"...Бога Отца, Вседержителя...", "И во Единаго Господа Иисуса Христа...", "И в Духа Святаго...".
Здесь есть разночтения, например у свт. Игнатия Брянчанинова указано осенять себя крестом только на "Верую...".
2. При произнесении слов:
"силою Честнаго и Животворящаго Креста...".
3. В начале чтения Апостола, паремий.
4. При отпусте на словах:
"Христос истинный Бог наш...", а поклон уже после окончания отпуста, на последних словах.
5. В начале шестопсалмия 3 раза на словах "Слава в вышних Богу...".
6. При словах тропаря "Спаси, Господи, люди Твоя..." и др.

ПОЯСНОЙ ПОКЛОН
Поясные поклоны бывают глубокие (до земли - рукой) и неглубокие (в пояс).
Применяются:
1. При входе в храм и выходе из него (3 раза напротив алтаря).
2. При возгласе "Благословен Бог наш...".
3. При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святей Троице.
4. При возгласах:
- Твоя от Твоих.
- Святая Святым (3 поклона!)
5. При произнесении слов на "Честнейшей":
- ...Сущую Богородицу Тя величаем.
6. На возглас:
- Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе!
7. В начале великого славословия на утрени ("Слава в вышних Богу").
В современной традиции все более входит обычай становиться на колени, хотя Устав предполагает метание.
8. После пения первой половины Херувимской песни, на великом входе, во время выхода священнослужителей (встречая Святую Чашу).
9. Перед чтением и по прочтении Евангелия на словах "Слава тебе, Господи, слава Тебе".
10. После "Достойно есть" - земного поклона не совершаем, из-за того, что земной поклон предшествовал Святым Тайнам.
Святым Тайнам - земной, Божией Матери - поясной

ЗЕМНОЙ ПОКЛОН
Земные поклоны – поклоны, «елико мощи главою до земли довести» (Типикон), полагают при поклонении наибольшим святыням; в дни постов и наиболее важные и таинственные моменты богослужения. А первом и последнем случаях значение календарного периода в расчет не принимается.

Так, во время пения «ТЕБЕ ПОЕМ» на Евхаристическом каноне (как ориентир для прихожан – приблизительно во время пения «и молим Ти ся Боже наш») происходит страшный и славный МОМЕНТ ПРЕЛОЖЕНИЯ Святых Даров. По учению церкви, с этого момента на Святом Престоле возлежат уже не хлеб и вино, но Самое Пречистое Тело Христово и Самая Пречистая Его Кровь, и священник повергается ниц перед этой Святынею.

«….ЭТОТ МОМЕНТ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ - ОСНОВА ВСЕЙ ЖИЗНИ МИРА, это - ось жизненного колеса…
Страшный этот момент: все существо человека, все его чувства, мысли, все его существо должно повергаться ниц перед этим явлением человеколюбия и милости Искупителя»,--

так пишет об этом великом моменте священномученик Серафим (Звездинский).
Земной поклон здесь положен в любой календарный период и, в том числе, на Пасху.
Можно только недоумевать и скорбеть, когда в столь важнейший момент народ не падает ниц, а на возгласе «Святая святым» почти все делают земной поклон, когда он здесь неуместен.
(Вот уж точно - так и происходит(((.)

Священнослужитель делает поясные поклоны (положено 3 поклона), стоя возле Престола, а народ падает ниц, стоя в храме… Это можно объяснить только незнанием, непониманием происходящего за богослужением.

Обязателен земной поклон причастнику, в том числе и на Пасху при явлении Святых Даров на возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите…».

ЗЕМНОЙ ПОКЛОН в Великий пост.
Примеры обязательного употребления земных поклонов:
- на Великом повечерии при возглашении:
"Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных"
"Боже, очисти нас, грешных, и помилуй нас";
- на Великопостной вечерне
при пении "Богородице Дево, радуйся",
"Слава: Крестителю... Христов...", и ныне: "Молите за ны..." (на ккаждом стропаре все творят один земной поклон,
после "Под Твое благоутробие..." - один поясной;
- на изобразительных, в конце пения блаженств поется троекратное:
"Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем", Помяни нас, Владыко...", "Помяни нас, Святый...".

ЗЕМНЫЕ ПОКЛОНЫ: РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ
Самой распространенной ОШИБКОЙ является то повсеместно принятое мнение, ЧТО НЕ ПОЛОЖЕНО СОВЕРШАТЬ В ХРАМЕ ЗЕМНЫЕ ПОКЛОНЫ:
- в дни воскресные, в дни святок, от Пасхи до Пятидесятницы, в двунадесятые праздники. Поклоны в этих случаях прекращаются от вечернего входа под праздник до «Сподоби, Господи…» на вечерне в самый день праздника или его отдания;
-также и в дни Страстной седмицы после прочтения в последний раз молитвы «господи и Владыко живота моего» до Пятидесятницы, исключения составляют поклоны у Плащаницы; и в двунадесятый праздник Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста совершаются поклоны перед Крестом.
На самом деле Устав никогда не запрещал земных поклонов.
Все эти указания Устава нуждаются в подробном рассмотрении. Чаще всего опираются на выражение Правила 20-го I Вселенского Собора, которое гласит: «Понеже суть некоторые преклоняющие колена в День Господень; и во дни Пятидесятницы; то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу». Правило 90-е VI Константинопольского Собора также говорит о непреклонении колен с субботы по входе до воскресения по входе на вечерни. Но, обращая внимание на слова «преклоняющие колена», почему-то пропускают слова «да стояще приносят молитвы Богу». Однако это важно, потому что «преклонением колен» называются НЕ ЗЕМНЫЕ поклоны, а ДЛИТЕЛЬНОЕ моление НА КОЛЕНЯХ. Во времена Соборов таковыми являлась, например, сугубая ектиния. В будние дни ее сугубость значимость проявлялась не только в троекратном повторении «Господи, помилуй!», но и в умилостивляющем, покаянном положении тела, а именно: стоя на коленях. Такая молитва действительно уменьшала праздничность дня.
Указывая на выражение Постной Триоди (Великая Среда вечера): «И абие упраждняются совершенно в церкви бываемые поклоны. В келлиях же даже и до Великаго Пятка совершаются», забывают, что по терминологии книги, составленной на Востоке, - Постной Триоди, - Церковь обозначает НЕ ХРАМ, а СОБРАНИЕ ВСЕЙ ОБЩИНЫ на молитву. Келлия же подразумевает не отдельную комнату русских монастырей, занимаемую одним лицом, а маленькую группу монахов, возглавляемую старцем или просто старшим братом, поставленным от священноначалия обители. ТАКИМ ОБРАЗОМ, здесь речь идет об отмене ОРГАНИЗОВАННЫХ поклонов во главе со священником (в храме) или старшим (в келлии).
Больше о поклонах ри Триодь, ни Типикон не упоминают. Однако все согласны, что перед Плащаницей творятся только земные поклоны. Следовательно вышеуказанное правило не касается земных поклонов вообще, а имеет отношение только к определенной их группе (организованным).
Можно привести еще три косвенных момента.
1. По свидетельству старых насельников Киево-Печерской Лавры, старцы в Лавре говорили: «А если в самый Светлый день Пасхи нам явится Господь Иисус Христос - мы упадем Ему в ноги или, отвесив поясной поклон, скажем: «Прости, Господи, по Уставу большего не положено»?
2. Старообрядцам, безусловно, в вопросах соблюдения обрядовых норм и правил нет равных. По катавасии 9-й песни положен великий поклон, что подразумевает под собой земной поклон.
3. Во время хиротонии, случившейся в период Пятидесятницы, ставленник после каждого обведения вокруг Престола кладет земной поклон рукополагающему его орхиерею.
Таким образом, единовременное падение ниц, выражающее крайнее благоговение и восторженное или покаянное состояние души, не может быть запрещено никем, ничем и никогда.
Кроме того, можно добавить, что епитимийные земные поклоны кладутся даже в Светлое Христово Воскресение.
Все это отмечается не для того, чтобы заставить всех по воскресениям бить земные поклоны, а для того, чтобы умерить пыл тех, кто проповедует мнение, что кладущие земные поклоны в вышеуказанные периоды совершают грех чуть ли не святотатства.

(Если даст Господь и живы будем – продолжение следует; делаю дайджест подробнее, ибо просили упоминать откуда, что и почему.)

ОСТАЛЬНЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ
При каждении диакона или иерея на «Господи возвах», «Честнейшей» и др. преклоняют головы только те молящиеся, мимо которых проходит кадящий (см. выше). В данном случае ошибкой бывает «провожание» кадящего, то есть поворот как подсолнух за солнцем (бывает, что молящиеся в порыве неуместного благочестия описывают полный поворот вокруг себя, поворачиваясь к алтарю спиной).
На вечерне на входе, когда священник, приложившись к иконе Спасителя, благословляет свещеносца (этим отпуская его), - народу, предстоящему в храме, преклонять главу при этом не надо. Это же правило относится и к малому входу на Литургии.
При каждении диакона или иерея с амвона на «Господи воззвах», «Честнейшей» и др. вначале – каждение левого и правого клиросов, затем – народа. Также на полиелее - священник производит каждение предстоящих священнослужителей, затем правый и левый клиросы и только потом предстоящий народ. Здесь и необходимо преклонить главу, а не кланяться без разбору во все стороны.
НА «СВЯТАЯ СВЯТЫМ» НЕТ ЗЕМНОГО ПОКЛОНА, НО ТРИ (!) ГЛУБОКИХ ПОЯСНЫХ («Служебник»).
На великом входе (в середине Херувимской песни) креститься не надо, так как не происходит никаких побуждающих к этому действий, и только на словах священнослужителя «всех вас православных христиан», следует преклонить главу. В это время предстоящие осеняются Святой Чашей.
Об ошибках на ектиньях об оглашенных – тут, полагаю, всем понятно, говорить излишне. Слушаем и поступаем по словам.
Когда уносят Святые Дары, на возглас «Всегда, и ныне и присно…» земного поклона нет, но поясной, так как это неуместно. Предполагается, что многие (а в древние века – все) являются причастниками, а в Церкви полагается единообразие в поклонах. (Здесь личное: не смогу не совершить земной поклон перед Чашей, если, беда-беда, не причащалась. Ну, не смогу.)
В Великий пост на вечерне на возглас: «Премудрость, прости (т.е. СТАНЕМ ПРЯМО). Свет Христов просвещает всех» земного поклона нет (Это ясно из перевода), но метание без крестного знамения. (Здесь личное: ведь везде указывается на земной поклон, а из перевода «станем прости» - его, похоже, нет).
Эта традиция требует изучения, приведем цитаты обсуждения этого вопроса:
«По чинопоследованию тут исключительно вставание. То есть сам чин не предусматривает никакого поклона, ниже метания».
«По требнику - тоже никакого поклона, даже малюсенького».
«Полагаю, что и всеразличные адорации на Литургии Преждеосвященных Даров (особенно во время кафизм) есть привнесенное».
«Ни в византийской, ни в древнерусской, ни в современной греческой практике поклона тут нет. Так что, наверное, и вправду – народное творчество».
«В этом обсуждаемом моменте в других Православных Церквах поклона не делают. Конечно, в нем нет логики, тем более сейчас. Раньше свет приносил архидиакон извне. Поклон мог появиться, когда это начал делать предстоятель».
Н.Д.Успенский, профессор Петербургской Духовной академии писал: «Сам Христос Спаситель назвал Себя светом мiру (ИН. 8. 12). Тихий свет вечернего светильника напоминал им о Том, о Ком евангелист писал: « Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1, 9). Горящий в молитвенном собрании светильник живо напоминал присутствующим на нем о духовном пребывании с ними Христа, обещавшего быть там, где двое или трое собраны во имя Его (Мф. 18, 20).
И еще, из «Закона Божия для гимназий 1872г.»:
«…исторически в дни Великого поста оглашенные, готовившиеся к крещению, во время появления и осенения зажженною свечею, в знак того благодатного света, который они получат в крещении, делали поклон до земли».
«После Херувимской три поклона должны быть без молитвы св.Ефрема Сирина. У русских это как украшение (и это признал о.Михаил Желтов)».
«Хотя не всегда, но надо иметь в виду и практику других Церквей, а то – только с русской, - можно серьезно ошибиться».
«По поводу трех поклонов с молитвой св.Ефрема Сирина на Литургии Преждеосвященных Даров – вопрос ясный. Там этой молитвы нет. Однако, если священник просто делает три земных поклона, то его примеру никто не последует. Хотя и сама молитва Ефрема Сирина «глаголет в себе», а не как нынче принято – велегласно.
По вопросу «Свет Христов» все понятно. Вообще, по смыслу там поклона нет, однако следует диаконский возглас, призывающий встать. То есть особое отношение к моменту все же есть».

ШЕСТОПСАЛМИЕ.
На Шестопсалмии КРЕСТИТЬСЯ И КЛАНЯТЬСЯ НЕ ПОЛОЖЕНО. Шестопсалмие - это шесть избранных псалмов из Псалтыри, читаемых в начале утрени. После первых трех псалмов, составляющих первую статью шестопсалмия, когда произносятся слова «Слава… и ныне… Аллилуия…» не совершаются крестные знамения и поклоны, как предусматривает это Устав в других случаях. Старец Паисий Афонский, отвечая на вопрос, почему мы не садимся на шестопсалмии, говорит: «Потому что оно СИМВОЛИЗИРУЕТ СТРАШНЫЙ СУД. Поэтому хорошо, если во время шестопсалмия ум идет на час Страшного Суда. Шестопсалмие занимает 6-7 минут (многие святые указывает, что Божий суд над нами займет ровно время чтения этих шести псалмов). После первой статьи мы даже не крестимся, потому что Христос придет сейчас не для того, чтобы распяться, но явиться миру как Судия».

ПОКЛОНЫ НА ЛИТУРГИИ (не приведенные выше, по уставным заметкам схиархимандрита Дионисия (Лукича), дореволюционного уставщика Киево-Печерской Лавры).
На возглас «Благословенно Царство…» не принято обязательного земного поклона.
На «Трисвятом» - малые поклоны, также и на «Кресту Твоему…».
У святителя Игнатия (Брянчанинова) в V томе «Приношение современному монашеству» читаем, что на ектиньях при первом прошении и при возгласе, которым служащий священник заключает ектинью, - полагается по одному поясному поклону. Имеется также мнение владыки Афанасия (Сахарова), который говорил, что на просительной ектиньи поклоняемся на каждое прошение, так как в каждом из них говорится о самом необходимом для нашей жизни.

ПОЧИТАНИЕ ИКОН
К иконам прикладываемся так: два поясных поклона, затем прикладываемся к иконе.
Если несколько икон, то после двух поясных поклонов прикладываемся к нескольким иконам (по старшинству). Начиная со второй - к каждой с крестным знамением, после чего делается третий поясной поклон.

Если мы идем на ПОМАЗЫВАНИЕ, то, приложившись к иконам, подходим к священнику, принимаем помазывание, отходим и делаем третий поясной поклон в сторону алтаря и малый поклон (наклоняем голову) без крестного знамения предстоящему священнику (повернувшись в его сторону).

*Духовно-просветительское издание "О поклонах во время богослужения", по материалам 1 Всероссийского регентского съезда (17-21 июля 2001г., Подмосковье), 4-издание, 2015 г., допущено к изданию Изд. советом Белорусского Экз. Моск.Патр.. Решение 519 от 18.10.2011. Редакцию итогового документа готовил уставщик Свято-Троицкого Ионинского монастыря архимандрит Спиридон (Письменный).

Человек – существо двойной природы: духовной и телесной. Потому Святая Церковь дает человеку спасительные средства, как для его души, так и для его тела.

Душа и тело до смерти связаны в единое целое. Потому благодатные средства церковные направлены на исцеление-исправление и души, и тела. Пример тому – Таинства. Многие из них имеют материальное вещество, освящающееся Святым Духом в чинопоследовании Таинства и благодатно воздействующее на человека. В Таинстве Крещения – это вода. В Таинстве Миропомазания – миро. В Таинстве Причастия – Тело и Кровь Христовы под видом воды, вина и хлеба. И даже в Таинстве Исповеди мы должны материально (вербально) проговорить свои грехи перед священником.

Вспомним также догмат о Всеобщем Воскресении. Ведь каждый из нас воскреснет телесно и явится в соединении с душой на Суд Божий.

Потому Церковь всегда проявляла особенную заботу о человеческом теле, считая его храмом Бога Живого. И человек, который не обращает внимания на все те средства, что предполагаются в православии для исцеления-исправления не только души, но и тела, глубоко заблуждается. Ведь именно в теле зачастую гнездятся зародыши страстей, и если на них закрывать глаза и с ними не бороться, со временем они вырастут из змеенышей в драконов и начнут есть душу.

Здесь нелишне вспомнить стихи псалмов…

31:9:
«Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе».
Ведь часто наше тело – именно как конь и лошак несмысленный, которого нужно обуздывать уздою молитвы, Таинств, поклонов, поста, чтобы оно в своем земном страстном беге не влетело в пропасть.

«Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука».

Мы видим, что святой пророк и царь Давид до изнеможения делал земные поклоны для того, чтобы очищаться от грехов и постится постом приятным и благоугодным Богу.

Господь наш Иисус Христос также молился коленопреклоненно: «И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился…» (Лк. 22:41).

И если это делал Бог, то нам ли отказываться от земных поклонов?

Тем более что довольно часто в Священном Писании пророки и Спаситель называли людей гордых и отвращающихся от Бога жестоковыйными (в переводе с церковнославянского языка – с жесткими шеями, неспособными поклониться Богу).

Довольно часто подобное замечаешь в храме. Приходит верующий воцерковленный человек: свечечек купил, перекрестился, поклоны перед святыми иконами сделал, у батюшки благоговейно благословение взял. Заходит в храм человек маловерующий: он стыдится не только перекреститься, но даже чуть-чуть голову нагнуть в сторону иконы или распятия. Потому что не привык склонять свое «я» перед кем-либо, пусть даже и Богом. Вот в чем заключается жестоковыйность.

Потому, дорогие братья и сестры, будем спешить делать земные поклоны. Они – проявление нашего смирения и сокрушения сердца перед Господом Богом. Они – жертва, приятная и благоугодная Богу.

Блудный сын весь в язвах, лохмотьях и струпьях возвращается домой к отцу и падает перед ним на колени со словами: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». Вот что такое земной поклон. Разрушение личной вавилонской башни, осознание собственного греха и того, что без Господа не подняться. И, конечно, Отец наш Небесный поспешит к нам на встречу, чтобы восстановить нас и принять в свою любовь. Только для этого нужно откинуть свое «эго», самомнение и тщеславие и понять, что без Бога нельзя и шагу ступить правильно. Пока вы заполнены собой, а не Господом, – будете несчастны. Но как только поймете, что находитесь на краю пропасти, наполненной грехами и страстями, и что подняться самим не хватит сил, что еще минута – и гибель, тогда ноги сами преклонятся перед Всевышним и будете умолять Его не оставлять вас.

Вот что такое земной поклон. В идеале это молитва мытаря, молитва блудного сына. Гордыня мешает сделать земной поклон. Его может сделать только смиреннный человек.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал о земных поклонах: «Господь повергался на колени во время молитвы Своей – и ты не должен пренебрегать коленопреклонениями, если имеешь достаточно сил для совершения их. Поклонением до лица земли, по объяснению отцов, изображается наше падение, а восстанием с земли – наше искупление…»

Также нужно понимать, что нельзя сводить число земных поклонов до какого-то механического гимнастического упражнения и не стремиться совершить неумеренный подвиг коленопреклонений. Лучше меньше, да качественнее. Будем помнить, что земной поклон не есть самоцелью. Он – средство для стяжания утраченного богообщения и благодатных даров Святого Духа. Земной поклон – это покаянная молитва, которую нельзя возносить небрежно, невнимательно и в спешке. Встань, перекрестись правильно и неторопливо. Стань на колени, поставь впереди себя на пол ладони и прикоснись лбом к полу, потом встань с колен и выпрямься во весь рост. Это и будет настоящий земной поклон. Во время его совершения нужно читать про себя какую-то краткую молитву, например, Иисусову или «Господи помилуй». Можно также обращаться к Пресвятой Богородице и к святым.

В Великий пост по установившейся традиции три земных поклона делаются после входа в храм перед Голгофою: то есть сделали два земных поклона, поцеловали Распятие и сделали еще один. Так же и при выходе из храма. Во время богослужения вечернего или Литургии тоже земные поклоны уместны. На утрене, к примеру, при пении «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим…» после восьмой песни канона. На Литургии – после пения «Тебе поем, тебе благословим…», так как в это время в алтаре происходит кульминация богослужения – пресуществление Святых Даров. Также можно стать на колени и во время того, как священник выходит с Чашей со словами «Со страхом Божиим» причащать народ. В Великий пост коленопреклонения делаются также на Литургии Преждеосвященных Даров в определенных местах, обозначенных звоном колокольчика, во время стихословия священником молитвы преподобного Ефрема Сирина, в некоторых других местах служб святой Четыредесятницы.

Не делаются земные поклоны в воскресные дни, в двунадесятые праздники, в святки (от Рождества Христова до Крещения Господнего), от Пасхи и до Пятидесятницы. Это запрещено святыми апостолами, а также I и VI Вселенскими Соборами, так как в эти святые дни происходит примирение Бога с человеком, когда человек уже не раб, но сын.

Во все остальное же время, дорогие братья и сестры, не будем лениться делать земные поклоны, добровольно ввергая себя поклоном-падением в бездну покаяния, в которой милосердный Бог нам обязательно протянет Свою отеческую десницу и воскресит-восставит неизреченной любовью нас, грешных, для этой и будущей жизни.

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Просмотрено (2606) раз

Часто в храме доводится наблюдать картину, когда особо рьяные прихожане, явно недавно воцерковившиеся, но не удосужившиеся узнать правила Церкви относительно того, когда и как уместно делать поклоны и прочие необходимые действия во время службы, начинают креститься и падать на колени вовсе не впопад.

По правде сказать, я и сам таким был еще совсем недавно. И на меня наверняка так же странно смотрели в храме. Ведь делать поклоны в те дни или моменты службы, когда их делать не положено - это называется «бесчинством» и свидетельствует скорее не о горячей вере, а о нежелании узнать самые простые правила поведения в храме. А ведь по словам Христа, «верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом » (Лк.16:10).

Итак, для того, чтобы не попадать в неловкие ситуации, нужно знать Устав о поклонах. Да, да, поклоны, как любая другая часть богослужения (как храмового, так и келейного) регламентированы в Типиконе - книге Правил, дабы никто не делал это так, как ему заблагорассудится. Кроме поклонов в этом же документе описано, когда нужно и не нужно креститься, становиться на колени и многое другое. Такой порядок нужен для того, чтобы на службе было единообразие, чтобы никто из прихожан не пытался превозноситься гордостью, показывая особое рвение, а также и для того, чтоб поклоны и наложения на себя крестного знамения не делались тогда, когда это и вовсе неуместно по смыслу службы.

I. Крестимся без поклонов

  1. В начале и конце чтения Св. Писания.
  2. В середине шестопсалмия при словах «аллилуиа».
  3. При чтении и пении Символа веры при словах: «Верую…», «И во единаго Господа Иисуса Христа…», «И в Духа Святаго…». сейчас вошло в обычай осенять себя крестом и на словах «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»
  4. На отпусте при словах: «Христос истинный Бог наш…», при поминовении празднуемых святых.
  5. Допускается совершение крестного знамения без поклонов на Трисвятом в начале утрени, по великом славословии и на литургии, а также при словах «Силою Честнаго и Животворящаго Креста» и при поминании святых, на первом прошении литий и в молитве литии «Спаси Боже…».
  6. В дни Пасхи, когда священник с крестом в руках (трисвечником) приветствует нас словами «Христос Воскресе».

II. Крестимся с поясным поклоном

  1. При входе в храм и при выходе из него 3 раза.
  2. При каждом прошении ектеньи.
  3. При возгласе священника или чтеца, воздающего славу Святой Троице, и других возглашениях священника, по окончании ектеньи и особых, как например: «Слава Тебе, показавшему нам свет».
  4. На литургии при возгласах: «Станем добре, станем со страхом…», «Победную песнь поюще…», «Приимите, ядите…», «Пийте от нея вси…», «Твоя от Твоих…».
  5. При окончании Символа веры на слове: «Аминь».
  6. При чтении и пении слов «Приидите, поклонимся…», «Святый Боже…», «Аллилуиа».
  7. По окончании пения стихиры, тропаря или псалма.
  8. При произнесении имени Пресвятой Богородицы, на прошении и в молитве «Спаси, Боже…».
  9. На каноне на каждом припеве.
  10. При пении на утрени Песни Богородицы при словах «Честнейшую…» и по «…величаем».
  11. При произнесении возгласа «Слава Тебе, Христе Боже…» и последнего перед отпустом.
  12. При окончании отпуста.
  13. При возгласах: «Господу помолимся» или «Ко святому … помолимся».
  14. При благословении священника если оно совещается Крестом, Чашей, иконой, Евангелием, мощами или другой святыней.
  15. При прохождении через церковь всякий раз следует остановиться напротив Царских врат и совершить крестное знамение и поклон.

III. Крестимся с земным поклоном всегда, кроме дней особых, перечисленных в разделе X

  1. При входе и выходе из алтаря трижды.
  2. На литургии при возгласе «Благодарим Господа», при окончании песни «Тебе поем…», после возгласа «И сподоби нас, Владыко…».
  3. При первом и втором явлении Святых Даров.
  4. Кроме того, устав не возбраняет совершить поклон при возгласе «Святая Святым».

В дни Великого поста многие поясные поклоны заменяются земными

  1. При входе и выходе из храма.
  2. На славах при чтении кафизмы - три поклона.
  3. На каждом припеве Песни Богородицы.
  4. На «Достойно есть…».
  5. На великом повечерии при возглашениях «Пресвятая Владычице Богородице…» и других.
  6. На вечерне и часах при пении тропаря.
  7. На Изобразительных при пении «Помяни нас, Владыко…» - три поклона.
  8. При пении Великого покаянного канона Андрея Критского на каждом припеве.
  9. На молитве св. Ефрема Сирина 3 земных (по одному на каждом прошении), 12 поясных с молитвой «Боже, очисти мя грешного» (читаются не всегда) и 1 земной после повторного полного прочитывания молитвы.

IV. При лобызании святыни

положено совершить крестное знамение с поклоном дважды, приложиться устами (есть обычай прикасаться к святыне челом), после чего совершается еще одно крестное знамение с поклоном. Лобзать икону в лик возбраняется. Икону Христа целуем в десницу, или стопы, или власы. Икону усекновения главы Предтечи лобзаем во власы. Иконы святых или в десницу, или стопы.

V. Креститься не положено

во время чтения или пения псалмов и стихир или тропарей; вообще во время любого пения.

VI. Наклонение головы

  1. Во время чтения Св. Евангелия за богослужением.
  2. На Великом входе.
  3. После особого прошения «Главы наша Господеви приклоните» или иных подобных ему.

VII. Поясной поклон без крестного знамения делается

  1. При словах «Мир всем».
  2. При словах » Благословение Господне на вас…»
  3. При словах «Благодать Господа нашего … буди со всеми вами».
  4. При словах » И да будут милости Великого Бога … со всеми вами».
  5. При словах диакона «и во веки веков» (после «Яко свят еси…»).
  6. При словах священника «вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем…» кланяемся и отвечаем: «Священство (или протоиерейство, иеромонашество, священноархимандритство, ариерейство) твое да помянет… «.
  7. При прочих благословениях священника, если оно совершается рукой, кадилом, свечой.

VIII. Преклонение до земли без крестного знамения

  1. Великим постом при возгласах «Свет Христов…».
  2. При перенесении Святых Даров во время пения «Ныне силы Небесные».

IX. Стоять на коленях положено

  1. Только при чтении особых молитв, предваряемых возгласом «преклонше колена… помолимся».
  2. Великим постом при пении «Да исправится…».
      На коленях стоят присутствующие в алтаре на литургии от слов священника «Приимите, ядите…» и до слов «Изрядно о Пресвятей…».

На самом деле стояние на коленях не свойственно православным и совершается только в перечисленных выше случаях. Совершив земной поклон, должно сразу встать, но по немощи и болезни, допускается в тех случаях тогда следуют подряд несколько земных поклонов, совершив первый не подниматься с колен до окончания последнего в серии, и встать уже после него.

X. По уставу не положено совершать поклонов (но допускается совершение их как выражение молитвенного настроения молящегося при одиночной молитве или благоговения к святыне)

  1. В дни воскресные, от предпразднства Рождества Христова до Крещения.
  2. От утрени четверга Страстной седмицы до вечерни Пятидесятницы (исключая поклоны перед Плащаницей).
  3. В двунадесятые праздники (кроме праздника Воздвижения Креста Господня, когда совершается общее поклонение Честному Кресту).
  4. В дни причащения Святых Тайн.
  5. Поклоны прекращаются от вечернего входа на всенощном бдении под праздник до «Сподоби, Господи» на вечерне в самый день праздника.

Церковный обычай не запрещает мирянам и священнослужителям, если только это не нарушает единообразия поведения молящихся в храме, совершать крестное знамение и поклоны для выражения своего молитвенного усердия при произнесении особо молитвенных воззваний в стихирах, тропарях, псалмах, молитвах, чтениях Писания и поучений.

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Строка поиска: поклоны

Найдено записей : 50

Здравствуйте, меньше года назад я согрешила, в чем очень раскаиваюсь. Я ходила в церковь и исповедалась, батюшка принял мою исповедь и отпустил мне грехи. После я сама 40 дней с молитвой делала земные поклоны утром и вечером. Но время идет, а я себя так и не простила. Могу ли я быть прощенной, забыть свой поступок? Как мне быть?

Наташа

Здравствуйте, Наташа. Не ищите успокоения и забвения, оно невозможно. Вы можете получить лишь облегчение и силы для дальнейшей жизни. Сами посудите - грех наносит повреждение самой природе нашей, подобно телесной ране, оставляющей след, шрам а порой подобно потере руки, ноги, глаза. Наивно ждать, что новая рука отрастет. Христианство дает нам костыли и протезы вместо утраченных конечностей, и надежду вернуть их вновь, если не в этой жизни, то хотя бы в вечности. Удержите небольшое покаянное правило, так, чтобы оно не было видимо никому, но всегда напоминало Вам не сам грех, но тяжесть его последствий. Это правило научит Вас смирению. В то время как стремление во что бы то ни стало избавиться от угрызений совести направлено на приобретение совсем другого свойства, которое нам не полезно. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте. Получилось так, что я приняла Причастие, а потом после службы захотелось остаться и помочь в Храме Божием. Помощь моя была в очищении подсвечников и мытье полов. Делала это с удовольствием. Но позже я узнала, что в этот день нельзя даже земные поклоны ко Господу совершать, выплевывать слюну, а также мыться в душе, принимать ванну... Не то, что полы мыть! Несколько огорчилась и хотела бы узнать, на самом ли деле всего этого нельзя делать после Причастия? Или же это все предрассудки? Благодарю за ответ. Спаси Вас Господь.

р.б. Татьяна

Здравствуйте, Татьяна! День Причащения – это особый день для христианской души, когда она особым, таинственным образом соединяется со Христом. Как для приема наиболее почетных гостей, мы убираем и приводим в порядок весь дом, и оставляем все обычные дела, так и день Причащения следует проводить как великие праздники, посвящая их, насколько это возможно, уединению, молитве, сосредоточенности и духовному чтению. Не смущайтесь, что Вы помогли в храме в этот день: дело все-таки благое, но впредь старайтесь провести день причастия в молчании и тишине. Что касается обычая не делать земных поклонов после Причастия и не целовать рук священника, то его несоблюдение не является грехом. Схиигумен Парфений указывает: «Следует здесь упомянуть и о преувеличенной у некоторых осторожности после Причащения. Они стараются не только не плевать целый день после причащения, что, конечно, похвально, но и отходы пищи, если они побывали во рту, считать священными, и потому даже стараются проглотить несъедобное, а что никак нельзя проглотить (рыбьи кости и др.) стараются сжечь на огне. Такой чрезвычайной строгости мы нигде не встречаем в Церковном Уставе. Требуется только запить после причащения и, прополоскав запивкой рот, проглотить, чтобы какая-либо малая крупица не осталась во рту – и только! Придуманные по этому вопросу "надстройки" не имеют совершенно отзвука в Церковном Уставе».

иерей Владимир Шлыков

Христос Воскресе! Скажите, пожалуйста, в период от Пасхи до Троицы не кладутся земные поклоны, а когда читаешь молитвы, после прочтения кафизмы в Псалтири, там есть молитва Ефрема Сирина, как ее читать в этот период?

Любовь

Любовь, Воистину Воскресе! Молитву прп. Ефрема Сирина мы читаем только в период Великого Поста, и сейчас ее не нужно читать. Земные поклоны от Пасхи до Святой Троицы не делают. Обычно земные поклоны мы не делаем в церкви, а дома, чтобы никого не смущать, если есть желание, - то можете делать земные поклоны после прочтения кафизм, сколько захотите.

иеромонах Викторин (Асеев)

Нужно ли делать земной поклон при выносе Чаши для причастия в воскресные и праздничные дни на Пасхальной неделе?

Светлана

Светлана, есть земные поклоны не только покаянные, но и благодарственные. Перед Чашей мы делаем земной поклон, даже если мы не причащаемся. На Пасху земные поклоны не делают, до праздника Святой Троицы, но перед Чашей можно сделать благодарственный земной поклон. Хотя сложилась традиция не делать вообще на Пасхальные дни земных поклонов, даже перед Святыми дарами. Я думаю, Вам не нужно себя особо выделять, так как вы можете ввести в заблуждение остальных. Если очень хочется - сделайте земной поклон мысленно, Господь все равно Вас увидит.

иеромонах Викторин (Асеев)

Христос Воскресе! Скажите, пожалуйста, с какого числа можно делать земные поклоны?

Влад

Влад, Воистину Воскресе! В праздник Святой Троицы на коленях читаются три большие молитвы. С этого момента начинаются земные поклоны. Но хочу вам сказать, что дома можно и сейчас делать земные поклоны, если душа просит, ниего страшного в этом нет.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте отец Викторин! Большое спасибо Вам за ответ. Хочу еще Вас спросить о Псалтири. Когда нужно совершать земные поклоны при чтении Псалтири? Совершаются ли они при чтении молитв после "Славы"? Объясните мне, пожалуйста, все поподробнее. Большое спасибо. Храни Вас Господь.

Валентина

Валентина, земные поклоны при чтении Псалтири не совершаются. Их можно делать после окончания чтения всех кафизм этого дня, т. е. Вы, например, сегодня прочитали одну или две кафизмы, и по окончании всего чтения можно сделать земные поклоны, сколько хотите, сколько Вам по силу. Лучше всего определить себе меру на каждый день, не очень много, но и не мало, чтобы каждый день делать одинаковое количество поклонов. Я думаю, можно назначить себе 5- 10 поклонов ежедневно, а больше не нужно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! 1. Скажите, в утреннем и вечернем правиле сколько поклонов надо давать, и после каждой молитвы,или после определенных? 2 . Можно ли читать Псалтырь и пить дома святую воду с просфорой в дни женской нечистоты, или этого делать нельзя?

Фотиния

Фотиния, поклоны можно делать дома по желанию, сколько захотите, но практика показывает, что лучше делать не более 10 в день для начала. Лучше делать немного, но регулярно. Утром делайте не более 10, а вечером, на ночь достаточно 3 поклонов. Во время женской нечистоты молиться, читать Псалтирь можно, но пить Святую воду и есть просфору не нужно - это Святыня, и к ней нужно относиться благоговейно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день, батюшки, подскажите, пожалуйста, во время литургии земные поклоны когда делаются? Святые дары выносятся два раза, первый раз показывают и уносят, а второй раз для причащения. Янаблюдала за прихожанами и так ничего и не поняла. Я так понимаю, если сама причащаюсь, то земной поклон делаю, а если нет, то поясной?

Наталья

Наталья, хорошо делать земные поклоны, но они должны быть своевременны. Первый раз Чаша выносится на Литургии во время Великого входа - поклон земной не делается, можно сделать поясной. Во второй раз чашу выносят уже освященную, перед причастием, и в чаше присутствует Сам Христос, и конечно, сделать земной поклон перед Самим Христом нужно, даже если мы и не причащаемся.

иеромонах Викторин (Асеев)

Вы полностью правы, спасибо Вам большое, именно это мне надо было услышать. У меня есть еще один вопрос. Я слышала, что в воскресенье и субботу вечерои нельзя бить поклоны. Так ли это? И почему? Заранее благодарю.

Под словом "бить" подразумевается 100-600 поклонов, мы сейчас так не говорим, да и в таком количестве их сейчас редко кто делает. Представьте себе, что Вы будете делать столько поклонов каждый день, как это делали христиане до нас – думаю, в таком случае, суббота и воскресенье Вам покажутся настоящими выходными! Подобный устав был именно с этим и связан. Будни - это дни покаяния, дни трудов, а воскресение и суббота -это дни праздников, когда даются послабления и телесно, и духовно, поэтому в эти дни отменят поклоны. Но так как мы этих правил не соблюдаем, то дома даже в праздничные и воскресные дни сделать десяток земных поклонов не грех. К тому же есть поклоны покаянные, а есть поклоны благодарственные. Если есть желание, то можно в качестве благодарственного выражения сделать не более десятка поклонов.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. У меня такой вопрос. Я хочу венчаться, обязательно ли должен венчать священник, у которого я исповедалась? И еще один вопрос. У меня есть страшный грех, я пошла первый раз на исповедь, рассказала в слезах, взахлеб, очень я восприимчивая, и священник очень давил не меня моим поступком. Я понимаю, что он прав. Но после исповеди он на меня наложил епитимию: месяц читать молитву и делать поклоны, вот уже 3 месяца не могу выполнить, работа никак не позволяет каждый день делать поклоны, даже ночью, так как график такой. Что делать? И еще, после исповеди я долго не могла придти в себя, долгое время была в депрессии. Боюсь опять идти, хотя надо после выполнения епитимии. Боюсь этого эмоционального упадка. Жду ответы на вопросы. За ранее спасибо.

Анна

Нет, Анна, венчать Вас может любой священник. А насчет епитимии Вам нужно вновь встретиться в тем священником и попросить о смягчении ее, у Вас, действительно, непростые обстоятельства.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, на Литургии, когда священник говорит, чтобы преклонили головы оглашенные и чтобы они помолились, что в этот момент делать крещеным? Надо ли преклонять голову (конечно, это хочется сделать, но вроде это предлагается сделать оглашенным)? И я не понимаю, когда же нужно делать земные поклоны? Говорят, что в воскресные дни их не делают и не делают после Великого поста. Словом я запутался, потому как в храме кто стоит на коленях во время Евхаристического канона, кто стоит прямо, кто делает земной поклон при словах "Святая Святым", кто нет... Подскажите, как поступать правильно? С большим уважением!

Андрей

На ектенье об оглашенных крещенным не нужно преклонять голову. В период от Пасхи до Троицы и в воскресные дни действительно не положено класть земные поклоны, они заменяются поясными.

диакон Илия Кокин

Здравствуйте, батюшка. Если можете, разъясните, пожалуйста, такой вопрос. Причастие Святых Христовых Тайн - это награда или это лекарство и подмога христианину? Для меня даже утреннее и вечернее правило - это невероятно тяжкий труд, что уж говорить о сложнейшей подготовке ко Причастию, очень бывает тяжело молиться со вниманием, и если этого не получается, приходит раздражение, негодование, ропот и вся молитва идет насмарку, так что приходится оставлять, чтобы она не была осквернена. Понимаю, что молитва важна и что она - корень всего, а молиться не получается, и от этого большое расстройство. А холодно и отрешенно вычитать текст совесть не позволяет, и понятно, что это будет не молитва. В итоге получается, что молитва словно муштра или каторга, и если это все-таки преодолеть, то, значит, Причастие - это как награда. Но, может быть, все-таки это не награда, а наоборот, Тело и Кровь Христовы даны нам в помощь для преодоления трудностей, но тогда тут получается противоречие, чтобы получить эту спасительную помощь, человеку надо выполнить тяжелый труд без всякой помощи, чтобы только потом ее получить, когда труд уже преодолен. Что же тогда первично, труд ради Причастия или Причастие ради помощи в труде? Подскажите, как об этом думать, что Вам придет на сердце по этому вопросу? Спаси Господи!

Алексей

Уважаемый Алексей, Вы заблудились в трех соснах, потому что имеете неправильное понятие о причастии, ибо оно не лекарство и не награда. Корень этого слова – "часть", и мы все члены церкви отдельные части одного целого, то есть – Тела Христова, а Он есть глава Церкви. Таким образом, через причастие Святых Христовых Таин мы соединяемся с Богом и со всей полнотой Церкви. Самое главное – Причастие является основой нашей будущей жизни и поэтому не может рассматриваться как лекарственное средство или награда. В давние времена люди были в основном неграмотными и не имели книг, но, тем не менее, готовились к причастию, совершая простые молитвы и поклоны. Расскажите о своей проблеме духовнику и определите с ним свое молитвенное правило, которое Вам по силам.

иерей Александр Бабушкин

Добрый вечер. Спаси Господи Вас. 1. Год в храме, исповедаюсь, причащаюсь. Есть желание и нужда в духовном отце, как его найти (выбрать)? 2. Сильно болен сын с детства, на группе. Ему 21 год, как его вразумить о вере? Палкой ведь не погонишь? 3. Почему не платят 10 в церквях? 4. Отношение православия к биометрическим паспортам? 5. Отец после инсульта полностью потерял память, чем могу максимально помочь? 6. Кроме исповеди чем можно и как правильно за молить грех о убиенных в утробе? Очень признателен.

Николай.

Николай, о выборе духовного отца неоднократно и даже пространно писалось на нашем сайте, просто полюбопытствуйте. Основной смысл - надо, чтобы Вы почувствовали отклик и понимание от того священника, а также его дар утешения по отношению к себе.
В отношении сына - а можно и палкой погонять. Вы - отец, используйте свой авторитет, превосходство, силу воли и убеждения. С сыном можно вести себя и потверже.
Третий вопрос касается десятины, насколько я понял? Ну, почему же, есть люди и сейчас, и их немало, которые отдают в храм десятую часть доходов.
Биометрические паспорта и прочие электронные средства учета, согласно церковному пониманию проблемы, сами по себе не несут какого-то мистического содержания. Но они приближают нас к тотальному контролю, который на руку любому мировому диктатору, и, естественно, диктатору из диктаторов - Антихристу.
По пятому вопросу надо обращаться к медикам, насколько я знаю, в современной медицине есть эффективные методики восстановления памяти, но они требуют постоянных занятий и упражнений.
А в грехах, в том числе упомянутых Вами, нужно, прежде всего, каяться. Впрочем, ничто не мешает принять на себя с благословения священника какой-нибудь небольшой подвиг - молитвы или поклоны, или пост - в память об этих грехах, как епитимия, чтобы их никогда не забывать.

игумен Никон (Головко)

Живу в миру. Молюсь по четкам. И как воздерживаюсь, то одолевает бес блудной страсти. Какие молитвы читать против этого беса?

Сергий

Здравствуйте, Сергий! Чтобы молиться по четкам, нужно благословение священника. Если таковое у Вас имеется, то во время молитвы полагайте земные поклоны. А также в борьбе с этой страстью необходимо исповедоваться. Вот одна из молитв против блудной страсти (молитва Макария Оптинского): "О Мати Господа, моего Творца, Ты корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О Богородительнице! Ты ми помози, немощствующему плотскою страстию и болезненну сущу, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога имею заступление. Аминь".
Помоги Вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

На выходных ездила в Верхотурье, в Свято-Николаевский монастырь, где и причастилась. А потом заехали в Свято-Покровский монастырь, там поклонились чудесной иконе Богородицы "Умиление" и мощам Косьмы Верхотурского. И только потом вспомнила, что после причащения нельзя делать земные поклоны. Как быть?

Надежда

Здравствуйте, Надежда! Советую Вам принести покаяние на исповеди.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, мне 13 лет, уже как 2, а может и меньше, года очень сильно каюсь перед иконой, дело в том, что у меня ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ плохие мысли приходят, Вы даже не представляете, и все время, когда эти мысли приходят, я бегу к иконе и целую ее, и рукой касаюсь ее, и молюсь, чтоб Господь меня простил за все за то, что я про Него и про других так говорю (про себя, в уме) и обзываю всех, и так по минут 5 -10, я даже в школе так делаю, только не при иконе, а просто на потолок или вперед смотрю, и уже некоторые начали меня в этом подозревать. Пожалуйста, помогите, я даже когда на остановку иду, и то 3 раза молюсь, я больше не могу, устала, я даже хотела отказаться от христианства, чтоб плохого никому не причинять, но боюсь, Господь разозлится и заберет моих родителей и семью, помогите, что мне делать? Заранее спасибо.

Поклоны являются символическими действиями, которыми выражаются чувства почтения Высочайшему Существу – Богу. Они употребляются в Христианской Церкви с древних времен. Поклоны надо совершать неторопливо, сообразуясь с определенными словами молитвы. Различаются поклоны великие (земные) и малые (поясные). При совершении земных поклонов человек должен пасть ниц и коснуться коленями и челом пола, а при поясных – наклонить голову и коснуться пола пальцами.

То есть поклон – символическое действие, преклонение главы и тела, выражающее смирение и благоговение перед Богом. Бывают поклоны великие, называемые также земными, – когда молящийся становится на колени и прикасается главой земли, и малые, или поясные, – поясное преклонение главы и тела.

Не положены уставом земные поклоны в дни воскресные (20-е правило 1-го и 90-е правило 6-го Вселенских Соборов) и великих праздников, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, также причастникам в день причащения

Обычай совершать земные поклоны появился в древние библейские времена. Так молился Соломон при освящении Иерусалимского храма (см.: 3 Цар. 8: 54), Даниил в плену вавилонском (см.: Дан. 6: 10) и другие ветхозаветные праведники. Этот обычай был освящен Господом нашим Иисусом Христом (см.: Лк. 22: 41) и вошел в практику христианской Церкви (см.: Деян. 12: 60; Еф. 3: 14).

Чаще всего коленопреклонения совершаются Великим постом. Коленопреклонение и восстание, по объяснению святителя Василия Великого, знаменует падение человека через грех и восстание его по человеколюбию Господа.

Малые поклоны совершаются при всех храмовых и домашних молитвословиях. На богослужении, когда священник благословляет рукой, малый поклон делается без крестного знамения.

Великие постовые поклоны – троекратные земные поклоны, сопровождаемые крестным знамением и чтением молитвы св. Ефрема Сирина, разделенной на три стиха.

Церковный Устав строго требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием истово, чинно, неторопливо и своевременно. Поклоны, коленопреклонения надо совершать по окончании каждого краткого прошения ектении или молитвословия, а не во время его чтения или пения. Недопустимо класть поклоны одновременно с совершением крестного знамения.

О ПОКЛОНАХ НА БОГОСЛУЖЕНИИ

Следует творить следующие крестные знамения без поклонов, крестные знамения с поясными поклонами и крестные знамения с земными поклонами:

— при начальном возгласе каждой службы - 3 поясных поклона;
— на всяком Трисвятом; «Приидите, поклонимся…»; «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», - 3 поклона;

исключения: а) в первой части утрени, до шестопсалмия, полагаются только крестные знамения без поклонов; б) на Аллилуиа (трижды), во время кафисм в воскресенье и праздничные дни поклоны оставляются;

— на «Отче наш…» (в начале) - поклон;
— в конце «Достойно есть…» (или Задостойника) – поклон;
— при пении, чтении тропарей, кондаков, стихир, когда слова выражают поклонение, надо творить поклон;
— на каждом прошении за всеми ектениями - по поклону;
— на каждом иерейском возгласе - по поклону.

О ПОКЛОНАХ ВО ВРЕМЯ ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ

В начале шестопсалмия, при троекратном «Слава в вышних Богу» - 3 крестных знамения (без поклонов!);

— в середине шестопсалмия, при троекратном «Аллилуиа» – 3 крестных знамения (без поклонов!);
— во время полиелея, при первом и последнем величании (которые поются священнослужителями на середине храма) – по земному поклону;
— на «Слава Тебе Господи…» перед чтением Евангелия и после чтения – по поклону;
— перед целованием святого Евангелия или святой иконы – 2 поклона;
— после целования – 1 поклон;
— на каноне, при всех припевах всех девяти песен – по поклону;
— на «Величит душа моя Господа», в конце каждой «Честнейшей» – по поклону;
— на «Слава Тебе, показавшему нам свет» перед великим славословием - поклон;
— после великого славословия на Трисвятом – 3 поклона.

О ПОКЛОНАХ ВО ВРЕМЯ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

За всеми ектениями на всех прошениях - по поклону; исключение: на прошениях, предназначенных для молитвы оглашенных, как то: «Помолитеся, оглашеннии, Господеви» и «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните» поклон творить не следует;
– на всех иерейских возгласах - по поклону;
— после малого входа, во время пения «Приидите, поклонимся» - поклон;
— на возгласе «Яко Свят еси, Боже наш» - крестное знамение без поклона;
— на «Господи, спаси благочестивыя» – поклон;
— на возглас диакона «И во веки веков» - поклон без крестного знамения;
— на Трисвятом – 3 поклона;
— на «Слава Тебе, Господи…» перед чтением Евангелия и после него – по поклону;
— при великом входе, когда священник возглашает «Вас и всех православных христиан» - поклон без крестного знамения;
— по окончании Херувимской песни, во время пения «Аллилуиа» – 3 поклона;
— в начале Символа веры – крестное знамение без поклона;
— в конце Символа веры, на «…чаю воскресения мертвых…» – поклон;
— на «Милости мира», на каждом возгласе диакона или священника - поясной поклон;
— на возгласе «Благодарим Господа», при пении «Достойно и праведно есть покланятися…» – земной поклон;
— при Господних словах: «Приимите, ядите…» и «Пийте от нея вси…» - по глубокому поясному поклону;
— по освящении Св. Даров (т. е. перед пением «Достойно есть» или Задостойника) – земной поклон;
— после «Достойно есть» или Задостойника – поклон;
— на «Отче наш», в начале - земной поклон;
— на «Отче наш» в конце (при словах «…избави нас от лукаваго») - поклон;
— на возгласе «Святая святым» - 3 поклона или земной поклон;
— при первом явлении Св. Даров, на возгласе «Со страхом Божиим…» - земной поклон;
— после чтения молитвы ко Причастию «Верую, Господи, и исповедую…», все причастники, прежде того как подойти к Св. Чаше, - земной поклон, а непричащающиеся – поясной;
— при втором явлении Святых даров, на возгласе «Всегда, ныне и присно…» все непричащавшиеся – земной поклон, а причащавшиеся – поясной;
— при чтении заамвонной молитвы стоять с преклоненной головой.

Кроме этих поклонов существуют еще и следующие:

При возгласах «Мир всем» или «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…», когда священник благословляет народ, – преклонить голову, без крестного знамения;

— при отпусте без Креста – преклонить голову, без крестного знамения;

— при чтении Евангелия – стоять с преклоненной головой;

— при каждении – отвечать кадящему поклоном, без крестного знамения;

— при возгласе «Главы ваша Господеви приклоните» – преклонить голову;

— при отпусте с Крестом – поклон с крестным знамением;

— при осенении молящихся Крестом, Евангелием, иконой или Чашей - поклон с крестным знамением;

— при осенении молящихся свечами или рукою – поклон без крестного знамения.

Просмотров