На какой высоте летит ракета тополь м. Ракетные комплексы "тополь" и "тополь-м"

23 июля 2010 года исполняется 25 лет с того дня, как на боевое дежурство были поставлены грунтовые мобильные межконтинентальные ракеты "Тополь".

РТ-2ПМ "Тополь" (индекс Главного ракетно-артиллерийского управления МО РФ (ГРАУ) — 15Ж58, код СНВ РС-12М, по классификации NATO - "Серп", SS-25 "Sickle") - стратегический мобильный комплекс с трехступенчатой твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой РТ-2ПМ, первый советский мобильный комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой (МБР).

Разработка проекта стратегического мобильного комплекса с трехступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой, пригодной для размещения на самоходном автомобильном шасси (на базе твердотопливной МБР РТ-2П), была начата в Московском институте теплотехники под руководством Александра Надирадзе в 1975 году. Постановление правительства о разработке комплекса вышло 19 июля 1977 года. После смерти Надирадзе работа была продолжена под руководством Бориса Лагутина.

Мобильный комплекс должен был стать ответом на повышение точности американских МБР. Требовалось создать , достигаемой не строительством надежных укрытий, а созданием у противника неопределенных представлений о месте нахождения ракеты.

Условия модернизации были строго ограничены положениями Договора ОСВ-2, что определило скромное улучшение основных боевых характеристик ракеты. Первый опытный пуск ракеты, получившей обозначение РТ-2ПМ, состоялся на полигоне Плесецк 8 февраля 1983 года. Запуск производился из переоборудованной шахты стационарных ракет РТ-2П.

К концу осени 1983 года была построена опытная серия новых ракет. 23 декабря 1983 года на полигоне Плесецк начались летно-конструкторские испытания. За все время их проведения неудачным был только один пуск. В целом же ракета показала высокую надежность. Там же проводились испытания и боевых агрегатов всего боевого ракетного комплекса (БРК). В декабре 1984 года основная серия испытаний была завершена и принято решение о начале серийного производства комплексов. Однако полностью испытания мобильного комплекса, получившего название "Тополь", закончились лишь в декабре 1988 года.

Не ожидая полного завершения программы совместных испытаний, с целью накопления опыта эксплуатации нового комплекса в войсковых частях, 23 июля 1985 года под городом Йошкар-Олой был развернут первый полк мобильных "Тополей" на месте дислокации ракет РТ-2П.

Ракета РТ-2ПМ выполнена по схеме с тремя маршевыми и боевой ступенями . Для обеспечения высокого энергомассового совершенства и увеличения дальности стрельбы во всех маршевых ступенях было применено новое топливо повышенной плотности с удельным импульсом, увеличенным на несколько единиц по сравнению с наполнителями ранее созданных двигателей, а корпуса верхних ступеней впервые были выполнены непрерывной намоткой из органопластика по схеме "кокон".

Первая ступень ракеты состоит из маршевого ракетного двигателя на твердом топливе (РДТТ) и хвостового отсека. Масса полностью снаряженной ступени составляет 27,8 т. Её длина 8,1 м и диаметр 1,8 м. Маршевый РДТТ первой ступени имеет одно неподвижное центрально размещенное сопло. Хвостовой отсек цилиндрической формы, на наружной поверхности которого размещены аэродинамические рули и стабилизаторы.

Управление полетом ракеты на участке работы первой ступени осуществляется за счет поворотных газоструйных и аэродинамических рулей.

Вторая ступень состоит из соединительного отсека конической формы и маршевого РДТТ. Диаметр корпуса составляет 1,55 м.

Третья ступень включает соединительный и переходный отсеки конической формы и маршевый РДТТ. Диаметр корпуса - 1,34 м.

Головная часть ракеты состоит из одного боевого блока (ядерного) и отсека с двигательной установкой и системой управления.

Система управления -Тополя" - инерциального типа, построена с использованием бортовой вычислительной машины, микросхем с большой степенью интеграции, нового комплекса командных приборов с поплавковыми чувствительными элементами. Вычислительный комплекс системы управления позволяет реализовать автономное боевое применение самоходной пусковой установки.

Система управления обеспечивает управление полетом ракеты, проведение регламентных работ на ракете и пусковой установке, предстартовую подготовку и пуск ракеты, а также решение других задач.

В процессе эксплуатации ракета РТ-2ПМ находится в транспортно-пусковом контейнере, размещенном на мобильной пусковой установке. Длина контейнера составляет 22,3 м и диаметр 2,0 м.

Пусковая установка смонтирована на базе семиосного шасси автомобиля МАЗ и оснащена агрегатами и системами, обеспечивающими транспортировку, поддержание в установленной степени боевой готовности, подготовку и проведение пуска ракеты.

Пуск ракеты возможен как при нахождении пусковой установки в стационарном укрытии с раздвигающейся крышей, так и с необорудованных позиций, если это позволяет рельеф местности. Для проведения пуска ракеты пусковая установка вывешивается на домкратах и горизонтируется. Пуск ракеты производится после подъема контейнера в вертикальное положение с помощью порохового аккумулятора давления, размещенного в транспортно-пусковом контейнере ("минометный старт").

После отстрела защитного колпака контейнера ракета выбрасывается из него пороховыми стартовыми двигателями на несколько метров вверх, где включается маршевый двигатель первой ступени.

Максимальная дальность стрельбы - 10500 км. Длина ракеты - 21,5 м. Стартовая масса 45,1 т. Масса головной части - 1 т. Мощность ядерного боезаряда - 0.55 Мт. Точность стрельбы (предельное отклонение) - 0.9 км. Площадь боевого патрулирования комплекса - 125 тыс. кв. км.

Масса пусковой установки с ракетой составляет около 100 тонн. Несмотря на это, комплекс имеет хорошую подвижность и проходимость.

Боеготовность (время подготовки к старту) с момента получения приказа до пуска ракеты была доведена до двух минут.

В состав ракетного комплекса также входит подвижной командный пункт боевого управления на четырехосном шасси МАЗ-543М. Для управления огнем использовались передвижные командные пункты "Гранит" и "Барьер", вооруженные ракетой, у которой вместо боевой нагрузки был радиопередатчик. После запуска ракеты он дублировал стартовые команды для пусковых установок, расположенных на удаленных позициях.

Серийное производство ракеты РТ-2ПМ было развернуто в 1985 году на заводе в Воткинске (Удмуртия), а ее мобильная пусковая установка изготавливалась на волгоградском заводе "Баррикады".

1 декабря 1988 года новый ракетный комплекс был официально принят на вооружение Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). В том же году началось полномасштабное развертывание ракетных полков с комплексом "Тополь" и одновременное снятие с боевого дежурства устаревших МБР. К середине 1991 года было развернуто 288 ракет этого типа.

Ракетные дивизии "Тополей" были дислоцированы вблизи городов Барнаул, Верхняя Салда (Нижний Тагил), Выползово (Бологое), Йошкар-Ола, Тейково, Юрья, Новосибирск, Канск, Иркутск, а также у поселка Дровяная Читинской области. Девять полков (81 пусковая установка) были развернуты в ракетных дивизиях на территории Белоруссии - под городами Лида, Мозырь и Поставы. Часть "Тополей", оставшихся на территории Белоруссии после распада СССР, была выведена из неё к 27 ноября 1996 года.

Ежегодно производится по одному контрольному пуску ракеты "Тополь" с полигона Плесецк. О высокой надежности комплекса говорит тот факт, что за время его испытаний и эксплуатации было произведено около пятидесяти контрольно-испытательных пусков ракет. Все они прошли безотказно.

На базе МБР "Тополь" разработана конверсионная космическая ракета-носитель "Старт" . Пуски ракет "Старт" осуществляются с космодромов Плесецк и Свободный.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Одним из самых удачных российских совеременных комплексов считается мобильный грунтовой ракетный комплекс «Тополь» (SS-25 «Sickle» по NATO-вской классификации) с ракетой РС-12М. "Тополь-М" является результатом дальнейшей модификации комплекса "Тополь" и оснащён более совершенной ракетой РС-2ПМ2

Одним из самых удачных российских совеременных комплексов считается мобильный грунтовой ракетный комплекс «Тополь» (SS-25 «Sickle» по NATO-вской классификации) с ракетой РС-12М.

Разработка межконтинентальной баллистической трёхступенчатой ракеты РТ-2ПМ на твёрдом смесевом топливе массой 45 т с моноблочной ядерной боеголовкой (масса 1 т) велась Московским институтом теплотехники под руководством главного конструктора Надирадзе (после его смерти разработку продолжил Лагутин) и является дальнейшей модернизацией ракеты РТ-2П.

Первое лётное испытание ракеты было проведено на полигоне Плесецк 8 февраля 1983 г., а в 1985 г. ракета РТ-2ПМ поступила на вооружение РВСН. Ракета РТ-2ПМ производится в Воткинске, ее ПУ - семиосная машина типа МАЗ-7310 (поздние модификации на МАЗ-7917) - на заводе «Баррикады» в Волгограде. Весь срок эксплуатации ракета РТ-2ПМ проводит в герметизированном транспортно-пусковом контейнере длиной 22 м и диаметром 2 м. ПУ при весе около 100т. и весьма солидных размерах обладает хорошей подвижностью и проходимостью.

В отличие от РСД-10 и "Темп-2С" ракету комплекса «Тополь» можно пускать из любой точки маршрута боевого патрулирования. При необходимости, пуск РС-12М можно произвести прямо из ангара во время стоянки для технического обслуживания, через раздвижную крышу. Для пуска с необорудованной позиции, ПУ вывешивается на домкратах и горизонтируется. Время подготовки к старту около 2 минут. Тип старта - миномётный: после установки "пенала"в вертикальное положение и отстрела его верхнего колпака пороховые аккумуляторы давления выталкивают из него ракету на высоту нескольких метров, после чего производится запуск маршевого двигателя первой ступени.

Ракета РТ-2ПМ выполнена по схеме с тремя маршевыми ступенями. В ракете было применено новое, более совершенное смесевое топливо, разработанное в Люберецком ЛНПО "Союз". На всех трёх ступенях установлены РДТТ с одним неподвижным соплом. На корпусе первой ступени размещались раскладные поворотные решётчатые аэродинамические рули (4 шт), используемые для упраления полётом совместно с газоструйными рулями и 4 решётчатых аэродинамических стабилизатора. Корпуса верхних ступеней изготовливались методом непрерывной намотки из органопластика по схеме "кокон". Третья ступень оснащалась переходным отсеком для крепления боевой части. Управление дальностью стрельбы производилось отсечкой маршевого двигателя третьей ступени, с помощью узла отсечки тяги, с восемью реверсивными раструбами и "окнами", прорубаемыми детонирующими зарядами в органопластиковой силовой конструкции корпуса.

Система наведения автономная, инерциальная с БЦВМ. Головная часть моноблочная, ядерная весом около 1 т. Ракета оснащалась комплексом средств преодоления ПРО вероятного противника. Комплексная система управления позволяла полностью автоматизировать управление ракетой в полёте, подготовку к старту и проведение контрольно-регламентных работ.

После модернизации ракета могла использоваться в ШПУ.

Для новых комплексов были разработаны подвижной и стационарный командные пункты. Подвижной командный пункт боевого управления МБР "Тополь" размещался на шасси четырехосного автомобиля МАЗ-543М.

Для управления огнём применялись и передвижные командные пункты "Барьер" и "Гранит", оснащённые ракетой, с передатчиком вместо боевой нагрузки, который после запуска ракеты осуществлял дублирование команды на старт для ПУ находящихся в позиционных районах.

В 1984 году началось строительство сооружений стационарного базирования и оборудование маршрутов боевого патрулирования мобильных ракетных комплексов "Тополь" в позиционных районах снимаемых с дежурства МБР РТ-2П и УР-100, размещавшихся в ШПУ ОС. Позже была произведено обустройство позиционных районов снимаемых с вооружения по договору РСМД комплексов средней дальности.

На вооружение комплекс "Тополь" начал поступать в 1985 году. Первый ракетный полк заступил на боевое дежурство под Йошкар-Олой 23 июля 1985. Ракетные дивизии "Тополей" были дислоцированы вблизи городов Барнаул, Верхняя Салда (Нижний Тагил), Выползово (Бологое), Йошкар-Ола, Тейково, Юрья, Новосибирск, Канск, Иркутск, а также у поселка Дровяная Читинской области. Девять полков (81 пусковая установка) были развернуты в ракетных дивизиях на территории Белоруссии - под городами Лида, Мозырь и Поставы. После распада СССР часть "Тополей" остались на территории Белоруссии и были выведены из неё к 27 ноября 1996 года.

Согласно договора по СНВ-2 360 единиц ракетного комплекса "Тополь" до 2007 года будут сокращены.

В 1986 году на базе второй и третьей ступени ракеты РТ-2ПМ был разработан мобильный грунтовый комплекс среднего радиуса действия "Скорость".

Тактико-технические характеристики комплекса РС-12 "Тополь"

«Тополь-М»

В настоящее время основой сухопутной составляющей стратегических ядерных сил России является комплекс «Тополь-М», выпускаемый Воткинским машиностроительным заводом. Этот комплекс – единственный серийно выпускаемый в настоящее время ракетный комплекс в России.

"Тополь-М" является результатом дальнейшей модификации комплекса "Тополь" и оснащён более совершенной ракетой РС-2ПМ2.

Вследствие ограничений, накладываемых на модернизацию основными положениями договора СНВ-2 тактико-технические характеристики ракеты не могли претерпеть значительных изменений и основные отличия от РС-2ПМ кроются в особенностях полёта и устойчивости при проникновении сквозь системы возможной противоракетной обороны противника. Причём головная часть изначально создавалась с учётом возможности быстрой модернизации на случай появления у вероятного противника действующих систем ПРО. Создатели не отрицают также технической возможности установки головного блока с разделяющимися боеголовками индивидуального наведения. По оценкам специалистов их может быть от трёх до семи.

Благодаря трём усовершенствованным маршевым твердотопливным двигателям, ракета РС-12М2 стала набирать скорость намного быстрее, а несколько десятков вспомогательных двигателей, приборы и механизм управления делают к тому же её полёт еще и трудно предсказуемым для противника. У РС-12М2, в отличие от её предшественницы, отсутствуют решётчатые аэродинамические стабилизаторы, применена усовершенствованная система наведения (нечувствительная к мощным электромагнитным импульсам), используется более эффективный смесевой заряд.

По планам руководства России и МО РФ, "Тополь-М" должен будет заменить 270 комплексов шахтного базирования с ракетами, оснащенными разделяющимися головными частями. Это, прежде всего баллистические жидкостные ракеты систем РС-20 (SS-18 по западной классификации), РС-18 (SS-19), РС-16 (SS-17) и твердотопливная РС-22 (SS-24), созданная еще в начале восьмидесятых годах. Со временем к этим ракетам добавятся 350 подвижных комплексов "Тополь", для замены которых разработан подвижной вариант "Тополя-М" на базе восьмиосного тягача. По последним планам правительства в 2004 году планируется приступить к испытаниям мобильного варианта комплекса "Тополь-М".

В процессе боевого дежурства ракета "Тополь-М" будет находиться в транспортно-пусковом контейнере. Предполагается, что она будет эксплуатироваться в составе как стационарного (в шахтных пусковых установках), так и мобильного комплексов. При этом в стационарном варианте целесообразно использовать шахтные пусковые установки (ШПУ) ракет, снимаемых с вооружения или уничтожаемых в соответствии с Договором СНВ-2. Доработка этих ШПУ должна обеспечить невозможность установки "тяжелой" МБР и включает заливку слоя бетона на дно шахты, а также установку специального ограничительного кольца в верхней части. Размещение ракет "Тополь-М" в доработанные таким образом существующие ШПУ позволит существенно сократить затраты на разработку и размещение комплекса. Способ старта активно-реактивный ("минометный").

Перевооружение частей РВСН проводится с использованием уже имеющейся инфраструктуры. Мобильный и стационарный варианты полностью совместимы с существующей системой боевого управления и связи.

При создании систем и агрегатов мобильной пусковой установки, комплекса “Тополь-М” использованы принципиально новые технические решения. Так, система неполного вывешивания дает возможность развертывать ПУ “Тополь-М” даже на мягких грунтах. Улучшены проходимость и маневренность установки, что повышает ее живучесть. "Тополь-М" способен производить пуски из любой точки позиционного района (а не из ограниченного числа заранее определенных позиций), а также обладает улучшенными средствами маскировки как против оптических, так и других средств разведки.

Теxничеcкие xаpактеpиcтики шасси: кoлеcная фopмула - 16x16, упpавляемые пеpвые тpи и пocледние тpи ocи, pадиуc пoвopoта - 18 м, дopoжный пpocвет - 475 мм, пpеoдoлеваемый бpoд - 1,1 м, шины - 1.600x600-685, маccа в cнаpяженнoм cocтoянии - 40.000 кг, гpузoпoдъемнocть - 80.000 кг, двигатель - V12 дизель ЯМЗ-847 мoщнocтью 800 л. c., cкopocть - 45 км/ч, запаc xoда - 500 км.

Характеристики РК "Тополь-М" позволяют значительно повысить готовность РВСН к выполнению поставленных боевых задач в любых условиях, обеспечивать маневренность, скрытность действий и живучесть частей, подразделений и отдельных пусковых установок, а также надежность управления и автономное функционирование в течение длительного времени (без пополнения запасов материальных средств).

Ракеты оснащены моноблочными боеголовками, но, в отличие от всех других стратегических ракет, могут быть в кратчайший срок переоснащены разделяющимися головными частями, способными нести до трех зарядов. В случае необходимости, если будут сняты ограничения по договору СНВ-2, на эту моноблочную ракету могут быть установлены несколько боевых блоков с разделяющимися головными частями (РГЧ) индивидуального наведения.

Главные достоинства РК "Тополь-М" заключаются в особенностях полета и боевой устойчивости при проникновении сквозь системы возможной противоракетной обороны противника. Три маршевых твердотопливных двигателя позволяют ракете набирать скорость намного быстрее всех предыдущих типов ракет. Более высокая энергетика ракеты позволяет снизить эффективность ПРО на активном участке траектории. Несколько десятков вспомогательных двигателей, приборы и механизм управления делают этот стремительный полет еще и трудно предсказуемым для противника. Кроме того, ракета РС-12М2 несет целый комплекс средств прорыва ПРО больше, чем американская МX с 10 боеголовками. Наконец, по сведениям западных источников, для "Тополя-М" создана маневрирующая головная часть (российские источники такой информации не содержат); если это верно, то "Тополь-М" воплощает крупный прорыв в средствах преодоления противоракетной обороны.

Впрочем, "Тополь-М", видимо, не является идеальным комплексом; опора на него, как представляется, в значительной мере вызвана отсутствием альтернатив. В ходе дискуссии вокруг договора СНВ-2 в многочисленных публикациях были раскрыты его недостатки. В соответствии с этой информацией, "Тополь" имеет сравнительно небольшую скорость и низкую защищенность, что ограничивает его возможность по выходу из-под удара при коротком времени предупреждения и делает его уязвимым для поражающих факторов ядерного взрыва, таких как ударная волна. Хотя "Тополь-М", судя по всему, удалось усовершенствовать, его весогабаритные характеристики близки к "Тополю", а это ставит объективные пределы на пути преодоления указанных выше недостатков.

Тактико технические характеристики РС-12М2 "Тополь-М" (Россия)

Год принятия на вооружение 1997
Максимальная дальность стрельбы,км 10000
Количество ступеней 3
Стартовая масса,т 47,1
Забрасываемый вес,т 1,2
Длина ракеты без головной части,м 17,5
Длина ракеты с головной частью,м 22,7
Максимальный диаметр ракеты,м 1,86
Количество боевых блоков, шт 1
Тип головной части моноблочная, ядерная, отделяемая
Мошность боевого заряда, Мт 0,55
Точность стрельбы (КВО), м 350
Вид топлива твёрдое смесевое
Тип системы управления автономная, инерциальная на базе БЦВК
Способ старта миномётный
Способ базирования шахтный и мобильный

Русская Цивилизация

Модернизированный ракетный комплекс «Тополь-М» — первый ракетный комплекс, созданный только российскими предприятиями, составляет ядро всей группировки Ракетных войск стратегического назначения.



Именно на него возлагаются большие надежды в сохранении и поддержании ядерного потенциала на необходимом уровне для гарантированного сохранения безопасности страны. Ракетный комплекс является уникальным и примерно в 1,5 раза превосходит комплекс предыдущего поколения по боеготовности, маневренности и живучести (в мобильном варианте), эффективности поражения различных объектов, в том числе и в условиях развертывания противоракетной обороны. Энергетические возможности новой ракеты позволяют увеличить забрасываемый вес, значительно снизить высоту активного участка траектории, повысить эффективность преодоления перспективных средств противоракетной обороны.


Ракетная установка Тополь-М (Модернизированный)

Комплекс «Тополь-М» вобрал имеющийся отечественный научно-технический задел и достижения отечественного ракетостроения. Специалисты утверждают: все, что относится к процессу его разработки, испытаний, к его тактико-техническим характеристикам, определяется словом «впервые». Впервые создается полностью унифицированная ракета для высокозащищенного шахтного и для мобильного грунтового базирования. Впервые внедрена новая система экспериментальной отработки, при которой в процессе наземных и летных испытаний применены высоконормативные режимы работы систем и агрегатов ракетного комплекса. Это позволило резко сократить традиционный объем испытаний, снизить затраты, не потеряв при этом в надежности.

Тополь-М» является результатом дальнейшей модификации комплекса «Тополь» и оснащён более совершенной ракетой РС-2ПМ2 (15Ж65).
В следствие ограничений, накладываемых на модернизацию основными положениями договора СНВ-2 тактико-технические характеристики ракеты комплекса «Тополь-М» не могли претерпеть значительных изменений и основные отличия от РС-2ПМ кроются в особенностях полёта и устойчивости при проникновении сквозь системы возможной противоракетной обороны противника.Головная часть изначально создавалась с учётом возможности быстрой модернизации на случай появления у вероятного противника действующих систем ПРО. Существует техническая возможность установки головного блока с разделяющимися боеголовками индивидуального наведения. Проводились и испытания третьей ступени, оснащённой прямоточным гиперзвуковым атмосферным двигателям.

Благодаря трём усовершенствованным маршевым твердотопливным двигателям, ракета РС-12М2 продолжительность активного участока полёта сократился в несколько раз, а вспомогательные двигатели, приборы и механизмы управления делают её полёт трудно предсказуемым для противника. У РС-12М2, в отличие от её предшественницы, отсутствуют решётчатые аэродинамические стабилизаторы, применена усовершенствованная система наведения (нечувствительная к мощным электромагнитным импульсам), используется более эффективный смесевой заряд.

Работы по созданию нового комплекса начались в середине 1980-х. Постановление Военно-промышленной комиссии от 9 сентября 1989 года предписывало создать два ракетных комплекса (стационарный и мобильный) и универсальную твердотопливную трёхступенчатую межконтинентальную баллистическую ракету для них. Эта опытно-конструкторская работа получила название «Универсал», разрабатываемый комплекс - обозначение РТ-2ПМ2. Разработка комплекса велась совместно Московским институтом теплотехники и днепропетровским КБ «Южное».

Ракета должна была быть унифицирована для обоих типов комплексов, но в первоначальном проекте предполагалось различие в системе разведения боевого блока. Боевая ступень для ракеты шахтного базирования должна была оснащаться ЖРД на перспективном монотопливе ПРОНИТ. Для подвижного МИТ разрабатывал двигательную установку на твердом топливе. Существовали и различия в транспортно-пусковом контейнере. Для подвижного комплекса он должен был изготавливаться из стеклопластика. Для стационарного - из металла, с креплением на нем ряда систем наземного оборудования. Поэтому ракета для подвижного комплекса получила индекс 15Ж55, а для стационарного - 15Ж65.
В марте 1992 года было принято решение разработать на базе наработок по программе «Универсал» комплекс «Тополь-М» (в апреле «Южное» прекратило своё участие в работах по комплексу). Указом Бориса Ельцина от 27 февраля 1993 года головным предприятием по разработке «Тополя-М» стал МИТ. Было принято решение о разработке унифицированной ракеты только с одним вариантом боевого оснащения - с двигательной установкой боевой ступени на твердом топливе. Система управления разрабатывалась на НПО Автоматики и Приборостроения, боевой блок - в Саровском ВНИИЭФ. Производство ракет было развёрнуто на Воткинском машиностроительном заводе.

Испытания ракеты начались в 1994 году. Первый пуск был проведён из шахтной пусковой установки на космодроме Плесецк 20 декабря 1994 года. В 1997 году, после четырёх успешных пусков начато серийное производство этих ракет. Акт о принятии на вооружение РВСН РФ межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь-М» был утверждён Госкомиссией 28 апреля 2000 года, а Указ Президента РФ о принятии БРК на вооружение был подписан Владимиром Путиным летом 2000 года, после чего на лётные испытания вышел подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) на базе восьмиосного шасси МЗКТ-79221. Первый пуск с мобильной ПУ был осуществлён 27 сентября 2000 года.

Ракета 15Ж65

Ракета 15Ж65 комплекса Тополь-М трёхступенчатая. Все три ступени ракеты твёрдотопливные, типа «кокон» (цельномотанные из композитного материала). Управление полётом, ввиду отсутствия аэродинамических и газовых рулей, производится поворотными соплами маршевых двигателей. Сопла маршевых двигателей изготовлены из углерод-углеродного композита.

Головная часть отделяемая моноблочная термоядерная. Возможно оснащение разделяющейся головной частью с ББ индивидуального наведения мощностью 150 кт, унифицированными с боевыми блоками Р-30 «Булава», количеством от 3 до 6-ти. Кроме того, ракета 15Ж65 комплекса Тополь-М может оснащаться маневрирующей головной частью.

Комплекс средств прорыва ПРО состоит из пассивных и активных ложных целей (ЛЦ) и средств искажения характеристик головной части. Ложные цели неотличимы от боевых блоков во всех диапазонах электромагнитного излучения (оптическом, лазерном, инфракрасном, радиолокационном), позволяют имитировать характеристики боевых блоков практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном, переходном и значительной части атмосферного участка нисходящей ветви траектории полета боевых блоков ракеты, являются стойкими к поражающим факторам ядерного взрыва и излучению сверхмощного лазера с ядерной накачкой и пр. Впервые спроектированы ложные цели, способные противостоять РЛС со сверхразрешением. Средства искажения характеристик головной части состоят из радиопоглощающего (совмещенного с теплозащитным) покрытия ГЧ, генераторов активных радиопомех, аэрозолей-источников инфракрасного излучения и т.д. Кроме того, усовершенствованные двигатели маршевых ступеней позволили сократить длительность активного участка полёта ракеты Тополя в 3-4 раза, по сравнению с жидкостными ракетами предыдущего поколения.

Ракета «Тополь-М» эксплуатируется в составах стационарного БРК 15П065 и мобильного БРК 15П165. Для размещения в шахтном варианте используются переоборудованные ШПУ 15П735 (МБР УР-100УТТХ) и 15П718 (МБР Р-36М2). В составе комплекса 15П065 входят 10 ШПУ и один высокозащищённый командный пункт 15В222. В ШПУ ракета «Тополь-М» устанавливается в металлическом транспортно-пусковом контейнере, унифицированном для обоих видов ШПУ.

Ракета «Тополь-М» мобильного базирования размещается в транспортно-пусковом контейнере из стеклопластика, на самоходных восьмиосных шасси МЗКТ-79221. Вес пусковой установки около 120 т, ширина 3,4м, длина 22 м. Шасси обеспечивает исключительную для своих габаритов манёвренность и проходимость. Для пуска ракеты производится неполное вывешивание ПУ, что позволяет добиться устойчивости даже на мягких грунтах, а сам пуск может быть произведён из любой точки района базирования.

Ракета «Тополь-М» создается как модернизация МБР РС-12М. Условия модернизации определены Договором СНВ-1, согласно которому новой считается ракета, отличающаяся от существующей (аналога) по одному из следующих признаков:
числу ступеней;
виду топлива любой из ступеней;
стартовой массе более чем на 10%;
длине либо собранной ракеты без головной части, либо по длине первой ступени ракеты более чем на 10%;
диаметру первой ступени более чем на 5%;
забрасываемому весу более чем на 21% в сочетании с изменением длины первой ступени на 5% или более.

Таким образом, массово-габаритные характеристики и некоторые особенности конструктивного исполнения МБР «Тополь-М» жестко ограничены.

Этап государственных летных испытаний ракетного комплекса «Тополь-М» проходил на 1-ГИК МО. В декабре 1994 года состоялся первый пуск из шахтной пусковой установки. 28 апреля 2000г. Госкомиссия утвердила акт о принятии на вооружение РВСН РФ межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь-М».

Боевой стационарный шахтный ракетный комплекс 15П065 включает 10 ракет 15Ж65 в шахтных пусковых установках 15П765-35 и один унифицированный командный пункт типа 15В222 высокой защищенности (размещающийся на подвеске в шахте с помощью специальной амортизации). Применение «минометного старта» позволило значительно повысить устойчивость ШПУ 15П765-35 к ПФЯВ за счет удаления элементов пусковой установки 15П735 необходимых для газодинамического старта ракет 15А35, применения усовершенствованной амортизационной системы и заполнения высвободившегося объема тяжелым железобетоном специальных марок. Работы по переоборудованию шахтных пусковых установок 15П735 для размещения в них ракет «Тополь-М» были проведены Опытно-Конструкторском Бюро «Вымпел» под руководством Дмитрия Драгуна.

В соответствии с договором СНВ-2 допускается переоборудование 90 ШПУ 15П718 ракет 15А18 под ракету 15Ж65, при обеспечении гарантий невозможности установки в такую переоборудованную ПУ тяжелых МБР. Доработка этих ШПУ включает заливку 5м слоя бетона на дно шахты, а также установку специального ограничительного кольца в верхней части пусковой установки. Внутренние габариты шахты тяжелой ракеты избыточны для размещения ракеты «Тополь-М», даже с учетом заливки нижней части ПУ бетоном. Масса ракеты «Тополь-М», ее наружный диаметр и длина меньше массово-геометрических размеров ракеты 15А18М соответственно примерно в 5, 1.5 и 1.5 раза. Чтобы сохранить и применить при переоборудовании агрегаты и системы тяжелой ШПУ, потребовалось провести целый ряд комплексных исследований схемы нагружения ШПУ при ЯВ и старте, системы обслуживания, влияния на газодинамику старта большого внутреннего свободного объема шахты, ограничительного кольца и массивной и крупногабаритной крыши, вопросам загрузки ТПК с ракетой в ПУ и др.

Ресурсосберегающая технология при создании серийных ПУ 15П765-18 предусматривает сохранение защитной крыши, барбета, барабана, шахтного ствола с днищем непосредственно на объекте и повторное использование большей части оборудования ПУ 15П718 — приводов защитной крыши, системы амортизации, лифтов и др. оборудования — после их демонтажа, отправки на заводы-изготовители, проведения РВР на заводах с испытаниями на стендах. Проблема реализации ресурсосберегающей технологии тесно связана с установлением новых гарантийных сроков для повторно используемого оборудования, в том числе и для шахтного ствола. Размещение ракет «Тополь-М» в доработанные таким образом существующие ШПУ позволяет существенно сократить затраты на разработку и развертывание комплекса. Успешные летные испытания позволили Государственной комиссии рекомендовать принятие на вооружение в составе ракетного комплекса ШПУ, переоборудованную из ШПУ тяжелых ракет и уже летом 2000 г. такой комплекс указом Президента РФ был принят на вооружение.

Боевой ракетный комплекс (БРК) 15П065 с твердотопливной МБР 15Ж65 легкого класса, имеющей повышенную устойчивость к ПФЯВ, обеспечивает пуск ракеты без задержки на нормализацию внешней обстановки при многократном ядерном воздействии по соседним объектам БРК и при блокировке позиционного района высотными ядерными взрывами, а также с минимальной задержкой при непоражающем ядерном воздействии непосредственно по пусковой установке. Устойчивость ПУ и шахтного командного пункта к ПФЯВ значительно повышена, имеется возможность пуска из режима постоянной боеготовности по одному из плановых целеуказаний, а также оперативного переприцеливания и пуска по любому внеплановому целеуказанию, переданному из высшего звена управления. Повышена вероятность доведения команд на пуск до КП и ШПУ. В процессе боевого дежурства ракета 15Ж65 находится в металлическом транспортно-пусковом контейнере. ТПК унифицированы для обоих видов ШПУ

Транспортно-установочный агрегат комплекса, созданный в КБ «Мотор», совмещает в себе функции установщика и танспортно-перегрузочной машины.

МБР «Тополь-М» мобильного базирования развернуты в составе БРК 15П165. Ракета 15Ж65 мобильного базирования размещается в высокопрочном стеклопластиковом ТПК на восьмиосном шасси МЗКТ-79221 (МАЗ-7922) высокой проходимости и к онструктивно практически не отличается от шахтного варианта. Вес пусковой установки — 120 тонн, длина — 22 метра, ширина — 3,4 метра. Шесть пар колес из восьми являются поворотными, что обеспечивает радиус поворота 18 метров. Давление на грунт установки в два раза меньше, чем обычного грузового автомобиля. Двигатель ПУ — V-образный 12-ти цилиндровый дизель с турбонаддувом ЯМЗ-847 мoщнocтью 800л.c. Глубина преодолеваемого брода до 1.1м. При создании систем и агрегатов БРК 15П165 «Тополь-М» использован ряд принципиально новых технических решений по сравнению с комплексом «Тополь». Так, система неполного вывешивания дает возможность развертывать ПУ «Тополь-М” даже на мягких грунтах. Улучшены проходимость и маневренность установки, что повышает ее живучесть. «Тополь-М» способен производить пуски из любой точки позиционного района, а также обладает улучшенными средствами маскировки как против оптических, так и других средств разведки (в том числе за счет снижения инфракрасной компоненты демаскирующего поля комплекса, а также применения специальных покрытий, снижающих радиолокационную заметность).

Система управления — инерциальная на основе БЦВК и гиростабилизированной платформы. Комплекс высокоскоростных командных гироскопических приборов обладает улучшенными точностными характеристиками, новый БЦВК обладает повышенной производительностью и стойкостью к воздействию ПФЯВ, обеспечено прицеливание за счет реализации автономного определения азимута контрольного элемента, установленного на гиростабилизированной платформе, с помощью наземного комплекса командных приборов, размещенного на ТПК. Обеспечена повышенная боеготовность, точность и ресурс непрерывной работы бортовой аппаратуры.

Высокие характеристики ракеты 15Ж65 по обеспечению высокого уровня стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва были достигнуты за счет применения комплекса мер, хорошо зарекомендовавшего себя еще при создании МБР Р-36М2 (15А18М), РТ-23УТТХ (15Ж60) и РТ-2ПМ (15Ж58):
использования защитного покрытия новой разработки, наносимого на наружную поверхность корпуса ракеты и обеспечивающего комплексную защиту от ПФЯВ;
применения системы управления, разработанной на элементной базе с повышенной стойкостью и надежностью;
нанесения на корпус герметичного приборного отсека, в котором размещалась аппаратура СУ, специального покрытия с высоким содержанием редкоземельных элементов;
применения экранировки и специальных способов укладки бортовой кабельной сети ракеты;
введения специального программного маневра ракеты при прохождении облака наземного ядерного взрыва и прочее.

Были приняты успешные меры по сокращению продолжительности полета и уменьшению высоты конечной точки активного участка траектории полета ракеты. Также МБР получила возможность ограниченного маневра на активном участке траектории, что позволяет значительно снизить вероятность её поражения на самом уязвимом, начальном, участке полета. По словам разработчиков, активный участок полета (старт, участок работы маршевых ступеней, участок разведения боевого оснащения) МБР «Тополь-М» сокращен по сравнению с жидкостными МБР, для которых он составляет примерно 10 минут, в «3-4 раза».

Тип головной части: отделяемая моноблочная термоядерная с высокоскоростным, высокого уровня стойкости к ПФЯВ, боевым блоком. В перспективе возможно оснащение ракеты маневрирующей ГЧ или разделяющейся ГЧ с числом боевых блоков от 3 до 6 (перспективные ББ мощностью 150 кт для РГЧ ИН унифицированы с ББ для комплекса Д-19М с БРПЛ Р-30 «Булава»). Первое испытательный пуск мобильного варианта МБР «Тополь-М», оснащенного РГЧ с боевыми блоками индивидуального наведения (официальное название новой ракеты — РС-24), прошел 29 мая 2007 года с космодрома «Плесецк».

Следует отметить, что БЧ МБР создавалась с максимальным использованием наработок и технологий, полученных при создании БЧ для МБР «Тополь», что позволило сократить время разработки и уменьшить стоимость. Несмотря на подобную унификацию, новая БЧ значительно более устойчива к ПФЯВ и действию оружия, основанного на новых физических принципах, нежели предшественница, обладает меньшей удельной массой, имеет усовершенствованные механизмы обеспечения безопасности при хранении, транспортировке и нахождении на боевом дежурстве. Новая БЧ имеет повышенный, по сравнению с предшественницей, коэффициент полезного использования делящихся материалов и является исторически первой отечественной ГЧ для МБР, создание которой происходило без испытаний деталей и узлов в ходе натурных ядерных взрывов.

Характеристики РК «Тополь-М” позволяют значительно повысить готовность РВСН к выполнению поставленных боевых задач в любых условиях, обеспечивать маневренность, скрытность действий и живучесть частей, подразделений и отдельных пусковых установок, а также надежность управления и автономное функционирование в течение длительного времени (без пополнения запасов материальных средств). Почти в два раза увеличена точность прицеливания, в полтора раза увеличена точность определения геодезических данных, в два раза сокращено время подготовки к пуску.

Перевооружение частей РВСН проводится с использованием уже имеющейся инфраструктуры. Мобильный и стационарный варианты полностью совместимы с существующей системой боевого управления и связи. Гарантийный срок эксплуатации МБР 15Ж65 — 15лет (по ряду данных — 20лет).

Цельную головную часть ракеты «Тополь-М» можно заменить на разделяющуюся боеголовку, несущую три самостоятельные головные части, что делает ракету неуязвимой для любой системы противоракетной обороны — перехватить одновременно три боеголовки невозможно. Действующие договоры этого России не позволяют, но ситуация в любой момент может измениться…

В процессе проектирования систем и агрегатов автономной пусковой установки (АПУ) комплекса «Тополь-М» было применено множество принципиально новых технических решений. Например, система неполного вывешивания позволяет развертывать АПУ «Тополь-М» даже на мягких грунтах. Улучшены также проходимость и маневренность пусковой установки. Все это существенно повышает маневренность, скрытность действий и живучесть пусковых установок и ракетных частей в целом.

Уже только это делает «Тополь-М» суперсовременным оружием XXI века, способным надежно защитить нашу страну от внешней агрессии, а при необходимости стать оружием неотвратимого возмездия.

ХАРАКТЕРИСТКИ — «Тополь-М»
Максимальная дальность стрельбы,км 11000
Количество ступеней 3
Стартовая масса, т 47.1 (47.2)
Забрасываемая масса, т 1,2
Длина ракеты без головной части, м 17.5 (17.9)
Длина ракеты, м 22.7
Максимальный диаметр корпуса, м 1,86
Тип головной части моноблочная, ядерная
Эквивалент боезаряда, мт 0.55
Круговое вероятное отклонение,м 200
Диаметр ТПК (без выступающих частей), м 1.95 (для 15П165 — 2.05)
МЗКТ-79221 (МАЗ-7922)
Кoлеcная фopмула 16×16
Радиуc пoвopoта, м 18
Дopoжный пpocвет, мм 475
Маccа в cнаpяженнoм cocтoянии (без боевого оснащения),т 40
Гpузoпoдъемнocть,т 80
Максимальная скopocть,км/ч 45
Запаc xoда,км 500

Стандартное расстояние вдоль поверхности Земли, которое покрывают межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), составляет 10 000 км. Этого достаточно, чтобы старые друзья США и Россия могли поражать любые цели на территории друг друга. Китаю сложней из-за большей удаленности Америки, хотя способность Поднебесной запускать космические аппараты позволяет ей дотянуться термоядерной дубиной до любой точки Земного шара. А до России доброму соседу «рукой подать».

Источник изображения: http://abyss.uoregon.edu/~js/space/lectures/lec18.html

Оптимальными по энергозатратам являются траектории с апогеем 1000 - 1500 км. При этом полетное время составляет около 30 минут, а активный участок траектории заканчивается на высоте 200 - 350 км. Сравнительно короткий участок разгона можно не учитывать, оценивая дальность полета боевых частей ракеты. Последние описывают длинные баллистические кривые, разгонясь до 7 км/сек на участках снижения к цели. Смоделируем их численно, используя следующие уравнения динамики материальной точки:

Центр Земли находится в начале координат, а при падении на ее поверхность имеет место:

Предположим, что в момент времени t = 0 платформа разведения (bus) находится на высоте h км и имеет скорость v км/сек, направленную под некоторым углом к горизонтали (угол тангажа). Пренебрегая тем, что на участке разведения траектория каждой боеголовки слегка изменяется, результаты вычислений при разных исходных данных сведем в таблицу:

Из таблицы видно, что небольшое снижение дальности полета, которое не является существенным для БРПЛ, приводит к резкому снижению полетного времени. Фактор времени может иметь критическое значение в ситуации, когда атакующая сторона наносит упреждающий удар по центрам управления и ядерным силам противника. Первая космическая скорость на высоте h = 100 км составляет 7.843 км/сек, а на высоте h = 200 км - 7.783 км/сек. Видно, что при межконтинентальной дальности полета т.н. настильные траектории возможны лишь в том случае, когда на активном участке ракета разгоняется до скорости, существенно превышающей 7 км/cек и приближающейся к первой космической.

Кто вы, мистер Тополь М?

Наиболее современная из российских МБР, которая является незначительной модификацией еще советского изделия, это ракета 15Ж65, известная также как «Тополь-М». Пропагандистский миф о том, что против Тополя нет эффективной ПРО, стал очень популярен в 2000-х. Рассмотрим этот предмет национальной гордости поближе.

Длина 22.5 м, максимальный диаметр 1.9 м, взлетная масса 47 тонн. Имеет 3 ступени с твердотопливными двигателями и боевую часть массой 1.2 тонны, которая оснащена боеголовкой мощностью 0.55 Мт. Кроме нее полезной нагрузкой Тополя служат десятки ложных целей + электронные средства противодействия ПРО: как радиолокационным методам селекции целей, так и инфракрасным. По сведениям из http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/topol_m/topol_m.shtml , двигатели первой ступени создают тягу в 91 тонну. Круговое вероятностное отклонение (КВО) выражает радиус круга, в который боеголовка попадет с вероятностью не меньше 50%. Показатель КВО критически важен с точки зрения ударов по ракетным шахтам и подземным центрам управления. Для него приводится размытая оценка 200 — 350 м. Возможно, что в этом Тополь-М не уступает ветерану Минитмен-3, который больше 30 лет является главной американской МБР.

О летных данных Тополя-М нет сведений, которые заслуживают доверия. Утверждается, что дальность достигает 11 000 км и встречается оценка скорости 7.3 км/сек, которую боевой блок имеет при выходе на баллистический участок траектории. Численное моделирование приводит к различным вариантам. Например возможно, что боевая часть отделяется на уровне 300 км с углом тангажа 6 градусов и, поднимаясь на максимальную высоту 550 км (апогей), за 27 минут преодолевает расстояние 11 000 км вдоль поверхности земного шара. Однако, такой профиль полета не адекватен популярным представлениям о низкой, настильной траектории Тополя-М. Весьма реалистично выглядит сценарий, согласно которому моноблок отделяется на высоте 200 км с начальным тангажом 5 градусов, пролетая в итоге 8 800 км за 21 минуту и достигая апогея 350 км. Такой дальности вполне достаточно для обстрела территории США с различных направлений, а полетное время существенно меньше того, которое характерно для МБР на дистанции 10 000 км (~30 минут). Это создает дополнительные трудности для ПРО, которая должна успеть провести селекцию боеголовки среди ложных целей. Ясно, что сокращенное полетное время является более важным фактором при упреждающем ударе, нежели ответном.

Чтобы хоть как-то разобраться в «исключительных» способностях Тополя-М, полезно сравнить его с американским аналогом LGM-30 Minutemen-3. Длина 18.2 м, максимальный диаметр 1.67 м, взлетная масса 36 тонн. Имеет 3 ступени с твердотопливными двигателями и боевую часть неизвестной массы. Которая в настоящее время оснащена боеголовкой W62 мощностью 170 килотонн, а также несет ложные цели вместе с мелким металлическим мусором, затрудняющим радиолокационное обнаружение. КВО Минитмена-3 оценивается в 150 — 200 м. Согласно данным из http://www.af.mil/information/factsheets/factsheet.asp?id=113 , стартовая тяга первой ступени достигает 92 тонны, и при выходе на баллистический участок боевая часть имеет скорость около 6.7 км/сек. При этом МБР имеет дальность 9 600 км и апогей 1 120 км. Такой «классический» профиль полета соответствует начальному углу тангажа в 15.5 градусов и высоте 450 км при выходе на баллистический участок. Полетное время Минитмена — 28 минут. При таких скромных скоростных характеристиках о настильной траектории межконтинентального полета не может быть и речи. Это контрастирует с тяговооруженностью Минитмена-3, которая в 1.3 раза превосходит Тополь-М. На видео пусков он не выглядит особенно резвым спринтером http://www.youtube.com/watch?v=VHuFh_PNc68&feature=related , а реликтовый Минитмен-I срывался с места не хуже даже без «пинка» от минометного старта http://www.youtube.com/watch?v=mrnfRfawtI0&feature=related . Попробуем объяснить это несоответствие.

Доступные сведения о летных данных Минитмена-3 относятся к его модификации, которая была оснащена тремя боеголовками W78 по 335 Кт, с индивидуальным наведением на цели. Но эта же ракета способна разогнать относительно легкий моноблок до большей скорости, чем заявленные 24 000 км/час, чтобы забросить его на большую дальность и по более пологой траектории. Это косвенно подтверждается тем, что встречаются сведения о предельной дальности Минимена в 15 000 км. Для США такая дистанция актуальна ввиду растущей военной мощи Китая, который находится от Америки достаточно далеко. Высокая тяговооруженность Минитмена-3 также могла иметь значение в конфигурации с тремя боеголовками, обеспечивая более энергичный старт и уход ракеты из зоны поражения от ядерного удара по району расположения пусковых шахт.

Ужас, летящий на крыльях ночи?

Таким образом выдающиеся способности Тополя в том, что касается способности быстро набрать скорость и выйти на пологую траекторию, сильно преувеличены. Но если боевая часть Тополя-М летит по настильной траектории, то это означает следующее. В конце активного участка моноблок практически выходит на круговую орбиту, имея неограниченную дальность полета. В таком случае траектория может быть очень низкой (см. строки 7, 8 в таблице), хотя данное обстоятельство является сомнительным достоинством, учитывая возможности перехватчиков ПРО действовать на высотах до 200 км. О чевидно также, что новое поколение антиракет класса Standard-3 достигнет больших высот. Кроме того, летящий по настильной траектории моноблок, как мишень для перехвата, мало отличается от обычного спутника. А сбить спутник на низкой орбите давно не проблема. При этом слишком низко опуститься не получится, т.к. в свои права вступает сопротивление атмосферы — уже на высоте 120 км Шаттлы использовали аэродинамическое маневрирование вместо ракетных двигателей (новая статья о проблемах настильной траектории ) .

На это можно возразить другим популярным свойством Тополя-М, которое якобы заключается в умении моноблока совершать маневры, используя специальные мини-двигатели на баллистическом участке траектории. Данная способность имеет отчасти мифологический характер, т.к. во многих источниках пишется лишь о том, что Тополь может быть оснащен такими моноблоками. Восторженные реляции о неуловимом для перехватчиков и реально существующем моноблоке не подтверждаются серьезными источниками в то время, как несерьезные дописались до того, что существуют боевые части с ПВРД (ramjet), летающие и маневрирующие подобно гиперзвуковым самолетам.

Орбитальные маневры боеголовок имеют плохую оборотную сторону, о которой скромно умалчивает пропаганда. А именно, при любом маневре моноблока окружающее его, экранирующее облако из ложных целей, источников помех и всякого металлизированного мусора останется в стороне, продолжая движение по баллистической траектории. Боеголовка как бы вынырнет из-под защитного покрывала и останется голой, что сразу снимет задачу селекции для системы ПРО. После первого же маневра моноблок будет виден на радарах, как на ладони. При этом ему не хватит топлива и времени, чтобы долго рыскать из стороны в сторону, учитывая не слишком большой запас полезной нагрузки Тополя-М и необходимость наведения на цель.

Таким образом сомнительно, что хорошая МБР «Тополь-М» чем-либо существенно превосходит «Минитмен-3″, кроме использования мобильной пусковой установки. Однако число таких развернутых установок по разным оценкам составляет 20 — 25, поэтому они не являются основной частью Российских сил ядерного сдерживания. Интересно, что Китай тоже любит мобильные МБР и у него их не меньше .

Дмитрий Зотьев

Статьи о настильных траекториях, гиперзвуковых БЧ и других кошмарах ПРО:

«Жар стратосферы»

«Космический слалом» .

Запись опубликована автором в рубрике . Добавьте в закладки .

Комплекс РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (код РС-12М2, по классификации НАТО - SS-27 Sickle «Серп») - российский ракетный комплекс стратегического назначения с межконтинентальной баллистической ракетой, разработанный в конце 1980-х - начале 1990-х годов на базе комплекса РТ-2ПМ «Тополь». Первая межконтинентальная баллистическая ракета, разработанная в России после распада СССР. Принята на вооружение в 1997 году. Головным разработчиком ракетного комплекса является Московский институт теплотехники (МИТ).

Ракета комплекса «Тополь-М» является твёрдотопливной, трёхступенчатой. Предельная дальность - 11 000 км. Несёт один термоядерный боевой блок мощностью 550 кт. Базируется ракета как в шахтных пусковых установках (ШПУ), так и на мобильных пусковых установках. В шахтном варианте базирования принята на вооружение в 2000 году.

Предназначена для выполнения задач по нанесению по территории противника в условиях противодействия существующих и перспективных систем ПРО, при многократном ядерном воздействии по позиционному району, при блокировке позиционного района высотными ядерными взрывами. Применяется в составе комплекса 15ПО65 шахтного базирования и 15П165 мобильного базирования.

Стационарный комплекс «Тополь-М» включает в себя 10 межконтинентальных баллистических ракет, смонтированных в шахтных пусковых установках, а также командный пункт.
Основные характеристики ракеты Тополь-М

Количество ступеней 3
Длина (с ГЧ) 22,55 м
Длина (без ГЧ) 17,5 м
Диаметр 1,81 м
Стартовая масса 46,5 т
Забрасываемый вес 1,2 т
Вид топлива Твёрдое смесевое
Максимальная дальность 11000 км
Тип головной части Моноблочная, ядерная, отделяемая
Количество боевых блоков 1 + около 20 муляжей
Мощность заряда 550 Кт
Система управления Автономная, инерциальная на базе БЦВК
Способ базирования Шахтный и мобильный

Мобильный комплекс «Тополь-М» представляет собой одну ракету, помещённую в высокопрочный стеклопластиковый транспортно-пусковой контейнер (ТПК), смонтированный на восьмиосном шасси МЗКТ-79221 высокой проходимости и конструктивно практически не отличается от шахтного варианта. Вес пусковой установки - 120 тонн. Шесть пар колес из восьми являются поворотными, что обеспечивает радиус поворота 18 метров.

Давление на грунт установки в два раза меньше, чем обычного грузового автомобиля. Двигатель V-образный 12-ти цилиндровый дизель с турбонаддувом ЯМЗ-847 мoщнocтью 800 л.c. Глубина преодолеваемого брода до 1,1 метра.

При создании систем и агрегатов мобильного «Тополь-М» использован ряд принципиально новых технических решений по сравнению с комплексом «Тополь». Так, система неполного вывешивания даёт возможность развёртывать ПУ «Тополь-М» даже на мягких грунтах. Улучшены проходимость и маневренность установки, что повышает её живучесть.

«Тополь-М» способен производить пуски из любой точки позиционного района, а также обладает улучшенными средствами маскировки, как против оптических, так и других средств разведки (в том числе за счёт снижения инфракрасной компоненты демаскирующего поля комплекса, а также применения специальных покрытий, снижающих радиолокационную заметность).

Межконтинентальная ракета состоит из трёх ступеней с твёрдотопливными маршевыми двигателями. В качестве топлива используется алюминий, в роли окислителя выступает перхлорат аммония. Корпуса ступеней выполнены из композитов. Все три ступени оборудованы поворотным соплом для отклонения вектора тяги (решётчатые аэродинамические рули отсутствуют).

Система управления – инерциальная, на основе БЦВК и гиростабилизированной платформы. Комплекс высокоскоростных командных гироскопических приборов обладает улучшенными точностными характеристиками. Новый БЦВК обладает повышенной производительностью и стойкостью к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва. Обеспечено прицеливание за счёт реализации автономного определения азимута контрольного элемента, установленного на гиростабилизированной платформе, с помощью наземного комплекса командных приборов, размещенного на ТПК. Обеспечена повышенная боеготовность, точность и ресурс непрерывной работы бортовой аппаратуры.

Метод старта - миномётный для обоих вариантов . Маршевый твёрдотопливный двигатель ракеты позволяет ей набирать скорость намного быстрее предыдущих типов ракет аналогичного класса, созданных в России и Советском Союзе. Это значительно затрудняет её перехват средствами ПРО на активном участке полёта.

Ракета оснащена отделяемой головной частью с одним термоядерным боевым блоком мощностью 550 Кт тротилового эквивалента. Головная часть также оборудована комплексом средств преодоления ПРО. Комплекс средств преодоления ПРО состоит из пассивных и активных ложных целей, а также средств искажения характеристик головной части . Несколько десятков вспомогательных двигателей коррекции, приборы и механизмы управления позволяют боевой части совершать манёвры на траектории, затрудняя её перехват на конечном участке траектории.

Ложные цели неотличимы от боевых блоков во всех диапазонах электромагнитного излучения (оптическом, лазерном, инфракрасном, радиолокационном). Ложные цели позволяют имитировать характеристики боевых блоков практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном, переходном и значительной части атмосферного участка нисходящей ветви траектории полета боевых блоков ракеты, являются стойкими к поражающим факторам ядерного взрыва и излучению сверхмощного лазера с ядерной накачкой. Впервые спроектированы ложные цели, способные противостоять РЛС со сверхразрешением.

В связи с прекращением существования договора СНВ-2, запрещавшего создание многозарядных межконтинентальных баллистических ракет, Московский институт теплотехники работает над оснащением «Тополей-М» разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Возможно, результатом этих работ является РС-24 «Ярс». Проходят испытания мобильного варианта этого комплекса, размещённого на шасси восьмиосного тягача МЗКТ-79221.

Высокая устойчивость ракеты 15Ж65 к воздействию систем ПРО потенциального противника достигается за счёт:

  • Сокращения по времени и протяжённости активного участка путём крайне быстрого разгона ракеты. Время разгона до конечной скорости (свыше 7 км/с) составляет менее 3 мин.
  • Возможности ракеты маневрировать на активном участке, усложняющей решение противником задачи перехвата, а также совершать программный манёвр при прохождении облака ядерного взрыва
  • Защитного покрытия корпуса новой разработки, обеспечивающего комплексную защиту от поражающих факторов ядерного взрыва и оружия, основанного на новых физических принципах.
  • Комплекса преодоления ПРО, включающего пассивные и активные ложные цели и средства искажения характеристик головной части. ЛЦ неотличимы от боевых блоков во всех диапазонах электромагнитного излучения (оптическом, лазерном, инфракрасном, радиолокационном), позволяют имитировать характеристики боевых блоков практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном, переходном и значительной части атмосферного участка нисходящей ветви траектории полета боевых блоков ракеты, вплоть до высот 2 - 5 км; являются стойкими к поражающим факторам ядерного взрыва и излучению сверхмощного лазера с ядерной накачкой и пр. Впервые спроектированы ЛЦ, способные противостоять РЛС со сверхразрешением. Средства искажения характеристик головной части состоят из радиопоглощающего (совмещенного с теплозащитным) покрытия ГЧ, генераторов активных помех и пр. Радиолокационная заметность боевого блока снижена на несколько порядков, ЭПР составляет 0,0001 кв.м. Дальность его обнаружения снижена до 100 - 200 км. Оптическая - и ИК-заметность ББ предельно снижена за счёт эффективного охлаждения поверхности ББ на заатмосферном участке и снижению светимости спутного следа ББ на атмосферном участке, достигаемой в т.ч. за счёт впрыска в следовую область специальных жидких продуктов, снижающих интенсивность излучения. В результате принятых мер обеспечивается преодоление моноблочной ГЧ перспективной многоэшелонированной системы ПРО с элементами космического базирования с вероятностью 0.93 - 0.94. Высоко- и заатмосферный участок ПРО преодолевается с вероятностью 0.99, атмосферный - с вероятностью 0.93 - 0.95.

Ракета 15Ж65 оснащена термоядерной моноблочной БЧ мощностью 0.55 МГт. Проведены испытания МБР с РГЧ (от 3 до 6 разделяющихся головных частей мощностью 150 кт.) В перспективе планируется оснащение ракеты маневрирующей ГЧ (испытания которой также успешно проведены в 2005 г. и продолжаются), в связи с чем возможность перехвата ГЧ, по мнению российских специалистов, будет практически сведена к нулю.

Круговое вероятное отклонение - не более 200 м, что позволяет ГЧ полумегатонной мощности уверенно поражать сильнозащищённые точечные цели (в частности, КП и ШПУ). В силу ограниченного забрасываемого веса, ограничивающего мощность ЯБЧ, ракета «Тополь-М» в отличие от ракеты 15А18 «Воевода» (мощность моноблочной ГЧ которой составляла 20-25 МГт) имеет ограничения по осуществлению уничтожающего воздействия по крупной площадной цели.

Комплекс 15П165 мобильного базирования обладает уникальными характеристиками начальной выживаемости, способен функционировать скрытно и автономно в течение длительного периода времени. Площадь патрулирования комплекса - 250 000 кв.км.

Ракета «Тополь-М» унифицирована с ракетой «Булава» морского базирования, создаваемых для вооружения РПКСН проекта 955. Конкурентом «Булавы» является жидкостная МБР Р-29РМУ2 «Синева ». Она существенно превосходит «Булаву» (как и все другие МБР) по энергомассовому совершенству, но уступает по важному для российских ракет морского базирования критерию - выживаемости на активном участке за счёт меньшей скорости разгона и большей уязвимости от лазерного оружия, свойственной жидкостным ракетам по сравнению с твёрдотопливными. Однако ракета «Булава», со стартовой массой около 37 тонн, существенно уступает по ударной мощи существующим более тяжёлым твёрдотопливным ракетам, в том числе ракете «Трайдент»-2 со стартовой массой 59 тонн. (БЧ «Булавы» - 6х150 кт, «Трайдент-2″ (теоретически) - 8х475 кт). Проект оснащения морской составляющей ядерных сил России ПЛАРБ с лёгкими баллистическими ракетами «Булава» подвергается критике специалистов, указывающих на необходимость вооружения отечественных ПЛАРБ высокотехнологичной твёрдотопливной БРПЛ Р-39УТТХ, испытания которой были свёрнуты в 90-х гг. и которая, в случае постановки на вооружение, не имела бы мировых аналогов среди БРПЛ по ударной мощи и лётно-техническим характеристикам.

Транспортировка ракеты «Тополь-М» и загрузка в шахту

Транспортировка и загрузка в шахту межконтинентальной баллистической ракетного комплекса 5-го поколения РТ-2ПМ2 «Тополь-М» . Место действия: 60-я Таманская ордена Октябрьской Революции Краснознамённая ракетная дивизия.

Просмотров