В какое время жил адам смит. Адам Смит: основные идеи, теории и труды экономиста

1. Жизнь и научная деятельность

2. Значение экономических работ А.Смита

3. Смитовская трактовка экономических законов

Адам Смит — это шотландский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической политэкономии. Создал теорию трудовой стоимости и обосновал необходимость возможного освобождения рыночной экономики от государственного вмешательства.

В «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776) обобщил столетнее развитие этого направления экономической мысли, рассмотрел теорию стоимости и распределения доходов, и его накопление, экономическую историю Западной Европы, взгляды на экономическую политику, финансы государства. А. Смит подходил к экономике как к системе, в которой действуют объективные законы , поддающиеся познанию. При жизни Адама Смита книга выдержала 5 английских и несколько зарубежных изданий и переводов.

Жизнь и научная деятельность

Родился Адам Смит в 1723 году в маленьком шотландском городке Кёрколди. Отец его, мелкий таможенный чиновник, умер до рождения сына. Мать дала Адаму хорошее воспитание и имела на него огромное нравственное влияние.

Адам в четырнадцать лет приезжает в Глазго изучать в университете математику и философию. Самые яркие и незабываемые впечатления оставили у него блестящие лекции Фрэнсиса Хатчисона, которого называли «отцом умозрительной философии в Шотландии в новое время». Хатчисон первым из профессоров университета Глазго стал читать свои лекции не на латыни, а на обычном разговорном языке, причем без всяких записей. Его приверженность принципам «разумной» религиозной и политической свободы неортодоксальные представления о справедливом и добром Верховном Божестве, радеющем о человеческом счастье, вызывали недовольство старой шотландской профессуры.

В 1740 году по воле обстоятельств — шотландские университеты могли ежегодно посылать несколько студентов для обучения в Британию. Смит отправляется в Оксфорд. Во время этого длинного путешествия верхом на лошади юноша не переставал удивляться богатству и процветанию здешнего края, столь не похожего на экономную и сдержанную Шотландию.

Оксфорд встретил Адама Смита негостеприимно: шотландцы, которых там было совсем немного, чувствовали себя неуютно, подвергаясь постоянным насмешкам, равнодушному, а то и несправедливому обращению преподавателей. Проведенные здесь шесть лет Смит считал самыми несчастливыми и бездарными в своей жизни, хотя он много читал и постоянно занимался самостоятельно. Не случайно он покинул университет раньше установленного срока, так и не получив диплома.

Смит возвратился в Шотландию и, отказавшись от намерения стать священником, решил добывать средства к существованию литературной деятельностью. В Эдинбурге он подготовил и прочитал два курса публичных лекций по риторике, изящной словесности и юриспруденции. Однако тексты не сохранились, и впечатление о них можно составить лишь по воспоминаниям и конспектам некоторых слушателей. Несомненно одно — уже эти выступления принесли Адаму Смиту первую славу и официальное признание: в 1751 году он получил звание профессора логики, а уже в следующем году — профессора нравственной философии Университета Глазго.

Вероятно, те тринадцать лет, что он преподавал в университете, Адам Смит прожил счастливо — ему, по натуре философу, были чужды политические амбиции и стремление к величию. Он считал, что счастье доступно каждому и не зависит от положения в обществе, а истинное наслаждение дают лишь удовлетворение от работы , спокойствие духа и телесное здоровье. Сам Смит дожил до старости, сохранив ясность ума и необыкновенное трудолюбие.

Лектором Адам был необыкновенно популярным. Курс Адама, состоявший из естественной истории, теологии, этики, юриспруденции и политики, собирал многочисленных слушателей, приезжавших даже из отдаленных местечек. Уже на следующий день новые лекции горячо обсуждались в клубах и литературных обществах Глазго. Почитатели Смита не только повторяли выражения своего кумира, но даже старались точно подражать его манере говорить, особенноссовершенно точнороизношения.

Между тем Смит едва ли напоминал красноречивого оратора: голос бывал резок, дикция не очень отчетлива, временами он почти заикался. Много разговоров ходило о его рассеянности. Иногда окружающие замечали, что Смит словно разговаривает сам с собой, а на его лице появляется легкая улыбка. Если в такие минуты кто-нибудь окликал его, пытаясь вовлечь в беседу, он тотчас же начинал разглагольствовать и не останавливался до тех пор, пока не выкладывал все, что знал о предмете обсуждения. Но если кто-то выражал сомнение в его доводах, Смит моментально отрекался от только что сказанного и с той же горячностью убеждал в прямо противоположном.

Отличительной чертой характера ученого были мягкость и уступчивость, доходившая до некоторой боязливости, вероятно, сказывалось женское влияние, под которым он вырос. Почти до самых последних лет его заботливо опекали мать и кузина. Других близких у Адама Смита не было: говорили, что после разочарования, перенесенного в ранней молодости, он навсегда оставил мысли о женитьбе.

Его склонность к уединению и тихой, замкнутой жизни вызывала сетования его немногочисленных друзей, в особенности самого близкого из них — Юма. Смит подружился с известным шотландским философом, историком и экономистом Дэвидом Юмом в 1752 году. Во многом они были схожи: оба интересовались этикой и политической экономией, имели пытливый склад ума. Некоторые гениальные догадки Юма получили дальнейшее развитие и воплощение в трудах Смита.

В их дружеском союзе Дэвид Юм несомненно играл первенствующую роль. Адам Смит не обладал значительным мужеством, что обнаружилось, между прочим, в его отказе взять на себя, после смерти Юма, издание некоторых сочинений последнего, имевших антирелигиозный характер. Тем не менее Смит был благородной натурой: полный стремления к истине и высоким свойствам человеческой души, он вполне разделял идеалы своего времени, кануна Великой французской революции.

В 1759 году Адам Смит опубликовал свое первое сочинение, принесшее ему широкую известность, — «Теорию нравственных чувств», где стремился доказать, что человеку присуще чувство симпатии к окружающим, которая и побуждает его следовать нравственным принципам. Сразу же после выхода работы Юм написал другу со свойственной ему иронией: «В самом деле, ничто не может сильнее намекать на ошибочность, чем одобрение большинства. Я перехожу к изложению грустной новости о том, что ваша книга очень несчастлива, ибо заслужила чрезмерное восхищение публики».

«Теория нравственных чувств» — одна из самых замечательных работ по этике XVIII века. Являясь продолжателем, главным образом, Шэфтсбери, Гетчинсона и Юма, Адам Смит выработал новую этическую систему, представляющую собой крупный шаг вперед сравнительно с системами его предшественников.

А. Смит стал настолько популярен, что вскоре после издания «Теории» получил от герцога Баклейского сопровождать его семью в поездке по Европе. Аргументы, заставившие уважаемого профессора бросить университетскую кафедру и привычный круг общения, были весомы: герцог обещал ему 300 фунтов в год не только на время путешествия, но и после, что было особенно привлекательно. Постоянная до конца жизни избавляла от необходимости зарабатывать средства к существованию.

Путешествие длилось почти три года. Великобританию они покинули в 1764 году, побывали в Париже, в Тулузе, в других городах южной Франции, в Генуе. Месяцы, проведенные в Париже, запомнились надолго — здесь Адам Смит познакомился едва ли не со всеми выдающимися философами и литераторами эпохи. Он виделся с Д"Аламбером, Гельвецием, но особенно сблизился с Тюрго — блестящим экономистом, будущим генеральным контролером финансов. Плохое знание французского языка не мешало Смиту подолгу беседовать с ним о политэкономии. В их взглядах было много общего идеи свободной торговли, ограничения вмешательства государства в экономику.

Вернувшись на родину, Адам Смит уединяется в старом родительском доме, целиком посвятив себя работе над главной книгой своей жизни. Около десяти лет пролетели почти в полном одиночестве. В письмах Юму Смит упоминает о длительных прогулках по берегу моря, где ничто не мешало размышлениям. В 1776 году было напечатано «Исследование о природе и причинах богатства народов» — труд, сочетающий абстрактную теорию с детальной характеристикой особенностей развития торговли и производства.

Этой последней работой Смит, по распространенному тогда мнению, создал новую науку — политическую экономию. Мнение преувеличено. Но как бы ни оценивать заслуги Адама Смита в истории политической экономии, одно не подлежит сомнению: никто, ни до, ни после него, не играл в истории этой науки такой роли. «Богатство народов» представляет собой обширный трактат из пяти книг, заключающих в себе очерк теоретической экономии (1-2-я книги), историю экономических учений в связи с общей хозяйственной историей Европы после падения Римской империи (3-4-я книги) и финансовую науку в связи с наукой об управлении (5-я книга).

Основной идеей теоретической части «Богатства народов» можно считать положение, что главным источником и фактором богатства является труд человека — иначе говоря, сам человек. С этой идеей читатель встречается на первых же страницах трактата Смита, в знаменитой главе «О разделении труда». Разделение труда, по мнению Смита — важнейший двигатель экономического прогресса. Как на условие, полагающее предел возможному разделению труда, Смит указывает на обширность рынка, и этим возводит все учение из простого эмпирического обобщения, высказывавшегося еще греческими философами, на степень научного закона . В учении о ценности Смит также выдвигает на первый план человеческий труд, признавая труд всеобщим мерилом меновой ценности

Его критика меркантилизма не была отвлеченным рассуждением: он описывал ту экономическую систему, в которой жил, и показывал ее не пригодность к новым условиям. Вероятно, помогли наблюдения, сделанные ранее в Глазго, тогда еще провинциальном городе, постепенно превращавшемся в крупный торговый и промышленный центр. По меткому замечанию одного из современников, здесь после 1750 года «на улицах не было видно ни одного нищего, каждый ребенок был занят делом»

Адам Смит не первый стремился развенчать экономические заблуждения политики меркантилизма, предполагавшего искусственное поощрение государством отдельных отраслей промышленности, но он сумел привести свои взгляды в систему и применить ее к действительности. Он защищал свободу торговли и невмешательство государства в экономику, потому что верил: только они обеспечат максимально благоприятные условия для получения наибольшей прибыли, а значит, будут способствовать процветанию общества. Смит полагал, что функции государства нужно свести лишь к обороне страны от внешних врагов, борьбе с преступниками и компанией той хозяйственной деятельности, которая не под силу отдельным лицам.

Оригинальность Адама Смита заключалась не в частностях, а в целом его система явилась наиболее полным и совершенным выражением идей и стремлений его эпохи — эпохи падения средневекового хозяйственного строя и быстрого развития капиталистического хозяйства. Индивидуализм, космополитизм и рационализм Смита вполне гармонируют с философским мировоззрением 18-го столетия. Его горячая вера в свободу напоминает революционную эпоху конца XVIII века. Тем же духом проникнуто и отношение Смита к рабочим и низшим классам общества. Вообще Адам Смит совершенно чужд той сознательной защиты интересов высших классов, буржуазии или землевладельцев, которая характеризовала общественную позицию его учеников позднейшего времени. Наоборот, во всех случаях, когда интересы рабочих и капиталистов вступают в конфликт, он энергично становится на сторону рабочих. И тем не менее идеи Смита сослужили пользу именно буржуазии. В этой иронии истории сказался переходный характер эпохи.

В 1778 году Адам Смит получил назначение на должность члена Таможенного совета Шотландии. Его постоянным местом жительства стал Эдинбург. В 1787 году его выбрали ректором университета в Глазго.

Приезжавшего теперь в Лондон, после публикации «Богатства народов», Смита встречали шумный успех и восхищение публики. Но особенно восторженным его почитателем стал Уильям Питт Младший. Ему не исполнилось и восемнадцати, когда вышла книга Адама Смита, во многом повлиявшая на формирование взглядов будущего премьера, который попытался на практике реализовать главные принципы экономической теории Смита.

В 1787 году состоялся последний визит Смита в Лондон — он должен был присутствовать на обеде, где собрались многие известные политики .

Смит пришел последним. Тотчас же все поднялись, приветствуя уважаемого гостя. «Садитесь, джентльмены», — сказал он, смущенный таким вниманием. «Нет, — ответил Питт, — мы останемся стоять, пока Вы не сядете, ведь все мы — Ваши ученики». «Какой необыкновенный человек Питт, — восклицал Адам Смит позднее, — он понимает мои идеи лучше, чем я сам!»

Последние годы были окрашены в мрачные, меланхолические тона. С кончиной матери Смит будто потерял желание жить, лучшее осталось позади. Почет не заменил ушедших друзей. Накануне своей смерти Смит приказал сжечь все неоконченные рукописи, словно еще раз напоминая о презрении к тщеславию и мирской суете.

Адам Смит скончался в Эдинбурге в 1790 году.

Незадолго перед смертью Смит, по-видимому, уничтожил почти все свои рукописи. Сохранившееся было опубликовано в посмертных Опытах о философских предметах (Essays on Philosophical Subjects, 1795).

Значение экономических работ А.Смита

В процессе изучения основного вопроса данного реферата мной было просмотрено несколько, на мой взгляд, наиболее подходящих источников. В этих книгах я нашел много часто совершенно противоречивых мнений о роли и месте учений Смита в экономической науке.

К.Маркс, например, следующим образом характеризовал А.Смита: "С одной стороны, он прослеживает внутреннюю связь экономических категорий, или скрытую структуру буржуазной экономической системы. С другой стороны, он ставит рядом с этим связь, как она дана видимым образом в явлениях конкуренции…". По мнению Маркса, двойственность методологии Смита (на которую первым и указал К.Маркс) привела к тому, что в его учении могли находить подтверждение своих взглядов не только "прогрессивные экономисты, стремившиеся открыть объективные законы движения капитализма, но и экономисты-апологеты, пытавшиеся оправдать буржуазный строй, анализируя внешнюю видимость явлений и процессов ".

Примечательна оценка трудов Смита, которую дают Ш.Жид и Ш.Рист. Она заключается в следующем. Смит заимствовал у своих предшественников все важные идеи, чтобы "перелить" их в "более общую систему". Опередив их, он сделал их бесполезными, так как на место их отрывочных взглядов Смит поставил истинную социальную и экономическую философию. Таким образом, эти взгляды получают в его книге совершенно новую ценность. Вместо того чтобы оставаться изолированными, они служат иллюстрацией общей концепции. От нее они, в свою очередь, заимствуют больше света. Как почти все великие "писатели", А.Смит, не утрачивая своей оригинальности, мог многое заимствовать у своих предшественников…

А наиболее интересное мнение о работах Смита, на мой взгляд, опубликовал Блауг М.: "Не надо изображать Адама Смита учредителем политической экономии. Этой чести с гораздо большим основанием могут быть удостоены Кантильон, Кенэ и Тюрго. Однако "Эссе" Кантильона, статьи Кенэ, "Размышления" Тюрго - это в лучшем случае пространные брошюры, генеральные репетиции науки, но еще не сама наука. "Исследование о природе и причинах богатства народов" - это первый в экономической науке полноценный труд, излагающий общую основу науки - теорию производства и распределения, затем анализ действия этих абстрактных принципов на историческом материале и, наконец, ряд примеров их применения в экономической политике, причем весь этот труд проникнут высокой идеей "очевидной и простой системы естественной свободы", к которой, как казалось Адаму Смиту, идет вест мир".

Центральный мотив - душа "Богатства народов" - это действие "невидимой руки". Сама идея, по-моему, является довольно оригинально для XVIII в. и не могла быть не замечена современниками Смита. Тем не менее, уже в XVIII в. имела место идея природного равенства людей: каждому человеку, независимо от рождения и положения, должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выиграет все общество.

Адам Смит развил эту идею и применил ее к политической экономии. Созданное ученым представление о природе человека и соотношении человека и общества легло в основу взглядов классической школы. Понятие "homo oeconomicus" ("экономический человек") возникло несколько позже, но его изобретатели опирались на Смита. Знаменитая формулировка о "невидимой руке", может быть, является чаще всего цитируемым местом из "Богатства народов". Адам Смит сумел угадать ту плодотворнейшую мысль, что при определенных общественных условиях, которые мы в наши дни описываем термином "работающая ", частные интересы действительно могут гармонически сочетаться с интересами общества.


Английский мыслитель и экономист Адам Смит опубликовал свою наиболее знаменитую книгу, полное название которой - «Исследование о природе и причинах богатства народов» (но она больше известна как «Богатство народов»), в 1776 году.

Ее часто называют одним из самых важных печатных трудов нашего времени; ее главные философские идеи подчеркивают первостепенную важность свободы индивида, а преследование личных интересов интерпретируется как явление, в конечном итоге выгодное как для индивида, так и для общества в целом. Благодаря ней Адам Смит считается «отец экономики».

Философ Адам Смит родился в Керколди (близ Эдинбурга, Шотландия), где и рос, воспитываемый матерью-вдовой. В возрасте 14 лет он получил стипендию и поступил в Университет Глазго, где начал изучать математику и этику.

Затем, в возрасте 17 лет, Адам Смит отправляется в Бейллиол-колледж Оксфордского университета. Начиная с 1748 года он читает лекции по литературе в Эдинбургском университете, в 1751 году становится профессором литературы в Университете Глазго.

Годом позже Адам Смит уже заведует кафедрой этики и логики этого университета и, несмотря на нервные заболевания, заикание и забывчивость считается одним из самых талантливых и уважаемых преподавателей. Его лекции были посвящены вопросам богословия, этики и юриспруденции.

В 1763 году, после выхода в свет книги «Теория нравственных чувств», став наставником и компаньоном юного герцога Баклея, Адам Смит много путешествует со своим подопечным по Европе.

Во время таких поездок он встречается с европейскими философами и мыслителями, в том числе с великими Вольтером и Руссо, беседы с которыми в значительной мере способствовали окончательному формированию идей Адама Смита. Вернувшись из Европы, он отправился в родной Керколди и всецело сосредоточился на работе над главным трудом своей жизни - книгой «Богатство народов».

В 1778 году Адаму Смиту предложили должность таможенного комиссара Шотландии, а в 1787 его избирают почетным ректором Университета Глазго.

Известно, что первоначально он планировал добавить к первым двум томам «Богатства народов» третий, посвященный вопросам юриспруденции, но в итоге ограничился двумя.

Несмотря на свою впечатлительную натуру, Адам Смит никогда не был женат; современники считали его эксцентричным человеком. Он имел привычку забывать о повседневных, будничных вещах - например, мог весь день проходить в ночном халате. После смерти матери о нем вплоть до его кончины в 1790 году заботилась незамужняя тетка.

Чтобы в полной мере понять экономические идеи и взгляды Адама Смита, полезно поближе узнать о его жизни, о времени, в которое он творил свои великие произведения.

Смит был знаком со многими влиятельными мыслителями-современниками и очень много времени проводил в различных дебатах в стенах лондонских клубов для джентльменов. Он дружил с английским философом Джоном Локком, а также с философом и писателем Дэвидом Юмом.

Одно время Адам Смит был учеником ведущего представителя французской школы политической экономии XVIII века физиократа Франсуа Кенэ. Вне всякого сомнения, эти известные ученые оказали влияние на формирование мировоззрения Смита, нашедшего отражение в книге «Богатство народов».

В конце XVII - начале XVIII века в обществе неуклонно рос интерес к теории «естественного» права. После публикации фундаментального труда Исаака Ньютона «Математические начала натуральной философии» («Philosophiae Naturalis Principia Mathematica», 1687) естественные науки объединились в отдельную группу - мыслители и ученые серьезно активизировали деятельность, направленную на изучение естественных законов, которые, как считалось, в значительной степени управляют поступками и действиями человека.

В то же время в обществе начали все сильнее критиковать обременительное государственное регулирование, и теория естественного порядка воплотилась в новых идеях относительно общественно-государственного устройства. Так, в известном «Трактате о правлении» («Treatise on Civil Government», 1691) Джона Локка высказывалась мысль: все люди рождаются свободными и равноправными, ими управляют естественные законы и, хотя исполнительная власть необходима, она должна быть ограниченной.

Эти революционные идеи были подхвачены и развиты многими великими мыслителями и философами, в том числе Д. Юмом и Ф. Хатчесоном, французскими физиократами и самим Адамом Смитом.

Однако доказать наличие в мире филантропического «естественного порядка», дарованного человечеству Господом Богом и призванного сделать людей счастливыми, оказалось задачей не­выполнимой.

И, хотя сторонники этой концепции считали, что никакие доказательства не требуются, она, по сути, всегда оставалась лишь неосязаемой гипотезой, абсолютно незащищенной и уязвимой для критики.

Идея о том, что человеческое общество должно основываться на естественном порядке, способствовала дальнейшему развитию теории индивидуализма.

Концепция Адама Смита относительно экономической системы, базирующейся на чувстве самосохранения и эгоистических интересах индивидов, а не на государственном контроле, стала центральной идеей труда Адама Смита «Богатства народов», а позднее привела с радикальным, поистине революционным социально- политическим и экономическим изменениям во всем мире.

Адам Смит и «Богатство народов»

Естественный закон и laissez-faire. Основную идею своего труда «Богатство народов» о том, что возможности и способности человека определяются непреложными, естественными нравственными и физическими законами, Адам Смит позаимствовал у французских физиократов.

Считалось, что эти божественные по сво­ей природе законы должны стать руководством к действию для правительств, обязанных обеспечить свои страны возможностью развиваться естественным образом, поскольку такое положение дел удовлетворяет как государственные интересы, так и интересы каждого отдельного гражданина.

Адам Смит, в сущности, никогда не использовал термин laissez-faire (экономическая доктрина, согласно кото­рой государственное вмешательство в экономику должно быть минимальным), но его книга популяризировала именно эту идею.

Впервые данный термин был предложен французами и по сути означал, что государства должны предоставить своим народам возможность развиваться самостоятельно, особенно в области коммерции и товарного производства, в отношении качества и количества выпускаемых продуктов. В XVIII и XIX веках эта философия доминировала в большинстве государств.

Ее главные постулаты таковы:

  • естественные законы, если полностью «выпустить их на свободу», приведут к созданию наилучшего общества из всех возможных;
  • просвещенный эгоизм индивида в конечном счете полезен обществу;
  • все люди от рождения равны.

Адам Смит писал свой труд в течение 10 лет; изложенные в книге идеи бросали вызов меркантилизму государства того времени и его протекционистским законам.

Автор понимал, что его книга вызовет резко негативную реакцию власть имущих в бизнесе и правительстве, в частности, из-за содержащихся в ней аргументов в пользу конкуренции как основного фактора развития экономики и открытой критики фиксирования цен.

Теорию Адама Смита об организации общества часто называют негуманной, а его самого проповедником «закона джунглей»; и то, и другое, конечно, не соответствует истине.

Этот мыслитель открыто признавал наихудшую из всех возможных склонность некоторых деловых людей «собирать урожай там, где они ничего не сеяли»; он также отлично понимал, что жадность ведет к излишней монополизации и коррупции.

По сути, Адам Смит выступал в поддержку некоторых форм государственного вмешательства, особенно в таких общественно-значимых областях, как оборона страны. Однако он не обладал тем весьма выгодным преимуществом, которое сегодня имеем мы с вами: он не мог оценивать ситуацию с высоты общественного опыта.

Не мог он знать и того, что промышленная революция в корне изменит общество, поделив его на горсть невероятно богатых фабрикантов и широкие массы до крайности обедневших рабочих, которые будут жестоко страдать от отсутствия законов и защиты со стороны государства.

Закон труда. Согласно Смиту естественный закон включает в себя «закон труда», в соответствии с которым внешняя среда способна обеспечить людей необходимыми для их существования продуктами в обмен на их труд, а, следовательно, чтобы выжить, людям нужно иметь возможность и право заниматься трудовой деятельностью.

Единственная же роль государства должна заключаться в содействии этому естественному закону и в его поддержке, то есть в обеспечении его беспрепятственного и беспрерывного действия.

Адам Смит и его единомышленники были убеждены, что естественные законы работают с не меньшей точностью, нежели математические. Они считали, что, если действие таких законов никак не ограничивать и не регулировать, они приведут к созданию порядка, благоприятного как для индивида, так и для общества в целом.

Для Адама Смита и других философов и экономистов его времени индивидуализм означал освобождение от ограничений меркантилизма и право людей на экономическую свободу, а также их право самим создавать для себя законы и платить налоги созданному ими государству.

Разделение труда. Адам Смит приводит множество примеров, демонстрирующих преимущества от разделения труда, при котором каждый работник сосредоточен на какой-то одной стадии производственного процесса - в отличие от традиционных ремесел, когда работник проходит все стадии создания товара.

Но, поскольку его идеи базировались на истории развития человеческого общества до 1760 года, он не мог предвидеть, что со временем, в результате механизации, разделение труда станет еще более естественным, а в некоторых случаях и обязательным условием прогресса.

Свобода торговли. Главным тезисом, красной линией проходящим через книгу «Богатство народов», была неэффективность вмешательства государства в экономику страны; этот тезис автор наглядно подтверждает примерами из внутренней и международной торговли.

Он видит свободный рынок как рынок, где всем управляют потребители; как демократический механизм, благодаря которому люди, реализуя свое право на свободу выбора в отношении покупки или установления цен, будут управлять ресурсами как должно.

Первым, кто выявил четкую зависимость между спросом и предложением, был английский экономист Дадли Норт, который также активно пропагандировал выгоды свободной торговли.

Однако именно Адам Смит первым указал на то, что от торговли выигрывают не только продавцы, но и покупатели, и увидел в международной коммерции источник благосостояния как для импортеров, так и для экспортеров.

Смит в высшей степени оптимистично оценивал вероятность того, что со временем свободный рынок приведет нас к «всеобщему изобилию».

Он считал, что каждая страна должна сконцентрироваться на тех отраслях промышленности, в которых она обладает «конкурентным преимуществом».

Эти его идеи были подхвачены и развиты экономистами последующих поколений, в том числе Рикардо и Мальтусом; отголоски подобных мыслей можно обнаружить и в трудах некоторых современных бизнес-стратегов, частности в работах Майкла Портера, посвященных вопросам конкурентного преимущества.

Нравственный аспект. Адама Смита часто критикуют за отсутствие в его труде «Богатство народов» нравственно-морального фактора, однако автор явно исходил из предположения, что читатели этой книги уже прочли «Теорию нравственных чувств», а следовательно, знакомы с его нравственными убеждениями.

Ученый доказывал, что нравственные чувства произрастают на почве сочувствия и сопереживания и направляются разумом - не­смотря на то что главной движущей силой являются эгоистические чувства, направленные прежде всего на самосохранение.

Смит утверждал, что внутри каждого человека живет своего рода «внутренний человек», «беспристрастный наблюдатель», судящий все его поступки и вынуждающий индивида к самосовершен­ствованию; на социальном уровне эти же функции выполняют общественные институты.

Экономическое учение Адама Смита: современный взгляд. Классическая рыночная школа Адама Смита и его труд «Богатство народов» оказали огромное влияние на историю Англии; он способствовал наступлению конца эры меркантилизма, стал катализатором для создания социально-экономического строя, основанного на индивидуализме и «естественных законах», которые, в свою очередь, послужили базой для развития конкуренции и свободного рынка.

Идеи Адама Смита часто критикуют за то, что именно они обеспечили поддержкой зародившийся впоследствии класс бизнесменов и предпринимателей, которые невероятно разбогатели благодаря тому, что наотрез отказались соблюдать какие-либо правила и законы, защищающие права рабочих.

Однако не стоит забывать, что Адам Смит писал свой великий труд еще до того, как на обществе начали сказываться последствия промышленной революции, и эта книга задумывалась им скорее как инструмент полемики, направленной против ограничительной правительственной политики и злоупотреблений монополией, нежели как панегирик нерегулируемому бизнесу.

Кроме того, равно как первая книга Адама Смита «Теория нравственных чувств» дополняла «Богатство народов» с точки зрения нравственного аспекта, вполне возможно, что запланированный им, но так и не написанный третий том, посвященный вопросам юриспруденции, содержал бы мысли автора относительно мер, способных защитить народ от злоупотреблений, возникающих по причине жадности и тайного сговора, которые, по мнению Смита, вообще типичны для деловой среды.

По сути, для своего времени Адам Смит был радикальным социалистом, пропагандировавшим свободу и равенство и серьезно потрясающим основы тогдашнего истеблишмента. Теперь совершенно очевидно, что его идеи об естественном законе и всеобщей гармонии не имели под собой никаких реальных оснований и что идеальная конкуренция не способна решить социальных проблем общества.

Сегодня нам это ясно - особенно после того как намного заметнее стали некоторые явления и факторы, о существовании которых Смит в свое время не мог и подозревать: возникновение гигантских корпораций, проявления экономических циклов и депрессии, массовая безработица и т.д.

И все же, несмотря на все это, «Богатство народов» был и остается трудом-вехой, автор которого предпринял попытку провести комплексный анализ, во многом определивший очертания современного социально-экономического мира.

В среде экономистов и людей, близких к данной области, имя Адама Смита на слуху. И недаром, ведь именно благодаря этому человеку, написавшему множество великих трудов, была заложена как наука экономическая теория. Да и вообще, научные изыскания восемнадцатого века многими делятся на те, которые были «до», и те, которые появились «после» Адама Смита. Что же уникального было в работах этого человека, да и в нем самом?

Ранние годы

Невероятно, но факт: по прошествии практически трех столетий качественной биографии выдающегося ученого восемнадцатого века так и не написано. Мало того, даже достоверно неизвестно, когда именно он родился. Точно можно сказать, что это был 1723 год, на дворе стоял июнь. А вот с числом уже сложнее. Некоторые полагают, что счастливое событие в семье Смитов произошло пятого июня (шестнадцатого по новому стилю), иные думают, что в этот день младенец был крещен. Существует и третья точка зрения - пятое июня является и днем рождения, и днем крещения новорожденного.

Как бы то ни было, но будущее светило экономики появилось на свет в Шотландии, в небольшом городке Керколди, в семье юриста и дочери землевладельца. Очевидно, что он был единственным ребенком в семье; всего лишь через два месяца после его рождения скончался его отец Адам. Мать мальчика, Маргарет, осталась с ним одна. Может быть, именно этот факт - что воспитывала его одна мама, и у них были крайне близкие отношения в детстве - способствовал тому, что и во взрослом возрасте Смит обожал мать и сохранил к ней глубочайшую привязанность.

В некоторых источниках упоминается занимательный факт из детства Адама Смита: будто бы в четырехлетнем возрасте малыша украли цыгане. Впрочем, испугаться мальчик не успел, поскольку по горячим следам был разыскан собственным дядей и возвращен в руки матери. Соответствует ли эта история действительности, также доподлинно неизвестно, но что абсолютно точно, так это то, что рос Адам довольно тихим, болезненным и слабым ребенком. Впоследствии о его рассеянности будут ходить легенды - рассеянным он был уже в детстве. С ранних же лет любил и бывать один - размышлять.

Школа, которую посещал будущий ученый, считалась очень хорошей, и Адам на самом деле полюбил и учебу, и книги. Они окружали его повсюду - возможно, и это сыграло свою роль в его последующем становлении. Что же касается учебы и прилежания, то достаточно будет сказать лишь, что он так преуспел в греческом и латыни, что в четырнадцать лет юного Адама без вопросов взяли сразу на второй курс университета Глазго.

Юность

В университете Глазго Адам Смит близко познакомился с этическими основами философии, логикой, древнегреческим языком, философией и математикой. Он провел в Глазго три года, а в 1740 году получил в числе лучших студентов стипендию и был направлен продолжать обучение в Оксфорд. Шесть лет в этом университете дали Смиту право позднее заявить, что большая часть профессорского состава не соблюдает даже видимости преподавания. Из этих слов становится очевидным его отношение к обучению в Оксфорде. Именно по данной причине по возвращении в Шотландию Адам в течение двух лет занимался самообразованием, восполняя пробелы в знаниях.

Во время пребывания в университете (даже в двух) Адам Смит еще не интересовался экономикой. Предметом его страсти являлась нравственная философия, по которой он штудировал горы литературы. Впрочем, читал юноша в принципе очень много. А еще много и часто болел - возможно, из-за неприятия места своего нахождения и тоски по любимой маме.

Начало занятий и интерес к экономике

Природа характера Адама Смита (о коем еще будет подробнее сказано ниже) была такова, что при занятиях наукой он не мог не стать лектором. Это и произошло в 1748 году после окончания двухлетнего самообразовательного курса.

Первый свой опыт преподавания Смит получил в Эдинбурге. Некий лорд Кэймс, знакомый Смита, составил ему протекцию - так будущий ученый попал в Эдинбургский университет, где делился со студентами знаниями по нескольким дисциплинам: английская литература, юриспруденция, политическая наука, экономика, социология, риторика, искусство написания писем, достижение богатства (да-да, существовал и такой предмет). Казалось, не имелось такой области, где Смит был бы некомпетентен. Его лекции, благодаря двум его студентам, сохранились и до наших дней.

Возможно, именно работа со студентами Эдинбурга послужила переломным моментом в его судьбе, заставившим Адама Смита наконец сформулировать все то, что давно уже разрозненно бродило в его голове. Именно тогда он начал выражать свои идеи относительно проблем экономики. Базисом теории Адама Смита стало желание увидеть человека с трех сторон - морально-нравственной, гражданской и государственной, а также с экономической. Приблизительно в те же годы молодой ученый принялся разрабатывать и идеи экономического либерализма.

Затем наступил 1750 год - год встречи с Дэвидом Юмом, который сыграл значительную роль в судьбе Смита. Он был для того коллегой и старшим товарищем, вместе с которым Смит написал внушительное количество трудов, а все благодаря сходству взглядов на философию, экономику, религию и политику. Их общие работы имели определенный вес в свое время. А всего лишь через год после знакомства с Юмом Смит оказался в университете Глазго - уже не в качестве студента, а как профессор логики. В этой должности, впрочем, он пробыл недолго - всего несколько месяцев, в конце того же года перейдя на кафедру моральной философии, где и оставался тринадцать лет. За время своего пребывания в Глазго Смит читал лекции по риторике, праву, этике и политэкономии. По свидетельствам очевидцев, было это настолько захватывающе, что вся Шотландия и Англия стекались послушать ставшего знаменитым профессора, который, по его же собственным словам, был влюблен во все науки в целом. Впрочем, о манере преподавания Адама Смита остались разные отзывы. Он читал блестяще, интересно, но неровно. Ему нужно было время, чтобы «раскачаться»: взойдя на кафедру и увидев перед собой десятки внимательных глаз, профессор робел, не знал, что сказать, и первые минуты лекции просто бормотал что-то под нос самому себе. Но обнаружив неослабевающее внимание, воодушевлялся - и занятие заканчивалось такой мощью, таким напором в итоге, каких не было больше ни у одного преподавателя. Смита любили за то, что он никогда не читал по бумажке - всегда рассказывал сам, причем не нудно, как по учебнику, а с импровизацией. Это, пожалуй, и привлекало аудиторию.

В 1758 году Адам Смит стал деканом, а год спустя, взяв за основу курс своих лекций, выпустил первый свой труд - «Теория нравственных чувств» (чуть подробнее о нем сказано немного далее). Именно благодаря данной работе профессор университета Глазго стал знаменитым.

Дальнейшая жизнь

В 1764 году в жизни сорокалетнего Смита наступила новая веха. Как было вкратце упомянуто выше, теория Адама Смита, изложенная им в «Теории нравственных чувств», принесла ему известность. Имя его стало популярно во многих кругах; заинтересовался ученым и лорд Тауншенд, будущий канцлер казначейства. Да настолько, что предложил Смиту составить компанию его пасынку - герцогу Баклю - в путешествии по Европе. Не просто так, разумеется - ученый должен был стать наставником молодого герцога, взамен ему предлагалось прекрасное жалованье, гораздо большее, чем он получал в университете, оплачивались все дорожные расходы, а также предоставлялась уникальная возможность посмотреть Европу, о чем Адам Смит давно мечтал. В общем, долго он не размышлял - покинув университет Глазго, отправился странствовать с молодым Баклю. Именно в этом путешествии Смит начал работу над главным трудом своей жизни - исследованиях о природе и богатстве народов. Адам Смит потратил на это исследование более десяти лет, впрочем, позже мы вернемся к данному вопросу.

За время своего путешествия Баклю и Смит побывали в Тулузе, Женеве, Париже. В общем и целом вояж продлился три года, и в течение этого периода Смит успел свести знакомство с огромным количеством людей - в том числе и с Вольтером. В 1767 году он вернулся домой, к матери. Следующие шесть лет он жил с ней, неустанно работая над самым известным своим трудом - «Богатством народов». Адам Смит был разносторонней, многогранной личностью. И прежде чем говорить об идеях и трудах ученого, необходимо сначала понять, каким же все-таки человеком он был.

Адам Смит: экономист и человек

Характер человека очень много говорит о нем и в профессиональном плане. Зная особенности характера той или иной личности, можно сложить представление о ней и как о специалисте своего дела.

Смит, например, был рассеян - выше об этом уже упоминалось. Рассеян настолько, что это стало притчей во языцех. Рассказывали, что его находили одиноко бредущим в поле и даже не замечавшим, где он идет; что однажды он провалился в чан для дубления кожи; что он мог выйти на улицу в домашнем халате и бесцельно ходить по городу; что забыв, у кого дома находится, мог неделикатно высказаться об этом человеке; что клал себе в чай чуть ли не целую сахарницу… В общем, рассеянность его была легендарной, а все потому, что дни напролет Смит думал. Он вынашивал свои мысли и идеи, спорил сам с собой, размышлял о темах, его волновавших. Все это позднее находило отражение в трудах Адама Смита.

Смит был не слишком красив. Среднего роста, прямой, с большущим носом и серо-голубыми глазами, он носил парик, опирался на бамбуковую трость (или таскал ее на плече), одевался так, чтобы не привлекать лишнего внимания к своей персоне. Человек это был скромный и даже порой застенчивый, неловкий и деликатный.

Неизвестно точно, была ли у него невеста или хотя бы любовь. Кто-то утверждает, что он умер, так и не познав физической близости, кто-то - что дважды чуть было не женился, да сорвалось. Как бы то ни было, но жил Смит с матерью и кузиной, которая также не имела мужа. В доме у них соблюдались шотландские традиции, есть любили национальные блюда. Что касается увлечений Адама Смита помимо науки, известно, что он любил песни, танцы, французский театр и стихи - например, Роберта Бернса.

Идеи экономиста

Экономика, философия и прочие дисциплины, разумеется, существовали до Смита. Однако именно он, как утверждали впоследствии современники и последователи, стал тем, кто доступно изложил основу науки.

Центральная мысль учения Адама Смита сводилась к следующему: основной проблемой экономической науки является экономическое развитие общества и его благосостояние. Чтобы у общества это благосостояние появилось, по мнению Смита, самое главное - должен быть труд. Именно он является сущностью благосостояния - иными словами, богатства.

В методологии ученого глобальное место отводится концепции экономического либерализма. Смит считал, что только в том случае, когда частные интересы находятся превыше общественных, можно говорить о благоприятном воздействии на экономику. В связи с этим он ввел такие понятия, как «экономический человек» (то есть человек-эгоист, который для удовлетворения своих интересов и/или желаний удовлетворяет интересы других, таким образом, своей цели он достигает путем сделки с чужим эгоизмом) и «невидимая рука» (речь идет здесь о наличии свободной конкуренции и решении общих задач через частные интересы). Также одной из основных идей Адама Смита стала мысль о том, что в любом цивилизованном обществе функционируют экономические законы. А для их функционирования обязательно должна быть свободная конкуренция - и это возвращает нас к понятию «невидимой руки».

В науке Адама Смита отдельное место отводится понятию «естественного порядка», которым ученый характеризует рыночные отношения. Чтобы данный порядок мог существовать, необходима «система естественной свободы», опирающаяся вновь ни на что иное, как на частную собственность. Государство мешает развитию экономики - таков тезис автора.

Нельзя не упомянуть об еще одной концепции Адама Смита - теории абсолютных преимуществ. Эта идея заключается в том, что каждая конкретная страна специализируется на чем-то своем, одном, конкретном. Таким образом, у страны А есть абсолютные преимущества в создании, например, подушек, а у страны Б есть абсолютные преимущества в производстве авторучек. И тогда стране А незачем пыжиться и самой стараться сделать то, что она не умеет - то есть авторучки. Ей проще приобрести их у страны Б, специалиста в данной области. И наоборот. Для того же, чтобы понять, есть ли абсолютные преимущества, нужно сравнить производство одной и той же услуги/одного и того же товара в разных государствах.

Первая работа

Первым изданием Адама Смита, увидевшим свет, стала «Теория нравственных чувств» - вышла в 1759 году. Она принесла известность своему автору, рассуждавшему о том, что же такое человеческие отношения, как и из чего они строятся и что позволяет обществу оставаться единым целым, несмотря ни на что. Это не самоучитель по правилам хорошего тона, однако своего рода учебник по тому, как оставаться человеком среди людей. Наука Адама Смита в данной книге проста: все должны быть этически равны между собой.

Главный труд

Работой, поистине прославившей Адама Смита, наиболее известной и популярной, является произведение, которое ученый писал более десяти лет. Начал делать наброски еще в шестьдесят четвертом, во время поездки в Тулузу, а окончил только в семьдесят шестом. Речь, конечно, идет об огромной работе Адама Смита - «Богатстве народов».

Самые первые попытки изложить идеи будущего издания Смит предпринял еще в шестьдесят третьем году, по крайней мере, об этом свидетельствуют найденные в середине тридцатых годов прошлого столетия записки. В них обрисовывается суть таких понятий и проблем, как разделение труда, меркантилизм и так далее. В книге же, попавшей, наконец, в печать, речь идет о возможностях экономики в условиях экономической свободы. Смит открыто называет все то, что, по его мнению, мешает решить данный вопрос. В исследовании о причинах богатства народов Адам Смит утверждает также, что для высокой производительности труда необходимо его разделение, кроме того, он подчеркивает важность большого ассортимента на рынке.

Начатую в поездке книгу «Природа и причина богатства народов» Адам Смит по возвращении из турне продолжал писать в самом родном и спокойном месте - дома, рядом с мамой. В течение шести лет он работал в тишине и уединении - и большая часть труда была готова. Потребовалось еще три года, чтобы довести все до ума. Так и родилось сочинение, подарившее мировую славу Адаму Смиту - «Исследование о природе и причинах богатства народов». Впервые оно было опубликовано в Лондоне, при жизни Смита переиздавалось пять раз, переводилось на различные языки.

Иные работы Смита

К сожалению, более ничего выдающегося великий ученый так и не написал. Мечтал создать труд по юриспруденции, но не успел. Он опубликовал лишь свои лекции по риторике и написанию писем, а также по юриспруденции; выпустил пару эссе да сообщение о жизни и научных трудах своего друга Дэвида Юма. Последние годы своей жизни Смит тяжело болел, возможно, состояние здоровья не лучшим образом сказалось на творческих замыслах экономиста. Последней его работой стало эссе по философии, вышедшее в 1785 году.

Последние годы жизни

С 1778 года Адам Смит входил в число таможенных комиссаров своей страны. Он жил скромно, вкладывая средства только в книги и участвуя в благотворительности. Как уже было упомянуто выше, он тяжело болел - страдал кишечником, из-за чего и умер в июле 1790 года. После своей смерти он завещал уничтожить свой архив - это было исполнено с точностью. Впрочем, после кончины Смита увидели свет его заметки по астрономии, философии и изящным искусствам, которые при жизни автора опубликовать не удалось.

Жизнь Адама Смита является ярчайшим примером жизни настоящего мыслителя, ученого, гения, положившего жизнь во имя науки. И тем более отрадно, что все это было не напрасно.

Адам Смит – шотландский политэкономик, экономист, философ и один из основоположников современной экономической теории. Его достижения в области экономики как науки сравнивают с ньютоновскими успехами в физике по уровню значимости.

Краткая биография

Сохранилось небольшое количество фактов из биографии Адама Смита. Известно, что он родился в июне 1723 года (точная дата его рождения неизвестна) и крещён 5 июня в городке Керколди в шотландском округе Файф.

Его отец — таможенный чиновник, которого также звали Адам Смит , умер за 2 месяца до рождения сына. Предполагается, что Адам был единственным ребёнком в семье. В возрасте 4-х лет он был похищен цыганами, но быстро спасен своим дядей и возвращен матери. В Керколди была хорошая школа, и с детства Адама окружали книги.

Период учебы

В возрасте 14 лет Адам Смит поступил в университет Глазго, где два года изучал этические основы философии под руководством Фрэнсиса Хатчесона . На первом курсе он изучал логику (это было обязательным требованием), далее перешёл в класс нравственной философии. Изучал древние языки (особенно древнегреческий), математику и астрономию.

Адам имел репутацию странного, но умного человека. В 1740 году он поступил в Оксфорд, получив на продолжение образования стипендию, и закончил обучение в нём в 1746 году.

Смит критически отзывался о качестве обучения в Оксфорде, написав в «Богатстве народов» , что «в Оксфордском университете большинство профессоров, в течение уже многих лет, совсем отказались даже от видимости преподавания» . В университете он часто болел, много читал, но ещё не проявлял интереса к экономике.

Возвращение домой

Летом 1746 года он возвратился в Керколди, где два года занимался самообразованием. В 1748 году Смит приступил к чтению лекций в Эдинбургском университете . Изначально это были лекции по английской литературе, позднее - по естественному праву (включавшему юриспруденцию, политические учения, социологию и экономику).

Именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики. Идеи экономического либерализма он стал высказывать, предположительно, в 1750-1751 годах.

Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с трёх сторон: с позиций морали и нравственности, с гражданских и государственных позиций, с экономических позиций.

Идеи Адама Смита

Адам читал лекции по риторике, искусству написания писем и позднее по предмету «достижение богатства», где он впервые детально изложил экономическую философию «очевидной и простой системы природной свободы» , что нашло отражение в его самой известной работе .

Около 1750 года Адам Смит познакомился с Дэвидом Юмом , который был старше его почти на десятилетие. Сходство их взглядов, отражённых в их трудах по истории, политике, философии, экономике и религии, показывает, что вместе они формировали интеллектуальный альянс, игравший важную роль в период возникновения, так называемого “Шотландского просвещения” .

«Теория нравственных чувств»

В 1751 году Смит был назначен профессором логики в Университете Глазго. Смит читал лекции по этике, риторике, юриспруденции и политической экономии. В 1759 году Смит опубликовал книгу «Теория нравственных чувств» , основанную на материалах его лекций.

В данном произведении Смит проанализировал этические стандарты поведения , обеспечивающие социальную стабильность. При этом он фактически выступил против церковной морали, основанной на страхе перед загробной карой и обещаниями рая.

Он предложил в качестве основы нравственных оценок «принцип симпатии» , согласно которому нравственно то, что вызывает одобрение беспристрастных и проницательных наблюдателей, а также высказался в пользу этического равенства людей - одинаковой применимости моральных норм ко всем людям.

В Глазго Смит жил 12 лет, регулярно уезжая на 2-3 месяца в Эдинбург. Он пользовался уважением, завёл себе круг друзей, вёл образ жизни клубного человека-холостяка.

Личная жизнь

Сохранились сведения, что Адам Смит дважды, в Эдинбурге и в Глазго, едва не женился, но по каким-то причинам этого не произошло. Ни в воспоминаниях современников, ни в его переписке не сохранилось доказательств того, что это всерьёз затронуло бы его.

Смит жил с матерью (которую пережил на 6 лет ) и незамужней кузиной (умершей за два года до него ). Один из современников, посетивших дом Смита, сделал запись, согласно которой в доме подавалась национальная шотландская пища, соблюдались шотландские обычаи.

Смит ценил народные песни, танцы и стихи, один из его последних книжных заказов - несколько экземпляров первого вышедшего тома стихов Роберта Бёрнса . Несмотря на то, что шотландская мораль не поощряла театр, сам Смит любил его, особенно французский театр.

Книга «Богатство народов»

Смит всемирно прославился после публикации книги «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 году. Эта книга детально анализирует, как могла бы действовать экономика в условиях полной экономической свободы и разоблачает всё, что этому препятствует.

«Богатство народов» открыло экономику как науку
на основе доктрины свободного предпринимательства

В книге обоснована концепция свободы экономического развития , показана социально полезная роль индивидуального эгоизма, подчеркнуто особое значение разделения труда и обширности рынка для роста производительности труда и национального благосостояния.

Последние годы

В 1778 году Смит был назначен одним из пяти таможенных комиссаров Шотландии в Эдинбурге. Имея очень высокий по тем временам оклад в 600 фунтов стерлингов, он продолжал вести скромный образ жизни, тратил деньги на благотворительность. Единственной оставшейся после него ценностью была собранная за жизнь библиотека.

При жизни Смита «Теория нравственных чувств» была издана 6 раз , а «Богатство народов» - 5 раз ; третье издание «Богатства» было значительно дополнено, в том числе главой «Заключение о меркантилистической системе» .

В Эдинбурге у Смита был свой клуб, по воскресеньям он устраивал ужины для друзей, бывал, среди прочих, у княгини Воронцовой-Дашковой.

Адам Смит скончался 17 июля 1790 года в возрасте 67 лет в Эдинбурге после продолжительной болезни кишечника.

Всемирно известный экономист Адам Смит родился в 1723 году в Шотландии, в семье чиновника, в 14-летнем возрасте поступил в университет Глазго, где изучал логику и философию. В 1740 году, он продолжил обучение в Оксфорде, где проучился до 1746 года.

Впоследствии, Смит критически отзывался об уровне преподавания в Оксфорде из-за того, что многие профессора даже не читали свои лекции. Вернувшись в Эдинбург, Смит занялся самообразованием и чтением публичных лекций по литературе и политэкономии. В 1751 году назначен профессором логики в университете Глазго, в следующем году перешел на кафедру моральной философии. Но интерес ученого все больше смещался в сторону экономической теории.

Смиту было характерно стремление взглянуть на человека с трёх сторон: морали, государства и экономики.

В 1764 году Смит оставляет кафедру и отправляется в двухлетнее путешествие по Европе, по возвращении из которого концентрируется на работе над «Богатством народов» — его главном труде.

В 1778 году Смит был назначен таможенным комиссаром Шотландии и оставался на этом посту вплоть до самой смерти в 1790.

Идеи и взгляды Адама Смита

Мерилом стоимости товара являлся труд, потраченный на его изготовление. Рыночные отношения это эгоистическое поведение человека с целью извлечения выгоды. Эгоистические устремления людей взаимоограничивают друг друга, образуя в совокупности гармоничное равновесие противоречий. Конкуренция в экономике, стремление каждого к личной доходу обеспечивают развитие производства и в конечном счете рост общественного благосостояния.

Свободная конкуренция — непременное условие существования рынка. Свободный рынок работает на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления.

Государство должно было выступать лишь в роли арбитра и гаранта безопасности для частного капитала. Позже эту идею оспорит .

Для существования естественного порядка требуется «система естественной свободы», основа которой — в частной собственности.

Благосостояние общества связано с ростом эффективности труда, которая растёт благодаря разделению труда и специализации.

Просмотров