Куда сдать батарейки? Утилизация батареек: пункты приёма.

Батарейки - номер один в списке мусора, который нельзя отправлять из ведра в контейнер неподалеку от дома. Как минимум это нерационально. Утилизация батареек помогает сэкономить и без того ограниченные природные ресурсы. Например, из 10 килограммов батареек после переработки получают столько же цинка, сколько из 96 килограммов руды.

Мини-устройство размером в пару сантиметров скрывает под металлической оболочкой часть периодической системы Менделеева. Если отправить батарейку на свалку, а не в утиль, у оболочки начнется коррозия. Она обеспечит свинцу, ртути, кадмию, марганцу, никелю и щелочам попадание в почву, грунтовые воды и воздух. Тогда общеизвестными 20 квадратными метрами зараженной территории от одной батарейки дело не ограничится. В зону поражения попадут ближайшие к месту загрязнения водоемы и поля. В этом случае вероятность того, что токсичные элементы окажутся в организме человека, сильно возрастет. Сжигать батарейки тоже нельзя: токсичные элементы окажутся в атмосфере и вернутся на землю дождем. Это причина не отправлять старые батарейки на мусорные свалки, которые в жаркое время возгораются и тлеют.

Каждый год в Москве неправильно избавляются от 15 миллионов батареек. Сколько аккумуляторов выкидывают на свалки в Казани, официально не известно. По статистике, на одного человека в 2011 году приходилось семь батареек. Если представить, что каждый житель Казани отправит в мусор среднестатистическое количество аккумуляторов, он собственноручно заразит 140 квадратных метров земли. 1300 казанцев смогут «умертвить» озера Кабан. Жители города, отправившие в корзину тройную норму батареек, - заразить тяжелыми металлами всю Казань.

Организм накапливает тяжелые металлы. Они могут стать причиной развития рака, бесплодия, поражения почек, легких, нервной системы и костных тканей, бессонницы, малокровия, вегетососудистой дистонии, ожогов кожи и сильнейшего раздражения. Риск заболеть возрастает, если в воде и воздухе повышенное содержание токсичных элементов, а овощи и фрукты растут на зараженной земле.

Выбрасывать аккумуляторы вместе с бытовыми отходами и думать, что мусорный полигон находится далеко, в 12 километрах от Казани, глупо. Самосыровские горы мусора в случае с неправильно выброшенными батарейками ближе, чем кажутся. Они рядом, за окном - в воздухе, земле и воде.

В 2000-е США, Европа и Китай приняли законы, запрещающие выпускать батарейки с использованием ртути. Россия, как и еще 117 стран, подписала в прошлом сентябре Минаматскую конвенцию по поэтапному отказу от ртути. Но законы с конвенцией не мешают производителям использовать жидкий металл как дополнительный компонент солевых батареек. Поэтому мнение о том, что батарейки не загрязняют землю ртутью, ложно. Специальная маркировка Hg на корпусе батарейки подскажет степень опасности: чем выше числовое значение, тем больше ртути в аккумуляторе. Ноль - ртути нет. Опаснее жидкого металла кадмий (его пока невозможно заменить в производстве батареек) и диоксины. Продукты горения вреднее ядовитого цианида в 67 тысяч раз.

Переработка аккумуляторов и батареек – это проблема, которая сейчас встала перед всеми странами мира. Основная цель переработки аккумуляторов заключается в предотвращении попадания опасных веществ в окружающую среду. Особую опасность представляют свинцово-кислотные и никель-кадмиевые аккумуляторы. Не стоит хранить старые свинцово-кислотные батареи в домашних условиях, особенно там, где играют дети. Может оказаться опасным даже простое прикосновение к свинцовым полюсам. О том, как правильно хранить различные типы аккумуляторов, можно прочитать в . Также таблица с характеристиками приведена в статье .

Из всего объема мирового производства батареек и аккумуляторов перерабатывается только 3%, при этом в каких-то странах больше занимаются переработкой, в каких-то вообще не занимаются. В США перерабатывается около 60% батарей (20-40% литий-ионных и 97% свинцово-кислотных), в большинстве европейских стран перерабатывается 25-45%, в Австралии - около 80%. В развивающихся странах практически не занимаются переработкой и батареи выбрасываются с бытовым мусором.

Зачем нужна переработка аккумуляторов батареек?

Несмотря на то, что свинцово-кислотные батареи экологически небезопасны, они составляют немалую долю рынка. Никель-кадмиевые батареи также продолжают удерживать лидирующую позицию среди аккумуляторов. В Европе запретили продавать потребительские товары с никель-кадмиевыми аккумуляторами, поскольку их можно заменить никель-металлогидридными. Если они находятся в составе потребительских товаров, управлять их утилизацией очень сложно, так как многие пользователи просто не знают, что находится внутри устройств.

Пока токсичные аккумуляторы не имеют адекватной альтернативы на рынке, нам придется смириться с их использованием. При правильной эксплуатации, и утилизации они не причиняют вреда. Однако неправильная эксплуатация и попадание на свалку никель-кадмиевых аккумуляторов в долгосрочной перспективе может принести огромный экологический ущерб. При попадании на свалку, металлический цилиндр из элемента со временем начинает подвергаться коррозии, и кадмий постепенно растворяется, просачиваясь в систему водоснабжения. У человека растворимые соединения кадмия поражают центральную нервную систему, печень и почки, нарушают фосфорно-кальциевый обмен. Хроническое отравление кадмием приводит к разрушению костей и анемии. Проведенные учеными исследования уже выявляют в океанах следы кадмия (наряду с аспирином, пенициллином и антидепрессантами), однако еще нет определенности в его происхождении.

Никель-металлогидридные аккумуляторы содержат никель и электролит, которые считаются полутоксичными веществами. В случае отсутствия пунктов приема отработанных батарей, которые у нас большая редкость, отдельные никель-металлогидридные аккумуляторы можно выбросить с другими бытовыми отходами. Однако все же лучше сдавать такие батареи для переработки.

Первичные (т.е. одноразовые) литиевые батареи содержат металлический литий, а при контакте с влагой он дает бурную реакцию, поэтому батарейки необходимо утилизировать правильно. При попадании на свалку батарейки в заряженном состоянии, ее корпус может быть поврежден сваленными сверху тяжелыми предметами, а это может привести к протеканию электролита и пожару. Пожары на свалках сложно тушить, при этом в воздух поднимается огромное количество вредных веществ. Так что перед переработкой литиевые батареи сначала полностью разряжаются. Одноразовые литиевые батарейки используются в армейском оборудовании, в часах, слуховых аппаратах и т.д. Литий-ионные аккумуляторы для сотовых телефонов и ноутбуков не содержат металлический литий.

В России проблема утилизации аккумуляторов стоит очень остро в первую очередь из-за экологической безграмотности населения, а также по причине отсутствия налаженной схемы переработки и утилизации.

В таблице 1 приведены стоимости материалов, содержащихся в тонне литий-ионных батарей. Таблица также включает стоимость свинцово-кислотных аккумуляторов, как наиболее выгодных с точки зрения переработки.

Таблица 1 – Стоимость материала на тонну аккумуляторов. Свинцово-кислотные аккумуляторы остаются наиболее подходящими для переработки; на 70% они содержат вторичный свинец

Процесс переработки аккумуляторов и батареек

Если предприятие занимается переработкой различных типов аккумуляторов, то переработка начинается с сортировки батарей в зависимости от состава и уровня заряда. Сортировка достаточно трудоемкий процесс. Как утверждают перерабатывающие компании, процесс переработки будет тогда выгодным бизнесом, когда наладится постоянный поток отсортированных батарей.

Процесс переработки обычно начинается с удаления при помощи газовой установки термического окисления горючих материалов, таких как пластмасса и изоляция. Скруббер удаляет частицы, появляющиеся в процессе горения перед выпуском их в атмосферу. После этого остаются очищенные металлические элементы. Затем элементы нарезают на мелкие кусочки и нагревают до плавления. Неметаллические вещества сжигаются, после чего сверху остается черный шлак, который удаляется. Жидкие сплавы распределяются по весу и отделяются друг от друга так же, как снимаются сливки с молока.

Кадмий – это относительно легкий металл, который испаряется при высоких температурах. В процессе переработки, где используется похожая на жаровню установка с кипящей сверху водой, вентилятор выдувает пары кадмия в большую трубу, где они охлаждается водяным туманом, затем пары конденсируются с получением 99,95% кадмия.

Некоторые предприятия по переработке не занимаются самостоятельным разделением металлов, а заливают полученные жидкие сплавы в формы и отправляют на заводы, которые занимаются производством никеля, хрома и железа для нержавеющей стали и других высокотехнологичных продуктов.

На заводе Toxco в Северной Америке для измельчения, дробления и извлечения лития и других компонентов из литиевых батарей используют жидкий азот. Чтобы сделать литий нереактивным, его растворяют в специальном растворе. Затем раствор продают для производства консистентной смазки. Таким же образом отделяют и реализуют кобальт.

Переработка батарей – это очень энергоемкий процесс, в котором для извлечения металлов тратится от 6 до 10 раз больше энергии, чем требуется для производства материалов другими способами, в том числе в горнодобывающей промышленности. Возникает закономерный вопрос: «Кто же тогда платит за переработку батарей?»

Для создания условий перерабатывающим предприятиям каждая страна устанавливает свои правила и сборы. В Северной Америке, например, некоторые предприятия выставлять счета в соответствии с весом переработанного материала, при этом ставки варьируются в зависимости от химического состава батарей.

При производстве батареек в Евросоюзе их стоимость изначально учитывает затраты на утилизацию. Покупатель в магазине получает скидку на новые батарейки, сдав старые батарейки.

Никель-металлогидридные батареи наиболее выгодны, поскольку при переработке получается достаточно количество никеля, чтобы окупить процесс. Самые высокие сборы на утилизацию накладываются на никель-кадмиевые и литиево-ионные батареи, так как спрос на кадмий низок, а литий-ионные содержит мало извлекаемого металла.

До недавнего времени в России были предприятия, которые занимались только сбором и хранением батареек. Переработка обходится дорого и фактически не приносит прибыли. Но в октябре этого года на челябинском перерабатывающем заводе была запущена первая линия переработки батареек. Технология предприятия позволяет перерабатывать щелочные батарейки гидрометаллургическим способом на 80%.

Таким образом, теперь собранные щелочные батарейки будут утилизировать в Челябинске. Посредниками между потребителем и заводом должны стать общественные организации и крупные торговые сети. Остается надеяться, что система сбора отработанных батареек будет хорошо налажена и снизится количество выбрасываемых на свалку батареек.

Читайте также статьи:

(Просмотрели25 000 | Посмотрели сегодня 4)

Переработка свинцовых аккумуляторов в солнечные батареи шаг за шагом
Переработка ЭЛТ мониторов в керамическую плитку

Мир не стоит на месте, и после изобретения электроэнергии люди начали искать способ обеспечить работу электроприборов при помощи беспроводного устройства. Таким решением и стали батарейки, они способны работать длительное время, обеспечивая энергией конкретную технику. Сегодня все мобильные телефоны, фотоаппараты и множество другой электроники может работать от аккумуляторных батареек различной формы. Это изобретение стало огромнейшим прорывом и ознаменовало новую эру беспроводных технологий. Без батареек работа современной техники была бы попросту невозможна.

Батарейки и их свойства

Батарейка - это приспособление, способное автономно питать разные электрические приборы. Сегодня существует огромное количество разнообразных батареек и аккумуляторов, которые используются в большинстве современной техники. Все они делятся по типоразмеру (А, АА, ААА, С, D…) и по типу электролита (литиевые, сухие, щелочные, ртутные и серебряные). Каждый тип имеет свои свойства и характеристики. Основная польза, которую приносят нам батарейки, - это способность иметь под рукой автономный источник питания, что очень важно для людей. Без батареек невозможно было бы развитие основных отраслей мира, таких как машиностроение, авиастроение и космическая отрасль.

Виды батареек

Существует много разных рассмотрим самые основные:

  • MnZn (Марганцево-цинковые)- так называемые щелочные или алкалиновые батарейки, они считаются самыми распространенными.
  • NiMH (Никель-металл-гидридные) - это одна из альтернатив марганцево-цинковым батарейкам, часто используются в быту.
  • Li-ion (Литий-ионные) - это аккумуляторы для телефонов, камер, ноутбуков и другой подобной техники.
  • AgZn (Серебряно-цинковые) - это маленькие батарейки, которые используют при изготовлении часов, а также в ракетостроении, авиации и военном оборудовании.
  • NiCd (Никель-кадмиевые) - это достаточно объемные батареи, их используют для работы определенных моделей электроинструмента, а также на троллейбусах и самолетах.

Зачем нужна утилизация батареек

Сегодня чистота окружающей среды постоянно поддается испытаниям. Природу загрязняют всем чем только можно, и только единицы борются за сбережение экологии. Что касается батареек, то все они содержат множество вредных элементов, например:

  • Ртуть - опаснейший химикат, который вызывает поражение нервной системы и мозга.
  • Кадмий - очень опасен для легких и почек.
  • Щелочи - при случайном попадании в глаза повреждают слизистую оболочку и даже кожу.
  • Цинк и никель - могут вызвать дерматит или другие заболевания кожи.
  • Свинец - переизбыток в организме может спровоцировать поражение почек и нервной системы.

Как утверждают специалисты, всего одна пальчиковая батарейка способна загрязнить около 20 кв. м земли, а это достаточно немаленькая территория. Утилизация батареек - очень нужное занятие, ведь оно способствует сохранению экологии. Не все задумываются про природу сегодня, но жить на этой планете еще и нашим потомкам.

Пункты приема батареек

Очень часто мы слышим, что окружающей среде, что их не нужно выкидывать, а необходимо утилизировать, но тут появляется вопрос, куда сдать батарейки. В нашей стране существует не так уж и много пунктов по приему подобного товара, помимо этого, об их месторасположении знают только единицы. Работать в этой области сегодня невыгодно, а государство, к сожалению, ничем не поддерживает.

В маленьких городках сдать батарейки можно только в некоторых магазинах или пунктах приема металлолома. В больших городах ситуация проще, существуют отдельные предприятия по переработке вторсырья, куда сдать батарейки может каждый, на улицах расставляют специальные контейнеры.

Утилизация аккумуляторов

Достаточно большим спросом пользуются аккумуляторные батареи от автомобилей. Все дело в том, что они сделаны из свинца, а этот металл ценится на рынке и легко поддается переработке. Ранее многие автовладельцы при полном износе аккумулятора попросту его выбрасывали или оставляли на станциях техобслуживания. Сейчас же ситуация изменилась, ведь за нерабочую батарею можно получить неплохую компенсацию. Многие продавцы новых автомобильных аккумуляторов принимают старые и дают покупателю хорошую скидку, согласитесь, что это неплохо. Куда сдать старые батарейки, должен знать каждый, ведь такой взаимообмен выгодный всем - и природе, и покупателю, и продавцу.

Мотивация утилизации батареек

Во множестве стран Европы уже давно существуют различные программы, которые способствуют утилизации вредных для общества предметов. Не исключение и утилизация батареек. В некоторых государствах не нужно думать, куда сдать батарейки, весь мусор люди сортируют по отдельным контейнерам, потом все товары уходят в нужные места. Существуют разные предприятия, которые специализируются на захоронении вредных отходов. Есть такие и у нас, и хотя их пока немного, уже существует немало мест, куда можно сдать батарейки. Основной мотивацией для того чтобы не выбрасывать эти опасные отходы, является благополучие жизни наших детей и внуков.

Текущая ситуация с утилизацией

Многие скептики говорят, что русского не научишь беспокоиться о природе и чистоте окружающего мира, но данные свидетельствуют о другом. На сегодня в России существует несколько крупных компаний по переработке батареек, они представлены во многих городах страны. Да, может, не в каждой деревне имеются баки для использованных аккумуляторов, но они есть, с каждым днем их становится все больше. Многие жители Москвы и других городов знают, куда сдать использованные батарейки, делают это, конечно, не все, но прогресс достаточно неплохой. Для более масштабной борьбы с загрязнением нужна огромная поддержка правительства, выделение средств и земли на утилизацию, ведь самостоятельно предприятия справиться с этой угрозой не смогут. Еще один неплохой вариант уменьшить количество использованных батареек - это переход на многоразовые батарейки-аккумуляторы, да, они стоят намного дороже, но одно такое устройство позволяет сберечь более 400 обычных батареек.

Пункты приема в Москве

Многие жители страны спрашивают, куда сдать отработанные батарейки. Поскольку Москва - столица нашей родины, то все инновации, естественно, тут присутствуют. В городе работает уже много пунктов приема и переработки вторсырья, каждые со своими правилами и нормами. Можно отметить, что сегодня людей все чаще интересует утилизация батареек. Москва - город, где проживает огромное количество людей, имеет не один пункт приема. К примеру «Компания АКБ» платит за сдачу им батареек хотя и небольшие, но деньги (10 000 руб. за 1 т). При сдаче более 200 кг работники сами приедут и заберут товар. Другая фирма - «Компания Мегаполис Групп» - сможет принять у вас батарейки, только если вы оплатите их услуги, а это уже отталкивающий фактор. Большим плюсом города является присутствие в нем множества пунктов приема: «Центральная городская молодежная библиотека им. М. А. Светлова», «Интернет-магазин “БИОДОЛИНА”», «Интернет-магазин “И-МНЕ”», «Российское представительство немецкой компании Atmung.», «Из рук в руки», Rock Zona, «Детский клуб “Лимпопо”» и другие. Поэтому решать, куда сдавать батарейки в Москве, нужно каждому самостоятельно.

Выгода от утилизации

Прием и зачастую не приносят прибыли предприятию, наоборот, только вытягивают деньги. Все зависит от принимаемого товара, если это обычные литий-ионные или пальчиковые батарейки, то дохода от них нет. Другая ситуация с аккумуляторными батареями, которые состоят из свинца. Свинец - это цветной металл, он стоит неплохих денег, легко перерабатывается и не подлежит захоронению. Делаем выводы, что приносить прибыль не может только утилизация батареек. Москва - это место проживания миллионов россиян, и если не следить за природой, то в ближайшем будущем она просто исчезнет. Защитники окружающей среды давно уверились в том, что утилизация - это единственно верный способ борьбы с загрязнением земли. Они пытаются донести эту мысль всем гражданам России. К тому же несложно найти, куда сдать батарейки, сложно научить себя это делать постоянно и передать знания потомкам.

Новости в мире энергоносителей

Поскольку современные достаточно неидеальны и наносят большой вред земле, ученые всех стран пытаются найти альтернативный источник энергии. Много гениальных умов нашего времени проводят множество опытов с целью найти такой продукт, который бы подходил всем и не наносил вреда природе. В этой гонке участвуют и российские ученые, они пытаются научиться добывать электричество просто из воды. Да, это задача не из легких, но при положительном результате это будет огромнейший шаг в будущее. Ученые считают, что именно водород будет новым достижением цивилизации, при его помощи мы сможем усовершенствовать работу электромобилей и многих других аппаратов. Нам остается только ждать, когда появятся энергонакопители, которые не будут вредить ни людям, ни самой планете. Не стоит также забывать, что уже сегодня многие батарейки способны заряжаться от обычной сети и служить своему хозяину годами. К примеру, имеют большой срок службы и заряжаются довольно просто и быстро.

Рассмотрев все плюсы и минусы батареек, можно сказать, что на сегодня они нам очень нужны, даже незаменимы. Без аккумуляторов не существовало бы мобильной связи, отсутствовала бы космическая отрасль, даже автомобильный и не смог бы работать. Люди стремятся улучшить условия своей жизни, и батарейки очень способствуют этому. Минус только во вреде экологии, ведь восстановить ее будет непросто, а может быть, и невозможно. Уже сегодня существуют виды животных и растений, которых мы больше никогда не увидим. Поэтому нам необходимо заботиться об экологии и нашей планете, и самый лучший способ - это утилизация и переработка вторсырья.

Количество автомобилей и других устройств, получающих питание от аккумуляторных батарей, постоянно возрастает. Растет и актуальность проблемы утилизации отслуживших батарей и элементов питания. Ведь такие батареи содержат опасные для здоровья и жизни человека вещества.

Аккумуляторная батарея должна обладать способностью при компактных размерах и малом весе кратковременно – за 5-10 с – подавать ток величиной 200-800 А для пуска двигателя автомобиля и питания постоянным электротоком при неработающем двигателе потребителей машины. Таким требованиям соответствуют свинцово-кислотные аккумуляторы. Решетки пластин батарей состоят из сплава свинца и сурьмы, а электролитом является раствор серной кислоты. Свинец – токсичный ядовитый металл, он приводит к отравлению организма человека и сильнейшему загрязнению окружающей среды.

На срок службы батарей влияют условия хранения и качественный ремонт. При интенсивной эксплуатации и соблюдении правил ТО период службы аккумуляторов составляет до 120-150 тыс. км пробега, или 2-5 лет. При несоблюдении элемент правил эксплуатации, техобслуживания и ремонта аккумуляторы выходят из строя намного раньше, не более 30-40 тыс. км пробега.


Почему нужна утилизация

  • Парк автомобилей возрастает с каждым годом, потребность в аккумуляторах растет;
  • свинец дефицитен из-за ограниченных месторождений этого токсичного металла;
  • ужесточились требования по защите окружающей природы от выбросов и токсичных опасных отходов;
  • свинец и его соединения относятся к веществам 1 класса опасности, сильнейшим ядам, которые даже в малых количествах вызывают хронические заболевания со смертельным исходом;
  • по количеству произведенных цветных металлов свинец занимает в мире четвертое место, после алюминия, меди и цинка. Растет и количество его отходов;
  • по действующему законодательству России, Украины и других стран выбрасывать аккумуляторные батареи в баки бытовых отходов, мусоропроводы и на свалки запрещено;

  • опасен не только свинец, но и электролит аккумуляторных батарей, это раствор едких и опасных кислот;
  • утилизация аккумуляторных батарей предохранит природу от опасного токсического заражения. Масштабы вреда от массивных аккумуляторных батарей могут быть поистине огромны;
  • общие затраты на переплавку свинца из вторичного сырья намного меньше, чем при производстве их из дефицитного рудного сырья;
  • аккумуляторная промышленность – один наиболее крупных потребителей свинца. Свинец возвращается в качестве лома металла от утилизации и переработки отслуживших свой срок батарей. Рециклинг свинца признан в мире не только разумным, но и экономически и экологически необходимым и оправданным.

Куда сдать аккумулятор от машины

Утилизируют аккумуляторы специальные компании, они собирают их и отправляют на переработку. Перерабатывают аккумуляторные батареи заводы, имеющие необходимое оборудование, по принятой на международном уровне технологии. Многие аккумуляторные заводы имеют собственные мощности по переработке вторичного свинца или предприятия-партнеры. В развитых странах сбор и переработка аккумуляторов – отдельная отрасль промышленности.

Чтобы правильно утилизировать негодную аккумуляторную батарею, ее необходимо сдать на переработку в пункты сбора вторичного свинцового сырья. Ни в коем случае нельзя самостоятельно утилизировать аккумуляторы, складировать их в случайных местах, это запрещено.

На пунктах сбора отработанные аккумуляторы помещают на поддоны или в контейнеры с крышками и транспортируют к месту переработки в закрытых трейлерах или вагонах. Такой порядок и меры безопасности исключают попадание свинца или кислоты в окружающую среду.

Ранее в СССР сдатчики сливали электролит сами, и кислота попадала в окружающую среду. Сейчас сливать электролит не следует, это сделают специалисты на заводе.

Технология переработки батарей предполагает несколько этапов:

  • слив электролита;
  • разрезание и дробление корпусов батарей;
  • плавка батарей в печах – отражательных или ватержакетах;
  • разделение продукта плавки на 3 слоя – расплавленный черновой свинец, штейн и шлаки;
  • в конце черновой свинец рафинируют.

Полученный металл используют для отливки решеток и других деталей аккумуляторов.

Чтобы предохраниться от отравления свинцом:

  • берите аккумуляторные батареи только в резиновых перчатках, для защиты органов дыхания используйте респиратор;
  • мыть руки горячей водой с мылом, душ, не принимать пищу там, где хранится аккумулятор.

Присутствие свинца в воздухе узнается по сладковатому привкусу во рту. Признаками свинцового отравления являются вначале тошнота, головокружение, малокровие, затем – «свинцовая кайма» на деснах, слабость, потеря аппетита, судороги, заболевание почек. При признаках отравления – вызвать врача, до его прихода промыть желудок и выпить как можно большее количество воды с содой.

Итог

Производство вторичного свинца за счет отработанных батарей растет. Система сбора, транспортировки и утилизации вторичного свинцового сырья обеспечит безвредность аккумуляторного производства и надежную экологическую защиту природы. Помните, что старые и ненужные аккумуляторы лучше не хранить дома, а утилизировать с помощью специалистов.

Возьмите любую батарейку и внимательно рассмотрите. Видите на ней рисунок контейнера, перечеркнутого крест-накрест? Нетрудно догадаться, что так нас информируют о запрете выбрасывать этот предмет в обычный мусорный бак. А если все-таки выбросить? К сожалению, даже она отравит вредными веществами 20 квадратных метров земли или 400 литров воды.

В современной жизни одна среднестатистическая российская семья использует до полукиллограмма элементов питания в год. В средней величины городе так ежегодно скапливается тонна-другая, а в мегаполисе – и до нескольких тонн использованных батареек и аккумуляторов.

Не все люди знают, почему батарейки нельзя выбрасывать в мусор. Тогда как каждая из них – это соединение металлов и химических веществ, зачастую ядовитых и опасных для всего живого. Наиболее часто при производстве элементов питания используются:

  1. Никель и кадмий. Оба этих тяжелых металла являются токсичными. Вода и урожай, выросший на земле, отравленной кадмием, способны вызвать у человека деформацию скелета, дисфункцию легких или почек и даже злокачественные опухоли.
  2. Цинк. Соли цинка обладают прожигающим действием, способны повредить кожу и слизистые оболочки. Отравление большим количеством цинка может закончиться отеком легких, нарушением работы сердца и кровеносной системы.
  3. Литий. Обладает слабой токсичностью. Однако утилизация литиевых батарей также требует специального подхода, так как этот элемент способен самовоспламеняться, вступая в реакцию с кислородом воздуха или влагой, что может стать причиной пожара.
  4. Ртуть. Смертельную опасность представляют ее пары. Они очень ядовиты и могут привести человека к тяжелой болезни, слабоумию и даже смерти.
  5. Оксид серебра. Не является токсичным.
  6. Свинец. При отравлении поражает мозг, кости, печень и почки. Особенно опасен для детей. Известны конкретные случаи высокой детской смертности от массового отравления свинцом в Нигерии и Синегале. Причиной стало поражение свинцом почвы из-за неправильной переработки батарей и аккумуляторов.
  7. Кобальт. Избыток кобальта способен вызывать у человека неврит слухового нерва, увеличение щитовидной железы, дерматиты, аллергии, нарушения в работе сердца.

По уровню опасности для человека кадмий, ртуть, свинец, цинк отнесены к 1-ому классу (особо опасные), кобальт и никель – ко 2-ому. Даже незначительное на первый взгляд отравление данными веществами может представлять серьезную угрозу для его здоровья и жизни.

Что происходит с аккумуляторными устройствами, которые мы легкомысленно выбросили в обычный мусорный бак?


Как утилизировать батарейки безопасно? Ответ очень прост и очевиден: ни в коем случае не «просто выбросить»! Они должны обязательно попасть на специализированное предприятие, которое профессионально занимается их утилизацией.

Особенности технологического процесса

Полностью безопасная для экологии технология переработки элементов питания – актуальная проблема для всего мира. К сожалению, даже в передовых странах эти процессы утилизации до сих пор далеко не совсем экологически чисты.

По статистике, в мире вторая жизнь достается всего лишь 3% от полного объема выпущенных аккумуляторных устройств. Конечно, ситуация кардинально отличается в разных странах. Например, в Австралии переработка и утилизация составляет почти 80% от общего объема по стране, в США – около 60%.

Большое внимание отжившим элементам питания уделяют в Европе. Как правило, сдать батарейки на утилизацию можно во многих крупных торговых центрах стран Евросоюза, там установлены специальные контейнеры для сбора. К тому же, сдав старые элементы питания, потребитель получает скидку на приобретение нового аналогичного товара.

В России еще несколько лет назад экологичная утилизация батареек практически отсутствовала. Переработка батареек возможна только на специализированных предприятиях, но как бизнес такой вид деятельности был нерентабелен: сам процесс стоил дороже, чем последующая продажа полученного сырья.

В итоге в стране существовал небольшой ряд компаний, занимавшихся сбором и хранением этой специфической продукции. Но проводилась утилизация батареек за деньги. То есть, мало того, что такое предприятие нужно найти, нужно еще заплатить из своего кармана. И сколько стоит сдать батарейки на утилизацию? Оказывается, не так уж и мало: на сегодня около 100 рублей за килограмм.

У добровольцев, готовых собирать аккумуляторный утиль у населения бесплатно, возникали и другие ощутимые трудности. Например, в 2004 году ИКЕА начинала сбор, организовав точки приема в своих магазинах, но этот процесс пришлось прекратить по требованиям Роспотребнадзора. Государственный Биологический Музей им К.А.Тимирязева какое-то время принимал аккумуляторные мини-устройства на хранение, но имеющиеся в распоряжении резервуары оказались быстро заполнены.

К счастью, сегодня ситуация начинает меняться. С 2013 года в Челябинске работает завод по переработке батареек. Именно туда в настоящее время поступают отработанные элементы питания со всей страны. Его технологии, по оценке представителей Гринпис, позволяют перерабатывать батарейки и аккумуляторы на 80%. Завод по переработке активно сотрудничает с предприятиями, готовыми взять на себя функции по сбору опасного мусора у населения. Однако проблем в этом вопросе утилизации, в стране остается все так же много.

Существуют разные технологии работы с опасным вторсырьем.

Например, извлечение свинца происходит в несколько шагов:

  1. Батарейки загружаются в бетонный колодец, сверху оснащенный электромагнитом, а снизу – сеткой.
  2. Магнит притягивает лишний металл, а электролиты вытекают сквозь сетку в отдельный контейнер.
  3. Основная масса размалывается дробилкой на мелкие кусочки.
  4. Водяной пылью под высоким давлением осуществляют разделение материалов: отдельно мелкие части с пластиком и крупные куски.
  5. Крупные части затем перемещают в специальную емкость с каустической содой, где все в итоге превращается в свинцовую пасту.
  6. Свинцовая паста переплавляется в отдельном бункере.
  7. В результате плавки получают твердый и мягкий свинец, а также его сплавы по конкретным заказам. Слитки готового свинца по качеству не уступают только что произведенным из свинцовой руды.

Извлечение кадмия осуществляется двумя основными методами:

  1. Гидрометаллургический (с использованием аммиака, серной кислоты и солевых растворов). При высокой степени экологичности данный способ дает низкую степень извлечения кадмия.
  2. Пирометаллургический, например, вакуумная дистилляция. Производство с высокой степенью экологической опасности. Получаемый оксид кадмия низкого качества.

К сожалению, универсальных и полностью экологичных методов, обладающих высокой рентабельностью, пока нет. Но наука постоянно ищет новые пути решения проблем.

Что делать с отработанными элементами питания?

Очевидно, что легкомысленно относиться к вопросу, как правильно утилизировать батарейки, просто нельзя.

Что же делать обычному рядовому потребителю? Куда утилизировать опасный мусор, куда можно сдать его быстро и без особых временных и денежных затрат?

По счастью, сегодня варианты есть.

  1. Во многих городах волонтеры и активисты – защитники окружающей среды проводят сбор батареек для утилизации самостоятельно. Во время акции они либо обходят дома, либо устраивают пункты, где происходит прием элементов питания.
  2. В продаже есть специальные контейнеры именно для хранения отживших аккумуляторных мини-устройств в домашних условиях. Они герметично закрываются съемной крышкой, позволяя в любой момент емкость. Таким образом, вы сможете достаточно долго хранить дома отработанные батарейки, пока не представится возможность сдать их на переработку.
  3. Сегодня прием батареек на утилизацию уже осуществляют многие магазины электроники, заключившие договор с утилизирующим предприятием. Для этого в салонах расположены специальные контейнеры для сбора. Если вы такого контейнера не видите, поинтересуйтесь у продавцов, возможно, они знают, где расположен ближайший в вашем районе.
  4. К приему старых приборов взамен ну покупку новых подключился крупный бизнес по продаже бытовой техники – торговые сети, салоны розничных продаж которых есть практически в любом крупном городе России. В перечень принимаемых товаров входят и элементы питания. Сдав их, вы получите бонус в виде ощутимой скидки на покупку новых товаров.

Во многих развитых странах вопрос, можно ли выбрасывать батарейки в мусор, решен на уровне закона. Мусоросборщики, обнаружив опасный мусор, скажем, в обычных пищевых отходах, просто оштрафуют домовое управление, а уж те, в свою очередь, найдут и накажут нарушителя. Население хорошо информировано, где утилизировать батарейки и прочий опасный мусор. Предусмотрены штрафы и для производителей, и для крупных магазинов продажи электроники – за отсутствие у них пунктов приема элементов питания, куда должна централизованно осуществляться сдача батареек населением.

Конечно, в России такого контроля пока нет. Но каждый из нас, лично, вполне способен осмысленно и ответственно отнестись к проблемам экологии. Ведь земля, воздух и вода общие, и в чистоте и безопасности окружающей среды мы все нуждаемся одинаково.

Просмотров