Мероприятия составляющие содержание мобилизационной подготовки. Основные понятия мобилизационной подготовки и мобилизации

Добрый день. Если органу исполнительной власти Правительством области выделяются средства на комплекс мероприятий по моб. подготовке (аттестация объекта информатизации). Вправе ли мы заключить контракт по п. 3 ч. 1 ст. 93 (с единственным поставщиком)? Кого в данном случае необходимо привлечь в качестве экспертов? Обязательно ли заключать предварительно с данной организацией контракт?

  • Вопрос: №531 от: 2014-04-03.

По вышеуказанной ситуации могу только .

В силу п. 3 ч. 1 Закона 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае выполнение работы по мобилизационной подготовке в Российской Федерации.

Аттестация объектов информатизации — это комплекс организационно-технических мероприятий, в ходе которых проводится многоплановая проверка объекта информатизации в реальных условиях эксплуатации с целью оценки соответствия требуемому уровню защищенности информации от утечки по техническим каналам.

В России действует Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ
«О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

Согласно ч. 3 ст. 2 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят:

1) нормативное правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

2) научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;

3) определение условий работы и подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

4) проведение мероприятий по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени;

5) подготовка Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований к мобилизации;

6) проведение мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований;

7) разработка мобилизационных планов экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, мобилизационных планов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (далее - мобилизационные планы);

8) подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовка организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

9) проведение мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу организаций на работу в условиях военного времени;

10) оценка состояния мобилизационной готовности Российской Федерации;

11) создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;

12) создание и подготовка специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации для передачи в Вооруженные Силы Российской Федерации или использования в их интересах, а также в интересах экономики Российской Федерации;

13) подготовка техники, предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использования в их интересах;

14) создание в составе государственного материального резерва запасов материальных ценностей (в том числе запаса мобилизационного резерва и неснижаемого запаса государственного материального резерва), предназначенных для мобилизационных нужд Российской Федерации;

15) создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием;

16) подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время;

17) создание в установленном порядке запасных пунктов управления органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций и подготовка указанных пунктов управления к работе в условиях военного времени;

18) подготовка средств массовой информации к работе в период мобилизации и в военное время;

19) организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

19.1) создание запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, запаса Службы внешней разведки Российской Федерации, запаса Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

20) подготовка граждан по военно-учетным специальностям для комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в период мобилизации и в военное время;

21) бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас (далее - граждане, пребывающие в запасе), и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

22) проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;

23) повышение квалификации работников мобилизационных органов;

24) международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Следовательно, первое на что необходимо обратить внимание - это относится ли аттестация объекта информатизации действительно к мобилизационной подготовке и мобилизации.

Обращаю внимание на вышеуказанное, т.к. при дальнейшей проверке в случае, если будет принято решение, что аттестация объекта информатизации не относится к мобилизационной подготовке и мобилизации, то нарушением будет и заключение контракта в рамках п. 3 ч. 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ.

Если аттестация объекта информатизации относится к мобилизационной подготовке и/или мобилизации, то смело заключайте контракт в рамках п. 3 ч. 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ.

Организация, которая будет проводить работы, должна обладать специальной разрешительной документацией.

После проведения работ по аттестации объекта информатизации Заказчику выдается аттестат соответствия после согласования с Управлением Гостехкомиссии России по соответствующему федеральному округу.

Мое личное мнение, что в качестве экспертного заключения достаточно будет аттестата соответствия.

В случае, если работы не будут выполнены или будут выполнены некачественно, то аттестат соответствия не выдадут.

Следовательно, отсутствует смысл плодить документы в виде и аттестата соответствия.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Основные направления мобилизационной подготовки и мобилизации касаются :

Экономики;

Органов власти;

Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, специальных формирований.

Периоды функционирования системы мобилизационных мероприятий:

В мирное время - мобилизационная подготовка.

При переходе с мирного на военное время - мобилизация.

В военное время - выполнение планов расчетного года.

При переходе с военного времени на мирное время - демобилизация .

Мобилизационная подготовка - это комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

Мобилизация - это комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной . Общая мобилизация охватывает всю экономику и проводится на всей территории страны. При частичной мобилизации отмобилизовывается часть Вооруженных Сил Российской Федерации на определенном театре (театрах) военных действий, в регионах страны.

В зависимости от условий обстановки мобилизация может быть открытой и скрытой . Открытая мобилизация проводится, как правило, при внезапном развязывании войны агрессором или при прямой угрозе его нападения. Скрытая мобилизация проводится под видом обычных мероприятий оперативной и мобилизационной подготовки войск (сил) без разглашения действительной цели проводимых мероприятий.

Отмобилизование обсервационных пунктов;

Выделение оперативных коек в лечебных учреждениях;

Развертывание дополнительных коек в лечебных учреждениях;

Создание мобрезерва медицинского и санитарно-хозяйственного имущества;

Заготовка донорской крови и ее компонентов;

Создание мобилизационных мощностей для производства бактерийных ииммунобиологических препаратов;

Подготовка медицинских кадров для Вооруженных Сил РФ, специализация иусовершенствование врачей;

Мобилизационный план

государственные документы, определяющие содержание, объём, порядок и сроки проведения мероприятий по переводу экономики страны, органов государственной власти, местного самоуправления и организаций на режим деятельности в условиях военного времени, а также переводу ВС и др. войск на организацию и состав военного времени. В РФ разрабатываются согласно законодательству об обороне М.п. экономики, ВС, др. войск, воинских формирований, органов и спец. формирований.


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Мобилизационный план" в других словарях:

    Мобилизационный план - совокупность взаимоувязанных документов, определяющих содержание, объем, порядок и сроки проведения мероприятий по мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил и других войск, воинских формирований и органов, а также создаваемых на военное… … Пограничный словарь

    Мобилизационный план (план на расчетный год) экономики - совокупность мобилизационных документов, определяющих содержание, объем, порядок и сроки осуществления мероприятий в отраслях и сферах экономики при введении военного положения, а также перевод экономики и органов государственной и исполнительной … Официальная терминология

    МОБИЛИЗАЦИОННЫЙ, мобилизационная, мобилизационное. прил. к мобилизация. Мобилизационный план. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    мобилизационный - ая, ое. mobilisation f. Отн. к мобилизации. Мобилизационный план. БАС 1. Нас распределили по госпиталям, по лазаретам, по полкам, руководить мобилизационными списками. Вересаев На япон. войне. На фоне этих удач капитализма реальный социализм со… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    план - Замысел, проект осуществления чего либо; задание. О широте, размахе, значении плана; об его оценке. Блестящий, важный, великий, великолепный, величественный, всенародный, всеобъемлющий, всеохватывающий, гармоничный, генеральный, грандиозный,… … Словарь эпитетов

    План мобилизационный - ПЛАНЪ МОБИЛИЗАЦІОННЫЙ. См. Мобилизація … Военная энциклопедия

    Запрос «ВС России» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Вооружённые Силы Российской Федерации ВС России … Википедия

  • 5. Особенности организации, подготовки и проведения тренировок по мобилизационной подготовке здравоохранения
  • 5.1. Общие положения
  • Инспекторские тренировки проводятся во время проверок и инспектирования подчиненных органов управления здравоохранением или медицинских учреждений вышестоящими инстанциями.
  • 5.2. Методика подготовки тренировок
  • 5.3. Методика проведения тренировок
  • 5.4. Подготовка и проведение разбора тренировок
  • 6. Особенности организации, подготовки и проведения деловых игр по мобилизационной подготовке здравоохранения
  • 6.1. Общие положения
  • Классификация деловых игр
  • 6.2. Методика подготовки деловых игр Постановка задачи на разработку деловой игры
  • 6.3. Методика проведения деловых игр
  • 6.4. Подготовка и проведение разбора деловых игр
  • 6.5. Методика подготовки и проведения компьютерных деловых игр
  • Подготовка компьютерных деловых игр
  • Проведение компьютерных деловых игр
  • Подготовка и проведение разбора компьютерных деловых игр
  • 7. Особенности организации, подготовки и проведения учений по мобилизационной подготовке здравоохранения
  • 7.1. Общие положения
  • 7.2. Методика подготовки учений
  • Подготовка к учению руководства и по­среднического аппарата учения
  • Подготовка участников учения (обучаемых)
  • 7.3. Методика проведения учений
  • 7.4. Подготовка и проведение разбора учений
  • 8. Ресурсное обеспечение при подготовке и проведении тренировок, деловых игр и учений по мобилизационной подготовке здравоохранения
  • III. Заключительная часть
  • Приложение 3.1
  • Текст лекции по мобилизационной подготовке Введение
  • Разработал ________________________________________________________
  • ________________________________________
  • ________________________________________
  • 4. Методические рекомендации руководителю по подготовке и проведению семинара: _________________________________________________________
  • ________________________________________
  • 4. Методические рекомендации участникам по подготовке и проведению группового упражнения: _____________________________________________
  • ________________________________________
  • 4. Методические рекомендации участникам по подготовке и проведению группового упражнения: _____________________________________________
  • ________________________________________
  • ________________________________________
  • 4. Методические рекомендации участникам по подготовке и проведению практического занятия: ______________________________________________
  • ________________________________________
  • Распоряжение главы администрации
  • О подготовке и проведении деловой игры
  • Приложение 6.2.2 «утверждаю»
  • Календарный план подготовки деловой игры
  • Начальник штаба руководства
  • Приложение 6.2.3
  • План-календарь (сценарий) проведения деловой игры с ______________________________
  • Приложение 6.5.1 ведомость
  • Приложение 6.5.2 график передачи информации при проведении компьютерной деловой игры
  • Экз. №_____
  • Организационные указания по подготовке и проведению учения по мобилизационной подготовке
  • Экз. №_____
  • Замысел учения по мобилизационной подготовке
  • Приложение 7.2.3
  • Приложение 7.2.4
  • Календарный план подготовки учения по мобилизационной подготовке
  • Приложение 7.2.5
  • План проведения учения по мобилизационной подготовке
  • Приложение 7.2.6
  • Приложение 7.2.7
  • Задание на учение по мобилизационной подготовке
  • 200__ Г.
  • Приложение 7.2.8
  • План проведения исследований на учении по мобилизационной подготовке
  • Частный план заместителя (помощника) руководителя, (посредника) учения по мобилизационной подготовке
  • Обязанности должностных лиц здравоохранения и специальных формирований здравоохранения по информационно-статистической и аналитической работе
  • Классификация боевых поражений для статистической медицинской отчетности (сокращенная)
  • Введение.
  • 1. Содержание и задачи медицинского снабжения
  • 2. Классификация и краткая характеристика медицинского имущества по группам, учетным признакам и предназначению.
  • 3. Порядок снабжения медицинским имуществом тыловых госпиталей в период мобилизационного развертывания и слаживания.
  • 4. Порядок снабжения тыловых госпиталей здравоохранения в исполнительный период.
  • 5. Порядок учета и отпуска медицинского имущества.
  • 6. Задачи, организационно-штатная структура, оборудование аптеки тылового госпиталя. Обязанности фармацевтического персонала и должностных лиц.
  • Введение
  • 1.Биологическое оружие
  • Цель и задачи формирований Федеральной службы по над­зору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в военное время
  • Силы и средства формирований Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в военное время
  • Организационно-штатная структура спэб
  • 3.Содержание и последовательность управления формированиями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в военное время
  • 3.1.Мероприятия, проводимые при угрозе нападения противника:
  • 3.3.Мероприятия по защите населения:
  • Материально-техническое обеспечение формирований Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в военное время
  • Примерный табель
  • Примерный перечень предметов укладки для отбора проб объектов окружающей среды
  • Примерный перечень предметов укладки для забора материала от больного (трупа)
  • Аппаратура для пробоподготовки и проведения экспрессного исследования
  • Медицинские иммунобиологические препараты (мибп), ингредиенты к ним, растворы и др.
  • 2. В очаге химического поражения
  • З. В очаге радиационного поражения и зонах радиоактивного загрязнения
  • Примерный табель оснащения специализированной противоэпидемической бригады (спэб) учреждении роспотребнадзора
  • Организационно-штатная структура сэо
  • 5. Особенности организации, подготовки и проведения тренировок по мобилизационной подготовке здравоохранения

    5.1. Общие положения

    Сущность тренировки заключается в практическом обучении руководителей и сотрудников органов управления здравоохранением различных уровней и медицинских учреждений исполнению своих функциональных обязанностей, связанных с мобилизационной подготовкой здравоохранения, ее развертыванием (мобилизацией) и функционированием в военное время.

    Мобилизационные тренировки в сравнении с мобилизационными учениями и деловыми играми по методике подготовки и проведения во многом схожи. Однако, если на мобилизационных учениях и деловых играх отрабатывается наиболее полный комплекс мероприятий мобилизационной подготовки и мобилизации органов управления здравоохранением различных уровней и медицинских учреждений, то на тренировки выносятся только отдельные учебные вопросы. В связи с этим на тренировки отводится значительно меньше времени. К участию в них привлекается ограниченное количество людей, выделяется меньше материальных средств. Тренировки должны проводиться планомерно в течение всего года, в том числе в преддверии мобилизационных учений и деловых игр.

    Тренировки проводятся в целях повышения качества выполнения функциональных обязанностей руководителями и должностными лицами органов управления здравоохранением различных уровней и медицинских учреждений при мобилизационной подготовке здравоохранения в мирное время, мобилизационном развертывании здравоохранения в условиях военного времени, функционировании здравоохранения в военное время; совершенствования систем оповещения и управления; проверки качества отрабатываемых мобилизационных документов.

    По целевому предназначению тренировки подразделяются на плановые, инспекторские, показные и специальные (рисунок 5.1).

    Плановые тренировки проводятся в соответствии с планом работ по мобилизационной подготовке органа управления здравоохранением соответствующего уровня или медицинского учреждения.

    Инспекторские тренировки проводятся во время проверок и инспектирования подчиненных органов управления здравоохранением или медицинских учреждений вышестоящими инстанциями.

    Показные тренировки проводятся с руководителями и долж­ностными лицами органов управления здравоохранением различных уровней и медицинских учреждений, как правило, во время проведения методических сборов в министерствах, ведомствах, субъектах Российской Федерации и ор­ганах местного самоуправления. Такие тренировки могут прово­диться и в медицинских учреждениях, руководители и должностные лица кото­рых имеют достаточный практический опыт и наиболее подготов­лены в проведении таких тренировок.

    Специальные тренировки проводятся с органами управления здравоохранением различных уровней с целью исследования и изучения отдельных наиболее сложных вопросов мобилизационного развертывания медицинских учреждений.

    Тренировки, исходя из количества привлекаемых органов управления различных уровней, могут быть совместными или раз­дельными.

    Совместные тренировки - это тренировки, проводимые од­новременно со всем составом органа управления здравоохранением соответствующего уровня с привлечением подчиненных органов управления и медицинских учреждений по общей теме, единому замыслу, под единым руководством в целях комплексной отработки вопросов с органами управления здравоохранением нескольких иерархических уровней и структурными подразделе­ниями подчиненных медицинских учреждений. Они предназначаются для слаживания управлений, отделов, отделений и различных служб здравоохранения в це­лом в условиях, реально приближенных к условиям войны.

    Состав должностных лиц, привлекаемых на совместную тре­нировку, определяется исходя из темы и учебных целей трениров­ки. Обычно, кроме руководящего состава и должностных лиц орга­на управления здравоохранения, на совместную тренировку могут привлекаться на­чальники подчиненных структурных подразделений, начальники служб обеспечения и обслуживания, а также представители граж­данской обороны, военкоматов, военных гарнизонов (частей) и ми­нистерства внутренних дел, а в пограничных районах и федераль­ной пограничной службы.

    Для обеспечения и обслуживания тренировок выделяются необходимые силы и средства.

    В зависимости от темы и поставленных учебных целей со­вместные тренировки могут проводиться с применением средств связи с занятием защищенных запасных пунктов управления или в режимных рабочих помещениях с необходимыми мобилизацион­ными документами.

    Тренировки могут проводиться без учета воздействия про­тивника. В случае необходимости руководитель тренировки обыг­рывает действия противника вводными, которые до обучаемых до­водятся письменно, устно или по средствам связи.

    Тренировки в зависимости от числа привлекаемых звеньев управления могут быть одностепенными, двустепенными, а также многостепенными и

    проводиться в масштабе министерства, ведом­ства, субъекта Российской Федерации или страны в целом.

    Одностепенные тренировки проводятся с руководящим со­ставом и сотрудниками органа управления только определенного уровня, без задействования выше- и нижестоящих органов управ­ления и медицинских учреждений.

    Двухстепенные тренировки наиболее характерны для прове­дения в органах управления и подчиненных структурных подраз­делениях здравоохранения.

    На многостепенные тренировки могут привлекаться несколь­ко, в том числе иерархически расположенных органов управления здравоохранением, например, органов управления субъекта Российской Федерации, муниципального образования и медицинского учреждения.

    Совместные тренировки проводятся, как правило, под руко­водством начальника органа управления здравоохранением соответствующего уров­ня, в помощь которому назначаются помощники из числа его за­местителей. При проведении двухстепенных тренировок руководи­тели подчиненных подразделений являются помощниками руково­дителя тренировки. Они осуществляют обучение своих управлений по общему совместному плану.

    Продолжительность совместной тренировки может быть от нескольких часов до 1-2-х суток.

    Раздельные тренировки - это, как правило, одностепенные тренировки, проводимые раздельно с должностными лицами департаментов (управлений), отде­лов, отделений и др. подразделений органа управления или учреждений здравоохранения. Эти тренировки предназначаются для освоения со­трудниками своих функциональных обязанностей и обязанностей в порядке взаимозаменяемости, выработки и совершенствования умений и навыков в работе по обеспечению управления подчинен­ными структурами в составе структурного подразделения, в произ­водстве расчетов и проверке временных и количественных показа­телей, заложенных в разработанные мобилизационные документы и т.д.

    Раздельные тренировки чаще проводятся в рабочих помещениях с использованием необходимого количества мобилизацион­ных документов. По отдельным темам, особенно связанным с рабо­той сотрудников по управлению подчиненными структурами в пе­риод мобилизации структурного подразделения, тренировки могут проводиться на защищенных пунктах управления с применением необходимых средств связи и оповещения.

    Раздельные мобилизационные тренировки проводятся под руководством соответствующих начальников структурных подразделений или учреждений. Продолжительность этих тренировок может быть от 4-6 часов до одних суток.

    В некоторых случаях, например, при слабой подготовке, не­достаточной слаженности отделов и отделений или при отработке новых методов работы и управления сначала могут проводиться раздельные тренировки, а затем совместные.

    В других случаях подготовка сотрудников к предстоящим учениям может начаться с совме­стных тренировок. Затем выявленные недочеты в подготовке со­трудников устраняются на раздельных тренировках.

    При изучении определенной темы могут применяться оба ви­да тренировок. При этом одни вопросы отрабатываются на раз­дельных, а другие на совместных тренировках.

    В ходе проверки органов управления здравоохранением и медицинских учреждений по во­просам мобилизационной подготовки здравоохранения могут проводиться инспек­торские тренировки с целью проверки отдельных вопросов перево­да медицинского подразделения или службы на работу в условиях военного времени.

    Темы тренировок определяются заранее и отражаются в го­довом плане мобилизационной подготовки органа управления здравоохранением со­ответствующего уровня или учреждения, при этом учитывается уровень подготовки и слаженности в работе органа управления в целом, а так же характер и объем мобилизационных заданий.

    Темы тренировок должны охватывать основные вопросы ра­боты органа управления здравоохранением соответствующего уровня на различных этапах развития обстановки и в особенности в период мобилизации и первоначальный этап военного времени.

    Такими темами могут быть: «Действия дежурных и должно­стных лиц органа управления здравоохранением... при получении сигнала о приведе­нии в боевую готовность...», «Совершенствование навыков долж­ностных лиц органа управления по организации медицинского и иных (в рамках взаимодействия) видов обеспечения населения».

    В РФ - комплекс мероприятий по переводу экономики страны, субъектов РФ и муниципальных образований, органов государственной власти, местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени; переводу ВС РФ (мобилизационному развертыванию), др. войск, воинских формирований, органов, создаваемых на военное время специальных формирований на организацию и состав военного времени. По объему проводимых мероприятий М. в РФ может быть общей (проводится на всей территории страны и распространяется на всю экономику государства и его институты, включая всю военную организацию государства) или частичной (вводится для ведения военных действий в пределах одного театра войны или отдельного региона). В зависимости от складывающейся военно-политической обстановки М. в РФ может проводиться открытым или скрытым способом и иметь предмобилизационный (подготовительный) период, ее объявление находится в компетенции высших органов государственной власти. Решение на М в случае агрессии против РФ или непосредственной военной угрозы, в соответствии с Федеральным законом «Об обороне», принимается Президентом РФ (с последующим незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Гос. думе). Правовыми основами М. в РФ являются Конституция РФ, международные договоры РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и иные нормативные правовые акты РФ в данной области.

    В большинстве государств мобилизация стала применяться с созданием массовых армий, формируемых на основе всеобщей воинской повинности (конец XVIII - начало XIX вв.). В эпоху рабовладельческого и феодального строя мобилизации в современном понимании не существовало, однако и тогда перед началом войн обычно проводился набор в армию и на флот людских контингентов различных сословий, создавалось ополчение, увеличивались численность войск и конского состава, производство оружия и снаряжения, повышались налоги, осуществлялся сбор различных материальных средств для нужд войны. В России понятие мобилизации стало официально употребляться с 1870, когда было составлено первое «Расписание о призыве и распределении запасных по мобилизации». В 1883 введено в действие первое «Наставление по мобилизации». В 1914 издано «Положение о военно-автомобильной повинности». В XIX в. были выработаны основные принципы мобилизации: определение мобилизационной потребности (в личном составе, технике); создание запаса военно-обученных резервов; введение всеобщей воинской повинности; определение основ планирования развертывания войск до штатов военного времени; установление порядка сборов и отправки в войска ресурсов.

    Просмотров