Р. Эндрю Чеснут Посвященная смерти

Религия мафии, преступников, наркобаронов, полицейских, проституток и ещё более десяти миллионов людей - Святая Смерть не только обещает каждому апологету равный подход, но и парадоксальным образом учит смиряться с сложностями в собственной жизни и не накладывать на себя руки. Вы знаете этот культ по последнему фильму о Джеймсе Бонде и сериалу «Во все тяжкие». Наш мексиканский связной Карина Абдусаламова по заданию самиздата отправилась в путешествие по задворкам страны, чтобы найти корни и последователей культа Святой Смерти и узнать, во что они верят.

В полдень понедельника я стою среди блеющих коз, визгливых тропических птиц и урчащих шиншилл на главном ведьминском рынке Мехико Сонора. Колоритные сеньоры в расшитых юбках вальяжно расхаживают меж рядов беснующейся живности, выбирая то ли питомца для своих внуков, то ли жертву поупитанней для священных ритуалов. Продвигаюсь в сторону лавок с магическими свечами, куклами вуду и пластиковыми негритянскими младенцами народа йоруба. Наконец, среди чучел нелепо таксидермированных белок и сушёных скатов нахожу её - Санта Муэрте, или Святую Смерть. Десятки статуй разных цветов и размеров, с золочёными косами и в элегантных балахонах. Продавец с энтузиазмом спрашивает меня, что я ищу, но тут же теряет интерес, как только узнает, что на рынок я пришла за информацией. «Мы здесь только торгуем», - отсекает он. В другой лавке меня отсылают в павильон номер сто пятьдесят шесть, в котором работает медиум Святой Смерти, но который я, однако, нахожу закрытым. Девушка по имени Фанни участливо слушает мою отповедь о необходимости распространения славы Санта Муэрте в России, рассказывает мне о месте под названием Тультитлан, где находится главный храм Святой Смерти - место национального и международного паломничества нонконформистов от религии.

Культ Святой Смерти в стране начал активно распространяться в середине шестидесятых, предположительно в городе Катемако штата Веракрус, который снискал славу мексиканской столицы колдовства. Традиционные языческие верования аборигенов там живут в симбиозе с , религией афрокубинских рабов, завезённых в страну через главный порт Мексики, что находится в том же штате. Согласно легенде, образ Святой Смерти в красном балахоне привиделся одному из шаманов Катемако в сакральном сновидении, он понёс слово в народ, и вскоре верование начало обрастать атрибутами, свойственными культу: алтари и нелегальные церкви появились и в других штатах Мексики, а фигурки смерти наряду со статуями Иисуса, святого Иуды и Гваделупской девы вошли в массовое производство. Количество приверженцев Санта Муэрте неумолимо растёт: за последние двенадцать лет культ набрал более десяти миллионов последователей в стране и за её пределами. Однако и государство, и католическая церковь решительно настроены против обожествления смерти: на католических веб-сайтах публикуют видео с церемонии экзорцизма, куда приводят отступников от веры, заключивших пакт с дьявольскими силами.

Мексиканские священники не делают различий между дьяволом и смертью, считая все нетрадиционные религиозные секты богоборческой ересью. «Они думают, что обожествление смерти защитит их от смерти, - комментирует Хосе Луис Сегура, приходской священник церкви Ла Руана штата Мичоакан, - это то же самое, что верить, что обожествление скорпиона защитит от укуса другого скорпиона».

На репутации культа сказывается и то, что образ Святой Смерти пользуется необычайной популярностью у мексиканской наркомафии и криминальных элементов. Принято считать, что для Санта Муэрте не существует ни плохих, ни хороших - она защищает всех, кто обращается к ней за помощью, поэтому среди её поборников такое количество представителей маргинальных элементов: проституток, наркодельцов, воришек, бандитов, а также всех тех, чья профессиональная жизнь связана с риском - военных и полицейских. Некоторые последователи Санта Муэрте также поклоняются и другим, менее симпатичным персонажам вроде святого Хесуса Мальверде, покровителя наркоторговцев, или причисляют себя к смежным религиозным учениям вроде сантерии. Самый скандальный случай, к которому апеллируют противники Санта Муэрте, произошёл в 1989 году и связан с именем Адольфо де Хесуса Констансо - последователя африканской религии Пало Майомбе и лидера банды «наркосатанистов», организовавших серию убийств, тринадцать из которых были совершены в виде человеческих жертвоприношений. Среди религиозных атрибутов, найденных на ранчо, где проводились ритуалы, полиция обнаружила и статуи Санта Муэрте. С этих пор христиане не могут найти себе покоя, то и дело ставя в вину Святой Смерти новые фатальные происшествия. В 2014 году с деятельностью культа связали серию подростковых самоубийств, произошедших в небольшом городе Картахена де Мичапан в штате Веракрус. Как заявил местный священник Луис Лагунес Эрнандес, самоубийства непосредственно связаны с влиянием культа Святой Смерти, поскольку три из четырёх подростков, покончивших с собой, были из семей, члены которых состояли в культе. Однако других связей найдено не было, и заявление священника так и осталось недоказанным.


Нужно принять во внимание и другой важный факт: 90 % поборников Святой Смерти - ревностные католики, для которых вера в смерть есть не что иное, как продолжение веры в бога, символизирующего жизнь. Даже элементы поклонения Санта Муэрте унаследованы из католической религии: например, паломничество к месту Святой Смерти некоторыми адептами совершается на коленях со статуей святой в руках - точно так же, как совершается и паломничество к Деве Гваделупской, мексиканскому аналогу Девы Марии. А в одном из наиболее неблагополучных районов Мехико Тепито находится католическая церковь Санта Муэрте, в которой проводятся традиционные католические службы, с той лишь разницей, что по стенам развешаны изображения смерти - и ничего более. Санта Муэрте в интерпретациях самых смелых оказывается Девой Марией, другие считают Святую Смерть божьей слугой, третьи относятся к ней с нежностью и трепетом, называя её «белой девочкой», «худышкой» и «красавицей». И если образ смерти более или менее интерпретирован и понятен, то портрет её последователей имеет весьма размытые черты. Кто они? Аморальные преступники? Религиозные фанатики? Правдоискатели? Боятся ли они смерти? Какие у них вообще отношения с этой самой смертью? Ответы на эти вопросы я поехала искать в штат Мехико, который снискал дурную славу благодаря распространённой практике киднеппинга.


Поезд пригородной электрички прибывает на станцию Лечерия, откуда открывается портал в другое измерение - город Тультитлан с самой высокой статуей смерти в мире. Настолько высокой, что её даже занесли в книгу рекордов Гиннесса - двадцать два метра, почти в два раза выше стандартной хрущёвки. Окрестности Тультитлана, как песни группы Laibach, индустриальны и бесприютны: наполированные стальные трубы заводских махин возвышаются над хибарами без крыш, что разбросаны по пологим серым холмам. Если когда-нибудь город ещё внесут и в список всемирного наследия ЮНЕСКО, над формулировкой долго думать не придётся: «Тультитлан, богом забытый, смертью охраняемый». По дороге от станции до храма то и дело попадаются остановки с поэтическими названиями вроде Bello Horizonte - прекрасный горизонт - который на поверку оказывается бетонной стеной, обнесённой колючей проволокой. В автобусе стоит удушливая жара, неподвижные лица пассажиров покрыты испариной: мы сплавляемся по реке Стикс, ещё немного - и Харон подаст мне знак кивком головы: моя остановка.


Вход в святилище Санта Муэрте - через сувенирную лавку. Сам храм находится на свежем воздухе: по периметру его обрамляет частокол алтарей со скелетами, одетыми в пышные викторианские наряды различных цветов, а венчает эту процессию чёрная Санта Муэрте Гиннесса с руками, дружелюбно расправленными для объятий. Стена за спиной у гигантской статуи покрыта замысловатыми рисунками: взгляд приковывает портрет какого-то рэпера в белом пиджаке, похожего на тультитланского Паффа Дэдди. Он, как и статуя, стоит с расправленными руками, а сзади на него, кажется, бросается пантера. Среди других персонажей на стене также изображены две вариации Святой Смерти, в стиле ранних Wu Tang Clan, и женщина в головном уборе из розовых перьев. Рисунки на других стенах отсылают в дохристианскую историческую эпоху: шаманы с головами диких кошек, тотемы из черепов, пернатая змея Кецалькоатль - одно из главных божеств ацтекского пантеона.

У одного из алтарей молодая женщина стоит на коленях, её маленькая дочь бегает поодаль. Двадцатитрёхлетняя Норма соглашается поговорить со мной о том, как Святая Смерть вошла в её жизнь: «Три года назад в мастерскую мужа пришёл посетитель, который рассказал нам о Белой Девочке. Конечно, поначалу было немного страшно: я выросла в семье ревностных католиков, но любопытство перебороло страх. Я тогда пришла в храм и попросила её выполнить одну просьбу, и она выполнила. С этих пор я каждые восемь дней приношу красные яблоки к алтарю в знак благодарности».


Красные и жёлтые яблоки, цветы, сигареты, алкоголь и сладости - традиционные подношения Санта Муэрте. У алтарей стоят бутылки текилы, рома и агуардиенте, лежат недокуренные сигареты, леденцы на палочке и шоколадные медали - словно кто-то прервал вечеринку на середине и заставил гостей разойтись по домам. Норма говорит, что приверженность культу не мешает ей ходить в обычную церковь и верить в бога: «Как нам объясняют в этом храме, верить можно во всё что угодно, главное - с уважением относиться к святым. У меня есть отдельное место и для моей Девы Гваделупской, и для Белой Девочки. Иисуса я люблю, только сколько у него ни просила помощи, всё оставалось без ответа, а Святейшая Смерть мне сразу помогла». К Санта Муэрте приходят за разным: кто-то просит благополучия в семье, удачи, работы, здоровья и денег, а кто-то жаждет расправы - просит отомстить за близких или убрать конкурента. Считается, что Санта Муэрте помогает всем без разбору, однако проблемы начинаются, когда проситель не выполняет своего обещания перед святой. «Прося Святейшую о чём-либо, ты также обещаешь дать ей что-то взамен, когда она выполнит твоё желание. Многие в отчаянии дают обещания, которые не смогут выполнить. Конечно, это злит Девочку». Несколько месяцев назад муж Нормы официально прошёл обряд крещения Святой Смертью, теперь он один из её сынов. Однако получив желаемое - работу и деньги - он перестал посещать храм и вскоре ушёл из семьи в поисках лучшей доли. Последнее, что слышала о нём Норма - это то, что из-за проблем с алкоголем он уже потерял работу.


Другой апологет культа, шестидесятичетырёхлетний блюз-музыкант Рубен Гарсия, говорит, что у Святой Смерти он просит лишь покоя: «Люди боятся не смерти как таковой, а умереть недостойно. Если бы у каждого была возможность умереть безболезненно, с улыбкой на лице, разве смерти бы боялись?» Рубен, как и многие последователи культа, пришёл к Святой Смерти в момент отчаяния, когда многолетняя депрессия почти довела его до финального шага, однако этот шаг так никогда и не был сделан - спасла вера. Я спросила Рубена, знает ли он, насколько часты самоубийства среди приверженцев культа, убивают ли люди себя в жертву Святой Смерти. На что он ответил: «Католики и христиане только и думают о том, как бы спасти себя после смерти, мы же ищем спасение в самой жизни, просим у Санта Муэрте защиты и помощи, чтобы прожить наши жизни достойно. Я не знаком со статистикой, но если ты имеешь в виду массовые или идеологические самоубийства, как это случилось с Джонстауном* , то такого здесь не случается. Люди начинают верить в Святую Смерть, а через веру приходят к пониманию самих себя».

*Джонстаун - революционное самоубийство девятисот девяти человек из общины секты «Храм народа» 18 ноября 1978 года на северо-западе Гайаны. Деструктивный культ был создан американцем Джимом Джонсоном, массовое самоубийство цианидом произошло после того, как лидер секты приказал расстрелять пять человек, включая конгрессмена США Лео Райана. Один из самых известных массовых суицидов в истории.


Каждый мексиканец смотрел фильм «Макарио», экранизацию романа мистического писателя Бруно Травена о бедном крестьянине Макарио, который всю жизнь проходил голодным, отдавая еду своим детям. Заветной мечтой Макарио была индейка, которую он мог бы съесть целиком и в одиночестве, ни с кем ей не делясь. Когда Макарио вдруг получает такую возможность, он отправляется в лес, подальше от глаз любопытствующих, однако там с ним происходит ряд интересных встреч: сначала к крестьянину приходит сатана, который просит кусочек индейки, и получает отказ, затем появляется голодный господь бог - Макарио не делится и с ним, а вот когда смерть напрашивается на обед, ей крестьянин не отказывает, потому что перед смертью все равны.

Отношение к смерти как к подруге прослеживается и в другом традиционном мексиканском образе, Катрине, элегантно одетом скелете в шляпке. Её придумал иллюстратор-карикатурист Хосе Гуадалупе Посада в 1910 году. Образ Катрины стал реакцией на социальную несправедливость, которая царила в мексиканском обществе начала XX века. Катрина появляется в самом конце тридцатилетней диктатуры президента Порфирио Диаса, предзнаменуя начало Великой Мексиканской революции - главного символа борьбы за равенство в истории страны.


Для многих приверженцев культа поклонение смерти является оммажем религиозным верованиям ацтеков, у которых страха смерти в культуре не существовало. Празднование дня мёртвых (ночью с первого на второе ноября) - отголосок языческих традиций, переживших Кортеса с его двойной католической моралью. Смерть теряет смысл, если раз в год можно собраться на кладбище и попировать с мёртвыми. Мексиканской смерти веселье к лицу, потому что и того, и другого (и смерти, и веселья) в Мексике предостаточно.

Другим стратегическим агентом смерти для меня стала шестнадцатилетняя Эдит, которую я застала за собиранием подгнивших яблок у алтарей. Эдит работает в храме уже несколько месяцев, но Святая Смерть в её жизни присутствовала всегда - семейное влияние. Популярность культа Эдит объяснила следующим образом: «Ну смотри, вот возьмём, к примеру, шампунь от перхоти: ты его покупаешь, а от проблемы он тебя не избавляет. Купишь ли ты его ещё раз? Конечно же, нет. Так и со святой. Если бы она не исполняла желания, никто бы не возвращался обратно, но люди приходят снова и снова, приводят друзей и семью, потому что смерть действительно чудотворна. Конечно, случается и такое, что люди просят чего-то несбыточного, а потом приходят и жалуются, что их обманули. Так, на прошлой неделе приходил сеньор, который попросил Святую Смерть, чтобы она помогла ему в лотерею выиграть, так он целыми днями покупал билеты, вместо того, чтобы инвестировать эти деньги в какое-нибудь дело».


«Ну а с церковью католической что не так, бог что, желаний не исполняет?» - спрашиваю я. «В католическую церковь сейчас не ходят ради бога, туда ходят, чтобы друг друга обсудить. Сегодня тебе не позволяют даже зайти туда в драной рубашке, а что делать людям, у которых эта рубашка единственная? Неужели бог откажет бедняку только потому, что он не выглядит подобающе, или потому что от него плохо пахнет? Католическая церковь - это скорее про статус, чем про веру».

Эдит коротко рассказывает мне об иерархиях и предназначениях разных Смертей: та, что одета в роковой красный, помогает справиться с проблемами любовного характера, одетая в жёлтое отвечает за финасы, синяя - даёт знания, в одеждах цвета слоновой кости - защиту, та, которая с Иисусом на руках, называется «жалостливой», но я так и не поняла, помогает она всем или только в случаях если ты сын бога. Раскрывается и тайна мексиканского Пи Дидди, который оказывается не кем иным, как комендантом Пантерой, основоположником и крёстным отцом культа в Тультитлане. Храм был основан 27 декабря 2007 года с воздвижения статуи посреди глухого пустыря, а уже 31 июля 2008 года комендант Пантера был убит. Его мать, Энрикета Варгас, отчаявшаяся довести расследование, начатое оперативными органами, до конца, пообещала Санта Муэрте продолжить дело своего сына в случае если она раскроет ей имя убийцы. Всемогущая смерть помогла Энрикете узнать правду, а та в свою очередь начала выполнять данное обещание: возле гигантской статуи появился хоровод алтарей, затем были установлены лавочки для прихожан, заасфальтирована территория храма, а Энрикета превратилась в крёстную мать культа.


Внезапно все поднимаются со своих мест. Я вижу женщину лет пятидесяти, три элемента одежды которой составляет леопардовый принт - конечно, так должна выглядеть мать коменданта Пантеры! Сначала она собирает вокруг себя всех детей, обнимая и целуя каждого - Мэри Поппинс от Святой Смерти. Затем начинается официальная часть. Служба открывается словами: «Здесь нет ни военных, ни полиции, ни преступников, все здесь собравшиеся - братья друг другу». Кто-то протягивает мне подтаявшую шоколадную вафлю. Затем появляются музыканты с барабанами и морскими раковинами, Энрикета приближает микрофон ко рту испуганной девочки лет пяти, даёт знак, и та испускает истошный вопль «СААААНТААА МУУУУУУЭЭЭЭЭРТЕЕЕЕ». Музыканты наигрывают языческую мелодию, и эпизод с девочкой повторяется (четыре раза), затем крёстная мать просит Святую Смерть дать всем здоровья и сил. Я закрываю глаза и даю языческим мелодиям унести меня во времена императора Моктесумы Первого, который ещё не знает, что скоро к берегам его плодородных, свободных земель причалят корабли заносчивых колонизаторов. Они привезут свинину, и есть лысых собак станет уже не модно. Они привезут новые болезни, и даже убивать половину коренного населения не придётся. Они привезут католицизм, и все станут виновны. Всем станет стыдно, всем будет страшно. Праздники в честь Миктлантекутли, бога смерти в ожерелье из человеческих глаз, будут запрещены. Веселье будет отменено. Памятники будут разрушены. Еретики уничтожены. Музыка смолкает. До меня доносится разговор двух сеньор - они собрались вместе идти на службу в другую, теперь уже католическую церковь.

¡Que vive Santa Muerte! (Пусть живёт Святая Смерть) - кричит Энрикета в микрофон. «Пусть живёт Святая Смерть!» - отвлёкшись от разговора, вторят ей сеньоры.

Я просто напишу вопросы, вопросы на которые сам пока не могу получить разумные ответы. Может ты сможешь ответить на них? Давай попробуем?

Ты провожал когда нибудь в последний путь человека? У тебя умирал кто-нибудь из близких, знакомых?

Пожалуй, это самый простой из сегодняшних вопросов и не важно какой ответ ты дашь сейчас, потому что следующие вопросы будут... кхм...

Ты можешь себе представить чтобы кто-нибудь из твоего окружения у умершего близкого человека отрезал "на память" руку, палец, часть ноги, голову и т.п.? Отрезал, заморозил/засушил/мумифицировал, в общем обработал чтобы не гнило, поставил на полочку и любовался, а также показывал другим, дескать "вот, это правый палец левой руки моего любимого дедушки, а это левая кисть моей сестры, ну а это голова..." и в таком духе...

Как думаешь, что скажут окружающие если вдруг именно ты решишь не хоронить любимого человека, а расчленить и оставить его отрезанные части тела себе? Похвалят, пожурят, посадят за решетку или в психушку отправят?

А ты сам хотел бы чтобы в случае твоей кончины твое тело покромсали на части, мумифицировали и хранили?

Ты еще читаешь эти строки? Скажешь, что это за бред и дикость? Как такое можно даже предположить?.. Ты в шоке?..

А почему ты не в шоке от того, что толпы людей приходят к законсервированным частям тела кого-либо из тех, кого за определенные "заслуги" назвали "святым"? Почему ты не в шоке, что расчлененку возят по всему миру и выстраиваются порой километровые очереди дабы увидеть, прикоснуться к пальцу/голове/руке/ноге и т.д. в надежде на... на исцеление или еще что-то?!. От этого ты не в шоке?..

Ниже общедоступная информация которую при желании ты можешь сам найти на просторах Интернета:

Еще в XIX веке было подсчитано, что в разных церквях и монастырях Европы в качестве священных реликвий хранятся:


- 3 целеньких мумифицированных пророка Илии;

- 18 черепов и 12 рук апостола Филиппа;
- 9 черепов апостола Луки;
- 2 головы, 17 рук и ног и 5 туловищ Андрея Первозванного;
- 20 фрагментов тела и 26 голов святого Юлиана;
- 5 туловищ, 6 голов, 17 рук и ног святого Андрея;
- 13 рук святого Себастьяна;
- 15 рук Иоанна Златоуста;
- 8 голов, 6 ног и рук и 2 туловища святой Анны;
- 30 туловищ святого Григория;
- 30 туловищ святого Панкратия;
- 11 указательных пальцев, 7 челюстей, 9 рук и 7 голов Иоанна Крестителя (причем в честь обретения каждой головы Крестителя в православной и католической церкви были установлены особые праздники!)

Комментировать нужно или выводы достаточно очевидны? Конечно же я лично не могу со 100% вероятностью утверждать верность каждой цифры из списка выше, но сам факт во-первых подлога, а во-вторых, пестование идеи о том, что прикосновение к мертвым частям тела поможет в "....." в общем без комментариев...

Но что же это как не культ смерти?
Для чего накоплено огромное количество мощей мёртвых людей?
Почему живым предлагается прикладываться к этим мёртвым останкам?
Почему культ современной религии построен на мученичестве, а мученическая смерть возводится в подвиг и практически все святые - это люди так или иначе принявшие мученическую смерть?
Почему изображение орудия убийства возведено в ранг святого атрибута и с ним не растаются, на него молятся, его маленькую копию носят под рубашкой на теле, а большую проносят по улицам городов на великих торжествах...
Почему вкушать что-либо представляя что ешь плоть и запиваешь кровью считается нормой, а не актом канибализма?
Почему, почему, почему...

Ты можешь ответить на эти вопросы?

Но это еще не все...

Последний вопрос на сегодня: ты знаешь что существуют целые часовни и церкви в которых интерьер создан из десятков тясяч костей умерших людей (!)

Одна из самых известных находится в Чехии, в Праге, для с оздания ИНТЕРЬЕРА в которой использовано 40000 костей!!!

Вот, например, люстра выполненная из останков умерших людей, на фоне других атрибутов интерьера из костей:

Кроме нее есть еще множество подобных сооружений по всему миру, вот данные о некоторых из них из открытых источников, из Википедии:

Название Фотография Местонахождение Описание
Крипта капуцинов
в Санта-Мария-делла-Кончеционе
Италия, Рим Кости в середине XVII века перенесены со старого кладбища капуцинов, располагавшегося в районе фонтана Треви и помещены в крипту церкви. В общей сложности в крипте собраны кости четырёх тысяч монахов, умерших в период с 1528 по 1870 годы. В пятом зале крипты размещен скелет принцессы Барберини, племянницы папы Сикста V, умершей в детском возрасте.
Костехранилище в Седлеце Чехия, Кутна-Гора Создано в начале XVI века в результате переноса останков с кладбища цистерцианского монастыря. На украшение часовни ушло около 40 000 человеческих скелетов. Свой настоящий вид часовня приобрела в 1870 году: по углам собора размещены колоколообразные груды костей, в нефе имеется огромный костяной канделябр, украшенный гирляндами черепов. Среди других произведений искусства можно отметить алтарные дароносицы, расположенные по бокам алтаря, а также большой фамильный герб Шварценбергов.
Capela dos Ossos Португалия, Эвора Украшение капеллы создано в XVI веке францисканским монахом. Использовано около 5 000 человеческих скелетов, кости которых зацементированы в её стены.
Оссуарий в Гальштате Австрия, Гальштат Оссуарий возник по причине недостатка земли для захоронений. На местном кладбище с XVI века каждые десять лет кости покойников извлекались из земли, отбеливались, черепа расписывались (на них наносили указание на имя, профессию и дату смерти покойника) и выставлялись на обозрение в местной часовне святого Михаила.
Катакомбы Парижа Франция, Париж Оссуарий создан в конце XVIII века в заброшенных карьерах Томб-Исуар на глубине 17,5 метра. Изначально в него помещены останки людей с кладбища Невинных: около двух миллионов скелетов в течение пятнадцати месяцев по ночам вывозили с кладбища, дезинфицировали и укладывали в карьер. Затем оссуарий пополнился останками людей ещё с 17 кладбищ Парижа. В настоящее время в катакомбах покоятся останки почти шести миллионов человек.

Почему вообще ЭТО существует в нашем "цивилизованном" мире?

Почему когда нам показывают по ТВ как в каком-нибудь далеком племени "мумба-юмба" папуасы почитают череп или конечности почившего вождя, мы качаем головой и говорим "какой ужас, но что с них взять, дикари...", не замечая что те же атрибуты и символика окружают нас в повседневной жизни - мумия в мавзолее, огромное количество не понятно чьих судя по их количеству останков в храмах, интерьеры из костей человеческих в часовнях и т.д...

На сегодня хватит вопросов...

А на последок несколько видео

Приверженцы культа утверждают, что Святая Смерть творит чудеса. Порой её почитают больше Иисуса, ведь именно смерть забрала его, следовательно, она сильнее.

Считается, что она помогает там, где другие Святые бессильны. Зачастую, люди отказываются от помощи Католической Церкви, ссылаясь на то, что она только поучает, а не помогает. Зато Святая Смерть не делает исключения ни для кого - перед ней все равны: и проститутка, и полицейский, и продавец пиратских дисков, и политик, и даже наркоторговец.

Вот, что рассказывают местные: «Она просто помогает, а не тыкает тебя носом в твои грехи. Она не требует годами ждать чуда, просто выполняет просьбу. А уж то, какое это желание - на твоей совести. И ты сам несёшь за него ответственность…

«Не важно, что ты ей подаришь: цветы, яблоко, косяк марихуаны, свечи, или что-то ещё. Важно, чтобы это шло от сердца. Будь ты криминальный авторитет, гомосексуалист, бедняк или богач, больной или здоровый, умный или глупый - не важно! У Сантиссимы нет никаких предубеждений, она никогда никого не обвиняет. Она готова помочь безвозмездно».

Тем не менее, многие, перед тем, как помолиться этой Святой, сначала обращаются к Иисусу, прося разрешения на эту молитву.

“Люди просят, что хотят - это зависит только от них. Кто-то просто приходит за благословением, кто-то - молит о выздоровлении ребёнка, кто-то хочет вызволить брата из тюрьмы, кто-то просит справедливого возмездия, а кто-то - навести порчу на врага или обидчика. В мести нет ничего зазорного, если на это действительно есть причина, в противном случае всё может обернуться против тебя самого. Сантиссима не может быть плохой, просто порой к ней приходят плохие люди и просят о дурных вещах”.

Основная сфера компетенции Санта Муэрте - любовные и денежные дела, а также защита от насильственной смерти и болезней. Прежде всего, она охраняет тех, кто работает ночью и рискует своей жизнью чуть ли не ежедневно: полицейских, драгдилеров,“бардельных фей”, таксистов и музыкантов-мариачи. Именно приписываемая Святой справедливость делает её столь привлекательной для всех, кто считает себя незаслуженно обделённым обществом или судьбой.

Изначально культ возник в деревнях среди бедного населения, со временем став популярным в криминальных кругах, а уже намного позже заинтересовал и обеспеченных жителей больших городов. Но и сегодня основные места проведения обрядов сконцентрированы в неблагополучных кварталах. Первый Храм Санта Муэрте был открыт в Мехико в 1999 году, до этого момента алтари, посвящённые ей, находились лишь в частных домах.

Внешне новая мексиканская Святая напоминает общеизвестное изображение смерти - в капюшоне и с косой. В одной руке у неё весы. В другой - земной шар, означающий, что ей подвластны все люди планеты. Также шар символизирует справедливость и равноправие для всех, независимо от происхождения и статуса. Иногда Сантиссима предстаёт в белом платье и с атрибутами Девы Марии - воплощение чистоты и невинности. Отсюда ещё одно её название - Белая Девочка (Niña Blanca).

Согласно легенде, люди раньше не знали смерти, но, устав от тягот бесконечной жизни, обратились к Богу с просьбой послать им избавление. Бог явился к избранной им юной прекрасной девушке и сказал, что отныне она станет Смертью - бестелесным духом, подводящим черту под человеческой жизнью и прекращающим страдания земного пути. В тот же миг тело её распалось, красивое юное лицо обратилось в голый череп и, получив из рук Бога косу, Смерть отправилась в свой путь по земле…

Для Санта Муэрте устраивают особые часовни, с алтарём и главной статуей Божества (женский скелет, одетый в пышное нарядное платье). Также образ Святой Смерти может быть представлен в виде цветной фигуры или картины. Особенности святилища зависят от проблем, которые верующий надеется решить. Цвет накидки Сантиссимы может быть практически любым, и у каждого своё значение.

  • Традиционное одеяние - белое - символ непорочной чистоты.
  • Для помощи в любовных делах накидка Муэртиты должна быть красной.
  • Для улаживания проблем с законом - зелёной.
  • Для преодоления финансовых трудностей - золотой (символ благоденствия) или жёлтой.
  • Чёрная Смерть - сила, побеждающая жизненные препятствия.
  • Санта Муэрта в синем или пурпурном - пробуждение мистических способностей, связь с миром духов.
  • Довольно часто встречается Святая в радужном одеянии, способная решить все проблемы разом.

На рынках продаётся множество маленьких фигурок для сооружения домашних алтарей. Почти у каждого торговца на прилавке можно увидеть статуэтку Святой Смерти с приклеенными к ней долларами, или же она может стоять в ящике, засыпанном монетами.

Также распространены образы с длинными русыми или чёрными волосами. А в бандитских кругах статуи Богини порой сооружаются из самых натуральных скелетов почивших врагов.

На её алтарь приносят множество свежих цветов - красные и белые розы, бархатцы, гвоздики, туберозу, тюльпаны. Увядшие сразу заменяют.

Фрукты также входят в число традиционных подношений, и само-собой, они должны быть свежими. Особенно в чести красные и жёлтые яблоки (символ благосостояния). Не откажется Сантиссима и от кокосов, ананасов, манго, арбузов и бананов.

Часто ей преподносят разные сладости - шоколад, мёд, конфеты, леденцы, даже кока-колу и жевательную резинку - чтобы жизнь была сладкой и без горечи. Алкогольные напитки также входят в число даров. Текила, ром, анисовая водка, коньяк, вино, ликёр, иногда и пиво, которые обязательно должны быть в стеклянной таре.

Любит Белая Девочка и сигареты с сигарами. Это способствует устранению зависти вокруг просящего. Как правило, табачные изделия кладут по 2 штуки (число “2” и другие чётные, почитаются в этой религии).

Чистая вода (непременно в стекле) - главный проводник связи со Святой Смертью.

Хлеб меняется 2 раза в неделю. При этом чёрствый не выбрасывается, а относится в парк под дерево.

И наконец - благовония: ладан, сандал, мирра, розмарин, мускус. Они помогают очиститься от отрицательной энергии и приносят удачу.

Не лишними на алтаре “Костлявой” будут свечи и ароматические масла. Помимо перечисленного, к её ногам кладут деньги и даже патроны (для защиты от насильственной смерти).

Ходят слухи, что Святая Смерть столь же сильна, сколь и ревнива. Если перестать оказывать ей знаки почтения и внимания, то она может внезапно прибрать Вас к рукам.

Ревность Сантиссимы также проявляется в том, что она не терпит возле себя изображений других Святых или Духов. Единственный Святой, которого допускается ставить рядом с ней - Святой Иуда (не Искариот) - защитник обездоленных и покровитель опасных начинаний. Других Святых прихожане опасаются размещать вблизи её взора.

Поклоняющийся Сантиссиме носит при себе её изображение, как символ того, что он о ней всегда помнит. Обычно это золотой/серебряный кулон-образок Смерти или брелок. Для большей эффективности амулет закаляют на огне свечи. Следует избегать прикосновений чужих рук к медальону. Также многие адепты делают на теле татуировку с изображением Святой - это охраняет человека от пули, ареста и других неприятностей.

Некоторые обряды исполняют только дети (как правило - маленькие девочки), ведь Святая Смерть особенно благосклонна к их чистоте и невинности.

Общаться с Муэртитой (в отличии от христианской религии) принято на равных - расправив плечи и с гордо поднятой головой. Обращаясь к Святой, нужно смотреть ей прямо в глаза. Часто лик или статую окуривают сигарным табаком для своеобразного очищения. Угощая её различными дарами, угощаются и сами.

Чтобы Santa Muerte исполнила желание, к её алтарю следует прийти на коленях. Это действо очень наглядно показано в одном из эпизодов сериала “Во все тяжкие” (Breaking Bad).

В каждую первую ночь месяца проводится месса с последующим благословением всех пришедших.

Но некоторые адепты нашли хитрый способ бросить эту веру в случае необходимости: нужно трижды омыться святой водой, а потом оставить статую с косой в католическом храме.

Церковь осуждает культ, настаивая на отсутствии связи между Санта Муэрте и христианством, но поскольку в стране свобода вероисповедания, его приверженцев официально не преследуют. Тем не менее, против последователей этой веры периодически проводятся репрессии, в частности, практикуется снос часовен, посвящённых Смерти.

При этом, приверженцы религии настаивают, что их культ не имеет ничего общего с чёрной магией и продолжают считать себя правоверными католиками. Более того, в последнее время стали появляться сочувствующие этой религии политические партии, да и сами прихожане периодически устраивают протесты и отказываются голосовать на выборах за депутатов, выступающих против признания Santa Muerte.

В силу того, что культ Святой Смерти не проповедует (подобно христианству) смирения, всепрощения, терпения и прочих добродетелей, делающих людей пассивными и легко управляемыми духовенством, а, напротив, даёт адепту уверенность и силу отстаивать свои права, отношение правительства Мексики к культу двойственное. С одной стороны, его не одобряют, призрительно называя “суеверие отбросов общества”, верить в которое культурному и образованному человеку стыдно. С другой стороны, культ существует и развивается с негласной поддержки властей, ибо правительство и госчиновники сами частенько обращаются за помощью к “Мадонне с косой”.

Забавным фактом является то, что во время Чемпионатов Мира по Футболу, Сантиссиму облачают в цвета мексиканского флага (зелёный, белый, красный), а в её руки (вместо традиционного земного шара) помещают футбольный мяч. Всё это делается ради того, чтобы Белая Девочка принесла удачу национальной сборной. Помогает это, или нет, судите сами. Но факт остаётся фактом - сборная Мексики является самым неудобным соперником для сильнейшей в мире сборной - команды Бразилии. А за последние десять лет встречи этих стран в официальных матчах принесли Мексике шесть побед из семи возможных.

Но не только футбол приводит Santa Muerte почти в каждый дом. Сегодня образ Смерти популярен как у себя на Родине, так и далеко за её пределами. Он стал частью искусства, и его активно изпользуют в своих работах художники и дизайнеры по всему миру. Скелет в элегантном платье появляется на полотнах Диего Риверы и Фриды Кало, на гравюрах и книжных иллюстрациях Хосе Гуадалупе Посада.

Сравнительно недавно компания Nike выпустила серию кроссовок под названием Santa Muerte.

А если мы внимательно посмотрим на фотографию татуированой звезды мировых подиумов Рика Дженеста (Zombie Boy), то не сложно понять, что стало источником вдохновения для его “загробного” имиджа.

Мексика - уникальная страна, где отношение к смерти радикально отличается от знакомых нам с детства вещей. Нотъемлемой частью жизни большинства населения является ежегодное празднование Дня Мёртвых (Día de los Muertos) - праздник, посвящённый памяти умерших, который проходит 1 и 2 ноября. Есть поверье, что в эти дни души ушедших родственников посещают родной дом. По всей стране устраивается карнавал, готовятся сладости в виде черепов, текила льётся рекой. Кладбища украшают лентами и цветами, а дороги к жилищам заставляют свечами, чтобы покойник мог найти путь домой.

Главный атрибут Дня Мёртвых - фигурка Калавера Катрина (исп. La Calavera Catrina) - это женский скелет в роскошном платье, эдакая модница из загробного мира - своего рода прототип Святой Смерти. Разнообразие подобных фигурок поражает воображение - помимо шикарных нарядов, Катрина может иметь приданное в виде туалетного столика, рояля, автомобиля, или даже джакузи. Нередко она предстаёт в самых неожидпнных образах: от невесты и танцовщицы фламенко до рок-звезды и гейши.

Día de los Muertos - красочное событие, на котором нет места скорби. Горожане переодеваются в костюмы упырей, вурдалаков и самой Смерти. Также принято посыпать голову пеплом и всю ночь перемывать косточки усопших родственников. Песни, пляски и азартные игры непременно сопровождают торжество, горевать и плакать на котором категорически запрещается. Ещё одна интересная традиция Дня Мёртвых - создание карикатурных изображений ныне здравствующих важных персон в сопровождении стихотворных некрологов.

День мёртвых - день празднования жизни! И не зря мексиканская народная мудрость гласит: ”Всему лучшему во мне я обязан смерти!”

Каждый из нас хотя бы раз задумывался о смерти. Что произойдет после рокового дня? Стоит ли ожидать продолжения жизни в совсем новой форме, или просто смирится с тем, что ты перестанешь существовать? С самых древних времен людей интересовал ответ на данный вопрос. Это отлично прослеживается в мифологиях разных народов мира: почти в каждой культуре существует Бог, забирающий души мертвых в подземный мир.

Однако действительно особенным течением считается Санта Муэрте. Оно зародилось в Мексике около трех столетий назад, название в переводе звучит как «Святая Смерть». Идеей этого культа считается поклонение божеству, олицетворяющее смерть. Его представляют в образе женского скелета, одетого в яркое платье. Мексиканцы считают, что молитвы к Сантиссиме обороняют их от преждевременной кончины, а также способны исполнять желания.

В общем, культ широко распространен и насчитывает многочисленную армию приверженцев его идеологии. Наряду с другими мифологиями и верованиями, он нашел своей место и в нательной живописи. Даже за пределами Мексики, в наши дни встречаются тату в стиле Санта Муэрте.

Это направление татуировки популярно среди «асоциальных» людей: воров, преступников, ночных бабочек, наркоторговцев. Обычная вера не разделяет или даже запрещает их вид деятельности. В связи с этим, они обращаются к другим силам, а рисунки на теле только подчеркивают их мировоззрение.

Рассмотрим значение тату Санта Муэрте:

  • Удача . И так, в большинстве случаев приверженцами культа являются социально неблагополучные люди. Для того чтобы провернуть очередное дело, они обращаются к божеству в надежде, что фарт будет на их стороне.
  • Здоровье . Полагается, что Святая лечит от болезней, а также помогает выжить даже в самых безнадежных ситуациях.
  • Любовь . Мексиканские девушки часто в молитвах упоминают своих мужчин и понравившихся парней. По их мнению, они способны вернуть домой гуляющих мужей, а также, сделать приворот.
  • Справедливость . Зачастую, женщину – скелет изображают с весами в руках. Сантиссиме наплевать, бедный человек, или богатый. Отличается ли он умом, или крайне глуп. Она всех меряет одинаково. А в вопросе восстановления справедливости иногда даже наказывает виновного пулей.
  • Богатство . Сторонники Святой верят, что поклонение ей непременно принесет им денег и богатств.

Ознакомившись со значением, перейдем к стилю, в котором можно выполнить изображение. Обратите внимание на фото тату Санта Муэрте из статьи. Рисунки одинаково хороши как в черно – белом варианте, так и в цвете. Примечательно то, что, не смотря на использование ярких красок, сохраняется некая мрачность картинки.

Основной сюжет – реалистичное лицо девушки, на котором четко прослеживаются элементы . Это характерно для носа и глаз: они закрашены черным цветом. Таким образом, складывается впечатление, что женщина наполовину мертвая.

Картинку так же украшают дополнительными атрибутами: весами и шаром. Первые, олицетворяют власть. Шар является маленькой моделью нашей Земли. Идея объединения этих двух элементов следующая: смерть всевластна и придет за каждым.

После разработки эскиза, предстоит выбрать место для его нанесения. Здесь все будет зависеть от его размеров и формы. Такие рисунки хорошо выглядят на предплечье, руках. Можно сымпровизировать рукав, или сделать работу, где изображение будет перетекать с верхней части руки на грудь.

Семицветная свеча Смерти
Таким образом, всего за десять лет Санта Муэрте стала одним из важнейших религиозных символов, присутствующих в разных сферах жизни миллионов мексиканцев и тысяч мигрантов из Мексики и стран Центральной Америки. Хотя никто и не отрицает особой притягательности Костлявой для всех, связанных с преступным миром, - в том числе, и сотрудники правоохранительных органов, - целью этой книги является рассмотреть образ Святой Смерти во всем его неповторимом многообразии. Если мы сосредоточимся лишь на черной обетной свече – своеобразном «темном» аспекте святой, от нашего внимания ускользнут куда более популярные у верующих цвета – красный, белый и золотой: эти свечи зажигают те, чьи помыслы далеки от сферы «преступления и наказания»

Похожая на радугу, семицветная свеча в полной мере передает всю суть Могущественной Дамы. Такие свечи (кстати, это лидеры продаж) верующие обычно зажигают перед своей святой, когда просят о сверхъестественном вмешательстве в самые разные сферы жизни. Когда-то я купил одну такую свечу в Морелии, и теперь она стоит на моем столе возле принтера. На свече, обрамленная своеобразной «рамкой» из четырнадцати черепов, изображена Святая Смерть, держащая в руках пребывающие в равновесии весы, олицетворяющие справедливость и постоянство. В основании свечи, почти под краем балахона Скелетной святой, словно падающие капли, выступают буквы «MUERTE CONTRA MIS ENEMIGOS» («на погибель моим врагам») – это очень похоже на кровавые надписи из голливудских «фильмов ужаса».

Эту суровость немного смягчают изображение Прелестницы и обращенная к ней молитва с другой стороны свечи – к этой ипостаси святой прибегают, чтобы вернуть в семью блудного супруга или сожителя, или же просто в поисках защиты и покровительства. Заговор на возвращение мужа начинается со слов: «Прошу тебя (Санта Муэрте), чтобы (имярек) оказался у ног моих, покорился мне и сдержал свои обещания». Завершается эта молитва с размахом. «Я прошу твоего (Санта Муэрте) покровительства, исполнения моих желаний, и да будет так до моего последнего дня, часа и мгновенья». Изображенная на разноцветной свече Крестная, если обратиться к ней, совершит правосудие, восстановит справедливость, одолеет врагов, вернет неверного мужчину и исполнит множество иных желаний. Любуясь на все цвета обетной свечи, а не замыкаясь лишь на черном, мы лучше поймем причины стремительной популярности культа Святой Смерти в течении последнего десятилетия.

Именно обетные свечи разных цветов, будучи важнейшим элементом культа Белой Девочки, подсказали мне структуру этой книги. Каждый цвет символизирует какой-то духовный аспект, сферу взаимодействия святой с ее почитателями. Например, черная свеча сразу же вызывает ассоциации с «темной стороной» Санта Муэрте, - и действительно, обычно их освещают и ставят на алтарь чтобы отомстить врагам, навести порчу, - или же, напротив, для защиты от «черной магии» и происков недоброжелателей. Соответственно, каждая глава названа в честь одной из свечей, и изучает тот аспект культа, который она символизирует. В конце книги эти семь различных цветов сойдутся в единое целое, как семицветная радуга.

Хотя это и не самая популярная свеча в культе Святой Смерти, коричневая свеча осветит нам первую главу. Адепты культа прибегают к ней, чтобы развить проницательность и мудрость, или обрести новое знание – обычно такая свеча имеет несколько «землистый» цвет. Создается впечатление, что аргентинский Сан Ла Муэрте тратит гораздо больше времени и сил, нежели Санта Муэрте, помогая своим почитателям отыскать потерянные и украденные вещи. Похоже, что мексиканцы и жители Центральной Америки, не часто обращаются к помощи своей Скелетной святой для нахождений пропажи. Но когда они все же прибегают к ее помощи, правильным выбором для такого ритуала будет свеча кофейного цвета. В первой главе рассматривается происхождение Санта Муэрте (порой весьма таинственное) и история развития ее культа. Как получилось, что Мрачный Жнец в женском обличье, этот ужас западного мира, - стал предметом обожания миллионов латиноамериканцев и мексиканцев, живущих у себя на родине или же в Соединенных Штатах Америки? Является ли Прелестница метиской (то есть наполовину испанкой, наполовину представительницей коренного населения), или же она происходит непосредственно от ацтеков? Мудрость и проницательность, которые символизирует коричневая свеча, дадут нам ответ на эти и другие вопросы.

В отличие от коричневых, белые свечи в эзотерических магазинчиках и на лотках торговцев разлетаются как горячие пирожки - ведь именно они чаще всего используются на публичных ритуалах, вроде тех, что проводят Дона Кета и Давид Ромо. Чистота, защита, благодарность и посвящение – вот важнейшие атрибуты бесцветной свечи. Вспомним, что два самых распространенных прозвища Костяной Леди связаны с белизной, как с отсутствием цвета (Белая Девочка и Белая Сестра), и это, вкупе с иссиня-белыми костями ее скелета, делает белой нашу вторую главу. Пламя этой свечи прольет свет на верования и отправление культа. Базирующийся в изрядной степени на католическом обряде, культ Святой Смерти может похвастать множеством красочных ритуалов. Проанализировав верования – как сумму идей, лежащих в основе религии, - мы поймем, насколько культ Святой Смерти можно считать новым религиозным течением. Следует ли считать его жуткой разновидностью «народного» католицизма, - или же это относительно новое и автономное религиозное движение, свободное от католических «якорей» ? Возможно, наиболее значим следующий момент: верующий в ходе ритуала старается заставить Могущественную Леди сделать что-то от своего имени, - и все эти молитвы, паломничества и обеты почитателей активируют сверхъестественные способности их святой.

В то время, как прилавки и алтари заполнены белыми свечами, в интернет-магазинах и на лотках уличных торговцев очень редко можно встретить черные свечи, - да и продаются они весьма плохо. Из-за их дурной славы среди широкой публики, как инструмента «черной» магии и вредоносного колдовства, многие верующие,- даже те, кто регулярно использует черные свечи, - скорее всего делают это тайно, обезопасив себя от любопытных глаз. Тем не менее, на многих частных алтарях, что я посетил лично, или видел на фотографиях, - в том числе и на местах, где совершались преступления, - чаще всего встречались именно черные свечи. В любом случае, черные обетные свечи в Мексики и США – это, пожалуй, самый уникальный предмет культа Санта Муэрте.

Если вы хотите заручиться поддержкой Святой Смерти, чтобы уничтожить своих врагов, отомстить за реальные или воображаемые обиды, или сберечь партию кокаина, отправленную в Хьюстон или Атланту, то предложите ей черную свечу. Воспитанные в католической традиции, - вне зависимости от того, являются ли они верующими или нет, - большинство мексиканцев чувствует себя гораздо комфортней, обращаясь с подобными просьбами к народным святым, - ведь официально признанные святые, чего доброго, откажутся благословить партию наркотиков, или совершить иное «нехристианское» чудо того же порядка. Итак, «черная» третья глава будет посвящена связи Санта Муэрте с «преступлением и наказанием». Особое внимание будет уделено ее роли в нарковойнах, которые унесли более 34 тысяч жизней, с тех пор, как Фелипе Кальдерон в конце 2006 года стал президентом Мексики.

Наряду с черными и белыми свечами, в культе издавна применяются красные свечи, - это столь же популярный товар в Мехико и Соединенных Штатах. Как исследователь, я нередко сталкивался с неожиданностями и сюрпризами в ходе сбора материалов. До летней мексиканской поездки 2009 года у меня не было никаких идей относительно той важности, которой обладают красные свечи, и целей, которые они выполняют. Долгое изучение источников, в том числе газет, статей, интернет-журналов и сообществ верующих, буклетов и немногих академических исследований, не дало ничего, что указало бы на роль Санта Муэрте в качестве целительницы от любовных страданий, особенно для женщин и девушек Мексики и Центральной Америки. Например, тридцатидвухлетняя Роза – уборщица из Патскваро (Pátzcuaro), что в штате Мичоакан, поставила красную свечу на свой домашний алтарь в надежде, что Белая Сестра убережет ее саму и четверых ее детей от преследований со стороны бывшего мужа.

Символизируя любовь и страсть, красные свечи горят на алтарях от Чьяпаса (Chiapas) до Чикаго, где брошенные любовники и ревнивые подруги призывают святую (часто изображаемую в облике невесты), чтобы залечить сердечные раны или вернуть назад своенравного партнера.И действительно, первые упоминания о «скелетной святой» в ХХ веке связаны именно с эти ее аспектом. В своей книге «Сокровищница мексиканского фольклора» (1947 год) Фрэнсис Тур (Francis Toor) приводит несколько молитв к Санта Муэрте, где упоминаются скверно ведущие себя мужья. В классическом труде Оскара Льюиса «Дети Санчеса» (1961) жительница Тепито по имени Марта рассказывает американскому антропологу, что ее сестре Антонии рекомендовали обратиться к Святой Смерти, чтобы пресечь супружеские измены Криспина (мужа Антонии). "Когда Антония впервые рассказала мне о неверности Криспина, она упомянула о совете девять ночей подряд ровно в полночь молиться Санта Муэрте, поставив перед собой фотографию мужа и сальную свечу. Обещали, что еще до девятой ночи супруг забудет о своей пассии. Я покупала для сестры новену (молитву) у человека, продававшего их в нашем районе, поэтому и запомнила это»

Молитва, которую читала Антония, упоминается ранее – это просьба вернуть мужчину «к ногам» просящей. В честь красной свечи названа четвертая глава книги – в ней мы рассмотрим роль Могущественной Леди как помощницы в делах любовных, особенно как врачевательницы разбитых сердец (что актуально, в основном, для женщин) и наказать тех, кто с помощью магии вызывает у них сильные чувства (больше свойственно мужчинам).

Помимо трех основных цветов, посвященные Санта Муэрте золотые свечи успешно соперничают с белыми в борьбе за второе место по продажам в магазинах и киосках, и вместе с белыми чаще всего используются на официальных службах, в том числе в храме Доны Кеты и Церкви Давида Ромо. Золотой цвет традиционно связывают с деньгами, процветанием и изобилием. Вследствие экономического кризиса, сулящего невысокую зарплату, а то и вовсе грозящего увольнением, еще со времен Великой депрессии сотни тысяч, если не миллионы, мексиканцев, у себя на родине или в Америке, ставили золотые обетные свечи перед костлявыми ногами святой, моля о финансовом благополучии. Многие прихожане Доны Кеты с золотыми свечами в руках просят Могущественную Леди помочь им в поисках работы.

Святая Смерть, один из эпитетов которой - «дарующая работу», по праву считается покровительницей малого бизнеса в Мексике и в некоторых районах США. Тридцатичетырехлетняя Иоланда утверждает, что Крестная помогла ей открыть в Мехико парикмахерскую, и даже устроила там жертвенник святой, чтобы обеспечить постоянный наплыв посетителей. Благодарность Иоланды к ее покровительнице так велика, что она платит по $ 160 группе мариачи, чтобы они играли в честь Тощей на ежемесячной церемонии «четок». Интересно, что энергичная предпринимательница, до того как обратиться к Святой Смерти, просила благословения у Девы Марии Гваделупской и у Святого Иуды. Иоланда считает свою новую покровительницу более надежной, чем эти двое. «Золотая» пятая глава не только исследует роль святой как помощницы в бизнесе и подательницы благ, но и расскажет о ее роли в мексиканской экономике, где продажи ее религиозной атрибутики, а также футболок, толстовок, и даже теннисных туфель с ее изображением приносят многомиллионные прибыли.

Кроме финансовой сферы, к Сантисима Муэрте нередко обращаются как к божественной целительнице. В моей предыдущей работе, посвященной пятидесятникам и харизматическому движению в католицизме, я рассказал, как исцеление верой служит движущей силой и объясняет популярность этих направлений «духовного христианства». Один из величайших парадоксов культа Санта Муэрте состоит в том, что это олицетворение смерти связывают со спасением жизни и исцелением, а также наделяют чудесными целительскими способностями. Здесь Святая Смерть выступает не в качестве Мрачной Жницы, чья коса собирает обильную жатву из человеческих душ, но как Мать всех докторов, сращивающая сломанные кости и врачующая изувеченные тела. Шестая глава будет фиолетовой – ведь именно так выглядят ритуальные свечи, означающие чудесное исцеление.

Одним из любопытных парадоксов можно назвать большой акцент в культе на исцеление святой своих почитателей, при некотором дефиците лавандовых свечей в храмах и магазинчиках. Возможно, фиолетовому цвету, как сравнительно «новому», еще предстоит завоевать популярность у верующих, - или же страждущие чудодейственного лекарства предпочитают прибегать к традиционной семицветной свече, одним из цветов которой и является фиолетовый. Как бы то ни было, очередная фиолетовая свеча загорается, когда бедный, живущий в грязи и нищете мексиканец, молит Святую Смерть об излечении или даже о спасении жизни.

Отвечая запросам своих почитателей, на сегодняшний день Санта Муэрте выполняет одновременно множество дел. Словно бы ей недостаточно было роли врача, донатора, помощницы в делах сердечных, и мстительницы, она выступает перед своей паствой как олицетворение Закона. В поисках справедливого решения дела в суде, или же в случае возникновения проблем юридического плана, верующие ставят зеленые свечи перед Могущественной Дамой (часто изображаемой с весами правосудия в правой руке). Впрочем, в «зеленой» седьмой главе святая будет рассмотрена не в качестве судьи, но как сверхъестественная защитница или адвокат. Высшая судья, этой чести у своих почитателей она удостаивается за свою беспристрастность. Как божественный адвокат, Святая Смерть заинтересована в лучшем для своего почитателя исходе дела, а не в простом решении суда, в духе «виновен, или нет». В стране, где справедливость и равенство перед законом – часто недостижимая роскошь, миллионы мексиканцев считают, что только божественное вмешательство способно решить их юридические проблемы. И даже если сверхъестественная покровительница не поможет им выиграть дело, верующих утешает мысль о том, что рано или поздно их обидчики попадут под косу Мрачной Жницы.

Итак, эта семицветная толстая свеча превосходно выражает всю многоликость Скелетной Святой. Немудрено, что эти свечи (хотя они и самые новые из всех, используемых в ритуалах), наравне с красными, белыми и золотыми, - одни из самых продаваемых. Появившаяся, возможно, под влиянием свечи «семи сил» (siete potencias), применявшейся в ритуалах Сантерии (популярной на Кубе религии, берущей начало в африканских культах), - и привнесенной в Мексику извне кубинскими иммигрантами, эта радужная свеча передает всю невероятную силу Скелетной Святой. Пока страна переживает один из сильнейших за последнее десятилетие экономических кризисов, пока царствует насилие и ведется смертельная борьба с наркомафией, многие мексиканцы обращаются к Крестной, чтобы та помогла им в самых разных сферах жизни. Итак, давайте рассмотрим образ Святой Смерти во всем богатстве красок, не ограничивая себя одним лишь черным цветом.

Просмотров