Иисус христос у марфы и марии. Марфа и Мария – труд и поклонение

Поучая народ, Иисус Христос пришел в Вифанию . Это селение расположено недалеко от Иерусалима за Елеонскою горою. Здесь приняла Его в свой дом одна женщина, именем Марфа , у которой был брат Лазарь и сестра Мария .


Вифания

В доме Лазаря Иисус Христос дал наставления о том, что забота о спасении души выше всех других забот . Поводом к этому послужил прием, сделанный Ему сестрами Лазаря. Обе они с одинаковою радостью встретили Его, но различно выразили свою радость.

Мария села у ног Спасителя и слушала Его учение.


Иисус Христос у Марфы и Марии

Марфа же тем временем заботилась и усиленно хлопотала о большом угощении Его.

Показалось ли Марфе, что она не успеет быстро справиться одна в своих хлопотах, или же ей показалось, что сестра ее не с таким усердием принимает Иисуса Христа, как следовало бы: - только Марфа подошла к Спасителю и сказала: "Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне".

Господь же Иисус Христос сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом " (излишнем, т. е. заботы Марфы направлены к тому, без чего можно обойтись, что составляет лишь житейскую, скоропреходящую суету), а одно только нужно (это внимание к слову Божию и исполнение воли Его). Мария же избрала благую (самую лучшую) часть, которая (никогда) не отнимется у нее ".

Случилось в другой раз, когда Иисус Христос беседовал с народом, то одна женщина не могла удержать в душе своей радости от слов Его и громко воскликнула из народа: "блаженна (в высшей степени счастлива) Матерь, которая родила Тебя и вскормила Тебя !"

Почти полтора года прошло со времени последнего посещения Иисусом Христом Иерусалима.

Всё это время Спаситель проповедовал в Галилее. Обходя с учениками города и селения, Христос учил народ о Царствии Небесном, исцелял больных, изгонял бесов, воскрешал мёртвых.
Наступила осень. Приближался праздник

Кущей - один из самых торжественных иудейских праздников.

Со всех областей Палестины в Иерусалим стекалось множество паломников.

Во дни этого праздника люди вспоминали сорокалетнее странствование народа израильского по пустыне в землю Обетованную.

Иисус Христос тоже отправился в Иерусалим, чтобы возвестить там о Своём Божественном достоинстве. Нелёгкое путешествие Спасителя близилось к концу: уже видны были стены Иерусалима.

Но Христос не сразу вошёл в Святой Город. На некоторое время Он остановился в Вифании. Это селение располагалось недалеко от Иерусалима, на одном из склонов Елеонской горы.

Там жило благочестивое семейство, которое Спаситель с радостью посещал, когда бывал в Вифании.

Лазарь и две его сестры, Марфа и Мария, всякий раз с любовью встречали Божественного Гостя в своём доме. На этот раз хозяева особенно были рады приходу Спасителя - ведь Он уже очень давно не посещал их.

Обе сестры старались оказать почтение высокому Гостю. Марфа, отличавшаяся живым и деятельным нравом, сразу начала заботиться о приготовлении угощения.

Её сестра Мария, человек тихий и созерцательный, также заботилась о достойном приёме Божественного Учителя. Но Мария иначе оказывала Ему свою любовь и почтение. Она в глубоком смирении села у ног Спасителя и слушала Его слова.

Марфа хлопотала по хозяйству, но это были приятные хлопоты. Ей очень хотелось порадовать Христа.

Но когда Марфа готовила трапезу, ей показалось, что Мария "праздно" сидит у ног Христа, а все заботы по хозяйству легли на неё одну.

Марфа, конечно, могла попросить свою сестру о помощи. И, должно быть, та живо откликнулась бы на эту просьбу. Но Марфа обратилась ко Христу: " ".

В её словах прозвучал упрёк. Однако вместо того, чтобы выполнить просьбу Марфы и сделать замечание её сестре, Господь обращается к ней самой: " ".

Марфа желала накормить Христа вкусной пищей, но к ней приложимы слова Спасителя, которые Он обратил к самарянке: " " (Иоан. 4:10).
Мария же почувствовала это своим чистым сердцем и припала к живоносному источнику божественных слов. Если мы выбираем Царство Божие и правду Его, то Господь не оставит нас, ибо Он знает нужду каждого. И чем больше человек укореняется во Христе, тем больше он убеждается в том, что вера освобождает его от множества суетных забот.
".

Это евангельское чтение звучит на Литургии во время праздников, посвящённых Божией Матери.

Тем самым Церковь свидетельствует о том, что Богоматерь не только содействовала боговоплощению, но и больше, чем кто бы то ни было, преуспела в духовном совершенствовании.

Она слагала все слова Своего Божественного Сына в Своём материнском сердце.

Марфа и Мария – труд и поклонение

«Мария... села у ног Иисуса и слушала слово Его.

Марфа же заботилась о большом угощении»

(Лк. 10:39,40).

На страницах Священного Писания мы встречаемся с двумя необыкновенными женщинами – Марфой и Марией. Мы рассматриваем их вместе, потому что Писание постоянно изображает их бок обок, в паре. Они жили вместе со своим братом Лазарем в деревушке под названием Вифания, которая находилась неподалеку от Иерусалима , километрах в трех на юго-восток от восточных ворот храма (Ин. 11:18). Путь из города к ней лежал через гору Елеонскую. И Лука, и Иоанн рассказывают, что Иисус не раз останавливался в Вифании, когда путешествовал по Иудее. Дом семьи Лазаря, видимо, стал почти родным для Учителя.

Из Марфы и Марии получается удивительная пара – во многом они сильно отличаются друг от друга, но есть один важный аспект, в котором они едины: любовь к Иисусу. Вы, наверное, заметили, что являлось отличительной чертой каждой из выдающихся женщин, о которых повествует Библия. Все достойное похвалы в них так или иначе сосредоточено на Христе. Он был фокусом ожиданий каждой из выдающихся женщин в Ветхом Завет и Его обожали все женщины, упомянутые в Новом Завете. Марфа и Мария из Вифании – просто классический пример такой любви. Они стали близкими друзьями Иисуса во время Его земного служения. Более того, Он крепко любил всю их семью. Апостол Иоанн, будучи внимательным наблюдателем – особенно в том, кого и что Иисус любил, – подчеркнул в своем Евангелии: "Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря" (Ин. 11:15).

Мы не знаем, каким образом эта семья стала столь близкой к Иисусу. Но, можно предположить, что Марфа и Мария были теми женщинами, которые внимали учению Иисуса в начале Его служения, оказали гостеприимство и таким образом сблизились с Ним. Как бы ни начиналась эта дружба, очевидно, что она переросла в теплые и доверительные отношения. Из рассказа Луки становится ясно, что у них в доме Иисус чувствовал Себя словно в родной семье. Гостеприимство было отличительной чертой этой семьи. Марфа, в частности, изображена как неутомимая хозяйка.

Итак, мы переходим к основному эпизоду, на котором и хотим сосредоточить наше внимание. Он описан евангелистом Лукой: "В продолжение пути их, пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: «Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служиться скажи ей, чтобы помогла мне". Иисус же сказал ей в ответ: "Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее" (Лк. 10:38-42).

Ответ Иисуса, должно быть, изумил Марфу сверх всякой меры. Она не могла и подумать, что сама была не права, но за устроенную сцену заслужила лишь мягкий упрек от Иисуса.

Из замечания, которое сделал Иисус Марфе, можно извлечь несколько важных уроков. Всем нам будет полезно обратить на них внимание.

Мягкий выговор Иисуса Марфе в первую очередь напоминает нам, что следует прежде думать не о себе, а о других. Писание вразумляет: "Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте" (Рим. 12:10). "Подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (1 Петр. 5:5). "Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других" (Флп. 2:3, 4).

Смирение было постоянным предметом обсуждения в учении Иисуса, так как большей части учеников было крайне трудно выработать в себе это качество.

В рассказе Луки (глава 10) поведение Марфы можно принять за настоящее желание служить.

Она надела фартук и стала трудиться, чтобы послужить остальным. Но отношение к Марии вскоре открыло серьезный изъян в ее сердце. Она позволила себе осуждать сестру. Ее слова перед гостями, несомненно, унизили Марию.

На самом деле мотивы и желания Марии были куда похвальнее, чем побуждение Марфы. Хотя простой смертный не смог бы разобраться в них, наблюдая за поведением двух женщин, Иисус, тем не менее, знал, что было на сердце каждой из сестер.

Поведение Марфы демонстрирует, как быстро человеческая гордыня может извратить даже самые благие намерения. Занятие Марфы ни в коем случае не было ненужным. Она служила Христу и остальным гостям. В смысле практичности она служила всем именно так, как учил окружающих Христос. Нет сомнения и в том, что она хлопотала из наилучших побуждений.

Хуже всего было то, что в словах Марфы прозвучал упрек в адрес Самого Господа: "Господи! Или Тебе нужды нет?" (Лк. 10:40). Неужели она и в самом деле считала, что Ему все безразлично?

Она должна была знать, его это не так. Любовь Иисуса к членам этой семьи была очевидна всем.

Но Марфа слишком сосредоточилась на собственной персоне. Она отвела духовный взгляд от Христа и начала критически рассматривать Марию. Естественно, это и погубило всю ее радость от служения.

Мария же, со своей стороны, была настолько поглощена Христом, что позабыла обо всем на свете. Она сидела у Его ног и внимательно слушала, впитывая каждое Его слово. Мария не ленилась – она просто поняла подлинную значимость момента. Сын Божий был гостем в ее доме.

Слушая Его, преклоняясь перед Ним, она сосредоточила свое внимание на самом важном.

Очевидно, Мария, была способна понимать учение Иисуса лучше, чем любой из Его двенадцати учеников. Помазание Иисуса в Иерусалиме, дабы в начале последней недели Его жизни приготовить Его к погребению, указывает на удивительную проницательность Марии. Такой шаг был результатом ее стремления сидеть, слушать и размышлять.

Именно это и отличало Марию от старшей сестры, которая сразу же стремилась действовать.

Если бы Марфа думала о Марии лучше, чем о самой себе, она могла бы увидеть в сестре глубину понимания и любви ко Христу, которая превосходила ее чувства. Она могла бы поучиться у молчаливой, задумчивой сестры. Но не сейчас, Марфа должна была накрыть стол, достать хлеб из печи и совершить еще "многое", о чем она "заботилась и суетилась."

Наверное многие женщины склонны симпатизировать Марфе, а не Марии. В самом деле, обычно считается неприличным взвалить на плечи сестры всю тяжелую работу, а самой сидеть и разговаривать с гостями.

Так что обида Марфы была естественной, и это вполне понятно. Возможно, поэтому упрек Иисуса был столь мягким. При обычных обстоятельствах старшая сестра могла рассчитывать на помощь младшей в приготовлении угощения для гостей. Другими словами, Марфа ждала от Марии обычного участия в домашней работе.

И, тем не менее, занятие Марии было благороднее. Она "избрала благую часть" (Лк. 11:42).

Она обнаружила самое важное в жизни: истинное поклонение, преданность сердца и безраздельное внимание к Христу. Это было более необходимо, чем служение; и благая часть, которую она избрала, не могла быть у нее отнята даже ради такого благородного и полезного занятия, как помощь Марфе в приготовлении угощения. Смиренное и послушное сердце было Иисусу куда угоднее, чем накрытый стол, приготовляемый Марфой.

Итак, для каждого христианина поклонение должно стать наивысшим приоритетом. Вспомните, что Иисус сказал самарянке у колодца: Бог ищет истинных поклонников (Ин. 4:23). Христос нашел одну такую поклонницу в лице Марии.

Мы не должны судить Марфу строже, чем это сделал Иисус. Она любила Господа. И вера ее была настоящей, но, погруженная в хлопоты, забыв про самое важное, она утратила духовное равновесие.

Третий духовный принцип тесно взаимосвязан с пониманием того, что поклонение важнее служения.

То "многое", о чем Марфа "заботилась", отвлекало ее от необходимого "одного" – слушать и учиться у Иисуса. Религиозные дела часто способны затмить саму веру. Подлинные добрые дела всегда исходят из веры человека, являясь ее плодами. Творить добро нужно и важно. Это является доказательством того, что наша вера жива и действенна. Но вера должна стоять на первом месте, и только она может служить настоящим основанием для добрых дел.

Похоже, Марфа на мгновение забыла об этом. Женщина начала вести себя так, словно Христос нуждался в ней больше, чем она нуждалась в Его искупительной работе. Вместо того чтобы смиренно зафиксировать свой взгляд на Христовом искуплении, она стала слишком усердно думать: что ей можно сделать для Него?

Опять же, это кажется естественным порывом человеческого сердца. Мы ошибочно предполагаем, что наши дела для Христа могут значить больше, чем Его подвиг, совершенный ради нас. Любой духовный спад в истории христианства наступал тогда, когда Церковь утрачивала понимание приоритета веры и слишком увлекалась делами.

Конечно, подобная мысль не могла осознанно возникнуть в сознании Марфы. Она любила Христа, искренне Ему доверяла, хотя ее вера временами ослабевала. Но в этом случае она позволила беспокойству затмить чувство благодарности Христу за все то, что Он сделал для нее.

Две сестры напоминают нам, что Бог использует людей всякого рода. Он наделил нас различными способностями для выполнения различных задач, и мы не должны смотреть друг на друга свысока лишь потому, что у нас разные темпераменты и непохожие характеры. Марфа была благородной и благочестивой женщиной с сердцем слуги, обладающая редкостным усердием в работе. Мария же была еще благороднее, с необыкновенной предрасположенностью к поклонению и стяжанию мудрости. Но обе были прекрасны – каждая по-своему. Если мы соединим их таланты вместе, то получим восхитительный пример для подражания. Давайте же усердно воспитывать в себе побуждения, которые были присущи обеим необыкновенным женщинам. «Все дарованные человеку таланты, как бы мало их ни было, должны быть употреблены с пользой. Мы не должны быть озабочены вопросом: «Сколько я получил?», но вопросом: «Что я делаю с тем, что у меня уже есть?». Развитие всех наших способностей является нашей первой обязанностью по отношению к Богу и ближним. (Е. Уайт, Таланты, стр. 329).

(Дэс. Мак-Артур, Двенадцать необыкновенных женщин)

Которые были многократно осмыслены в различных музыкальных сочинениях, произведениях художественного искусства, не говоря уже о собственно религиозной рефлексии. Две такие фигуры - сестры Марфа и Мария, являются, наверное, наиболее узнаваемыми после Христа и Девы Марии. Об этих персонажах священной Новозаветной истории мы и поговорим в этой статье.

Образ сестер в Библии

В Новозаветном повествовании Мария и Марфа появляются дважды - один раз в Евангелии от Луки, второй раз - в Эти два отрывка описывают две различные истории. Но в обеих сестры представлены как ученицы Иисуса Христа и даже более того - вместе со своим братом Лазарем они предстают как его друзья, дом которых всегда был открыт для Спасителя.

Притча от Луки

Автор третьего Евангелия передает историю о сестрах, как поучительное наставление, ключевыми символическими фигурами в которой являются Марфа и Мария. Притча строится как рассказ о Христе, который пришел в гости к упомянутым женщинам и стал наставлять их в Божьей воле. Марфа между тем готовила угощение, чтобы оказать другу необходимое гостеприимство, а Мария сидела возле Иисуса и, ни на что не отвлекаясь, слушала его наставления. Хлебосольную сестру это обстоятельство вывело из себя, и она пожаловалась Христу, что Мария оставила ее одну на кухне заниматься трапезой, а сама предалась разговорам. Иисус отреагировал на это неожиданно - он осадил Марфу, заявив, что ее хлопоты - это житейская суета, не имеющая большого значения, тогда как Мария выбрала то, что действительно важно и необходимо человеку, а именно слушание Воли Божией. Он назвал поведение младшей сестры благой частью, добрым выбором.

Значение притчи

В целом места в писании достаточно очевидна: существуют вечные ценности, которые всегда актуальны, и именно они должны занимать приоритетное место в жизни христианина. Что касается бытовых и других обязанностей, то, речь, конечно же, не идет о том, чтобы ничего не делать вовсе. Но в ситуации выбора этот отрывок Евангелия учит верующего избирать главное. Другими словами, Христос у Марфы и Марии не призывает категорически к отказу от повседневных забот, но говорит о необходимости четкого осознания вечного и временного, абсолютного и относительного. В каждом человеке, особенно среди последователей каких-либо религий, духовных учений и практик, есть на уровне субличностей своя Мария и своя Марфа. От того, чей голос более слышен и авторитетен человеку, зависит качество его жизни, осмысленность и внутреннее, духовное развитие. И при встрече со своим Христом, то есть, когда речь в жизни заходит о вечных, высших ценностях, необходимо отдавать себе отчет, правильный ли образ действия был избран, потому что, заботясь об «угощении», рискуешь сам остаться без того, что Иисус называет "хлебом вечной жизни".

Воскрешение Лазаря

В Евангелии от Иоанна Мария и Марфа предстают участницами другого, более важного события. Речь идет, ни много ни мало, о воскрешении из мертвых Лазаря, который приходился сестрам родным братом. Как гласит повествование, Лазарь тяжело заболел, но сестры, которые знали Иисуса и верили в его силу, послали позвать его, надеясь, что он придет и исцелит их больного брата. Христос узнал, что Лазарь болен, но не пошел в Вифанию, где он жил, сразу же. Вместо этого он дождался, пока Лазарь скончался, и лишь затем объявил ученикам, сопровождавшим его, что идет к нему домой. Мария и Марфа встретили учителя и обе выразили сожаление, что он не оказался рядом с Лазарем, когда тот был еще жив. Они твердо верили, что, если бы это было так, он бы не умер. В ответ Иисус ободрил их, сказав, что смерть Лазаря не к славе Божией, то есть она предусмотрена для того, чтобы Бог мог проявить себя среди народа, дабы уверовали сомневающиеся. Христос попросил отворить камень от гроба. В то время могилами служили пещеры, вырубленные в скале, вход в которые после похорон затворялся большим камнем. Мария и Марфа сначала возразили, сказав, что с момента погребения прошло уже четыре дня и тело покойного сильно смердит. Уступив настойчивости гостя и подчинившись его авторитету, камень все же отворили. Затем, как повествует евангелие, Иисус взмолился и, обращаясь к Лазарю, как к живому, приказал ему выйти из гроба. К удивлению всех собравшихся, тот действительно вышел живым, окутанный погребальными пеленами. Это чудо воскрешения из мертвых стало одним из самых популярных евангельских эпизодов. А сам Лазарь вместе со своими праведными сестрами вошел в историю, как Лазарь четверодневный.

Значение воскрешения Лазаря

Для последователей исторического христианства, то есть православия, католичества, а также протестантизма, событие воскрешения Лазаря, описанное в Евангелии, воспринимается буквально, то есть как имевшее место быть. Мы же, оставив вопрос о его историчности за скобками, обратимся к богословской рефлексии. Во-первых, сама по себе эта история говорит о том, что Христос был не просто человеком. В повествовании он называет себя "жизнью" и "воскресением" и утверждает, что тот, кто верит в него - не умрет. Это подчеркивает неотмирность его подлинной природы - христиане считают, что Иисус Христос - это сам Всевышний Господь Бог, воплотившийся в образе человека. Власть Христа над жизнью и смертью, описанная в Евангелии, иллюстрирует и подчеркивает эту мысль. Святая Мария и ее сестра Марфа демонстрируют веру во Христа и по вере своей получают желаемое - воскрешение своего брата. Далее, его намеренное ожидание смерти и утверждение, что это событие было для славы Господа, говорит о том, что Бог проявляется себя в истории мира, и у него имеется промысел о каждом человеке. В принципе, на основании тех или иных стихов из данного отрывка можно извлечь еще много теологических выводов, но эти два - главнейшие.

Марфа и Мария, как исторические лица

В принципе ничто не мешает предположить, что реальные персонажи, описанные в данных двух отрывках реально существовали и были связаны с Иисусом и его общиной. Об этом говорит и то, что они упоминаются дважды в Евангелиях в совершенно разном контексте. С другой стороны, трудно сказать, насколько реальные прототипы соответствуют изображенным в Библии лицам, ведь к моменту написания этих текстов они были уже, вероятно, мертвы. Достоверных исторических свидетельств о позднейшей их жизни тоже не осталось. Католическая традиция утверждает, что Мария, сестра Марфы - это святая Мария Магдалина. Поэтому с нею связывается предание, согласно которому она проповедовала в Иерусалиме, Риме, а затем в Галлии - на территории нынешней Франции, где и скончалась. Это же касается и Марфы, ее сестры. В православии это отождествление считается лишь гипотезой, а потому никакой оформленной житийной традиции относительно Марии и Марфы нет.

Марфа! Марфа! Мария, Мария…

Казалось бы две крайности: одна тихая и молится, вторая деятельная и взрывная. Две сестры плотно вплетены в канву рассказа о Божественной педагогике. Как здорово, что мы можем прочесть несколько историй о таких редких, личных отношениях Иисуса с конкретными людьми, а этих женщин Он их любит, об этом сказано прямым текстом.

Однако сложилась традиция противопоставлять этих сестер. Прочтите эмоциональное стихотворение Киплинга «дети Марфы». И мне часто цитируют эту историю с акцентом на выговор Иисуса деятельной сестре. Но выговор ли это деятельности как таковой?

Люблю представлять этот момент: Марфа медленно закипает (а кто из нас утерпел бы в такой ситуации?). Она одна носится вокруг огромного стола, готовит большое угощение, Равви-то не один пришел, с Ним ввалилась толпа гостей – а всех положено накормить. И принять хочется достойно, готовится же все для Любимого… а эта… бездельница уселась у Его ног и слушает, не помогает!!! Конечно, Марфе тоже хочется послушать, она же Его очень любит, но ее любовь проявляет себя в деятельности, в желании укормить вусмерть драгоценного гостя (кстати, это и законом положено). Да и Иисус, заметим, не возражает против процесса приготовления обеда. Он отвечает лишь, когда Марфа не выдерживает и, обращаясь к Нему, как к судье, выдает классический сестринский наезд: Господи, посмотри, она мне не помогает?!! (я тут дымлюсь аж от усердия, делаю все, как положено, никто не ценит!!!) Обожаю этот момент, узнаю себя и смеюсь. «Праведный» гнев трудящегося…

На мой взгляд, здесь не все так очевидно, как кажется любителям делать акцент на различии значимости деятельности и слушания. Безусловно, этот момент присутствует, но Иисус никогда не буквален, Его ответы всегда с секретом, как волшебные коробочки. Что делает Марфа, нам понятно: трудится, выполняет долг гостеприимства и любви, немного зарывается на эмоциях и… (ее ошибка очевидна) дает повод Иисусу тонко усовестить хлопотунью (использовав не очень лестный эпитет этим трудам – «суетишься») и поощрить поведение Марии, сфокусировав Марфу на важном: на истинности того, что делает ее сестра.

А что здесь делает Мария (кроме того, что сидит-слушает)? Мария, избравшая «благую часть», в этой ситуации сознательно пренебрегает своим долгом женщины: которой было положено что? Да стол готовить! Времена тогда были варварские, нецивилизованные. Слова Учителя положено было слушать кому? Правильно, глава семьи потом домочадцам все важное и рассказал бы. Но тихая Мария, движимая любовью и желанием услышать слова Иисуса, не обращая внимания на долг и приличия (и гнев сестры), с неожиданной уверенностью идет к Учителю, усаживается и растворяется в слушании Слова: выходит за границы привычной ей жизни, раздвигает их, чем дает Иисусу повод передать нам послание – наш Бог любит инициативу… в этот момент активное действие (с точки зрения Бога) совершает как раз Мария.

Но так ли плоха вторая сестра? Давайте посмотрим, как красива история с Марфой, когда умирает Лазарь. Иисусу нужен повод для чуда, и тут уже кто выбегает Ему на встречу? Кто теперь проявляет инициативу?

Деятельная натура Марфы не дает ей сидеть и оплакивать брата (и опять: приличной женщине положено сидеть в доме и скорбеть). Внутри живет сумасшедшая надежда: может быть, Он что-то исправит, если не воскресит брата (в те времена такое от мессий ожидалось), то хотя бы сейчас же излечит эту боль в сердце. И вот, уже она бежит к Учителю, забыв про долг и приличия, требует встречи. Опять, с полным правом и уверенностью, что может и должна видеть Его, говорить с Ним открыто. Посмотрите, Марфа дает очень четкие и прямые ответы на вопросы Господа, значит, она (за своей работой) тоже слушала и слышала Слово.

Нет здесь противопоставления. Чудо происходит, когда две уверовавшие женщины стоят пред Иисусом и «Господи! Если Ты был здесь, не умер бы брат мой» одной накладывается на слова другой с точностью до знака. Молитва созерцательная и молитва-прошение, медитация и деятельность – две половинки, два характера соединяющиеся через Любовь, не противопоставляемые, но дополняющие друг друга — Марфа и Мария.

Любовь Сумина

Изображение: www.parrocchiamariaassunta.it

Просмотров