Как найти окончание и основу слова. Как выделить окончание Какое окончание в слове правило


ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Морфемика - это состав, строение слова

Морфемы – значимые части слова: основа, окончание, корень, приставка, суффикс.

1) Окончание - изменяемая часть слова, которая обеспечивает связь слов в словосочетании и предложении и указывает значение рода, числа, падежа

Надо запомнить : деепричастия, наречия, предлоги окончаний не имеют , т.к. являются неизменяемыми частями речи.

ПРИМЕРЫ:
Колыхаясь
и сверкая , движутся полки (М.Лермонтов).

Летом на улице жарко. (В предложении слово летом является наречием, а не существительным, т.к. отвечает на вопрос ^ Когда? и является обстоятельством, следовательно, окончания не имеет. Жарко также является наречием, окончания в этом слове нет)

Работы были выполнены в течение суток. (В течение – производный предлог, неизменяемая часть речи, окончания нет .)

Надо запомнить : изменяемые части речи могут иметь нулевое окончание. Чтобы найти его, поставьте слово в две или три формы.

Зима (0) – зимой , о зиме .

Много птиц (0) – птица , о птице .

Слышал (0) – слышала , слышали .

Одевал(0) ся – одевала сь, одевали сь.

Прибежал (0) – прибежала , прибежали .

2) Корень – общая часть родственных слов, значимая часть слова. Слова с одинаковыми корнями называются однокоренными .

3) Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

^ 4) Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Надо запомнить : в слове может быть не один, а два и более суффиксов.

Обычно два суффикса:

1. В глаголах прошедшего времени (глагольный тематический –а-, -я-, -и-, -е-, -ну- и формообразующий суффикс –л-). Например: прыгну л , прочита л .

2. В глаголах на –ся, -сь. Например: восторга ется , улыба юсь ;

3. В деепричастиях. Например: запекая , вычистив , сказав , возвращая сь .

4. В причастиях. Например: прочитанн ый, разыгравш ий, избегающ ий.

Формообразующие суффиксы


Суффиксы

Формы слов

-е- (выш-е ); -ее /-ей (быстр-ее )

-ше (рань-ше ), -же (глуб-же )


простая сравнительная степень прилагательных и наречий

- ейш -/-айш -

(быстр-ейш -ий, высоч-айш -ий)


простая превосходная степень сравнения прилагательных

-л (чита-л )

прошедшее время глагола

-и (пиш-и )

повелительное наклонение глагола

-ть /-ти (писа-ть , пас-ти )

(часто этот суффикс рассматривается как окончание.)


неопределенная форма глаголов (инфинитив)

-ущ -/-ющ - (пиш-ущ -ий, рису-ющ -ий)

-ащ -/ящ - (держ-ащ -ий, говор-ящ -ий)

-вш -/-ш - (держа-вш -ий, нес-ш -ий)

-ем -/-им -/-ом - (раздава-ем -ый, твор-им -мый, нес-ом -ый)

-енн -/-онн -/-нн - (принес-ённ -ый, разобра-нн -ый)

-т - (разби-т -ый)


действительные причастия

страдательные причастия


-а /-я (держ-а , нес-я )

-в /-вши /-ши (удержа-в , удержа-вши , принес-ши )


деепричастие

Чтобы правильно находить остальные части слова, принято самым первым выделять окончание и только потом - основу. Другие части, вроде суффикса, корня и приставки можно легко найти на втором этапе. Так ребенок не запутается и сможет вовремя понять где именно он допустил ошибку. О том, какими способами отыскать эти части слова, вы узнаете в данной статье.

Как найти окончание

Первым делом, нужно найти именно окончание, так как вся остальная часть слова - это его основа. Для того чтобы ребенок понял саму суть такой части, как окончание, нужно ему объяснить, что она помогает нам менять слова по числам и родам. Без окончания мы бы просто не смогли указывать принадлежность той или иной части речи к определенному человеку.

Изменение по числам

Самый верный шаг - изменять слово. Если вы можете изменить число, то определение окончания займет всего пару секунд. Возьмем несколько простых примеров:

  • Ребенку нужно определить окончание в слове «брала». Изменим его число, а именно: они брали. Изменилась только последняя буква, следовательно, это и будет окончанием.
  • Слово «красивая» изменим на «красивые». Сразу становится видно, что окончанием является связка «ая».
  • В существительном «белка» легко найти окончание, изменив его на «белки».

Чтобы быть полностью уверенным в результате, мало изменить слово один раз. Так вы можете ошибиться, а ребенок запутается. После того, как вы изменили слово по числам, перейдите к следующему способу.

Изменение по родам

Так вы сможете убедиться, что меняется в слове действительно та часть, которую вы посчитали окончанием. Меняйте род на средний, мужской и женский.

  • В слове «взяла» пропадает окончание, когда мы ставим его в мужской род «взял».
  • «Изумительный» раскрывает окончание, меняясь на «изумительная».
  • «Построило» отбрасывает последнюю букву в слове «построил».

Этим способом легче всего находить окончания в глаголах и прилагательных, так как они либо полностью меняют свое окончание, либо вовсе его отбрасывают.


Используйте родительный падеж

Чтобы отбросить сомнения с существительными, можно поставить слово в родительный падеж. Сначала ребенку придется его проанализировать и представить в именительном падеже, так как сходу менять падеж на родительный довольно сложно. Уже на этом этапе малыш может догадаться чем является основа. Далее, подставляется родительный падеж.

  • Слово «дача» так и просится стать полностью корнем, но подставьте его в родительный падеж и буква «а» пропадет: нет чего? - нет дач.
  • Слово «хвоя» больше не кажется таким сложным для разбора: нет чего? - нет хвои.
  • «Синица» тоже лишается окончания, при постановке в родительный падеж: «синиц».

Если сначала существительное изменить по временам, а потом поставить в родительный падеж, то окончание найти очень легко.


Как найти основу слова

Если вы смогли отыскать окончание, то определение основы - крайне простая задача. Сначала объясните ребенку, что основа - это все части слова, кроме окончания. То есть, выделив окончание квадратиком, вы видите основу.
Она подчеркивается прямой линией с небольшими загибами по краям, чтобы учителю было проще понять: где начало, а где конец. Давайте посмотрим на пример.

  • В слове «Красивый» окончанием является «ый», значит основой будет «красив».
  • В слове «Дома» убираем окончание «а» и выделяем «дом».

Основа может содержать много частей слова, а может получиться и так, что в ней будет только корень - никакой разницы нет, главное, чтобы в основу не входило окончание.

Если в слове нет окончания, то в большинстве школьных программ принято ставить пустой квадратик рядом, который символизирует нулевое окончание слова. Это означает, что оно может быть теоретически, но именно в данной форме слова его просто нет.


Морфемика - это состав, строение слова

Морфемы – значимые части слова: основа, окончание, корень, приставка, суффикс.

1) Окончание - изменяемая часть слова, которая обеспечивает связь слов в словосочетании и предложении и указывает значение рода, числа, падежа

Надо запомнить : деепричастия , наречия, предлоги окончаний не имеют , т. к. являются неизменяемыми частями речи.

ПРИМЕРЫ:
Колыхаясь и сверкая , движутся полки (М. Лермонтов).

Летом на улице жарко. (В предложении слово летом является наречием, а не существительным, т. к. отвечает на вопрос Когда? и является обстоятельством, следовательно, окончания не имеет. Жарко также является наречием, окончания в этом слове нет)

Работы были выполнены в течение суток. (В течение – производный предлог, неизменяемая часть речи , окончания нет .)

Надо запомнить : изменяемые части речи могут иметь нулевое окончание. Чтобы найти его, поставьте слово в две или три формы.

Зима (0) – зимой , о зиме .

Много птиц (0) – птиц а , о птиц е .

Слышал (0) – слышал а , слышал и .

Одевал (0) ся – одевал а сь, одевал и сь.

Прибежал (0) – прибежал а , прибежал и .

2) Корень общая часть родственных слов, значимая часть слова. Слова с одинаковыми корнями называются однокоренными .

Как выделить корень в слове

1. Найти основу: для этого выделить окончание.

2. Подобрать родственные (однокоренные, т. е. с одинаковым значением) слова.

3. Найти наименьшую общую часть родственных слов.

Пример: 1) вод а ; 2) вод яной, вод ный, вод янистый; 3) вод а

3) Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

4) Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Как выделить суффикс в слове

1. Найти основу (часть слова без окончания)

2. Найти слово, от которого образовалось анализируемое слово. Выделить в нем основу (она называется производящей).

3. Наложить основы в словах друг на друга и выделить последующую часть слова, которая образовала наше анализируемое слово.

Пример: 1) руководитель(0) 2) руководи ть 3) руководитель - руководи ть

Надо запомнить : в слове может быть не один, а два и более суффиксов.

Обычно два суффикса:

1. В глаголах прошедшего времени (глагольный тематический –а-, - я-, - и-, - е-, - ну - и формообразующий суффикс –л-). Например: прыгну л , прочита л .

2. В глаголах на –ся, - сь. Например: восторга ет ся , улыб а ю сь ;

3. В деепричастиях. Например: запек ая , вычист ив , сказ ав , возвращ ая сь .

4. В причастиях. Например: прочит анн ый, разыгр авш ий, избег ающ ий.

Формообразующие суффиксы

Суффиксы

Формы слов

- е - (выш- е ); - ее /- ей (быстр- ее )

- ше (рань- ше ), - же (глуб- же )

простая сравнительная степень прилагательных и наречий

- ейш -/- айш -

(быстр- ейш -ий, высоч- айш -ий)

простая превосходная степень сравнения прилагательных

- л (чита- л )

прошедшее время глагола

- и (пиш- и )

повелительное наклонение глагола

- ть /- ти (писа- ть , пас- ти )

(часто этот суффикс рассматривается как окончание.)

неопределенная форма глаголов (инфинитив)

- ущ -/- ющ - (пиш- ущ -ий, рису- ющ -ий)

- ащ -/ ящ - (держ- ащ -ий, говор- ящ -ий)

- вш -/- ш - (держа- вш -ий, нес- ш -ий)

- ем -/-им -/-ом - (раздава-ем -ый, твор-им -мый, нес-ом -ый)

- енн -/-онн -/-нн - (принес-ённ -ый, разобра-нн -ый)

-т - (разби-т -ый)

действительные причастия

страдательные причастия

- а /-я (держ-а , нес-я )

-в /-вши /-ши (удержа-в , удержа-вши , принес-ши )

деепричастие

Практическая работа

Задание 1.

Вставить пропущенное слово в словообразовательной цепочке вместо многоточия и выделить его

Учить -> учитель -> … -> учительствовать

ü учительский

ü учительница

ü учение

ü учительство

Новый -> обновить - > … -> возобновление

ü обновитель

ü обновка

ü возобновить

ü новизна

Общий -> обобщить -> … -> обобщенно

ü обобщенный

ü общество

ü приобщение

ü обобщение

Пар -> парить -> … -> испарение

ü парной

ü испарить

ü парильня

ü парник

Задание 2.

Вставить пропущенное слово в словообразовательной цепочке вместо многоточия, выделить его

Свет -> светить -> … -> освещение

ü осветитель

ü светлый

ü осветить

ü просвет

Сказать -> предсказать -> … -> предсказательница

ü сказание

ü рассказывать

ü предсказывать

ü предсказатель

Ходить -> походить -> поход -> … -> по-походному

ü походка

ü похождение

ü походный

ü выход

Живой -> живить -> оживить ->… -> оживленность

ü оживление

ü оживленно

ü живительный

ü оживленный

Тьма -> темный -> темнеть -> … -> потемнение

ü темнота

ü затемнение

ü потемнеть

ü темноватый

Задание 3.

В конце задания из слов-ответов составить нумерованный список.

ü зачеркнув

ü возвращение

ü полосатый

ü отрезанный

Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

ü безопасный, безотрывный

ü безоглядный, безотказный

ü безоружный, безобидный

ü безоблачный, безотрадный

В каком ряду расположены слова, расположенные суффиксальным способом?

ü сапожок, зубной, землянка

ü вбежать, красавец, глупыш

ü дипломник, циркач, предыстория

ü вредитель, баловень, прародина

В каком ряду расположены слова, расположенные приставочным способом?

ü разбить, нерадостный, предгрозовой

ü перепрыгнуть, внеклассный, чернослив

ü навсегда, подземный, пылесос

ü побольше, хлебозавод , внучок

В каком ряду расположены слова, расположенные приставочно-суффиксальным способом?

ü разрыдаться, привокзальный, наибольший

ü по-зимнему, сослуживец, наручник

ü наконечник, досрочный, премилый

ü закавказский, нахлебник, просмотреть

Задание 4.

Создать таблицу 2х2. Сгруппировать слова по значению корня МИР в разные столбцы. Дать названия столбцам таблицы. Миропонимание, мировоззрение, всемирный, мирный, смириться, мирок, помириться, присмиреть, мировой, мирно, умиротворенный, мировосприятие, мир, мировидение, миролюбие, миросозерцание, миротворец, мироощущение, мирской.

Задание 5.

Внимательно прочтите слова и заполните таблицу.

Вся, кофе, шли, берет, пальто, насовсем, чтение, втроем, обе, течет, кенгуру, сестра, сжаться, снизу, снежный, мыть, лицевой, внизу, несут, строго, всерьез, кроме, поезд, этот, седьмой, метро, вдвоем, вчера, несли, быстро, зимой, рисовать, пятый, два, синева, синий, говорить, интересный, дочерний, сеяный, впятером, усеять, гусиный, реже, где.

Корень+окончание

Корень+суффикс+окончание

Корень+суффикс

Задание 6.

Внимательно прочитайте текст, разбейте слова на две колонки:

1) однокоренные слова

2) формы одного и того же слова

Осень – пора грибов. Идут и едут грибники в лес, ищут грибные места. Под берёзами, осинами и елями – всюду прячутся грибочки. Вон их сколько!

А ты хочешь, чтобы и в будущем году здесь было много грибов? Тогда срезай гриб осторожно, чтобы не повредить грибницу. Ведь из неё, из тоненьких белых нитей, спрятанных в земле, каждый год вырастают боровики и маслята, сыроежки и лисички, грузди и рыжики.

Задание 7.

Выберите слова, морфемное строение которых соответствует указанной схеме, и заполните таблицу.

Ø Ç

Ø Ç Ù

Ç Ù О Ç Ù

Всхлип, безопасный, единовластный, взрыв, безотрывный, златотканый, вспять, безоглядный, черноморский, стекловидный, вход, вскачь, встарь, безотказный, основоположник, всплеск, любознательный, взмах, безоружный, разнообразный, вскрик, безобидный, противотанковый, метростроитель, взгляд, безоблачный, вольнодумец, взнос , конноспортивный, безотрадный, вскользь, железнодорожный, жетончик, приоткрыть.

Наука, занимающаяся изучением законов образования слов, а также исследованием функций каждой из частей называется словообразованием. Интересно, что процесс словообразования - один из самых динамичных процессов в современном русском языке. Это значит, что и человеческое сознание не стоит на месте, открывая новые понятия и явления, а для объяснения их, соответственно, и новые слова.

Вам понадобится

  • Текст для работы, из которого можно выделить слова для работы, карандаш.

Инструкция

Выберите слово для разбора. Например, слово «стол». Для того, чтобы найти окончание в этом слове нужно разобраться с тем, что называется окончание м. «Окончание» (или «флексия») - это изменяемая часть слова, которая указывает на отношение данного слова к другим словам, т.е. является средством выражения синтаксических свойств слова в предложении.» (справочник Д.Э. Розенталя).

окончание?" class="lightbx" data-lightbox="article-image">

Начните изменять слово «стол» - стола, столу, столом. Очевидно, что во время подбора разных форм данного слова у него остается неизменяемая часть - эта часть называется основой. Оставшаяся часть во всех формах и будет окончание м. стол-а, стол-у, стол-ом, на стол-е и т.д.

Проверьте себя и выделите окончания у следующих слов:
деревня, двор, пригласила, Байкал, чемодан, девушкой, березки, ямщик, паровоз, столбы, юг, пыль, окраина, чайник, птицы, купель, грузовичок.

Русский язык на сегодняшний день является самым богатым, красивым и при этом очень сложным. Его грамматика и правописание включают в себя множество правил и одновременно исключений из них. Даже слова и предложения состоят из отдельных частей, которые неотделимо связаны друг с другом. К примеру, перед многими школьниками встает такой вопрос: что такое окончание? И, конечно же, это печально, что ответить на него может не каждый.

Что такое окончание слова?

Окончанием в русском языке называют изменяемую морфему, которая стоит в конце слова. Она выражает число, род, лицо и падеж. Также ее считают незаменимой частью слова, потому что окончание делает предложения связными, наполняя их смыслом.

Зачем нужно окончание в русском языке?

  • Род, число и падеж - у причастий, некоторых числительных и местоимений.
  • Падеж - у местоимений и числительных, правда, не у всех.
  • Лицо и число - у глаголов, которые стоят в будущем или настоящем времени.
  • Число и род - у глаголов в прошедшем времени.

2. Окончание делает предложение связным.

Как обозначается данная морфема?

На письме в школе окончание, как и любая другая часть слова, имеет свое обозначение. После того как ученик определил его, он обводит квадратом.

Каким может быть окончание

Вообще, эту морфему имеют слова, относящиеся к любой части речи, кроме неизменяемых. Ярким примером этого может послужить наречие. Окончание может быть представлено по-разному: одним или несколькими звуками, а иногда даже может быть нулевым, то есть не иметь звуков. Но не нужно думать, что это обозначает отсутствие данной части слова, потому что такое окончание почти ничем не отличается от обычного. Чаще всего оно встречается у имен существительных мужского или женского рода, соответственно второго и третьего склонения.

Как выделить в слове окончание

На уроках русского языка есть такие упражнения, суть которых заключается в выделении морфем. Для начала необходимо просклонять слово по нескольким падежам, и та его часть, которая будет меняться, и есть окончание. После того как вы определили, что относится к искомой морфеме, нужно выделить данную область. Делается это следующим образом: обычно карандашом все нужные буквы обводятся в квадрат. В том случае, когда у вас после слова просто рисуется такая же геометрическая фигура.

Русский язык является величайшим во всем мире, но у многих иностранцев возникает масса проблем при его изучении. Множество правил и исключений, масса словарных элементов речи и непонятные русские фразеологизмы способны вывести из себя любого. Однако несмотря на все это, речь является не только набором букв, она позволяет людям общаться друг с другом. Именно поэтому каждая составляющая слова очень важна, из-за чего нельзя взять и просто так исключить одну из них. Поэтому, отвечая на вопрос, что такое окончание, можно смело сказать, что это одна из значимых частей, служащая для создания связных словосочетаний и предложений.

Просмотров