Кто такой михаил куснирович. Куснирович михаил

Недавно стало известно, что группа «Боско Спорт» (Bosco Sport) впервые за пятнадцать лет больше не будет одевать российских олимпийцев. Для владельца компании Михаила Куснировича это известие стало, по всей видимости, крайне неприятным. Как показывает жизнь, такие решения не бывают случайными. Их можно расценивать как знак, который подает власть олигархам. Велика вероятность, что будущее у группы Bosco и у ее владельца уже не будет столь безоблачным.

Навязчивое поведение

О том, что «Боско Спорт» больше не будет одевать российских олимпийцев, объявил глава российского Олимпийского комитета Александр Жуков. Группа Bosco занималась разработкой и поставкой формы российским олимпийцам с 2002 года. Но в январе истек срок контакта, а заново его было решено не заключать.

Не стала она явью даже в суде. Фонд борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального попробовал прояснить ситуацию у Росимущества, но ничего выяснить не удалось - арбитражный суд счел подобные данные коммерческой тайной.

По всей видимости, последние годы были особенно комфортными для бизнеса Куснировича. Олигарх стал вести себя, пожалуй, чуть более пышно, чем положено. Например, в прошлом году владелец ГУМ ради своего юбилея перекрыл Парк Горького. Территория, которая была отведена под праздничное мероприятие, была украшена трогательными декорациями с представлением этапов становления бизнесмена. Проходящие мимо парка могли рассмотреть фотографии роддома, школы, института Михаила Куснировича, а также его детские фотографии в натуральную величину, где он стоит с клюшкой в руках. Возле входа в банкетный зал в цветах и воздушных шарах стоял первый автомобиль юбиляра - бежевая «копейка».

Естественно, стены ресторана организаторы мероприятия также оклеили фотографиями разных временных периодов жизни Михаила Куснировича. Гости могли покататься на специально привезённых в честь дня рождения аттракционах. При выходе из заведения приглашенным гостям дарили подарки - ярко-жёлтые зонты (конечно же с изображением юбиляра). Праздник посетили все уважаемые люди столицы.

Должные оргвыводы

Но дальше что- то пошло не так. Решение Олимпийского комитета не продлевать контракт с группой Bosco di Ciliegi, которая 15 лет занималась разработкой и поставкой формы спортсменам, защищающим честь страны на Олимпийских играх, говорит об этом очень красноречиво. Так просто такие решения не принимаются. И теперь Михаил Куснирович, вероятно, должен сделать верный вывод.

Когда люди женятся, допустим, в 20 или в 25 лет, они находятся по сути в одинаковом состоянии. Но с течением времени и мужчины, и женщины меняются. Не факт, что супруги, работая в разных сферах, будут развиваться, расти синхронно. Поэтому то, что мы пришли в этот бизнес с мужем и вместе работаем, оставляет нас в одной траншее. Нам с Мишей всегда есть о чем поговорить. Мне кажется, это здорово... Можно, конечно, читать книжки, ходить в кино вместе. Но для меня главное – иметь рядом единомышленника, который мыслит, как ты. Поэтому общее дело держит в едином поле. И даже если вы поссорились или поругались, то всегда есть повод заговорить. Более того, часто бытовые обиды кажутся мелочными по сравнению с глобальными бизнес-вопросами.

Не представляю себя домохозяйкой. Женщина, которая сидит день-деньской в четырех стенах, зацикливается на проблемах, которые для нее, безусловно, крупные: стиральная машина поломалась, к примеру... А у мужа в это время в голове горящий бизнес-проект. И им сложно услышать друг друга. Понятно, что и у нас с Михаилом Эрнестовичем существуют сложности. Но я в будни в офисе вижу его не так часто. Меня он точно так же вызывает на собрания. У нас разделение: Миша стратег, маркетолог, думает о том, как развивать Bosco. Я думаю о более земных вещах: что и сколько закупить, как продать. Но бывают и конфликты, несогласие. К примеру, какие-то сотрудники ему нравятся­, а мне нет. И мы даже провели границу: это твоя команда, это моя команда, и нормально работаем.

Порой мне крайне важно просто поговорить, посоветоваться с Мишей. Я не жду готового решения, мне нужно слышать его точку зрения. В таких разговорах вырабатывается взгляд на вещи. Обсуждать рабочие вопросы мы можем 24 часа в сутки. Бывает, приезжаешь на отдых и cразу отключаешься от работы. А бывает, сидишь, например, на подъемнике на горнолыжном курорте, а в мыслях продажи Bosco Fresh. Конструктивнее обсудить это тут же с сидящим рядом мужем, чем копить до собрания. К тому же в расслабленной обстановке легче продвинуть свою точку зрения.

О совместной работе с мужем

Не думаю, что женщине сложнее. Мужчины мыслят более крупными категориями – это правда. Оттого их бизнес может быть более крупномасштабным. Зато женщины скрупулезнее, больше внимания уделяют человеческим взаимоотношениям. Поэтому, к примеру, бизнес, касающийся сервиса, у слабого пола может оказаться успешнее. Женщине ближе синица в руке (читай: она хочет быть уверена, что на безбедную жизнь себе и детям заработает). Плюс к этому девушки более дипломатичны, симпатичны (это немаловажно, когда за столом переговоров одни мужчины), они проще находят общий язык. Так что нам в бизнесе не сложнее, нет. Другое дело, в России силен стереотип, что серьезный бизнес – это мужчины в галстуках, дорогих костюмах. Помножьте это на стойкий стереотип восприятия предпринимателя в нашей стране как человека, который наворовал в тучные годы перестройки. Так что да, есть подводные камни.

О 12-часовом рабочем марафоне

График всегда был интенсивный. Но в сутках то количество часов, которое есть. Важно не впасть в депрессию. С чем-то надо мириться, не быть перфекционистом. Мне кажется, у меня это получается. Девиз Куснировича – удовольствие в деталях. Миша, когда чем-то занимается, будет делать сам все до мелочей. Он перфекционист, его больно ранят несовершенства в разных подразделениях компании. А я научилась делать выбор, быть толерантной. Я многое делегирую, и все равно на работу уходит часов по 12 в сутки. Особенно когда младший сын в отъезде с бабушкой и дедушкой – в наш офис в ГУМе я прихожу в полдесятого. С годами уже не так много спишь – что хорошо. И работаю до одиннадцати, полдвенадцатого вечера. Командировки для меня – перемена обстановки. Но от большого количества встреч устаешь: там надо пообщаться, здесь поулыбаться. Как правило, на тебя давят партнеры, хотят больше бюджета, чтобы ты больше купил, построил еще четыре магазина... И все это в непростые времена! А твоя задача – вежливо стоять на своем. Но так у всех, не только в России.

Для комфорта на работе мне необходимо самой организовывать время, я должна заранее знать план на день, неделю, месяц... Я вообще очень приспособленная к жизни: сама заказываю гостиницы через booking.com, оплачиваю парковку через приложение на iPhone. Кстати, ежедневник у меня бумажный, приятно писать от руки. Еще мне необходимо переключаться между разными видами работ. С утра после двух обязательных чашек кофе займусь персоналом. В 15:00 будет собрание по продажам. Устала от табличек – могу пойти в магазины, пообщаться с управляющими, проверить анализ продаж. Мне важно иметь крошечные перерывы на кофе. Наш офис в ГУМе тем и удобен, что кадровые вопросы, например, можно решать за капучино в нашем Bosco Cafe. Вижу, у сотрудника стресс, работа не идет, – зову его на кофе. Несколько минут неформального разговора – человеку легче. Сама я изредка «сбегаю» в Институт Dior на массаж: чувствую, что буксую, нужна перезагрузка, – ложусь на массажный стол, закрываю глаза, выдыхаю, а через час готова горы свернуть.

О стрессах и аштанга-йоге

Стала ощущать, что есть необходимость ограждаться от негатива. Хотя как от стресса защитишься? Я пытаюсь переключаться, читаю на ночь что-нибудь хорошее. Лучше, конечно, уехать на несколько дней, но не всегда удается. Меня от стресса спасает общение. Иногда как бывает: послушаешь рассказ о чьих-то проблемах, и твои кажутся пустяковыми. Мы слишком часто позволяем себе ныть и распускаться. Больше позитива! Ведь когда у тебя что-то болит, уже не хочется юбку покрасивее надеть, ты о шапке задумываешься. Надо трудиться над созданием прекрасного настроения.

В театр люблю сходить. Мы с мужем часто бываем в театрах. С самолетами целая история. Миша не любит приходить заранее. Не дай Бог оказаться в аэропорту на полчаса раньше: «Что мы, как дураки, время теряем!» И мы стараемся не «терять» – прибегаем впритык к вылету, энергично загружаем бесчисленные котомки. А уже в салоне самолета можно расслабиться. От тебя больше ничего не зависит – прекрасное редкое ощущение! – ты проваливаешься в сладкий сон.

Спортом я, к сожалению, не занимаюсь, но хотела бы. Понимаю, что это необходимо. Заменяю фитнес бегом по офисной лестнице на третий этаж и обратно. Надо купить треккер и замерить, сколько в день набегает. Что до спортзала... младший сын еще маленький. Альтернатива – пойти вечером в зал или уложить Марка спать. Одна знакомая на днях сказала: «Катя, тебе надо заняться аштанга-йогой». Я отвечаю: «Звучит угрожающе, что, все так плохо?» Посоветовалась с коллегой, который практикует йогу много лет, ездит в Тибет. Он: «Ну это такая силовая практика, надо бегать-прыгать». Я в растерянности: силовая йога... Надо обязательно чем-то заняться, какое-то время отдавать себе, иначе жди депрессию.

О наследниках

Старшему – Илье – 22 года. У нас с мужем нет расхождений во взглядах на воспитание, мы считаем, дети должны воспитываться, глядя на родителей, их образ жизни заряжает больше, чем любые воспитательные приемы. Я не требовательная мама. Может быть, потому, что я много работаю, младший на няне, со старшим сидела бабушка. Возможно, во мне говорит чувство вины, что, к примеру, я не делала с Ильей уроки. Но я и не смогла бы, потому что сразу начинаю беситься – ну не мое это! Моя главная «мамина» задача – любить моих мальчиков. Мне говорят: в определенном возрасте надо направить ребенка, надавить и даже сделать за него выбор, в 8–10 лет невозможно здраво оценить, что тебе нужно. А я считаю, моя миссия – дать ребенку возможности. Он либо их использует, либо нет. Безусловно, на детей давит авторитет отца, особенно на Илью, у него ведь время самостоятельности. Старшему непросто с папой уживаться. При том что Миша, конечно, очень любит сыновей, и когда Илья демонстрирует желание общаться, папа расплывается. Илья ищет свой путь, старательно хочет состояться в любой другой области, кроме нашего бизнеса. Став взрослым, Илья постарался дистанцироваться.

Но, надеюсь, придет время, и Илья, а потом Марк продолжат наше семейное дело. Я физически ощущаю, что компании необходимо вливание новой крови. Какие бы суперсовременные гаджеты мы в руках ни держали, юное поколение все равно другое. Когда вливаются свои, это вообще естественно. Я говорю Илье: «Ты нам нужен, твой взгляд дипломированного искусствоведа, ты тонко чувствуешь». Сейчас, в 22 года, Илья задумался о получении знаний по fashion-бизнесу, и я невероятно этому рада. А наш папа находит те моменты, которые Илье интересны, и втягивает его в бизнес потихоньку. Например, музыкальный фестиваль Bosco Fresh Fest, который четыре года назад стал составной частью традиционного «Черешневого леса». Им полностью занимается Илья. Капля камень точит.

О том, как все начиналось

Мой муж химик, и я химик. Но у Михаила Эрнестовича всегда видна была предпринимательская жилка. Мы пришли в этот бизнес в те благодатные годы, когда все только началось. У Миши была сначала туристическая компания, потом парк аттракционов. Я тогда, в 1991-м, была аспиранткой в химико-технологическом университете, занималась наукой.

Наши итальянские знакомые предложили открыть шоу-рум по продаже мужского трикотажа. Мы начали этот бизнес с Ариной Полянской, искусствоведом, интеллигентной женщиной, которая свободно говорила на французском и италь­янском. Потенциальные закупщики приходили, кофе пили, мы показывали чудесный трикотаж. Но заказов не было, бизнес, мягко говоря, не шел. И мы решили заняться реализацией сами, родилась идея открыть магазин итальянского мужского трикотажа. Нам предоставили место в «Петровском пассаже» – 39-я секция на втором этаже. Арина Николаевна сделала художественный мерчандайзинг, красиво развесила свитерки. Среди товаров непонятного происхождения наши свитерки Made in Italy (что было правдой) выделялись. Мы продали все за два дня. Дикий успех заставил моего мужа удивиться и отправить нас на закупки в Италию. Это была одна из первых командировок. Надо отдать должное итальянцам, они очень помогли. Так мы возили небольшие партии в Москву, заработали репутацию. Это подвигло к развитию: открыли небольшой магазин мужской моды – тогда ведь мужчины в основном одевались, им вести бизнес, надо выглядеть. Спустя пару лет, в 1993-м, мы расширились, появились и женская, и детская одежда. На нас стали выходить поставщики с предложениями о контрактах. И мы уже смогли сделать заказы новых коллекций у наших итальянских партнеров. На этом Made in Italy мы заработали первые деньги и клиентов и обратились к высоким брендам. Первый магазин мы открыли в 1994 году – знаменитый французский Дом Nina Ricci. Это был один из первых монобрендовых бутиков после Versace в Москве и первый французский бутик. Тут-то мы поняли, какие преимущества дает бренд и что такой формат очень востребован. И потихоньку началось наше вхождение в мир fashion.

По принципу Моисеевой

Почему я работаю… Конечно, не для того, чтобы купить машину новую или квартиру. Когда у тебя большое хозяйство, не работать не получается. Это как домна – она должна пылать. Если ты не будешь работать, то все завалится. Ты отвечаешь за дело, за тех людей, которые работают, должны вовремя получать зарплату. Поэтому мысли полежать на диване нет.

Работаешь ты или нет, важно самосовершенствоваться. Не в плане мышц, а развиваться. К сожалению, я вижу столько примеров, как социально востребованная только со стороны мужа жена-домохозяйка вдруг теряет все, когда супруг уходит из семьи! Это трагедия: жить для этого человека и стать ему ненужной. Должен быть свой круг интересов, отличных от семьи. Я за то, чтобы работать. Прежде всего – над собой. Я пионерка-отличница, постоянно пытаюсь учиться, в частности языкам. У меня свободный итальянский. Английский я постоянно тренирую с преподавателями. Мечтаю поехать во Францию, чтобы специально учить французский. Изучение языков – это лекарство от склероза, ничто не сохраняет мозг лучше.

Я пишу список дел на ближайшие полгода и потом ставлю галки: выполнено или нет. Там все: образовательные вопросы, бытовые, медицинские. Обычно удается одолеть план наполовину. Правда, в прошлом году, в сентябре, я нарисовала массу прекрасных планов, потом грянул кризис, и вынырнула я из работы только в июле этого года. Дело за новым планом.

Опыт – не всегда штука положительная. С возрастом ты больше знаешь, но и больше боишься. Поэтому молодость – это время, когда надо пробовать. Когда мы начинали в 1991-м, напротив Парка Культуры стоял танк и его дуло смотрело в окна нашего офиса… Так что сейчас есть возможности начинать и делать бизнес. Деньги, на самом деле, всегда можно найти, как правило, стартапы не нуждаются в больших деньгах. Надо искать единомышленников.

Eкатерина Моисеева не понаслышке знает о вкусах российских модниц. Еще в начале 1990-х она с мужем Михаилом Куснировичем открыла первый магазин компании Bosco di Cillegi (что в переводе с итальянского означает «Черешневый лес»), которая представляет в России бренды одежды от ведущих дизайнеров: Nina Ricci, MaxMara, Kenzo, Etro, Moschino, D&G, Iceberg – все это компания Bosco di Cillegi.


А начиналось все с поездок во Францию и Италию, с выбора коллекций. Сегодня компания Моисеевой – Куснировича представляет в России свыше 140 модных марок, а кроме того, продает ювелирные изделия и даже пробует силы в ресторанном бизнесе. Екатерине не привыкать исчезать из Москвы на пару месяцев – ее ждут показы модных недель Милана и Парижа, где она всегда желанная гостья известных дизайнеров. Готье, Версаче и Этро (с семьей последнего она, кстати, тесно дружит) – все хотят видеть ее на своих показах, ужинах и, конечно, в шоу-румах. Русские клиенты любят модно и дорого одеваться, и кто, как не Екатерина, знает, чего они хотят, а к чему и близко не подойдут. Она знает, как превратить моду в бизнес – красивый и нескучный. Почти за двадцать лет работы в модном бизнесе она многому научилась и выработала собственные правила работы. О том, как создавалась сеть, которой доверяют свою внешность московские модники и спортсмены-олимпийцы (Bosco di Cillegi одевает российскую олимпийскую сборную), Екатерина рассказала в интервью, которое прошло в ее уютном кафе в Петровском пассаже.

Екатерина, Bosco di Cillegi – очень успешная по продажам компания. Как вам удалось построить систему закупок таким образом, что ваша маленькая компания выросла до уровня большого и процветающего бизнеса?

Главным в концепции были не закупки, а продажи. Основной задачей было хорошо продать. Когда мы начинали, время благоприятствовало, рынок был в зачаточном состоянии, но мы четко осознавали, что рынок со временем оздоровится, насытится и в итоге победит тот, кто умеет лучше продавать. Мы с самого начала работали над созданием условий, в которых клиенту комфортно покупать, чтобы он к нам возвращался. Мы руководствовались принципом «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Мы вкладывали много сил и средств в персонал, стараясь собрать команду единомышленников – качество обслуживания в расслоенном обществе 90-х как культура только формировалось. Мы создали учебный центр, где готовили и продавцов, и менеджеров. Это сейчас я знаю, что такие школы есть в мире, а тогда мы сами разрабатывали программы, учили продавцов общаться с клиентами – путь был эмпирическим. Мы считали, что главное – не только качество того, что продаешь и его адекватная цена, но и хорошее обслуживание.

Вы открыли магазины многих известных брендов. Как вы их отбирали?

Случайно. Рынок тогда был голодный, и все ошибки нам прощались, мы были первопроходцами. Раньше россияне любили более броские наряды, сегодня вкус стал более спокойным. На сегодняшний день у нас в Москве 100 с лишним магазинов, а всего около 160, и работает у нас более 5000 человек.

Вы с вашим мужем Михаилом Куснировичем создали эту компанию. А чем в компании вы занимаетесь сейчас?

Я коммерческий директор: подбираю партнеров, заключаю договоры, веду дела департамента закупки и анализа и департамента розничной торговли. Работаю с нашими закупщиками – воспитываю их пару лет, чтобы потом можно было пустить их в «свободное плавание». Ведь в принципе у нас нет должности закупщика. Это человек, который должен знать весь цикл производства, как работает схема «деньги – товар – деньги», знает, как формируется и удовлетворяется спрос клиентов. В компании нет автономного существования продавцов и закупщиков – закупщик ответственен и за продажи. Он после закупки должен объяснить персоналу философию бренда, коллекцию, снабдить его инструментами для продажи. Закупщики не могут отрываться от реальности. Они обязаны постоянно бывать в магазине, проводить количественный и качественный анализ, то есть определять бестселлеры коллекции, норму – так называются хорошо продаваемые вещи и витринные экземпляры.

Так чего же хотят ваши московские клиенты?

А клиентура у нас различная, и поэтому закупщик подбирает ассортимент для конкретного магазина. В одном – более консервативная публика, в другом – эпатажная, в третьем – одежда для молодых модников. В Москве все еще сохранилась традиция массовости: как только появляется тенденция, все начинают ей следовать – в одежде, прическе, макияже. Я заметила, что русские нарочито тщательно подбирают наряд и несколько перегибают палку. Когда у них есть деньги, то часто они одеваются с иголочки, но выглядит это как-то формально, словно они демонстрируют себя другим. Люди одеваются стильно, но в их гардеробе отсутствует легкость, а людям не хватает ироничного отношения к себе.

Вы делаете показы мод для клиентов – это такая форма маркетинга?

Конечно, эта форма работы с клиентами, но вместе с тем и праздник. Мы проводим свою неделю моды Bosco fashion week, в течение которой проходят показы, и наши клиенты выступают в роли моделей. Это не любительщина – это настоящий подиум, профессиональный свет, прически, макияж. Мы приглашаем для участия звезд кино и эстрады – клиентам очень нравится за кулисами с ними общаться. А с практической точки зрения – клиенты могут примерить много нарядов и получить специальные скидки. Каждая марка, которая принимает участие, может встретиться со своими лучшими клиентами – это очень здорово. Некоторые дизайнеры, как, например, лондонский Джилл Сандерс (Gill Saunders), специально приезжают с ними встретиться.

Вы, кажется, стали заниматься и ресторанами?

Да, у нас есть два ресторана на Красной площади, есть ресторан-кафе и бар. Но это не основной бизнес – нашей задачей было сформировать пространство, удобное для клиентов, предоставить им то место, где можно после шопинга выпить чашечку кофе. А при кафе в ГУМе мы открыли ретрогастроном, навеянный 50-ми, ведь ГУМ открылся в 1953 году. И тогда на витрине гастронома главного магазина страны было выставлено все самое лучшее. И сегодня вы можете купить любимые в детстве продукты – от тушенки до сгущенного молока и чая «Три слона». Кроме моды и еды мы занимаемся и театром – например, поддерживаем театр «Современник». Наша цель – донести до сознания людей простую истину, что не хлебом единым жив человек. Наши клиенты приходят на спектакли, ежегодно – это два-три проекта. В дополнение к этому стали проводить и киноретроспективу – в этом году ее посвятили Олегу Янковскому. Делаем это мероприятие в мае, когда нет закупок и можно отвлечься.

Бизнес в России может быть высокодоходным, но ведь это же и большая головная боль. Сложно ли работать с государственными структурами? Вы же независимая компания, сами создали свой бизнес!

В структурах ведь тоже работают люди. Надо их понимать, договариваться, но это бывает непросто. Но в бизнесе и с другими компаниями бывает нелегко. С 2001 года мы выполняем госзаказ – делаем форму для олимпийской команды. Этот проект стал очень успешным – и спортсменам нравится, и людям, которые ее покупают. Мы уже готовы для Игр в Ванкувере и боремся за право одевать спортсменов в Сочи. Задумываемся и об Олимпиаде в Лондоне. Мы недавно в Москве попали на парад – я так удивилась, что много людей вышло в костюмах Bosco sport. Некоторые, правда, были поддельными – у нас есть уникальные детали, которые сложно скопировать. С пиратством невозможно бороться, но хотя бы приятно, что нас копируют. Вообще нас сильно затянуло олимпийское движение – внутри него такая энергетика существует! Мой сын тоже втянулся – ему 15, надо учиться, но он очень хочет поехать с нами в Ванкувер.

Кем хочет стать сын?

Если бы я знала! Сейчас главное – закончить школу, сдать ЕГЭ – единый государственный экзамен, а потом, может быть, отправим его поучиться за границу. Я редко бываю в Англии, слышала, что образование здесь хорошее, но мне ближе по душе итальянцы – все же я там много времени провожу, да и сын неплохо говорит по-итальянски. Может быть, поедет учиться в Лугано – это недалеко от Милана, а в Милане, кстати, и офис наш есть – смогу его навещать.

Какие значительные изменения произошли в вашей компании за последнее время?

Мы стали заниматься ювелирными изделиями – мы не производим, только продаем. К нам стали обращаться производители – так что это был естественный шаг. Мы занимаемся продажей очень многих марок часов. Мы открыли в Смоленском пассаже шесть магазинов, ждем, когда они закончат ремонт, ГУМ – наш. Ну и следим, конечно, за тем, что делают конкуренты.

А кто ваш основной конкурент сегодня – Mercury?

Да, этого нельзя отрицать. У них есть торговый молл Luxury-Village, они по примеру распродаж в Европе стали делать большие сезонные скидки. Мы чувствуем конкуренцию – и сегодня, во время кризиса, наверное, острее, чем когда-либо.

Вы чувствуете, как кризис отразился на уровне продаж?

Какие-то марки по-прежнему продаются хорошо, но по сравнению с оборотом 2008 года спад составил 15-20%. Мы думаем, что и 2010 год будет не очень успешным, но к 2011-му ситуация выправится.

Вы меняете стратегию компании в связи с кризисом?

Да, он заставил мобилизоваться и сделать эффективными все процессы. Мы покупаем только то, что можем продать, я больше работаю с закупщиками. Может, и нужен был такой кризис, а то появилась излишняя легкость бытия.

Почему в России до сих пор нет магазинов-аутлетов дизайнерских брендов?

На Западе они есть, потому что крупные компании производят излишки, а их надо как-то перераспределять, освобождая место для новой коллекции. В России есть такое понятие – «эксклюзивные права». Например, у Bosco и Mercury есть эксклюзивные права на распространение определенных марок. Никто другой не может организовывать аутлеты – нет прав. Мы открыли такой магазин на Саввинской набережной, во время кризиса это был правильный маркетинговый шаг. В России есть аутлеты, но в них продаются более доступные марки.

» Почему в России появилась система эксклюзивных прав?

Раньше, когда крупный оператор брал на себя обязанности по реализации товара, западные партнеры соглашались давать такие права, потому что в условиях нестабильного рынка было немного возможностей найти гарантированного партнера, который и заплатит, и магазин хороший и в правильном месте откроет, – им это было удобно. Кризис, наверное, внесет свои коррективы, и появится больше операторов. Потому что западные компании потеряли привычный уровень доходов и теперь будут искать новых людей.

Вы находите время для отдыха?

Конечно, но времени на отдых мало. Я люблю Италию, люблю валяться на пляже. Но тут -возникает конфликт с мужем – он любит туризм. Он предпочитает поехать в Норвегию, посмотреть на фьорды, или в Исландию – там есть самый большой в мире плавающий ледник. Приходится находить компромисс – он так много работает, иногда до полуночи остается в офисе, ему надо отдыхать.

- Кем вы хотели стать?

Е. М.: Меня занесло совершенно случайно в Химико-технологический университет. У нас в старших классах не было учителя химии, а мама моя, врач, хотела, чтобы я пошла по ее стопам и поступала в медицинский. Мне этого абсолютно не хотелось. Но на тот момент я была послушной дочкой и пошла учиться в химшколу при институте. В течение двух лет я поняла, что все-таки врачом быть не хочу.

- Спасать людей - это не ваше?

Е. М.: Тогда я думала, что это точно не мое. Уже с годами поняла, что, наверное, была бы хорошим врачом - мне эта профессия интересна. В то время мне казалось, что надо пойти куда-нибудь в легкий жанр: музыкальная комедия, оперетта. Чего-то мне хотелось такого музыкально-фееричного. Но когда я заканчивала школу, на комедию набора не было. Судя по всему, не нужно было столько артистов. Но я сказала маме с папой, что точно не буду поступать в медицинский. Папа ответил: «Хорошо, тогда в инженеры». Потому что папа - инженер. Не врач, так инженер - это было понятно.

- Вы легко учились?

Е. М.: Легко, потому что была дисциплинированная. В общем, я поступила в этот Химико-технологический, совершенно не собираясь быть химиком. Думала, сейчас годик тут протяну, а потом пойду в Гнесинский. Конечно, родители постоянно говорили, что артистка - специальность несерьезная.

И мы познакомились с моим будущим мужем Михаилом Эрнестовичем Куснировичем . Он был такой, как говорили, основной: руководил профкомом, агитбригадой третьего курса, заседал в каком-то комитете, всех знал. К нему мы, молодые студенты, пришли показывать номер.

И вот стоял мой будущий муж, облокотившись на рояль, такой просто Немирович-Данченко.

Мы говорим: «Помогите нам. Посмотрите, пожалуйста, номер». И он, так прислонившись к роялю, который на самом деле был разбитым пианино, говорит: «Ну, хорошо, так и быть». У меня было розовое платье, чехословацкое, с защипчиками, рукава фонариком. И вот я была в этом платье и с гитарой - репетировала. Я себе казалась сказочно хороша! Такой он меня и увидел. Я всегда любила принарядиться в ретростиле. Помню, бабушка подарила лису, настоящую, с мордой. И я сделала пальто, расклешенное, с талией и с лисой. Это производило неизгладимое впечатление на потенциальных поклонников. Потом еще был такой весомый аргумент для кавалера, как коса. Накладная. Тоже бабушкина. Время от времени я эту косу цепляла. Бывало, на первое свидание - с косой, а на второе - уже думаешь, с ней или без, вдруг за косу-то он меня и полюбил. После этой первой встречи старшие взяли нас в оборот. Тогда мы познакомились ближе. Потом меня позвали в большую агитбригаду. Я выступала в роли пионера Пети! Собственно, так и стала химиком: бодро проучилась все эти годы и даже получила приглашение в аспирантуру.

Но потом развалился Советский Союз, мой научный руководитель, известный профессор Кругликов уехал, для опытов мы собирали банки из-под майонеза, потому что не было химической посуды. В общем, для занятий наукой требовался настоящий фанатизм, которого у меня не было. И тут появились первые кооперативные кафе. «Кропоткинская, 36», например.

- Ресторан «Сирена»?

Е. М.: Нет, «Сирена» дорогой! В кафе на Кропоткинской тебе не говорили: «Вас тут много, а я одна», «Курицы нет». Видно, тогда у Михаила Эрнестовича и зародилась мысль: мы понимаем, что такое сервис, нам хочется делать так, чтобы людям было приятно и интересно, неважно что. И тогда Михаил Эрнестович организовал первое предприятие. Они с партнером возили туристические группы. Потом он организовывал культурные обмены. И мы ездили в роли группы художественной самодеятельности. Михаил Эрнестович - режиссер, я - актриса. Я была у него Орлова, и он - мой Александров. Выступали по итальянским деревням, пели русские народные песни, цыганские. Я имела огромный успех среди гидравликов.

- Михаил Эрнестович не опасался, что итальянцы умыкнут его Орлову?

Е. М.: Он был очень грамотный. Уже тогда деваться мне было абсолютно некуда. Что он - моя судьба, я поняла в ответственный для страны момент, когда случился штурм Белого дома: я не пошла на баррикады, переживала дома, а Эрнестович пошел. И все, позвонила и говорю: «Эрнестович, возвращайся с баррикад, пойдем в загс». А он говорит: «Я не могу в понедельник, пошли во вторник».

- Карусели уже крутились тогда?

Е. М.: Это были еще не карусели. Был туризм, потом мы ездили в Бельгию по приглашению хозяина казино, который мечтал открыть казино в Москве и искал партнера. Куснирович всегда выглядел солидно и вызывал доверие у людей, поэтому принимали нас на высоком уровне. Мы даже попробовали играть в рулетку и выиграли целую тысячу долларов! На этом, слава богу, наша история с казино закончилась.

Однажды к Эрнестовичу зашел знакомый и предложил: «Давайте попробуем продавать трикотаж». Чтобы меня чем-то занять и чтобы я не пошла куда-то на сторону, Эрнестович поручил это дело мне. Так началась моя карьера в торговле. В один прекрасный день мы открыли секцию мужского трикотажа в Петровском пассаже.

- То есть вы не пошли на рынок, где в тот момент находилась едва ли не вся страна?

Е. М.: У меня была очень интеллигентная партнерша Арина Николаевна (Жукова-Полянская, дочь народного художника СССР Николая Жукова. - Forbes Woman. ), искусствовед, - какой там рынок! Арина Николаевна говорила: «Катечка, мы сейчас сделаем мерчандайзинг в соответствии с переходом холодной гаммы в теплую». Я в то время знала только, как отличить по цвету насыщенный раствор медного купороса от слабого. Я до сих пор помню торжественное открытие нашей секции.

Пришел Михаил Эрнестович, принес какой-то маленький телевизор и объявил: «Атмосферу сейчас создадим», - там Паваротти пел.

И мы в первый день так лихо продавали наши свитерки, от холодной до теплой гаммы. Все продали! Он говорит: «Ну, езжайте в Италию, набирайте со склада». У нас в секции тогда работали профессионалы, закончившие Плехановский институт. Эти девочки, теперь уже многие бабушки, до сих пор работают с нами, а я помню, как мы вместе учились улыбаться клиенту.

- Вам казалось, что это этап, вы его пройдете и будете заниматься чем-то другим?

Е. М.: По крайней мере вначале Михаилу Эрнестовичу точно так казалось, пока он не увидел результатов этих продаж, увидел, что это интересная вещь, что ее можно развивать. Я в тот момент ничего не чувствовала, а Эрнестович - стратег, он понимает и чувствует момент времени, знает, куда развиться. А я могу получать удовольствие от любого процесса. Когда мы стали развиваться, начали покупать какие-то серьезные бренды. И общение с этими брендами многому меня научило. Когда мы открыли первый Mara в 1997-м, это была огромная школа для меня. Слава богу, к тому времени я уже понимала итальянский достаточно хорошо. Даже попросилась в магазин Max Mara в Италии.

Был ли процесс освоения новых брендов похож на эпоху географических открытий, с приключениями и завоеваниями?

Е. М.: Компании сами хотели выйти на российский рынок, потому что они чувствовали, как ни крути, что здесь Клондайк. Nina Ricci, которую мы открыли в 1993-м, продавалась так - просто передать не могу! Специально для нас работала фабрика по производству дубленок.

- Один из вас вряд ли подарит другому что-нибудь из Etro. Как решается в семье вопрос с подарками?

Е. М.: Лучший подарок, как известно, это книга. В разные времена Куснирович не то что дарил, а иногда подкидывал что-то почитать. Он с юности занимался моим образованием, как он считает. Сначала он часто покупал мне одежду. Он всегда твердо стоял на своем выборе: «Нет, надевай эту розовую шубу!» И легче было согласиться.

- Режиссерский талант Михаила Эрнестовича затрагивает внутрисемейные праздники?

Е. М.: У нас вся жизнь - праздник! И перформанс. Ни одно семейное дело просто так не проходит. Например, ездили мы в Суздаль на Новый год семьей. Нас пригласил близкий друг. Любая женщина подумает: не надо готовить стол, приедем, покормят, ляжем спать, погуляем. Приехали, все нормально, пришли в гости. Куснирович сразу куда-то исчез. Пошел в другой дом, где мы должны были встречать Новый год. Но, оказывается, до этого он туда отправил целую «Газель» с реквизитом. Елка, которая ему нравится, игрушки советские. Не дай бог там, куда нас пригласили, не будет елки, которая нравится Михаилу Эрнестовичу! Подарки, заготовленные на 50 человек разных возрастов - мы же не знаем, кто там будет. Конфеты, эти наши коробки, мандарины, куча всякой еды, два официанта, повар. И плюс костюмы - Козы, Деда Мороза, Снегурочки и так далее. Я в принципе не против, но он же весь Новый год в фартуке бегал и гонял повара с официантами.

- Фестиваль «Черешневый лес» должен был доказать Эдите Иосифовне (маме Михаила Куснировича. - Forbes Woman.), что вы не стали совсем продавцами?

Е. М.: У Михаила Эрнестовича всегда была потребность в связи с искусством. То есть в какой-то степени это оправдание, что не все же это потребление: заработал и пошел купил самолет. Ее признание Михаила Эрнестовича, его заслуг, что он смог заработать деньги для того, чтобы быть рядом с искусством, имеет большое значение. И Эдита Иосифовна этим сейчас активно занимается, это дает ей силы и необходимость хорошо выглядеть. У нее есть дело, у нее есть круг общения - и какой круг общения благодаря этому фестивалю!

- Как вы решились на то, чтобы самостоятельно создавать одежду?

Е. М.: Мы делали форму для олимпийского движения и продолжаем делать уже 14 лет. Меня кинули на разработку коллекции, потому что я хорошо разбиралась в том, что лучше продается. Задачей было сделать форму, чтобы это было удобно, практично и хорошо носилось. И через какое-то время мы поняли, что наш клиент, к которому мы привыкли, не удовлетворен этим простым патриотичным дизайном. Так родился Bosco Fresh - одежда для нормальной жизни с некоторым спортивным уклоном.

- Какие стратегические движения предприняты в нынешней ситуации?

Е. М.: Ситуация непростая, и говорить о том, что мы ничего не почувствовали, невозможно, это неправда. Есть спад продаж по сравнению с прошлым годом, есть спад клиентского интереса. Мы грамотно относимся к планированию и бюджету закупки на следующий сезон, мы изменили систему лояльности. Учитывая высокий курс, уменьшили начальный процент наценки. Чтобы сохранить на минимальном уровне наш маржинальный доход, должны были сократить скидки. Мы будем создавать новые структуры для клиентов, новые предложения. Безусловно, будем каким-то образом повышать эффективность имеющегося бизнеса, то есть оставлять только те проекты, которые хорошо работают. При этом все равно будем развиваться. Сейчас мы должны особое внимание уделять качеству обслуживания. Настало время перфекционизма.

- Не смущает ли вас исключительная близость ГУМа к Кремлю?

Е. М.: Совершенно не смущает, даже наоборот, в некоторых случаях вдохновляет. Например, при создании патриотических коллекций «Боско Спорт» для наших олимпийцев.

Что вы почувствовали, когда из-за митинга в поддержку Навального пришлось отменить праздник цветов, который должен был пройти на Красной площади?

Е. М.: Я подумала, что можно сосредоточиться на каких-то других проблемах, решение которых зависит от нас.

Председатель наблюдательного совета компании Bosco di Ciliegi (принадлежит 50,2% акций), председатель совета директоров ГУМа .

Активы

Основные проекты Михаила Куснировича сосредоточены:

  • в сфере торговли (ЗАО ММД «Восток и Запад» , Bosco di Ciliegi).

Состояние

Биография

Образование

1989 г. - окончил Московский химико-технологический институт (МХТИ) им.М.И.Менделеева (сейчас Российский химико-технологический университет) по специальности «Химик-технолог».

Карьера

1989 - 1991 гг. - работал в издательстве «ИМА-Пресс».

1991 г. - основал группу компаний Bosco di Ciliegi.

1991 г. - совладелец, сначала генеральный директор, потом президент ЗАО ММД «Восток и Запад» и председатель наблюдательного совета Bosco di Ciliegi.

Бизнес-секреты: Михаил Куснирович

Михаилом Куснирович: o бизнесе

Награды

12 октября 2006 г. - орден «Заслуженный командор Итальянской Республики» (высшая итальянская награда).

6 апреля 2009 г. - лауреат итальянской премии «Леонардо» за значительный вклад в укрепление и продвижение имиджа Италии в мире .

28 февраля 2011 г. - лауреат премии «Персона года 2011» в номинации «Руководитель ритейлового бизнеса» .

Награжден Благодарственной государственной грамотой Президента РФ.

Благотворительность

С 2001 г. выступает организатором фестиваля искусств «Черешневый лес», во время которого каждый год звезды театра, кино, телевидения, деятелей искусства, спорта и бизнеса сажают черешневые деревья .

Просмотров