Адмирал Нахимов (броненосный крейсер). Современные корабли, названные в честь адмирала П

В 1895 году крейсер участвовал в маневрах на рейде китайского порта Чифу , затем посетил Владивосток , корейские и японские порты. В мае 1898 года вернулся на Балтику.

После модернизации крейсер, в 1900 году причисленный к гвардейскому экипажу, отправился в третье плавание на Тихий океан. В течение двух лет участвовал в маневрах Порт-Артурской эскадры, посетил Японию и Корею, выполнял дипломатические миссии. В мае 1903 года вернулся в Кронштадт. К сожалению, во время модернизации, не были заменены устаревшие орудия. Эта, уже намеченная замена, в ходе работ, была перенесена на следующую модернизацию, а как следствие в русско-японскую войну, в общем то ещё мощный крейсер, был почти безоружен перед своими противниками вследствие малой дальности и низкой скорострельности артиллерии. Во многом ради этой модернизации (а также планового ремонта) крейсер был возвращен в канун войны на Балтику. Однако ослабив своим отсутствием 1-ю Тихоокеанскую эскадру (несмотря на то, что старые орудия были плохо приспособлены к эскадренному бою, а скорость уже не позволяла выполнять рейдерские операции, благодаря наличию нескольких 8" орудий ГК, он являлся идеальным кораблём для защиты от миноносцев), он, не успев пройти намеченную модернизацию, лишь незначительно усилил 2-ю(низкая скорость, слабое бронирование и уже запредельно низкая для своего времени дальнобойность и скорострельность артиллерии, делала крейсер малоприспособленным кораблем линейного боя, для которого и была создана эта эскадра).

В 1902-1903 годы старшим офицером крейсера служил великий князь Кирилл Владимирович Романов .

Русско-японская война, гибель крейсера

С началом русско-японской войны «Адмирал Нахимов» под командованием капитана 1-го ранга А. А. Родионова вошел в состав 2-го броненосного отряда 2-й Тихоокеанской эскадры (командир отряда - контр-адмирал Д. Г. Фелькерзам). 14 мая 1905 года в Цусимском сражении крейсер получил около 20 попаданий снарядами, а ночью в 21:30-22:00 торпедирован в правый борт с носа. По данным экипажа (не подтверждаемыми японскими историками) в ходе ночного боя крейсер потопил два (по утверждению Родионова даже три) миноносца противника залпами кормовой и правой 8" башен. Ещё как-минимум три попадания 8" снарядов в крейсер «Ивате», нанесших последнему серьёзные повреждения, тоже стоит отнести на счёт комендоров русского броненосного крейсера, что следует из донесения командира кормовой 8-дюймовой башни мичмана Алексея Рождественского, пишущего о стрельбе по данному кораблю и данных о повреждении крейсера 8" снарядами, отсутствующими на других кораблях русского флота. Возможна ошибка в оценке повреждений (японцы могли спутать близкие по мощи 8" снаряды «Адмирала Нахимова» и 9" «Николая I»), по этому данное утверждение можно отнести к разряду высоковероятностных.

Утром 15 мая полузатопленный корабль, продолжал героическое движение кормой вперед (из-за носовой пробоины и как следствие сильного дифферента) и был окончательно затоплен экипажем лишь при появлении японских кораблей.

В целом, предельно устаревший крейсер проявил в тяжелейших условиях «цусимского побоища » более чем достойно. Этому способствовали и как независящие факторы (малое огневое воздействие противника), так и умелые действия экипажа вкупе с удачным расположение артиллерии для отражения миноносных атак.

Список офицеров крейсера, взятых в плен после Цусимского сражения

  1. Кобыльченко Иван, прапорщик (младший судовой механик)
  2. Фролков Николай, прапорщик (младший судовой механик)
  3. Микуловский Болеслав, прапорщик (вахтенный офицер)
  4. Лонфельд А. К., прапорщик (вахтенный офицер)
  5. Энгельгардт Михаил, мичман (вахтенный офицер)
  6. Винокуров Евгений, мичман (вахтенный офицер)
  7. Рождественский Алексей, мичман (вахтенный офицер)
  8. Кузьминский Василий, мичман (младший штурманский офицер)
  9. Михайлов Павел, мичман (младший минный офицер)
  10. Данилов Николай, мичман (вахтенный начальник)
  11. Щепотьев Сергей, поручик (младший судовой механик)
  12. Сухаржевский Дмитрий, поручик (младший судовой механик)
  13. Родионов М. А, лейтенант (помощник старшего судового механика)
  14. Шеманов Н. З., подполковник (старший судовой механик)
  15. Нордман Николай, лейтенант (ревизор)
  16. Крашенинников Пётр, лейтенант (вахтенный начальник)
  17. Мисников Николай, лейтенант (вахтенный начальник)
  18. Смирнов Н. А., лейтенант (младший артиллерийский офицер)
  19. Гертнер 1-й И. М., лейтенант (старший артиллерийский офицер)
  20. Мазуров Г. Н ., капитан 2-го ранга (вахтенный начальник)
  21. Семёнов, капитан 2-го ранга
  22. Гроссман В. А., капитан 2-го ранга (старший офицер)
  23. Клочковский В. Е. , лейтенант (старший вахтенный офицер, и. д. штурманского помощника)
  24. Родионов А. А. , капитан 1-го ранга (командир)

Миф о затонувшем золоте

Крейсер «Адмирал Нахимов» пребывал в относительной безвестности, пока в 1933 году американец Гарри Ризберг в книге «600 миллиардов под водой» заявил о том, что на борту четырех русских кораблей из 2-й Тихоокеанской эскадры, потопленных при Цусиме, находились сокровища на общую сумму в 5 млн долларов. По чистой случайности американец указал, что больше всего золота (2 млн долларов) пошло на дно вместе с «Адмиралом Нахимовым».

В ноябре 1980 года японский миллионер Такео Сасагава заявил, что выделил огромную сумму на спасение русского золота, поскольку затонувший «Адмирал Нахимов» был найден. Миллионер рассказывал о найденных на борту ящиках с золотыми монетами, слитками платины и золота. Позднее Сасагава позировал перед фотографами, держа в руках платиновые слитки, якобы поднятые с крейсера, однако новых находок не демонстрировал, ссылаясь на непредвиденные трудности.

С. В. Сулига

Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов»

(Морская коллекция - 2)

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»»

Издается с января 1995 г.

ОБЛОЖКА: 1-я стр. - рис. А.Заикина; 3-я стр. - В.Емышева; 4-я стр. - С.Балакина

Все фотографии даны без ретуши


ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

Перед вами второй номер «МОРСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ» - приложения к журналу «МОДЕЛИСТ-КОН СТРУКТОР». Именно по этому номеру вы сможете судить и о будущих монографиях - таких, как «Броненосные крейсера типа “Гарибальди!”», «Авианосцы типа “Лексингтон”», «Линкор “Джулио Чезаре”» (“Новороссийск”) и других, находящихся в стадии редакционной подготовки. Все эти издания построены по такой же схеме и будут включать подробные описания конструкции и вооружения, разрезы, схемы, чертежи общего вида, цветные проекции и многочисленные фотографии, историю создания и службы знаменитых кораблей.

Особое место в планах редакции занимает издание тематических справочников по корабельному составу, поскольку спрос на такую литературу значителен. В настоящее время готовятся материалы, посвященные кораблям первой мировой войны: «ВМС Великобритании 1914–1918 гг.», «ВМС Германии 1914–1918 гг.», «ВМС Италии и Австро-Венгрии 1914–1918 гг.», «Российский Императорский флот 1914–1917 гг.», а также выпуски на другие темы. Кроме того, предполагается с 1996 года готовить номера по истории флота в виде сборников статей разных авторов. Так что советуем не упустить свой шанс и стать подписчиком нашего журнала. Помимо гарантированного получения всех номеров, многие из вас еще и сэкономят немалые деньги - ведь цена одного подписного номера «Морской коллекции» на сегодняшний день гораздо дешевле купленного в розницу.

Подписка на журнал принимается во всех отделениях связи, индекс по каталогу ЦРПА «Роспечать» 73474.


В планах редакции организовать ряд услуг для наших подписчиков - любителей истории флота и судомоделистов. В частности, предполагаем начать рассылку по индивидуальным заказам комплектов чертежей, фотографий целого ряда кораблей и судов. Пока же напомним, что творческая лаборатория «Эврика» предлагает следующие разработки:

Корвет «Оливуца» (Россия, 1841 г.) - 4 листа чертежей форматом 60x40 см с пояснительной запиской, корпус в масштабе 1:100, деталировка 1:50 и 1:25, подробные таблицы рангоута;

Торпедные катера S-26, S-142 и S-1 (Германия, 1939–1943 гг.) - 2 листа чертежей форматом 60x40 см с пояснительной запиской, масштаб 1:75;

Крейсер 1 ранга «Россия» (1897 г.) - 2 листа чертежей форматом 60x40 см с пояснительной запиской, масштаб 1:200.

Заявки присылайте в адрес редакции с обязательной пометкой «Эврика».


И последнее. Нам хотелось бы знать ваше мнение о содержании и оформлении первых выпусков «Морской коллекции», форме подачи материалов в них. Хотя редакция не в состоянии ответить на все письма, любой ваш отзыв, совет, интересное предложение не останутся без внимания.

Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» - один из интереснейших кораблей своего времени. При сравнении его с представителями такого же класса в русском и иностранных флотах бросалось в глаза его значительное превосходство в артиллерийской мощи. Кроме естественного чувства гордости за отечественное кораблестроение, возникает и недоумение - почему столь, казалось бы, удачный корабль не стал родоначальником целой серии башенных крейсеров с броневым поясом по ватерлинии, в других флотах появившихся много позже! Увы, Россия, введя в строй «Нахимова», который по числу орудий главного калибра и весу бортового залпа вдвое превосходил своих современников, почему-то снова вернулась к постройке броненосных крейсеров со «стандартным» числом стволов главной артиллерии, расположенных, как и орудия среднего калибра, в палубных бортовых установках. В результате, когда в 1904 году началась война с Японией, эти крейсера по артиллерии и ее защите оказались слабее аналогичных кораблей противника.

«Адмирал Нахимов» среди русских моряков пользовался большой популярностью. Вот какую характеристику ему дал известный русский и советский кораблестроитель В.П.Костенко: «С раннего детства чувствовал привязанность к этому кораблю, который своим внешним видом производил впечатление силы и решительности благодаря сильно выдвинутому тарану, одной дымовой трубе… и пропорциональным очертаниям его сравнительно короткого корпуса».

Крейсер проектировался и строился в переходный период развития броненосного флота, когда на кораблях уживались паровые машины и парусный рангоут, орудия казнозарядные и заряжающиеся с дула, торпеды и шестовые мины, электрические системы производства стрельбы и освещение помещений масляными фонарями. Не был исключением и «Адмирал Нахимов». Он запомнился и тем, что стал самым большим парусным бригом за всю историю Российского военного флота, и тем, что на нем впервые в России применили электрическое освещение помещений и противоторпедные сети. Корабль первым получил новые орудия системы 1884 года, но сохранил устаревшие паровые машины двойного расширения, изготовленные по образцу спроектированных в 1880 году на заводе Элдера в Глазго для царской яхты «Ливадия». Все последующие русские корабли имели уже машины тройного расширения пара.

После ввода в строй в 1888 году «Адмирал Нахимов» сразу перешел на Дальний Восток, где и прошла большая часть его службы. Он участвовал во многих событиях, связанных с укреплением позиций России на Тихом океане. Это и дипломатические миссии, боевые маневры, гидрографические работы и даже «придворная служба». В числе первых крейсеру пришлось обживать Порт-Артур - новую базу флота.

Начало войны застало заслуженный корабль в Кронштадте. К тому времени он уже лишился парусного рангоута и приобрел более современные очертания, хотя и сохранил устаревшую артиллерию. Учитывая нехватку новых кораблей, «Адмирал Нахимов» включили в состав Второй эскадры Флота Тихого океана. Поход к Цусиме стал его последним океанским плаванием…

Спустя 80 лет именно к этому кораблю интерес вспыхнул с необычайной силой. Золото! Японцы откуда-то раздобыли сведения, что «Нахимов» вез «казну» русской эскадры в золотых слитках. Поставленные на широкую ногу подводные работы, однако, не принесли желаемого результата. С корабля подняли много интересных и ценных вещей, но все «слитки» оказались… свинцовыми балластными чушками. Благодаря неподтвердившемуся слуху «Адмирал Нахимов» пока остается единственным обследованным кораблем из числа погибших в трагическом для России Цусимском сражении.


Броненосный крейсер «Имперьюз» - прототип «Адмирала Нахимова». Первоначальный внешний вид и схема бронирования после демонтажа парусного вооружения.

Задание Морскому техническому комитету (МТК) на проектирование нового броненосного корабля крейсерского назначения, который следовало построить в рамках программы 1881 года, управляющий Морским министерством вице-адмирал И.А.Шестаков сформулировал 18 мая 1882 года (здесь и далее даты по старому стилю). По его требованию новый корабль должен был иметь броню по ватерлинии (ВЛ) не менее 10 дюймов (254 мм), артиллерию главного калибра (ГК) 11 дюймов (280 мм), большой запас угля, скорость хода не менее 15 узлов, осадку не более 26 футов (7,92 м) и полное парусное вооружение. В качестве возможных прототипов МТК рассмотрел английский броненосный крейсер «Нельсон» постройки 1874–1881 годов (7630 т, 14 уз., 4 254-мм и 8 229-мм орудий в батарее, неполный 254-мм пояс по ВЛ и бронепалуба в оконечностях, защита орудий ГК 229 мм); строящийся в Англии бразильский броненосец «Риачуэло» (5610 т, 16,7 уз., неполный пояс 280–178 мм, 4 234-мм орудия в двух башнях с броней 254 мм, 6 140-мм пушек) и английский броненосный крейсер «Имперьюз», заложенный в августе 1881 года (7400 т, 16 уз., 4 234-мм орудия в барбетных установках со щитами и 10 152-мм орудий в батарее, 254-мм неполный пояс по ВЛ, карапасная бронепалуба в оконечностях). Последний, сочетавший мощное вооружение, хорошее бронирование, высокую скорость и большой запас угля, привлек внимание русских специалистов.

Однотипные «Имперьюз» и «Уорспайт» среди современных английских кораблей резко выделялись расположением артиллерии и формой корпуса. Чтобы понять причину появления во флоте «владычицы морей» столь необычных для него кораблей, в которых заметно проглядывало французское влияние, следует вернуться к 1880 году, когда Совет Адмиралтейства признал необходимость закладки нескольких броненосцев 2-го класса для службы в дальних морях, где значительное беспокойство Англии могли доставить русские броненосные крейсера. Учитывая, что новым кораблям во время военных действий придется вести не эскадренный бой, а одиночные дуэли, для них решили применить «французскую» систему расположения ГК - ромбом (по одному орудию в оконечностях и по одному с каждого борта). Теоретически это позволяло сконцентрировать в любом направлении огонь трех орудии, тогда как традиционная «британская» система обеспечивала бортовой залп из четырех орудий, но в нос и корму могли стрелять только два. Заложенные в 1881 году «Имперьюз» и «Уорспайт» официально числились как «барбетные корабли со стальным бронированием», но среди английских моряков они считались «белыми слонами» (аналог нашей «белой вороны»). Кроме необычного для флота «владычицы морей» расположения орудий и формы корпуса с заваленными вверху бортами, эта пара странным образом сочетала длинноствольные казнозарядные орудия и полную парусную оснастку. Британский адмирал сэр Джон Коммерел считал их «самыми неудачными из современных кораблей, плохо спроектированными, плохо построенными и абсолютно опасными»… для собственного экипажа. Возможно, это была и слишком резкая критика, но ни одного положительного отзыва об этих кораблях в документах того времени не нашлось. После переклассификации в «защищенные крейсера» (protected cruisers - так англичане называли свои бронепалубные крейсера в отличие от броненосных - belted cruisers) их снисходительно называли «полезными флагманскими кораблями на дальних станциях». Известный английский историк О.Парке писал: «Лучшее, что может быть сказано об «Имперьюз» и «Уорспайт», так это то, что они могли давать бортовой залп из трех 9,2-дюймовых и пяти 6-дюймовых орудий на скорости 16 узлов».

Имя самого знаменитого и любимого народом русского адмирала Павла Степановича Нахимова не было в почете ни у царских семей и их окружения, ни, как не парадоксально, у морских чиновников с адмиральскими погонами на плечах. Видимо, потому, что. занимая один из высочайших постов на юге России, П.С. Нахимов так никогда чиновником и не был, а всегда оставался моряком и флотоводцем. Лишь спустя тридцать лет после его гибели в его честь был назван корабль, которому и посвящен этот очерк, дополненный подлинными документами.

Как был устроен броненосный крейсер “Адмирал Нахимов”*

Как был устроен броненосный крейсер “Адмирал Нахимов”

Корпус крейсера имел длину по грузовой ватерлинии 101,5 м, длину между перпендикулярами 97,9 м, наибольшую длину 103,3 м, наибольшую ширину 18,6 м, проектную осадку 7,54 м носом, 7,85 кормой (средняя 7,67 м) и набирался из 138 шпангоутов (шпация 1,22 метра). Шпангоуты обеспечивали поперечную прочность и полные образования, (коэффициент полноты водоизмещения 0,63, отношение наибольшей длины к ширине 5,55, ширины к средней осадке 2,43), присущие всем броненосцам той поры, а двойное дно между 4 и 134 шпангоутами , 9 поперечных и одна продольная (от внутреннего дна до жилой палубы) переборка между 36 и 102 шпангоутами делили его на многие водонепроницаемые отсеки. Наружная обшивка корпуса в средней части по длине 61 м набиралась из листов толщиной 14,3 мм и длиной не менее 4,9 метра. К оконечностям размеры и толщина листов несколько уменьшались. Поверх наружной обшивки для уменьшения обрастания водорослями крепились деревянная и медная обшивки, столь типичные для любого крейсера той поры.

Продольная прочность обеспечивалась четырьмя стрингерами, верхний из которых одновременно являлся и шельфом под броню. На протяжении 48,8 метра на уровне третьего стрингера шли бортовые кили. Они предназначались для обеспечения кораблю более плавной качки. Штевни, руль и рулевую раму отлили из бронзы.

Водоотливная система была аналогична водоотливной системе броненосцев типа “Екатерина II”(см. книгу автора «Броненосцы типа “Екатерина II”» С.-Пб. 1994 г.).

На корабле стояли 2 главных паровых машины двойного расширения системы “компаунд” общей проектной мощностью 8000 л.с. Машины в 1886 году изготовили на Балтийском заводе, строившем крейсер. Каждая машина имела по 3 цилиндра - 1 высокого (диаметром 152 мм) и 2 низкого (диаметром 1981 мм) давления и работала на свой гребной винт. Ход поршня равнялся 1066 мм. Гребные винты самой распространенной тогда системы Грифита имели шаг 21 фут (6,4 м) и диаметр 16 футов (4,88 м). Но затем лопасти заменили, и их диаметр увеличился до 17 футов (5,18 м)

Пар к механизмам подавался от 12 цилиндрических огнетрубных котлов (диаметр трубок 76,2 мм), рассчитанных на рабочее давление 5,2 атмосферы. Вес котлов с водой равнялся 670 тоннам.

Следует отметить, что машины и котлы исправно прослужили длительное время, обеспечивая кораблю его проектную скорость. Лишь спустя 16,5 лет после изготовления машин в декабре 1902 года лопнула главная паропроводная труба (в ней появилась трещина длиной 419 мм) диаметром 381 мм с толщиной стенок 6,35 мм. К счастью, авария обошлась без жертв.

Бронирование по ватерлинии состояло из сталежелезного броневого пояса длиной 149 футов (42,4 м) простиравшегося от 32 до 106 шпангоута. Пояс имел высоту 7 футов 10 1/2 д, а плиты толщину 9 дюймов (229 мм), утончаясь к низу до 6 (152 мм). Плиты укладывались на лиственничную подкладку, брусья которой расположили горизонтально. С носа и кормы поясную броню замыкали 9-дюймовые (229-мм) броневые траверзы, образовывая таким образом цитадель, в которой находились все жизненно важные механизмы.

Поверх пояса шла жилая или броневая палуба. Она от носа до кормы настилалась из стальных полудюймовых листов (12,5 мм). Поверх этих листов, но только в пределах цитадели стелился еще один ряд 38-мм стальных плит, и общая толщина броневой палубы достигала 50,5 мм. Вне цитадели в нос и корму до штевней простиралась 76,2-мм карапасная палуба. Она от12 до 32 шпангоута в нос о от 106 до130 в корму шла горизонтально на уровне ватерлинии и далее снижалась и доходила до штевней.

Барбеты каждой башни защищались 8-дюймовыми вертикально стоящими плитами высотой 7 футов (2,13 м). Плиты укладывыли на лиственничную подкладку состоящую из 8-дюймовых (203-мм) вертикальных брусьев. Колпаки, защищавшие башенные расчеты от осколков и малокалиберной артиллерии, имели легкое бронирование и вращались вместе со столами барбетов.

В районе носового и кормового барбетов жилая палуба усиливалась - на нее дополнительно стелились 12,5-мм стальные листы. Под каждым барбетом вниз до броневой палубы шли трубы подачи боезапаса диаметром 0,762 м. Трубы имели 76-мм броневое прикрытие.

Некоторое бронирование имели и 152-мм орудия: борт усиливался до 37 мм, а сами орудия разделялись 11-мм переборками. Боевая рубка диаметром 1,9 м имела защиту из 203-мм плит.

Артиллерия главного калибра состояла из 8 8-дюймовых (203-мм) орудий с длиной канала ствола в 35 калибров, установленных в 4-х барбетных установках и 10 6-дюймовых (152-мм) орудий с длиной канала ствола в 35 калибров, стоявших на батарейной палубе. Их боезапас состоял из 100 снарядов и зарядов на каждое 203-мм и 160 снарядов и 240 зарядов на каждое 152-мм орудие.

Для отражения атак миноносцев на мостиках стояло 6 47-мм, 4 37-мм пятиствольных орудия системы Готчкисса, 4 4-фунтовых орудия и 2 2,5-дюймовых (63,5-мм)десантных орудия системы Барановского на колесных лафетах.

В минное вооружение (на 1 января 1889 г.) входили 2 бортовых поворотных и 1 кормовой торпедный аппарат, предназначенные для стрельбы 19-футовыми минами Уайтхеда. Выстреливать торпеды могли как при помощи сжатого воздуха, так и пороховыми зарядами. Для вооружения катеров на крейсере имелись 2 торпедных аппарата для 15-футовых мин. Эти аппараты стреляли только пороховыми зарядами.

В дополнение к этим аппаратам на 2-х гребных катерах стояли шестовые мины, а на 2-х паровых катерах по одному метательному аппарату для несамоходных торпед. Боевой запас состоял из 9 торпед образца 1886 и 1887 годов и 6 метательных мин. Кроме них в специальном минном погребе хранились 40 сфероконических мин заграждения, которые устанавливали с катеров. Для нагнетания сжатого воздуха в балоны аппаратов на корабле имелось 2 “воздухопитательных” насоса системы Шварцкопфа. Сжатый воздух хранился в двух балонах или, как их тогда называли, “воздухохранителях” длиной чуть более 2 метров и диаметром 381 мм.

«Адмирал Нахимов» станет ракетным линкором

Вслед за США Россия готовит собственный потенциал быстрого глобального удара

В Северодвинске начались активные работы по ремонту и модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» (бывший «Калинин») проекта 11442 «Орлан». Почти обезлюдевшую гигантскую ржавую «посудину», бесцельно проторчавшую у здешнего заводского причала с июля 1997 года, решено не просто реанимировать, а превратить, по сути, в частично бронированный «ракетный линкор», не имеющий аналогов в мире.

Обойдется стране это минимум в 50 миллиардов рублей - примерно в сумму, за которую мы неизвестно зачем покупаем у Франции каждый вертолетоносец типа «Мистраль».

Впрочем, недавно завершившаяся многолетняя история с превращением в том же Северодвинске тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» в полноценный индийский авианосец «Викрамадитья» свидетельствует, что на самом деле ремонт «Нахимова» обойдется куда дороже покупки «Мистраля».

авианосец “ Викрамадитья “

На Севмаше завершено строительство первого понтона для перевода крейсера «Адмирал Нахимов» через ворота батопорта. Работы начались в ноябре прошлого года. Сейчас изделие проходит испытания.

На Северный флот обновленный «Адмирал Нахимов» по плану должен вернуться в 2018 году. Однако это будет нечто большее, чем просто мощное усиление корабельного состава североморцев. На самом деле, то, что сегодня происходит с «Нахимовым», свидетельствует, что Россия резко меняет свои подходы к ведению современных войн. Наряду с ядерным сдерживанием в военно-политическом арсенале Кремля появилась и собственная концепция быстрого глобального удара. Подобная той, которую конгресс США одобрил еще в 1997 году.

В чем суть такой концепции? С появлением высокоточного оружия большой дальности для мгновенного нанесения неприемлемого ущерба врагу стало необязательным применение ядерного оружия. Достаточно одновременно с разных направлений запустить сотни (а если мало - то и тысячи!) крылатых ракет в обычном снаряжении, каждая из которых способна, как утверждают, влететь даже не в конкретное окно, а в форточку за тысячи километров от места старта. Целями могут стать не только военные объекты, но и мосты, причалы, вокзалы, заводы, центры связи и управления, электростанции и т. д. Никакая ПВО не способна гарантированно остановить всю эту хищную стаю. Хотя бы половина ракет долетит и в считанные минуты втопчет страну в каменный век.

При этом по сведениям доктора военных наук, капитана 1 ранга Константина Сивкова, «для поражения объекта типа «среднее предприятие» или «аэродром» требуется от 8-10 до 15-20 крылатых ракет с учетом возможного противодействия сил и средств ПВО. Потребный расход этого оружия для поражения площадной цели типа «лагерь террористов» с уничтожением до 70 процентов находящегося в нем личного состава может составить от 4-5 до 10-12 ракет.

До сих пор США с тысячами их «Томагавками» были единоличным обладателем подобной стратегической дубины. У нас крылатые ракеты большой дальности для ударов по береговым целям тоже давно на вооружении. К примеру - оперативно-стратегические 3М54 «Бирюза» комплекса «Калибр» и С-10 «Гранат» для кораблей и подводных лодок и Х-555 для бомбардировщиков. Бить по любым целям они способны не хуже «Томагавков». А в ряде случаев и лучше. Скажем, «Гранаты» по дальности полета превосходят американский аналог (3000 против 2500 километров). А недавно принятая на вооружение крылатая ракета воздушного базирования Х-101, по сообщениям прессы, способна летать на 5000 километров. И имеет просто фантастическую перспективу увеличения дальности - до 10000 километров.

Ракетный эсминец США Preble (DDG 88) проводит оперативный запуск «Томагавков»

Вот только настоящего эффекта этим грозным арсеналом можно добиться, как уже сказано, лишь при массированном его применении. То есть, необходимо достаточное число носителей - самолетов, кораблей и подводных лодок. Вот с этим дело пока обстоит похуже, чем у Пентагона.

Скажем, американцы давно переделали четыре своих атомных подводных лодки типа «Огайо» для стрельбы «Томагавками». На каждом таком ракетоносце - по 154 крылатые ракеты. На 54 эсминцах ВМС США класса «Арли Бёрк» в ударном варианте может быть по 56 «Томагавков». На двадцати двух крейсерах ВМС США класса «Тикондерога» в стандартном варианте - по 26 таких пусковых установок. К этой армаде добавим еще стратегическую авиацию - вот и потенциал именно для быстрого и именно для глобального удара по любому уголку планеты.

Подводная лодка типа «Огайо» USS Maine (SSBN-741)

А у нас? Пока в России основная масса оперативно-стратегических крылатых ракет - под крыльями ВВС. Каждый Ту-160 (всего их у нас 16) способен разом поднять 12 Х-555. На Ту-95МС (их в боеготовом состоянии не более 32) - около восьми точек подвески для такого оружия. На Ту-22М3 (их нынче по сообщениям открытых источников способно подняться в воздух порядка 40) - по 4 Х-555. Даже если удастся использовать их все - более шести сотен КР не получится. Для глобальности маловато.

Группа стратегических бомбардировщиков Ту-160

Остается флот. По западным оценкам, сделанным, правда, еще в 1988 году, на наших подводных лодках всего около 100 ракет комплексов С-10 «Гранат». С той поры, впрочем, если это количество и изменилось, то лишь в меньшую сторону - вместе с числом атомных подводных ракетных крейсеров, которые частью пошли «на иголки», частью - в безнадежный отстой и бесконечный ремонт.

«Калибрами» будут вооружены строящиеся новейшие многоцелевые атомные подводные лодки проекта 885 типа «Ясень» - по 32 пусковые установки на каждом. Относительно готовым пока можно считать всего один корабль этой серии - АПЛ «Северодвинск» (в декабре 2013 года принята в опытовую эксплуатацию).

Тот же комплекс составит главный калибр и фрегатов проекта 11356, которые спешно клепают в Калининграде для Черноморского флота. На каждом - по 8 таких ракет. По плану первые три фрегата - «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров» - черноморцы должны были получить уже в нынешнем году. Но это вряд ли. Судя по темпам работ, получить бы в 2014-м хотя бы «Григоровича».

Ракетный корабль «Дагестан» - это первый корабль российского ВМФ, вооруженный универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК», способным применять несколько типов высокоточных ракет как по надводным, так и береговым целям

Все планы сорваны и по вводу в строй новейшего фрегата проекта 22350, который должен нести до 16 оперативно-стратегических крылатых ракет. Головной корабль этой серии «Адмирал Горшков» спущен на воду в Санкт-Петербурге еще в 2010 году. Но дело с ним идет как-то особенно туго.

Сложить все вместе - суммарный залп выйдет все равно куда скромнее, чем даже у одного американского атомного подводного крейсера типа «Огайо». Поэтому принята программа перевооружения «Калибрами» еще и российских атомных подводных ракетных крейсеров проекта 949А типа «Антей». Когда-то они создавались для борьбы с авианосцами. И соответственно вооружались замечательными сверхзвуковыми дальнобойными противокорабельными ракетами оперативного назначения 3М45 «Гранит». Поскольку теперь гоняться по океанам за американскими эскадрами вряд ли придется, «Антеи» меняют специализацию. А вместе с ними и «Граниты» - на «Калибры». Причем, как утверждают, число пусковых установок на «Антеях» останется тем же - по 24 на каждой лодке.

И все равно для глобальности маловато. Вот тут и подошла очередь застоявшегося в Северодвинске «Адмирала Нахимова». Самым грозным его оружием тоже были «Граниты», расположенные в 20 шахтных пусковых установках. Теперь их решено менять на противокорабельные П-900 «Оникс» и 3М54 «Бирюза» комплекса «Калибр» для стрельбы по береговым целям. Всего под палубой «Адмирала Нахимова» будет 80 пусковых установок крылатых ракет. Что наверняка весьма впечатлит любого врага и заставит считаться с «Нахимовым». При этом сколько «Ониксов» и сколько «Бирюзы» и в каком количестве заряжать в пусковые установки - это в зависимости от поставленной боевой задачи.

Естественно, модернизация коснется не только ударного оружия будущего «ракетного линкора». Планируется поставить на него и новые системы ПВО (вместо двух ЗРС большой дальности С-300Ф «Форт» - новейшую зенитно-ракетную систему «Редут-Полимент», корабельный вариант С-400 «Триумф»). Более совершенным станет противолодочное вооружение «Адмирала Нахимова», системы связи, управления и т. д.

Уже решено, что через несколько лет у причала северодвинского завода этот корабль заменит единственный оставшийся в строю его собрат - «Петр Великий». И ему предстоит тот же вариант обновления.

А вот что делать с двумя другими «Орланами» - «Адмиралом Лазаревым» (бывший «Фрунзе», в отстое на Тихоокеанском флоте с 1999 года) и «Адмирал Ушаков» (бывший «Киров», в отстое на Севере с 1991 года)? Они и сейчас выглядят особенно дряхлыми. С учетом намеченной модернизации «Петра Великого» очередь до них до 2020 года точно не дойдет. И как быть с этими кораблями - пока не знает никто.

Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» значительно превосходил в артиллерийской мощи другие корабли русского и иностранного флотов. Удивительно, но этот удачный корабль не стал родоначальником серии башенных крейсеров с броневым поясом по ватерлинии.

В рамках кораблестроительной программы 1881 года управляющий Морским министерством вице-адмирал И. А. Шестаков, 18 мая 1882 года, сформулировал задание Морскому техническому комитету на проектирование нового броненосного корабля. По его требованию корабль крейсерского назначения должен был иметь броню по ватерлинии не менее 10 дюймов, артиллерию главного калибра 11 дюймов, скорость хода не менее 15 узлов, осадку не более 26 футов и полное парусное вооружение. В качестве прототипа выбрали английский броненосный крейсер «Имперьюз», но после модернизации «Адмирал Нахимов» существенно отличался от прототипа в лучшую сторону.

ПРОЕКТ

Проект был утвержден 19 ноября 1882 года. По сравнению с английским прототипом увеличили диаметр барбетов на 1,5 м, чтобы вместить 229-мм орудия Обуховского завода. Кроме того, было изменено расположение машинно-котельной установки, проект которой разрабатывался в Управлении главного инженер-механика флота генерал-майора А. И. Соколова. Более компактное размещение котельных отделений в средней части корпуса позволило обойтись одной дымовой трубой. Запас угля увеличили 8 полтора раза, что потребовало увеличить проектное водоизмещение до 7782 т. Увеличились длина корпуса на 1,83 м и осадка на 0,1 м.

В январе 1885 года, в ходе стапельных работ, было решено использовать в качестве главного калибра 203-мм орудия обр. 1884 года на станках Вавассера. Удалось увеличить вес бортового залпа, а также скорострельность артиллерии главного калибра. Диаметр барбетов уменьшили на 62 см. Кроме того, барбетные установки получили тонкое круговое бронирование.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Корабль был построен из путиловской стали. Наружная обшивка от киля до шельфа под броню набиралась из 14,3-мм стальных листов. Вертикальный внутренний киль шел непрерывно по всей длине корпуса. Горизонтальный киль в два слоя крепился к нему угловой сталью. Форштевень и ахтерштевень представляли собой цельные бронзовые отливки. Из бронзы была отлита и рулевая рама с рудерпостом. Руль был обшит деревом на медных болтах и медными листами. Набор корпуса имел по четыре стрингера на борт, набранных из сильных листов. Водонепроницаемое внутреннее дно между шпангоутами проходило от киля до четвертого стрингера, а также в районе погребов боезапаса в оконечностях между платформами и нижней палубой. Поперечные водонепроницаемые переборки проходили по шпангоутам от внутреннего дна до жилой палубы. «Адмирал Нахимов» стал первым русским боевым кораблем, оснащенным продольной водонепроницаемой переборкой.

Изначально корабль нес парусное вооружение брига с общей площадью парусов 2000 м². Рангоут и такелаж были стальными: мачты диаметром 890 мм из стали, такелаж — из стальных тросов. Но паруса оказались в большей степени помехой, чем полезным дополнением к паровым машинам. При ветре три-четыре балла в галфвинд скорость под парусами из-за сопротивления двух гребных винтов не достигала и четырех узлов, а маневрирование было крайне затруднено. Сначала с «Нахимова» убрали стеньги, брам-стеньги и гафели. Окончательно парусный рангоут сняли во время модернизации 1898-1899 годов, заменив его легкими сигнальными мачтами со стеньгами и одним реем.

ЗАЩИТА И БРОНИРОВАНИЕ

Броневой пояс протяженностью 45 м с концов закрывался броневыми траверзами, образуя с ними цитадель, охватывавшую котлы и машины и прикрытую сверху 50-мм бронепалубой. Высота пояса была 2,4 м, из которых при нормальной нагрузке над водой возвышались 0,876 м. Толщина — 254 мм на верхней кромке, далее сужение до 152 мм — на нижней. Высота траверзов толщиной 229 мм (на нижней кромке 152 мм) у борта была также 2,4 м.

Палубная стальная броня на уровне жилой палубы имела толщину 37,3 мм на 12,7-мм настиле. Карапасная палуба вне пояса состояла из двух слоев стали общей толщиной 76 мм.

Во время модернизации крейсера в 1898-1899 годах 203-мм орудия прикрыли круглыми щитами диаметром около 6,9 м с толщиной стен 63,5 (вокруг амбразур) — 51 мм и обтянули брезентом, из-за чего установки ГК приобрели вид настоящих башен. Бортовые командирские башенки сняли.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

Обе главные паровые трехцилиндровые машины двойного расширения мощностью по 4000 л. с. изготавливали на Балтийском заводе по чертежам машин крейсера «Владимир Мономах». Каждая машина имела по одному цилиндру высокого давления диаметром 1524 мм и по два цилиндра низкого давления диаметром 1981 мм. Холодильники трубчатой системы имели площадь охлаждения 650 м². Гребные валы — из кованой стали, четырехлопастные винты диаметром 5 м — из марганцевой бронзы.

На «Адмирале Нахимове» широко применялись вспомогательные паровые механизмы — машина для проворота гребных валов, лебедки для подъема шлака и т. д.

Впервые на русском боевом корабле установили полное палубное освещение из 320 ламп накаливания. Электрическую энергию вырабатывали четыре динамо-машины Грамма мощностью по 9,1 кВт, с приводом от отдельных паровых машин.

СЛУЖБА

Большую часть службы крейсер провел в дальних плаваниях. 29 сентября 1888 года он ушел из Кронштадта на Дальний Восток и вернулся назад только через три года. После ремонта новый дальний поход — сначала в США, затем на Средиземное море, а оттуда — опять на Дальний Восток.

В 1894 году крейсер участвовал в маневрах на рейде китайского порта Чифу. В мае 1898 года вернулся на Балтику. После модернизации крейсер в 1900 году отправился на Тихий океан в третий раз. Посещал Японию и Корею, выполнял дипломатические миссии. В мае 1903 года корабль вернулся в Кронштадт.

С началом русско-японской войны «Адмирал Нахимов» под командованием капитана 1- го ранга А. А. Родионова вошел в состав 2- го броненосного отряда 2-й Тихоокеанской эскадры. 14 мая 1905 года в Цусимском сражении крейсер получил около 20 попаданий снарядами, а ночью был торпедирован в правый борт. В ходе ночного боя крейсер потопил два японских миноносца и нанес серьезные повреждения крейсеру «Ивата». При появлении японских кораблей утром 15 мая крейсер был окончательно затоплен экипажем. В тяжелейших условиях Цусимского сражения «Адмирал Нахимов» проявил себя более чем достойно.

Просмотров