Потенциал (источники, возможности). Отбросить страх, негативные установки

В данном параграфе представлены результаты библиомегрического исследования по базе данных «Потенциал человека», обзор определений «потенциала» и анализ его разновидностей.

Понятие «потенциал» происходит от латинского слова «potentia» - «потенция, которое определяется как скрытая возможность, способность, сила, могущая проявится при известных условиях . В ненаучном контексте этот термин чаще всего используется в переносном значении и трактуется как «степень возможности в каком-нибудь отношении, совокупность средств, необходимых для осуществления чего-либо» .

В справочной литературе «потенциал» рассматривается как:

  • ? источник, возможность, средство, запас, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, решения какой-либо задачи ;
  • ? возможности отдельного лица, государства в определенной области (военной, научно-технической и других) ;
  • ? физическая величина, характеризующая силовое поле в данной точке; разность потенциалов между двумя точками поля определяет работу, которое совершит пробное тело при движении из одной точки в другую .

В настоящее время термин «потенциал» весьма широко используется в различных отраслях научного знания. Анализ литературы позволил выделить следующие аспекты применения термина «потенциал»:

  • ? экономический (человеческий потенциал, трудовой потенциал),
  • ? социально-организационный (кадровый потенциал, научный потенциал и др.),
  • ? социально-экологический (жизненный потенциал, военный потенциал),
  • ? социально-психологический (адаптационный потенциал, личностный потенциал и др.).

Этот термин встречается также в словосочетаниях: «духовный потенциал», «творческий потенциал», «интеллектуальный потенциал», «са- моактуализационный потенциал», «профессиональный потенциал», «развивающий потенциал» и т.д.

В силу того, что успешность человека в новых, нестандартных условиях и вообще разных видах жизнедеятельности зависит от его возможностей, ученые выявили следующие разновидности потенциала: адаптационный, художественный, нравственный, коммуникативный и др.

Известно, что одно и то же понятие может одновременно «работать» в целом ряде научных дисциплин, в каждой из которых складывается своя традиция его определения. Но даже в рамках одной научной дисциплины, например, психологии, понятие «потенциал» используется в разном значении и для различных целей. Например, J.B. Rotter использует этот термин относительно поведенческого потенциала, E.D. Berlyne - как «потенциал активации» или «потенциал побуждения» для описания зависимости мотивационных особенностей стимуляции от активации; С. Hull [С. Hull , 1943] - как «потенциал реакции», объединяющий силы привычки и влечения. К. Lewin [К. Lewin , 1938] с помощью потенции описывал психологическую силу, действующую на субъекта по направлению к целевой области. Б.Г. Ананьев"’ под потенциалом понимал свойства индивида и личности, определяющие готовность и способность к выполнению деятельности и достижению в ней определенного уровня продуктивности, интегрируемые в человеке как в субъекте деятельности, отдавая предпочтение изучению интеллектуального потенциала. Ученики Б.Г. Ананьева изучают «потенциалы возрастного развития» и «потенциал индивидуального развития» [В.А. Ганзен , Л.А. Головей и др.].

Существующие представления о социально-психологических особенностях потенциала человека как многоуровневого и многокомпонентного образования показывают, что независимо от структурного содержания они определяются через категории:

  • ? «внутреннего содержания личностного в индивиде» (С.Л. Рубинштейн),
  • ? «совокупность свойств индивида и личности, определяющие способность и готовность к выполнению деятельности» (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Г.М. Зараковский, Г.Б. Степанова),
  • ? «сложную систему человеческих качеств или личностных характеристик, которые отражают «опережающий» образ человека и связаны с движущими силами его развития, мотивацией и самооценкой» (О.И. Ге- нисаретский, Г.Н. Солнцева, Г.Л. Смолян и др.).

Можно было бы привести еще ряд подобных примеров, но подведем итог. Во-первых, в литературе нет однозначного толкования термина «потенциал». Во-вторых, понятие «потенциал» приобретает и меняет свое значение в зависимости от контекста употребления. За этим контекстом стоят правила, нормы, традиции определенной научной дисциплины, научного коллектива.

В этой связи следует заметить, что достижение единообразия в понимании значения рассматриваемого понятия не одномоментное событие, а некий растянутый во времени процесс, в ходе которого сталкиваются и пересекаются нормы, традиции, образцы [Волков А.В. *, 2009]. В итоге достигнутый результат получает форму консенсуса, который в дальнейшем может быть пересмотрен. В-третьих, семантика понятия включает в себя не только момент определенности и однозначности, но и неопределенности, открытости. С нашей точки зрения, этот вывод применим и к «потенциалу». В- четвертых, установлен близкий к «потенциалу» синонимический ряд: «потенция», «ресурс», «резерв». В качестве смысловых составляющих во всех определениях «потенциала» выделены - «возможности», «запас», «источник». Например, Парыгин Б.Д. (1999) дает противоречивую оценку возможностям и потенциалу, говоря, что потенциал состоит из эмоциональных, интеллектуальных, энергетических и волевых возможностей, а также что психологические возможности личности складываются из ее интеллектуального, эмоционального и волевого потенциалов. То есть фактически автор приравнивает понятия потенциал и возможность. Однако потенциал выражает не столько ту или иную направленность развертывания процессов, сколько состояние и уровень реализации имеющихся возможностей деятельности и его субъекта. Чаще других «потенциал» употребляется в связи с понятием «ресурс» (иногда «капитал»), при этом имеются в виду внутренние ресурсы человека - интеллектуальные, личностные, нравственные и другие. Несмотря на многообразие аспектов рассмотрения этого термина и теоретических расхождений, для нас, прежде всего, важно, что в исследованиях современных ученых, имеет место объективное представление о наличии «потенциальных возможностей человека» [Пфейфер Н.Э. , 1996].

На основе анализа разновидностей «потенциала» проведено библио- метрическое исследование по базе данных «Потенциал человека». Первоначально установлено, что база данных «Потенциал человека» электронной библиотеки диссертаций Российской государственной библиотеки содержит 247 библиографических записей. Графически выход изданий с данной тематикой представлен на рис. 1.

Первые диссертации по проблеме «потенциал человека» зафиксированы в 1984 г., затем следует почти целое десятилетие (1986 - 1994 гг.) с нулевыми показателями. В течение 1990-1995 гг. было опубликовано 20 диссертаций по проблеме «потенциал человека». Основная масса таких работ приходится на период 2000-2010 гг. (в 2004 г. - 28 изданий, в 2006 г. - 33 издания, в 2009 г - 26 изданий), причем, как показывает статистика, интерес к данной проблеме растает.

Рис. 1.

В соответствии с методологической стратегией и спецификой предмета данного исследования особый интерес представил анализ работ по проблемам интеллектуального, личностного, творческого, адаптивного и коммуникативного потенциала.

Библиометрическое исследование по четырем ключевым понятиям - «интеллектуальный потенциал», «адаптационный потенциал», «коммуникативный потенциал» и «личностный потенциал», проводилось с использованием электронных баз данных двух крупных российских библиотек: Российской государственной библиотеки 1 и научной электронной библиотеки еЫ- BRARY * . Первая отвечает за документы (монографии, сборники статей, учебные пособия), вторая - за продукцию периодических изданий (статьи и тезисы). Всего было получено и проанализировано 751 библиографических записей (243 принадлежит РГБ, 508 - Электронной библиотеке).

На диаграмме (рис.2) показано, что безусловным «лидером» в научных исследованиях является «интеллектуальный потенциал», именно на это понятие приходится около 58% поисковых результатов. Далее следует «личностный потенциал», собравший 138 библиографических записей (18%), затем «коммуникативный потенциал» - 119 (16%) и далее - «адаптационный потенциал» - 56 (7,5%). Прокомментируем полученные результаты.


Рис. 2.

«Интеллектуальный потенциал» как объект изучения рассматривается в 438 найденных источниках. На нижеприведенной диаграмме (рис. 3) показано, что 60% библиографических записей получено через Электронную научную библиотеку. Этот факт свидетельствует, что термин «интеллектуальный потенциал» широко представлен в периодической научной литературе, выносится как в названия работ, так и помещается в область ключевых понятий научных статей.

Первое упоминание термина «интеллектуальный потенциал» зафиксировано электронным каталогом Российской государственной библиотеки в 1976 г. Издание посвящалось «интеллектуальному потенциалу коммунизма». В электронном каталоге РГБ найдено 177 библиографических записей, из которых 18 - авторефераты кандидатских диссертаций. Динамика выхода изданий с термином «интеллектуальный потенциал» отражена на рис. 4.

На диаграмме (рис. 4) показано, что из представленных трех десятилетий наиболее продуктивно прошедшее - с 2000 по 2010 гг. Именно за этот период было опубликовано 113 источников по данной тематике.

Наиболее «урожайным» в этом отношении является 2010 год - 21 издание. Конечно, нельзя говорить, что данный период отмечен равномерно возрастающим интересом к проблеме: наблюдается и рост (например, 2003, 2006, 2008, 2010 гг.) и спады такого интереса. Следует отметить, что в 1980-х гг. за 6 лет было опубликовано 13 изданий, в 1990-е гг. - 19.


Рис. 3.

Существенно, что за этот период зафиксирован всего один год с нулевым показателем - 1997. В остальное время издания по данной тематике выходили в небольшом количестве, тем не менее, заинтересованность проблемой изучения интеллектуального потенциала очевидна.

В Электронной библиотеке на подобный поисковый запрос получен 261 источник. Очевидно, что проблема изучения «интеллектуального потенциала» активно обсуждается в периодической научной литературе. График выхода изданий представлен на рис. 5.

С 2001 г. наблюдалось устойчивое увеличение статей по данной тематике. А с 2003 г. количество публикаций за год увеличивается в 10 раз. Однако 2011 г., по сравнению с прошедшим (2010 г.), фиксировал некоторое снижение результативности: 29 статей по сравнению с 52-мя (за 2010 год). Содержательной стороне каждого из видов потенциала, как показывает статистика даже за последние 20 лет, посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых. Не претендуя на полноту раскрытия всех определений, подходов и концепций для каждого из видов потенциала приведем лишь отдельные примеры.


Рис. 4.


Рис. 5.

Итак, обратимся к этимологии изучаемого словосочетания «интеллектуальный потенциал». В настоящее время существует более 90 определений интеллекта [Холодная М.А. , 2002], и термин «интеллектуальный потенциал» не имеет однозначного толкования.

Например, понятие «потенциал» занимает важное место в контексте структурно-динамической теории интеллекта, предложенной Д.В. Ушаковым. Введение понятия «интеллектуальный потенциал» представляет собой необходимое следствие представления о когнитивной системе как организованной на основе прижизненно сформированных структур, «ментального опыта» (М.А. Холодная). Понятие «интеллектуальный потенциала» Д.В. Ушаков определяет как «индивидуально выраженную способность к формированию функциональных систем, ответственных за интеллектуальное поведение» [Ушаков Д.В. , 2004, С. 77]. В соответствии с требованиями структурнодинамического подхода психологи предлагают обращать внимание на то, как происходит формирование функциональных систем, и чем определяются индивидуальные различия в их формировании.

Еще одна концепция интеллектуального потенциала предложена А.С. Седуновой, которая определяет интеллектуальный потенциал как «целостную интегрированную систему интеллектуальных ресурсов личности, осознанно реализуемых в деятельности» [Седунова А.С. , 2004, С. 16]. В рамках этой концепции интеллектуальный потенциал, по мнению автора, возникает и формируется на основе наследственно закрепленных и врожденных анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы (задатков) под воздействием нейрофизиологических, социокультурных, личностных, профессионально-деятельностных факторов. А.С. Седуновой выделены структурно-функциональные компоненты интеллектуального потенциала: структурно-содержательный компонент (включает интеллектуальные способности личности); операционально-результативный компонент (включает особенности проявления интеллектуальной активности личности); регуляционнооценочный компонент (включает саморегуляционные и мотивационные характеристики личности).

Как показал наш анализ психологической литературы, понятие «интеллектуальный потенциал» преимущественно используется в связи с необходимостью раскрыть механизмы интеллектуального развития. По Б.Г. Ананьеву, интеллектуальный потенциал формируется и накапливается в процессе развития человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности [Ананьев Б.Г. , 1977]. Б.Г. Ананьев выдвинувший гипотезу о тройном составе (функциональном, операционном и мотивационном) всех психических процессов и интеллекта в целом, считал, что сложное, противоречивое взаимодействие этих составляющих формирует движущие силы развития интеллекта, его потенциалы.

Таким образом, интеллектуальный потенциал - это:

  • ? многоуровневое образование, которое включает в себя как реальные интеллектуальные возможности человека, так и нереализованные интеллектуальные свойства, интеллектуальные резервы, «цену» (и силу) интеллектуального напряжения;
  • ? своеобразное «опережающее отражение действительности», это качественно новые элементы и запасы функций, необходимые для перехода системы интеллекта на новый уровень функционирования .

Понятие «интеллектуальный потенциал» отражает разные классы психических свойств и механизмов, которые определяют прогрессивные изменения интеллекта, движущие силы интеллектуального развития.

Понятие «личностный потенциал» зафиксировано в 138 библиографических записях: 21 принадлежит каталогам РГБ и 117 - электронной библиотеке. Можно сказать, что в обеих базах данных первые упоминания термина датированы 1990 годом, причем в 1990 г. «полноценных изданий» (монографии, учебные пособия) было два и всего одна статья. В начале второго десятилетия 21 века ситуация выглядит противоположным образом: безусловный перевес статей в изданиях периодического характера по данной проблематике (рис.6).

График на рис. 7 отражает динамику выхода периодических изданий, отражающих проблематику изучения «личностного потенциала». Из рисунка видно, что первое десятилетие 2000-х гг. оказалось весьма продуктивным, хотя за последние два года наблюдается тенденция уменьшения количества таких публикаций.

В анализируемой нами литературе представлены различные подходы к классификации потенциалов личности, связанные со структурой личности, с направленностью ее развития, с основными видами деятельности и другие.

Например, связывая личностный потенциал с индивидуальнопсихическим развитием личности, Б.Г. Ананьев выделяет следующие факторы: одаренность, специальные способности, работоспособность, статусный потенциал. Им отмечено, что ценностные ориентации выступают как духовный центр развития личности, обеспечивающий ее сознательное отношение к обществу, к труду, к самому себе. В рамках Ленинградской психологической школы сложилось понимание, что личностный потенциал определяется выносливостью по отношению к фрустраторам (толерантность); он зависит от чувства защищенности и поддержки со стороны своей группы, повышающих жизнеспособность личности.


Рис.

Особенно для нас важен результат исследования И.В. Клещевой, которая не столько определяет исследовательский потенциал учащихся как некое личностное новообразование, сколько уточняет его функции, предназначение, которое она видит в расширении возможности познания и качественном изменении характера самого познания. С точки зрения

И.В. Клещевой, исследовательский потенциал является методическим инструментом развития познавательных возможностей учащихся. Теоретически исследовательский потенциал рассматривается как комплекс мотивационной, операционной и рефлексивной составляющих. Охарактеризовать исследовательский потенциал учащегося на практике позволили выделенные автором его критерии и уровни. Выявление исследовательского потенциала учащегося осуществлялось посредством решения им специальным образом подобранных учебно-исследовательских задач.


Рис. 11.

библиотеке

Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам интеллектуального, личностного, творческого, адаптивного и коммуникативного потенциала, позволил сделать следующие акценты, важные для изучения психологических особенностей исследовательской деятельности и его субъекта:

  • ? Интеллектуальный потенциал будем понимать как запас саморегулирующейся системы когнитивных процессов, обеспечивающий успешность решения исследовательских проблем и задач. Именно он отражает направленность мышления и особенности сознательно контролируемой (интеллектуальной) регуляции исследовательских процедур и системы исследовательских действий по достижению цели исследования, а также их динамику и разницу при решении исследовательских задач, отличающихся по сложности предметно-научного содержания и требуемых способов.
  • ? Так как личностный потенциал характеризует внутреннюю физическую и духовную энергию человека, его деятельную позицию, направленность на творческое выражение и самореализацию, то именно его развитие помогает преодолевать разнообразные трудности в условиях исследовательской деятельности средствами самоорганизации.
  • ? Развитый творческий потенциал задает импульс для развития исследовательского потенциала человека посредством развитого чувства нового, гибкости, оригинальности, открытости всему новому, благодаря способности быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями исследовательской деятельности; возможности для творческой самореализации и саморазвития в исследовательской деятельности.
  • ? Адаптационный потенциал снижает внутренний конфликт, который может служить источником как развития личности (активная адаптация), гак и ее дезинтеграции (дезадаптация) в ходе проведения исследования; способствует реализации как приспособительной (адаптация), так и субъектно-развивающей (личностный потенциал) функции исследовательского потенциала.
  • ? Коммуникативный потенциал выступает одним из важнейших условий повышения эффективности совместных исследований и способствует раскрытию коммуникативно-исследовательской функции: установлению продуктивных взаимоотношений с другими исследователями в самых различных ситуациях общения по проблемам исследования в научной и образовательной среде.

Вопрос о том, как раскрыть свой потенциал, волнует человека столетиями. И неудивительно. Всем нам хочется максимально использовать внутренние ресурсы в профессии, творчестве, личной жизни. Это возможно, ведь большинство людей даже не подозревают о своих скрытых резервах или используют их вполсилы. Как узнать, на что мы способны? Как мы можем самореализоваться по-настоящему? И почему творить могут не только художники и писатели? Ответы – в статье.

Что такое потенциал

Потенциал - это сочетание имеющихся ресурсов и заключенных в них возможностей для развития. Но это общее определение потенциала. Этот многозначный термин используется в физике, лингвистике, химии, философии, экономике, социальных науках из-за чего точное определение может различаться. Этимологически слово «потенциал» происходит от латинского « potentialis » – «могущий быть» . В словаре иностранных слов потенциал – это способность к проявлению.

В психологии популярно понятие «личностный потенциал» скрытые возможности человека, которые могут проявиться в творческой, интеллектуальной, духовной, социальной, карьерной или нравственной сфере жизни. Человеческий потенциал всегда находится в плоскости будущего. Если вы сегодня сделали что-то новое, вы раскрыли свой потенциал. И неважно, победили или потерпели неудачу.

Личный потенциал человека можно рассмотреть под разными углами:

  • Как силу, накопленную с опытом.
  • Как осознанную способность, готовую проявиться.
  • Как средство реализации собственных качеств.
  • Как резервный запас непроявленных способностей для самосовершенствования.
  • Как возможность, побуждающую развиваться.

При описании потенциала конкретного человека изучают его внутренние и внешние ресурсы. Их сочетание определяет личность с высоким или с низким человеческим потенциалом. Внутренние ресурсы – это генетика, интеллект общий и эмоциональный, душевное, эмоциональное и психическое здоровье. Внешние показатели – ответственность, самоуважение, мораль, внутренняя культура, любимое дело и желание развиваться.

Что такое индекс развития человеческого потенциала

Перспективы развития человеческого потенциала используют для характеристики отдельных групп и всего общества. Чтобы измерить прогресс разных стран американский экономист Джон Гэлбрейт в 60-е годы XX столетия ввел понятие «качество жизни». Со временем оно заинтересовало экспертов, претерпело некоторые изменения и стало целой концепцией развития человеческих ресурсов.

Индекс развития человеческого потенциала вывел пакистанский ученый-экономист Махбуб-уль-Хак в период с 1990 по 1993 год. Это многокомпонентная характеристика, отображающая развитие личности в разных регионах Земли. В индекс включили здоровье, образование, здоровое питание, экологию внутри дома (энергоэффективность), экологию в природе, безопасность, справедливость, гендерное равенство, вовлеченность граждан в общественную жизнь.

Индекс вычисляется Программой развития ООН, постоянно расширяется и дополняется. Согласно последним дополнениям становление личности имеет три направления для роста: достатка, права и свободы, социальная справедливость. Первые места в списке стран с самым высоким ИРЧП занимают Норвегия, Швейцария и Австралия.

Как раскрыть и реализовать собственный потенциал

По своей природе возможности человека безграничны. Если умение видеть сквозь стены актуально для немногих, то счастливыми хотят быть все. Максимально раскрыть свой внутренний ресурс – задача не из легких. Своим клиентам коучи предлагают план из 10 шагов, помогающих достичь цели:

  1. Поразмышляйте о себе, осознайте внутренние ценности . Чем качественней будет самоанализ, тем с большей вероятностью вы найдете свою дорогу для самореализации.
  2. Выберите интересную сферу жизни и начните ее изучать . Это может быть образ жизни, уровень дохода, самореализация, творчество, спорт, карьера.
  3. Сделайте первый шаг, даже если боитесь . Уверенность в том, что ваша цель важна, придаст сил и храбрости.
  4. Разрешите себе ошибаться . Перестаньте мучиться из-за ошибки, просто скажите себе «как интересно получилось»!
  5. Избегайте ловушек стандартного мышления . Боритесь с обобщениями, стереотипами, неверием в собственные силы, внушенными страхами и негативными прогнозами.
  6. Приготовьтесь к личностному росту . Настройте себя на то, что готовы трудиться для реализации своих планов, улучшения мастерства.
  7. Будьте реалистом . Реализовать внутренние ресурсы за неделю невозможно. Это не значит, что нельзя строить грандиозные планы. Это значит, что их нужно разбивать на достижимые задачи.
  8. Учитесь общаться с разными людьми , даже если считаете себя слишком застенчивым или замкнутым.
  9. Сохраняйте концентрацию . Продолжайте усердно работать, поддерживайте мотивацию, помните о стимулах, боритесь со страхами.
  10. Помните, что нет ничего невозможного.

Иногда трудности начинаются на самом первом шаге самоанализа. Без наставника или профессиональной подготовки изучить себя трудно. Предлагаем советы коучей, которые помогут узнать и раскрыть самого себя.

Три практики, чтобы понять себя

7 советов консультанта по самосовершенствованию Роджера Сайпа

Чтобы расти и развиваться не стоит искать ресурсы вне себя. Чаще ответ запрятан в нас самих, а именно – в глубинах нашего мозга. Реализовать потенциал в полной мере помогут советы коуча в области личной эффективности:

  1. Научитесь технике скорочтения , чтобы читать больше книг. Наш мозг способен «переварить» намного больше материала, чем мы ему обычно даем.
  2. Освойте игровые стратегии , чтобы избавиться от усталости и перенапряжения. Излишняя серьезность создает внутренний диссонанс, тормозит мысли.
  3. Используйте подсознание правильно , чтобы привлекать нужный результат. Мы привлекаем то, о чем думаем. Если мысленно проигрываем негативный сценарий, он обязательно случится.
  4. Визуализируйте , чтобы разговаривать со своей памятью на одном языке. Чем ярче образ, тем четче он запоминается.
  5. Убирайте из жизни неэффективные дела , чтобы сосредоточиться на главном. Перечень ненужных дел не менее важен, чем список целей.
  6. Отпускайте бесконечные мысли , чтобы начать действовать. Размышления порождают сомнения. Чем больше мы раздумываем, тем чаще откладываем активные действия.
  7. Снижайте градус напряжения , чтобы не тратить внутренние силы вхолостую. Стресс – главный убийца способностей, который чаще приводит к тупиковым мыслям.

Чтобы раскрыть свой потенциал, не стоит дожидаться идеального момента или знака свыше. Все зависит от вашего образа мышления и действий.

Тони Роббинс: силы, помогающие раскрыть личный потенциал

Оратор и бизнес-тренер Энтони Роббинс исследовал истории успешных и знаменитых политиков, режиссеров, актеров, чтобы узнать: что заставляло их день за днем вкладываться в реализацию своей цели. Среди множества объяснений он выделил 3 характеристики, которые помогли им раскрыть собственный потенциал.

Тони Роббинс назвал их курками спускового механизма:

ВЕРА . Именно она определяет те результаты, которых мы добиваемся. Неверие в собственные силы включает экономный режим использования потенциала. В результате действия будут вялыми, а результаты убогими. Начиная дело, в которое вы верите, Вы используете ресурсы на полную мощность.

СТРАСТЬ . Это горючее для подпитки внутренней силы и достижения успеха. Страсть управляла учеными, экономистами, режиссерами, заставляла их засиживаться на работе допоздна, а утром вставать пораньше.

СТРАТЕГИЯ . Это способ организации внутренних ресурсов, которые помогают работать на максимальном потенциале. Бизнесмены и крупные предприниматели знают: чтобы достичь достижения важно не только иметь нужные ресурсы, но правильно их применить.

Для тех, кто ставит перед собой амбициозные цели, хочет завести полезные связи и развиваться на максимальной скорости, Тони Роббинс проводит семинары в Америке, в Европе.

Пять техник ведения дневника с пользой

Дневник – наш верный слушатель, биограф, хранитель тайн и психоаналитик в одном лице. Для начала можно подобрать удобный формат самого дневника. Это может быть книга формата А5 или альбом для эскизов. Главное, чтобы его было приятно держать в руках, заполнять и перелистывать.

Ведение дневника – целое искусство. Чтобы записи были максимально эффективными, стоит научиться вести их грамотно. Далее приведены советы, которые помогут сделать дневник книгой самопознания:

  1. Выделите 15 минут перед сном . Напишите одну фразу, характеризующую прожитый день. Придумайте один эпитет для завтрашнего дня.
  2. Используйте метод фрирайтинга . Засеките на таймере 20 минут и беспрерывно пишите все, что приходит на ум. Когда попрактикуетесь, можно задать себе вопрос и отвечать на него все отведенное время.
  3. Составьте свои личные списки . Это могут быть «Двадцать вещей, которым я благодарен», «Сто дел, которые я выполнил в прошедшем году», «Пятьдесят качеств, которыми я горжусь».
  4. Напишите письма самому себе или людям, которые вас бесят. Техника помогает копнуть глубже, разобраться со старыми проблемами, освободиться от обид, внутренних блоков, злости.
  5. Рисуйте или составляйте коллажи . Если не любите писать, попробуйте другую форму – карандаши, фломастеры, кисти. Иногда рисунки или выбранные оттенки расскажут больше, чем слова. Абстрактные изображения передадут настроение, буквально оживят воспоминания или мечты.

Просто попробуйте и поймете: писать о себе увлекательно, просто, радостно. Дневниковое путешествие – лучший путь осознать свои внутренние ресурсы и реализовать их.

Почему важно развивать творческий потенциал

Кажется, что талант дается лишь избранным от рождения, что они могут без конца творить без усилий. Это заблуждение. Успех гарантирует не талант, а ежедневный труд.

Эти 7 советов помогут перейти на уровень «продвинутый художник» даже тем, кто только мечтает научиться рисовать:

  1. Еженедельная прогулка раскроет красоту мира, поможет подняться над суетой, обрести свежие идеи.
  2. Занятие любимым делом просто порадует без видимой причины.
  3. Смена привычной обстановки позволит побыть наедине с собой, принять важное решение.
  4. Фантазии и невероятные мечты с обязательной визуализацией развивают образное мышление, отвлекают от рутины.
  5. Переключение режима работы с обыденного на творческий включает глубинную интуицию, проявляет подлинные мысли.
  6. Уважение и любовь к собственной уникальности – способ полюбить себя, изучить внутренние ресурсы.
  7. Отключенный контроль превратит творчество в невероятное приключение.

За ресурс креативности отвечает участок префронтальной коры головного мозга. Когда мы испытываем позитивные эмоции: радость, благодарность, вдохновение, веселье, в нем образуются устойчивые нейронные связи. Чем больше мы творим, тем больше получаем дофамина – гормона внутреннего удовлетворения. Чтобы нейтрализовать последствия стресса, важно тренировать творческий потенциал: рисовать, сочинять стихи, слушать красивую музыку, наслаждаться любимыми блюдами.

Выводы

  • Личностный потенциал – это наш внутренний ресурс, который дает способности, возможности для саморазвития.
  • Все что вы имеете – уже реализованный ресурс.
  • Реализация внутренних сил – не конечная остановка, а бесконечный процесс.
  • Human Development Index оценивает человеческий потенциал целых стран, групп, сообществ.
  • Скорочтение, дневники, опыт известных людей – доступные способы обнаружить и раскрыть свои внутренние ресурсы.

Рис. 2.1. Классификация видовых проявлений потенциалов

Под структурой системы, которой является потенциал предприятия, понимают "сеть наиболее существенных, устойчивых (инвариантных) связей между элементами. Существует и более широкое толкование структуры, согласно которому различают два типа структур: макро- и микро. Макроструктура выражает наиболее устойчивые (инвариантные) связи системы, а микроструктура-изменения и (возможные). Совокупность макро- и микроструктуры объекта или процесса, то есть совокупность всех связей, и составляет их содержание.

К определению структуры потенциала предприятия в экономической литературе наметились различные подходы. Большинство исследователей рассматривают ресурсную структуру потенциала, однако рекомендуют учитывать в нем разное количество составляющих элементов. В одном случае в его состав рекомендуется включать только средства труда, в другом - средства труда и рабочую силу, в третьем - средства труда, рабочую силу и природные ресурсы, которые применяются в процессе производства, в четвертом - средства труда, рабочую силу и предметы труда. Есть и более расширенные понятия структуры потенциала предприятия с дополнением в виде системы сбора, обработки и потребления информации, опыта хозяйствования, энергии и тому подобное. Необходимо отметить, что даже при совпадении взглядов относительно структуры потенциала предприятия ресурсный подход не дает полной характеристики этому термину. Особый научный интерес вызывают исследования многоаспектного анализа структуры потенциала, в которых наряду с ресурсным рассматриваются и другие аспекты структуры, дает более полное представление о его элементный состав. В общей постановке вопроса к элементам потенциала предприятия можно отнести все, что связано с функционированием и развитием предприятия.

Итак, на рис. 2.2 представлена структура потенциала предприятия с разграничением в ее построении места субъектных и объектных составляющих.

Рис. 2.2. Структура потенциала предприятия

Объектные составляющие связаны с материально-вещественной и личным формой потенциала предприятия. Они потребляются и воспроизводятся в той или иной форме в процессе функционирования.

К ним относятся: инновационный потенциал, производственный потенциал, финансовый потенциал и потенциал воспроизводства.

Инновационный потенциал - совокупные возможности предприятия по генерации, восприятия и внедрения новых (радикальных и модифицированных) идей для его системного технического, организационного и управленческого обновления.

Производственный потенциал - имеющиеся и скрытые возможности предприятия по привлечению и использованию факторов производства для выпуска максимально возможного объема продукции (услуг). Его надо также воспринимать как совокупность функционирующих ресурсов, которые способны производить определенный объем продукции. Поэтому производственный потенциал поле структурной системой. В его состав входят: потенциал земли и природно-климатические условия; потенциал основных фондов; потенциал оборотных фондов; потенциал нематериальных активов; потенциал технологического персонала.

Потенциал земли и природно-климатические условии / - возможности предприятия по использованию совокупных природных богатств в хозяйственной деятельности.

Фондовый потенциал - имеющиеся и имеющиеся возможности основных фондов, формирующих технико-технический базис производственной мощности предприятия.

Потенциал оборотных фондов - это часть производственного капитала предприятия в виде определенной совокупности предметов труда (сырья, конструкционных материалов, топлива, энергии и различных вспомогательных материалов), находящихся в производственных запасах, незавершенном производстве, полуфабрикатах собственного изготовления и расходах будущих периодов.

Потенциал нематериальных активов - совокупность возможностей предприятия использовать права на новые или существующие продукты интеллектуального труда в хозяйственном процессе с целью реализации корпоративных интересов на основе удовлетворения общественных потребностей.

Потенциал технологического персонала - способность рабочих производить различные продукты, предоставлять услуги или выполнять работы.

Финансовый потенциал - это объем собственных, заемных и привлеченных финансовых ресурсов предприятия, находящегося в его распоряжении для осуществления текущих и перспективных затрат.

Главной составляющей финансового является инвестиционный потенциал, который представляет собой имеющиеся и скрытые возможности предприятия по простого и расширенного воспроизводства.

Воспроизведение потенциала предприятия - это процесс непрерывного обновления всех его составляющих элементов. Как известно, в зависимости от особенностей воспроизводственных процессов различают простое и расширенное воспроизводство. Такая классификация воспроизведения характерна и для потенциала предприятия.

Простое воспроизводство потенциала предприятия осуществляется в его неизменных объемах для обновления потребляемых факторов производства и обеспечения непрерывности его функционирования.

Расширенное воспроизводство потенциала предприятия предусматривает количественное и качественное развитие производственных факторов и других составляющих потенциала, которые обеспечивают более высокую результативность его деятельности.

В рамках расширенного воспроизводства можно выделить три типа развития потенциала предприятия: экстенсивный (традиционный), интенсивный (инновационный) и экстенсивно-интенсивный (смешанный).

При экстенсивном типе воспроизводства потенциала увеличения масштабов производства достигается за счет дополнительного привлечения трудовых, природных ресурсов и средств производства при сохранении сложившейся технико технологической основы.

При интенсивном типе воспроизводства развитие потенциала достигается путем качественного совершенствования факторов производства: применение прогрессивных орудий и предметов труда и видов энергетических ресурсов, повышение квалификации технологического и управленческого персонала, а также постоянному улучшению использования всех имеющихся составляющих потенциала предприятия.

По смешанного типа расширенного воспроизводства потенциала, то он характеризуется сбалансированностью или доминированием экстенсивных или интенсивных факторов его развития. Поэтому различают преимущественно экстенсивный, преимущественно интенсивный или смешанный характер экономического развития.

Воспроизведение отдельных составляющих потенциала предприятия имеет свои временные циклы и особенности, предопределяет использование различных источников финансового обеспечения, связанного с формированием и воспроизведением производственного капитала.

Например, простого воспроизведения замена изношенных и устаревших основных производственных фондов происходит за счет накопления амортизационного фонда и других внутренних источников формирования финансовых средств. Расширенное воспроизводство основных фондов направлено на наращивание производственных мощностей, коренную перестройку технико-технологической базы производства, требует использования таких источников производственных инвестиций, как долгосрочные кредиты, эмиссия ценных бумаг, собственный накопленный доход, государственные субсидии, привлечение иностранных инвестиций.

На основании изложенного, под потенциалом воспроизведения следует понимать совокупность материально-технических, нематериальных, финансовых и других ресурсов капитала, которые находятся в распоряжении предприятия, могут быть дополнительно привлечены и использованы для простого и расширенного воспроизводства факторов производства и других составляющих потенциала предприятия.

Субъектные составляющие связаны с общественной формой их обнаружения. Они не потребляются, а выступают как предпосылка, как общеэкономический, общехозяйственный социальный фактор рационального потребления объектных составляющих. Все это свидетельствует о том, что субъектные составляющие потенциала предприятия по воздействию на развитие основных факторов производства и эффективность функционирования экономических систем, по мере усложнения последних и их "окружающей среды", приобретают решающую роль. Известно, что даже те предприятия, которые имеют близкие по величине потенциалы, часто существенно различаются по результатам деятельности. В этих условиях (при отсутствии внешних "помех") разницу в результатах можно объяснить лишь неодинаковой степенью точности целевой ориентации системы. Иначе говоря, при прочих равных условиях, величина результата будет тем больше, чем более удачным будет организационно-экономическое обеспечение достижения заданных целей. Научное обеспечение производства и степень его эффективности также зависит от качества управления.

К субъектных составляющих потенциала предприятия относятся: научно технический потенциал, управленческий потенциал, потенциал организационной структуры управления, маркетинговый потенциал.

Научно-технический потенциал - обобщающая характеристика уровня научного обеспечения производства (науки, техники, технологии, инженерного дела, производственного опыта, возможностей и ресурсов (в том числе научно-технических кадров), которые есть в распоряжении предприятия для решения научно-технических проблем.

Управленческий потенциал - это навыки и способности руководителей всех уровней управления по формированию, организации, создания надлежащих условий для функционирования и развития социально-экономической системы предприятия. В наиболее общем виде он интеграцией функционально-структурных и нематериальных элементов.

Потенциал организационной структуры управления - представляет собой общекорпоративный управленческий (формальный и неформальный) механизм функционирования предприятия, воплощает в себе уровень организации функциональных элементов системы и характер взаимосвязей между ними.

Маркетинговый потенциал - это максимальная возможность предприятия по систематизированного и планомерного направления всех его функций (определение потребностей и спроса, организации производства, продажи и послепродажного обслуживания) на удовлетворение потребностей потребителей и использования потенциальных рынков сбыта. В структуре маркетингового потенциала отдельно выделяют логистический потенциал.

Широкая интерпретация понятия "логистика" как комплексной функции обеспечения предприятия исходными факторами производства на всех стадиях его деятельности позволяет в составе этой функции выделить: во-первых, доставку необходимых средств производства (услуг) на территорию предприятия от внешних контрагентов (логистика снабжения); во-вторых, доставку тех или иных видов производственных ресурсов непосредственно на места их переработки или использования в необходимых объемах и в урочный час (логистика производства); в-третьих, обеспечение пунктов сбыта готовыми изделиями и фирменными услугами (логистика распределения или сбыта).

С учетом функциональных особенностей и структурного среза логистических процессов по предметному признаку (логистика персонала, логистика материалов и готовых товаров, логистика энергетических и информационных потоков) логистический потенциал предприятия можно определить как максимальную производительность (функциональную способность) системно интегрированных подразделений, охватывающих все виды деятельности по перемещение в пространстве и движения во времени: персонала - перевозка сотрудников, размещение их по служебным помещением, перемещению согласно временному графику работы; материалов и готовых изделий - транспортировка, складирование, хранение, сортировка и перераспределение; энергетических и информационных потоков - передача, обработка, хранение и трансформация.

Особого внимания в структуре потенциала предприятия имеют право: трудовой, инфраструктурный и информационный потенциалы. Все они не попадают под указанную классификацию составляющих потенциала предприятия, их нельзя однозначно отнести то к субъектных, то ли к объектных составляющих.

"Трудовой потенциал" как научный термин вошел в обороте период перехода от экстенсивного к интенсивному пути развития производства. Это была своеобразная реакция науки на необходимость практики обеспечить качественное совершенствование формирования и использования совокупного способности человека как субъекта производства и управления.

Трудовой потенциал - это персонифицированная рабочая сила, которая рассматривается в совокупности своих качественных характеристик. Данное понятие позволяет, во-первых, оценить степень использования потенциальных возможностей как отдельно взятого работника, так и их совокупности, что необходимо для активизации человеческого фактора, и, во-вторых, обеспечить качественную (структурную) сбалансированность в развитии личного и вещественное факторов производства.

Инфраструктурный потенциал - сбалансированы с требованиями производства возможности цехов, хозяйств и служб, обеспечивающих необходимые условия для деятельности основных подразделений предприятия и удовлетворения социальных потребностей его персонала. При гипертрофированном развитии инфраструктуры! составляющие потенциала предприятий могут выполнять работы или оказывать определенные услуги сторонним организациям и другим субъектам рынка.

Информационный потенциал как важнейшая составляющая технико-технологической и управленческой базы современных предприятий имеет особую актуальность. Развитые страны уже перешли на новую постиндустриальную (информационную) место общественного прогресса. Эффективное хозяйствование предприятий Украины, рациональное использование их потенциала невозможно без наличия адекватного современным требованиям информационного обеспечения.

Информационный потенциал - это единство организационно-технических и информационных возможностей, обеспечивающих подготовку и принятие управленческих решений и влияют на характер (специфику) производства через сбор, хранение (накопление), обработку и распространение информационных ресурсов. В составе информационного потенциала можно отдельно выделить информационно-вычислительный потенциал , к которому принадлежит комплекс технических, программно-математических, организационно-экономических средств и специальных кадров, предназначенный для автоматизации процесса решения задач управления предприятием в различных областях человеческой деятельности.

Кроме того, информация и полученные с ее помощью знания реализуются в новых средствах труда, технологиях, профессиональном опыте рабочих, уровне организации производственных единиц, что еще раз свидетельствует о ее тесной взаимосвязи с другими составляющими потенциала предприятия.

В диссертации Репиной Инны Николаевны, "Управление предпринимательским потенциалом", впервые было предложено графоаналитических метод диагностики предпринимательского потенциала предприятия, названный автором "Квадрат потенциала». Данный метод позволяет системно установить количественные и качественные связи между отдельными элементами потенциала, уровень его развития и конкурентоспособности и на основе этого своевременно обосновать и реализовать управленческие решения по повышению эффективности функционирования предприятия. Он имеет несколько теоретических аспектов, которые необходимо учитывать при обосновании управленческих решений.

В более широком смысле графическая модель потенциала предприятия, предназначенной для проведения диагностики возможностей предприятия имеет форму сферы. Такая форма представляет все направления деятельности предприятия, тем самым раскрывает диалектику его потенциала. Но на практике трудно использовать сферическую форму для оценки потенциала предприятия.

Предлагаем упрощать графическую модель анализа к форме круга в общем виде, или в форму другой фигуры в зависимости от выбора количества направлений диагностики потенциальных возможностей предприятия (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Графоаналитическая модель потенциала предприятия

Обобщив существующий опыт в практике диагностики, приходим к выводу, что диагностику потенциала предприятия целесообразно проводить методом сравнительной комплексной рейтинговой оценки с помощью системы показателей по следующим функциональным блокам (рис. 2.4).

По первому блоку - "Производство, распределение и сбыт продукции" необходимо проанализировать:

Объем, структура и темпы производства.

Фонды производства.

Имеющийся парк оборудования и степень его использования.

Местонахождение производства и наличие инфраструктуры.

Экологию производства.

Состояние продажи.

Рис. 2.4. Распределение деятельности предприятия за функциональными блоками

в целях оценки его потенциала

По второму блоку - "Организационная структура и менеджмент" рассматривается:

Организация и система управления.

Количественный и качественный состав работников.

Уровень менеджмента.

Фирменная культура.

Следующий, третий блок - "Маркетинг", предполагает исследование:

Рынка, товара и каналов сбыта.

Нововведений.

Маркетинговых планов и программ.

И последний, четвертый блок - "Финансы" представляет собой анализ финансового состояния предприятия с помощью коэффициентов рентабельности, эффективности, деловой активности, рыночной устойчивости, ликвидности и других.

Данный перечень показателей должен удовлетворять следующим требованиям: показатели должны как можно полнее охватить все стороны производственно хозяйственной, финансовой и других видов деятельности предприятия; процесс сбора показателей должен быть простым; дублирования показателей не допускается.

В основе расчета конечной рейтинговой оценки лежит сравнение предприятий по каждому показателю из четырех вышеуказанных, разделов системы показателей с условным эталонным предприятием или предприятием, имеющим лучший результат. Таким образом, базой для получения рейтинговой оценки состояния и уровня использования предпринимательского потенциала является не субъективные представления экспертов, характерно для большинства методик оценки, а наиболее высокие результаты, которые были достигнуты в реальной конкурентной борьбе из всей совокупности объектов, сравниваются. Этот подход соответствует практике рыночной конкуренции, где каждый самостоятельный товаропроизводитель нацеливается на то, чтобы по всем показателям деятельности выглядеть лучше своего конкурента.

Алгоритм графоаналитического метода оценки потенциала предприятия "Квадрат потенциала»:

1. Исходные данные представляются в виде матрицы (), то есть таблицы, где по строкам записаны номера показателей (i = 1, 2, 3, n), а по столбцам - название предприятий, рассматриваются (j = 1,2, 3, m).

2. По каждому показателю находится наилучшее значение при учете коэффициента чувствительности и проводится ранжирование предприятий, с определением занятого места.

3. Для каждого предприятия находим сумму мест (Pj), полученных в ходе ранжирования по формуле:

4. Трансформируем полученную в ходе ранжирования сумму мест (Pj) в длину вектора, создает квадрат потенциала предприятия (рис. 2.5). Квадрат потенциала предприятия имеет четыре зоны в соответствии разделам (к), которые применены в рассматриваемой системе показателей и четыре вектора (В), которые создают его.

Итак, длину вектора, создает квадрат потенциала предприятия (Вк, где k = 1,2, 3, 4), находим с помощью формулы:

(2.2)

5. Определив длину всех векторов создаем квадрат потенциала предприятия и делаем соответствующие выводы.

Графоаналитический метод анализа - "Квадрат потенциала» позволяет системно установить количественные и качественные связи между отдельными элементами потенциала, уровень его развития и конкурентоспособности и на основе этого своевременно обосновать и реализовать управленческие решения по повышению эффективности функционирования предприятия. Он имеет несколько особых теоретических аспектов, которые необходимо учитывать при обосновании управленческих решений.

1. Вид квадрата потенциала может быть двух типов. Первый тип имеет правильную форму квадрата (т.е. векторы, создают его, должны быть равными или приблизиться к этому) и если в результате анализа мы будем иметь фигуру визуально близкую к квадрату, то рассматриваемое предприятие имеет сбалансированный потенциал, являются основой успеха его деятельности. Второй тип имеет искаженную форму квадрата, причина этого может быть двоякая: один вектор развит больше второго (болезненный вектор) или все векторы развиты по-разному (дисгармония векторов). Если предприятие имеет второй тип формы квадрата, то его предпринимательский потенциал требует немедленных преобразований что приведет к улучшению сбалансированности элементов потенциала.

2. Потенциалы предприятий могут быть прокласификовани по размеру как крупные, средние и малые. Большой потенциал имеют предприятия когда длина векторов, создают квадрат потенциала предприятия находится в пределах 70-100 условных единиц; средний - в пределах 30-70 у.е.; малый - до 30 у.е.

3. Внешний контур квадрата определяет возможности предприятия для развития потенциала в оптимальных параметров.

4. Второй и третий векторы квадрата потенциала ("Организационная структура и менеджмент" и "Маркетинг") выступают предпосылкой дальнейшего развития потенциала предприятия.

5. Четвертый вектор - «Финансы» - является результативным, который характеризует успешность функционирования предприятия.

Существует связь между формой и размером квадрату потенциала предприятия и его жизненным циклом, представленный на рис. 2.5.

Рис. 2.5. Связь формы и размера квадрата потенциала предприятия с его жизненным циклом

Из рисунка видно, что на первой стадии - «стадии развития» - находятся предприятия по форме потенциала второго типа и размером, который превращается от малого до среднего относительно времени прохождения стадии.

На второй стадии - «стадии успеха» - расположены предприятия, форма потенциала которых принадлежит к первому типу, а его размер превращается из среднего до большого.

Стадия упадка свидетельствует о негативных явлениях, происходящих с потенциалом предприятия, а именно о переходе ко второй формы потенциала и уменьшения его размера от большого до среднего, а затем и до велика.

Время чтения 10 минут

Как раскрыть свой потенциал, как ставить цели и достигать их - вопросы, помогающие найти себя, способы самореализации. Часто человек живёт с ощущением утраты времени, неправильной жизни, чувствуя потребность сделать свой вклад в существующий мир, помочь людям, сделать новые открытия, подарить мысли, идеи.

Так рождаются изобретатели, появляются научные открытия, новые творения в искусстве, общественные и политические лидеры, писатели, музыканты, управленцы высокого уровня. Ведь у каждого свой талант, как же его найти, открыть?

Как раскрыть свой потенциал?

Мысли о предназначении, поиске себя приходят в разные периоды - в подростковом возрасте и взрослом возрасте. Выбирая дорогу жизни, часто действуем вслепую, не имея практического опыта, слушаем советы родителей, забываем об увлечениях, интересах.

После тридцати лет люди склонны пересматривать жизнь, отношение к ней, искать себя заново. Уже есть достаточный опыт, стараемся понять себя, к чему тянет, найти реализацию, если избранная работа не приносит удовольствия. С годами приходит осознание - жизнь летит, как стрела, а середина пути - время задуматься о смысле, предназначении, определить дальнейшие действия, раскрыть потенциал личности.

Понимаем, как важно жить, наслаждаться жизнью, реализовать свой потенциал, чтобы не жалеть в преклонном возрасте о потерянных годах, бесцельном времени. Что поможет найти скрытый потенциал?

Следует задать себе несколько вопросов, зафиксировать ответы

  • Что у меня получается лучше всего в жизни?
  • Что приносит радость, какая деятельность?
  • За что хвалят меня родные, друзья, какие способности?
  • Чем я могу быть полезен другим людям?
  • Как использовать имеющийся опыт?
  • Чем увлекались в детские годы, о чём мечтали?
  • Где можно применить мои способности?
  • Как улучшить свои навыки? Каким образованием стоит заняться?

Определить скрытые способности, таланты можно в беседе с родственниками, друзьями, они подскажут, что особенного есть в характере, умениях. Часто человек не замечает важное в собственной личности и поведении. Даже общительность, умение мотивировать могут быть отличными навыками для будущей реализации - тренер по мотивации, бизнес-тренер, психолог, лектор.

Любовь к спорту? Тренер по фитнесу или консультант тренажёрного зала, зависит от опыта, интересов. А творческий потенциал человека позволит найти применение в сфере искусства - писать песни, стихи, книги, заниматься дизайном или создавать интересные статьи.

Для улучшения понимания вопроса дадим определение:

Потенциал человека - это способности к развитию внутренних возможностей человека

Потенциал личности также проявляется в процессе поиска смысла жизни (Виктор Франкл), в ходе развития личности (Карл Роджерс), поиском, развитием внутренних ресурсов (Маслоу).

Таким образом, личность обладает определённым запасом ресурсов - интеллектуальным, эмоциональным, творческим. Потенциал может быть реализован благодаря стремлению к самопознанию, саморазвитию. Нет неспособных людей, есть не понимающие свой потенциал, возможности развития, совершенствования личности. В каждом человеке живёт гений. Человеческий потенциал безграничен, возможности для развития ограничиваем сами.

Интеллектуальный потенциал личности, как и творческий потенциал человека, можно развивать на протяжении всей жизни. Образование не ограничивается институтом и школой, есть много возможностей для самообучения, обретения новых навыков, раскрытия внутренних способностей. Никогда не поздно освоить новую специальность, научиться петь, играть на музыкальных инструментах.

Главное - осознать собственные интересы, стремления

Нет ограничений, возможно всё, что можем представить. Необходимо лишь поставить цель, начать действовать.

Интересно, что внутренний потенциал состоит из внутренних и внешних параметров. Внутренние: психические особенности, увлечения, эмоции, интеллект, а внешние: умение действовать независимо, принимать решения, проявлять силу воли, свободу личности. Люди с высоко развитым внешним потенциалом эффективнее занимаются развитием внутренних способностей. Поэтому учимся брать ответственность за свою жизнь, только сам человек способен её изменить, найти реализацию для своего потенциала.

Развитие потенциала человека во многом зависит от личности - стремлений, смелости, решительности, настойчивости. "Без труда не вытащишь и рыбки из пруда", - говорят в народе. Люди склонны с завистью смотреть на успешных этого мира, а сколько труда было вложено в развитие способностей, достижение целей, редко задумываются.

Любой всемирно известный актёр или спортсмен скажет, что успех - это потенциал (10%) + труд (90%)

Любые способности нуждаются в развитии, совершенствовании. Повышение потенциала - задача каждого человека. Изначально в образовании, развитии помогает школа и вузы, однако они рассчитаны на среднего ребёнка. В них не уделяют должного внимания развитию творческого начала или музыкальным способностям.

Родители могут заметить и направить дитя на дополнительные занятия, кружки. Важно, чтобы маленький человек чувствовал интерес, желание к развитию, познанию нового, бывает, интерес проявляется с годами. Так, в детстве увлекаются спортом, а позже тяготеют к музыке или наоборот. Неверно считать, что все способности проявляются в детские годы, развитие и реализация потенциала человека идёт всю жизнь, по мере изменения личности, мыслей, мировоззрения, интересов.

Люди, понимающие безграничность возможностей развития, постоянно стремятся к новому, изучают и познают себя, окружающий мир. Потенциал развития личности зависит лишь от рамок конкретного человека, масштабов мышления, возможностей самоорганизации.

Раскрытый потенциал наблюдаем у людей, живущих собственными идеями, мечтами, стремлениями без страха общественного мнения. Они готовы сами выбирать жизненный путь, идти всегда только вперёд к собственным целям. Мы удивляемся, замечая их: "Вот это талант!" А ведь результатов достигает любой человек, увлечённый своим делом, работающий над развитием.

Какие же условия развития потенциала личности? Интересуются родители и взрослые, стремящихся раскрыть внутренние ресурсы. Для детей важна свобода самовыражения, возможность познавать мир, поиск интересов, увлечений. Задача родителей оказать помощь, найти возможности для развития способностей, а ребёнок выбирает занятия по душе. Для взрослых - уметь слушать внутренний голос, эксперементировать, ведь часто не знаем о способностях, пока не попробуем себя в новой сфере. Постоянно развиваться и повышать навыки полезно не только в мире игр, человек способен создать новую версию себя, это намного интереснее.

Реализация потенциала личности зависит от стремления человека к поиску и развитию талантов, всё в наших руках. А как же перейти от теории к действиям?

Как ставить цели и достигать их?

Итак, чувствуете, что готовы к изменениям, раскрытию потенциала, реализации новых жизненных задач. Какая последовательность дальнейших действий? Как ставить цели и достигать их, начать новый этап жизни?

Отбросить страх, негативные установки

Чаще всего все решения, стремления к изменениям разбиваются о стену страха, неверия. А как жить, смогу ли, что подумают родственники, друзья? Сомнения - это нормально, главное - они не должны контролировать и ограничивать возможности. Важно научиться превозмогать страх и действовать согласно внутреннему желанию.

Как преодолеть страх? Есть несколько способов:

  • начать действовать, сделать первый шаг - первые результаты помогут поверить в собственные силы, продолжать движение вперёд;
  • постепенно осваивать новые направления - не обязательно всё бросать и заниматься сразу новым делом, можно начать действовать параллельно. Стоит изучить интересующую сферу, получать новый опыт, знания, а позже сделать основным занятием, найти смысл, реализацию в новой деятельности.

Преодолеть внутренние барьеры, лень

Внутреннее сопротивление изменениям связано с опасениями, неуверенностью, а также нехваткой жизненного опыта, хорошего наставника, группы поддержки. Пассивность также играет против новых свершений, зачем лишний труд, усилия? Важно определить выгоды, найти мотивацию для развития потенциала, новых направлений.

Что это даст? Новый смысл жизни, свободу, ощущение счастья от любимого занятия, пользу обществу и человеку, найдите личные пять причин для изменений.

Важно также перестать бояться ошибок, они нужны для опыта жизни, помогают развиваться и идти вперёд. Лучше сделать ошибку, чем бездействовать. Постепенно можно нащупать верный путь, определить стратегию действий. Так, Майк Джордан признаёт, что проиграл более 300 матчей, но стал мировой легендой. Эдисон предпринял десять тысяч попыток для изобретения лампочки, в результате - преуспел в исследованиях.

Найти способ для развития, получения информации

Развитие потенциала предполагает посещение курсов, самообразование, работу с опытными людьми, наставниками. Можно действовать самостоятельно, но командой всегда легче получить результат. Однако всё зависит от личности, можно найти в Интернете все необходимые знания для реализации в жизни.

Составить пошаговый план достижения целей

Определив стратегические, тактические цели, важно составить чёткий план действий. А также наметить занятия или время для любимой деятельности в плотном графике жизненных мероприятий. Психологи утверждают, что час в день, отведённый на любимое дело, развитие потенциала уже через год позволит увидеть значительные улучшения и прогресс.

Реализовать намеченные действия

Самое главное: начать действовать, не затягивая принятое решение. Мотивация к изменениям наиболее сильная в первые двое суток после принятия решения. Важно сразу же приступить к внедрению новых привычек, действий. Решив уделять внимание определённой сфере, нужно зафиксировать идеи, время в ежедневнике, контролировать выполнение, завершая день.

Ведение записей очень помогает в самоконтроле, реализации намеченных планов. Полезно писать задачи ежедневно утром или вечером, проверять выполнение в конце дня. Только самоорганизация поможет сдвинуть жизнь с мёртвой точки, раскрыть максимально потенциал личности, открыть новые возможности.

Стремление выше возникает, когда достигнут поток развития в определённом направлении, есть необходимость осваивать новое или смежные сферы интересов. Высшая цель жизни - это маяк на жизненном пути, задающий курс движения человеку, направляющий усилия в нужную сторону. Важно научиться определять цели жизни на текущий момент и планировать на несколько лет вперёд.

Уровень результатов, достижений зависит от масштаба целей. Бывают высокие и низкие цели. Известные люди призывают: ставьте большие цели! Часто боимся даже мечтать о высоких достижениях, всемирной известности. Но именно наш настрой, цели определяют будущее. Стоит масштабировать задачи и стремиться к наивысшим результатам для получения максимального эффекта.

Высшая цель, стремления помогают не заблудиться на дороге жизни. Цель должна быть достойной для желания идти к ней, превозмогая сложности на пути, заряжая энтузиазмом. Высокие цели позволяют открыть новое в себе, вдохнуть жизнь в существование, дают второе дыхание и воодушевление. Маленькие или промежуточные цели - это ступени вверх для достижения наивысшей.

Рассмотрим подробнее правила, как ставить цели и достигать их?

  1. Позитивная формулировка - цели пишутся как стремление получить определённый результат, а не отказ от существующих реалий. Частица "не" не должна присутствовать в формулировках.
  2. Определить сроки, объёмные показатели - срок реализации достижения важен, иначе не будет стремления работать на результат. К тому же, следует конкретно определить результат, уровень знаний, навыков, доходности в бизнесе.

Как ставить цели и достигать их? Записывать всё чётко и конкретно, контролировать процесс достижения задач.

  1. Утверждение в текущем времени - например, «я изучаю английский, достигаю уровня свободного общения к концу текущего года». Подобная формулировка помогает настроиться на действия в настоящее время, а не когда-то в далёком будущем.
  2. Визуализация цели - полезно представить выполнение цели, прочувствовать, есть ли удовлетворение, счастье или дискомфорт? Возможно, стоит иначе поставить цель для получения необходимого результата.

Как ставить цели и достигать их? Научиться создавать своё будущее, а это - самое лучшее предсказание. Кто чётко видит будущее, представляет его, тот всегда сможет достичь нужных целей.

  1. Соответствие ценностям личности - цели жизни не должны идти вразрез с внутренними убеждениями, иначе результат не будет достигнут. Стоит проанализировать внутренние установки, провести работу на психологическом уровне для реализации желаний. Например, отсутствие веры в себя или отрицательное отношение к деньгам тормозят получение результатов в работе, бизнесе.

Как ставить цели и достигать их? Проработать внутренние установки, соотнести цели, желания, стремления.

  1. Ставить реальные цели - стать известным писателем или спортсменом мирового уровня возможно, однако потребуется определённое время. Стоит закладывать сроки в несколько лет, не ждать огромный прорыв за год. Достижение результатов приходит постепенно, по мере развития человека, его потенциала и веры.
  2. Искренность стремлений - можно реализовать лишь цели, стремление к которым идёт из сердца, выбраны самостоятельно, а не навязаны извне. Такие цели вызывают интерес, энтузиазм, воодушевляют на подвиги.

Как ставить цели и достигать их? Определить чётко стремления, сроки, способы достижения. Действовать, согласно установленным параметрам, соблюдать заданный курс.

Основные стремления человека обретают форму благодаря целям и действиям. Иначе любые идеи остаются мечтами, фантазиями.

Цели, которые ставит человек, определяют его жизнь, а их отсутствие ведёт к бессмысленной жизни по течению. Есть хорошее выражение: "Нужно уметь планировать собственную жизнь, иначе это сделают за вас другие". У человека всегда есть несколько вариантов: работать над собой, развиваться или остановиться, деградировать. Поэтому ставим свои собственные цели и идём к заветным мечтам, обретая новые знания и совершенствуя способности.

Если нужны изменения в жизни, то первое правило: ставим новые цели, пересматриваем убеждения, анализируем жизненную ситуацию, находим новые способы решений. Сложность в том, что привыкаем выполнять задачи, требования других - в школе, на работе, забывая о личных интересах, привыкаем жить, как все. Какие цели ставят люди? В лучшем случае - повысить доход, а развитие потенциала, самореализация часто отходят на второй план, а ведь без них и рост доходов маловероятен. Цели жизни взаимосвязаны. Улучшение профессиональных способностей ведёт к росту карьеры и доходов.

Вопрос лучше формулировать иначе: какие способности помогут мне преуспеть, над чем стоит работать, что развивать?

Как правильно ставить цели? В первую очередь, цели касаются конкретного человека, реализация зависит лишь от его усилий. Не стоит рассчитывать на благосклонность судьбы или руководство, лучше создать условия для новых достижений, подготовить платформу для успехов.

Стремление в жизни человека, как мотор автомобиля - внутренняя энергия для действий, свершений. Только высокие и значимые цели могут стимулировать, зажечь огонь в душе, помочь преодолеть любые преграды.

Любые изменения начинаются с простого правила - ставим цели и достигаем их. Активный подход к жизни обеспечивает контроль над жизненными ресурсами и даёт возможности для развития потенциала. Умение брать ответственность за собственную жизнь, решения поможет устоять в борьбе за самореализацию, достичь любых вершин. Главное - осознание: все мы талантливы и каждый рождён на свет с особой миссией. А реализация потенциала способствует поиску предназначения, несёт пользу в окружающий мир.

В статье рассмотрели способы раскрытия потенциала, как ставить цели для реализации намеченных планов.

Желаем всем открыть внутренние резервы и жить на максимуме возможностей!

ПОТЕНЦИАЛ (источники, возможности)

ПОТЕНЦИА́Л (от лат. potentia - сила), источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области (напр., экономический потенциал).


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "ПОТЕНЦИАЛ (источники, возможности)" в других словарях:

    Современная энциклопедия

    - (от лат. potentia сила) источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области (напр.,… … Большой Энциклопедический словарь

    Потенциал - (от латинского potentia сила), источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - [тэ], а; м. [от лат. potentia сила] 1. Спец. Физическая величина, характеризующая силовое поле в данной точке. Электростатический п. 2. Книжн. Степень мощности в каком л. отношении, совокупность всех средств, возможностей, необходимых для чего л … Энциклопедический словарь

    Потенциал - (от лат. potentia сила) 1) в широком смысле источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения каких либо задач, достижения определенной цели; 2) (в физике) понятие, характеризующее поля каких либо физических… … Начала современного естествознания

    Потенциал - средства, запасы, источники, возможности, которые имеются в наличии и могут быть использованы для достижения определённых целен, решения каких либо задач. В военной теории П. определяется как совокупность материальных и духовных возможностей… … Словарь военных терминов

    Потенциал (от лат. potentia сила), в широком смысле средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определённой цели, осуществления плана, решения какой либо задачи; …

    I Потенциал (от лат. potentia сила) в широком смысле средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определённой цели, осуществления плана, решения какой… … Большая советская энциклопедия

    Потенциал - в широком смысле средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, решения какой либо задачи; возможности отдельного лица,… … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

    - (англ. Creative potential) совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности. Творческий потенциал Артиста – это генетические и физиологические вокальные данные, сценические навыки,… … Википедия

Просмотров