Страшные истории о русалках троицын день. Русальная неделя и проводы (похороны) русалки

На Зеленой неделе собирали целебные травы, задабривали мавок и наедались мясных блюд перед постом

Сегодня, накануне одного из самых больших церковных праздников - Троицы (Пятидесятницы) - согласно традиции, полагается помянуть усопших родных. Наши предки называли эту субботу Родительской, или Дедовой. В этот день молятся о пропавших без вести, а еще о некрещеных и самоубийцах. Кроме того, сегодня нужно украсить свой дом зелеными ветками и травами. Считалось, что на Троицу души мертвых отпускают с того света домой, чтобы они могли присоединиться к торжественному воскресному обеду. Спустившись на землю, они прячутся в зеленых ветвях, поэтому озеленить дом необходимо было так, чтобы не оставить ни одного пустого угла.

Сорвать первые стебли медуницы должен глава семьи, тогда осенью он выдаст дочь замуж за богатого жениха

Перед Троицей девушки и дети шли в лес и на луг, чтобы наломать веток клена, липы, березы, тополя и собрать побольше душистых трав. Рвали чабрец, полынь, мяту, любисток и обязательно аир, или «татарське зiлля». Травами украшали комнаты, двери, ставни, заборы и загоны для скота. Поскольку деревца и ветки назывались «клечанням», то и вся Зеленая неделя именовалась Клечальной. На Буковине крыши убирали листьями лопуха, клена и липы. Гуцулы обвивали барвинком ставни, а также клеили на стекла кресты из листьев. В главной комнате на полу обязательно выкладывали из папоротника большой крест. В субботу васильками и мятой украшали иконы, затем покрывали их новыми рушниками и зажигали перед образами лампадку.

Канун Троицы - лучшее время для заготовки целебных растений: медуницы, алтея, арники, барбариса, ромашки и бузины. По народным обычаям, сорвать первые стебли медуницы должен глава семьи, тогда осенью он выдаст дочь замуж за богатого жениха. А вот тысячелистник (народные названия: деревий, белая кашка, полевая гречка) полагается собирать матери, чтобы весь год ее семья была здоровой, крепкой и никто в роду «кров`ю не стiк».

В субботу в церквах не только поминали усопших, но и освящали молоко, сыр и сдобу. После службы было принято обмениваться калачами в память об умерших: «За Царство Небесне». Обязательно одаривали детей-сирот - люди верили, что, позаботившись о нуждающихся, они оберегают своих близких от бед на воде и недобрых взглядов русалок.

Вообще, Зеленая неделя - это время, когда наши предки старались всячески задобрить мавок и русалок, чтобы те не погубили урожай, никого не утопили и не защекотали до смерти. В старину существовало множество обрядов и запретов, связанных с культом почитания русалок. По описаниям фольклористов, эти красавицы сильно напоминают нынешних моделей: высокие, гибкие, тонкие, обескровленные, с горящими глазами и длинными зелеными волосами. Из одежды на русалках были только венки из осоки или водяных лилий. Красавиц можно было встретить у рек и озер, когда, выйдя из воды, они сидят на берегу или ветвях деревьев и расчесывают свои длинные волосы. Русалки водят хороводы и поют песни таинственным шепотом, слушать который людям опасно, ведь он околдовывает и заманивает человека в круг танцовщиц. Чтобы русалки не погубили, всю Зеленую неделю наши предки носили при себе растения-обереги: чеснок, любисток, полынь.

А на Полтавщине девушкам до Троицы вообще не разрешалось ходить в лес, ведь они могли встретить там мавку. По поверью, увидев незамужнюю девушку, русалка спрашивает ее: «Полин чи петрушка?» Нужно ответить: «Полин!» Тогда русалка не причинит вреда, а только скажет: «Сама згинь!» Но если мавка услышит от девицы: «Петрушка!» - сразу же закричит: «Ти ж моя душка!» - и защекочет несчастную до смерти.

Люди, мучившиеся глазными болезнями, с первыми лучами солнца выходили на луг и собирали в глиняную миску лечебную росу

Однако с русалками можно было и договориться. Правда, для этого полагалось их задобрить угощениями и подарками. Так, замужние женщины ставили в хате на подоконнике свежеиспеченный каравай, чтобы его запах насытил русалок. Кроме того, в саду на деревьях развешивали полотно и нитки - «мавкам на плаття». Глава семьи тоже угощал зеленоволосых красавиц: на меже нивы он оставлял для них краюхи хлеба. А незамужние девушки просили у мавок помощи в привороте женихов.

На Киевщине существовал обычай обедать с русалками. Девушки на заре выходили в поле, захватив с собой яичницу, молоко и каравай, испеченный из ржаной муки и освященной воды. Этот хлеб делился поровну между подругами, после чего те шли к отцовскому полю и оставляли там кусочки каравая для мавки. А на Слобожанщине девчата носили в лес венки для русалок. Кстати, сплести его нужно было втайне от всех, чтобы никто счастья не сглазил.

Проще всего к русалкам относились дети: они бегали на речку пугать мавок. С собой сорванцы брали отлитые из воска крестики, которые бросали в воду со словами: «Де Христос, там Сила Небесна, а де Сила Небесна, там нечистi нема!»

На Троицу можно было избавиться от разных недугов - например, вернуть себе зрение. Так, на Западной Украине существовал такой обычай: люди, мучившиеся глазными болезнями, с первыми лучами солнца (считается, что именно в это время Дух Святой сошел на апостолов) выходили на луг с глиняной мисочкой красного цвета и собирали в нее росу. При этом приговаривали: «Жива водичко, Божа росичко, Духом Господнiм оснащена, капай у цю мисочку. Так, як ти чиста, най си зроби пречисто у болящих очах».

К празднику готовили много блюд из молока и яиц. В основном это были разные вариации на тему яичницы. Вообще, начиная с Пасхи яйцо является основным кушаньем на всех весенне-летних праздниках: крашанка появляется на Светлое Христово Воскресение как символ зарождения новой жизни, а на Троицу яйца в основном жарили, причем готовить яичницу разрешалось только незамужним девушкам.

Обязательно варили холодец и запекали буженину и окорок. Ведь через неделю начинается Петров пост (в этом году он продлится чуть больше двух недель - с 23 июня по 11 июля), и до праздника Петра и Павла есть мясо и молочные продукты не полагается. Еще хозяйки готовили вареники с творогом и молочную кашу, а вот рыбу к праздничному столу не подавали, так как на нее постный запрет не распространяется.

Девушки сжигали аир и гадали на пепле, выясняя, за кого замуж пойдут

Закончив домашние дела, семья надевала лучшую праздничную одежду и садилась возле ворот на лавке дожидаться, пока ударит церковный колокол. Услышав звон, все чинно вставали и, перекрестившись, шли в храм. На литургию брали букеты из трав, в которые полагалось вставить три восковые свечи.

После службы начиналось настоящее веселье. Люди семейные отправлялись в гости к кумовьям, чтобы в хорошей компании отметить праздник. А молодежь за стол не торопилась, а собиралась возле церкви, у вкопанного в землю высокого деревянного шеста, который назывался «явором» или «вiхой». Шест украшали ветками и цветами. Парубки и девушки водили вокруг него хороводы и пели песни. Девчата плели венки и в родительском саду вешали их на яблони, груши и сливы - «аби Бог благословив самим плодючими стати».

Также девушки с нетерпением ждали вечера, чтобы выяснить, за кого им суждено выйти замуж. Гадали на аире: «татарське зiлля» поджигали, после чего на деревянной досточке выкладывали из пепла имена парубков. С этой досточкой выходили на улицу и ждали порывов ветра - чье имя не развеется, тот и суженый. Ну а если сдует все надписи, то сваты в этом году обойдут дом невесты стороной.

Гадали и старшие люди: на ночь в дом вносили молодую осину и ставили под окнами. Утром хозяева придирчиво осматривали листья на деревце. Если они остались зелеными (хоть и привядшими), вся семья в здоровье и радости доживет до следующей Троицы. Появятся на ветках почерневшие листочки - жди похорон.

В понедельник отмечают Духов день. В этот день землю почитали как именинницу. Поэтому «тревожить» ее, например копать, не разрешалось. Водили к реке коров, овец и даже свиней. На берегу домашний скот трижды прогоняли по кругу против солнца, чтобы таким образом уберечь его от волков, болезней и сглазов.

Заканчивались гуляния в первый день Петрова поста проводами русалок. Девушки шли в поле обедать, плести венки и петь песни. Вечером молодежь раскладывала костер, прыгала через огонь, веселилась и выбирала из девиц русалку.

БУЖЕНИНА С МЯТОЙ ПО-КИЕВСКИ

Для приготовления понадобится: свинина - 1 кг, лук - 50 г, чеснок - 30 г, хлебный квас - 0,5 л, сливочное масло - 100 г, уксус - 50 г, соль, перец, лавровый лист, мята - по вкусу.

Свинину без косточек нашпиговать луком, чесноком, натереть солью, перцем, выложить в керамическую или эмалированную кастрюлю, залить хлебным квасом, уксусом, добавить лавровый лист, листья мяты и на сутки поставить в холодное место для маринования. Затем мясо положить в казанок и запекать в духовке до готовности.

Готовую буженину нарезать тонкими ломтиками, разложить на блюде, полить растопленным сливочным маслом и украсить зеленью петрушки. Отдельно подать жареный картофель, огурцы, помидоры и сладкий перец.

МАНДРЫКИ С КЛУБНИКОЙ

Для приготовления понадобится: мука - 500 г, сметана - 100 г, сливочное масло - 100 г, сахар - 50 г, яйца - 2 штуки, вареные желтки - 2 штуки, сода - 5 г, клубника - 300 г, сахар - 100 г.

Замесить тесто из муки, масла, сахара, сметаны, яиц и соды. Тесто раскатать и вырезать небольшие коржики.

Клубнику очистить, посыпать сахаром и выложить на коржики. Слепить концы коржиков и испечь мандрыки в духовке.

1. Западноевропейских русалок называют словом mermaid, а для славянских существует особое имя... русалка.
2. Происхождение слова русалка даже для российских филологов весьма туманно. Одни исследователи связывают его со словами русло и роса, другие - с прилагательным русый, третьи - с названием реки Рось. Любое из этих предположений имеет под собой достаточно оснований, так как русалки, в основном, русоволосые, живут в руслах рек и умываются росой.
3. В отличие от большинства западных наяд, русские русалки не имеют рыбьего хвоста, а их тела, лишенные чешуи, настолько нежны, что на ярком солнце просвечиваются насквозь. Внутренностей при этом не видно, так как у духов их нет.
4. Мужа у русалки быть не может, но как и любой живой душе русалке тоже хочется немного любви и тепла, вот и старается она найти суженого. Кандидатами в мужья становятся разведенные мужчины и те, у кого с женами нелады. Когда русалки встречают таких, то предлагают разделить с ними брачное ложе. Если мужчина поддастся искушению, то после любовного акта русалка начинает уговаривать его отправиться с ней в подводное царство, утверждая, что ее избранник не утонет, а, наоборот, отныне будет жить вечно. Одурманенный любовными чарами русалки мужчина идёт в воду, где, естественно, тонет.
5. Изредка русалки наведываются в свои бывшие дома и семьи, но вреда, как правило, при этом никому не причиняют. Наоборот, если домашние, заметив дух умершей, оставляют на ночь на столе угощение, русалки становятся постоянными и невидимыми защитниками семьи, оберегая ее от напастей и невзгод.
6. Природные русалки, в отличие от натуральных, смертны и лишь доживают в облике духов воды свой земной срок. Русалке присущи те же черты характера, привычки и вкусы, что были у нее при земной жизни. Наиболее беспокойны русалки, у кого остались при жизни незаконченные.

7. Осень, зиму и весну русалки спят в подводных, невидимых человеческому глазу, хрустальных дворцах, а в начале лета, когда вместе с природой, по старинному преданию, оживают мертвецы, русалки выходят из воды и разбредаются по прибрежным рощам, где селятся на деревьях. Выбор этот не случаен, так как в стародавние времена именно на деревьях хоронили своих усопших славяне.
8. Русалки умеют петь, да так, что слушающие могут внимать им по нескольку дней подряд, не замечая хода времени. При этом слушающий не понимает ни слова из спетого, так как песни речных красавиц не похожи на человеческие и представляют собой набор магических слов, понятных только самим русалкам.
9. В лунные ночи русалки любят сидеть на прибрежном камне, расчесывая свои длинные, до пят, волосы гребнем, сделанным из рыбьей кости и покрытым золотом. Гребень этот подбирать нельзя: русалка будет каждую ночь приходить к вашему дому и стучать до утренней зари во все двери и окна, требуя обратно свою расческу. Если же это не поможет, она напустит на вашу семью мор и станет мстить до тех пор, пока не получит назад взятую без спроса вещь. Поступают так русалки потому, что гребень для них предмет особый. Пока они чешут им свои волосы, до тех пор с них продолжает струиться вода, которая освежает их нежные тела. Если же гребень утерян или украден, а русалка находится далеко от воды, то её кожа высохнет, как у кита, выброшенного на берег.
10. Время от времени на русалок находит беспричинная тоска. И тогда они, как и живые женщины, начинают рвать и метать. У рыбаков они путают и рвут сети, у мельников ломают жернова, на поля насылают проливные дожди и град. Слегка успокоившись, они садятся на ветви деревьев и начинают громко петь, после чего идут воровать, например, хлеб, который русалки очень любят.
11. Опасается русалка не только церковной атрибутики, но и мата. Если ее как следует обложить трехэтажным, она, возможно, побоится с вами связываться, но ни в коем случае нельзя пытаться воспользоваться этим временным преимуществом и пытаться преследовать русалок.
12. Бывали случаи, когда люди открывали на русалок охоту, стреляли в них из ружей. Месть русалки всегда страшна, прежде чем упасть замертво, русалка говорила: "Теперь тебе год от году будет хуже!" или "Вперед меня пропадешь!" - и пророчество это всегда сбывалось. Либо охотник сам в скором времени отправлялся в мир иной, либо ему в этом помогали подруги убитой русалки, певшие каждую ночь у его дома: "Плету, плету саван покойнику, плету покров мертвецу".
13. Главным оберегом от проделок русалок является обыкновенная полынь. Её веточки носят на груди, а при неожиданной встрече с русалкой вынимают, рисуют ими в воздухе большой крест, а затем бросают ей прямо в глаза. Русалка после такого обращения, конечно, сразу же убегает. Если же вы встретили русалку, а полыни у вас нет, то, чтобы остаться в живых, вам нужно обязательно вспомнить правильный ответ на волшебный вопрос русалки. Обычно при встрече с человеком русалка спрашивает: "Полынь или петрушка?" Если путник отвечает: "Полынь", русалка разочарованно кричит: "Сам ты сгинь!" и исчезает. Если же ответом будет слово петрушка, то русалка радостно восклицает: "Ах, ты моя душка!" и пытается защекотать несчастного до смерти.
14. Самые смелые раньше брали в лес кочергу и, при встрече с русалками, садились на нее и принимались скакать, как на лошади. Русалки, думая, что к ним едет ведьма, тут же разбегались в разные стороны.
15. Считалось, что самый большой праздник для них ночь на Ивана-Купалу. В эту ночь они выходили из воды и водили хороводы.
16. В русальную неделю (следующую за троицей), русалки выходят из воды, бегают по полям, качаются на деревьях, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду.
17. Особенно опасен для людей в русальную неделю четверг - русальичин велик день. Зазевавшихся, далеко заплывших или пьяных русалки в этот святой для себя день топят и умерщвляют иными способами десятками, а то и сотнями. На русальной неделе стараются не купаться, не стирать и не шить, а выходя из деревни, следует брать с собой полынь.
18. В русальную неделю нередки случаи обращения русалок к людям с просьбой дать им имя и одежду, потому что в русалок часто превращаются девочки, родившиеся мёртвыми или умершие до крещения и не имеющие имени. Вот они и хотят получить его сейчас, чтобы вновь превратиться в человеческого ребенка и умереть уже по-настоящему. Горе тому человеку, кто откажет в просьбе русалке, гнев ее будет страшен, а расправа ужасна. Связывают это с тем, что с подобной просьбой русалка может обратиться к людям только один раз в семь лет. Поэтому прохожий должен снять с себя что-нибудь из одежды и произнести: "Крещу тебя, Иван да Марья, во Имя Отца и Сына и Святого Духа". После этого невидимые ангелы подхватят душу ребенка и унесут в рай.
19. Говорят, что русалку можно поймать и даже поработить на некоторое время. Для этого следует выбрать наиболее посещаемое русалками место, нарисовать там на земле большой магический круг, внутри начертить крест и встать в центр, а при появлении русалки тут же загадать ей загадку посложнее. Русалка, обычно, принимает условия игры и, задумывается, пытаясь найти ответ на загадку. Вот тут-то ей и нужно умудриться надеть на шею нательный крест. Если это удастся - русалка станет покорной, ее можно отвести домой и заставить выполнять домашнюю работу. Лишь через год чары с русалки спадут и она вновь станет свободной...

В селах брянского Подесенья бытует обряд проводов русалки, начинающийся на Троицу, а завершающийся на Семик (четверг на троицкой неделе) или на Петровские заговины. В местной традиции существует широкий круг мифологических представлений, связанных с русалками.

Считается, что на Троицу они появляются на земле, среди живых. В обряде русалка представляет собой антропоморфное чучело, сделанное из соломы или тряпок и наряженное в традиционный женский костюм. Ее с пением песен носят по селу, идут с ней в лог, где завивают венки на березах, загадывая о судьбе своих близких. Русалку оставляют под березами, а на следующий день забирают, возвращаются с ней в деревню, где женщины кумятся в одном из домов, устраивая общинную трапезу. После этого с русалки снимают костюм, а чучело разрывают на части и сжигают.

Ритуал сопровождался звучанием специальных обрядовых (русальных, русалка) песен. Во время шествия по деревне с русалкой и гаданий на венках звучали хороводные и приуроченные лирические песни.

В селах брянского Подесенья бытует обряд проводов русалки, начинающийся на Троицу, а завершающийсяна Семик (четверг на троицкой неделе) или на Петровские заговины. Считается, что на Троицу русалки появляются на земле, в мире живых, но никакими обрядовыми действиями этот день не отмечен. Однако о том, что русальная неделя началась, свидетельствует музыкальный код ритуала, подкрепленный поэтическими текстами песен. На Троицу уже прямо сперва начинають петь эту русалочку:

Русалочки троецкие, троецкие, нямецкие.

А мы их встречаем, хорошо угощаем.

И поют всю русальную неделю» (д. Красная Слобода Суземского района).

В брянском Подесенье существуют мифологические представления, связанные с русалками. Местные жители считают, что русалками становятся люди, утонувшие в реке или похороненные без соблюдения христианского обычая: «Ну, говорять, что, мол, которые тонуть. Купаются да и тонуть, а потом на этыи дни они вроде выходють» (д. Красная Слобода Суземского района); «Ну, кажуть, что это люди мёртвыя. Видно, тады тыи заклятия не делали. Без попа ховали» (д. Новая Погощь Суземского района).

Русалку представляют в виде женщины в белом с распущенными волосами: «Ну, всё больше в белом. Волосы будуть распущенные. Эти, которые тонуть, их всё больше за волосы таскають. Ну, вот у них все волосья и растрепятся» (д. Красная Слобода Суземского района).

На троецкой или русальной (русаличьей ) неделе, которая чаще всего бывает после Духова дня, русалки, по поверьям, приходят с «того» света на землю: «Русалка, каже, у середу будеть вылазить, у четверьг будеть рубахи мыть. У пятницу будеть катать (т.е. выглаживать рубаху рубелем), а у субботу уже наряжаться» (д. Смелиж Суземского района). Приходя на землю, русалки устанавливают контакт с людьми, давая им знать о своем появлении: «Ну, вот хозяйка доить корову, а она будеть сидеть на тыну: «Подкоровница, подкоровница, дай молочка!» – это русалки. И рубах просили. Давали им и рубахи, кидали женщины, она и заберёть» (с. Вздружное Навлинского района). Часто на вопрос о времени появления русалок на земле отвечают: «Когда рожь колосится».

Русальная неделя характеризуется особыми погодными условиями: «В это время бывает холодно, сквозняки» (д. Барышье Брянского района), что говорит о появлении покойников на земле. Об этом же говорится и в песне, которую называют русалка :

Сидела русалка на берёзе,

Делала-рядила себе холодок.

Как мой холодок холодёшенек,

Холодей водицы в крынице,

Холодей дождику сильного,

Холодей ветрику буйного.

Кроме того на русальной неделе существовали запреты на выполнение определенных работ. Особенно это касалось беременных женщин, а также хозяев, у которых тельная корова: «На русальной неделе женщины не работають, а празднують. Не мыють, не шиють, чтоб у скотине калекой не рождалися. Сердитая русальная неделя!» (д. Дольск Трубчевского района).

В Духовскую субботу было принято приносить в дом май – ветки деревьев, чаще березы, липы, орешника, клена – и вторкивать их в окна, двери, ставить на дворе. Целую неделю – троецкую , или русальную – этот май находился в хате, а затем его сжигали в печи, относили в лес или кидали в погреб от мышей. В ряде случаев май и русалка отождествлялись: «Раньше становили коло двора, сéкли, например, дерева и становили кругом. И утыкали усюды, усюды. А потом этот май, как проходить русалка, так садятся, ветья кладуть один на одно и вязуть – русалку провожають. Вязуть по сялу, садятся на это вéтье. Эты вязуть, эты сидять, пéють. Ну, всё ветья пособирають, за деревню вывезуть – русалку провожають. И пели русальные песни. Пройдеть две недели, больше эти песни всё – не пéють» (д. Арельск Трубчевского района).

Май обладал положительными свойствами и использовался как лечебное средство: «Если вот рука заболит, листьем намыли и всё, прошло» (д. Княжичи Жирятинского района). Считалось, что на русальной неделе русалки появляются в деревне и колышутся на ветках зелени, называемых маем : «Клёну принясуть, по окнам стремляють, берез приносять, становять. Русалки будуть, каже, колыхаться» (д. Смелиж Суземского района).

По представлениям местных жителей, после русальной недели наступает лето, с чем связана смена хозяйственных работ. К этому времени обязательно надо было завершить ткацкие работы, в противном случае на кроснах будут качаться русалки: «Кто ня вытке кросны и остаются у лета, они на Троицу приходять и садятся на етыи кросны и колышутся. О, говорять, надо доткать, а то русалки будут колыхаться» (д. Красная Слобода Суземского района).

На петровские заговины или на Семик совершался обряд проводов русалки.

В обряде русалка представлена антропоморфным чучелом, сделанным из соломы или тряпок и наряженным в традиционный женский костюм (Видео 01). Русалку, как правило, делают примерно в человеческий рост: «Не сено, а соломка прямая. Связали вот такой во кулёчик и перевязали голову, как куклу» (д. Любожичи Трубчевского района). На куклу надевали платье, на голову повязывали платок, потом насаживали ее на палку: «Мордочку делали, глазки рисовали, как у человека. Платьица всё и хвартучик надели, ну, и носили да пели» (д. Любожичи Трубчевского района).

Иногда в пару русалке делали Русалима: «Русалке тада вянок надевают, а Русалим в штанах будя, рубаха белая, шляпа будя» (д. Смелиж Суземского района).

Женщины с русалкой под пение специальных песен шли через все село в лог – водили русалку: «А сейчас Русалку поведóм. А тады уже после этой русалки – давайтя вянки завивать!» (д. Смелиж Суземского района). В логу куклу втыкали в землю и оставляли до следующего дня. Сами же начинали завивать венки – завязывать узлом ветки на березе по числу членов семьи: «Вот мы вянки тамака вот так пообкрутили. А её воткнули в землю, закопали. А назавтра уже отрывали» (д. Любожичи Трубчевского района). На закрученных на березе венках гадали (Видео 02). Через несколько дней приходили смотреть: если венок засох – к смерти, а если остался зеленым – к жизни. Девушки могли гадать и на венках, сплетенных из цветов. С ними шли к реке, бросали их в воду и по тому, как поплывет венок, определяли дальнейшую судьбу: если венок, брошенный девушкой, закружится на месте, то сидеть ей в девках, если же поплывет по течению – к замужеству.

На другой день, откопав русалку, все участницы возвращались с нею в деревню, где в одном из домов накрывали общий стол и кумились : «Кумились: во свои снáшивали яйцы, хлеба, картошку толкли. В одном дворе сделають и вот тебе – кумются» (д. Любожичи Трубчевского района). Обряд кумления как один из способов породнения заключался в совместной трапезе замужних женщин. После обеда с Русалки и Русалима снимали одежду, а сами чучела разрывали на части и сжигали во дворе.

Музыкальное сопровождение обряда включает собственно обрядовые песни, которые здесь называют русальными или просто русалка. Они исполняются в свойственной календарно-обрядовым песням манере: зычным напряженным голосом. Их напевы разворачиваются в достаточно узком диапазоне и воплощаются в гетерофонной фактуре. Во время шествия с русалкой по деревне и завивания венков на березе обычно звучат хороводные песни. Нередко их напевы имеют двухчастную структуру и состоят из медленного запева и быстрого хорового подхвата (Видео 02). При гадании на венках из цветов, которые пускали по реке, а также во время кумления – совместной трапезы – пели приуроченные лирические песни, содержание поэтических текстов которых подходило к ситуации. В отличие от календарно-обрядовых эти песни распеваются в многоголосной фактуре с сольным квинтовым подголоском. Их также поют громко, в расчете на открытое пространство.

Русальная Неделя празднуется прямо перед Купалой или летним солнцеворотом. По-другому Русальную неделю называют Гряной неделей, Проводами русалок, Зелёной Неделей, Зелёными Святками, Русалиями, Семик, укр. Клечальная неделя, поль., лит. Зелёная неделя, чех. слов. Русальда . В конце недели совершаются различные обряды, такие как Проводы Русалок, Похороны Костромы и так далее (подробнее в статье ), которые относятся напрямую к поверию, что в этот день русалки окончательно уходят в свои омуты и больше не трогают людей. Последним днём русальной недели считается сам праздник Купала или летнее солнцестояние.

Купальские дни — это особые праздники. Кроме того, что это встреча и провожание русалок, это ещё и поминание умерших. Причём не просто умерших, а заложных покойников, то есть умерших не своей смертью. По своей сути, русалки — это и есть духи людей, которые умерли не своей смертью. До Русалий они не покидают водоёмов, а вот прямо перед Купалой начинают выходить к людям и могут принести много бед. В связи с этим связано немало поверий, обрядов и даже предписаний, что нужно делать на русалии, а что категорически запрещается.

В письменных источниках первое упоминание о русальной неделе относится к Лаврентьевской летописи (около 1068 г.). Христианское писание осуждает день поминовения мёртвых: «Дьявол льстить, превабляя ни от Бога трубами и скоморохы, гусльми и русальи». В более поздних памятниках Русалии характеризуются как «бесовские игрища» и «потехи с плясанием», песнями, с ряжением в маски животных и т. п.

Считается, что на время этой недели землю или мир живых посещают нечистые духи, так называемые «заложные» покойники, существа из иного мира, встреча с которыми ничего хорошего не предвещает. В этот день они находились в непосредственной близи от людей, и их можно было встретить на берегу реки, в поле, где они резвятся или качаются на ветвях деревьев, на перекрёстках дорог и кладбищах. Считалось, что русалки (мавки, русалки-мавки, навки, русалки-навки) — это девушки, умершие не своей смертью или умершие до брака и малолетние дети. От того, что они не знают покоя в ином мире, они могут утащить с собой живых, утопив их в водоёме или защекотав до смерти, поймав в поле (время разгула русалок — это ещё и время цветения ржи) или лесу. Поэтому на время русалий не рекомендовалось в одиночку уходить в лес, и уж тем более купаться. По завершению Гряной Недели и совершении людьми всех подобающих ритуалов, русалки уходят в свой мир, и люди могут вздохнуть свободно, так как оттуда причинить вред живым они не могут до следующей русальной недели.

На Русальную Неделю существовал запрет на все женские дела, как то: рукоделия, стирка, уборка, полевые работы и т.д. Недобрые духи наверняка попытаются помешать такой хозяйке, и чем всё это обернётся страшно себе представить. «Кто будет пахать в эту неделю, у того скот будет падать; кто будет сеять, у того градом побьет хлеб; кто будет прясть шерсть, у того овцы будут кружиться; кто будет городить изгородь, вить веревки, вязать бороны, тот зачахнет и согнется в дугу. Дети лиц, нарушивших Русальную неделю, родятся уродами; приплод скота у этих хозяев будет ненормальным» (Зеленин Д.К. 1916. С. 186).

Эта неделя насыщена событиями, различными обрядами, ритуалами, праздниками, танцами, хороводами, застольями и так далее. Особым почитанием на этой неделе пользуется берёза. Вокруг неё водили хороводы, устраивали массовые гуляния, завивали ветви, оплетали разноцветными лентами, вешали разные вещи, брали ветки берёзы, чтобы украсить ими своё жилище. Считалось, что именно на берёзах — священных деревьях сидят духи на русальной неделе, поэтому здесь же вывешивали различную одежду, возлагали подношения и многое другое. Мёд, хлеб, яйца и другие угощения оставляли как в лесу, около или на берёзах, так и на перекрёстках дорог. Замечателен и такой традиционный обряд с берёзой, как кумление. Для этого одни девушки, либо девушки и парни, находили две молодые березки, пригибали их к земле и связывали верхушками. Из веток заплетали косы, завивали венки, под самим деревом раскладывалось угощение, которое елось и самими людьми, причём среди угощений обязательно должна быть яичница. Некоторые из ветвей связанных друг с другом берёзок заплетали в виде круга (венка) и пары поочерёдно целовались через такой венок, обменивались через него же различными вещами (кумились), после чего называли друг друга кумой (совр. исследователи называют такой обычай — посестримство).

Самые главные праздничные обряды, как то — похороны Ярилы, обряды и ритуалы связанные с кострами и другие, конечно же, приходятся на самый последний день русальной недели — Купалу. Молодые люди часто рядились в эти дни русалками и ходили по селениям, пугая и развлекая людей. Ряженые набрасывались на людей из-за укрытия, спрятавшись за углом, в кустах или поле. Само ряжение должно быть похоже на нечисть, то есть для нарядов парни и девушки использовали маски с жуткими физиономиями, пачкали лицо, надевали на себя рваную и грязную одежду, и традиционно — венки из трав, веток и цветов. Кроме того, это ещё и ритуал по отваживанию русалок. Лучше повстречать ряженого, чем настоящего духа. Чтобы задобрить разгулявшихся русалок, люди развешивали разноцветные лоскуты, рушники, одежду для русалочьих деток по кустам и деревьям вокруг рек, озёр и водоёмов.

Часто на Зелёные Святки пропадала скотина. Винили в этом, конечно же, русалок и для того, чтобы те вернули домашнее животное, делали «относ» в лесу. Для этого на дереве оставляли лапти, хлеб — соль, онучи из женской рубахи, при этом приговаривая:

«Прошу вас, русалки,

Мой дар примите,

А скотину возвратите».

Для тех же целей, чтобы задобрить русалок, попросить их о помощи, девушки и парни ходили в лес, плели венки, вешали их на березы, пели песни по берегам рек, водили хороводы, устраивали праздники, веселье. Всё это способствовало тому, что русалки-навки могли вместо того, чтобы вредить, помогать людям или, по крайней мере, не трогать их.

Во время Русальной Недели совершались разнообразные традиционные обряды, которые относились именно к поверьям в русалок. Называются они Похоронами Русалок или Проводами Русалок. Один из таких ритуалов, который носит ещё и игровой подтекст (что часто встречается в славянской традиции) выглядит примерно так: Девушку наряжают в ритуальную одежду, надевают венок и большой толпой ведут в поле. При этом поются песни, устраиваются пляски, бьют в барабаны, производят много шума (вспомните поверие в гром Перуна, который молниями убивает нечисть), а после того, как «русалку» привели в поле, с неё срывают венок, одежду и пихают в рожь. После этого люди разбегаются, а девушка, которая играет роль русалки, должна догнать кого-то из убегающих. Причём, поймав человека, она должна его щекотать. Сорванный с русалки венок и одежду, сжигают в костре, тем самым выполняя ритуальное провожание духа. Часто, перед тем как вести русалку в рожь, совершали игровой ритуал на кладбище. Для этого собирали цветы , плели венки и девушки вешали их на могилы. В это время появлялась русалка. Девчата разбегались, а притаившиеся парни ловили ряженую девушку, после чего уже вели в поле. Венки же, которые потом собираются с кладбища, используются для различных Купальских и русальных гаданий. Ещё одним вариантом последующих событий являлось то, что русалку привязывали к дереву или столбу и обмазывали дёгтем.

Часто вместо реальной девушки, ряженой в русалку, плели чучело русалки из соломы. С песнями, плясками, шумом, его относили на опушку леса, на окраину поля, либо на берег водоёма, разжигали костёр и сжигали. Иногда такую соломенную куклу вели под руки, а иногда несли на носилках, а то и вовсе в гробу. Вокруг костра водили хоровод всё с теми же праздничными песнями, которые ещё являлись и обрядовыми, обереговыми песнями-заклинаниями.

Ещё одной характерной традицией было ряжение в коня. Конь также исполняет роль русалки, так как по древним поверьям водяные кони, которые служат водяному, являются умершими не своей смертью мужчинами. Для того чтобы изобразить коня, двое мужчин кладут на плечи жерди, а поверх материю или ткань, которая украшена вышивкой, колокольчиками и т.д. Тот, что находится спереди, держит маску коня, которая делается из сена, соломы, тряпок, так же есть упоминания о том, что вместо такой маски использовался реальный череп коня. Коня этого сопровождал специальный погонщик, который также рядился в одежды, надевал маску (водяной). Однако в разных областях и губерниях, а ранее — племенах, обряд этот в небольших мелочах различался. Всю эту троицу — русалок и водяного — прогоняла толпа празднично одетых людей, которые были вооружены палками, кнутами, ухватами и так далее. Ритуалы проходили ближе к вечеру, а то и вовсе ночью, что придавало им особое чувство реалистичности происходящего и даже трепета.

Кроме того, все эти обряды должны проходить весело. Кроме песен, постоянно слышались шутки, прибаутки, весёлые истории. В общем, всё было направлено на то, чтобы люди, весело, со смехом и без страха выпроводили русалок восвояси. Для этого в роли главных исполнителей ритуалов выбирались самые смешливые парни и девушки, которые могли подзадорить людей, рассмешить.

В двух словах о самих русалках:

В одном из ближайших выпусков выйдет статья, которая полностью посвящена , так что подробно останавливаться на этих существах-духах здесь не будем, но всё же в общих словах объяснить, что они из себя представляют и что о них думали наши предки всё же стоит.

В понимании современного человека, который воспитан на сказках о русалках, сказках не совсем русского происхождения, водяная дева представляет из себя такую полудевушку-полурыбу, верхняя часть которой человеческая, а нижняя представляется рыбьим хвостом. Однако это больше западноевропейские представления о водяных жителях. В традиции русских славян русалка выглядит практически так же, как и обычный человек. Так как живёт русалка на дне озера или другого водоёма, то волосы её зачастую окрашены в зелёный цвет, цвет лица и кожи лилейно белый, одежды либо нет вовсе, либо русалка одета в белое одеяние, что соответствует погребальному одеянию в похоронных традициях древних славян. Также на русалках можно увидеть налипшую тину, водоросли, кувшинки в роли украшений и, конечно же, венки. Кроме того, древние славяне верили, что русалки обладают необыкновенной красотой, которая настолько сильна, что может без труда влюбить в себя любого мужчину.

Из своих водоёмов они выходят только во время Русальной недели или во время цветения ржи. Там где водяные девы водят хороводы, рожь начинает колоситься и расти невероятными темпами, что относит русалок ещё и к покровителям плодородия, помощникам человека в этом деле.

Сами русалки — это люди, умершие не своей смертью, заложные, то есть те, кто не отжил свою жизнь как положено и вынужден доживать положенный на земле срок в виде духа под водой или бродя по земле в виде привидения или другого существа. Хозяином русалок традиционно считается водяной, который является очень могущественным и насчёт которого у славян были свои представления и масса традиций. С русалками живому человеку встречаться строго противопоказано. Для живых людей они представляют большую опасность не только в воде, но и на суше. Они могут утащить в омут, утопить, напугать или защекотать до смерти. Причём, во время встречи с русалкой человеку сложно рассчитывать на свою силу и умения, так как русалки умеют гипнотизировать, очаровывать людей своей необыкновенной красотой.

Говорят, что на Русалии можно услышать песни водяных дев. У них красивые голоса, а их песни очень похожи на песни обычных людей. Отличают их по тому, что во время их пения людей предупреждает сорока и постоянно стрекочет. Это своего рода предупреждение об опасности. Насчёт жертв русалок также есть особые представления. К примеру, если человека ловили в лесу и щекотали до смерти, то до тех пор, пока его бездыханное тело не обнаружат, русалки каждую ночь водят вокруг него хороводы, тело его украшают цветами и венками, а сама плоть не подвергается разложению до того времени, пока его не коснётся рука живого человека. Те люди, которых русалки утаскивали на дно озера, становились заложниками водяных дев, чесали для них лён и делали разную тяжёлую работу. Но иногда такие утопленники становились мужьями русалок. На так называемые воробьиные ночи и происходят свадьбы русалок. Такие люди до конца жизни пребывают на дне вместе со своей возлюбленной в невероятной роскоши.

Кроме того, существует поверие, что человек и русалка могут завести любовный роман. Однако ничем хорошим для живого это не заканчивалось. В основном всё оканчивалось тем, что влюблённого человека либо утаскивали на дно водоёма, либо он просто умирал, иссохнув от тоски, не в силах забыть красоты или поцелуя русалки.

Русальная неделя, которую в некоторых областях называют Троицкой или также Прощальной, в календаре восточных славян приходится на дни, начиная с праздника Троицы или сразу после нее.

Хотя русалки и не имеют никакого отношения к христианству, этот праздник тесно переплелся с православием от языческих времен. Никакие проповеди в храмах и грозные предостережения священников не смогли стереть из народной памяти языческие обычаи и традиции, связанные с явлениями природы и темными силами.

Разумеется, уже не все эти обычаи соблюдают, большинство людей даже не подозревают об их существовании. Тем не менее русальная неделя имеет место быть, в разных областях ей придают разное значение. Где-то русалок опасаются, где-то, наоборот, обращаются к ним за помощью в делах сердечных или хозяйственных.

Кто такие русалки?

Славянские русалки лишь отдаленно похожи на андерсеновскую русалочку. Общее между ними только одно - они живут в воде, да то не всегда. У некоторых народов считалось, что это лесные девы. Русалочки славянские по поверью - это души умерших от несчастной любви девушек и женщин, неупокоенные души утопленниц и самоубийц. Раз в год, на русальную неделю, души в виде прекрасных девиц выходят на божий свет, бродят по берегам рек и озер, лесным чащам, веселятся, водят хороводы. Ради развлечения эта красивая нечисть не против и пообщаться с людьми. Итоги такой встречи считались непредсказуемыми. Гнев русалок страшен - они могут испортить урожай, лишить красоты, свести с ума и самое страшное - защекотать до смерти или утащить с собой в пучину или лесную чащу. В то же время, понравившемуся человеку они могут указать клад, сделать так, чтобы любимый ответил взаимностью.

Встречи с этими красивыми наядами искали только самые отчаянные головы, которым терять было нечего.

Чего стоит опасаться в русальную неделю

Какими бы красивыми не представляются русалки, все же это нечистая сила. Наиболее богобоязненные люди старались избегать встреч с ними.

— В эту неделю не купались в реках и водоемах и старались даже не подходить к ним, чтобы не попасть в вечный плен водяных. Особенно это касалось юношей: не дай бог понравиться нечистой силе - утащит в воду, женит на себе и не выпустит!

— Лесные чащи тоже считались опасными, в эти дни никто ходил в лес без особой нужды, и всегда брали с собой компанию. Даже проехать на лошади лесом представлялось делом рискованным.

— Невестам, беременным женщинам и кормящим мамам традиции вообще запрещали выходить со двора. Древние люди считали, что русалки из зависти могут навредить женщине или младенцу.

— В некоторых регионах считалось, что лесным девам присуще что-то вроде женской солидарности. К примеру, если женщина, обиженная мужчиной, пожалуется наяде, то этого изменщика или домашнего деспота могут так наказать, что он сойдет с ума или окажется на кладбище.

— Бегали девушки к русалками и за помощью в любовных делах. Правда, по преданиям, русалки помогали не просто так, им нужно было заплатить. Иногда дело ограничивалось красивым платочком или бусами, а иногда и более серьезными вещами - например, жизнью ребеночка.

— В русальную неделю крестьяне старались защитить свои посевы и домашнее хозяйство. Существовало стойкое поверье, что русалки могут наслать неурожай и падеж скота. Защищали свое хозяйство оберегами и подношениями речным и лесным девам.

Как защититься от русалок?

Самой верной защитой от нечистой силы всегда было крестное знамение. Примерно так же, как в повести Н.В. Гоголя «Вий», люди очерчивали круг вокруг себя или дома, и крестили его. Вешали крестик не только на грудь, но еще и на спину.

Те, кто не сильно надеялся на божью защиту, обвешивали себя травами против нечистой силы. С собой и на себе носили всю неделю пучки полыни, молодой чеснок, листья любистока и крапивы. В кармане или на шее держали осиновый крест.

В некоторых народах русалок было принято задабривать подношениями. Почему то считалось, что аромат свежего каравая задобрит лесную нечисть. Люди клали свежий разломленных хлеб у ворот или на крыльцо, чтобы русалки прошли мимо.

Во дворе на деревьях развешивали лоскуты красной ткани, а дома украшали венками из трав снаружи и внутри.

В северных деревнях на Руси с русалками было принято «кумиться», то есть как приглашать породниться. Считалось, что имея в родственниках нечистую силу, можно не опасаться от нее вреда.

Для этого выбирали молодую березку, украшали ее лентами и водили вокруг нее хороводы. Обязательно делали качели из веток, чтобы лесные девы могли вдоволь развлечься. Но после праздников все это тщательно убиралось, чтобы русалки отправлялись восвояси и устраивались проводы русалки - с песнями и плясками молодежи, играми у костра.

Гадания на русальную неделю

Где нечистая сила, там и ворожба! Девушки использовали русальные дни, чтобы погадать на свою судьбу. В первую очередь их интересовало замужество и достаток в доме. Именно с этим и связаны гадания на русальную неделю.

Из луговых или лесных цветов плели венок и забрасывали его на крышу своего дома. Если венок падал на землю, это означало, что девушка в этом году выйдет замуж. А если же он застревал на крыше, то подвенечное платье в этом году не потребуется.

А если суженный у девицы уже имелся, но она сомневалась в его чувствах, то гадала на соке зверобоя. Несколько цветков этого растения срывали, сжимали из всех сил в руке, чтобы появился сок. Если сок был красного цвета, то это означало страсть и верность. Ну а если сок был бесцветным, то увы, — сердце избранника было холодным.

Если девушку такое положение вещей не устраивало, то она обращалась к русалкам за помощью. В ночь на четверг русальной недели девицы, которые страдали от неразделенной любви, отправлялись в лес или на берег реки и оставляли там своеобразный сигнал о помощи в любовных делах. В качестве платы за услугу в красную тряпицу заворачивали бусы, новую ленту или монетку, клали ломоть свежего каравая. А под узелок клали прядь своих волос. Считалось, что русалка, как экстрасенс, сама догадается что нужно сделать.

В областях, где росли хвойные деревья, девушки гадали на смоле. Несколько девиц на рассвете шли в лес. Найдя старую сосну или ель собирали с одного дерева смолу. Дома в укромном месте смолу рассматривали.

Чем светлее и жиже смола, тем лучше - это означает, что жизненный путь пройдет легко, без препятствий. Чем темнее и гуще смола, тем сложнее придется: встретится много преград и неудач.

Можно по-разному относиться к древним поверьям, а уж надеяться встретить сегодня в лесу или возле водоема русалку, вряд ли приходится. Тем не менее, старинные обычаи почему то не канули в лету, а наоборот, оживают. Это может быть вечным желанием людей верить в чудеса или перипетиями генетической памяти. Но вряд ли случится что-то дурное, если поддержать традиции предков в русальную неделю.

Просмотров