Авиакатастрофа над Боденским озером: причины, расследование, последствия. Непрощенный

Который не смог смириться с потерей семьи при крушении пассажирского самолета над Боденским озером 1 июля 2002 года.

1 июля 2002 года в небе над Германией столкнулись грузовой Boeing-757 авиакомпании DHL и пассажирский Ту-154М авиакомпании «Башкирские авиалинии». Катастрофа унесла жизни 71 человека. Погибли два пилота «Боинга», девять членов экипажа Ту-154 и 60 пассажиров, 52 из которых были детьми.

В ту роковую ночь авиадиспетчер Петер Нильсен остался на дежурстве один. По некоторым данным, его коллега в нарушение правил уснул на рабочем месте. Когда грузовой самолет и пассажирский лайнер находились в небе над Боденским озером, Нильсен заметил, что их маршруты пересекаются. Но счет уже шел на секунды.

Авиадиспетчер отдал пилотам Ту-154 команды о снижение, и они сразу же приступили к выполнению его указания. Вместе с этим в кабинах обоих самолетов сработала автоматическая система предупреждения об опасном сближении (TCAS), которая скомандовала пассажирскому лайнеру набирать высоту, а грузовому, наоборот, снижаться. Российские пилоты решили продолжить выполнять указания диспетчера, но грузовой борт начал снижаться по команде TCAS. Пилоты известили об этом Нильсена, но он не услышал этого.

В 21:35 на высоте 10,6 метра «Боинг» врезался в фюзеляж Ту-154. Пассажирский самолет развалился в небе на четыре части. Грузовой борт потерял управление. Они упали в семи километрах друг от друга.

На борту погибшего пассажирского лайнера оказалась Светлана Калоева с детьми - десятилетним сыном и четырехлетней дочерью. На самолете «Башкирских авиалиний», следовавшем из Уфы в Испанию , они летели к отцу семейства, который на тот момент уже два года работал там по контракту в строительной фирме. Семья собиралась вместе провести отпуск.

Изначально планировалось, что жена и дети вылетят 29 июня, но к этому времени они не успели подготовить все необходимые для поездки документы. Когда же все было собрано, в аэропорту им предложили рейс с детьми из Башкирии , которые направлялись на отдых в Испанию в качестве поощрения за отличную учебу Комитетом по делам ЮНЕСКО . На борту оказалось три свободных места.

Муж и отец погибших Виталий Калоев позже сам прибыл на месте трагедии. Сообщалось, что он первым нашел разорванные бусы своей дочери, а через три километра - ее тело. Однако автор книги «Столкновение. Откровенная история Виталия Калоева» Ксения Каспари рассказала RT, что он не участвовал в поисках, но видел фотографии найденных тел и на одном из первых узнал свою дочь. Писатель отметила, что она упала на дерево и казалась почти неповрежденной.

Как говорят родственники Калоевых, спустя полтора года после трагедии глава семейства так и не смог смириться с потерей близких. Он бросил работу за границей и переехал в Россию.

Ответственность за случившееся никто на себя не брал. У родственников погибших никто не просил прощения. Сам диспетчер отказывался признать свою вину. После авиакатастрофы его отстранили от работы, а в отношении компании SkyGuide и ее руководства швейцарские следователи провели уголовное расследование.

В мае 2004 году Германия опубликовала итоги расследования, где было заключено, что в столкновении самолетов виноваты швейцарские диспетчеры. Тогда Skyguide была вынуждена признать вину, и через два года после крушения директор диспетчерской компании все же принес извинения семьям погибших. Через три года всем виновным вынесли приговор.

Но к февралю 2004 года Калоев не дождался ни извинений, ни наказания виновных, поэтому единственным способом восстановить справедливость он видел самосуд.

Одержимый жаждой мести 48-летний Калоев прилетел в Цюрих 18 февраля 2004 года. Он поселился в гостинице в местечке Клотен, где проживал со своей семьей 36-летний авиадиспетчер SkyGuide Петер Нильсен. Некоторые СМИ сообщали, что россиянин в течение нескольких дней наблюдал за домом своей будущей жертвы и подбирал удачный момент для нападения.

Выбор пал на вечер 24 февраля. Калоев подошел к дому и постучал в дверь. Ничего не подозревающий Нильсен вышел на террасу вместе с женой и двумя детьми, заинтересовавшимися поздним гостем. В доме остался третий ребенок. Перед членами семьи Нильсена стоял россиянин, державший в руках фотографии своих погибших жены и детей. «Посмотри», - произнес он по-испански и протянул диспетчеру снимки. Но тот оттолкнул нежданного гостя, выбив фотографии из его рук. По некоторым данным, Нильсен даже засмеялся.

Что было дальше, по словам Калоева, он не помнит: пелена гнева захлестнула его, из глаз брызнули слезы. Но продолжение истории известно следователям. Увидев снимки на земле, россиянин достал складной нож и нанес стоявшему перед ним мужчине удары в грудь, живот и горло. Нильсен скончался на месте от 12 ножевых ранений.

Калоев даже не пытался скрываться. Он ушел, бросив во дворе дома нож, который на следующий день обнаружила полиция. Правоохранители обратили внимание на показания жены и соседей убитого, которые утверждали, что преступник говорил со славянским акцентом. Тогда было сделано предположение - убийство совершил кто-то из родственников погибших пассажиров Ту-154 из мести.

Калоева задержали почти сразу после преступления в гостинице. Следователь Паскаль Госснер тогда рассказал, что задержанный обратил на себя внимание еще во время мемориальной церемонии в городе Уберлингер в августе годом ранее - он расспрашивал всех о том, кто конкретно виновен в случившемся.

Сам убийца рассказал следователям, что хотел добиться от диспетчера извинений.

В октябре 2005 года Верховный суд Цюриха признал Калоева виновным в убийстве и приговорил к восьми годам с отбыванием срока в каторжной тюрьме (швейцарский аналог колонии строгого режима). Как отмечает Swissinfo, судьи пришли к заключению, что убийство было умышленным, так как преступник не остановился после первых ударов, а продолжил убивать Нильсена.

Едва ли можно утверждать, что Калоев раскаялся в содеянном. Корреспондент РИА «Новости» сообщил, что во время вынесения приговора подсудимый даже отказался вставать. «Меня обвиняют в том, что я похоронил своих детей. Зачем я буду вставать?» - заявил он.

Впрочем, тюремный срок для убийцы диспетчера оказался гораздо короче, чем предполагалось. Уже 8 ноября 2007 года Верховный суд Швейцарии постановил освободить Калоева.

«Я очень рад этому. Это, конечно, акт справедливый, потому что человек прошел ужасную муку и совершил преступление в результате невероятных мучений. И это акт гуманизма», - сказал радио «Маяк» адвокат Генрих Падва , представители адвокатского бюро которого участвовали в защите Калоева.

Через пять дней после освобождения Калоев вернулся в Москву, а на следующий день прилетел в родной Владикавказ. В аэропорту собрались сотни жителей Северной Осетии и около ста журналистов. Глава Северной Осетии Таймураз Мансуров встретил его прямо на взлетной полосе.

«Я знал, что меня ждут родные, что за меня болеют земляки, но даже не подозревал, что встреча будет такой масштабной. Мне даже стало неудобно от такого внимания. Столько людей радовались моему возвращению», - говорил тогда Калоев «Газете.Ru».

Всего через два месяца после своего освобождения председатель правительства Северной Осетии назначил бывшего заключенного россиянина заместителем министра строительства и архитектуры республики.

История Калоева вдохновила как российских режиссеров, так и западных. 7 апреля 2017 года в американский прокат вышла картина «Последствия», главную роль в которой исполнил Арнольд Шварценеггер . По сюжету жена и дочь главного героя погибают в авиакатастрофе по вине авиадиспетчера Пола (Скут МакНэри). Полу и его семье приходится скрываться от публичного гнева и в частности от главного героя, который хочет во что бы то ни стало найти диспетчера.

Сам Калоев заявил, что разочаровался после просмотра этого фильма. По его словам, помимо игры Шварценеггера его расстроило то, что на протяжении всего фильма главный герой пытается вызвать к себе жалость. При этом сам Калоев жаждет не жалости, а справедливости.

Он предположил, что создатели картины намеренно пытались обойти стороной ошибки руководства авиакомпании, сделав из авиадиспетчера жертву обстоятельств. «Фильм абсолютно неинтересный», - резюмировал Калоев.

В российской версии кинокартины, снятой по этой истории, роль Калоева исполняет Дмитрий Нагиев . Лента «Непрощенный» увидела свет лишь в 2018 году, хотя работа над ее созданием началась еще в 2016. Как отмечал режиссер Сарик Андреасян , перед началом работы над лентой со сценарием ознакомился сам Калоев и «дал свое благословение».

Фильм «Непрощённый» о судьбе осетинского архитектора, осуждённого за самосуд, стал лидером российского проката. Почему?

Навряд ли только из-за содержания самой картины. Каждый мужчина, размышляя об этой истории, задает себе вопрос: «А как бы поступил я на его месте?». Калоев сам вынес приговор человеку, которого считал виновником смерти самых близких людей - сделал свой выбор и осуществил его. Насколько его месть была справедливой?

«АиФ» решил рассказать о том, что узнал у самого Виталия Калоева.

В июле 2002 г. Ту-154 «Башкирских авиалиний», на котором летела семья Калоева, столкнулся в воздухе с грузовым «Боингом-757». Катастрофа, в которой погибло более 70 человек (в том числе 52 ребёнка) произошла близ Боденского озера в Германии. Причиной стали неправильные действия 34-летнего диспетчера швейцарской авиакомпании «Скайгайд» (в переводе с английского - «небесный проводник») Петера Нильсена, который регулировал воздушное сообщение в районе - давал команды пилотам. Из-за невнимательности или усталости он слишком поздно понял, что курсы самолётов могут пересечься, а затем своими ошибками, перепутав право и лево, сделал ситуацию необратимой. Однако руководст-во «Скайгайда» с самого начала стало отрицать свою вину, намекая, будто всё случилось из-за того, что российские пилоты якобы не знали английского. Не признал вину и Нильсен.

Встреча Калоева и Нильсена стала роковой для обоих - осетин зарезал диспетчера, а сам угодил в швейцар-скую тюрьму.

В 2007-м я встречал Виталия Калоева в «Домодедово», куда он прилетел после освобождения, а спустя пару дней был у него в гостях во Владикавказе. Мы говорили в большом и уютном доме, который он спроектировал и построил для семьи. Калоев курил, его пальцы слегка дрожали. И объяснял: «Я лишь требовал, чтобы люди из авиакомпании извинились перед родными погибших, как и положено, по-людски. Но они лгали и утверждали, что не при чём...».

До трагедии он не был безвестным человеком, от которого можно ожидать неизвестно чего: работал главой стройуправления и как инженер-строитель приложил руку к возведению многих красивых зданий Владикавказа, в том числе крупнейшего в городе собора Георгия Победоносца (в конце 90-х возвел фундамент и первый этаж храма). С 1999-го строил в Барселоне жилые дома для выходцев из Осетии, по контракту с испанской компанией. С женой Светланой прожил вместе 11 лет. Сыну Косте было 10, дочке Диане - 4 года. Самому ему на момент катастрофы исполнилось 46.

На следующий день после неё Калоев вылетел в Цюрих, добрался до места падения обломков Ту и убедил полицей-ских пропустить его за кордон. 10 дней он провёл в поисках останков. В первый же день нашёл разорванное жемчужное ожерелье дочери Дианы, потом - её тело. Тела жены и сына нашлись много позже.

Виталий Калоев среди ополченцев. 9 августа 2008 г. Фото: / Владимир Кожемякин

«Если бы они извинились...»

В тот день передо мной был до предела уставший и измученный так и неизжитым горем человек со стеснительной, чуть растерянной улыбкой. Даже по собственному дому он ходил по-арестантски, сгорбившись и заложив руки за спину. С хрустом ломал пальцы в суставах, когда вдруг замолкал во время беседы, а, очнувшись, мог загореться и даже вспомнить смешные моменты своей швейцарской отсидки. Но затем сразу же уходил в себя. Был точно сжатая пружина, а по коридорам тем временем беспечно бегали маленькие дети его осетинской родни. В его доме снова звучал детский смех - но уже не тот…

«Швейцарцы отмахивались от меня по телефону, как от надоевшей мухи, - вспоминал он. - На годовщину я приехал в Германию к месту катастрофы, подошёл к директору «Скайгайда» Алену Россье, достал фотографии могилы детей и спросил: «Если бы ваши дети лежали вот так, как бы вы разговаривали?» Но он не удостоил меня даже ответом. Тогда я пришёл в их резиденцию и сказал резче: «Вы отняли у меня семью, а теперь нос воротите!» И вынудил директора говорить со мной. Спросил: «Вы виноваты?» Он сперва отрезал: «Нет. Пилоты должны были послушаться своего навигационного прибора безопасности, а не диспетчера». «Но, если бы не вмешался ваш диспетчер, самолёты могли бы разлететься?» Он кивнул: «Да»... Я всё же заставил его признать ошибку. Добился того, что не смогли сделать все адвокаты и юристы! Немецкий адвокат, сидевший рядом, когда услышал это, от удивления так и подпрыгнул в кресле... Потом директор пригласил меня пообедать вместе, но я подумал: я что, с убийцами своих детей за одним столом есть буду?! И отказался. А другие родители согласились, и, как мне рассказали, этот Россье плакал в том ресторане. Я надеялся, что в нём проснулась совесть. Но это оказалось не так...».

Затем он достал отчёт юристов с предложением по выплате компенсаций, составленным с циничной мелочностью: родителям за погибшего ребёнка - 50 тыс. франков, супругу за супруга - 60 тыс., ребёнку за родителя - 40 тыс. Дети (и детям) - дешевле... «На это я даже и не смотрел. Деньги в обмен на память?! Я понял: они не считают нас за людей! Это как на следствии, когда намеренно провоцируют задержанных... Мне вежливо, не занося слов в протокол, говорил тамошний прокурор: «У нас, в Швейцарии, воспитание ребёнка до 10 лет обходится в 200 тыс. франков. А самой жизни детей тут цены вообще нет». Он ждал, что я взорвусь, мол, получается, ваши дети бесценны, а мои не стоят даже того, чтобы за их смерть попросить прощения? Но я этого не сделал». Потом Калоев показал ещё одно письмо адвокатов «Скайгайда», в котором он уведомлялся о том, что компании не за что перед ним извиняться: «И Россье тоже не стал извиняться. Если бы он извинился, то ничего бы не случилось».

На суде в Швейцарии Калоев повторял то же самое. Подходил к Россье и другим управленцам «Скайгайда», задавая один и тот же вопрос: кто виноват? Ответа он так и не услышал.

Виталий Калоев с югоосетинским ополченцем в Джаве. 9 августа 2008 г. Фото: / Владимир Кожемякин

«Прогнал, как собаку!»

Расследованием столкновения занимались немцы. Позже швейцарцы нехотя признали свою ответственность за то, что в ту ночь в диспетчерском центре находились всего два человека - Нильсен и ассистентка, а остальной персонал по разным причинам отсутствовал. Но самого Нильсена, который работал за себя и своего коллегу, отслеживая ситуацию сразу за двумя терминалами, виновником никто не назвал. Его лишь временно отстранили от дел, не наказав даже штрафом, и направили на психологическую реабилитацию.

Через несколько лет я позвонил Виталию Калоеву с вопросом: простил ли он этого человека? «Как этот диспетчер был для меня убийцей моей семьи, так и остался, - непримиримо ответил он. - Какое прощение может быть, если он даже не попытался извиниться? Ни он, ни его родст-венники, ни сослуживцы, пока их не достали… Точно так же и эта авиакомпания: её руководители вели себя по отношению ко мне и всем близким погибших нагло и по-хамски, как с человеческим мусором. Кто мешал им обратиться к нам по-людски? Тогда ситуация, быть может, сгладилась бы, смирился бы человек. Но они плевали нам в лицо - и что, это надо было вытирать и терпеть?»


Первый канал


Первый канал


Первый канал

Спустя год и семь месяцев после катастрофы он пришёл на крыльцо дома Петера Нильсена. Диспетчер открыл дверь, но, увидев гостя, захлопнул её. «Я снова позвонил, сказал по-немецки: «Я из России» - и показал жестом, что хочу войти, - вспоминал Калоев. - Нильсен всё-таки вышел за порог. Я протянул ему конверт с фотографиями тел моих детей и показал: вот, посмотри! Но он оттолкнул мою руку и отреагировал грубым жестом - мол, убирайся! Словно псу, которому сказали: «Пошёл вон!». Я протянул ему фото во второй раз и сказал уже по-испански: «Погляди! Неужели эти дети не заслуживают того, чтобы извиниться хотя бы перед ними?!» Он с силой хлопнул меня по руке - на этот раз фотографии упали и рассыпались по полу. В глазах у меня потемнело. Мне показалось, что это тела моих детей выкинули из гробов на землю…»

Когда фото упали, Калоев выхватил из кармана маленький складной швейцарский нож с 10-сантиметровым лезвием, бросился на Нильсена и, как говорится в официальном заключении, нанёс ему 12 ударов в грудь, голову, ноги... Как потом сказали криминалисты, «порезал свою жертву на ремни перочинным ножиком».

Виталий Калоев с президентом Южной Осетии Эдуардом Кокойты в центре Джавы. Третий в кадре - ополченец югоосетинских вооруженных сил. 9 августа 2008 г. Фото: / Владимир Кожемякин

«Фильм не смотрел»

Он говорил: «Ещё до приезда в Швейцарию я сказал себе: если ты не хочешь потерять себя, то должен идти до конца... Я ни разу не пожалел об этом. А если бы поступил иначе - не считал бы себя достойным собственных ребят...». У Нильсена остались жена и трое детей, которые, кстати, в момент убийства были в доме. Калоева приговорили к 8 годам строгого режима. Он отсидел 2 года и был освобождён за примерное поведение. Дома, во Владикавказе, был принят как национальный герой и до пенсии работал в должности замминистра строительной политики и архитектуры республики. На второй день «пятидневной войны» в Южной Осетии, 9 августа 2008-го, он посадил меня в свою «Волгу» и довёз до Джавы - посёлка, в котором находилась ставка президента РЮО Эдуарда Кокойты . Он вёз в своём багажнике продукты и медикаменты для осетинских ополченцев.

В 2017-м вышел американский фильм «Последствия» с Арнольдом Шварценеггером , снятый по сценарию на основе истории Калоева. Ему самому этот «Голливуд» не понравился, в том числе и потому, что «главный герой там слишком давит на жалость к самому себе». Калоев не хочет, чтобы его жалели. А после выхода «Непрощённого» с Дмитрием Нагиевым в главной роли он вообще отказался от комментариев.

Прощаясь с Калоевым в день встречи, я попросил его сняться рядом со старым засохшим деревом. Тогда это казалось символичным. Он повторял: «Всё кончено. Я живу только для того, чтобы ходить на могилу своей семьи...» После выхода фильма «Непрощённый» я снова дозвонился к нему во Владикавказ. «Я не стал смотреть этот фильм, хотя и присутствовал на показе, куда меня пригласили, - сказал он. - Даже сценарий не читал, который мне передавали, потому что не хочу погружаться в это горе. Чем сейчас занят? Отдыхаю, на пенсии. Родные, близкие не забывают, все рядом со мной, спасибо».

На вопрос о переменах в личной жизни ответил: «Приезжай - увидишь…». Как недавно стало известно, в 2018 г. Виталий Калоев соединился гражданским браком с новой женой Ириной, их свадьба прошла по осетинскому обряду. Мёртвое дерево ожило.

Пятнадцать лет прошло с того момента, когда произошла трагедия в небе над Германией. Авиакатастрофа 2002 над Боденским озером унесла жизни 71 одного человека, большая часть которых были детьми.

Авиакатастрофа

Авиакатастрофа произошла в 2002 году в ночь с первого на второе июля в районе Боденского озера в небе над Германией. Столкновение двух самолетов унесло жизни 19 взрослых и 52 детей. Практически все пострадавшие - это пассажиры российского авиалайнера Ту-154м, на котором дети летели на отдых в Испанию. Самолет принадлежал компании «Башкирские авиалинии», он выполнял чартерный рейс из Москвы в Испанию (Барселона).

Второй борт, участвовавший в столкновении, Boeing-757 международной компании по авиаперевозкам HDL, следовал из Италии (Бергамо) в Бельгию (Брюссель). На борту Ту-154М находились 57 пассажиров, из которых лишь пятеро - взрослые, а 52 человека - дети, а также 12 членов экипажа.

Пассажиры самолета

Среди погибших в авиакатастрофе 2002 над Боденским озером оказалось много детей. Связано это с тем, что они летели на отдых в Испанию. Талантливых учеников премировали поездкой за высокие достижения в учебе. Комитет по делам ЮНЕСКО предоставил путевки для башкирских детей.

Случайные события

Уже после столкновения над Боденским озером было выяснено, что событию предшествовала целая череда роковых случайностей, на которые можно было бы и не обратить внимания, не случись беды. Башкирские дети вообще не должны были лететь той ночью. По случайности сопровождавшие взрослые привезли их не в тот аэропорт. Вместо Домодедово, откуда вылетал их самолет в Барселону, они оказались в Шереметьево. Естественно, свой рейс они пропустили.

Многие школьники, которые отправлялись на отдых, были детьми высокопоставленных чиновников. Так, например, на борту находилась пятнадцатилетняя дочь главы администрации при президенте Башкирии Лейсан Гимаева.

Если бы в группе находились дети из обычных семей, то наверняка они бы просто отправились домой, опоздав на самолет. Школьники, конечно, были бы разочарованы, но зато остались бы живы.

Однако события развивались совсем по другому сценарию. Влиятельные родители приняли решение послать в Москву самолет «Башкирских авиалиний», который чартерным рейсом смог бы переправить детей в Испанию. Главой экипажа авиалайнера был Александр Гросс, который ранее уже летал в Барселону и прекрасно знал маршрут.

После посадки школьников на самолет выяснилось, что в наличии имеется еще несколько свободных мест. Молниеносно было принято решение реализовать эти семь билетов. Так постепенно количество будущих жертв увеличивалось.

Четыре билета приобрело семейство Шисловских из Беларуси, которые опоздали на свой рейс, а потому были вынужден лететь другим. Еще три билета достались жительнице Северной Осетии Светлане Калоевой с двумя детьми, которая летела к мужу Виталию, работавшему по контракту в Испании. После столкновения над Боденским озером имена случайных пассажиров были выяснены не сразу.

Как все было...

В роковую ночь перед авиакатастрофой над Боденским озером оба столкнувшихся впоследствии лайнера находились в небе над самой Германией, но по каким-то причинам руководство их движением было передано швейцарской фирме «Скайнайд», находящейся в Цюрихе. В данном центре полетов, как правило, по ночам работало лишь три человека: ассистент и два диспетчера. Однако именно в эту страшную ночь дежурил только один человек. Это был Питер Нильсен, который вынужден был сразу отслеживать два терминала.

Когда диспетчер заметил неладное, лайнеры уже находились на одной линии на расстоянии 36 000 футов, а это означало, что до столкновения оставались лишь секунды. По каким причинам дежурный так поздно обнаружил проблему, неизвестно, но авиакатастрофа над Боденским озером уже была практически неизбежна. Однако и в этой ситуации можно было попытаться что-то сделать, чтобы спасти ситуацию. Но, к сожалению, Питер Нельсон сделал все совершенно неверно. То ли он оказался не готов к подобным экстренным ситуациям, то ли просто растерялся… Но его ошибочные команды привели к гибели множества людей.

Ошибочные команды диспетчера

Когда Питер Нельсон понял, что курсы лайнеров пересекаются, и они неумолимо сближаются друг с другом, он попытался исправить ситуацию. А потому дал команду российскому самолету пойти на снижение. Стоит отметить, что в этот момент экипаж уже и сам заметил приближение другого борта с левой стороны. Пилоты были готовы выполнить маневр для того, чтобы благополучно разойтись.

Однако после команды наземного диспетчера на борту российского самолета сработала автоматическая система TCAS, которая предупреждает об опасности сближения. Так вот, она проинформировала о необходимости набора высоты.

В это же самое время и на "Боинге" сработала идентичная система, предложившая пилотам набрать высоту. Возможно, катастрофы удалось бы избежать, если бы на обоих самолетах выполнили эти команды. Второй пилот российского лайнера сразу заметил несоответствие команд диспетчера и TCAS, о чем тут же сообщил остальным членам команды. Но получил ответ, что будут выполнены наземные команды. Тем более что указание снижаться было получено повторно.

Чья ошибка стала причиной трагедии?

Сложно винить пилотов в авиакатастрофе над Боденским озером, ведь они следовали командам с земли, как и предписывает инструкция. Позднее следствие установит причину катастрофы - несвоевременная команда диспетчера Питера Нильсена. Он предоставил ошибочную информацию русским пилотам о том, что справа от них находится борт. Расшифровка черных ящиков показала, что команда была просто введена в заблуждение. Пилоты, полагаясь на диспетчера, посчитали, что справа от них находится еще один самолет, который не обнаружила система TCAS, ведь не секрет, что наземные установки дают более точные данные, а бортовые приборы в силу каких-то причин могут выходить из строя.

Учитывая, что на принятие важных решений у пилотов имеются всего доли секунды, и замешательство в таких ситуациях равносильно гибели, команда выполнила указания наземного дежурного. Остается загадкой, почему ни один из пилотов не сообщил Питеру Нильсену о том, что его команда противоречит сообщениям автоматической системы безопасности. Возможно, на это просто не хватило времени.

Столкновение самолетов

После команды диспетчера авиакатастрофы над Боденским озером было не избежать. Оба лайнера шли на снижение. Российский борт при этом выполнял команду Питера Нильсена, а "Боинг" работал по инструкции системы TCAS. Обе команды сообщили о своих действиях наземному диспетчеру, однако Питер Нильсен не услышал одну из команд, поскольку они обе одновременно выходили на связь на разных частотах. А будь в это время в диспетчерской несколько дежурных, как это и должно быть, информация была бы услышана вовремя.

В последние секунды перед авиакатастрофой над Боденским озером пилоты двух самолетов, как могли, пытались уйти от столкновения, отклонив штурвалы. Однако их попытки были тщетными. Столкновение лайнеров произошло практически под прямым углом. Грузовой самолет HDL врезался в российский, из-за чего Ту-154М раскололся пополам на десятикилометровой высоте. Обломки лайнера при падении развалились на четыре части, разлетевшись в окрестностях городка Иберлинген. А остатки "Боинга" были обнаружены в семи километрах от российского лайнера.

Расследование авиакатастрофы

Трагедия над Боденским озером стала причиной долгих расследований. Поскольку катастрофа произошла над Германией, то расследованием занималось немецкое Федеральное ведомство. Первые выводы комиссией были даны лишь спустя два года.

В отчете были представлены следующие причины, по которым произошла авиакатастрофа над Боденским озером с участием Ту-154 и "Боинга":

  1. Авиадиспетчер не сумел вовремя правильно обеспечить эшелонирование лайнеров.
  2. Инструкция относительно снижения была дана слишком поздно.

Впоследствии с летчиков были сняты все обвинения.

В ходе расследования был выяснен еще ряд обстоятельств. Как оказалось, аппаратура телефонной связи и автоматическое оповещение о сближении лайнеров центра управления полетами были отключены по непонятным причинам. Также не работали и резервные телефонные линии. Более ответственный диспетчер из города Карлсруэ в Германии заметил сближение самолетов и многократно пытался дозвониться на пункт, где дежурил Нильсен, но все попытки были безуспешны.

Сразу после катастрофы Питера Нилсена отстранили от работы до выяснения причин и обстоятельств трагедии. Что касается компании «Скайгайд», то в ее отношении следственные органы организовали уголовное расследование.

Итоги катастрофы

Сразу после авиакатастрофы фирма «Скайгайд» обвинила в произошедших событиях пилотов российского лайнера. По их словам, экипаж неверно выполнял команды, поскольку не понимал указания диспетчера на английском языке. Только в 2004 году Федеральное ведомство Германии опубликовало официальное заключение итогов расследования. Согласно заключению, в столкновении виновен диспетчер из компании «Скайгайд». Только после публикации итогов расследования фирма признала свою вину. Только через два года директор компании удосужился принести извинения семьям тех, кто погиб в ту страшную ночь. А 19 мая 2004 года Йозеф Дайсс (президент Швеции) отправил Владимиру Путину официальный документ с извинениями за произошедшее.

И лишь в декабре 2006 года Ален Россье ушел в отставку с должности директора компании «Скайгайд».

А в сентябре 2007 года суд швейцарского городка Бюлах вынес обвинительный приговор четырем сотрудникам «Скайгайда», виновным в халатном отношении к своим обязанностям, приведшем к трагедии. В общей сложности перед судом предстало восемь человек, работавших в швейцарской компании. Обвиняемые отказались признавать свою вину, переложив всю ответственность на уже умершего на тот момент Питера Нильсена. И все же четверо менеджеров были признаны судом виновными в непредумышленном убийстве.

Всем им были определены разные наказания. Троим работникам дали лишь условные сроки заключения, а одному - только штраф.

Последствия катастрофы 2002 года

После падения самолетов череда неприятностей не закончилась. Убитые горем родственники не выдерживали свалившихся на них испытаний, часть семей после трагедии распалась. Очень много жизней унесла трагедия. Список погибших в катастрофе над Боденским озером изначально состоял из фамилий 52 детей и 19 взрослых. Однако 24 февраля 2004 года списки дополнила еще одна фамилия - Нильсена.

Тот самый диспетчер, по вине которого произошла раковая ошибка, был убит Калоевым Виталием, дети и жена которого случайно стали пассажирами злополучного рейса. Суд рассматривал дело в течение года. И в октябре 2005 года признал вину Калоева, приговорив его к восьми годам тюремного заключения. Однако, учитывая тяжелое психическое состояние мужчины, а также все обстоятельства дела, срок впоследствии был уменьшен до пяти лет. Через три года Калоева освободили за примерное поведение, после чего он вернулся в Северную Осетию.

Мемориал памяти погибшим

На месте трагедии в 2004 году был установлен мемориал погибшим в авиакатастрофе над Боденским озером - разорванная нить жемчуга символизирует разлетевшиеся обломки самолета. Идеей для создания такого памятника послужило жемчужное ожерелье девочки Дианы (дочери того самого Калоева), найденное на месте трагедии.

Практически все жертвы катастрофы были похоронены на Южном кладбище в Уфе. Их могилы расположили в соответствии с тем, как люди сидели в самолете.

Немое напоминание

Еще один мемориал напоминает о той трагедии. В Цюрихе в 2006 году, рядом со зданием фирмы «Скайгайд», был установлен памятник из камня и стекла в виде спирали, по которой расположены 72 свечи, символизирующих 71 жертву катастрофы и одного диспетчера.

Фильм о катастрофе

Жуткая трагедия и дальнейшие ее последствия, а также поступок Виталия Калоева легли в основу фильма «Последствия», снятого в США. Конечно, многое в нем было изменено и действие перенесено в Америку, но именно авиакатастрофа 2002 года послужила основанием для съемок. Главного героя фильма сыграл Арнольд Шварценеггер. Его зовут Роман Мельник, он давно живет и работает в США. И вот к нему наконец-то летят беременная жена и дочь. Именно поэтому на могиле будет установлен памятник троим… Как и в реальной истории, Мельник сам находит бусы своей дочери и ее тело. А также сходит с ума в поисках виновных в трагедии. Компания, чей диспетчер стал причиной катастрофы, предлагает ему отступные, но он не понимает, почему виновник аварии до сих пор на свободе. Мельник отправляется к диспетчеру домой с ножом и все происходит по тому же сценарию, что и в реальной жизни. Лишь некоторые детали изменены режиссером, который сумел на экране передать неимоверные переживания главного героя.

Лайнер ТУ-154 маленькие пассажиры быстро превратили в шумный школьный автобус. На борту — 9 членов экипажа, 8 взрослых и 52 ребёнка. Оторвавшись от земли, все они навсегда останутся на небесах. В ночной мгле над Боденским озером на высоте 10634 метра грузовой Боинг практически под прямым углом врезался в фюзеляж российского лайнера. От удара пассажирский самолёт разорвало в воздухе на четыре части. Эта катастрофа стала самой страшной трагедией в истории гражданской авиации 21-го века. Погибли все: 69 россиян и двое пилотов Боинга. Всего – 71 человек. -72 человека, 72 человека.
Кто стал семьдесят второй жертвой катастрофы? Убитый ножом авиадиспетчер Петер Нильсен? Или он сам, похоронивший себя заживо вместе с погибшей семьёй?

Я не думаю, что время лечит. Когда эти воспоминания наплывают, человек не мирится с этим. Не мирится. За что? Понимаете, этот вопрос постоянно задаёт себе человек? За что?
В одну ночь Виталий Калоев потерял всё, что любил, ради чего жил. Жену Светлану, десятилетнего сына Костю и свою любимицу, четырёхлетнюю принцессу Диану. Не знаю, говорят, на небесах живут или где-то живут там ещё… Кто его знает. Может, и живут на небесах. Он проклял небеса и ждал только справедливости.
- Легче бы мне не стало, абсолютно легче бы не стало. Но вот то отношение, то отношение вот их… Это за рамки выходило всё это. Как они лгали, как они выкручивались.
Потеряв веру в закон и высшую справедливость, мужчина начал собственное расследование.
- Вот эти вот преступные команды давал один человек. Диспетчер. Он мог… Мог развести вот эти вот самолёты. Мог.
Следствие установит: Петер Нильсен, дежуривший в ту ночь, действительно совершил ошибку.
- Человека даже не отстранили от работы. Перевели на другую работу. И он работал себе спокойно, приходил.

Полтора года Виталий Калоев упорно шёл по его следу.
- Я когда через год там был, в этой компании, да, я его и тогда спрашивал. Я говорю: «Приведите его, я хочу посмотреть на него». Его не привели. Я и не скрывал, что туда поеду. Понимаете? Я и не скрывал, что я приеду к нему.
Петер Нильсен погиб на пороге своего дома, на глазах жены и троих детей.
- Я ему на немецком ничего не сказал. Я просто посмотрел на него и понял, что с ним разговор не получится. У него вид такой был самонадеянный, такой самодовольный, спесивый. И он такой, знаете: «Чего ты стучишь, чего припёрся?»
- Он понял вообще, кто вы?
- Понял, конечно понял. Понял. Сразу понял.
Авиадиспетчер не понимал, что смотрит в глаза собственной смерти.
- Я посмотрел на него, он на меня смотрел. Ну, наверное, минуты две разглядывали друг друга. Кто чего стоит.
- Он спросил, что вы хотите?
- Да он понял, я же объясняю. Он понял, кто я такой. Для чего я пришёл.
С виновником гибели жены и детей Калоев поквитался по законам кровной мести. - Может быть, я жалею об одном — что иногда слишком строгий был с детьми. Вот об этом. А так — нет.
Вот уже 16 лет свой собственный ад он носит на дне души. Вспоминая те страшные события, Виталию Калоеву приходится снова переживать трагедию всей его жизни.
- Я до сих пор не смирился с тем, что погибли дети мои. Я не смирился до сих пор. Это всё равно очень тяжело. Очень.

Документалисты охотно снимают фильмы про Калоева, но без Калоева. Он не общается с журналистами, потому что вспоминать больно, а рассказывать – невыносимо.
- Если честно, то вы меня достали.
16 лет звенящей тишины и попыток договориться о встрече.
- Говорить нечего уже. Всё, что можно было, уже сказал.
Может быть, потому что не было согласованных вопросов и плана съёмки, он и согласился пустить нас в свою жизнь. Чтобы сказать вслух то, о чём молчал долгие годы.
- То есть мне просто расслабиться, опуститься, сидеть и плакать? Это не для меня. Каждое его слово – это приговор самому себе. И это будет больше, чем интервью. Публичная исповедь мстителя и отшельника Виталия Калоева. Виталий Калоев впервые нарушит обет молчания, который держал 16 лет. Какие знаки свыше указывали семье Калоева не лететь тем роковым рейсом? Что на самом деле случилось за несколько минут до катастрофы? Как Виталий Калоев сам нашёл, приговорил и казнил виновника трагедии? Что ему успел сказать Петер Нильсен перед смертью? Почему Калоев не стал прятаться после убийства и за что его боялись сокамерники? 12 смертельных ударов ножом, 4 года в швейцарской тюрьме и пожизненное отшельничество. Всё, что осталось за кадром чудовищной драмы.

Шестнадцать лет спецкоры пытались сесть ему на хвост и каждый раз возвращались ни с чем. Казалось, догнать Калоева - это утопия. С журналистами у него навсегда разошлись дороги, и уже давно своя колея.
Юг России, Северная Осетия. Дорога, как неутомимая горская лошадь, взбирается между скал всё выше, поближе к небу. Белый внедорожник тормозит на краю живописного ущелья.
- Очень приятно для нашего народа.
- Да?
- Мы гордимся вами.
- Что ты говоришь?
- Личным знакомством!
Перед объективом телекамеры Виталий Калоев заметно смущается. Высокий статный мужчина немного сутулится и медвежьей походкой идёт к своей машине. - В этих краях верят, что горы показывают человека таким, какой он и есть. Наверное, поэтому для откровенного разговора Калоев выбрал это место — у самой бездны. Поднимались. Смотрели. Оттуда сверху. Ну, это когда было… В той жизни. Разговор не клеится. Его взгляд говорит больше слов. В глазах отражается прошлое. Тоже боремся, тоже. Живём. Становится трудно дышать. Густой горный воздух, кажется, можно резать кавказским кинжалом. В гнетущей тишине хлопушка ассистента режиссёра звучит как пистолетный выстрел. Он никогда и ничего не делал по команде. Уж тем более режиссёра. Камеры работают в тишине, седой мужчина долго молчит. Как перед исповедью. Что сделаешь? Сколько сможем, столько будем помнить, столько будем… …нести этот крест.
Свой крест вот уже 16 лет он несёт один, не жалуясь и ни с кем не обсуждая. Но сил молчать больше нет. А значит, пришло время выговориться.
- Вообще-то, вот когда я… …и собирался туда, и… …думал об этом, и всё, я не думал, что, например… …вот и журналисты, и… …народ, и… вот те, кому дорога вот судьба детей, как бы, встанут на защиту, я вообще об этом не думал.
Глядя перед собой погасшими глазами, он вспоминает свою прежнюю жизнь. До катастрофы.
- Они вам снятся?
- Ну, это личное уже. Это не относится к сегодняшнему разговору, я ж говорю, это личное уже. Снятся — не снятся, это внутри меня, и это так и останется.
Жена Светлана. Даёт интервью местному телевидению. Менеджер банка. Они познакомились, когда Калоев пришёл за кредитом для своей строительной фирмы.
- А вы с женой долго были вместе, сколько вы прожили вообще?
- Одиннадцать лет.
По кавказским меркам у них был поздний брак. Лишь построив дом, Калоев решил, как говорится, родить сына и посадить дерево.
- Почему так поздно женился? Потому что себя не мог содержать, как я могу жену содержать? Вот себя не можешь, ещё женись и… Как? Как бы это выглядело? Зарплату получал. Минус холостяцкие, минус подоходные, минус это, и там не оставалось. Вот женись, и что потом?
Наивный женский вопрос про любовь вызывает только усмешку потомка древних аланов.
- Любовь — это когда уважаешь человека, когда ценишь его. Когда переживаешь за него. Вот… Скучаешь. Ну вот, всё это, наверное, вместе и любовь.
На сердце было тихо и спокойно. Сын рос мужчиной. Всего три секунды видео, навсегда оставшихся в сердце.
- Самый счастливый день в вашей жизни?
- Когда дети рождались.
- Вы имена давали?
- Сыну я дал, да, а дочери жена дала. Я строгий был с ними. Как вот, методом кнута и пряника, скажем так. Знаете, вот детей прямо с рождения надо воспитывать. Прямо с рождения, вот он лежит там в пелёнках, беспомощный, ему уже тогда, тогда надо говорить, каким должен быть ребёнок, каким должен быть человек, как он себя должен вести.

Наверное, ни с чем не сравнишь вот жизнь ребёнка, и… Это не только актуально, наверное, здесь у нас, но и в Европе тоже, наверное, и везде в мире. Поэтому их и интересует, наверное, вот вся эта история до сих пор.
Диана на 6 лет была младше брата. Поздний ребёнок, о котором родители просили небо. Чтобы Бог подарил дочь, Калоев на свои деньги построил храм.
- А этот вот тротуар ведёт к храму.
За рулём внедорожника он улыбается своим воспоминаниям. Кажется, в этот момент Виталий Константинович говорит не с нами, а самим собой.
- А я купался тоже. Я вот не в это, а в другое ущелье когда уезжал — там. Вот сына каждый август возил туда, я его заставлял тоже купаться и сам говорил: «кричи!»
- Да?
- Ну, холодная вода когда, орёшь же.
Он растил сына по законам предков — древним адатам осетинского народа.
- А на лошадях вы со скольки лет его учили?
- Ну, он сидел на лошади тоже, да, ну, маленький был. Сколько ему лет было? 7 лет, 8 лет…
Успешный предприниматель считал: бизнес подождёт, если семья хочет поехать отдохнуть в горы.
- В отпуске когда бывал, мы каждый год практически…
- С женой?
- Ездили. С женой и детьми тоже, да, постоянно.
В июле 2002-го Виталий Константинович позвал семью в Испанию. Там он закончил крупный объект и перед возвращением хотел сделать детям подарок. Первый раз летели. Радовались. Радость обернулась горем.

Судьба предостерегала его. Всё было против этой поездки в Барселону. Сначала не было билетов, и супруга уже распаковывала чемоданы.
- Обзванивала вот эти авиакассы и вот наткнулась на эти билеты.
Математический склад ума Калоева отказывается воспринимать дальнейшую логику событий. Случайно, каким-то чудом купленные билеты за три часа до вылета оказались на рейс, где были одни дети. Случайно, абсолютно случайно. Кто его знает? Человек пошёл по дороге, с ним что-то случится. Вот наткнулись на эти билеты. И всё.
Роковые совпадения продолжились до самого вылета. Детей привезли не в тот аэропорт. Их борт улетел, но был выделен новый рейс. Когда лайнер уже выкатился на взлётную полосу, выяснилось, что на борт не загрузили еду. Пришлось вернуться в аэропорт и потратить ещё 15 минут.
Перед регистрацией Калоевых Диана потерялась в аэропорту. Когда её нашли, регистрация была уже закрыта, но их всё равно посадили в самолёт.

18:48 — рейс 2937 вылетает из Москвы.
21:06 — после промежуточной посадки в Бергамо грузовой Боинг поднимается в воздух. Когда оба самолёта находились над территорией Германии, движением лайнеров в небе управляли диспетчеры частной швейцарской компании «Скайгайд». - То, что они говорят, что там очень насыщенное небо, что там постоянно летают самолёты — это всё враньё тоже. Это всё враньё. Именно на тот момент в небе было всего 3 самолёта. 3 самолёта. Вот эти 2 самолёта, которые столкнулись: Ту-154 и Боинг, один самолёт садился в Германии. Там есть один небольшой городок. Вот он там пошёл на посадку, он сажал этот самолёт. Как будто его там на месте диспетчеры не могли посадить, или пилот сам не мог сесть.
Позже следствие установит, что за несколько минут до катастрофы один диспетчер ушел спать. Дежурить остался Петер Нильсен.
То, что он был один, и то, что он был один — это не значит то, что он не виноват. То, что его напарник пошёл отдохнуть или что-то – это не имеет значения. Абсолютно никакого.
Для него не важно: была ли это ошибка небесной канцелярии или отказ оборудования в диспетчерской. Важно лишь то, что диспетчер Нильсен поздно заметил опасное сближение самолётов.
- Я не знаю работу вот этих вот диспетчеров: как у них организована работа или что, или как? Но 3 самолёта развести — для этого много ума не надо. Да и по командам его видно, какие команды он подавал, по ним видно, что он специально там или как умышленно сделал всё это.

Высота 11 тысяч метров, до столкновения менее минуты. В эти мгновения Виталий Калоев в супермаркете расплачивается за две шоколадные плитки для дочери. Диспетчер Петер Нильсен даёт команду экипажу ТУ-154 снижаться. Автоматическая система предупреждения опасных сближений наоборот требует набрать высоту. Оба самолёта пошли вниз. Калоев садится в машину и трогается в сторону аэропорта Барселоны.

21 час 35 минут и 32 секунды.
Хвостовой стабилизатор «Боинга» разрубает пополам фюзеляж пассажирского лайнера, и российский самолёт прямо в воздухе разваливается на четыре части.
- Я был, я приехал даже за два часа до прилёта. Расписание — всё вроде обыкновенное. Потом пошло: задержка, задержка. Потом вообще пропал с табло рейс.
Виталий Калоев отгонял от себя смутный холодок тревоги. Может, сломалось табло. Может, вынужденная посадка. Надо успокоиться и просто ждать.
- Они сами не знали, аэропорт сам не знал. Пока не проверят информацию, никто и не скажет. Уточняли это всё.
Руки не слушаются, долго не получается закурить. Ещё два часа ожидания.
Вроде показывает, что самолёт прибудет вовремя, потом какая-то задержка, потом вообще… Конечно, была тревога какая-то внутренняя, а как без этого? Как вот? Места себе не находит себе человек, как там, что там? Потом вышли, и после катастрофы часа через два, наверное, вот так вот, сказали, что случилось. Он слышал всё как в тумане.
- Нас пригласили, вышли, я не помню уже, кто вышел. Ну какой-то представитель вышел, представительница вышли, позвали в какой-то зал отдельный. И вот сказали тогда там.
Что делать – он решает мгновенно. Надо срочно лететь! До Цюриха, а потом – не важно как, на место падения самолёта.
- А что я должен был делать?

Ту-154М, разрубленный хвостовым стабилизатором Боинга, развалился в воздухе на четыре части и упал на землю. 71 человек погиб.

Немецкий городок Юберлинген, случайно сделанные кадры. Поседевший за ночь мужчина в светлой рубашке решительно идёт за оцепление.
- Ну, видите, скажем так, они меня по ложному следу направили. Я оторвался. Они сказали, хорошо, раз настаиваешь, где-то там в каком-то квадрате ищи. Нашли какую-то запчасть от самолёта. А они-то уже сфотографировали сверху с самолёта. Практически все знали там, криминалисты, они там работали. Фотографировали, отмечали, что к чему, как. А потом забирали тела. Ну я видел тела эти. Я прямо проехал между ними.
По полям, засеянным пшеницей, человек с обезумевшим взглядом искал жену и детей.
- Я проехал рядом с сыном. Рядом с сыном. Не угадал, наверное. Не знаю, ничто мне не подсказало, что сын мой здесь лежит. Они ещё не прикрыты были, ничего не было вообще там. Вот эта операция, вот эта спасательная, только разворачивалась, когда я там был уже.
Фрагменты тел были разбросаны на десятки километров. Фруктовые и яблочные сады стали братской могилой 71 человека.
- Это же огромная территория. Они километров на десять раскиданы были. И всю эту территорию, а ещё и части самолёта, территорию надо было оцепить. Потом всю эту территорию надо было прочесать, вот так вот. Почти со всей земли Баден-Вюртемберга всех спасателей, полицейских пока собрали — это ж время надо.
На второй день поисков полицейские показали Калоеву место гибели дочери. За кадром он рассказал: «Я руки на землю положил — пытался понять, где душа осталась: на этом месте, в земле, или улетела».
- Это бусы дочери были. Бусы дочери. Вот место, где она упала, там я поставил руки и нащупал что-то такое… Поднял — бусинка. Начал дальше стал искать — вторая, третья, четвёртая.
Его маленькая принцесса Диана как будто спала, только большая ссадина на подбородке. Белое платьице, в волосы вплетены цветы. Сына и жену хоронили в закрытых гробах. Родственники были. Много было народу.
- Я не знаю, сколько, но много было. Точно не могу сказать. Несколько тысяч человек. После похорон в доме всё осталось как было. На детских кроватках — фотографии навсегда оставшихся маленькими детей и большой портрет жены Светланы.
- Почему… Туда заходят… И фотографии смотрят, и кровать их там, и ночуют. Мы пользуемся этой комнатой, всё как обычно.
Уже много лет ему снился один и тот же сон. -Скажи: “Папаша!” -Папа! -Когда его звала дочка, Калоев собирался и шёл к ней на кладбище.
- Тяжело не тяжело, но хожу. Хожу. Сниматься на кладбище или где-то — это не то. Да и вообще, я был бы самый счастливый человек сегодня, если бы меня никто не знал, и моя семья была жива.
На месте гибели Дианы жители городка Юберлинген установили памятник всем погибшим в катастрофе. Разорванные от удара бусы, раскинувшиеся на десятки метров.
- Это не я, это там уже… Вот. Я думаю, они лучше придумать не могли, дети всё-таки. Разорванные бусинки… Когда они узнали, что я нашёл разорванные бусинки дочери… Все же знали там… Когда всё начали обустраивать, оформлять, решили этот памятник сделать всем детям в виде оборванной жизни на месте трагедии.


Разорванная жемчужная нить. Памятник на месте авиакатастрофы, где оборвались жизни многих, в том числе и детей

Это только в сериалах мужчины не плачут. Плачут и остаются мужчинами.
- Плачут, конечно плачут. Не для кого-то, чтоб тебя видели, чтоб тебя пожелали, да? А руки опустятся — это тоже слабость. Это тоже слабость. Какой бы ни был человек, какое горе у него бы ни случилось, надо держаться всегда, надо держать себя в руках.
После гибели семьи Виталий Калоев требовал от швейцарской компании только одного — справедливости.
- Я был в «Скайгайде», мы приезжали туда. Я их не просил, чтоб меня пожалели. Я от них требовал всё это, и жёстко требовал я от них всё это. Жестко требовал, узнавал, почему до сих пор они себя так ведут. И вопросы ставил так, чтоб они конкретно отвечали, не уходили куда-то, что-то. Они начинали нести что-то, я их останавливал, говорил: «Это мне не надо. Это надо. Ты мне скажи конкретно несколькими словами — да или нет».
Почти два года Виталий Калоев обивал пороги швейцарских инстанций, а в ответ тишина.
- Мне бы легче не стало, если бы они извинились. Должно быть определённое поведение у каждого человека, как он должен себя вести. Если меня не считают за человека, значит, надо заставить их считаться с этим.
Заставить считаться поначалу он пытался исключительно по закону.
Я их заставил признать ошибку, я их заставил. Все, кто там присутствовал, а нас не так много было, 3 или 4 человека, все это видели, что они согласились, что они виноваты.
Вместо искреннего раскаяния швейцарцы предложили Виталию Калоеву солидную компенсацию — 60 тысяч швейцарских франков за жену, 50 тысяч — за сына, ещё 50 — за 4-летнюю Диану.
- Они предложили компенсацию, взамен мы должны были дать расписку, что мы отказываемся от всех прав на своих детей. Что мы их забыли, стёрли из памяти. Это письмо и дома есть, и в уголовном деле присутствует.
Получив это письмо, Виталий Калоев разнёс мебель в собственном доме.
- Меня воспитали так, что не всё измеряется деньгами. Не всё измеряется деньгами. Вот. То, что у них всё переведено на товарно-денежные отношения, это ясно. Они всё считают, там, франками, центами или чем-то ещё, там, евро. А для меня это абсолютно не важно было, какую они компенсацию выделили, сколько они дадут, что дадут. Жизнь моих детей, моих детей, моей семьи для меня была важнее, важнее любых денег, любых денег, любого богатства. Если они этого не поняли, если они не поняли… Ну, что делать тогда?
Преступление авиадиспетчера тоже осталось без наказания. Он продолжал работу на прежнем месте.
- Совесть его не мучила. Ничего его не мучило. Спокойно спал, радовался, отдыхал. Делал что хотел. Все эти подробности, вот эти вот все подробности, это я не придумал, это всё мне во время следствия, во время бесед вот с прокурорами…
За два года после гибели семьи Виталий Калоев не смирился с утратой и несправедливостью. Он сам вынес приговор, сам решил привести его в исполнение. - Я, единственное, хотел, чтобы мне дали адрес, и всё. А то, что я говорил, что мне нужны фотографии, в газете я хочу напечатать, там, или что то… Я это говорил… Я про адрес вообще слова не говорил. Если бы я про адрес хоть слово сказал, мне бы никто не помог тогда. Никто бы мне не сказал ничего. Я просто понимал, что если мне дадут фотографии, сто процентов адрес там будет присутствовать.
Фотографии с адресом авиадиспетчера, виновного в смерти жены, добыли частные детективы. Оставалось только добраться до Цюриха. Виталий Калоев купил билет в один конец.
- Я ему на немецком ничего не сказал. Я просто посмотрел на него и понял, что с ним разговор не получится. У него вид такой был самонадеянный, такой самодовольный, такой спесивый, такой этот… И он, знаете, с видом, мол, чего ты стучишь, чего ты припёрся. Понял, конечно, понял. Понял, сразу понял.
Калоев протянул Петеру Нильсену фотографии сына, дочери и жены. Авиадиспетчер отмахнулся, и снимки упали на землю.
- Когда в прокуратуре говорили, что я ему не оставил шансов… Наоборот, у него было намного больше шансов, чем у моей семьи. Я не жалею ни о чём.
Виталий Калоев расскажет, как нашёл, приговорил и казнил виновника чудовищной авиакатастрофы. Что ему успел сказать авиадиспетчер Петер Нильсен перед смертью? Почему Калоев не сбежал после убийства? И почему не встал перед судьёй во время оглашения приговора? Как мстителя встретили в швейцарской тюрьме? И почему его боялись сокамерники?

Этот камень он никогда не снимет с души. Одно надгробье на всех с одной и той же датой смерти – 1 июля 2002-го.
В ноябре 2007-го Виталий Калоев первый и единственный раз появился на кладбище перед телекамерами. С букетом ромашек, хризантем и своей бедой. На осетинском кладбище – десятки журналистов и, кажется, едва ли не весь Владикавказ. В мёртвой тишине слышны только сдавленные рыдания сгорбленного мужчины и треск фотоаппаратов. С тех пор Виталий Константинович ездит к своим на кладбище только в одиночку.
- Если бы вы меня там начали снимать, у меня просто бы это было, что я как-то пиарюсь или что-то хочу там выпячить, или что-то как-то…
С любимыми он не расстаётся с момента их гибели. Всегда и везде с ним фотографии погибшей семьи.
- Это вот сколько уже — 15 лет. Видишь, даже вот стёрлись они, оттого что я их часто доставал, наверное. И в тюрьме они были со мной тоже — именно вот эти фотографии. Я тоже молодой был тогда ещё.
Дыхание перехватывает, в горле комок… В такие минуты любые, даже самые правильные слова — это всего лишь пустой звук.
- У меня все слёзы вытекли уже. Ну, давай заканчивай уже, хватит.
В память о погибших он объявил войну живому.

2002 год, Женева. Виталий Калоев требует назвать виновных в случившемся.

Легче бы мне не стало, абсолютно легче бы не стало. Но вот то отношение, их отношение ко всему происходящему — это выходило за рамки. Как они лгали, как они выкручивались, как они вообще отказывались встречаться с адвокатами или с кем-то ещё, с родственниками.
Виновных не было, извинений он не дождался. И тогда Калоев сам решил покарать диспетчера, на совести которого осталась эта чудовищная трагедия.
- Я скажу так, что мне даже повезло, что я его застал там, потому что он с первого апреля хотел уволиться, перейти на другую работу, потому что ему там мало платили, куда его перевели.
Не добившись справедливости по закону, Виталий Калоев вспомнил древний обычай — кровь за кровь.
- Там трудно было найти этот дом, но я его довольно быстро нашёл. И там было две квартиры, я же не знал, в какой квартире он живёт. Постучался в первую, которая рядом была, вышла женщина. Опять языковой барьер, я написал на бумаге, кто мне нужен, и она мне показала на соседнюю дверь: вот, он там живёт. Он сам открыл, как будто ждал, моментально открыл. Я даже стучать не закончил, когда дверь открылась.
- Ну что об этом тут говорить ещё? Что случилось, то случилось. Я не жалею об этом. У него была возможность защищаться.
- Но он не стал, да?
- Почему? Защищался. Как не защищался? Защищался.
На теле швейцарского авиадиспетчера Петера Нильсена эксперты-криминалисты насчитают 12 ножевых ранений.
- Я вам всё предельно ясно объясняю. У него была возможность защищаться.
Когда всё было кончено, он не стал заметать следы. Главную улику против себя – перочинный швейцарский нож — он просто отшвырнул в сторону. Пешком добрёл до гостиницы и стал ждать. Полиция пришла только наутро.
- У меня была возможность уехать. Но я посчитал это ниже своего достоинства — сбежать. Почему я должен был уехать или сбежать? Или что-то? Что бы потом, например, про меня сказали люди? Не дай бог, что бы дети там подумали обо мне? Их отец испугался и сбежал? Они же могли так подумать, наверное. Говорят же, что там есть какая-то жизнь. Или что-то есть, или как-то есть. Вот я подумал об этом, что скажут мои дети, если я сбегу. Они стоят большего, мои дети, чем сбегать от кого-то.

Это действительно уникальные кадры, сделанные в швейцарской тюрьме. С Виталием Калоевым работали психологи, но советы европейских специалистов показались странными человеку с Кавказа.
- Они мне сказали здесь, сволочи, что теперь мне должно быть лучше, потому что таких, как я, много.
На следствии Виталий Калоев молчал, за него говорили улики.
- Я без двух месяцев 4 года провёл в заключении. 8 лет дали, восемь лет. Я не боялся этого суда. Я им даже не встал, когда они мне предлагали, что суд зашёл, встать надо. Я им сказал: «Кому вставать? Я их не считаю за судей. Надо мной нет судей». Они в замешательстве были. Посовещались, говорят: «Хорошо, пусть сидит, не надо вставать». Я не понял: 8 лет сидеть или просто сесть.
Если бы было доказано, что этот странный русский совершил предумышленное убийство, вместо восьми лет он получил бы восемнадцать. Калоев говорит, ему было всё равно. Он сделал то, что должен был сделать.
- Тюрьма есть тюрьма, какая бы она ни была, какие бы камеры ни были, там с мягким диваном или с чем-то. В любом случае тюрьма есть тюрьма. Но что мне помогало? Мои дети и помогали мне выдержать всё это. Мысли о них мне и помогали. Настроение хорошее!
Это единственная запись, сделанная в тюрьме. Старший брат, Юрий Калоев, приехал к Виталию.
- Как вы здесь общаетесь с персоналом? Все же на немецком говорят. -Я их научил по-русски уже.
За решёткой Виталий Калоев быстро приобрел авторитет среди русскоговорящей братвы.
- Там молдаванин был, еврей был и два грузина. Один нормальный, а другой ненормальный. Наркоман, весь жёлтый. Постоянно руки протягивал. Я говорил: «Убери руки»! Я вообще никому руку не жал. Потому что там вот этих… Откуда я знаю, педофил, или за другое что-то сидит. Пожмёшь руку, а потом отрезать её, что ли? Ещё хохол один был с западной Украины.
- Они все знали?
- Ну, знали, да. Хохол попросил, чтоб его в другую тюрьму перевели из-за меня.
- А почему?
- Я его всегда обзывал, он опустился, понимаешь?
- Это вот мне одноклассники Костика на день рождения его письма прислали. “Хочется по-человечески вас поддержать. Нелегко терять детей. Это для нас самое дорогое”.
Слова имеют вес. Слова, которые дают надежду, каждое — на вес золота. За четыре года в тюрьме у него накопилось двадцать килограммов писем, которые он получал с воли.
- Через два года мне отдали эти письма. Когда режим поменяли, режим поменяли, мне отдали эти письма. Мне отдали эти письма. А когда почти через 4 года меня освобождали, сказали, что 15 килограмм я могу взять вещей только — и всё. А этих писем только 15… больше было. Я даже конверты повыбрасывал, чтобы уложиться в этот вес. А вещи оставил. Ну, вроде сжалились надо мной, дали и вещи.

В московском аэропорту «Домодедово» швейцарского узника встречали с кавказским гостеприимством. В ВИП-зале самые уважаемые люди – старейшины диаспоры и родные. Юрий Калоев душит своего брата Виталия в объятиях.
- Не делай так, спину сорвёшь.
Приятно находиться на родине. В родной республике его освобождения ждали с особым трепетом. Для каждого осетина теперь повод для гордости и особая честь пригласить за свой стол Виталия Калоева.
Если бы Гагарин был осетином и прилетел бы, то ему, кроме почётного бокала, никто ничего бы не дал. Выше этого у нас ничего нет.
- Я ничего особенного не сделал, я даже не понимаю.
Тогда он, как и в первый день после катастрофы, по-прежнему соблюдал траур и даже представить себе не мог, что у него появится новая семья. Тогда это казалось невероятным, а спустя годы это неожиданно станет правдой. Но Виталий Калоев тщательно спрячет от всех своё новое счастье.

Как сегодня живёт Виталий Калоев? Неужели мститель, обрёкший себя на пожизненное отшельничество, женился и вновь готовится стать отцом?

Это был долгий путь длиною в 16 лет по самому краю бездны. Он и сам не до конца понимает, что помогло ему не сорваться в пропасть после трагедии. Возможно, какой-то внутренний стержень. Ну и конечно — родственники и друзья.
- Здравствуйте! Сказали, вы самый главный тут хозяин горы.
- Ты это, как его там, разводи огонь, они голодные. Мы сейчас проедем по ущелью, минут 30. Обратно вернёмся… Чай… Сыр есть у тебя совсем свежий. Вот, всё, давай.
Давайте выпьем за большого Бога, потому что всё в руках Всевышнего. И только он нас направляет, только он помогает, только он делает нас такими, какие мы есть.
Второй тост – за Святого Георгия, покровителя всех путников.
Третий — за виновника торжества. У нас третий тост всегда бывает за то, по какому поводу мы собрались за этим столом.
Виталий Калоев это не то чтобы скрывал, просто никому ещё не рассказывал. Ирина – его новая жена.
- Если осетинская свадьба была, то всё. А ЗАГС — это бумажка какая-то. Идёшь, ставишь штамп, и всё. Когда я женился первый раз, у нас вообще ЗАГСа не было. Когда сын родился, чтобы ему свидетельство о рождении оформили, я пошёл — и поставили мне эти штампы, и всё. -У нас на свадьбе все родственники собираются. Все уже знают, женился уже, всё. -Вот это для нас как бы ЗАГС. -Раз пошла такая свадьба, хочется подробностей, как это было. -На колени не вставал.
- Просто «пойдёшь за меня?»
- Ну как? Сказал, что хочу создать семью. Ты хочешь или нет?
Кажется, он уже испил свою горькую чашу скорби до дна, но на дне души, конечно, остался тяжёлый свинцовый осадок. Наверное, что заслужил, то и имею.
Друзья поднимают бокалы за Виталия, который, по их мнению, заслужил счастье.- - Здоровья тебе, это самое главное. И ещё мы очень хотим, чтоб у Виталика родился ещё маленький. Дай Бог, чтоб такой день тоже настал. За тебя.
- Дай Бог.
Он шёл по ущелью одинокий, неся на своих плечах страшное прошлое и тяжкий грех. Жизнь идёт дальше. А личная жизнь вроде бы даже налаживается. После трагедии над Боденским озером прошли годы, но боль не утихла. И даже кровь врага её не смогла смыть. -Ну что его делить, прошлое, одна жизнь. Я ж говорю, до того как было всё хорошо, и после того, как случилась эта трагедия, уже по-другому живёт человек, думает. Что до того всё, что делал, уже бесполезно было, для чего?! Старался человек… Отвечу словами Островского: чтоб не было стыдно за прожитую жизнь! Это самое главное. Это самое главное, да.

Наиболее полная реконструкция этой страшной авиакатастрофы была сделана каналом National Geographic в рамках сериала .

О Виталии Константиновиче Калоеве и его судьбе после гибели его семьи в авиакатастрофе есть

Самолёт «Башкирских авиалиний» выполнял чартерный рейс из Москвы в Барселону. Большинством пассажиров Ту-154 были дети, которые направлялись в Испанию на отдых. Комитет Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО предоставил им путёвки в качестве поощрения за высокие достижения в учёбе. Грузовой Boeing 757-200PF совершал рейс DHX 611 из Бахрейна в Брюссель (Бельгия) с промежуточной посадкой в Бергамо (Италия). В результате столкновения погиб 71 человек: члены экипажей обоих самолётов и все пассажиры Ту-154.

Роковые секунды

Российский самолёт вылетел из Москвы в 18:48, грузовой лайнер из Бергамо — в 21:06.

На момент катастрофы оба воздушных судна находились над территорией Германии, но движением лайнеров в небе управляли диспетчеры частной швейцарской компании Skyguide. В ночь трагедии в Цюрихе дежурили два авиадиспетчера. За несколько минут до столкновения самолётов один из операторов ушёл на перерыв. Поэтому работать одновременно за двумя пультами пришлось 34-летнему диспетчеру Питеру Нильсену.

Как выяснилось в ходе следствия, часть оборудования диспетчерской — основная аппаратура телефонной связи и автоматическое оповещение персонала об опасном сближении лайнеров — была отключена. Это и стало причиной трагедии: Нильсен слишком поздно подал российским пилотам сигнал о снижении.

  • Швейцарские диспетчеры воздушного движения контролируют полеты в аэропорту Цюриха 2 июля 2002 года
  • Reuters

Два самолёта двигались перпендикулярно друг другу на одном эшелоне FL360. До их столкновения оставалось меньше минуты, когда диспетчер заметил опасное сближение. Он передал команду российскому судну на снижение, и пилоты тотчас же приступили к выполнению его указания. Но в этот момент в кабинах обоих самолётов сработала автоматическая система предупреждения об опасном сближении (TCAS). Автоматика дала команду пассажирскому лайнеру немедленно набирать высоту, а грузовому — снижаться. Однако российские пилоты продолжили выполнять указания диспетчера.

Но грузовой борт тоже снижался, следуя командам TCAS. Пилоты сообщили об этом Нильсену, однако он этого не услышал.

В последние секунды перед трагедией экипажи заметили друг друга и попытались избежать катастрофы, но было уже слишком поздно. В 21:35 рейсы 2937 и 611 столкнулись практически под прямым углом на высоте 10 634 метра.

Boeing врезался в фюзеляж пассажирского Ту-154. От удара самолёт развалился в воздухе на четыре части. Грузовой лайнер потерял управление и упал на землю в 7 км от российского Ту-154.

Суд отца и мужа

К июлю 2002 года российский архитектор Виталий Калоев уже два года работал в Испании. Он закончил объект под Барселоной, сдал его заказчику и ждал семью, которую не видел девять месяцев. Его жена с детьми к тому моменту была уже в Москве, но возникла проблема с покупкой билетов. И тут ей предложили «горящие» — на тот самый рейс «Башкирских авиалиний».

Узнав о случившемся, Виталий Калоев сразу же вылетел из Барселоны в Цюрих, а затем в Юберлинген, где произошла катастрофа.

Ответственность за случившееся тогда не взял на себя никто — никто не попросил прощения у безутешных родителей. Суды тянулись годами и не приводили ни к какому результату. Диспетчер, допустивший столкновение двух самолётов, тоже отказывался признать свою вину.

  • Виталий Калоев подходит к могиле своей семьи

Через полтора года после трагедии Виталий Калоев решил встретиться с Питером Нильсеном. Он узнал его адрес и приехал к нему домой. Калоев не говорил по-немецки, поэтому когда Нильсен открыл дверь, он протянул ему фотографии с телами его детей, и произнес по-испански только одно слово: «Посмотри». Но вместо извинений Нильсен ударил его по руке, выбив фотографии. Что было дальше Виталий Калоев, по его словам, не помнит — слёзы брызнули из глаз, сознание отключилось. Позднее следователи насчитали на теле Нильсена 12 ножевых ранений.

Швейцарский суд признал Виталия Калоева виновным в убийстве и приговорил его к восьми годам лишения свободы, но через два года мужчину отпустили за примерное поведение, и он вернулся в Осетию.

Эта история получила широкий резонанс. Обсуждая случившееся, общество разделилось на два лагеря: тех, кто понимает, почему семьянин, человек, ранее никогда не нарушавший закон, мог совершить подобное, и тех, кто осуждает поступок Калоева.

Ксения Каспари — автор книги «Столкновение. Откровенная история Виталия Калоева» — в беседе с RT рассказала, что она провела достаточное количество времени с Виталием Калоевым и увидела в нём человека «очень интеллигентного, доброго, адекватного и образованного».

Каспари отметила, что Калоев, в отличие от других родственников погибших, своими глазами видел место трагедии и тела своих родных. В силу этого ему психологически было тяжелее, чем остальным.

  • Ксения Каспари – автор книги о Калоеве
  • Издательство "Эксмо"

«Родственники погибших детей прилетели, возложили венки, сдали ДНК-тесты, улетели и получили запечатанные цинковые гробы. А Калоев, пусть и не участвовал непосредственно в поисках, но на второй день ему показали фотографии уже найденных тел, и на одном из первых снимков он увидел свою дочь. Её нашли в числе первых, она упала на дерево и выглядела практически неповреждённой. Он её опознал», — рассказала Каспари RT.

«Он оказался на месте катастрофы, когда только-только начались поисковые операции. Он, видя фрагменты тел, различные свидетельства оборванных жизней, понимал и представлял, какой смертью погибли его дети», — говорит Ксения Каспари.

В 2017 году на экраны вышел американский фильм «Последствия», в основу сюжета которого легла реальная история осетинского архитектора. Роль Виталия Калоева сыграл Арнольд Шварценеггер.

В разговоре с RT Ксения Каспари упомянула о том, что катастрофе над Боденским озером предшествовал целый ряд случайных обстоятельств.

Лучшие школьники Уфы летели на каникулы в Испанию через столицу. Но сначала у них возникли проблемы с визами, потом детей по ошибке отвезли в аэропорт Шереметьево, хотя вылет был из Домодедова. Самолёт улетел без них. Тогда группе школьников выделили новый рейс, но когда лайнер уже выкатился на взлётно-посадочную полосу, выяснилось, что на борт не загрузили еду. Пришлось вернуться в аэропорт и потратить ещё некоторое время на загрузку контейнеров с питанием.

В то же время жена и дети Калоева, у которых также были билеты на роковой рейс, опоздали на посадку, но их всё равно зарегистрировали.

«Как будто какая-то неведомая рука вела к трагедии. Чтобы развести самолёты не хватило нескольких секунд — минуты, которые ушли на все эти детали, оказались судьбоносными», — отметила Каспари.

В поисках виновного

За 15 лет и в Германии, на территории которой произошла катастрофа, и в Швейцарии, где базируется Skyguide, и в Испании — пункте назначения российского лайнера, состоялось множество судов по делу о крушении самолётов над Боденским озером.

Было много вопросов как к диспетчерской компании, так и к германской стороне, которая не имела права поручать частной швейцарской фирме руководить полётом. Но представители Skyguide сразу после трагедии заявили, что вина лежит на российских пилотах, которые якобы не поняли указаний операторов центра полётов, из-за чего и произошло столкновение.

Тем не менее в 2004 году Германия опубликовала документ с итогами расследования, где в заключение было сказано, что в столкновении Ту‑154 с Boeing виноваты швейцарские диспетчеры. Skyguide вынуждена была признать вину, и через два года после трагедии директор диспетчерской компании принёс извинения семьям погибших.

  • Reuters

Окончательный вердикт в отношении восьми сотрудников компании Skyguide был вынесен в 2007 году. Четырёх менеджеров признали виновными в причинении смерти по неосторожности, троих суд приговорил к условному заключению, одному был выписан штраф. Ещё четверых обвиняемых суд оправдал.

Семьям погибших диспетчерская компания выплатила денежные компенсации, сумма которых не озвучивалась. Однако помимо претензий к Skyguide родственники подали иски на две американские компании, которые отвечали за автоматизированную систему безопасности самолётов TСAS.

Исполнительный директор Общества независимых расследователей авиационных происшествий Валерий Постников в беседе с RT подчеркнул, что обвинять в авиационных катастрофах кого-то одного неправильно.

«В авиации нет случаев, когда можно однозначно ответить на вопрос: «Кто виноват?» Трагедии всегда предшествует многообразие причин — целая череда событий и людей», — говорит Постников.

Собеседник RT отметил, что вся система построена на взаимосвязи инструментальных и человеческих факторов, которые не должны позволить катастрофе произойти. При этом он добавил, что столкновение воздушных судов в небе — одно из самых редких событий, случающихся в авиации.

В интервью RT Постников заявил, что в крушении самолётов над Боденским озером «нельзя вешать всю вину на одного диспетчера».

«В этой ситуации виноваты и диспетчеры, и наши пилоты. Это сочетание недостатков, ошибок, недопонимание в работе диспетчеров и экипажа. Но конечно, то, что за терминалами остался один оператор, что была отключена вся система, — это абсолютно неприемлемо», — заключил эксперт.

Просмотров