Боевая часть 2 на корабле. Флотский сленг и другие малопонятные слова

В сингапурском мореплавании мы продолжали начатую еще в базе большую работу по сплочению экипажа, совершенствовали боевую организацию, отрабатывали действия по внезапным вводным, в том числе отражение нападения условного противника, - рассказывал мне на завершающем этапе дальнего похода командир гвардейского ракетного крейсера "Варяг" гвардии капитан 1 ранга Эдуард Москаленко. - Также получен хороший опыт совместного маневрирования с судами обеспечения, пополнения запасов на ходу. Шаг вперед сделали наши швартовые партии и боцманская команда, еще дальше шагнули вахтенные офицеры. Ну а наибольшие нагрузки морского перехода из Владивостока в Сингапур испытали конечно же наши механики, и они достойно их выдержали, на ходу устраняя мелкие неисправности.

Гвардии капитан 2 ранга Анатолий Васильчук отдает распоряжение в ходе корабельного учения.

Автору этих строк, как и другим участникам мореплавания, те "мелкие неисправности" запомнились мелкими бытовыми неудобствами. Каково же пришлось механикам, вынужденным в южных широтах буквально бороться с ракушками, которые засоряли охлаждающую, бытовую и противопожарную системы, постоянно заниматься очисткой топливных фильтров и регулировкой аппаратуры, отлаживать вентиляцию воздуха по боевым постам и каютам!

Да этот-то поход для нас вполне обычный, - говорит командир электромеханической боевой части крейсера гвардии капитан 2 ранга Анатолий Васильчук. - Конечно, сказывалось на всей работе, что давно корабль не стоял в доке, кое-какие проблемы накопились. Прибавилось дополнительно задач и в связи с увеличенным числом людей на поход. Даже потребление воды приходилось постоянно рассчитывать...

Электромеханическая боевая часть (сокращенно БЧ-5) - самое большое подразделение крейсера и по численности личного состава, и по объемности материальной части, а значит, по тем задачам, которые стоят перед ней. На боевом корабле, понятно, каждая должность важна и ответственна, но именно от специалистов-механиков зависит его ход, подача электроэнергии и воды, а в южных широтах - и холода на боевые посты и во все помещения. И тут очень многое зависит от личности самого командира, его авторитета среди подчиненных, среди офицеров корабля, его умения организовать всю эту сложную работу личного состава.

Надо отдать должное, профессионального и командирского опыта Анатолию Николаевичу, по натуре спокойному, но весьма требовательному к себе и к подчиненным офицерам, не занимать. Все-таки около двух десятков лет службы на флоте играют свою роль. Да и пришел сюда он, что называется, не по воле случая, а реализуя мечту детства.

Бывает же так в жизни: родился человек в самом что ни на есть сухопутном местечке - молдавском городе Бельцы, а со школьных лет заболел морем. Именно зародившееся еще в детстве большое желание привело Анатолия сначала в Нахимовское военно-морское училище, а позже - и в Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского. Причем учился курсант старательно, пытаясь постичь все азы своей будущей специальности. А когда выпускнику 1991 года предложили распределение либо на Балтийский, либо на Тихоокеанский флот, он выбрал романтику самого большого океана.

Прежде побывал здесь на практике, понравилось радушие дальневосточников, отношение к личному составу на большом противолодочном корабле "Маршал Ворошилов", потому и предпочел начать службу на Тихом океане, - рассказывает гвардии капитан 2 ранга Васильчук. - И служить пришел в это же соединение - на сторожевой корабль "Горделивый", принял должность командира электромеханической группы. Позже в той же должности служил на БПК "Петропавловск". в 1998 году мне доверили командование электротехническим дивизионом гвардейского ракетного крейсера "Варяг". И на каждом этапе службы было у кого поучиться, а опыта набирался в морских учениях и походах.


Крейсер "Варяг"

Каждое мореплавание - это своеобразный экзамен для механиков, поскольку обычно на океанском переходе выполняются многочисленные боевые упражнения, своей ответственностью напоминающие задачи предстоящего визита в какой-либо иностранный порт. Значит, любой сбой техники чреват невыполнением поставленных задач.

В этом смысле вспоминается дальний поход "Варяга" в порт Шанхай в 1999 году, когда КНР отмечала 50-летие со дня образования. Тогда крейсер и сопровождающий его эскадренный миноносец "Бурный" вызвали изумление у местных жителей - многочисленных рыбаков на Янцзы, - устремившись из Восточно-Китайского моря вверх по этой реке со скоростью 24 узла! Для нового-то корабля такой ход - дело привычное, но для крейсера, механизмы которого в те годы изрядно устарели, это был поистине героический рывок, обеспеченный механической службой и заводскими специалистами.

Только годы спустя с того памятного похода в Шанхай "Варяг" прошел на стапелях Дальзавода основательный ремонт. Были заменены все двигатели, камбузное оборудование и бытовые системы. Такой ремонт обошелся государству в 350 миллионов рублей. Основная нагрузка легла на заводчан, но свою лепту в восстановление родного крейсера внесли также офицеры, мичманы, старшины и матросы БЧ-5 под командованием гвардии капитана 2 ранга Васильчука (Анатолий Николаевич принял эту должность в 2000 году. - Авт.). По словам гвардии капитана 1 ранга Эдуарда Москаленко, за два года была выполнена огромная работа, тем ремонтом "Варягу" была продлена полноценная служба по меньшей мере еще лет на пятнадцать, причем практически без ограничения мореплавания в любые точки Мирового океана.

Сегодня, пройдя "огонь и медные трубы", Анатолий Николаевич уже сам передает свой богатый опыт и умения молодым офицерам, а в организации службы опирается на своих помощников - командира дивизиона движения гвардии капитана 3 ранга Алексея Нога, командира дивизиона живучести гвардии капитана 3 ранга Евгения Ткаченко, командира электротехнического дивизиона гвардии капитан-лейтенанта Игоря Немчикова, старшину команды маршевых двигателей гвардии мичмана Владимира Капустина, старшину электротехнической команды гвардии старшего мичмана Кирилла Вашурина. Среди молодого офицерского пополнения своей старательностью выделяется выпускник военно-морского инженерного института в городе Пушкино гвардии лейтенант Андрей Демьянов. Будучи командиром группы автоматики и телемеханики, он в течение года заметно продвинулся вперед и в практическом освоении своей специальности, и на тренировках по борьбе за живучесть корабля, постоянно стремился совершенствовать общую и тактическую подготовку.

В походах личный состав учится непрерывно, - заметил в разговоре о делах БЧ-5 Анатолий Николаевич, - это не у стенки стоять, разница тут существенная. И нашего Демьянова вместе с его подчиненными командир крейсера не раз отмечал как командира аварийной партии, во время учений по борьбе за живучесть на ходу корабля, в других ситуациях.

Много времени и сил приходится отдавать молодому пополнению из числа матросов. Ведь за счет резкого уменьшения срока срочной службы парни едва успевают усвоить свои должностные обязанности, научиться обслуживать заведование. Вот и сейчас, когда после похода в Сингапур уволилась в запас добрая половина матросов, начинается с нуля работа с новичками.

Конечно, ныне больше рассчитываем на контрактников, - говорит командир БЧ-5. - На таких, как гвардии главные старшины Володя Гончаров и Иван Шабалин, гвардии корабельные главные старшины Александр Захаренко и Борис Руденко, гвардии старшины 2 статьи Алексей Журавлев и Борис Дмитряйчев, гвардии матрос Женя Порунов. Есть, есть толковые, надежные парни, на которых можно положиться в сложной ситуации. К примеру, отлично знает свое дело и умеет находить подход к молодым ребятам Руденко, уроженец села Дворянка Приморского края. Пять лет служит Борис на крейсере. Был и командиром отделения, а потом, в рамках военной реформы, представилась возможность назначить его старшиной команды, то есть на мичманскую прежде должность. Приходят к нам служить на контрактной основе и специалисты из торгового, речного флотов. Отлично служит, например, 37-летний гвардии старший матрос Виталий Маценко, совмещая должности старшего пожарного и сварщика, очень нужные у нас. Среди добровольцев с "гражданки" - местные жители Фокино гвардии главный старшина Денис Закиров, гвардии старший матрос Евгений Супрун, гвардии главный корабельный старшина Евгений Логинов, гвардии матрос Иван Бондарев. Вот с такими моряками и служба в радость. Ведь, по сути, наша БЧ-5 всегда в бою - хоть в море корабль, хоть у пирса. Не буду принижать значение других подразделений крейсера. Но если кто-то может просто выключить свою матчасть и пойти вечером домой, то у нас в любое время суток должна поддерживаться готовность к бою и походу. Горжусь электромеханической боевой частью!

Гордятся варяжцы и своим главным механиком, который не раз отмечался за успехи в боевой подготовке командованием соединения ракетных кораблей и флота. На совесть служит офицер, отдаваясь целиком службе, несмотря на то, что почти на два десятилетия растянулась его очередь на получение благоустроенной квартиры во Владивостоке...

Добавим, в эти дни гвардейский ракетный крейсер "Варяг" поставлен наконец в док, чтобы выполнить те необходимые для него работы, на недостаток которых сетовал в походе командир БЧ-5. Так что корабль "подтянет", как положено, свою техническую форму перед новыми выходами в океан.

Mex > Высота цифр и букв боевого номера (надписи) должна быть 30 миллиметров. Примеры боевых номеров и разъяснение их цифровых обозначений приведены в приложении 1 к настоящему Уставу.

Огромное спасибо

Приложение 1 нашел:

Приложение 1
к ст. 18 и 20
ОБОЗНАЧЕНИЕ КОМАНДНЫХ ПУНКТОВ, БОЕВЫХ ПОСТОВ И БОЕВЫХ НОМЕРОВ
1. Для обозначения командных пунктов и боевых постов на схемах, в расписаниях, инструкциях и других документах приняты следующие сокращения:
а) командные пункты:
ГКП - главный командный пункт;
ЗКП - запасной командный пункт;
ЦКП - центральный командный пункт;
КП
1 - командный пункт штурманской боевой части;
ЗП
5 - запасной командный пункт электромеханической боевой части;
КП
М - командный пункт медицинской службы и т.д.
Если в боевой части (службе) имеется несколько командных пунктов, им присваивается соответствующий порядковый номер в боевой части (службе), который пишется в числителе, например:
КП-1
2 КП-2
4 КП-4
5 и т.д.
б) боевые посты:
На надводных кораблях
БП-12 - боевой пост обслуживания приборов управления стрельбой (в БЧ-2);
2
БП-1 - боевой пост обслуживания приборов радиационного и химического контроля (Сл-Х);
Х

На подводных лодках
БП-13 - боевой пост обслуживания носовых торпедных аппаратов подводной лодки;
БП-36 - боевой пост управления рулями подводной лодки.
Первые цифры (одна или две) указывают номер отсека. Последний знак (вторая или третья цифра или буква) указывает принадлежность боевого поста к боевой части (службе).
Соответствие цифр или букв последнего знака боевым частям и службам следующее:
БЧ-1 - 6 и 7;
БЧ-2 - 20, 30, 40 и т.д. (независимо от номера отсека), начиная с носа подводной лодки;
БЧ-3 - 3;
БЧ-4 - 4;
БЧ-5 - 5 и 8;
БЧ-7 - 2, 9;
службе радиационной, химической и биологической защиты - Х;
медицинской службе - М;
службе снабжения - С.
Присвоенные боевым постам цифры и буквы не должны повторяться в одном и том же отсеке. Номера боевых постов вспомогательных механизмов соответствуют номерам отсеков.
2. Присваиваемый каждому старшине и матросу боевой номер должен соответствовать приведенным образцам. Для обозначения боевых номеров приняты следующие сокращения, например:
а) на надводном корабле

2 - цифровое обозначение боевой части (буквенное обозначение службы);
15 - номер боевого поста;
21 - цифровое обозначение боевой смены, где:
2 - номер боевой смены;
1 - порядковый номер старшины, матроса в боевой смене.

Б) на подводной лодке

1 – цифровое обозначение боевой части;
31 – цифровое обозначение боевого поста, где:
3 – номер отсека;
1 - номер боевого поста данной боевой части в отсеке.
12 – цифровое обозначение боевой смены, где:
1 – номер боевой смены;
2 – порядковый номер мичмана, старшины, матроса в боевой смене.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

8. Основным боевым назначением корабля является поражение сил и средств противника боевым воздействием.

Организация корабля строится в соответствии с его боевым предназначением на основе задач, решаемых данным классом (подклассом) кораблей. Организационно-штатная структура корабля устанавливается его штатом.

9. Во главе корабля стоит командир корабля . В помощь командиру корабля назначаются:

- старший помощник (помощник), являющийся первым заместителем командира корабля,

- заместители и помощники, определяемые штатом корабля.

Весь личный состав корабля составляет его экипаж.

10. В целях лучшего применения оружия и использования технических средств в бою на кораблях создаются боевые части и службы:

На отдельных кораблях, в зависимости от их специализации и особенностей конструкции, могут создаваться и другие службы.

11. Боевые части и службы в зависимости от ранга корабля подразделяются на дивизионы, группы, батареи и команды (отделения) в соответствии со штатом корабля.

Во главе боевых частей, дивизионов (групп, батарей) стоят их командиры, а во главе служб - начальники.

12. На кораблях 2, 3 и 4 ранга на одного офицера может быть возложено командование двумя и более боевыми частями или службами.

13. Первичными штатными структурными подразделениями личного состава корабля являются отделения. Во главе их стоят командиры отделений. Отделения могут сводиться в команды, возглавляемые старшинами команд.

14. Для обеспечения повседневной деятельности надводных кораблей 1, 2 и 3 ранга создаются подразделения, не входящие в состав боевых частей (служб).

Функции боцманской команды на подводных лодках выполняет команда рулевых-сигнальщиков.

15. Для боя личный состав корабля распределяется по командным пунктам и боевым постам.

Личный состав, не расписанный по боевой тревоге на боевых постах своих боевых частей (служб), расписывается на боевые посты других боевых частей (служб). С момента объявления боевой тревоги (учебной тревоги) он поступает в подчинение начальников согласно расписанию по боевой тревоге и после ее отбоя возвращается в подчинение начальников, под руководством которых несет повседневную службу.

КОМАНДНЫЕ ПУНКТЫ И БОЕВЫЕ ПОСТЫ

16. Командным пунктом (КП) называется место, оборудованное необходимыми средствами управления, откуда командир руководит действиями личного состава подчиненных ему подразделений, применением оружия, использованием технических средств и борьбой за живучесть, а также поддерживает связь со старшим командиром и взаимодействующими подразделениями.

Командный пункт командира корабля является главным командным пунктом корабля и именуется ГКП , а на кораблях 4 ранга, где имеется только один командный пункт - КП .

На случай выхода из строя ГКП создается запасной командный пункт (ЗКП), который оборудуется дублирующими средствами управления кораблем и средствами связи. Для этих же целей в боевых частях (службах) могут оборудоваться запасные пункты (ЗП).

На определенных проектах кораблей создается центральный командный пункт (ЦКП), предназначенный для сбора, обработки и анализа данных обстановки и возглавляемый старшим помощником командира корабля.

17. Боевым постом (БП) называется место на корабле с находящимися на нем оружием или техническими средствами, имеющими определенное боевое назначение, где личный состав использует и обслуживает их.

Боевой пост возглавляет командир боевого поста .

18. Все командные пункты и боевые посты на кораблях должны иметь наименования, обозначения и порядковые номера, которые определены приложением 1 к настоящему Уставу.

На подводных лодках командные пункты нумеруются в каждой боевой части (службе) по порядку номеров с носа в корму. Номера боевых постов подводной лодки состоят из двух или трех знаков (цифр или букв). Первые цифры (одна или две) указывают номер отсека, последний знак (вторая или третья цифра или буква) - принадлежность боевого поста к боевой части (службе).

Боевым постам ракетной боевой части номера присваиваются независимо от расположения их в отсеках: 20, 30, 40 и т. д., начиная с носа подводной лодки. Номера боевых постов вспомогательных механизмов соответствуют номерам отсеков.

На надводных кораблях командные пункты и боевые посты нумеруются в каждой боевой части (службе, дивизионе) по порядку номеров с носа корабля в корму и сверху вниз по надстройкам, палубам и платформам.

На надводных кораблях 4 ранга, где штатом боевые части и службы не предусмотрены, боевые посты нумеруются в общем порядке возрастания номеров по кораблю.

БОЕВОЙ НОМЕР

19. В соответствии с боевой организацией корабля мичманам, старшинам и матросам присваиваются боевые номера, которые заносятся в табель нумерации личного состава .

Боевой номер состоит из трех частей:

Первая часть (цифра или буква) указывает, в какой боевой части (службе) находится мичман, старшина или матрос согласно расписанию по боевой тревоге;

Вторая часть (одна, две или три цифры) указывает номер боевого поста, где находится мичман, старшина или матрос согласно расписанию по боевой тревоге;

Третья часть (две цифры) определяет принадлежность мичмана, старшины или матроса к боевой смене; первая цифра обозначает номер боевой смены, вторая цифра - порядковый номер мичмана, старшины или матроса в смене.

Боевым сменам присваиваются следующие цифры:

Первой боевой смене - 1, 5, 7;

Второй боевой смене - 2, 4, 8;

Третьей боевой смене - 3, 6, 9.

20. Боевой номер для ношения на рабочей одежде старшин и матросов изготавливается из белой прочной материи и нашивается на левый наружный карман, надпись наносится черной краской.

Для старшин и матросов, не допущенных к исполнению обязанностей по занимаемой должности, а также для курсантов и стажеров, проходящих практику на корабле, перед первой цифрой (буквой), боевого номера проставляется цифра «0» (ноль).

На спецобмундировании всех офицеров и мичманов делается надпись с указанием краткого наименования должности.

Высота цифр и букв боевого номера (надписи) должна быть 30 миллиметров.

21. Мичманы, старшины и матросы получают книжку «Боевой номер», в которой указываются их место и обязанности по всем корабельным расписаниям, а также номера закрепленного за ними личного оружия, противогаза и пр.

Книжки «Боевой номер» находятся на строгом учете. При увольнении на берег книжки сдаются лицам дежурной службы и возвращаются при сдаче увольнительной записки.

КОРАБЕЛЬНЫЕ РАСПИСАНИЯ

22. Корабельные расписания составляются в целях распределения личного состава по командным пунктам и боевым постам для применения оружия и использования технических средств корабля, а также для выполнения других систематически повторяющихся корабельных мероприятий и работ.

Корабельные расписания делятся на боевые и повседневные .

23.Основным документом, определяющим организацию корабля в бою, является расписание по боевой тревоге . Это расписание является основой всех других корабельных расписаний.

24. Личный состав корабля по командным пунктам и боевым постам распределяется с учетом их специальности, уровня подготовки, физических качеств. Распределение имеет целью обеспечить наиболее эффективное применение оружия и использование технических средств корабля в бою, борьбу за живучесть корабля и взаимозаменяемость личного состава.

25. Каждый офицер корабля в бою должен иметь двух заместителей. Это положение в равной степени относится к мичманам и старшинам, выполняющим особо ответственные обязанности.

Остальные мичманы, старшины и матросы должны иметь по одному заместителю. Заместители указываются в расписании по боевой тревоге и соответственно подготавливаются.

Командира корабля в бою после старшего помощника (помощника) командира замещают офицеры корабля в порядке, определенном приказом командира корабля.

26. Проект первоначального расписания по боевой тревоге головного корабля каждой серии составляется Главным штабом Военно-Морского Флота.

Для несерийных кораблей первоначальное расписание по боевой тревоге разрабатывается офицерами корабля под руководством штаба соединения на основании табеля комплектации личным составом, входящего в техническую документацию корабля.

В период постройки (модернизации) корабля командиры боевых частей и начальники служб под руководством старшего помощника (помощника) командира корабля и при участии флагманских специалистов и заместителя командира по электромеханической части своего соединения дорабатывают расписание по боевой тревоге. При этом они учитывают происшедшие изменения в оружии, технических средствах и в их расположении на корабле.

Доработанное расписание по боевой тревоге утверждает командир соединения.

На основании утвержденного расписания по боевой тревоге на корабле составляются все остальные корабельные расписания, предусмотренные и . настоящего устава, и боевые инструкции.

27. Коррективы в корабельные расписания и боевые инструкции вносятся по мере отработки организации кораблей и накопления опыта, а также при конструктивных и штатных изменениях в объеме, определяемом для однотипных кораблей серии командиром соединения, а для несерийных - командиром корабля.

28. К боевым расписаниям относятся:

Расписание по боевой тревоге (боевая готовность № 1 ) со схемами технического и зрительного наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой, с табелями командных пунктов, боевых постов и нумерации личного состава корабля;

Расписание по боевой готовности № 2 со схемами технического и зрительного наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой.

На подводных лодках составляются два расписания по боевой тревоге - отдельно для подводного и надводного положения и два расписания по боевой готовности № 2 - также для подводного и надводного положений (расписания для подводного положения являются основными);

Расписание по приготовлению корабля к бою и походу (для подводных лодок - к бою, походу и погружению);

Расписание по приготовлению, вводу и выводу главной энергетической установки (для кораблей с ядерными энергетическими установками);

Расписание по борьбе за живучесть корабля;

Расписание по оставлению корабля при угрозе его гибели;

Расписание по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами (ПДСС) по боевым готовностям № 1 и № 2 со схемой зрительного наблюдения вооруженными вахтенными по борьбе с ПДСС (и технического наблюдения на противодиверсионных ГАС - для надводных кораблей);

Расписание по приему (сдаче) оружия и боеприпасов;

Расписание корабельной подрывной команды;

Расписание по специальной обработке корабля со схемами расположения участков специальной обработки и движения личного состава, в котором определяются обязанности личного состава по дезактивации, дегазации, дезинфекции корабля, дозиметрическому и химическому контролю и санитарной обработке экипажа, а также при введении на корабле карантина (обсервации).

а) на подводных лодках :

Расписание по использованию систем работы дизеля или пополнения воздуха под водой;

Расписание вахт при пребывании дизельной подводной лодки на грунте;

б) на надводных кораблях :

Расписание по оказанию помощи кораблю или летательному аппарату, терпящему бедствие, и свозу с корабля аварийно-спасательных групп;

Расписание по приготовлению корабля к приему корабельных летательных аппаратов, обеспечению полетов и управлению ими;

Расписание по постановке и подъему забортных гидроакустических устройств;

Расписание по постановке и выборке тралов и искателей;

Расписание по приготовлению и постановке мин со схемой расстановки личного состава;

Расписание по приему и высадке десанта и свозу корабельного десантного подразделения со схемой размещения личного состава и техники десанта.

На кораблях специального назначения и судах обеспечения, в зависимости от их специализации, могут составляться и другие расписания, перечень которых определяет командир соединения.

29. К повседневным расписаниям относятся:

Расписание по заведованиям, по осмотру и проверке оружия и технических средств;

Расписание по постановке на якорь (бочку, швартовы) и съемке с якоря (бочки, швартовов);

Расписание по буксировке со схемами буксировки;

Расписание по приему и передаче твердых, жидких и взрывоопасных грузов на ходу;

Расписание по каютам и кубрикам для жилья;

Расписание по приборкам.

Кроме указанных расписаний составляются:

а) на подводных лодках :

Расписание по заряду аккумуляторных батарей;

Расписание по работе личного состава на верхней палубе (надстройке, за бортом);

б) на надводных кораблях :

Расписание по затемнению корабля;

Расписание по спуску и подъему плавсредств.

30. В расписаниях указываются место действия (командный пункт, боевой пост, отсек, помещение и т. д.), обязанности личного состава, должности офицеров, должности и боевые номера мичманов, старшин, матросов. Фамилии личного состава вписываются в табель нумерации личного состава корабля.

В расписании по боевой тревоге как дополнительные обязанности указываются действия личного состава боевых постов по герметизации корпуса корабля, по сигналам «Радиационная опасность» и «Химическая тревога» , по оказанию помощи раненым и пораженным, при плавании в сложных условиях, а также другие обязанности, которые выполняются личным составом по боевой тревоге, но отличные от основных боевых функций.

31. Все расписания вносятся в книгу корабельных расписаний .

Кроме того, в книгу должны быть внесены:

Схема боевой организации корабля;

Схема повседневной организации корабля;

Корабельная боевая схема;

Нумерация пожарных рожков, огнетушителей, клапанов системы водяной защиты;

Перечень водогазонепроницаемых дверей, люков, горловин и вентиляционных закрытий с их маркировкой.

К книге должен быть приложен Сборник боевых инструкций личного состава корабля .

32. На схеме боевой организации корабля показываются командные пункты и боевые посты с указанием их подчиненности по боевой тревоге.

На корабельной боевой схеме на продольном разрезе корабля показывается расположение всех командных пунктов, боевых постов, отсеков и других помещений корабля.

В боевых инструкциях подробно излагаются обязанности мичманов, старшин и матросов по боевой тревоге, по применению оружия и использованию технических средств в бою и при борьбе за их живучесть, по срочному погружению, а также дополнительные обязанности по герметизации корпуса корабля, приведению в действие систем работы дизеля и пополнения воздуха под водой, по постановке на стабилизатор глубины, по сигналам «Химическая тревога»

Для ведения боя;

При фактическом повышении боевой готовности;

б) «Учебная тревога» :

Для отработки действий экипажа корабля по боевой тревоге;

При проведении корабельных боевых учений с практическим применением оружия;

Для проведения корабельных боевых учений и тренировок на боевых постах, в том числе по борьбе за живучесть, с участием всего личного состава корабля;

При погрузке (выгрузке) боеприпасов;

При выходе (входе) корабля из базы (в базу), проходе узкостей, плавании в сложных условиях;

Для экстренного приготовления корабля к бою и походу.

В остальных случаях - по решению командира корабля. В военное время выход (вход) из базы (в базу), проход узкости, плавание в сложных условиях, а также экстренное приготовление корабля к бою и походу производятся по боевой тревоге.

Одновременно с объявлением боевой или учебной тревоги по корабельной трансляции объявляется ее цель;

в) «Аварийная тревога» - при поступлении воды внутрь корабля, возникновении пожара, взрывах, опасных концентрациях газов (вредных веществ) и других аварийных ситуациях вне боя;

г) «Химическая тревога» - при угрозе или обнаружении химического или бактериологического заражения;

д) «Радиационная опасность» - при непосредственной угрозе или обнаружении радиоактивного заражения.

Звуковые сигналы для объявления тревоги приведены в приложении 2 к настоящему уставу.

ЛЕКЦИЯ

Тема № 1 Основы организации корабля

Занятие № 1

Изучаемые вопросы :

1. Общие положения корабельного устава (КУ) ВМФ.

2. Повседневная организация корабля.

Учебные и воспитательные цели :

1. Формировать и развивать сознательное выполнение требований

корабельного устава.

2. Ознакомить с основами организации корабля.

Отводимое тематическим планом время :2 академических часа.

1. Состав учебных подразделений на занятиях: учебные взвода

2. Учебник старшины ВМФ.

3. Учебник «Морская практика».

4. Журнал «Морской сборник».

Организационно-методические указания :

После решения организационных вопросов преподаватель проводит опрос студентов по предыдущему теме. Контроль знаний по предыдущему материалу производится в форме летучки либо устного опроса. После опроса преподаватель приступает к постановке задач, обращая внимание обучаемых на основные аспекты изучаемых вопросов.

В конце занятия преподаватель подводит итоги, обращая внимание студентов на важность изучаемых вопросов, необходимость более глубокого их изучения во время самоподготовки.

Акцентирует внимание студентов на подготовку к следующим занятиям.

Вступление :

Любые воинские формирования (Армия, Флот, Авиация) не смогут выполнить своего боевого предназначения, если их подразделения не будут находиться в высокой боевой готовности.

Непременным условием высокой боевой готовности кораблей и подразделений является уставная организация службы во всех её звеньях, высокое качество боевой учёбы. Именно эти вопросы, прежде всего, определяет Корабельный устав ВМФ.

Первый морской устав регулярного русского флота был создан в 1720 г. Петром I. Устав выдержал более 10 изданий и просуществовал почти без изменения около 100 лет. В последующее столетие вышло 6 уставов корабельной службы.

Руководствуясь Корабельным уставом, русский Военно-Морской Флот за 200 лет провёл 24 крупных сражения и в 23-х одержал победу.

В настоящее время Военно-Морской Флот РФ руководствуется Корабельным уставом, введённым в действие приказом Главнокомандующего ВМФ от 1 сентября 2001 г. № 350.

КУ ВМФ определяет:

Организацию корабельной службы, направленную на обеспечение боевой

готовности, безопасности корабля в море и базе;

Поддержание твёрдого воинского порядка на корабле.

Определяет обязанности должностных лиц;

Организацию боевой подготовки кораблей ВМФ;

Правила несения службы корабельных нарядов.

Команды подаваемые на кораблях ВМФ, определяются приложением к Уставу - “Командные слова”.



Учебная дисциплина - “Корабельный устав ВМФ” - важнейшая составляющая общей военно-морской подготовки, а так же одна из основополагающих дисциплин в правовой подготовке офицеров запаса ВМФ.

На изучение КУ ВМФ на ФВО ДВФУ отводится программой 12 часов.

На учебном сборе (4 курс) выделено: _____ часов.

В результате изучения дисциплины “КУ ВМФ” курсанты должны ЗНАТЬ:

Ø основы организации корабля и боевой подготовки;

Ø организацию повседневной службы корабля и корабельных нарядов;

Ø обязанности должностных лиц корабля от матроса до командира боевой части

(начальника службы) включительно.

УМЕТЬ:

· воспитывать подчинённых в духе патриотизма и преданности Родине и

русскому народу;

· разрабатывать методические документы по подготовке личного состава

· организовывать боевую подготовку подчинённых;

· поддерживать в подразделении дисциплину, внутренний порядок;

· организовывать службу нарядов в подразделении.

Задачей каждого из вас является тщательное и вдумчивое изучение основных положений и требований Корабельного устава, что позволит Вам, став офицером ВМФ, правильно руководить подчинённым личным составом и успешно решать поставленные перед подразделением задачи.

Учебный вопрос № 1

Общие положения корабельного устава ВМФ .

Военно-Морской Флот (ВМФ) - вид вооружённых сил РФ.

Включает в себя 4 рода сил:

Ø Подводные силы;

Ø Надводные силы;

Ø Морская авиация;

Ø Береговые войска ВМФ.

Возглавляет ВМФ РФ Главнокомандующий, являющийся одновременно заместителем Министра обороны РФ.

Ему подчиняется Главный штаб и управления ВМФ.

Рис.1 Классификация корабельного состава ВМФ .

Под словом “корабль” понимается подводная лодка (ПЛ) и надводный корабль (НК).

Требования корабельного устава ВМФ распространяются на все военные корабли, катера и шлюпки, несущие Военно-морской флаг, а также корабли специального назначения, на морские и рейдовые суда обеспечения (если они укомплектованы военными экипажами). Организация службы на морских и рейдовых судах обеспечения с гражданскими экипажами (рабочими и служащими) определяется Уставом службы на судах обеспечения ВМФ.

Общие права и обязанности военнослужащих взаимоотношения между ними, вопросы дис­циплинарной практики, порядок организации и несения гарнизонной и караульной служб, Строевые приемы для военнослужащих Военно-Морского Флота определены общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ.

В соответствии с руководством о Классификации кораблей и судов ВМФ, корабли (суда) ВМФ разделяются на классы (подклассы) и ранги.

На ранги военные корабли делятся в зависимости от тактико-технических элементов, для определения старшинства командиров, правового положения офицеров и норм материально-технического обеспечения. В ВМФ установлены

4 ранга кораблей. Высшим рангом является первый.

На классы военные корабли делятся в зависимости от их основного оружия и назначения. А классы исходя из специализации, водоизмещения, типа энергетичес-кой установки и принципов движения - на подклассы .

Современный боевой корабль - это сложнейшее сочетание технических устройств, систем и комплексов, ядерной энергетики, газовых и паровых турбин большой удельной мощности.

Современный корабль - это самонаводящееся подводное оружие, автоматическая артиллерия, ракеты различного назначения с ядерными боеголовками, способные поразить океанские, воздушные и наземные цели противника .

Современный корабль - это радиотехнические средства и средства управления, базирующиеся на электронных вычислительных машинах, аналоговых и моделирующих устройствах.

Для обслуживания этой сложной и многообразной техники назначается экипаж корабля - офицеры, мичманы, старшины и матросы.

Чтобы с наибольшей эффективностью применить оружие и использовать технические средства корабля в бою и в повседневных условиях, руководить его личным составом, необходима чёткая, тщательно отработанная корабельная организация.

Таким образом, ВМФ , состоящий из Подводных сил, Надводных сил, Морской авиации, Береговых войск ВМФ, только строго выполняя требования КУ, определяющих их организацию, способен решать Конституционные задачи по защите морских рубежей Отечества.

Повседневная организация корабля

Во главе корабля стоит командир корабля. В помощь командиру корабля назначаются:

Старший помощник (помощник), явля­ющийся первым заместителем командира

ко­рабля;

Заместители и помощники, определяе­мые штатом корабля.

Весь личный состав корабля составляет его экипаж.

В целях лучшего использования оружия и технических средств, а также удобства плавания на корабле создаются боевые части и службы, во главе которых стоят их командиры и начальники. Каждый корабль разбит как бы на крупицы, которые выполняют свои, только им присущие, действия в общей организации корабля.

Боевая часть (служба) - это организационное подразделение корабля, объединяющие одинаковые по назначению и специализации виды оружия или технические средства и обслуживающий их личный состав.

К боевым частям относятся:

· БЧ-1 – штурманская боевая часть;

· БЧ-2 – ракетная (ракетно-артиллерийская, артиллерийская) боевая часть;

· БЧ-3 – минно-торпедная боевая часть;

· БЧ-4 – боевая часть связи;

· БЧ-5 – электромеханическая боевая часть;

· БЧ-6 – авиационная боевая часть;

· БЧ-7 – радиотехническая боевая часть.

К службам относятся:

Сл. Х – служба радиационной, химической и биологической защиты;

Сл. М – медицинская служба;

Сл. С – служба снабжения.

БЧ-1 – обеспечивает навигационную безопасность плавания и ведет расчеты по боевому маневрированию корабля для боевого использования оружия.

В БЧ-1 объединяются: рулевые, штурманские электрики, штурманские радиометристы – наблюдатели.

БЧ-2 предназначена для нанесения ракетных (артиллерийских) ударов по кораблю и береговым объектам противника, а так же для отражения его ударов с моря, берега и воздуха.

В БЧ-2 объединяются: ракетчики, комендоры, артиллерийские электрики.

БЧ-3 обеспечивает применение минного, торпедного, трального оружия и производство работ с ним.

В БЧ-3 объединяются: торпедисты, минеры, торпедные электрики.

БЧ-4 обеспечивает внешнюю и внутреннюю связь корабля (визуально и по радио) с командованием и взаимодействующими кораблями и внутреннюю связь с командными пунктами и боевыми постами корабля.

В БЧ-4 объединяются: радисты, телефонисты, сигнальщики.

БЧ-5 обеспечивает кораблю заданный ход, обеспечивает всех потребителей электроэнергией, живучесть корабля, оружия и технических средств.

В БЧ-5 объединяются: машинисты, трюмные, турбинисты, электрики сильного и слабого тока и другие специалисты.

БЧ-6 обеспечивает наблюдение, поиск и уничтожение подводных лодок противника, а так же ведение разведки и прикрытие кораблей с воздуха. Личный состав БЧ-6 обслуживает летательные аппараты корабля (вертолеты, самолеты), обеспечивает их полеты и управление ими.

БЧ-7 предназначена для наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой. Производит сбор, обработку и анализ результатов всех видов наблюдения, выдаёт данные о противнике, необходимые для применения оружия.

На кораблях 1 ранга ракетная, электромеханическая и авиационная боевые части подразделяются на дивизионы.

Кроме этого, боевые части, дивизионы кораблей делятся на группы, башни, батареи, команды и отделения. (см. схема №1 )

Во главе дивизионов, групп, башен, батарей стоят командиры, во главе команд стоят старшины команд, во главе отделений – командиры отделений.

Радиотехническая служба предназначена для наблюдения за подводной, надвод-ной и воздушной обстановкой. Производит сбор, обработку и анализ результатов всех видов наблюдения, выдаёт данные о противнике, необходимые для примене-ния оружия, данные о навигационной обстановке.

В СЛ-Р объединяются: гидроакустики, радиометристы, операторы телевизионных средств и др.

Химическая служба предназначена для защиты л/с от радиоактивных и отравляю-щих веществ.

Технические средства СЛ-Х (приборы радиационной разведки, приборы дозимет-рического контроля и др.) обслуживаются специалистами - химиками флота.

Медицинская служба предназначена для сохранения здоровья л/с, своевременного оказания медицинской помощи раненым, поражённым и больным.

В СЛ-М объединяются: врачи, фельдшеры, санитары.

Служба снабжения предназначена для обеспечения личного состава продуктами питания и снабжения подразделений корабля имуществом и материалами по установленным нормам.

В СЛ-С объединяются: баталеры, коки, писари и др.

Таким образом, основное боевое назначение корабля – уничтожение или ослаб-ление сил и средств противника путем боевого воздействия.

Образцовая корабельная организация – одно из решающих условий успешного вы-полнения основного боевого назначения корабля.

Повседневная организация включает в себя командование, боевые части, службы, группы, команды, отделения.

Повседневная организация корабля обеспечит четкое управление экипажем корабля в повседневных условиях его жизни, подготовку к решению свойственных боевых задач и высокую боевую готовность

Учебный вопрос № 2

Современный боевой корабль является оружием коллективного пользования. Основным боевым назначением корабля поражение сил и средств противника боевым воздействием. Следовательно, если корабль – это оружие коллективное, то должна быть какая-то организация его боевого использования, организация, которая предусматривала бы действия каждого члена экипажа при определённых боевых действиях корабля.

Термин организация обычно определяет построение (структуру) какого-либо коллектива (предприятия, учебного заведения или воинской части) и распределение обязанностей между членами этого коллектива, их взаимодействие.

Под корабельной организацией следует понимать организационное построение экипажа корабля и распределение обязанностей между его членами в различных условиях боевой и повседневной деятельности.

Организация корабля строится в соответствии с его боевым назначением и определяется его штатом.

Штат – это перечень должностей, которые должны занимать офицеры, мичманы и личный состав срочной службы при выполнении своих служебных обязанностей.

Что же такое организация корабля?

Боевая часть корабля

основное организационное подразделение экипажа корабля, предназначенное для выполнения определенных задач. В боевую части корабля входят личный состав и закрепленные за ним вооружение и другие технические средства. На корабле в зависимости от класса может быть до 7 боевых частей (БЧ). штурманская (БЧ-1); ракетная или ракетно-артиллерийская (БЧ-2); минно-торпедная (БЧ-3); связи (БЧ-4); электромеханическая (БЧ-5); авиационная (БЧ-6); управления (БЧ-7).

  • - фиброзная капсула; трабекула; эллипсоиды; лимфоидные узелки; кисточковые артериолы; центральная артерия; периартериальные лимфоидные муфты; красная пульпа; ворота селезенки; селезеночная вена...

    Атлас анатомии человека

  • - Фармакологические группы: Детоксицирующие средства, включая антидоты›› Средства, препятствующие образованию и способствующие растворению конкрементов›› Слабительные средства›› Стимуляторы моторики ЖКТ, в том...

    Медицинские препараты

  • - распределение личного состава по командным пунктам и боевым постам с определением конкретных обязанностей членов экипажа по поддержанию высокого уровня боевой готовности корабля и эффективному использованию...

    Словарь военных терминов

  • - элемент ракеты, предназначенный для непосредственного поражения цели. Состоит из корпуса, боевого заряда, взрывательного устройства, предохранительно-исполнительного механизма и др. БЧ может иметь ядерный заряд...

    Словарь военных терминов

  • - численно равна расстоянию, проходимому кораблём в единицу времени; определяется лагом. Для надводных кораблей различают: наибольшую; полную; экономическую; наименьшую...

    Словарь военных терминов

  • - ракеты - составная часть неуправляемых и управляемых ракет классов «воздух - воздух», «поверхность - воздух», «воздух - поверхность» и «поверхность - поверхность», предназначенная...

    Энциклопедия техники

  • - авиационное подразделение авианесущего корабля, предназначено для материально-технического обеспечения полетов корабельных летательных аппаратов, содержания в исправном состоянии и...

    Морской словарь

  • - состояние корабля, характеризующее способность вступить в бой с противником. Имеет несколько состояний...

    Морской словарь

  • - конструктивные устройства, снижающие возможность поражения корабля и его боевых и технических средств при боевых повреждениях...

    Морской словарь

  • - рациональное распределение личного состава по командным пунктам и боевым постам с определением функциональных обязанностей каждого члена экипажа по поддержанию высокой боевой...

    Морской словарь

  • - основное организационное подразделение экипажа корабля, предназначенное для выполнения определенных задач...

    Морской словарь

  • - элемент ракеты для непосредственного поражения цели. состоит из корпуса, боевого заряда, взрывательного устройства и предохранительно-исполнительного механизма...

    Морской словарь

  • - часть ракеты, предназнач. для непосредств. поражения цели. В ней расположены боевой заряд, взрыватель и предохранительно-исполнит. механизм...

    Большой энциклопедический политехнический словарь

  • - часть корпуса, расположенная ниже ватерлинии...

    Морской словарь

  • - ось лафета, на которую надеваются так наз. боевые колеса...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - на военном корабле часть экипажа, в ведении которой сосредоточены боевые и технические средства по определённому виду вооружения или оборудования...

    Большая Советская энциклопедия

"Боевая часть корабля" в книгах

С КОРАБЛЯ - НА БАЛ

Из книги Моя война. Чеченский дневник окопного генерала автора Трошев Геннадий

С КОРАБЛЯ - НА БАЛ В сентябре 94-го я находился в длительной командировке в Приднестровье - в составе комиссии по урегулированию конфликта. Незадолго до этого 1-я гвардейская танковая армия, где я был первым заместителем командующего, покинула территорию Германии и

Штурманская боевая часть

Из книги Дембельский альбом автора Мажарцев Юрий

Штурманская боевая часть Штурманы или, как чаще с легкой руки Петра I - штурмана, являли собой белую флотскую кость и голубую кровь со времен открытия Навигацкой школы. Когда-то, в Морской кадетский корпус принимали только детей знатных дворянских фамилий. Этим

Часть первая. Воспитанница Часть вторая. Мариинский театр Часть третья. Европа Часть четвертая. Война и революция Часть пятая. Дягилев Часть первая

Из книги Театральная улица автора Карсавина Тамара Платоновна

Часть первая. Воспитанница Часть вторая. Мариинский театр Часть третья. Европа Часть четвертая. Война и революция Часть пятая. Дягилев Часть

Часть 3 Боевая рубка империи 1911 - 1920

Из книги Эра Адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота автора Лихарев Дмитрий Витальевич

Часть 3 Боевая рубка империи 1911 - 1920 Нет хуже работы - пасти дураков. Бессмысленно храбрых - тем более. Но я их довел до родных берегов Своею посмертною волею. (Редьярд

Часть первая БОЕВАЯ АЗБУКА

Из книги Истребители танков автора Зюськин Владимир Константинович

Часть первая БОЕВАЯ АЗБУКА

Часть вторая. На борту корабля

Из книги Тринадцатая свеча. Мой визит на Венеру автора Рампа Тьюсдей Лобсанг

Часть вторая. На борту корабля Яркий пурпур предвечернего неба внезапно пересекла белоснежная линия» словно рука Бога раздвинула тьму, чтобы показать свет, лежащий за ней. Серебряное сверкание в начале линии неслось по небу с такой скоростью, что глаз с трудом успевал

ЧАСТЬ I «Директива № 1» и «Боевая готовность»

автора Козинкин Олег Юрьевич

ЧАСТЬ I «Директива № 1» и «Боевая готовность» Благодаря «Воспоминаниям и размышлениям» маршала Победы Г.К. Жукова, в истории Великой Отечественной войны укоренилась одна интересная, теперь уже легендарная история. История о том, что только в ночь на 22 июня Сталин наконец

Часть II ФЛОТ и «БОЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ»

Из книги Кто проспал начало войны? автора Козинкин Олег Юрьевич

Часть II ФЛОТ и «БОЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ» «Доверено флоту». Н.М. Кулаков. Военные мемуары. М., 1985 г. В Интернете - http://militera.lib.ru/memo/russian/ kulakov_nm/index.html. Мемуары Кулакова придется цитировать достаточно подробно, т. к. в них огромное количество деталей, связанных именно с приведением в

Раздел первый. Устройство корабля и оборудование верхней палубы Глава 1. Устройство надводного корабля и подводной лодки 1.1. Устройство надводного корабля

автора Автор неизвестен

Раздел первый. Устройство корабля и оборудование верхней палубы Глава 1. Устройство надводного корабля и подводной лодки 1.1. Устройство надводного корабля Военный корабль – сложное самоходное инженерное сооружение, носящее присвоенный ему военно-морской флаг своего

Раздел третий. Содержание корабля Глава 8. Корабельные работы 8.1. Осмотры корпуса корабля

Из книги Справочник по морской практике автора Автор неизвестен

Раздел третий. Содержание корабля Глава 8. Корабельные работы 8.1. Осмотры корпуса корабля Все части корпуса корабля и корабельные помещения распределяются в заведование определенных лиц согласно расписанию по заведованиям, которые обязаны детально знать свое

Боевая часть

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БО) автора БСЭ

Третий этап. Боевая часть опросной беседы

Из книги Психология лжи и обмана [Как разоблачить лжеца] автора Спирица Евгений

Третий этап. Боевая часть опросной беседы На данном этапе уже происходит исследование человека на его причастность или непричастность к расследуемому событию. Здесь, как правило, задается блок проверочных вопросов. Иногда для лучшей реакции проверочный вопрос прямого

Часть 2 «Боевая Энергетика»

Из книги Тропа Воина. Практическая Боевая Энергетика автора Цикон Шам Эя

Часть 2 «Боевая Энергетика» Глава 1 «А почему не магия?» Введение В названии этой книги не случайно упоминается именно слово «энергетика», а не «Магия», ибо есть существенная разница между Боевой Магией (БМ) и Боевой Энергетикой (БЭ). Сейчас я попробую объяснить, в чём она

Часть 2 Боевая практика. Школа орла

Из книги Уличное кунфу автора Синъин Ши

Часть 2 Боевая практика. Школа орла

Часть 3 БОЕВАЯ РУБКА ИМПЕРИИ 1911 - 1920

Из книги Эра адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота автора Лихарев Д. В.

Часть 3 БОЕВАЯ РУБКА ИМПЕРИИ 1911 - 1920 ФИШЕР и ЧЕРЧИЛЛЬ«ИХ ЖЕНЫ СТАНУТ ВДОВАМИ, ИХ ДЕТИ - БЕЗОТЦОВЩИНОЙ»ЗА ЧТО БЬЮТ НА ВОИНЕЭПИЛОГ ВЕЛИКОЙ КАРЬЕРЫ Нет хуже работы - пасти дураков. Бессмысленно храбрых - тем более. Но я их довел до родных берегов Своею посмертною

Просмотров