Бог луны нанны в уре. Зиккурат - это что такое? Символика архитектуры зиккуратов

Как в северной, так и в юж­ной Месопотамии храмы и храмовые центры появились ранее зарождения государства. Культовые сооружения обычно возводились из кирпича-сырца, т.е. в технике более передовой, чем глинобитные и тростниковые дома. Уже очень рано, с первой половины IV тысячелетия, в храмах наблюдается стремление к монументальности и к симметрии. Храмовые центры на месте современного Абу-Шараин (древнее Эриду) и современного Тепе-Гавра сохраняли в течение тысячелетий значение ме­ждуобщинных святилищ.

Уже в начале IV тысячелетия до нашей эры сложилась схема прямоугольного храма с главным помещением вытянутой в плане формы, в котором находились алтарь и жертвенник, и с двумя рядами меньших помещений по его сторонам; разработанный по этой схеме тип храма оказался чрезвычайно устойчивым и применялся в различных вариантах в течение тысячелетий. В наиболее ранних сооружениях этого рода (Гавра XIX и XVIII) наружный объем храма еще не дифференцирован: ясно только, что вход был на короткой стороне, и святилище имело продольную направленность. В дальней­шем, с выделением храма в отдельное здание, вход обычно устраивался в глубокой нише (айване) между массивными боковыми вы­ступами.

Храмы Двуречья обычно строились из плоских сырцовых кирпичей прямоугольной формы на глиняном растворе. Размеры кирпичей увеличивались с совер­шенствованием техники изготовления. Кирпичи позволяли создать перевязку в чередующихся рядах кладки и образовать на_поверхности стен сложную систему ниш и выступов. Двойные и даже тройные выступы, да еще сгруппированные попарно, создают сложный ритм обработки стены на фасадах и в интерь­ере. Снаружи стены были покрыты белым из­вестковым раствором, а в интерьере – окра­шены в ярко-красный цвет.

Примером могут служить храмы Эриду . Шестнадцать храмов были здесь последовательно на одном и том же месте. Первые храмы были подняты на платформу, чтобы защитить их от болотной сырости и паводков. Каждое последующее зда­ние строилось на засыпанных развалинах пре­дыдущего. К концу IV тысячелетия храмовая платформа выросла в монументальное двухъ­ярусное подножие длиной 65 м (рис. 5.7).

Так зародилась и развилась характерная для архи­тектуры Месопотамии храмовая башня – зиккурат (что означает по-аккадски «вершина»). Первоначально все храмы строились, по-види­мому, на высоких платформах, что отразилось в Шумерском обозначении всякого храма – э-кур (буквально «дом горы»). Позднее зиккурат воздвигался только при храме глав­ного бога данного города.

Рис. 5.7. Храм VII в Эриду (III тыс. до н. э.). Реконструкция


Рис. 5.8. Пэтэси (правитель) Лагаша Гудеа (XXIII в. до н. э.)

Существование в странах Двуречья «поголов­ного рабства» обусловило появление идеи все­общей иерархической зависимости. Чиновники считались теперь «рабами» правителей, правители (энси, пэтэси ) – «раба­ми» царей, а сами цари считали себя «рабами» богов. Это мировоззрение ярко отра­жено в мифах, переносивших земные отноше­ния на небо: люди созданы, чтобы принять «иго труда на богов», а их вожди – чтобы строить и обновлять храмы. Основатель III ди­настии Ура, знаменитый государь-строитель Урнамму, изображен шествующим за богом Сином и несущим на плече измерительный шнур, наугольник и строительный молоток. Пэтэси (правитель) Лагаша Гудеа показан сидящим с чер­тежом здания и с масштабной линейкой на коленях (рис. 5.8). Это изображение разъясняет процесс проектирования. На чертежах планов этого времени соотношение размеров помещений не соблюдалось и было выражено лишь цифрами. Измерительная линейка Гудеа разделена на 16 частей; на одной стороне эти части разби­ты на 2, 3, 4 и 6 долей, а на другой – на 12 и 13.

Уже в древнейшую эпоху, в связи с образованием государств, на территории Двуречья обособляется сословие жрецов. Эти люди обычно происходили из богатых семей. Должность жреца передавалась по наследству. Основным требованием к соискателю было отсутствие физических недостатков.

Среди жрецов было много ученых людей. Они обладали астрономическими познаниями, необходимыми для правильной организации ирригационных и сельскохозяйственных работ. По свидетельству античных авторов, в Вавилоне, Борсиппе, Сиппаре и Уруке существовали крупные астрономические школы, слава о которых выходила далеко за пределы Двуречья. Каждая из них разработала свою систему астрономических вычислений и имела своих приверженцев.

Чтобы следить за сезонными разливами рек, необходимо было вести систематические наблюдения за перемещениями небесных светил – Солнца, Луны, звезд и планет. Поэтому в странах Двуречья очень рано появилась астрономия и сопутствующая ей астрология (наука предсказаний по «узорам Небесного Зонта»). С их помощью создавались звездные календари и гороскопы. Жители Двуречья поклонялись астральным божествам, в роли которых выступали различные небесные тела (саббеизм). Поэтому, размещая свои города и храмы в природном окружении, жрецы-зодчие стремились с помощью рукотворных творений начертать на земле карту ночного неба.

Евфрат при этом отождествлялся с Млечным Путем, Солнце и Луна – с крупными столичными городами, зодиакальные созвездия – с мифологическими чудовищами (дикими псами, человеко-быками, змеями, грифонами, людьми-скорпионами, рыбо-людьми и т. д.). Все эти образы легли в основу монументально-декоративного искусства Двуречья.

Наблюдения за звездным небом («полым полушарием из драгоценных камней») жрецы вели с крыш своих храмов или с вершин кирпичных башнеобразных построек – зиккуратов.

Для этого природа Двуречья создала прекрасные условия. Приведем свидетельство известного археолога В.И. Гуляева: «К вечеру воздух остывает и становится прозрачнее. И сразу же все вокруг приобретает привычные живые цвета. Над головой будто раскрывается сказочный небесный купол. Иногда на нем видны легкие перья облаков, подсвеченные снизу и окрашенные в теплые розовато-желтые цвета. А часов в шесть с небольшим багряный диск солнца мгновенно скатывается вниз и исчезает за гребнем гор, словно его дернул за веревочку невидимый великан. Приходят сумерки и долгожданная прохлада. Еще через 10-15 минут наступает чернильной густоты темень. Затем одна за другой зажигаются в небе звезды, выплывает серебристая луна, и ожившая степь сбрасывает с себя остатки знойной дневной одури. Надо сказать, что небо здесь черное-пречерное, словно бархат, а звезды – необычайно крупные и яркие. Ими можно любоваться часами. Серебристая пыль Млечного Пути, яркие гроздья Ориона, Большой и Малой Медведицы…» .

Первые храмы строили на высоких кирпичных платформах, чтобы защитить их от наводнений. Высота платформ достигала 6-15 метров. Они строились из сырцового кирпича и оснащались целой системой дренажных каналов. Традицию размещения святилищ на вершинах гор и холмов также связывают с тем, что первопоселенцы пришли в свое время на равнину с Иранского нагорья, где устраивали культовые постройки на возвышенностях. Примером тому может служить Овальный храм в Хафадже (нач. III тыс.– XXII в. до н. э.) (рис. 5.9).

Рис. 5.9. Овальный храм в Хафадже (нач. III тыс.– XXII в. до н. э.)

Рис. 5.10. Белый храм в г. Уруке (XIX в. до н. э.). Платформа.

К третьему тысячелетию до н. э. постепенно сложился классический тип месопотамского храма. Он имел две части – «нижний» и «верхний» храмы. В «нижнем» храме происходили культовые церемонии и обряда. В «верхнем», стоявшем на вершине кирпичной башни (зиккурата), жило божество-покровитель города. На башню вела лестница. По ней поднимались наверх жрецы из «нижнего» храма или спускалось из «верхнего» храма в «нижний» божество, чтобы воплотиться в свою статую, стоявшую в «нижнем» храме. Примером может служить так называемый Белый храм в г. Уруке (XIXв. до н. э.)(рис. 5.10, рис. 5.11).

Рис. 5.11. Белый храм в г. Уруке (XIX в. до н. э.). Святилище. Реконструкция

Зиккурат представлял собою местный вариант модели Вселенной. В странах Двуречья количество ярусов в зиккурате не превышало четырех (вместе с храмом).

Нижний ярус, покрытый черным асфальтом, был посвящен Эа – «владыке низа», богу подземного царства и океанских вод . В период разливов рек этот ярус частично скрывался под водой – Эа как бы вступал в свое владение. После спада воды из толщи яруса еще долго через дренажные отверстия вытекала наружу по лоткам влага – олицетворение речных вод.

Второй ярус, облицованный красным обожженным кирпичом, символизировал Землю, владение бога Энлиля, «владыки всех стран». Обычно на этом ярусе росли деревья («висячие сады»).

Третий ярус, побеленный известью, посвящался богу «раскаленного воздуха» и небес Ану – старейшему из шумерских богов.

Облицованный голубой керамической плиткой храм считался жилищем божества. Его венчали большие позолоченные рога – Корона Ану.

Наиболее известен Э-теменнигуру зиккурат бога Нанны (Наннара) в Уре (2118-2007 гг. до н. э.) . Это и есть знаменитый зиккурат Ур-Намму – массивный постамент для главного храма города, построенного в честь бога Луны Нанны. Раскопанный и, тщательно отреставрированный англичанами в 20-е годы, он разительно отличается от других малоприметных руин Ура совершенством пропорций и степенью сохранности(рис. 5.12).

Зиккурат возведен из сырцового кирпича и покрыт сверху почти трехметровым «панцирем» из обожженного кирпича, скрепленного раствором битума. Его осно­вание – 60 на 45 метров. Прежде он состо­ял, по меньшей мере, из трех ярусов или этажей, но в настоящее время уцелел лишь первый этаж и часть второго. Эта внуши­тельная глиняная масса создает впечатление легкости и изящества благодаря своим совершенным пропорциям и слегка закругленным линиям. Долгое время считалось, что подобный прием изобрели греки при строительстве знаменитого Парфенона. В действительности же, как мы видим,этослучилось почти на две тысячи лет раньше. На свободной площади ступеней-террас зиккурата когда-то росли деревья.

Рис. 5.12. Зиккурат Нанны в г. Уре. Современное состояние

Для этого наверх принесли слой пло­дородной земли и сделали специальные водоотводные сооружения для полива растительности дождевой водой. Зеленая гора знккурата, высоко вздымавшаяся над зуб­цами городских стен, была видна издалека, четко выделяясь на желто-сером фоне унылой Месопотамской равнины. Зиккурат Ур-Намму – одиниз немногих уцелевших до наших дней прямых свидетелей далекого прошлого. Все яростные вихри истории оставили на нем свой приметный след. Все правители Ура внесли посильную лепту в его сооружение и отделку. Чтобы документально увековечить свой строительный пыл, каждый царь спешил замуровать в толще стен ступенчатой башни клинописную табличку или цилиндр с перечнем своих заслуг перед потомками:

«Во славу владыки своего Нанна, славнейшего из сыновей Энлиля, могучий муж Ур-Намму, правитель Урука, царь Ура, царь Шумера и Аккада, воздвиг Этеменигуру возлюбленный им храм» (рис. 5.13).

Рис. 5.13. Зиккурат Нанны в г. Уре. Варианты реконструкции

Мощный взлет лестниц подчеркивает нерасчлененность самого массива, выявляя огромный масштаб и мрачное величие зиккурата. На нижний ярус можно было пройти по трем пологим лестницам. Затем процессия жрецов двигалась по крытым переходам в «верхний» храм. Её внезапное исчезновение воспринималось снизу подлинным чудом.

По всей видимости, главный фасад Э-теменнигуру был нацелен на точку восхода «высокой» Луны. Не случайно на глиняных конусах. Найденных в толще башни, было написано: «Во славу царственного Нанна, сияющего с ясных небес, я, Вардасин, благочестивый правитель, воздвиг сей храм. Построил я для бога дом его, радость сердца Э-теменнигур. Чудо и украшение земли, да стоит он вечно!…» (рис. 5.14).

Рис. 5.14. Зиккурат Нанны в Уре. Реконструкция по Л. Вулли

Жрецы бога Нанны в конце месяца нисан (21 марта) стояли на вершине зиккурата и смотрели на запад. В этот день ожидался одновременный восход «новорожденной» Луны (Нанны или Сина) и его супруги Иштар (Венеры). Появление этих светил на небосклоне («священный брак») совпадало по времени с началом разлива Тигра. А через 15 дней, в период «полной» Луны («Нанны, набравшего силу») начинался разлив Евфрата. Чтобы обеспечить земле плодородие, царь со своей супругой или верховный жрец бога Луны с рабыней, одетой в костюм богини Иштар, совершали обряд «священного брака» внутри храма. Этим событием в Уре начиналось празднование Нового года.

Особенностью месопотамских зиккуратов является визуальное искривление поверхности их стен. Они имеют легкий выгиб (энтазис) в центральной части стены. Вполне возможно, что он получился за счет общего «расползания» кирпичной массы под собственной тяжестью. Но благодаря этой особенности зритель, стоящий на углу башни, не может увидеть соседний угол – здание кажется значительно больше своих истинных размеров: «Обмеры позволили установить отклонения и неправильности, свойственные формам сооружения, которых археологи первоначально не могли объяснить. Стены отдельных ярусов (зиккурата) были не вертикальными, а несколько скошенными, подобно средневековым крепостным стенам. Более того, они не образовывали прямых линий, а выгибались горизонтальной дугой к центру. Рисуночная реконструкция пирамиды прояснила смысл этих таинственных погрешностей. Сооружение, состоящее из прямоугольных, этажами поставленных друг на друга шестигранников, создавало бы впечатление громадной и бездушной глыбы. По наклонным и вогнутым плоскостям облицовки взгляд зрителя мог свободно скользить к вершине, чтобы остановиться на храме – главном архитектурном и логическом центре всего сооружения. Стало совершенно ясно, что шумерские архитекторы были не только замечательными строителями, но и чуткими художниками, которые хорошо знали тайны композиции грандиозных сооружений. С достойным восхищения мастерством они сумели соединить в них монументальную силу с легкостью и гармонией…» (рис. 5.15).

Рис. 5.15. Фрагмент стены зиккурата бога Нанны в Уре. Лопатки-контрфорсы.

Не исключено, что зиккураты выполняли вполне конкретные, «приземленные» задачи. Они служили монументальными календарями, позволяющими с той или иной степенью точности вести счет времени.

Необходимо напомнить, что календарный год в странах Двуречья делился на три периода – «Разлив», «Посев» и «Жатва». Каждый из этих периодов включал примерно по четыре месяца (в современном летоисчислении). Скорее всего, три ступени Э-теменнигуру олицетворяли именно эти времена года.

«Разлив» (~ март – июнь) – время, когда в Месопотамии владычествует бог Эа. Своей максимальной отметки разлив достигает в начале мая, уровень воды поднимается в среднем на 3 метра. Поэтому нижний черный ярус зиккурата, обмазанный асфальтом в целях гидроизоляции, был посвящен водному богу. В период речных разливов, когда бурлящая вода подступала к подножию башни (а изредка затопляла ее полностью), горожане, заполнявшие верхние террасы, могли воочию убедиться в могуществе Эа, посетившего свои владения.

Отмечено, что поверхность стены была испещрена небольшими квадратными отверстиями. Это выходы дренажных каналов, через которые из толщи кладки удалялась лишняя влага. Внутрь каналов помещали глиняные черепки. С поверхности кровли и террас дождевая вода удалялась через специальные «фартуки» (водосливы) – кирпичные желоба со свинцовыми лотками, устроенные между спаренными пилястрами. С помощью этих приспособлений удалялась не только дождевая влага, но и вода, которой поливали «висячие сады» на ярусах зиккурата (рис. 5.16).

Рис. 5.16. Дренажные отверстия на поверхности нижнего яруса зиккурата

«Посев» (июль-октябрь) – время Энлиля, покровителя земного плодородия. В этот период осуществлялся посев ячменя – основной зерновой культуры Двуречья.

«Жатва» (ноябрь-февраль) – период полного господства бога раскаленного воздуха Ану. Праздник этого бога отмечался в январе-феврале, а «праздник серпов», завершающий сбор последнего урожая, – уже в конце марта. Основные даты взяты из книги известного востоковеда И.М. Дьяконова «Люди города Ура» .

С нашей точки зрения, три яруса Э-теменнигуру символизировали упомянутые выше сельскохозяйственные сезоны. Каждая из граней в ярусах обозначали тот или иной месяц. В свою очередь, они членились плоскими лопатками, по семь на каждой грани. Вероятно, жрецы храма Луны с определенным временным интервалом передвигали от одной лопатки к другой сверкающее на солнце изображение бога Сина (Нанны). Это мог быть огромный серебряный шар или антропоморфная скульптура, видимая из любой точки города. По его положению на парапете зиккурата горожане могли судить о календарной дате. В течение года этот фетиш постепенно огибал все ярусы башни и устанавливался на крыше верхнего храма между позолоченными рогами. Это происходило в канун месяца Нисану (Nisanu) и знаменовало начало очередного лунного года.

Первые земледельческие поселения в Двуречье появились в Xviii - XV веках. Первоначально жители этих мест строили маленькие прямоугольные дома и святилища из кирпича - сырца. Этот строительный материал стал на многие столетия главным материалом для городов месопотамии. Из глины жители Двуречья строили и свои храмы. Храм, сооруженный из кирпича - сырца, возвышался в центре любого шумерского города. Вокруг него располагались хижины жителей, а все поселение ограждала крепостная стена.

Шумерские храмы возводились на каменных платформах, превратившихся впоследствии в высокие ступенчатые храмовые башни - зиккураты. Зиккурат - это высокая башня, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме уступ за уступом. Зиккураты строились в три - четыре уступа, а то и больше - до семи. Это чередование часто подчеркивалось еще и раскраской: так, за уступом, окрашенным в черный цвет, следовал другой, естественного кирпичного цвета, а за ним - побеленный. Озеленение террас, наряду с раскраской, придавало яркость и живописность всему сооружению. Верхняя башня, к которой вела широкая лестница, была иногда увенчана сверкающим на солнце золоченым куполом.


Зиккураты выглядят как лестница, ведущая в небо. При этом их восхождение постепенное, мерное. Этим они резко отличаются от стремительно взлетающих в небесную высь египетских пирамид.


В верхней части зиккурата, наружные стены которой иногда покрывались голубым глазурованным кирпичом, находилось святилище. Туда не допускался народ, и там не было ничего, кроме ложа и иногда золоченого стола: святилище было "Жилищем Бога", который почивал в нем по ночам, иногда - в обществе целомудренной женщины. Ночью жрецы поднимались на вершину зиккурата для астрономических наблюдений, часто связанных с календарными сроками сельскохозяйственных работ. Считается, что знаки зодиака, астрология, названия многих созвездий - все это берет свое начало отсюда, с вершин шумерских зиккуратов.


Одним из самых известных и больших зиккуратов месопотамии, дошедших до наших дней, является зиккурат в уре - древнем городе, известном как "Ур Халдеев", или " Ур халдейский". По преданию, уроженцем ура был легендарный библейский праотец Авраам. Этот шумерский город стал играть важную роль в III тысячелетии до н. э.

Пик могущества ура приходится на 2112-2015 года до н. э., когда городом правили цари III династии. Основатель этой династии царь урнамму как великий строитель прославился. Он делал все возможное, чтобы дворцы и храмы обрели облик, соответствующий могуществу и величию города.

Покровителем ура был бог луны нанна (вавилоняне называли его Сином. В его честь царь урнамму на рубеже Xxii - XXI веков до н. э. построил знаменитый зиккурат, по своим размерам мало отличавшийся от знаменитой вавилонской башни.

Трехступенчатый зиккурат в уре сохранился до наших дней лучше других подобных сооружений в Двуречье. Его огромный холм впервые был исследован в середине XIX века английским консулом в Басре Д. Е. Тейлором. В кирпичной кладке по углам башенной площадки Тейлор нашел цилиндры из обожженной глины с клинописными надписями, рассказывающими об истории этого сооружения. Эти тексты относились к временам правления набонида, последнего царя Вавилона (550-е гг. до н. э. . они повествовали о том, что башня, заложенная царем урнамму и его сыном шульги, осталась недостроенной. Ни один из последующих царей не довел дело до конца, и лишь набонид восстановил зиккурат и завершил его сооружение.

К 1933 году археологам удалось создать окончательный вариант реконструкции зиккурата. По форме он собой трехступенчатую пирамиду представлял. Основа его была сложена из кирпича - сырца (внутри кладки, по-видимому, остались развалины более древнего зиккурата времен I династии царей ура. Снаружи здание было облицовано обожженным кирпичом, скрепленным битумным раствором. Сохранившаяся облицовка достигает толщины 2, 5 м. нижний ярус имеет в основании размеры 60 x 45 м и достигает 15 м в высоту. На него опирались верхние ярусы, каждый из которых был меньше нижнего, так что они стояли как бы на обширных террасах с более широкими проходами вдоль продольных стен и более узкими вдоль поперечных. На верхнем ярусе был расположен небольшой храм с алтарем бога луны нанна, во имя которого и было воздвигнуто это огромное сооружение.

На вершину зиккурата с восточной стороны вели три широкие и длинные лестницы в сто ступеней каждая, по которым во время религиозных празднеств двигались ритуальные процессии. Одна лестница была расположена под прямым углом к зданию, а две другие шли вдоль стен. Боковые лестницы позволяли спуститься на все террасы в обе стороны от главной. Террасы зиккурата имели разные цвета: нижняя - черный, средняя - красный, а верхняя - белый. В углах, образованных лестницами, стояли массивные башни с плоскими кровлями.

Когда археологи начали составлять план и измерять стены зиккурата, неожиданно оказалось, что измерения почему-то не совпадают. Лишь впоследствии обнаружилось, что во всем здании нет ни одной прямой линии! То, что ученые первоначально приняли за прямые, были в действительности тщательно рассчитанные кривые. Стены были не просто наклонены внутрь: вся линия от вершины до земли была слегка выпуклой. И линия от угла к углу в плане тоже заметно выдается вперед, так что если смотреть вдоль стены, видишь не дальше ее середины. Древний зодчий воспользовался законом оптической иллюзии, который много столетий спустя с блеском применили греческие строители афинского Парфенона. Искривления очень незначительны, почти незаметны, но в то же время вполне достаточны, чтобы создать впечатление мощи там, где прямая линия по контрасту с массой всего здания казалась бы слабой и даже неровной. Знание подобных тонкостей о высоком искусстве шумерских строителей свидетельствует.

И в самом деле, зиккурат в уре - настоящий архитектурный шедевр! Насколько проще было бы поставить друг на друга кирпичные прямоугольники, но тогда здание выглядело бы уродливым и неустойчивым. Вместо этого строители тщательно рассчитали высоту различных этажей и придали стенам такой наклон, чтобы взгляд сразу обращался вверх и к центру сооружения. Более острые линии тройной лестницы подчеркивают наклон стен и, пересекая горизонтальные плоскости террас, привлекают внимание к расположенному на вершине храму - фокусу всего здания.

В кирпичной кладке стен устроены высокие и узкие прорези. Они расположены в несколько рядов на равных расстояниях друг от друга. Прорези уходят глубоко в толщу стен, сложенных из кирпича - сырца. Снаружи, там, где они идут через облицовку из обожженного кирпича, прорези ничем не заполнены, а глубже засыпаны глиняными черепками. Это дренажные отверстия, предназначенные для осушения внутренней части сооружения. Но каким образом сырость проникала в основу здания? Во время его постройки? Конечно, в глиняном растворе, на котором укладывали кирпич - сырец, было достаточно влаги, однако во время работ из-за огромной площади строительства она должна была испариться: к тому времени, когда строители начинали укладывать следующий слой кирпичей, предыдущий полностью высыхал. Кроме того, террасы были в несколько слоев вымощены обожженным кирпичом на битумном растворе. Вода никак не могла просочиться сквозь нее и повредить нижнюю кладку. Так что осушительные отверстия явно лишними были. Зачем же они были нужны?

Изучая руины зиккурата, археологи обратили внимание на то, что на каждом краю башни в кирпичной кладке одного из контрфорсов имелся глубокий паз, начинающийся вверху и заканчивающийся у самой земли особым устройством, которое в строительной технике называется "Фартук". Он представляет собой кирпичный откос, покрытый для водонепроницаемости битумом и рассчитанный таким образом, чтобы падающая сверху вода бесшумно и без брызг стекала вниз. Следовательно, на террасе была вода! Но откуда?

У входа в одну из комнат, расположенных у задней стены башни, ученые нашли большую диоритовую плиту с надписью времен царя набонида. В ней сообщалось, что царь восстановил здание и очистил "Гигпарку" от завала ветвей. "Гигпарку" представлял собой часть храмового ансамбля, посвященного богине луны. Он располагался у юго-восточной стены зиккурата. Каким же образом это здание заваленным ветвями оказалось? Деревья могли расти и в самом гигпарку, но поскольку бульшая часть здания была крытой, это мало вероятно. Единственным местом, откуда ветви могли сюда падать, остается зиккурат.

Этим и объясняется необходимость дренажных отверстий. Террасы ступенчатой башни царя урнамму не были покрыты кирпичной кладкой - на них лежала земля, на которой росли деревья. Вот откуда родилась идея знаменитых "Висячих Садов" Вавилона! Длинные водостоки в контрфорсах предназначались для отвода дождевых потоков, но одновременно они могли служить и для орошения террас. Именно вследствие необходимости орошения в основу здания проникала влага, и ее удаляли через дренажные отверстия. Вода, которой поливали деревья, просачивалась сквозь почву, увлажняла необожженные кирпичи, и если бы влагу не отводили, она могла бы серьезно угрожать всему зданию.

Лишь в том случае, если представить себе эти террасы, сплошь поросшие деревьями, эти зеленые висячие сады, то тогда мы ясно поймем, откуда происходит первоначальное представление о зиккурате как о горе бога. Наклонные стены террас вздымались подобно склонам поросшей лесом скалы.

Общая высота "Горы Бога", на вершине которой стоял храм нанна, превышала 53 м. во времена царя набонида зиккурат был перестроен, вместо трех - он стал семиярусным и очень походил на описанную Геродотом вавилонскую башню того же периода. Однако она до наших дней не сохранилась, так что сегодня, чтобы ее представить, достаточно вспомнить облик зиккурата в уре. Несмотря на то что зиккурат осыпался и пострадал от времени, его высокий холм и сегодня производит огромное впечатление на туристов.

  • ДАТА 2125-2025 годы до н. э.
  • ПЕРИОД Шумерский
  • МАТЕРИАЛ Глиняный кирпич
  • ПОСТРОЕН по приказу правителя Ур-Намму
  • Зиккураты напоминают библейскую историю о Вавилонской башне, они расположены на всей территории Ирака

Более 5000 лет назад на плодородной равнине между реками Тигр и Евфрат жила цивилизация, которая совершила незаурядные и решающие для истории открытия – там изобрели письменность и колесо, заложили основы права, медицины, астрономии и архитектуры, построили первые города.

Цивилизация была создана шумерами из Месопотамии, впечатляющие остатки их городов-государств сохранились до наших дней. Их можно увидеть на территории современного Ирака.

От первой городской цивилизации осталось немногое, но лучше всего, наверное, сохранился частично восстановленный большой зиккурат в древнем городе Ур. Это храм, посвященный богу луны Нанне, а построили его между 2125 и 2025 годами до н. э. по приказу правителя Ур-Намму – реформатора, законодателя и архитектора. В каждом городе было несколько храмов, но самым главным считался тот, что посвящен богу-покровителю города и соединяет небо и землю. Там был духовный, экономический, административный и политический центр города, а вокруг располагались другие храмы и дворцы.

Священная гора

Сначала главный храм строили на возвышении, куда вел широкий пандус. Со временем поверх одного возвышения надстраивали другие, и получались ступенчатые башни, которые назывались зиккураты, или «священные горы». Большой зиккурат в Уре – трехъярусный. Хотя до наших дней дошел лишь первый ярус, строение все равно поразительно.

В высоту зиккурат достигал примерно 21 метра, размеры его прямоугольного основания – 60 на 45 метров. По трем огромным лестницам люди поднимались на широкую площадку, откуда наверх, к храму, могли пройти только несколько избранных – в том числе правитель, он же жрец и посредник между шумерским народом и бесчисленными богами.

Храм – самое главное место в зиккурате, там проходили службы, посвященные Нанне, приносились дары и человеческие жертвы. Мы можем только воображать, каким был этот храм, ведь его больше не существует. Сэр Леонард Вули, английский археолог, который в 1920-е годы проводил раскопки зиккурата, предложил реконструкцию трех ярусов. Эта реконструкция точнее всего передает то, что собой представляло это сооружение.

В отличие от великих египетских пирамид, все зиккураты строили не рабы, а шумерские крестьяне. Они работали на стройках между посевным сезоном и сбором урожая.

Громадное основание зиккурата сложено из миллионов глиняных кирпичей, глина была самым распространенным строительным материалом в этих землях. Высушенные на солнце кирпичи были крепкими, но пористыми, поэтому поверх них положили толстый слой (2,5 м) более прочных кирпичей, обожженных в печи – это обеспечивало защиту от воды. Затем все это покрыли глазурованной терракотовой плиткой.

Зиккурат и главные общественные здания вокруг него считались в У ре закрытой территорией, вокруг стояли двойные стены. За стенами, рядом, стояла большая гробница, которую сейчас называют «Царской гробницей» – там нашли 1840 захоронений с поразительно богатыми посмертными дарами (оружием, сосудами с золотом и серебром, предметами, украшенными ракушками и ляпис-лазурью) и останками жертв-рабов.

Как и другие города шумеров на песчаных равнинах Месопотамии, он стоял на высокой земляной насыпи, за хорошо укрепленной стеной, которую одолел бы не всякий враг. Стены и города уже нет, все вокруг изменилось, река сменила свое русло, но остатки огромного зиккурата до сих пор удивляют нас мощью месопотамской цивилизации.

Месопотамия, шумеры – именно с этих слов обычно начинается история. Ведь именно там зародилась первая цивилизация, первая письменность и первые города. Месопотамия в переводе с греческого «междуречье», территория между реками Тигр и Евфрат.

С конца 4-го тысячелетия до н.э. там уже жили шумеры. Жители были земледельцами, которые соорудили на полях ирригационную систему, изобрели гончарный круг и повозку на колесах.

Конструкция колеса из 3-х частей

Глиняная статуэтка колесницы, найденная в захоронениях

Выглядело это всё примерно так.

Шумеры работали, трудились, временами воевали с соседями, в общем как и все. И со временем появился переизбыток продовольствия и часть людей взяли на себя другие обязательства, такие как ремесло и торговля. Возникла городская цивилизация, стало проявляться классовое общество. Возникли такие города как Ур, Лагаш, Киш и Урук.

У шумеров было многобожие и боги воплощали суровые силы природы. В каждом городе был свой главный бог, которому посвящали строительство храма и обращались за поддержкой. Шумеры считали, что молиться богам нужно не переставая, поэтому храмы украшались молящимися фигурами.

Львиноголовый орел. Ур. Ок. 2500 до н.э. Лазурь, золото, битум, медь. В мифологии древнего Шумера орел с головой льва был символом бога Нингирсу.

На территории двуречья были постоянные затопления, поэтому было целесообразно все важные постройки делать на возвышениях. Также на месте старого храма возводили новый храм, поэтому он со временем становился выше и находился на платформе. Но здесь еще есть и психологический эффект. Храм и дворец возвышались над городом, так же как цари и жрецы. И это к тому же еще олицетворяло связь неба и земли. Да и наблюдать за городом с высоты гораздо удобнее. Цари располагались на территории храмового комплекса.

В этот период также появляется монументальная архитектура, храмы украшались пестрой мозаикой, вставленных в сырцовую стену здания. Из наиболее известных и сохранившихся построек известен Зиккурат в Уре.

Выглядел он как-то так.

Он служил не только храмом, но и общественным учреждением и царским дворцом. Как и все важные постройки в Месопотамии Зиккурат возвышается над землей на платформе.

То, что есть сейчас. Находится в Ираке.

К центральному входу ведут 3 лестницы.

Чтоб сооружение не выглядело как большая каменная глыба, были сделаны прямоугольные ниши в стенах.


При подъёме по лестнице человек попадает сначала на площадку, которую использовали жрецы для наблюдений за звездами, а цари для наблюдений за городом. Далее лестница вела в сам храм.

Зиккурат был облицован обожженным кирпичом.

Внутренние помещения и конструкции.

План города Ур

Также весьма известен Зиккурат в Чога-Замбиль. Находится в Иране.

Боги требовали подношений и для того, чтобы определить персональные подношения стали применять печати – цилиндры с миниатюрными рельефами. На печати писали имена владельцев, либо изображали их самих. Так сказать появились первые личные подписи. Они прокатывали цилиндр по сырой глине и на ней отпечатывалось имя. Таким способом подписывали налоговые подношения. Именно это впоследствии способствовало развитию письменности.

Первая письменность шумеров была пиктографической – т.е. знаки изображали предметы окружающего мира. Через некоторое время знаки стали упрощаться и стали более условными. Росла численность населения, увеличивалось продовольствие и возникла торговля с соседними территориями. Для точного подсчета ввели систему записи и фиксации всех сделок. Записи делались клинком по сырой глиняной табличке. Отсюда название «клинопись».

Призма. Около 710 г. до н.э. Из простых пиктограмм клинопись превратилась в сложное абстрактное письмо.

Читать и писать могли только избранные. Это еще больше расслоило людей на классы. Также в месопотамии была изобретена шестидесятиричная система счета. Развилась астрономия. В классовом обществе появились военные, жрецы и цари. На время войны во главе армии ставили лугаля – «большого человека». Лугали подолгу оставались у власти и в мирное время, потом и вовсе стали передавать власть по наследству. Так возникли царские династии.

Шумеры изготавливали различные ритуальные предметы, на которых изображали сцены сражений и пиров. Распространены были и музыкальные инструменты, отделка которых была выполнена из золота и драгоценных камней, которых в Месопотамии не было. Это еще одно свидетельство торговых связей с соседними поселениями. Все эти предметы также указывают на высокий уровень мастерства.

Шлем. 2450 г. до н.э. Золото. Принадлежало предположительно Мескаламдуг. Очень много изящных стилизованных элементов

Тоже весьма тонкая и изящная работа.

Музыкальный инструмент. Украшен золотой головой быка с синей бородой из лазурита.

Но около 2300 г. до н.э. Саргон, правитель Аккада, города на севере Шумера, где жили семитские племена, нанес поражение шумерскому царю Лугальзагеси и завоевал все города Междуречья. Система «город-государство» рухнула, начала формироваться империя.

Голова аккадского правителя. Предположительно Саргон или кто-то из его наследников. Около 2350 г. до н.э.

Изменения коснулись и искусства. Победная стелла Нарам-Суэна, внука Саргона. На ней фигура правителя наделена атрибутами божественности: на голове рогатая тиара, над ним сияют солнца и луна, под его ногами побежденные враги.

О высоком уровне художественной культуры свидетельствуют монументальные скульптуры. Правитель Гудеа запечатлен в таких скульптурах. Эти статуи были предназначены для храмов города.

В 2132 г. до н.э. с территории Двуречья были изгнаны племена гутиев и власть перешла к городу Ур, где сформировалось Шумеро-Аккадское государство.

Знаменитые крылатые быки и крылатые львы. Здесь шумеры соединяли силу животного и разум человека. Заметьте, что у фигур 5 ног, это делалось для того, чтобы воспринималось спереди как стоящую и сбоку как идущую фигуру.

Но со временем Ур пришел к упадку и амориты, смешавшиеся с местным населением, создали новое царство со столицей в Вавилоне, прежде небольшим городком. Этот город стал культурным центром.

Шестым царем этой новой династии был знаменитый Хаммурапи. Он известен своим сводом законов, который укрепил авторитет царя. На стеле «Кодекса Хаммурапи» есть изображение царя, которому бог вручает атрибуты царской власти. После смерти Хаммурапи его царство распалось.

Если бы Вавилонская башня была бы не легендой, а сохранилась до наших дней, то она, вероятно, напоминала бы зиккурат в Уре. Это храмовое сооружение является самым ярким на сегодняшний день образцом древних башен-храмов, которые строили в долине Междуречья тысячи лет назад. И скорее всего, именно это сооружение, по мнению некоторых ученых-библеистов, и стало прообразом знаменитой библейской башни.

Зиккурат – самое величественное сооружение, оставшееся от древнего шумерского города-государства Ур, располагавшегося на землях нынешнего Ирака. Он был построен во время правления Третьей царской династии примерно за 2047 лет до н.э.

Сооружение представляет собой кирпичную башню-пирамиду, составленную из трех блоков-этажей, общей высотой около 30 метров, длиной 64 метра, а шириной 46. Наверх прежде вели три лестницы. В наши дни Саддам Хусейн, прежний правитель Ирака, затеял масштабную реконструкцию памятника, воссоздав монументальную лестницу и фасады здания, что вызвало неоднозначную реакцию в ученых кругах.

Просмотров