Откровения сестры муслима магомаева татьяны зайцевой. Племянник Муслима Магомаева: «Я бы никогда не попросил дядю замолвить за меня словечко у Пугачевой – После того конфликта вы с Максимом потом общались

Лет тридцать назад ко мне на эстраду в ресторане "69 параллель" поднялся какой-то подвыпивший мужчина и бойко заявил: "Я на ящик коньяка поспорил с соседом по столику, что вы брат знаменитого Муслима Магомаева!" - с грустной улыбкой вспоминает Юрий Магомаев.

В молодости мурманского музыканта подобные беспардонные расспросы донельзя раздражали, особенно когда в душу пыталась ступить нога незнакомого человека. Вот и в тот раз клавишник и певец ответил назойливому меломану коротко и ясно:

Вы проспорили соседу ящик коньяка...

И только самые близкие друзья знали, что мурманчанин Юрий Магомаев не только родственник великого певца Советского Союза, но и его родной, вернее, как в старину говорили - едино-утробный, брат по матери.

Простая история

Мама с детства воспитывала меня с сестрой в скромности. Я ведь даже в мурманских средней школе № 35 и в музыкальной школе № 1 значился в классных журналах под нейтральной фамилией Кинжалов. И только когда получил в шестнадцать лет паспорт, открылась моя настоящая фамилия. В Мурманское музучилище я поступал уже Магомаевым.

История семьи Магомаевых проста и горька, как история многих семей в сороковые-роковые. Девушка Айшет вышла замуж в Баку за театрального художника Магомета Магомаева буквально накануне войны. В 1942 году родился мальчик Муслим, а отец ушел на фронт и погиб в бою за несколько дней до Победы в 45-м.

Айшет Ахмедовна, сталинский стипендиат ГИТИСа, в полной мере вкусила прелести кочевой жизни провинциальной актрисы. Театры в Вышнем Волочке, Твери, Усть-Каменогорске, Чимкенте, Улан-Удэ.

Время доказало, что мама поступила мудро, не таская Муслима за собой по гастролям. Он проявлял большие способности к музыке, а получить с детства полноценное музыкальное образование он мог только в родном Баку. Поэтому и решили, что жить он будет в семье родного брата погибшего отца, хотя мама однажды не выдержала и увезла мальчика с собой в Тверь, - рассказывает Юрий.

Но жизнь есть жизнь. Через десяток лет после смерти мужа Айшет Ахмедовна познакомилась в Улан-Удэ с коллегой по сцене Леонтием Кавкой. Здесь и родился в 1958 году Юрий.

У меня ведь в свидетельстве о рождении в графе "отец" стоял прочерк, - философски вздыхает Юрий Леонтьевич. - Советская власть не признавала гражданских браков, хотя мы всю жизнь прожили одной семьей.

Родителей великолепный клавишник похоронил уже за полярным кругом - двадцать лет назад отца, актера Мурманского драмтеатра, а в 2003 году и маму, вышедшую на пенсию актрису нашего же областного.

Былое "Созвездие"

В областную драму маму пригласили служить в актерском составе в 1971 году. Тринадцатилетний Юрий после среднеазиатского Чимкента словно попал на другую холодную планету. Но планета оказалась населена хорошими людьми, особенно музыкантами.

Еще будучи студентом нашего музучилища, сначала по классу фортепиано, а затем эстрадного отделения, подающий надежды клавишник начал профессионально работать в ВИА "Созвездие" Дома культуры железнодорожников на улице Октябрьской.

Семидесятые годы - пора расцвета вокально-инструментальных ансамблей и в стране, и в Мурманске, - говорит сегодня чуть поседевший заполярный Алан Прайс (имя чудесного английского клавишника из "Энималз" помянуто не всуе). - К каждому нашему ДК тогда был прикреплен свой ВИА, состоявший в основном из выпускников и студентов музучилища. В "Кировке" блистал ансамбль "Второе дыхание", в Первомайском ДК гремела "Аэлита", в клубе моряков зажигало "Стремление". Все мы были штатными единицами, получали зарплату как музыкальные спецы на танцах.

О, эти танцевальные вечера в столице Заполярья в стародавние годы, до рождества дискотек! Главное место знакомств молодежи обоего пола, бесспорный повод для создания многих будущих семей. На пляски в ту же "железку" набивалось людей вдвое больше официальной вместимости танцевального зала в фойе на первом этаже.

Дело прошлое, но тогдашний директор ДК умудрялся продавать под видом билетов на танцы билеты в кино. Посещаемость по средам, пятницам и субботам вырастала с трехсот человек до шестисот, а заодно и перевыполнялся план по кинопрокату! - раскрывает Юрий Магомаев секрет культурно-массовой кухни.

Он молодеет на глазах от грез по той атмосфере праздника 1975 года. Он до сих пор встречается с бас-гитаристом былого "Созвездия" Александром Игнатенко, который теперь музицирует в ансамбле песни и пляски Северного флота и заодно поет в популярном североморском вокальном квартете "Сенатор", сравнимом по уровню исполнения со знаменитым хором Турецкого. А вот ударник Виктор Варник отдалился от музыки, по образованию он врач, с головой ушел в медицину. Гитарист Андрей Карпенко давно уехал из Мурманска в среднюю полосу. И только вокалист "Созвездия" Вячеслав Усов по сей день работает рука об руку с Магомаевым на одном музыкальном поприще.

Я счастлив, что уже не играл на танцах, когда в конце 70-х бездушные механизированные дискотеки начали вытеснять из мурманских ДК и клубов живых музыкантов, - бросает прочувствованную ремарку умудренный ветеран танцполов.

Иронический оптимизм

В портовом Мурманске на рубеже семидесятых-восьмидесятых годов функционировало не менее двадцати ресторанов. Возможно, это был своего рода рекорд СССР среди некрупных областных центров (например, в Курске, абсолютно равном тогда Мурманску по числу жителей - 380 тысяч, было всего лишь три ресторана).

И в каждом таком "заведении общепита с высшей категорией наценки" по вечерам играл свой ансамбль, что и определяло статус ресторана в отличие от столовых и кафе. Любопытно, что ни в одно такое заведение после 18 часов попасть было практически невозможно. Даже забегаловки, уж простите за прямоту, типа ресторана "Заполярный" на северных кварталах были полны публики, и без трешки в лапу швейцару не войти. Впрочем, извините, перегнул - в середине 70-х достаточно было и твердого советского рубля, который стоил официально в полтора раза дороже американского доллара. А уж на червонец можно было и вечерок культурно скоротать, если, конечно, не тратиться на заказ песен по пятерке.

Другая страна. Другие люди. Иронический оптимизм золотой эпохи застоя.

Я не зря приставил эпитет "портовый" к названию нашего города. Тысячи и тысячи мурманских рыбаков, возвращаясь с промысла, практиковали предварительный заказ столиков радиограммой в администрацию того или иного ресторана - "половину зала на весь экипаж!".

Именно моряки привозили из загранки свежие грампластинки, моментально становившиеся популярными в городе. Так и я познакомился с сольным творчеством великих клавишников Джона Лорда из "Дип Перпл" и Алана Прайса из "Энималз", - говорит Юрий. - А уж когда на экраны Мурманска в 1976 году вышел английский кинофильм "О, счастливчик!", где Алан Прайс под электроорган пел свои песни с одноименного диска-саундтрека 1973 года, я их все включил в свой репертуар, просто сняв по слуху кальку с магнитофона. Ничего не поделаешь, публика настаивала. Но вскоре всех затмила гениальная песня "Отель Калифорния" группы "Иглз". Вот уж был безоговорочный хит мурманских кабаков, как, впрочем, и песня "Для меня нет тебя прекрасней" Юрия Антонова.

Играл тогда Магомаев в ансамбле самого престижного в городе ресторана при только что открывшейся в Долине Уюта гостинице "69 параллель". Шикарное было местечко. На первом этаже каминный зал, где магнитофон наяривал через хай-файевскую акустику шлягеры "Бони М" и перешедших в новую диско-веру "Би Джиз". На втором этаже - настоящий огромный бар с длинной стойкой и высокими сидушками. Бары только-только вошли в острую моду, еще два маленьких было при ресторане "Панорама" у Семеновского озера и при гостинице "Север" на улице Профсоюзов. Долгострои же "Арктика" и "Меридиан" еще не были тогда возведены, раздражая горожан вечными строительными лесами и заборами.

Стройки века! - по привычке иронизировали над плановым хозяйством мурманчане, покупая в рыбном магазине близ Пяти Углов свежую треску по 46 копеек.

Меридианы и параллели

Наш ансамбль, между прочим, открывал ресторан "Меридиан" в 1985 году, - скромно, но с достоинством роняет Магомаев. - И, видимо, там-то на следующий год меня и услышал Владимир Мулявин из "Песняров".

А дело было так. В 1986 году в столицу Заполярья впервые приехал знаменитейший белорусский ансамбль "Песняры". И стал на постой в отеле "Меридиан". А на концерте в ДК Кирова Юрия Магомаева провел за кулисы и познакомил с отцом-основателем "Песняров" известный мурманский пианист Владимир Чалый (к слову, дело ныне покойного Владимира Лукича сейчас успешно продолжает его сын клавишник Олег Чалый, создавший качественное джазовое трио в Греции). Так вот, Мулявин предложил нашему Магомаеву приехать в Минск и попробовать поработать с "Песнярами". Причем имел он в виду не только виртуозное владение клавишами, но и интересный баритон Юрия. Ведь именно "Песняры" ввели в высокую моду на советской эстраде свое изумительное многоголосие.

Да какой из меня белорус! - с юмором комментирует сейчас мурманчанин свой вежливый отказ от предложения, сулившего золотые эстрадные горы.

Да какой из меня казах! - сказал он и тогда, когда десятью годами раньше отклонил в Чимкенте предложение войти в состав группы "Арай", всенародно известной теперь под названием "А-студио".

Да какой из меня финн! - тоже отшутился заполярный Магомаев, получивший десятью годами позже лестное предложение остаться профессиональным исполнителем в Финляндии, которую он всю объездил в 90-е годы с выступлениями.

Но самое, быть может, заманчивое музыкальное предложение, способное в корне перевернуть жизнь, Юрий Магомаев все-таки получил от брата, легендарного Муслима.

Человек-оркестр

Примерно в 1978 году, когда Юрий в очередной раз приехал в Москву повидаться с братом, Муслим на полном серьезе попросил молодого мурманского пианиста стать его штатным концертмейстером, то есть подыгрывать певцу и на репетициях, и на сцене, и в многочисленных гастрольных поездках. Но юноша как раз пребывал в том романтическом возрасте, когда всего хотелось добиться самому, и уж тем более без родственной протекции. В общем, опять отшутился.

Муслим впервые познакомился со мной, когда я еще был двухлетним малышом и мама взяла меня с собой к нему на свадьбу в Баку, - рассказывает Юрий. - А вот лет через пятнадцать на его вторую свадьбу с певицей Тамарой Синявской в Москву поехали мама с моей и его сестрой Татьяной, а я уж не помню, чем был занят в музучилище. В 1996 году Муслим приезжал в Мурманск, выступал в филармонии, заходил к нам в гости в нашу квартиру на улице Самойловой.

Кстати, в московской квартире Муслима Магомаева Юрий впервые потрогал руками редчайший по тем временам в СССР инструмент, который кормит его сегодня.

Муслим и сам был отличным пианистом, но когда я увидел в конце 70-х у него дома синтезатор, да не один, а целых два - солидных американских марок "Профет" и "Полимуг", я был поражен. Хотя Муслим всегда был современным человеком, и новые звуки ему казались любопытными. Мог ли я тогда подумать, что через тридцать лет синтезатор станет моей музыкальной судьбой, - размышляет клавишник.

Сегодня Юрий Магомаев успешно работает своего рода человеком-оркестром на многочисленных корпоративных вечерах, юбилеях, торжествах, он объездил с выступлениями всю область. Современный синтезатор позволяет ему собственноручно наигрывать и заранее заносить в компьютерную память партии различных инструментов от барабана до саксофона, включить собственные аранжировки в нужный момент, но одновременно вживую играть ведущую партию клавишных. А как он поет!

Мне довелось на днях побывать на юбилее "Учительского братства" мурманских учителей физкультуры, который отмечался в ресторане "Полярные зори". Играл и пел человек-оркестр Магомаев. Так завораживать публику песнями может только большой мастер.

Дома у Юрия небольшая студия звукозаписи, где он готовит материал для первого диска своих собственных композиций. Жене Светлане, бухгалтеру по профессии, он запретил работать, справедливо полагая, что домохозяйка - это одна из самых трудных профессий, а кормить семью должен все-таки мужчина. Свою двухлетнюю дочку он назвал в честь любимой мамы - Ая, уменьшительно-ласкательное от Айшет.

Стоя 28 октября 2008 года в Большом зале консерватории, где вся Москва прощалась с Муслимом, я почему-то вспомнил, как он впервые в жизни сводил меня, провинциала, в Большой театр послушать живую оперу. Он был очень остроумным человеком, любителем веселых розыгрышей, но над братом своим меньшим не подшучивал. Моя жизнь, пусть и в его тени, оказалась вполне счастливой. И единственное, о чем я, может, и жалею, так это то, что не оставил себе, получая паспорт, сценический псевдоним моей мамы - Кинжалов.

Певцов Магомаевых не может быть двое.

Тамара Синявская возмущалась, что Юрий выступает под фамилией ее покойного мужа

Помимо жен, детей и внуков, которых тащат на сцену ныне здравствующие знаменитости, в шоу-бизнесе периодически объявляются родственники давно ушедших в мир иной - то правнук младшего брата Федора ШАЛЯПИНА, то внебрачный внук Леонида УТЕСОВА, то внучатый племянник Валерия ОБОДЗИНСКОГО... Обычно это «дети лейтенанта Шмидта», не имеющие к своим прославленным «предкам» никакого отношения. Одно из немногих исключений - певец из Мурманска Юрий МАГОМАЕВ, который действительно приходится племянником покойному Муслиму МАГОМАЕВУ. О том, откуда у знаменитого азербайджанского исполнителя взялись родственники в далеком северном городе и помогла ли им в жизни громкая фамилия, у Юрия выяснил музыкальный обозреватель «Экспресс газеты».

Мой папа - сын от второго брака мамы Муслима Айшет Ахмедовны Магомаевой, - поведал Юрий Магомаев. - Она была театральной актрисой. Ее девичья фамилия - Кинжалова. Перед войной бабушка вышла замуж за театрального художника Магомета Магомаева и перебралась из родного Майкопа к нему в Баку. 17 августа 1942 года у них родился сын Муслим. А в 1945 году буквально за несколько дней до победы Магомет погиб на фронте. Бабушке нужно было продолжать обучение в театральном институте и одновременно зарабатывать на жизнь. Она оставила маленького Муслима в Баку в семье его дяди Джамала. А сама уехала в Вышний Волочек, где ей предложили работу в местном театре. Потом актерская судьба забрасывала ее в самые разные города Советского Союза - в Улан-Удэ она сблизилась с актером Леонтием Брониславовичем Кавкой. Официально они не были расписаны, по паспорту бабушка оставалась Магомаевой. В 1956 году у них родилась дочь Таня. А в 1958 году - сын Юра, мой папа. Так как гражданские браки тогда не признавались, в графе «отец» у них стоял прочерк. А фамилию Айшет Ахмедовна дала им свою.

Муслим долгое время обижался на маму. Считал, что она его бросила. У нас сохранились его детские письма к ней, где он писал: «Я очень по тебе скучаю. Забери меня к себе!» Когда Муслиму исполнилось девять лет, Айшет Ахмедовна забрала его в Вышний Волочек. Они целый год прожили вместе. Но потом вернула Муслима в Баку к дяде для получения музыкального образования. Если б она так не сделала, мы бы никогда не услышали того Муслима, которого все знают. Что могла дать ребенку вдова, которая кочевала по провинциальным театрам? А дядя Джамал был не последним человеком в Баку. Жил в одном доме с певцом Бюль-Бюлем, отцом Полада Бюль-Бюль оглы, и другими известными людьми. У него стол всегда ломился от черной икры.
В дальнейшем Муслим сам признал, что мама правильно поступила. Отношения у них наладились. Мой папа и тетя Таня стали для Муслима родными братом и сестрой. Еще маленькими детьми они ездили с Айшет Ахмедовной на его первую свадьбу и на его первый сольный концерт в Кремле. И потом постоянно бывали у него в гостях.

Южные ночи

В 1971 году бабушка получила выгодное предложение от Мурманского областного драмтеатра и с семьей переехала в Мурманск, где жила до конца своих дней. Там в 1979 году и появился на свет я. Мои родители познакомились в ресторане. Мама работала официанткой. А папа играл на клавишах и пел в ресторанном ансамбле. В 1981 году он пытался со своими песнями попасть в телепередачу «Шире круг». Ездил специально в Москву. Но его так и не показали. Почему папа не воспользовался помощью своего знаменитого брата - я не знаю. В свое время Муслим приглашал его в Москву. Предлагал работать с ним. Но папа отказался. Видимо, хотел всего добиться сам. Отказался он и от предложений войти в состав белорусского ансамбля «Песняры» и казахской группы «Арай», переименованной потом в «А-Студио». Так и проработал 35 лет в мурманских ресторанах.
Меня тоже с детства приобщали к музыке. Заставляли ходить в музыкальную школу. Но за семь лет она настолько обрыдла, что после ее окончания я долго не подходил к пианино. Я продавал игровые приставки, работал охранником детских игровых автоматов. И не думал становиться музыкантом. Но в 17 лет вдруг снова потянуло к инструменту. Некоторое время я играл с папой в ресторанах. А с 2001 года начал ездить на заработки в Сочи. Первый раз мне повезло. Я сразу устроился в ресторан «Флибустьер» у гостиницы «Жемчужина». Но на следующий год я целый месяц не мог найти работу, сидел голодный, без денег. К счастью, встретил знакомого музыканта и он сосватал меня музыкальной руководительнице ресторана «Розарий». Там была очень хорошая работа. За эти деньги я мог купить квартиру в Сочи. Но хотелось покрасоваться и вернуться в Мурманск на хорошей машине. После этого я четыре сезона пел в «Розарии». Потом знакомый из «Флибустьера» позвал меня «раскачать» новое заведение - «Золотую бочку» (ныне - «Каравелла»). Там я уже был соучредителем. Отработал пять сезонов, пока не познакомился с москвичкой и не перебрался к ней в Москву.

Дядя Муслим

Со своим знаменитым дядей я встречался всего раз в жизни, когда в 1995 году он приезжал к нам в Мурманск. Но меня, 15-летнего, это мало интересовало. А когда с возрастом самому захотелось встретиться с Муслимом, этому всячески препятствовали родственники с папиной стороны. Когда 21 августа 2003 года от инсульта умерла бабушка, я узнал об этом от чужих людей. А когда я приезжал в Москву и порывался зайти в гости к Муслиму, тетя с папой все время говорили: «Не вздумай! Не ходи! Тебя туда не пустят. Вот мы приедем в Москву и вместе к нему сходим».
Не подумайте, что я рассчитывал на какую-то помощь со стороны дяди. К тому времени Муслим был на пенсии и сам нуждался в помощи. Он фактически жил за счет консульства Азербайджана, откуда ему каждый день привозили продукты. Но больше всего дяде не хватало человеческого общения. По рассказам тети Тани, в последнее время он часто расспрашивал ее о нашей семье и хотел дружить со всеми родственниками. «Приезжайте ко мне! - говорил ей Муслим. - Мне так одиноко. Дочка ко мне не приезжает». С его дочкой Мариной я сейчас общаюсь в «Одноклассниках». Она живет в Цинциннати, в США. Приглашает меня в гости. А вот с вдовой МуслимаТамарой Синявской отношения не сложились. Меня представили ей в 2008 году на прощании с Муслимом в Зале Чайковского.

«Юрочка тоже Магомаев? - удивилась она. - И тоже поет? Ах, как приятно!» Потом Тамара Ильинична спросила у тети Тани, есть ли у нас с собой загранпаспорта. «Полетели со мной в Баку на похороны!» - предложила она. У меня был загранпаспорт. И я был готов полететь с ней. Но папа и тетя, у которых паспортов не было, стали возражать. А когда Синявская пришла в себя после похорон Муслима, она позвонила тете Тане и начала разбираться, каким образом я тоже стал Магомаевым и почему выступаю под этой фамилией. Мне это было очень неприятно.
Не менее неприятные для меня слова прозвучали на концерте памяти Муслима, который в первую годовщину его смерти устроил в своем «Крокус Сити Холле» азербайджанский миллиардер Арас Агаларов. «Для нас Магомаев всегда будет один-единственный, - сказала тогда Лариса Долина. - Другим Магомаевым мы дороги не дадим». И все начали ей поддакивать: «Не дадим! Не дадим!» Год назад на открытии памятника Муслиму в Вознесенском переулке мне удалось встретиться с Арасом Агаларовым и его сыном Эмином. Но там так много амбиций, что меня даже не стали слушать. Видимо, Эмин, который тоже поет, считает себя наследником Магомаева.
Особенно меня обижает, когда спрашивают: «Не стыдно пользоваться фамилией Магомаева?» Я на это отвечаю: «Спросите лучше Ивана Ургантаили Стаса Пьеху - не стыдно ли им! А я еще никакой выгоды от своей фамилии не получил».

Альфа-певец

Если кто и пытался поживиться за счет фамилии Магомаева, то это некоторые непорядочные люди, которые набивались мне в друзья и предлагали заняться моими делами. Одним из них был папа покойной «королевы шансона» Кати Огонек - Евгений Пенхасов. Одно время он играл роль моего директора. Внешне - божий одуванчик. Но он меня обворовывал! Столь же некрасиво повел себя Пенхасов, когда ему позвонили насчет меня от Стаса Михайлова. Стас открыл свой продюсерский центр и начал искать артистов. Промониторил Интернет, наткнулся на меня, захотел встретиться. Но Пенхасов долго укрывал меня от Михайлова.
Встреча с Михайловым все же состоялась. Мы душевно поговорили. Стас предложил мне продюсирование. «Дальше телеканала «Ля Минор» ты сам не продвинешься», - сказал он. Но ничего конкретного, кроме красивых шмоток и призрачного признания, Стас не обещал. А зачем мне шмотки? Его супруга показывала мне какой-то журнал и говорила: «Вот так примерно ты будешь выглядеть!» А там был изображен какой-то пед...ла. Я вежливо отказался. Стас страшно обиделся. Но вскоре он получил другого артиста - соавтора моих песен Максима Олейникова. С Максимом заключили продюсерский договор на стандартных условиях: десять процентов доходов артисту, 90 - продюсеру. Денег, которые, по имеющимся у меня сведениям, ему сейчас платят в месяц, мне бы не хватило и на неделю. А Максим за эти деньги ездит с Михайловым по городам и выступает у него на разогреве.

// Фото: Ломохов Анатолий/PhotoXPress.ru

В субботу, 3 марта, эфир программы «Сегодня вечером» с Юлией Меньшовой посвятили памяти легендарного исполнителя и композитора Муслима Магомаева. В студии передачи собрались родные и близкие артиста, которые поделились воспоминаниями о нем. Почетной гостьей стала вдова звезды Тамара Синявская. Роман между ней и Магомаевым начался в Баку осенью 1972 года. Спустя пару лет влюбленные зарегистрировали отношения.

В светских кругах часто обсуждали отношения Синявской и Магомаева. Поговаривали, что иногда в их доме кипели нешуточные страсти. Временами певец даже уезжал в Баку, чтобы прийти в себя. Известно, что в жизни артиста был такой момент, когда он серьезно поссорился с женой, но брак Магомаева спасла песня «Прощай, любимый».

«Мы все переживали. И не только мы, очень много людей, в том числе редакция Всесоюзного радио. И тогда мы написали такую песню для Тамары. Так случилось, что когда прозвучала эта песня, они помирились», - поделились авторы композиции Александра Пахмутова и Николай Добронравов.

Ведущая Юлия Меньшова попросила Тамару Синявскую рассказать о том, что предшествовало написанию этой песни. Отвечая на этот вопрос, артистка раскрыла причины, по которым ссорилась с супругом.

«Ну как всегда бывает, а как? Темпераменты, характеры, уже взрослые люди, у каждого за спиной, если можно так сказать... Мы встретились, когда ему было 30 лет, а сколько мне, не скажу. У меня уже висел Большой театр - не шлейфом или грузом, а царской мантией. Конечно, все это было не просто так. Но когда он появлялся рядом, ничего этого не было - никаких мантий и царских корон», - рассказала певица.

В первом браке у Магомаева родилась дочь Марина. В настоящий момент она живет в Америке вместе с близкими - мужем Александром Козловским (сыном автора слов песни «Синяя вечность») и наследником Алленом. В эфире передачи показали интервью с родственниками знаменитого артиста. «Помню дачу, помню Муслима, хотя мне было всего четыре года. Помню, как я купался в бассейне, а Муслим ходил рядом и дирижировал», - вспоминает внук Магомаева.

Тамара Синявская считает дочь мужа от первого брака очень талантливой. После того, как Магомаев развелся с ее матерью Офелией, он продолжил общаться с наследницей.

«Это не то слово. Но это уже было общение взрослого человека с подрастающей дочерью, которая уже стала соображать, что такое музыка. Она очень музыкальная, но закончила почему-то географический институт... А Алекс [Александр Козловский], между прочим, певец. У него в молодости был звонкий, красивый голос. Но потом он вырос и решил стать мужем дочери Муслима, - сказала Синявская, смеясь. - Алекс уехал в Америку и увез туда Марину. Сейчас она работает мамой».

Юрий Юрьевич Магомаев широко известен как певец и автор собственных композиций. Большой популярностью племянник Муслима Магомаева ни в коем разе не обязан только своему знаменитому родственнику. Юра обладает личными талантами, которые помогли ему добиться успеха в творчестве. Певец имеет собственные музыкальные альбомы и несколько известных хитов.

Биография Юрия Магомаева. Начало

В городе Мурманске 12 сентября 1979 года на свет появился Юра Магомаев. Дальнейшую судьбу малыша определила его мама. С самого раннего детства она нанимала ему репетиторов по классу фортепиано. По достижению семилетнего возраста мальчик поступил в музыкальную школу, одновременно с этим участвуя в хоре для мальчиков, расположенного во дворце культуры имени Кирова.

К творческой биографии Юрия Магомаева также приложила руку и сестра Муслима Магомаева - Татьяна. С ее легкой подачи юное дарование занялось бальными танцами. Занятия проходили в Межсоюзном дворце. Но Юра не оценил порыва родной тети и вскоре бросил эти занятия. Татьяна считала, что племянник Муслима Магомаева должен быть талантлив не только в музыкальном направлении, но и в танцевальном. Однако этому направлению в творческой жизни Юры не дано было свершиться.

После окончания школьной учебы Юрий Магомаев принял решение поступить в музыкальное училище на отделение эстрады. Но этого не произошло, так как будущий артист рано принялся зарабатывать средства к существованию, забыв об учебе. При достижении восемнадцати лет он уже успел поработать в различных ресторанах родного города.

Ранние годы

Через три года после этого подался на сезонные заработки в Сочи. В течении десяти лет жизнь продолжалась в таком монотонном ключе. После сезонных работ, зимой, племянник Муслима Магомаева иногда возвращался в родной город. К 2006 году Юрий окончательно переехал в Москву.

В какой-то момент юноша мечтал даже стать летчиком гражданской авиации. Но этому также не суждено было сбыться из-за плохого зрения у мальчика. На то время он даже не задумывался о музыкальной карьере.

Крутой поворот в биографии Юрия Магомаева произошел после смерти Муслима Магометовича, скончавшегося 25 октября 2008 года. До этих пор Юрий подрабатывал музыкантом и диджеем в различных ресторанах столицы. Очевидно, сказалось отцовское кредо, которое гласило, что двух Магомаевых быть не должно.

Семья Магомаевых

Мало кто знал, что отец Юры, старший Юрий Магомаев, - брат Муслима Магомаева. В молодости у мурманского музыканта часто бывали случаи, когда его беспардонно расспрашивали о семье, и в частности о великом и знаменитом родственнике. Его это сильно раздражало, когда чужие люди вот так лезли в душу. И он это скрывал от посторонних. Только самые доверенные друзья знали, что Юрий является братом Муслима по матери.

Глубина истории семьи Магомаевых начинается с того, что никому неизвестная девушка Айшет в сороковых годах стала женой Магомета Магомаева, который трудился театральным художником в Баку. В 1942 году у супружеской пары родился ребенок, мальчик, которого назвали Муслим. Отец семейства, как и многие тогда мужчины, ушел на фронт. Прошел всю войну, почти до конца. Погиб в мае сорок пятого, не дожив несколько дней до победы.

Айшет Ахмедовна Магомаева была провинциальной актрисой и часто ездила по гастролям. Маленького Муслима было решено оставить у брата отца в Баку. Ребенок проявлял талант к музыкальному искусству, и ему необходимо было получить соответствующее образование. А при кочевой жизни матери это было невозможно.

Продолжение рода

Айшет гастролировала по разным городам: Тверь, Усть-Каменогорск, Улан-Удэ, Чимкент и многим другим. Жизнь продолжалась, и в какой-то момент мать Муслима повстречала в столице Бурятии Леонтия Кавку. Он был ее коллегой по творчеству, они выступали на одной сцене. Тут в 1958 году и родился Магомаев Юрий Леонтьевич. Айшет так и не заключила официальный брак с Леонтием Кафкой, хотя они прожили всю жизнь вместе в гражданском браке. Юрий Леонтьевич с философской ностальгией вспоминает, что у него так и остался прочерк в свидетельстве о рождении напротив графы отец.

Своих родителей музыкант похоронил уже давно. Отец, работавший в последнее время в Мурманском драмтеатре, умер почти тридцать лет назад, а мать дожила до пенсии и скончалась в 2003 году.

Но тогда, в далеком 1971 году, у тринадцатилетнего Юрия все только начиналось. Занимаясь в музыкальном училище, талантливый клавишник параллельно играл в вокально-инструментальном ансамбле "Созвездие" ДК железнодорожников на Октябрьской. Все это у него получалось уже тогда на довольно высоком профессиональном уровне. На тот момент к каждому дворцу культуры был приписан свой ансамбль. Участниками таких ВИА были, по большей части, выпускники и учащиеся музыкальных училищ. Это был штатный персонал и по всем правилам получал заработную плату как музыкальные специалисты.

Творчество минувших лет

В семидесятых главным местом развлечения молодежи были дискотеки. Молодежь знакомилась друг с другом и нередко на таких вот мероприятиях зарождалась новая ячейка общества. Во Дворец культуры, где играл Юрий Магомаев, брат Муслима Магомаева, в составе "Созвездия" нередко набивалось людей вдвое больше запланированного. Юрий тепло вспоминает те времена, ту атмосферу праздника. Он до сих пор встречается с участниками своего тогдашнего ансамбля: бас-гитаристом Сашей Игнатенко, барабанщиком Витей Варником, гитаристом Андреем Карпенко. С вокалистом Вячеславом Усовым Юрий Валентинович до сих сотрудничает в музыкальной сфере.

В начале 80-х в Мурманске работало более двадцати ресторанов. Во многих выступал свой ансамбль живой музыки. Частыми посетителями того времени были моряки. Они двигали наш музыкальный прогресс, привозя из загранки виниловые пластинки современных популярных исполнителей. Так Юрий Магомаев-старший познакомился с творчеством легендарных групп "Дип Перпл", "Энималз" и "Иглз". Композиция последних была несомненным хитом мурманских ресторанов, которую Юрий на слух исполнял со своей группой по частым заказам посетителей.

Карьерные возможности

В 1985 году отец Юрия Юрьевича Магомаева со своим ансамблем открывал престижный ресторан "Меридиан". На этом мероприятии его заприметил основатель популярнейшего на то время ВИА "Песняры". Юрия пригласили попробовать поработать с ансамблем, причем не только как клавишника, но и как певца. Магомаев отказался, отшутившись: "Какой из меня белорус".

За десять лет до этого случая Юрий отклонил приглашение на участие в составе группы "Арай", которая позже обрела популярность под названием "А-Студио".

В 90-х он получил предложение обосноваться в Финляндии в качестве профессионального исполнителя, но и тут, как певец, Юрий Магомаев не состоялся.

Наследие Магомаевых

Сын Юрия Леонтьевича экспериментирует в своих песнях с такими направлениями, как поп, шансон, рок, джаз, смешивая их в поиске новых уникальных композиций. После выпуска альбома "Улетай" наш герой готовит новые музыкальные произведения. Многие из них уже увидели свет и имеют несомненную популярность.

Отдельным моментом в биографии Юрия Магомаева выделяется встреча с отцом популярной исполнительницы Кати Огонек - Евгением Пенхасовым. Этот человек стал для Юрия очень близким человеком и наставником.

Магомаев Юрий Юрьевич родился 12 сентября 1979 года в городе Мурманске. С детства его мама хотела, чтобы он вырос музыкальным человеком и поэтому отдала репетиторам по классу фортепиано, а уже в 7 лет Юра поступил в музыкальную школу, параллельно занимаясь в хоре мальчиков во дворце культуры им.С.М. Кирова. "Талантливый человек должен быть талантлив не только в музыке, но и в танцах" - так считала тетя Юрия, Татьяна, сестра Муслима Магомаева и, недолго думая, Юра стал посещать бальные танцы в Межсоюзном дворце, где, немного позанимавшись понял, что танцы это не его и занятия бросил. Окончив школу, решил поступать в музыкальное училище на эстрадное отделение но, увлёкшись работой и зарабатыванием денег, про эту идею быстро забыл. Тогда, уже в свои 18 лет ему доводилось работать в лучших ресторанах города, а спустя три года рванул в Сочи на сезонные заработки, где и задержался на 10 лет, периодически зимой возвращаясь домой в родной Мурманск, а уже в 2006 году и вовсе перебрался в Москву.

О какой то музыкальной карьере Юра никогда не задумывался. После смерти Муслима Магомаева - символа советской эстрады всё перевернулось. Фамилия Магомаев стала известной благодаря деду Муслима, известному как Абдул Муслим Магомед оглы Магомаев 1885г.р. В 1935 году Магомаеву было присвоено звание Заслуженного артиста Азербайджанской ССР. Последователем его стал и внук, сам Муслим Магометович.

"С детства я не придавал особого значения родства со знаменитым Муслимом Магомаевым, и что в будущем буду гордиться таким дядей, и что сам ношу фамилию, данную своим отцом"- рассказывает Юра. Известно, что папа Юры, Магомаев Юрий Леонтьевич, родной брат Муслима Магометовича по матери, так же посвятил всю свою жизнь музыке. Так или иначе для Юры уход из жизни дяди Муслима сильно повлиял на то, чтобы переосмыслить свою жизнь и попробовать себя не только как ресторанный музыкант - ди-джей. В тот самый момент Макс Олейников, друг и в последствии компаньон, уже чётко определил дальнейшие творческие планы, написав первые две песни: "Для любимой " и "Ты, как и все", которые и стали началом нового пути в жизни Юры Магомаева.

"С Максом мы давно дружим, вместе работали в Сочи, долго занимались моим проектом" - продолжает рассказывать Юрий. "Над первым альбомом мы трудились почти два года до момента, когда он выйдет в свет. Альбом называется "Улетай" и в него вошли 15 композиций, одна из которых - наш с Максом дуэт, песня "Там высоко". Сейчас записываются новые песни к новым альбомам, а Максим покинул наш проект и сейчас успешно занимается своей сольной карьерой.

Про семейную жизнь Юра старается не распространяться. У него есть сын и дочь и считает, что этого знать достаточно. Его мама рассказала нам, какой в детстве Юра был любознательным и всегда стремящимся вверх, как и самолеты, на которые он мог любоваться часами. "Он очень хотел быть лётчиком гражданской авиации, но из-за зрения поступать в лётное училище не имело смысла "- рассказывает Елена Ивановна. Компьютерная программа и авиатренажёры по сей день являются неотъемлемой частью жизни Юры, благодаря которым, хоть ненадолго, он чувствует себя в другой роли.

Елена Бейдер.
http://yuramagomaev.ru

Просмотров