Уменьшение на 1. Закрепление и повторение изученного













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: познакомить с понятиями «увеличить», «уменьшить».

Планируемые результаты.

  • Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.
  • Метапредметные.
    • Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; высказывать свою версию, пытаться предлагать способ решения.
    • Познавательные: пересчитывать предметы; выражать результат натуральным числом; находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке;
    • Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве; контролировать действия партнера.
  • Предметные: получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием одного из числа. Составление примеров из карточек. Обоснование выбора арифметического действия. Моделирование ситуации увеличения (уменьшения) числа на 1.

Оборудование: учебник, Мультимедийный проектор, компьютер, экран,презентация, учебник «Математика»(1 ч.) 1класс «Начальная школа XXI века», рабочая тетрадь (2 ч.), набор геометрических фигур, линейки, карточки «солнышки-настроения» для учителя и листочки для детей, цветные карандаши, касса цифр. Презентация

Технологическая карта урока математики.

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к выполнению запланированных результатов

Деятельность учителя

Деятельность обучащихся

1. Организационный этап (1-2 мин.) Включение обучащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Слайд 1.
Доброе утро!
– Посмотрите всё ли у вас готово к уроку?
– Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?
– приветствует учащихся, настраивает на работу,
– проговаривает с детьми план урока
– приветствие учителя, самостоятельная организация своего рабочего места (Р),
– прогнозирование плана урока (К)
2. Мобилизирующий этап (2 мин.) Включение в деловой ритм. Слайд 2.
– Прочитайте стихотворение.

Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.

– Вы чувствуете солнечное тепло?
– Пусть сегодня на уроке будет тёплая, дружеская атмосфера. На листочках в конце урока нарисуйте солнышко-настроение.

– настраивает на познавательную деятельность. – читать стихотворение,
– уметь оформлять свои мысли в устной форме. (К)
3. Актуализация знаний (4-5 мин.) Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучащегося. Слайд 3.

– Разложите карточки с числами, начиная с наименьшего.

1. Прочитайте.
2. Назовите числа в обратном порядке.
3. Назовите числа от 3 до 8; от 2 до 6; от 7 до 4; от 10 до 5.
4. Какое число находится между числами: 2 и 4; 6 и 8; 7 и 9.
5. Покажите «соседей» числа 2, 4, 7.
6. Какое число называют при счёте после числа 8.
7. Как получили? (прибавили 1, на 1 больше, 8 да 1)
8. Значит, число 8 увеличили. На сколько увеличили? (на 1)
9. Какое число называют при счёте перед числом 5?
10. Как получили? (прибавили 1, на 1 больше, 5 без 1)
11. Значит, число 5 уменьшили. На сколько уменьшили? (на 1)
12. Покажите предшествующее число числу 4; 6.
13. Как получили? (вычли 1, на 1 меньше,4 без одного).
14. Значит уменьшили. На сколько уменьшили (на 1).

– Проверка.

– организует фронтальную работу по систематизации знаний детей. – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
4. Физкультминутка (1 мин.) Слайд 4

1, 2, 3, 4, 5 – все умеем мы считать
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину заложим,
Голову поднимем выше –
И легко-легко подышим. (Пауза.)
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – на месте три прыжка,
И в ладоши три хлопка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.

– проговаривает текст и показывает движения – повторяют текст и выполняют движения за учителем
4. Постановка учебной задачи (4 мин.) Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи. – Рассмотрите рисунок.
Слайд 5.
– Какие фигуры изображены?
– Сравните три группы.
– Что мы будем делать на уроке?
– Куда обратиться за помощью? (учебник)
– организует погружение в проблему. – уметь определять и формулировать тему и цель с помощью учителя. (Р).
5. Открытие нового знания (7-8 мин.) Выдвижение гипотез. Слайд 6.
1. Работа с учебником (стр. 56 – 57).

Задание №1, стр. 56 учебника.

– Найти рисунки собачек и рассмотреть верхнюю строчку в таблице. Проверить верно, ли выложены фишки в левом верхнем углу таблицы. (Фишек столько же, сколько собачек.)

– Проверить, верно, ли выложены фишки в следующей клетке таблицы в верхней строке. (Фишек должно быть больше на 1: столько же, сколько собачек, и ещё одна). Фишек увеличилось на 1.

– Проверить, верно, ли выложены фишки в правом верхнем углу таблицы. (Фишек должно быть меньше на 1: столько же, сколько собачек, но без 1.) Фишек уменьшилось на 1.

2. Работа в паре.

– Самостоятельно заполнить фишками остальные клетки таблицы (фишки можно укладывать одну на другую).
– Сколько надо прибавить, если в условии сказано на 1 больше; на 1 меньше. Как сказать иначе?

3. Работа с учебником (стр. 56-57).

Слайды 7-8.
Разные способы получения результата арифметического действия (составления модели; использование линейки).
Задание №2, стр. 56
– Рассмотрите выражения. Каким способом можно получить ответ? (С помощью модели из фишек или по линейке).
– Объясните разными способами и прочитайте.
– Сравните обе записи:

4 + 1 = и 4 – 1 =

– Чем они похожи? Чем отличаются?
– Какими способами можно найти ответ?
(1 – моделирование на цветных фишках; 2 – использование линейки)
– От числа 4 делаем один «шаг» вправо, получаем число 5.
– От числа 4 делаем один «шаг» влево, получаем число 3.
– Аналогично выполните следующие вычисления и составьте с помощью кассы цифр.

– организует работу с учебником.

– организует решение задач на увеличение и уменьшение числа на 1.

– способствует развитию самоанализа работ детей.

– организует составление инструкции, организует работу в парах.

– уметь выполнять работу по предложенному плану (К);

– уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Р).

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенные допущенных ошибок и их коррекция (5 мин.) Коррекция отработки способа решения. 4. Работа в тетради №2 (стр. 3-4).

Задание №1. стр. 3.

Самостоятельное моделирование (с помощью фишек) ситуации.

Увеличения (уменьшения) числа на 1.

Проверка.

– организует коррекционную работу, практическую и самостоятельную. – уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Р)

– способность к самооценке на основе критерия успешности (Л)

7. Физкультминутка (1 мин.) Под музыку «Танец утят».
Слайд 10.
– выполняют движения под музыку.
8. Задание на повторение изученных знаний (5 мин.) Контроль за выполнением. Слайд 11
Работа в тетради.
– Выберите одно из предложенных заданий.
Задание №2, стр. 3 (тетрадь №2).
Задание №4, стр. 4 (тетрадь №2).
– предлагает выбор заданий на закрепление.
– организует самостоятельную работу и проверку.
– выполняет действие по алгоритму (П)
9. Рефлексия деятельности (2 мин.) Осознание учащимися своей учебной деятельности Слайды 12-13
– Какую задачу ставили?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Определите своё эмоциональное состояние.
Выберите «солнышко-настроение» и нарисуйте.
– подводит итог урока. – самооценка на основе критерия успешности (Л), – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Литература.

  1. В.Н. Рудницкая, Е. Э. Кочурова, О. А. Рыдзе . Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч.– издание 4-е переработанное. – М.:Вентана-Граф, 2011. – 128с.
  2. Е.Э. Кочурова . Математика: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – издание 2, переработанное – М.: Вентана-Граф,2012г. – 48 с.
  3. . Математика: 1 класс: поурочные планы по учебнику. Ч. 1 / авт. сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2010.
  4. В.Н. Рудницкая, Е.Э. Кочурова, О.А. Рыдзе . Математика: 1 класс: методика обучения: издание 2, переработанное – М.: Вентана-Граф,2011г













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: познакомить с понятиями «увеличить», «уменьшить».

Планируемые результаты.

  • Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.
  • Метапредметные.
    • Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; высказывать свою версию, пытаться предлагать способ решения.
    • Познавательные: пересчитывать предметы; выражать результат натуральным числом; находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке;
    • Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве; контролировать действия партнера.
  • Предметные: получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием одного из числа. Составление примеров из карточек. Обоснование выбора арифметического действия. Моделирование ситуации увеличения (уменьшения) числа на 1.

Оборудование: учебник, Мультимедийный проектор, компьютер, экран,презентация, учебник «Математика»(1 ч.) 1класс «Начальная школа XXI века», рабочая тетрадь (2 ч.), набор геометрических фигур, линейки, карточки «солнышки-настроения» для учителя и листочки для детей, цветные карандаши, касса цифр. Презентация

Технологическая карта урока математики.

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к выполнению запланированных результатов

Деятельность учителя

Деятельность обучащихся

1. Организационный этап (1-2 мин.) Включение обучащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Слайд 1.
– Доброе утро!
– Посмотрите всё ли у вас готово к уроку?
– Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?
– приветствует учащихся, настраивает на работу,
– проговаривает с детьми план урока
– приветствие учителя, самостоятельная организация своего рабочего места (Р),
– прогнозирование плана урока (К)
2. Мобилизирующий этап (2 мин.) Включение в деловой ритм. Слайд 2.
– Прочитайте стихотворение.

Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.

– Вы чувствуете солнечное тепло?
– Пусть сегодня на уроке будет тёплая, дружеская атмосфера. На листочках в конце урока нарисуйте солнышко-настроение.

– настраивает на познавательную деятельность. – читать стихотворение,
– уметь оформлять свои мысли в устной форме. (К)
3. Актуализация знаний (4-5 мин.) Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучащегося. Слайд 3.

– Разложите карточки с числами, начиная с наименьшего.

1. Прочитайте.
2. Назовите числа в обратном порядке.
3. Назовите числа от 3 до 8; от 2 до 6; от 7 до 4; от 10 до 5.
4. Какое число находится между числами: 2 и 4; 6 и 8; 7 и 9.
5. Покажите «соседей» числа 2, 4, 7.
6. Какое число называют при счёте после числа 8.
7. Как получили? (прибавили 1, на 1 больше, 8 да 1)
8. Значит, число 8 увеличили. На сколько увеличили? (на 1)
9. Какое число называют при счёте перед числом 5?
10. Как получили? (прибавили 1, на 1 больше, 5 без 1)
11. Значит, число 5 уменьшили. На сколько уменьшили? (на 1)
12. Покажите предшествующее число числу 4; 6.
13. Как получили? (вычли 1, на 1 меньше,4 без одного).
14. Значит уменьшили. На сколько уменьшили (на 1).

– Проверка.

– организует фронтальную работу по систематизации знаний детей. – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
4. Физкультминутка (1 мин.) Слайд 4

1, 2, 3, 4, 5 – все умеем мы считать
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину заложим,
Голову поднимем выше –
И легко-легко подышим. (Пауза.)
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – на месте три прыжка,
И в ладоши три хлопка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.

– проговаривает текст и показывает движения – повторяют текст и выполняют движения за учителем
4. Постановка учебной задачи (4 мин.) Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи. – Рассмотрите рисунок.
Слайд 5.
– Какие фигуры изображены?
– Сравните три группы.
– Что мы будем делать на уроке?
– Куда обратиться за помощью? (учебник)
– организует погружение в проблему. – уметь определять и формулировать тему и цель с помощью учителя. (Р).
5. Открытие нового знания (7-8 мин.) Выдвижение гипотез. Слайд 6.
1. Работа с учебником (стр. 56 – 57).

Задание №1, стр. 56 учебника.

– Найти рисунки собачек и рассмотреть верхнюю строчку в таблице. Проверить верно, ли выложены фишки в левом верхнем углу таблицы. (Фишек столько же, сколько собачек.)

– Проверить, верно, ли выложены фишки в следующей клетке таблицы в верхней строке. (Фишек должно быть больше на 1: столько же, сколько собачек, и ещё одна). Фишек увеличилось на 1.

– Проверить, верно, ли выложены фишки в правом верхнем углу таблицы. (Фишек должно быть меньше на 1: столько же, сколько собачек, но без 1.) Фишек уменьшилось на 1.

2. Работа в паре.

– Самостоятельно заполнить фишками остальные клетки таблицы (фишки можно укладывать одну на другую).
– Сколько надо прибавить, если в условии сказано на 1 больше; на 1 меньше. Как сказать иначе?

3. Работа с учебником (стр. 56-57).

Слайды 7-8.
Разные способы получения результата арифметического действия (составления модели; использование линейки).
Задание №2, стр. 56
– Рассмотрите выражения. Каким способом можно получить ответ? (С помощью модели из фишек или по линейке).
– Объясните разными способами и прочитайте.
– Сравните обе записи:

4 + 1 = и 4 – 1 =

– Чем они похожи? Чем отличаются?
– Какими способами можно найти ответ?
(1 – моделирование на цветных фишках; 2 – использование линейки)
– От числа 4 делаем один «шаг» вправо, получаем число 5.
– От числа 4 делаем один «шаг» влево, получаем число 3.
– Аналогично выполните следующие вычисления и составьте с помощью кассы цифр.

– организует работу с учебником.

– организует решение задач на увеличение и уменьшение числа на 1.

– способствует развитию самоанализа работ детей.

– организует составление инструкции, организует работу в парах.

– уметь выполнять работу по предложенному плану (К);

– уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Р).

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенные допущенных ошибок и их коррекция (5 мин.) Коррекция отработки способа решения. 4. Работа в тетради №2 (стр. 3-4).

Задание №1. стр. 3.

Самостоятельное моделирование (с помощью фишек) ситуации.

Увеличения (уменьшения) числа на 1.

Проверка.

– организует коррекционную работу, практическую и самостоятельную. – уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Р)

– способность к самооценке на основе критерия успешности (Л)

7. Физкультминутка (1 мин.) Под музыку «Танец утят».
Слайд 10.
– выполняют движения под музыку.
8. Задание на повторение изученных знаний (5 мин.) Контроль за выполнением. Слайд 11
Работа в тетради.
– Выберите одно из предложенных заданий.
Задание №2, стр. 3 (тетрадь №2).
Задание №4, стр. 4 (тетрадь №2).
– предлагает выбор заданий на закрепление.
– организует самостоятельную работу и проверку.
– выполняет действие по алгоритму (П)
9. Рефлексия деятельности (2 мин.) Осознание учащимися своей учебной деятельности Слайды 12-13
– Какую задачу ставили?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Определите своё эмоциональное состояние.
Выберите «солнышко-настроение» и нарисуйте.
– подводит итог урока. – самооценка на основе критерия успешности (Л), – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Литература.

  1. В.Н. Рудницкая, Е. Э. Кочурова, О. А. Рыдзе . Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч.– издание 4-е переработанное. – М.:Вентана-Граф, 2011. – 128с.
  2. Е.Э. Кочурова . Математика: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – издание 2, переработанное – М.: Вентана-Граф,2012г. – 48 с.
  3. . Математика: 1 класс: поурочные планы по учебнику. Ч. 1 / авт. сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2010.
  4. В.Н. Рудницкая, Е.Э. Кочурова, О.А. Рыдзе . Математика: 1 класс: методика обучения: издание 2, переработанное – М.: Вентана-Граф,2011г

МБОУ «СОШ имени Н.А. Некрасова»

Открытый урок по математике

1«В» класс.

Дата проведения: 21.10.15г.

Учитель: Копылова Е.П.

Тема:

«Увеличить на... . Уменьшить на… .»

Цель: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с понятием «увеличить на», «уменьшить на», развивать логическое мышление, внимание, любознательность, наблюдательность; воспитывать интерес к математике и любовь к сказкам.

Планируемые результаты (предметные ): уметь увеличивать (уменьшать) число на 1, использовать понятия «увеличить», «уменьшить»; выполнять измерения длины отрезка при помощи линейки.

Формирование УУД.

Регулятивные: уметь планировать самостоятельную работу; осуществлять взаимопроверку.

Коммуникативные : уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Познавательные: понимать значение и роль математики в жизни каждого человека и общества.

Личностные: осуществлять организацию исследовательского пространства ученика.

Тип урока : изучение нового материала.

Вид урока : интегрированный.

Форма урока: урок – сказка.

Методы урока : частично – поисковые, анализ и синтез, словесно – наглядный.

Оборудование : презентация, раздаточный материал (квадратики), схемы, картинки – иллюстрации к сказке: «Муха-Цокотуха».

Ход урока

1.Оргмомент.

Прозвенел сейчас звонок

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

2.Актуализация знаний.

У: Я знаю, что вы очень любите сказки и поэтому мы сегодня отправимся в волшебную страну сказок. Так как у нас урок математики, то сказка наша будет математическая. А отправит нас в сказку Мудрая сова, она нам даст волшебный ключик в сказку. Но для начала мы должны пройти её ряд испытаний.

А) Устный счёт.

Посчитайте:

1 ряд – от 2 до 7 назови соседей числа 8 предшествующее число числу 7

2 ряд - от 3 до 8 назови соседей числа 5 предшествующее число числу 4

3 ряд – от 5 до 10 назови соседей числа 3 предшествующее число числу 6

Б) Индивидуальная работа

В) Фронтальная работа

Чем похожи примеры в первом столбике? (все примеры со знаком +)

Что происходит с числом, когда к нему прибавляют другое число? (Оно становится больше, увеличивается).

Чем похожи примеры во втором столбике? (Все примеры со знаком -)

Что происходит с числом, когда из него вычитают другое число? (Оно становится меньше, уменьшается)

Класс не плохо потрудился, ключик волшебный у нас появился.

А в какую же сказку мы откроем дверь.

В этой сказке угощенье -
К чаю вкусное варенье.
В самоваре - кипяточек,
Пей неспешно, по глоточку,
И любуйся на гостей!
А когда придёт злодей, Страшный, злющий паучище
Не робей и будь смелей,
Бей его ты без затей!
И спасёшь ты нашу Муху, нашу Муху……………….-Цокотуха. «Муха - цокотуха»

Г)Состав числа.

Кто знает эту сказку. Кто главный герой. А кто её написал? (К.Чуковский)

Муха, Муха Цокотуха позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар…

А на базаре много товара: чаша, кувшин и самовар. На каждом товаре стоит число. Какое число подходит к схеме «состав числа», тот товар и купит Муха.

Чаша – 5, кувшин – 3, самовар -1.

О: Муха купила самовар.

Муха : «Приходите гости дорогие,

Я вас чаем угощу!»

Приходили к Мухе Блошки, приносили ей сапожки.

3.Самоопределение к деятельности.

Приходила к Мухе- Цокотухе бабушка Пчела, Мухе -Цокотухе задание принесла.

Давайте поможем Мухе выполнить эти задания.

Положите перед собой 8 квадратов. Положите ещё 1 квадрат. Сколько стало квадратов.(9).

Как это записать? (8+1=9)

Что произошло с числом квадратов, когда прибавили 1 квадрат. (Оно увеличилось).

На сколько увеличилось? (На 1)

Перед вами 9 квадратов. Уберите 1 квадрат. Сколько квадратов осталось.(8).

Увеличилось или уменьшилось число квадратов? (Уменьшилось.)

Почему? (Убрали 1 квадрат).

На сколько уменьшилось число квадратов? (На 1)

Было 9 квадратов, стало 8. Как это записать? (9-1=8).

Прочитайте пример. (Из 9 вычесть 1 – получится 8).

А кто догадался, чему хочет научить бабушка пчела Муху Цокотуху. (Увеличивать число на несколько единиц и, уменьшать число на несколько единиц)

4. Работа по теме урока.

Ребята, откройте учебник с.68 и прочитайте тему урока.

(Увеличить на….., уменьшить на…).

Мы сегодня тоже будем учиться увеличивать и уменьшать число на несколько единиц.

А) - Какие птицы изображены на рисунке? (ласточки)

Сколько ласточек сидит на проводе? (8)

Составьте по рисунку запись со знаком + (8+2=10)

Прочитайте запись двумя способами. (К 8 прибавить 2 получится 10; 8 увеличить на 2 – получиться 10.)

Составьте по рисунку запись со знаком -. (9-1=8)

Прочитайте эту запись двумя способами. (Из 9 вычесть 1 – получится 8; 9 уменьшить на 1 – получится 8).

Б) – Прочитайте записи со словом увеличить.

(7 увеличить на 1 – получится 8, 87 и т.д.)

Какой сделаем вывод:

(Когда увеличиваем, становится больше).

Прочитайте записи со словом «Уменьшить»

(10 уменьшить на 1 – получится 9, 9

Какой сделаем вывод:

(Когда уменьшаем, становится меньше).

5.Физминутка.

Ой, какой то – старичок- паучок

Нашу муху в уголок поволок-

Хочет бедную убить, Цокотуху погубить!

Муха : Дорогие дети, помогите!

Паука – злодея накажите!

Будем дружно мы вставать.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

А потом прыг-скок

И ещё разок.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Побежим мы по дорожке

Раз, два, три!

И похлопаем в ладошки

Раз, два, три!

Кулачком мы погрозим

Раз, два, три!

Паучка предупредим

Раз, два, три.

Не получилось напугать паука.

А злодей – то не шутит,

Руки – ноги он Мухе веревками крутит,

6. Закрепление и повторение изученного.

А) Составление примеров со словами «Увеличить на, уменьшить н..».

Давайте ещё раз попытаемся спасти муху от погибели не силой, а умом, для этого рассмотрите геометрические фигуры с.68 учебника.

Какие геометрические фигуры нарисованы.

Какие из них можно назвать многоугольниками.

Объясните записи к кругам.

(1+3 – к 1 красному кругу прибавили 3 синих. Получилось 4 круга. Количество кругов увеличилось на 1. 4-1 – было 4 круга, убрали 3 синих. Остался 1 красный круг. Количество кругов уменьшилось на 3).

Прочитайте записи со словом «увеличили», «уменьшили».

(1 увеличить на 3 – получится 4; 4 уменьшить на 3 – получится 1).

Посмотрите, у нас появилась сабля. А чья она, неизвестно. Давайте опять обратимся к Мудрой Сове. Вдруг она подскажет.

Она не против нам сказать, но с одним условием. Мы должны сравнить длины отрезков. С.68

Б) Сравнение отрезков .

Давайте сравним длины отрезков. На с.68 учебника измерьте отрезки.

Какое правило должны помнить?

(Начало отрезка совмещаем с делением 0, число, с которым совпадает конец отрезка, показывает длину отрезка.)

Чему равны длины отрезков?

(Розовый – 9см., зелёный – 6см., синий – 9см.), давайте сравним. (9=9, 96, 6Записать в тетрадь.

Ребята, прочитайте, кому принадлежит сабля. Правильно. Это сабля комара- спасителя Мухи – Цокотухи.

Наконец - то к нам летит маленький Комарик

И в руке его горит маленький фонарик.

- «Где убийца? Где злодей?

Не боюсь его когтей!»

Подлетает к пауку, саблю вынимает

И ему на всем скаку голову срубает,

Муху за руку берет и к окошечку ведет:

« Я злодея зарубил, я тебя освободил

И теперь, душа-девица, на тебе хочу жениться».

Давайте хором скажем:

Ученики: «Слава, слава Комару-Победителю!»

- Прибегали светляки,

Зажигали огоньки.

В)Пропедевтика задачи.

Давайте узнаем, сколько фонариков зажгли светлячки.

Задача:

У светлячков было 4 маленьких фонарика и 1 большой. Сколько всего было фонариков.

Что нам известно? (4 маленьких фонарика и 1большой)

Какой вопрос задачи, что надо узнать.

(Сколько всего фонариков)

Что показывают большие и маленькие квадратики?. (большие и маленькие фонарики).

Как ответить на вопрос?

(4+1=5 фонариков)

Назовите ответ. (5).

Музыканты прибежали, в барабаны застучали.

Ученик: Бом! Бом! Бом! Пляшет Муха с Комаром.

А за нею Клоп, Клоп сапогами топ, топ!

Козявочки с червяками, букашечки с мотыльками.

А жуки рогатые, мужики богатые,

Шапочками машут, с бабочками пляшут.

Тара-ра, тара-ра заплясала мошкара,

Веселится народ -Муха замуж идет

За лихого, удалого, молодого Комара.

- Давайте оставим праздновать гостей, а мы с вами выполним задание в рабочей тетради с.25.

Г) Самостоятельная работа.

Я предлагаю, вам разделится на 2 группы.

1 группа – мальчики, выполняют задание уменьши на 1…..,

2 – девочки, выполняют задание увеличь на 1……

Впишите числа в окошки, девочки, увеличивая каждое число на 1, а мальчики уменьшая.

Читаем результаты.

8. Подведение итогов.

Какую тему изучили?

Чему научились?

Что значит увеличить на….., уменьшить на….. ?

Благодарю за работу. (Дети получают карточки – оценки за свою работу).

Задание 3. Расставьте числа по ступенькам. Запишите равенства.

6 + 6 = 12 7 + 4 = 11 6 + 7 = 13 7 + 3 = 10

8 + 4 = 12 5 + 6 = 11 8 + 5 = 13 6 + 4 = 10

5 + 7 = 12 6 + 5 = 11 9 + 4 = 13 8 + 2 = 10

9 + 3 = 12 8 + 3 = 11

Задание 4. Вычислите суммы двух соседних однозначных чисел.

1 + 2 = 3 3 + 4 = 7

2 + 3 = 5 4 + 5 = 9

– Что вы заметили? (Значение суммы увеличивается на 2.)

Запомните: 5 + 6 = 11; 6 + 7 = 13.

Задание 5.

Прочитайте задачу а). Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу, выполнив схему.

Решение: 11 – 2 = 9 (чел.) – осталось.

Прочитайте следующую задачу б). Что известно? Что требуется узнать? Выполните краткую запись и решите задачу.

– Прочитайте следующую задачу. Что известно? Что требуется узнать? Выполните схему и решите задачу.

Решение: 13 – 5 = 8 (чел.) – пошли стрелять.

Запомните: 5 + 8 = 13.

Задание 6. Работая в парах, выпишите суммы, которые равны числу 12; затем суммы, равные 11 и 13. Проверьте друг друга.

Задание 7.

– Раньше были бумажные деньги по 3 и 5 рублей («трёшки» и «пятёрки»). У вас только «пятёрки», а у продавца только «трёшки». Как заплатить 11 рублей?

5 + 5 + 5 + 5 – 3 – 3 – 3 = 20 – 9 = 11

– Теперь у вас только «трёшки», а у продавца только «пятёрки». Как заплатить 13 рублей?

3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 – 5 = 18 – 5 = 13

III. Итог урока.

– Какие однозначные числа нужно сложить, чтобы получить 11?

– Какие однозначные числа нужно сложить, чтобы получилось 13?

Урок 24
Повторение и обобщение изученного

Цель деятельности учителя: создать условия для совершенствования вычислительных навыков (сложение в пределах 20 с переходом через десяток, дополнение одного слагаемого до десяти, вычитание разными способами), для развития умения составлять сумму и разность по рисунку.

Предметные: умеют выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20, правильно употреблять в речи названия компонентов сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность), решать текстовые задачи, в том числе в 2–3 действия.

Личностные: проявляют положительное отношение и интерес к урокам математики; сопоставляют собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.

регулятивные: удерживают цель учебной деятельности на уроке (с опорой на ориентиры, данные учителем) и вне урока (с опорой на развороты проектной деятельности); познавательные: выполняют вычисления по аналогии; используют схемы при решении текстовых задач; комбинируют данные при выполнении задания; коммуникативные: отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное.

Ход урока

I. Актуализация знаний. Устный счет.

1. Сколько орехов в пустом стакане?

2. Гусь весит 4 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?

3. Назовите ответы.

40 + 50 = 80 – 50 = 20 + 60 =

70 – 60 = 40 + 10 = 90 – 70 =

10 + 30 = 90 – 30 = 30 + 40 =

4. Расставьте стулья.

II. Закрепление изученного материала.

– Сегодня на уроке мы продолжим выполнять сложение и вычитание в пределах 20.

1. Самостоятельная работа по рубрике «Проверочные задания».

2. Коллективная работа по рубрике «Математический тренажер».

– Выполните вычисления (задание 1).

– Прочитайте задачу, выполните решение (задания 2–12).

3) Вынул – 5 б. и 8 б. Решение:

Положил – 4 б. 1) 8 + 5 = 13 (б.) – вынул.

Осталось – ? б. 2) 13 – 4 = 9 (б.) – осталось.

4) Всего – 15 р. Решение:

Трансформеры – 6 р. 15 – 6 = 9 (р.) – остальных.

Остальных– ? р.

5) Самолет – 7 д. и 6 д. Решение:

Отложили – 8 д. 1) 7 + 6 = 13 (д.) – на самолет.

Осталось – ? д. 2) 13 – 8 = 5 (д.) – на корабль.

6) Всего – 12 ст. Решение:

О природе – 9 ст. 12 – 9 = 3 (ст.) – про котенка.

Про котенка – ? ст.

7) Всего – 6 ск. и 9 ск. Решение:

Прочитала – 8 ск. 1) 6 + 9 = 15 (ск.) – всего.

Осталось – ? ск. 2) 15 – 8 = 7 (д.) – осталось прочитать.

8) Было – 11 дв. Решение:

Разрушил – 5 дв. 1) 11 – 5 = 6 (дв.) – осталось

Построил– 7 дв. после разрушения.

Стало – ? дв. 2) 6 + 7 = 13 (дв.) – стало.

9) Нашел – 12 к. и 6 р. Решение:

Отдал – 9 к. 1) 12 – 9 = 3 (к.) – осталось.

Осталось – ? к. и р. 2) 6 + 3 = 9 (к и р.) – осталось.

10) Было – 7 кач. и 4 кар. Решение:

Покрасили – 5 кач. 1) 7 + 4 = 11 (кач. и кар.) – всего.

Осталось – ? кач. и кар. 2) 11 – 5 = 6 (кач. и кар.) – осталось

покрасить.

11) Было – 25 р., 40 р. Решение:

Потратила – 32 р. 1) 25 + 40 = 65 (р.) – всего.

Осталось – ? р. 2) 65 – 32 = 33 (р.) – осталось.

12) Клей – 30 р. Решение:

Кисточка – 25 р. 1) 30 + 25 = 55 (р.) – стоят клей и кисточка.

Было – 42 р. 2) 55 – 42 = 13 (р.) – необходимо попросить.

Требуется – ? р.

III. Самостоятельная работа по карточкам.

– Найдите, что неправильно.

У белочки было 10 золотых орешков, а серебряных – на 5 меньше. Сколько золотых орешков было у белочки?

Золушка перебрала за день 3 мешка с рисом и 7 мешковс гречкой. Сколько раз танцевала на балу Золушка с Принцем?

– Решите задачи.

На столе лежат три спички. Не прибавляя ни одной спички, сделайте из трёх спичек четыре. Ломать спички нельзя.

–На столе лежат три спички. Добавьте к ним ещё две так, чтобы получилось восемь. Ломать спички нельзя.

– Заполните пустые шары.

IV. Итог урока.

– Как выполнить сложение однозначных чисел по частям?

Урок 25
Состав числа 14

Цели деятельности учителя: создать условия для формирования умений выполнять сложение однозначных чисел вида = = 14, решать арифметические задачи, дополнять равенства, выполнять сложение трёх слагаемых разными способами.

Планируемые результаты образования.

Предметные: умеют выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток на основе знания состава числа 14, решать текстовые задачи; определять последовательность действий при вычислении значения числового выражения, решать текстовые задачи в 2–3 действия.

Личностные: оценивают собственные успехи в освоении вычислительных навыков; имеют познавательную мотивацию, демонстрируют интерес к математическим заданиям повышенной трудности.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: проверяют результаты вычислений; планируют собственную вычислительную деятельность; познавательные: наблюдают за свойствами чисел, устанавливают закономерности в числовых выражениях и используют их при вычислениях; ориентируются в календаре (недели, месяцы, рабочие и выходные дни); коммуникативные: отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное; при выполнении заданий в паре слушают друг друга, договариваются, объединяют полученные результаты при совместной презентации решения.

Просмотров