Экологический проект «зимующие птицы. Экологический проект «Птицы – наши друзья

Чумаченко Ольга Михайловна,

старший воспитатель,

Тип проекта : познавательно-практический

Цели: 1.Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

2.Расширить представление детей о птицах края. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам, развивать желание помочь им.

Задачи: 1.Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях

2.Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц.

3.Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

4.Научить детей правильно их подкармливать.

Актуальность проекта:

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Срок реализации проекта : ноябрь - апрель

Участники проекта: дети дошкольного возраста (3-7лет), родители воспитанников, воспитатели группы, учитель-логопед.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

Обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми, родителями (консультации, семинары-практикумы, КВН, памятки, акции, информационные листы)

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Внедрение в воспитательно- образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах

Заготовка корма для птиц

Изготовление кормушек

Изготовление листовок, плакатов «Покормите птиц зимой»

Подкормка и наблюдение за птицами.

Тематическое посещение краеведческого музея с практической направленностью «Покормите птиц зимой»

Посещение городской выставки в краеведческом музее «Птицы мира»

Выставка детских рисунков «Птицы зимой»

Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме

Тематические выставки

III этап - заключительный

Обработка результатов по реализации проекта

Участие в городском конкурсе «Славим птиц»

Акция «Покормите птиц зимой»

Праздник «День птиц»

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.

Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Активное участие родителей в реализации проекта.

Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.

I этап – подготовительный

Когда Снежная Королева появляется в своих владениях, перед зимующими у нас птицами встает два жизненно важных вопроса: как прокормиться и куда спрятаться на ночь от холодов. Светлая часть суток сокращается, доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает: увеличиваются затраты энергии на противостояние организма низким температурам. Вот почему наши синицы, поползни, снегири становятся зимой такими прожорливыми – практически весь день только тем и занимаются, что ищут пищу, так как хороший слой жира под кожей образует дополнительную защиту от морозов.

Для того чтобы научить детей особенностям кормления, правилами поведения возле кормушек с видовым разнообразием зимующих птиц, педагогам самим необходимо знать все о птицах. Поэтому, в детском саду проводятся консультации, семинары-практикумы, КВН по данной тематике (см. приложение №1). В детском саду имеется очень старая книга с полезной для педагогов информацией «Определитель птиц СССР» с яркими иллюстрациями птиц. Такая ценность необходима каждому воспитателю, особенно начинающему. Определитель берем на прогулку и узнаем новых гостей.

У воспитателей имеются памятки: «Меню птиц». Примерная тематика памяток для педагогов:

Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Кормление птиц – дело не только важное, но и ответственное. Орнитологи предупреждают, что птицам ни в коем случае нельзя скармливать пряные, соленые, острые, жареные, кислые продукты. Птицам нельзя есть цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов. Нежелательно кормить их рисом и гречкой. Можно давать только белый хлеб, а вот черный хлеб опасен – он закисает в зобу птиц, плохо переваривается (особенно в мороз).

У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несоленое сало, сыр и мясо (вареное и сырое). Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки. Ветер будет раскачивать кусочек, но это не смущает синичек.

Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо – семечки подсолнечника, они должны быть мелкими и, конечно, нежареными. Умные птицы не глотают семечки целиком, со шкуркой, а мастерски выклевывают зернышко. Кроме подсолнечных, пернатые любят семена арбуза, дыни, тыквы, кабачков и патиссонов, просо, пшено, рябину, боярышник и зерна кукурузы. А еще – шкурки от бекона, вареные яйца, вареный картофель, геркулес (но не в виде каши). Конечно, весь корм должен быть свежим.

Неплохо поместить в кормушке и кальциевую подкормку - скорлупу куриных яиц.

Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».

Если Вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона. Зерна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место. Зимняя столовая будет работать и весной, до тех пор, пока не проклюнется первая зелень.

Большую помощь в воспитании бережного отношения к природе, изготовлении кормушек, оказывают родители. В родительских уголках на протяжении всего времени прохождения акции помещаются ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЛИСТЫ АКЦИИ «Покормите птиц зимой!», памятки.

II этап – основной (практический)

Зимой гибнет много птиц, особенно в морозы. Холодно, для жизни нужно много энергии, а корм недоступен под снегом и льдом. Птицам нужна помощь людей. К тому же покормить птиц - несложный и очень приятный способ проявить человечность и стать добрее.

Ежегодно, начиная, с 12 ноября …(пока не появится корм для птиц) в нашем детском саду проходит акция «Покормите птиц!» (по старинному поверью 12 ноября в День Зиновия Синичника («Синичкин день») свиристели, щеглы, сойки, синицы, и многие другие пернатые перебираются поближе к человеку, чтобы получить еду в предстоящие холодные зимние дни).

Мы с ребятами с большим удовольствием изготавливаем кормушки для птиц. В работу идет всё: пластиковые бутылки, и пакеты из - под сока, молока и красочные упаковки от новогодних подарков.

Наши малыши с большим трепетом каждый день бегут проверять кормушки - очищают их от снега и пополняют их кормом. А птицы не заставляют себя долго ждать.

Во время подкормки дети учатся соблюдать правила поведения возле кормушек : громко не кричать, не сорить, не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.

Учим детей, что корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, подсолнухи, кусочки несоленого сала, ягоды рябины.

Ребята должны знать, что птиц кормить необходимо регулярно. Нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна наша поддержка.

Места для размещения кормушек также заранее планируем: места подбираем не шумные. И желательно, чтобы кормушки были видны из окон, где можно было посмотреть и понаблюдать за птицами (разнообразием, повадками).

Планирование акции начинается задолго до её начала, ведь прежде чем накормить, необходимо знать какие птицы зимуют, особенности их поведения, чем питаются птицы, а также заготовить корм заранее.

В детском саду проводятся различные мероприятия познавательного характера.

С детьми дошкольного возраста рассматриваем картинки с птицами, разучиваем стихи о птицах, кричалки.

в образовательной деятельности используем физкультурные минутки, скороговорки. Развлечения не проходят без пословиц, загадок и подвижных игр.

Педагогами для детей изготовлены различные дидактические игры с помощью которых ребятам легче представить особенности строения и жизнедеятельности птиц:

1.Игры: «Мы - птицы», « Построим гнезда» (дляигры «Построим гнезда» на картоне воспитатель пластилином лепит форму гнезда, помещает яйца птиц; в коробке имеются лоскутки, перышки, кусочки ваты, ткани - все, что необходимо птицам для построения теплого гнезда. Дети, используя данный материал, строят гнезда, и в конце – из яиц вылупляются птенцы).


2.Игра: « Когда прилетают птицы» с использованием экологического светофора (игры с использованием экологического светофора можно придумывать разные, опираясь на цвет, например: красный цвет- лето, зеленый – весна… или красный цвет –опасность, желтый - осторожно… В зависимости от изменения значения цвета светофора можно придумывать различные правила игры и, конечно же, новые игры: « Любимая пища грача», «Когда появятся птенцы», «Когда это бывает»… К данной игре имеются цветные наборы картинок по разным темам, в зависимости от придуманной игры.)
3. Игра: «Узнай следы»

4. Игра «Чей клюв?»

5.Игра «Узнай хвостик»

6.“Где чье гнездо?

7.“Собери картинку”.

8. «Четвертый лишний»

Дети старшего дошкольного возраста любят решать ребусы, разгадывать кроссворды.

Педагоги в практической деятельности используют опыт работы Натальи Рыжовой, например, игра «Знакомство с экосистемой поля», где ребята знакомятся с жителями и их значением; учатся составлять экологические пирамиды.

Педагоги постоянно беседуют с детьми ( «Почему мы считаем птиц своими друзьями», «Что ты знаешь о птицах» , «Зачем поют птицы?»). С помощью игр словесной направленности у детей не только расширяются познавательные способности, но и развивается речь, логическое мышление, формируется лексико-грамматический строй речи.


Беседы и наблюдения за птицами продолжаются на прогулке.

Ребята рисуют понравившихся птиц, изготавливают различные поделки.

Ребята детского сада приняли участие в городском конкурсе поделок «Славим птиц».

Детский сад тесно сотрудничает с краеведческим музеем и экологическим центром г.Копейска. В рамках акции "Покормите птиц зимой!" сотрудники краеведческого музея провели занимательную беседу, знакомя детей с зимующими птицами. Дошкольники узнали об особенностях зимующих птиц, их любимых кормах. Дети узнали, что клесты выводят птенцов в морозные дни. Ребята приняли участие в изготовлении птиц счастья.


Дети детского сада были приглашены на выставку «Поющие птицы мира и родного края», где узнали много нового и увлекательного, полюбовались красотой экзотических птиц, услышали их пение.

Ребята старшего дошкольного возраста являются частыми гостями детского экологического центра. Практические беседы проходят увлекательно и познавательно.

III этап - заключительный

После таких бесед, игр познавательного характера, конечно же, ребята готовы и хотят помочь птицам. Для этого дети вместе с родителями, педагогами изготавливают кормушки. Рассматривают их, доделывают, чтобы птицам было удобно сесть и поклевать корм. Затем кормушки развешивают, прикрепляют и кормят уже своих маленьких друзей.

Корм с ребятами старшего дошкольного возраста педагоги заготавливают заранее: приносят из дома семечки подсолнечника, арбуза, и хранят в специальных, дышащих мешочках; заготавливают ягоды рябины - сушат их в прохладных местах.


А семена тыквы и кабачков извлекают из выращенных на огороде детского сада.

В детском саду существует добрая традиция «Праздник для птиц». После новогоднего праздника, елку выносим на участок, устанавливаем ее в тихом местечке и вывешиваем на нее кормушки, которые специально изготавливаем к празднику. Также ребята готовят различные вкусности: печенье. Дети придумывают, исходя из полученных знаний, различные рецепты печенья: морковное печенье, творожное печенье, печенье «Скорлупинка». Ребята с большим удовольствием готовят печенье, основой которого является мякиш белого хлеба. В полученное печенье вставляют ниточки, замораживают и вывешивают на елку.

Находясь возле кормушек ребята строго соблюдают

правила поведения возле кормушек:

громко не кричать,

не сорить,

не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты,

жестяные банки и коробочки.

Корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам.

Дети сами замечают, что если не постоянно кормить птиц, то некоторые птицы улетают. Поэтому, даже в праздничные дни у ребят нашего детского сада есть обязанность, приходить и приносить вместе с родителями корм для птиц. А пернатые друзья благодарят своим радостным щебетаньем, пением. Все что связано с друзьями - интересно, а птицы для нас – друзья. Поэтому детям интересно проверять народные приметы.

С каким удовольствием и радостью в детском саду проходит «Масленица», где ребята встречают весну блинами и закликивают жаворонков.

Ребята с чувством понимания и гордости относятся к кормлению птиц, зная, что если не покормят, то птица может погибнуть.

Результаты реализации проекта:

В детском саду созданы условия по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.

Ребята с родителями и педагогами занимаются заготовкой корма и изготовлением для птиц кормушек.

Педагогами и сотрудниками социальных сфер города проводятся различные мероприятия познавательного цикла, творческого характера, в которых дошкольники и родители принимают активное участие.

В результате акции «Покормите птиц зимой!» учителем-логопедом Лониной Т.А. подобрано и оформлено в качестве методического пособия для развития речемыслительной деятельности по лексической теме «Птицы» .

Итогом проведения ежегодной акции считаем формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.

Можно сказать уверенно, что дети, родители нашего детского сада всегда будут оказывать помощь птицам!

Проект на тему «Покормите птиц зимой»

Цель проекта:
Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи:
1. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях
2. Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц
3. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу
4. Научить детей правильно их подкармливать
Актуальность проекта:
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям

Познавательная
деятельность Трудовая
деятельность Природоохранная
деятельность Пропагандистская
деятельность Работа с
родителями Работа с другими
сотрудниками
Наблюдение «Какие птицы прилетают к кормушке?»
Цель: учить детей, рассматривая птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам; познакомить с их названиями.

Обследовательская деятельность «Чьи следы птиц на участке»
Цель: расширить знания детей

Подвижные игры
«Перелёт птиц»;
«Птички в гнёздышках»;
«Совушка – сова»;
«Куры и ястреб»;
«Собачка и воробьи»
Цель: закрепить особенности повадки птиц

Чтение худ.литературы
А. Яшина «Покормите птиц зимой»; А.Александрова «Столовая для птиц»; Т. Евдошенко «Берегите птиц»
Цель: Расширять знания детей о жизни птиц.

Рассматривание зимующих птиц в альбоме «Птицы» в книгах, в журналах.
Цель: познакомить и выяснить, каких птиц знают дети

Изобразительная деятельность:
Аппликация «Снегирь»;
Лепка «Зимующие птицы»
Рисование «Снегирь на ветке»
Цель: учить детей изображать снегиря

Рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелетов
Цель: обогащать знания детей о зимующих птицах

Отгадывания загадок про зимующих птиц.
Заучивание считалок, пальчиковых игр, пословиц о птицах.
Цель: расширять знания детей о зимующих птицах

Заучивание стихотворений о зимующих птиц
Авторов: Т.Зайцева; М.Пляцковский; Г.Ладонщикова; Л.Татьяничева; В.Берестов; Э.Мошковская.
Цель: вызвать интерес у детей к птицам, расширить знания детей, развить любознательность

Дидактические игры:
«Птицы»
«Какие птицы прилетают к кормушке»
«Четвертый лишний»
«Птичье лото»
«Кто чем питается»
«Узнай по описанию»
Цель: закреплять названия зимующих птиц, способы передвижения

Презентация
«Покормите птиц зимой»
Цель:
Формировать у детей представления о зимующих птицах, вызвать желание помогать им в трудную минуту

Беседа на тему:
«Птицы зимой»;
«Как живут наши пернатые друзья зимой»;
«Кто заботится о птицах»
Цель: систематизировать знания детей о птицах, которые живут у нас зимой, недолгое время, дать представление о том, как зимуют птицы, чем им могут помочь люди

Пригласить в ДОУ Орнитолога
Цель: расширить, обогатить знания детей о зимующих птицах, изучить маршруты их перелетах, образ жизни в различных климатических условиях

Коллективный труд (рядом): «Сбор семян для птиц»
Цель: закрепить умения правильно собирать семена

Ручной труд: «Изготовление пакетиков для хранения корма»
Цель: применять умения и навыки, полученные на занятиях по конструирования, использовать в изготовлении пакетиков, закрепить умения правильно хранить семена.


Ручной труд: «Изготовление кормушек»
Цель: формировать у детей умения и навыки в изготовлении кормушек.

Труд в природе: «Разложить на кустах окружающих деревьев со скворечником, строительный материал для гнезда.
Цель: приучать детей заботиться о птицах

Труд в природе : «Чистка кормушек от снега»
Цель: учить выполнению трудовых действий, воспитание трудолюбия.

Дежурство по: «Птичьей столовой»
Цель: приучать самостоятельно, заботиться о птицах

Поручение:
«Попросить у няни ломтики булочек»
Цель: запомнить, уметь общаться, выполнить правильно поручения

Труд в природе: «Заготовка корма для птиц»
Цель: дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой.

Поручение:
«Сходить к плотнику и попросить повесить кормушки»

Труд в природе: «Расчистка дорожек от снега к кормушке»
Дежурство:
« Следить, чтобы в кормушке не было снега»
Цель: приучать выполнять самостоятельно работу, приучать заботиться о птицах.

Поручение:
«Сделать дома кормушку с взрослым»
Цель: запомнить, уметь передать, выполнить

Поручение:
«Сходить к дворнику и попросить расчистить дорожки от снега к кормушке»
Цель: запомнить, уметь ориентироваться, уметь общаться
Использование ИКТ:
«Спасти птицу от гибели»
Цель: учить оказывать птице помощь (сломано крыло), наложение лангетки, воспитать гуманные чувства к птице

Рассматривание картин по наложению лангетки птице.
Цель: научить детей накладывать лангетку

Пригласить Ветеринара «Показ на муляже птице, накладывание лангетки»
Цель: Учить правильно, накладывать лангетку.

Рассказывание ветеринара и показывание на муляже птице: «Как перебинтовать лапку птице»
Цель: учить правильно, перебинтовывать лапку, воспитывать гуманные чувства к птице Оформление выставки детских рисунков «Помогите птицам перезимовать»
Цель: вызвать интерес к птицам и через художественно- эстетической деятельности развивать гуманные чувства к птицам

Проведение викторины «Зимующие птицы Ульяновской области»
Цель: развивать познавательные и интеллектуальные способности детей, вызвать у детей интерес к птицам родного края

Изготовление кормушек и их развешивание
Цель: формировать у детей чувство переживание и сочувствие к зимующим птицам.


Цель: развивать познавательные и интеллектуальные способности детей о зимующих птиц


Цель: развивать интерес к птицам,
формирование гуманного отношения к птицам

Выпуск газеты: «Мимо не проходите!»
Цель: вызвать интерес, расширить знания о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц

Оформление фотовыставки «Перелётные и зимующие птицы»
Цель: показать красоту птиц и развить эмоциональное отношение человека направленное к птицам, выражающееся в сочувствии, сострадании, милосердии, помощи

Проведение КВН «Птичьи разговоры»
Цель: формировать познавательные и интеллектуальные способности детей о зимующих птиц

Папки- передвижки
«Птицы – наши друзья»
Цель: расширить знания о птицах

Показ открытого занятия: «Зимовье птиц»
Цель: расширить знания о птицах, формирование гуманного поведения.

Показ презентации на родительском
собрание:
«Берегите птиц зимой»
Цель: заинтересовать и привлечь родителей к проблемной ситуации

Статья в газету «Антошка»;
в Журнал «Симбик»
«Птицы – наши друзья»
Цель: привлечь, как можно больше народа к проблемной ситуации, формирование гуманного отношение к птицам.

Домашние задание родителям
Рекомендации на совместные прогулки
Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц»
Совместно с ребенком сделать кормушку
Фото-видеосъемка птиц на кормушке
Развешивание кормушки

Консультация для родителей «Как научить ребенка заботиться о птицах»; «Покормите птиц зимой»

Подкормка птиц
Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Читать рассказы и стихи про птиц
Загадывание и отгадывание загадок про птиц
Просмотр мультфильма «Серая шейка»

Совместное партнерство воспитателя с родителями
Посещение краеведческого музея
Посещение Эколого-биологического центра (на территории школы №86)
Проведение анкетирование
Проведение конкурса «Лучшая кормушка»
Конкурс фотовыставки «Перелётные и зимующие птицы»
Изготовление газеты: «Мимо не проходите!»
Проведение родительского собрания на тему: «Берегите птиц зимой», показ презентации.
Изготовление листовок: «Берегите птиц зимой»; «Зернами кормите»
Развешивание листовки
Оформление плаката: «Покормите птиц зимой»; «Перелётные и зимующие птицы»

Проведение Викторины
«Зимующие птицы Ульяновской области»
Проведение КВН
Проведение спортивного досуга «Птицы»
Организовать познавательный вечер с Орнитологом
Статья в газету «Антошка»
«Птицы – наши друзья»
Цель:
формировать познавательные и интеллектуальные способности детей о зимующих птиц, развивать интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое, делиться информацией, воспитание гуманных чувств и отношение к птицам

С воспитателем:
Оформление выставки книг «Звери, птицы зимой»

Выставка книг «Птицы - наши друзья»

Оформление книжного уголка «Пернатые друзья»
Цель: воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству.
Оформление альбома «Перелётные и зимующие птицы»
Оформление картотеки загадок, стихов о птицах.
Ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно)

Проведения с детьми занятия «Домики для птиц»
Цель: учить детей заботливому отношению к птицам. Приучать их ответственно относиться к серьёзному и нужному делу-изготовлению гнездовий.

С музыкальным работником:
Прослушивание музыки: аудиозапись «Голоса птиц»

Музыкально-дидактическая игра: «Птицы и птенчики»,
муз. и слова Е.Тиличеевой

Проведение праздника: «День птиц»
Разучивание и прослушивание песенок о птицах.

Разучивание танца «Птицы»
Цель: развивать музыкальный слух, в соответствии с изменением динамики, темпа музыки выполнять определенные музыкально – ритмические движения, воспитывать интерес и любовь к музыкально-эстетическому творчеству.

С дворником:
Почистить дорожки к кормушкам
Цель: воспитывать положительное отношение к труду

С инструктором по физической культуре:
Проведение физкультурного досуга «Птицы»
Цель: воспитывать интерес к птицам

С плотником:
Развешивание кормушек
Цель: привлечь к проблемной ситуации.

С помощником воспитателя:
Приготовить ломтики булочек
Цель: развить понятие, что делясь крохами, можно спасти птиц от гибели.

Тип проекта: информационно-практический.

Продолжительность проекта: октябрь - март.

Участники проекта: дети 5-6 лет, родители, педагоги, музыкальный руководитель ДОУ.

Организатор проекта: Аксененко Светлана Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории.

Цель проекта: формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучение особенности жизни, внешнего вида и среды обитания птиц нашего города;

2. Становление экологически ориентированной деятельности и поведения детей в природной среде, с объектами природы;

3. Воспитание гуманного, экологически целесообразного отношения к природе;

4. Накопление эмоционально-положительного, нравственно-ценного опыта отношения с природой.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.

Подготовительный этап:

На протяжении всего проекта ведется подбор детской и педагогической литературы, картин и иллюстраций, грамзаписей, видеоматериалов, дидактических игр, материалов для творческой деятельности детей.

Октябрь.

1. Занятие познавательного цикла по ознакомлению с птицами: "Как узнать птицу".

Цель: формировать у детей обобщенное представление о птицах как о живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе и имеющих типичное строение: две ноги, два крыла, клюв, перья; развивать умение устанавливать причинно - следственные связи различного характера.

2. Экологическая беседа: "Птицы в лесу".

Цель: формировать у детей представление о жизни птиц в лесу, их приспособленности к условиям леса, воспитывать познавательный интерес.

Цель: воспитывать умение различать птичьи голоса, приобщать к миру дивного пения птиц.

4. Дидактические игры: "Что за птица?", "Подбери птичке перышко".

Цель: воспитывать умение определять птиц по внешнему виду.

5. Выезд в лес совместно с родителями с целью наблюдения за жизнью птиц в лесу.

6. Конкурс на лучшее сочинение детей и родителей: "Птицы нашего города".

7. Разрешение проблемных ситуаций:

"Что бы вы сделали, если бы увидели...

Выпавшего из гнезда птенца?

Мальчишку, разоряющего птичьи гнезда?

Мальчишку с рогаткой в руке?

Птичку севшую к вам на подоконник?

8. Разучивание поговорок: "всякая птица своим пером гордится", "У каждой пташки свои замашки".

9. Продуктивные виды деятельности: рисование "Перелетные птицы", лепка "Утка с утятами".

10. Выставка работ из природного материала: "Чудо-птица". Участники: дети, родители, педагоги.

Ноябрь.

1. Занятие: "Осенние заботы птиц".

Цель: уточнить знания об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах птиц перед долгой зимой, воспитывать бережное отношение к птицам в осенний период.

2. Экологическая беседа: "Зимующие и перелетные птицы"

Цель: углублять представление о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли, отмирание вегетативных частей растений); учить классифицировать птиц на зимующих (ворона, галка, воробей, синица, снегирь, голубь) и перелетных (утка, грач, стриж, ласточка) на основе установления связи между характером корма и возможности его добывания. Воспитывать желание заботится о птицах.

3. Дидактические игры: "Кто где зимует?", "Раздели птиц на перелетных и зимующих"

Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.

4. Экскурсия в сквер, с целью наблюдения за городскими птицами.

5. Анкетирование родителей по теме: "Что ты знаешь о птицах".

6. Консультация для родителей и педагогов "сохраним родную природу".

7. Решение проблемной ситуации: "о чем могут говорить птицы, живущие в разных условиях: одна в неволе, а другая в лесу? Одна живет на всем готовом, но в клетке, а другой приходится себе самой добывать корм, спасаться от врагов, зато она свободна".

8. Продуктивные виды деятельности: рисование "Где обедал воробей", аппликация "Сказочная птица",конструирование из при родного материала "Совушка-сова, большая голова".

9. Вечер загадок и отгадок.

  • "Я по дереву стучу, червячка добыть хочу, хоть и скрылся под корой, все равно он будет мой". (дятел)
  • "Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья - белобока, а зовут ее..." (сорока)
  • "Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло - спать летит в дупло." (сова)
  • "На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его..." (скворец)
  • "Черный, проворный, кричит: "крак", червякам - враг. (грач)
  • "Сизокрылая птица, любит семечки и крошки, сидит тихонечко воркует возле дома и на окошке" (голубь)
  • "Маленький мальчишка в сером армячишке, по дворам шныряет крохи собирает. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет". (воробей)
  • "Спинкою зеленовата, крылышками желтовата черненькая шапочка и полоска шарфика" (синичка)

Декабрь.

1. Занятие "Тайны птичьего мира".

Цель: развивать а детей интерес к жизни птиц, познакомить с удивительными загадками и тайнами природы; продолжать активизировать познавательные способности детей.

2. Экологическая беседа "Птицы водоемов"

Цель: формировать представление о том, что в водоеме живут птицы, образ жизни которых связан с водой, их приспособленность к условиям обитания. Формировать представление о жизненном круге утки.

3. Дидактические игры: "Назови водоплавающих птиц", "Что сначала, что потом?".

Цель: способствовать обобщению представлений о водоплавающих птицах.

4. Фотовыставка "Птицы нашего города". Совместная деятельность детей и родителей.

5. Экскурсия в Краеведческий музей.

Цель: уточнить и расширить знания детей о птицах нашего города.

6. Экологическая акция "Новая столовая". Совместная деятельность детей, родителей, педагогов.

Цель: воспитывать любовь ко всему живому, чувство необходимости помогать птицам в трудное для них время, развивать фантазию и творчество.

7. Анкетирование родителей "Как ты помогаешь птицам"

Цель:" Уточнить, какую помощь оказывают взрослые птицам2.

8. Знакомство с демонстрационной картиной "Как живут наши пернатые друзья зимой"

9. Разучивание пословиц: "Мала синичка, да коготок остер", "Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает", "Воробьи под кровлю, а совы на ловлю".

10. Чтение рассказа К.Д.Ушинского "Ласточка".

11. Продуктивная деятельность. Рисование "Снегири - как розовые яблоки", аппликация "Белая лебедушка", работы из природного материала (шишки, перья, скорлупа орехов)

12. Выставка детских работ "Птичий мир".

Январь

1. Занятие "Покормите птиц зимой".

Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах, развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц, воспитывать заботливое отношение, желание помогать им в трудных зимних условиях.

2. Экологическая беседа "Учитесь жалеть и беречь".

Цель: формировать ответственное и бережное отношение к родной природе.

3.Дидактические игры: "Кто где зимует", зоологическое лото"Птицы"

Цель: закрепить знания о птицах, развивать логическое мышление.

4. Выездное занятие в городскую детско-юношескую библиотеку, с целью получения дополнительных знаний о птицах, подбор литературы о птицах.

5. Экологическая акция:"Покормите птиц зимой".

Цель: воспитывать сочувствие, желание помочь птицам.

6. Коллективное рисование. Плакат "Покормите птиц зимой"

7. Просмотр видеоматериалов о жизни птиц.

Февраль.

1. Занятие: "Птицы наши друзья".

Цель: способствовать пониманию значимости живых существ, их взаимосвязи в природе, развитию эмоционально - положительного, экологически правильного отношения к птицам.

2.Экологическая беседа: "Добрые поступки"

Цель: воспитывать умение доказательно строить суждения, определять добрые поступки.

3.Дидактические игры:"Хорошо - плохо", "докажи, что это птица".

Цель: воспитывать познавательный интерес, воспитывать умение относить животных имеющих выделенные признаки к птицам.

4. Экологическая акция "Наша столовая"(подготовка кормушек и подкормка птиц)

"Что за стол среди берез под открытым небом,
угощает он в мороз птиц зерном и хлебом".

5. Фоторепортаж "Как мы помогаем птицам"

6. Разучивание стихотворения Э.Булгакова "Синички"

7. Чтение рассказа "Птичья столовая".

8. Знакомство с репродукцией картин И.Похитонова "Зимой", Л. Бродского "Зимнее утро".

9. Выставка детских работ. Девиз выставки "Приручите птиц зимой к своему окну, чтоб без песен не пришлось нам встречать весну".

Март .

1. Занятие: "О чем поют птицы весной".

Цель: расширить представление о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении, развивать интерес к жизни птиц, воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

2.Дидактические игры:"Чей это домик", "Кто чей?".

Цель: развивать умственные способности, доказательно строить суждения, определять, чей птенец.

3. Экскурсия в художественный музей совместно с родителями.

Цель: воспитывать эстетические чувства, приобщать к прекрасному.

4. День экологических знаний.

Цель: уточнить и расширить знания детей о птицах.

5. Игры: "Хорошо - плохо" (много кормушек - хорошо или плохо? Много детей у кормушек - хорошо или плохо? Много корма в кормушках..."; "Чей хвостик?"; "Угадай, как кого зовут?"; "Чьи следы на снегу?".

Цель: воспитывать умение размышлять, делать выводы, рассуждать.

6.Акция "Домик для птички". Привлечь родителей.

Цель: воспитывать бережное отношение ко всему живому, желание заботится, развивать творческие умения, фантазию в придумывании домика для пернатых.

7. Развлечение для детей, родителей и педагогов "Новоселье птиц".

Цель: закрепить знания детей о птицах.

Показатели сформированности экологической культуры ребенка.

68% детей показали высокий уровень развития познавательной деятельности. практических навыков помощи птицам зимой; приобрели потребность в общении с представителями мира птиц; в проявлении доброты и чуткости, милосердия и бережного отношения ко всему окружающему.

Дети проявляют инициативу в решении экологических проблем ближнего окружения; проявляют интерес к условиям жизни птиц, оценивают их состояние с позиций "хорошо - плохо;

С желанием участвуют в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагируют при встрече с птицами, пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества.

Проявляют готовность оказать помощь, нуждающимся в ней. Контролируют свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Конкурсант:

Правдюкова Людмила Евгеньевна

воспитатель

МБДОУ "Детский сад № 1"

г. Нефтеюганск

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира -

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Поэтому, в 2008 году, набрав группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями по проектной деятельности».

Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить магнитную доску, оформить стенгазеты, агитационные плакаты, связали красивые скатерти, помогли оформить уголок дежурства, уголок природы, эмоциональный уголок.

Совместная подготовка по проектной деятельности сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать самим.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями через проектную деятельность. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Форма работы: проектная деятельность.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Вид проекта: групповой, долгосрочный.

Цели проекта:

1. Закрепить представления воспитанников о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

2. Привлечь внимание воспитанников и родителей к природоохранной деятельности и научить их, ее организовывать.

Задачи проекта:

1. Расширить представление воспитанников о зимующих птицах нашего региона.

2. Обобщить знания воспитанников полученные при наблюдении за повадками птиц.

3. Расширить представление воспитанников и родителей о видах кормушек, способах их изготовление из разного материала.

4. Заинтересовать родителей природоохранной деятельностью, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к птицам, формирование созидательного отношения к миру.

5. Научить воспитанников совместно с родителями организовать природоохранную деятельность.

6. Научить детей правильно их подкармливать.

7. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

Актуальность проекта:

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.

В совместной работе с родителями создавать условия для общения воспитанников с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Ожидаемый результат:

Воспитанник, имеющий представление о зимующих птицах, умеющий совместно с родителями изготовить кормушку из разного материала. Знающий, каким кормом подкармливать птиц. Всю зиму регулярно подкармливающий птиц. Умеющий наблюдать и фиксировать наблюдения в дневнике, анализировать и делать выводы.

Родитель активный участник в проекте и способный воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам.

Экологический проект "Птицы на кормушке".

Название

Участники

Продуктивная деятельность.

реализации.

"Птицы на кормушке"

Групповой, долгосрочный.

Воспитатель, воспитанники группы, родители.

Рассматривание картинок с птицами.

Составление описательного рассказа о птицах.

Отгадывание загадок.

Художественная литература.

Выставка рисунков.

Изготовление кормушек.

Выставка кормушек (изготовленные совместно с родителями).

Изготовление дидактических игр: "Зимующие птицы", "Покормим птиц", "Четвертый лишний", "Кто на кормушке", "Сколько птиц на кормушке", "Дорисуй птицу", " Узнай птиц по описанию". Под. игры: "Зимующие и перелетные птицы", "Найди птицу", "Птицы и автомобиль", "Птички и кошка".

Просмотр презентаций:

"Зимующие птицы", "Кормушки".

Консультации для родителей.

Фотовыставка "Птичья столовая".

октябрь - май

Пути реализации проекта.

Этапы реализации проекта:

  1. 1. Подготовительный этап:

Создание необходимых условий для реализации проекта:

Обсуждение цели и задач с воспитанниками и родителями.

Обоснование, предсказание путей реализации проекта.

Подбор познавательной, художественной литературы.

Отгадывание загадок, чтение стихотворений про птиц.

Проведение бесед по проекту.

Оформление консультаций "Как сделать кормушку для птиц из пластиковой бутылки", "Кормушки для птиц", "Правила содержания кормушек", "Чем подкармливать птиц".

Просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Какие бывают кормушки".

Изготовление дидактических игр.

Оформление стенгазеты "Птицы зимой".

Выставка рисунков " Птичье кафе".

Совместно с родителями изготовление кормушек из разного материала.

2. Основной (практический) этап.

Оформление альбома про зимующих птиц.

Составление описательных рассказов о зимующих птицах.

Изучение корма для подкормки птиц.

Выставка кормушек.

Выбор места для кормушек.

Организация праздника "Синичкин день".

Наблюдение за зимующими птицами.

В течение всего проекта ежедневное кормление птиц.

Использование разных кормов.

Оформление агитационных плакатов "Покормите птиц зимой".

Оформление памяток - "Чем кормить птиц?".

Наблюдение за поведением птиц на кормушках.

Создание дневника наблюдений.

Ежедневное заполнение дневника наблюдений.

3. Заключительный этап.

Подведение итогов реализации проекта:

Сколько птичек мы спасли за зимний период времени?

Чем лучше кормить птиц?

Как часто необходимо кормить птиц?

Организация праздника "Вороний день" (награждение активных участников проекта).

Организация фотовыставки «Птичья столовая»

Презентация проекта (освещение опыта работы).

Участие в конкурсе "Эколог Югры - 2012"

Экологический проект «Птицы на кормушке».

На первом этапе, в ходе которого мы с детьми во время прогулок наблюдали за птицами, за их поведением при низкой температуре погоды, за изменениями в жизни птиц зимой. Затем вместе с родителями мы обсуждали ход проекта, выяснили возможности, средства, определили цели и задачи, которые будем решать, определили предполагаемый результат.

Для того, чтобы реализовать проект родители вместе с воспитанниками изучили познавательную и художественную литературу о птицах, населяющий наш регион, их образе жизни, о связи с окружающей средой, о том какую пользу приносят птицы людям, о необходимости подкормки птиц в зимний период, которая расширила кругозор воспитанников. Так же воспитанники отгадывали загадки, читали стихи, рассказы про птиц.

В беседах воспитанники систематизировали знания о зимующих птицах. Из полученных знаний и наблюдений определили, чем и как необходимо подкармливать птиц. Предпочтение было отдано хлебным крошкам, пшену и семенам подсолнечника, так как это по вкусу почти всем птицам. В ходе обсуждения корма для птиц воспитанники узнали, что нельзя оставлять в кормушке чёрный хлеб, солёное сало, жареные семечки – вместо помощи это наносит птицам вред.

Для закрепления знаний и поддержки интереса у воспитанников, мы совместно с родителями оформили дидактические игры «Зимующие птицы», «Покормим птиц», «Четвертый лишний», "Кто на кормушке", "Сколько птиц на кормушке", "Дорисуй птицу". Играя в игры, мы систематизировали знания воспитанников о зимующих птицах, уточнили "меню" для птиц.

Так же для родителей были оформлены консультации "Как сделать кормушку для птиц из пластиковой бутылки", "Кормушки для птиц", "Правила содержания кормушек", "Чем подкармливать птиц". Приложение №1.

Изучив познавательную литературу и просмотрев презентации про зимующих птиц нашего края и про то, какие можно сделать кормушки, воспитанники вместе с родителями зарисовали и оформили выставку рисунков "Птичье кафе", стенгазету "Птицы зимой" в газете разместили фотографии птиц, информацию о том, как трудно пережить птицам холодное время года и какую пользу приносят птицы людям.

На втором этапе (основном) совместно с родителями воспитанники оформили альбом, который состоит из двух разделов: 1 раздел - «Все о птицах», 2 раздел - «Кормушки и корм для птиц». В первом разделе был собран большой накопительный материал о зимующих птицах, о значении птиц в жизни человека. Подобрано художественное слово (стихи, загадки, приметы про птиц). Воспитанники совместно с родителями по схеме составляли описательные рассказы о зимующих птицах. В следующем разделе мы собирали материал о видах кормушек и способах их изготовление из разного материала. И о том, какой корм предпочитают наши птицы.

Родители совместно с воспитанниками дома сделали кормушки из разного материала: деревянные кормушки, бумажные (коробки из под сока), пластиковые (из бутылок).

После этого была организована выставка кормушек, где воспитанники с родителями демонстрировали свои кормушки, рассказывали, как и из какого материала, они их сделали. Мы обсуждали, какие кормушки нам прослужат дольше, как мы их будем крепить, чтобы не повредить деревья. Кормушки готовы, но прежде чем их развесить необходимо, выбрать место, где лучше разместить кормушки. Мы с воспитанниками во время прогулок наблюдали за прилетающими птицами, выбирали место, куда лучше повесить кормушки и решили несколько кормушек закрепить на деревьях нашего участка, остальные кормушки расположить около центрального входа детского сада.

12 ноября «Синичкин день» - это день вывешивания кормушек. Этот день считается в народе Синичкиным праздником: по приметам к этому сроку прилетают зимующие птицы, которые подбираются ближе к жилью, где больше корма. На празднике воспитанники вместе с родителями отгадывали загадки о птицах, пели песни, читали стихотворения о синице и осени, играли в тематические игры и делали «птичью» зарядку. Финальным аккордом торжества стала установка кормушек на территории детского сада. Перед тем, как повесить кормушки, воспитанники заботливо насыпали в нее корм. Теперь каждое утро по дороге в детский сад ребят встречает веселый птичий гомон. Кажется, что на территорию детского сада слетелись птахи со всего микрорайона. Однако наблюдать за птицами сложно, они пугливы и разлетаются при приближении человека. Но мои воспитанники нашли выход: они наблюдают за пернатыми из окна группы и видят, как птицы радуются человеческой помощи. А дети рады тому, что их труд и труд родителей не прошел даром, теперь птицам будет легче пережить трудную для них пору.

Для того, чтобы развивать у воспитанников наблюдательность и в заключение проекта сделать выводы: сколько птичек мы спасли за зимней период времени и чем же лучше кормить птиц, мы вместе с родителями оформили дневники наблюдений. Все свои наблюдения воспитанники фиксируют в дневниках наблюдений. Приложение №2.

Мои воспитанники и родители заботятся о пернатых наших меньших, но возник вопрос: "А другие заботятся о птиц в зимний период времени?". Мы вместе с родителями и воспитанниками обсудили и решили выйти за пределы детского сада и привлечь жителей нашего города к подкормке птиц. Но прежде чем выйти, мы оформили агитационные плакаты "Покормите птиц зимой!" и памятки "Чем кормить птиц?" Агитационные плакаты развешивали в общественных местах, раздавали памятки, а так как в группу ходят дети не только с микрорайона, в котором находится детский сад, то родители и воспитанники с других микрорайонов решили развесить плакаты и раздать памятки у себя в микрорайонах. Что позволило охватить наибольшее количество жителей нашего города.

На третьем этапе - выявились активные участники, воспитанники с родителями не забывают про птиц, из дома приносят различный корм и кормят их с удовольствием. Так же дети развесили свои кормушки и возле дома, подкармливают птиц каждый день, наблюдают за их поведением и рассказывают остальным детям, какие птички прилетают на их домашние кормушки. Таких детей мы поощряем звездочками на экране успешности.

В ходе реализации проекта воспитанники уточнили и систематизировали представления о птицах, которые остаются зимовать в наших краях, их образе жизни в холодный период времени, о связи с окружающей средой, об их характерных особенностях. После изучения с воспитанниками теоретического материала, а также в ходе наблюдений, сделали вывод: птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее. В ветреные дни птицы не прилетают. Выяснили, что голуби и воробьи предпочитают крошки белого хлеба и батона, а синицы - сало. Пшено едят дольше всего, сухофрукты наши птицы не едят.

Воробьи и голуби прилетают стайками, а синички - по 2-3, сороки - по одиночке. Кормушки посетили 4 вида птиц. Это воробьи, синицы, голуби, сороки.

Воспитанники вместе с родителями изготовили своими руками разнообразные кормушки, используя различный материал, воспитанники научились вести дневник наблюдений за птицами и анализировать увиденное.

За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить, и мы будем продолжать подкармливать птиц.

Наши перспективы:

Оформление фотовыставки "Птичья столовая" (результаты работы - апрель).

Организация совместного с родителями праздника "Вороний день" (подведение итогов проекта, награждение активных участников)

Участие в конкурсе "Эколог Югры - 2012"

Презентация проекта на педагогическом совете (освещение опыта работы) Учреждения.

Приложение №1.

Как сделать кормушку для птиц из пластиковой бутылки.

"Кормушки для птиц".

Чем кормить птиц зимой?

Приложение №2.

из дневника наблюдений за птицами на кормушке.



Наталия Дымова

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 56 ДЕРЕВНИ ОБОЛДИНО

ЩЕЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

141134, Московская область, Щелковский район, дер. Оболдино, д. 53

т. 8 (496) 56 39 327 mdou [email protected]

Краткосрочный экологический проект : «»

Воспитатель : Дымова Н. Е.

ТИП : познавательно - исследовательский

СРОК : краткосрочный (1неделя : 07.12.2015 -11.12.2015 г.)

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ : МБДОУ Детский сад № 56 д. Оболдино

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : воспитатели, дети, родители

ПРОБЛЕМА : недостаточные представления о жизни зимующих птиц у детей среднего возраста

ТЕМА : «Зимующие птицы – наши пернатые друзья »

ВВЕДЕНИЕ

В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы : как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают . У детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой .

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Большинство современных детей редко общается с природой. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ребенок получает конкретные познавательные навыки : учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, работать в коллективе – словом, развивать познавательные способности. Поэтому, участие в нашем проекте позволит максимально обогатить знания и представления детей о зимующих птицах , как им помочь пережить голодную и холодную зиму ; развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.

ЦЕЛЬ - Расширить и систематизировать знания детей о зимующих птицах , формировать гуманное отношение к природе и стремление проявлять заботу о птицах .

ЗАДАЧИ :

1. Расширять знания детей о жизни птиц зимой , об их внешнем виде, питании; знать и называть зимующих птиц ; учить распознавать птиц по издаваемым звукам, по способам передвижения; воспитывать заботливое отношение, интерес к жизни птиц ; формировать умение находить необходимую информацию из доступных источников.

2. Формировать у детей навыки культуры слушателя, развивать диалогическую речь, побуждать к участию в беседе, продолжать учить отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ по картинке, строить развернутое суждение, умозаключение, активизировать в речи прилагательные и глаголы, характеризующие птиц .

3. Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства и литературы, использовать образные слова и выражения, выразительно читать стихотворения о зимующих птицах наизусть , отгадывать загадки.

4. Подкармливать птиц , воспитывать бережное отношение к природе, живым существам.

5. Учить детей рисовать птиц , передавая в рисунке форму тела, цвет оперения; развивать творчество, закреплять умение рисовать красками и карандашами, штриховать.

6. Развивать двигательную активность, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, ловкость, быстроту реакции, упражнять в беге, в умении действовать по сигналу, в координации движений и речи.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ :

Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей : воспитание эмоционального, гуманное отношения к природе и стремление проявлять заботу о птицах , подкармливать птиц , воспитывать бережное отношение к живым существам, привитие навыков экологически грамотного поведения в природе.

Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

1. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП

Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса

Группировка материала , составление плана

Подборка художественной литературы

Александр Яшин «Покормите птиц зимой » , А. Н. Толстой «Сорока» , Максим Горький «Воробьишко» , В. Зотов «Снегирь» , В. Бианки «Синичкин календарь» , потешки, загадки и стихи о зимующих птицах , приметы.

2. ОСНОВНОЙ (ДЕЯТЕЛЬНЫЙ) ЭТАП

Работа с детьми

Мир, в котором я живу Беседа с детьми на тему «Зимующие птицы » , рассматривание иллюстраций с зимующими птицами , загадки про птиц

Рисование Творческое рисование «Наши пернатые друзья (снегирь) »

Экология

Прогулка на участке детского сада – наблюдение за зимующими птицами ; народные приметы про птиц , пословицы про птиц

Чтение художественной литературы Александр Яшин «Покормите птиц зимой » ,

Аппликация Аппликация на тему «Кормушка для птиц (скворечник)

Работа с родителями

Консультация для родителей «Покормите птиц зимой »

Домашнее задание Накопить знания (СМИ, Интернет, энциклопедическая литература и др.)

Наблюдение на прогулках с детьми (внешний вид, среда обитания , повадки и т. д.)

Выучить стихотворение о зимующей птице

Подобрать загадки о зимующей птице

Нарисовать вместе с ребенком зимующую птицу

Обогащать словарный запас ребенка

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Установка кормушки для птиц на участке детского сада в лесополосе

Выставка аппликаций детей на тему «Кормушка для птиц (скворечник) »

Выставка рисунков детей на тему «Наши пернатые друзья (снегирь) »

Расширился кругозор детей о зимующих птицах .

Развивающая среда группы пополнилась : литературой, иллюстрациями, стихотворениями, загадками, рассказами о зимующих птицах , музыкальным альбомом «Голоса птиц » .

У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

Фотоотчет



Просмотров