Самые мощные ядерные взрывы в ссср. Царь-бомба или как советский союз показал миру кузькину мать

Паника накрыла не только «загнивающий Запад», но и советских ученых, ужаснувшихся тому, что они натворили. «Царь-бомба», она же «Кузькина мать», она же «Иван», она же «Изделие 602», до сих пор остается самым мощным взрывным устройством из всех, что доводилось испытывать человечеству.

На то, чтобы утереть капиталистам нос, ушли долгие семь лет на исследования, проектирование и разработку страшного оружия. Созданием невиданной доселе 100-мегатонной супербомбы (для сравнения: мощность самой большой на то время американской водородной бомбы достигала «всего» 15 мегатонн, что уже было в тысячи раз мощнее бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки) занималась группа ученых под руководством Игоря Курчатова.

Вообще-то испытать супербомбу могли уже в конце 1950-х, однако устрашать явных и мнимых противников не торопились из-за кратковременной оттепели, охватившей холодные сердца первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева и американского президента Дуайта Эйзенхауэра. В начале 1960-х пурга холодной войны закружила с новой силой: под Свердловском сбили разведывательный самолет U-2, неспокойно было в разделенном Берлине, революция на Кубе привела к острой конфронтации с США.

В последнюю, активную фазу работы над супероружием вступили летом 1961 года, после того, как советский руководитель узнал о возможности создания группой, уже возглавляемой Андреем Сахаровым, 100-мегатонной термоядерной бомбы. Вождь не мог пройти мимо невиданных перспектив и дал отмашку - подавай, мол, бомбу к XXII съезду КПСС, то есть к октябрю.

Сегодня физики, участники тех событий, утверждают, что своей работой хотели остановить ядерную войну. Какими мотивами они действительно руководствовались тогда, неизвестно, однако Сахаров написал Хрущеву записку, в которой высказался против проведения испытаний сверхмощной бомбы во время действующего моратория на испытания ядерного оружия. Первый секретарь назвал все страхи и сомнения «слюнтяйством», а в конце лета не выдержал и пригрозил капиталистическим недругам 100-мегатонной бомбой. Делать из нее секрета не стали.

Западный мир содрогнулся от одного только заявления Никиты Хрущева. Прокатилась волна антисоветских движений, в США по телевидению запустили серию роликов о мерах защиты во время ядерной атаки, газеты пестрели заголовками с обвинениями в репетиции Третьей мировой войны.

Тем временем создание «Кузькиной матери» шло своим чередом. Разрабатывали оружие в закрытом городе, в разные времена известном под названиями Кремлев, Арзамас-16 и Саров. Секретное поселение, в котором жили сплошь физики-ядерщики, было закрыто от внешнего мира и напоминало о том самом коммунизме, который так грозились построить по всей планете. Здесь даже летом не отключали горячую воду, магазины ломились от сырокопченых колбас, а каждой семье полагалось просторное бесплатное жилье чуть ли не в райских кущах. Правда, советский рай строго охранялся солдатами и колючей проволокой - ни приехать сюда, ни выехать без разрешения было невозможно.

Пока физики-практики ломали голову, как сделать самое разрушающее в истории человечества оружие, теоретики придумывали сценарии его использования. А предназначался «Иван», конечно же, в первую очередь для уничтожения «империи зла» в лице США.

Вопрос заключался в том, как доставить «царь-бомбу» на территорию ненавистного противника. В качестве варианта рассматривалась подводная лодка. Бомбу предполагалось взорвать у берегов Соединенных Штатов на глубине в 1 км. Мощность взрыва в 100 млн тонн тротила должна была породить цунами полукилометровой высоты и 10-километровой ширины. После расчетов, однако, оказалось, что Америку спасла бы материковая отмель - опасность угрожала бы только сооружениям на расстоянии не более 5 км от берега.

Даже сегодня это звучит фантастически, но физики всерьез просчитывали возможность вывода бомбы на орбиту Земли. Направить ее на США можно было бы прямо из космоса. Говорят, теоретически проект был вполне осуществим, хотя и оказался бы невероятно дорогостоящим.

Впрочем, все это были вопросы далекого и угрюмого будущего. Пока же надо было собрать саму бомбу. «Изделие 602» имело трехступенчатую конструкцию. Ядерный заряд первой ступени имел мощность полторы мегатонны и был призван запустить термоядерную реакцию во второй, мощность которой достигала 50 мегатонн. Еще столько же обеспечивала третья ступень при делении ядер урана-238.

Просчитав последствия от взрыва такого заряда и площадь последующего радиоактивного загрязнения, урановые элементы в третьей ступени решили заменить свинцом. Таким образом расчетная мощность бомбы снизилась до 51,5 мегатонны.

Хрущев объяснил это со свойственным ему специфическим юмором: «Если мы взорвем бомбу мощностью 100 млн тонн там, где это нужно, она и нам может окна побить».

Результаты работы ученых впечатляют! Длина оружия превысила 8 метров, диаметр составил 2, вес - 26 тонн. Для транспортировки «Ивана» не нашлось подходящего крана, поэтому прямо в цех, где собирали бомбу, пришлось провести отдельную железнодорожную ветку. Оттуда изделие и отправилось в свое предпоследнее путешествие - к суровому заполярному Оленегорску.

Неподалеку от города, на авиабазе Оленья, «царь-бомбу» поджидал специально под нее доработанный Ту-95. Оружие в самолет не помещалось, поэтому пришлось вырезать часть фюзеляжа. Чтобы подвезти «Кузькину-мать» под бомболюк, под ним вырыли котлован. Полностью скрыться в недрах судна бомба все равно не смогла и на две трети выглядывала наружу.

Большая опасность грозила экипажу. Вероятность того, что в результате испытаний он останется полностью невредимым, составляла всего 1%. Чтобы увеличить шансы летчиков на выживание, самолет покрасили белой светоотражающей краской, которая должна была не допустить возгорания Ту-95B (именно такое название, первый и единственный, получил самолет, адаптированный для перевозки «Ивана»). В хвостовой части бомбы разместили парашют площадью с половину футбольного поля. Его миссией было замедлить падение снаряда, чтобы дать экипажу как можно больше времени на выход из зоны поражения.

Утром 30 октября 1961 года, в предпоследний день работы XXII съезда КПСС, самолет со страшным грузом вылетел с аэродрома Оленья в сторону испытательного полигона «Сухой Нос» на Новой Земле. В 11:32 бомбу сбросили с высоты 10,5 км. Взрыв произошел на высоте 4 км. За считанные минуты, которые были у экипажа, самолет успел улететь на расстояние в 45 км.

Этого, конечно же, не хватило для того, чтобы совсем не почувствовать на себе гнев «царь-бомбы». Спустя секунду после взрыва над землей расцвело рукотворное солнце - вспышку можно было бы увидеть в простой бинокль даже с Марса, а на Земле ее наблюдали на расстоянии в 1000 км. Спустя несколько секунд диаметр пылевого столба ядерного гриба разросся до 10 км, а его верхушка вышла в мезосферу, устремившись ввысь на 67 км.

Вспышка взрыва

По словам летчиков, сначала в кабине стало нестерпимо жарко. Потом самолет настигла первая ударная волна, распространявшаяся со скоростью более 1000 км/ч. Судно, будто от удара огромной дубиной, подбросило на полкилометра. Почти на час во всей Арктике пропала радиосвязь. Благо никто от взрыва не пострадал - летчики выжили.

Наблюдая первые последствия взрыва, некоторые советские физики испугались, что в атмосфере началась необратимая ядерная реакция - уж очень долго полыхало огненное зарево. Точные итоги испытаний, пожалуй, предугадать не мог никто. Серьезные ученые высказывали самые нелепые опасения вплоть до того, что «Изделие 602» расколет планету или растопит льды в Северном ледовитом океане.

Ничего этого не случилось. Зато мощности взрыва хватило бы, чтобы стереть с лица Земли Вашингтон и еще с дюжину окрестных городов, при этом пострадали бы Нью-Йорк, Ричмонд и Балтимор. Исчезнуть мог любой мегаполис, центр которого полностью бы испарился, а окраины превратились бы в мелкий, полыхающий в огне щебень. Страшно представить, какие могли бы быть последствия, если бы мощность взрыва составила изначально планируемые 100 мегатонн…

Зона тотального поражения взрывом, наложенная на Париж

Репетиция конца света удалась на славу. «Царь-бомбу» так никогда и не приняли на вооружение: для того, чтобы применить ее в боевых условиях, не придумали подходящего неуязвимого носителя - на ракету такую громадину не установишь, а самолет собьют задолго до подлета к цели.

После завершения испытания все причастные получили по заслугам. Кто-то - звание Героя СССР, военные - повышение, ученые - признание и щедрые премии. Ровно через год разразился Карибский кризис, едва не столкнувший хрупкий мир в жерло очередной мировой войны. Еще через год американского президента застрелит Ли Харви Освальд, а осенью 1964-го дойдет до смещения Никиты Хрущева.

А как же народ? Народ, который узнал о какой-то там «царь-бомбе» позже американцев, по-прежнему ходил на работу, копил деньги и стоял в очереди на «Москвич», привыкал к запеканкам из сухарей, карточкам на хлеб и прочим прелестям продовольственного кризиса. Советский Союз погрозил миру ядерной дубиной и попросил у Америки продать с десяток миллионов тонн зерна на прокорм.

Подписывайтесь на Квибл в Viber и Telegram , чтобы быть в курсе самых интересных событий.

Поначалу планировалось создать бомбу весом 40 тонн. Но конструкторы Ту-95 (который должен был доставлять бомбу до места падения) отвергли эту идею сразу. Самолет с такой нагрузкой просто не смог бы долететь до полигона. Заданная масса "супербомбы" была уменьшена.

Тем не менее, большие габариты и огромная мощность бомбы (первоначально планировалась длина восемь метров, диаметр два метра при массе 26 тонн) потребовали существенных доработок Ту-95. В результате получился, по сути дела, новый, а не просто доработанный вариант старого самолета, получивший обозначение Ту-95-202 (Ту-95В). Самолет Ту-95-202 был оборудован двумя дополнительными пультами управления: один — для управления автоматикой "изделия", другой — для управления его системой обогрева. Очень сложной оказалась проблема подвески авиабомбы, так как из-за своих габаритов она не помещалась в бомбовый отсек самолета. Для ее подвески было сконструировано специальное устройство, обеспечивавшее подъем "изделия" к фюзеляжу и закрепление его на трех синхронно управляемых замках.

В самолете заменили все электрические разъемы, крылья и фюзеляж покрыли светоотражающей краской.

Для обеспечения безопасности самолета-носителя московские конструкторы парашютно-десантной техники разработали специальную систему из шести парашютов (площадь самого большого равнялась 1,6 тысячи квадратных метров). Они выбрасывались из хвостовой части корпуса бомбы один за другим и замедляли снижение бомбы, так что самолет успевал к моменту взрыва отойти на безопасное расстояние.

К 1959 году носитель супербомбы был создан, но в связи с некоторым потеплением отношений между СССР и США до практических испытаний дело не дошло. Ту-95-202 сначала использовался как учебный на аэродроме в городе Энгельсе, а затем был списан за ненадобностью.

Однако в 1961 году, с началом нового витка "холодной войны", испытания "супербомбы" вновь стали актуальными . После принятия постановления Правительства СССР о возобновлении испытаний ядерного заряда в июле 1961 года началась авральная работа в КБ-11 (ныне Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики, РФЯЦ-ВНИИЭФ), которому в 1960 году была поручена дальнейшая разработка супербомбы, где ей было присвоено обозначение "изделие 602". В конструкции самой супербомбы и ее заряда было применено большое число серьезных новшеств. Первоначально мощность заряда составляла 100 мегатонн тротилового эквивалента. По инициативе Андрея Сахарова мощность заряда была снижена вдвое.

Самолет-носитель из списанных возвратили в строй . На нем срочно заменили все разъемы в системе электроавтоматики сброса, сняли створки грузоотсека, т.к. реальная бомба по габаритам и массе оказалась несколько больше макета (длина бомбы — 8,5 метра, ее масса — 24 тонны, парашютной системы — 800 килограмм).

Особое внимание было уделено специальной подготовке экипажа самолета-носителя. Никто не мог дать летчикам гарантию благополучного возвращения после сброса бомбы. Специалисты опасались, что после взрыва может возникнуть неконтролируемая термоядерная реакция в атмосфере.

О предстоящих испытаниях бомбы объявил Никита Хрущев в своем докладе 17 октября 1961 года на XXII съезде КПСС. Руководила испытаниями Государственная комиссия.

30 октября 1961 года Ту-95В с бомбой на борту, взлетев с аэродрома "Оленья" в Мурманской области, взял курс на полигон, находящийся на архипелаге Новая Земля в Северном Ледовитом океане. Следом взлетел самолет-лаборатория Ту-16 для записи явлений взрыва и полетел ведомым за самолетом-носителем. Весь ход полета и сам взрыв снимались с борта Ту-95В, с сопровождавшего Ту-16 и с различных точек на Земле.

В 11 часов 33 минуты по команде барометрического датчика бомба, сброшенная с 10 500 метров, взорвалась на высоте 4000 метров. Огненный шар при взрыве превысил радиус четыре километра, достичь поверхности земли ему помешала мощная отраженная ударная волна, отбросившая огненный шар от земли.

Огромное облако, образовавшееся в результате взрыва, достигло высоты 67 километров, а диаметр купола из раскаленных продуктов — 20 километров.

Взрыв был такой силы, что сейсмическая волна в земной коре, порожденная ударной волной, три раза обошла вокруг Земли. Вспышка была видна на расстоянии более 1000 километров. В брошенном поселке, расположенном на расстоянии 400 километров от эпицентра, были вырваны деревья, выбиты стекла и снесены крыши домов.

Ударной волной самолет-носитель, который к тому времени находился на расстоянии 45 километров от точки сброса, скинуло до высоты 8000 метров, и в течение некоторого времени после взрыва Ту-95В был неуправляем. Экипаж получил некоторую дозу радиации. За счет ионизации, на 40 мин была потеряна связь с Ту-95В и Ту-16. Что случилось с самолетами и экипажами, все это время никто не знал. Через какое-то время оба самолета вернулись на базу, на фюзеляже Ту-95В виднелись подпалы.

В отличие от американского испытания водородной бомбы "Кастро Браво", взрыв "Царь-бомбы" на Новой Земле оказался относительно "чистым". Участники испытаний прибыли в точку, над которой произошел термоядерный взрыв, уже через два часа; уровень радиации в этом месте большой опасности не представлял. В этом сказались конструктивные особенности советской бомбы, а также то, что взрыв произошел на достаточно большом удалении от поверхности.

По итогам самолетных и наземных измерений энерговыделение взрыва было оценено в 50 мегатонн тротилового эквивалента, что совпало с ожидаемым по расчетам значением.

Испытание 30 октября 1961 года показало, что разработки в области ядерного оружия могут быстро перешагнуть критический предел. Основной целью, которая ставилась и была достигнута этим испытанием, стала демонстрация возможности создания СССР неограниченных по мощности термоядерных зарядов. Данное событие сыграло ключевую роль в установлении ядерного паритета в мире и предотвращении использования атомного оружия.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Поначалу планировалось создать бомбу весом 40 тонн. Но конструкторы Ту-95 (который должен был доставлять бомбу до места падения) отвергли эту идею сразу. Самолет с такой нагрузкой просто не смог бы долететь до полигона. Заданная масса "супербомбы" была уменьшена.

Тем не менее, большие габариты и огромная мощность бомбы (первоначально планировалась длина восемь метров, диаметр два метра при массе 26 тонн) потребовали существенных доработок Ту-95. В результате получился, по сути дела, новый, а не просто доработанный вариант старого самолета, получивший обозначение Ту-95-202 (Ту-95В). Самолет Ту-95-202 был оборудован двумя дополнительными пультами управления: один — для управления автоматикой "изделия", другой — для управления его системой обогрева. Очень сложной оказалась проблема подвески авиабомбы, так как из-за своих габаритов она не помещалась в бомбовый отсек самолета. Для ее подвески было сконструировано специальное устройство, обеспечивавшее подъем "изделия" к фюзеляжу и закрепление его на трех синхронно управляемых замках.

В самолете заменили все электрические разъемы, крылья и фюзеляж покрыли светоотражающей краской.

Для обеспечения безопасности самолета-носителя московские конструкторы парашютно-десантной техники разработали специальную систему из шести парашютов (площадь самого большого равнялась 1,6 тысячи квадратных метров). Они выбрасывались из хвостовой части корпуса бомбы один за другим и замедляли снижение бомбы, так что самолет успевал к моменту взрыва отойти на безопасное расстояние.

К 1959 году носитель супербомбы был создан, но в связи с некоторым потеплением отношений между СССР и США до практических испытаний дело не дошло. Ту-95-202 сначала использовался как учебный на аэродроме в городе Энгельсе, а затем был списан за ненадобностью.

Однако в 1961 году, с началом нового витка "холодной войны", испытания "супербомбы" вновь стали актуальными . После принятия постановления Правительства СССР о возобновлении испытаний ядерного заряда в июле 1961 года началась авральная работа в КБ-11 (ныне Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики, РФЯЦ-ВНИИЭФ), которому в 1960 году была поручена дальнейшая разработка супербомбы, где ей было присвоено обозначение "изделие 602". В конструкции самой супербомбы и ее заряда было применено большое число серьезных новшеств. Первоначально мощность заряда составляла 100 мегатонн тротилового эквивалента. По инициативе Андрея Сахарова мощность заряда была снижена вдвое.

Самолет-носитель из списанных возвратили в строй . На нем срочно заменили все разъемы в системе электроавтоматики сброса, сняли створки грузоотсека, т.к. реальная бомба по габаритам и массе оказалась несколько больше макета (длина бомбы — 8,5 метра, ее масса — 24 тонны, парашютной системы — 800 килограмм).

Особое внимание было уделено специальной подготовке экипажа самолета-носителя. Никто не мог дать летчикам гарантию благополучного возвращения после сброса бомбы. Специалисты опасались, что после взрыва может возникнуть неконтролируемая термоядерная реакция в атмосфере.

О предстоящих испытаниях бомбы объявил Никита Хрущев в своем докладе 17 октября 1961 года на XXII съезде КПСС. Руководила испытаниями Государственная комиссия.

30 октября 1961 года Ту-95В с бомбой на борту, взлетев с аэродрома "Оленья" в Мурманской области, взял курс на полигон, находящийся на архипелаге Новая Земля в Северном Ледовитом океане. Следом взлетел самолет-лаборатория Ту-16 для записи явлений взрыва и полетел ведомым за самолетом-носителем. Весь ход полета и сам взрыв снимались с борта Ту-95В, с сопровождавшего Ту-16 и с различных точек на Земле.

В 11 часов 33 минуты по команде барометрического датчика бомба, сброшенная с 10 500 метров, взорвалась на высоте 4000 метров. Огненный шар при взрыве превысил радиус четыре километра, достичь поверхности земли ему помешала мощная отраженная ударная волна, отбросившая огненный шар от земли.

Огромное облако, образовавшееся в результате взрыва, достигло высоты 67 километров, а диаметр купола из раскаленных продуктов — 20 километров.

Взрыв был такой силы, что сейсмическая волна в земной коре, порожденная ударной волной, три раза обошла вокруг Земли. Вспышка была видна на расстоянии более 1000 километров. В брошенном поселке, расположенном на расстоянии 400 километров от эпицентра, были вырваны деревья, выбиты стекла и снесены крыши домов.

Ударной волной самолет-носитель, который к тому времени находился на расстоянии 45 километров от точки сброса, скинуло до высоты 8000 метров, и в течение некоторого времени после взрыва Ту-95В был неуправляем. Экипаж получил некоторую дозу радиации. За счет ионизации, на 40 мин была потеряна связь с Ту-95В и Ту-16. Что случилось с самолетами и экипажами, все это время никто не знал. Через какое-то время оба самолета вернулись на базу, на фюзеляже Ту-95В виднелись подпалы.

В отличие от американского испытания водородной бомбы "Кастро Браво", взрыв "Царь-бомбы" на Новой Земле оказался относительно "чистым". Участники испытаний прибыли в точку, над которой произошел термоядерный взрыв, уже через два часа; уровень радиации в этом месте большой опасности не представлял. В этом сказались конструктивные особенности советской бомбы, а также то, что взрыв произошел на достаточно большом удалении от поверхности.

По итогам самолетных и наземных измерений энерговыделение взрыва было оценено в 50 мегатонн тротилового эквивалента, что совпало с ожидаемым по расчетам значением.

Испытание 30 октября 1961 года показало, что разработки в области ядерного оружия могут быстро перешагнуть критический предел. Основной целью, которая ставилась и была достигнута этим испытанием, стала демонстрация возможности создания СССР неограниченных по мощности термоядерных зарядов. Данное событие сыграло ключевую роль в установлении ядерного паритета в мире и предотвращении использования атомного оружия.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Атомное оружие – самое страшное и величественное изобретение человечества. Сила разрушительной ядерной волны настолько велика, что может стереть с лица земли не только всё живое, но даже самые надёжные сооружения и постройки. Только одних ядерных запасов в России достаточно для того, чтобы полностью уничтожить нашу планету. И неудивительно, так как страна обладает самым богатым запасом атомного оружия, после США. Советская «Кузькина мать» или «Царь-бомба», испытанная в 1961 году стала мощнейшим атомным оружием всех времён.

В ТОП-10 вошли самые мощные ядерные бомбы в мире . Многие из них применялись в испытательных целях, но принесли непоправимый вред экологии. Другие стали оружием в урегулировании военных конфликтов.

Мощность 18 килотонн

Little boy («Малыш») – первая ядерная бомба, которую применили не в испытательных целях. Именно она способствовала окончанию войны между Японией и США. Little boy с мощностью 18 килотонн стал причиной гибели 140 тысяч жителей Хиросиму. Устройство длиной в 3 метра и диаметром 70 см. создало ядерный столб высотой более 6 километров. «Малыш» и «следовавший» за ним «Толстяк» принесли немалый урон двум японским городам, которые и по сей день остаются незаселёнными.

Мощность 21 килотонна

Fat Man (Толстяк) – вторая по счёту ядерная бомба, которую США применили по отношению к Японии. Жертвами ядерного оружия стали жители города Нагасаки. Взрыв мощностью 21килотонна, унёс жизни 80 тысяч людей сразу, а ещё 35 тысяч погибли от облучения. Это самое мощное оружие за всё существование человечества, которое было применено в военных целях.

Мощность 21 килотонна

(Штучка) – первая бомба, положившая начало испытаний ядерного оружия. Волна ударного взрыва составляла 21 килотонну и поднялась облаком ввысь на 11 километров. Первый в истории человечества ядерный взрыв произвёл на учёных ошеломляющее впечатление. Белые клубы дыма диаметром практически в два километра стремительно поднимались вверх и образовали форму гриба.

Baker Мощность 21 килотонна

Baker (Бейкер) – одна из трёх атомных бомб, участвовавшая в операции Crossroads («Перекрёстки) в 1946 году. Испытания проводились для выявления воздействия атомных снарядов на морские суда и подопытных животных. На глубине 27 метров был произведён взрыв мощностью в 23 килотонны, который вытеснил на поверхность порядка двух миллионов тонн воды и образовал столб более полукилометра в высоту. «Бейкер» понёс за собой «первую в мире ядерную катастрофу». Радиоактивный остров Бикини, где проходили испытания, стал не пригоден для жизни и считался необитаемым вплоть до 2010 года.

Мощность 955 килотонн

» – самая мощная атомная бомба, испытанная Францией в 1971 году. Снаряд с мощностью 955 килотонн тротилового эквивалента был подорван на атолле Муруроа, который является полигоном ядерных взрывов. Там проходило испытание более 200 снарядов ядерного оружия, вплоть до 1998 года.

Мощность 11 мегатонн

– один из самых мощных взрывов, произведённых США. Операция была принята к исполнению 27 марта 1954 года. Взрыв был произведён на барже в открытом океане, так как остерегались, что бомба может разрушить близ находящийся остров. Мощность взрыва составила 11 мегатонн, вместо ожидаемых 4 мегатонн. Это объясняется тем, что в качестве термоядерного горючего был применён дешёвый материал.

Мощность 12 мегатонн

Устройство Mike (Иви Майк) не представляло изначально никакой ценности и было использовано в качестве экспериментальной бомбы. Высота ядерного облака оценивалась в 37 км, а диаметр шляпки облака составил около 161 км. Сила ядерной волны «Майка» оценивалась в 12 мегатонн тротилового эквивалента. Мощности снаряда было достаточно, чтобы стереть с лица земли небольшие островки Элугелаб, где проводилось испытание. На их месте осталась лишь воронка диаметром в 2 километра и глубиной 50 метров. Радиоактивно заражённые осколки от рифов разлетелись на 50 км от эпицентра взрыва.

Мощность 13,5 мегатонн

– второй по мощности ядерный взрыв, произведённый американскими испытателями. Ожидалось, что первоначальная мощность устройства составит не более 10 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Как оказалось, ядерный взрыв имел большую силу и оценивался в 13,5 мегатонн. Высота ножки ядерного гриба составила 40 км, а шляпка составляла 16 км. Радиационное облако уже через четыре дня достигло Мехико, которое расположено в 11 000 км от места проводимой операции.

Мощность 15 мегатонн

Castle Bravo (Креветка TX -21) – самая мощная атомная бомба, которую когда-либо испытывали в США. Операция была совершена в марте 1954 года и понесла с собой необратимые последствия. Взрыв мощностью 15 мегатонн стал причиной сильнейшего радиационного заражения. Облучение получили сотни людей, проживавших на Маршаловых островах. Ножка ядерного гриба превышала 40 км, а диаметр шляпки оценивался в 100 км. Взрыв стал причиной образования на морском дне громадной воронки, составляющей 2 км в диаметре. Последствия, к которым привели испытания, стали причиной ограничения операций, проводимых с ядерными снарядами.

Мощность 58 мегатонн

(АН602) – самая мощная советская ядерная бомба в мире за всё время. Восьмиметровый снаряд с диаметром два метра был применён в качестве испытания в 1961 году на архипелаге Новая Земля. Изначально планировалось, что АН602 будет иметь мощность в 100 мегатонн, но побоявшись глобальной разрушительной силы оружия, сошлись на том, что сила взрыва не будет превышать 58 мегатонн. На высоте 4 км «Царь-бомба» была активирована и дала ошеломительные результаты. Диаметр огненного облака достиг порядка 10 км. Ядерный столб составил около 67 км в высоту, а диаметр шапки столба достиг 97 км. Даже нахождение на расстоянии 400 км от эпицентра взрыва было крайне опасно для жизни. Мощная звуковая волна распространилась почти на тысячу километров. На острове, где проходило испытание, не осталось никаких следов жизни и каких-либо построек, абсолютно всё сравнялось с поверхностью земли. Сейсмическая волна взрыва трижды обогнула всю планету, и каждый житель планеты смог ощутить всю мощь ядерного оружия. После этого испытания более ста стран подписали договор о прекращении данного вида операций как в атмосфере, так и под водой и на земле.

Царь-бомба - это название водородной бомбы АН602, испытания которой были проведены в Советском Союзе в 1961 году. Эта бомба была самой мощной из всех когда-либо взорванных. Ее мощность была такова, что вспышка от взрыва была видна за 1000 км, а ядерный гриб поднялся почти на 70 км.

Царь-бомба была водородной бомбой. Ее создали в лаборатории Курчатова. Мощность бомбы была такой, что ее хватило бы на 3800 Хиросим.

Давайте вспомним историю ее создания.

В начале «атомного века» Соединённые Штаты и Советский Союз вступили в гонку не только по количеству атомных бомб, но и по их мощности.

СССР, который обзавёлся атомным оружием позже конкурента, стремился выравнять положение за счёт создания более совершенных и более мощных устройств.

Разработка термоядерного устройства по кодовым названием «Иван» была начата в середине 1950-х годов группой физиков под руководством академика Курчатова. В группу, занимавшуюся данным проектом, входили Андрей Сахаров, Виктор Адамский, Юрий Бабаев, Юрий Трунов и Юрий Смирнов.

В ходе исследовательских работ учёные также пытались нащупать пределы максимальной мощности термоядерного взрывного устройства.

Теоретическая возможность получения энергии путём термоядерного синтеза была известна ещё до Второй мировой войны, но именно война и последующая гонка вооружений поставили вопрос о создании технического устройства для практического создания этой реакции. Известно, что в Германии в 1944 году велись работы по инициированию термоядерного синтеза путём сжатия ядерного топлива с использованием зарядов обычного взрывчатого вещества - но они не увенчались успехом, так как не удалось получить необходимых температур и давления. США и СССР вели разработки термоядерного оружия начиная с 40-х годов, практически одновременно испытав первые термоядерные устройства в начале 50-х. В 1952 году на атолле Эниветок США осуществили взрыв заряда мощностью 10,4 мегатонны (что в 450 раз больше мощности бомбы, сброшенной на Нагасаки), а в 1953 году в СССР было испытано устройство мощностью 400 килотонн.

Конструкции первых термоядерных устройств были плохо приспособленными для реального боевого использования. К примеру, устройство, испытанное США в 1952 году, представляло собой наземное сооружение высотой с 2-этажный дом и весом свыше 80 тонн. Жидкое термоядерное горючее хранилось в нём с помощью огромной холодильной установки. Поэтому в дальнейшем серийное производство термоядерного оружия осуществлялось с использованием твёрдого топлива - дейтерида лития-6. В 1954 году США испытали устройство на его основе на атолле Бикини, а в 1955 году на Семипалатинском полигоне была испытана новая советская термоядерная бомба. В 1957 году испытания водородной бомбы провели в Великобритании.

Проектные изыскания длились в течение нескольких лет, а финальный этап разработки «изделия 602» пришёлся на 1961 год и занял 112 дней.

Бомба АН602 имела трёхступенчатую конструкцию: ядерный заряд первой ступени (расчётный вклад в мощность взрыва - 1,5 мегатонны) запускал термоядерную реакцию во второй ступени (вклад в мощность взрыва - 50 мегатонн), а она, в свою очередь, инициировала так называемую ядерную «реакцию Джекилла-Хайда» (деление ядер в блоках урана-238 под действием быстрых нейтронов, образующихся в результате реакции термоядерного синтеза) в третьей ступени (ещё 50 мегатонн мощности), так что общая расчётная мощность АН602 составляла 101,5 мегатонн.

Однако первоначальный вариант был отклонён, поскольку в таком виде вызвал бы чрезвычайно мощное радиационное загрязнение (которое, однако, по расчётам всё равно серьёзно уступало бы тому, которое было вызвано куда менее мощными американскими устройствами).
В итоге было решено не использовать «реакцию Джекилла-Хайда» в третьей ступени бомбы и заменить урановые компоненты на их свинцовый эквивалент. Это уменьшало расчётную общую мощность взрыва почти вдвое (до 51,5 мегатонн).

Ещё одним ограничением для разработчиков были возможности авиатехники. Первый вариант бомбы весом в 40 тонн был отвергнут авиаконструкторами из КБ Туполева - самолёт-носитель не смог бы доставить подобный груз до цели.

В итоге стороны достигли компромисса - атомщики уменьшили вес бомбы вдвое, а авиационные конструкторы готовили для неё специальную модификацию бомбардировщика Ту-95 - Ту-95В.

Оказалось, что поместить заряд в бомболюке не удастся ни при каких условиях, поэтому донести АН602 до цели Ту-95В должен был на специальной внешней подвеске.

Фактически самолёт-носитель был готов в 1959 году, однако физикам-атомщикам было дано указание не форсировать работы по бомбе - как раз в этот момент в мире наметились признаки снижения напряжения в международных отношениях.

В начале 1961 года, однако, обстановка вновь обострилась, и проект реанимировали.

Окончательный вес бомбы вместе с парашютной системой составил 26,5 тонн. У изделия оказалось сразу несколько названий - «Большой Иван», «Царь-Бомба» и «Кузькина мать». Последнее приклеилось к бомбе после выступление советского лидера Никиты Хрущёва перед американцами, в котором он посулил им показать «кузькину мать».

О том, что Советский Союз планирует в ближайшее время испытать сверхмощный термоядерный заряд, в 1961 году Хрущёв вполне открыто говорил иностранным дипломатам. 17 октября 1961 года о предстоящих испытаниях советский лидер заявил в докладе на XXII съезде партии.

Местом испытаний был определён полигон «Сухой Нос» на Новой Земле. Подготовка к взрыву была завершена в последних числах октября 1961 года.

Самолёт-носитель Ту-95В базировался на аэродроме в Ваенге. Здесь же в специальном помещении производилась окончательная подготовка к испытаниям.

Утром 30 октября 1961 года экипаж лётчика Андрея Дурновцева получил приказ вылететь в район полигона и произвести сброс бомбы.

Взлетев с аэродрома в Ваенге, Ту-95В через два часа достиг расчётной точки. Бомба на парашютной системе была сброшена с высоты 10 500 метров, после чего лётчики сразу стали уводить машину из опасного района.

В 11:33 по московскому времени на высоте 4 км над целью был произведён взрыв.

Мощность взрыва заметно превысила расчётную (51,5 мегатонн) и составила от 57 до 58,6 мегатонн в тротиловом эквиваленте.

Принцип действия:

Действие водородной бомбы основано на использовании энергии, выделяющейся при реакции термоядерного синтеза лёгких ядер. Именно эта реакция протекает в недрах звёзд, где под действием сверхвысоких температур и гигантского давления ядра водорода сталкиваются и сливаются в более тяжёлые ядра гелия. Во время реакции часть массы ядер водорода превращается в большое количество энергии - благодаря этому звёзды и выделяют огромное количество энергии постоянно. Учёные скопировали эту реакцию с использованием изотопов водорода - дейтерия и трития, что и дало название «водородная бомба». Изначально для производства зарядов использовались жидкие изотопы водорода, а впоследствии стал использоваться дейтерид лития-6, твёрдое вещество, соединение дейтерия и изотопа лития.

Дейтерид лития-6 является основным компонентом водородной бомбы, термоядерным горючим. В нём уже хранится дейтерий, а изотоп лития служит сырьём для образования трития. Для начала реакции термоядерного синтеза требуется создать высокие температуру и давление, а также выделить из лития-6 тритий. Эти условия обеспечивают следующим образом.

Оболочку контейнера для термоядерного горючего делают из урана-238 и пластика, рядом с контейнером размещают обычный ядерный заряд мощностью несколько килотонн - его называют триггером, или зарядом-инициатором водородной бомбы. Во время взрыва плутониевого заряда-инициатора под действием мощного рентгеновского излучения оболочка контейнера превращается в плазму, сжимаясь в тысячи раз, что создаёт необходимое высокое давление и огромную температуру. Одновременно с этим нейтроны, испускаемые плутонием, взаимодействуют с литием-6, образуя тритий. Ядра дейтерия и трития взаимодействуют под действием сверхвысоких температуры и давления, что и приводит к термоядерному взрыву.

Если сделать несколько слоёв урана-238 и дейтерида лития-6, то каждый из них добавит свою мощность ко взрыву бомбы - т. е. такая «слойка» позволяет наращивать мощность взрыва практически неограниченно. Благодаря этому водородную бомбу можно сделать почти любой мощности, причём она будет гораздо дешевле обычной ядерной бомбы такой же мощности.

Свидетели испытания говорят, что ничего подобного в своей жизни им более наблюдать не приходилось. Ядерный гриб взрыва поднялся на высоту 67 километров, световое излучение потенциально могло вызывать ожоги третьей степени на расстоянии до 100 километров.

Наблюдатели сообщали, что в эпицентре взрыва скалы приняли удивительно ровную форму, а земля превратилась в некое подобие военного плаца. Полное уничтожение было достигнуто на площади, равной территории Парижа.

Ионизация атмосферы стала причиной помех радиосвязи даже в сотнях километров от полигона в течение около 40 минут. Отсутствие радиосвязи убедило учёных - испытания прошли как нельзя лучше. Ударная волна, возникшая в результате взрыва «Царь-бомбы», трижды обогнула земной шар. Звуковая волна, порождённая взрывом, докатилась до острова Диксон на расстоянии около 800 километров.

Несмотря на сильную облачность, свидетели видели взрыв даже на расстоянии тысячи километров и могли его описать.

Радиоактивное заражение от взрыва оказалось минимальным, как и планировали разработчики, - более 97 % мощности взрыва давала практически не создающая радиоактивного загрязнения реакция термоядерного синтеза.

Это позволило учёным приступить к исследованию результатов испытаний на опытном поле уже через два часа после взрыва.

Взрыв «Царь-бомбы» действительно произвёл впечатление на весь мир. Она оказалась мощнее самой мощной американской бомбы в четыре раза.

Существовала теоретическая возможность создания ещё более мощных зарядов, однако от реализации таких проектов было решено отказаться.

Как ни странно, главными скептиками оказались военные. С их точки зрения, практического смысла подобное оружие не имело. Как прикажете его доставлять в «логово врага»? Ракеты у СССР уже были, но долететь до Америки с таким грузом им было не под силу.

Стратегические бомбардировщики также были не в состоянии долететь до США с такой «поклажей». К тому же они становились лёгкой мишенью для средств ПВО.

Учёные-атомщики оказались куда большими энтузиастами. Выдвигались планы размещения у берегов США нескольких сверхбомб мощностью в 200–500 мегатонн, взрыв которых должен был вызвать гигантское цунами, которое смыло бы Америку в прямом смысле слова.

Академик Андрей Сахаров, будущий правозащитник и лауреат Нобелевской премии мира, выдвинул другой план. «Носителем может явиться большая торпеда, запускаемая с подводной лодки. Я фантазировал, что можно разработать для такой торпеды прямоточный водо-паровой атомный реактивный двигатель. Целью атаки с расстояния нескольких сот километров должны стать порты противника. Война на море проиграна, если уничтожены порты, - в этом нас заверяют моряки. Корпус такой торпеды может быть очень прочным, ей не будут страшны мины и сети заграждения. Конечно, разрушение портов - как надводным взрывом „выскочившей“ из воды торпеды со 100-мегатонным зарядом, так и подводным взрывом - неизбежно сопряжено с очень большими человеческими жертвами», - писал учёный в своих воспоминаниях.

О своей идее Сахаров рассказал вице-адмиралу Петру Фомину. Бывалый моряк, возглавлявший «атомный отдел» при Главкоме ВМФ СССР, пришёл в ужас от замысла учёного, назвав проект «людоедским». По словам Сахарова, он устыдился и более никогда к данной идее не возвращался.

Учёные и военные за успешное проведение испытаний «Царь-бомбы» получили щедрые награды, но сама идея сверхмощных термоядерных зарядов стала уходить в прошлое.

Конструкторы ядерного оружия сосредоточились на вещах менее эффектных, но куда более эффективных.

А взрыв «Царь-бомбы» и по сей день остаётся самым мощным из тех, что когда-либо были произведены человечеством.

Царь-бомба в цифрах:

Вес: 27 тонн
Длина: 8 метров
Диаметр: 2 метра
Мощность: 55 мегатонн в тротиловом эквиваленте
Высота ядерного гриба: 67 км
Диаметр основания гриба: 40 км
Диаметр огненного шара: 4.6 км
Расстояние, на котором взрыв вызывал ожоги кожи: 100 км
Расстояние видимости взрыва: 1000 км
Количество тротила, необходимое, чтобы сравняться по мощности с царь-бомбой: гигантский тротиловый куб со стороной 312 метров (высота Эйфелевой башни).

Просмотров