Ахиллес герой древней греции. Значение слова ахилл в словаре-справочнике мифы древней греции

Исследователи выдвигают теорию, что первоначально в мифологии древних греков Ахиллес считался демоном загробного мира. Другие древнегреческие герои, к примеру, тоже относились к этой категории персонажей. Отстаивая эту точку зрения, исследователь Хоммель ссылается на раннеклассические греческие тексты, где Ахилл уже превращен в эпического героя, но по-прежнему демонстрирует функции, свойственные демонам загробного мира.

Мифы и легенды

Как и другие греческие герои, Ахиллес родился от брака смертного и богини. Такие персонажи в древнегреческой мифологии обладают возможностями, превышающими человеческие, громадной физической силой, но не наделены бессмертием, подобно богам. Призвание героя - нести справедливость людям и исполнять волю богов. А в совершении подвигов героям часто помогают божественные родители.


Мать Ахиллеса, морская нимфа Фетида, захотела сделать сына бессмертным. Для этого Фетида по разным версиям то клала младенца в кузнечную печь бога , то погружала в огонь, то в воды Стикса - реки царства мертвых. Во всех случаях мать во время окунания держала младенца за пятку, так что пятка осталась единственным уязвимым местом героя. Позже троянец убил Ахиллеса, попав тому стрелой в пятку.

В детстве герой носил другое имя, но после одного случая, когда ему обожгло губы огнем, получил имя Ахиллес, что означает «безгубый». Героя на склонах горы Пелион воспитывал кентавр Хирон. Кентавр обучал Ахиллеса искусству лекаря. Герой нашел некую траву, при помощи которой мог излечивать раны.


Позже Ахиллес присоединился к походу греков против Трои. К этому героя склонил царь Итаки . Ахиллес выступал во главе полусотни кораблей. Вместе с героем в поход отправился - друг детства, которого некоторые авторы называют любовником Ахиллеса.

Один из мифов рассказывает, что мать Ахиллеса, нимфа Фетида, хотела уберечь сына от участия в роковой войне. Для этого нимфа скрыла юношу на острове Скирос, у местного царя Ликомеда. Ахиллеса одели в женские одежды, и в таком виде герой прятался среди царских дочерей.


Хитроумный Одиссей прибыл туда, прикинувшись торговцем, и разложил перед девицами украшения, а вместе с побрякушками разложил и оружие. Затем подговоренные Одиссеем люди подняли шум и начали издавать боевые кличи. Ахиллес схватился за оружие и тем выдал себя среди девиц.

После этого разоблачения герою пришлось-таки ехать под Трою. Когда поход начинался, Ахиллесу было только пятнадцать лет. Первый щит для героя выковал сам бог Гефест.


Троянская война длилась 20 лет. Осада города была долгой, и за это время герой успел совершить немало набегов на соседние города. Шел уже десятый год осады, когда Ахиллес взял в плен прекрасную троянку Брисеиду. Мужчина повздорил из-за нее с Агамемноном. Микенский царь потребовал отдать ему Брисеиду, в ответ Ахиллес разгневался и отказался дальше участвовать в битвах.

Греки начали проигрывать и стали упрашивать героя вернуться в бой, но это не помогало. Когда троянцы во главе с Гектором вторглись в лагерь греков, все еще разгневанный Ахиллес не вступил в бой сам, но позволил Патроклу выступить на помощь грекам вместе с отрядом. Чтобы враги устрашились, Ахиллес велел Патроклу надеть его, ахиллесовы, доспехи. Троянский герой Гектор убил Патрокла и забрал доспехи Ахиллеса себе как трофей.


Только после этого Ахиллес появился на поле битвы собственной персоной. Завидев героя, троянцы пустились в бегство. На следующее же утро бог Гефест выковал герою новые доспехи, и Ахиллес ринулся в бой, горя жаждой мщения. Герой смог отбросить троянцев к городским воротам, а заодно убил Гектора и утащил труп в лагерь греков. После пышной тризны по Патроклу герой вернул тело Гектора троянцам за большой выкуп.

Ахиллес пал в схватке у ворот города, сраженный лучником Парисом, которым руководил сам . Стрелок попал Ахиллесу в единственное уязвимое место - пятку. По другой версии, сам Аполлон принял облик Париса, чтобы сразить героя. На этом история жизни героя завершилась.


У Ахиллеса не было жены, но было несколько возлюбленных, среди которых – Деидамия, дочь царя Ликомеда. От нее у героя родился сын Неоптолем.

Греческие барельефы изображают Ахиллеса как мускулистого юношу с вьющимися волосами. Героя можно увидеть и на вазах, где тот изображен в доспехах.

Экранизации

В 2004 году вышел приключенческий боевик «Троя» по мотивам поэмы Гомера «Илиада». Роль Ахиллеса в этом фильме сыграл актер .


В фильме Ахиллес помогает микенскому царю Агамемнону подчинять города Греции. Агамемнон мечтает уничтожить непокорную Трою, а тут как раз подворачивается случай. У , брата царя, троянец Парис украл жену, и Менелай является к Агамемнону, требуя мести.

Чтобы соблазнить Ахилла отправиться воевать под Трою, к герою приезжает хитроумный Одиссей, царь Итаки. И герой на своем корабле присоединяется к войску греков, хотя собственная мать предсказала Ахиллесу гибель под стенами Трои.


Воины Ахиллеса первыми высаживаются на троянский берег и вступают в бой, подчистую уничтожив отряд троянских воинов. Царь Агамемнон, однако, прилюдно оскорбил Ахиллеса, когда увидел, что герой отпустил Гектора, предводителя троянского отряда, не пожелав вступить с ним в бой.

После этого случая Ахиллес и его люди не вступают в сражение вместе с остальными греками, а только наблюдают за битвой со стороны. Без Ахиллеса греки не в состоянии одолеть троянцев в бою, и на переговорах те отказываются принимать условия Агамемнона. Троянец Гектор благородно отказывается добивать поверженных греков и заключает с теми перемирие. Ахиллес же собирается вернуться домой и там завести семью и зажить мирно.


Кадр из фильма "Троя"

Позже троянцы нападают на греков под покровом ночи, и отряд Ахиллеса тоже идет в бой, думая, что предводитель с ними. Оказывается, однако, что это побратим Ахиллеса Патрокл вступил в бой в ахиллесовом шлеме, так что ночью и свои, и враги приняли того за Ахиллеса. Гектор побеждает Патрокла в бою и убивает.

После этого планы Ахиллеса меняются. Вместо того чтобы отплывать домой, герой идет к стенам Трои и вызывает на бой Гектора. Победив того в поединке, Ахиллес едет в лагерь греков, а тело Гектора, привязанное за ноги, волочится за колесницей.


В греческий лагерь пробирается отец Гектора царь и умоляет Ахилла отдать тело сына. Ахилл соглашается на это. Позже, когда Троя уже захвачена, Ахиллес мечется по городу в поисках троянки Брисеиды, дочери Приама, в которую герой влюблен. Ахиллес спасает возлюбленную от собственных соотечественников, но в это время самого Ахиллеса расстреливает из лука троянец Парис.

Сюжет «Илиады» в фильме сильно искажен. Отсутствуют некоторые герои, например, троянская пророчица Кассандра и жрец , которые пытались предостеречь соотечественников. Костюмы греков не историчны, как и техника боя, которую используют герои.


Многие герои умирают не там и не так. К примеру, царя Агамемнона у Гомера убила собственная неверная жена уже после возвращения из-под Трои. В фильме же Агамемнона зарезала ножом Брисеида в то время, когда греки грабили Трою.

Сам Ахиллес в «Илиаде» не бегает по гибнущему городу в поисках девицы и не гибнет бесславно на аккуратном газоне. У Гомера Парис сразил Ахиллеса стрелой у ворот города, и за тело героя разгорелась ужасная битва. Греки не желали оставлять тело героя врагам на поругание, и вокруг Ахиллеса происходила настоящая свалка, пока мертвого героя не вынесли с поля боя.

В 2003 году в США вышел двухсерийный фильм «Елена Троянская», тоже по мотивам «Илиады», где роль Ахиллеса сыграл актер Джо Монтана. Здесь Ахиллес – второстепенный персонаж, который появляется в сцене схватки с Гектором и пригвождает того копьем к столбу. Позже Ахиллес нападает на Париса, но тот сражает Ахиллеса выстрелом в пятку.


В 1997 году режиссер снял в США двухсерийный фильм «Одиссея» – вольную интерпретацию одноименной гомеровской поэмы, где речь идет о возвращении царя Итаки домой после троянской войны. Второстепенную роль Ахиллеса здесь играет Ричард Труэт.

Ахиллес появлялся также в сериале «Доктор Кто», в серии под названием «Создатели мифов», которая вышла осенью 1965 года. Корабль Доктора ТАРДИС материализуется под Троей ровно в тот момент, когда Ахиллес сражается с Гектором. Троянец отвлекается, и Ахиллес убивает его, а вышедшего из ТАРДИС Доктора принимает за верховного бога , который прикинулся нищим стариком.


Кадр из сериала "Доктор Кто"

Ахиллес зовет мнимого «Зевса» отправиться с ним в лагерь греков. Там царь Агамемнон требует, чтобы «бог» помог грекам против троянцев, а хитроумный Одиссей считает, что никакой не бог, а троянский шпион. Роль Ахиллеса здесь исполняет актер Каван Кендалл.

Цитаты

«Иди домой, царевич. Выпей вина, приласкай жену. Завтра будем воевать».
«- Ты любишь меня, брат? Ты будешь оберегать меня от врагов?
- Ты задавал мне подобные вопросы, когда тебе было девять, и ты украл у отца лошадь. Что теперь ты натворил?»
«- Прошлая ночь была ошибкой.
- А ночь до этого?
- Я сделала много ошибок на этой неделе».

Лаптева Анна

Ахиллес

Краткое содержание мифа

Ахилл (греч.) или Ахиллес (лат.) — в героических сказаниях древних греков является храбрейшим из героев, сын царя Пелея и морской богини Фетиды.
Иметь сына от прекрасной Фетиды хотели Зевс и Посейдон, но титан Прометей предупредил их, что ребенок превзойдет величием своего отца. И боги благоразумно устроили брак Фетиды со смертным, сыном царя мирмидонян Пелеем. Стремясь сделать своего сына неуязвимым и таким образом дать ему бессмертие, Фетида по ночам закаляла его в огне, а днем натирала амброзией. Однажды ночью Пелей, увидев своего малолетнего сына в огне, вырвал его из рук матери. Согласно другой версии, Фетида купала Ахиллеса в водах подземной реки Стикс, чтобы таким образом сделать его неуязвимым, и только пятка, за которую она его держала, осталась уязвимой. Оскорбленная вмешательством Пелея, Фетида покинула мужа, и тот отдал Ахиллеса на воспитание мудрому кентавру Хирону, который выкормил его внутренностями львов, медведей и диких вепрей, обучил игре на сладкзвучной кифаре и пению.

Ахиллес при дворе царя Ликомеда
Греческий барельеф, 240 г.

Ахиллес вырос бесстрашным воином, но Фетида, зная, что ее сыну все же предопределено судьбой погибнуть под Троей, стремилась спасти его и с этой целью спрятала его во дворце царя Ликомеда на острове Скирос. Там Ахиллес жил одетый в женские одежды среди дочерей Ликомеда. Здесь от тайного брака юноши с дочерью Ликомеда - Деидамией родился сын Пирр, прозванный позднее Неоптолемом. Когда ахейские вожди узнали предсказание жреца Калханта, что без участия Ахиллеса поход под Трою обречен на неудачу, они отправили на Скирос посольство во главе с Одиссеем. Прибыв к царю под видом купца, Одиссей разложил перед собравшимися женские украшения вперемежку с оружием. Обитательницы дворца принялись рассматривать ювелирные изделия, но вдруг, по знаку Одиссея, раздался сигнал тревоги - девушки в испуге разбежались, а герой схватился за меч, выдав себя с головой. После разоблачения Ахиллесу волей-неволей пришлось отплыть в Трою.

В течение долголетней осады Илиона он неоднократно предпринимал набеги на различные соседние города. По версии, пять лет бродил по скифской земле в поисках Ифигении. На десятом году осады Илиона, он во время одного похода взял в плен прекрасную Брисеиду. По одной из версий, она и послужила яблоком раздора между Ахиллесом и Агамемноном, который заявил притязание на обладание Брисеидой.

Фреска «Ахиллес и Брисеида»
1 в.Национальный музей
Неаполь

Воспламенённый гневом, Ахиллес отказался от дальнейшего участия в битвах. Фетида, желая отомстить Агамемнону за обиду, нанесённую её сыну, умолила Зевса даровать победу троянцам. Ни бедствия греков, ни мольбы и обещания посольства, которое, по совету Нестора, снарядил к нему Агамемнон, не могли смягчить гнева героя. Только, когда троянцы, предводимые Гектором, вторглись в сам лагерь греков, он разрешил своему другу Патроклу повести им на помощь мирмидонян и для большего устрашения врагов приказал ему облечься в свои доспехи. Но Патрокл пал от руки Гектора, и лишь обнажённый труп его был отбит греками у троянцев, доспехи же Ахиллеса достались в добычу Гектору. Тогда Ахиллес, безоружный и в сопровождении Афины, появился на поле битвы, и один грозный вид героя обратил врагов в бегство.

На следующее утро, горя мщением, герой ринулся в бой и прогнал троянцев до городских стен; один лишь Гектор осмелился здесь противостоять ему; преследуя убийцу своего друга, Ахиллес трижды гнал его вокруг стен, наконец, убил его и, привязав обнажённый труп к своей боевой колеснице, повлёк за собой в лагерь. Пышно отпраздновав тризну по своему павшему другу Патроклу, он вернул за богатый выкуп труп Гектора отцу его — царю Приаму, который с мольбой проник в его палатку.

Обучение Ахилла Помпео Батони, 1770

После сражений, в которых Ахиллес побеждает пришедших на помощь троянцам царицу амазонок Пенфесилею и вождя эфиопов Мемнона, он врывается в Трою и здесь, у Скейских ворот, погибает от двух стрел Париса, направляемых рукой Аполлона: первая стрела, попав в пяту, лишает Ахиллеса возможности устремиться на противника, и Парис сражает его второй стрелой в грудь. В течение семнадцати дней Ахиллеса оплакивали нереиды во главе с Фетидой, музы и все ахейское войско. На восемнадцатый день тело героя было сожжено, и прах в золотой урне, изготовленной Гефестом, погребен вместе с прахом Патрокла у мыса Сигей. Душа Ахиллеса, по верованиям древних, была перенесена на остров Левка, где герой продолжал жить жизнью блаженных.

Образы и символы мифа

Ахиллес, прежде всего, предстает в образе неуязвимого бесстрашного героя, который нес смерть врагам во многом благодаря своей матери. Но с другой стороны, его образ можно трактовать, не придавая значения неуязвимости как таковой, а представляя его храбрейшим и сильнейшим из героев исключительно в силу его личных качеств. И тогда он является в виде воина, знающего, что ему суждена короткая жизнь, и стремящегося прожить ее так, чтобы слава о его беспримерной доблести сохранилась навеки у потомков.

Ахилл убивает Пенфесилею
Ок. 540-530 гг. до н. э.

Поскольку миф об Ахиллесе имеет отношение к сражениям и завоеваниям, символы, с ним связанные, так же относятся к военной тематике. Основной символ мифа - ахиллесова пята , единственное незащищенное место этого героя, в которое он был смертельно ранен Парисом. В настоящее время выражение «Ахиллесова пята» обозначает слабую сторону, «больное», уязвимое место чего-либо.

Щит Ахиллеса
(серебряное блюдо)
Конец IV - начало V века

Ахиллесов щит — чудесный щит, который выковал Гефест для Ахиллеса, он не только предназначался для защиты от врагов, но был настоящим произведением искусства. Щит имел центр с небольшим возвышением, что символизировало земную твердь, имевшую, по мнению древних, форму щита со срединной горой, «пупом земли». На щите Гефест изобразил землю, небо, звёзды, а также многочисленные эпизоды городской и сельской жизни и реку Океан на ободе. Согласно мифам, такого щита не было ни у кого: ни у воинов троянских и ахейских, ни у божеств, спускавшихся с Олимпа. По своему щиту Ахиллес мог найти любое место: и землю мирмидонян, правителем которой был его отец Пелей, и Трою, где он во главе отряда отстаивал честь Менелая.

В мифе об Ахиллесе фигурирует река Стикс . Именно ее воды сделали Ахиллеса непобедимым и, следовательно, может являться символом божественной чудодейственной силы, наделяющей неуязвимостью. В древнегреческой мифологии Стикс - это олицетворение первобытного ужаса и мрака, из которых возникли первые живые существа. Река Стикс протекает в Аиде, а в историческое время ее видели в потоке близ Нонакриса (в северной Аркадии). По преданию водой из этой реки был отравлен Александр Македонский.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Ахилл среди дочерей Ликомеда
Саркофаг, III в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Ахиллес имел широкую известность среди древних греков, о чем свидетельствует большое количество упоминаний о нем в разных источниках. Именно поэтому существует множество вариантов финала мифа об Ахиллесе, о том, как закончилась его жизнь, и куда он попал после смерти. Греки воздвигли ему мавзолей на берегу Геллеспонта, и здесь же они, чтобы умиротворить тень героя, принесли ему в жертву Поликсену. По Одиссее, Ахиллес пребывает в подземном царстве, где его встречает Одиссей, а похоронен он в золотой амфоре, которую Дионис подарил Фетиде, о чем также писали греческий поэт Ликофрон и западно-греческий поэт Стесихор. Но уже другая древнегреческая эпическая поэма «Эфиопида» повествует, что Фетида увела своего сына с горящего костра и перенесла его на остров Левка (Змеиный остров при устье Истра Дуная), где он продолжает жить в обществе других обоготворенных героев и героинь. Остров этот служил центром культа Ахиллеса, равно как курган, который высится на Сигейском холме перед Троей и до сих пор слывёт гробницей Ахиллеса. Храмы его имелись ещё в Элиде, Спарте и других местах. О большой популярности Ахиллеса говорят те факты, что он именуется «царящим над скифами», а люди верили, что в Трое появлялся призрак Ахиллеса, охотящегося на зверей.

Копье Ахиллеса хранилось в Фаселиде в храме Афины. Его погребальный памятник был в Элиде. А статуи обнаженных эфебов с копьями стали называть ахиллами. По происхождению первоначально Ахиллес являлся местным фессалийским героем, культ которого распространился также в различных областях Греции. В лаконском городе Прасии существовал храм героя, в котором совершалось ежегодное празднование. Его культ был занесен также в греческие колонии на Сицилии в Южной Италии (Тарент, Кротон и другие города). Как место культа почитался могильный курган Ахиллеса и Патрокла у мыса Сигей. Александр Македонский, а впоследствии римский император Каракалла устраивали здесь погребальные игры. Таким образом, существует огромное число храмов, жертвенников и участков, посвященных Ахиллесу. Кроме того, он был идеалом великого полководца древности Александра Македонского. Вплоть до наших дней по мотивам мифа об Ахиллесе художники писали картины, композиторы сочиняли музыкальные произведения, также к его образу обращались драматурги. Существуют и художественные фильмы, в которых мы встречаем этого героя. Все это сделало Ахиллеса одним из популярнейших персонажей античного искусства.

Социальное значение мифа

Хирон учит Ахиллеса играть на лире
Фреска в Помпеях. 1 в. до н.э.

Ахиллес олицетворяет величие, неуязвимость, силу, данную богами и подкрепленную его собственным волевым характером, рвением к славе, стремлением к свершению великих поступков и ясными представлениями о чести, добре и преданности. Но в древнегреческой мифологии существует множество подобных образов, ведь практически в каждом мифе можно встретить доблестного героя, защищающего добро и справедливость. Тем не менее, Ахиллеса можно назвать одним из самых известных, ведь при его непобедимости он все же имеет одно уязвимое место - пяту, что отличает его от остальных мифологических героев и выделяет из общего ряда. Именно эта особенность делает его образ неординарным и запоминающимся, благодаря чему и в наши дни едва ли найдется много людей, которые не слышали это имя.

История Ахиллеса может являться олицетворением того, что даже самые сильные и бесстрашные герои имеют слабые стороны и поэтому не имеют права считать себя непобедимыми. С другой стороны, совершая великие поступки, можно обеспечить себе вечную память потомков и таким образом продлить свою жизнь в бесконечность.

В Днепропетровской области, в Никополе, ученые обнаружили кости легендарного воина древности – Ахилла. Сына властелина мирмидонян Пелея и морской богини Фетиды, искупавшей малыша в водах подземной реки Стикс, благодаря чему в Троянской войне он прослыл просто-таки неуязвимым. Увы, «беспроигрышную серию» Ахилловых побед прервала стрела Париса, угодившая герою точно в пятку. Именно эту пяту со следами ранения стрелой обнаружили археологи.
В Институте археологии Национальной академии наук Украины не склонны связывать найденные под Никополем останки с легендарным воином. Однако менее авторитетные, но многочисленные фальсификаторы мировой истории довольно потирают руки. Дескать, Шлиман был неправ: Трою на самом деле следовало искать не в Малой Азии, а … на Украине! В частности, там, где находятся руины легендарной Ольвии, что неподалеку от славного города-героя Одессы.
Корреспондент, естественно, не мог пройти мимо такого громкого открытия. Потому я немедленно связался с Никопольским государственным краеведческим музеем.

– Правда ли, что экспедиция с вашим участием обнаружила могилу Ахилла? – спрашиваю заместителя директора музея по научной части Мирослава Жуковского.
– Неправда.
– ?…
– То, что написано в некоторых московских газетах, не совсем соответствует действительности. Сегодня мы можем предполагать, что храним «ахиллесову пяту». Часть тела, принадлежавшего античному воину.
– Находка, судя по созданному вокруг нее шуму-гаму, свежая?
– Как вам сказать... Захоронение, в котором, предположительно, находился воин, схожий с Ахиллом, обнаружено в феврале 2007 года.
– Почему раньше о нем никто не знал?
– Видите ли, сезон 2006-2007 годов для украинских археологов вышел «урожайным», из-за этого в Киеве, в институте археологии НАН Украины образовалась длинная «очередь» на сдачу антропологического материала для серьезной научной экспертизы. А в столице – единственный квалифицированный орган, занимающийся антропологическими экспертизами. Пока мы ждали результат – думали, что похоронен только один человек (мы-то ведь приехали на уже разрушенное захоронение…); оказалось, что тел было три.
– Почему украинцы так отстаивают версию насчет конкретной «звездной» принадлежности останков неизвестного воина?
– Как вам наверняка известно, имеющиеся на сегодня сведения об Ахилле почерпнуты исключительно из эпоса и мифов. Классики античной и в целом мировой литературы приводят, по сути, один-единственный конкретный факт: о том, что Ахилл погиб от стрелы, пущенной Парисом по совету Аполлона.
Любому антропологу, исследовавшему места давних захоронений, известно: люди гибли, скажем, от удара камнем, удара молотом по голове, от попадания стрелы. Эти самые стрелы находили в позвонках, в костях, в конечностях. Но ни разу до сего времени кто-либо из моих уважаемых коллег не был в состоянии подтвердить либо опровергнуть, будто человек может погибнуть от удара стрелой именно в пятку.
Открытие, о котором мы говорим, состоит как раз в том, что человек погиб именно от такого удара. Это первый аспект.
Второй аспект: почему-то в наших краях культ Ахилла был весьма распространен. В 20 км от места, где мы обнаружили находку, находятся руины скифского города, так называемый Чертомлыкский курган, исследованный в 19-20 столетиях. Там был найден золотой горет (накладка на колчан для стрел). На этой золотой пластине неизвестным ювелиром высшего уровня показаны сцены из жизни Ахилла.
Подобные бронзовые матрицы в 70-х годах были найдены в Мелитопольском кургане, а также в Греции, в усыпальнице, которую приписывают Филиппу Второму Македонскому.
– Можем ли мы утверждать, будто Ахилл был не только мифической личностью?
– Те же сомнения могут возникнуть и относительно самого Гомера, автора «Илиады» и «Одиссеи»: существовал ли слепой поэт на самом деле, в какой период он творил, является ли единоличным автором поэм или на самом деле их писал коллектив авторов под обобщенным «эпическим именем»?
– В захоронении, о котором идет речь, помимо воина, есть и другие останки…
– Человеку, смертельно раненному в пятку стрелой, было 40-45 лет, молодой женщине – 18 лет и еще взрослый человек, чей пол определить не удалось. При жизни воин был весьма развитым физически…
– Как Брэд Питт, исполнитель роли в фильме «Троя»?
– Я бы не стал их сравнивать. Хотя бы потому, что это все-таки художественный фильм. Тем не менее факт не может не наводить на размышления.
Еще раз подчеркну: мы нашли «ахиллесову пяту» человека, погибшего от удара стрелой, – но не саму могилу Ахилла. Однако подобные совпадения не так-то часто случаются. На сегодня оно фактически – первое…
– Известно, что на о. Змеиный, вблизи Румынии, некогда размещался самый большой в Европе храм Ахилла. Именно туда, по преданию, отправилась душа воина после «предательской смерти»…
– На мой взгляд, это еще одна причина отстаивать Змеиный как неотъемлемую территорию Украины.
– Вас не смутил факт обнаружения захоронения на месте выгребной ямы?
– И здесь газеты немножко приврали! На самом деле экскаватор выкапывал яму для оборудования будущей канализации. Но попал именно на это захоронение. На мой взгляд, ничего удивительного в этом нет. Весь правый, «коренной», берег Днепра от центральной части Никополя (нынешний Парк Победы) аж до с. Алексеевки, то есть Чертомлыка, – это 14 км, известные в мировой научной литературе как «Никопольское курганное поле». Здесь были сотни, а то и тысячи могил от древнейших захоронений времен неолита – и до «бронзы» легендарные ариев и кочевников. В 2000 году наша экспедиция обнаружила в Парке Победы, буквально в 300 метрах от музея, неразграбленное захоронение половчанки 12 века. Янтарь, нетронутые кости мы аккуратно вынули, отправили в Киев на экспертизу, которая подтвердила принадлежность похороненной.
Когда строился Никопольский трубный завод, возможности исследования местности были затруднены. Лишь часть курганов, самых больших, успели «отработать». К тому же крестьяне, желая увеличить собственные площади для посевов, не задумываясь уничтожали и 3- и 4-метровые курганы.
– Не боитесь, что в ваши края хлынут толпы «черных археологов»?
– Они и так ходят тут беспрерывно, выискивают места, где можно поживиться. Куда смотрят правоохранительные органы, не могу сказать… Мы регулярно передаем им документы об обнаруженных следах разграблений могил – ответов либо вообще не получаем, либо отвечают: «В связи с отсутствием состава преступления в возбуждении уголовного дела отказано».

Ахилл, или Ахиллес, - один из величайших героев Троянской войны, сын властелина мирмидонян Пелея и морской богини Фетиды. Его мать искупала малыша в водах реки подземного царства Стикс, чтобы сделать мальчика бессмертным. Только пятка, за которую она его держала, осталась уязвимой. Согласно легенде Ахилл погиб у Скейских ворот от стрелы Париса, угодившей ему в пятку.

Ахи́лл (др.-греч. Ἀχιλλεύς, Ахиллэус) (лат. Achilles ) — в героических сказаниях древних греков является храбрейшим из героев, предпринявших под предводительством Агамемнона поход против Трои. Имя a-ki-re-u (Ахиллей) зафиксировано в древнем Кноссе, его носят рядовые люди.

Мифы об Ахилле

Детство Ахилла

От браков олимпийских богов со смертными рождались герои. Они были наделены огромной силой и сверхчеловеческими возможностями, но не обладали бессмертием. Герои должны были выполнять на земле волю богов, вносить в жизнь людей порядок и справедливость. С помощью своих божественных родителей они совершали всевозможные подвиги. Герои высоко почитались, легенды о них передавались из поколения в поколение.

Фетида окунает Ахилла в воды Стикса
(Рубенс, Питер Пауль (1577-1640)

Сказания единогласно называют Ахилла сыном смертного — Пелея, царя мирмидонян, мать же его, морская богиня Фетида, принадлежит к сонму бессмертных. Первейшие версии рождения Ахилла упоминают печь Гефеста, куда Фетида, желая обожествить Ахилла (и сделать его бессмертным), клала сына, держа его за пятку. Согласно другому древнему преданию, которое не упоминает Гомер, мать Ахилла, Фетида, желая испытать, смертен ее сын или бессмертен, хотела окунуть новорожденного Ахилла в кипящую воду, подобно тому, как она делала с прежними своими детьми, но этому воспротивился Пелей. Позднейшие же сказания повествуют, что Фетида, желая сделать своего сына бессмертным, погрузила его в воды Стикса или, по другой версии, в огонь, так что одна лишь пята, за которую она его держала, осталась уязвимой; отсюда и поныне употребляемая поговорка — «Ахиллесова пята» — для обозначения чьей-либо слабой стороны.

Младенца Ахилла передают на воспитание Хирону

В детстве Ахилл носил имя Пиррисий (переводят как «Ледяной»), но когда огонь обжег ему губы, его назвали Ахилл («безгубый»). Согласно другим авторам Ахилла в детстве звали Лигироном. Подобная смена детского имени на взрослое, связанная с травмой или подвигом, — реликт инициационного ритуала (ср. смену детского имени «Алкид» на «Геракл» после убийства героем киферонского льва и победы над царём Эргином).

Обучение Ахилла (James Barry (1741-1806)

Ахилл воспитывался Хироном на Пелионе. Он не был женихом Елены (каковым называет его только Еврипид). Хирон кормил Ахилла костным мозгом оленей и других животных, отсюда будто бы, от а-хилос , и произошло его имя «бескормный», то есть «невскормленный грудью». По одному истолкованию Ахилл нашёл траву, которой можно излечивать раны.

Воспитание Ахилла и начало войны за Трою

Воспитание Ахиллес получил у Феникса, лечебному искусству обучил его кентавр Хирон. По другому сказанию Ахилл не знал врачебного искусства, но тем не менее исцелил Телефа.

По требованию Нестора и Одиссея и согласно воле своего отца Ахилл присоединился к походу против Трои во главе 50 кораблей (либо 60), причем взял с собой своего воспитателя Феникса и друга детства Патрокла (некоторые авторы называют Патрокла возлюбленным Ахилла). Согласно Гомеру Ахиллес прибыл в войско Агамемнона из Фтии. Согласно поэме Лесха буря занесла Ахиллеса на Скирос.

Опознание Ахиллеса среди дочерей Ликомеда (Bray)

Сказание послегомеровского цикла передаёт, что Фетида, желая спасти своего сына от участия в роковом для него походе, скрыла его у Ликомеда, царя острова Скироса, где Ахиллес в женских одеждах находился между царскими дочерьми. Хитрая уловка Одиссея, который под видом торговца разложил перед девушками женские украшения и, примешав к ним оружие, приказал неожиданно поднять боевой клич и шум, обнаружила пол Ахиллеса (который немедленно схватился за оружие), в результате разоблаченный Ахиллес был вынужден примкнуть к походу греков.

Согласно некоторым авторам в начале похода Ахиллесу было 15 лет, а война длилась 20 лет. Первый щит Ахилла изготовил Гефест, эту сцену изображают на вазах.

В течение долголетней осады Илиона Ахиллес неоднократно предпринимал набеги на различные соседние города. По существующей версии он пять лет бродил по скифской земле в поисках Ифигении.

В начале войны Ахиллес пытался взять город Монению (Педас), причем в него влюбилась местная девушка. «Нет ничего странного в том, что он, будучи влюбчивым и невоздержанным, мог ревностно заниматься музыкой».

Ахилл в «Илиаде»

Главный герой «Илиады».

На десятом году осады Илиона Ахиллес взял в плен прекрасную Брисеиду. Она послужила яблоком раздора который свою пленницу Астиному вынужден был вернуть её отцу Хрису, и потому заявил притязание на обладание Брисеидой.

Ахиллес принимает послов от Агамемнона
(Jean Auguste Dominique Ingres (1780-1867)

Разгневанный Ахиллес отказался от дальнейшего участия в битвах (ср. с аналогичным отказом сражаться оскорблённого Карны, величайшего героя индийского сказания «Махабхарата»). Фетида, желая отомстить Агамемнону за обиду, нанесённую её сыну, умолила Зевса даровать победу троянцам.

Гневный Ахиллес (Герман Вильгельм Биссен (1798-1868)

На следующее утро Фетида принесла своему сыну новые доспехи, скованные искусной рукой самого Гефеста (в особенности щит описывается в Илиаде, как дивное произведение искусства, — описание, имеющее важное значение для первоначальной истории греческого искусства). ; один лишь Гектор осмелился здесь противостоять ему, однако всё же обратился в бегство от Ахилесса.

Поединок Ахилла с Гектором

Преследуя убийцу своего друга, Ахиллес три раза заставил Гектора обежать вокруг стен Трои, наконец, настиг и убил его, привязал обнажённый за собой в лагерь греков. Пышно отпраздновав тризну по своему павшему другу Патроклу, Ахиллес вернул за богатый выкуп труп Гектора отцу его, царю Приаму, который явился в палатку героя молить его об этом.

Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора, 1824
(Александр Андреевич Иванов (1806-1858)

В «Илиаде» от руки Ахиллеса погибло 23 троянца, названных по имени, например, Астеропей. Эней скрестил оружие с Ахиллесом, но затем бежал от него. Ахиллес сражался с Агенором, которого спас Аполлон.

Смерть Ахилла

Легенды эпического цикла повествуют, что при дальнейшей осаде Трои Ахилл убил в бою царицу амазонок и эфиопского князя , которые пришли на помощь троянцам. Мемнона Ахиллес убил, мстя за своего друга Антилоха, сына Нестора. В поэме Квинта Ахиллес убил 6 амазонок, 2 троянцев и эфиопа Мемнона. Согласно Гигину он убил Троила, Астинома и Пилемена. Всего же от руки Ахиллеса пало 72 воина.

Сразив множество врагов, Ахиллес в последней схватке дошел до Скейских ворот Илиона, но здесь и герой погиб. Согласно некоторым авторам Ахиллес прямо убит самим Аполлоном или стрелой Аполлона, принявшего облик Париса, или же Парисом, спрятавшимся за статуей Аполлона Фимбрейского. Самый ранний автор, упоминающий уязвимость лодыжки Ахилла, — Стаций, однако имеется более раннее изображение на амфоре VI в. до н. э., где видим Ахиллеса, раненного в ногу.

Гибель Ахиллеса

Позднейшие сказания переносят смерть Ахилла в храм Аполлона в Фимбре, близ Трои, куда он явился, чтобы обвенчаться с Поликсеной, младшей дочерью Приама. Эти сказания сообщают, что Ахилл был убит Парисом и Деифобом, когда сватался к Поликсене и пришёл на переговоры.

Согласно Птолемею Гефестиону Ахиллес был убит Геленом или Пенфесилеей, после чего Фетида воскресила его, он убил Пенфесилею и вернулся в Аид

Последующие предания

По существующей версии тело Ахиллеса было выкуплено за равный вес золота с золотоносной реки Пактол.

Щит Ахилла

Греки воздвигли Ахиллесу мавзолей на берегу Геллеспонта, и здесь же, чтобы умиротворить тень героя, принесли ему в жертву Поликсену. За доспехи Ахиллеса, по рассказу Гомера, спорили Аякс Теламонид и Одиссей Лаэртид. Агамемнон присудил их последнему. В «Одиссее» Ахилл пребывает в подземном царстве, где его встречает Одиссей. Похоронен Ахиллес в золотой амфоре (Гомер), которую Дионис подарил Фетиде (Ликофрон, Стесихор).

Но уже «Эфиопида», один из эпосов эпического цикла, повествует, что Фетида увела своего сына с горящего костра и перенесла его на остров Левка (наз. Змеиный остров при устье Истра Дуная), где он продолжает жить в обществе других обоготворенных героев и героинь. Остров этот служил центром культа Ахилла, равно как курган, который высится на Сигейском холме перед Троей и до сих пор слывёт гробницей Ахилла. Святилище и памятник Ахилла, а также памятники Патрокла и Антилоха были у мыса Сигей. Храмы его имелись ещё в Элиде, Спарте и других местах.

Филострат (род. в 170 г.) в сочинении «О героях» (215) приводит диалог между финикийским купцом и виноградарем, повествующий о событиях на Змеином острове. С завершением Троянской войны Ахилл и Елена вступили в брак после смерти (брак самого храброго с самой красивой) и проживают на Белом острове (о-в Левка) в устье Дуная на Понте Эвксинском. Однажды приплывшему на остров купцу явился Ахилл и попросил купить для него в Трое девушку-рабыню, указав, как ее найти. Купец исполнил поручение и доставил девушку на остров, но не успел еще его корабль далеко отплыть от берега, как он и его спутники услышали дикие крики несчастной девушки: Ахилл разорвал ее на части — она, оказывается, была последней из потомков царского рода Приама. Крики несчастной долетают до ушей купца и его спутников. Роль хозяина Белого острова, исполняемая Ахиллом, становится объяснимой в свете статьи Х. Хоммеля, показавшего, что даже в VII в. до н. э. этот персонаж, давно превратившийся в эпического героя, по-прежнему выступал в своей исконной функции одного из загробных демонов.

Именуется «царящим над скифами». Песнь о нём поет Демодок. В Трое появлялся призрак Ахилла, охотящегося на зверей.

Копье Ахилла хранилось в Фаселиде в храме Афины. Кенотаф Ахилла был в Элиде, в гимнасии. Согласно Тимею, Периандр воздвиг укрепление Ахиллея против афинян из камней Илиона, что опровергает Деметрий из Скепсиса. Статуи обнаженных эфебов с копьями назывались ахиллами.

Происхождение образа

Существует гипотеза, что изначально в греческой мифологии Ахилл являлся одним из демонов загробного мира (к каковым относились и другие герои — например, Геракл). Предположение о божественной природе Ахилла высказал Х. Хоммель в своей статье. Он показывает на материале греческих раннеклассических текстов, что даже в VII в. до н. э. этот персонаж, давно превратившийся в эпического героя, по-прежнему выступал в своей исконной функции одного из загробных демонов. Публикация Хоммеля вызвала активную дискуссию, пока не завершенную.

Образ в искусстве

Литература

Действующее лицо трагедий Эсхила «Мирмидоняне» (фр.131-139 Радт), «Нереиды» (фр.150-153 Радт), «Фригийцы, или Выкуп тела Гектора» (фр.263-267 Радт); сатировских драм Софокла «Поклонники Ахилла» (фр.149-157 Радт) и «Сотрапезники» (фр.562-568 Радт), трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде». Трагедии «Ахилл» писали Аристарх Тегейский, Иофонт, Астидамант Младший, Диоген, Каркин Младший, Клеофонт, Еварет, у Херемона была трагедия «Ахилл — убийца Терсита», из латинских авторов Ливий Андроник («Ахилл»), Энний («Ахилл по Аристарху»), Акций («Ахилл, или Мирмидоняне»).

Изобразительное искусство

Пластическое искусство древности неоднократно воспроизводило образ Ахиллеса. Изображение его дошло до нас на многих вазах, барельефах с отдельными сценами или целым рядом их, также на группе фронтона из Эгины (хранится в Мюнхене, см. Эгинское искусство), но нет ни одной статуи или бюста, который можно было бы отнести к нему с уверенностью.

Один из самых замечательных бюстов Ахиллеса хранится в Петербурге, в Эрмитаже. Печальная и вместе негодующая голова увенчана шлемом, который оканчивается нависшим вперёд гребнем, укреплённым на спине сфинкса; сзади этот гребень вьётся длинным хвостом. По обе стороны гребня изваяно в плоском рельефе по грифу, их разделяет пальметка. Передняя надлобная бляха шлема, оканчивающаяся с обеих сторон завитками, посредине украшена также пальметкой; по обе стороны от неё пара остромордых тонкохвостых псов с длинными прижатыми ушами, в ошейниках (по-видимому пара охотничьих псов, обнюхивающих землю). Выражение лица напоминает бюст, хранящийся в Мюнхене. Надо полагать, что здесь схвачен тот момент, когда уже надели на героя доспехи, скованные Гефестом, и вот лицо его уже загорелось гневом, жаждой мщенья, но печаль по милом друге ещё дрожит на губах, как отблеск внутренней сердечной тоски. Относится этот бюст, по-видимому, ко II веку н. э. к эпохе Адриана, но замысел его слишком глубок для этой эпохи, бедной творческой мыслью, и потому остаётся только предположить, что голова эта, как и мюнхенская, является подражанием, оригинал которого мог быть создан не позже Праксителя, то есть не позже IV—III в. до н. э.

В кинематографе

В 2003 году выходи двухсерийный телевизионный фильм «Елена Троянская», где Ахилла играет Джо Монтана.

Бред Питт исполняет роль Ахилла в фильме «Троя» 2004 года.

В астрономии

В честь Ахилла назван астероид (588) Ахиллес, открытый в 1906 году.

(Квинт Смирнский. Posthomerica)

После погребения Антилоха снова собрался Ахилл выместить смерть друга на троянцах. Несмотря на все неудачи, они, увлеченные роком, опять вступили в бой, пытаясь спасти Илион. Но после непродолжительной стычки Ахилл с храброй дружиной угнал их обратно в город. Еще несколько мгновений, и, выломив Скейские ворота, он перебил бы в городе всех троянцев. Тогда с Олимпа сошел Аполлон, страшно разгневанный на ахейцев за бедствия троянцев, и пошел навстречу Ахиллу; страшно звенели у него на плечах лук и колчан, земля тряслась от его шагов, и ужасающим голосом воскликнул бог сребролукий: "Удались от троянцев, Пелид, и перестань свирепствовать, не то тебя погубит один из бессмертных Олимпа". Но яростный от боя Ахилл не удалился, не внял велению бога, ибо мрачный рок уже стоял с ним рядом; он дерзко воскликнул: "Феб, зачем вызываешь ты меня против моей воли на бой с богами и заступаешься за кичливых? Ты уже раз обманул меня и отвлек от Гектора и троянцев. Удались же теперь к прочим богам, не то поражу тебя копьем, хотя ты и бог". Сказав это, он бросился на троянцев, которые все еще врассыпную бегали по полю; а разгневанный Аполлон сказал: "Горе! Как свирепствует он! Никто из бессмертных, даже сам Зевс не дозволил бы ему так долго предаваться ярости и противиться бессмертным". И, покрывшись густым облаком, он пустил смертоносную стрелу.

Стрела попала Ахиллу в пятку. До самого сердца проникла вдруг сильная боль, и он упал, как башня, низринутая землетрясением. "Кто это, – воскликнул Ахилл, озираясь, – кто это пустил в меня губительную стрелу? Пусть выступит он против меня, пусть открыто сразится со мной, и мой меч тут же разорвет его внутренности, и окровавленного низринет в аид. Я знаю, что смертному не одолеть меня в открытом бою, но трусливый коварно подстерегает сильнейшего. Пусть выступит, если даже он небожитель! Да, я чувствую, что это Аполлон, облекшийся во мрак. Давно уже предсказывала мне мать, что я паду под его губительной стрелой близ Скейских ворот: она говорила правду". Так сказал Ахилл и вынул стрелу из неизлечимой раны; черной струей потекла кровь, и смерть достигла сердца. Сердито бросил Ахилл копье, которое ветер тотчас же донес до рук Аполлона, вернувшегося на Олимп в собрание богов. Словами, исполненными горечи, встретила его Гера: "Что за губительное дело совершил ты сегодня, Феб? Ведь на свадьбе Фетиды и Пелея ты играл на цитре среди пирующих богов и вымаливал новобрачным сына: этого сына ты сегодня убил. Но не поможет это твоим троянцам: скоро со Скироса прибудет сын Ахилла, по доблести равный отцу, и бедою разразится он над ними. Безумец, какими глазами будешь ты смотреть на Нерееву дочь, когда она явится на олимпийское наше собрание". Так говорила она, порицая бога; Аполлон ничего не отвечал, страшась супруги отца, и, опустив взоры, молча сел вдали от прочих богов.

Смерть Ахилла. Скульптура работы Кристофа Вейрьера, 1683

Ахилл не утратил еще храбрости, кровь его, алчная до боя, кипела в могучих членах. Никто из троянцев не осмеливался подойти к нему, распростертому на земле: так робкие поселяне стоят поодаль от льва, что поражен охотником в самое сердце и с закатившимися глазами и стиснутыми зубами борется со смертью. Так и гневный Ахилл, подобно раненому льву, боролся со смертью. Еще раз воспрянул он и с поднятым копьем устремился на врагов. Орифаону, другу Гектора, он пронзил висок, так что острие копья проникло в мозг, а Гиппофою выколол глаз; затем сразил он Алкифоя и многих других из троянцев, разбежавшихся в страхе. Но мало-помалу похолодели у Ахилла члены и исчезла сила. Однако он устоял и, опершись на копье, страшным голосом закричал бежавшим врагам: "Горе вам, малодушные троянцы, и после смерти моей не уйти вам от моего копья, всех вас достигнет мой мстящий дух". Троянцы обратились в бегство при последнем клике, думая, что он еще не ранен; но Ахилл с окоченевшими членами упал среди других мертвых тел, тяжелый, как скала; затряслась земля и загудело его оружие. Так постигла Ахилла смерть.

Троянцы увидели смерть Ахилла, но, трепетные, не дерзнули приблизиться к его телу, подобно овцам, пугливо бегущим от убитого близ стада хищного зверя. Прежде всех осмелился Парис увещевать троянцев приблизиться к упавшему: не удастся ли, думал он, похитить тело с доспехами и принести его в Илион на радость троянкам и троянцам? Наконец Эней, Агенор, Главк и многие другие, боязливо до того бегавшие от Ахилла, вместе с Парисом ринулись вперед; но Теламонид Аякс и прочие сильные друзья Пелида выступили против них. Из-за тела и доспехов падшего завязался страшный бой: холмами нагромоздились кругом трупы, и ручьями потекла кровь убитых. Битва продолжалась целый день, до самого вечера. Тогда в бурном вихре пронесся между сражавшимися Зевс и допустил ахейцев спасти тело и оружие. Сильный Аякс на плечах вынес тело Ахилла из схватки, меж тем как осторожный Одиссей оттеснял наступавшего врага. Благополучно донесли ахейцы тело Ахилла до кораблей, вымыли и умастили его миррой; затем, облекши его в тонкие и нежные одеяния, положили его, сетуя и плача, на ложе и остригли ему волосы.

Аякс выносит из боя тело Ахилла. Аттическая ваза, ок. 510 до Р. Х.

Услышав на дне морском печальное известие о смерти Ахилла, Фетида со всеми своими сестрами-нереидами приплыла к ахейскому стану, оглашая воздух такими громкими воплями, что гул от них разносился далеко над волнами, исполняя страхом сердца ахейцев. Несчастная мать и девы моря, сетуя, стали в траурном одеянии вокруг одра Ахилла; хор девяти муз сошел с Олимпа и запел в честь умершего надгробные песни, а вокруг горевало и плакало опечаленное войско. Семнадцать дней и семнадцать ночей потребовалось как бессмертным богам, так и людям, чтобы почтить слезами и погребальными песнями любимого героя, похищенного смертью. На восемнадцатый день положили они облеченное в драгоценные одеяния тело на костер и сожгли его со множеством закланных овец и быков, с медом и миррой; в продолжение всей ночи вооруженные ахейские герои торжественно обходили и объезжали пылающий костер Ахилла. Рано утром, когда все истреблено было пламенем, собрали они пепел и белые кости героя и положили все это вместе с пеплом Патрокла в золотую урну работы Гефеста, которую Дионис подарил Фетиде. Таково было желание друзей. Затем поставили урну Ахилла в гробницу, которая уже была сооружена на Скейском мысе, на берегу Геллеспонта, Патроклу; там же поставили пепел друга их Антилоха и над всем этим насыпали – памятник для грядущих поколений – высокий курган: виден курган этот издали, с Геллеспонта. После погребения Фетида в память о смерти Ахилла устроила в войске ахейцев тризну с великолепием, не виданным доселе смертными. Первые герои войска показали в разнообразных игрищах силу свою и ловкость, и из рук Фетиды приняли прекраснейшие дары.

По материалам книги Г. Штолля «Мифы классической древности»

Просмотров