Биография Людмилы Касаткиной. Личная жизнь, интересные факты и причина смерти

Это была одна из редких пар в российском кино – актриса Людмила Касаткина и ее муж режиссер Сергей Колосов. Они прожили долгую счастливую жизнь в кинематографе и в буквальном смысле не могли жить друг без друга. Людмила Ивановна умерла на 87-м году жизни, вслед за мужем, которого пережила всего лишь на одиннадцать дней. Об их страданиях и об их счастливой любви репортеру рассказали сын этой замечательной пары Алексей и его жена.

Из-за февральских праздников похороны Людмилы Касаткиной пришлось отложить на несколько дней. Мне удалось поговорить с родными актрисы еще до прощания с ней. И вот я дома у сына Касаткиной – Алексея. Их почти враз осиротевшая семья в полном сборе – сын актрисы Алексей, его жена Светлана и их 11-летняя дочка Аня. Почти непрерывно раздаются звонки – коллеги и друзья выражают сочувствие. Пока Алексей говорит по телефону, невестка Людмилы Касаткиной приглашает меня на кухню. Мы разговариваем почти шепотом. Она рассказывает обо всем, что семье пришлось пережить за последнее время.

– Все началось 15 мая прошлого года, когда мы в ресторане отмечали 86-летие мамы (именно так Светлана называет свою свекровь. – Авт.). Сергею Николаевичу стало плохо, и его на скорой помощи увезли в ЦКБ. Тогда мы не знали, что он оттуда уже не выйдет, хотя его состояние давно вызывало тревогу. На его 90-летие все близкие и друзья приехали его поздравить. Были букеты от Карена Шахназарова, от коллег с «Мосфильма». Но многого он уже просто не понял, некоторых людей даже не узнал. А вот сына Алешу и внучку Аню до последнего узнавал. Младшую внучку он очень любил и до последних дней беспокоился о ней: «Она так быстро растет, она такая общительная, вы следите за ней!»

У Сергея Колосова были проблемы с сосудами, и в больнице его состояние ухудшалось день ото дня, иногда он целые недели проводил в забытьи. А в конце июня прошлого года в соседнюю палату поместили и супругу режиссера. Она уже не раз лежала в ЦКБ с бронхиальной астмой и другими заболеваниями. Актриса к тому же страдала страшным недугом – болезнью Альцгеймера. Память у нее стала просто пропадать, она могла не помнить, что с ней было пятнадцать минут назад. Последний спектакль актрисы в Театре Российской армии родственники вспоминают с ужасом.

– Это не поддается описанию! – говорит невестка актрисы. – Она плохо себя чувствовала, практически задыхалась. Мы привели ее в театр буквально на руках.

Ее гримерный столик был уставлен лекарствами – кислородом, ингаляторами, таблетками… Периодически Людмила Ивановна говорила: «Не буду играть!» Но все-таки вышла на сцену, где ей нужно было петь и танцевать!

Больная актриса, у которой уже давно установлен кардиостимулятор, отыграла свой последний спектакль до конца. И, о чудо, зарядившись любовью зрителей, она три дня чувствовала себя почти нормально. А потом снова попала в отделение пульмонологии ЦКБ с обострением бронхиальной астмы. Но теперь Людмила Ивановна почувствовала неладное и решила написать завещание.

– Она нам сказала: «Я уже понимаю, к чему дело идет. Не хочу, чтобы, как в случае с моей подругой Натальей Дуровой, были какие-то прения из-за наследства», – вспоминают Колосовы. – Мы, конечно, сначала отмахивались: «Что вы, мама, да бросьте, столько раз выкарабкивались и сейчас выкарабкаетесь!» Но она настоятельно попросила привести нотариуса. Она обозначила все четко: Алеша – ее единственный наследник. В жизни Людмилы Ивановны было столько приживалок и воровок, которые просто обворовывали ее! – вздыхает невестка актрисы. – Последняя домработница вынесла практически все золотые украшения. Людмила Ивановна это не сразу заметила. Милицию мы не стали вызывать, и эта женщина скрылась. Нужно было писать официальное заявление, но если б мы это сделали, имя Касаткиной в связи с этим стали бы трепать на каждом углу. Нам этого не хотелось…

К счастью, после этого случая семье удалось оты-скать другую, порядочную сиделку. Елена из Мурманска все эти месяцы мужественно ухаживала за престарелыми больными супругами. Она жила с ними в больнице, и это освобождало родственников от необходимости круглосуточно сидеть у постели больных.

– Это была большая помощь, учитывая тот факт, что у меня самой отец перенес инсульт, он не может ходить, а брат – инвалид второй группы, страдает ДЦП, да еще больная мать, – объясняет Светлана Колосова. – Да, мы не могли все время проводить в больнице, но нашлись люди, которые осудили нас за это.

И даже создали Общественный совет по спасению Людмилы Касаткиной! Я сейчас говорю об одной женщине и ее муже. Эту м олодую женщину Людмила Ивановна опекала, помогла ей стать актрисой. Та по доверенности получала за нее зарплату в театре. А в последние дни они с мужем очень активизировались, пытались всеми силами проникнуть в больницу к Касаткиной.

Зачем? Видимо, хотели что-то выпросить, а может, даже подписать какие-то бумаги. К счастью, они не успели этого сделать.
В последние дни Людмила Ивановна и Сергей Николаевич уже не могли видеться. Колосов находился в коме, но, видимо, душа его пребывала рядом с женой, потому что, к ужасу сиделки, актриса все время разговаривала с ним.

– Она чувствовала, что муж умирает, видела его, звала. Сиделка говорит: «У меня волосы дыбом вставали», – вспоминают родственники. – Людмила Ивановна тянула руки и говорила: «Сереженька, ну что ты вечно молчишь, ну ты можешь хоть что-то сказать? Что ты там шепчешь, ты же знаешь, я плохо слышу». Аж мурашки бежали по телу! Нам казалось, что она говорила в пустоту, а она будто видела мужа, и они общались.

Когда Сергей Николаевич умер, стало понятно, что Людмила Ивановна не в состоянии присутствовать на похоронах. Для нее решили организовать отдельное прощание. Но вопреки слухам, ее к гробу мужа не привозили в инвалидной коляске. Она дошла сама, перед этим сделала тщательный макияж, прическу и маникюр. Даже этот тяжелый час она встретила достойно и держалась мужественно – не билась в истерике.

– После прощания с Сергеем Николаевичем Людмила Ивановна находилась в тяжелом состоянии. Не знаем, осознавала ли она себя. Она часто разговаривала с умершим мужем, – говорит Светлана Колосова. – По словам сиделки, ее последними связными словами было тоже обращение к мужу: «Сереженька, сдвинь наши кровати, соедини их воедино». А потом наступило резкое ухудшение. Мы знали, что у нее еще и онкология, поэтому не ждали из больницы добрых вестей. Понимали, что это последние дни… А к врачам мы не имеем никаких претензий. Если бы последние полгода родители провели не в больнице, они бы умерли гораздо раньше.

…Алексей Колосов родился в большой любви. Шестьдесят лет Сергей Колосов и Людмила Касаткина прожили вместе!

– Между ними существовала особая духовная связь, постоянная необходимость друг в друге, – говорит сын актрисы. – Думаю, она и привела к тому, что мама после смерти отца так быстро ушла. Неправда, что папа много снимал ее в своих фильмах. Он строго подходил к отбору актеров. А мама была готова на все ради своих ролей – и прыгала с поезда беременная, и в клетку к тиграм входила, и доводила себя до истощения, ночевала в бараке, когда играла заключенную.

Их единственный сын Алексей родился в 1958 году. Его воспитывала бабушка по материнской линии, и благодаря этому Касаткина могла продолжать много сниматься.

– Когда мне было неполных 14 лет, я начал стремительно терять зрение, – вспоминает Алексей. – Мне сделали очень тяжелую нейрохирургическую операцию. После этого я был совершенно выбит из колеи. Слава Богу, не потерял зрение полностью. В этот период я начал увлекаться музыкой, потому что больше воспринимал мир слухом. Слушал западное радио, освоил гитару.

Правда, родители настояли на том, чтобы я получил серьезное образование, и сначала я закончил факультет журналистики МГУ. Но постепенно все равно пришел к музыке.

Когда сын женился, Касаткина и Колосов разменяли свою большую квартиру на две поменьше, в одном подъезде. Но, несмотря на рождение дочери Людмилы, первая семья Алексея распалась. Людмила Ивановна очень переживала, что он живет один. И сама подыскала ему супругу.

– Я работала вместе с Людмилой Ивановной, а она познакомила меня с Алексеем, – говорит Светлана Колосова. – Четыре года нам с Алешей понадобилось, чтобы понять: нам нужно жить вместе. Такой же долгий досвадебный период был и у Колосова с Касаткиной. Так что мы повторили их судьбу.

…Сейчас в семье сына Касаткиной стараются больше говорить не о последних тяжелых днях родителей, а вспоминать, как они были счастливы друг с другом. И в самом деле, это была удивительная пара…

Справка

Людмила Касаткина родилась в 1925 году. После окончания ГИТИСа в 1947 году ее приняли в Театр Красной армии, где она проработала всю жизнь. Первая известность к актрисе пришла после выхода фильмов «Укротительница тигров» и «Медовый месяц», где ее партнером был Павел Кадочников. Он трогательно ухаживал за Касаткиной, но она уже связала свою жизнь с Колосовым.

Сергей Колосов родился в 1921 году, прошел две войны. Среди известных его фильмов – «Укрощение строптивой», «Душечка», «Помни имя свое», «Мать Мария». Во всех снималась Людмила Касаткина. Всего же он снял ее в 11 фильмах.

Алексей Колосов родился в 1958 году. Окончил факультет журналистики МГУ, Училище им. Гнесиных. Он сочиняет музыку, занимается джазом, ведет свою программу на радио.


Большая, настоящая любовь – именно любовь, а не влюблённость – без фальши, обмана, предательства; без пиара, сплетен и пересудов; пронесённая через всю жизнь, трудности, невзгоды и не угасшая. Именно такая была у актрисы Людмилы Касаткиной и режиссёра Сергея Колосова. Их союз продлился 62 года и закончился почти одновременной смертью обоих.

Знакомство


Познакомились они в далёких 40-х, будучи студентами ГИТИСА. Она училась на актёрском отделении, он - на режиссёрском. Озорная, весёлая от природы Касаткина пошутила над серьёзным Колосовым, пригласив его по несуществующему адресу на свой День рожденья. Сергей с цветами, проплутав по Москве, конечно, не нашёл Людмилы по выдуманным координатам, но не обиделся.


На следующий день он, опять с цветами, ждал её у входа в театральный институт. Поженились они только через 4 года, но с момента знакомства постоянно были вместе, помогая друг другу воплощать творческие замыслы, которые год от года сплачивали и укрепляли их любовь.

Творчество


Людмила Ивановна Касаткина (1925 – 2012) была очень востребованной актрисой. После окончания ГИТИСА она всю жизнь проработала в Центральном театре Советской Армии, но всё-таки главный свой след оставила в кинематографе. Ею сыграно около 30 ролей, половина из которых - в фильмах её мужа - режиссёра Сергея Колосова (1921 – 2012), долгие годы работавшего на «Мосфильме».

«Укротительница тигров»


Первая роль в кинокомедии «Укротительница тигров» была ошеломляюще успешной. Не меньше славы принесли ей работы в картинах «Медовый месяц», «По ту сторону». Но только фильмы Колосова сделали Касаткину по- настоящему народной. Самые известные – «Укрощение строптивой», «Вызываю огонь на себя», «Душечка», «Операция трест», «Помни имя своё», «Мать Мария» - созданы союзом этой одарённой пары.


Сергей Николаевич Колосов, привлекая Касаткину к главным ролям, формировал её, как драматическую актрису. Людмила Ивановна его никогда не подводила, выкладываясь на все «сто». Все их общие победы она приписывала его таланту, а он – её. Большая актриса и Большой режиссёр удивительным образом дополняли друг друга, создавая великие фильмы.

О характерах


Характеры этих двух людей были абсолютно разные. Людмила Ивановна - жизнерадостная, эмоциональная, взрывчатая, порой несдержанная, но умевшая быстро отходить, способная искренне раскаяться, извиниться… Сергей Николаевич - уверенный, спокойный, думающий… Конфликты между ними, если вспыхивали, то быстро гасились. На сценичных площадках главным всегда был он, а в домашней обстановке – она.

О семье


Оба прошли через войну, видели её ужас и уродство, поэтому такие традиционные семейные ценности, как любовь, взаимопонимание, уважение, верность, ставили превыше всего. Людмила Ивановна считала, что атмосфера семьи зависит только от женщины; что жена должна уступать мужу, даже если он не прав; что в нашей суровой жизни хорошая семья – это островок надежды; что надо интересоваться делами супруга, его мнением, заботиться о нём.

Внешность

Касаткина никогда не забывала о своей внешности. Людмила Ивановна, и в семье, и на людях, выглядела всегда очень привлекательно – держала осанку, красиво одевалась, делала причёску. Дом свой она содержала в полном порядке и следила за ним. Если не успевала сама, нанимала домработниц.

О любви


Благодаря природной яркости и хорошей энергетике, Людмила Ивановна находилась постоянно в центре внимания. В неё влюблялись многие – Павел Кадочников во время съёмок «Укротительницы тигров», Жерар Филипп ухаживал за Касаткиной в Каннах… Ей, как любой женщине, наверно нравилось пользоваться мужским вниманием.


Но она даже мысли не допускала о романе с кем-то, кроме своего Серёжи. Колосов тоже относился к ней, как к любимой, единственной и неповторимой. Они выглядели смешными и старомодными, а окружающий мир не очень верил им в силу своего цинизма и испорченности.

О воспитании сына и друзьях


По воспоминаниям их единственного сына Алексея Колосова – известного джаз гитариста, композитора и журналиста, родители никогда словесно его ничему не учили и не воспитывали. Раннее детство он провёл с бабушкой по линии матери, позднее в доме родителей, бывая вместе с ними часто на разных театральных и кино мероприятиях, просмотрах, съёмках. Уроками для Алексея были тёплые, сердечные отношения в семье.


Вне сцены Людмила Касаткина и Сергей Колосов никогда не играли, были обычными живыми людьми. В их близком окружении не было злобы и зависти. В доме бывали такие таланты, как Андрей Миронов, Людмила Иванова, Ролан Быков, Александр Кузнецов. С ними дружились Бэлза, композитор Саульский, драматург Зорин, писатель Казаков …

Последние годы


Последние годы жизни этой уникальной пары омрачены тяжелыми болезнями, а незадолго до кончины была издана книга «Судьба на двоих. Воспоминания в диалогах». Они написали о себе, своих отношениях, о времени, людях - последний совместный труд. Их не стало в феврале 2012 года. Сначала покинул этот мир Сергей Колесов, а через 11 дней, не выдержав утраты, ушла Людмила Касаткина.


В век потрясений, денежного чистогана, падения нравственности и морали любовь и творческое содружество этой удивительной пары является эталоном искренности, чистоты и человечности.

Вспоминая великие истории любви, нельзя не вспомнить таких замечательных людей, как - их творческий союз был секретом семейного долголетия.

Людмила родилась в Новом Селе (Смоленская обл.) 15 мая 1925 г., потом семья жила в Москве. Её родители по происхождению крестьяне. Девочка увлекалась танцами, посещала студию им. Шацкого. Учёба давалась легко, преподаватели были довольны успехами ученицы.

Люда хотела стать балериной, танцевала на большой сцене уже в 11 лет. Но после перелома ноги танцы пришлось оставить. Тогда Людмила решила быть актрисой.

После школы она закончила ГИТИС (в 1947 г.), стала трудиться в Театре советской армии, где оставалась всю жизнь. Наиболее яркими ролями стали пьесы «Укрощение строптивой», «Шарады Бродвея». Позже Касаткина стала профессором, работала преподавателем в ГИТИСе.

Съёмки в фильмах

В 1954 г. Людмиле дали главную роль в к/ф «Укротительница тигров», ставшей кинодебютом. Зрители и кинокритики дали актрисе прозвище «пигалица» из-за небольшого роста и миниатюрной фигуры. На съёмках эпизодов с тиграми Касаткину подменяла Маргарита Назарова, знаменитая артистка цирка. Однако позже актрисе пришлось самой заходить в клетку, чтобы снять несколько сцен.

Последующими работами стали роли в к/ф «Медовый месяц», «По ту сторону». Популярным стал к/ф «Укрощение строптивой» Сергея Колосова, супруга актрисы. Касаткина сотрудничала с ним и на съёмках к/ф «Вызываем огонь на себя». В дальнейшем они вместе создали 12 картин, получивших успех.

В 60-70-х Касаткина много снималась, в 80-е появилось всего 4 фильма с её участием. «Дороги Анны Фирлинг», «Принцесса цирка» стали частью Золотого фонда. В последние годы ей также предлагали главные роли, это были картины «Ищу невесту без приданого», «Потерянные в раю», «Яды».

Людмилу Ивановну приглашали озвучивать мультфильмы, эта работа ей очень нравилась. Её голосом разговаривает пантера Багира в м/ф «Маугли», падчерица в м/ф «Двенадцать месяцев». В 1979 г. Касаткина с супругом создали творческую мастерскую в ГИТИСе, которая работала 12 лет.

Последние годы Касаткина боролась с болезнью Альцгеймера, долго лежала в клинике. Людмила Ивановна скончалась 12 февраля 2012 г, пережив мужа на 11 дней. Ей было 86 лет.

Личная жизнь

Мужем Людмилы Ивановны стал Сергей Колосов, режиссёр. Познакомились они в театре Советской армии. У них была крепкая семья, они долго работали вместе. Колосов и Касаткина создали 12 замечательных картин.

В 1958 г. у них появился сын Алексей. Его профессия тоже творческая – он является руководителем джаз-бэнда «Аура», сочиняет музыку. Алексей вёл цикл передач, посвящённых джазу, они транслировались «Русским радио». У Алексея есть 2 дочери – Людмила и Анна.

«Когда родители попали в больницу, врач, который раньше лечил Нонну Мордюкову, сказал: «Вы даже не представляете, что вам придется пережить!» — с этого признания героя начался очередной выпуск «Прямого эфира».

Ну что ж тут непредставимого? Больница, боль, уход за тяжелобольными стариками, бесконечные траты. Переживал такое каждый, у кого страдали, а тем более уходили из жизни близкие. Вот только врач имел в виду совсем другое: не обычный ужас, который переживают родственники простых смертных, а УЖАС-УЖАС-УЖАС, сопряженный с болезнью и угасанием знаменитых на всю страну людей, любимцев публики, народных кумиров.

Когда за каждым углом жертву подстерегают папарацци и прочие любопытствующие: они ломятся в палату под видом врачей и медсестер, они пробиваются к больному под личиной соцработников, они дежурят на крыше соседнего дома, чтобы суметь сделать эксклюзивный кадр беспомощной звезды, распростертой на больничной койке…

Прогноз врача, увы, оправдался: народную артистку СССР Людмилу Ивановну Касаткину, незадолго до смерти оказавшуюся в клинике, буквально разрывали на части. И тогда Алексей Колосов, сын актрисы и режиссера Сергея Николаевича Колосова, угасавшего в соседней палате, принял решение оградить родителей от назойливого внимания непрошенных гостей, строго ограничив посещение.

Год назад они почти одновременно ушли из жизни: сначала муж, через 11 дней — жена, великая Касаткина. Но ужас не закончился — «поползли слухи: якобы сын намеренно запер родителей в клинике, а сам в это время распоряжался их деньгами». Таким завлекательным анонсом приманивал зрителей ведущий программы «Прямой эфир» Михаил Зеленский. На сайте программы, где вывешен этот выпуск, заголовок и вовсе шокирующий: «Касаткину и Колосова погубил родной сын?»

«Мы сегодня в «Прямом эфире» вспоминаем великую пару и пытаемся разобраться, почему любимцы зрителей ушли из жизни в диком одиночестве, всеми забытые», — раз за разом все больше нагнетал атмосферу Зеленский. То, от чего предостерегал родных врач ЦКБ при жизни великой пары, продолжает преследовать их после смерти родителей. Беспардонное любопытство посторонних, от которого старательно оберегали свою жизнь Людмила Ивановна и Сергей Николаевич, одна из самых безупречных артистических пар, теперь не знает преград. Народ хочет знать, КАК уходили кумиры, и ТВ с удовольствием идет ему навстречу.

Алексей Колосов с женой пришли в эфир, чтобы развеять оскорбительные слухи и рассказать (хотя и со всей деликатностью), как все было на самом деле: как, никого уже, кроме сына, не узнавая, угасал отец (впрочем, в отличие от актрисы, он вообще мало кого интересовал), какой стресс переживала мама после нежданных визитеров, какое материальное бремя легло на семью, вынужденную обеспечивать круглосуточный уход за беспомощными, по сути, родителями и приобретать необходимые им лекарства, не всегда имевшиеся в лучшей элитной клинике страны.

К тому же сын, как никто другой, знает: великая актриса никогда не позволяла себе появляться на публике неприбранной, она хотела, чтобы ее запомнили бодрой и красивой, а посему случайные кадры, сделанные в клинике, оскорбили бы ее, будь она в состоянии контролировать себя и осознавать всю тяжесть своего положения.

Но все эти аргументы, такие очевидные и такие понятные большинству здравомыслящих людей, разбивались в студии «Прямого эфира» о тупую уверенность недоброжелателей Алексея Колосова в том, что он в тяжелые для родителей дни вел себя недостойно, заперев их в больнице, заставив страдать от одиночества и тем самым фактически приблизив трагическую развязку.

«Алексей, я просто изумлена, мама была бы очень недовольна», — словно нашкодившего мальчишку, отчитывала его актриса, считающая себя близкой подругой покойной. «Как так получилось, что Сергей Николаевич и Людмила Ивановна оказались в больнице? — призывала Алексея к ответу другая актриса, тоже претендующая на роль близкой подруги. — Если бы это были мои родители, они бы умирали дома».

А Михаил Зеленский азартно подхватывал и развивал обвинения: «Друзья утверждают, что Алексей совсем не знал Людмилу Ивановну, она не могла жить в изоляции, и одиночество ее сгубило… Он вынудил ее уйти из театра, без которого она не смогла жить… После смерти Сергея Николаевича Алексей ни разу не навестил мать, и она умерла на руках у чужих людей…»

Попытки других участников программы утихомирить обличителей тоже, в общем, ощутимого результата не дали — слишком уж очевидна была заведомо обвинительная направленность обсуждения. Один из друзей Алексея Колосова с горечью процитировал знаменитые строки Давида Самойлова: «Вот и все: смежили очи гении… Нету их — и все разрешено». Разрешено плевать в душу, разрешено копаться в чужом грязном белье, а если его нет, подкидывать свое, разрешено топтать грязными сапогами чужую жизнь и смерть.

Тележурналист Сергей Майоров после выпуска этой программы, презрев корпоративную солидарность, написал на своей странице в «Фейсбуке»: «Все чаще мне бывает стыдно за то, что я работаю на ТВ. Мне не стыдно за то, что я делаю. Мне стыдно за то, что я «телевизионщик». Все чаще это определение звучит брезгливо, все больше людей от нас прячутся и бегут как черт от ладана». Он же вспомнил, как снимал одно из последних интервью Людмилы Касаткиной и как она шептала ему перед съемкой: «Только не жалей меня и не суетись… Я пришла сказать до свидания и пусть буду такой, какая есть». Он написал, как двум по-настоящему народным артистам нелегко жилось в последние годы — их пенсии, зарплата Касаткиной и большинство гонораров сына уходили на лекарства, но они были гордые и никогда ничего ни у кого не просили. Вот бы о чем поговорить в «Прямом эфире», «вспоминая великую пару»: о печальной участи стариков (и простых, и великих), об унижениях, на которые обрекает их страна…

На этой же неделе в эфире «Пусть говорят» чествовали другого великого артиста — Владимира Михайловича Зельдина, отмечавшего 98-летие. Здесь не скупились на слова восхищения, здесь артисту преподносили цветы, здесь радовались его физическому и творческому долголетию. А он сам без всякой обиды и пафоса поведал публике, что нет у него ни дачи собственной, ни шикарной квартиры. Мечта о кабинете так и осталась мечтой, а живет он вдвоем с женой в маленькой двухкомнатной квартирке — 28 квадратных метров: «Еле расходимся…»

Жив и здоров Зельдин, слава богу, и можно еще успеть осуществить его мечту. Но некому. «Они любить умеют только мертвых». К ТВ, впрочем, и это не относится. Хотя память о великих не в состоянии опошлить даже ТВ — пошлейшее и беспардоннейшее из «искусств». Отравить жизнь их близким — это да, это легко. Тем более когда зал требует: «Давай подробности!»

Людмила Касаткина прославилась сразу же, как только зрители увидели картину «Укротительница тигров». После этого было еще много ролей в кино и театре, которые позволяли актрисе оставаться на пике популярности всю жизнь.

Эта актриса обладала удивительным искусством перевоплощения, причем в кардинально противоположные образы. Людмила Касаткина легко справлялась с тиграми, вызывала огонь на себя, пленяла сердца многих мужчин. Она была хрупкой и обворожительной, но в то же время несгибаемо-твердой, ведь только такая женщина могла преодолевать все жизненные трудности, при этом сохраняя улыбку на губах.

Детские и юношеские годы

Родилась Людмила Касаткина 15.05.1925 года в маленькой деревушке Новое Село, расположенной недалеко от Смоленска. Отец девочки Иван Алексеевич (1902-1981) и мама Варвара Николаевна (1903-1983) были простыми крестьянами.

Люда была еще совсем маленькой, когда родители приняли решение переехать в Москву. Столица открывала совершенно новые возможности и перспективы, особенно для одаренных детей. Именно такой и была юная Людмила, которая еще в раннем детстве поразила всех своими способностями к танцу. Родители не стали препятствовать увлечению дочери и отдали ее на хореографию при оперной студии им.Шацкого. Училась девочка легко, без особых сложностей постигая все премудрости хореографического искусства. Преподаватели были довольны способной ученицей и предрекали ей большое будущее в балете.

Творческая биография Людмилы началась в качестве балерины. Девочке было всего 11, а она уже выступала на большой сцене. Но в 14 лет Люда по неосторожности сломала ногу и все ее мечты стать балериной рассыпались как пыль.

Девочка снова оказалась перед выбором жизненного пути. Ей всегда нравился театр и кино, да и все знакомые советовали попытать счастья в театральном вузе. Людмила рискнула и по окончанию школы подала документы в самый востребованный вуз страны – ГИТИС. Она очень переживала перед экзаменами из-за своего небольшого роста, боялась, что не пройдет. Но все волнения были напрасными, и в 1943 году Людмила стала студенткой ГИТИСа, который закончила в 1947-м.

Еще будучи студенткой, Касаткина смогла заявить о себе, как о талантливой драматической актрисе, поэтому после окончания вуза ее сразу пригласили в Центральный театр Советской армии, которому она была верна всю свою жизнь. Самыми выдающимися работами на сцене этого театра стали классические постановки – «Орфей спускается в ад», «Шарады Бродвея», «Укрощение строптивой».

Спустя годы Касаткина вернулась в родной ГИТИС, но уже в качестве преподавателя актерского мастерства и в профессорском звании.

Фильмы

Людмила Касаткина впервые снялась в кино в 1954-м, когда уже была популярной театральной актрисой. Первая работа и первая главная роль Лены Воронцовой в картине «Укротительница тигров». Ее партнером по фильму стал уже очень полюбившийся зрителю . Героиню Касаткиной называли не иначе, как пигалицей – такое мнение сложилось о ней у зрителей и кинокритиков. Прозвище понравилось и журналистам, но к нему они добавили слово «знаменитая». Такого прозвища актриса удостоилась из-за своей внешности, ведь ее рост был чуть больше 150см, она была худенькая и миниатюрная.

Во время съемок фильма нельзя было допускать прямого контакта актрисы и животных, потому что основные трюки снимались с участием дублерши. Ею стала настоящая укротительница из цирка – М.Назарова, которую впоследствии можно было увидеть в комедии «Полосатый рейс». Но во время монтажа ленты общая картинка как-то не складывалась, и режиссеру стало понятно, что нужно отснять хотя бы пару сцен, где актриса будет контактировать с тиграми. Касаткина шагнула в клетку к хищникам и очень естественно изобразила их укротительницу. После выхода фильма актриса получила очень необычное предложение от дрессировщика Б.Эдера – он предложил ей бросить кино и перейти к ним в цирк.

После этого была мелодрама «Медовый месяц», военная драма «По ту сторону» и много других проектов. Новой значимой работой стали съемки картины «Укрощение строптивой», созданной на основе пьесы Шекспира. Касаткина сыграла Катарину. Это было первое совместное творчество Касаткиной и ее мужа – Сергея Колосова.

Спустя три года Касаткина снова снялась в картине Колосова – «Вызываем огонь на себя», которая стала первой многосерийной лентой в СССР. Она сыграла партизанку Анну Морозову, реальную девушку, сражавшуюся в партизанском отряде против фашистов. Наверняка подвиг Анны так и остался бы незамеченным, если бы не этот фильм. После выхода картины Морозовой присвоили звание Героя Советского Союза(посмертно).

60-70-е годы стали пиковыми в биографии актрисы. Она много снимается, ее героини очень разноплановые и совершенно не похожи одна на одну. Но было и что-то общее – они несомненные лидеры коллектива, с собственным представлением о внутренней чести. В 80-х наступил небольшой спад в работе. В это время вышло всего четыре картины с участием Касаткиной. Особенно яркими были «Принцесса цирка» и «Дороги Анны Фирлинг», которые стали классикой советского кинематографа, пополнив его золотой фонд.

Практически всю свою жизнь актриса не изменяла однажды выбранному пути. Она до последнего снималась в кино, украсив своим присутствием комедии «Яды, или Всемирная история отравлений», «Потерянные в раю», «Ищу невесту без приданого». Во всех этих картинах актриса сыграла главных персонажей.

Озвучивание

Людмила Касаткина не отказывалась и от озвучивания мультфильмов. Именно ее чарующе-томным голосом говорит знаменитая пантера Багира из советского мультфильма «Маугли». Режиссеры давно прислушивались к мурлыкающим ноткам в голосе великой актрисы, и только потом решились предложить ей озвучить эту роль.

Да, Киплинг сделал Багиру самцом – отважным воином и надежным другом маленького Маугли. Автор и назвал своего персонажа соответствующе, ведь Багирами в Индии называют исключительно мужчин.

Преподавательская работа

Весь свой опыт, знания и актерское мастерство Людмила Касаткина старалась передать молодым актерам. Совместно с Сергеем Колосовым они стали создателями творческой мастерской, которая целых 12 лет помогала молодым дарованиям освоить азы профессии актера. Из стен этой мастерской вышла целая плеяда талантливых актеров, которым помогла развиться именно Людмила Касаткина.

Личная жизнь

Ни для кого не секрет, что браки актеров и режиссеров явление привычное. Но, к сожалению, очень часто такие семьи быстро распадаются. И как приятно видеть, что все-таки случаются исключения. Союз Касаткина-Колосов просуществовал почти полвека, они расстались только из-за смерти супруга.


Фото: Людмила Касаткина с мужем Сергеем Колосовым

В личной жизни Касаткиной был только один мужчина. Они встретились в послевоенном 46-м и сразу полюбили. Фронтовик Сергей Колосов был сражен молоденькой Людмилой навсегда. Колосов ухаживал за любимой девушкой 4 года, и только в 1950-м они поженились. В 1958 году у них родился сын Алексей. Он не стал продолжателем семейной династии, потому что не очень интересовался кинематографом. Молодого человека больше привлекала музыка, поэтому он создал группу «Аура» и выступал в роли ее джазмена и бессменного руководителя.

Алексей стал автором музыки к фильмам прославленного отца, был ведущим «Русского радио». У Алексея есть две дочери. Старшая родилась в 1984-м и получила имя своей звездной бабушки – Людмила. Младшая родилась в 2001-м, ее назвали Анной.

Смерть

Касаткина долго боролась с недугом – болезнью Альцгеймера, подолгу находилась в клинике на лечении, ведь она нуждалась в специальном уходе. На нее очень повлияло известие о смерти мужа, которое окончательно подкосило здоровье актрисы. Она умерла 22 февраля 2012 года, пережив своего любимого на одиннадцать дней. Касаткиной было 86 лет.


Фото: Могила Людмилы Касаткиной

Местом упокоения актрисы стало Новодевичье кладбище, рядом с любимым.

Избранная фильмография

  • 1954 - Укротительница тигров
  • 1956 - Медовый месяц
  • 1961 - Укрощение строптивой
  • 1966 - Душечка
  • 1972 - Свеаборг
  • 1973 - Большая перемена
  • 1975 - Под крышами Монмартра
  • 1982 - Принцесса цирка
  • 1993 - Раскол
  • 2001 - Яды, или Всемирная история отравлений

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Просмотров