Культурные традиции буддизма. Религиозные традиции буддизма

Ожидание в течение года

«Я просто не совершил ни одной ошибки дважды»

«Есть ли у кого что спросить?»

«Сколько листьев в руке?»

Три типа слушателей

Хитрая философия

Волк и олень

Ядовитая змея

Голова и хвост змеи

Благородный муж

О трёхэтажной постройке

Блудный сын

Притча о спрятанном жемчуге

Глупец и соль

Коровье молоко

Поджаренные семена

«Будьте сами светом для себя»

Несчастнейший на свете

Торговцы и проводник

Лекарство для взросления

Сахарный тростник

Молчание

Деревянная статуя

Подражание

Что ценнее?

Он женился

Три лепёшки

Покупатель плодов манго

Одно и то же положение тела

Ворота, верёвка и осёл

«Существует ли Бог?»

Мясо одного фазана

Управление судном

Сотня ног

Идти по пути

Камешки и гхи

Семя и плод

Черепаха

Богатый бедняк

Кривой молочный пудинг

Наказание

«Я находился возле тебя»

Осёл глупца

«Но практика ещё лучше»

Полбутылки масла

Рецепт врача

Золотые кирпичи

Четыре года от роду

Что такое ты?

Жадность сгубила

Принцип причины и следствия

«Благоговейте! Благоговейте!»

Неизбежность

Слезливая старуха

Каждый пусть оберегает себя

Что же случилось?

Смерть сына

Буддизм - это система религиозной практики и доктрина, созданная на основе древних религиозно-философских учений Индии, краеугольным камнем которых является вера в перевоплощение. Основная идея буддизма заключается в утверждении, что «жизнь есть страдание» и «существует путь к спасению». Канонический буддизм рассматривает человека как обособленный мир, «мир в себе», себя порождающий и себя же уничтожающий или спасающий.

Предлагаемый буддизмом путь постижения Истины называется «Срединным Путём». Этот путь действительно лежит посередине между крайностями ведической религии: её культами, обрядами и жертвоприношениями, с одной стороны, и аскетизмом отшельников древней Индии, истязавших в поисках Истины свою плоть, с другой стороны. Будда уже в юности понял, что такие категории, как добро и зло, любовь и ненависть, совесть и непорядочность, теряют свою конкретность и становятся относительными. Путь, избранный Буддой, пролегает между добром и злом, отсюда его название - Срединный.

Для достижения внутреннего спокойствия и обуздания мысли служит практика медитации: упражнения йоги, созерцание различных религиозных объектов, размышления на заданные темы, ритмическое и спокойное дыхание, разные стадии транса (14) и экстаза, культивирование дружелюбия, сострадания, симпатии ко всем живым существам.

14) Транс - изменённое состояние сознания.


Практика медитации и соблюдение норм морали позволяют сосредоточить внимание на размышлении о сущности бытия. Из этого состояния идущий по Срединному Пути может перейти в стадию начала просветления, постигнуть мудрость. Однако мудрость достигается не с помощью анализа, а благодаря интуиции и духовному прозрению, внезапному осознанию Истины. Случайно услышанное слово, случайно подмеченное явление, интуитивное чувство растворения, исчезновения своего «я» - все эти моменты могут оказаться толчком к прозрению.

Согласно традиции, основателем буддизма считается принц Сиддхартха Гаутама из рода Шакья, впоследствии получивший имя Будда - «Просветлённый». Слово «Будда» является производным от санскритского корня «будх» («будить», «пробуждаться») и обозначает переход от спящего, затемнённого сознания к пробуждению, т. е. к просветлённому состоянию.

Будда Шакьямуни (560-480 до н. э.) родился в аристократической семье рода Шакья, правившей небольшим государством, расположенным между Непалом и Индией. Мальчику дали имя Сиддхартха, а Гаутама - его фамильное имя. Отец построил для сына три дворца, дабы оградить его от неприглядных сторон окружающей жизни. Царевич возмужал, женился, у него появится сын, названный Рахулой, и дальнейшая жизнь сулила ему одни радости. Однако наблюдательный и впечатлительный Гаутама во время своих переездов из одного дворца в другой отметил для себя, что люди болеют, стареют, умирают, и задумался о смысле жизни.

Он решил помочь людям в поисках Истины и в двадцать девять лет ушёл из дома, став отшельником. Согласно традиции, Гаутама под руководством двух учителей обучался йоге - особой системе тренировки ума и тела, в процессе которой человек отвлекается от всех обычных физических и психологических впечатлений и переходит в состояние медитации. Гаутама пробовал также прибегнуть к суровому аскетизму, умерщвляя своё тело постом. Шесть лет бродил он по долине Ганга, беседовал с мудрецами и проповедниками, вёл строгий аскетический образ жизни, но, убедившись, что умерщвление плоти ведёт к угасанию разума, отказался от аскетизма. К тридцати пяти годам у него созрело убеждение в близости открытия Истины, и Гаутама погрузился в медитацию, в которой пребывал, по одной версии - четыре недели, по другой - семь недель без еды и питья. Он пришёл к практике того, что сам называл «памятованием», «удержанием в памяти» - к особого рода самонаблюдению, при котором, вместо того, чтобы пытаться подчинить или прекратить свои физические и психические впечатления, он просто сидел, наблюдая за своими чувствами и мыслями, за тем, как они возникают и складываются в случайные узоры.

Гаутама осознавал, что его существование является скоплением физических и психических состояний, сменяющих друг друга и находящихся в процессе беспрестанного возникновения и исчезновения. Он также осознал, что его опыт, связанный с переживанием боли и наслаждений, обусловлен его психическими состояниями -состояниями желаний. Он чувствовал наслаждение, когда его желания удовлетворялись, и боль - когда этого не происходило. Он знал, что определённый уровень боли неизбежен при физическом существовании, но он понял, что само его физическое состояние является результатом действия силы желания, что желание - это лишь поверхностное явление, отражающее сложную психическую структуру - «эго», или представление о собственном «я». Структура «эго», или структура сил, вызвавших его нынешнее существование, сама является плодом прежнего существования, результирующая энергия которого называется «кармой». При помощи практики напряжённого «памятования», подкреплённой определёнными приёмами сосредоточения, успокаивающими и очищающими сознание, Гаутама смог проследить поток своей кармы далеко в прошлое. Будда, подобно браминам, учил, что жизнь обусловлена кармой - «силой деяний». Закон кармы гласит, что всё, чем человек является, и всё, что он делает, представляет собой проявленный результат его прошлых действий, что все обстоятельства его жизни - умственные и физические способности, социальное и экономическое положение, в которое он попал с момента своего рождения, и все дальнейшие события его жизни - не случайны и не определяются влиянием какой-либо внешней силы, но являются плодом собственных поступков в прошлых и настоящей жизнях. Главным из того, что открылось Будде в момент просветления, стало понимание, что жизнь представляет собой сплошное страдание, порождённое желанием - желанием жизни, наслаждения, высокого положения в обществе, богатства. - которое коренится в вере в существование «я».

Все религии борются с ограниченностью - с непостоянством и несовершенством человеческой жизни. Буддизм обозначает эту проблему одним словом: страдание. Родиться - это страдание; расти - это страдание; болеть - страдание; стареть и умирать - страдание. Кроме физической боли существует более тонкая форма страдания: неудовлетворенность, несчастье, вызванное тем, что у нас есть то, чего мы не хотим, и нет того, чего мы хотим. Тревога (душевное страдание) присутствует даже в моменты наслаждения и довольства: мы знаем, или по крайней мере, предполагаем, что они не продлятся долго. Естественен страх потерять что-либо: своё положение, уважение других, своих любимых, своё имущество. И в самой глубине человеческого существа лежит смутное и грызущее предчувствие смерти, не только отнимающей жизнь, но и лишающей её всякого смысла. Именно эта тревога смерти мотивирует человеческие усилия, именно она движет миром.

В течение первых двухсот лет с момента своего возникновения буддизм развивался достаточно гармонично. Около 300 г. до н. э. в рамках сангхи (буддийского монашеского ордена) возникло несколько течений, ставших отдельными школами, впрочем, не оказавших сколько-нибудь значительного влияния на развитие буддизма. В начале II в. до н э. появились новые «Сутры» (букв. «Беседы»), притязавшие на то, что в них содержится «высшее учение Будды», которое до поры до времени хранилось в тайне, а теперь заново открыто. Так возникли два направления: Тхеравада («Путь старейшин»), или Хинаяна («Малая колесница»), и Махаяна («Большая колесница») (15).

15) Хинаяна... и Махаяна--поскольку «яна» буквально означает: «то, по чему движется», точнее эти направления назвать: Хинаяна («Малый путь») и Махаяна («Великий путь»). Соответственно далее нужно расшифровать термины Ваджраяна и Тантраяна. - Прим. ред.

Монахи-тхеравадины придерживались взглядов, представленных в ранних сутрах, согласно которым целью монашеской жизни является достижение состояния Архата, добиться которого можно лишь соблюдением монашеской дисциплины, но никак не жизнью в миру. Мирянин на время мог обрести небесное блаженство, но его снова ждало рождение в мире людей, чтобы вступить на монашеский путь. Архатом назывался тот, кто достиг Нирваны, то есть искоренил всякое страдание при помощи нравственной чистоты и прозрения, и не испытывает необходимости новых перерождений по окончании нынешней жизни. Большая часть текстов Хинаяны входит в так называемый палийский канон - «Типитаку» («Три корзины»). Из неканонических сочинений этого направления буддизма наибольшее значение имеют «Милиндапанхья», а также «Абхидхармакоша» Васубандху.

Монахи-приверженцы Махаяны выдвинули другую цель монашеской жизни, достижимую и для мирян, - обретение состояния Будды. Они считали, что полное освобождение от страдания возможно лишь при приобретении психологической установки бодхисаттвы. Бодхисаттвы («Те, чья сущность - - пробуждение») предаются подвижничеству не ради самих себя, но ради блага других. Махаяна отвергала стремление к личной выгоде, и прежде всего - личное стремление достичь Нирваны.

Согласно Махаяне, космическое тело Будды способно принимать разнообразные земные формы ради спасения от страданий всех живых существ и разъяснения учения всем, находящимся в цепях Сансары, в потоке неведения.

Махаяна разрабатывает и развивает исконное учение Будды о несуществовании вечного «я». Если нет неизменной личности, значит, жизненная форма пустотна, лишена собственной природы - она представляет собой непрерывный процесс, поток энергии. Это одинаково верно как в отношении вещей, так и в отношении людей. Видеть этот мир (вещи и людей) таким, каков он есть, то есть достичь цели восьмеричного Пути - значит осознать его пустотность. Это не означает, что следует считать, будто мира не существует; это означает - видеть, что всё существующее находится в отношениях взаимозависимости, а потому - в глубинном единстве.

Возникновение Махаяны отмечено появлением нескольких новых письменных памятников в I в. до н. э. -II в. н. э. Это «Махаваста», «Дивьявадана», «Лалитавиштара». Самыми значительными из ранних учителей Махаяны были Нагарджуна (II век н, э.), братья Асанга и Васубандху (IV век н. э.), Ашвагхоша, Арьяшура, Шантидева и другие.

В течение I-V вв. н. э. окончательно сформировались главные религиозно-философские школы буддизма. В Хинаяне - вайбхашики и саутрантики, а в Махаяне - йогачарьи, или виджнанавадины («Виджнана» - «Учение о различающем сознании»), и мадхьямики («Мадхьяма» -«Срединное учение»).

В V в. появляется особое, третье, направление буддизма - Баджраяна («Алмазная колесница»), или Тантраяна («Колесница особых обрядов»), параллельное индуистскому тантризму. В философских позициях Тантраяна согласуется с Махаяной и может считаться её ответвлением. Её особенность состоит в том, что она ввела в буддизм весьма древние ритуальные и йогические приёмы. Приверженцы Ваджраяны создали множество текстов, но подлинные знания этой «Колесницы» были известны лишь учителям, сиддхам («достигшим»). В противовес открытой передаче знания в Махаяне и Тхераваде, знания сиддхов передавались только через близкие отношения учителя и тщательно подготовленного ученика. Учителя Северной Индии принесли буддизм Ваджраяны в Тибет, где он получил новое рождение и стал называться тибетским буддизмом, или ламаизмом.

Слово «тантра» имеет в санскрите много значений, в том числе - «тайное знание», «хитросплетение», «поток», «непрерывность». Эго направление буддизма создало поразительное многообразие систем йогической практики, памятников литературы и искусства.

Согласно тантрической теории, главное ритуальное действие должно затрагивать три стороны живого существа: тело, речь и мысль. Тело действует с помощью жестов, движений; речь - через мантры; мысль-через медитацию. Тантризм сочетает в себе веру в авторитет духовного наставника, практику медитации, заимствованную у йогачарь-ев, и метафизику мадхьямиков. Наиболее известными ранними учителями Ваджраяны были Тилопа, Наропа, Марпа, Миларепа и др.

После 900 лет процветания (с 250 г. до н. э. по 650 г. н. э.) буддизм в Индии начал приходить в упадок. Однако ещё в III в. до н. э., благодаря посланцам императора Ашоки, буддизм распространился по всей Юго-Восточной и Центральной Азии, захватив отчасти Среднюю Азию и Сибирь. В период с III в. до н. э. до середины I тысячелетия н. э. буддизм утвердился на Цейлоне, в Индокитае и Индонезии; в первые века нашей эры буддизм начал проникать в Китай, Тибет; в IV-VI вв. - в Корею, Японию; в XVI- XVII вв. - в Монголию; в XVIII в. - в Бурятию.

Буддизм и ныне - живая и жизнеспособная религия. В разных частях земного шара и сейчас продолжают возникать новые буддийские общины, строятся храмы. Буддисты всего мира объединены в две международные организации - Всемирное Братство Буддистов (штаб-квартира в Бангкоке, Таиланд) и Азиатскую буддийскую конференцию за мир (штаб-квартира в Улан-Баторе, Монголия).

Учение Будды возникло в середине I тысячелетия до новой эры в Индии. Тем не менее, на протяжении многих веков буддизм органично являет себя на территории России. Значительно повлиял на культуру и обычаи Средней Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В бурят-монгольской культуре тесно связан с шаманизмом, основные принципы которого, такие как стремление к гармонии с собой и окружающим миром (природой) совершенно не мешали, и, даже более, раскрасили новыми яркими красками старинные обычаи и культуру. Жизнь Будды стала известна в Древней Руси по тексту «Повести о Варлааме и Иоасафе». Царевич Иоасаф, прообразом которого послужил Будда, стал христианским святым (память его отмечается Русской православной церковью 19 ноября). В XIX — начале XX вв. Россия стала одним из крупнейших центров изучения буддизма. В ту пору издавались источники и велись археологические раскопки памятников буддизма в Средней и Центральной Азии. На территории Российской Федерации буддизм распространен в Бурятии, Туве и Калмыкии (в последней — государственная религия). Наиболее обширно представлена одна из классических школ буддизма - тибетская «школа добродетели» (гелуг, желтошапочники). Основоположник буддизма — реальная историческая личность. Сиддхартха Гаутама родился и жил в Северной Индии. Исследователи полагают, что годы его жизни — 566-473 гг. до н.э. Другое имя — Шакьямуни — напрямую связано с местом рождения и родственными отношениями будущего Будды. Он родился в стране Шакьев — маленьком провинциальном государстве, где господствовал клан Шакьев. Отец Сиддхартхи был раджаном — членом правящего собрания, состоявшего из представителей воинской аристократии. Стоит отметить, что более поздняя буддийская традиция считает его раджой (царем), а Сиддхартху — принцем, но в стране Шакьев правление строилось по республиканскому типу.

Жизненный путь благополучного Сиддхартхи Гаутамы, выросшего в неге, изменился после того, как он, тайно покинув дворец, где его опекали и ограждали от «лишней информации», узрел мучения больных, безобразие старости и облик бездвижного трупа. Он осознал, что не существует ничего неизменного, а счастье не сможет быть вечным. Сиддхартха решил искать путь избавления от страданий. После различных опытов и поисков истины, не принесших желаемого результата, он погрузился в состояние глубокого сосредоточения, сидя под священным деревом. На сорок девятый день сознание Сиддхартхи абсолютно просветлело, и он обрел состояние будды. Он осознал, что ни в одной сфере космоса нельзя достичь стабильности — вечного блаженства, ибо в природе живых существ нет ничего вечного, а вера в реальность «Я» — вечной души, обретающей с течением времени новые рождения, безосновательна и бессмысленна. Также ему открылось высшее абсолютное знание, устраняющее причины страдания, и эту истину Будда Шакьямуни решил передать живым существам. Стоит отметить, что само понятие «будда» означает «просветленный» и, соответственно, не является именем конкретного божества. Само слово «будда» может использоваться во множественном числе и также может быть написано с маленькой буквы. Также существует понятие «сиддхи» — экстраординарные способности буддийских монахов и лам. Это понятие — память о первом будде — Сиддхартхе.

В центре буддизма как философской системы находится учение о «четырех благородных истинах »: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. В ходе развития буддизма в нем постепенно сложились культ Будды и бодхисаттв («просветленных», наставников), ритуалы, которые сопровождают познание Дхармы (Учения), появились Сангхи (монашеские общины). Одна из важнейших молитв - благопожеланий, являющихся своего рода выражением желания «принять Прибежище», звучит так: «Намо Будда, Намо Дхарма, Намо Сангха» — «Я принимаю Прибежище в Будде, я принимаю Прибежище в Учении, я принимаю Прибежище в Общине». На сегодняшний день в России, в соответствии с законом о свободе совести и вероисповедания, существует так называемая Традиционная Сангха России. Главой этой организации является Пандидо Хамбо лама Дамба Аюшев — он входит в конфессиональный религиозный совет при Президенте РФ. Но, с учетом сумятицы, внесенной эпохой атеизма в административную схему буддийских монастырей и сообществ, многие буддисты не признают существующую Сангху действительно традиционной. Законы РФ позволяют официально регистрировать любые традиционные буддийские сообщества, и поэтому сегодня существует достаточное количество сангх, многие из которых действительно верны историческим традициям и культуре буддизма. Буддийская философия раскрывает принципы бытия (причинно-следственную связь, которая существует независимо от нашего знания о ней), и все его усилия направлены на то, чтобы человек жил в этом мире осознанно, в гармонии с природой, космосом, отдельными людьми и человечеством в целом. За каждое совершенное дело — как хорошее, так и плохое, люди несут ответственность во всей полноте, каждый фактический момент, кажущийся реальностью, является своеобразной тенью прошлых свершений или же последствий, ожидающих в будущем. Сегодняшние буддийские ученые часто говорят, что эпоха буддизма как религии, да и всех религий вообще, осталась в прошлом — будущее за учеными и их свершениями. Но так или иначе, правильный взгляд на себя и свои поступки, гармония с собой и окружающим миром — безвредное существование — это цели каждого буддиста. На достижение этих же целей направлена и праздничная культура буддизма.

Человеку с «западным» складом ума могут показаться странными изображения защитников и божеств в устрашающих ипостасях. В то же время стоит понимать, что, по восточной логике, чем более страшен лик защитника, тем вероятнее, что защитник способен победить зло или грех. Что же касается танок, на которых изображены будды и бодхисаттвы, то здесь крайне редко печальное выражение лица — чаще всего лики улыбчивы и спокойны. Для понимания смысла буддийских праздников также следует отойти от привычной установки — «сегодня праздник, и, значит, надо радоваться и отдыхать». В праздничные дни накладываются строгие ограничения на поведение людей. Человек должен еще более внимательно следить за собой, так как считается, что в эти дни сила всех деяний, физических и мыслительных, увеличивается в 1000 раз. Увеличиваются в 1000 раз последствия совершенных негативных действий, но и в это же количество раз увеличиваются и заслуги при совершении добрых, благих деяний. Во время крупных буддийских праздников можно наиболее близко подойти к сути учения, к Природе и Абсолюту. Празднование каждой даты носит, в первую очередь, четко практический характер и направлено на создание чистого пространства в храме, в домах буддистов, в их душах и телах. Это достигается путем совершения обрядов, чтения мантр, извлечения звуков из различных музыкальных инструментов, использования символических цветов и культовых предметов. Вся обрядовая практика имеет силу и свойство квантово-полевого воздействия на участвующих в празднике людей, очищая и восстанавливая их тонкую структуру. В такие дни принято посещать храм, делать подношения Буддам, Учителю и Общине. Однако, стать участником празднования можно и находясь дома. Для этого нужно обладать знаниями о внутреннем смысле праздника, соответственно мысленно настроиться и включиться, таким образом, в единое поле праздника, которое охватывает всех заинтересованных в нем. Результаты подобного взаимодействия будут даже выше, чем бессмысленное и бездейственное присутствие на церемонии. В буддийской обрядовой традиции принят лунный календарь. Из-за того, что лунный календарь почти на месяц короче солнечного, даты праздников, как правило, смещаются в пределах полутора-двух месяцев, и вычисляются заранее по астрологическим таблицам. В некоторых буддийских странах существуют расхождения в системах расчета. Кроме того, в буддийской традиции первый месяц года является первым месяцем весны. Большинство праздников приходится на полнолуния (15-й день лунного месяца).

Главными праздниками буддистов являются:

  • Сагаалган — Новый год
  • Дуйнхор-хурал — праздник Калачакры
  • Дончод-хурал — День рождения, Просветления и Паринирваны Будды Шакьямуни
  • Майдари-хурал — Круговращение Майтреи
  • Лхабаб дуйсэн — нисхождение Будды с неба Тушита
  • Зула-хурал — День нирваны Будды Цонкапы.

Также отмечается День рождения Далай-ламы XIV , но он не является каноническим праздником. Одновременно этот праздник фиксированный — Далай-лама родился 6 июля. В буддийском лунном календаре также существуют дни для особых молебнов — дни Отошо, Ламчиг Нинбо и Мандал-Шива, которые проводятся каждый восьмой, пятнадцатый и тридцатый лунный день месяца соответственно. Также есть дни для особого почитания некоторых божеств, к примеру, Бальжинима — хозяина великолепия и счастья, или Луса — хозяина воды. На каждый день календаря астрологами просчитана комбинация и следствия дня — помечены дни для стрижки волос, приема лекарств, благополучной дороги или удачного завершения судебных тяжб. Не стоит также забывать, что практически у всех народов, исповедующих буддизм, возведены в ранг праздников и особых ритуалов такие события как переход из одной возрастной группы в другую, постройка нового дома, свадьбы, похороны и другие.

Даты праздников на 2015 год.

Буддизм Тайланд

1. Традиции Буддизма. Одеваться надо подобающе

Ноги и плечи человека, пришедшего в храм, должны быть прикрыты одеждой, которая сделана из непрозрачной ткани. Пляжная одежда тоже недопустима для визита в храм. И в этом нет ничего удивительного, ведь большинство религий имеют определенные своды правил для поддержания приличия и уважения к самому храму и к его посетителям. Если человек вдруг оказался в храме в виде неподобающем, то это будет указывать только на его невоспитанность.

2. Традиции Буддизма. Обувь при входе в храм нужно снимать

Здесь играет важную роль кастовость частей тела в буддизме. Ноги принято считать самыми грязными, потому что они ходят по земле и с ней соприкасаются. А когда человек снимает обувь, то они становятся чище.

Традиции Буддизма в Таиланде

Еще нужно сказать, что по традициям буддистов люди большую часть времени в храме проводят на полу. Потому такое действие вполне логично даже с точки зрения гигиены, оно вполне оправдано.

3. Традиции Буддизма.

Когда Вы располагаетесь в храме, садитесь так, чтобы ноги не были направлены в сторону алтаря, а также в сторону изображений святых и представителей духовенства
Данное правило также можно назвать логическим продолжением предыдущего. Чтобы никого не оскорбить в храме, садитесь в позу лотоса или поджав ноги под себя. Последнее в храме вполне допустимо.

4. Традиции Буддизма. Разрешено ли делать фотографии в буддийских храмах?

Да, в большинстве мест в храме можно фотографировать. А если Вы попали в такое место поклонения, где этого нельзя делать, то Вас обязательно об этом известят. В храме есть специальные знаки, на которых изображен перечеркнутый фотоаппарат. На них и нужно ориентироваться. Так, например, нельзя осуществлять фото- или видеосъемку в зале Изумрудного Будды.

Следует аккуратно вести себя в намерении сфотографироваться со служителями храма или с его посетителями. Возможно, Вам на пути попадутся монахи-представители южного течения буддизма. Знайте, что им запрещено касаться представителей противоположного пола.

5. Традиции Буддизма. Что примечательного Вы можете увидеть в храме?

В каждом буддийском храме есть алтарь, где изображен Будда. Его изображение расположено лицом к востоку. Главная скульптура в храме всегда является самой большой. Она, как правило, расположена в центре. Помимо нее в храме могут быть скульптуры поменьше. Они чаще всего изображают периоды жизненного пути святого.

Нередко алтарь украшают скульптуры известных монахов. Они расположены пониже изображения Будды. Возле алтаря располагается поддон для свечей. Возле него стоит масляная лампа, от которой можно зажечь свою свечу. Также в храме можно найти урны с песком для курящихся палочек, которые пропитаны благовониями.

Буддизм Традиции Буддизма в Таиланде

Буддизм Тайланд

За символическую плату посетители приобретают подношения. Это, обычно, свечи, цветы орхидеи или лотоса и ароматические палочки. В храме посетители усаживаются на пол, складывают руки в жесте «вай», который означает приветствие и почтение, а после этого выкладывают цветы на алтарь, поджигают свечи и благовония. Набор включает в себя три палочки. Первая – символ Будды, вторая – символ Дхаммы, третья – символ Сангхи (монашеское сообщество). После того, как обряд подношений завершен, посетители трижды касаются лбом пола, таким образом, показывая уважение к основам буддийского учения.

Иногда в наборе встречаются пластинки сусального золота. Они нужны для украшения статуй монахов и скульптуры Будды. Места прикрепления зависят от Ваших пожеланий.

Буддизм Традиции Буддизма в Таиланде

6. Традиции Буддизма. Что из себя представляют палочки «сиамси»?

Часто в храм приходят люди не только для молитвы. В некоторых случаях у них возникают вопросы, на которые нужны конкретные ответы. В этом прихожанам помогают палочки «сиамси». Вообще буддизм отрицательно относится ко всевозможным гаданиям, но данная традиция крепко засела в быту храмов.

Располагаются палочки на специальном сосуде. Они пронумерованы от одного до 28-ми. Человек задается вопросом и осторожно трусит сосуд, пока из него не упадет палочка. Когда он узнает ее номер, то подходит к доске, где расположены листки с текстами под соответствующими номерами. На этих листках и можно найти ответ на волнующий вопрос. Конечно, ответы имеют иносказательную форму. Прочитав ответ на свой вопрос, посетитель сворачивает листик и привязывает его к ветви дерева у храма. Этот жест является просьбой, направленной к небесам, об изменении своей судьбы.

В определенные дни в Таиланде не осуществляется продажа алкоголя

Да, это правда, что в определенные дни во всех местах отдыха, в барах и магазинах появляется вывеска, на которой написано, что продажа алкоголя в этот день не осуществляется. Причиной тому является религиозный праздник – день Будды. Это не какой-то определенный день, днем Будды называют все .

Немного о буддийских амулетах

Вы наверняка замечали, что тайцы – и дети, и взрослые – носят всевозможные амулеты и обереги. Это практически тождественно нашим крестикам. Амулеты охраняют тайцев от бед и недугов. Обереги делают сами монахи, они же и продают их в храмах и специальных магазинах. Приобрести их может любой человек.

Буддизм — О шнурках и браслетах на руках тайцев

Древнейшей традицией является ношение плетеных браслетов. Их тоже носят как оберег или для того, чтобы привлечь удачу. Тайцы думают, что сила, которая помогает здоровью и процветанию иногда может покидать человека. И они уверены, что браслеты в этом деле помогают. Когда происходит определенный ритуал, на правую руку надевается один браслет (чтобы возвратить силу), а на левую — еще один (для того, чтобы она снова не исчезла).

Буддизм — Также верят тайцы и в то, что веревочка, повязанная на запястье, приноси удачу.

Оберег такого плана Вы можете получить в храме. Ритуалы, связанные с возвращением энергии, будут различными для женщин и мужчин. Мужчинам веревочки сразу повязываются на руки, женщинам же их вкладывают в ладони.

Буддизм — О смысле цветочных гирлянд

Этими гирляндами украшают статую Будды и другие скульптуры храма. Также есть поверье, что цветочные гирлянды могут защитить жилище или транспорт от злых духов, потому нередко их можно увидеть в автомобилях или в жилищах. Помимо статуй гирляндами украшают «Ботхи». Это дерево, под которым Будда смог достичь просветления. Оно есть в каждом буддийском храме Таиланда.

Буддизм — О «денежных» деревьях у храмов

Наверняка, побывав в Таиланде, внимание каждого туриста привлекали деревья, у которых вместо листьев были денежные купюры. Такие деревья называют денежными. Ствол их делается из банановой травы. В него вставляют спицы, к которым прикрепляют деньги. Располагают денежные деревья в таких комнатах, где каждый желающий может повесить на него купюру. Нередко дерево подносят вату как пожертвование.

Этой традиции придерживаются еще с древних времен. Монахам было запрещено брать из рук простых людей дары, потому люди вешали вещи в лесу на деревьях, оставляли еду или прикалывали к веткам деньги.

Буддизм — О клетках с тропическими птицами и животными у храмов

Буддисты уверены, что за любой хороший поступок их ждет благодарность в следующей жизни, а за плохой их ждет наказание. Естественно, дарование свободы животному тоже считается благим поступком. Для этого возле храмов и размещают животных в клетках.

Буддизм — О «почетных» досках возле храмов

Да, у храмов можно увидеть такие доски, на которых расположены фотографии людей с подписями их имен. Чаще всего такие доски встречаются у храмов в провинциальных городах. Данный список людей указывает, чья материальная помощь была направлена на благоустройство храма.

Буддизм — О емкостях с водой в храмах

Это, фактически, тоже самое, что и святая вода у христиан. Здесь запросто можно провести параллель. Получение такой воды происходит путем прочтения над ней молитв (мантр). Ею умываются, окропляют посетителей, лечат, освящают помещения.

Буддизм — О вазах и лотосах

В буддизме лотос считается священным цветком. Легенда гласит, что лотосы вырастали там, где ступал новорожденный Будда.

Мало того, философия буддистов прекрасно отображается процессом и особенностями роста этого цветка: путь развития души от невежества к совершенству. Так и сами цветы лотоса зарождаются в грязи, но их стебли сквозь воду тянутся к солнцу на пути к свету, а цветок вырастает на водной глади чистым и совершенным под лучами небесного светила.

Души тех людей, которые еще не достигли совершенства, и находятся в начале своего пути, символизирует еще нераскрывшийся лотос. А души людей, которые уже достигли просветления, символизирует распустившийся цветок. Потому Будда всегда на изображениях сидит на уже распустившемся цветке лотоса.

Если у вас возникли какие-либо вопросы по отдыху в Тайланде, пожалуйста, обращайтесь в нашу бесплатную службу поддержки клиентов.

Для Вашего удобства мы доступны в VIBER/ WhatsUpp/ Line:
+668-3790-43-23 Игорь (Английский, Русский)
+668-4170-34-88 Андрей (Русский, Белорусский, Сербский)
+668-4170-34-96 Роман (Английский, Русский)

Все консультации бесплатны для наших клиентов!

Мы говорим на Английском, Русском, Белорусском и Сербском языке. Если вы не владеете этими языками, пишите нам с помощью переводчика. Мы всегда найдем общий язык!

Буддизм – древнейшая мировая религия, восходящая к учению индийского аскета Шакьямуни, прозванного Буддой («просветленный», «пробужденный»). Сами буддисты ведут летосчисление своей религии от кончины Будды, однако среди них нет полного согласия относительно датировки времени его жизни (согласно традиции школы тхеравада.

Будда жил с 624 по 544 до н.э.; по научной версии, принимающей во внимание греческие свидетельства о дате коронации Ашоки, с 566 по 486 до н.э.; согласно новейшим...

О буддизме в мире очень много споров. Это очень интересная религия. Моё мнение - главная суть буддизма - это нескончаемый покой, духовное спокойствие и умиротворение.

Средний путь Будды: “четыре великих истины” и путь восьми ступеней

Путь к просветлению, который предлагал людям Гаутама, называется средним путем, т. е. чтобы достичь состояния нирваны, человек, с одной стороны, не должен истязать себя строгим аскетизмом, как это предписывалось религиозной системой джайнизма, а с другой -- в...

Учение о Чистой Земле - одна из популярных традиций буддизма Махаяны, получившая наибольшее распространение в Китае и Японии, хотя корни этого учения, как и буддизма в целом, находятся в Индии.

Центральной фигурой буддизма Чистой Земли является Будда Амитабха (Амитаюс, кит.

Амитофо, яп. Амида) и Западная Страна Крайней Радости (Сукхавати, кит Цзинту, яп. Дзёдо - «Чистая Земля»). //Следует заметить, что каждый Будда имеет свою Чистую Землю, в которой он обитает в Теле Блаженства - одной из...

Буддизм первая из мировых религий, возникшая в VI в. до н. э. В дальнейшем он завоевал миллионы последователей в разных странах мира и в первую очередь Азии.

Возникновение буддизма связывается с именем Сиддхартхи Гаутамы (Будды).

Он родился около 560 г. до н. э. Местом его рождения считается северо-восток Индии у границы Непала. Принц Гаутама был сыном главы племени шакьев. В 29 лет он расстался с беззаботной, роскошной жизнью, покинул дом, оставил жену с сыном и отправился странствовать...

Традиция Кагью является одной из четырех главных ветвей Тибетского Буддизма помимо школ Сакья, Ньингма и Гелуг. Она достигала выдающегося положения в XI и XII веках н.э. и полтора тысячелетия спустя после ухода Тибетского Буддизма помимо школ Сакья, Ньингма и Гелуг.

Она достигала выдающегося положения в XI и XII веках н.э. и полтора тысячелетия спустя после ухода Господа Будды. Таким образом, традиция Кагью развивалась во время "позднего проникновения" Буддизма в Тибет; "раннее проникновение...

Буддизм – название, данное религиозному движению, истоки которого - в жизни и учении великого Будды. Но, говоря более строго, буддизм означает неизменное учение или Дхарму, которая кроется за всем, что преходяще.

В центре буддизма - учение о «4 благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему.

Страдание и освобождение субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание состояние беспокойства, напряженности...

Буддизм российского Востока имеет очень богатую историю. Среди предков калмыков - ойратов - Учение распространялось в три волны. Впервые ойраты получили знание о буддизме от уйгур: вероятнее всего, это были поучения Махаяны. Во время второй волны, которая пришлась на начало XII века, распространялись различные направления тибетской школы Кагью. В середине XII века самым известным лицом в Тибете был Второй Кармапа Карма Пакши - глава традиции Карма Кагью. Его даже пригласили к монгольскому двору...

Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Христианство моложе его на пять, а ислам - на целых двенадцать столетий. Основное число его последователей живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае (а также китайское население Сингапура и Малайзии), Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (Бирма), Таиланде, Лаосе.

В нашей стране буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годы буддийские общины...

Цели урока:

а)образовательные: знакомить учащихся с буддейскими направлениями и традициями.

б) развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления и устных речевых навыков.
в) воспитательные:

  • воспитывать культуру поведения при работе в группах;
  • способствовать развитию интереса к буддейской культуре; умения видеть красоту и гармонию мира глазами буддистов.

Тип урока: формирование знаний.
Форма урока: урок - ассорти.

Средства обучения: доска, мел, карточки по теме «Буддизм», краски,кисточки, маркеры, раздаточный материал, плакат с текстом «Буддизм», магнитофон и кассета, .

Метод обучения: индивидуальная,групповая,фронтальная формы работы.

Виды деятельности: беседа, лекция, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия: культура, религия, буддизм, учение, махаяна,хинаяна,ваджраяна.

Материал: А. Н. Сахаров, К. А. Кочегаров учебник стр.134-142.

Ход урока

l . Организация деятельности учащихся.

1. Приветствие детей. Психологический настрой

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.

II. Актуализация знаний.

1. На прошлых уроках мы с вами говорили о том, как возникла религия, какие бывают религии и кто является основоположником тех или иных религий.

Назовите, какие мировые религии вам известны и расположите их на ленте времени по мере их возникновения.

Христианство

(Иудаизм буддизм христианство ислам)

А слышали ли вы о такой религии как буддизм? Что вы о ней знаете?

Как могут достичь свободе буддисты?Для этого надо знать какие правила?Что такое сансара и карма?

3. Игровая ситуация(задание 4,стр.133 из учебника)Ваши родители купили самую нужную вещь,но через некоторое время оно становилось лишним.Охарактеризуйте ваши впечатления по правилам буддистов.
4. Выставка книг, иллюстративный материал к теме.

lll . Работа над новым материалом
Лекция учителя: Учащиеся «отбирают» лексику, которая может войти в словарь понятий и терминов.

Примерный план лекции:

А) Махаяна; (Слайд 3)

Б) Хинаяна; (Слайд 4)

В) Ваджраяна.(Слайд 5)

2.Монастыри (Слайды 6-9)

3.Праздники. (Слайды 10,11)

4.Традиции буддизма(Слайд 12)

Традиционно буддизм делят на Хинаяну («малую колесницу») и Махаяну («великую колесницу»). Хинаяна также делится на колесницу шравак и колесницу пратьекабудд, образуя таким образом Три колесницы. Также три колесницы можно образовать и при другой классификации, когда хинаяна считается единой колесницей, а из махаяны выделяется алмазная колесница «Ваджраяны » (или тантрический буддизм).

Хинаяна («Малая колесница») — колесница последователи которой стремятся к личному освобождению. Называется «малой колесницей», поскольку способна привести к освобождению только самого последователя.

  • Чтобы проделать путь будды, необходимо пробудить и сохранить в себе глубокое и искреннее стремление к Просветлению во имя других живых существ (бодхичитта). Суть этого стремления выражает формула: «Да стану я Буддой на благо всех живых существ!».
  • В буддизме Махаяны считается, что бодхисаттва — тот, кто сознательно отказывается от нирваны, чтобы снова и снова перерождаться ради спасения всех живых существ от страданий .

Во имя всех живых существ (Фото: Gina Smith, Shutterstock)

Праздники
Для понимания смысла буддийских праздников также следует отойти от привычной установки — «сегодня праздник, и, значит, надо радоваться и отдыхать». В праздничные дни накладываются строгие ограничения на поведение людей. Человек должен еще более внимательно следить за собой, так как считается, что в эти дни сила всех деяний, физических и мыслительных, увеличивается в 1000 раз. Увеличиваются в 1000 раз последствия совершенных негативных действий, но и в это же количество раз увеличиваются и заслуги при совершении добрых, благих деяний. Во время крупных буддийских праздников можно наиболее близко подойти к сути учения, к Природе и Абсолюту.
Празднование каждой даты носит, в первую очередь, четко практический характер и направлено на создание чистого пространства в храме, в домах буддистов, в их душах и телах. Это достигается путем совершения обрядов, чтения мантр, извлечения звуков из различных музыкальных инструментов, использования символических цветов и культовых предметов. Вся обрядовая практика имеет силу и свойство квантово-полевого воздействия на участвующих в празднике людей, очищая и восстанавливая их тонкую структуру. В такие дни принято посещать храм, делать подношения Буддам, Учителю и Общине.
Однако, стать участником празднования можно и находясь дома. Для этого нужно обладать знаниями о внутреннем смысле праздника, соответственно мысленно настроиться и включиться, таким образом, в единое поле праздника, которое охватывает всех заинтересованных в нем. Результаты подобного взаимодействия будут даже выше, чем бессмысленное и бездейственное присутствие на церемонии.
В буддийской обрядовой традиции принят лунный календарь. Из-за того, что лунный календарь почти на месяц короче солнечного, даты праздников, как правило, смещаются в пределах полутора-двух месяцев, и вычисляются заранее по астрологическим таблицам. В некоторых буддийских странах существуют расхождения в системах расчета. Кроме того, в буддийской традиции первый месяц года является первым месяцем весны. Большинство праздников приходится на полнолуния (15-й день лунного месяца).

Главными праздниками буддистов являются:
Сагаалган — Новый год
Дуйнхор-хурал — праздник Калачакры
Дончод-хурал — День рождения, Просветления и Паринирваны Будды Шакьямуни
Майдари-хурал — Круговращение Майтреи
Лхабаб дуйсэн — нисхождение Будды с неба Тушита
Зула-хурал — День нирваны Будды Цонкапы.
Также отмечается День рождения Далай-ламы XIV, но он не является каноническим праздником. Одновременно этот праздник фиксированный — Далай-лама родился 6 июля.
В буддийском лунном календаре также существуют дни для особых молебнов — дни Отошо, Ламчиг Нинбо и Мандал-Шива, которые проводятся каждый восьмой, пятнадцатый и тридцатый лунный день месяца соответственно. Также есть дни для особого почитания некоторых божеств, к примеру, Бальжинима — хозяина великолепия и счастья, или Луса — хозяина воды.
На каждый день календаря астрологами просчитана комбинация и следствия дня — помечены дни для стрижки волос, приема лекарств, благополучной дороги или удачного завершения судебных тяжб. Не стоит также забывать, что практически у всех народов, исповедующих буддизм, возведены в ранг праздников и особых ритуалов такие события как переход из одной возрастной группы в другую, постройка нового дома, свадьбы, похороны и другие.

3. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

4. Ответы на вопросы из пособия для учащихся.

Физкультминутка.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

5. Работа в тетрадях (записать краткие понятия) Составление словаря понятий и терминов, его обсуждение.

Тхеравада или хинаяна («учение старейшин»; «малая колесница») : Достижение нирваны видится через строгое следование образу жизни Будды Гаутама и его практике созерцания. Оно доступно только тем, кто полностью отказался от мирской жизни (стал монахом

  • Махаяна (в пер. - «великая колесница») учит, чтолюбой буддист, в т.ч. мирянин, может стать бодхисаттвой.
  • Ваджраяна (в пер. - «алмазная колесница») - особое направление махаяны, сложившееся в Северной Индии в 1 в. н.э. В 7 веке легло в основу тибетского буддизма (ламаизма), распространившегося позднее также в Бутане. Непале, Монголии, Бурятии, Туве, среди калмыков.

Бодхиса́ттва (Бодхиса́тва, Бодиса́тва) - человек (или иное существо), поставивший цель выявить в себе Будду, повторив его путь. Побуждение к тому, чтобы проделать этот путь, является не стремление обрести личную нирвану, а любовь ко всем живым существам и искреннее желание спасти их от страданий перерождения.

6. Работа в группах:

1 группа: основные постулаты буддизма. Согласен ли ты с тем, что только постоянно работая над собой, внутренне совершенствуясь, человек может стать лучше?

2 группа: 4 истины буддизма. Согласен ли ты с тем, что любое излишество опасно для человека? Можешь ли ты привести пример из собственной жизни

3 группа: взять конверт. Из деталей собрать мозаику. Определить к какой религиозной культуре относится сооружение и подготовить сообщение об этом сооружении из учебника

Примерные ответы детей:

Основные постулаты буддизма.
1. Жизнь во всех ее проявлениях есть зло и источник страданий для всех живущих.
2. Прекращение страданий в освобождении от желаний (прежде всего от желаний суетных).
3. Освободиться от желаний может тот, кто ведет праведную жизнь (5 обязательных требований: не лгать, нет красть, не причинять зло ближнему, воздержаться от чувственных излишеств и алкоголя).
4. Спасение состоит в достижении нирваны (Особого состояния свободы, покоя и блаженства). Нирваны можно достичь и при жизни, но полностью переход возможен только после смерти.

Будда изложил четыре истины:

1. Жизнь есть страдание (рождение, любовь, болезнь, смерть - все приносит страдание человеку)

2. Причина страданий человека - жажда жизни (жизнь и так все дает человеку, но он хочет большего, отсюда появляются все пороки, которые приносят страдания: гнев, зависть, ревность, злость и т.п.)

3. Чтобы уничтожить страдания нужно уничтожить жажду жизни, т.е. все пороки

4. Путь для уничтожения этой жажды - серединный «восьмиричный» путь, предполагающий правильные воззрения, правильную речь, правильное поведение, правильную жизнь.

Только тогда человек может достигнуть нирваны, остановить цепь страданий.

Обсуждение и взаимооценивание результатов работы групп.

7. Выполнение теста по теме «Буддизм»

Тест

1.Буддизм-самая древняя религия в мире.

а) да

2. Когда и где сформировалась буддейская религия:

а)2500 лет тому назад в Индии

б)1000 лет тому назад в Китае

3.Кто является основоположником:

а)Авраам Ной

б)СиддхартхаГаутама

4.Кого называют Буддистами?

а)любого человека;

б)последователей Учения Будды.

5.Каждый буддист верит:

а)на 4 истины ;

6.Сиддхарта Гаутама решил стать:

б)отшельником

7.Первая истина Будды:

а)сансара;

б)неудовлетворённость,разочарование .

Просмотров