Описание Церкви Бориса и Глеба в с. Кидекша

Храм Бориса и Глеба в Дегунино, как и церкви во многих других местах России, посвящены детям великого князя Владимира. Знамениты они в первую очередь тем, что стали первыми русскими святыми. Канонизированы Борис и Глеб были и Русской, и Константинопольскими церквями.

Первые русские святые

Почему они мученики-страстотерпцы? Потому что были коварно убиты своим родным братом Святополком, прозванным народом из-за этого «Окаянным». Братья приняли смерть добровольно, зная о ней заранее. Борис и Глеб не подняли руки на старшего брата. Неотъемлемая часть христианской веры - непротивление злу насилием - была в диковинку для языческой Руси, которая только-только приняла православие. Братоубийца Святополк бежал в Польшу от войск Ярослава Мудрого, но, подобно Каину, нигде не мог найти себе места. По преданию, даже от его могилы исходил смрад. А Борис и Глеб после канонизации стали покровителями и хранителями Руси. Чтить их стали сразу после смерти.

«Намоленная» церковь

Храм Бориса и Глеба в Дегунино впервые упоминается как уничтоженный польско-ливонскими войсками. Произошло это в 1585 году. Само же село упоминается впервые в 1336 году в грамоте Ивана Калиты. Допустить мысль о том, что в селе не было храма, невозможно, тем более что в 1394 году населенный пункт на 400 лет отходит к церкви. Подмосковное село, при основании известное как Дегунинское, прекратило свое существование в 1960 году. Оно вошло в состав Москвы, постоянно расширяющей свои границы. Храм Бориса и Глеба в Дегунино известен тем, что разрушался неоднократно, подвергаясь огню. Но каждый раз на месте разрушенного храма вновь возводится культовое сооружение из дерева. Происходило это, может быть, из-за недостатка средств на строительство каменного здания. Например, в 1633 году церковь возводилась на деньги местного священника.

Возрождался из пепла всегда, как феникс

Вновь возведенный храм по документам (1676 год) значится как церковь Святых и Благонравных Бориса и Глеба с приделом евангелиста и апостола. При Петре I, в первые годы его правления, а именно в 1700 г., указом тогдашнего Патриарха Андриана село и церковь Бориса и Глеба в Дегунине передаются Алексеевскому монастырю, основанному в 1360 году митрополитом Алексием. До наших дней легендарный Стародевичий монастырь не сохранился, на его месте сейчас находится Храм Христа Спасителя. Во времена нашествия наполеоновских войск, когда горела вся Бориса и Глеба в Дегунино уцелел. Наверное, потому что в те времена село считалось отдаленным Подмосковьем. Надо отметить, что каменная в этом селе открыла свои двери для прихожан лишь в 1866 году.

Опять деревянная

А в 1762 году совсем старую ветхую церковь перестраивают. Однако новый храм возводят опять из дерева. Через два года Дегунино, что стоит на было выведено из церковного владения и передано в гражданское ведение, то есть секуляризировано. С 1843 по 1851 год в России осуществляется строительство железной дороги, соединившей Москву с Петербургом. Ветка прошла по землям, принадлежащим селу, за что общине была выплачена довольно крупная сумма компенсации за отчужденные земли. Это и подтолкнуло дегунинцев к мысли о новом каменном храме. Обращение прихожан и настоятеля храма священника Симеона Флоровича Страхова к митрополиту Филарету, Владыке Московскому, было отправлено в 1863 году. В соседнем селе Верхние Лихоборы был каменный завод, и его владелец, купец I-й гильдии Прорехов В. А., обеспечил необходимым количеством кирпича в количестве 360 000 штук будущее строительство. То был самый большой вклад в это благое дело.

Красавец из камня

Каменный храм свв. Бориса и Глеба в Дегунине вырос рядом со старой деревянной церковью, разобранной в 1884 году. Выполнен он был в псевдорусском или русско-византийском стиле. Трехпрестольный массивный храм получился красивым. Возведен он в форме параллелепипеда с единым внутренним пространством. Есть трапезная и колокольня с двумя большими колоколами. Украшает храм высокая полукруглая апсида, примыкающая к основному полукруглая, пониженная часть здания. Как правило, это алтарный выступ. В момент открытия стены и своды церкви были очень красиво расписаны, иконостас был богатым. 1887 год стал годом обновления трех иконостасов храма в Дегунино.

Храм-мученик

Дальнейшая судьба церкви традиционная. Наступила эра атеизма, но храм благоверных князей Бориса и Глеба в Дегунине действовал до 1930 года, когда службы прекратились из-за отсутствия священников. Официально церковь закрыли в 1941 году, а до этого времени Дегунинский приход как бы существовал. И надо отметить, что в 20-30 годы церковная жизнь в селе продолжалась. Так, община испрашивала разрешения на осуществление Крестных ходов по домам верующих. А в 1925 году был зарегистрирован Устав Борисоглебской православной общины. После официального закрытия церковь приспособили под нужды амбулатории. Артель инвалидов «Родина» вселилась в стены бывшего храма в 60-е годы прошлого века. Чтобы перестроить здание под необходимый для артели производственный цех, были снесены верхние ярусы колокольни, здание облепили пристройки и окружил железобетонный забор. Фабрика находилась здесь до 1985 года. Дальше - хуже. В церкви разместили гараж межотраслевого научно-технологического комплекса «Микрохирургия глаза».

Новая жизнь Борисоглебской церкви

Оживать храм стал после новой регистрации общины и передачи ей здания церкви в 1990 году. Первая божественная литургия совершена в церкви в 1991 году 14 июля. И началось постепенное восстановление Борисоглебского культового сооружения. С 1994 по 2005 год были два раза расписаны стены, восстановлены шатры колокольни и здания храма, обновлены кровля и внешний вид, восстановлен иконостас. Этот храм тоже можно назвать страстотерпцем, как тех святых, в честь которых он был первоначально возведен, Благонравных Бориса и Глеба. Находится эта по адресу: ул. Дегунинская, 18а.

Известная московская церковь свв. Бориса и Глеба стояла на Поварской улице близ одноименного Борисоглебского переулка. В советское время он носил имя А.Ф.Писемского, потому что писатель жил в одном из местных домов до самой кончины, последовавшей в 1881 году.

Святые Борис и Глеб были самыми первыми русскими святыми и самыми чтимыми на Руси - храмов им строилось великое множество и в Москве и в других русских городах. Оба брата были сыновьями св. равноапостольного великого князя Владимира, крестившего Русь в христианство в 988 году. После кончины их отца престол в Киеве захватил князь Святополк, которого в народе за великие и бесчисленные злодеяния потом прозвали "Окаянным". Князя Бориса в то время не было в стольном граде - он только возвращался домой после битвы с печенегами, на которую его послал отец. И Святополк тайно отправил к нему своих людей, чтобы они убили законного наследника престола. Святой князь Борис, узнав уже от своих приближенных о трагических событиях в Киеве, не захотел участвовать в тяжбе за власть и сеять в Отечестве раздор и смуту. Ожидая неминуемой скорой смерти, он горячо молился в своем походном шатре перед иконой Спасителя. Ворвавшиеся люди Святополка убили его мечами. Мученика похоронили при Васильевской церкви в Вышгороде.

Святополк же, замыслив убить и второго брата, князя Глеба, послал и к нему гонцов с ложной вестью о том, что его отец якобы находится при смерти и зовет сына проститься. Узнав о том, Глеб поспешил к родителю, но когда в пути переправлялся в лодке на другой берег реки, люди Святополка напали на него и убили. Тело его было брошено на пустыре, и все годы там совершались чудесные знамения - прохожие люди то видели горящую свечу, то слышали неземное пение. Так со временем было найдено нетленное тело св. Глеба и похоронено тогда рядом с братом в Вышгороде. С тех пор чудесные знамения совершались над могилами мучеников, и люди со страхом Божиим стали поклоняться им.

Однажды, когда на то святое место пришли иноземцы, прибывшие на Русь с посольством, и один из них наступил на могилу - поднялся огненный столб и опалил ноги нечестивца.

А потом один слепой человек пришел в церковь святого Георгия Победоносца молиться о прозрении. И было ему чудесное видение - св. Георгий явился ему ночью и велел молиться святым Борису и Глебу, молвив: "Ибо им дана Благодать от Бога в стране Российской прощать и исцелять всякие муки и недуги".

С тех пор почитание святых Бориса и Глеба на Руси крепло. В тяжелые для России времена не раз совершались чудесные видения этих святых покровителей Отечества и не раз они оказывали воинам помощь. В 1240 году накануне Невской битвы воевода князя Александра Ярославича на рассвете вдруг увидел плывущий по реке челн, в котором стояли святые Борис и Глеб. Пораженный воевода слышал, как один молвил: "Брат Глеб, пойдем скорее поможем сроднику нашему, князю Александру, против неистовых врагов".

А в 1380 году в ночь перед Куликовской битвой стражник, стоявший в ночном дозоре, увидел светлых юношей - в руках они держали свечи и обнаженные мечи. "Кто вам велел истреблять отечество наше, от Господа нам дарованное?" - молвили они монголо-татарским военачальникам на глазах у стражника и обрушили на них мечи. В тот день воинство Дмитрия Донского одержало победу над Мамаем.

В Москве чтимым святым Борису и Глебу строили много храмов и освящали во имя святых множество церковных приделов. Одна из таких церквей стояла на Поварской улице.

В старину эта местность от Белого Города до Земляного вала была продолжением района Большой Никитской и Кислошки, где размещались царские слободы и дворцовые хозяйства. Здесь жили царские повара и обслуживающие государев стол работники - хлебники, скатертники, и пр. Память о них сохранилась в местной топонимике, в названии Поварской улицы и переулков Хлебного, Скатертного, Ножового, Столового.

По легенде, Борисоглебская церковь была построена здесь еще Борисом Годуновым, освященная по Дню Ангела царя. Достоверно известно, что в начале XVII века она уже точно существовала и серьезно пострадала во время Смуты и польско-литовской интервенции. До самого конца того "бунташного" столетия церковь была деревянной. Лишь в 1691 году ее выстроили каменной, а здание, дожившее до времен Октябрьского переворота, было возведено на пожертвования прихожанина только в 1802 году, на месте прежнего храма. Там находился образ Спаса Нерукотворного письма Симона Ушакова 1685 года.

Именно эта скромная московская церковь была связана со многими выдающимися деятелями русской истории и культуры, бывшими ее прихожанами. В 1830 году в ней венчались друг Пушкина, статский советник С.Д.Киселев, живший в приходе на Поварской, и Елизавета Ушакова, за младшей сестрой которой, Екатериной, ухаживал сам поэт. Пушкин был свидетелем, или как тогда говорили, "поручителем" жениха на этой свадьбе. Однако родственных отношений между ними не сложилось - сватовство Пушкина к Екатерине Ушаковой так и не состоялось. По собственному признанию поэта, он в последнее время ежедневно ездил к Ушаковой, лишь для того, чтобы дважды в день проезжать мимо окон дома Натальи Гончаровой, жившей поблизости на Большой Никитской.

В той же первой половине XIX столетия у Борисоглебской церкви на Поварской был еще один знаменитый прихожанин - К.П.Победоносцев, одна из самый загадочных и противоречивых личностей в русской истории. Внук священника, он родился в Москве в 1827 году и провел свои ранние годы в этих арбатских краях. "Благочестивые родители с детства приучили меня к церкви", - вспоминал позднее обер-прокурор Синода в одном из писем к императору Александру III. Он посещал богослужения именно в Борисоглебской церкви и часто читал в ней "Апостола".

Оценки личности Победоносцева и его роли в русской истории были и остаются противоположными до крайностей - мало кто еще вызвал вокруг себя такие споры и современников, и потомков. И если Андрей Белый в гениальном романе "Петербург" изобразил Победоносцева в страшном персонаже сенатора Аблеухова, то монахиня Мария оставила о нем самые добрые и теплые воспоминания, в которых называла его Другом своего детства. А в наше время некоторые историки даже считают Победоносцева "белым революционером", так оценивая его попытки спасти положение в России и ее государственность в канун ХХ века.

Как известно, политическая деятельность Победоносцева имела очень широкий спектр - от утверждения истинности и законности монархического строя и предостережений от введения в России Конституции и парламента до борьбы с учением Льва Толстого. Он пережил только первую русскую революцию, в октябре 1905 года вышел в отставку и умер два года спустя, 23 марта 1907 года, в Петербурге.

А незадолго до Октябрьского переворота, в 1914 году, в изогнутом Борисоглебском переулке поселилась Марина Цветаева. Покинув любимый дом своего детства в Трехпрудном, поэтесса долго искала в Москве новое жилище, которое напоминало бы ее московскую родину. Таким домом оказался небольшой двухэтажный особняк в Борисоглебском, 6.

Два дерева: в пылу заката
Под дождем - еще под снегом -
Всегда, всегда: одно к другому,
Таков закон: одно к другому,
Закон один: одно к другому.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше была построена в правление Юрия Долгорукого, и обычно датируется 1152 годом - на основании сообщения, помещенного в Типографской летописи как раз под этим годом: «Тогда же Георгий князь в Суждале бе, и отвързл ему Бог разумнеи очи на церковное здание, и многи церкви поставиша по Суздалской стране, и церковь постави камену на Нерли, святых мученик Бориса и Глеба, и святаго Спаса в Суздале, и святаго Георгиа в Володимери камену же, и Переаславль град перевед от Клещениа, и заложи велик град, и церковь камену в нем доспе святаго Спаса, и исполни ю книгами и мощми святых дивно, и Гергев град заложи и в нем церковь доспе камену святаго мученика Георгиа» (ПСРЛ. 24:77).

В Кидекше сохранились остатки оборонительных валов - вблизи устья речки Каменки («Каменка» на угро-финском языке - «Кидекша»), которая сливается с Нерлью, впадающей в Клязьму. Вероятно, сама церковь закладывалась Юрием Долгоруким в честь своих младших сыновей Бориса и Глеба, получивших имена первых прославленных в земле Русской святых - покровителей княжеского дома. Кидекшская церковь послужила усыпальницей для одного из этих сыновей Юрия Долгорукого - князя белгородского и туровского Бориса Юрьевича, умершего в 1159 году. Здесь же погребена его жена Мария (†1161) и их дочь Ефросиния (†1202).

Борисоглебский храм, по-видимому, замышлялся как главный собор городка Кидекши на восточных границах Суздальского княжества, что и отразилось в сдержанности его внешнего декора и простоте линий. Не следует забывать, что храм в Кидекше - наравне со Спасо-Преображенским собором в Переславле Залесском - наиболее ранняя белокаменная постройка Северо-Западной Руси.

Впрочем, и здесь наблюдаются очевидные параллели с западноевропейским романским искусством, чуть более ярко проявившиеся в других памятниках храмового зодчества Владимиро-Суздальской земли. В частности, обращает на себя внимание аркатурный пояс из т. н. «ломбардских арок», делящий боковые прясла храма на два яруса. Характерен перспективный портал очень простого профиля - в виде трех уступов (сохранился только с северной стороны) - с немного вынесенным замковым камнем на передней арке. Над аркатурным пояском в пряслах - т. н. «поребрик». Барабан также имел городчатый пояс (его остатки были найдены под кровлей храма). Цоколь Борисоглебской церкви (в настоящее время находящийся под зелёй) - простейшей прямоугольной формы. Внутри храма крестчатые столбы, лопатки простые однообломные, а наружные двухуступчатые. На некоторых камнях кладки можно увидеть идентичные знаки княжеских мастеров - такие же, как и на стенах Спасо-Преображенского собора в Переяславле.

Церковь Бориса и Глеба - одноглавая, четырехстолпная, трехапсидная. Сложена из прекрасно отесанных и положенных почти насухо квадров качественного белого камня. В плане храм без учета апсид очень близок к квадрату. Наружные лопатки делят стены на три неравных прясла (средние прясла шире и выше боковых). Уступообразное сужение наружных лопаток создает «перспективность» прясел. Внутренние лопатки соответствуют наружным, соответствуют им и крестчатые столпы. Над западным порталом в стене со стороны интерьера выложена разгрузочная арка.

Размеры Борисоглебской церкви, сторона подкупольного квадрата, общие пропорции, конструктивные особенности, профиль лопаток, декор близки еще одному сохранившемуся храму 1152 года - Спасо-Преображенскому собору в Переславле-Залесском. В связи с этим верх храма достаточно адекватно реконструируется по аналогии со Спасским собором.

Скорее всего, при нашествии монголов Кидекша пострадала, но уже в 1239 году здание церкви Бориса и Глеба было отремонтировано и освящено, и в нем, вероятно, было устроено белокаменное седалище и резная алтарная преграда. Но вскоре сам городок захирел и его жители переселились в соседний Суздаль. В «Списке русских городов дальних и ближних» (XIV-XV века) Кидекша не значится.

В XVI-начале XVII века глава и часть сводов церкви обрушилась. В 1660-х годах глава, своды и восточные столпы храма были разобраны полностью, а апсиды и восточные части северной и южной стен - до уровня аркатурного пояса. Затем восточные столпы были сложены вновь, и храм был перекрыт сомкнутым сводом с маленькой главкой. В таком виде храм сохранился до наших дней.

Паломнические поездки к Церкви Бориса и Глеба в с. Кидекша

Бориса и Глеба в Дегунине впервые упоминается в писцовой книге в 1584 г. как деревянный, прямоугольный (как обычная изба), а при нем несколько дворов церковного причта и пахотные земли. Как давно была построена в Дегунино Борисоглебская – сведений не сохранилось. Святые страстотерпцы князья Борис и Глеб издавна почитались на Руси как небесные покровители земли русской, особенно же им покланялись князья, видя в них чуть ли не личных помощников. Поэтому не удивительно, что в селе, являвшемся некогда вотчиной князей и их жен (впервые упоминается в Духовном завещании Ивана Калиты) стояла , посвященная благоверным князьям Борису и Глебу.

В Смутное время село и в нем были разорены интервентами. Дегунино превратилось в захудалую деревушку. Однако оно не исчезло совсем и со временем стало постепенно возрождаться. Так что в 1633 г. церковь восстановили, устроив еще и придел в честь Иоанна Богослова.

Икона св. Бориса и Глеба на наружной стене до реставрации

В 1700 г. указом самого Петра I Дегунино вместе с обветшавшим храмом было отделено от вотчины Рождественского собора и пожаловано Московскому Алексеевскому девичьему монастырю в Чертолье (где ныне возвышается Христа Спасителя). Селяне вместе с сестрами Алексеевского (довольно бедного) монастыря собрали-таки средства и в 1762 г. построили новую деревянную, но на каменном подклете, однопрестольную церковь, освятив ее снова во имя свв. блгв. кнн. Бориса и Глеба. Впрочем, уже в 1764 г. Екатерина II отделила Дегунино и от монастырских владений, крестьяне стали «экономическими», а Борисоглебская церковь обычной приходской.

Особую роль сыграла в жизни села и храма Николаевская железная дорога, проложенная здесь в 1843-1851 гг. Под ее строительство были переданы земли, за которые в 1863 г. крестьянскому обществу была выплачена государством вполне приличная компенсация.

15.05.2009
Престольный праздник

Это позволило осуществить давнюю мечту – построить вместо маленькой деревянной церквушки, не вмещавшей уже всех прихожан, приличный каменный . Заручившись согласием богородского купца В.А. Прорехова, арендовавшего у крестьянской общины землю под кирпичный завод, выплатить аренду натурой за 12 лет вперед (что составило 36 000 кирпичей), сельское общество обратилось с прошением к Митрополиту Филарету о строительстве каменного трехпрестольного храма (все 3 престола — рядом) и получило храмоздатную грамоту. Новый храм в псевдорусском стиле был поставлен рядом со старым деревянным. К основному объему массивного параллелепипеда с востока примыкала полукруглая апсида, а с запада двухъярусная колокольня (на нижнем прямоугольном ярусе – восьмерик с деревянным шатром). В 1866 г. храм с тремя престолами освятили во имя св. князей Бориса и Глеба, свт. Николая Мирликийского и иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Старая деревянная церковь рядом с новым храмом простояла до 1884 г.

Молельная комната в Детском доме № 28

В первые годы советской власти храм не трогали. В 1925 г. даже зарегистрировали устав Борисоглебской общины верующих, однако, благодаря проводимой властями политике, уже в начале 1930-х гг. службы прекратились, поскольку служить их стало просто некому. В начале 1941 г. пустующий храм Бориса и Глеба в Дегунине передали под амбулаторию, затем в Божьем доме фабрика «Родина» шила трикотажные спортивные костюмы, а с 1987 г. стояли автомобили центра «Микрохирургии глаза».

09.05.2012
Чествование ветеранов Великой Отечественной войны

В 1960 г. село стало частью Москвы. Здание храма поставили под охрану как памятник архитектуры, благодаря чему он и дошел до наших дней. В 1991 г. Борисоглебский храм с разрушенной колокольней, спрятанный за железобетонным забором, все же был возвращен верующим, которые начали его возрождение. Сегодня он восстановлен и радует глаз своей красотой, скромно притаившейся среди многоэтажек.

Община храма уже много лет несет шефство над детским домом-интернатом № 28 для детей с ограниченными возможностями, психоневрологическим интернатом № 25, хосписом № 2 и другими медицинскими учреждениями, где для больных проводятся молебны, беседы, концерты и утренники, организуются паломнические поездки по святым местам.

Просмотров