Привет зимнего явления в неживой природе. Конспект НОД «Зимние явления в неживой природе»

Развитие игрового замысла, обучение детей отвечать на поставленные вопросы; активизация ласкательных существительных; закрепление знаний о зимних явлениях; вызов положительных эмоций; развитие творческой фантазии и воображения; воспитание бережного отношения к природе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Зимние явления в неживой природе. Подготовили воспитатели МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 118 » г. Воронеж: Мизенко И. Н. Яворская С. А Для старшего дошкольного возраста. Материал: 1.Л.Г. Горькова, А. В. Кочегарина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»/ средняя, старшая, подготовительная группы/ М.: ВАКО,2005.-240 с./ Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем. 2. Яндекс.Картинки 3. Википедия

Внимательно посмотрите на снеговика, какой он? грустный или весёлый? -Опишите грустного снеговика. -Почему он такой грустный?

Рассказ снеговика: Прилетела ворона, села прямо на плечо, клюнула и сказала, что он не вкусный. -Почему ворона так сказала? -Из чего сделан снеговик? -Что представляет из себя снег? -Какие бывают снежинки? -Значит наш снеговик красивый? Но снеговик опять не доволен, так как вороне он не понравился на вкус. Снег - форма атмосферных осадков, состоящая из мелких кристаллов льда

Посмотрите на снег, рассмотрите его. -Какой он? -Почему снег липкий?

При какой температуре снег может быть липким? - каким бывает снег при отрицательной температуре? -Что произойдет со снегом, если его занести в помещение?

Физкультминутка М ы-снежинки, мы-пушинки мы танцуем день и ночь. Мы снежинки- балеринки, покружиться мы не прочь. Встанем вместе все сейчас, получается снежок. Налетел ветерок-и умчался весь снежок.

Можно ли кушать снег? -какая получится вода если растопить снег? -Какого цвета вода? -Если у неё запах, вкус? -Почему ворона назвала снеговика не вкусным?

Сравните снеговиков, какой весёлый, какой грустный. Почему вы так решили?

Зимние явления в неживой природе: Вьюга-перенос снега ветром в приземном слое воздуха Снегопад- выпадение снега из облаков Метель- перенос ветром снега над землей (=вьюге)

Зимние явления в неживой природе: Гололёд- слой плотного стекловидного льда Буран-степная метель Оттепель-временное Иней-тонкий слой т аяние снега зимой, ледяных кристаллов ранней весной образующихся из водяного пара атмосферы


Объекты и явления живой и неживой природы осенью, зимой, весной и летом: описание.

Осень – это золотое время года, которое приходит сразу после жаркого и солнечного лета. Маленькие детки замечают кардинальные изменения, как в погоде, так и в отношении к себе. С наступлением осени палящие лучи солнца заменяют дождливые дни, деревья начинают скидывать листья, а трава желтеет. Таким образом, природа готовиться к наступлению холодов и зимы.

Осенние признаки осени в живой и неживой природе: список

Для многих школьников осень ассоциируется с началом нового учебного года, в это время ребятишки встречаются со своими друзьями и одноклассниками, и одевшись в школьную форму идут получать новые знания.

Существуют такие признаки наступления осени:

  • Наверняка детишки заметили при наступлении осени, куда-то делось солнышко, а небо затянули тучки. Даже при солнечной погоде, уже не так тепло на улице (можно понять по том, как начинают одеваться люди). Легкие футболки и платья сменяются на жакеты и джинсы, а с наступлением октября-декабря многие одевают пальто и курточки.
  • Несмотря на то что лето жаркое, конечно, бывает ветреная погода. Но она больше радует, ведь когда дует тепленький ветерок — он освежает. А вот сильные порывы ветра в осеннее время, уже не такие приятные, ведь дует холодный ветер с такой силой, что срывает листья с деревьев.
  • Осень характерна частыми туманами, и мамы начинают следить за переменами погоды, ведь осенью часто меняется погода, а правильно одеваться очень важно в такое время, т.к. заболеть очень легко. Кстати, с переменой климата многие детки начинают болеть простудными заболеваниями, чего редко встретишь летом.
  • Наступившую осень можно увидеть по растениям, например, как краснеет виноград или смородина, желтеет каштан и многие другие деревья и кустарники. В сентябре уже можно собирать опавшие листья клена. Часто из них делают аппликацию или различные букеты. А вот по хвойном деревьям определить наступление осеннего период невозможно, Ведь такие деревья зеленые и летом и зимой.
  • Определить перемену погоды можно наблюдая за животными. Например, большинство птиц прячутся от холодов, улетая теплые края. Конечно, есть и такие, которым не страшен холод – это голуби, вороны и воробьи. А вот теплолюбивые птицы, учуяв наступления дождливой осени сразу же со своими птенцами улетают далеко на юг.
  • Есть звери, которые впадают в спячку, такие как – медведь, енот, барсук, еж и многие другие, особенно те, которые живут в норках. Заяц, лисица и белочки меняют свой окрас, таким образом им легче маскироваться от хищников. Как известно, белочки очень запасливы – поэтому на зиму подготавливают много орешков и желудей, чем будут кормиться на протяжении всех холодов. А собирают еду именно осенью, когда поспевают орехи и желуди. Это также можно наблюдать.
  • Надоедливые мухи, комары и многие насекомые также прячутся с наступлением малейших холодов.
  • А почему стал денек короче? Это также характеризует осень. Если солнышко садиться раньше обычного, то стоит ожидать наступление холодных деньков. Это признак осени в неживой природе.
  • Все ближе к зиме можно по утрам наблюдать иней. Это маленькие частички росы, которая замерзла на листьях и поверхности неровным колючим слоем.
  • Встречается осенью даже гололед, это бывает зачастую в конце ноября, когда температура воздуха показывает минусовые значения. К этому времени люди уже носят шапки, перчатки и шарфики. Погода сулит о том что зима уже «на носу».

Осень – это очень яркое и красивое время года, дороги укрыты золотым «одеялом», можно наблюдать прекрасные пейзажи и над тем как птицы ключом улетают в теплые края. Несмотря на то, что осенью царит дождливая погода, это дает нам возможность наблюдать за красотой природы.

Объекты и явления живой и неживой природы осенью: описание наблюдений

На территории нашей страны можно часто наблюдать перемены погода и природы, которая «подстраивается» под грядущие перемены. Многие явления которые мы наблюдаем, связанны именно с временами года и поэтому называются сезонными. Одна из самых прекрасных времен года – это осень.

В это период природа окрашена золотыми красками, все животные и растения готовятся к холодной зиме и можно наблюдать удивительнее перемены и явления. Для осени характерны такие основные изменения:

  • Туманы. Такое явление можно объяснить тем, что земля днем нагревается, а ночью уже минусовая температура, поэтому с восходом солнца наблюдается туман, роса и даже иней
  • Ливень. Осень ассоциируется именно дождливой погодой, а именно в этот период наблюдаются сильные дожди – другими словами, ливень
  • Ветер. Именно осенью можно столкнуться, выйдя на улицу, с сильными порывами ветра, которые часто сопровождается с дождем или даже градом
  • Темнеет раньше
  • Облачная погода
  • На водоемах и лужах можно наблюдать тонкий лед, но становиться, и тем более играть на нем очень опасно, лучше подождать зимы
  • Наступление зимы можно также характеризовать «бабьем» летом. В этот период на землю опускается тяжелый молочный туман, который наполняет воздух сыростью
  • В конце осени дождливую погоду разбавляет небольшой снегопад, после которого часто бывает гололед


Это характеристика неживой природы, которую можно наблюдать осенью, а вот к переменам в живой природе можно отнести:

  • Животные, например, лисица, белка и заяц меняют свой окрас
  • Многие животные впадают в спячку в конце осени
  • Птицы улетают в теплые края
  • Насекомые также прячутся от холодной погоды, уже не встретишь бабочек и божьих коровок, свист кузнечиков не услышать, пчелы не жужжат и не опыляют растения, комары и мухи также встречаются все реже
  • Листопад. Это первый признак того, что наступает золотая осень. Литья желтеют, а сильным порывом ветра деревья и кустарники освобождаются от них. Все дороги укрыты красивым золотым ковром

Осень – это чудесное время года, которое подготавливает природу и людей к холодной морозной зиме. Это время дает нам отдохнуть от жарких и душных летних дней. А вот первые, кто начинает реагировать на перемены климате – это растения. Ягоды и овощи полностью поспевают, а деревья одеваются в золотистую листву.

Зимние признаки зимы в живой и неживой природе: список

В ожидании Нового Года, многие детки знают, что наступила роскошное время года – зима. Подарки, праздник и Дед Мороз со Снегурочкой — это далеко не все показатели того что пришла зима. Конечно наступает она на месяц раньше – 1-го декабря. Это сказочное время, когда можно играть в снежки и лепить Снеговую бабу, на окнах мы встречаем потрясающие рисунки, а на улице красивая снежная погода.

В предвкушении наступления зимы, мы все в ожидании сказки, исполнения желаний и волшебства. Именно так у нас ассоциируется холодная зима. Но это далеко не все показатели, по которым можно определить наступление такого чудесного периода:

  • Во-первых, все одеваются достаточно тепло. В качестве верхней одежды служит пуховик или шуба, люди надевают теплые перчатки и шапки, а совсем уже в «лютую» погоду – огромные шарфы и термобелье. Очень важно одеваться как можно теплее в такую холодную погоду, ведь с легкостью можно простудиться и пропустить все зимние каникулы
  • Снегопады – это также основная характеристика зимнего периода времени
  • Зимнее небо достаточно тяжелое и как будто повисает, прямо над головой. В воздухе парит влага и морозная свежесть
  • Гололед. Ходить зимой или ездить очень опасно, для удобства многие люди одевают снегоступы, а автомобили «переобувают» в зимнюю резину. Ведь поскользнуться очень легко, а хуже — повредить ногу или руку


  • Если дует сильный ветер и падает снег, то получается метель. Наблюдать из окна за такой погодой очень увлекательно, а вот если попасть под сильный ветер со снегом, достаточно неприятно
  • В детстве мы все очень любили сосульки. И это еще один признак зимы. Другими словами, сосулька – это конусообразный кусок люда, которые чаще всего можно встретить на крышах домой или деревьях.
  • Животных, птиц и насекомых, к сожалению, можно встретить очень редко, ведь птицы улетают в более теплые края, животные уходят в спячку, а насекомые прячутся от суровых морозов, которые характерны для зимы
  • Дни значительно короче ночей

Несмотря, на холодные температуры и метелицы, зима – это чудесное время, во многие игры можно играть только благодаря снегу, который выпадает только зимой. Кататься на лыжах, санках, сноуборде, играть в снежки или лепить различные фигур из снега – это очень увлекательные и развивающие занятии возможны только зимой. Поэтому зимние каникулы не стоит проводить сидя у монитора компьютера, а лучше отлично провести свободное время с друзьями или в кругу семьи.

Объекты и явления живой и неживой природы зимой: описание наблюдений

Природа это все что на окружает и создано руками человека. Условно природу можно поделить на живую и неживую. К первой группе относятся растения, животные, грибы, человек, микробы. А вот к неживой природе: солнце, воздух, звезды, почва, осадки и др.

Зимой, летом, осенью и весной все явления плавно меняются, этим мы и можем определить сезоны времен года. Зима – это самое холодное время в году, но этим и самое прекрасное. Зимой открывается сезон веселых игр в снежки, дети катаются на горках и на санках, лепят снеговую бабу, и самое главное, каждый в ожидании сказочного Нового Года. Такое время можно определить по таким признакам:

  • В виде осадков чаще наблюдается снег. Снежинки падают на землю как и самостоятельно, так и хлопьями. А также только зимой можно увидеть снегопад – это обильное выпадение снега
  • Метель и пурга
  • Гололед. Конечно, все детишки любят кататься на коньках, но такое занятие достаточно опасное, поэтому можно играть на льду только в сопровождении взрослых
  • На крышах домов и ветвях деревьев можно найти сосульки. Поэтому нужно быть внимательным, и лучше не ходить под домами, ведь если температура станет выше — сосулька может легко растаять и упасть
  • Дед Мороз украшает красивыми узорами окна
  • Все реки и озера покрываются толстым слоем льда, что называется ледостав


В живой природе можно найти такие изменения:

  • Многие животные меняют свой окрас, например, заяц, белка и лиса
  • Медведи и ежи ложатся в спячку
  • Прилетают снегири и синицы, которые сменяют основную часть птиц
  • Люди одеваются в теплую одежду

Когда снег начинает таять, а узоры с окон исчезать, солнце начинает греть теплее, а день становиться длиннее – тогда зима начинает постепенно переходить в другое время года – весна. Какие еще есть признаки весеннего сезона, описано в следующем пункте.

Весенние признаки весны в живой и неживой природе: список

Весна ассоциируется с новой жизнью, ведь в этот период земля просыпается от зимней спячки, природа начинает расцветать, появляются первые еще совсем зеленые лепесточки и пучки. Это самое прекрасное время, яснее солнышко и небо чистое, а в воздухе парит свежесть.

Понять когда именно начинается весна, можно очень легко, есть большое количество явлений и процессов которые характеризуют такой сезон, например:

  • Появляются первые зеленые цветочки
  • Животные просыпаются от зимней спячки
  • Зайчики, белочки и лисички снова меняю окрас шубки, таким образом они маскируются под окружающую среду. Многие животные начинают линять
  • Появляются почки, а из них — цветочки
  • Слышно пение птиц, которые возвращаются с теплых краев
  • Весна – это время для рождения нового поколения у животных
  • Птицы начинают вить гнезда


Из неживой природы:

  • Первое – это таяние снега
  • Начинают журчать ручейки
  • Зимой грозы практически не бывает, а вот весной можно столкнуться с таким явлением
  • Ледоход – это явление происходит, потому что лед начинает таять и плавно перемещается по реках

Если проследить за тем что люди делают, то также можно увидеть изменения. Весна считается временем уборки, ведь после зимы стоит очистить свой дом. Также, идет подготовке к посадке огорода, особенно если человек живет в сельской местности.

Объекты и явления живой и неживой природы весной: описание наблюдений

После холодной зимы, все с нетерпением ждут тепленьких деньков. Буквально с первых же дней весны, начинают пригревать солнечные лучи, а вместе с тем и появляются цветочки, трава зеленеет, деревья распускают пучки, начинают петь птички. Другими словами Земля снова оживает и просыпается.

  • Первый признак – это тает снег. Сосульки тают и понемногу исчезают красивые узоры с окон.
  • День становится дольше.
  • Если зимой часто бывают свинцовые тучи, а небо серое и тусклое, то весной небо уже становится светлее, тучи расходятся и небо становится чистым и ясным.
  • Растения также реагируют на приход весны и демонстрируют это появлением зеленых листиков, почек, ели и ольхи распускают молодые шишки. Постепенно распускаются цветочки, появляются пчелы и другие насекомые.


  • Также весна ассоциируется с пушистыми «котиками» вербы, их несут в церковь на Вербное Воскресенье. Также, одним из самых важных праздников весны является 8 марта. Это международный женский день, а символом считаются такие цветы, как тюльпаны.
  • Птицы прилетают снова домой, и это слышно по прекрасному пению. Ласточки начинают вить гнезда и заводить потомство.
  • Животные меняют свой теплый наряд на более легкий. Вместе с тем, и окрас самой шерсти.
  • Люди также, меняют свой гардероб, шубы, теплые шапки и сапоги прячут до следующей зимы.

Веной также, есть увлекательнее занятия, например, ближе к майским праздникам, многие отравляются на рыбалку, за грибами, начинают жарить шашлыки и много отдыхать на природе, наслаждаясь прекрасной природой.

Летние признаки лета в живой и неживой природе: список

Конечно, все детки знают когда начинается лето, т.к. после тяжелого учебного года, наступают долгожданные летние каникулы. Именно поэтому лето самое любимое время в году. Многие уезжают в гости к бабушкам или на курорт с родителями. Море, пляж и много веселья – ожидает каждый ребенок. Но это не единственный показатель того, что наступило лето, существуют и такие изменения в живой и неживой природе, например:

  • Погодные условия. Ветер сухой, температура высокая, поэтому даже ночи летом достаточно теплые. Но если день очень жаркий, а небо чистое как слеза, в один момент может пуститься дождь с грозой, после которого часто можно увидеть радугу
  • По утрам на листьях и траве можно найти росу
  • Ветер может быть сильным с переменными порывами и частой сменой направления


Жаркие дни лета разбавляет и дождливая погода, а летний дождь делиться на несколько типов:

  1. Обыкновенный
  2. Кратковременный. Его называют еще слепым или грибным, сопровождается солнечной погодой
  3. Ливневый. Начинается внезапно. За очень короткое время выпадает большое количество воды. Сопровождается ветром и громом
  4. Градообразный. Вместе с каплями воды выпадают и частички града. Протекают мощно и быстро, что в следствии негативно влияет на сельское хозяйство
  • Трава имеет ярко-зеленый окрас
  • Летом поспевают ягоды и фрукты, распускаются цветы
  • Уже в начале лета можно собирать грибочки после дождя

Летом люди одеваются достаточно легко, носят солнцезащитные очки и шляпы, которые защищают от жарких солнечных лучей. В сельском хозяйстве лето – это очень важный период, агрономы и землевладельцы занимаются обработкой почвы, следят за своим огородом, собирают ягоды и занимаются консервацией на зиму.

Объекты и явления живой и неживой природы летом: описание наблюдений

По учебнику «Окружающий мир» детки начиная уже со второго класса, могут ознакомиться с различными аномалиями и изменениями окружающей среды. Все эти перемены плавно меняются вместе с сезонами года, поэтому их часто называют сезонными.

Основными из объектов и явлений, которые можно встретить летом это:

  • Жаркая погода
  • Сильные порывы теплого ветра
  • Дожди, после которых можно собирать грибочки
  • Гром – звуковое явление, которое часто сопровождается молнией
  • После дождя появляется радуга
  • По утрам можно наблюдать такое явление как роса
  • Растения одеты в зеленые лепестки, пахнет цветами, а плоды поспевают
  • Слышно пение птиц, жужжание пчел и звон сверчков
  • День длиннее ночи, и можно наблюдать за прекрасными звездами сквозь прозрачное и чистое небо.


Каждый сезон года по своему уникален и прекрасен:

  • Осенью вся природа, растения, животные и люди готовятся к холодам. Деревья желтеют и скидывают листья, животные делают запасы на зиму, меняют окрас, а некоторые готовятся к зимней спячке. Птицы улетают в более теплые края, а насекомые прячутся. Люди достают теплую одежду и зонты, собирают поспевшие плоды и ждут заморозков.
  • Зима же – это пора белоснежной сказки, и веселых игр на снегу. Вся поверхность земли покрыта толстым слоем снега и льда. Детишки и взрослые с началом зимы с нетерпением ждут новогодних праздников.
  • Весной земля просыпается от зимнего сна, все вокруг расцветает, а в воздухе парит свежий аромат. Птицы возвращаются, животные также меняют свои шубки и выползают со своих норок и продолжают свое потомство. Уже можно встретить насекомых, птиц и мошек. А люди потихоньку сажают огороды, сады и подготавливаются к жаркому лету.
  • Лето – любимое время года, т.к. начинаются долгожданные каникулы. Наконец-то, можно насладиться теплыми деньками, понежиться на солнце и покупаться на море. Уже в начале лета можно посмаковать вкусными ягодками и плодами. Летом можно собирать грибочки, ездить в лес за цветами и отдыхать на свежем воздухе.

Видео: Живая и неживая природа — объекты и явления, познавательное для детей

В гости к зиме. Неживая природа зимой.

Дать понятие о зимних природных явлениях, опираясь на непосредственный жизненный опыт учащихся: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, изморозь, оттепели, гололед; научить видеть красоту зимней природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: В гости к зиме. Неживая природа зимой.

Задачи урока:

Дать понятие о зимних природных явлениях, опираясь на непосредственный жизненный опыт учащихся: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, изморозь, оттепели, гололед; научить видеть красоту зимней природы.


Прогнозируемые результаты:

Учебные материалы: иллюстрации с видами зимней природы; плакаты «Зима»; электронный носитель к учебно-методическому комплекту «Окружающий мир» А.А.Плешаков для 2 класса, слайды для демонстрации по программе PowerPoint.

Ход урока:

I.Мотивация учебной деятельности

Ребята, мы сегодня отправимся в гости к одному из сезонов года.

Послушайте отрывок из стихотворения Самуила Маршака и скажите о каком времени года в нём говорится.

Снег на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки.

В небо дым идёт столбом.

В стихотворении говорится о зиме.

Мы сегодня с вами отправимся в гости к зиме и узнаем, какие изменения происходят в неживой природе зимой.

II. Актуализация знаний

Повторение пройденного материала

Давайте сначала повторим, что мы называем живой природой, а что- неживой природой.

электронный носитель

Игра «Установи соответствие» (по электронному носителю к учебно-методическому комплекту «Окружающий мир» А.А.Плешаков для 2 класса)

III.Работа по теме урока

Слайд 1 «Зима»

Рассмотрите картину. Какое время года изображено на картине?

Осень.

На второй картине?

Зима.

Как изменилась природа с наступлением зимы?

Всё вокруг стало белым, реки и озёра покрыты льдом, почва замёрзла.

Дни стали короче, а ночи стали длиннее.

Благодаря чему всё в природе стало белым?

Снегу.

Снег какой?

Снег белый, пушистый.

Ребята, снег-это зимнее явление природы.

(на доску вывешивается табличка снег)

Давайте послушаем стихотворение И. Сурикова «Зима»

Чойган:

Белый снег, пушистый, в воздухе кружится

И на землю тихо падает ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою всё его одело.

Как идёт снег? Что он делает в воздухе?

Снег кружится, падает с неба на землю.

Это явление природы называется- снегопад .(На доску прикрепляется табличка Снегопад)

Давайте посмотрим удивительное явление природы- снегопад.

электронный носитель

Дети наблюдают за снегопадом по электронному носителю к учебно-методическому комплекту «Окружающий мир» А.А.Плешаков для 2 класса)

При сильном ветре снег кружится, несётся по воздуху и по земле. У домов, у заборов, у деревьев появляются сугробы.

Слайд 2 « Метель»

Это явление природы называется- метель.

(на доску вывешивается табличка со словом метель)

А сейчас отгадайте загадку и узнаете из чего состоит снег.

Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные – вырезные,
А возьмешь – вода в руке. (Снежинка.)

Правильно, это снежинки. Из маленьких снежинок состоит снег.

Снежинки- это замёрзший водяной пар, который образуется в воздухе и падает на землю.

(на доску вывешивается предложение: « Снежинки- это замёрзший водяной пар, который образуется в воздухе и падает на землю.»

Слайд 3 «кристаллизация воды»

Рассмотрите различные изображения снежинок.

Слайды 4,5,6,7 «Снежинки»

(Учитель показывает слайды и картинки с изображениями снежинок и вывешивает на доску.)

Снежинки бывают разные и очень красивые. Некоторые даже имеют свои названия.

Они могут иметь такие названия:

Звёздочка

Запонка

Ёж

Пластинка

Игла

Столбик

Угадайте, названия снежинок. (Приложение 1)

(Дети соотносят карточки с названиями снежинок с изображениями снежинок)

Работа в тетради. С. 51.

Ребята. Откройте тетради на с.51., укажите стрелками, как называются снежинки.

Физминутка

Под музыку Чайковского «Вальс снежинок»

– Изобразите действием мой текст.
Вы – снежинки. Вас кружит ветер, он то подбрасывает вас вверх, то снова опускает на землю. Днём вы блестите от солнышка, а ночью, когда кружит метель, вам хочется танцевать снежный вальс.
– Спасибо, присаживайтесь.

Продолжение работы по теме урока

А погода зимой какая бывает?

Морозная.

В морозную погоду снег бывает рыхлой, сухой. Но иногда становится тепло, снег подтаивает. Появляются лужицы. И это явление природы называется –оттепель.

(на доску вывешивается карточка со словом оттепель)

Слайд 8 «оттепель»

- Смотрите на экран. Зимой, когда оттепель, снег тает, появляются сосульки.

Сейчас послушайте стихотворение и вы узнаете, что происходит с подтаявшей водой во время оттепели. (ученик читает стихотворение Н. Некрасова)

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Во что превратились лужицы?(в стекло те.е в лёд)

Ребята посмотрите на экран. Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег затем замерзают и становятся как стекло. Так на улицах появляется гололедица.

(Учитель вывешивает на доску карточку со словом гололедица)

Слайд 9 «гололедица»

В это время пешеходам и водителям автомобилей надо быть особенно осторожными.

Зимой что появляется на окнах, что вы заметили?

Появляются различные узоры.

Смотрите на экран. Вот какие красивые узоры появляются на окнах.

Слайды 10,11,12,13 «Иней, изморозь»

Это явление природы называется изморозь. Узоры появляются от инея (хыраа) не только на окнах, но и на деревьях.

(Учитель вывешивает на доску карточку со словом изморозь, иней)

В воздухе всегда есть прозрачный водяной пар. Тёплые пары воздуха оседают на холодных стёклах и превращаются в кристаллы льда, так же как снежинки в небе. Так появляются ледяные узоры на окнах.

Когда бывает изморозь, удивительно красивым становится всё вокруг.

Особенно красиво становится в парке, в лесу.

Послушайте стихотворение М. Лесна- Раунио IIоб этом явлении природы.

Кто рисует так искусно,

Что за чудо фантазёры,

ледяной рисунок грустный:

Реки, рощи и озёра?

Кто нанёс орнамент сложный

На окно любой квартиры?

Это всё один художник.

Это всё его картины.

Как зовут художника?

Мороз.

Творческая работа

Представьте, что вы- мороз. На партах лежат листы, возьмите синий карандаш и нарисуйте свои узоры на стёклах.

Устраивается выставка работ.

Работа с учебником . С.130-131 (дети читаю текст)

I V. Рефлексия учебной деятельности.

(Опираясь на то, над чем работали на уроке и текст учебника дети отвечают на вопросы, отгадывают загадки, разгадывают кроссворд)

1.Вопросы

Какие изменения в неживой природе происходят с приходом зимы.? Какие осадки выпадают зимой? Что происходит с землёй?

Что происходит с водоёмами.

Какие явления природы происходят зимой в неживой природе?

2. Загадки

Вспомнив то, о чём мы говорили на уроке, вы можете отгадать загадки:

Скатерть бела весь свет одела.

(Снег.)

Что за звездочки сквозные на пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные, а возьмешь - вода в руке?

(Снежинки.)

Ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

(Лед.)»

  1. Кроссворд
  1. Из чего состоит снег?(снежинки)
  2. Что рисует ледяные узоры на реке?(мороз)
  3. Как называются тёплые дни зимой?(оттепель)
  4. Первый месяц зимы. (январь)

Домашняя работа

Наблюдать за изменениями в неживой природе

МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №2 г. Кызыла »

Разработка урока по окружающему миру для 2 класса

по программе А.А.Плешакова «Окружающий мир»

Тема урока: «В гости к зиме. Зимние явления в неживой природе»

Урок составила учитель начальных классов МБОУ СОШ № 2 г. Кызыла Монгуш Саяна Алексеевна

Кызыл 2011 г.

Аннотация урока по окружающему миру для 2 класса

Задачи урока:

Дать понятие о зимних природных явлениях, опираясь на непосредственный жизненный опыт учащихся: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, изморозь, оттепели, гололед; учить видеть красоту зимней природы.


Прогнозируемые результаты:

Дети узнают о зимних изменениях в живой и неживой природе, будут учиться рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края. обобщить и систематизировать наблюдения детей над зимними природными явлениями; пронаблюдать за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды).

Учебные материалы: иллюстрации с видами зимней природы; плакаты «Зима»; электронный носитель к учебно-методическому комплекту «Окружающий мир» А.А.Плешаков для 2 класса, слайды для демонстрации по программе PowerPoint; изображения снежинок и карточки с их названиями; у каждого ученика на столе чистый лист А-4 и синий карандаш.

Структура урока:

На уроке четыре этапа:

  1. Мотивация учебной деятельности

II. Актуализация знаний



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.







Назад Вперёд












Назад Вперёд

Тип урока. Комбинированный.

Цель урока: формирование представлений учащихся о влиянии зимних изменений на живую природу.

Задачи урока:

– систематизировать и обогащать знания детей о связях между объектами живой и неживой природы;
– расширять знания учащихся о живой природе, ее представителях, особенностях их жизнедеятельности;
– развивать внимание, память, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, через работу со схемой;
– формировать коммуникативные компетенции, через работу в группе;
– воспитывать бережное отношение к природе.

В ходе урока ученики:

Актуализируют:

– представления о характерных изменениях в неживой природе в зимнее время года;
– знания и представления о живой и неживой природе;
– представления об объектах живой природы: растениях, животных, человеке;
– умения классифицировать объекты растительного и животного мира;
– представления о зимовке птиц, зверей, насекомых, рыб.

Приобретают:

– знания, расширяющие кругозор в области живой природы в зимнее время года, особенностях приспособлений разных групп животных и растений зимой;
– умения устанавливать причинно-следственные связи в неживой и живой природе;
– представления о представителях живой природы Красноярского края (своей местности).

Закрепляют:

– навыки работы в группе, паре, фронтально и индивидуально;
– умения работать с различными источниками информации (текстовой, слуховой, наглядной);
– умения обобщать информацию, выделять главное, делать выводы, наблюдать, логично выражать свои мысли, приводить примеры, аргументировать свою точку зрения и высказывая отношения к мнению других, устанавливать взаимосвязи, сотрудничать;
– качества характера, такие как, уважение к мнению, точке зрения одноклассников, сострадание к зимующим животным, забота о родной природе.

Необходимое оборудование и материалы:

Оборудование:

– Компьютеры – 11 шт. (1 для учителя, 10 для учащихся).
– Мультимедийный проектор, экран.

Материалы:

– Презентация “Живая природа зимой” (Презентация 1).
– Электронный тест “Объекты живой и неживой природы” (Презентация 2).
– Иллюстрации с изображением следов.
– Карточки с заданиями для групп.
– Проверочные карточки-схемы “Связи живой не живой природы”.
– Электронная игра “Рассели жильцов” (Презентация 3).
– Картина “Живая природа зимой”.
– Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч 1./ А.А. Плешаков.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели урока

– Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года в нем говорится:

Наклонилась березка седая,
Снег рассыпался белым ковром.
Голубые снежинки летают
И в пушистый сбиваются ком.
Все заснуло: и темные кочки
И река, и деревья в лесах.
И большое морозное солнце
Затерялось в густых облаках. (Нина Лямаева)

– Правильно, о зиме. Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)

– Какие слова из стихотворения, помогают нам представить зиму?

– Зима – самое тяжелое время года в жизни живых существ. Почему?

– Больше о влиянии зимних изменений на живую природу вы узнаете на уроке. (Презентация 1) (Слайд 1)

III. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний учащихся

– Давайте еще раз вспомним, какую природу мы называем живой, а какую неживой? (Живая природа: растения, животные, человек; неживая – солнце, воздух, вода, почва).

– Ребята, вам нужно будет решить тест, выбрав объект живой или неживой природы. (Тест – Презентация 2)

– Молодцы, ребята, справились с заданием.

IV. Изучение нового материала

1. Беседа с учащимися “Изменения в жизни растений зимой”:

– Ребята, какие изменения происходят в неживой природе зимой? (Снижается температура воздуха, выпадают осадки в виде снега, вода и почва замерзают, солнце греет мало, день становится короче, ночь длиннее). (Учебник, с.134 -135)

– На какие группы делятся все растения? Как зимние изменения в неживой природе влияют на жизнь растений?

– Какие бывают деревья? Все ли деревья сбрасывают листву на зиму? (Слайд 2-4)

– Какое лиственное дерево не растет в наших краях? (Дуб)

– Умирают ли лиственные деревья зимой?

– Как определить дерево зимой?

(Лиственные деревья сбрасывают листву осенью, хвойные остаются зелеными; деревья не умирают, на них остаются почки, на некоторых сухие листья и плоды: дубе, рябине, клёне, акации).

– Определите деревья. (Слайд 5)

– Как зимуют кустарники и травы?

(Кустарники, как и деревья, сбрасывают листья; травы увядают, но не все; есть травянистые растения: земляника, копытень, которые уходят под снег зелеными).

– Как вы думаете, почему они не замерзают?

(Снег защищает от мороза; чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы; учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С).

– Зима – период покоя в жизни растений. Зимой не увидишь живых листьев, цветков, распускающихся почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течение многих и многих тысячелетий растения испытывали на себе влияние зимы и холода. И растения так “привыкли” к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит “дозревание” почек.

– А можно ли у наших растений зимой наблюдать рост? (Оказывается, можно; в конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав; подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной). (Слайд 6)

– Какая группа живых существ, кроме растений, также относится к живой природе?

(Животные: звери, птицы, рыбы, насекомые)

Физическая минутка для глаз (На стенах классной комнаты развешены картинки с изображением следов лося, зайца, белки, волка; при появлении изображения животного на экране, дети должны перевести взгляд в ту сторону, где нарисованы его следы и движением глаз повторить их контур). (Слайд 8)

– Ребята, следы какой группы животным вы искали?

– сейчас мы послушаем 3 сообщения о жизни диких зверей зимой.

2. Рассказ учащихся о том, как зимуют дикие звери

Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, несколько раз проходит по одному месту.

Берлогу – яму, выкопанную где–нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.

Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и, кажется, что он сосёт лапу.

Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун. (Слайд 9)

Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.

К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.

Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок – вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.

– Ребята, о каких животных вам рассказали?

– Чем отличаются их приготовления к зиме и сама зимовка?

– А какие еще животные засыпают на зиму? (Еж, барсук).

– А кто ищет пищу в природе? (Заяц, волк, лось).

– Кто делает запасы осенью? (Мышь, хомяк, бобер).

– Как мы можем помочь лесным зверям?

Для зайцев еще летом запасают веники с молодой листвой. Не откажутся зайцы и от сушеных веток рябины, малины, тополя. Для лосей подрубают молодые осины, сохатые любят также ветки рябины, и сосны. Для кабанов оставляют корнеплоды: свеклу, брюкву, репу, желуди. Подкармливают зимой и бобров. Ведь при недостатке припасов бобры должны через продушины выбираться на лед. Бобры питаются осиной, черемухой, дубом, тополем.

Физическая минутка

Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал,
Зайка прыг и убежал. (Слайд 13)

3. Беседа с учащимися о зимовке рыб и насекомых

– Какие трудности испытывают рыбы зимой?

Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения. Трудно бывает зимой рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают проруби. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду. (Карась, ленок, хариус, лещ, окунь, щука). (Слайд 14)

– А как насекомые переносят зиму?

(Некоторые насекомые погибают от сильных морозов, другие засыпают в коре деревьев, в трещинах и просыпаются весной; муравьи уходят глубоко под землю и там спят до весны).

4. Работа в группах “Зимовка птиц” (Слайд 15)

(Дети работают с текстами предоставленными учителем и добавляют то, что знают сами).

– Ребята, посмотрите на слайд, кто это? (Птицы).

– А вот как зимуют птицы, вы должны подготовить самостоятельно:

1 группа “Зимующие птицы”

На юг не улетают синицы. воробьи, вороны, сороки, дятлы, тетерев, глухарь. Прилетели к нам на зимовку из северных районов снегири и свиристели.

2 группа “Удивительный клест” (Разыгрывание сценки)

А вот птица клест рада зиме. Почему? Давайте послушаем, о чем он рассказывает чижу.

– Ты, клест, чего визжишь? Обидели тебя, что ли?

– Да нет, Чижик, это я радуюсь!

– Нашел время радоваться.

– Как раз самое время, как раз! У меня в гнезде птенчики вывелись, – до чего милы, до чего хороши:

– В такой-то мороз? Да они живыми не останутся!

– Еще как будут жить-поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать греет их вроде печечки. И тепло им, и сытно, и от моей песенки весело!

– Почему же радовался клест? Почему у клеста птенцы выводятся зимой?

Клесты всю зиму кормятся семенами ели и сосны. У этих растений семена созревают к зиме. Значит, и корма больше всего для клестов бывает в это время года. Поэтому эти птицы и выводят своих птенцов зимой. Кругом снег и лютый мороз, а в гнезде – малыши. Но стужа им не страшна, потому что они всегда сыты.

3 группа “Корм птиц зимой” (Слайд 16 – 17)

Как все эти птицы переживают суровую зиму, ведь они питаются насекомыми? Секрет прост: за счет собственного “ума” и догадливости. Еще с осени синицы заготавливают себе на зиму корма: рассовывают в трещины коры деревьев буквально миллионы засохших паучков и мелких насекомых. Если еды хватает, то морозы птицам нипочем. Воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ человека. Дятел и пищуха питаются личинками насекомых, добывая их из-под коры деревьев. Сойки, щеглы собирают оставшиеся плоды и семена растений.

4 группа “Как мы можем помочь птицам зимой?”

И всё же птицы зимой нередко голодают. Надо сделать кормушку, повесить на дереве, приносить туда корм, подвесить у форточки кусочек сала - для синиц.

Стихотворение А.Яшина “Покормите птиц зимой”

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

V. Закрепление изученного материала

– Ребята, вы хорошо поработали над новой темой. А теперь, я предлагаю проверить себя.

1. Дополнение таблицы.

(Индивидуальная работа по карточкам):

2. Парная работа “Рассели жильцов” (Презентация 3)

Данные приемы позволяют оценить каждого ребенка.

VI. Рефлексия деятельности на уроке

– Ребята что вы узнали о неживой природе зимой?

– Как зимуют растения?

– Как зимуют звери? Рыбы? Насекомые? Птицы?

– Чем мы можем помочь животным зимой?

– А о каком еще объекте живой природы мы сегодня не говорили? (О человеке; о жизни и труде человека зимой узнаем на следующем уроке).

– Чему вы научились на уроке?

– Какая работа понравилась больше?

– Выразите свое отношение к уроку цветом. У учащихся картинка с изображением птички, зверя, насекомого или рыбы. Цветные изображения прикрепляются на картину “Живая природа зимой”. Получается коллективная работа, которая находится в классе несколько дней. (Если позволяет время на уроке, можно оформить все рисунки в Paint и вывести на экран в конце главной презентации). (Слайд 18)

VII. Домашнее задание

– Подготовить фоторассказ или серию рисунков на тему “Живая природа зимой”

При составлении конспекта урока были использованы ресурсы сети Интернет:

Все, что нас окружает и что не создано руками человека, называется природой. Все изменения, которые мы можем наблюдать в окружающем мире - это явления природы. Рассмотрим, какие бывают явления природы в зависимости от времени года.

Явления живой природы

Как известно, природа бывает живая и неживая. Давайте познакомимся с примерами явления живой природы.

Все живые существа, населяющие нашу планету - человек, звери, птицы, насекомые, рыбы, все виды растений, бактерии и различные микробы - относятся к миру живой природы.

Зимой природа будто погружается в сон, и все живое подготавливается к этому состоянию:

  • Деревья и кусты сбрасывают листву . Это происходит потому, что зимой очень холодно и мало света, и обычные листья в таких условиях не могут расти. А вот у хвойных пород деревьев листики в виде тонких иголок, которым не страшны любые морозы. Они опадают постепенно, и на их месте вырастает новая хвоя.
  • Зимой в условиях дикой природы очень мало корма . По этой причине некоторые животные - медведи, ежи, бурундуки, барсуки – впадают в спячку, чтобы пережить ненастные зимние времена. Они выкапывают себе теплые уютные норы, и спят там до прихода весны. Те животные, которые продолжают активную жизнь и зимой, обзаводятся густой шубкой, которая не дает им замерзнуть.

Рис. 1. Медведь в берлоге

  • С наступлением первых холодов многие птицы отправляются в теплые края , чтобы там перезимовать с большим комфортом. На родине остаются только те виды птиц, которые научились питаться различным кормами.

Зимой даже тем птицам, что живут в городе, приходится совсем несладко. Насекомых почти нет, ягод и зерна тоже. Чтобы помочь пернатым друзьям дождаться ласкового весеннего солнышка, можно сделать кормушки и подкармливать их в холодное время года.

Весной природа пробуждается, и первыми реагируют растения: на деревьях распускаются почки, появляются новые листики, всходит молодая зеленая трава.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 2. Весенний лес

Животные очень радуются долгожданному теплу. Теперь можно покинуть свои берлоги и норки, и вернуться к активной жизни. У животных и птиц весной появляется потомство, и забот у них прибавляется.

Летом и в начале осени природа радует теплой погодой, обилием фруктов, овощей, ягод. Животные растят своих малышей, учат их добывать себе пропитание, защищаться от врагов. Осенью многие звери делают себе запасы на зиму, подготавливаясь к предстоящим холодам.

Явления неживой природы

К неживой природе относятся все небесные тела, вода, воздух, почва, полезные ископаемые, камни.

Зимой природные явления весьма суровы. Хорошо, когда идет мягкий снег, и окружающий мир превращается в зимнюю сказку. Гораздо хуже, когда на улице царствует лютая метель, пурга или вьюга.

В степной, открытой местности страшен в своей силе буран - сильная метель, из-за которой трудно рассмотреть что-то даже вблизи. Оказавшись в центре бурана, многие путники теряли ориентир в пространстве и замерзали.

Рис. 3. Снежная метель

Весной природа сбрасывается с себя снежные оковы:

  • На реках начинается ледоход - таяние и движение льда по течению.
  • Происходит таяние снегов, появляются первые проталины - небольшие участки оттаявшего снега.
  • Начинают дуть теплые ветры, зимние атмосферные осадки меняются на дожди и весенние ливни.
  • Световой день становится длиннее, а ночь - короче.

Все летние явления неживой природы напрямую связаны с потеплением. Устанавливается сухая, знойная погода, с переменными атмосферными осадками. Дожди могут начаться внезапно, с громом и молнией. Но уже через полчаса после обильного ливня на небе вновь ярко засветит солнце.

И только летом можно полюбоваться таким замечательным природным явлением как радуга!

С наступлением осени световой день вновь укорачивается, температура воздуха снижается, часто идут продолжительные дожди. Утром, при первых заморозках, на поверхности земли и предметах может появиться тончайший слой льда – иней.

Что мы узнали?

Во 2 классе окружающий мир изучает такую интересную тему как «Природные явления». Мы узнали, что природа может быть живой и неживой, и ее явления во многом зависят от времени года.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 299.

Просмотров