Богородице-рождественский анастасов монастырь. Рождества Богородицы Анастасовский мужской монастырь

Анастасов монастырь в Одоеве (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Богородице-Рождественский Анастасов мужской монастырь - главная примечательность городка Одоев в Тульской области . Стоит он не в самом городе, а в 3 км от него, в селе Анастасово, на высоком берегу Упы. Основателем обители считается князь И. М. Воротынский, прославившийся своими военными подвигами: победу над татарами под Тулой он и ознаменовал строительством храма, тогда еще деревянного. Произошло это в 16 веке, а каменные постройки появились во второй половине 17 века.

Первого настоятеля звали Анастасием, отсюда храм и получил свое имя.

Просуществовала обитель около 100 лет, затем ее упразднили из-за бедности до приходской церкви, а монастырский приход, составлявший на тот момент почти 250 крестьянских дворов, стал селом Анастасово. Церковь неоднократно перестраивали, а в 1931 г. закрыли, после чего она стала быстро разрушаться. Восстанавливать монастырь начали в 2012 г., и сейчас процесс практически завершен.

Что посмотреть

Главный храм монастыря выглядит необычно из-за близкого расположения друг к другу основного здания, двух приделов и колокольни, соединенной с церковью короткой галереей. Все постройки широкие, основательные, при этом они словно жмутся друг к другу. Крыша главного четверика плоская, с 5 высокими барабанами, которые венчают небольшие аккуратные купола-маковки. Шатровые крыши приделов тоже украшены башенками, но меньших размеров. Двухъярусная колокольня стоит на высоких арочных сводах, в виде арок выполнены и световые окна второго яруса - большие в месте расположения колоколов и миниатюрные - над ними.

Необычно храм оформлен внутри: алтаря в привычном понимании нет, зато в центре стоит колонна с изображениями растений и животных.

Территория огорожена каменной стеной, вход с двускатной деревянной крышей находится между двумя башнями. Левая - угловая, прямоугольная, внешне напоминает оборонительную башню крепостной стены. Со стороны монастыря в нее есть вход с широким крыльцом. Справа - маленькая круглая башня, за которой начинается прямоугольное здание с кельями. Кроме церкви, комплекс включает несколько хозяйственных построек и собственное кладбище.

Практическая информация

Адрес: Тульская обл., Одоевский р-н, с. Анастасово. Координаты GPS: 53.945022, 36.715576.

Село Анастасово находится рядом с Одоевом и в 66 км от Тулы , откуда в Одоев ходят автобусы: время в пути - чуть больше 1 часа. До монастыря можно прогуляться пешком или взять такси. На машине нужно ехать в сторону Суворова, через Воскресенское, при въезде в Одоев будет развилка с указателем на монастырь.

Добавить отзыв

Следить

Другие достопримечательности рядом

  • Где остановиться: для радиальных экскурсий по области удобнее всего остановиться непосредственно в Туле . В поисках природы и уединения - в одном из санаториев, пансионатов или отелей Тульской области .
  • Что посмотреть: отправляясь в земли бывшей Тульской губернии, стоит отдать должное «матерому человечищу и глыбе» Льву Толстому, заглянув в музей-усадьбу

Монастырь назван "Анастасов», по имени первого настоятеля своего игумена Анастасия; отсюда, нередко и в памятниках он называется просто «Настасовъ» монастырь. По преданию, первоначальный Храм Рождества Пр. Богородицы был деревянный, а в семидесятых годах XVII столетия был выстроен каменный Храм. Строителем Храма был игумен Иона, при содействии Преосвященного Павла, Митрополита Сарского и Подонского. По свидетельству монастырской «Летописи», в 1674-м году, построена была каменная колокольня. Монастырь основан в 16 веке князем Иваном Михайловичем Воротынским. В 1550-х годах в монастыре была построена деревянная церковь, на месте которой в 1669-1675 гг. был воздвигнут дошедший до наших времен каменный храм. Архитектор неизвестен.

В архитектуре храма мы встречаемся с очень характерными для древнерусского зодчества композиционными приемами: живописной асимметрией объемного построения, со сложным планом и с подкупающей свободой, с которой мастер решал архитектуру храма. Все здание покоится на высоком подклете (цокольном этаже). Высокий, почти кубический объем церкви, покрытый четырехскатной (уже утраченной) крышей увенчан широко расставленным пятиглавием. К основному объему примыкает невысокая апсида, с запада - монастырская трапезная. Творческая одаренность зодчего сказалась в эффектном вчленении в общую композицию южной двухъярусной арочной галереи. Зрительно объединяя трапезную с апсидой и закрывая по пояс стоящий за ней высокий объем, монументальная галерея придает зданию своеобразный и запоминающийся облик. Невысокая шатровая колокольня стоит отдельно к северу от церкви, с которой была соединена когда-то крытым переходом. Место для постройки выбрано с большим художественным чутьем.

Массивный объем церкви на редкость органично вписался в живописную панораму речного берега. Строгая архитектура храма донесла до нас сосредоточенную настороженность середины XVII века, когда на Тульской земле были свежи воспоминания о годах лихолетья и татарских набегов. Объемно-пространственное построение храма довольно сложно. К основному высокому объему собственно церкви примыкают: с востока - прямоугольный в плане алтарь, с севера - оба придела - Валаама Хутынского и Екатерины - и между ними проход к колокольне, с юга - двухэтажная арочная галерея с папертью в вернем этаже. С запада к церкви примыкает монастырская трапезная. За истекшие три века многое в памятнике было переделано, утрачено, искажено и перестроено. Судя по сведениям более чем столетней давности и по описаниям сравнительно недавнего времени, прихожане входили в храм со стороны колокольни. Вход этот сохранился до наших дней. Через простой арочный проем, лишенный декоративного оформления, мы попадаем в тесные сени. Налево - миниатюрный придел в честь Варлаама Хутынского, прямо - вход в церковь, точнее говоря, на ее левый клирос. Через двойной проем в южной стене церкви пройдем в арочную галерею. Дверной проем, через который мы вышли на галерею, украшен с внешней стороны богатым многоступенчатым порталом: в западном торце галереи виден заложенный теперь вход в трапезную, обрамленный простым, но выразительным наличником. Арочные проемы галереи имеют разную ширину6 самый широкий размещен в оси ступенчатого портала, самый узкий - в третьем проеме, считая от трапезной. Очень интересен интерьер трапезной. В монастырском строительстве XV-XVII веков выработался устойчивый и часто применявшийся тип так называемых одностолпных трапезных. Просторное помещение перекрывалось сводами, опирающимся на один центральный столп. Трапезной присущи выразительная мощь и монументальность. Отличительной чертой является то, что несущий столп находится на в центре палаты, а несколько ближе к стене соседнего помещения. В толще северной наружной стены устроена узкая лестница, связывающая трапезную с цокольным этажом, где размещалась монастырская кухня, хлебная и т.д. Кирпичное входное крыльцо было устроено в 1883 г.

Облик храма читается отчетливо и ясно. Главенствующее значение собственно церкви подчеркнуто ее высоким объемом и пятиглавием, главный вход в храм акцентирован двухэтажной арочной галереей; трапезная и апсида значительно ниже самой церкви; боковые приделы выявлены главками на стройных шейках; шатровая колокольня логично завершает композицию. Все предельно ясно, внутренне обосновано и архитектурно слаженно. Декоративное обрамление храма решено сдержанно и с большим художественным тактом. Суровая гладь стен церкви смело противопоставлена ажурности арочной галереи. Высокий объем кажется более строгим, а аркада - воздушнее и легче. Четверик церкви разделен лопатками на три поля, завершенные полукружьями. Трехчастное построение фасадов подражает схеме так называемых четырехстолпных храмов, где четырем внутренним столпам конструктивно отвечают лопатки на фасадах. В бесстолпной Анастасовой церкви, перекрытой единым сомкнутым сводом, две срединные лопатки, да и полукружия - только декорация. Широкая гладь стены прорезана двумя небольшими окнами. Пятиглавие, с его непропорционально малыми главами на тонких и слишком широко расставленных барабанчиках противоречит монументальности основного объема. Окна прорезаны только в барабане центральной главы; четыре угловые барабанчика поставлены наглухо на сомкнутый свод церкви и имеют лишь декоративное значение. Очень интересно и своеобразно решен восточный фасад апсиды: две полуколонки делят его на три слегка выпуклых поля с окном в каждом из них. Декоративное убранство остальных частей здания очень скромно. Единственным, но зато действенным украшением являются оконные наличники в формах, характерных для начала и середины XVII века. Прекрасно сложенные своды здания опираются на мощные, чуть ли не до двух метров толщиною стены. В подклете они сложены из белого камня, в верхнем этаже - из очнь больших, хорошо обожженных кирпичей. Пяты сводов и арок умело укреплены железными связями. Купола и главки выполнены из кирпича. Шатровая колокольня - единственный сохранившийся образец этого типа на всем пути от Алексина до Белева. Невысокая трехъярусная колокольня, построенная в 1674 году, повторяет традиционную схему «восьмерик на четверике»: на двух квадратных в плане ярусах высится увенчанный шатром восьмерик «звона». Во втором ярусе имеется небольшое помещение, именовавшееся в старину «казенкой». Поскольку первый ярус прорезан в двух направлениях широкими арочными проемами, все сооружение покоится на мощных угловых устоях. Декоративное убранство колокольни ограничивается красивыми наличниками окон «казенки» и ширинками на парапетах яруса «звона». Анастасов монастырь является архитектурным памятником государственного значения с 1960 г.

В 2002 году здесь не было ни крыши, ни окон, ни дверей: проломленные своды и запустение. Храм был закрыт в 1931 году, и поначалу его хотели взорвать, но, по одной версии, не хватило взрывчатки для толстых стен, а по другой - председатель колхоза сказал, что ему негде хранить зерно, и церковь стали традиционно использовать, как зернохранилище. Решением Святейшего Синода от 12 марта 2002 года, по благословению Преосвященного Кирилла, епископа Тульского и Белевского и Святейшего Алексия II, Патриарха Московского и Всея Руси монастырь воссоздан и в его стенах начались строительные работы. Сейчас уже сделаны крыши, двери, в приделе святой мученицы Екатерины проводятся богослужения, есть надежда, что в скором времени будет восстановлено все.

Уклеин В.Н. Змеится лентою дорога. Интервью с игуменом Парфением Сачковым.



Анастасово расположено на правом гористом берегу р. Упы, в 1 1/2 в. от г. Одоева к северовостоку и в 80 вер. от г. Тулы к югозападу. Село Анастасово принадлежит к числу замечательных в историческом отношении сел Тульской Епархии. Оно образовалось на месте упраздненного Богородицерождественского Анастасова монастыря, от которого и получило свое название. Сведения о времени основания монастыря и его строителях сохранилось в „Кормовой” *) монастырской книге, данной князьями Михаилом и Александром Іоанновичами Воротынскими Анастасовскому игумену Герману в 1558 году. Из этой книги усматривается, что строителями монастыря были родители означенных князей - князь Иоанн Михайлович Воротынский и его супруга Анастасия, по имени которой и был назван монастырь. Время построения монастыря нужно искать около 1550 г. Несмотря на то, что монастырь находился в 1 1/2 в. от г. Одоева, он принадлежал Лихвинскому уезду (от г. Лихвина в 35 в) бывшей Крутицкой епархии, был приписным к архиерейскому дому и представлял из себя некоторый административный центр для уездов Лихвинского, Одоевского, Чернского и Новосильского по делам епархиального управления; у игумена была своя канцелярия с подьячим; впрочем дела ведал он не единолично, а совместно с поповскими старостами. **)

При самом основании монастыря, строителями его, кн. Воротынскими даны были ему во владение деревни: Рымнино и Мартыновская, Подроманово тож; сын основателя кн. Вл. Ив. Воротынский подарил монастырю еще дер. Филимонову. В 1-й четверти XVIII в. монастырскими вотчинами были: Подмонастырская слобода с принадлежащими к ней (вышеупомянутыми) деревнями (в этой слободе находился и архиерейский скотный двор), село Дряплово Одоевского уезда с деревнями, село Лосинское Белевского у. с деревнями и Новосильского у. с. Подъяковлево также с деревнями; о последнем в 1714 г. намечено, что оно изстари было монастырское и теперь снова возвращено монастырю: из монастырских деревень упоминаются: Красеной, Татво, Голенево и Подроманово. В 1716 г. всех монастырских крестьян считалось до 244 дворов, но почти все они жили „в скудости”, - ходили по миру, и потому содержание монастыря не было достаточным; вследствие чего в 1722 году в нем не было, кроме игумена, ни одного иеромонаха и церковной службы отправлять было некому. ***)

В 1764 году монастырь был упразднен и обращен в село Анастасово. Селения, составлявшие прежде вотчинныя владения монастыря и находившиеся от него в ближайшем расстоянии, образовали приход с. Анастасова; они следующие: дер. Ташево, Филимоново, Красенки и Подмонастырская слобода, за которой собственно и утвердилось впоследствии название села Анастасова; этот состав прихода не изменился и до настоящего времени. Всех прихожан теперь значится 738 душ м. п. и 807 жен. пола. Замечательных лиц в приходе нет, но на монастырском кладбище погребено не мало людей, пользовавшихся в свое время известностью на Руси. По мнению архим. Леонида, там погребен прежде всего основатель монастыря князь Ив. Мих. Воротынский, хотя в этом можно сомневаться: известно, что в правление великой княгини Елены Васильевны он был сослан на Белоозеро, где умер: трудно допустить, чтобы при тогдашних путях сообщения тело его было перевезено в Анастасово, отстоящее от Бела-Озера далее 1000 вер. Затем, на пороге церковном, ведущем в галлерею, лежит камень, на котором можно разобрать надпись „Иона”: некоторые не без основания указывают здесь могилу известного строителя монастыря, игумена Ионы, и это тем более вероятно, что смиренные русские иноки старого времени, в сознании собственного недостоинства, нередко просили хоронить себя под порогами, чтобы быть попираемыми всеми. Далее, на одном из камней монастырского кладбища тот же архимандр. Леонид прочитал следующее: „Лета 3 р... в московское разоренье убить в Одоеве с башни Никита Лумнович Колупаев за то, что с изменники креста не целовал, а тело его погребено в Настасовоме монастыре”. Из этой надписи видно, что этот патриот смутного времени был выдающимся общественным деятелем; его потомки упоминаются в истории монастыри, как люди видного общественного положения и как усердные благотворители приходского храма: таков в особенности был окольничий и голова московских стрельцов Мих. Петр. Колупаев ****). Наконец, в храме есть два камня, на которых надписи вязью гласят, что в 1752 г. под ними погребены тела князя Гавр. Ив. Соковнина и супруги его, урожденной княжны Вадбольской. Все прихожане крестьяне, занимаются земледелием и гончарными изделиями.

*) Кормовыми книгами у наших предков назывались книги, заключавшия в себе распоряжения о том, когда и как поминать основателей или благотворителей церквей и монастырей и как в память их „кормы кормнти”, т. е. кормить нищих.
**) См. в И. Шумова „Анастасов Богородицерождественский монастырь”. Тул. Е. Вед. 1864 г., стр. 65 - 66.
***) Там же, стр. 66 - 67.
*****) Род Колупаевых теперь не существует ни в с. Анастасово, ни в окрестности его.

П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Одоевский уезд, стр. 582

Анастасов монастырь расположен в одноименном селе Анастасово Одоевского района. О времени его основании сохранились сведения в монастырской «Кормовой» книге, которая была дана князьями Александром и Михаилом Воротынскими игумену монастыря Герману в 1558 г. Согласно этому документу строителями монастыря являлись князь Иван Михайлович Воротынский и супруга его Анастасия.

Монастырь был построен в 1550-х гг. после одержанной Иваном Воротынским победы под Тулой над татарами, в 1517 г. и, скорее всего, в благодарность за эту победу. Многие историки считают, что свое название монастырь получил по имени своей строительницы, княгини Анастасии. Но в этом случае его назвали бы Анастасьин. Другая группа исследователей склоняется к версии, что монастырь называется «Анастасов» по имени его первого настоятеля - игумена Анастасия; отсюда во многих документах его называют просто «Настасовъ».

При основании монастыря Воротынскими ему были даны во владения деревни: Мартыновская, Рымнино, Филимоново Подроманово.

Первоначально Храм Рождества Богородицы был деревянным, в 1673 г. был построен каменный храм. Строил его игумен Иона. Согласно «Летописи» монастыря в 1674 г. была построена каменная колокольня. Место для строительства было подобрано с высоким художественным вкусом. Массивный объём здания церкви как будто врос в пологое взгорье и органично вписался в колоритный пейзаж речного берега. Архитектура храма строгая и сосредоточенно настороженная, характерная для середины 17 в., когда тульская земля еще помнила о временах татарских набегов. Храму чужды жизнерадостность и праздничность.

Храм имел форму прямоугольника, над главным алтарём возвышался квадрат с пятью куполами. Нижний этаж был выполнен из необработанного плетняка. Возможно, он был предназначен для монастырских кладовых, а, может, и для монашеских келий монахов - в двух помещениях на нижнем этаже сохранились следы обитания людей. Стены церкви довольно толстые, в одной из них был устроен ход, который соединял кухню с приделом святой мученицы Екатерины, другой ход был сделан со сводов церкви к возвышению глав храма.

Колокольня поставлена с северной стороны церкви и соединяется с ним галереей. На втором ярусе колокольни расположена комната со странным названием «казёнки». Возможно, она являлась неким подобием сторожевой башни или служила казнохранилищем монастыря.

Об истории развития обители рассказывают Синодик и «Вкладная Книга». Здесь упоминаются жертвователи, строители и настоятели монастыря. Особенно выделяется Синодик Колупаева. Это рукопись 1691 г. в кожаном переплете. Вместо обычных «предисловий» в Синодике изложено лишь общее поминовение «несчастных», которые требуют особенных церковных молитв и которых некому поминать.

Рядом с храмом, несколько ниже его, расположено древнее монастырское кладбище, где стоял памятник гражданину Одоева, Колупаеву, который в 1612 г. не присягнул на подданство Лжедмитрию, и его сбросили с башни В 1716 г. монастырских крестьян было 244 двора, большинство жило в «скудности».

В 1722 г. в монастыре не было ни одного монаха, кроме игумена. Бедность монастырских крестьян, вместе с прекращением крупных вкладов в петровские времена, отразилась и на монастырском достатке. Монастырь приближался к упадку. В 1764 г. обитель упразднили и превратили в село Анастасово. Селения, которые составляли вотчинные владения обители и находившиеся неподалеку от него составили приход села. Все прихожане были крестьянами, занимались земледелием и производили гончарные изделия.

Храм в течение периода своего существования подвергался многочисленным изменениям. В 1840-х гг.храм был расписан. Один старый ход был заделан, вместо него в стене пробили новый ход, с деревянной лестницей и крыльцом, замененными в 1883 г. на каменные.

Архитектор, который построил церковь Анастасова монастыря, прославил красоту и самобытность русского зодчества. В архитектурной композиции церкви использованы характерные для древнерусской архитектуры приёмы: сложный план, живописная ассиметрия объёмов, свобода решения архитектуры храма.

С храмом связаны интересные события. В старинной рукописи, которая принадлежала купцу Поликарпову, говорится о том, что в Белёве в 1805 г. был большой пожар, когда расплавилось множество колоколов. В то время из белёвского монастыря в Анастасово пришел монах, чтобы взять несколько колоколов. Прихожане воспротивились этому и по совету священника Гавриила Авксентьева прогнали кольями того, кто хотел посягнуть на собственность их церкви. За это священника отстранили от церковных дел и сослали в Коломну.

С 2012 г. в монастыре ведутся строительные работы.

На высоком холме на правом берегу Упы, окруженный бескрайними полями, расположился Анастасов Богородице-Рождественский монастырь Одоевского района Тульской области. В его стенах поселился старец-монах архимандрит Анастасий (в миру - Борис Владимирович Швецов-Загарский). В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы ему исполнилось 102 года.
Корреспонденту «Центр 71» удалось лично поздравить долгожителя и узнать, как складывалась его жизнь на протяжении века.

Сын попа

Отец Анастасий в свой день рождения выглядит бодро, весело. Расположившись за столом у камина, в котором тлеют поленья, старец благословляет, дает напутствие, благодарит всех пришедших поздравить его. Гости поднимают за него бокалы и благодарят Бога за то, что подарил им возможность познакомиться с отцом Анастасием. Старец же скромно попивает сок из бокала через трубочку, улыбается и рассказывает:

Родился я в Вятской области, в селе Лебяжье, в далеком 1915 году в семье священника - протоиерея Владимира Афанасьевича Швецова и Елены Ивановны Загарской. Нас было 9 детей - семь мальчиков и две девочки. Родину я свою не помню. Меня увезли оттуда маленьким, так как отца все время арестовывали за якобы неуплату налогов, и мы переезжали с места на место. Так отец сменил 7 приходов.

С 5 лет Борис служил в церкви, помогал папе. В селе Кувшинское в семь лет он пошел учиться в школу. Сверстники его не принимали в свои игры из-за его происхождения. В то время родители детей были атеистически настроены.

Маленький Боря плакал, расстраивался, но в церкви служить продолжал, несмотря на то, что презирали.

После школы Борис поступил в медицинское училище. Получив профессию, стал работать фельдшером. В 1937 году все духовенство, и его отца в том числе, расстреляли в Вятке.

С третьего раза на Финскую войну

Когда пришло время в армию идти - не взяли. Мол, сын служителя культа, не подходит. И так два раза. А когда в 1939 году Финская война началась, было уже все равно, какое происхождение, главное - что здоров. По словам отца Анастасия, много в те времена народу пострадало - 1,5 миллиона раненых и убитых. Видел он, как обмораживались солдаты, сидя в окопах на снегу с винтовками в руках, как ампутировали им потом конечности. Оставались только туловище и голова. И таких были сотни.

Два года в плену

Сначала Финская война, потом Великая Отечественная. Сражаясь в Латвии, он оказался в немецком плену. Провел там два с половиной года. Вспоминать о пребывании там не любит - тяжело очень. По его словам, это были самые тяжелые годы в его жизни: голод, болезни, смерть...

Из массажиста в иеромонахи

По окончании войны отец Анастасий эмигрировал на Запад. На Родину возвращаться побоялся - вдруг предателем сочтут. По распределению со многими пленными был направлен в Аргентину, где и прожил десять лет. Начал работать грузчиком, после нашел работу по специальности. Обучился массажу, жил в комнате при больнице.

Спустя несколько лет принимает решение последовать примеру отца - посвятить свою жизнь служению Богу. Он обратился к архиепископу Иоасафу (Аргентинскому) с просьбой о принятии монашества. Тот дал свое согласие. Незадолго до тяжкой болезни Иоасафа Борис стал его келейником: ухаживал за ним, облегчал страдания. Позже принял от Владыки монашеский постриг - стал Анастасием, также был возведен в сан иеродиакона и иеромонаха. На его руках Иоасаф и скончался.

Годы в Америке

В середине 50-х переехал в США. Закончил Джорданвильскую семинарию, два с половиной года был келейником у митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Анастасия, возведен им в игумены. Так стал хранителем святыни русского зарубежья - Курской-Коренной иконы Божией Матери. Образ «Знамение» считается чудотворным. Четыре года батюшка возил его по православным приходам Америки.

Происходило все так: приезжаю, икону отдаю священникам. Возили они ее к тем, кто болел сильно. И многие выздоравливали. Рак на последней стадии отступал. Все чудеса, которые творились от иконы, записывали в книги. Три тома накопилось, - рассказывает отец Анастасий.
Полвека, которые батюшка служил в храмах Северной и Южной Америки, он вспоминает с благодатью и почтением. А когда в 80 лет Анастасий ушел на покой, поселился в Нью-Йорке.
Но долго отдыхать не вышло: о необыкновенном старце узнали в России. Отец-настоятель монастыря игумен Парфений обратился к нему с просьбой приехать в Россию. Анастасий согласился.

Нужен людям

Почему я приехал в Одоев? Сам не знаю. По воле Божией, наверное. В Нью-Йорке у меня была пенсия, хорошая медицинская страховка, своя квартирка. Но в Америке я только телевизор и смотрел, а здесь делом занят: исповедую, помогаю советом, наставлением. Я все же священник! - отмечает старец.

С 2010 года отец Анастасий не только исповедует священнослужителей, но и духовно помогает многочисленным верующим, которые приходят к нему за советом. Стоять ему трудно, потому принимает паломников в келье. Поток людей на исповедь к нему не иссякает, а только растет. Значит, народ его уважает и почитает. Как признает сам отец Анастасий, Господь дарует ему жизнь и здоровье в его преклонные годы, наверное, потому что еще нужен он на этой земле.
Нужен людям.

Батюшка наш Анастасий уже несколько раз на тот свет собирался. Мы ему даже могилу вырыли по его велению. Однако - нет. Воскресает все время. Дай Бог ему здоровья, и пусть с нами будет еще хотя бы до 150 лет, - говорит настоятель монастыря отец Парфений.

Кстати

В Вербное воскресенье, 9 апреля, в Анастасов монастырь снова прибыли гости из разных уголков Тульской области. Но не только для того, чтобы поздравить Анастасия с прошедшим днем рождения, а поприсутствовать на великом монашеском постриге. 102-летний архимандрит ступил на новую ступень православного монашества - стал схиархимандритом. И имя его теперь - Аверкий (с латинского - «удерживающий»). Постриг провел настоятель монастыря отец Парфений.

Почтение от губернатора

Глава Тульского региона Алексей Дюмин поздравил 102-летнего архимандрита Анастасия с днем рождения. Батюшке было передано поздравительное письмо и сладкий подарок: пряники, белевская пастила, конфеты. Алексей Геннадьевич отметил безграничное человеколюбие старца, его искренность и неравнодушие. Он пожелал ему крепкого здоровья, неиссякаемой энергии и бодрости духа.

О преображении обители, чем живёт она сейчас и о планах на будущее корреспондентам рассказал настоятель монастыря игумен Парфений.


Игумен Парфений: «Человек состоит из души и тела. И обе эти части должны трудиться в равной степени. Молитва - работа души, физический труд - работа тела. Перекос в одну из сторон - нарушение гармонии. Монах много работает и молится, значит, он личность гармоничная».

Сам я родился в обычной московской семье. Был как все: учился в школе, занимался спортом - тяжёлой атлетикой. Отслужил два года в армии. Поступил в институт историко-архивный, но довольно скоро понял, изучая материалы разных партийных съездов, конференций и пленумов, что «грызу гранит» не той науки, и оставил учёбу. В начале 80-х по-знакомился с очень интересными, высокообразованными людьми. Некоторые имели хорошие библио-теки, и в числе прочих книг (мы тогда голодные до чтения были!) брал я у них почитать и духовную литературу. Чем больше я читал, тем яснее понимал, что строителем коммунизма быть не хочу. И что привлекает меня иная стезя - та, что ведёт к Богу.

Дорога к храму

Когда узнал, что начали восстанавливать Даниловский монастырь, пошёл туда подсобным рабочим - раствор месил, кирпичи подавал и пр. и пр. Интересные ребята в бригаде подобрались, все верующие. Большинство из них, как и я, подвизались потом по духовной линии. Год был послушником в Даниловском, потом ушёл в Оптину пустынь, принял постриг от тогдашнего наместника, архимандрита Евлогия, и остался служить на целых 14 лет.

Однажды приехал к нам знакомый мужичок из Тулы: «Был в Одоеве, где когда-то монастырь стоял. Места красивейшие! И храм Рождества Богородицы сохранился древний!» Духовник мой, схиархимандрит Илий (теперешний духовник Патриарха. - Прим. автора) и говорит: «Вот и дело тебе, займись восстановлением обители!» Позвонил тогдашнему епископу Тульскому и Белевскому Кириллу, поделился идеей, и она нашла поддержку.
В 2002 году по благословению Патриарха всея Руси Алексия II Анастасов Богородице-Рождественский монастырь было решено восстанавливать, меня назначили его настоятелем.

Начало

В феврале 2002-го приехали мы, трое оптинских монахов, на место, увидели действительно красивейшие места и… руины когда-то прекрасного храма. Зашли: сосульки сверху огромные из пролома в крыше свисают, окон и дверей нет. У нас икона с собой была, Рождества Богородицы. Отслужили молебен. А дальше что делать - не знаем, переночевать и то негде. К вечеру, правда, знакомая нашла в Одоеве маленький домишко под съём. Целыми днями занимались подготовкой к работе - документы нужные собирали, то да сё. Вечером печку затопим и возле неё спать ложимся. Потом в деревне Анастасово купили три домика-развалюшки, местные помогли их отремонтировать.

Потихонечку стала братия собираться. Из Оптиной двое иеро-монахов пришли - Корнилий и Даниил. В престольный праздник Рождества Богородицы, 21 сентября, отслужили первую службу в Екатерининском приделе храма, который сами привели в относительный порядок. Рабочих-то поначалу и нанимать было не на что. Когда появились кое-какие средства, взяли строителей из Молдавии, но они оказались халтурщиками. Пришлось расстаться. Что делать, неясно. И тут, после 12 лет работы в Оптиной пустыни, освобождается бригада - каменщики прекрасные, отделочники. Пригласили их, и с тех пор они здесь и трудятся.

С Божьей помощью

Бог нас не оставляет своей помощью. Пару случаев приведу для примера. Надо было делать кровлю. Дело это непростое, мастеров немного, и к ним очередь загодя выстраивается. Нашли мы хорошего кровельщика, но он выставил очень серьёзную цену! У нас даже десятой части её не было. Тут я вспомнил архимандрита Моисея, одного из первых настоятелей и строителей Оптиной пустыни. Рассказывали, что строительные работы часто он начинал без денег, с надеждой на Божью помощь, и Господь всегда помогал - посылал в нужное время щедрых жертвователей. Помолился я ему усердно и наутро сказал кровельщику: «Начинай работу!» Буквально через неделю встречаю в Москве одноклассника, разговорились, и оказалось, что он металлом занимается. Когда узнал, что нам медь нужна, пожертвовал две тонны! Без денег, без документов, от души просто.

Проходит какое-то время, звонит мне другой человек: хочу вашему монастырю помочь. А мы до этого виделись-то один раз всего, он приезжал в самом начале восстановительных работ. Ходил долго, смотрел, в каких условиях живём, как трудимся, вздыхал, головой качал. Я отцу Пахомию, эконому, говорю - съезди, забери, что дадут. Он поехал, перезванивает: «Мне конверт дали, а в нём столько денег!» Привёз конверт - а там пачка долларов. Хватило и кровельщику заплатить, и ещё на многое.

Нынче храм почти полностью восстановлен, осталось поставить иконостас в приделе Варлаама Хутынского. Возведены братские корпуса, хозяйственные постройки, начато строительство монастырской трапезной. Обустроили источник, который назывался в народе Гремячим. Храм над ним возвели, иконостас установили, часовню с купелью. Если архиерей благословит, летом освятим в честь чуда святого Архистратига Михаила в Хонех.

Ещё гостиничку при обители хотим маленькую построить для паломников… Планов много, успеть бы их все выполнить.

Жизнь по уставу

Сейчас в монастыре 22 монаха и послушника (это те, кто собирается принять монашество). Несколько человек учатся заочно в Тульской духовной семинарии, летом, может, ещё кого-нибудь туда пошлём. Я считаю, что духовное образование выстраивает у человека правильное представление о вере, о Боге, о спасении души…

День наш в обители начинается и заканчивается молитвой. Сердце монастыря - храм, где проходят богослужения. Первая служба - в 7 утра, заканчивается в начале 11-го. В полдень обед. Потом - выполнение послушаний. С 18.00 до половины восьмого - вечерняя служба. После ужина - келейное время, когда каждый волен заниматься своими делами. Помолившись, ложимся спать.



В новой пекарне монах Архипп осваивает выпечку особого монастырского хлеба - бездрожжевого, на живой закваске.

Что касается послушаний, то они разные. Четверо человек, например, обслуживают трапезную: еду готовят, посуду моют, накрывают на стол. Другие трудятся в курятнике, в прачечной, в просфорне, убирают храм. В скиту, около источника, имеется у нас небольшая пасека, с весны до осени там дел хватает. Недавно построили хлебопекарню, хлеб печём полезный, бездрожжевой. В сезон на огороде растим овощи, зелень, делаем заготовки на зиму.

Но главная общая забота - заготовка дров, так как газ к деревне Анастасово
не подведён.

Хоть народ у нас физически довольно крепкий, но возраст большинство имеет далеко не юношеский. А дров требуется монастырю на сезон не менее 300 кубов! Молодёжь редко приходит теперь, в основном те, кто получил воспитание в советские времена. Хорошее было воспитание. И образование тоже. Нынешние - слабенькие, не привыкли к трудностям…

О Великом

Сейчас идёт Великий пост, самый долгий - 48 дней. Монахи обязаны соблюдать его очень строго. От мирян такового не требуется. Да, им предписаны некоторые ограничения, но все они связаны более с работой души, а не с угнетением желудка. Господу важнее, когда верующий сумеет воспитать в себе покаяние, осветить душу любовью к ближнему, задержаться, в конце концов, в нарастающей «гонке потребления». Ведь счастье, как с возрастом выясняет почти каждый, не зависит от богатств материальных. Понять это, осознать сердцем и есть цель Великого поста.

Богородице-Рождественский Анастасов монастырь основан в XVI веке князем Иваном Михайловичем Воротынским и назван по имени первого настоятеля, игумена Анастасия. В 1550-х годах в монастыре была построена деревянная церковь, на месте которой в 1669-1675 гг. был воздвигнут дошедший до наших времён каменный храм. Был закрыт в 1931 году, использовался в качестве зернохранилища. Анастасов монастырь является архитектурным памятником государственного значения с 1960 г.

Просмотров