Русские народные платья: фото, история костюма и современные интерпретации

Сегодня, когда практически вся одежда сделана в Китае и Турции, американца сложно отличить от россиянина, и наоборот. Но так было не всегда. Еще 150-200 лет назад самобытность каждого народа подчеркивал его наряд. И русские народные платья, конечно, не исключение. Одежда не только говорила о том, откуда человек родом, но и могла поведать о его социальном статусе и положении в обществе. Особенно это заметно в женском

Женская одежда на каждый день

Основой любого наряда была длинная рубаха. Чаще всего она была белого или красного цвета. Ее украшали вышивкой и жемчугом. Более знатные дамы поверх надевали еще одну шелковую рубаху, называемую горничной. Ее подвязывали широким поясом или фартуком. В таком виде женщина могла ходить дома, не надевая больше ничего. Однако, принимая гостей, обычно надевали еще и другую одежду поверх рубахи.

Вот здесь русские народные платья у женщин, живущих на севере и юге, отличались. Так, представительницы северных народов поверх рубахи надевали сарафан, который представлял собой без рукавов. Для его отделки использовалась вышивка, оторочка, жемчуг и даже драгоценные камни. Чем к более знатному сословию принадлежала женщина, тем из более дорогой ткани был

На юге женская одежда была другой. Здесь вместо сарафана предпочитали носить поневу. Она напоминала современную юбку, но, в отличие от нее, понева повязывалась вокруг талии. Понева была ярких оттенков и в разных губерниях имела свою цветовую гамму. Русское народное платье, фото которого показано выше, еще дополнялось передником, головным убором и украшениями на шею.

Верхняя одежда

Так как на большей части России зимой весьма холодно, то русские народные платья дополняла верхняя одежда. У крестьянок и городских жительниц было принято носить телогрейку поверх опашня, выполненного из сукна. Обычно она была короткой с большим количеством пуговиц. Такую телогрейку по краям отделывали золотым или серебряным шитьем.

Знатные же дамы носили шубки, шитые из различных мехов. Их главное отличие от других подобных нарядов - это длинные рукава (до 10 метров). В нужных местах были сделаны прорези, куда, собственно, и продевались руки. Реже шубку носили, собирая рукава большими складками. Кроме этого, дворянки могли дополнять свой наряд воротником и муфтой из меха.

Для всех слоев населения и телогрейка, и шубка были праздничной одеждой. Поэтому на каждый день надевали более простую однорядку. Она выполнялась обычно из шерстяного сукна и имела скромную отделку. Чисто внешне это было очень длинное пальто, практически до пят, с такими же длинными рукавами. В них, как и у шубки, были прорези.

Праздничная одежда

Конечно, как и сейчас, одежда по случаю и на каждый день отличалась. Особенно это заметно, если рассматривать русские народные свадебные платья. Их отличало от других нарядов буйство красок и обилие отделки. В старину было не принято выходить замуж в так как этот цвет был символом святости.

Так как представительницы более низких сословий не могли себе позволить платье из дорогих тканей, то оно обычно шилось из льняного полотна. Однако они с лихвой это компенсировали тонкой вышивкой, отделкой кружевом и бисером. Знатные дамы выходили в платьях, пошитых из парчи, тафты и даже шелка. Они также обязательно расшивались и украшались жемчугом и драгоценными камнями.

Русские народные платья на свадьбу будущая невеста готовила себя сама, порой делая это несколько лет. Ведь их полагалось иметь не менее четырех. Каждое из них надевалось в определенный день свадьбы. К тому же это был способ продемонстрировать гостям и семье будущего мужа мастерство девушки, выбранной в жены. Причем это касалось всех сословий, не только крестьянок.

Одежда по статусу

Стоит отметить, что, несмотря на общую схожесть всех нарядов, русское народное платье для девочки и замужней женщины имело существенные отличия. Статус в обществе демонстрировался с помощью головного убранства. Так, маленькая девочка обычно носила косу, в которую вплетались ленты. Ею же украшалась и сама голова. Никаких кокошников и других головных уборов ей не полагалось, кроме платка зимой.

Как только девушка достигала половой зрелости и становилась, что называется, на выданье, она повязывала ленту поперек головы. Лента украшалась вышивкой или же была однотонной. К тому же часто такие девушки носили одну длинную косу "в роспуск", не закрепляя снизу. Конечно, они периодически расплетались: таким нехитрым способом девушка завлекала потенциальных женихов.

Замужним же дамам ни в коем случае нельзя было покидать дом без головного убора. В повседневной жизни они повязывали но, в отличие от девушек на выданье, он завязывался сзади, а не спереди. При этом коса плотно заплеталась и укладывалась вокруг головы. Поверх нее надевался волосник. В праздничные дни полагалось носить кокошник, убранным платком. Зимой на голову надевалась меховая шапка.

Современное прочтение

Конечно, многое из давно забыто и утрачено. Однако платье в русском народном стиле можно встретить в коллекциях многих отечественных дизайнеров. Так, у Игоря Гуляева в силуэтах современных шуб четко угадываются русские мотивы. Вячеслав Зайцев не раз в своих коллекциях демонстрировал вечерние платья, в которых явно были заметны русские мотивы. Это касается и силуэта, и отделки.

Некоторые дизайнеры пошли дальше и создали целые коллекции в русском народном стиле. Например, Валентине Аверьяновой удалось вдохнуть новую жизнь в национальную одежду. Продемонстрированная ею коллекция получила одобрение не только международных критиков моды, но и обычных покупателей.

В заключение

И сегодня всегда найдется место такому наряду, как русское народное платье. Фото современных нарядов в этом стиле все чаще можно встретить в модных глянцевых журналах. К тому же стиль "фолк" сейчас на пике популярности.

Просмотров