Специалист по внедрению профессиональных стандартов. Внедрение профстандартов на предприятии — порядок, план

Внедрение системы профстандартов в части требований к квалификации для бюджетников обязательно. Оно должно проходить поэтапно по плану, разработанному учреждением, и завершиться в 2020 году . Официальных методичек по внедрению системы профстандартов пока нет. Как же составить план правильно?

08.08.2017

Методические рекомендации по применению профстандартов должен разработать Минтруд. На момент написания статьи документ находился в стадии проекта (№ 00/04-18047/09-14/28-13-5)< . Поэтому ответственность за процедуру перехода на систему профстандартов в учреждении полностью лежит на его руководителе.

Составление плана - часть работы по внедрению системы профстандартов в учреждении - трудоемкая, продолжительная и многоэтапная. Ее следует рассматривать комплексно с другими мероприятиями по внедрению системы профстандартов. Составление плана можно назвать координационным действием, от которого во многом будут зависеть другие мероприятия.

СОЗДАЕМ РАБОЧУЮ ГРУППУ.

Любая работа требует исполнителей и руководителя. А потому вначале следует ответить на вопрос: кто будет заниматься внедрением составлением плана? Заниматься этим будут те же лица, которые внедряют систему профстандартов в учреждении, поскольку составление плана - один из этапов внедрения. Если учреждение большое, рекомендуем создать рабочую группу (комиссию), если не очень - назначить лицо, ответственное за подготовку к внедрению системы профстандартов.

В состав комиссии целесообразно включить представителей профсоюза, кадровой, бухгалтерской, юридической служб и утвердить ее председателя (как правило, это один из заместителей руководителя). Если работы предстоит много (скорее всего, так и будет), то организацию деятельности комиссии можно возложить на назначенного для данной цели секретаря. Не следует «раздувать» состав комиссии - девять человек, не больше.

Сформировав комиссию, нужно наделить ее полномочиями и определить круг обязанностей - то есть разработать два документа: положение о комиссии и регламент работы комиссии.

Состав комиссии, положение и регламент утверждаются приказом учреждения, изданным по согласованию с профсоюзом .

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ПРИКАЗА

Наименование учреждения

ПРИКАЗ № __________

О создании Комиссии по организации применения профстандартов

На основании ст. 195.3 ТК РФ и в связи с необходимостью разработки Плана по организации применения профстандартов, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Создать Комиссию по организации применения профстандартов в составе согласно приложению 1.

2. Утвердить:

2.1. Положение о Комиссии по организации применения профстандартов (далее - Комиссия) согласно приложению 2.

2.2. Регламент работы Комиссии согласно приложению 3.

3. До (указание даты) Комиссии разработать проект Плана по организации применения профстандартов (далее - Проект), который в течение трех календарных дней подлежит направлению в структурные подразделения.

4. Руководителям структурных подразделений в течение пяти календарных дней рассмотреть Проект и в случае наличия замечаний и предложений представить их секретарю Комиссии.

5. Комиссии изучить замечания и предложения к Проекту и не позднее (дата) согласовать Проект в установленном порядке.

6. Кадровой службе (или специалисту по кадрам) представить Проект на подписание руководителю и в течение трех календарных дней после подписания ознакомить с приказом членов Комиссии под подпись.

7. Контроль исполнения приказа остается за (должность, как правило, руководителя).

Директор

С приказом ознакомлены:

Члены комиссии

(дата, подписи)

Примерный текст положения о комиссии

Название организации г. _____________________

УТВЕРЖДАЮ

«_____» ___________________ 20____г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о работе рабочей группы по внедрению профстандартов

1. Общие положения.

1.1. Рабочая группа по внедрению профстандартов является консультативно-совещательным органом, созданным с целью оказания содействия поэтапного внедрения профстандартов в _______________________________.

1.2. Рабочая группа создается в организации на период внедрения профстандартов.

1.3. В своей деятельности рабочая группа руководствуется Конституцией РФ, Трудовым кодексом, подзаконными актами в части утверждения и внедрения профстандартов, а также настоящим Положением.

2. Основные задачи деятельности рабочей группы.

2.1. Основными задачами рабочей группы являются:

Выявление профессий и должностей, по которым применение профстандартов является обязательным (составление обобщенной информации по данному вопросу);

Подготовка предложений о внесении изменений и дополнений в локальные нормативные правовые акты организации по вопросам, касающимся обеспечения введения и реализации требований профстандартов;

Рассмотрение в предварительном порядке проектов локальных актов по внедрению профстандартов;

Предварительная оценка соответствия уровня образования работников требованиям профстандартов на основе анализа документов об образовании, в том числе при повышении квалификации и (или) переподготовке, предоставленных работником, как при приеме на работу, так и в период трудовых отношений;

Подготовка рекомендаций по изменению системы оплаты труда в целях ее совершенствования и установлений заработной платы в зависимости как от квалификации уровня работника, так и от фактических результатов его профдеятельности (критериев эффективности).

2.2. Рабочая группа для выполнения возложенных на нее задач:

Анализирует работу по решению вопросов организации внедрения профстандартов;

Консультирует ответственных работников учреждения, на которых возложены обязанности по внедрению профстандартов, по проблеме внедрения и реализации профстандартов с целью повышения уровня их компетентности;

Регулярно заслушивает информацию кадровой службы, руководителей подразделений о ходе внедрения профстандартов;

Информирует работников о подготовке к внедрению и порядке перехода на профстандарты через наглядную информацию, официальный сайт организации, проведение собраний, индивидуальных консультаций, письменных ответов на запросы отдельных работников;

Готовит справочные материалы по вопросам введения и реализации профстандартов, готовит предложения о проведении семинаров, в том числе об участии в семинарах по вопросам внедрения профстандартов.

3. Состав рабочей группы.

3.1. Рабочая группа создается из числа компетентных и квалифицированных работников организации. В состав рабочей группы обязательно входят руководитель организации, представитель профсоюзной организации и работник кадровой службы .

3.2. Количественный и списочный состав рабочей группы определяется приказом директора. Изменения в приказ вносятся по мере необходимости.

4. Порядок работы рабочей группы.

4.1. Заседания рабочей группы проводятся по мере необходимости, но не реже ______.

4.2. Заседания рабочей группы являются открытыми.

4.3. Заседание рабочей группы является правомочным, если на нем присутствовало не менее 2/3 числа списочного состава рабочей группы.

4.4. Повестка заседания формируется руководителем рабочей группы на основании предложений членов рабочей группы и утверждается на заседании рабочей группы.

4.5. Решения рабочей группы принимаются простым большинством голосов и оформляются протоколом, который подписывается председателем рабочей группы.

4.7. Деятельность рабочей группы прекращается (приостанавливается) и возобновляется приказом руководителя.

4.8. Рабочая группа по внедрению профстандартов не подменяет иных комиссий (рабочих групп), созданных в _____ (аттестационной, квалификационной), и не может выполнять возложенные на иные комиссии (рабочие группы) полномочия.

5. Заключительные положения.

5.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до его отмены, изменения или замены.

В положении при описании организационной деятельности может быть также приведен список документов комиссии, указаны полномочия руководителя и его заместителя.

О РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ КОМИССИИ.

Грань между регламентом и положением довольно размыта. Конечно, эти документы различаются. Но поскольку они созданы для внутреннего пользования, ничего страшного, если часть информации положения окажется в регламенте и наоборот. Главное, чтобы с ними было удобно работать. К тому же, их всегда можно подкорректировать.

Профстандарты в части требований к квалификации применяются бюджетными учреждениями поэтапно на основе планов по организации применения профстандартов.

Положение - технический документ, свод взаимосвязанных норм, которые регламентируют узкую область жизни (в данном случае жизни учреждения). Нормы определяют порядок формирования и обеспечения конкретного направления деятельности учреждения. Этот документ устанавливает порядок действий или статус должностного лица. Положение создает общую базу для той или иной сферы деятельности, очерчивает круг вопросов, обозначает процедуру.

Регламент - технический документ, который фиксирует перечень правил, обязательных для использования в определенном проекте, ситуации, отрасли и т. д. - конкретизирует определенные вопросы. Регламент более конкретный документ, он может раскрывать отдельные условия положения, чтобы не было двойного толкования. Регламент описывает алгоритм конкретных действий, максимально допустимые значения и т. п. Например, если в положении указано, что рабочая группа создается в организации на период внедрения профстандартов, то регламент фиксирует процедуру создания этой группы: кто ответственный, когда группа должна быть создана, как зафиксировать ее состав и пр. Обычно регламент создается на базе положения, проясняя алгоритм выполнения включенных в положение задач.

СОСТАВЛЯЕМ ПЛАН.

Созданная комиссия начинает работу над планом.

Унифицированного образца плана-графика внедрения профстандарта нет, поэтому составлять его можно в свободной форме.

Однако требования к плану существуют - они перечислены в ч. 1 Постановления № 584. План по внедрению системы профстандартов в учреждении должен содержать:

  • список профстандартов, подлежащих применению;
  • сведения о потребности в профобразовании, профобучении и (или) дополнительном профобразовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профстандартах, и кадрового состава учреждения, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;
  • перечень локальных нормативных актов и других документов учреждения, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению с учетом положений профстандартов, подлежащих применению.

В план могут быть включены и другие пункты - для удобства перехода на систему профстандартов. Каждый работодатель составляет план под свои потребности. Одни прописывают подробно все мероприятия. Другие - только переход на конкретные профстандарты.

Можно вносить в план все мероприятия списком - по мере выполнения. Но лучше разделить их на следующие блоки:

  • Организационно-правовое обеспечение и информационное сопровождение.
  • Актуализация нормативно-правовой базы.
  • Определение соответствия профессионального уровня работников требованиям стандарта.
  • Развитие профессиональных компетенций. Обучение персонала.

План-график профстандартов удобнее оформить в виде таблицы с конкретными задачами, сроками выполнения и ответственными лицами. При составлении можно взять за основу как Разработку Минобрнауки , так и Методические рекомендации соцзащиты .

Образец плана, разработанный для учреждений соцзащиты:

в ________________________________________________

(наименование учреждения)

Наименование мероприятия

Срок выполнения

Ответственный

Результат выполнения

Составление списка профстандартов, подлежащих применению, в том числе:

Заполняется учреждением

Перечень профстандартов, подлежащих применению

Изучение и анализ профстандартов

Составление Перечня ЛНА и документов, подлежащих изменениям в связи с применением профстандартов:

Анализ наименований должностей работников на соответствие профстандартам

Анализ должностных инструкций на соответствие профстандартам

Внесение изменений в ЛНА и другие документы:

Корректировка должностных инструкций в части трудовых функций, наименования должностей, уровня образования и квалификации

Корректировка штатного расписания в части наименования должности (профессии)

Внесение изменений в трудовые договоры работников и заключение в установленном порядке допсоглашений к трудовому договору

Корректировка Положения о проведении аттестации на соответствие занимаемой должности в части уровня образования, квалификации, стажа работы и др.

Внесение изменений в другие документы (какие)

Разработка методики определения потребности в профобразовании, профобучении и дополнительном профобразовании (далее - обучение)

Сбор сведений о потребности в обучении работников и анализ полученных сведений

Внесение изменений в коллективный договор в части обучения работников

Разработка ЛНА, регулирующего обучение работников, и его утверждение

Разработка плана обучения работников на соответствующие календарные годы (например, три года) и его утверждение в установленном порядке

Другие мероприятия по обучению работников (при необходимости)

Разработка приказа об установлении этапов применения профстандартов

Другие мероприятия по применению профстандартов

Этапы применения профстандартов

Образец плана, разработанный для образовательных учреж‑дений:

План по организации применения профстандартов

Список профстандартов, подлежащих применению

Сведения о потребности в профобразовании, профобучении и (или) дополнительном профбразовании работников

Этапы применения профстандартов

Перечень ЛНА и других документов, подлежащих изменению в связи с учетом положений профстандартов, подлежащих применению

Профстандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденный Приказом Минтруда РФ от 24.07.2015 № 514н

Петров П. П., педагог-психолог - потребность в высшем образовании по профильному направлению

Внесение изменений в ЛНА и другие документы (1 января - 1 июня 2017 года); осуществление работодателем мероприятий по подготовке (профобразованию) работника (1 июня 2017 года - 1 января 2020 года)

ЛНА, определяющий формы подготовки и дополнительного профобразования работников, перечень необходимых профессий и специальностей; договоры с работниками о реализации их права на подготовку и дополнительное профобразование

Профстандарт «Специалист в области воспитания», утвержденный приказом Минтруда РФ от 10.01.2017 № 10н

Сидорова С. С., социальный педагог - потребность в дополнительном профобразовании по направлению профессиональной деятельности в организации

Внесение изменений в ЛНА и другие документы (1 января - 1 июня 2017 года); осуществление работодателем дополнительного профобразования работников (1 января 2017 года - 1 января 2020 года)

* * *

Мы ознакомились с первыми этапами внедрения системы профстандартов в организации: формирование комиссии и работа по составлению плана. В следующем номере продолжим тему.

Требование п. 1, 2 Постановления Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (далее - Постановление № 584).

Проект создан 02.09.2014, находится на сайте по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=29346.

Порядок учета мнения первичной профсоюзной организации при принятии ЛНА установлен ст. 372 ТК РФ - так недостижение согласия, разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять приказ.

Состав комиссии с указанием должностей (председатель, заместитель, секретарь), но без персональных данных (эта информация отражается в приказе).

«Ответы на актуальные вопросы о профессиональных стандартах» (приложение к Письму Общероссийского Профсоюза образования от 10.03.2017 № 122).

Методические рекомендации по организации работы, связанной с разработкой планов по организации применения профессиональных стандартов в государственных учреждениях социальной защиты Санкт-Петербурга, утв. Распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 21.11.2016 № 361-р.

План-график внедрения профессиональных стандартов обязателен для государственных и муниципальных организаций, а также принадлежащих им предприятий. В чем заключается специфика его составления?

Что представляет собой план-график внедрения профессиональных стандартов в организации?

Профстандарт — это совокупность критериев квалификации, которая нужна сотруднику предприятия для осуществления своей профессиональной деятельности, выполнения предусмотренной контрактом трудовой функции (ст. 195.1 ТК РФ). Разрабатываются профстандарты компетентными государственными ведомствами в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ст. 195.2 ТК РФ).

Использовать профстандарты обязательно:

  • государственным и муниципальным структурам (п. 1 постановления Правительства РФ от 27.06.2016 № 584);
  • предприятиям, которые более чем на 50% принадлежат данным структурам (п. 1 постановления № 584);
  • частным фирмам, имеющим рабочие места, наличие которых предопределяет необходимость предоставления работникам льгот и преференций, гарантированных законодательством РФ (ст. 57 ТК РФ).

Порядок применения профстандартов также устанавливается федеральными властями.

Что входит в план мероприятий по внедрению профессиональных стандартов?

Стоит отметить, что Правительство РФ на данный момент разработало только 1 нормативный документ, регулирующий порядок применения профстандартов организациями.

Так, постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 введена обязанность для государственных и муниципальных структур (включая предприятия, в которых более чем 50% доли принадлежит властям) по составлению особых планов внедрения профстандартов в организациях .

Соответствующие документы должны содержать, прежде всего, перечни профстандартов, которые подлежат применению в организации, а также сведения об этапах их практического внедрения.

Кроме того, в планах мероприятий по внедрению профстандартов (получивших также неофициальное наименование «планы-графики») фиксируется потребность организации в проведении обучения сотрудников в целях обеспечения соответствия их квалификации тем критериям, что зафиксированы в профстандартах.

В рассматриваемых планах-графиках также должны отражаться перечни локальных нормативов и иных документов организации (касающихся, в частности, вопросов аттестации и иных форм оценки компетентности сотрудников), которые должны быть изменены исходя из критериев, установленных в профстандартах.

Реализовать мероприятия, отраженные в плане-графике, организациям нужно до 01.01.2020.

Если рассматривать постановление Правительства РФ № 584 в порядке правовой аналогии с точки зрения его применимости частными предприятиями, не принадлежащими более чем на 50% государству или муниципалитетам, но обязанными использовать профстандарты (по причине наличия «вредных» рабочих мест), то правомерно будет говорить о возможности составления на предприятии плана-графика внедрения профстандартов в структуре, основанной на положениях соответствующего постановления.

Рассмотрим, каким образом может выглядеть подобный план-график.

План-график внедрения профстандартов: структура документа

План-график внедрения профстандартов можно оформить в виде таблицы. В ней, если следовать предписаниям постановления № 584, обязательно нужно будет отразить:

  • перечень профстандартов, которые применяет учреждение;
  • этапы внедрения соответствующих профстандартов;
  • сведения о требуемых изменениях в локальных нормативах;
  • сведения о необходимости организации обучения сотрудников, которые обязаны работать по профстандарту.

Также имеет смысл — хотя это и не предписано законодательством — отразить в таблице перечни сотрудников, ответственных за реализацию этапов внедрения профстандартов, а также сроки реализации данных этапов.

Каким образом можно оптимально соотнести указанные типы сведений?

В 1-м столбце таблицы можно перечислить непосредственно профстандарты, используемые в фирме, со ссылкой на нормативные акты, в которых они утверждены. Например, если внедряется профстандарт «Бухгалтер», то это будет приказ Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н.

Во 2-м столбце можно отразить перечни мероприятий, составляющих этапы внедрения профстандартов. Например, это могут быть такие мероприятия, как:

  • издание приказа о подготовке и внедрении профессионального стандарта;
  • изучение особенностей НПА, регулирующих применение профессионального стандарта;
  • определение наличия потребности в прохождении работником дополнительного обучения в целях повышения его квалификации по требованиям профессионального стандарта;
  • проведение (при необходимости) дополнительного обучения работника;
  • заключение с работником дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором учтены особенности применяемого профстандарта;
  • осуществление мониторинга изменений в НПА, регулирующих применение профстандарта;
  • инициирование новой серии реализации этапов внедрения профстандарта — в установленном порядке.

В 3-м столбце можно указывать сведения о лицах, ответственных за проведение тех или иных этапов мероприятий по практическому внедрению профстандартов. Сроки исполнения соответствующих этапов можно отражать в 4-м столбце таблицы.

В 5-м столбце будет удобно фиксировать сведения о требуемых изменениях в локальных нормативных актах — опять же, соотносительно с каждым мероприятием. Например, если по итогам обучения сотрудника перезаключается дополнительное соглашение с ним, то это может потребовать корректировки положений, к примеру, коллективного договора, подписанного фирмой-работодателем.

В 6-м столбце могут отражаться различные комментарии и пояснения к сведениям, которые фиксируются в предыдущих столбцах. Например, одним из соответствующих примечаний может быть ссылка на решение аттестационной комиссии о том, что требуется дополнительное обучение для таких-то сотрудников, — это позволит привести документ в соответствие к одному из критериев, установленных постановлением № 584.

Где можно скачать образец плана-графика внедрения профессиональных стандартов?

Вы можете скачать на нашем портале.

Итоги

План-график внедрения профстандартов — документ, который в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 госпредприятия, а также фирмы, которые более чем на 50% принадлежат государству или муниципалитету, как субъекты применения профстандартов должны составлять обязательно с учетом критериев, прописанных в данном постановлении. Частные компании, имеющие «вредные» рабочие места (то есть также обязанные применять профстандарты), могут составлять аналогичный план-график — на основе критериев, установленных правительством.

Изучить иные полезные сведения о профстандартах вы можете в статьях:

Внедрение профстандартов наводило ужас на кадровиков, но все оказалось не так страшно, как казалось на первый взгляд. Узнайте, кто обязан придерживаться профстандартов и как их вводить в организации.

Из статьи вы узнаете:

Внедрение профстандартов: общая информация

1 июля многие кадровые специалисты воспринимают как «день Х», ведь с этого дня профессиональные стандарты станут обязательными для некоторых отраслей и сфер деятельности. Придется оценить текущую квалификацию сотрудников, спланировать аттестацию, а также проделать массу иной работы. Но следует отметить, что для коммерческой фирмы профессиональные стандарты обязательны не всегда, а только в случае прямого указания закона. Но использовать их в работе вы можете как в кадровом делопроизводстве, так и в целях управления персоналом . Рассмотрим, как правильно внедрить профстандарты в организации.

Скачайте документы по теме:

Любой профессиональный стандарт содержит:

описание функций, выполняемых по конкретному виду деятельности;

требования к знаниям, а также навыкам и опыту работы сотрудников, осуществляющих эти функции.

Профессиональный стандарт - характеристика квалификационных данных, необходимых специалисту предприятия для выполнения конкретного вида профессиональной деятельности (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). Инструкция, которая предлагается вашему вниманию, в большей степени предназначена для организаций, где внедрение профстандартов остается на усмотрении руководства. Компании, в которых они обязательны, тоже могут ее использовать. Исключение составляют шаги, предполагающие возможность выбора.

​ План внедрения профстандартов: первый этап

Приступая к работе над профессиональными стандартами, необходимо повысить статус документов и их роль в деятельности компании.
Минтруд России в письме ответил на основные вопросы, возникающие по этому поводу, в том числе отразил срок внедрения профстандартов. Выделим самые важные положения.

Внедрение профстандартов на предприятии обязательно только в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами. Случаи обязательного применения профессиональных стандартов (ч. 2 ст. 57, ст. 195.3 Трудового кодекса РФ) не привязаны к форме собственности работодателя. Если требования обязательны, их должны применять все работодатели, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности: коммерческие , государственные, муниципальные.

Если для организации профессиональный стандарт необязателен, он может использоваться как ориентир в работе. Минтруд России указал в письме, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений предоставлены работодателю. Профстандарт лишь «задает планку требований и необходимых ориентиров для выстраивания кадровой политики организации », применяется как рекомендательный методический инструмент. В этом случае руководитель определяет содержание заключаемых трудовых договоров и составляемых должностных инструкций.

Работодатель сам решает, какие документы ему применять. Квалификационные справочники (ЕКС, ЕТКС) и профстандарты могут содержать различные требования к квалификации. Работодатель определяет, какой из этих актов использовать. Исключения: случаи, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Как уже отмечали, любые предстоящие изменения функции или же требований к квалификации работников фирмы возможны только по соглашению сторон. Поэтому, для того чтобы после изменения локальных актов применять новые правила в отношении сотрудников предприятия, нужно с ними об этом договориться мирным путем.

С 2017 года на территории Российской Федерации начала свое активное действие система профессиональных стандартов. После того как по данной теме были изучены ключевые вопросы , у многих работодателей возник технический вопрос: как именно осуществляется внедрение профстандартов?

Что касается уровня, связанного с действием нормативных актов, детального и последовательного ответа на данный вопрос не имеется, поскольку ни закона, ни какого-либо принятого постановления пока не имеется. Есть только определенный проект, разработанный Министерством труда РФ. Это свидетельствует лишь о том, что каждый руководитель фирмы должен заняться разработкой собственной системы по введению стандарта с учетом законодательных позиций.

При этом в рамках ведения деятельности можно применять только положения профессионального стандарта, который утвержден в рамках Приказа Министерства Труда РФ, а также который прошел регистрацию в Министерстве юстиции.

Размещенными в сети проектами пользоваться не рекомендуется, поскольку у них отсутствует какая-либо юридическая сила. В данной ситуации целесообразнее всего обратиться к положениям единых квалификационных справочников.

Существует целый огромный комплекс мер , которые включает в себя этот процесс.

  1. Создание приказа, связанного с формированием комиссии.
  2. Проведение соответствующего заседания, включая составление плана-графика.
  3. Переименование отдельных должностей.
  4. Внесение изменений в инструктаж.
  5. Совершенствование системы оплаты труда.
  6. Осуществление мероприятий по подготовке служащих.
  7. Проведение организационных и штатных работ.

Это не весь список мер, принимаемых в целях внедрения новых программ и возможностей, но он является основополагающим.

Пошаговый алгоритм и план

Теперь стоит отдельно рассмотреть все этапы по внедрению профессиональных стандартов максимально детально и подробно.

  1. Назначение со стороны руководителя комиссии, состоящей из числа работников. В приказы содержатся данные о членах комиссии. Желательно, чтобы в составе рабочей группы присутствовали сотрудники кадрового отдела, экономисты, юристы, специалисты в сфере охраны труда.
  2. Проведение первого заседания с целью определения фронта работы и составление пошагового плана, связанного с внедрением профессиональных стандартов. В рамках законодательства конкретная форма плана не утверждена, так что он может содержать в себе абсолютно любые положения, которые придутся по нраву комиссии. После этого документ утверждается планом.
  3. Чтобы можно было соотнести тексты стандартов и трудовых опций, необходимо сравнить штатное расписание и разделы норм. Стоит напомнить о том, что далеко не всегда название профессии в стандарте совпадает с типом должности, отмеченной в расписании.
  4. Для того чтобы привести наименование должностей в полное соответствие с текстами, необходимо исключить из расписания старые показатели и внедрить новые особенности. При всем этом с работником происходит заключение дополнительного соглашения. Если служащий не хочет подписывать этот документ и желает сохранить наименование должности в прежнем виде, работодатель может провести организационно-штатные работы.
  5. Внесение определенных изменений в должностную инструкцию, если это необходимо, в связи с переменами в рамках трудовых опций. Данные действия осуществляются строго с согласия служащего.
  6. Изменения, касающиеся систем оплаты труда персонала. Это нужно для того, чтобы каждый сотрудник получал строго полагающуюся ему сумму.
  7. Что касается осуществления мероприятий по аттестации, то они не являются обязательными, однако необходимы для возможности определения со стороны работодателя квалификации служащих и понимания, соответствуют ли данные знания должностям.
  8. Если возникают иные задачи, ставится вопрос об их оперативном и качественном решении.

Поскольку требований касательно формы и содержания плана не имеется, стоит рассмотреть примерный перечень задач , содержащихся в бумаге:

  • детальное уточнение списка стандартов, которые следует применить;
  • проверка должностей работников;
  • сверка договоров труда и ЛНА;
  • внесение изменений в контракты по труду;
  • составление перечня вопросов в целях проведения аттестации согласно общим положениям;
  • проверка сотрудников на предмет соответствия требованиям;
  • составление отчетности.

Это лишь приблизительная вариация плана, связанная с внедрением профессионального стандарта. Он может дополняться и прочими пунктами по желанию и усмотрению руководителя.

Часть 1 семинара по внедрению профессиональных стандартов представлена ниже.

Требования к соответствию работников

Важно, чтобы каждый сотрудник предприятия соответствовал набору квалификационных и личностных требований . Если этого не наблюдается, работодатель обязуется направить его на курсы повышения квалификации, переподготовку, получение дополнительного образования.

Уровень профессионализма проверяется в процессе аккредитации, контрольных промежуточных мероприятий. Работники должны полностью отвечать тем специальностям и рабочим местам, на которых они находятся.

В ходе внедрения на предприятие определенных профессиональных стандартов в рамках его деятельности могут возникнуть некоторые трудности . В связи с проведением пересмотра документации, изменением системы оценки и разработкой специальных программ есть вероятность увеличения объема работы для кадровых структур и служб.

Есть, кроме этого, вероятность возникновения финансовых затрат, которые связаны с обучением сотрудников. Ведь сплошь и рядом встречаются ситуации, когда у сотрудника имеется высшее образование престижного ВУЗа, но он работает не по специальности.

Ситуация усугубляется еще и тем, что для осуществления определенных типов деятельности законодательство обязывает сотрудников заняться прохождением профессиональной переподготовки или получением образования . Например, для специалистов, имеющих медицинское образование, обязательным условием является прохождение повышения квалификации не реже, нежели раз в 5 лет.

При этом работодатель обязуется решить вопрос с этими действиями в самостоятельном порядке (ст. 196 ТК РФ). Помимо этого, есть вероятность обеспечения обучения лиц, поступающих на работу, предполагающую вредные условия труда.

Компания сама должна отслеживать факт принятия новых профессиональных стандартов и обеспечивать их своевременное внедрение во избежание административного наказания.

Если будет совершено нарушение трудового законодательства и прочих актов, которые включают в себя нормы трудового права, есть вероятность наложения штрафа. Размер его составляет от 1000 до 5000 рублей , а если речь идет о юридических лицах, то от 30000 до 50000 руб .

Если нарушение совершено не в первый, а в очередной раз, предполагается привлечение к ответственности в большем размере:

  • штрафная санкция от 10000 до 20000 рублей;
  • дисквалификация от 1 до 3 лет;
  • взыскание от 50000 руб. (для юридических лиц).

Контроль применения профессиональных стандартов и соответствия работников необходимому перечню требований осуществляет Федеральная служба по труду и занятости. Также эта ответственность возлагается на государственную инспекцию по труду.

В итоге проверок инспекторы первостепенно обратят внимание на локальные документы, а затем перейдут к оцениванию уровня образования работников. Для подтверждения знаний они могут попросить документы о проведенной аттестации.

Образец приказа

Какой-либо общей формы и нормы не существует, но совокупные требования обычно устанавливаются в рамках ГОСТ 6.30-2003 .

  1. В верхней части указывается наименование виды документа с заголовком.
  2. Далее идет вступление, в котором логично указание ЛНА, выступающих в качестве основания для издания распоряжения.
  3. Далее указываются сотрудники с ФИО и должностями, а также факт их ознакомления с общими положениями.
  4. Утверждение нужного плана мероприятий.
  5. Формирование аттестационной комиссии.
  6. Назначение ответственного лица.

Подписание документа осуществляется непосредственным руководителем организации.

Часть 2 семинара по внедрению профстандартов в организации — ниже.

Внедрение профессиональных стандартов в организации может осуществляться в соответствии с положениями федеральных нормативно-правовых актов. Каких именно и каким может быть алгоритм данного внедрения?

Внедрение профстандартов с 2016 года на госпредприятиях: нюансы

Внедрение профстандартов в организациях , относящихся к государственному и муниципальному секторам — обязательная процедура. В соответствии с положениями ст. 195.3 ТК РФ профстандарты обязательны к применению организацией в том случае, если это прямо предписано тем или иным федеральным правовым актом. Как раз госпредприятия — в числе тех хозяйствующих субъектов, для которых подобное обязательство установлено (п. 1 постановления Правительства РФ от 27.06.2016 № 584).

Внедрение профстандартов на госпредприятиях, а также в государственных и муниципальных учреждениях должно осуществляться в соответствии с планами внедрения профстандартов. Необходимость и примерный порядок формирования планов на указанных предприятиях прописаны в постановлении № 584. Реализовать мероприятия по плану государственным и муниципальным организациям нужно до 01.01.2020 (п. 2 постановления № 584).

Внедрение профстандартов на предприятиях в частном секторе: нюансы

В свою очередь, профстандарты в частном секторе обязательны только в случае, если это, как мы отметили выше, предписано федеральными НПА. Вместе с тем соответствующие стандарты работодатели обязаны в любом случае задействовать при определении требований к уровню квалификации работников с учетом особенностей организации производства (ст. 195.3 ТК РФ).

Если говорить о предписаниях федеральных НПА касательно обязательного применения профстандартов в частных фирмах — пока что на соответствующем уровне действует 2 подобные общеотраслевые нормы:

  • работодатели, имеющие рабочие места с льготами или ограничениями по условиям труда, должны определять наименования соответствующих им должностей, а также устанавливать требования к квалификации сотрудников на основе профстандартов (ст. 57, ст. 195.3 ТК РФ);
  • в случае если в профстандартах прописаны требования по охране труда, работодатель обязан выполнить соответствующее обучение сотрудников, т. е. на практике — выполнить требования профстандартов (ст. 212 ТК РФ).

Порядок внедрения профстандартов частные фирмы разрабатывают самостоятельно. Однако ничто не мешает их менеджменту реализовать данный порядок на основе алгоритмов, предложенных законодателем для государственных и муниципальных структур — они вполне применимы на хозяйствующих субъектах с любым правовым статусом.

Рассмотрим, какие конкретно мероприятия могут формировать соответствующий порядок.

Что представляют собой мероприятия по внедрению профессиональных стандартов

Условимся следовать при определении перечня соответствующих мероприятий схемам, которые предполагается выработать госпредприятиям при проведении работы, направленной на исполнение норм постановления № 584. Данные схемы вполне применимы и частными хозяйствующими субъектами.

Главными мероприятиями при внедрении профстандартов на госпредприятии должны быть, а в частной фирме — могут быть:

1. Выявление перечня профстандартов, применение которых обязательно. В случае с государственными и муниципальными учреждениями и хозяйствующими субъектами таковыми профстандартами будут все, что утверждены Минтрудсоцразвития (или иным уполномоченным федеральным органом) на момент начала реализации рассматриваемых мероприятий. В случае с частными фирмами — те профстандарты, которые:

  • установлены для льготных должностей, а также позиций с ограничениями;
  • содержат требования по охране труда в связи с особыми условиями труда.

2. Разработка приказа о внедрении соответствующих профстандартов в организации, а также составление плана-графика внедрения соответствующих стандартов.

3. Выявление потребностей в организации дополнительного обучения сотрудников в целях приведения их квалификации в соответствие критериям, что прописаны в профстандартах, а также проведение соответствующего обучения.

4. Юридическое оформление обновленных норм правоотношений между работодателем и сотрудниками с учетом требований внедряемого профстандарта по занимаемым ими должностям.

Следует отметить, что внедрение профстандартов в организации — не единовременное мероприятие, а непрерывный процесс. Поэтому в алгоритм их внедрения также будут входить:

1. Постоянный мониторинг изменений в законодательстве о профстандартах, в самих профстандартах — и последующее инициирование, в случае необходимости, повторного цикла реализации указанных мероприятий.

То есть как только федеральный орган власти внедряет новый профстандарт (заменяет либо корректирует действующий), кадровая служба госпредприятия должна оперативно приступить к внедрению обновлений, частного предприятия — проанализировать его на предмет соответствия критериям обязательного внедрения и далее действовать по результату: внедрять изменения либо просто принимать во внимание.

2. При приеме новых сотрудников на работу:

  • установление факта наличия утвержденного профстандарта для их должностей — госпредприятием, установление факта наличия утвержденного профстандарта для льготных должностей, а также профстандартов с требованиями по охране труда — частным предприятием;
  • при отсутствии внедренного профстандарта соответствующего типа — реализация мероприятий по пп. 2, 3 и 4 основных мероприятий по внедрению (по списку выше);
  • при наличии внедренного стандарта соответствующего типа — определение соответствия квалификации нового сотрудника профстандарту и выявление потребностей организации в его обучении в целях приведения квалификации в соответствие профстандарту.

Определение внедряемых стандартов: первый пункт пошагового алгоритма

Первая задача кадровой службы предприятия — анализ НПА, регулирующих применение профстандарта, а также НПА, в котором, собственно, утвержден тот или иной стандарт, то есть соответствующий приказ Минтрудсоцзащиты РФ. Например, профстандарт «Специалист в области охраны труда», утвержденный приказом Минтрудсоцзащиты России от 04.08.2014 № 524н, по многим трудовым функциям устанавливает обязательные требования. Таким образом, внедрить этот профстандарт нужно будет как государственному, так и частному предприятию в случае трудоустройства работника на соответствующую позицию.

Шаг 2: изменения в трудовом договоре и локальных нормативах

После того как определен круг обязательных к внедрению стандартов, необходимо привести в соответствие им кадровые документы и регламенты организации: штатное расписание, трудовые (или коллективные) договоры и т. п. Положения, изначально прописанные в этих документах, могут быть скорректированы с учетом критериев данных стандартов. Для этого составляются дополнительные соглашения к трудовому договору, при необходимости — обновляются также коллективные соглашения.

Если по итогам анализа профстандартов и кадровых документов в последних предполагаются существенные корректировки (например, трудовых функций), то данная процедура может быть осуществлена только по предварительному уведомлению и письменному согласованию с работниками (ст. 72, 74 ТК РФ).

В профессиональном сообществе часто возникает вопрос: может ли изменение условий договора быть осуществлено по инициативе работодателя? Большинство профессионалов приходят к выводу: нет. Положения ст. 74 ТК РФ, которые предлагается применять и для случаев внедрения профтсандартов, содержат закрытый перечень возможных изменений ТД по инициативе работодателя, и профстандарты в этот перечень не включены. На сегодняшний день для случаев, когда работник отказывается от внесения изменений в его ТД, специалистами выработан следующий подход:

  • вносятся изменения в штатное расписание: существующая должность исключается, новая, соответствующая профстандарту, вводится;
  • работнику предлагается перевод на эту новую должность, и в случае согласия заключается новый ТД;
  • если работник откажется — ему предлагают другую работу из числа доступных в той же местности либо в местностях, предусмотренных заключенным с работником соглашением;
  • если сотрудник откажется от данных предложений — трудовой договор прекращается на основании положений ст. 77 ТК РФ.

ВНИМАНИЕ! Частный случай изменения трудовой функции — переименование должности сотрудника по нормам ст. 57 ТК РФ (название соответствующего профстандарта может звучать иначе, чем название должности в действующем трудовом договоре работника с фирмой). При этом данная процедура предполагает внесение изменений и в штатное расписание организации. В этом смысле одним из условий успешного решения всей рассматриваемой задачи — внедрения профстандарта — будет получение от работника фирмы согласия на переименование должности по договору (как вариант — на перевод на другую [новую ] должность в соответствии с нормами ст. 72.1 ТК РФ). В результате появление новой должности в штатном расписании приобретет практический и юридический смысл (с точки зрения реально трудящегося на данной позиции работника).

Шаг 3: составление плана-графика

Следующая задача руководства государственной или частной организации при решении рассматриваемой задачи — разработка приказа о внедрении профстандартов, а также плана-графика их внедрения.

Соответствующий приказ может содержать нормы, в соответствии с которыми:

  • определяется перечень сотрудников, ответственных за внедрение профстандартов, а также форма организации их работы (комиссия, рабочая группа);
  • определяется перечень конкретных задач, которые должны решить сотрудники, входящие в комиссию или рабочую группу (собственно, данными задачами могут быть те, что соответствуют мероприятиям по пп. 1-3 указанного выше списка мероприятий по внедрению).

Рассматриваемый приказ может дополняться:

  • тем самым планом-графиком внедрения профстандартов, в котором детально отражается последовательность решения ответственными специалистами своих задач в привязке к конкретным срокам;
  • положением о комиссии или рабочей группе по внедрению профстандартов — локальным нормативом, детально регламентирующим организацию работы ответственных специалистов.

После того как локальные нормативы, регламентирующие внедрение профстандартов, разработаны, можно реализовывать остальные этапы (которые, как мы отметили выше, могут быть прописаны в соответствующих нормативах в качестве задач, решаемых ответственными специалистами).

Шаг 4: оценка квалификации сотрудников и обучение

Определение уровня квалификации работника с точки зрения оценки ее соответствия требованиям профстандартов может быть осуществлено в рамках аттестации. С 01.01.2017 данная процедура должна будет осуществляться в порядке, установленном законом «О независимой оценке квалификации» от 03.07.2016 № 238-ФЗ. А именно — в формате профессионального экзамена, проводимого специализированным центром оценки квалификации.

Обучение сотрудников, если это потребуется исходя из итогов профессионального экзамена, может быть проведено в специализированном образовательном учреждении. С 01.01.2017 вступает в силу ст. 187 ТК РФ, в соответствии с которой работодатель обязан сохранять за сотрудником, направленным на обучение, должность и среднюю заработную плату.

По итогам обучения работодатель также может провести аттестацию сотрудников на предмет их соответствия профстандартам, а с 01.01.2017 нужно будет уже содействовать прохождению сотрудниками профессионального экзамена. Отметим, что в соответствии со ст. 187 ТК РФ работодатель должен будет оплачивать работникам его прохождение (равно как и в случае первоначальной аттестации).

Итоги

Профстандарты обязательны к применению в государственных и муниципальных структурах, в частных фирмах — в случае наличия предписаний на уровне федерального законодательства. Алгоритмы внедрения профстандартов во всех типах организаций могут быть основаны на тех нормах, что определены законодателем для госструктур, и включать в себя задачи по созданию локальной нормативной базы, а также мониторингу, анализу и реализации норм, установленных правовыми актами.

Узнать больше о планах-графиках по внедрению профстандартов, а также о комиссии, отвечающей за их внедрение, вы можете в статьях:

Просмотров