Веер виды. Для всех и обо всем


Как и многие другие особенности культуры и быта, веера пришли в Японию из Китая . Вероятно, впервые японцы увидели их у корейских принцев, посещавших Японию. С VI-VII вв. бумажные и шелковые веера стали популярны и на островах. Ввезенные китайские веера постепенно приобрели новые формы и появились первые истинно , не похожие на своих материковых предков.

Истоки японских вееров в театре Кабуки

Многие люди всего мира считают, что веера пришли к нам из повседневной жизни японцев. Это немного неправильно, изначально были предметами искусства, а уж потом стали применяться в соответствии со своими функциями.

Уходит в национальный театр кабуки . Это , в котором играли только мужчины. Он был профессиональным, но чаще всего для выступлений использовались рынки или частные закрытые сцены. показывают, что во многих богатых домах были сады со специальными театрами. Кабуки исторически использовал веера, ими мужчины прикрывали нижнюю часть лица, чтобы быть похожими на женщин. Постепенно японские веера стали использоваться в повседневной жизни, но в это время также изменился.

Здесь появились огромные веера, которые по своей красоте превосходили все в Японии. Они уже не использовались для прикрытия лица, а стали частью танцев. Именно они были основной постановок, поэтому количество вееров стало большим. Они чем-то напоминали опахало, но в соответствии со своей функцией никогда не использовались. Так что не стоит думать, что мы получили веера из жизни простых японцев, они являются частью их богатой культуры.

История японского веера

Красивый и загадочный японский веер имеет очень древнюю историю. В японском языке различают два вида веера: сэнсу и утива .

Краткая история веера в Японии

Одна старая легенда гласит, что самый первый веер на землю принесла Великая Богиня ветра после того, как она снискала сострадание к довольно тяжкой человеческой доле. Вот в качестве ее облегчения она и подарила людям волшебный веер – отныне любой человек, если он вдруг попал в беду, мог запросто создать ветер – то есть, обратиться к Великой Богине.

Не знаем, как там богиня, но мастера Фэн-шуй привыкли толковать значение и применение веера на свой лад.

Итак, еще во II тысячелетии до нашей эры, которая выпала на эпоху императора У-Вана, возникли самые первые опахала. Немного позже возникли и круглые бумажные веера на ручке – именно они и перебрались из Китая в Японию.

А вот первые веера, которые использовались в качестве талисманов, возникли в Китае в X веке, а Япония изобрела свой аналог в VII веке. Эти складные веера состояли из плоских пластин, которые были вырезаны из кости, перламутра, черепахи или дерева – все они между собой были соединенные, а сверху были покрыты пергаментом или бумагой, или шелком.

Веер – это довольно важная деталь не только японского костюма, но и японского быта. Достаточно того, что самые первые складные веера, называвшиеся оги , были сугубо мужским атрибутом – их носили наравне с оружием. Это впоследствии самураи стали использовать веера для подачи сигналов, а уже в X веке веер становится атрибутом аристократов.

Кроме этого, веерами часто в особых случаях обменивались женщины и монахи, их использовались как атрибут чайной церемонии, а также в качестве записной книжки. Нередко их в быту использовали для своих нужд женщины, да и у актеров театра они были обязательным атрибутом.

После веера начинают делать из бамбука и довольно плотной бумаги — «васи» — ее потом расписывали тушью. Эти веера украшали нередко , или там присутствовали изображения цветов, птиц, зверей, пейзажей и другие изображения с благожелательной символикой. Нередко декор японского веера , впрочем, как и сам веер, создавался строго в соответствии со временем года, местностью, событием, социальным положением, возрастом и профессией владельца.

С конца XV японский веер завезли в Англию и Испанию. Затем он покорил Италию, а только потом – Францию. А уже в XVII веке складной веер заполонил всю Европу – даже Россию.

Японские веера в мире

Дала человечеству много интересных предметов, которые стали отличными декоративными элементами. Конечно, подобные вещи встречались и в истории многих народов, но именно японцы смогли раскрыть их истинную красоту, а не только функциональность.

Становятся отличным примером этого, потому что они могут только на первый взгляд показаться простым функциональным дополнением. На самом деле каждый веер является настоящим произведением искусства, требующим много сил и времени на создание. Многочисленные ремесла в Японии создали прекрасную культуру, которая порадовала все человечество.


Веер – это приспособление, с помощью которого охлаждают лицо во время жары.


Веер появился в глубокой древности, об этом говорят раскопки и рисунки на черепках. Например, китайский веер был известен уже в VIII-II веках до н.э. Конечно, первые веера представляли собой обычные листья или перья, затем стали использовать шёлк и пергамент, разрисовывая их цветами, птицами, украшая золотом и серебром.



В те давние времена, веера были не складные и назывались опахала, которыми обмахивали императора, и выполнял эту роль обычно молодой невольник. Затем появились складные веера. Пользовались ими долгое время при дворе императора (в Индии, Китае, Японии), так как веер был символом власти. Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим, Византия – так из эпохи в эпоху переходил веер. К XV и XVI векам веера стали необходимым аксессуаром каждой дамы при дворе короля – это был стиль барокко. Они являлись необходимой составляющей дамского туалета и даже использовались орудием флирта.



Прежде чем появиться в свет, должны были научиться пользоваться веером. Открыть веер дамы могли только при появлении королевы. В это время на веерах любили изображать сюжеты из античной мифологии или из жизни королевского двора.


Веера делали из перьев страуса, павлина, затем стали применять отделки из кожи, слоновой кости, панциря черепахи, шёлка, применяли сандал и бамбук. На них изображался растительный орнамент, изображались горы, реки, водопады.



Нашлось применение веера и в России. Первые веера стали появляться в середине XVII во времена царствования Михаила Фёдоровича. Эти веера привозили с дипломатическими визитами в качестве подарков и хранили их как редкую диковинку. Уже при Петре Первом, когда появились первые балы и «ассамблеи», на которых присутствие дам было обязательным, веера также как и в Европе стали необходимым атрибутом женского туалета. Сначала их поставляли из Европы, а в середине XVIII при Екатерине Великой наладилось и веерное производство в России. Искусство пользоваться веером и у нас имело значение.


В России веера тоже любили украшать, но с присущим национальным вкусом. В качестве украшений использовали яшму, золото, изумруды, рубины, вышивку, финифть. В веерном производстве участвовали мастера по дереву, по кости, граверы, живописцы, ювелиры и другие.



Спрос на веера повышался и у нас в России. Кроме необходимости его как главного элемента дамского туалета на балах, приёмах, им стали выражать и свои чувства и потаённые мысли – появился веерный язык, также как и язык цветов. С помощью лёгкого постукивания веером или резкого хлопка, закрыв веер , дама могла выразить свои чувства и мысли тому, к кому обращались её глаза.



Благодаря многим сохранившимся веерам Марии Фёдоровны, супруги Великого Князя Александра Александровича, до нас дошли некоторые исторические события из жизни царского двора. Как известно, Датский Двор породнился со многими Дворами Европы, поэтому родственники со всей Европы раз в году съезжались на встречу во Фреденсборг. На веере в форме раковины с гирляндой множества розочек есть надпись – «Fredensborg 1870».



Второй веер Мария Фёдоровна сохранила в память бракосочетания её брата и Великой Княжны Ольги Константиновны, происходившего в Петербурге. На веере, сделанного из чёрной кожи, – надпись «WINNY», золотая корона и два государственных герба – Дании и России. Как известно, имя брата Марии Фёдоровны было Христиан Вильгельм, домашнее имя «Винни». В 1863 году под именем Георга I он взошел на греческий престол.



Ещё один веер – свидетель памятных событий, веер на лицевой стороне которого изображена ветка шиповника, а на обратной множество автографов, по-видимому, многочисленных родственников и родственниц, которые в этот раз собрались в королевский замок Фреденсборг со всех европейских домов по случаю рождения дочери Александры у Георга I и Ольги Константиновны. Поэтому веер использовали на этот раз как альбом.



Есть веер-сувенир с портретами Александра III, Марии Фёдоровны и их детей, расписанных И.Н.Крамским.


Среди оставленных в память для нас событий, происходивших в царской семье, есть и сувенирные веера. Эти веера напоминают о балах во Дворце Великого Князя Владимира Александровича в Петербурге. Описание бала приводится в журнале «Всемирная иллюстрация». Так как бал был костюмированный, то и прислуга была одета в костюмы разных эпох, связанных с историей России: это были варяги, скифы, витязи, стрельцы…Пришедшие на бал также оделись в костюмы, будто вся Русь воскресла и прислала на бал всех своих представителей. Обо всём с большими подробностями описывалось в журнале. Так вот, на одном из вееров в карикатурном виде некоторые из них были запечатлены Иваном Александровичем Всеволжским, директором Императорских Петербургских и Московских театров. По описанию, данному в , можно узнать присутствовавших на этом балу.



Есть ещё веера, которые могут нам напомнить и рассказать о политических событиях того времени – визит русской эскадры во Францию в 1891-1893 годах. В парижской опере по случаю прибывших русских гостей был дан спектакль, в конце которого был представлен апофеоз франко-русского союза. Как это было на сцене – об этом лучше всего нам рассказывает изображение на веере, который был расписан известной французской художницей Луизой Аббема.


Сегодня веер не имеет того значения, которое придавалось ему в прошлом, но все же находит место в нашей жизни. Популярны настенные веера, которые украшают интерьер и притягивают удачу.




С помощью этого видео можете совершить виртуальную прогулку по музею, посмотреть антикварные и винтажные экспонаты – китайские, японские веера и другие…




Современная девушка с веером









Кроме распространенных видов единоборств, подобных кэндо или каратэ, здесь зародились достаточно экзотические. На одном из главенствующих мест стоит искусство владения боевым веером, или тэссэн-дзюцу, которое включает в себя комплексные элементы защиты и нападения при помощи такого специфического оружия.

Почитание веера в Японии

В Японии веер оставался одинаково любимым аксессуаром женщин и мужчин. Воины не могли с ним расстаться даже во время войны, поэтому изящный предмет перетерпел множество трансформаций. Веер из безобидной красочной безделушки превращается в грозное оружие, разящее врага подобно

С течением времени веера обрастают специфическими функциями, зависящими от предназначения. Поэтому возникли боевые, сигнальные и комбинированные конструкции, которыми можно было не только сражаться, но и обмахиваться. А для человека в военном обмундировании наличие веера превратилось не в прихоть, а в необходимость, особенно во время длительных походов под знойным солнцем.

Веер находился в наличии у командующих отрядами, а по рисунку на этом предмете судили о принадлежности подразделения к определенному клану. Веером во время боя подавали сигналы, благодаря которым можно без слов управлять действиями воинов. А для японской аристократии дорогой аксессуар был свидетельством ранга владельца, на нем отображали определенные узоры и цвета.

Разновидности опасного аксессуара

  • Гунсэн - складной веер. Его использовали по предназначению, чтобы обмахиваться в зной. Внутренние спицы изготавливались из бронзы, дерева, латуни или другого металла. Покрытие и внешние спицы делали из железа. Такая конструкция обладала легкостью, но также была чрезвычайно крепкой. Воины предпочитали прятать веер гунсэн в область пояса или груди, но при втором варианте нельзя воспользоваться луком или мечом.
  • Тэссен - складной тип веера, внешние спицы которого изготовлены из пластин железа. На вид он напоминает обычный веер, но в сложенном состоянии используется вместо дубинки. Самураи могли вступить с таким оружием наперевес там, где запрещалось орудовать мечом. В школах фехтования учили вести бой с помощью тэссена. Боевым веером тессеном отводили в сторону летящие дротики и стрелы, метали его в сторону противника или использовали при переправе через реку.
  • Гунбай, гунпай или дансэн утива - твердый раскрытый веер значительных габаритов, изготовленный полностью из железа или дерева с включением металлических компонентов. С таким веером ходили знаменитые военачальники, им пользовались для отражения дротиков и стрел, также сигнализировали о способе ведения боя отрядам.

Преобразование веера в оружие

Деревянные веера были очень хрупкими, часто ломались, поэтому их стали мастерить из металлических спиц. Такие «железные веера» стали называть «тэссэн». Нет задокументированных свидетельств о том, кто первый придумал применить тэссен в качестве оружия.

Японское боевое искусство с применением такого аксессуара получило название «тэссен-дзюцу». Техника ведения боя и владения веером в тэссен-дзюцу напоминает кэндо, то есть тактику ведения боя на мечах. Но специфика использования веера отличается множеством особенных приемов, свойственных только этому виду боевых искусств.

Железный веер в сложенном виде используется для нападения, а в развернутом - в качестве защиты. По старинной легенде, такое оружие создал воин Минамото-но-Ётшинсуне, в бою победивший мифическое чудовище тэнгу, зажав наконечник его копья между пластинами веера.

С тех пор многие школы боевых искусств в обязательном порядке учили бойцов мастерству тэссен-дзюцу. Особенное развитие получило это боевое искусство в знаменитой школе Синкагэ-рю. В некоторых провинциях остались мастера, владеющие веерами, по аналогии с древними японскими боевыми искусствами по типу сумо, айкидо, кю-до, ябусамэ (стрельба сидя верхом на лошади по бегущей собаке из

Популярность тэссен-дзюцу

Тэссен-дзюцу получило распространение среди низших слоев общества, не имеющих права пользоваться мечом. Опытные бойцы достигали такого верха мастерства владением своим оружием, что могли справиться с несколькими противниками, вооруженными самурайскими мечами.

В одной старинной летописи рассказывается о происшествии в жизни мастера единоборств по имени Ганн-рю, который, благодаря искусному владению боевым веером, смог выйти победителем из противостояния с 10 противниками. При этом на нем не осталось ни одной царапины.

История боевого веера

На территории Японии развивались и модифицировались два вида веера. Один из них, знакомый каждому, складывали из пластинок и обтягивали плотной бумагой. Если его разложить, то конструкция принимает форму полукруга. На своей родине получает название "оги" или "сэнсу" (сен). В таком виде становится известным в Европе, где стал именоваться японским веером, хотя на родине считается крестьянским и используется для просеивания риса от шелухи.

Вторая разновидность имеет свою специфику и называется "дансэн" или "утива". Это веер округлой формы с жесткой ручкой. На древних картинках часто можно увидеть такой японский веер, чаще всего он изображается в руках знати. Происхождением обязан модернизации широкой палочки для правильной осанки - саку, которой держали подбородок и грудь во время церемоний. Позже палочка превратилась в веер, стала символизировать статус владельца.

Самурайский веер: описание

Каждый самурай имел личный оги. Веера изготавливали различных модификаций и называли гунсен или тэссен. Для его изготовления применяли тонкие полосы из железа, или же их вставляли только по краям веера. Весила такая конструкция от 200 до 500 грамм.

Веер из металла состоит из 8-10 металлических пластин с заточенными ребрами и краями. Единственной формы изготовления не существовало: маленький, большой, с узкими или широкими пластинами. Его носили по необходимости. Если приглашали на официальный прием, тэссен держали в сложенном виде за поясом, но также припрятывали в рукав или за голенище сапога.

Веера богато украшали, наносили инкрустации, изображали солнце и луну, животных, природу, сказочные существа, немного позднее наносят на них герб семьи или специальный знак отличия. Сверху покрывали водостойким лаком или золочением. Веер превратился в символ статуса обладателя. По тому, как оформлена кисточка, прикрепленная к рукояти, судили о степени знатности.

Методика использования

Пользуются боевым тэссеном как в свернутом, так и в раскрытом виде. В сложенном состоянии используют подобно дубинке, а развернутый веер защищал от меча или Пластинки не удержат стрелу, но любой летящий предмет перенаправят в сторону. Рубящие и режущие удары наносили краями острых лезвий по незащищенным участкам тела противника: шее, лицу, по кистям рук, чтобы выбить оружие из рук или ослабить хватку. Если аксессуар находился в сложенном виде, то били ниже и выше колена, чтобы враг потерял равновесие, а раскрытым перекрывали видимость в ближнем бою.

Самураи высоких рангов часто использовали тэссен для самозащиты от противника ниже рангом, ведь пользоваться мечом можно было против достойного соперника. Существовало ограничение на ношение при себе меча в доме, часто запрещали ношение различного оружия, поэтому тэссен получил широкое распространение как прекрасное средство для защиты.

в близком бою

Боевым веером при бое с близкой дистанции противнику можно было закрыть обзор. Поэтому, кроме тэссена, пользовались еще одним видом оружия, часто брали с собой короткий меч танто (который иногда называют ножом, но это противоречит истине, ведь танто относится к коротким мечам). Для рассеивания внимания врага чередовали закрывание и раскрывание веера, что становилось дополнительной помехой для соперника и рассредоточивало его действия.

Тэссен в деле: истории из глубины веков

Известны забавные случаи из истории боевого веера. Самурай Мацумура Сокон считался великолепным мастером рукопашного боя. До сегуна дошла весть о мастерстве и подвигах самурая. Сегуну захотелось устроить представление перед подданными и лицезреть мастера в бою, поэтому он вызвал его к себе и предложил через 10 дней поучаствовать в военном празднике, где Мацумуре предстоит сразиться на арене с быком. Воин решил пойти на определенную хитрость, ведь он не чувствовал уверенности в исходе поединка с разъяренным животным. Он подкупил охрану, где бык стоял в стойле, и все 10 дней пробирался к животному, чтобы за перегородкой бить его боевым веером по морде. Процедура продолжалась, пока бык не падал обессиленный. Спустя пару от одного вида самурая опускалось на колени, чтобы снова не получать побои.

Наступило празднование. Огромное количество народа собралось на трибунах, съехались желающие посмотреть бой великого мастера даже из соседних провинций. Трибуны ревели в предвкушении зрелища, а быка уже выпустили на арену. Мацамура медленно вышел на засыпанную песком площадку, а в его руках был только самый обыкновенный веер. При виде самурая бык взвыл и рухнул перед ним на колени. Публика получила настоящий восторг от увиденного зрелища, а сегун - удовлетворение от подтверждения мастерство своего подданного.

Самозащита и тэссен

Боевым веером пользовались при настоящих схватках, в особенности когда правила запрещали обнажать самурайские мечи, например в доме повелителя. По правилам, когда приходится посещать дом или комнату старшего по рангу, самурай становится на колени и перед собой кладет веер. Касается татами ладонями и после совершает традиционный поклон.

Одному самураю надлежало явиться перед глаза своего господина, чтобы держать ответ за довольно серьезное прегрешение. Подчиненный догадывался, что его в любой момент могут убить, и всячески обдумывал дальнейшие действия. Подручные господина намеревались тяжеловесными створками раздвижной двери сломать ему шею, когда он на минуту остановится для ритуального поклона. Самурай выжил благодаря своей изворотливости. Чтобы не допустить движения дверей, он подсунул боевой веер в дверной желоб. При движении двери отскочили от него, а сам самурай остался невредимым. Господин остался в восторге от находчивости подчиненного, поэтому милостиво даровал прощение.

Боевые аксессуары остались в прошлом

После появления огнестрельного оружия о боевом веере и мече для участия в вооруженных конфликтах стали забывать. Он превратился исключительно в женский аксессуар. Практически ушло в прошлое искусство боя тэссен-дзюцу, и если в современной Японии еще можно отыскать любителей боя при помощи боевого веера для айкидо, кю-до и др. искусств, то это единицы. Нельзя говорить о массовом увлечении этим видом единоборств. Ведь такие тренировки с применением веера с заточенными металлическими краями чрезвычайно опасны, после них остаются глубокие порезы и шрамы.

В разные периоды времени люди в большей или меньшей степени использовали веера. Это приспособление появилось еще в древности. Об этом свидетельствуют памятники изобразительного искусства, а также упоминания в текстах, дошедших до наших дней.

Все веера можно разделить на два вида – не складные и складные. Несомненно, первые в истории веера не складывались. Они представляли собой лист или круг, прикрепленный к ручке. Историки предполагают, что первые опахала появились приблизительно около 9 тысяч лет назад. Однако самые ранние археологические находки относятся к периоду 770 – 256 гг. до н. э. Найденные бронзовые изделия этого времени имели на себе изображения вееров с длинными ручками. Кроме этого, при раскопках в Цзянлине (провинция Хубэй) были обнаружены некоторые части вееров, которые были сделаны из перьев, прикрепленных к деревянной ручке. В те времена наличие веера говорило о достатке и высоком статусе его владельца.

С течением времени форма вееров совершенствовалась. В период Сражающихся царств (V – ІІІ века до н.э.) в обиход входят опахала полукруглой формы, изготовленные из тонких бамбуковых пластинок. Примечательно, что веерами пользовались все слои населения - и императоры, и рабы. Последним опахала помогали перенести жару во время работы. Императоры же любили под ними отдыхать.

Позже для изготовления вееров начали использовать различные материалы. К примеру, для изготовления ручки веера использовали слоновую кость, рога зверей, бамбук и сандал, а украшали его золотом и нефритом.

В Древнем Риме и в Древней Греции опахала делали из широких листьев или перьев (как правило, павлиньих). Их прикрепляли к деревянной или костяной ручке. Названия такого приспособления в разные времена и на разных территориях отличались. К примеру, древние римляне называли веер - флабеллум, а византийцы – рипида. Последним веер достался от язычников. Византийцы применяли рипиды во время церковных богослужений. Именно от Византии Европа унаследовала веера. Изначально, они представляли собой каркас прямоугольной формы, обтянутый тканью. Первые упоминания о европейских веерах встречаются в описях, датирующихся XIV веком. Несколько позже эти опахала появляются на портретах.

В конце XVI века в Европе (сначала в Великобритании, а потом и в других странах) появились первые ост-индийские компании, которые получили право торговли с восточной Индией. Именно в это время корабли впервые начали доставлять в Европу диковинные вещи с Востока. Наряду с другими предметами, большую популярность получил и складной веер, особенно в Венеции, где этот предмет сопровождал большинство женщин во время карнавала. Веер того времени имел форму полукруга и наибольшую популярность приобрел в XVII веке.

Что касается России, то здесь история возникновения веера начинается приблизительно в XVI веке и представлял он собой опахало, сделанное из перьев, прикрепленных к деревянной или костяной ручке. Иногда их украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. Складной веер известен на Руси с XVII века, однако поначалу им пользовались исключительно члены царской семьи и их окружение.

Ситуация поменялась в начале XVIII века, когда Петр I ввел в обиход высших сословий множество западных новинок. Среди них был и веер. Наибольшее распространение этот предмет получил во времена царствования Екатерины II. В этот период он стал практически обязательным атрибутом туалета большинства женщин. Дамы крайне редко выходили в свет без веера. С изменением модных тенденций менялись форма и размер вееров.

Исторически первыми являются нескладные веера: это, как правило, были опахала с ручкой и с экраном в виде листа, флажка, круга. Китайские поэты относили возникновение опахала к эпохе императора У-Вана (второе тысячелетие до н. э.) ; позже появились круглые бумажные веера на ручке, которые в I в. н. э. у Китая заимствовала Япония (веер «утива») . В Древнем Египте опахало служило атрибутом величия фараона, признаком высокого достоинства, эмблемой счастья и небесного покоя; их часто носили лица царской фамилии, которые имели специальный титул – «носитель веера с левой стороны» . Подобные функции имел веер в Индии и Персии. В Древней Греции, Риме, на Крите использовались восточные опахала из листьев и перьев, в частности – павлиньих на деревянной или костяной основе. В Риме такое опахало на ручке называлось «флабеллум» ; этими веерами специальные молодые невольники обмахивали своих хозяек. Овидий упоминает также о «табеллае» – маленьких веерах, которыми пользовались римские щеголи. В росписях античных ваз часто встречаются изображения вееров различных форм. В Византии, которая унаследовала веер от язычников, использовали рипиды – опахала на ручке, которые нашли себе применение в церковном обиходе во время торжественных богослужений (сначала ими просто отгоняли мух от священных даров, а потом они уже приобрели ритуальное значение) . Из Византии веер перешел к варварам и в раннехристианскую Европу. Скудные сведения о светских веерах встречаются в описях имущества XIV века, а чуть позже – изображения первых вееров появляются на портретах. Наиболее распространенная форма веера в XVI веке – четверть круга или прямоугольный флажок на древке.

Складной веер появился на свет гораздо позднее веера-опахала - он был изобретен в Японии в VII веке. Появление складного веера в Китае относится к X веку. Складные веера состояли из плоских резных пластин кости, перламутра, черепахи, дерева и др. , соединенных между собой, или из костяного и т. п. остова, покрытого пергаментом, бумагой, шелком. Веер – важнейшая деталь японского костюма и японского быта. Первые складные веера – «оги» – были принадлежностью мужчины: воины носили эти веера за поясом, наравне с оружием. Потом самураи стали использовать веера для подачи сигналов, и только в X веке веер получает распространение в аристократических кругах. В конце XV – начале XVI вв. складной веер полукруглой формы завезли из Китая в Англию и Испанию – около 1517 года первый веер был привезен из Макао португальцами в числе других дальневосточных древностей и диковин. Из Испании веер перекочевал в Италию, и только потом – во Францию (при Екатерине Медичи) .

Складной веер в форме полукруга открыл совершенно новую блестящую эпоху в жизни веера, расцветом которой стал XVII век – законодательницей моды в этот период была Франция. «Веер в руках красавицы – скипетр на владение миром» , - так поговаривали знатоки тогдашней моды. При выборе царицы бала устроитель празднования посылал ей накануне веер, пару перчаток и цветы.

В России в ту пору такие вещицы были иноземной диковинкой: редкие экземпляры этих изысканных аксессуаров хранились в царской казне наряду с дипломатическими подарками и различными редкими вещами. Так, в описи казны царя Михаила Федоровича (1596-1645) за 1634 год встречается «опахало харатейное (т. е. пергаментное) сгибное, расписанное красками на дереве» . Веер в России только в 18 веке, после массовой европеизации, проведенной Петром Первым, становится таким же значимым элементом светской жизни, как и в Европе, а веерное искусство достигает своего расцвета.

Просмотров